автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Биографический миф как литературоведческая проблема

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Никитина, Ольга Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Биографический миф как литературоведческая проблема'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Никитина, Ольга Эдуардовна

Введение.

Глава

Возникновение биографического мифа.

1.1. Творчество и творческое поведение поэта как источники биографического мифа.

1.2. Музыка и концерт как первичная ритуализация биографического мифа.

1.3. Творческая репутация поэта в структуре биографического мифа.

Глава

Трансформация биографического мифа в массовом сознании.

2.1. Роль художественной рецепции в трансформации биографического мифа.

2.2. Репродукция биографического мифа.

2.3. Вторичная ритуализация биографического мифа (публика как участник ритуала).

Глава

Биографический миф Бориса Гребенщикова.

3.1. Творческая репутация Бориса Гребенщикова.

3.2. Биография Бориса Гребенщикова как процесс становления культурного героя эпохи.

3.3. Сема «Бог» как мифообразующая (ключевая) сема биографического мифа Бориса Гребенщикова.

3.4. Сема «искренность» биографического мифа Бориса Гребенщикова.

3.5. Сема «любовь к жизни» биографического мифа Бориса Гребенщикова

3.6. Сема «самодостаточность» биографического мифа Бориса Гребенщикова.

3.7. Ритуализация биографического мифа Бориса Гребенщикова.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Никитина, Ольга Эдуардовна

Миф, как исторически ранняя форма человеческого сознания, послужил исходным материалом для возникновения и развития религии, философии, искусства, литературы, науки. Наиболее тесная генетическая связь прослеживается между мифом и литературой, которая «на протяжении своего развития широко использовала традиционные мифы в художественных целях»1. Миф не только исторически предшествует возникновению письменной литературы и является первой формой словесного творчества, но и служит литературе источником сюжетов, мотивов, поэтических образов. Мифологические модели и стереотипы становятся средством художественной организации литературного материала, а так же основой поэтического мифотворчества, в том числе авторских мифов . Миф, таким образом, продолжил свое существование как эстетический феномен, как особый язык, используемый литературой и искусством, а так же другими сферами духовно-практического освоения реальности.

Существование мифа как действующей системы сейчас представляется невозможным, главным образом, в силу того, что современное научное (логическое) сознание располагает принципиально иными единицами и операциями мышления по сравнению с мифологическим сознанием. Современный человек в отличие от носителя мифологического сознания способен анализировать, классифицировать понятия и т.д. В современной культурной ситуации миф утратил функцию объяснения мира, уступив ее логическому мышлению. Тем не менее, многочисленные образцы повседневных суждений и представлений человека, основанных на стереотипах массового сознания, обнаруживают родство с архаической мифологией. Отдельные элементы мифологического мышления

1 Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1997. Т.1.С.15.

2 См.: Лотман Ю.М., Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы // Мифы народов мира. Т.2. С. 58-65. сохраняются так же в таких сферах современного массового сознания, как религия, массовая культура, политическая идеология, социальная психология. Все это позволило некоторым ученым, в частности, немецкому философу Курту Хюбнеру, сделать вывод о том, что миф как аспект реальности «равноправно соседствует с другим аспектом, выражаемым наукой»3. Предлагая «стать на точку зрения самой мифологии»4, русский философ и филолог А.Ф.Лосев так же утверждает, что «все вещи нашего обыденного опыта - мифичны»5.

Принимая в целом представление о мифологичности современного массового сознания, следует все-таки разграничить мифологию архаическую и мифологию современную.

Архаическая или абсолютная (А.Ф.Лосев) мифология как тип культуры «существует как единственно возможная картина, и ни один принцип ее не подвергается никакому ущербу»6. Мифология современная, которая может получить лишь статус относительной (А.Ф. Лосев) «всегда живет большим или меньшим приближением к абсолютной мифологии, незримо управляется ею и всегда абсолютизирует какой-нибудь один или несколько ее принципов»7. Современная мифология предполагает внедрение мифа, точнее отдельных его элементов, в немифологическую культурную ситуацию8. При этом, в отличие от архаической мифологи, функционированию современных мифов способствуют, в частности средства массовой информации, которые непосредственно воздействуют на стереотипы массового сознания.

Возникновение биографического мифотворчества, как одного из направлений современной мифологии, во многом обязано романтизму, выдви

3 Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С.6.

4 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.23.

5 Там же. С.78.

6 Там же. С. 172.

7 Там же. С. 172. о

Можейко М.А. Мифология // Новейший философский словарь. М., 2003. С.635 нувшему на первый план в творческом процессе проблему автора, «которому искусно и искусственно выстраивается имидж»9. С этого момента мифологическая модель становится основой не только для поэтического, но и для биографического мифотворчества. Таким образом, мифологизирование выходит за рамки собственно художественного творчества. Жизнь творца приобретает статус художественного материала, который следует организовать по законам повествовательных жанров литературы. Реальная биография художника эстетизи-руется, дополняется вымышленными фактами, а иногда и вовсе заменяется «идеальной биографической легендой»10, превращаясь, таким образом, в «роман новой формации»11. Личность автора и его судьба становятся для аудитории не менее, а иногда и более, интересными, чем личности и судьбы его героев.

Создание биографии творческой личности становится доминантой тех эпох, «когда понятие творчества отождествляется с лирикой»12, то есть с наиболее личностным, по сравнению с другими, видом художественно-творческой деятельности. В первую очередь это объясняется парадоксальностью отношений поэта и текста: они «едины и противоположны одновременно; автор описывается через текст и текст - через автора; поэт творит текст, а текст формирует поэта и т.д.»13. Можно, конечно, говорить об аналогичных отношениях, возникающих между художником и его картинами, композитором и его музы

9 Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997. Т.2. С.244.

10 См.: Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4(28). С.8.

11 См.: Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.118.

12 Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в трех томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 368.

13 Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве) // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Елезара Моисеевича Мелетинско-го. М., 1993. С.28. кой, актером и его ролями. Однако только поэт творит свой мир посредством слова (в отличие от композитора и художника) и от своего имени (в отличие от актера). По этой причине еще со времен Гёте поэтическое произведение рассматривается как исповедь, как «лирическое самовыражение чувств поэта»14. В этом смысле любой лирический текст содержит в себе потенциал для возникновения мифа о его создателе и, соответственно, является первоосновой этого мифа.

Поскольку наиболее яркие образцы биографических мифов дают именно те эпохи, когда репрезентативным и одновременно актуальным видом художественно-творческой деятельности является лирическая поэзия, а так же в силу генетической связи между архаической мифологией и литературой, биографический миф становится объектом, прежде всего, литературоведческого интереса.

Изначально в науке о литературе идеальный вариант биографии поэта, противопоставленный его реальной биографии, обозначался понятием «биографическая легенда»15. Термин «биографический миф», а так же понятие «текста жизни», противопоставляемого «тексту искусства» вошли в научное употребление только в 70-е годы и использовались применительно к литературе Серебряного века русской поэзии16.

14 Борев Ю.Б. Указ.соч. Т.2. С.248.

15 См.: Томашевский Б. Указ.соч. С.8.

16 См.: Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (предварительные замечания) // Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник. III. Тарту, 1979. С.З - 33; Минц 3. Г. Понятие текста и символистская эстетика // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I. (5). Тарту, 1974. С. 134 - 141; Минц З.Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока // А. Блок и его окружение. Блоковский сборник. IV. Тарту, 1985. С.З - 18.

В отличие от легенды, которая «существует в одной только плоскости словесного» и «изначально рождается как повествование, как рассказ»17, биографический миф, как и миф в целом, «не может быть измышлен или сочинен:

1 ft он рождается через претерпевание» . Иначе говоря, биографический миф всегда имеет материальное воплощение в действии, будь то собственно творческий акт или поступок творческой личности. Сочиненная самим автором или его аудиторией история его жизни, не имеющая точек соприкосновения с реальностью, будет лишь письменным или устным произведением словесного искусства, но никогда не получит статус мифа.

В современной науке о литературе принято различать два типа мифа о творческой личности: автобиографический и биографический мифы. Основанием такой типологии является степень участия поэта в мифологизации собственной судьбы.

Автобиографический миф творит сам художник, предлагая, таким образом, публике не действительно имевшую место историю своей жизни, а ее идеализированный вариант, который, соответственно, предполагает вымысел, а иногда и мистификацию.

Воплощение автобиографического мифа предполагает полное соответствие как жизни, так и творчества той концепции судьбы, которая была сформулирована поэтом еще в начале своего творческого пути. Эта концепция судьбы и является основой автобиографического мифа, жизнь и творчество - лишь формы ее актуализации. Таким образом, автобиографический миф - это «исходная сюжетная модель, получившая в сознании автора онтологический статус, рассматриваемая им как схема собственной судьбы и постоянно соотноси

17 Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М.Н.Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999. С.332.

18 Там же. С.332. мая со всеми событиями его жизни, а так же получающая многообразные трансформации в его художественном творчестве»19.

Автобиографический миф можно назвать феноменом русской культуры Серебряного века, в русле которой «младшие» символисты провозгласили идею жизнетворчества. Миф о себе более или менее успешно творят многие представители этого направления. А.Блок - один из самых последовательных творцов мифа о себе - создает не только автобиографии документального характера, но и «автобиографические версии», основанные на «сакральном ряде событий, значимом только для посвященных или даже исключительно для самого поэта» . И.Северянин создает многочисленные поэтические «автопортреты», мемуары, принимает участие в написании критических работ по собственному творчеству, повсеместно и постоянно позиционирует себя как «самоуверенно

21 го, презирающего "толпу"гения» . Особое место в биографическом мифотворчестве Серебряного века занимает миф А.М.Добролюбова, которого символисты «канонизировали» как своеобразного символистского святого . Ореол таинственности ему создали не столько его «странные» стихи, сколько его образ жизни: он ходил в черном костюме, жил в комнате, стены которой были оклеены черными обоями, в обществе вел себя как сумасшедший, среди единомышленников проповедовал самоубийство, а по слухам - участвовал в черных мессах23. Его уход из литературы в религиозную секту и последующее исчезнове

19 Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. Дисс. в виде научи, доклада на соискание уч. ст. доктора филол. наук. Спец. 10.01.01 - русская литература. М, 1998 С.7.

20 Там же.

21 Прокофьев Д.С. Типология литературного портрета в творчестве Игоря Северянина. Авто-реф. дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. Новгород Великий. 2003. С. 13.

УУ

См.: Иванова Е.В. Добролюбов Александр Михайлович // Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. 4.1. М., 1990. С.253.

23 См.: Там же. С.252- 253. ние стали воплощением проповедуемой Добролюбовым идеи «полного самоосвобождения личности от общеобязательных моральных запретов»24.

Каждый поэт, творящий миф о себе, по существу, создает (не пишет!) на протяжении всей своей жизни некое особое произведение, главным героем которого является он сам. Собственно миф используется поэтом как средство художественной организации материала, то есть в том же качестве, в котором его использует литература. В этом смысле автобиографический миф действительно можно рассматривать как «роман новой формации», то есть как подлинно художественное произведение наряду с другими произведениями поэта. Однако существует этот «роман» как устное произведение и письменно нигде не фиксируется в полном объеме. Устойчивость автобиографического мифа во многом обязана целенаправленному стремлению поэта сохранить свой мифологизированный образ. Очевидна своеобразная зависимость поэта от того мифа, который он о себе создал. Попытка поэта разрушить этот миф и предложить публике новый образ самого себя, как правило, обречена на неудачу. Так, развенчание собственного мифа, предпринятое И.Северяниным в послереволюционный период творчества, не привело к желаемому результату: он вошел в историю литературы как самоуверенный, склонный к эпатажу и самообожествлению поэт, провозгласивший самого себя гением и живым классиком25.

В целом, автобиографических мифов не так уж много. Редкость феномена объясняется принципиальной сложностью всегда и везде следовать раз и навсегда заданной программе жизни и творчества.

Биографический миф сознательно или бессознательно может быть спровоцирован автором (его творчеством, образом жизни, имиджем и т.д.), но, в отличие от автобиографического мифа, который творит и поддерживает на протяжении всей жизни сам поэт, биографический миф предполагает обязательное соавторство целого ряда лиц (собственно биографов, аудитории художника),

24 Там же. С.253.

25 См.: Прокофьев Д.С. Типология литературного портрета в творчестве Игоря Северянина. которые иногда довольно-таки своеобразно и субъективно интерпретируют творчество, поведение, высказывания, события из жизни поэта. Не малую роль в формировании биографического мифа играет и существующая в творческих кругах репутация поэта. «Таким образом, биографический миф оказывается безусловно шире мифа автобиографического, ибо творится в соавторстве, являл/ ет собой акт сотворчества художника и с. .> аудитории» .

Будучи предопределен творчеством и творческим поведением поэта, в дальнейшем биографический миф существует в массовом сознании как некое стереотипное суждение о нем, сформированное из субъективных оценок его личности и творчества различными группами реципиентов и отвечающее определенным запросам массовой аудитории. В этом смысле биографический миф соответствует определению мифа, сформулированному Е.М.Мелетинским, который предлагал понимать миф как «некую емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а так же художественной практики»27.

Поэт может поддерживать сложившийся о нем миф, игнорировать его или вступать с ним в конфронтацию, пытаясь таким образом разрушить его. Так или иначе, биографический миф может измениться, оказаться в дальнейшем невостребованным, но разрушить его искусственно практически невозможно, поскольку, являясь стереотипом массового сознания, он обладает особой устойчивостью. В частности, не увенчалась успехом попытка Пушкина «закрыть для широкого читателя доступ к биографическому контексту своих произведений»28 и, тем самым, разрушить во многом спровоцированный им самим романтический миф, в рамках которого публика воспринимала его творчество.

26 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару. Тверь, 2000. С.4.

27 Мелетипский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 407.

28 Немировский И.В. Декабрист или сервилист? Биографический контекст стихотворения «Арион» // Легенды и мифы о Пушкине. С. 191.

В отличие от автобиографического мифа, который поэт предлагает аудитории в качестве идеального варианта собственной судьбы, биографический миф появляется тогда, когда рациональное объяснение и понимание феномена невозможно или не нужно по тем или иным причинам. В этом смысле механизм возникновения биографического мифа подобен механизму возникновения мифа архаического.

Типологически биографический миф представляет собой возродившийся, а по существу, всегда бытовавший в сфере массового сознания, вариант традиционного мифа о герое. Поэт может сознательно моделировать свою жизнь по схеме героического мифа (автобиографический миф) или не делать этого вовсе, но, выбрав поэзию среди других видов художественно-творческой деятельности, поэт невольно становится героем мифа.

Подобно жрецу, поэт «умеет все назвать своим словом и воссоздать в слове всю Вселенную - мир в его поэтическом, текстовом воплощении, параллельный внетекстовому миру, созданному демиургом - Богом, первым куль

29 -I—г турным героем и т.п.» . По существу, сам поэт в рамках целой культурной эпохи или направления, выступает как культурный герой, призванный принести в мир нечто новое, получающее статус нормы и позволяющее поддерживать установленный им миропорядок30.

Борьба против сил хаоса является миссией поэта точно так же, как она была миссией мифологического героя, а затем и жреца. Будучи причастным к двум мирам (небу и земле, будущему и прошлому, жизни и смерти), поэт выступает как медиатор, «как посредник, как тот, кто преобразует божественное в человеческое и возводит человеческое на уровень божественного»31. Эта дву-природность поэта так же указывает на преемственную связь между ним и мифологическим героем. С одной стороны, герои мифов не такие, как обычные

29 Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве). С.31.

30 См.: Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине. С.334-335.

31 Топоров В.Н. Указ. соч. С.34. люди: творят чудеса, обладают сверхъестественной силой и т.д. (хотя это и воспринимается носителем мифологического сознания как естественные процессы). С другой стороны, герои мифов такие же, как обычные люди: рождаются, женятся, завидуют, мстят, сталкиваются с врагами, умирают и т.д. Жизнь поэта состоит, казалось бы, из вполне типичных бытовых событий, но именно поэт является тем, кто воплощает в поэтическом (божественном) слове человеческую мысль. Особую значимость приобретает умение поэта пророчествовать, то есть предвидеть и предсказывать события грядущего. Эти «чудесные» способности поэта приводят к формированию в сознании аудитории представления об исключительности личности поэта. Он наделяется теми же чертами, что и мифологический герой: смелость, неистовство, склонность к переоценке собст

32 венных сил . События биографии поэта (рождение, испытания, женитьба, новые испытания, смерть) так же как и события героической биографии, наполняются мистическим смыслом.

Таким образом, биографический миф может быть определен как «миф новой формации», то есть как произведение коллективного, а не авторского, творчества, воплотившее в себе наиболее фундаментальные, стереотипные представления массовой аудитории о поэте, как герое определенной культурной эпохи. Истоками этого мифа являются непосредственно творчество, творческое поведение и репутация поэта или сформированный им самим автобиографический миф, но сферой его бытования всегда будет массовое сознание.

Несмотря на возросший в последнее время научный интерес, феномен биографического мифа остается мало изученным, что позволяет отнести его к актуальным проблемам литературоведения.

Авторы теоретических работ, посвященных проблеме биографического мифа, как правило, ограничиваются постановкой вопроса о необходимости его изучения для понимания творчества и судьбы поэта, определяют культурный

32 См.: Мелетинский Е.М. Герой // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1997. Т.1. С.296. статус биографического мифа, намечают пути его исследования, предлагают возможную типологию биографических легенд или мифов . Биографические мифы большинства поэтов являются вообще не изученными. Исследователями была осуществлена более или менее полная реконструкция биографического мифа А.С.Пушкина34 и автобиографического мифа А.А.Блока35. В отношении остальных авторов термин «биографический миф» либо не употребляется вообще, либо употребляется, но без необходимого комментария: что именно следует понимать под биографическим мифом того или иного поэта.

Несмотря на бесспорные достоинства существующих работ, ни одна из них не дает исчерпывающего описания биографического мифа как самостоятельного феномена. До сих пор остаются неизученными структура биографического мифа, средства, законы и механизмы его формирования.

Кроме того, принято считать, что биографическое мифотворчество является концептуальным ядром только романтизма и Серебряного века русской культуры, когда искусство жить для художника было не менее важно, чем собственно искусство. Однако биографические мифы эпохи романтизма и Серебряного века нельзя назвать подлинными феноменами коллективного сознания, поскольку в эти периоды творчество и, главное, жизнь поэта, в силу разных причин, были доступны лишь ограниченному кругу реципиентов, как правило, представителей творческой и интеллектуальной элиты, и фактически не попадали в сферу внимания массовой аудитории. Поэтому формирование и бытова

33 См.: Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4(28); Лот-май Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в трех томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.

34 См.: Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М.Н. Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999.

35 См.: Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. Дисс. в виде научн. доклада на соискание уч. ст. доктора филол. наук. Спец. 10.01.01 - русская литература. М, 1998. ние мифа о поэте в эти эпохи ограничивалось довольно-таки узкими рамками поэтических салонов, кружков и обществ.

Распространение грамотности, развитие средств массовой информации и возможность массового тиражирования произведений искусства позволили биографическому мифу стать феноменом собственно массового сознания. Именно таковым в современной культурной ситуации является миф о рок-поэте (музыканте). Возникший в русле существующей традиции биографического мифотворчества, он имеет те же истоки (творчество, творческое поведение, творческая репутация), ту же концептуальную идеею соответствия жизни творчеству и творчества жизни36, ту же сюжетную схему, восходящую к архаическому героическому мифу, в центре которого формирование личности, «превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок»37. Все это позволяет рассматривать русский

-» 38 рок как «третью главу» «эстетизации жизни в русской культуре» .

Несмотря на типологическое сходство, миф о рок-поэте имеет существенные отличия от биографических мифов предшествующих эпох; Во-первых, русский рок активно использует каналы массовой коммуникации. Творчество рок-авторов, доступ к которому не имеет никаких ограничений, тиражируется не только официально, но и через самиздат, домашнее копирование и, так называемое, «пиратство». Реципиент может увидеть рок-поэта на концерте, по телевидению, на фотографиях и видеозаписях, а так же узнать о нем любую информацию из различных средств массовой информации: от газет до интернет-сайтов, включая, так называемую, «желтую прессу». Часто информация о рок-поэте имеет довольно противоречивый характер, что, несомненно, способствует

36 См.: Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып.2; Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару. Тверь, 2000; Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревяки-на. // Новое литературное обозрение. 1997. №28.

Ч 7

Мелетинский Е.М. Герой//Мифы народов мира. Т. 1. С.297.

Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. С.6. стихийному мифотворчеству вокруг его личности. Однако в не меньшей мере мифологизации образа рок-поэта способствовало отсутствие какой-либо информации о нем в период, когда рок не был официально разрешен.

Во-вторых, миф о рок-поэте предполагает использование стереотипов коллективного сознания. Одним из таких стереотипов является, например, сопричастность между индивидами одной социальной группы в силу их «происхождения» от общего «родоначальника». Под этой сопричастностью следует понимать не столько стремление поклонников рока дистанцироваться от прочей публики как некое элитарное сообщество, сколько формирование поклонников вокруг отдельной рок-группы или рок-исполнителя, который и выполняет функцию общего «родоначальника». Личность такого «родоначальника» «становится собирательным образом и эталоном, который копируют многочисленные поклонники — стремясь одеваться и выглядеть как кумир, вести себя похожим образом. Его повседневная жизнь, характер, привычки и т.д. делаются достоянием масс и сакрализуются» . В редких случаях сопричастность между поклонниками одного рок-музыканта предполагает полное неприятие тех, кто считает своим «родоначальником» другого рок-музыканта40, подобно тому, как это происходило в архаической традиции между представителями разных племен. Среди других стереотипов коллективного сознания, используемых мифом о рок-музыканте, можно назвать регламентированность жизни поклонников (хотя она и не принимает тотальный характер), сакрализацию имени кумира, а

39 Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина. // Новое литературное обозрение. 1997. №28. С.320.

40 Например, Артемий Троицкий в своей книге «Рок в Союзе» приводит историю о том, как после первого концерта Майка Науменко в Москве подрались группы сторонников и противников музыканта. (См.: Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М., 1991. С.69.) Определенного рода конфронтация существует так же между поклонниками группы «Ария» и «Король и Шут», «Алиса» и «Кино» (См.: Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып.2. С. 169). так же почти мистическое неприятие чего-либо нового в творчестве или жизни кумира.

В-третьих, миф о рок-музыканте предполагает обязательную ритуализа-цию, то есть соответствующую мифу инсценировку. Элементы ритуализации сопутствовали и биографическому мифотворчеству Серебряного века (например, как своего рода ритуал можно рассматривать собрания художников, поэтов и философов в «Башне» Иванова). Однако и ритуал, и собственно биографический миф в этом случае являются достоянием узкого круга посвященных, то есть имеют явно эзотерический характер. Ритуализация мифа о рок-поэте, напротив, носит экзотерический характер, то есть предполагает ориентированность на массы. Кроме того, связность таких'элементов как музыка, поэзия и исполнение в структуре рок-произведения, как и связность элементов любого синтетического текста или искусства, генетически восходит к первобытному синкретизму поэтических жанров, то есть собственно к архаическому ритуалу. Первичная ритуализация в роке осуществляется посредством музыкально-ритмической организации поэтического текста и его концертногсисполнения самим рок-поэтом и его группой. В этих условиях рок-музыканты начинают восприниматься поклонниками как «люди, несущие миру новое ^откровение, новый тип сознания и поведения. Поэтому все, что они делают, предаваясь оргаистическим танцам <.> имеет характер религиозного культа, мистического ритуала»41. Таким образом, рок-поэт воссоздает мир не только в слове, как и любой другой поэт, но и в действии - в ритуале, хотя и являющемся, в отличие от архаического ритуала, собственно эстетическим феноменом.

Русский рок стал материалом диссертационного исследования. Обращение именно к этому этапу эстетизации жизни в русской культуре представляется наиболее плодотворным в силу ряда причин. Во-первых, русский рок сравнительно нов как объект научного интереса. Во-вторых, русский рок предос

41 Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: Философское мифотворчество и литературный авангард. М., 1978. С.308. тавляет исследователю уникальную возможность стать непосредственным очевидцем зарождения, развития и различного рода трансформаций биографического мифа. В-третьих, русский рок, как третий этап генезиса биографического мифа, на сегодняшний день предлагает наиболее сложный по своей структуре вариант биографического мифа. В качестве материала исследования были отобраны творчество, интервью, биографии русских рок-поэтов: Михаила Борзы-кина, Вадима и Глеба Самойловых, Константина Кинчева, Вячеслава Бутусова и некоторых других. Этот выбор оправдывается тем, что в рамках отечественной рок-культуры они получили статус «классиков», «легенд». Особое внимание уделяется Борису Гребенщикову, как одному из самых мифологизированных представителей русского рока.

В работе были использованы различные источники: официальные сборники текстов русских рок-поэтов, материалы Интернет-сайтов русских рок-поэтов (интервью, статьи, рецензии, неопубликованные тексты и т.д.), материалы «Живых журналов» и различных чатов сети Интернет, результаты социологических опросов, проводимых с различными группами реципиентов, аудио- и видео- материалы, а так же материалы периодических изданий, посвященных непосредственно року («Rock fuzz» / «Fuzz»), рассчитанных на молодежную аудиторию и содержащих специальные рубрики, посвященные современной музыке («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Я - молодой» / «Молодой», «Молоток», «Ровесник»).

Целыо диссертации является разработка принципов исследования и описания структуры биографического мифа. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, важно проанализировать биографический миф как систему, основными элементами которой являются творчество, творческое поведение и репутация поэта. Во-вторых, необходимо установить закономерности трансформации биографического мифа в массовом сознании. В-третьих, следует описать процесс ритуализации биографического мифа.

Поставленные задачи определили структуру исследования. В первой главе «Возникновение биографического мифа» предпринята попытка реконструкции идеализированного, эталонного образа поэта как героя определенной культурной эпохи. Основой такой реконструкции стало выявление доминантных составляющих образа-эталона в процессе анализа творчества русских рок-поэтов, декларируемых ими жизненных и творческих принципов, элементов их творческого поведения, которые рассматриваются как источники возникновения биографических мифов. При этом учитывается, что доминанты такого образа-эталона, будучи семами инварианта индивидуального биографического мифа, могут претерпевать различного рода смещения и трансформации и даже редуцироваться под влиянием индивидуально-стилистических и индивидуально-поведенческих аспектов личности поэта. Кроме того, важно выявить мифо-образующую (ключевую) сему биографического мифа поэта, которая является не только смысловым стержнем его индивидуального мифа, но и дает мифу имя. Следующим этапом исследования становится анализ форм первичной ри-туализации биографического мифа, в качестве которых в русском роке выступают музыка и концерт, соотносимых с доминантными составляющими образа-эталона. Далее рассматривается функция творческой репутации поэта как связующего звена между формируемой его творчеством и творческим поведением инвариантной основой биографического мифа и теми вариантами мифа, которые получили онтологический статус в массовом сознании. Во второй главе диссертационного исследования «Трансформация биографического мифа в массовом сознании» рассматриваются формы бытования биографического мифа, исследуется процесс репродукции трансформированных в результате художественной рецепции вариантов биографического мифа, прослеживается специфический для рока процесс включения аудитории поэта в сопутствующий его биографическому мифу ритуал. В третьей главе «Биографический миф Бориса Гребенщикова» представлена реконструкция биографического мифа одного из русских рок-поэтов. На основании теоретических выводов, сделанных в предыдущих главах, анализируются особенности творческой репутации Гребенщикова, реконструируется мифообразующая сема его биографического мифа, анализируются трансформации, происходящие в структуре гребенщи-ковского мифа с доминантами образа-эталона, исследуются особенности ритуа-лизации его мифа.

Основным методом исследования является метод реконструкции; так же были использованы возможности сравнительного, историко-культурного и системного анализа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Биографический миф как литературоведческая проблема"

Заключение

Рождение биографического мифа было предопределено антропоцентризмом Нового времени, который «поставил на центральное место не просто чело

680 гт века как такового, но человека как индивидуальность» . При этом каждый переломный момент в развитии культуры, порождающий новое направление или течение, выдвигал своих мифологических персонажей - культурных героев своего времени, каждый из которых приносил в мир нечто новое, получавшее статус нормы681.

Прежде всего, культурными героями Нового времени становятся поэты.

Причина этого кроется в специфике литературы как «вербальной основы худо

682 жественной культуры» : именно поэт творит свой мир по мифологической формуле: «Вначале было слово.» , и именно ему, владеющему особым поэтическим языком, под силу стать выразителем идей целого поколения. Кроме того, лирическая поэзия по сравнению с другими видами художественно-творческой деятельности в большей степени соотносится с биографией автора, являясь непосредственным отражением его духовной жизни.

Каждая культурная эпоха, осваивая опыт предыдущих, формирует свой особый эталонный образ мифологического героя, отвечающий ее идеалам. В соответствии с этим образом или, наоборот, вступая с ним в противоречие, поэт выстраивает свой идеализированный образ, предлагаемый публике. С другой стороны, поэт как новый культурный герой, посредством творчества и творческого поведения участвует в формировании идеалов своего времени и, соответственно, оказывает влияние на специфику эталонного образа мифологического героя эпохи.

680 Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине. С.ЗЗЗ.

681 См.: Там же. С.334 - 335.

682 Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х Т. Смоленск, 1997. T.l. С.565.

683 См.: Там же. С.567.

Реконструкция биографических мифов поэтов различных эпох позволяет говорить о наличии общих механизмов мифообразования: формируясь на основе творчества и творческого поведения поэта, миф либо полностью обязан своим существованием целенаправленным действиям самого поэта, либо творится в соавторстве с аудиторией, либо появляется как продукт массового сознания без какого бы то ни было участия поэта. Так или иначе, биографический миф никогда не отрывается от своей первоосновы, в качестве которой следует рассматривать творчество и творческое поведение поэта. В противном случае он перестает быть мифом684.

Одним их обязательных условий формирования биографического мифа является соответствие творчества жизни и жизни - творчеству. Иначе говоря, возникновение биографического мифа возможно в том случае, когда максимально совпадают образ поэта, складывающийся их основных черт его творчества, и образ поэта, складывающийся их основных черт его творческого поведения. Обязательным условием существования мифа является получение им онтологического статуса в сознании аудитории поэта, чему в современной культурной ситуации способствуют СМИ, непосредственно воздействующие на стереотипы массового сознания.

Последний на сегодняшний день из этапов биографического мифотворчества в русской культуре - русский рок - опираясь на традиции романтизма, Серебряного века русской культуры, бардовского искусства и западной рок-культуры, создает эталонный образ рок-поэта, доминантами которого становятся искренность, саморазрушение, нонконформизм и одиночество. Каждая из этих доминант, так или иначе, входит в структуру образов, лежащих в основе биографических мифов предшествующих эпох, однако значение каждой из них в структуре образа рок-героя преломляется под влиянием идеалов того времени, когда в нашей стране начинает зарождаться рок-культура. Кроме того, фор

СОЛ

См.: Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине. С.332. мируемая роком модель биографического мифа оказывается наиболее близка модели архаического героического мифа, поскольку активно использует стереотипы массового сознания, а так же благодаря синтезу поэзии, музыки и исполнительского искусства, изначально свойственному року.

Каждая доминанта сформированного эпохой эталонного образа поэта претерпевает различного рода трансформации в структуре индивидуальных биографических мифов. Творчество и творческое поведение поэта, обладающие, соответственно, индивидуально-стилистическими и индивидуально-поведенческими чертами, вступая во взаимодействие с образом-эталоном эпохи, формируют определенный идеализированный образ поэта, как героя индивидуального биографического мифа. Так, в биографическом мифе Бориса Гребенщикова - одного из самых мифологизированных персонажей русского рока - доминанта искренность предполагает не исповедальный характер творчества и его тотальный автобиографизм, как это принято в русском роке, а умение быть всегда разным, оставаясь при этом собой. Доминанта саморазрушение подвергается значительной редукции, превращаясь в структуре биографического мифа Бориса Гребенщикова в доминанту любовь к жизни, которая значительно деформирует образ-эталон. Нонконформизм Гребенщикова, как героя биографического мифа, не носит характер борьбы с официальной культурой и существующей политической системой, а одиночество не является результатом добровольной самоизоляции и еще одним способом саморазрушения. И нонконформизм, и одиночество в гребенщиковском мифе трансформируются в доминанту самодостаточность.

Абсолютную индивидуализацию биографическому мифу обеспечивает мифообразующая (ключевая) сема, дающая ему название. В частности, ключевой семой биографического мифа Бориса Гребенщикова является сема «Бог», реконструируемая в процессе анализа его творчества и творческого поведения. При этом доминантные составляющие образа Гребенщикова как героя биографического мифа (искренность, любовь к жизни, самодостаточность) делают эту сему устойчивой.

Ключевые семы биографических мифов разных поэтов формируют своеобразный мифологический пантеон эпохи, определяют место поэта в мифологии его времени.

Инвариантная основа биографического мифа поэта, формируемая его творчеством и творческим поведением, а так же сложившиеся разновидности его творческой репутации, проходя через призму восприятия публики, продуцируют в массовом сознании многочисленные варианты мифа. Специфика художественной рецепции человека, не обладающего специальной художественной или научной подготовкой, такова, что в ее результате семы инварианта биографического мифа либо, трансформируясь, приобретают гиперболизированный характер, либо, редуцируясь, продуцируют миф об антигерое. В первом случае, Борис Гребенщиков воспринимается аудиторией как объект непосредственного поклонения, как Бог или Бодхисатва, каждое слово которого является откровением, и само существование которого наполняет жизнь поклонника «волшебным светом». Во втором случае, Гребенщиков воспринимается как эгоцентричный, лукавый, играющий в определенный образ жизни, склонный к самообожествлению человек. Таким образом, в массовом сознании одновременно функционируют миф о герое и миф об антигерое, трикстере, в основе которых лежит образ одного и того же поэта. Однако в случае с биографическим мифом Бориса Гребенщикова массовое сознание продуцирует самостоятельный миф об антагонисте: функцию трикстера начинает выполнять популярный певец Михаил Гребенщиков.

Формируемый творчеством и творческим поведением поэта и бытующий в массовом сознании биографический миф поддерживается соответствующим ритуалом. В роке он представлен в наиболее развитой форме. Сама специфика рок-произведения предполагает музыкально-ритмическую организацию поэтического текста и его обязательное исполнение со сцены. Музыка отражает эмоциональную составляющую образа, лежащего в основе биографического мифа. Непосредственная инсценировка биографического мифа рок-поэта осуществляется им на концерте. Медиативная функция рок-поэта, уподобляющегося в процессе концерта шаману или проповеднику, заключается в воссоздании концертной ауры, которая предполагает мистическое единение публики и музыкантов. Кроме того, рок-музыканты своими действиями на сцене, своим поведением и поступками безусловно способствуют формированию рок-ритуала, который должен определенным образом упорядочить жизнь рок-сообщества. Однако бытующие в среде поклонников обряды и ритуалы являются по существу даже не вторичным продуктом, а результатом многократных трансформаций и искажений. Они живут уже своей собственной жизнью, практически потерявшей точки соприкосновения с тем, что было сделано людьми, практикующими рок. Если представить, что рок-поэт вдруг по какой-то причине вынужден жить среди своих поклонников и по их законам, то он испытывал бы двойственное чувство: с одной стороны, все это создано им, или по крайней мере, благодаря ему, с другой стороны, здесь можно задаться теологическим вопросом: сможет ли Бог жить в созданном им мире?

Итак, биографический миф - это миф новой формации. Его сюжетная модель, отчасти копирующая модель традиционного героического мифа, получает онтологический статус не только и не столько в сознании поэта, сколько в массовом сознании. При этом важно помнить, что биографический миф не является готовым словесным произведением. Процесс мифопорождения — процесс спонтанный и неконтролируемый, поэтому, обращаясь к биографическому мифу, можно говорить лишь о наличии потенциальных возможностей, заложенных в тексте и творческом поведении поэта, приводящих в сознании реципиента к мифологизированному образу поэта. То есть можно лишь попытаться осуществить реконструкцию индивидуального биографического мифа, на основе бытующих в сфере массового сознания его многочисленных вариантов.

Реконструкция индивидуального биографического мифа поэта предполагает следование определенной схеме. Отправной точкой такой реконструкции становится выявление доминантных составляющих эталонного образа поэта как героя эпохи в процессе сравнительного анализа принципов жизни и творчества, декларируемых представителями данного культурного направления, а так же отдельных особенностей их творчества, таких как концептуальные мотивы творчества и специфика лирического героя. Далее на основе анализа творчества и творческого поведения поэта реконструируется инвариантная основа его индивидуального биографического мифа и, прежде всего, мифообразующая сема мифа, дающая ему имя. Так же определяются особенности функционирования каждой из доминант образа-эталона в качестве сем индивидуального биографического мифа и их взаимоотношения с мифообразующей семой. Биография поэта рассматривается как процесс становления культурного героя эпохи. Одновременно осуществляется анализ элементов творческой репутации поэта, а так же тех трансформаций, которые происходят в сознании аудитории поэта с каждой из сем инварианта его биографического мифа и продуцируют различные варианты его бытования в сфере массового сознания. Заключительным этапом реконструкции индивидуального биографического мифа поэта становится анализ ритуала, поддерживающего этот миф на протяжении всего процесса его развития и функционирования.

 

Список научной литературыНикитина, Ольга Эдуардовна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. «Агата Кристи»: нотное издание. М.: Издательство «Современная музыка», 2000. Книги 1,2.

2. Аксенов А. «Неформальный рок-н-ролл» // Альбом «Жизнь настоящих ковбоев» (1989) группы «Объект насмешек».

3. Аксенов А. Пенсионеры // Альбом «Блюз для негодяя» (1995) Рикошета (Александра Аксенова).

4. Александр Башлачев: Стихи, фонография, библиография. Тверь: Твер. гос. ун-т. 2001.

5. Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991.

6. Б.Г. Песни. Тверь: ЛЕАН, 1996.

7. Барановская Н. «По дороге в рай.» // Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации. СПб: Новый Геликон, 1993. С.З -84.

8. Борзыкин М. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Телевизор» http://www.televizor.spb.ru

9. Борхес Х.Л. Алеф // Борхес X. Л. Сочинения в трех томах. Рига, 1994. Т.1. С.479 -492.

10. Борхес Х.Л. Четыре цикла // Борхес Х.Л. Сочинения в трех томах. Рига: Полярис. 1994. Т.2. С.259 -260.

11. Бутусов В. Тексты песен на Интернет-сайте http://www.bbgon.ru и официальном Интернет-сайте группы «Ю-питер» http://www.u-piter.ru.

12. Васильев А. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Сплин» http://www.splean.ru.

13. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. Л.: Новый Геликон, 1991.

14. Гаккель В. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом (http://golden-under.narod.ru/rock-books.htm).

15. Гребенщиков Б. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи // Б.Г. Не песни. М.: АНТАО, 2002.

16. Гребенщиков Б. Тексты песен 1997 2005 гг. на официальном Интернет-сайте группы «Аквариум» http://wvAV.aquarium.ru.

17. Грейвс Р. Белая богиня: Избранные главы. СПб.: Амфора, 2000.

18. Группа «Би-2». Тексты песен на официальном Интернет-сайтеЬКр://Ьее2.narod.ru

19. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. JL, 1990.

20. Земфира. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Земфи-ра» http://www.zemflra.ru

21. Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации. СПб: Новый Геликон, 1993.

22. Кортасар X. Мы так любим Гленду // Кортасар X. Преследователь: Рассказы. СПб:Лениздат, 1993. С.421 427.

23. Летов Е. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Гражданская оборона» http://www.oborona.mirgorod.ru.

24. Михаил «МАЙК» Науменко. Песни и стихи. М., 2000.

25. Николенко Я. «Деньги» // Альбом «Небо на земле» (2002) группы «Сети».

26. Паращук С. «Я не Стенька Разин.» // Альбом «70 мгновений весны» (1988) группы «НЭП».

27. Романов А. «История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста» (http://golden-under.narod.ru/rock-books.htm).

28. Самойлов В., Самойлов Г. Тексты песен 2000 2005 гг. на официальном Интернет-сайте группы «Агата Кристи» http://www.agata.ru:8080.

29. Чикишев Е. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Дядя Го» http://www.goh.ru.

30. Шахрин В. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Чайф» http://www.chaif.ru.

31. Шевчук Ю. Спой, БГ (http://www.bololo.narod.ru/Music/DDT/AcousticBG html).

32. Шевчук Ю. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «ДДТ» http://www.ddt.ru.

33. Шнуров С. Тексты песен на официальном Интернет-сайте группы «Ленинград» http://www.leningrad.spb.ru.34. «Аквариум» FAQ (http://www.planeta.aquarium.com).35. «Живой журнал» группы «Аквариум» (http://www.livejournal.com/community/ruaquarium)

34. Агата Кристи: знакомые трещины нового альбома // Бумеранг. Сентябрь 2002.

35. Адамчук М. Вадим Самойлов: «Рок это мировоззрение» (http://www. jw.ru).

36. Алякринский О. Сага о Дине Мориарте // Керуак Джек. В дороге. Киев: AirLand, 1995. С.373 -388.

37. Анекдоты о рок-музыкантах (http://dezcom.mephi.ru/~nautilus/atical20.htm)

38. Анекдоты о рок-музыкантах (http://www.harms-rock.ru).

39. Аудиозапись интервью Ильи (Черта) Кнабенгофа после концерта группы «Пилот» в тверском клубе «Асик» в начале 2002 года.

40. Аудиозапись концерта группы «АУ» в «Программе А».

41. Б.Г. не меняет карму // Rock fuzz. Июль август 1998. № 7 - 8. С.8.

42. Базеев В. Интервью с Вадимом Самойловым (http://www.agata.ru:8080).

43. Барбаш Н. Борис Гребенщиков: «От слова "духовность" меня трясет» // Комсомольская правда. 15 апреля 1994.

44. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотики. Поэтика. М., 1994. С.384-391.

45. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

46. Бачуров В. Самый быстрый самолет // Rock fuzz. Июль 1995. №23. С.12-13.

47. Боброва И. КРИСТИ-анская любовь // Московский комсомолец. 17-24 января 2002.

48. Богин Г.И. Интерпретация текста. Тверь, 1995.

49. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск, 1997.

50. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX- начала XX вв. в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. М., 1997.

51. Буравчикова Д. Вячеслав Бутусов в АиФ. (http://www.bbgon.ru).

52. Бурлака А. Цой // Rock Fuzz. 1995. № 25. С.6 7.

53. Вардугина А. Вячеслав Бутусов: «Целью любого человека становится равновесие» (http://www.bbgon.ru).

54. Вербицкий М. Народная музыкальная энциклопедия. «Аквариум» // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

55. Веснин Е. Всеобщий протест вечен! // Новый день. Ноябрь 1999. №4.

56. Веснин Е. Творческий вечер Михаила Борзыкина в «Зоопарке». 13 апреля 2001 г. «Пятница 13». Ответы на вопросы зрителей (http://www.televizor.spb.ru).

57. Видеозапись концерта группы «Агата Кристи» «Десять лет жизни» в ГКЗ «Октябрьский» в Москве (1997).

58. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С.105 -211.

59. Виролайнен М.Н. Культурный герой нового времени // Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М. Н. Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999. С.329 349.

60. Воробьева Е. Шкатулка с чудесами: лучший подарок Глебу Самойлову (http://agata.onego.ru).

61. Воротынова С. Глеб Самойлов православный патриот // Караван + (Тверь). 2002. № 12(111).

62. Габитова P.M. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность (критические очерки). М.: Мысль, 1985. С.61 -96.

63. Гамалов А. Б.Г. о ближайшем десятилетии, столетии и тысячелетии, по возможности. // Огонек. Январь 2001 (http://www.planeta.aquarium.com).

64. Гераскина А. Доигрались в декаданс // Новая газета. 6-12 марта 2003.

65. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

66. Голованова Л. Встреча в Горбушке: DB и БГ // Культура. 29 октября 1994.

67. Группа "Аквариум" в клубе "16 Тонн" (17.10.2004)(http://www.club.m/news/club/acvarium?&city=2)

68. Гуринов Тим. Михаил Борзыкин: Герой вне своего времени // Музыкальный вестник. Август 2001. № 10.

69. Гурьев С. Братья Самойловы пара мечтательных увальней (http://shirshina.narod.ru).

70. Гурьев С. Движение в сторону ауры // 333. 1989. № 2.

71. Гурьев С. О времени, о силе, о себе. // ЭНСК. 1993. №2.

72. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: Философское мифотворчество и литературный авангард. М., 1978.

73. Данилов Д. Борис Гребенщиков: «Мне катит с чудовищной силой.» (http://www.planeta.aquarium.com).

74. Двадцать минут замечательной вечерней беседы с Б. Г. (http://www.planeta.aquarium.com).

75. Дмитриева Настя. Один во вселенной // Rock fuzz. Ноябрь 1993. № 12. С.9.

76. Додолев Е. «Наутилус» или «Pompilius» // Смена (машинописная копия без указания выходных данных).

77. Додолев Е. Начальник «Камчатки» // Московский комсомолец. 25 марта 1988.

78. Додолев Е. Немузыкальные приключения «Алисы» // Совершенно секретно. 1989 (машинописная копия без указания точных выходных данных).

79. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985.

80. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару. Тверь: Твер. гос.ун-т, 2000.

81. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь: Твер. гос.ун-т, 1999.

82. Дуда Е., Курленя К. К изучению мистического и обрядового аспектов в рок-музыке // ЭНск. Октябрь 1993. №10 (34). С. 17 18.

83. Дунаев С. Беседа с Глебом Самойловым о воинственной жертвенности его лирического героя // Иначе (Петрозаводск). 2001. № 4.

84. Егоров Е.А. Особенности функционирования «условных» образов в рок-позии. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос.ун-т, 2000. Вып.4. С.23 -28.

85. ЕЖ. Аквариум в Октябрьском // Rock fuzz. Июль 1995. № 23. С.З.

86. Елфимова У., Стародубцев Д. «Агата Кристи» группа не в формате // Уральский рабочий. Январь 2002.

87. Живова Е. Виктор Цой: последний герой русского рока // Антенна. 2000 (машинописная копия без указания точных выходных данных).

88. Жюльен Надя. Словарь символов. Челябинск, 1999.

89. Зайцева О. Если у тебя есть фонтан, обопрись о «Платан» // Смена + (Тверь). 25 апреля 8 мая 1996. № 17 (78).

90. Залогина М. Вадим и Глеб Самойловы. Братство рока // Cosmopolitan-Урал. Июнь 2003.

91. Захаров JI. И понял БГ, что сансара нирвана, и всяка печаль прошла // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

92. Захаров JI. Юрий Шевчук: «Если петь "Осень" по баням я сопьюсь и умру от тоски» // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

93. Захаров Л., Колесник В. «Прямая линия»: Кинчев в стране чудес // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

94. Золотое подполье: Поли. ил. энцикл. рок-самиздата. 1967 1994. Нижний Новгород, 1994.

95. Зубцов Ю. Доказательства Константина Кинчева или МОЙ КреСТОвый ПОХОД (http://www.alisa.net).

96. Иванова Е.В. Добролюбов Александр Михайлович // Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. 4.1. М.: Просвещение, 1990.

97. Интервью Бориса Гребенщикова на СТВ-Радио (Якутск). 25 декабря 1999. (http://www.planeta.aquarium.com).

98. Интервью Глеба Самойлова газете «Молоток». 11-17 июля 2000. № 27.

99. Интернет-конференция с музыкантами группы «Агата Кристи). 1999. (http://www.agata:8080.ru).

100. Интернет-конференция с музыкантами группы «Агата Кристи». 1998. (http://opendour.h 1 .ru).

101. Иоссариан А. Птица вольная // Rock fuzz. Март 1995. №20. С. 12 13.

102. Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу. Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.

103. Калашников В. Черная метка «Алисы» // Классика. 1995. №1. С.2.

104. Кан А. «Я больше ничего не обязан никому». ВВС. 26 ноября 2003 г. (http://www.planeta.aquarium.com).

105. Караев Н. Борис Гребенщиков: «Счастье это любовь к другим.» (http://www.planeta.aquarium.com).

106. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000.

107. Кинчев в кривом эфире // Rock fuzz, июль 1995. № 23. С. 17.

108. Климовицкий С. Предисловие составителя и переводчика // Джим Моррисон. Стихи. Песни. Заметки. М., 1993. С.5 12.

109. Кожевникова Н. Секрет успеха? Не пытайтесь понравиться // Невское время. 26 октября 1996.

110. Козицкая Е.А. Новое культурное самосознание русского рока (на материале вещания «Нашего радио») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып.4. С.207 -211.

111. Козицкая Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. Вып.5. С. 169 189.

112. Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации. СПб: Новый Геликон, 1993.

113. Корабельников А.А. «Влияние употребления наркотиков на творчество русских рок-поэтов (предварительные заметки из серии)» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2001. Вып.5. С.215 -223.

114. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

115. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. С.5-33.

116. Королев O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. М., 2002.

117. Коротнева И. «Король и Шут» о троллях, мертвецах и панк-роке // Я — молодой. Январь 1998. №4 (184).

118. Коротнева И. Весенний призыв Михаила Борзыкина // Fuzz. Июль август 1998. №7-8. С. 21.

119. Коротнева И. Настя Полева: «Я делаю нормальную человеческую музыку» // Fuzz. Апрель 1998. № 4. С.24.

120. Кудряшов К. В ожидании солнца. // Молодой. Июль 2001. № 27-28.

121. Куликов В. «Аквариум» в обрезанном виде // Тверская жизнь. 25 мая 1994. №93.

122. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.

123. Кушнир А. Наутилус Помпилиус. Невидимка. 1985 // Fuzz. Апрель 1998. №4, С.46 47,

124. Левкович Е. Комплекс Славы//Молоток. 01.05 14.05.2001. № 18-19.

125. Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М. Н. Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999.

126. Лена Оркестр. Право на то, что больнее // Fuzz. 1999. №1.

127. Липницкий А. Положись на упование Божие. // Знание сила. Август 1992.

128. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

129. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

130. Логачев В. Ленинградский дворник Юрий Шевчук // ТВ парк. 1998. №16.

131. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

132. Лосева С. У Наутилуса появились крылья // Rock fuzz. Октябрь 1995. №26. С.12-13.

133. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в трех томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992.

134. Людмила Гребенщикова: Первые поклонники появились у Бори в электричке. // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 24 декабря 2003.

135. М.И.Халыч. Итоги-95. О мертвых не говорят плохо // Rock fuzz. Январь -февраль. 1996. №29. С.11.

136. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. Дисс. в виде научн. доклада на соискание уч. ст. доктора филол. наук. Спец. 10.01.01 русская литература. М, 1998.

137. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (предварительные замечания) // Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Бло-ковский сборник. III. Тарту, 1979. С. 3 33.

138. Малькевич А. Братьям «Кристи» в девушках нравится девственность (http://shirshina.narod.ru).

139. Мамыко М. «Страх и политкорректность в творчестве группы "Агата Кристи" отсутствуют всегда» // Философская газета (http://www.pilog.f2S.com.).

140. Маринкина Т. Путь к успеху. Михаил Борзыкин представляет новый альбом // Fuzz. 2002. №4.

141. Материалы западных изданий «The Independent», «The Times», «The Guardian Tuesday», «Billboard», «TelevisionWeek» за 1989 год о Борисе Гребенщикове // Рокада. 1991. Выпуск 2. С. 14.

142. Медушевский В. К проблеме семантического синтаксиса (о художественном моделировании эмоций) // Советская музыка. 1973, № 8. С. 20 29.

143. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

144. Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Вып.2. С.53 60.

145. Минц З.Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока // А. Блок и его окружение. Блоковский сборник. IV. Тарту, 1985. С. 3-18.

146. Минц З.Г. Понятие текста и символистская эстетика // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I. (5). Тарту, 1974. С. 134-141.

147. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.: Рос. энциклопедия, 1997.

148. Моксякова Е. Большая любовь Макса Фадеева // Ровесник. 2001. № 2. С.21 -22.

149. Монахов А., Сапрыкина О. «Аквариум» снова полон // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

150. Монахов А., Сапрыкина О. Владимир Шахрин: «Приходя к власти, люди забывают, что слушали "Битлз"» // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

151. Монахов А., Сапрыкина О. Строем в рай не войти // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

152. Морозов М. Введение в теорию подбора и игры песен Гребенщикова (http://aquarium.akkords.ru/articIes/287).

153. Морозов М. Краткий отчет о 12-ти годах прослушивания 1997 (http://aquarium.akkords.ru/articles/287).

154. Морони Д. Львы в пустыне // Ровесник. Февраль 2001. № 2. С. 10 12.

155. Москва прощается с «Титаником» //Я молодой (машинописная копия без указания выходных данных).

156. Мостакова Н. «Агата Кристи»: философия шутовства // Молодой. Август 2001. №33 -35.

157. Мультимедийный диск «Nautilus Pompiius. Погружение. Все песни, все клипы, вся история и фотоархив легендарной рок-группы», CIW 079706, М.: АО «Коминфо», 1996.

158. Муравьева О.С. Образ Пушкина: исторические метаморфозы // Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М. Н. Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999. С. 113 133.

159. Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэхия: текст и контекст. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Вып.2. С. 168-174.

160. Немировский И.В. Декабрист или сервилист? Биографический контекст стихотворения «Арион» // Легенды и мифы о Пушкине: Сборник статей / Под ред. М.Н. Виролайнен (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН). СПб, 1999. С.174- 191.

161. Никишина Т. Борис Гребенщиков: «Я деспот в семье, но мириться иду первым» // Антенна. 1 - 7 августа 2005 г. № 32 (550).

162. Новейший философский словарь. М., 2003.

163. Нокс М. М. Аквариум. Гиперборея // Rock Fuzz. 1998. № 4. С. 56.

164. Нугманова Г.Ш. Миф и антимиф о Б.Г. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2000. Вып.З. С. 173 177.

165. Обыденкин А. Б.Г.: «У меня своя мифология» // Молодой. Сентябрь 2001. №38-39.

166. Обыденкин А. Михаил Борзыкин борец с лохотроном // Молодой. 2001. №27-28.

167. Орлова Н. Почти как мы. // АвтоТрио. 2002. №1.

168. Панасов И. Путь к успеху (http://www.televizor.spb.ru).

169. Панфилова А. К.Кинчев: «.в который раз отвечаю на этот вопрос.» // Я -молодой. Сентябрь 1996. № 39.

170. Пескова П. «Агата Кристи» распевала песни на Покровке // Жизнь (Нижний Новгород). 31 мая 2001. (http://shirshina.narod.ru).

171. Пилипенко Г. «Он умеет делать только то, что он умеет делать» // Ура бум-бум! (Ростов-на-Дону). Август 1988.

172. Писаренко Д. Борис Гребенщиков: «Музыка внутри уже есть, ее нужно услышать» //Я- молодой. Март 1998. № 10 (190).

173. Писаренко Д. Хороший прикол по имени «Сплин» //Я молодой. Январь 1998. №5.

174. Подшивалов И. Б.Г. номер три // Медведь. 1997. №8 (22).

175. Поиск незамутненный ложью.» // МузОбоз. Февраль 1998 (http ://www. agata.ru:8080).

176. Полная видеоверсия интервью группы «Агата Кристи» тверскому телеканалу «Пилот» перед концертом в клубе «Асик» 24 марта 2002 года.

177. Полупанов В. «Важно быть не модными, а мудрыми парнями» //Я- молодой. Декабрь 1997. № 49,

178. Полупанов В. «Наутилус» «яблокитайского» периода II Я молодой (машинописная копия без указания выходных данных).

179. Полупанов В. Б.Г.: «В стране бардак, но люди хорошие» // Аргументы и факты (машинописная копия без указания выходных данных).

180. Полупанов В. В «Горбушке» опять были «Чайф», «Алиса», пиво. // Я -молодой. Ноябрь 1993. № 21 (27).

181. Полупанов В. В.Бутусов: «Меня не интересует, что нужно публике» // Аргументы и факты. 29 июня 1997.

182. Полупанов В. Да ни фига он не имел в виду! //Я молодой (машинописная копия без указания выходных данных).

183. Полупанов В. Один день из жизни группы «Агата Кристи» //Я молодой. 1997. № 12.

184. Полупанов В. Рецензия на альбом «Кострома mon amour» группы «Аквариум» //Классика. 1995. №1. С.45.

185. Полупанов В. Сергей Галанин: «Мы столько молчим по жизни нужно обязательно выговориться» // Я — молодой. 1997. № 24.

186. Полупанов В. Черная метка Константина Кинчева //Я Молодой (машинописная копия без указания выходных данных).

187. Программа «Времена».ОРТ. 2001.

188. Программа «Акулы пера». Вячеслав Бутусов. ТВ 6. 1996.

189. Программа «Акулы пера». Группа «Агата Кристи». ТВ 6. 1996.

190. Программа «Звуковая дорожка». РТР. 1998.

191. Программа «Летопись. Земфира». Наше радио. Весна 2003.

192. Программа «Место встречи». Нижний Новгород. 1996.

193. Программа «Страна и мир». НТВ. 27 мая 2004.

194. Программа «Сумерки». НТВ. 1998.

195. Прокофьев Д.С. Типология литературного портрета в творчестве Игоря Северянина. Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. Новгород Великий. 2003.

196. Прямая линия с Борисом Гребенщиковым // Комсомольская правда. 14 декабря 1994.

197. Прямая линия с Юрием Шевчуком // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

198. Пшеничный О. «Аквариум»: последняя пятилетка // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

199. Радиотрансляция рок-фестиваля «Нашествие» на «Нашем радио». 2 августа 2003.

200. Розанов И.Н. Литературные репутации. М.: Советский писатель, 1990.

201. Рудаков А., Борисов С. Между чудом и отчаянием (http://shirshina.narod.ru).

202. С вами говорит. //Rock fuzz. Июнь 1995. № 22.

203. Савицкая Е. С нами говорит «Телевизор» // Салон Audio-Video. Сентябрь 2000.

204. Самойлова Е. «Агата Кристи» в вопросах и ответах //Я молодой. Май 1996. №20.

205. Скворцов А.Э. Лирический герой поэзии Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Тверской гос. унт, 1999. Вып.2. С. 159- 166.

206. Сойникова Н. Субъективные заметки об «Агате Кристи». С любовью (http://www.agata.ru:8080).

207. Соколова С. Алексей Могилевский и Глеб Самойлов: слышать «хорошо» // Звуки Ру. 16 сентября 2002.

208. Солдатенков Н. «Кино» без Цоя // Аргументы и факты. 1990. № 40.

209. Солдатенков Н. И.Сукачев: «Остаюсь максималистом» // Аргументы и факты (машинописная копия без указания выходных данных).

210. Соловьев В. Граф Треугольник // Собеседник. 1990. №32 (http://www.rockanet.ru/aquari и mypress.phtml).

211. Старцева А. Рок-музыка: Бог или Сатана? // Rock fuzz. 1993. № 10.

212. Степанова В. Исследователь жизни: беседа с Глебом Самойловым (http://agata.onego.ru)

213. Ступников Д.О. Мотив расщепленного «Я» в поэзии Г. Самойлова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1999. Вып.2. С.106-113.

214. Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина. // Новое литературное обозрение. 1997. №28.

215. Тихонова Н. Мы уже почти поем. // Мы (машинописная копия без выходных данных).

216. Томашевский Б.В. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4(28).

217. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

218. Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве). // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Елезара Моисеевича Мелетинского. М., 1993. С.25 42.

219. Троицкий А. «Закрой за мной дверь, я ухожу.» // Комсомольская правда. 17 августа 1990. №189.

220. Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. М.: Искусство, 1991. С.151.

221. Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.118-123.

222. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История культуры. Кино. М.: Наука, 1977. С.270 281.

223. Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс. Новосибирск, 1996. №2.

224. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997.

225. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику. Тверь: Тверской гос. унт, 2003.

226. Фомин Л. NAUTILUS POMPILIUS. Крылья (singl) // Rock fuzz. Октябрь 1996. №26. С.4.

227. Фомин Л. Итоги-95 // Rock Fuzz. Январь февраль. 1996. №29. С.11.

228. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Избранное. Книга 1. М.: Издательство «Московский рабочий» с совместным советско-западно-германским предприятием «Вся Москва», 1990. С.З -67.

229. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

230. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

231. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

232. Чернов В. Эпитафия року // Журнал «Огонек» (машинописная копия без указания выходных данных).

233. Черный С. Как я беседовал с Гребенщиковым // Комсомольская правда (машинописная копия без указания выходных данных).

234. Черных Н. Телевизор, который не продается // Московский комсомолец в Питере. 11-18 сентября 2002. №37.

235. Черняев П. Цой. Ковбой. Человек мостовой // Мы. 1991. №1.

236. Шалимова Ю. В храме Троицы мироточит крест Бориса Гребенщикова // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 19 августа 2005.

237. Шебалин Р. Фрагменты интервью с Михаилом Борзыкиным в клубе «Перекресток» 4 ноября 2001 года (http://www.televizor.spb.ru).

238. Шебуков Р. Одиссеи Бориса Гребенщикова //Я молодой. 1995. № 20 (73).

239. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.: Торсинг, 2002.

240. Шестаков Г. Из опыта «Программы А» // Классика. 1995. №1. С.20 21.

241. Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2. Тверь, 1999.

242. Экономцева Н. Два Бутусова // Ровесник. 2001. №2. С. 18 20.

243. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantas-tica, 2003.

244. Ягодина А. Конфликты Михаила Борзыкина II Я- молодой. Апрель 1996. № 14.

245. Янчук Н. Интервью Бориса Гребенщикова журналу «Йога». 16 ноября 2003. (http://www.planeta.aquarium.com).

246. Maingueneau D. Pragmatique pour le discours litteraire. Paris, 1997.