автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Традиции отечественной художественно-биографической прозы в литературе Мордовии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Данилова, Нина Степановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Традиции отечественной художественно-биографической прозы в литературе Мордовии'

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Данилова, Нина Степановна

Историко-биографическая проза во всех ее жанровых разновидностях была популярна во все времена, с момента зарождения и до наших дней. Причем популярность эта в последнее время значительно возросла, что объясняется повышенным вниманием к человеческой личности, ее роли в истории, ее судьбе. «Человек, - отмечает А. Гулыга, - по общему мнению, лучший объект для изучения истории, ибо он ее создатель. Он составная живая клеточка того огромного организма, который именуется народом и представляет собой движущую силу социального процесса. Луч, которым историк освещает прошлое, пройдя сквозь призму жизни личности, обретает краски.

Разные эпохи рождают разные типы личностей, жизнь человека - зеркало времени» (116, с. 190).

Широкое распространение биографической литературы, повсеместный читательский интерес ко всем ее видам и разновидностям, естественно, повлекли за собой пристальное внимание литературной критики, а затем и литературоведения, к многообразию связанных с нею проблем.

Одним из первых в России заговорил о новом жанре В. Г. Белинский. В статье о биографии Ломоносова он призывал к умножению жизнеописаний людей, «составляющих предмет живейшего любопытства, глубокого благоговения для всех народов вообще и для своего в особенности». Белинского восхищала даже слабая попытка Полевого «дополнить, расцветить изображением известные факты, оттушевать фантазией сухой очерк». Белинский допускал вымысел в биографии. Разумеется, писатель не должен придумывать факты, но он может расцветить живыми подробностями какой-нибудь известный факт, не отклоняясь от исторической правды. «.Это и не роман и не биография в точном смысле этих слов, но это дело ума и фантазии, это поэтическая биография, принадлежащая и к науке и к искусству - род совершенно новый, оригинальный» (88, с.498).

О проблеме использования житийных произведений в качестве литературных источников писал Н. С. Лесков. Отмечая «красоту» и благочестие древних биографических текстов, писатель выразил надежду, что они послужат источником вдохновения для многих писателей. «Человек таких дарований и такого настроения, как граф Н. Толстой, - подчеркивает Н. Лесков, - ударив в старый камень священных сказаний, может источить из него струю живую и самую целебную» (144, с. 39).

Достоверную и достаточно полную картину развития русской агиографии дал в своей монографии В. О. Ключевский (26). Эта работа стала значительным явлением в русской культуре второй половины XX века и не утратила актуальности до наших дней.

Первой значительной работой, посвященной биографическому жанру в литературоведении советского периода, является книга Г. О. Винокура «Биография и культура» (1927) (99). В этой книге исследователь определил биографию как сложное философско-психологическое явление, ориентирующееся на воссоздание жизни и объяснение ее. Биография личности рассматривается как отражение социальной истории в частном, индивидуальном, автор дает обоснование справедливости научного интереса к биографии.

Биографией, не выделяя ее в жанровом отношении из общего потока русской литературы, много занимался академик Д. С. Лихачев. В книге «Человек в литературе Древней Руси» (148) он отмечает монументальный историзм первых летописцев и биографов, эпичность повествований о деяниях вождей и героев.

К проблемам истоков и традиций биографической прозы обращались С. В. Минеева (156) и Н.Н.Горбачева (106). Попытку создания истории развития жанра предпринял Д. Жуков в своей художественно-публицистической книге «Биография биографии» (120). Однако автор не ставил своей целью дать научный анализ, его работа представляет попытку привлечь внимание читателя биографии, а не исследователя.

В литературе 60-70-х годов опубликован ряд исследований, посвященных истории развития жанра от античности до нового времени. Наиболее значимы в этом ряду книга С. Аверинцева «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра» (73) и статья Г. Цвайга «Э. Гаскелл и Дж. Босуэлл (к вопросу о традиции и новаторстве в английской художественной биографии)» (182). И хотя эти работы посвящены анализу зарубежной биографической прозы, они имеют важное методологическое значение для исследования отечественной биографии. К этому же разряду следует отнести книгу М. М. Бахтина «Роман воспитания и его значение в истории реализма» (84), в которой дана классификация античного романа. Здесь М. М. Бахтин выделяет биографический роман как форму.

Эти работы дали толчок к изучению как истории жанра биографии, так и различных ее аспектов. Анализу жанрового своеобразия отечественной биографической прозы посвящены работы А. А. Галича (100), JI. П. Александровой (76), Я. А. Гордина (108), Г. В. Померанцевой (169), Н. Ф. Болдырева (92), Л.П.Гроссмана (112), А.А.Акимовой (75). Вопросы поэтики отдельных биографических произведений освещены в статьях Э. С. Дергачевой (115), М. Н. Нестерова (159), Л. Я. Гинзбург (104), В. В. Кускова (142).

Биографическая проза помимо художественных включает документальные биографии, а также те произведения, которые находятся на грани между документальными и художественными.

Вопросам разграничения разновидностей биографического повествования, проблемам соотношения факта и вымысла посвящены работы Л.Я.Гинзбург (103), И. С. Янской и Э. В. Кардина (190), Я.А.Гордина (109), Г. Цуриковой и И. Кузьмичева (183), В. Д. Оскоцкого (160), Д.А.Гранина (110), Г. М. Ленобля (143), В. И. Тюпы (181), Ю.Н.Тынянова (180), П. В. Палиевского (162) и других исследователей. Эти проблемы обсуждались также на страницах журналов «Вопросы литературы», 1980, №9 (У. Гуральник, В. Сахаров, В. Жданов, Н. Скатов, А. Дементьев, А. Анастасьев) (134) и ^Литературное обозрение^ 1976, №6 (А. Шеметов, М. Лохвицкий, В. Конюшев, Ю. Давыдов, В. Гусев) (117).

Несмотря на то, что биографический жанр имеет длительную историю изучения, в критике и литературоведении до сих пор нет единого представления о жанровых признаках биографической прозы. Полемичность эта провоцируется самим объектом художественного осмысления. Особую остроту полемика приобретает в том случае, когда речь заходит о биографическом романе, что объясняется тем, что и в теории романа много спорных, нерешенных вопросов. К их числу следует отнести проблему разграничения биографического и исторического романа. Наиболее аргументированной представляется точка зрения

Л. П. Александровой (76), которая считает биографический роман одной из жанровых разновидностей романа исторического. Другие исследователи (С. М. Петров (164), И. Т. Изотов (123), С. Р. Смирнов (175), А. Б. Изюмский (124), И. П. Варфоломеев (97)) рассматривают биографическую прозу в констекте исторического жанра, не вычленяя ее в отдельную жанровую разновидность.

Биографический жанр неоднократно являлся предметом дискуссий в советском литературоведении. Предметом обсуждения этих дискуссий постоянно становился один и тот же круг проблем: что есть биография, ее задачи, цели; природа биографии как феномена художественной литературы и одновременно науки; возможности и границы биографических исследований; осуществимость теории биографии; генезис и развитие биографического жанра в социокультурном контексте; типология биографии; биографические источники; биографические словари и серии. На наш взгляд, наиболее последовательно проблемы биографического жанра были рассмотрены в ходе дискуссии, опубликованной на страницах журнала «Вопросы литературы» (1973, №10) (158). В обсуждении проблем биографического жанра приняли участие критики и литературоведы, работающие в этом жанре литературы - Я. Кумок, В. Жданов, С. Семанов, И. Андронников, М. Чудакова, Б. Бурсов, А. Гладилин.

История полемики вокруг жанра биографической прозы воссоздана в статье И. С. Янской и Э. В. Кардина «Спор о биографии» (190).

Различным проблемам изучения биографических произведений посвящено довольно большое количество кандидатских диссертаций.

Жанровое своеобразие художественных биографий анализируется в работах Бугриной Н. А. («Советская биографическая проза») (95), Кацева А. С. («Документализм как принцип типизации в советской прозе первой половины 20-х годов») (133), Симоновой Т. Г. («Советская художественно-биографическая повесть 70-х годов») (175), Митевой JL М. («Жанровые особенности художественно-биографической прозы Казахстана») (157).

Проблемы концепции личности освещает Полтавчук В. Г. («Проблема характера в украинском советском историко-биографическом романе 60-х - 70-х гг.») (167).

Творчеству отдельных писателей, а также анализу конкретных произведений посвящены диссертации Поляк 3. Н.

Художественная интерпретация фактов в исторической прозе Ю.Тынянова») (168), Щедриной H. М. («Историческая проза М. Шагинян») (187), Поповой Е. В. («Романтические тенденции в историко-биографических повестях К. Г. Паустовского») (170).

Биографические произведения в мордовской литературе появились уже на раннем этапе ее становления. За прошедший период созданы десятки произведений биографического жанра в различных его разновидностях.

Многие из них неоднократно подвергались литературоведческому и литературно-критическому анализу. Прежде всего следует назвать работы общего плана. О традициях и новаторстве мордовского романа неоднократно писали А. В. Алешкин (77, 78), М. И. Малькина (155), особенности развития прозаических жанров в мордовской литературе рассмотрены

A. И. Брыжинским (94).

О романе К. Г. Абрамова «Сын эрзянский» писали

B. М. Макушкин (152, 153), Н. В. Зиновьев (122), А. Г. Борисов (93), Р. Н. Бузакова (96), П.Я.Бардин (83), С.Г.Девяткин (114). Проблемы русско-мордовских взаимосвязей в исторической прозе К. Г. Абрамова рассмотрены в кандидатской диссертации Е. А. Шароновой (185). Роман М. Т. Петрова «Боярин Российского флота» стал объектом исследования М. И. Малькиной (154), А. В. Алешкина (79). Анализу исторической романистики М. Т. Петрова посвящена кандидатская диссертация Т. В. Гераськина (102).

Исследованию жанрового своеобразия книги А. Моро «Степан Эрьзя» посвящен один из очерков Т. Н. Тимина (178). Несмотря на это, многие проблемы развития биографической прозы в литературе Мордовии остаются нерешенными. Прежде всего, это вопрос о месте биографической прозы Мордовии в жанровой системе отечественной художественной биографии. Нет также ни одной научной работы, содержащей анализ жанрового своеобразия основных жанровых разновидностей мордовской биографической прозы.

Актуальность исследования определяется как в историко-литературном, так и в социально-эстетическом аспектах, поскольку анализ произведений мордовской биографической прозы даст возможность не только уточнить отдельные теоретические обобщения о природе и специфике жанра и обозначить место художественных биографий в становлении и развитии жанровой системы мордовской литературы, но и расширить методологию художественного познания, многообразных связей человека с внешним миром в его статических и динамических проявлениях, непосредственно влияющих на моральный выбор и социальное поведение героя произведения.

Целью данной работы является выделение главных, наиболее общих и устойчивых жанровых признаков отечественной биографической прозы, проявившихся в мордовской литературе.

Уже осуществленные в науке о литературе теоретические обобщения, наличие значительного числа критических работ, посвященных биографической прозе, и поставленные цели позволяют выдвинуть следующие задачи:

1. Охарактеризовать жанровую структуру отечественной биографической прозы в ее историческом развитии,

2. Проследить традиции русской биографической прозы в мордовской литературе,

3. Дать приемлемую классификацию жанровых разновидностей биографической прозы, сложившуюся в мордовской литературе^

4. Выявить некоторые черты поэтики разных типов биографической прозы на уровне композиции, сюжета, художественной речи,

5. Определить художественно-эстетические функции документа в художественных биографиях и роль вымысла в художественном повествовании.

Наиболее продуктивными методами изучения данного материала представляются принципы методологии М. М. Бахтина, в частности, проблема автора и героя, понятие хронотопа, а также сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический и филологический методы исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые в мордовском литературоведении исследуются проблемы усвоения в национальной литературе традиций отечественной биографической прозы, при этом рассматриваются эстетические грани «взаимодействия» биографического времени с биографическим пространством как средства социально-философского осмысления действительности в романном мире, обобщаются авторские приемы соотнесения исторического материала с биографическим как инструмента художественной типизации и -одновременно — индивидуализации человеческой среды, прослеживаются способы перевода героя из объекта изображения в субъект действия, определяются на основе анализа документальных источников роль и место вымысла и форм авторского присутствия в биографическом романе и художественной биографии.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использовать заключенный в ней материал и изложенные обобщения в вузовском преподавании отечественной литературы. Вопросы жанрового своеобразия биографической прозы могут войти в общие и специальные курсы.

Содержание и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиции отечественной художественно-биографической прозы в литературе Мордовии"

Заключение

Жизнь и судьба выдающейся личности привлекала внимание на протяжении всей истории существования литературы. Формирование художественно-биографической прозы как тематической общности — одно из проявлений этого интереса. Развиваясь на протяжении многих столетий, биография достигла существенных результатов и на содержательном, и на формальном уровне. Ее эволюция была обусловлена как возникновением новых исторических концепций, которые отражали в опосредованной форме происходившие в мире перемены, так и эстетических воззрений. Результатом этих перемен было формирование исторического, национального и личностного самосознания. Все этапы становления самосознания нашли свое отражение в художественной литературе, в том числе и в младописьменной.

Мордовская литература, как национальная, так и русскоязычная, разрабатывает этот жанр весьма плодотворно.

Биографическая проза возникла в древнерусской литературе на первоначальном этапе ее становления и проявилась в жанрах жития, патерикового рассказа, позднее — автобиографии. Средневековый историзм и церемониальность обусловили ряд существенных признаков биографической прозы. Человек рассматривался не как самоценная личность, а как представитель определенного «разряда». Поэтому он жил и действовал не столько в реальной действительности, сколько в условных рамках своей социальной принадлежности.

Эти предвозрожденческие черты сыграли существенную роль в развитии искусства и литературы и воплотились в биографическом жанре в виде жизнеописаний, мемуаров, «писем», дневников. Данная тенденция получила дальнейшее развитие в конце ХУШ-начале XIX веков, когда вновь усиливается личностное сознание, нашедшее художественное воплощение в эстетических рамках просветительского реализма и сентиментализма. В жанре биографии это проявилось в возвращении к житийной традиции, все более сливающейся с поэтикой исторической легендарной и бытовой повести.

Перемены в общественной жизни страны после 1812 и 1825 годов произвели своеобразную «культурную» революцию (термин Ю. Лотмана). Романтическое мировосприятие создало новый тип героя -человека, находящегося в конфликтных отношениях с обществом. С развитием реализма ведущими в литературе становятся социально-психологические повести и романы, дававшие художественный анализ современной общественной жизни. Превращение литературы в зеркало, отражающее судьбу «частного» человека в свете общественных идеалов, отодвинуло биографию (историю выдающегося человека) на второй план.

Интерес к «личности» вновь возникает на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий и совпадает с процессом развития исторического самосознания и философии русской нации. Биографическая литература во всех ее жанровых формах и разновидностях становится необычайно популярной. Этот интерес усиливается в двадцатом столетии и приобретает в связи со все усиливающейся тенденцией проникновения документальности в сферу искусства новые черты. Теперь биография не только продолжает осваивать старые жанровые формы, но и создает новые: биографический очерк, эссе, литературный портрет. Высшей точки расцвета биография достигает с возникновением биографического романа, вобравшего в себя лучшие традиции биографической прозы предшествующих столетий и классического русского романа XIX века. Житийная повесть, пройдя долгий эволюционный путь, преобразуется в художественную биографию. Именно эти две жанровые разновидности разрабатываются в литературе наиболее плодотворно. Кроме того, весьма характерным является тот факт, что та или иная жанровая форма стремится к освоению и использованию средств другой формы, обогащаясь, тем самым, и создавая новые жанровые типы.

Эти жанровые и стилевые процессы нашли отражение и в истории литературы Мордовии, создавшей произведение во всех жанровых разновидностях, образующих биографическую тематическую общность. Наиболее значимыми здесь также являются биографический роман и художественная биография.

Жанровую природу этих двух разновидностей определяет наличие в них признаков как художественного, так и документального произведений. Основу их поэтики составляют приемы использующиеся авторами для создания образа главного героя - реально существовавшего некогда человека. Исследование наиболее распространенных приемов приводит к выводу, что они имеют прочную традицию в отечественном жанре биографии. В рассмотренных нами фактах проявления этого жанра в литературе Мордовии не существует принципиальной разницы в способах изображения вымышленного героя и реального исторического лица.

Несмотря на специфические особенности материала, взятого за основу художественного исследования, биографическая проза располагает тем же набором изобразительных средств, что и произведения иных жанров. Однако, выделение в рамках художественной биографической прозы биографического романа и художественной биографии свидетельствует о наличии в них как сходных черт, так и различий.

В поэтике биографического романа и художественной биографии мы наблюдаем сочетание средств художественной и документальной прозы. Различаются же они в зависимости от целевой установки автора.

Образная жизнь биографического романа строится на художественной изобразительности, в то время как структура художественной биографии - на повествовательной основе. Существенно различаются эти жанровые разновидности и отношением к вымыслу. Если автор биографического романа «создает» новый - вымышленный мир, то для автора художественной биографии главная задача -реконструировать реальный биографический мир своего героя. Наиболее последовательно эти принципы реализованы М. Петровым в романе «Боярин Российского флота». К. Г. Абрамов строго следует им лишь в первой и второй частях трилогии «Сын эрзянский», третья же часть постепенно теряет признаки биографического романа и переходит в разряд художественной биографии. Подобный переход возможен в связи с необходимостью «уместить» огромное количество информации в сравнительно небольшом повествовательном поле; автор из «свидетеля» жизни героя становится рассказчиком о нем; роль вымысла сводится к минимуму.

Биографический роман и художественная биография различаются и отношением к документальным источникам. И та и другая жанровые разновидности предполагают высокую степень изученности авторами документов, имеющих отношение к жизни и деятельности их героев. Различны здесь способы включения этих материалов в ткань повествования. М. Петров вводит в роман о Ф. Ф. Ушакове письма, донесения, рапорты, реляции. Но они в данном случае выполняют эстетическую функцию, являясь одним из средств художественной изобразительности. К. Абрамов в первой и второй частях своей трилогии не использует прямо ни одного документального источника, в то время как в заключительной документ выступает открыто и уже не выполняет эстетической функции. Различные средства поэтики здесь используются лишь как «дополнительное» средство для «оживления» повествования.

143

Проведенный анализ позволяет считать произведения М. Петрова и К. Абрамова весьма продуктивными жанровыми разновидностями мордовской биографической прозы, плодотворно осваивающими лучшие традиции отечественного жанра биографии и сохраняющими национальное своеобразие.

 

Список научной литературыДанилова, Нина Степановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов К. Г. За волю: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -320 с.

2. Абрамов К. Г. Пургаз: Роман / Авториз. пер. К.Евграфова. М.: Современник, 1989.-445 с.

3. Абрамов К. Г. Степан Дмитриевич Эрьзя: Биогр. очерк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - 112 с.

4. Абрамов К. Г. Степан Эрьзя: Роман / Пер. с морд. Н. Максимова и Ю. Галкина. М.: Сов. Россия, 1980. - 540 с.

5. Абрамов К. Г. Степан Эрьзя: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.-448 с.

6. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2 т. М.: Терра, 1998. -2 т.

7. Андрущенко А. И. Адмирал Ушаков. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва проев. РСФСР, 1951.-290 с.

8. Анненская А. Н. Гоголь // Биографические очерки / 2 изд. -Челябинск, 1997. Т. 2. - С. 171-255. (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

9. Ахматова А. А. Поэма без героя // Ахматова А. А. Сочинения в 2-х т. -М, 1990.-Т. 1.-С. 19-341.

10. Ю.Блинов В. Недорисованный портрет: Повесть. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991.-160 с.11 .Брыжинский М. Ради братий своих. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. - 280 с.

11. Ведяшкин И. Соловей Окся. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. - 75с.

12. Воронин И. Д. А. И. Полежаев. Жизнь и творчество. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1979. - 256 с.

13. М.ГаничевВ. Флотовождь. М.: Изд-во «Роман-газета», 1992. - 160 с. -(Роман-газета; № 6/7).

14. Горбунов В. В. Молодость певца: Повесть о И. М. Яушеве. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 128 с.

15. Девятаев М. П. Побег из ада.: Худож. докум. повесть. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 288с.

16. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси XIV середины XV века. - М., 1981. -С.256-429.

17. Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского // ПЛ: Издание археографической комиссии. СПб, 1862. - Вып.4. - С. 187-210.

18. Житие протопопа Аввакума // Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. - С. 11-80.

19. История Мордовии в лицах: Биогр. сб. / Отв. ред. П. Д. Грузнов -Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1997. 592 с. - (Тр./НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовии; Вып. 112. Сер. ист.).

20. Карамзин Н. М. Сочинения: в 9 т.: Т. 3-7. История государства Российского. М., 1820.

21. Карамзин Н. М. Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода // Русская историческая повесть первой половины XIX века. М., 1986. -С. 97-147.

22. Киево-Печерский патерик // Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. М., 1957. - С. 147-229.

23. Кирдяшкин И. П. Широкая Мокша: Роман / Авториз. пер. с морд. -мокша. М.: Сов. Россия, 1960. - 428 с.

24. Кишняков И. П. Ишу свою звезду: Роман / Пер. с морд.-мокша. В. Еремина. М.: Современник. 1985. - 239 с.

25. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. - 512 с.

26. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. - 624 с.

27. Конкин С. С. Декабристы братья Веденяпины: Докум.-биогр. очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. - 319 с.

28. Конкин С. С. Николай Огарев: Жизнь. Идейно-творческие искания. Борьба. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. - 501с.

29. Лесков Н. С. Загадочный человек // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12т. -М., 1989.-Т. 8-С. 3-99.

30. Мережковский Д. С. М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. Поли. собр. соч.: В 28 т.- М., 1914. Т. XVI -С. 157-205.

31. Моро Артур. Степан Эрьзя: Док-худож. роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997.-336 с.

32. Муравьев М. Оскольд. Повесть, почерпнутая из отрывков древних готфских скальдов // Русская историческая повесть первой половины XIX века.-М., 1986. С. 21-34.

33. Новиков Прибой А. С. Адмирал Ушаков // Во имя долга. - М., 1942. -С. 32.

34. Носов Г. К. Адмирал Ушаков. М.: Гослитиздат, 1989. - 406 с.

35. Петров М. Т. Алена Арзамасская. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -352 с.

36. Петров М. Т. Боярин Российского флота.: Ист. роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 456 с.

37. Петров М. Т. Патриарх Никон: Пьеса // Мокша. 1994. - № 1. - С. 1325.

38. Петров М. Т. Румянцев-Задунайский: Роман: В 2 кн. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1976. - 2 кн.

39. Петров М. Т. Ухтомский: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.- 159 с.

40. Повесть о блаженном князе Александре Ярославиче // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему Повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1863. - Т. XV. - С. 375-383.

41. Повесть об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Федора // Там же. С. 386-393.

42. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Повесть о Петре и Февронии /Подготовка текстовых исследований Р. П. Дмитриевой/. -Л., 1979.-339 с.

43. Повесть о смерти о Орде Михаила Тверского // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему Повелению Археографическою комиссиею СПб., 1863. - Т. XV. - С. 410-412.

44. Повесть о Юлиании Лазаревской // Тр. отд. древнерус. лит. М., 1936. -Т.З. -С.232-241.

45. Полевой Б. Н С. Эрьзя. (Степан Дмитриевич Нефедов) Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. - 72с.

46. Прохоров П. В. М. А. Пуркаев: Повесть. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986.-240с.

47. Пудваль А. Р. Здравствуйте, Эрьзя!: Биогр. повесть. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1989. - 176с.

48. Пушкин А. С. Арап Петра Великого // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т.- Л., 1937. Т. 8. - С. 3-33.

49. Радищев А. Н. Житие Федора Васильевича Ушакова // Русская литература XVIII века. Л., 1970. - С. 638-652.

50. Радищев А. Н. Слово о Ломоносове // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. - С.348-357.

51. Раковский Л. Адмирал Ушаков. М.: Молодая гвардия, 1952. - 430с.

52. Раптанов Т. А. Чихан пандо ало / Раптанов Т. А. Под Чихан-горой: Роман (На морд, -эрзя яз.). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. - 212с.

53. Сайгин М. Л. Ураган: Роман / Пер. с морд.-мокша. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1983.-208с.

54. Сказание о Борисе и Глебе: Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвестрского сборника (2-я пол. XIVb.). М.: Книга, 1985.

55. Смирнов П. П. Адмирал Ушаков. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. -96 с.

56. Соболевский А. А. Командир подземного гарнизона. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1989.-301 с.

57. Соловьев В. С. Лермонтов // Соловьев В. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М, 1990. - С.441-457.

58. Соловьев Е. А. Александр Герцен // Биографические очерки / 2 изд. -Челябинск, 1997. Т. 22. - С. 289-459. (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

59. Соловьев Е. А. Дмитрий Писарев // Жизнь замечательных людей: Библиографическая библиотека Ф. Павленкова- 2изд. Челябинск: «Урал LTD», 1997. - Т.20. - С. 277-444.

60. Соловьев Е. А. Карамзин // Биографические очерки / 2 изд. -Челябинск, 1997. Т. 2. - С. 5-97. (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

61. Терешкин А. П. В прошении отказать // Терешкин А. П. Пьесы. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. 237с.

62. Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т.- М., 1983.-Т. 14. -С. 22-136.

63. Тынянов Ю. Н. Кюхля. М.: Худож. лит, 1989. - 477 с.

64. Тынянов Ю. Н. Пушкин. В 2 кн. М.: Книга, 1983.-2 кн.

65. Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара. М.: Правда, 1988. - 464 с.

66. Фонвизин Д. И. Каллисфен // Фонвизин Д. И. Сочинения. М., 1981. -С. 226-237.

67. Шибаков Н. И. Степан Дмитриевич Эрьзя. Проблемы творчества. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. 160 с.

68. Чернышевский Н. Г. Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения // Чернышевский Полное собр. соч.: В 15 т. М., 1947. -Т. 3.-С. 310-359.

69. Штейн А. Флаг адмирала. М.: Военно-морское изд-во, 1950. - 260 с.

70. Шторм Г. Дети доброй надежды. -М.: Гослитиздат, 1962. 680 с.

71. Штрихи к портретам. Деятели культуры Мордовии в воспоминаниях современников. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 176 с.

72. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. - 279 с.

73. Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках Х1-ХШ веков // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров. Сюжетное повествование в древнерусской литературе. Л., 1970. - С. 67-108.

74. Акимова А. А. История и биография // Прометей: Ист.-биогр. альманах серии «ЖЗЛ». М., 1966. - Кн. 1. - С. 346-353.

75. Александрова Л. П. Советский исторический роман. Киев: Виша школа, 1987. 160 с.

76. Алешкин А. В. Роман: обстоятельства и характеры // Современная мордовская литература (60-80-е годы). Саранск, 1991. - С. 120-134.

77. Алешкин А. В. Современность исторической прозы О р-не М. М. Петрова «Боярин Российского флота». // Советская Мордовия. -1982.- 16 февраля.-С. 4.

78. Алешкин А. В. Ф. Ф. Ушаков // Советская Мордовия. 1982. -16 февраля. - С. 4.

79. Андреев Ю. А. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 168 с.

80. Баканов А. Г. Синтез науки и искусства в историческом романе // Вестник Киев, ун-та. Ром-герм, филология. Киев, 1987. - Вып. 21. -С. 100-103.

81. Барахов В. С. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976. -184 с.

82. Бардин П. Я. Мастер эпического повествования (К.Г.Абрамов) // Современная мордовская литература (60-80-е годы). Саранск, 1991. -С. 60-75.

83. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // бс^тинжм.•^Эстетика словесного творчества М., 1986. - С. 188-236.

84. Бахтин М. М. формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. -М., 1986. С. 121-290.

85. Белинков А. Юрий Тынянов. М.: Сов. писатель, 1960. - 436 с.

86. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847-го года // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т.- М., 1981. Т. 8. - С. 337-415.

87. Белинский В. Г. Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение ксенофонта Полевого // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т.- М., 1981. -Т. 1. -С. 495-504.

88. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9т М., 1981. - Т. 6. -С. 427-453.

89. Бердяев Н. Русский духовный ренессанс начала XX века // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. - Т. 2. -С. 301-302.

90. Бестужев А. А. О романе Н. Полевого «Клятва при Гробе Господнем» // Литературно-критические работы декабристов. М., 1978. - С. 84137.

91. Болдырев Н. Ф. По лезвию бритвы // Биографические очерки / 2 изд. -Челябинск, 1997. Т. 2. - С. 450-478. (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

92. Борисов А. Г. Живой Эрьзя О романе «Эрзяньцёра». // Сятко, 1972. -№2.-С. 72-76.

93. Брыжинский А. И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.

94. БугринаН. А. Советская биографическая проза: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Горький, 1978. - 16 с.

95. Бузакова Р. Н. К. Абрамовонь «Эрзянь цёра» романть кельвалсь О языке романа К. Абрамова «Сын эрзянский». // Сятко, 1977. №3. -С.57-63.

96. Варфоломеев И. П. Типологические основы жанров исторической романистики (Классификация вида). Ташкент: Фан, 1979. - 168 с.

97. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Худож. лит., 1959.-642 с.

98. Винокур Г. О. Биография и культура. М.: Б.и., 1927. - 86 с.

99. Власенко А. Н. О романе «Степан Эрьзя» // Власенко А. Н. Расцвет: О современной литературе народов СССР. М., 1984. - С. 51-57.

100. Галич А. А. О двух жанровых типах документально-биографической прозы. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1980.- 128 с.

101. Гераськин Т. В. Творчество М. Т. Петрова и развитие традиций исторического романа в современной мордовской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1996. - 20 с.

102. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопр. лит. -1986.-№2.-С. 98-138.

103. Гинзбург Л. Я. О документальной литературе и принципах построения характера // Вопр. лит. 1970. - № 7. - С. 62-91.

104. ГиршманМ. М. О соотносительности категорий: автор и стиль литературного произведения // Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. - С. 44-49.

105. Горбачева Н. Н. Роль традиций советской исторической прозы 20 годов в современной повести о декабристах // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1987. - С. 102-112.

106. Горбунов В. П. Гайни // История мордовской советской литературы. В 2т. Саранск, 1971. - Т. 2. - С. 61-74.

107. Гордин Я. А. Индивидуальная судьба и система биографий // Изв. АН. СССР. Сер. лит. и яз. М., 1978. - № 6. - Т. 37. - С. 533-539.

108. Гордин Я. А. От документа к образу // Вопр. лит. 1981. - № 3. -С. 96-139.

109. Гранин Д. А. Союз, продиктованный временем // Художественное и научное творчество. JL, 1972. - С. 9-19.

110. Грачева E.H. Представление о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII начала XIX веков // Лотмановский сборник. - М., 1995. - С. 323-334.

111. Гроссман Л. П. О биографическом романе // Гроссман Л. П. Бархатный диктатор. М., 1933. - С. 231-248.

112. Гулыга А. Биографу не нужен вымысел // Лит. учеба. 1980. - № 2. -С. 199-205.

113. Девяткин С. Г. Трилогия К.Г.Абрамова «Сын эрзянский»: национальная проблематика и художественное своеобразие // Аспект-1991.-Саранск, 1991.-С. 109-123.

114. Дергачева Э. С. Проблемы характера и психологизма в литературных дискуссиях 20-х годов // Проблема характера в советской литературе. Челябинск, 1988. - С. 3-33.

115. Дмитриев Jl. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII-XVII веков. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1973. -302 с.

116. Документ. Эпоха. Вымысел.: (Проблемы биографической литературы): Дискуссия // Лит. обозрение. 1976. - № 6. - С. 97-104.

117. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 326 с.

118. Ершов Л. Ф. Жанровая эволюция русского советского романа // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1983.-Вып. 6.-С. 3-12.

119. Жуков Д. Биография биографии: Размышления о жанре // Жуков Д. Прозрения: Россия на Голгофе. М., 1991. - С. 3-103.

120. ЗабавинаВ. М. К.Г.Абрамов: (Очерк жизни и творчества). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. 88 с.

121. Зиновьев Н. В. К. Г. Абрамов /У Зиновьев Н. В. Человек и время. -Саранск, 1995.-С. 185-196.

122. Изотов И. Т. Из истории критики исторического романа (20-30-е гг.). Оренбург: Изд-ние Оренбург, пед. ин-та, 1967. - 218 с.

123. Изюмский А. Б. Отечественная история в литературном зазеркалье // Вопр. лит., 1989. № 9. - С. 46-89.

124. История мордовской литературы. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981.-385 с.

125. История мордовской советской литературы: В 2 т. Т. 2 Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - 420 с.

126. История русского советского романа: В 2 кн. Кн. 1- М.; Л.: Наука, 1965.-715 с.

127. История русского советского романа: В 2 кн. Кн.2 М.; Л.: Наука, 1965.-483с.

128. История русской литературы. В 4 т. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XIII века. Л.: Наука Ленингр. отд-ние., 1980. -813 с.

129. Как мы пишем (Ред. Э. Б. Кузьмина). М.: Книга, 1989. - 208 с.

130. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в Российской империи, которые могут быть предметом художеств // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. - С. 310-319.

131. Кауфман И. М. Русские биографические и биобиблиографические словари. М.: Госкультпросветиздат, 1955. - 751 с.

132. КацевА. С. Документализм как принцип типизации в советской прозе первой половины 20-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1977.- 17 с.

133. Книги о русских писателях в ЖЗЛ: Дискуссия // Вопр. лит. 1980.- № 9. С. 179-251.

134. Ковалева Н. И. Взаимодействие мировоззрения и метода в литературе эпохи Просвещения // Проблемы русской литературы. -М., 1973.-С. 83-89.

135. КопрееваТ. Н. О жанре «Поучения» Владимира Мономаха // Тр. отд. древнерус. лит. М.; Л., 1972. - Т. 27. - С. 94-108.

136. Кочеткова Н. Д. Сентиментализм и Просвещение (О преемственности идей в русской литературе конца ХУШ-начала XIX века) // Рус. лит. 1983. - № 4. - С. 22-38.

137. Крейд В. О Юлии Айхенвальде // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.- М., 1998. Т. 1. - С. 3-10.

138. Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Н. М. Карамзина // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. М.; Л., 1964. - С. 146175.

139. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века.- М.: Просвещение, 1983. 221 с.

140. Кусков В. В. представления о прекрасном в древнерусской литературе // Проблемы теории и истории литературы. М., 1971. -С. 58-67.

141. Лазарев В. Вечное притяжение // Наше наследие. 1989. - № 5. -С. 39-40.

142. ЛенобльГ. М. История и литература. М.: Худож. лит., 1977. -301 с.

143. Лесков Н. С. Жития как литературный источник // Лесков Н. С. О литературе и искусстве. Л., 1984. - С. 38-40.

144. Лесневский С. Кто мы есть среди разных имен // Лит. обозрение. -1978.-№2.-С. 35-37.

145. Лихачев Д. С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVIIbb. М.: Современник, 1987. - 300 с.

146. Лихачев Д. С. О филологии. М.: Высш. шк., 1989. - 208 с.

147. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1980.- 180 с.

148. ЛотманЮ. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1994.-415 с.

149. ЛотманЮ. М. О сюжетном пространстве русского романа XIX столетия // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. Тарту, 1987. - Вып. 746. Тр. по знаковым системам, 20. - С. 102-114.

150. Макогоненко Г. П. Письма русских писателей XVIII века и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980.-Вып. 4.-С. 3-41.

151. МакушкинВ. М. Встреча с Эрьзей // Сов. Мордовия. 1974. -19 июня.

152. МакушкинВ. М. На большаке // Край Мордовский: Лит.-худож. сборник. Саранск, 1976. - С. 216-217.

153. МалькинаМ. И. Если внимательно вглядеться // Современная мордовская литература (60-80-е годы). Ч. 1. Саранск, 1991. - С. 210226.

154. МалькинаМ. И. Современность исторической прозы // Современная мордовская литература (60-80-е годы). Ч. 1. Саранск, 1991. -С. 200-210.

155. МинееваС. В. Истоки и традиции русского агиографического жанра // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2000. - №1. -С. 20-31.

156. МитеваЛ. М. Жанровые особенности художественно-биографической прозы Казахстана: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1985. - 23 с.

157. Нерешенные проблемы биографического жанра: Дискуссии // Вопр. лит.- 1973.-№ 10.-С. 18-93.

158. Нестеров M. Н. Язык русского советского исторического романа. -Киев: Виша школа, 1978. 191 с.

159. Оскоцкий В. Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. — М.: Худож. лит., 1980. 384 с.

160. ОсповатА. Л., Рогинский А. Б. Историческая проза и государственный миф // Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX века. М., 1989. - С. 361-364.

161. Палиевский П. В. Документ в современной литературе // Литература и теория. М., 1978. - С. 121-168.

162. Переверзев В. Ф. Литература Древней Руси. М.: Наука, 1971. -302 с.

163. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980. - 413 с.

164. ПетровС. М. Художественная проза Пушкина // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1977. - Т. 5. - С. 529-572.

165. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина. (Пути эволюции). Л.: Наука Ленингр. отд-ние, 1987. - 331 с.

166. Полтавчук В. Г. Проблема характера в украинском советском историко-биографическом романе 60-70-х гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Одесса, 1985. - 23с.

167. Поляк 3. Н. Художественная интерпретация факта в исторической прозе Ю. Н. Тынянова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1985.-23с.

168. Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени // ЖЗЛ: Замыслы и воплощенные серии. М., 1983. - С. 3-28.

169. Попова Е. В. Романтические тенденции в историко-биографических повестях К. Г. Паустовского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1976.-21 с.

170. ПушкинА. С. Словарь о святых // ПушкинА. С. Мысли о литературе. М., 1988. - С. 307-309.

171. РапацкаяЛ. А. Искусство Серебряного века. М.: Просвещение. «Владос», 1998. - 192 с.

172. Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение. «Владос», 1995.-191 с.

173. РымарьН. Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 272 с.

174. Симонова Т. Г. Советская художественно-биографическая повесть 70-х годов.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Минск, 1986. - 21с.

175. Смирнов С. Р. Современный историко-революционный роман и проблема жанра // Поэтика русской советской прозы. Иркутск, 1975. -С. 118-134.

176. Стоун И. Биографическая повесть // Прометей-66 М., 1966. - Т. 7. - С. 335-346.

177. Тимин Т. Н. Артур Моро: Жизнь и творчество. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 112 с.

178. Травников С. Ю. Традиции агиографической литературы в цовестях Радищева // Литература Древней Руси. М., 1978. - Вып. 2. -С. 71-84.

179. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Поэтика. Литература. Кино. -М., 1977.-С. 255-270.

180. ТюпаВ. И. Категория автора в аспекте исторической поэтики. (К постановке проблемы) // Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. — С. 22-27.

181. Цвайг Г. Э. Гаскелл и Дж. Босуэлл (К вопросу о традиции и новаторстве в английской художественной биографии) // О художественно-документальной литературе. Иваново, 1979.-С. 152170.

182. ЦуриковаГ., КузьмичевИ. Утверждение личности: Очерки о герое современной документально художественной прозы. - Л.: Худож. лит., 1975. - 336 с.

183. Чернов Е. И. История мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 92 с.

184. Шаронова Е. А. Проблемы русско-мордовских взаимосвязей в исторической прозе К. Г. Абрамова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1996. - 16 с.

185. Щеблыкин И. П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. -Рязань, 1972.-С. 5-23.

186. ЩедринаН. М. Историческая проза М. Шагинян: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - 23 с.

187. Эйхенбаум Б. М. Декорация эпохи // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.-С. 450-455.