автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Авторская позиция в романах Джона Гарднера

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Федосёнок, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Авторская позиция в романах Джона Гарднера'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федосёнок, Ирина Владимировна

Введение стр, 3

Глава I Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера " / на материале книги " О нравственной литературе ", литературно - критических статей и интервью " / 8

Глава II Авторская позиция в ранних романах Джона Гарднера " 63-

Глава III Авторская позиция в романах Джона Гарднера

1972 - IS82 годов " 88

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Федосёнок, Ирина Владимировна

Творчество Джона Чемшшна Гарднера / John Gardner Champlint 1933 - 1982 / - несомненно значительное и интересное явление в литературной жизни США. 60 -х - 70 -х годов XX века. Творчество Джона Гарднера многогранно и разнообразно, как многогранен был и круг интересов этого талантливого, обладающего огромной работоспособностью человека.

Когда в США в 1980 году вышел первый библиографический указат тель работ Джона Гарднера, то даже хорошо знакомые с его творчеством критики и читатели были поражены сделанным писателем за 18 лет / первая печатная работа Гарднера " Литературные формы " - т^е Forms of Piction " - вышла в 1962 году /. Это и получившие широкое признание работы по медиевистике, каждая из которых - серьёзное исследование, требующее не только широкой эрудиции и мастерства владения словом, но и кропотливого, вдумчивого прочтения, а зачастую и перевода на современный английский язык малоизученных средневековых текстов / " Истолкование Уэкфиддского цикла " Истолкование христианской поэзии, созданной на древнеанглийском языке " /. Это и две фундаментальные работы Гарднера о Джеффри Чосере, в которых Гарднер не только критически осмысливает созданное о Чосере до него, но и вырабатывает принципиально новый подход к изучению эпохи и произведений своего любимого писателя средневековья. Это и девять романов писателя, по два сборника рассказов и стихов, четыре сборника причудливых сказок для детей, поэма гекзаметрами " Ясон и Медея ", пьеса, либретто четырёх опер и поистине титанический труд Гарднера - критика:книга " 0 нравственной литературе около 100 рецензий, обзоров и статей, более 100 интервью 2 и выступлений на литературные темы .

Сам Гарднер считал наиболее важной именно свою деятельность критика, гублициста, учителя и помощника молодых писателей. И отнимавшее столько времени и энергии руководство программой обучения писательскому мастерству в университете " Суни и редактирование, по шутливому замечанию самого Гарднера в самый разгар шабаша тёмных сил - с двух до четырёх часов ночи - издававшегося только на его личные, кстати, далеко не резиновые, доходы журнала " МСС " для публикации произведений писателей - дебютантов было необходимо для Гарднера - писателя и для Гарднера - человека, поставившего перед собой серьёзную задачу: " Повернуть роман в в новом напралении или, вернее, заставить его вспомнить о напр&вя©з нии старом попытаться вернуть литературе утраченное ею в современный период американской истории нравственное, моральное качество, которое должно помочь человеку в борьбе против собственных страхов и сомнений.

Темой настоящего диссертационного исследования стала наиболее значительная и интересная часть огромного гарднеровского наследия - творчество Гарднера - романиста, романы которого - необычайно интересный материал для литературоведческого анализа, ведь в них как в призме преломляются многие характерные явления литературы США послевоенного периода. Материал гарднеровских рассказов привлекается лишь в тех случаях, когда в них намечен исток какой-нибудь темы, образа или характера, далее разрабатываемый Гарднером в романе, или же, наоборот, дано их продолжение или иное освещение, разъясняющее авторскую позицию в этом вопросе.

При анализе романов основное внимание уделяется определению авторской позиции Гарднера. Анализ авторской позиции Джона Гарднера выбран диссертантом как один , из возможных подходов к определению творческого метода писателя.

Анализу авторской позиции в романах Гарднера / вторая глава посвящена анализу авторской позиции в ранних романах писателя, третья - в романах Гарднера 1972 - 1982 годов / предварена, необходимая на наш взгляд, глава " Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера и / на материале книги " 0 нравственной литературе " статей и интервью /, в которой анализируется гарднеровская концепция нравственного, морального искусства, развиваемая и специфически преломляемая в собственно художественных произведениях писателя.

Обращение к творчеству Джона Гарднера объясняется малой изученностью его творчества как в американском, так и в советском литературоведении. Б американской критике сложилась ситуация, при которой творчество одного из наиболее крупных писателей сегодняшней Америки практически не получило объективного освещения и серьёзного литературоведческого разбора / причины этой парадоксальной ситуации подробно изложены в первой главе диссертации /. Единственная серьёзная литературоведческая работа о творчестве Джона Гарднера опять же в основной своей части состоит из перепечаток публиковавшихся ранее рецензий. ^ Видимо, ситуация в скором времени изменится: сейчас, спустя почти два года после трагической гибели писателя, когда понемногу успокаиваются накалившиеся страсти и личные обиды, американскими критиками начинает остро ощущаться необходимость оценить по заслугам, внимательно проанализировать творчество Гарднера, его вклад в историю американской, и, шире, западной литературы современного периода.

Б нашей стране интерес к творчеству писателя уже достаточно велик. Профессионально выполненные переводы некоторых его произведений / к сожалению, только одного периода - 1973 - 1976 годы / позволяют советскому читателю по достоинству оценить своеобс разие прозы Джона Гарднера,

Б советской критике творчество Джона Гарднера освещается с 1974 года / рецензии на романы " Диалоги с Солнечным " и " Никелевую гору п в журнале " Современная художественная литература за рубежом " /♦ С этого года п Современная художественная литература за рубежом " регулярно печатает рецензии на кадцую его новую книгу, имя Гарднера всё чаще встречается в дискуссиях и в докладах конференций по проблемам американской литературы, а в 1982 году во втором томе книги и Писатели США о литературе " была переведена первая глава книги п 0 нравственной литературе " Серьёзный разговор о литературе 70-х невозможен без имени Джона Гарднера " - к такому выводу пришли участники дискуссии об основных тенденциях в современной литературе Англии и США, организованной журналом " Иностранная литература " / № 10, 1979 Д Но в целом творчество Джона Гарднера находится в ведении литературоведческих критических обзоров, пока не опубликовано ни одной статьи, посвященной внимательному разбору его произведений; рецензии, ограниченные как объёмом, так и задачами сбсзго жанра, дают только наиболее общее представление о произведении, а краткие разборы некоторых его произведений / " Никелевая гора " Диалоги с Солнечным " и " Свет в октябре " / - 2 - 3 страницы в обзорных литературоведческих статьях - не выявляют в полной мере своеобразия авторской позиции писателя,

Посколько критические работы о Джоне Гарднере представляют собой в основном рецензии и краткие обзоры , то диссертант считает целесообразным рассматривать их в главах диссертации, предваряя собственному анализу того или иного романа писателя разбор критики о нём.

Настоящее диссертационное исследование является в советском литературоведении первым опытом внимательного и многостороннего анализа творчества этого выдающегося американского писателя.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Авторская позиция в романах Джона Гарднера"

Заключение

Анализ авторской позиции Джона Гарднера на материале его литературно - критических работ и наиболее интересной и представительной части его собственно художественного творчества - романов -позволяет с полным правом говорить, что один из наиболее значительных писателей сегодняшней Америки продолжает лучшие традиции реалистического романа : его гуманистический, жизнеутверждающий пафос, веру в возможности человека.

Позиция писателя убеждает, ведь она дана в произведении не в виде абстрактно - оптимистических философских сентенций, а является результатом глубокого, прочувствованного осмысления действительности героями произведений, а вместе с ними и самим автором.

Джон Гарднер никогда не изменял своим творческим принципам, потому что всегда оставался верен своему главному кредо: " художник - это человек, честный по профессии Внимательно всматриваясь в окружающее, не закрывая глаза на противоречивость и многоликость сегодняшней Америки и самих американцев, живущих в сложном мире, писатель выделяет в жизни героев или предлагает им как возможный выбор / последние романы Гарднера " Книга Фредди " и " Призраки Микелсона " / то " изначальное " , нравственное, что в течение сотен лет помогало человечеству выжить, поможет, как искренне верит сам Гарднер и, что самое главное, силой своего таланта заставляет верить своего читателя, и на сей раз.

Искреннее уважение вызывает активная общественная позиция писателя, отдававшего много сил и энергии борьбе за искусство жизнеутверждающее, активное, помогающее человеку изменить мир, в котором ему суждено жить к лучшему.

- 183

Разбор гарднероЕских романов показывает, что его творчество после романа " Грендель " развивалось в рамках реалистического художественного метода. В диссертации показана неубедительность попыток некоторых американских литературоведов на основании внешнего сходства выделенных ими из общего контекста отдельных приёмов причислить творчество Гарднера к постмодернизму. На деле, гарднеровские романы, сочетающие следование лучшим традициям реалистического романа и поиски новых, гарднеровских способов художественного отражения действительности, служат ещё одним доказательством больших возможностей, заложенных в реалистическом способе отображения действительности.

 

Список научной литературыФедосёнок, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. В.И.Ленин " 0 литературе и искусстве " М: " Худож. лит - ра ", 1976, 827 с.

2. К.Маркс и Ф.Энгельс " Об искусстве " М: м Искусство ", 1976, т. I - 2

3. КгМаркс и Ф.Энгельс " Святое семейство " Соч, т.2, I960

4. К.Маркс и Ф.Энгельс " Тезисы о Фейербахе " Соч., т.З, I960

5. Работы по теории литературы на русском языке

6. М.Бахтин " Вопросы литературы и эстетики " М: " Худож. лит - ра," 1975, 500 с.

7. Р.Вейман " История литературы и мифология " М: " Прогресс ", 1975, 343 с.

8. Р.Вейман " Новая критика " и развитие буржуазного литературоведения- М: " Прогресс ", 1965, 427 с.

9. В.В.Виноградов " Избранные труды " / Поэтика русской литературы /- М: " Hayica \ 1976, 508 с.

10. Л.Гинзбург " 0 литературном герое " Л: " Сов. пис ", 1979, 279 с.

11. Л. Гинзбург " 0 психологической прозе " Л: " Худож. лит - ра 1977, 441 с.

12. В.Д.Затонский " В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века " М: " Сов. пис .", 1979^ 429 с.

13. Д.В^Днепров " Идеи времени и формы времени " Л: " Сов. пис. " 1980, 597 с.

14. В.Д.Затонский " Искусство романа и XX век " М: " Худож. лит -ра" 1973, 534 с.

15. В.В.Ивашева " На пороге XXI века: НТР и литература " М: " Ху-дож. лит - ра 1979, 316 с.

16. В.Кожинов " Происхождение романа . Теоретико исторический очерк " - М: " Сов. пис.',' 1963, 438 с.

17. Г.Маркевич " Основные проблемы науки о литературе " М: " Прогресс ", 1980, 372 с.

18. П.В. Палиевский Литература и теория " М: " Сов. Россия 1979, 288 с.

19. Д.М.Урнов " Литературное произведение в оценке англо американец кой " новой критики " - М: " Наука ", 1982, 262 с.

20. М.Б.Храпченкс " Художественное творчество, действительность, человек " М: " Сов. пис. " , 1982, 416 с.27 " Эстетика Льва Толстого " М: " Гос. акад. худож. наук ", 1929, 324 с.

21. Работы по теории литературы на английском языке- 3

22. Работы по теории литературы на английском языке29

23. Dictionary of World Literary Terms 11 ed. by J.T.Shep -ley London: " Allen and Unwin ", 1970, p.466

24. R.G.Collingwood " The Principles of Art " N.Y. : » Oxford Press ", 1958, p.347

25. D.Lodge " The Novelist at the Cross Roads and Other Essays on Fiction and Criticism 11 - London: " Kegan Paul ", I97I,p.297

26. E.Kahler 11 The Disintegration of Form in the Arte " -N.Y.: " Braziller 1968, p.I33

27. W.Handy " Modern Fiction. A Formalistic Approach " -London: " Carbondale ", I97I,p.I65

28. I.Howe " Decline of the New " N.Y.: » Harcourt", 1970,p.326

29. I.Howe " The Critical Point. On Literature and Culture " N.Y.: " Horison Press ", 1973, p. 23236 " On Narrative " ed. by W.G.Mitchell Chicago: » The Univ. of Chicago Press 1971, p. 278

30. N.Frye " On Culture and Literature " Chicago: 11 The

31. Univ. of Chicago Press", 1978, p.264

32. A.Fowler " Kinds of Literature . An Itroduction to the Theory of Genres and Modes " N.Y*: " Oxford Univ.Press ", 1982, p.355

33. A.J.Seltzer " Chaos in the Novel, the Novel in Chaos "- N.Y.: " Schocken Books 1974, p. 400

34. Н.Анастасьев п Разочарования и надежды: заметки о западной литературе сегодня " М: " Сов.пис ", 1979, 180 с.

35. Т.Н.Денисова " На пути к человеку / Борьба реализма и модернизма в современном американском романе/" Киев: " Наукова думка ", IS7I, 336 с.44 " Литература США XX века. Опыт типологического анализа " под ред. Я.Н.Засурского М: "Наука ", 1978, 560 с.

36. А.М.Зверев " Модернизм в литературе США " М: " Наука ", 1979, 313 с.

37. М.О.Мендельсон " Роман США сегодня " М: " Сов. пис.", 1977, 398 с.

38. А.Мулярчик " Послевоенные американские романисты " М: " Худож.лит pa ", 1980 , 278 с.

39. Работы по истории современной американской литературы на английском и французском языках

40. P.Brodin " Ргёвепсев contemporaines. Ecrivains am£rican d'aujourd'hui " Paris: " N.E.D.", 1964, 219 p.49 " Contemporary Novelists " London: " L.T.D.", 1976, 870 p.

41. M.S.Day " A Handbook of American Literature 11 N.Y.: "Univ. of Queensland Press", 1975, p. 450

42. H.Kenner " A Homemade World. The American Modernist writers " N.Y.: » Knopf ", 1975, p.436

43. M.Klein " The American N0Vel Since World war II " London: " Greenwich ", 1969» p»287

44. I.Hassan " The Dismemberment of Orphuis " N.Y.:" Ox- . ford Univ.Press ", 1971» p. 297

45. I.Hassan " Radical Innocence: Studies in the Contempora ry American Novel " N.Y#: " Princeton Press ", 1973» p. 362

46. I»Hassan " La Victime: Representations du Mai dans le Roman Americain D'aujourd'hui " in the book " La Revue de Lettres Modernes " Printemps, 1961, N 60 - 62, Vol» VIII

47. J.Hendin " Vulnerable People. A View of American Fiction Since 1945 "- Oxford: " Oxford Univ. Press ", 1978, p. 397

48. R.B.Nye "Le Roman Americain Contemporain " in the book " La Revue des.Lettres Modernes " Printemps, 1961,1. N.6o 62, Vol. VIII

49. R.Scholes " The Fabulators "- N.Y»: " Oxford Univ.Press'; 1967, p.180

50. G»Vidal " The America Plastic : The Matter of Fiction " in the book " The New York Review of Books " July 15, 1976, Vol»23

51. Американские писатели о современной американской литературе60 " Писатели США о литературе " М: " Прогресс n, 1982, т. 1-2

52. J.D.Bellamy " The New Fiction " N.Y.: » Univ.of Illinois ", 1974, p.21062 " Writers at Work », Forth Series N.Y»: " The Viking Press", 1974, p.459

53. Работы по массовой культуре

54. Е.Н.Карцева " Массовая культура " в США и проблема личности М:и Наука 1974, 190с.

55. А.В.Кукаркин " буржуазная массовая культура / Теории, идеи, разновидности, образцы / " М: " Политиздат 1978, 349 с.65 " Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада" -М: " Наука ", 1974, 222с?

56. М. Туровская " Герои " безгеройного времени " / Заметки о неканонических жанрах / " М: " Искусство 1971, 237 с.

57. Работы по психологии и социологии

58. Б.Г.Ананьев " 0 проблемах современного человековедения " -М: " Наука ", 1377, 378 с.68 " Бессознательное. Природа, функции. Методы. Исследования "Тбилиси: "Мецниереба ", 1978, тт I 3

59. Ю.А.Замошкин 11 Личность в современной Америке / Опыт анализа ценностных и политических ориентаций / " М: " Мысль ", 1980, 246 с. '

60. Б.В. Зейгарник " Теории личности в зарубежной психологии " -М: " Московский университет 1982, 128 с.71 " Личность в XX столетии " М: " Мысль ", 1979, 260 с.

61. А.Шерозия " К проблеме сознания и бессознательного психического" Тбилиси: " Мецниереба ", 1973, т.2

62. Работы по психологии на английском языке

63. H.Bonner " Psychology of Personality " N.Y.: " Ronald',1 1961, p. 534

64. E.Donelson " Personality. A Scientific Approach " N.Y* » Crofts ", 1973, p. 48575 " Contemporary Research in Personality " ed. by G.Sara-son"- N.Y.: "New Delhi", 1970, p.411

65. A.Larry and D.Zeigler " Personality Theories:- basic assumptions, research and application " N*Y*: " Mc. GrawHill", 1976, p. 362

66. Работы по философии и эстетике

67. В.С.Пазёнок " Апология аморализма : критический очерк буржуазного этического релятивизма " М: " Мысль 1982, 218 с.

68. Работы по философии и этике на английском языке

69. B.Blanehard " Reason and Goodness " London: » George Allen and Unwin ", I96l,p.308

70. W.D.Hudson ".Modern Moral Philosophy » N.Y.: » New Del hi", 1970, p. 48734 " The New American Philosophers.An Exploration of Thought Since World War II " fey A.I.Reck Louisiana, " B. R.", 1968, p. 362

71. S.D.Ross » Moral Decision. An Introduction to Ethics "-S.P.: » С.Р.», 1972, p.689

72. Критическая литература о творчестве Джона Гарднера

73. Рецензии на книги Джона Гарднера в журнале " Современная художественная литература за рубежом1974 В 2,5; 1976 № 2; 1977 J6 4; 1978 В 2, 6; 1979 J& 2,4; 1982 Jfe 2; 1983 JS 5.

74. Рецензии в журнале " Иностранная литература " / 1980 № 10; 1974 $ 8 / и " Литературное обозрение " / 1983 }Ь I /38 " John Gardner. Critical Perspectives " ed. by R.A.Mora ce and K.VanSpanckeren Illinois: " SIUP ", 1982, p364

75. Fitzpatrick W.P. " John Gardner and the Defence of Fiction " in the journal " Midwest Quarterly " Pittsburg 1979, N 20

76. Ю D. Munugh " John Gardner Constructs Grendel's Universe" in the journal " Stockholm Studies in English " 1978, XLXI

77. Э1 A.K.Nardo " Fantasy Literature and Play : an Approach to Reader's Response " " The Centennial Review ", Mic 1978, V 22

78. Coo " Nation " 1970, May 21ol " Progressive " 1979, N 202 " Atlantic " 1973, March

79. Произведения Джона Гарднера

80. John dl&dner and Lennis Dunlap " The Forms of Fiction " N.Y.: " Random House ", 1962, p.698

81. John Gardner " The Wreckage of Agathon " N.Y.: " Ballantine Books », 1970, p.279

82. John Gardner " Grendel N.Y.: " Knopf 1972, P. 153

83. John Gardner " Nickel Mountain " N.Y»: " Knopf", 1973, p. 182 . .

84. John Gardner " The King's Indian " N*~Y.: " Khopf',' p. 344

85. John Gardner " The Sunlight Dialogues " N.Y.: " Ballantine Books ", 1972, p.703

86. John Gardner " October bight " London: " Cape ", 1977, p.402

87. John Gardner " On Moral Fiction " N.Y.: " Ballan -tine Books 1976, p.204

88. John Gardner " Freddy's Book " N.Y.: " Knopf ", 1980,p.246

89. John Gardner " The Art of Living and Other Stories " N.Y.: " Knopf ", I98I,p. 310

90. John Gardner " Mickelsson's Ghosts " N.Y.: " Knopf,1 1982, p.590