автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Аудитория российского телевидения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Виноградов, Денис Николаевич
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ. Л
§1. Природа телевизионной аудитории.
§2. Методы изучения телевизионной аудитории.
§3. Портрет аудитории современного российского телевидения.
ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И АУДИТОРИЯ: АСПЕКТЫ
СОЦИОКУЛЬТКРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
§1. Влияние развития телевидения на телесмотрение.
§2. Влияние развития аудитории на телесмотрение.
§3. Изменение отношений между телевидением и аудиторией.
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ.
§1. Прогноз телевизионного рейтинга.
§2. Теоретические основы математического моделирования в социологииЛ
§3. Математические модели прогноза рейтингов эфирных событий.
Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Виноградов, Денис Николаевич
Актуальность темы и проблематика исследования.
Современную урбанистическую культуру невозможно представить без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни современного человека. Являясь мощнейшим институтом массовой коммуникации, телевидение выполняет ряд важных для общества и его развития функций: информационную, культурно-просветительскую и развлекательную. Современный российский зритель уделяет телесмотрению более 3-х часов ежедневно, что свидетельствует о существенной роли данного института массовой коммуникации в жизни современного человека.
За последнее десятилетие телевидение претерпело значительные изменения. Они касаются, с одной стороны, телевидения как технического средства, с другой стороны - как института духовного производства. Техническое развитие меняет облик телевидения, увеличивая количество каналов и расширяя географию вещания, совершенствуются технологические возможности распространения и приема телевизионного сигнала.
Рассматривая телевидение как средство духовного производства, можно отметить, что значительно меняется характер транслируемых телевидением программ, содержащаяся в них система ценностей, норм и социальных образцов. Выход за пределы национального вещания позволяет зрителям воспринимать телепрограммы, содержащие культурные стереотипы, отличные от национальных.
Аудитория телевидения также претерпевает изменения. Образ жизни современного зрителя, его ментальная практика значительно отличаются от ситуации конца 80-х и 90-х годов прошлого века. Меняются ценностные ориентации аудитории, ее отношение к телевидению, приоритеты в телесмотрении. Этому способствуют как изменения в самом телевидении, так и происходящие в обществе социальные процессы: смена социальных ориентиров, общественных настроений.
В данной работе диссертант рассматривает взаимоотношение между телевидением как институтом, транслирующим ценности, взгляды, представления и аудиторией. В рамках этого взаимного влияния происходит процесс конституирования духовного мира человека. Из телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей.
Автор выделяет телесмотрение в качестве определенного социального процесса, отражающего взаимоотношения аудитории и телевидения, в рамках которой телевидение оказывает влияние на аудиторию.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы взаимоотношений между телевидением и его аудиторией представлены как в отечественной, так и в западной литературе. Все связанные с темой исследования можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся работы, посвященные рассмотрению телевидения как института, формирующего духовные ценности в обществе. Сюда относятся фундаментальные теоретические труды, изучающие социальное функционирование институтов массовой коммуникации и телевидения в частности. В данной связи необходимо отметить работы исследователей структурно-функциональной традиции (Г. Лассуэлл, Р. Мертон, У.Шрамм)1, а также ряда других авторов, принадлежащих к франкфуртской школе (П. Лазарсфельд, Т.Адорно, В.Беньямина, Г.Маркузе и др.) написанных в контексте критической традиции изучения институтов массовой коммуникации2.
1 Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // The communication of ideas. - N.Y.: Harper, 1948. - P. 37-51; Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action// The communication of ideas. - N.Y.: Harper, 1948. -P.95-108; Schramm W. The story of human communication: Cave Painting to Microchip. - N.Y.: Harper & Row, 1988. - 170 p.
2 Маркузе Г. Одномерный человек. - M: REFL-book, 1994. - 193 е.; Адорно Т., Хоркхаймер M. Диалектика Просвещения. M.: РАН ИС, 1997. - 214 е.; Adorno T.W. The Culture Industry. Selected Esaays on Mass Culture. - London/New-York: Routledge, 2001 - 176 p.
В рамках отечественной научной традиции телевидению всегда по праву отводилась значительная роль, однако в большинстве случаев оно преимущественно рассматривалось лишь как глобальное средство информирования, культурного и идеологического воздействия на массовую аудиторию. Социологические аспекты изучения телевидения нашли отражение в работах Н.Н. Богомоловой, В.М.Вильчека И.П.Лукшина, А.М.Рохлина, В.Саппака, Л.Н.Федотовой, В.В.Шастина, Б.М.Фирсова, М.С.Глейзера, Р.И.Галушко, Г.И.Вачнадзе и ряда других авторов3. Техническому развитию телевидения посвящены труды таких исследователей, как М.И. Кривошеев, В.Г. Федунин, Е. Подберезников, Г.П. Бакулев и другие4, а так же публикации в журнале Broadcasting и в ряде других изданий5.
Ко второй группе относятся работы, связанные с изучением аудитории институтов массовой коммуникации и аудитории телевидения, в частности. В них значительное внимание уделяется изучению эффектов, оказываемых телевидением на аудиторию. Сюда относятся концепция аудитории как массы,
3 Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: РАН ИС, 2001. - 202 е.; Вильчек В.М. Взаимовлияние кино и телевидения как предмет социологического анализа // Кино и телевидение. - М., 1979, С.8-42; Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. - М.: Искусство, 1972. — 190 е.; Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. - Л.:, 1977. - 172 е.; Рохлин A.M., Шастин В.В. Телевидение как искусство. - М.: Издательство "Наука", 1962. - 156 е.; Лукшин, И.П. Социально-эстетическая типология аудитории кино и телевидения // Кино и телевидение. - М., 1979. - С.82-115; Лукшин И.П. Аудитория кино и телевидения: Социально-психологический анализ//Кино и городской зритель. - М.: Искусство, 1978; Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. -120 е.; Саппак B.C. Телевидение и мы. - М.: Искусство, 1968. - 137 с.
4 Кривошеев М.И., Федунин В.Г. Интерактивное телевидение. - М.: Радио и связь, 2000. -334 с; Подберезников Е. Формула взаимодействия. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М.:, 2002 - 72 с; Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: мировой опыт. - М.: ВГИК, 1999. - 98 с; Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2002. - 114 с.
5 Махк М. Телевидение в России - долгий путь от аналога к цифре // Broadcasting. - 2002. -№7. - С.30; Дедов А. Классификация направлений развития интерактивного телевидения (часть1) // Broadcasting. - 2002. - №1. - С.48-51; Москалюк A. Video on demand. // Компьютерное Обозрение. - 2002. - № 9. - С.15-19; Пьяных М. Мультивидение: посттелевизионное поколение СМИ. // Инфобизнес. - 2001. - № 15. - С.36-38; описанная известным социологом Г. Блюмером6. В работах Е.Катца и П. Лазарсфельда, Р. Мертона, М. Яновитца7 провозглашалось "повторное открытие групп". В последнее время большое распространение получила концепция "полезностей и удовлетворения" (uses and gratification), описанная в трудах Г. Блюмера и Е. Катца.
Представители теории культивационного анализа Дж. Гербнер, М. о
Морган и Н. Сигнорелли изучали связь между воздействием телевизионных сообщений, убеждениями и поведением аудитории. Необходимо также отметить посвященные исследованию аудитории труды Д. Маккуэйла9, английского культуролога Р.Вильямса10 и Дженис Редвей11 - исследователя теории "восприятия".
Все перечисленные выше концептуальные теории и ряд других подходов к изучению массовой коммуникации подробно рассмотрены и систематизированы в работе Д.Маккуэйла "Введение в теорию массовой коммуникации" и труде отечественного исследователя М.М.Назарова "Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования"12.
К третьей группе можно отнести труды российских исследователей, созданные в последние десятилетия и посвященные изучению телевизионной аудитории, ее состава, потребностей и поведения. Значительный вклад в изучение анализируемой проблемы внесли работы В.П.Коломийца,
6 Blumer Н. The mass, the public, and public opinion. - Glenkoe, IL: Free Press, 1950. - 194 p.
7 Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence. - Glenkoe, II: Free Press, 1955. - 188 p.; Merton R. Social Theory and Social Structure. - Glenkoe, II: Free Press, 1949. - 153 p.; Janowitz. M. The Community Press in an Urban Setting. - Glencoe, Il:Free Press, 1952. - 192 p.
8 Signorelli N., Morgan M. Cultivation Analysis: New Directions In Media Effects Research. -London: Sage. 1990. - 149 p.
9 McQuail, D. "Mass Communication theory: An introduction (3-rd edition)". - London: Sage. 1994.-273 p.
10 Williams R.The Long Revolution. - Harmondsworth: Penguin, 1961. - 148 p.
11 Radway Janice. Reading the Romance: Women Patriarchy and Popular Literature. - Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1997. - 229 p.
12 Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований". - М.: УРСС, 2000. - 240 е.; McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. - London: Sage. - 273 p.
И.А.Полуэхтовой, А.В.Шарикова13 и ряда других авторов. В трудах этих исследователей проводятся анализ аудитории современного российского телевидения, отношения телезрителей к телевидению как институту массовой коммуникации, жанрового наполнения российского телевидения. Ряд публикаций посвящен рассмотрению российского телевидения в контексте мирового телевидения и сравнению показателей отечественного и зарубежного телевидения. Есть публикации, описывающие исследования телевизионной аудитории посредством изучения рейтингов телевизионных эфирных событий.
Представленная выше литература свидетельствует о многообразии подходов к функционированию телевидения в современном обществе. В России проблема функционирования телевидения становится еще более актуальной, поскольку за последние десять лет произошли существенные изменения во всех аспектах социального бытования телевидения. В диссертации рассмотрено телесмотрение как социальная практика, превращающая индивида в социального актора, наделенного статусом телезрителя, а совокупность телезрителей - в аудиторию телевидения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной диссертационной работе является телевидение как техническое средство и социокультурный институт, с помощью которого происходит трансляция культурных ценностей, стереотипов, социальных практик современного российского общества. Предметом исследования - телевизионная аудитория и телесмотрение как социокультурный процесс.
13 Коломиец В.П. Телепространство глобального мира // Телефорум. - 2002. - №4. - С.28-35; Коломиец В. Инструмент оценки эфира // Искусство кино. - 2003. - №5. - С.5-8; Коломиец В.П. Рейтинг прогнозный - рейтинг фактический (прогнозирование рейтингов телевизионного эфира // Рекламные технологии. - 2000. - №2 - С.21-24; Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение. / Под общей редакцией Коломийца В.П. - М.: Издательство международного института рекламы, 2001. - 392 е.; Полуэхтова И. Телеменю: комплексный обед или а la carte? // Искусство кино. - 2003. - №6. - С.105-113; Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестн. моек, ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - М., 1998. - №1. - С.49-60; Шариков A.B. Ритмы городской телеаудитории России. — М.: ВГТРК, 1997. — 79 е.; Шариков A.B. Исследование аудитории электронных СМИ в России. // в сб.: Измерения аудитории: телевидение, радио, Интернет. -М., 2001. -С.21-33;
Цель и задачи исследования. Цель исследования: на основе анализа телевидения как основного фактора формирования телевизионной аудитории, выявить тенденции телесмотрения в условиях становления коммерческого многоканального телевизионного пространства России.
В этой связи основными задачами исследования являются следующие:
1. Исследовать логику развития телевидения как технического средства и общественного института.
2. Выявить тенденции развития аудитории и ее телесмотрения под воздействием общественных изменений и изменений в самом телевидении.
3. Проанализировать существующие методы прогноза телесмотрения и разработать собственную модель прогноза количественного показателя телесмотрения - рейтинга.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В работе автор опирается на широкий круг положений современной отечественной и зарубежной социологической теории в области изучения институтов массовой коммуникации и их аудитории. В качестве фундаментальной основы исследования используется теоретическая концепция культурологического подхода к институтам массовой коммуникации. Культурологический подход предполагает понимание коммуникации не в виде трансмиссии, а в форме "ритуальной" модели. Коммуникация при таком подходе рассматривается (в нашем случае телевидение как ее разновидность) как символический процесс, посредством которого производится, поддерживается и трансформируется реальность. Такие идеи сформулированы Стюартом Холлом (1980), который в модели "кодирования-декодирования" представлял телевизионную программу как многозначный дискурс, который закодирован согласно смысловой структуре производителя программ, но декодируется согласно смысловым структурам, границам знаний и телесмотрению разнообразной аудитории.
Важнейшей категорией исследования является телесмотрение, описывающее взаимоотношения между телевидением и аудиторией через социокультурную практику социальных акторов - телезрителей.
В работе автор применяет различные методы статистического анализа социологических данных: кластерный анализ, корреляционный анализ; теоретические методы: системный и сравнительный анализ; математические методы сглаживания данных и построения трендов. Также в работе использованы методы математического моделирования: метод временных рядов и метод выделения однородных групп объектов.
В исследовании автор опирается на большое количество эмпирических данных. Автор провел вторичный анализ результатов социологических исследований. К ним относятся исследования "Телевидение глазами телезрителей 2000-2003" (научный руководитель проекта профессор Коломиец В.П.), проведенные Аналитическим Центром "Видео Интернешнл" совместно с социологической компанией ВЦИОМ в 2000-2002 годах и компанией «Фонд «Общественное мнение» в 2003 году. Все исследования представляют собой общероссийский опрос с использованием метода личных стандартизированных интервью:
• Телевидение глазами телезрителей 2000. Выборка: 2000 человек, репрезентирующая городское население России в возрасте старше 15 лет. Время проведения: поле: 2-20 октября 2000 г.
• Телевидение глазами телезрителей 2001. Выборка: 2000 человек; репрезентирующая городское население России в возрасте старше 15 лет; 74 населенных пункта. Время проведения: поле: декабрь 2001 г.
• Телевидение глазами телезрителей 2002. Выборка: 2000 человек; репрезентирующая городское население России в возрасте старше 15 лет; 74 населенных пункта. Время проведения: поле: ноябрь-декабрь 2002 г.
• Телевидение глазами телезрителей 2003. Выборка: 2189 человек; постоянно проживающее в городах и поселках городского типа население в возрасте от 15 лет, имеющее дома хотя бы один исправный телевизор. Время проведения: поле: октябрь-ноябрь 2003 г.
Так же для вторичного анализа данных автором использовались результаты исследования "Eurodata TV 2001-2003". В рамках этого исследования французская исследовательская компании Mediametrie собирает и обобщает заинтересованным пользователям данные существующих в мире национальных систем измерения телеаудитории.
• В 2001 году в проект Eurodata TV было включено 70 стран с электронными или дневниковыми измерениями, которые репрезентируют население 1 млрд. 300 млн. человек.
• В исследовании 2002 года в проект Eurodata TV содержится информация о телесмотрении в 72 странах мира с электронными или дневниковыми измерениями.
• В 2002 году в проект Eurodata TV добавился Китай. Тем самым исследование стало содержать информацию о телесмотрении в 73 странах мира с электронными или дневниковыми измерениями, которые репрезентируют население 2 млрд. 500 млн. человек.
Кроме того, в работе автор использует данные ряда социологических компаний, в частности, лидирующего игрока в области измерений телесмотрения TNS Gallup Media (проект TV-Index). На период 2002-2003 годов, на базе которого автор проводил свои исследования, электронная измерительная панель компании TNS Gallup Media репрезентировала все население российских городов с населением более 100.000 человек в возрасте от 4 лет. Количество респондентов в течение этого периода колебалось в интервале от 4.000 до 5.000.
Все статистические данные в работе рассчитаны по каналам российского телевидения: Первый, Россия, НТВ, СТС, ТВЦ, Культура, РЕН ТВ, ТНТ, 7ТВ, МУЗ ТВ, MTV и ТВ-3. Все эти каналы вещают из Москвы, охватывают большую часть территории России и занимают более 80% времени в телесмотрении российской аудитории.
Научная новизна диссертации и положения, выносимые на защиту.
Настоящая работа представляет одну из первых попыток анализа изменения аудитории российского телевидения, ее качественных и количественных характеристик, практики телесмотрения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• На основе анализа технического развития телевидения доказано, что развитие цифрового и спутникового вещания приводят к качественному и количественному росту выполняемых телевидением услуг и выходу телевидения за пределы исторических социокультурных ареалов.
• Выявлены тенденций развития телевизионной аудитории: дифференциация различных социально-демографических страт аудитории по каналам и индивидуализация телепотребления, которая заключается в формировании зрителями личных карт телесмотрения.
• На основе анализа социокультурной практики телесмотрения доказано наличие существенных изменений в жанровой структуре телепотребления, связанных с увеличением количества развлекательных программ, а так же развитие фонового и клипового телесмотрения.
• Разработана собственная математическая модель прогноза количественного показателя телесмотрения эфирных событий на основе анализа основных существующих методов прогноза. Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении основных тенденции в развитии телевидения, аудитории и прогнозе изменений отношений между телевидением и аудиторией. Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, позволяют глубже понять природу современной российской аудитории и ее зависимость от таких факторов, как коммерциализация и техническое развитие телевидения, рост его развлекательной функции, увеличение количества каналов, ритм жизни аудитории и индивидуализация телепотребления.
Выводы и результаты, к которым пришел автор в ходе своего исследования, могут быть использованы в практической деятельности телевизионных каналов, а так же организаций, занимающихся исследованием телевидения. Разработанная автором модель прогноза количественных показателей телесмотрения имеет практическое применение в деятельности отдела прогнозирования Аналитического Центра "Видео Интернешнл".
Ряд сделанных в диссертации выводов и теоретических обобщений может быть использован при чтении курсов лекций для студентов социологических, психологических факультетов и факультета журналистики.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре 2004 года. Материалы данной диссертационной работы изложены в публикациях автора, освещены в докладах на конференциях: "Ломоносовские чтения 2002-2004", "Сорокинские чтения 2004".
Заключение научной работыдиссертация на тему "Аудитория российского телевидения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы подведем основные итоги нашего исследования.
Телевидение имеет исключительно важное значение для современного зрителя, для организации его досуга и формирования представлений о мире.
В работе автором рассмотрены факторы, оказывающие влияние на изменения отношений между телевидением и аудиторией. Они условно разделены на 2 группы. Первая группа это факторы, связанные с развитием телевидения: техническое развитие и коммерциализация телевидения. Эти факторы оказывают влияние на место телевидения в обществе и жизни человека, в структуре ИМК, выполняемые телевидением функции и воздействие телевидения на аудиторию. Ускорение технического прогресса и скорости течения общественных процессов приводят к тому, что развитие телевидения оказывает все большее влияние на телесмотрение аудитории.
Техническое развитие телевидения приводит к увеличению количества телевизионных каналов, расширению спектра выполняемых телевидением услуг и функций и увеличению возможности управлять своим телепотреблением. Увеличение возможностей зрителей управлять своим телепотреблением, основанное на увеличении количества телевизионных каналов, приведет к тому, что каждый зритель будет выделять для себя несколько каналов, определяющих сферу его социокультурных потребностей. Последствия технологического развития телевидения порождают, в свою очередь, такие тенденции в телесмотрении, как дифференциация телевизионной аудитории, рутинизация телевидения для телеаудитории и оказывают влияние на временную структуру телесмотрения.
Возникновение кабельного телевидения явилось основой многих изменений в телесмотрении. Оно привело к увеличению каналов и, как следствию, дифференциации аудитории. Кабельное телевидение позволило сделать первые шаги к интерактивности процесса телесмотрения. Оно же положило начало коммерциализации телевидения и явилось основанием для создания узкоспециализированных и местных каналов и, как следствие, аудиторий.
Появление спутникового телевидения привело к возникновению глобальной аудитории; внесло свою лепту в разделение аудитории на основе доступа к информационным потокам. Так же спутниковое телевидение создало возможность стать телезрителем в любой точке планеты.
Возникновение цифрового телевидения приводит к увеличению транслируемых каналов, что ведет к дифференциации аудитории и возникновению узкоспециализированных аудиторий; делает телепотребление более избирательным и индивидуальным; способствует расслоению аудитории на информационно неравные страты.
Интерактивное телевидение превращает телепотребление в творческий активный процесс. Оно привносит индивидуализацию выбора и потребления; порождает информационное неравенство в аудитории и увеличивает телепотребление и зависимость аудитории от телевидения.
Коммерциализация телевидения привносит в функционирование института телевидения законы рынка. Тем самым она способствует появлению специализированных аудиторий, готовых платить за просмотр, и созданию однородной унифицированной аудитории центральных эфирных каналов. Коммерциализация телевидения приводит к увеличению массовости части телевизионной аудитории и увеличению количества развлекательных программ.
Ко второй группе факторов относятся тенденции, которые являются свойствами аудитории и ее повседневной жизни. К этим факторам автор отнес: ритм жизни аудитории, дифференциацию и массовость аудитории.
Пользуясь результатами исследований о ритме жизни россиян и структуре телесмотрения российской телеаудитории, автор продемонстрировал зависимость структуры телесмотрения аудитории от ритма ее жизни. Сравнение французской и российской ситуации в телесмотрении и ритме жизни является дополнительным доказательством этой зависимости.
Повторяемость жизненного ритма телезрителей приводит к цикличности в телесмотрении аудитории. В работе рассмотрены три уровня цикличности телевизионной аудитории: суточный, недельный и сезонный. Проведенные автором исследования с использованием эмпирических данных компании TNS Gallup Media подтверждают наличие этих закономерностей и позволяют определить структуру этих закономерностей.
Одной из значимых тенденций в телесмотрении, по мнению автора, является дифференциация аудитории по каналам. Увеличение количества и разнообразия телевизионных каналов неизбежно приводит к дифференциации аудитории. Человек в современном обществе легко перемещается от одной субкультуры к другой, от одного жизненного стиля к другому. Проведенное автором исследование телесмотрения различных социально-демографических страт аудитории отражает дифференциацию российской аудитории относительно телевизионных каналов и временной структуры телесмотрения.
Приведенные автором результаты исследований дифференциации аудитории относительно своих телевизионных потребностей и отношения к телевидению продемонстрировали неоднородность российских телезрителей и структуру их разделения на группы в соответствии с различными моделями телесмотрения.
Наряду с процессом дифференциация аудитории происходит процесс укрепления однородности и унифицированности аудитории. Это выражается в том, что, несмотря на значительное увеличение телевизионных каналов, их наполнение зачастую мало чем отличается. Ориентация на рейтинг диктует создание массового продукта для массовой аудитории. Одинаковые лидеры эфира в разных странах и слабая дифференцированность центральных российских каналов являются подтверждением этого процесса.
Автор попытался примирить друг с другом две, кажущиеся противоречивыми тенденции: дифференциации аудитории и возрастание ее массовости и пришел к следующему выводу: от общедоступных каналов телезритель все больше ждет развлечений и привычных форматов. За специфической информацией - общеобразовательного, просветительского, событийного, аналитического и прочего характера - он предпочитает обращаться, если имеется возможность, к специализированным каналам.
Рассматривая отношение телевизионной аудитории к телевидению и процессу телесмотрения, автор выдвинул и доказал гипотезу об рутинизации телевидения: изменению отношения к телевидению от несущего в мир свет голубого экрана к фоновому обыденному явлению. Подтверждением гипотезы является появление и рост нового неклассического телесмотрения, основанного на частом переключении каналов и использовании телевизора как фона для других дел.
Автор рассмотрел телевизионное содержание, как фактор, влияющий на телесмотренме аудитории. В России и во всем мире происходит увеличение доли развлекательного вещания и уменьшение доли культурно-просветительского вещания, что приводит к культурному опустошению аудитории и появлению аудитории, относящейся к телевидению, как к средству развлечения с соответствующими структурой и стилем телепотребления.
Канал "Культура", как оплот культуры и просвещения на российском телевидении, привлекает людей, испытывающих потребность в высокой культуре (это в основном люди в высшим образованием) и людей "старой закалки", которые не привыкли к современному российскому телевидению и плохо воспринимают его наполнение.
Изучение тенденций в телесмотрении аудитории и факторов влияющих на телесмотрение является базой для прогнозирования телесмотрения аудитории. Автор рассмотрел основные существующие на сегодняшний день методы прогноза телевизионного рейтинга. Это экспертный, компьютерный, комбинированный, усредненный методы и метод прогнозирования смотрения отдельных респондентов. Автор описал необходимые для различных методов прогноза данные и алгоритмы прогноза. Так же автором проведено сравнение различных методов, указаны их слабые и сильные стороны.
Для прогнозирования рейтингов необходимо иметь фактические данные о прошедших эфирных событиях за определенный период времени, а так же ряд расчетных коэффициентов.
Преимущества экспертного метода прогноза телевизионных рейтингов заключаются в чутье эксперта, возможности экспертной оценки новых программ и прогнозе нестандартных, неповторяющихся эфирных событий. Так же только эксперт может учесть такие факторы, как рост или падение канала, обещания канала, изменение руководства или эфирной политики канала.
Компьютерное прогнозирование лучше экспертного в области вычислительной мощи, количества используемых данных и сложности используемых алгоритмов. Но проигрывает при прогнозе новых программ, нестандартного программирования и в неформализуемых ситуациях.
Комбинированное прогнозирование оставляет компьютеру рутинную, формализуемую, пусть и трудоемкую работу, а человеку остается творческая и интеллектуальная деятельность.
Усредненный прогноз позволяет использовать для прогноза несколько источников прогноза, избегая при этом сильных ошибок. При правильном подборе коэффициентов и использовании некоррелирующих источников прогноза он является более точным, чем любой из используемых источников.
Автором выдвинута и доказана гипотеза о том, что большинству телезрителей нужно не что-то конкретное в телевизионном эфире, а просто наличие этого эфира, наличие потока информации и образов. Эту гипотезу подтверждает неизменность величины общего телесмотрения в рамках одного месяца, дня недели и времени и данные опроса, показывающие, что привычка в проведении досуга является основной причиной включения зрителями телевизора.
Автором описан и проиллюстрирован на основе данных о телесмотрении тот факт, что суммарный рейтинг нескольких каналов имеет меньшие колебания, чем отдельный рейтинг канала. Общее телесмотрение одного и того же временного интервала имеет практически только сезонные колебания. Это помогает прогнозировать рейтинг программ с учетом рейтингов на других каналах.
Ошибка прогноза рейтингов в России обязана своим существованием прежде всего следующим факторам: состояние телевизионного эфира (его динамичность и подвижность), состояние инструмента сбора и обработки информации, количество целевых групп для продажи рекламных возможностей, состояние внешней (по отношению к телесмотрению) среды (погода, общественные события и т.п.).
Предложенные автором математические методы временных рядов для прогноза рейтингов эфирных событий позволяют адекватно отражать тенденции телесмотрения аудиторией выбранного эфирного события и прогнозировать его рейтинг с достаточной степенью точности. Создание компьютерной программы, реализующей эти методы, даст возможность быстрого прогноза большого количества эфирных событий.
Прогнозирование телевизионных показателей посредством прогнозирования телесмотрения каждого респондента отдельно открывает новые возможности в прогнозировании. В частности, появляется возможность прогнозировать охват телевизионной аудиторией нескольких телевизионных событий. Проведенные автором исследования в области прогнозирования телесмотрения каждого респондента привели к доказательству следующей гипотезы: возможно выделение группы респондентов, телесмотрение которой с допустимой степенью точности (не более 15%) повторяет телесмотрение всех респондентов.
Одновременно, автором было опровергнута гипотеза: возможно разделить респондентов на группы по сходной структуре телесмотрения так, чтобы построение прогноза рейтинга эфирного события, являющегося функцией от прогноза телесмотрения каждой группы респондентов отдельно, дало более точный прогноз, чем прогноз без учета смотрения отдельных респондентов и групп респондентов.
Список научной литературыВиноградов, Денис Николаевич, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Книги и брошюры
2. Андрунас Б.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. -М.: Издательство МГУ, 1991. 210 с.
3. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., МГУ, 1976. - 212 с.
4. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение 20 век. Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968. - 198 с.
5. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 156с.
6. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1976. - 119 с.
7. Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: мировой опыт. М.: ВГИК, 1999.-98 с.
8. Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2002. - 114 с.
9. Бакулев Г.П, Конвергенция медиа и журналистики / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2002. - 109 с.
10. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых. М.,1996. - 178 с.
11. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.:Логос, 2002. - 162 с.
12. Башаратьян М.К. Коммуникавистика. Библиограф. Указ.: Учебное пособие. М., 2002. - 264 с.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.- 149 с.
14. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия: -М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. 174 с.
15. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
16. Бестужев-Лада И.В., Варыгин В.Н., Малахов В.А. Моделирование в социологических исследованиях. М.: Издательство "Наука", 1978. - 103 с.
17. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: МГУ, 1991.- 120 с.
18. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. Поэтика и политика. М., 1999. -130 с.
19. Борецкий Р. ОСТОРОЖНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ! М.: Издательство ИКАР, 2002. - 260 с.
20. Борискин В.В. Правовые основы телевизионного и радовещания в Российской Федерации / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2002. - 104 с.
21. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. - 432 с.
22. Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: в 2-х томах: Т.1. Пер. с англ. М.: Мир, 2001. - 509с.
23. Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: в 2-х томах:Т.2. Пер. с англ. М.: Мир, 2001. - 557с.
24. Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2001. - 54 с.
25. Буданцев Ю.П. Социология СМК, М., 1991. - 125 с.
26. Бузин В.Н. Основы медиапланирования: курс лекций. М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002.
27. Бурдье П. О телевидении и журналистике М.: Прагматика культуры, Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.
28. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие. М.:Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
29. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1998.-206 с.
30. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации, их аудитория, технология, бизнес, политика. Тбилиси: Ганатлеба, 1983. - 670 с.
31. Веселов C.B. Маркетинг в рекламе (в 3-х частях). М.: Издательство международного института рекламы, 2003. - 376 с.
32. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. - 171 с.
33. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск 3: Калининградская область. Сборник материалов. Под редакцией В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2001 г. - 130 с.
34. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск 6: Белгородская и Воронежская области. Сборник материалов. Под редакцией В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002 г. - 160 с.
35. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск 4: Прикаспийский регион. Сборник материалов. Под редакцией В.П. Незнамова и А.Б. Парканского. М.: ВГТРК, 2002 г. - 62 с.
36. Всемирный доклад по коммуникации и информации 1999-2000 гг М.: Бизнес-Пресс, 2000. - 172 с.
37. Галушко Р.И. Западное телевидение и "массовая культура". М.,1991. -153 с.
38. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР: даты и факты (1917-1986). -М.: Искусство, 1989. 177 с.
39. Голядкин H.A. Анализ аудитории: Учебное пособие для менеджеров телевидения и радио / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2000. - 40 с.
40. Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 1996. - 123 с.
41. Голядкин H.A. ТВ информация в США / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 2001. - 232 с.
42. Голядкин H.A. Телепрограммирование в США: специфика и приемы / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. -М., 1997.- 18 с.
43. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации.- М.: Издательство "РИП-Холдинг", 2001. 227 с.
44. Дьякова Е. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. - 299 с.
45. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. - 196 с.
46. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.:Воскресенье, 1999. 416 с.
47. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., Изд-во Моск. ун-та, 1999.-271 с.
48. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова и др. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов./ Под редакцией Я.Н. Засурского. М.:Аспект Пресс, 2003. - 259 с.
49. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. / Толковый словарь терминов и концепций. М.: Издательство МГУ, 1999. - 301 с.
50. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: изд-во МГУ, 1995. - 125 с.
51. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний. / Под общ.ред. Шарикова A.B. М.: Национальная ассоциация телевещателей, 1997. - 67 с.
52. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 543 с.
53. Кривошеев М.И., Федунин В.Г. Интерактивное телевидение. М.: Радио и связь, 2000. - 334 с.
54. Количественные методы в социологии. М.: Издательство "Наука", 1966.-356 с.
55. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр.(Братья Карич), 1997 - 302с.
56. Коробейников B.C. "Редакция и аудитория: социологический анализ". -М., 1983.-201 с.
57. Коробейников B.C. Энциклопедический социологический Словарь под ред. Академика РАН Осипова Г.Н. 1995.
58. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2000. - 224 с.
59. Лебедев Н. Кино и зритель. М., 1969. - 145 с.
60. Локан Ж. Телевидение: психоанализ / Пер. с фр. М.:Гнозис, 2000. - 80с.
61. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х т. М: Искусство, 1983. - 292с.
62. Маркузе Г. Одномерный человек. М: REFL-book, 1994. - 193 с.
63. Маслов П.П. Статистика в социологии. М., 1971. - 144 с.
64. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Молчнова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: Психология, 2000. - 362 с.
65. Математические методы в современной буржуазной социологии. Сборник аналитических обзоров. -М.: Академия наук СССР, 1978. 208 с.
66. Математическое моделирование социальных процессов. Выпуск 2. -М.: МГУ, 1999.-68 с.
67. Математическое моделирование в социологии. Методы и задачи. -Новосибирск, Издательство "Наука" сибирское отделение, 1977. 340 с.
68. Материалы 5 международного конгресса HAT "Погресс технологий телерадиовещания". Измерение аудиторий: ТВ, Радио, Интернет. М., 2001. -153 с.
69. Михалкович В.И. О сущности телевидения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 1998. - 50 с.
70. Моделирование социальных процессов. М.: Издательство "Наука", 1970.-228 с.
71. Моисеев H.H. Математик задает вопросы. М., 1974. - 174 с.
72. Муратов С. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических предст.). - М.:Логос, 2001. - 240 с.
73. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. - 201 с.
74. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000. - 240 с.
75. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Издательство "Наука", 1977. - 183 с.
76. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных завелений. Изд. 2-е, перераб и доп. М.: Логос, 2001. -296 с.
77. Подберезников Е. Формула взаимодействия. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М.:, 2002 - 72 с.
78. Половозрастная структура городской телеаудитории России в 1997 году. / Авторы-составители: Шариков A.B., Васильева О.И., Дутов А.И., Фиалков A.B. Под общ.ред. Шарикова A.B. М.: ВГТРК, 1998. - 136 с.
79. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001. - 349 с.
80. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд. Московского университета, 2000. - 334 с.
81. Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М., 1998. - 216 с.
82. Рохлин A.M., Шастин В.В. Телевидение как искусство. М.,1962. - 156с.
83. Саппак B.C. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1968. - 137 с.
84. Сапунов Б.М. Культурология телевидения / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 1999. - 48 с.
85. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой коммуникации / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М.,1998. 84 с.
86. Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект пресс, 2003. - 223 с.
87. Средства массовой информации постсоветской России./ Уч. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002. - 303 с.
88. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, B.JI. Цвик, А .Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, Изд-во "Высшая школа", 2002. - 304 с.
89. Телерекламный бизнес. Информационно-аналитическое обеспечение. / Под общей редакцией Коломийца В.П. М.: Издательство международного института рекламы, 2001. - 392 с.
90. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта запада. М.: МГИМО, 2000. - 224с.
91. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT",1999. -261 с.
92. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. - 246 с.
93. Федотова JI.H. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: РАН ИС, 2001. - 202 с.
94. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1972. -190 с.
95. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л.:, 1977.- 172 с.
96. Хант Ли. Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушн. Пер. с англ. М.: Интерньюс-Россия, 2001. - 186 с.
97. Хлебородов В.А., Олефиренко П.П. Телевидение и радиовещание: Словарь терминов / Под ред. Кривошеева М.И. Жуковский: ЭРА, 1999 - 231 с.
98. Хмара Г. "Место телевидения в системе массовых коммуникаций". -М., 1966.-204 с.
99. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М:,1997. 214 е.;
100. Цвик B.JI. Телевидение: системные характеристики. М., 1998. - 234 с.
101. Шариков A.B. Ритмы городской телеаудитории России. М.: ВГТРК, 1997.-79 с.
102. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М.: Издательский дом Социальные отношения, издательство Перспектива, 2003. -248 с.
103. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. - 163 с.
104. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. -М.: Издательство "Статистика", 1976. -214 с.
105. Юровский А. Телевидение — поиски и решения. М.:МГУ, 1983. - 211с.
106. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. - 596 с.
107. Ясавеев И.Г. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. - 224 с.
108. Abercrombie N., Audiences: A sociological theory of performance and imagination / N. Abercrombie and Brian Longhurst. London: Sage, 1998. - 180 p.
109. Adorno T.W. The Culture Industry. Selected Esaays on Mass Culture. London. New-York: Routledge, 2001. - 176 p.
110. Blumler H., Katz E. The Uses of Mass Communications: Current Perspectives on Gratification Research. Beverly Hills: Sage, 1974. - 235 p.
111. Fiske J. Introduction to Communicatuon Studies. London: Routledge, 1982.- 192 p.
112. Fiske J. Television Culture. London: Methuen, 1987. - 174 p.
113. Fiske J. Understanding popular culture. London, 1992. - 146 p.
114. Hall S. Culture, Media, Language. London and Melbourne: Hutchinson, 1980.-211 p.
115. Herzog H. Motivations and Gratifications of Daily Serial Listeners/ Paul Lazarfeld and Frank Stanton, eds, Radio Research, 1942-1943. NY, 1944. - 264 p.
116. Janowitz. M. The Community Press in an Urban Setting. Glenkoe, Il:Free Press, 1952.- 192 p.
117. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence. Glenkoe, II: Free Press, 1955. -188 p.
118. Living Room Wars: Rethinking Media Audiences for a Postmodern World. -London:Routledge, 1996. 175 p.
119. Mass Media Dictionary, special edition (USA, "National Textbook company"). -М.:Русский язык, 1992 г. -317 p.
120. McCombs M.E., Shaw D.L. The agenda settings function of mass media. Public Opinion Quaterly. 1972. Vol. 36. - 227 p.
121. McQuail, D. "Mass Communication theory: An introduction (3-rd edition)". London: Sage, 1994. - 273 p.
122. Merton R. "Social Theory and Social Structure". Glenkoe, II: Free Press, 1949.- 153 p.
123. Morley D. Family Television: Cultural Power and Domestic Leisure. -London: Comedia, 1989. 167 p.
124. Morley D. The Nationwide Audience. 1980. - 139 p.
125. Radway Janice. "Reading the Romance: Women Patriarchy and Popular Literature." Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1997. - 229 p.
126. Schramm, W. The process and Effects of Mass Communication. Urbana. -1954.-213 p.
127. Schramm W. The story of human communication: Cave Painting to Microchip. N.Y.: Harper & Row, 1988. - 170 p.
128. Severin and Tackard, "Uses of the media", in Communication Theories, 4-th edition. 1997.- 163 p.
129. Signorelli N., Morgan M., Cultivation Analysis: New Directions In Media Effects Research. London: Sage, 1990. - 149 p.
130. Statistical Yearbook. Cinema, Television, Video and New Media in Europe/European Audiovisual Observatory. Strasburg, 1995. - 205 p.
131. Steiner G. The people look at television. A study of audience attitudes. -N.Y., 1963.-223 p.
132. Stephenson W. The Play Theory of Communication. Chicago, 1967. - 1371. P
133. Television, Audiences and Cultural Studies. London: Routledge, 1992. -175 p.
134. Williams R. The Long Revolution. Harmondsworth: Penguin, 1961. - 1481. P1. Статьи
135. Акопов А.З. Практика программирования эфира телевизионного канала. // Телефорум. 2001. - №5 - С.37-40.
136. Аникеева Т.Я "Психологический анализ аудитории телепрограмм, посвященных классической музыке" / Вестник МГУ, серия №14, Психология. -1994.-№4.-С.12-14
137. Богословская К.А. Идол // Искусство кино. 2003. - №5. - С. 15-22
138. Борецкий Р. На всю оставшуюся жизнь .(О роли телевидения в формировании обществ. Сознания) // Новое время. 2001. - №6. - С.34-35
139. Бугаев С.В. Средства массовой информации и их влияние на человека, общество // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. -Белгород, 1999. Вып.2 - С.94-96
140. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информ. общество. -М., 1999. -№5.-С.11-14
141. Василевский Ю.А. Телевидение и интернет // Техника кино и телевидения. 2001. - №2. - С.7-9
142. Виноградов Д.Н. Сезонная и канальная составляющая в изменении рейтингов телевизионных каналов // Телефорум. 2002. - №3. - С.45-47
143. Виноградов Д.Н. Цикличность телевизионной аудитории. // Материалы международной научной конференции "Ломоносов 2004". Россия и социальные изменения в социальном мире. Сборник статей аспирантов в 3-х томах. Том 1. - М:МАКС Пресс, 2004. - С.287-300
144. Возрастно-половой состав и состояние брака. М.:ИИЦ "Статистика России", 2004. - 416 с. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т./ Федер. служба гос. статистики; Т.2)
145. Габриэлян С.К. К построению системной модели оптимизации взаимодействия средств массовой коммуникации с аудиторией // Вестн. Ун-та / Гос.ун-т упр. Сер.: Социология и упр. Персоналом. 2000. - №1. - С.72-81
146. Дедов А. Классификация направлений развития интерактивного телевидения (часть1) // Broadcasting. 2002. - №1. - С.47-50
147. Дедов А. Классификация направлений развития интерактивного телевидения (часть2) // Broadcasting. 2002. - №2. - С.40-42
148. Журавель Ю., Живова Е., Александров В. Регулирование вопросов координации, регистрации и назначения частот для радиоэлектронных средств подвижной спутниковой службы // Broadcasting. 2002. - №5. - С.26-29
149. Закон о средствах массовой информации. М.: ПРИОР, 2000. - 30 с.149.3елютина И.Б. О зрительских предпочтениях каналов зарубежного иотечественного телевидения // Социология. М., 2000. - №3. - С.93-95
150. Ковалёв П. Привычки телесмотрения, или как мы смотрим телевизор. // Телефорум. 2002. - №8. - С.58-61
151. Козлов А., Пестряков А., Фень С. Системы непосредственного спутникового цифрового радиовещания // Broadcasting. 2002. - №5. - С.56-57
152. Коломиец В П. Инструмент оценки эфира // Искусство кино. 2003. -№5. - С.5-8
153. Коломиец В.П. Размещение рекламы по прогнозным рейтингам: проблемы базовой информации // Реклама. 1998. - №1. - С.32-35
154. Коломиец В.П. Размещение рекламы на ТВ: технологические и информационные аспекты // Рекламные технологии. 1999. - №6. - С. 14-18.
155. Коломиец В.П. Рейтинговая доля. // Отечественные записки. 2003. -№4(13).-С.З52-360
156. Коломиец В.П. Рейтинг прогнозный рейтинг фактический (прогнозирование рейтингов телевизионного эфира) // Рекламные технологии. -2000.- №2. - С.21-24
157. Коломиец В.П. Рекламный рынок: Реалии, прогнозы и слабое звено // Рекламный мир. 2003. - №1.- С.21-24
158. Коломиец В.П. Телепространство глобального мира // Телефорум. -2002.-№4.-С.28-35
159. Коломиец В.П. Телевизионный канал как бренд // Телефорум. 2001. -№3. - С.36-41
160. Лесневский Д. Последний искренний // Искусство кино. 2002. - №12. - С.13-17
161. Лесневский Д.: Яептабельное телевидение? // Индустрия рекламы. -№3. 2002.-С.41-53
162. Любимов Б.И. Великобритания и глобализация мирового телерадиовещания // Вестн. моек, ун-та. Сер. 10, Журналистика. М., 1999. -№6. - С.49-65
163. Махк М. Телевидение в России долгий путь от аналога к цифре // Broadcasting. - 2002. - №7. - С.28-32
164. Москалюк A. Video on demand. // Компьютерное Обозрение. 2002. - № 9. - С.15-19.
165. Муратов С. Смена эпох .// Искусство кино. 1996. - №1. - С.47-51
166. Муратов С. Общественное вещание как миф и реальность // Среда. -2000. -№12(27).-С.31-34
167. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социал.-гуманит. знания М., 1999. - №5. -С.11-21
168. Ослон А. В тисках рейтинга // Искусство кино. 2003. - №5. - С.9-14
169. Павлов В. О поэтапном переводе спутниковых распределительных сетей телерадиовещания на цифровые технологии // Broadcasting. 2002. - №6. -С. 18-24
170. Павлов В. Интерактивное цифровое телевидение в инфрокоммуникациях России // Broadcasting. 2002. - №1. - С. 18-30
171. Познер В. "На нашем телевидении очень мало рекламы" // Индустрия рекламы. №2. - 2001. - С.35-37
172. Полуэхтова И.А. Мировое телевидение: динамика рынков и зрительских предпочтений. // Телефорум. 2002. - №9-10. - С.60-70
173. Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестн. моек, ун-та. Сер. 18, Социология и политология. М., 1998. - №1. -С.49-60
174. Полуэхтова И. Телеменю: комплексный обед или a la carte? // Искусство кино. 2003. - №6. - С. 105-113
175. Полуэхтовой И.А. Телеменю и телепотребление.// Отечественные записки. 2003. - №4(13). - С.52-57
176. Припачкин Ю. Развитие кабельных сетей приобретает массовый характер // Broadcasting. 2002. - №2. - С. 18-23
177. Пьяных М. Мультивидение: посттелевизионное поколение СМИ. // Инфобизнес. 2001. - № 15. - С.36-38
178. Роднянский А. Первый развлекательный // Искусство кино. 2002. -№12. - С.6-12
179. Роднянский А. Я против публикации рейтингов // Искусство кино. -2003. №5. - С.23-28
180. Розанова Ю.М. Телевидение и государство: теоретические модели взаимодействия и российская практика // Вестн. моек, ун-та. Сер. 18, Социология и политология. М., 1997. - №4. - С.107-122
181. Сергеев М. Цифровое вещание: цель или средство // Broadcasting. -2002. -№6.-С.48-51
182. Склярова Я. Сетевое вещание в США // Среда.- 2001. № 10(34). -С.29-32
183. Спорышев Р.В. Интерактивное телевидение в России. // Экономика XXI века. 2001. - № 8. - С.9-14.
184. Тимофеев В. Цифровое телевидение работа энтузиастов // Broadcasting. - 2002. - №5. - С. 12-18
185. Хлебников В. Телерадиосеть: модернизация либо деградация // Broadcasting. 2002. - №5. - С.20-24
186. Шариков А.В. Исследование аудитории электронных СМИ в России. // в сб.: Измерения аудитории: телевидение, радио, Интернет. М., 2001. - С.21-33
187. Шариков А. Основные тенденции в исследованиях аудитории электронных СМИ. / в сб.: Прогресс технологий телерадиовещания: материалы Международного конгресса HAT. М.: Национальная ассоциация телерадиовещателей, 2001. - С.115-118
188. Шариков А. Телевизионная аудитория в период освещения событий особой социальной значимости. / в сб.: Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития: тезисы научно-практической конференции. 4.6. М., 2001. С.43-45
189. Gerbner G. Gross L., Morgan M., Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspecve. // Media effects: Advances in theory and research. NJ: Erlbaum. - 1994. - P. 17-41
190. Gerbner G. Gross L., Morgan M., Signorielli N. Aging with television: Images on television drama and conceptions of sicial reality. // Journal of Communication. 1980. - № 30(1). - P. 37-47
191. Lasswell H.D. The structure and fonction of communication in society // The communication of ideas. N.Y.: Harper, 1948. - P. 37-51
192. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action// The communication of ideas. N.Y.: Harper, 1948. -P.95-1081. Диссертации
193. Васильев C.A. Реклама как фактор трансформации отечественного телевидения. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук М., 1997.- 146 с.
194. Осипов М.С. Диверсификация отечественного телевидения: социологические аспекты анализа. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. М., 2004. - 173 с.
195. Ресурсы INTERNET и печатные документы
196. Вершинская О.Н., Мельников И.И., Тюрюканова Е.В. Воздействие информационных и коммуникационных технологий на российское общество. http://www.compulog.ru/msdos/compulog/1999/archive/a4.html, 2004.
197. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Переход России к информационному обществу: вызов времени http://www.sakha.ru/inform/01 .htm. 2004.
198. Ревич Ю. Интерактивное телевидение: технология порождает рынок. http://ricn.ru/aton/digest/iDigestl9112000.shtml
199. Русско-английский глоссарий по информационному обществу. http://www.iis.ru/glossarv/, 2004.
200. Социологическое исследование: "Телевидение глазами телезрителей -2001" http://www.internews.ru/sociology/audience/index.html. 2004.
201. Терехов М.В. Опыт создания системы интерактивного телевидения. http://www.telesputnik.ru:8080/telemultimedia/archive/n04/9.html. 2004.
202. Уолкер М. Интерактивное телевидение: следующий шаг. http://ww.intemews.rU/era/4.2002/7.html. 2004.
203. Шариков A.B. О влиянии физических факторов на телевизионную аудиторию. 35-я Конференция Группы европейских исследователей аудитории (GEAR),r. Марибор, Словения, 20-23 апреля 2002.