автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Роман Джона Гарднера "Грендель" в контексте филологических исследований автора

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Липинская, Анастасия Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Роман Джона Гарднера "Грендель" в контексте филологических исследований автора'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Липинская, Анастасия Андреевна

Введение.

Глава 1. Джон Гарднер - филолог и критик.

§ 1. Критические и теоретические труды Д.Гарднера.

§ 2. Д.Гарднер - историк древнеанглийской литературы.

Глава 2. «Грендель» как философский и «филологический» роман.

§1. Общие замечания.

§2. Нравственно-философская проблематика романа.

§3. Литературные и философские источники.

§4. Особенности языка и стиля романа.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Липинская, Анастасия Андреевна

куда легче похоронить проблему, чем решить ее.

Л.Витгенштейн. «Философские исследования»

Американский писатель, литературовед и критик Джон Чэмплин Гарднер (1933-1982) не был обделен вниманием ни при жизни, ни впоследствии. Впрочем, реакцию на его творчество трудно назвать однозначной: от скандальной славы до неприятия, от репутации живого классика до попыток забыть'. В результате положение Гарднера в истории американской литературы едва ли можно считать определенным, а его творчество, хотя о нем писали многие, тщательно изученным.

Между тем это интереснейшая во многих отношениях фигура - ввиду сочетания столь разных ипостасей (что в некотором смысле симптоматично для второй половины XX века) и специфики их воплощения. Взаимоотношения между художественными и нехудожественными текстами Гарднера, освоение в них литературной традиции - это большие темы, представляющиеся актуальными не только ввиду масштаба его личности, но и в силу того, что его наследие в отечественном литературоведении еще не подвергалось действительно системному изучению. Их разработка могла бы помочь не только понять своеобразие и значение Гарднера как писателя, но и определить некоторые черты феномена «филологической романистики» наших дней. Простые примеры, демонстрирующие эти крайности: согласно утверждению авторов коллективной монографии «Литература США в 70-е годы XX века» (М.; 1983. - С. 18) Гарднер - крупнейший американский автор 1970-х, в многотомнике "The Cambridge History of American Literature" (Cambridge University Press, 1999) он вообще не упомянут. Н.Махлаюк в своей статье «Традиции средневековой литературы в творчестве Джона Гарднера» (С.86) прямо заявляет о неопределенности статуса Гарднера в американской литературе того времени).

В изучении гарднеровского наследия1 можно выделить две основные фазы. Первая - активный отклик в прессе, довольно многочисленные рецензии в различных журналах. Вторая - серьезные научные статьи и монографии; характерно, что они стали появляться довольно рано, начиная с середины 1970-х, но особенно активно - с 1978 года, когда публикация трактата «О нравственной литературе» привлекла повышенное внимание к писателю. Этот поток, однако, пошел на убыль вскоре после гибели Гарднера, когда утихли бурные дискуссии вокруг его книг, но новые работы все же время от времени появляются; вышло в свет кое-что из ранее не опубликованного, с 1998 года проходят гарднеровские конференции в Батавии (США).

В каком же состоянии находится изучение романа «Грендель»?

Это была первая книга Гарднера, снискавшая действительно большую популярность. Не было недостатка и в рецензиях, причем весьма разноречивых. Писателю ставили в заслугу знание древней поэзии, буйную фантазию, остроумие и поэтичность маленького романа , но при этом сомневались, имеет ли все это какой-либо смысл - в том числе даже потому, что ставили под вопрос художественную ценность первоисточника3.

Более или менее серьезное исследование текста началось довольно рано - примерно с 1973г.4, т.е. тогда, когда репутация Гарднера-романиста заметно упрочилась после выхода большой книги «Диалоги с Солнечным» («The Sunlight Dialogues", 1972), попавшей в списки бестселлеров и вызвавшей многочисленные критические отклики. Поскольку речь шла о современном авторе, склонном к саморефлексии и активно дающем

1 Приводить здесь ссылки на конкретные источники не представляется целесообразным, поскольку работ о Гарднере в целом (специальных, а также глав в работах общего характера) немало, и на многие из них мы будем ссылаться по мере необходимости.

2 Достаточно точное представление о реакции современников дает подборка выдержек из рецензий, приведенная в справочнике: Modern American Literature. Vol.1. A - G. - Detroit - Lnd., 1998. См. также: Cowart D. Arches of Light. - Carbondale and Edwardsville, 1983. - P.5.

3 Bateson F.E. Grendel and Beowulf Were Two Pretty Boys (An Instance of Old English Harking Back)? // The Mew York Review of Books. Dec. 30, 1971. - P. 17.

4 Одна из первых научных статей, посвященных «Гренделю» - Minugh D. John Gardner Constructs Grendel's Universe // Studies in English Philology, Linguistics and Literature Presented to Alarik Rynell. March 1978 (Stockholm Studies in English, XLV1). - P. 125 - 141 интервью, наметилась существующая и поныне тенденция пользоваться собственными признаниями романиста относительно некоторых источников, наличия определенных мотивов и структур (статьи о зодиакальной символике1, интерпретация образа Рыжего Коня2. Вообще наиболее популярными уже в 1970-е годы стали как раз вопросы об источниках3 и экзистенциальной проблематике4, что неудивительно ввиду известной специфики «Гренделя».

Публикации скандально знаменитой «Нравственной литературы» («On Moral Fiction») в 1978г. вызвала активизацию изучения гарднеровского наследия. Конкретно на осмыслении «Гренделя» это едва ли сказалось -разве что в целом несколько увеличилось количество серьезных работ, но основное внимание все же уделялось новой книге и попыткам превратить ее в ключ к творчеству писателя. «Грендель» выглядел несколько нетипично на фоне апологии нравственности, и, возможно, поэтому он, равно как и некоторые другие экспериментальные вещи, не стал более популярен.

Следующая переломная точка - 1982 год, год гибели Гарднера. Начиная с этого момента он стал героем объемных монографий и сборников статей (первый сборник - «Перспективы изучения»5 - успел выйти с его собственным маленьким послесловием). О «Гренделе» литературоведы писали явно с охотой как об одной из интереснейших и спорных книг автора, посмертно канонизированного в роли современного классика (впрочем, Гарднер сам, вероятно, довольно активно делал себе соответствующую репутацию, о чем, в частности, подробно писал Б.Экелунд6). Конкретные темы и проблемы, однако, существенно не менялись. Этот период, однако,

1 Cowart D. Op.cit. - P.44; Minugh D. Op.cit.; Stromme C.J. The Twelve Chapters of Grendel // Critique 20.1 (1978).-P. 83-92.

2 См., например, комментарии Н.Махлаюка к русскоязычному изданию «Гренделя».

3 См., например, Morris G.L. The Limits of Borrowing: The Matter of John Gardner's Sources // Thor's Hammer. - Univ. of Central Arcansas Press, 1985. - P.33-43.; Milosh J. John Gardner's Grendel: Sources and Analogues // Contemporary Literature. Winter 1978. Vol. 9, No. 1. - Pp. 48 - 57; Ellis H.B., Ober W.U. "Grendel" and Blake: The Construction of Existence //John Gardner: Cretical Perspectives. Carbondale, 1982. - P. 46-61.

4 Mason K.C. Of Monsters and Men: Sartrean Existentialism and John Gardner's "Grendel" // Thor's Hammer. P. 101-111; Eller E.E. Death and Essence: The Wall in John Gardner's "Grendel" // Ibid. P. 123-133.

5 John Gardner: Critical Perspectives. Ed. by - Carbondale and Edwardsville, 1982.

6 Ekelund B. In the Pathless Forest. John Gardner's Literary Project. - Uppsala, 1995. 5 уложился в рамки десятилетия (с пиком около 1982 - 1985). В 1990-х единственной большой специальной работой стала монография Б.Экелунда. В настоящее же время за рубежом материалы о «Гренделе» появляются преимущественно в Интернете (статьи, дискуссии, публикации интервью и писем Гарднера) и достаточно сложно поддаются систематизации. Налицо интерес, но принципиально новых моментов в трактовке романа не наблюдается.

У нас ситуация несколько иная. О Гарднере пишут уже давно - по крайней мере, без упоминаний о нем не обошлась практически ни одна фундаментальная работа по американской литературе 1970-х'), причем рассматривались наиболее «реалистические» вещи наподобие «Диалогов с Солнечным» и «Осеннего света», «Грендель» же просто не упоминался. Первые статьи и упоминания в больших работах появились в середине 1980-х3, но большинство приходится на 1990-е4. Специальных работ по «Гренделю», однако, практически нет, за исключением подготовленной Н.Махлаюком и П.Слободянюком публикации русского перевода романа с кратким предисловием и комментариями5, статьи Н.Махлаюка о традициях средневековой литературы в творчестве Гарднера6 и главы в книге Н.А.Шогенцуковой «Опыт онтологической поэтики». Комментарии Н.Махлаюка опираются во многом на признания самого писателя7, что отчасти объясняется самим жанром. Работа Н.А.Шогенцуковой содержит целый ряд интересных наблюдений, но многие ходы здесь не доведены до

1 См., например: Засурский Я.Н. Американская литература XX века. - М., 1984; Литература США XX века. Опыт типологического исследования (авторская позиция, конфликт, герой). - М., 1978; Мендельсон М. Роман США сегодня. - М., 1977; Мулярчик A.C. Современный реалистический роман США. - М., 1988. " То есть нефантастические, нравоописательные. О реализме Гарднера здесь говорится с некоторой долей условности, тогда как в научных работах, о которых идет речь, соответствующая идея является одной из основных.

3 Например, Н.Л.Сенкевич в своей диссертации о философских романах Гарднера затрагивает этот роман, но не занимается специальным его изучением. 4

См., например: Богословская A.B. Джон Гарднер: тоска по милосердию // Проблемы взаимодействия литературных жанров и стилей в зарубежной литературе XIX - XX веков. - Калинин: КГУ, 1990. С. 91 - 99;

5 Гарднер Д. Крушение Агатона. Грендель. - СПб., 1994.

6 Махлаюк Н. Указ.соч.

7 Это касается, например, трактовки образа Рыжего Коня и, вероятно, атрибуции цитат из А.Н.Уайтхеда. логического завершения, не собраны в выводы; к сожалению, имеется также ряд неточностей.

Вообще в изучении «Гренделя» существует целый ряд проблем о которых гарднероведы непрестанно спорят уже около трех десятилетий, но рассматривать их здесь в деталях не представляется целесообразным. Ряд моментов будет затронут непосредственно в ходе обсуждения поэтики и проблематики романа.

Что же касается нехудожественных книг Гарднера, то по крайней мере одна из них удостоилась пристального внимания и рецензентов, и исследователей. Конечно же, это «Нравственная литература». Американские авторы в разные годы (впрочем, особенно на первых порах) оценивали ее весьма сдержанно, обвиняя то в отсутствии оригинальности (стандартная претензия к Гарднеру), то в неоправданно резкой критике современной ситуации в искусстве1. Другие монографии не исследовались специально ни у нас, ни за рубежом. Вероятно, так случилось потому, что они оказались в тени третьей книги и по инерции воспринимались просто как очень толковые и остроумные учебники для начинающих писателей.

При этом связь гарднеровской литературной практики с его теоретическими взглядами в полном объеме не изучена. Часто наблюдается констатация связи позиции автора с концепцией некоторых его произведений (преимущественно «реалистических») - в области этики, внимания к традиции, диалогизма и проч., но найти подробный разбор хотя бы одного случая подобных связей и, в особенности, переход с концептуального на конкретно-структурный уровень пока непросто. В небольшой статье

1 Самоочевидность выводов и неоправданные похвалы Дж.Фаулзу как идеальному романисту ставит Гарднеру в вину Э.Эпстайн (Epstein J. Rx for the Novel // Commentary. Vol. 66, No.l, July 1978. - Pp. 57 - 60), называет его книгу «старомодной программной глупостью» Д.Беллами (Bellamy J.D. Literary Luxuries. American Writing at the End of the Millenium. - Columbia and Lnd., 1994. - P.4), обвиняет автора «Нравственной литературы» в нечестной критике современных писателей А.Кейзин (Kazin A. Moral John Gardner. Art for Life's Sake is the Theme of Gardner's New Book of Criticism // Esquire. May 9, 1978. - Pp. 35 -36); список можно продолжать до бесконечности. Это, однако, вовсе не значит, что положительных оценок не было: к примеру, статья Ч.Джонсона (Johnson Ch. A Phenomenology of "On Moral Fiction" // Thor's Hammer. P.147-156) весьма благожелательна, и даже Кейзин не оставляет без внимания талант и ученость автора (Kazin A. Op.cit. - Р.35).

Н.Махлаюка продемонстрирована связь гарднеровского художественного мышления с традициями средневековой духовной культуры, но и там, возможно, в связи с лапидарностью текста, не учтены некоторые противоречия ситуации и не показано, как описываемые концептуальные представления реализуются на микроуровне - в языковой структуре рассматриваемых текстов. Отдельные замечания можно найти и в вышеупомянутой работе Н.Шогенцуковой, но они не складываются в целостную систему.

Еще в более сложной ситуации оказалось наследие Гарднера как историка английской литературы. Тезис о связи опыта ученого-медиевиста с практикой романиста (особенно в «Гренделе») общеизвестен, но не более. Популярная дилогия о Чосере в свое время привлекла рецензентов, и о ее оригинальности много спорили, но такая известная работа, как «Строение древнеанглийской христианской поэзии», литературоведами подробно не обсуждалась, хотя и можно встретить упоминание о связи главы о «Беовульфе» с концепцией романа «Грендель»1. В деталях эта связь не прослеживается. Не исключено, что на отсутствие подробных комментариев повлияла неприятная ситуация вокруг книг о Чосере; во всяком случае, ссылки на «Строение» отсутствуют не только в исследованиях о Гарднере, но и в более поздних трудах по древнеанглийской поэзии.

Определенные проблемы существуют и в связи с публикацией гарднеровского наследия. Наиболее сложные тексты писателя издаются порой без подробных комментариев, названия произведений приводятся с ошибками или даже переводятся по-разному в рамках одной русскоязычной работы (больше всего «достается» "On Moral Fiction"2), из нескольких разновременных интервью собирается одна публикация, дающая неверное представление об эволюции взглядов Гарднера3. См.: Cowart D. Op.cit. - P. 44 - 45; Milosh J. Op.cit. - P.53.

2 Этот вопрос рассматривается ниже.

3 John Gardner: The Art of Fiction LXXIII // The Paris Review. 75. - Pp. 36 - 74.

Все это отнюдь не способствует полному и верному пониманию писателя как специалистами, так и рядовыми читателями.

Данная работа призвана внести некоторый вклад в исправление этой ситуации хотя бы на весьма ограниченном материале. Ее цель - установить характер взаимодействия между художественными, критическими и научными текстами Джона Гарднера на примере романа «Грендель» и группы смежных источников. Для ее решения представляется необходимым решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать теорети ко-литературную концепцию Гарднера и специфику ее воплощения на уровне конкретных текстов с учетом жанрово-стилистической специфики последних.

2. Выявить своеобразие подхода Гарднера к изучению древнеанглийской литературы, в особенности - эпической поэмы «Беовульф», реконструировать истоки его научных интересов и их связь с общими взглядами на литературу.

3. Определить фундаментальные черты поэтики и нравственно-философской проблематики романа «Грендель» и их связь с работами того же автора о средневековой и современной литературе.

В соответствии с поставленными задачами данное исследование построено на базе структурно-функционального и сопоставительного анализа с применением некоторых идей М.М.Бахтина и русских структуралистов.

Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке специальных курсов по американской литературе второй половины XX века, при издании и комментировании трудов Гарднера.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман Джона Гарднера "Грендель" в контексте филологических исследований автора"

Заключение

Анализируя наследие Джона Гарднера, было бы неправомерно рассматривать художественные и нехудожественные тексты независимо друг от друга. Писателю присуще особого рода синтетическое мышление, склонность работать над единым узлом проблем в научных, художественных и публицистических текстах на протяжении многих лет.

Гарднеру-романисту, Гарднеру-филологу, Гарднеру-критику в равной мере свойственна сосредоточенность на этической проблематике, на темах ответственности, общения, вербализации. Он понимает художественное творчество как деятельность высшего порядка, направленную на нравственное возвышение человека, на актуализацию вечных проблем с целью истолкования и усовершенствования современной действительности. Это сказывается не только в критико-теоретических трудах, но и в историко-литературных, где конкретный текстовый материал рассматривается с учетом соответствующих посылок. В художественном творчестве Гарднер также вполне следует собственной программе, что касается не только романов, условно причисляемых к реалистическим, но и таких «экспериментальных» вещей, как «Грендель».

Единство, однако, сказывается не только в проблематике текстов, но и в их жанровой структуре. Писатель свободно совмещает черты монографии, трактата, притчи, проповеди, романа, диалога в самых разных сочетаниях. Это отчасти можно объяснить не только «одержимостью» вопросами определенного характера, но и особым отношением писателя к традиции. Будучи историком литературы и остро чувствуя жанровую и историческую специфику текстов, он, тем не менее, полагал, что, начиная с некоторого места, «рассказы» начинают повторяться, и цель автора - все же суметь найти нечто новое, держа при этом в уме всю предшествующую традицию. В итоге Гарднер научился сочетать смелую рекомбинацию и перетрактовку старых тем и мотивов с бережным сохранением как общечеловеческой по своему значению проблематики, так и отдельных элементов текстовой ткани, жанровых черт. Создавая «Нравственную литературу», он чувствовал себя не только критиком, но и проповедником и рассказчиком историй, а гарднеровские романы вышли явно из-под пера не просто писателя, но философа и филолога.

Эта система не была, однако, свободна от издержек и противоречий, тем более что Гарднер принял на себя роль полемиста, критика современной «безнравственной» литературы. Желание заострить важные моменты, привлечь к ним внимание привело писателя-адогматика к не всегда оправданным оценкам и недостаточно согласованным друг с другом теоретическим суждениям. Ритор-проповедник взял верх над философом. Характерно, однако, что прозы Гарднера это коснулось в меньшей степени: она более плюралистична, богата оттенками и построена на честном сопоставлении различных точек зрения.

Все сказанное хорошо иллюстрирует роман «Грендель». Несмотря на формальную принадлежность к ранним произведениям Гарднера, он, скорее, является одним из центральных текстов писателя. «Грендель» создавался тогда, когда многие другие гарднеровские романы уже если не вышли в свет, то лежали в набросках, а историко-литературная и теоретико-литературная концепции того же автора сложились в своем первоначальном варианте. Позже, выпуская свои главные нехудожественные книги, Гарднер охотно включал в них пример собственного романа в качестве иллюстрации определенных принципов - отношения к традиции, работы над уже известным сюжетом, построения неоднозначной концовки и т.д. Но еще более заметно то, что «Грендель» изначально стал своеобразным полигоном для испытания многих идей и принципов поэтики. В работе над ним складывалась статья о «Беовульфе», ставшая одной из глав «Строения христианской поэзии», оттачивалась концепция художественного слова, испытывалась возможность сочетать серьезную нравственно-философскую проблематику с разнообразными экспериментальными приемами.

Итог закономерен: жанр «Гренделя» можно определить как философский роман-парафраз, т.е. роман, основанный на переосмыслении литературных источников и при этом отличный от притчи ввиду принципиально открытого финала. Характерно, что именно на фоне «предзаданной» традицией фабулы выстраивается исключающая однозначную трактовку концепция. Приведенное здесь жанровое определение отнюдь не претендует на обязательность; оно является рабочим, но, очевидно, может быть использовано в анализе других текстов того же автора, а, возможно, и более широко.

Необходимо отметить, что с точки зрения художественной системы Гарднер - явление сложное. Он действительно склонен к созданию этически насыщенных текстов, гуманитарной проблематике (в первую очередь, взаимопонимание), но разрабатывает все эти темы посредством самых современных приемов, задействует весь «постмодернистский» арсенал, хотя при желании прибегает к почти (!) традиционной повествовательной технике. Тем не менее:

• Даже в самых «реалистических» вещах встречаются изощренные приемы (вставной роман в «Осеннем свете») или выход за пределы социально-психологической проблематики в классическом исполнении (пастораль и аллегория в «Никелевой горе»).

• «Постмодернизм» Гарднера насквозь человечен, и разнообразные релятивистские приемы служат созданию многомерной картины, борьбе с догмой, а не тотальному отрицанию. И, наоборот, этические проблемы не находят однозначного «программного» решения, что, очевидно, соответствовало стилю гарднеровского писательского мышления и впоследствии нашло отражение в теоретических работах того же автора. «Грендель» - вещь экспериментальная, здесь много игры, юмора, стилизации, хотя проблематика вполне серьезна. И такой экстравагантный стиль ей, в общем, соответствует - хотя бы потому, что одна из ключевых тем - как раз слово, словесное выражение1.

Вместе с тем нельзя смешивать научные разработки Гарднера и их применение в художественном тексте: он не перенес свои историко-литературные взгляды прямо в роман, но значительно переработал информацию о структуре и возможностях истолкования эпоса, отбирая то, что близко, интересно, запомнилось. «Грендель» есть не реконструкция, но чисто современное произведение, широко использующее эпический материал.

Но не менее важно и то, что от «Гренделя» Гарднер шагнул к другим своим важным романам. Религиозно-этические мотивы, проблема истинного и ложного, слова и реальности остаются в них до конца. Даже в последней книге писателя, «Призраках Микельсона», они звучат - совершенно открыто, словно из боязни что-то не донести до читателя.

Итак, на примере романа «Грендель» и его связи с другими разноплановыми текстами того же автора видно, что творчество Джона Гарднера представляет собой более тесное и сложное единство, чем принято считать, и это единство нуждается в самом пристальном изучении.

1 Вообще жестко определить художественный метод Гарднера непросто; с легкостью лишь у нас его одно время объявляли реалистом просто в порядке оценочной характеристики. Литературоведы давно чувствуют эту проблему, поэтому, например, У.Фицпатрик (Fitzpatrick W. Op.cit. - Р.405) определил метод Гарднера как постмодернизм, но без крайностей и не самодостаточный. Это «не самодостаточный» в применении к постмодернизму говорит о многом; интересно, что позиция исследователя совпадает с любимым тезисом писателя о допустимости любых приемов, лишь бы они были обоснованы.

 

Список научной литературыЛипинская, Анастасия Андреевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. - М.: Радуга, 1986. - 448с.

2. Гарднер Д. Крушение Агатона. Грендель. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. - 397с.

3. Гарднер Д. О моральной ответственности литературы // Писатели США о литературе. М.¡Прогресс, 1982. - Т.2. -С.318-327.

4. The Complete Works of the Gawain-Poet. In a Modern English Version with a Critical Introduction by John Gardner. Cambridge & Edwardsville, London & Amsterdam, 1965. - XII, 347p.

5. Gardner J. The Art of Fiction. Notes on Craft for Young Writers. -N.Y.: Knopf, 1984. -XII, 224p.

6. John Gardner: The Art of Fiction LXXIII // The Paris Review. 75. -P. 36-74.

7. Gardner J. The Construction of Christian Poetry in Old English. -Carbondale and Edwardswille: Southern Illinois University Press, 1975.-XII, 147p.

8. Gardner J. The Construction of the Wakefield Cycle. Carbondale & Edwardsville: South Illinois University Press, 1974. - 162p.

9. Gardner J. Dragon, Dragon and Other Tales. N.Y.: A.A.Knopf, 1975.-73p.

10. O.Gardner J. Grendel. Lnd.: Pan Books, 1973. - 120p.

11. Gardner J. Grendel. N.Y.: Ballantine Books, 1973. - 152p.

12. Gardner J. Grendel. Harmondsworth: Penguin Books, 1980. -174p.

13. Gardner J. On Becoming a Novelist. N.Y.: Harper & Row, 1983. -XIX, 150p.

14. Gardner J. On Moral Fiction. N.Y.: Basic books, 1978. - 2l4p.

15. Gardner J. The Poetry of Chaucer. Carbondale & Edwardsville: South Illinois University Press, 1977. - XXXV, 408p.

16. Gardner J., Dunlap L. The Forms of Fiction. N.Y.: Random House,1962.-X, 657p.

17. Gilgamesh. Translated by J.Gardner & J. Maier. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1984. -304p.

18. John Gardner: The Art of Fiction LXXIII // The Paris Review. 75. -P. 36-74.

19. Блейк У. Песни невинности и опыта: Стихи (двуязычное издание) / Пер. с англ. С.А.Степанова; Предисл., коммент. А.В.Глебовской. СПб.: Северо-Запад, 1993. - 271с.

20. Витгенштейн JI. Философские работы (Часть I). М.: Гнозис, 1994.-520с.

21. Древнеанглийская поэзия. М.: Наука, 1982. - 320с.

22. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. - 639с.

23. Толковая Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Зтт.

24. Толстой JI.H. Что такое искусство? // Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951. Т.ЗО. С.25-195.

25. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-718с.

26. Anything Can Happen: Interviews with Contemporary American Novelists. Conducted and edited by Tom LeClair and Larry McCafery. Urbana Chicago London: University of Illinois Press, 1983.- 305p.

27. Beowulf / Edited with an Introduction, Notes and Prose Translation by M.Swanton. Manchester: Manchester University Press, 1986. -212p.

28. Blake W. Complete Writings. With various readings. Edited by Geoffrey Keynes. London: Oxford University Press, 1969. — XVI, 944p.

29. Byron J.G. The Poetical Works. Lnd.: Oxford University Press, 1923.-X, 924p.

30. Gass W.H. Fiction and the Figures of Life. Boston, David R.Godine Publisher, 1989. -XIII, 288p.

31. Gass W. In the Heart of the Heart of the Country. Boston, David R.Godine Publisher, 1978. - XLIVI, 247p.

32. James H. The Art of Fiction and Other Essays. N.Y.: Oxford University Press, 1948. - XXIV, 240p.

33. Kinsella T. Poems. 1956 1973. - Winston - Salem: Wake Forest U.P.- 1979.- 192p.

34. Lawrence D.H. The Plumed Serpent. Lnd.: Heinemann, 1979. -462p.

35. Stevenson R.L. Selected Letters / Ed. by E.Mehew. New Haven & Lnd.: Yale University Press, 1997. - XIII, 626p.

36. Stevenson R.L. Works. South Seas Edition. Vol.5. N.Y.: Charles Scribner's Sons. 1925. -XIII, 363p.

37. Stevenson R.L. Works. Tusitala Edition. Lnd.: William Heinemann Ltd., 1924. - Vol. XXIV. - 194p.

38. Общие работы по мифологии, религии, философии, культурологии и эстетике

39. Аверинцев С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух и Л^ера, 2001.-460с.

40. Аннаньель Т. Христианство: догмы и ереси. СПб.: Академический проект, 1997. - 352с.

41. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. - 336с.41 .Аристотель. Сочинения. В четырех томах. М.: Мысль, 1983.

42. Блаженный Августин. О Граде Божием. В двадцати двух книгах. Т. 1 4. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

43. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. - 422с.

44. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987. -303с.

45. Бросс Ж. Духовные учителя. СПб.: Академический проект, 1998.-336с.

46. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейа, 1999. - 216с.

47. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. -593с.

48. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М.: Издательство политической литературы, 1991.-236с.

49. Йонас Г. Гностицизм. СПб.: Лань, 1998. - 384с.

50. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 416с.

51. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Рефл-Бук, Аст; Киев, Ваклер. 1997.-384с.

52. Мифы народов мира. Энцикопедия. Т. 1, 2. М.: Советская энциклопедия, 1987.

53. Ницше Ф. Сочинения в 2т. М.: Мысль, 1990.

54. Новый Завет. New Testament. M.: Протестант, 1993. - 776с.

55. Орлов М. История сношений человека с дьяволом. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»»; СПб.: Terra Fantastica, 2000. -480с.

56. Привалов К. Секты: досье страха. М.: Изд-во политической литературы, 1987. - 191с.

57. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 479с.

58. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск: Водолей, 1999,- 192с.

59. Рассел Дж.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб.: Евразия, 2001. - 320с.

60. Сандулов Ю.А. Дьявол. Исторический и культурный феномен. -СПб.: Лань, 1997,- 192с.

61. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов. История и современность. СПб.: Лань, 1997. - 256с.

62. Сартр Ж.П. Ситуации. М.: Ладомир, 1998. - 431с.

63. Скрипник А.П. Христианская концепция зла // Этическая мысль. М.: Республика, 1992. - С. 56 - 73.

64. Словарь библейского богословия. Bruxelles: изд-во "Жизнь с Богом", 1990.-Х, 1287с.

65. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Книгоиздательство «Польза», 1907. - 163с.

66. Сорель Ж. Социальное значение искусства. СПб.: Типография А.В.Орлова, 1903.-37с.

67. Сорель Ж. Социальные очерки современной экономии. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма. М.: Издание С.Дороватовского и А.Чарушникова, 1908. - 356с.

68. Сорель Ж. Эрнест Ренан. Критический этюд. СПб.: Издание Н.Глаголева, 1911 - 162с.

69. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. М.: АН СССР, 1979. - 276с.

70. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Издательство политической литературы, 1989.- 573 с.

71. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 662с.

72. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. - 703с.

73. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы, 1990.

74. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. - 452с.

75. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. СПб.: Алетейя, 1998.374с.

76. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1999. -488с.

77. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Московского университета, 1994. - 144с.

78. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: Крон-пресс, 1998.-624с.

79. St.Augustine. The Confessions. The City of God. On Christian Doctrine. Chicago etc.: Encyclopaedia Britannica, inc., 1994. - VI, 784p.

80. Bradley F.H. Ethical Studies. Bristol: Thoemmer, 1990. - VIII, 307p.

81. Collingwood R.G. Essays in the Philosophy of Art. Bloomington: Indiana University Press, 1964. - XX, 232p.

82. Collingwood R.G. The Idea of History. Oxford: Oxford University Press, 1946. - XXIV, 339p.

83. Collingwood R.G. The Principles of Art. N.Y.: Oxford University Press, 1958. - XI, 347p.

84. God and Evil: Readings on the Theological Problem of Evil. Ed. By Nelson Pike. Contenporary Perspectives in Philosophy Series. Prentice-Hall inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1964. VI, 114p.

85. Heidegger M. Existence and Being. Lnd.: Vision, 1968. - 392p.

86. Macbeath A. The Relationship of Primitive Morality and Religion. -Glasgow: Jackson, son & Company, 1949. 49p.

87. McTaggart J.McT.E. The Nature of Existence. Vol. 1-2. -Cambridge: Cambridge University Press, 1968. XXI, 310; XLVII, 480p.

88. The Old English Version of Bede's Ecclesiastical History of the English People. Edited with a Translation and Introduction by Thomas Miller, M.A., Ph.D. Vol. 1 2. - Lnd., 1890. LIX - 208c., XXIII - 597p.

89. Whitehead A.N. Adventures of Ideas. N.Y.: Mentor Books, 1955.- 302p.

90. Whitehead A.N. American Essays in Social Philosophy / Ed. and with an Introd. by A.H.Johnson. N.Y.: Harper & Brothers Publishers, 1959. - XII, 206p.

91. Whitehead A.N. The Function of Reason. Boston: Beacon Press, 1959.-90p.

92. Whitehead A.N. Modes of Thought. N.Y.: Capricorn Books, 1958.- 24 lp.

93. Whitehead A.N. Process and Reality. An Essay in Cosmology. -N.Y.: The Macmillan Company, 1957. XII, 546p.

94. Whitehead A.N. Science and the Modern World. Cambridge: Cambridge University Press, 1953. -XI, 265p.

95. Работы по истории, культуре, религиозной жизни США второйполовины XX века

96. Ahlstrom S.E. A Religious History of the American People. New Haven and London: Yale University Press, 1974. - 1158p.

97. Carter P.A. Politics, Religion, and Rockets. Essays in Twentieth-Century American History. Tucson: The University of Arizona Press, 1991.-XXXI, 224p.

98. Dictionary of Christianity in America. Illinois (Downers Grove): Inter Varsity Press, 1990. - 1305p.

99. A Documentary History of Religion in America since 1865. Ed. by Edwin S. Caustad. Grand Rapids: William B. Erdman's Publishing Company, 1993.-65 2p.

100. Encyclopedia of American Religious Experience. Vol. 1-3. N.Y.: Charles Scribner's sons, 1988.

101. Farber D. The Age of Great Dreams. America in the 1960s. -N.Y.: Hill and Wang, 1995. 296p.

102. Gitlin T. The Sixties. Years of Hope, Days of Rage. Bantam Books: N.Y., Toronto, London, Sydney, Auckland, 1993. - XXIII + 513p.

103. Gründen R.M. A Brief History of American Culture. N.Y.: Paragon House, 1994. - XIX, 363p.

104. A History of Our Time. Readings on Postwar America / Ed. by W.Chafe and H.Sitkoff. N.Y. - Oxf.: Oxford University Press, 1991.-IX, 524p.

105. Hodgson G. America in Our Time: From World War II to Nixon. What Happened and Why. N.Y.: Wintage Books. A Division of Random House, 1978. - 564p.

106. Horovitz D.A., Carroll P.N., Lee D. On the Edge. A History of America Since World War II. St. Paul, N.Y., Los Angeles, San Francisco: West Publishing Company, 1989. - X, 320p.

107. Marx L. The Machine in the Garden. Technology and the Pastoral Ideal in America. Lnd., Oxf., N.Y.: Oxford University Press, 1973. -392p.

108. World Religions in America. An Introduction (Ed. by J.Neusner). Westminster / John Knox Press. Louisville, Kentucky. 1994.-308p.

109. Общие работы по теории и истории литературы

110. Аверинцев С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -447с.

111. Античные теории языка и стиля. СПб: Алетейя, 1996. -362с.

112. Аствацатуров А.А. Т.С.Элиот и его поэма «Бесплодная земля». — СПб.: Издательство Санкт-петербургского университета, 2000. 240с.

113. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304с.

114. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика А.Камю. М.: искусство, 1973. - 239с.

115. Веселовский А. Избранные труды и письма. СПб.: Наука, 1999.-365с.

116. Голякова Л. А. Подтекст как полидетерминированное явление. Пермь: Издательство Пермского университета, 1999. - 208с.

117. Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы. Статьи разных лет. СПб.: Алетейя, 2001. - 192с.

118. Зарубежное литературоведение 70-х годов. Направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1984. - 286с.

119. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. - 536с.

120. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностранная литература, 2/1996. С. 273 283.

121. Зверев А. Дворец на острие иглы. М.: Советский писатель, 1989.-416с.

122. Ивашева В.В. Новые черты современного реализма на Западе. М.: Советский писатель, 1986. - 286с.

123. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Интрада, 2001.-384с.

124. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторические очерки. М.: Советский писатель, 1963. - 440с.

125. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 320с.

126. Нольман М. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М.: Художественная литература, 1979. - 316с.

127. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.: Алетейя, 1997.-288с.

128. Ржевская Н.Ф. Литературоведение и критика в современной Франции. Основные направления. Методология и тенденции. М.: Наука, 1985. - 269с.

129. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. -352с.

130. Федоров Ф.П. «Жду вселенского света» // Известия Академии Наук СССР. Серия литературы и языка. Том 48. 1. С. 17-25.

131. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 568с.

132. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: Инапресс, 1998. - 352с.

133. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев: AirLand, 1997. -350с.

134. Эсалнек А .Я. Типология романа (Теоретический и историко-литературный аспекты). М.: МГУ, 1991. - 159с.

135. Allegory, Myth and Symbol. Ed. by Norton W. Bloomfield (Harward English Studies, 9). Cambridge, London: Harvard University Press, 1981. - VII, 390p.

136. Alter R. Partial Magic. The Novel as a Self-Conscious Genre. -Berkeley Los Angeles - London: University of California Press, 1975.-XVI, 248p.

137. Bloom H. Blake's Apocalypse. A Study in Poetic Argument. -Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1970. 454p.

138. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1968. - XIII, 455p.

139. Boulton M. The Anatomy of the Novel. Lnd. and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1975. - X, 189p.

140. Bradbury M. The Modern British Novel. Oxford - New York: Oxford University Press, 2001. - XXII, 622p.

141. Bronowski J. William Blake (1757 1827): A Man Without a Mask. -Bungay: Pelican Books, 1954. - 218p.

142. Culler J. On Deconstruction. Theory of Criticism after Structuralism. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press 1982. -308p.

143. A Dictionary of Biblical Tradition in English Literature. -Grand Rapids, Michigan, William B. Erdman's Publishing Company, 1992. -960p.

144. Eliot T.S. Selected Prose / Ed. with an Introduction by Frank Kermode. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich; Farrar, Straus & Giroux, 1975.-320p.

145. Epstein E.L. Language and Style. Lnd.: Methuen & Co. Ltd, 1978.-XII, 92p.

146. Fletcher A. Allegory. The Theory of a Symbolic Mode. -Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1964. XII, 418p.

147. Forster E.M. Aspects of the Novel. Harmondsworth: Penguin Books, 1962.- 176p.

148. Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1957. - X, 383p.

149. Frye N. Fearful Symmetry. A Study of William Blake. New Jersey: Princetone University press, 1947. - 462p.

150. Harwey W.J. Character and the Novel. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1966. - X, 222p.

151. Hunter L. Modern Allegory and Fantasy. Rhetorical Stances of Contemporary Writers. N.Y.: St. Martin's Press, 1989. - II, 215p.

152. Huppé B.F., Robertson D.W. Fruyt and Chaf. Studies in Chaucer's Allegories. Princeton: Princeton University Press, 1963. -VIII, 157p.

153. Hynes S. W.Golding. Columbia Essays on Modern Writers. 1965. №2. Columbia University Press. 48p.

154. International Postmodernism. Theory and Literary Practice. -Amsterdam/Philadelphia: John Benjamin's Publishing Company, 1997.-XVI, 58lp.

155. Iser W. Der Implizite Leser. München: Wilhelm Fink Verlag, 1979.-420S.

156. Kazin A. Introduction // The Portable Blake. N.Y.: The Viking Press, 1955.-P. 1 -60.

157. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adventure.- Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1964. X, 285p.

158. Le Guin U. The Language of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1993. - VI, 249p.

159. Leitch V.B. American Literary Criticism from the Thirties to the Eighties. -N.Y.: Columbia University Press, 1988. XV, 458p.

160. Lister R. The Paintings of William Blake. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1986. - 176p.

161. Lodge D. Language of Fiction. London - Boston - Melbourne- Henley: Routledge and Kegan Paul, 1984. XII, 297p.

162. Lubbock P. The Craft of Fiction. N.Y.: The Viking Press, 1957.-VIII, 274p.

163. Miller J.H. Fiction and Repetition. Several English Novels. -Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1982. VI, 250p.

164. Modern Critical Views. William Blake. Ed. with an Introduction by Harold Bloom. N.Y.: Chelsea House Publishers, 1985. -209p.

165. Modern Literary Theory. A Comparative Introduction / Ed. by Ann Jefferson and David Robey. Lnd.: B.T.Batsford Ltd., 1991. -240p.

166. Nägele R. Modernism and Postmodernism: the Margins of Articulation // Studies in 20th century Literature. Vol. Five. Number One. Fall 1980.-P. 5-25.

167. The Novel Today. Contemporary Writers on Modern Fiction. Ed. by M.Bradbury. Glasgow: William Collins Sons & C°, 1977. -256p.

168. O'Hara D.T. Radical Parody. American Culture and Critical Agency after Foucault. N.Y.: Columbia University Press, 1992. -VIII, 31 lp.

169. Quilligan M. The Language of Allegory. Defining the Genre. -Ithaca & Lnd.: Cornell University Press, 1979. 305p.

170. Scholes R. Fabulation and Metafiction. Urbana - Chicago -London: University of Illinois Press, 1979. - 222p.

171. Scholes R., Kellogs R. The Nature of Narrative. London, Oxford, New York: Oxford University Press, 1966. - 326p.

172. Sontag S. Against Interpretation. N.Y. etc.: Anchor Books, 1990. -304p.

173. Stewart J.L. The Burden of Time. The Fugitives and Agrarians. Princeton: Princeton University Press, 1965. - XI, 552p.

174. Surfiction. Fiction Now. and Tomorrow. Chicago: The Swallow Press, 1975. - 294p.

175. The Theory of the Novel. New Essays / Ed. by John Halperin. -N.Y.: Oxford University Press, 1974. -XI, 396p.

176. Tuve R. Allegorical Imagery. Some Mediaeval Books and Their posterity. Princeton: Princeton University Press, 1966. - 461p.

177. Waugh P. Metafiction. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction. Lnd & N.Y.: Methuen, 1984. - 176p.

178. Wellek R. The Attack on Literature and Other Essays. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1982. - X, 200p.

179. Wellek R. Concepts of Criticism. New Haven; Lnd.: Yale University Press, 1969. - XV, 403p.

180. Работы по истории средневековой английской литературы

181. Гвоздецкая Н.Ю. Язык и стиль древнеанглийской поэзии. Проблемы поэтической номинации. Иваново: ИГУ, 1995. -152с.

182. Гречухина И.Д. Древнеанглийская поэтическая лексика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев, 1990. - 17с.

183. Гузова И.И. Аллитерация как художественный прием в памятниках письменности древнеанглийской и среднеанглийской литературы (IX XIVbb.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1987. - 15с.

184. Попова М.К. Аллегория в английской литературе средних веков. Воронеж: Издательство ВГУ, 1993. - 152с.

185. Раков A.B. Имя в «Беовульфе» (семантико-стилистический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иваново, 1995. - 20с.

186. Смирницкая O.A. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. М.: Издательство АН СССРб 1982. -С. 171 -232.

187. Alexander М. Old English Literature. N.Y.: Schocken Books, 1983.-XIII, 248p.

188. Anglo-Saxon scholarship. The first three centuries / Ed. By Carl T. Berkhout and Milton McC. Catch. Boston: G.K. Hall & C°, 1982.-XII, 197p.

189. An Anthology of Beowulf Criticism / Ed. by L.E.Nicholson. -Notre Dame: The University of Notre Dame Press, 1963. XII, 386p.

190. An Anthology of Beowulf Criticism / Ed. by L.E.Nicholson. -N.Y.: Freeport, 1977. XII, 386p.

191. Beowulf. The Critical Heritage / Ed. by T.A.Shippey & A.Haarder. -Lnd. & N.Y.: Routledge, 1998. -XVII, 594p.

192. Brodeur A.G. The Art of Beowulf. Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1960. - IX, 283p.

193. The Cambridge History of English Literature. Vol.1. From the Beginnings to the Cycles of Romance. Cambridge: Cambridge University Press, 1907. - 504p.

194. The Cambridge History of Medieval English Literature. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. -XXV, 1043p.

195. Carrigan E. Structure and Thematic Development in Beowulf. (Proceedings of the Royal Irish Academy, Vol.66, Sector C, No.l). -Dublin: Royal Irish Academy, 1967. 51 p.

196. Cosjin P. Notes on Beowulf. Leeds Texts and Monographs. New Series 12. 1991.-XXXVI, 120p.

197. Damico H. Beowulf's Wealhtheow and the Valkyrie Tradition. Madison: Wisconsin University Press, 1984. - XII, 270p.

198. Fowler D.C. The Bible in Early English Literature. Seattle; Lnd.: University of Washington Press, 1976. - X, 263p.

199. Girvan R. Beowulf and the Seventh Century. London: Methuen & Co. Ltd, 1971. - 106p.

200. Greenfield S.B. A Critical History of Old English Literature. -N.Y.: New York University Press, 1965. XII, 237 p.

201. Heroic Epic and Saga. An Introduction to World's Great Folk Epics / Ed. by Felix J.Oinas. Bloomington & Lnd.: Indiana University Press, 1978. - VIII, 373p.

202. Hicketier F. Grendel. Berlin: Verlag von Emil Ebering, 1914. -39 S.

203. Hoops J. Beowulfstudien. Heidelberg: Carl Winters Universitätsbuchhandlung, 1932. - 140 S.

204. Irving E.B. A Reading of "Beowulf'. New Haven and London: Yale University Press, 1969. - IX, 256p.

205. Jackson W.T.H. The Hero and the King. An Epic Theme. -N.Y.: Columbia University Press, 1982.-VIII, 141p.

206. Lester G.A. The Language of Old and Middle English Poetry. -Lnd.: Macmillan, 1996. VII, 182p.

207. Mitchell B. An Invitation to Old English and Anglo-Saxon England. Oxford (United Kingdom) and Cambridge (USA): Blackwell, 1995. - XX, 424p.

208. Nicholson L.E. The Literal Meaning and Symbolic Structure of Beowulf II Classica et Mediaevalia. Revue danoise de philology et d'histoire. XXV. Cepenhague, 1964. P. 151-201.

209. Niles J.D. Beowulf. The Poem and its Tradition. Cambridge, Massachusetts. London, England. Harvard University Press, 1983. -VI, 31 Op.

210. Pearsall D. Old English and Middle English Poetry. Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1977. -XIV, 352p.

211. Smithson G.A. The Old English Christian Epic II University of California Publications in Modern Philology. Vol.1, No.4. Sept. 30, 1910.-P. 303-400.

212. Wild F. Drachen im Beowulf und andere Drachen. Wien: Komissonsverlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften in Wien, 1962. - 56 S.

213. Работы по истории американской литературы XX века

214. Ал лен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. -423с.

215. Американская литература в русской критике. Библиографический указатель 1986 1990. - М., 1992. - 142с.

216. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Советский писатель, 1984. -352с.

217. Гайсмар М. Американские современники. М.: Прогресс, 1976.-311с.

218. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев: Наукова думка, 1985. - 246с.

219. Зарубежная литература XX века / Под редакцией Л.Г.Андреева. -М.: Высшая Школа, 1996. 575с.

220. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 504с.

221. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризисы. М.: Наука, 1979. - 318с.

222. Злобин Г. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. М.: Художественная литература, 1985. -335с.

223. Канторович И.Б. Литература США Новейшего времени (1917 1972). - Свердловск: Свердловский государственный педагогический университет, 1976. - 100с.

224. Кашкин И. Для читателя-современника. Статьи и исследования. М.: Советский писатель, 1977. - 558с.

225. Костяков В.А. Американский роман середины XX века. Концепту ал ьность жанра. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. - 246с.

226. Литература США в 70-е годы XX века. М.: Наука, 1983. -368с.

227. Литература США XX века. Опыт типологического исследования (авторская позиция, конфликт, герой). М.: Наука, 1978.-568с.

228. Литературная история США. Т.З. М.: Прогресс, 1979. -645с.

229. Люксембург A.M. Англо-американская университетская проза. История, эволюция, проблематика, типология. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988. - 288с.

230. Мендельсон М. Роман США сегодня. М.: Советский писатель, 1977. - 400с.

231. Морозова Т.Л. Спор о человеке в американской литературе: история и современность. М.: Наука, 1990. - 334с.

232. Мулярчик A.C. Критический реализм в послевоенном американском романе // Проблемы американистики. М.: Издательство Московского университета, 1978. - с. 239 - 255.

233. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. М.: Художественная литература, 1980. - 279с.

234. Мулярчик A.C. Современный реалистический роман США. М.: Высшая школа, 1988. - 174с.

235. Мулярчик A.C. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века. М.: Советский писатель, 1985. -360с.

236. Назаров А.Е. Творчество Ричарда Баха. Специфика формирования литературного сознания США в 1960 1970годы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2001. - 24с.

237. Несмелова О.О. Пути развития отечественной американистики XX века. Казань: Книжный Дом, 1998. - 258с.

238. Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. Из истории литературоведения США XVIII XX веков. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - 292с.

239. Оленева В.И. Модернистская новелла США. 60 70-е годы.- Киев: Наукова думка, 1985. 296с.

240. Основные тенденции развития современной литературы США. М.: Наука, 1973. - 398с.

241. Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, 1990. - 623с.

242. Писатели США о литературе. Т. 1,2.- М.: Прогресс, 1982.- 294 и 455с. (Гарднер Т.2, с. 388 - 398).

243. Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. М.: Наука, 1969. - 351с.

244. Стулов Ю.В. 100 писателей США. Минск: Вышэйшая школа, 1998.-334с.

245. Урнов Д., Урнов М. Литература и движение времени (Из опыта английской и американской литературы XX века). М.: Художественная литература, 1978. - 269с.

246. Щербина С.П. Притча в американской литературе XIX -XX вв. (Идейно-содержательные особенности, структура). -Киев, 1988. 17с.

247. Afterwords. Novelists on Their Novels. N.Y.: Harper & Row, 1969. -231p.

248. American Novelists of the Sixties. Selected by Jeffrrey Duncan of the English University of Leeds. Lnd.: National Book League, 1971. -20p.

249. Bellamy J.D. Literary Luxuries. American Writing at the End of the Millenium. Columbia and Lnd.: University of Missouri Press, 1994.-XI, 230p.

250. Berthoff W. A Literature Without Qualities. American Writing Since 1945. Berkeley, Los-Angeles, London: University of California Press, 1979. - XII, 204p.

251. Bradbury M. The Modern American Novel. Oxford; New York: Oxford University Press, 1992. - IX, 329p.

252. Brüning E., FörsterH., Manske E. Studien zum amerikanischen Roman der Gegenwart. Berlin: Rütten & Loening, 1983. - 390 S.

253. Bryant J.H. The Open Decision. The Contemporary American Novel and its Intellectual Background. N.Y., Lnd: The Free Press; Collier-Macmillan Limited, 1970.-XI, 415p.

254. The Cambridge History of American Literature. Volume Seven: Prose Writing, 1940 1990. General Editor Sacvan Bercovitch. -Cambridge University Press, 1999. - 795p.

255. The Columbia History of the American Novel. N.Y.: Columbia University Press, 1991. - XVIII, 905p.

256. The Columbia History of the United States Literature. N.Y.: Columbia University Press, 1988. - XXVIII, 1263p.

257. Clayton J. The Pleasures of Babel. Contemporary American Literature and Theory. N.Y.: Oxford University Press, 1993. - IX, 209p.

258. Coale S.Ch. In Hawthorne's Shadow / American Romance from Melville to Mailer. Lexington: The University Press of Kentucky, 1985.-245 p.

259. Contemporary Literary Scene. II / Ed. by Frank N. Magill. -Salem: Salem Press, 1979. 322p.

260. The Contemporary Writer. Interviews with Sixteen Novelists and Poets / Ed. by L.S. Dembo and Cyrena N.Pondrom. Madison: The University of Wisconsin Press, 1972. - XXI, 296p.

261. Cowley M. The Flower and the Leaf. A Contemporary Record of American Writing since 1941. N.Y.: Viking, 1985. - XXIII, 390p.

262. Critical Angles. European Views of Contemporary American Literature. Carbondale & Edwardsville: South Illinois University Press, 1986.-251 p.

263. Dictionary of American Literary Characters. N.Y., Oxford, Sydney: A Bruccoli Clark Layman Book, 1990. - 542р. Что здесь с издательством?

264. A Directory of American Fiction Writers. N.Y.: Poets & Writers, Inc., 1976. - 127p.

265. Harvard Guide to Contemporary American Writing / Ed. by D.Hoffmann. Harvard and London: Harvard University Press, 1979.-IX, 618p.

266. Hassan I. Contemporary American Literature. 1945 1972. An Introduction. - N.Y.: Frederick Ungar Publishing со., 1973. - XI, 194p.

267. Jones H.M. Belief & Disbelief in American Literature. -Chicago & Lnd.: Phoenix Books, 1969. XIII, 153p.

268. Kiernan R.F. American Writing since 1945. A Critical Survey. -N.Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1983. 178p.

269. Lehan R. A Dangerous Crossing. French Literary Existentialism and the Modern American Novel. Carbondale and Edwardsville: Southern Illiois University Press, 1973.-XX, 198p.

270. Leitch V.B. American Literary Criticism from the 30s to the 80s. N.Y.: Columbia University Press, 1988. - XVII, 458p.

271. Ludwig R.M., Nault C.A. Jr. Annals of American Literature. 1602 1983. - N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1986. -342p.

272. McCafery L. The Metafictional Muse. The Works of Robert Coover, Donald Barthelme and William Gass. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1982. - XI, 300p.

273. Madsen D.L. Allegory in America. Lnd.: Macmillan Press, 1996.-IX, 193p.

274. Magill F. Critical Review of Short Fiction. Vol. I IV. - N.Y.: Englewood Cliffs, 1981.

275. Millard K. Contemporary American Fiction. An Introduction to American Fiction since 1970. Oxford: Oxford University Press, 2000.-328p.

276. Modern American Literature. Vol. 1. A G. - Detroit - Lnd.: St. James Press, 1998.

277. Olderman R. Beyond the Waste Land. The American Novel in the Nineteen Sixties. Barth, Beagle, Elkin, Hawkes, Heller, Kesey, Pynchon, Vonnegut. - New Haven and London: Yale University Press, 1976. -XI, 258p.

278. The Oxford Companion to American Literature. James D.Hart with revisions and additions by Philip W. Leininger. N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1995. - XII, 991 p.

279. The Oxford Guide to Contemporary World Literature / Ed. by J.Sturrock. Oxf., N.Y.: Oxford University Press, 1997. - 492p.

280. Postmodern Fiction. A Bio-Bibliographical Guide. Ed. by L.McCafery. N.Y. etc.: Greenwood Press, 1986. - XXVIII, 604p.

281. Reconstructing American Literary History / Ed. by Sacvan Bercovitch. Cambridge, Massachusets, and London, England: Harvard University Press, 1986. - 35lp.

282. Reference Guide to American Literature / Ed. by Th.Riggs. -Detroit et oth.: St.James Press, 2000. LV, 1257p.

283. Shaub Т.Н. American Fiction in the Cold War. Madison: The University of Wisconsin Press, 1991. -X, 214p.

284. Sixteen Modern American Authors. A Survey of Research and Criticism / Ed. by Jackson R. Bryer. Durham: Duke University Press, 1974.-XX, 673p.

285. Somer J., Cooper B.E. American and British Literature. 1945 -1975. An Annotated Bibliography of Contemporary Scholarship. -N.Y.: Englewood Cliffs, 1976. XII, 326p.

286. Sutherland J. Bestsellers. Popular Fiction of the 1970s. Lnd.: Routlege & Kegan Paul Ltd.? 1981. - XII, 268p.

287. Webster's Dictionary of American Authors. N.Y.: Smithmark, 1996.-X, 528p.

288. Wilde A. Middle Grounds. Study in Contemporary American Fiction. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1987. - X, 198p.

289. Wood M. New Fall Fiction // The New York Review of Books. Oct. 19, 1977.-P. 33 -37.

290. Wood R.L. The Comedy of Redemption. Christian Faith and Comic Vision in Four American Novelists. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1988. - XIII, 31 Op.

291. Литература о Джоне Гарднере

292. Богословская A.B. Джон Гарднер: тоска по милосердию // Проблемы взаимодействия литературных жанров и стилей взарубежной литературе XIX XX веков. - Калинин: КГУ, 1990. С. 91-99.

293. Борышнева H.H. «Дух эпохи» в «Жизни и времени Чосера» Джона Гарднера // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Выпуск 6. LIV Герценовские чтения. СПб., 2002. - С.49-50.

294. Гачечиладзе 3. Джон Гарднер и его книга о жизни и времени Чосера // Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М.: Радуга, 1986.-С. 5-16.

295. Злобин Г. Диалоги Джона Гарднера // Гарднер Д. Никелевая гора. Роман, повесть, рассказы. М.: Прогресс, 1979. - С. 479 -502.

296. Махлаюк Н.В. Традиции средневековой литературы в творчестве Джона Гарднера // Зарубежные литературы. Проблемы метода. Выпуск 4. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.-С. 80-89.

297. Осипова Э.Ф. Философская проблематика романов Джона Гарднера // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX XX веков. - Пермь: ПГУ, 1986. - С. 141 - 148.

298. Петрухина М. Л.Толстой и проблемы искусства в современном американском литературоведении (на материале книги Д.Гарднера «К проблеме нравственного в искусстве») // Толстой и экология. М., 1994. С. 36 - 37.

299. Савченко А.Л. Историко-культурные реалии в романе Д. Гарднера «Осенний свет» // Художественный текст и культура. Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции. -Владимир: ВГПИ, 1993. С. 133 - 134.

300. Сенкевич Н.Л. Идейно-философская проблематика романа Джона Гарднера «Диалоги с Солнечным» // Традиции иноваторство в литературах Западной Европы и США. М.: МПУ, 1994.-С. 86-95.

301. Сенкевич Н.Л. Философский роман Джона Гарднера (1933 1982) Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук - М., 1994. - 29с.

302. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер. -М.: , 1995. 231с.

303. Щербина С.Д. Американское общественное сознание и литература. Джон Гарднер. «Королевский гамбит», «Никелевая гора» // Литература и общественное сознание Запада. — Киев: Наукова думка, 1990. С. 167 - 183.

304. Bateson F.E. Grendel and Beowulf Were Two Pretty Boys (An Instance of Old English Harking Back)? // The New York Review of Books. Dec. 30, 1971. P. 16 - 17.

305. Co wart D. Arches of Light. The Fiction of John Gardner. -Carbondale & Edwardsville: South Illinois University Press, 1983. -227p.

306. Crumbach D. Fine Print//The New Republic. Dec. 21, 1974.

307. Dickstein M. Jason and Medeia. Bizarre Invention, a Translation without an Original // The New York Times Book Review. 1973. July 1.-P.4.

308. Ekelund B. In the Pathless Forest. John Gardner's Literary Project. Uppsala, 1995. - 397p.

309. Epstein J. Rx for the Novel // Commentary. Vol. 66, No.l, July 1978.-P. 57-60.

310. Fitzpatrick W.P. John Gardner and the Defense of Fiction // The Midwest Quarterly, Summer 1979. Vol. XX, No. 4. P. 404 - 415.

311. Foeller E. John Gardner's Tale The King's Indian as a Fabulation Based on the 19th Century Tradition // Traditions in the Twentieth Century American Literature. Poznañ, 1981. - P. 81 -89.

312. Harris R. C. Ecclesiastical Wisdom and Nickel Mountain II Twentieth Century Literature, Vol. 26. Winter 1980. Number 4. P. 424-431.

313. John Gardner: Critcal Perspectives / Ed. by Robert A. Morace and Kathryn VanSpanckeren. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1982. - XXV, 17lp.

314. Kazin A. Moral John Gardner. Art for Life's Sake is the Theme of Gardner's New Book of Criticism // Esquire. May 9, 1978. P. 35 -36.

315. Milosh J. John Gardner's Grendel: Sources and Analogues // Contemporary Literature. Winter 1978. Vol. 9, No. 1. P. 48 - 57.

316. Minugh D. John Gardner Constructs Grendel's Universe // Studies in English Philology, Linguistics and Literature Presented to Alarik Rynell. March 1978 (Stockholm Studies in English, XLVI). -P. 125 141.

317. Stromme CJ. The Twelve Chapters of Grendel // Critique 20.1 (1978).-P. 83-92.

318. Thor's Hammer. Essays on John Gardner. Ed. by Jeff Henderson. University of Central Arkansas press, 1985. - 197p.

319. Towers R. So Big. "Mickelson's Ghosts" by John Gardner // The New York Review of Books. June 24, 1982. P. 17 - 18.

320. Wolcott J. Core Curriculum. John Gardner on Love, Guilt, History, Family Ties, Entropy, Doom, and God's Enigmatic Silence //Esquire. June 1982, Vol.97, No.6. P. 134- 135.