автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Бободжон Гафуров - публицист
Полный текст автореферата диссертации по теме "Бободжон Гафуров - публицист"
На правах рукописи
ХАЙДАРОВ СЛДУЛЛА БАХРНЕОНЧ
ЗОЗОДЖОН ГАФУРОВ . ПУБЛИЦИСТ
! 0.0! .03 Литературы стран нового зарубежья (Таджикская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ДУШАНБЕ- 1393
Работа выполнена на кафедрах теории и новейшей таджикско-персидскон литературы и телерадиожурналистики Таджикского государственного национального университета
Научный руководитель-доктор филологических наук,
профессор АСАДУЛЛО САДУЛЛАЕВ
Официальные оппоненты:
Доктор филологических наук , профессор
АЪЛОХОН АФСАХЗОД
Кандидат филологических наук УСМОН НАЗИРОВ
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: - Таджикский государственный педагогический университет им. К. Джураева
Зашита состоится 4 февраля 1999 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 065.01.05 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Таджикском государственном национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного национального университета
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук,
профессор '
/ Т.Н.ХАСКАШЕВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Герой Республики Таджикистан, академик Бободжон Гафуров (1908-
1977) прожил славную жизнь. Его жизненный путь является щ народу и государству.
Он жил и работал в то время, когда на огромном пространстве бывшего Советского Союза происходили огромные перемены в социальной, экономической и культурной жизни. Таджикистан, как один из бывших "суверенных республик Союза Советов", развивался и укреплялся в единой семье советского народа. Б. Гафуров был активным участником и свидетелем этих перемен, они и стали причиной его становления как личности, дали духовную пищу, стали основополагающим фундаментом его произведений, помогли его самосознанию, познанию происходящих широкомасштабных исторических, культурно-просветительских и социальных событий и перемен.
Жизнь Б. Гафурова как научного, общественного и государственного деятеля, описанная в мемуарных записях соратников, исследованиях его научной деятельности является неотделимой частью новейшей истории нынешнего суверенного Таджикистана, вехами становления и развития его науки, культуры, историей исторических и востоковедческих наук при бывшем Советском Сою-
Бободжон Гафуров был одним из первых борцов культурной революции, одним из первых организаторов современной науки и культуры Таджикистана, одним из крупнейших партийных и государственных деятелей, организатором и одним из первых академиков АН Таджикистана, весьма значительна его роль в области культурно-экономической жизни республики. Немаловажным является также вклад в развитии таких отраслей как журналистика, историография, востоковедение.
' БрагмнСкнЛ И С Ж и ыь и лгггсльность В Г. Гаф>роаа 'Боболжон Г'гф)ровнч Гаф>ров. Библиография.-Д\шан6с, 19ь9.-С 402, М\мгр<"< Л.. Шарифов Ш Акалечик Пс^сджои Гафуро».- Душанбе.И^>фон, 1989. -205 с. I V Раяшангари 1аъри\. - ДуикшГ-с Ирфон. 1°90 - 202 с ; Акалсмкг Бободжон Г&фурович Гаф}ро»
исготрчли Гаф>тч>в Ь Г. Избранные тр>ди.Ня>ка. 1985 С. 3-21 и .тр
зе .
Публицистическую деятельность Б. Гафуров начал в конце 20-х - начале 30-х годов. Еще в первых статьях он боролся против местного национализма и великодержавного шовинизма, против тождеств по национальному и религиозному признаку. Впоследствии Б. Гафуров провел бурную политическую деятельность, более 20 лет (1938-1958) являясь депутатом Верховного Совета Таджикской ССР и Верховного Совета СССР второго, третьего, пятого и седьмого созывов. Все эти годы он был самым страстным поборником развития и внедрения социальной справедливости, процветания культуры и искусства Таджикистана.
Б. Гафуров оставил богатое научно-популярное, историческое, общественно-политическое наследие, его публицистические произведения опубликованы во многих журналах, публицистических альманахах, сборниках, брошюрах и книгах на многих языках народов мира. Однако, следует констатировать, что ни одна из граней творчества Б. Гафурова не исследована по научному глубоко и всесторонне, не дана исчерпывающая оценка его произведений в областях исторической, научно-популярной и художественно-публицистической деятельности. Например, авторы большей работы "Академик Бободжон Гафуров" (1989) А. Мухторов и Ш. Шарифов в основном повествуют о работе академика на государственных, партийных и научных должностях, о том как Б. Гафуров организовал работу, будучи директором Института востоковедения АН СССР, международным связям советских востоковедов, его деятельности как председателя советского комитета проекта ЮНЕСКО "Восток-Запад" и Международной ассоциации по культуре Центральной Азии, о фундаментальной работе Б. Гафурова "Таджики" и некоторых других аспектах научной деятельности ученого. I
В книге У. Гаффорова "Равшангари таърих" ("Светоч истории" , 1990) исследуется творческий рост Б. Гафурова от простого батрака до академика АН СССР, дается оценка высказываниям С. Айни, А. Якубовского, А. Семенова, С. Толстова, М. Е. Дьяконова, А. П. Окладникова, И. И. Миица, А. Л. Нарочииц-кого, А. Турсунова, М. А. Каросговцева, И. С. Брагинского, Б. Б. Пиатровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима, И. А. Халфина и других о Бободжоне Гафурове -историке и востоковеде.
О Гафурове в периодической печати опубликованы более четырехсот ста- • тей и обозрений, но почти все они посвящены общим оценкам трудов ученого-историка.
Следует сказать, что и в таджикском литературоведении самой неизученной отраслью является публицистика и документальная проза. Отдельным информационным жанрам публицистики С. Айни (1918-1921) посвящена работа А. Маниязова'.
В исследованиях А. Садуллаева* относительно подробно анализируются проблемы становления и развития современной таджикской публицистики, но н там о публицистике Б. Гафурова нет и речи. Вместе с тем публицистическое творчество является одним из основных граней деятельности Б. Гафурова. Оно начинается с 20-х годов, и продолжалось до последних дней жизни публициста
Обращение Б. Гафурогз к средствам массовой информации, а впоследствии отдельным жанрам публицистики имели свои истоки п причины. Если в начале творческой деятельности она служила автору для выражения своих мыслей о новой власти, служению идеям компартии, борьбы против религиозного фзнаттш, то в годы работы Б. Гафурсву как руководителю партийной организация Таджикистана м других государственных учреждений публицистика послужила в пропаганде идей мирз и социалистического созидания, классического наследия, формировании личности, общественного и национального самосознания и познания действительное пиювремгшшками.
Учитывая отсутствие целостного обобщенного исследования публицистки Бободжсна Гафурова в отечественном литературоведении и возрастающую роль ее отображения жизненно важных явлений современной действительности, ее влияние на формирование общественного мышления, диссертант стре-милс$Гшироком фактическом материале оссетить суть конкретных публицистических и художественно-публицистических произведений писателя, дать нзуч-
'.Маикеюс А. Пубеткистнка и нхжм устоя С. АЕия. - Стмкно5ох Нешрлм.тгэт. |9;8.-152«. :.С*иуалого А. Публицистам« МТудотол*. -Душм5г: Аднб. 191'>.-132 с. Его жегСтгжямекие И рюлитт канроя тг^жккгса ¿«уксетхяыиЯ краги (60-ГЗ< голи) П ргбгтз о соес*. учет, степени до «гора
филол. к»>«. -Душэябс, 1<№%.-333 с.
нооб-ьективяую картину становления и развития публицистики Б. Гафурова, выявить его место в современной таджикской публицистике и литературе.
Цель и задачи исследования: Не претендуя на всесторонне исчерпывающее освещение всех аспектов исследуемой темы, автором работы были поставлены следующие задачи:
1.Причина обращения Б. Гафурова к печати, и особенно к публицистике как литературному жанру, выявление его роли в становлении и развитии средств массозой информации Таджикистана;
2. Раскрытие взглядов Гафурова-публициста, борца за социальный прогресс и дружбу, его противоречивость, идейные конфликты, личностный взгляд на происходящие события в республике, стране и мире.
3. Освещение основных этапов публицистики Б. Гафурова, посвященных темам: религия,-национальные обычаи и традиции, женщины и ее роли в обществе.
4. Выявление эволюционных преобразований в идеях Б. Гафурова, цель его обращения к таджикско- персидскому классическому наследию.
5. Литературно-эстетическая ценность, идейная направленность повести "Махмуд" 15 рассказа "Тайна минарета кишлака Себзор".
Научная новизна диссертации заключается В том, что это фактически первое обобщающее исследование публицистического и литературного наследия Б. Гафурова с литературоведческой точки зрения. Б. Гафуров является одним из первых таджикских профессиональных журналистов , внесшим большой вклад в становлении жанровых разнообразий журналистики. Исходя из этою, в работе анализируются функции СМИ в различных этапах развития общества, классифицируется тематика, дается оценка идеалам, мастерству публициста, характеризуются отдельные достижения и упущения Б. Гафурова в художественно-публицистических произведениях, выявляется степень соотношения н концепции присутствия автора-повествователя в повести и рассказе автора.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический, а также художественно-исторический принцип исследования, апробированный в трудах русских и таджикских ученых-исследователей современной публицистики.
Источники исследования. Объектом исследования являются публицистические и произведения документальной прозы Б. Гафурова, опубликованные в периодической печати Таджикистана, а также произведения, печатавшиеся за пределами республики на русском и персидском языках.
Для сравнения значимости произведений Б. Гафурова, а также выявления различных мнений о публицистике исследуемого объекта нами использованы
научные высказывания таджикских ученых М. Шукурозз, С. Табарова, А. Ма-
*
иич?о»з, А. Сайфуллоева, X. Шарипова, X. Асозодз, А. Садуллаева, Дж. Бако-зода и других.
Научно-пгтктнческал значимость данной диссертации определяется тем, что результаты данной работы могут быть использованы при изучении научного, художественно-публицистического исследования академика Б. Гафурова, при чтении спецкурсов на факультетах и отделениях к<урналистики, написании отдельных глав истории современной таджикской журналистики и литературы.
Апробация, работы . Основные положения изложены в статьях автора, а также в научных докладах на республиканских (1994, 1997 г.), а также на ежегодных научно-теоретических конференциях Таджикского государственного национального университета (1994-1998 гг.).
Автором по теме диссертации опубликованы 8 стз.ей п книгах и журналах и около 30 статей в периодической печати.
Днссергация обсуждена на расширенном заседании кафедр теории и новейшей таджикской персидской литературы и зеле-радножурналистики ТГНУ (10 ноября 199К года, протокол, № 3 ) и рекомендована к защите.
ч»
Струстуря диссертации. Диссертация состоит т введения, трех глаз, заключения и библиографии..
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и научная значимость исследования, рассматривается степень изученности темы, определяются цели и задачи исследования.
Первая глава -"Идейное содержание публицистики Б. Гафурова". В этой главе автор констатирует, что большинство деятелей науки и культуры Таджикистана двадцатого столетия представляются своему народу через прессу, вначале через печать, а с 30-х годов и через радио и телевидение. Не является исключением и Бободжон Гафуров . Об этом не раз упоминают и исследователи его творчества, о которых в работе дается исчерпывающая характеристика. О роли средств массовой информации в становлении автора как публициста и историка говорит и сам Б. Гафуров.
По его высказываниям впервые к печати привлекло Енимание Б. Гафурова статья С. Айни "Ленин и Восток"("Овози точик"-"Голос таджика", 1925, 12 февраля). Постепенно он сам стал самым активным корреспондентом упомянутой газеты, на практике сотрудничал с худжандскими изданиями, писал о коллективизации сельского хозяйства, борьбе против кулачества и об их охвостье. Работа в газетах "Овозн точик" и "Пролетари Худжанд" вывела его в другие горизонты публицистики, соединила с печатью Советского Союза и мира;
Исследователем анализированы процессы идейно-полнтического воззрения ученого. Диапазон охвата тематики публицистики настолько широк, что невозможно оценить ее в рамке одного исследования. Поэтому основное внимание уделяется тем произведениям, которые освещают специфическую тематику того периода.
Гафуров, как и большинство писателей "революционного времени" н "комсомольской плеяды", свою сознательную трудовую деятельность начал в редакции районной (впоследствии городской) печати, потому что он очень хотел быстрейшего возмужания нового строя, а печать "с первых дней своего существования стала трибуной миллионов", "верно служила интересам народа и Родины". Работники редакции в те времена с оружием на плечах ходили по ТОЗам и колхозам, отображали "процесс очищения местных организации от
баев и кулаков", участвовали в "компаниях ликвидации безграмотности", создании новых артелей, выпусках стенной печати.
Как свидетельствуют статьи Б. Гафурова, он участвовал во всех этих мероприятиях. Первые корреспонденции и статьи 1928-30 годов печатались на страницах газеты "Овози точик" в г. Самарканде. Как пишут исследователи его биографии, "в конце 1928 года по путевке комсомола он поехал учиться на Высшие юридические курсы в г. Самарканд"1. С тех дней и началось сотрудничество Б. Гафурова с газетой "Овози тоник".
Первым его публицистическим сочинением на страницах этой газеты был фельетон "Чинояткорони Исфисори"-"Исфисорские вредители". В нем рассказывалось о неблаговидных проделках председателя Исфисорского сельсовета Муллогзфура Абдулазг!ззодз, его се.тргтаря Тсхира Саапшзода, мираба Зунуна Толибзода и их последователей. По мнению публициста, такие вредители мешают людям быстрее построить новое общество, ведут народ по неверному пути, из-за них выполнение и без того трудных задач становятся невозможным. Одной из основных задач рабоче-крестьянских корреспондентов, констатирует автор, является разоблачение таких "вредных элементов", их обезврежена. Среди лучших корреспонденции Б. Гафурова па страницах "Овози точик" можно назвать "Корхои кооператсия"- "Дела кооперации", "Шарокат гул мекунад"-"Расцвет товарищества", статью "Чнгунэги"- "Как быть", фельетонов "Чмиоякоронн исфисори" -"Исфисорскне вредители", "Аз дафтари се нафар чинояткор"- "Из тетради трех вредителей" и "Унсурхои бегона"-"Чуждые элементы".
В 1928-29 году, по путеводительстзу С. Айнк, публицист перешел на активное сотрудничество с редакцией "Орози точик", был зав. отделом и зам. редактора газеты "Кизил Тожикистони"( 1930-31). В 1935 году, после окончания Всесоюзного коммунистического Института журихшстш:и, он стал очень пни-ма1с;:ьно изучать пуй.шцистику С. Анни, пристально и постоянно увлекался изучением классического наследия своего гарода. Одновременно, придавая большое внммзш'.е развитию перч^ерннно"! журналистики, плсал много статей
\К \ Г; ¡-^ Л , ;!.' 7-';!1 Аталгчгк . ! : : ;;' ^ ' -с. 10.
о "рабоче-крестьянском движении", особо заботился о техническом оформлении и творческом росте коллективов районных газет. Лучшей работой этого времени можно назвать статью "Барои бехтарин газетаи райони"-"За лучшую районную газету", где автор основополагающе анализирует проблемы местных изданий.
Глубокое изучение нужд местных редакций, знакомство с научными и культурными достижениями прошлого, вникание в суть каждодневных (порою очень противоречивых) перемен сделали мировоззрение Гафурова устойчивым и гибким. Он без колебаний верил в "советскую справедливость", презрительно относился к баям и муллам, считал их "чуждыми элементами" общества.
В конце 30-х годов Б. Гафуров, работая в аппарате ЦК КП(б) Таджикистана, одновременно редактировал журнал "Ба ёрии коркуни партияви"( "В помощь партработнику"), позднее "Партийный работник" и "Коммунист Таджикистана". Одной из примечательностей публицистики этого периода является то, что он большое внимание уделяет женскому вопросу. Проблема эмансипации женщины: их участие в делах государства, учеба, полная свобода от вредных религиозных традиций стали основными темами его публицистики. Особой политической страстностью и публицистическим пафосом выделяются статьи "10 сол ва зани озодшуда"-"10 лет и свободная женщина"(1939, № 9-10) и "Мубориза ба мукобшш бокимондахои одатхои феодали-бои нисбат ба занон кувватиок карда шавадп-"Усшшть борьбу против вредных феодально-байских привычек, вывести из унижения женщии"(1940гК»2). Конечно, эти статьи с точки зрения сегодняшнего дня не имеют большой значимости, они пропагандировали установки Коммунистической •партии того времени. Однако следует сказать, что Б. Гафуров был и оставался до конца своих дней( 12.07.1977) ярым проповедником коммунистических идей. Даже в статьях 1976-77 годов он считал социалистическое настоящее и коммунистическое будущее самым справедливым обществом в мире цивилизации. Это, конечно, естественно. Б. Гафуров был сыном своего времени, был не только рядовым коммунистом, но и руководителем республиканской партийной организации. Работа в органах средств массовой информации дали ему возможность ближе и глубже познать мир, по-
нять суть происходящих событий и выступая от имени народа содействовать распространению идей социальной справедливости, общего благосостояния.
Продолжая разговор о тематике произведений Б. Гафурова, следует сказать, что женская тема главенствует в публицистике 30-х годов. Автор радуется тому, что на его Родине "слово женщина наконец-то звучит гордо", что "6 женщин-таджичек избраны в Верховный Совет СССР, а 86 в Верховный Совет Таджикистана".("Чашни ботантана"-"Славная дата" -Бо рохи Ленин,1939, №10, с.5). „■ ■ - . •
Одной из основных тем публицистики писателя является тема Таджики-стаи. Анализируя происходящие после Бухарской народной революции изменения в республике, публицист от статьи до статьи, год за годом воссоздает образ края, где до недавнего времени свирепствовал голод, разруха, болезни. Он по своему ищет пути выхода из неблаговидного положения, "вдохновляясь ленинскими идеями социалистического созидания", автор приглашает читателей к разумным действиям" на благо отчизны, народа. Используя индуктивный метод исследования, публицист приходит к дедуктивным выводам.
В годы Великой отечественной войны Б. Гафуров, как и все историки и публицисты, чаще обращался к военно-патриотическнм темам, темам любви к Родине, идеям дружбы народов. Будучи на ответственном руководящем посту (он был секретарем по идеологии, а с 1944 г. вторым секретарем ЦК КП(б) Таджикистана) он постоянно выступал на страницах газеты с публицистическими статьями, научными исследованиями. Особенно ярко проявилась его художественно-публицистические способности в статьях "Борьба таджикского народа против чужеземных захватчиков- поработителей"' и "Героические традиции таджикского народа"2. В этих статьях публицист-историк, на примере анализа исторических процессов, приходит к выводу , что фашизм будет победим, "ибо все то, что направленно против народа, приговорено к гибели".
1 В »м [{аше лело правое, краг б) лет разбит.-Сталккграл. 194;.-С-3-1-73.
* Гаф\ров П Амъанахои качрамононзи халги точик //Тон. Сур к. 194), 6 но*Ср.
Б. Гафуров был одним из таких личностей, которые наряду с государственной деятельностью глубоко изучали и пропагандировали многовековую культуру своего народа, призывали его к самосознанию.
Его усилиями был организован ряд международных симпозиумов (с поддержкой комиссии ЮНЕСКО по культуре), где глубоко и всесторонне изучалась культура древнейших оседлых народов Центральной Азии. Однако во всех его выступлениях, статьях, научных установках красной нитью проходила идея мира, мирного сосуществования различных стран с различным политическим строям. Он особо подчеркивает, что на протяжении более тысячи лет таджикскому народу не помог ни один из завоевателей, потому что это было бы против их классовых интересов.
Говоря о стиле повествования в публицистическом произведении, А. В. Луначарский подчеркивал, что "публицисты строя здание мысли, являются в то же время художниками"1.
Ни в одном из своих сочинений Гафуров не упоминает о своем художественном осмыслении действительности, хотя в них наблюдается и образное мышление, он использует почти все средства отображения, которые встречаются и в писательских сочинениях. Здесь уместны упоминания В. Г. Белинского, который дискутируя с писателями и критиками, не раз упоминал о том, что в газетно-журнзльных публикациях нужно прежде всего отображать саму жизнь. "Что такое литератор?" задавал он вопрос и сам же отвечал: "Публицист, литературный фактор при публики, человек, который, не производя ничего прочного, безусловно умеющего всегдашнюю цену, пишет много такого, что имеет цену современности, не научая, дает средство научиться, не восторгая, доставляет удовольствие..., он историк, оратор, переводчик, путешественник, композитор, участник в литературных мероприятиях..."2. Б. Гафуров был публицистом и его произведения соприкасались с проблемами современной ему жизни. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1 Луначарский А.В. Собр-Соч. Т.1.-С. 264.
-Ёслинсхнй В.г. Поли Собр. соч. Т.Х1.-М..-Л.. I955.-C.316.
1. Гафуров учился и рос со своей республикой, был воспитан в духе коммунистических идей. Поэтому в его сочинениях первым делом ставятся задач.; пропаганды советского образа жизни, установки Компартии и Советского правительства. Большинство этих произведений опубликовано в газете "Овози го-чик" в 1928-29 гг. Они, в большинстве своем, являются пропагандистами целей и задач существующей власти, и по структуре, стилю повествования, охвату тем не отвечают требованиям передовой публицистики.
2. Однако, начиная со второй полорины 30-х годов, в публицистике Б. Га-фурова произошли огромные идейно-тематические и художественно-эстетические перемены. Он, как свои соратники X. Карим, Рахим Джалнл, М. Турсунзода, А. Дехоти и М. Миршахар, все больше вдавался в логическое осмысление действительности, писал о ликбезе, просвещении, новейших методах воспитания, поднимал эти вопросы и с партийной точки зрения предлагал свои методы их решения. К таким произведениям можно отнести статьи "Больше внимания антирелигиозной пропаганде"(Коммунист Таджикистана, 1939, 2 апреля), "Ara хан"(Безбожник, 1940, №10-11), " 10 лет и свободная женщина" (Коркуни партияви, 1939, №10), "Барон тараккиети минбаъдаи маданияти халки точик"(Газетаи муаллимон, 1940, 4 ноября), " К новым успехам"(Известая, 1941, 24 апреля) и другие.
3. Б. Гафуров был крупным общественным, государственным и партийным деятелем, долгие годы руководил республикой, являлся директором Института востоковедения АН СССР и, естественно, соприкасался с глобальными проблемами общечеловеческого развития, международной жизни. Все это оставило глубокий след и в его публицистике, tro политические эссе и статьи были посвящены судьбам народов Востока "Дух Бандунга живет и побеждает" (Современный Восгок. 1957, Хг1, с.8-11); "Солнце нал планетой" (Комсомольская правда. 1960, 20 марта,), освободительной борьбе народов мира "К прошлому нет позкрата" (Ир;И1Л.'>, 1958, 26 сентября); "Освободительное движение и интернационализм" (Культура и жизнь, 1964, №8. С.2-3); "Дар онлаи тифоки халкхо" (Точнкнскжи сонет, 196®, 1 июля); "Средняя Азия. Год 1967" (Наука и жизнь. 1967, Ла4. С.33-35) И другие.
И ■ , ; ...
4. Б. Гафуров избрал исторический стиль повествования, однако в его произведениях можно встретить много образного мышления, микрообразов, политический пафос. Он часто использовал публицистические, исторические, философские отступления, ретроспективным методом освещал те вопросы, которые так или иначе связаны с историческими событиями.
Вторая глава- "Тематическое и жанровое становление публицистики Б. Гафурова" В этой главе исследованы статьи, посвященные всемирно известным поэтам Абдулкасыму Фирдоуси, Амир Хосрову Дехлеви и Мухаммеду Икболу Лохури. Обращение Б. Гафурова к произведениям этих деятелей культуры имели свои причины. С одной стороны, он, наряду с глубоким знанием вопросов истории, всесторонне изучал классическое наследие персоязычных поэтов и писателей, с другой стороны, эти мыслители наиболее глубоко и всесторонне освещали общегуманистические идеи, знали жизнь не по наслышке, понимали нужды и чаяния своих народов.
В Семидесятые годы Б. Гафуров подготовил и издал в издательстве "Художественная литература" однотомник "Шахнаме" Фирдоуси с ведущей статьей "Фирдоуси-слава и гордость мировой культуры"'. Статья освещала отдельные исторические моменты персоязычных народов, разъясняла причины появления шедевра мировой литературы-"Шахнаме". Автор констатирует об отношении различных почитателей этого произведения, констатирует, что объем "Шахнаме" в некоторые исторические отрезки времени колебался "от 40 тыс. до 120 тыс." бейтов2. Рассказывая о композиции, содержании и главах поэмы, автор статьи выражает и свои эстетические взгляды на анализируемую поэму, говорит о роли разума и знания в жизни люден, о чем очень тонко рассуждает поэт в своей поэме. Примечателен и вывод автора: "Вся эпопея Фирдоуси пронизана одной, главной философской идеей- это борьба добра против зла" и логической победы первого над вторым*. Для подтверждения своих выводов он приводит много примеров из поэм, посвященных борьбе Хурмуза с Ахрнма-
'Фираоусн. Шахнаые.-М., 1972.-C.5-U.
!Гаф>ро» БХ. Избранные труды,- М.: Наум. 1585.-С.«5.
1 Там «,-С-Ш
ном, кузнеца Ковы с Заххоком- злодеем. По мнению Б. Гафурова, поэтом не случайно избраны пути решения конфликта именно в борьбе двух неразлучных сил. На протяжении тысячи лет сюжеты народных сказок о добре и зле передавались из уст в уста, в них вложены чаяния народных масс, и поэтому они всепобеждающи. "Шахнаме" Фирдоуси, по утверждению исследователя, и ода Родине, это гимн древнего Ирана, это призыв к объединению центробежных сил, усиление центральной власти во имя победы над внешними врагами. Герои и храбрецы "Шахнаме" верно служат Родине и царю, олицетворяющим отчизну. И поэтому если и злятся баходуры- храбрецы, то во имя народа и на благо его скоро забудут гнев и отчаяние. Примечательно, что, по мнению великого поэта, шахи являются правителями по закону справедливости. Они обучены на традициях тислчслстних царствований и потому только они могут управлять страной и народом. И, понимая это, богатыри используют спою силу не для свержения царей, а во ш народа, во имя блага отчизны. Шах, народ, Родана-это понятия, перед которыми тез, обвда-ннчто. Ярким примером может служить об. раз Рустама га поэмы. Эта замечания Б. Гафурова о долге правителя и каждого гражданина как бы подводят к мысли о необходимости преемственности традиций. Б. Гафурсз, повествуя о "Шахнаме", не раз говорит о воспитательной силе этого йроизведеиня -вся поэма, подчеркивает он, национальна по своей сути, а ее герои-патриоты, у них развито чувство национального самосознания, каждый из них служит примером самопознан!1Я народа, бережного отношения к Родине. Б. Гафуроз гордится тем, что Фирдоуси своим произведением впгс огромный вклад з самосознание народов и вместе с тем ознакомил народы мира с величайшими и передовыми гуманлстичесхими идеями персоязычных народов.
В статье "Амир Хосров Дехлевы и его поэма "Восемь райских садов"' размышляет об идеях дружбы народов, взаимовлиянии и взанмосбогащешш двух великих религий Иидют.
Амир Хосров, верно служа и продолжая идейно-эстетические принципы, создавал такие произведения, в которых воспевались надежда и чаяния простых людей Индии. Особое внимание он обращает социальным я врасстшто-
'Амгр Хосроа Дяде»«. Восгм^ рг2сга «дм.-М_: Хуаетвсгкикя лшчуцуу«. 1975. -С5-10.
воспитательным вопросам, большинство которых пользовалось спросом и в новом обществе. Амир Хосров, будь он во дворце шахов, или в бедности, всегда остро критиковал тех, которые не благоденствовали бедным людям, презирали простой народ. Он всегда стоял на стороне бедных ремесленников, защищая их права. Это особенно проявляется во введении поэмы, лирических отступлениях. Обращаясь к своим детям, он приводит много назидательных мыслей, призывает их " к народолюбищ доброте, жалости к не имущим"'
Тяга Б. Гафуровд к осмыслению творений Амир Хосрова зависит не только от того, что тот в своем творчестве верно и диалектично растолковывает историю своей страны, темы близкие по духу своему народу, но и от того , что позиция поэта принципиально отличается от принципов отображения действительности других поэтов эпохи Амир Хосрова Дехлеви. Будучи придворным поэтом он открыто и без боязни выступает против несправедливости, кичливости придворных вельмож, открыто заявляет о своем желании помочь тем, которые находятся под игом властелинов. Подчеркивая новаторства Хосрова в пер-соязычной литературе Индийского полуострова, особенно в жанрах лирических стихосложений (китьа, таркиббанд, и особенно рубай), его лепту в обогащении персоязычной литературы новыми веяниями в содержании, использовании литературных приемов и средств, между тем особое внимание уделяет тем, что все эти нововведения были направлены для выражения дум и чаяния народа. Так в поэме "Восемь райских садов" он подчеркивает, что человек по своей натуре обладает огромными потенциальными возможностями и если он искренно хочет добиться чего-то, и усердно стремится к достижению своих целей, он обязательно добьется своего. Эти мысли посеяли семена надежды в унылых сердцах отчаявшегося во всем народа, призывали их к терпимости и борьбе.
Другая важная мысль Амир Хосрова Дехлеви относится к идеи мира и ¿рул<бы. Мир и дружба объединяют народы и страны. Это особенно важно в такой стране, как Индия, где рядом живут индусы, урду, б сигали и псрсо-езычны-; народы, где существуют много вер' и исповеданий и две большие религии. Говоря о разнообразии жизни и традиций Индии, Б. Гафуров особо нод-
1 ] . ВТ. Избранные тр> д и.-С 502
черкивает заслуга поэта в воспевании идей мира, взаимного мирного сосуществования различных народов в одной стране, коим был также бывший Советский Союз - Родина Бободжона Гафурова.
Одной из особенностей стиля Гафурова является великолепное умение изъяснять свою мысль изящным слогом персоязычных поэтов Востока и это не удивительно. Во- первых, он сам был продолжателем славных литературных и исторических традиций Востока, будучи руководителем одной из пятнадцати союзных республик и впоследствии главой одной из больших научно-исследовательских учреждений всесоюзной академии, всегда стремился к сближению народов мира и особенно персоязычных и арабоязычных народов (мусульман); во- вторых, Б. Гафуров никогда не был сторонником голой пропаганды, презирал бесцельное сладкоречив. Стихи и идеал классиков персо-язычной литературы служили аргументом в его выступлениях, статьях. Между тем, каждая статья имела определенную идею, причем как явствуют его сочинения, он редко допускал повторения своих мыслей, в качестве доказательств всегда стремился изыскать всё новые и новые аргументы.
Примером тому может служить большая статья Б. Гафурова "Великий поэт Востока Мухаммад Икбол"1. Икбола во всем Индостане чтили как поэта высокого .¡ара. Его стихи в те годы читались почти во всех литературных и политических сборищах его страны. Со времен публикации перзых сочинений Икбол обрел свой путь -он боролся стихами (Сад лолан шабгире, сад субхи балохезе. Сад охи шараррезе-як шеъри диловезе= дословно: Сто ночных рыданий, сто утра, в котором скрыт ураган. Сто огненных стонов -Можно выразить одной поэтической строкой). Следует сказать, что Б. Гафуровым тонко уловлен суть ик-больской мысли. Он, говоря о революционных и эволюционных размышлениях, замечает, что поэт к философскому осмыслению происходящего пришел нг сразу. Вначале это имел характер несогласия. Впоследствии (в стих. "Послание Востока"),от имени исторических личностей, высказывает ряд учений о капитале и рабочем, политике и философии, например, марксова идея-человек капитала станет убийцей человеха и др. В другом произведении (поэма "Ленин"),
1 Вги XX я мир. 1977.-.Ч»! 1.-С 43-44.
приветствуя Октябрьскую революцию, призывает свой народ последовать этому. Однако Б. Гафуров замечает и много противоречий во взглядах и суждениях Икбола. Он констатирует, что поэтом полностью не осознано учение марксизма-ленинизма. Основной мыслью Икбола является гуманизм, патриотизм, свобода и борьба за суверенитет, вера в великую силу человека. В воплощении этих идей поэт дает предпочтение изучению и даже синтезу учений западных просветителей с восточными мудрецами.
Таким образом, обращение Б. Гафурова к таким выдающимся деятелям мировой литературы-Фирдоуси, Хосрова Дехлеви и Икболу не случайны. В творчестве этих гениев слова скрыта близкая по своему смыслу общность идей. Это идея защиты интересов человечества вообще и человека неимущего в частности. Особое внимание Б. Гафуров уделяет общности гуманистических идей, восхвалении общепризнанных норм поведения, нравственности. Одновременно, он отличает и индивидуальные, отличительные черты творчества этих мыслителей, которые в синтезе отображают лучшие помыслы всего человечества. Например, Фирдоуси в своем "Шахнаме", воспевая героизм и отвагу храбрецов-пахлаванов, призывает их к защите интересов своих народов-иранцев, гордится своим прошлым, а Икбол, гордясь восточной мудростью, одновременно призывает их к борьбе против западных завоевателей, против гнета, оскорбления личности. Он видит свободу и суверенитет не только Индии, но н всего человечества в прекращении колониального гнета английских колонизаторов.
Творения Фирдоуси, подчеркивает Б. Гафуров, принадлежит всему человечеству. Они направлены не только против арабских завоевателей, но против и тех, которые думают об угнетении Ирана (персоязычных стран- С. X.). Икбол своими творениями открыл суть фальшивой западной демократии и открыто высказал мнение, что западные державы под предлогом демократии в сущности грабят и разоряют народы Востока и против этого можно бороться только объединив усилия всех народов и народностей'каждой страны в отдельное! и и континента вообще.
Однако, констатирует Б. Гафуров, глубоко не изучив творчество этих величайших мыслителей, поверхностно судить об их единстве взглядов было бы неверно. Их творчество, как отображатель духа времени и художественно-эстетической мысли и их мировоззрение, познается в постоянном изучении, познании и толковании спецналистоз-знатокоа тонкостей могучего слова-объединителя. Эти гении боролись за справедливость силой слова, невзирая ни на какие преграды и запрещения, не боясь устрашений шахов и прндворцев, лишений и невзгод. Поэтому, делает вывод Б. Гафуров, мы, читатели и почитатели дарований и гения этих мыслителей, должны сделать соответствующие выводы, найтя условия применения их мыслей и учений в жизнь.
Третья гдапа- "Проблемы мастерства н образности в художественных произведениях писателя". В этой главе мы хотели выяснить место и роль документальности в структуре конкретных литературных произведений, установить параметры художественного образа в документальном произведении, рассмотреть и обосновать прзглшы обращения писателя к дохументальностн.
Осмысление действительности в публицистике и художественной литературе напрямую зависит от творческой активности писателя, выборе жанра и стиля повествования. Активность художественного мышления обуславливает содержательность произведения, особое, только ему присущее отношение к фактам действительности, способность и умение видеть в его многосложности жизненных явлений и ситуаций,.противоборство нового н старого, зарождгю-щегося и отжившего, добра и зла. И в конечном счете, активность позиция автора зависит прежде ссего от мировоззрения, сознания и самосознания писателе.
В повести "Махмуд"' Б. Гафуров старается взглянуть и познать дух преобразований жизни а канун и по время революционного преобразования Октября, вершины семидесятых, осмыслении события, непосредственно связанные с его же биографией и пройденные этапы становления н развитая республики. Повесть "Махмуд" имеет документальную основу, азтор сам пережил те события, которые описаны з произведет«*.. Кроме этого, если в лятерзтурно-
' Рзуфзоаа Б. Мгамул-ДугожГ*: МггргЧ. ]?75.- С<:
критических статьях чувствуется позиция автора как общественно-государственного деятеля, то в этом сочинении повествование ведется от лица младенца , росшего со своим героем, думающим и обсуждающим факты действительности именно с точки зрения человека ищущего свое место в жизни, недоумевающего двурушничеством знакомых, радующегося маленькими успехами в своей жизни. Воссоздавая образ Махмуда, автор стремится изобразить земной идеал, образ приближенный к реальности, соответствующий земным законам, нормам эстетического восприятия живых людей. Многие достижения автора связаны с такой позицией, но это стремление иногда удаляет автора от внесенных в ткань произведения событий.
Махмуд родился и вырос в бедной семье, с малых лет " вышел в большую жизнь". Сопоставляя различные события, он познал добро и зло, учился уважать людей труда, презирать богатеев-тунеядцев. События, происходящие после Октябрьской революции, дали ему пищу для размышлений, определили его кредо в жизни, он почти не мыслит своего существования без общественно-полезного труда, постоянной работы. Через поступки, чувства, мысль и моральные установки автор стремится раскрыть уровень самосознания своего героя.
Можно поспорить о структуре произведения. Описывая молодые годы своего героя, его участие в различных сферах трудовой и общественной жизни, автор возвращается к его жизни через пятьдесят лет, когда будучи известным ученым он приезжает в Ленинград на свадьбу сына и внучки своего давнего знакомого Андреева. Читателю неизвестно продолжительный этап жизни героя. Только по отдельным репликам можно догадаться, что Махмуд прожил поучительную жизнь, что советский строй дал ему все возможности для его умственного разЕнпш. Однако пропуск во времени не дает полного представления о алпни основного образа.
Г; пойгет¡г суховатые авторские ремарки перемещаются с лирическим», а ; гд^ даже историческими отступлениями, однако события передаются не в
хронологической описательной последовательности, описания лишены образности.
В современной таджикской литературе, особенно в документально-описательной прозе, встречаются факты, когда и прототипы основных героев и сам автор-повестзователь являются одними лицами. ("Бухара" С. Айни, "Утро нашей юности" С. Улугзаде). Такой подход встречается и в повести "Махмуд". Иногда, сомневаясь в том, что то или другое описываемое событие ни столь вырисовывают облик героя, автор от своего имени дает разъяснения тем событиям.
Документальность произведения подтверждается и тем, что в нем реально описаны железнодорожные станции, города Самарканд и Ленинград (ныне Сап:ст-ГТстгр5ург), события срсмсп больших 1>лжлых социальных прсоорлзо!»!-ний, острой революционной борьбы, и конечно, события, связанные с биографией конкретных реальных люден. Автору удается логически связать судьбу своих героез с судьбами происходящих реалий, этому способствует и то, что автор описывает облик знакомых (исторически реальных) людей через факты их же биографии.
Повесть "Махмуд" написан в 1971 году, а рассхаз "Тайна минарета кишлака Себзор"1 появился в 1973 году, однако по своей тематике они маю отличаются друг от друга. Повторное обращение к одной и той же тем», по нашему мнению, имеет несколько причин. Во- первых, он, как воспитанник и свидетель той действительности, хочет ближе ознакомить читателя с началом "счастливой жизни советских людей". Во- вторых, изображением действительности хочет подтвердить появление убежденных в правоте советских идей интеллигенцию 70-х годов. И наконец, автор через отображения событий и судьбу отдельных личностей хочет подтвердить, что достижения советских люден не были случайными, из-за них наши деды и отцы преодолели десятки преград, обман и западню скрытых врагов, пережили невзгоды и лишения, "трудились в поте лица" и добились "этой счастливой жизни".
V Гафуров БХ. ТаЯна мино.рета кишлака Себюр.-Душакбс: А^иб, 1939.- С. 47-70.
Парадоксально, но факт, что Б. Гафуров не считал себя писателем, об этом никогда не говорил и не писал. Однако неоспоримым является тот факт, что два упомянутых произведения художественной прозы написаны по законам художественной литературы, имеют определенный сюжет, события, цели писателя в большинстве случаев переданы через образы. Эти произведения имеют свое место в истории современной таджикской литературы.
1. Через них читатель знакомится с условием и средой автора и героев в годы становления новой власти, с чаяниями, надеждами и долгой борьбой нескольких поколений советских людей.
2. Эти произведения вносят определенную лепту в воспитан™ молодого поколения в духе борьбы, наблюдательности, бдительности к проискам врагов, честности, уважении к традициям своих предков.
3. Через эти произведения автор выражает свое отношение к добру и злу, хорошее и плохое в нашей жизни. Жизнь 90-х годов доказали, что наш народ и в наши дни очень нуждается в произведениях, рассказывающих о путях преодоления трудностей, презрении к трудностям, неустанной борьбы и победы над ними. Эти идеи проповедуют упомянутые произведения Бободжона Гафу-рсаа.
Подводя итоги, можно констатировать, что публицистика Б. Гафурова связана с двумя периодами советского общества -его становления и бурного развития. Одной из основных тем публицистики Б. Гафурова является тема ре-гппш, в большинстве случаев в поступках представителей духовенства он видан- обман народа, ведении их "по неправильной, отличаемой от пути партии" дорога. Для этого иногда сознательно искаженны некоторые каноны духовных нраиоучеинб. В статьях, посвященных раскрепощению хсешции также особое место отъедгпо, наряду с грамотностью, освобождению женщин "от оков религии". С точки зрения 90-х годов, такая постановка вопроса кажется парадоксальной, однако нельзя забывать, что Б.-Гафуров был сыном своей эпохи, ■воспитывался в духе глубокой коммунистической морали, был не только обыкновенным членом, но и руководи . -м партийной организации.
Однако тематика публицистики Б. Гафурова не ограничивается вышеупомянутыми темами. Она многогранна, затрагивает важнейшие проблемы жизни народов, рассматривает их в глубокой связи с прошлым, настоящим и будущим, с культурой, со сложными процессами формирования исторического самосознания таджикского народа в семье советских народов. Когда народ является основным образом и объектом, то автор подчёркивает идеи мира, дружбы народов, патриотизма, социалистического интернационализма и трудолюбия.
Повесть "Махмуд" и рассказ "Тайна минарета кишлака Себзор" художественно -документально подтверждают эти же темы идеи и идеалы. Основными жанрами публицистики Б. Гафурова составляют информация, корреспонденция, обозрения (литературная) и статья. Почти во всех жанрах, особенно в женской темгт:;::с :: тадж;;:;с;со-пгрсидской классической литературе, публицист выступает как персонаж, и потому его "я" приобретает общественное звучание, помогает читателю в осмыслении неожиданных поворотов мысли н образа.
Публицистика Б. Гафурова помогает раскрытию сущнос >
и государственногодеятеля, знаменитого историка-публициста, з также раскрытию сущности современной таджикской публицистики.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Клятва верности// Коммунист Таджикистана, 1990.-Кг11.- С. 94-96 (на тадяс.языке).
2. "Таджики" с точки зрения Мосншо Назаршоева// Материалы научно-теоретической конференции, посвященном 65-летию со дня рождения профессора Моеншо Назаршоева.- Душанбе: Сино, 1995.- С. 57-60 (на тадж. языке).
3. Вдохновитель патриотов// Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию победы Советском Армии над фашистской Германией на тему: Таджикистан в Великой Отечественной вовне. Душанбе, 1995.- С. 98-100 (на тадж. языке).
4. Будущее нации// Гула мурод, 1997-98.-Лг10-12(4).-С.18-24 (ка тадж. языке).
5. Историк н дух времени// Шохрохи вахдят, 1998.- С. 35-38 (на тад*:. языке).
6. Б. Гяфуров-публицист, журналнст//Бобочон Гсфуров мухакнкки таърнх ва тямаддуни мардумони Осьёи Марказн.- Душанбе: Ирфон, 1998.- С. 417441 (на тадж. языке).