автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Бурятская детская литература на современном этапе (1970-1980-е гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Бурятская детская литература на современном этапе (1970-1980-е гг.)"
«в 0(4 , ц дай да
I м РОГ.1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БУРЯТСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
На правах рукописи
ЖАПОВ Виктор Дармабазарович
БУРЯТСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1970-1980-е гг.)
Специальность: 10.01.02 — литература народов СССР
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Улан-Удэ 1993
Работа выполнена в отделе литературоведения, фрльк-лористики и искусствоведения Бурятского института общественных наук Сибирского отделения РАН
Научный руководитель — доктор филологических наук Баранникова Е. В.
Официальные оппоненты член-корреспондент СО РАН Соктоев А. Б. кандидат филологических наук Уланов Э. А.
Ведущая организация — Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова.
Защита диссертации состоится « » 93 г.
в часов на заседании специализированного совета Д.003.26.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в Бурятском институте общественных наук Сибирского отделения РАН (670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. М. Сахьяновой, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского научного центра СО РАН (г. Улан-Удэ, ул. М. Сахьяновой, 6).
Автореферат разослан « 2 7 » 1993 г.
Ученый секретарь
Специализированного совета -г
доктор филологических наук-------- л Й. Д. Бураев
Общая характернотика работы
Актуальность геиы исследования. В дайной работе исследуется павровое многообразие бурятской детской литературы 1370нх-80-ьи: годов, определяется нравственная и худонествен-?о-эстетическая значимость литературы для детей. Задачам воспитания юного человека уделяется большое внимание в современных условиях, характеразуиудхся обостренный интересом к национальным проблемам языка и культуры. И особенно очевидна настоятельная необходимость изучения литературы для детей. Активный гуманизм, художественное своеобразие бурятской детской литературы завоевала признание не только в пределах нашей страны, но л в прогрессивных кругах мировой общественности. Трудно переоценить роль детской литературы з формировании внутреннего глра будущего поколения. Являясь неотъемлемой, органической частью всей бурятской литературы, она .исследует различные человеческие характеры, неназойливо указывает Ееоврепшеыу детскому уму внбор провального пути в еизяд. Исследование яанрового национального своеобразия бурятской детской литераторы важно ;дя определения ее худогестаенной спецЕЩаки и осмысления ее :.:эста в литературе Бурятии. Исследование избранной теш обусловлена необходимостью научного оемкелеяия опыта.бурятской детской литературы в решения задач идейно-нравственного, эсте-•■¿дческого я интернационального воспитания подрастающего поколения, посредством создания художественно убедительного образа нового героя. В данной диссертации впервые за последние десятилетия предпринята попытка специального исследования бурятской детской литературы с точки зрения национального, жанрового я художественного своеобразия цровзведений для детей. Именно в исследуемый период бурятская детская литература, как а литература других младописьменных народов, достигает своей зрелости, что обусловило создание в ней художественно убедительных полнокровных произведений.
Цель и задача исследования. Основной целью работы является создание целостного представления об лдейно-тематичесшл, яанровом, художественном своеобразии произведений для детой данного периода. В диссертации поставлены следующие конкретные задачи исследования:
1. Собрать и систематизировать а одном литературозедче-
ском исследовании все произведения для юного читателя, созданные в этот л ери од.
2. Проанализировать я охарактеризовать творчество детских писателей и поэтов, выявить и показать индивидуальный вклад кавдого писателя в процессе ее развития.
3. Наметить основные тенденции развитая бурятской детской литературы*
4. Обобщить достигнутые успехи, выявить национальное своеобразие бурятской детской литературы, общие черты, объединяющие ее со всей детской литературой России.
Объектом исследования.являются произведения для детей-бурятских авторов, опубликованные в течение 1970-ых-80-х годов, литературно-этические статьи по проблемам детской литературы, кроме того, исследованы материалы сьездов и совещании Союза писателей Бурятии.
Методологической и. теоретической основой послукили труды ученых литературоведов до общей теорди литературы, монографические исследования литературоведов в области детской литературы, известные постановления по вопросам литературы, в тон числе а детской. Такке автор руководствовался принципами изучения литературы для детей, разработанными русскигш револвдаон-ными денотатами и. развитыми в советский дер;-од А.Горьша, К. Чуковским, С.Маршаком, С.Михалковым л другл;,и писателями.
Научная новизна работы состоит в тсм^что в ней впервые в бурятской литературоведении освещается и обобщается путь развития бурятской детской литературы за последние десятилетия, в период зрелости: выявляются наиболее ценные произведения, определяется творческая индивидуальность ведущих детских поэтов и писателей, намечаются основные тенденций развития бурятской детской литературы.
В бурятской критике и литературоведении, несмотря на очевидные успехи и достикения национальной детской литературы, специальное научно-теоретическое осмысление ее многообразных проблей до настоящего времени не занимает сколько-нибудь значительного места. Можно сказать, что перечень трудов, посвященных изучению ее общих проблем, исчерпывается в основном работой Е.Г.Лахутовой "Бурятская детская литература". Исследуемые в предлагаемой диссертации проблемы в работе Е.Г.Даху-
tqbdü не выделены, но ее работа заслуживает определенного внимания в плане выяснения степени изученности современного состояния детской литературы республики.
Несмогря на несомненную полезность этой рабой:, имеется немало проблем бурятской литературы для детей, едувдзх углубленного исследования. Еще пока не систематизирован в полной мере необходимый историко-литературный материал раннего дооктябрьского периода, периода двадцатых годов и не даны их группировки по аанрам. Не определены значение творчества отдельных крупных талантливых поэтов и писателей в общем литературном процессе и не выявлены вакнейше идейно-эстетические тенденции развитая бурятской детской литературы. Все эти и другие причины являются существенной помехой обобщению и теоретическому осмыслении накопленного национальной детской литературой опыта за все эти десятилетия. Таким образом, диссертация пред-стаплявт собой работу, в которой впервые осуществлено развернутое исследование бурятской детской литературы современного этапа в плане аанрового и художественного своеобразия, характерных особенностей ее развития, рассматривается индивидуальное мастерство огдельныхгиоэхов л писателей, 3 этом заключается ее научная новизна.
Практическое... значение. работы состоит з том, "что изучение и исследование самостоятельной, но малоизученной области бурятской литературы, литературы для иных, является ото во себе интересным для литературоведов и критиков. Также данная работа монет быть использована при создании учебников и очерков по курсу "Бурятская детская литература", монет оказать помощь при ведении спецкурсов на филологических факультетах институтов , педагогических училищах, для учителей бурятской литературы я школах республики. Моает быть использована в работе детских библиотек.
Апробация работы.Основные долояешя работы докладывались и обсувдались на заседаниях отдела литературоведения, фольклористики и искусствоведения BICH,. УП, Ш республиканских конференциях молодых ученых по общественным наукам (1987,1985), на ежегодных научных сессиях ШОН СО РАН (1990,1392), также результатами исследования автор пользовался при чтении лекций ?а курсах повышения квалификации учителей средних школ и зос-итателей дошкольных учрездешй при Бурятской институте усо-
вершенствования учителей.
Огруктура работы. Диссертация состой? из введения, двуг: глав, заточения и библиографии. В конце работы приводятся указатель использованных: произведений детской литературы.
Основное содержание работа
Во введении обосновывается выбор теш к ее актуальность, распивается степень ее разработанности, научная новизна, цели и задачи исследования, ее методологические основы и практическая значимость.
Первая глава "Идейно-эстетическое к нанровое многообразие детской поэзии в 70-Ш-ых годов".
В первой главе исследуется бурятская поэзия для детей периода, 70-80-ых годов. Поэтические лсиски детских поэтов ставят задачей развить детскую фантазию, способствовать творческим поискам, приучать детей самостоятельно мыслить. Добиваясь заметных успехов на этой пути, бурятские шш-ы помогают внкм читателям познать жизнь, прикоснуться сердцем и разумом к необъятной красоте и богатству окружающего мира.
Творческие усилия бурятских поэтов направлены в основное на идейно-эстетическое и духовное воспитание подрастающего поколения.
Самой характерной особенностью бурятской поэзии для детег 70-60-ых годов является ее тематическое многообразие и стремление изобразить действительность во Есех красках еизни. Современная бурятская поэзия для детей продолжает и развивает традиции, которые сложились в предшествующие периоды ее развития. В ней сейчас успешно работает несколько поколений поэтов. В этой периодизации первое поколение представлено именами Цкрен-Дулмы Дрндоковой, Цдаена Галсанова, Цокто Номтоева. Второе поколение составляют поэты, которые пришли в литературу после Великой Отечественной войны: зто- Дамба Налсараев, Дчрек-Базар Бадмаев, Гунга Чимитов, Двденкаб Жи^бнев, Арсалан АЭ1-:балон.
К третьему поколению относятся поэты, пришедшие в литеу ратуру в конце 50-ых, начале сО-ых годов. Это - Цыоен-Дулыа дондогой, Георгий Дасабылов, Жан Зиыин, Борис Сыренов и другие поэты, которые активно вошли в литературу для детей в последующие годы. •
Дцейному и худонественному росту бурятских поэтов, пишущих для детей, способствовала русская классическая,литература народов кашей страны. В этом плане неоценима роль переводов на бурятский язык произведений И.Ю.Лермонтова, A.C. Пушкина, И.А.Крылова, С.Маршака, К. Чуковского, С.Михалкова и др. для творчества Ц-Б.Еадмаева, Ц-Д.Дондоковой, Гунги Чимитова и дру-: гих бурятских поэтов. Опыт русской литературы плодотворно сказался в идейной направленности, в тематике, в обогащении изобразительных средств их произведений. Поэм Лее больше стали проявлять интерес к внутреннему тру героя, л художественному отракешш окружающей его среды, атмосфере семьи, ребячьей повседневности.
Зрелой силой и высоким мастерством отмечены сборники стихов Ц-Б.Бадмаева: "Маладай", 1981 г.; "Большой хуралдан", 1972 г.; "Маленький табунщик", 1971 г.; "Проказы Далая", 1973 г.; "Готовое седло", 1974 г.; "Потешные ягнята", 1978г.; Ц-Ж.Еимбиева "Саьан дээрэ сэсэгууд" (Цветы на снегу), 1974; "Имя человека", 1984; Д-Д.дондоковой "Би-ШарлуухаШ" (Я-Шар-лухай, 1974), "Еи-Наран-Шарлуухаиб" (Я-Наран-Шарлухай); Г.Чи-штова "Шэниисэ таряанай иэнхинзэн" (Поют пшеничные колосья, 1970), 'Турбин дэбтэр" (Три тетради, 1979); Ч.Дыдендагдбаева "Ногоон зула" (Зеленая свеча, 1975); "Ушн намарай сэсгууд" (Цветы поздней осени, 1972); "Хезрэлдеен" (Разговор, 1970); стихи и поэмы Дамбы Жалсараева и шогих других авторов. Все эти произведения убедительно говорят о том, что бурятская поэзия для детей рассматриваемого периода успешно преодолевает декларативность, назидательность, голую дидах:тику.
Основными ¡канраш в поэзии для детей являются- стихотворения, поэмы и стихотворная повесть. Права гражданства в поэзии для детей пидучили так называемые стихотворный рассказ, стихотворная беседа, басня. Стихотворный рассказ - наиболее характерный канр для детской поэзии Бурятии. Диапозон его содержания достаточно широк. Сюда входят обработки фольклорных зкжетов, обращение к истории родного края, бытовые сценки, сатирическое изображение детских недостатков, проступков, ci>-кетно интерпретированная пейзажная лирика и т.д.
Стихотворная беседа предполагает присутствие собеседника, котя бы условного. Поэтому этот жанр включает в себя такие
разновидное из, как беседа-ыонолог и беседа-диалог.
Нрщо отметить, что менее развиты в бурятской детской поэзия стихотворные юморески, дразнилки, т.е. кайры игровой поэзия.
Для развития детской поэзии последних десятилетий большое значение имело творчество Цырен-Базара Бадмаева. В творчестве Ц-Б.Бадааева получает прописку новый подход-усвоение действительности через своеобразное юмористическое познание. Его стихи, согретые добрым юмором, становятся остроумными. Ц-Б. Бадааева по праву мото считать поэтом, у котрого есть неоценимый дар находить в обычной ребячьей жизни самое существенное, подбирать ключик к сердцу маленького читателя, захватывать его внимание и воображение, тонко влиять на его чувства. Стараясь кавдое свое произведение построить на основе неожиданной поэтической находки, предопределенной своеобразием детского мышления, он написал сотни стихотворений, стал любимым автором детей. Однако U-Б.Бадмаев воаел в золотой фонд: детской поэзии Бурятии благодаря тому, что в нем гармонично сочетаются лирическое и занимательное, столь необходимее в детской поэзии. Он ласково, легко и свободно, с весели смехом и доброй шуткой говорит с детьми о1 больших и серьезных темах нашей кизни, он обогатил свое творчество лриевами шора и сатн рп, показав ванную роль и болылуа силу комедийного принципа в усвоешш детского шра. За счет этого расширялась тематика детской йоэзяя, и, как уже указывалось, поэтическая оценка дейс твя тельное тя.
Каздая хорошая книга долкна быть интересна не только ребятам, но и взрослым. Пожалуй, в этом и заключена одна из су~ щественных сторон специфики детской литературы. Именно таким "большим адресом" отличаются книги народного поэта Бурятии Дамбы Жалсараева. За последние десятилетия у него вышли в издательстве "Детская литература" книги для юных читателей "Сказ о Баторе", П., 1977, "Дряезяайге", 1978. "Благопокела-ния", 1984. Основное содержание этих книг, основной лейтмотив стихов мокно определить кратким емким словом - Родина. Это прежде всего, гимн Родине, раздумья о родной земле. Храня интонацию, мелодию родной речи, поэзия его не только содеркани-ем, но и ритмом, музыкальной протяженностью слов, ри^лой, обнаруживает многообразные свойства родного языка.
Своеобразная фольклорная поэтика - пословицы л поговорки, юро-ш органично вплетаются в речь поэта, тем самым приближают его поэзию к детской душе.
Познание жизни через детскую психологию, через поэтическое восприятие ребенка является основным средством воспроизведения действительности у других бурятских поэтов.
Народная поэтесса Бурятии Цырен-Дулма Додцокова одинаково уделяла внимание социально-тематическому звучанию, раскры- • тлю духовных особенностей своих маленьких героев, поэтической .новизне произведений и внесла ощутимый вклад в поэзию дан детей. Один из главных её лейтмотивов звучит в следующем четверостишии:
•'двоими глазами, Шарлухай, вглядываюсь в этот мир. Твоим'сердцем, Шарлухай, Слушаю этот мир"»
(.подстрочный перевод)
Н своей книге "Ей -Шардуухайб" (Я-Шарлухай) она сумела раскрыть наивную непосредственность мироощущения девочки. Дом, семья, чувства, которые испытывает дети по отношению к роднил л близким людям, - вашая сфера лирических интересов Д-Д.Дон-доковой. В'поэзии Д-Д.Дондоковой продолжается традиция внимательного, любовного созерцания природа. Ее стихи о временах года в буквальном смысле полны детским восторгом. Ее острый глаз подмечает удивительные "мелочи природа", которые взрослый человек не заметит.
Именно в этот период развития детской литературы, в период ее наибольшой зрелости в бурятской поэзии для детей создаются ноше канры. Д-Д.Дондокова в результате многолетней другч-бы с детьми, изучения их жизни создает развернутое.поэтическое повествование о казни, о заботах современной девочки. В повес- " ти тридцать восемь отдельных стихов со своими названиями. Все стихотворения в довести объединены единым героем - девочкой Шарлухай. Экспрессивность и динамизм ленат в основе повести. 3 каздом стихотворении, - а это главное, - раскрываются новые л новые грани характера героя. Предлагать ребенку действительность в художественно оправданных условных связях, это значит а какой-то степени открывать дорогу свободному движению души ребенка, нацравляя ее в нужное русло. В этой области Ц-Д.Дондо-
кова нессшненно достигла очень многого.
Как мы отмечали выше, современная бурятская детская поэзия отличается многогранностью, обилием разных канров. В этот период бурятская детская поэзия обогатилась в лице Г. Чимито-ва канром баски. В баснях Г. Чиштова действуют не конкретные, но опредмеченные явления. Автор выделяет в характере черты, напоминающие человеческие, подчеркивает отрицательные особенности. В басенных концовках Г.Чидатов находит своеобразные, неожиданные формы, которые помогают юному читателю лучше понять смысл всей басни. Применяя в баснях разговорную речь, народные изречения, пословицы, поговорки автор придает им неподдельную кизненность и достоверность.
Детскую поэзию нового этапа по праву представляет Ц-Ж. З&шбиев (1928), принесший в детскую поэзию свои смелые, оригинальные стихотворения, В творчестве поэта моено найти озорную шутку, детские песенки, стгхи о родном крае, стихи о природе Бурятии. В своей творческой работе он уделяет саше серьезное внимание выбору сюкета, его внутреннему двикению, стараясь подчинить ему всю композиционную структуру стиха.
Бурятская детская поэзия последних лет обогатилась произведениями, где посредством конкретных худоп;есгвеннпх образов, через реальные казненные обстоятельства, создании маленького читателя постигает понятие о труде, о чувстве патриотизма. Наиболее зримо это отразилось в поэтических сборшках Ч. Цц-дендаыбаева "Ногоон зула" (Зеленая свеча), "Утын намарай сэсе-гууд" (Цветы поздней осени), в сборниках А. ¿амбал она, Г.Чпш-това, Г. Дашабылова.
Тем не менее следует указать, что в детской поэзии Бурятии наблюдаются моменты, вызывающие возражения. Нередко читатели предодносят, как положительного героя, ребенка, выполняющего свой обычный, естественный долг перед людьми. Еце встречаются стихотворения, где явственно проступают голая дидактика и морализаторство.
С интересом встречены юными читателями многочисленные живописные выразительные стихотворения, сказки, небольше поэмы о волшебствах природа, стихи о взаимоотношениях человека с живой природой. Этой теме единства человека и природа посвящен сборник Б.Сыренова "Жаахая шулэгууд" (Стихи), предназначенный
для детей младшего возраста. Его стихи, маленькие по размерам (7-10 строк), привлекают детей своей бесхитростной простотой и задушевностью, дают большой познавательный материал.
В творчестве бурятских поэтов данного периода закономер-' но сочетаются любовь к родному враю, к родоне и патриотизм. В этом плане выделяется книга поэта Б.&лзанова "Амар мэндэ, далай!" (Здравствуй, море!).
Книга Е.Халзанова привлекает читателей свежестью мысли, остротой поэтического восприятия, образным языком, она, без-услолно, будет способствовать патриотическому и эстетическому воспитании молодого поколения.
На данном этапе бурятской детской поэзии юных читателей привлекают книги молодого поэта Э.Дугарова.
Сборники стихов Э.Дугарова удачно решат задачу воспитания грудолпйия, учитывая особенности детской психологии, возрастные особенности. Психологически убедительно, без назойливости л скучной дадактики, с мягки:»! юмором поэт пишет о детях. Стили Э. ¿утароза отличаются многогранностью. Лсэт успешно про-далзает развпзать славные традиции своих предшественников. Скажем, если а области шора его учитель -Ц-Б.Еадоаев, то в области лирики - Ц-д.Доэдок.ова, ¡1 не с луча пш, мы порою в его строках поэтические элементы произведений детского фольклора, не случайно в ритмике, в музыкальности его языка, в гармоничном сочетании чувств и шелей могно услышать отголоски поэзии ведущих поэтов. Но в то яе время Э. дутаров является сугубо современным детским поэтом. Его произведения актуальны и злободневны по тематике, по проблемам, которые он ставит, и по новаторству.
Дорогу к современным темам и современным проблемам Э.Ду-гаров находит древде всего в специфике детской психологии.
Однако его детские стихи, перестав быть, только детскими, поднимаются к большой проблематике, волнующей ума и душ взрослых. Зтот факт и другие подтверждают, что стихи дахя детей, как и для взрослых, утвердила свое право на оригинальный самостоятельный путь познания мира.
Таким образом, творчество бурятских пойтов развивается по всем направлениям бурятской поэзии. Поиски исследования, доложенные в основу их работы,, восходят к истокам - фольклору,
письменной поэзии предыдущих периодов,
В поэзии этого периода, адресованной иному читателю, возродились лучше традают устного народного творчества и литературы. На данном .этапе появились стихи-обращения к юным, наказы, налуствая будущим поколениям, облеченные в поэтическую форму.
В 70-80-ые годы поэзия для детей перенявает необыкновенный взлет. Она занимает ведущее место в бурятской литературе для детей. Для раскрытия ее современного развития, характеристики общих закономерностей, основных тенденций были исследованы наиболее характерные, художественно значимые произведения. Анализ ех показал успехи в разработке гравданской лирики, теш труда в поззди для детей. Детские поэты создали прекрасные образцы пейзанной лирики, овладели средствами сатиры и шора в азобракешш проблем,-связанных с казнью юных героев. Широко развились Еанрн стихотворного рассказа и беседа, особого расцвета достигла поэмы для юных. В процессе своего развития детская поэзия претерпевает не только количественные изменения, но и пополняется ее образный арсенал, разнообразятся средства изобразительное тм и внразйгеяьностя, гибче становятся стих, богаче днтонащгя.
Индивидуальный omfi отдельных поэтов, рассмотренный в призме ваннейшх проблем детской поэзии, позволил в целом представать общую картину ее развития и движения. Главным в этом движения, как и во всей детской литературе, выступает социально-нравственное, ндейно-эстетическое воспитание будущих граздаа, имеющее конечна! целью гражданское ш духовное его становление.
Вместе с тем в детской поэзпи- этого этапа наблюдаются некоторые недостатки, которые сфорыудированы в конце главы. Наблюдаются неравномерности в.развитии канроа. Имеет место издание книг дан детей, написанных не.на высоком зудокествен-ном уровне.
Во второй главе диссертации "Особенности бурятской детской прозы и драматурги на современном этапе" рассматривается дальнейшее развитие худокестаенного слова бурятских детских писателей в IS7C-X -80-е года.
В рассматриваемый период заметно возросла роль худокес т-
венной прозы в детской литературе. Особенностью развития прозаического жанра является иоследовательное освоение писателями республики различных жанров. Основными жанраш» которым отдают предпочтение современные писатели, являются повести я рассказы.
Последние два десятилетня явились качественно новый этапом в развитии детской прозы как в плане обогащения ее шарового состава, расширения тешаического даапозона, так и в создании художественно полноценных образов. Многочисленные повести л рассказы Д. Номсоева, Б.^унгонова, Ц-Б.Бадмаева, Д-Ж.ламбиева, А.Бальбурова, Д-Д.лаиаева, Ы.Осодоева, К.Плыша, З.Ынгыпова и других авторов л вились свидельством развития детской прозы, в которой реализовалось осознанно-целеустремленное желание творить для детей. Ддалейгшка формирования детского характера с позиции нраватвеино-трудовзго воспитания выступает у национальных писателей основным обьектом тво|яе<кцх исканий.
3 70-ые гож з бурятской детской литературе появилось более двадцати повестей. Это немалое численное накопленпэ безусловно способствовало дозшешш значимости жанра повести.
Рассказ как жанр давно и прочно занял в бурятской литературе для детей одно из главных мест. На данном этапе развитая прозы для детей появились многочисленные сборники рассказов, вшедоие на бурятском и русском языках. В них представлены известные мастера прозаических жанров Д.Номтоев, бяев, ш.Осодоев я писатели более молодые, но успевшие сделать хорошие заявгл на будущее - Ц.Дорниев, Р. Дыбиков, Г.Доржаева, В.Дамсараев, Ф.Дыденнапоз, И.Наысараев и другие.
Диссертант имеет полное осяоваше утверждать, что детская проза Бурятии не обшшвает надежд шых читателей, когда они раскрывают книгд бурятских авторов-прозаиков. Их произведениям присуще большое тематическое-разнообразие: за последние годы в республике увидели свет книги на теш семьи п школы, труда, интернационализма, взаимоотношений человека я природы, военно-патрлотпчесгЗе, приключенческие и сказочные повести, авторы которых стремятся помочь ребятам лучше понять мир, в которой они живут, внушить им высокие понятия гуманизма, интернационализма, ответственности.
В бурятской детской прозе современного периода все боль-
шее признание завоевывает героико-револвдионная тематйка. Повесть "Улаан морид" (Красные кони, M., 1974) Ц.Шагкана стала заметным явлением в литературе для детей Бурятии. В повести Ц.Шагкину удалось, с большим мастерством и талантом показать процесс духовного' и нравственного становления шого человека. Б эт(й повести автору'удалось сплавить воедино героику и романтику, детскую непосредственность и восприятие исторических событий, участниками которых были дети.
.Такте в повестях К. Ильина "Дуушан бэшэгэй муреар", 1971 (По следам старого письма), "Дайсанай эшээн соо" (В логове врага) неразрывно синтезировались героико-цриключегчоские и педагогические начала, создались нестандартные и психологически достоверные образы героев, раскрывающие переплетение внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование гран- . данского самосознания подрастающего поколения.
Большое место в творческой практике бурятских писателей, пишущих дал детей, уделяется теме Великой Отечественннй войны. Несмотря на то, что нет более утасяого сбликения противоположных вещей на свете, чем война и дети, детская литература этого периода все настойчивее обращается к этой гаде; наполненной большим гуманистическим и драматическим содержанием.
В произведениях Ц.Номгоева "Хулэг" (Аргамак), Б.Шойдоко-ва "Дархан соло" (Боевая слава, 1971), "Хялык харуулшан" (Пограничники, I9S7) показано величие подвига советских солдат, героизм бурятских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Рассказы-воспоминания непосредственных участников тех памятных событий увлекают шого читателя достоверностью и правдивостью.
Исследуемый диссертантом период интересен тем, что в нем наблюдается шаровое обогащение литературы как примета èe роста, возмукашя.
Появилась такая разновидность повести, как документальная. Здесь следует выделить повести А.Бальбурова и Д.Хилтухина "Приказываю кить", М.Осодоева "Уутан Хубуун (Старший сын).
Создание сюкегов на документальной основе - это весьма показательная и современная тенденция. Что может быть убедительнее для иного человека, чем еизой пример, утверждающий прекрасную сущность человека. В повестях документальная прав- _ да перемекается с собственным авторским видением, тем самым,
делая повесть еще более интересной.
Тема интернациональной друкбы, доброжелательности мезду детьми разных национальностей воплотилась а увлекательной повести Ц-Б.Бадмаева "Будамшуугай орон натагаар Серепш аян-шалга тухай" (Путешествие Серена в страну Будшдауу). В повести не просто описывается друнба московского мальчика и мальчика из бурятского улуса, а показана естественность и закономерность подобных отношений для многонациональной страны.
Книга, пробундаэдая у читателя интерес к духовной гшзки и кулыуре разных народов, показывающая закономерный и прогрессивный характер сближения и взаимного обогащения культур, выполняет одну из основных задач воспитания - воспитание взаимной доброналательности мезду людьми разных национальностей.
Одной из главных задач детской литературы современного периода является изобрагенле трудовой деятельности нашего народа.
Тема труда з детской литературе Бурятии получила прописку еще а 50-х годах в творчестве 2.Намсараеаа, Д.Номтоеза, 3. Еал-данжабона и других писателей.
Продолжая традащш старшего поколения в 70-ые годы эта тема интенсивно развивав'. :я в повестях и рассказах для детей. В числе этих произведений, повести З.Скренова "Гуламтын шон" (Родной очаг), "Улеэвхын тулеэндэ" (В Удентуй sa дровами), В Туяаева "Алтай хараасгай" (Золотая ласточка), И.Намсараева "Ыундаргын у;азб77дп (Лети гольцов) и другие.
Говоря о творчестве этих интересных и очень разнообразных писателей, диссертант, приходит к выводу, что пренде всего их объединяют тема детства, тема нравственного, становления юного человека под воздействием старшего поколения.
В этой главе диссертант исследует творческую группу писателей, пныу^х для детей мяадаего возраста. В щдаюведецдях Б.Сангзна, Д.ШагаИна, Д.Дораиеза, Г.Доркиевой рассматривается малнии в различных ребячьих делах я заботах. В этих произведениях дети в играх готовят ceda к будущей деятельности.
Традиционной темой детской литературы всегда было взаимоотношение челозека и природы. Сегодня эта теш приобретает моральный смысл, ибо экологическая угроза стала для челозечс-
спза проблемой номер олив.
Концепция гармоничных взаимоотношений иного героя и природы леаит а основе произведений для детей младшего возраста: писателей Ц. Субанова "Абын хубуун", в русском переводе "Кто в лесу лишний", Ф. Цвденаапова "Агнуурида", 1970 г., Б. Лубса-ноза "Дагба таабайн хаэрезн", 1976 г., В. Тулаева "Алтан ха-ра&сгай", 1979 и других писателей.
В заключении диссертантом делается внвод, что рассказы я повести данных авторов способствуют тонкому эстетическому восприятию красоты црирода, берекыому отношению человека к природе.
Литература для самых маленьких - дошколят, повалуй, самая молодая в республике. На данном этапе в прозаических нан-рах для детей этого возраста создано не так уг много произведений. Ддя них главным образом созданы литературные сказки, основанные на богатейшем устном народном творчестве.
В 70-ае года впервые в бурятской литературе дая детей .появляется столь любимый детьми жанр фантастики. Повесть В. Митыпова "Мамонтенок""Фуй" стала заметным явлением в бурятской литературе для юных. Диссертант анализируя произведение В. Митыпова, отмечает наиболее удачные стороны произведения.
Б данной главе диссертант рассматривает такге развитие бурятской детской драматургии. Отмечается, что драматургия для детей в республике не получила развития. Только в связи с открытием республиканского кукольного театра начинается какое-то двдЕеняе в драматургии для детей.
Диссертант, анализируя репертуар театра бурятской драмы и кукольного театра, приходит к выводу, что худ огестаенный уровень детской драматургии повысился только после того, как она обратилась к фольклорным стетам. Это еще раз подтверждает, что народное искусство является неисчерпаемым источником любой области худокественного творчества. Безусловно, только пьеса«»': на фольклорной основе детокая драматургия не исчерпывается, поэтому нукш для бурятской детской драматургия пьесы, затрагивающие вопросы сегодняшнего дня.
В заключении изложены основные вывода исследования, сформулирован ряд ваших проблем, стояпщх перед бурятской детской литературой.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Проблеш детской бурятской поэзии / "Новые тенденции в современной литературе Бурятия. - У-Удэ, 1988. - 0,7 п.л.
2. Ц-Б. Бадаев - ухибуудэй поэт./| Байт ал, 1987. S 5
0,5 п.л.
3. Воспитать дулу зивув (Особенности развития прозаических произведений в литературе для детей Бурятии)^ Детская литература. M., 1990, JS в - 0,8 п.л.
4. Обыкновенное чудо (0 творчестве детских поэтов в Бурятии)/; Детская литература И., 1990 г. Уе 8. - 0,4 п.л.
5. Папансаг (0 современной прозе) Буряад Унэн. 1991.
14.06.
6. Проблемы бурятской детской поэзии j УШ республиканская конференция молодых ученых и "Тезисы докладов и сообщений