автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Бытийные основания смысложизненных проблем личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Бытийные основания смысложизненных проблем личности"
ордена ленина ¡1 ордена ДРШЗЫ народов академия НАУК украины шстатут философии
На правах рукопаоа
КИСЕЛЕВА Оксана Александровна
БЫ1ИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ СШСЯОШЗНЕШШ ПРОБИЛ ЛИЧНОСТИ
Специальность 09.00.01.-даалектическяй и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Киев - 1991
Диссертация выполнена в секторе фнлософско-методологических проблем культуры Института философии АН Украины
Научный руководитель: доктор философскнх наук,' профессор ИВАНОВ В.П.
Щщршлгшо опясшнтш лектор философских нзук, профессор Л011 А.Н.
кандидат философских наук ДОНЧЕНКО Е.А.
Бэдущая организация! ка^эдра философии АН Украшы.
Базата состоится -С/1 С199,-^ г. в ]£_ часов ш заседании специализированного совета Д 016. 26. 02. при Институте философа АН Увраагш по адресу 1 252001 Киев I, уЛ. Трехыштптельская, 4.
С диссертацией шгко ознакомиться е библиотеке института. Авторефера! разослан Ученый секретарь
*21* 129 I г.
специалпБИроваяното. совэта
кандидат фмософсшх нар: суП\ ДУКЕЯНН1 В.С.
овдя характеристика работы
Актуальность теш паслехспатщ. Сотканная из контрастов и противоречий, жизнь таит в cede притягательную загадку, которая требует постоянных усилий человеческого разума для своего разрешения. Вопроо о смысле жизни| являясь вечным и "проклятым" в силу своей принципиальной неразрешимости, шесте о тем позволяет мысли сохранить свою напряженную направленность, йамагить и охранить вершина человеческой культуры. Именно поэтому d'особой остротой BOtaei оа в переломные эпоха. 1
Традиционно проблей смысла человеческой кязни видится тем мировоззренческим фокусом, в погром сходятся философские Проблема, ибо поиски смысла - это попытка оправданий человеческого бытия в отношения всего cyaeroi В условиях углубляющегося общественного кризиса, когда сама жизнь оборачивается проблемой выживания, повышается ее самоценность как особой формы бытия, Кизиь приобретает статус особой реальности, о которой необходимо считаться в развертывании человеческой истории. Об"ективность и неподатливость жизни выдвигают те естественные барьеры, на которые наталкивается человек в своей деятельности» и которые очерчиваю® пределы его активности, не позволяя ему возомнить себя творцом кизня.
Изменения, происходящие в самой действительности, подводят к идее многомерности, шгорзлистичности жизни, которая не монет быть "уложена'1 в раз навсегда найденные теоретические схемы. Любые, саше прекрасные идеи оборачивается свои,® антиподами, когда они исходят из насилия над жизнью, навязывают ей теоретические идеалы. Разум оказывается действенным лишь в том случае, когда он идет "от жизни", не противопоставляя ей себя, а совпадая с ее дыханием. Отсюда - необходимость исследовать ннзнь, ее сущностные черты и модальности.
Человеческая яизнь, являясь одной, из форм, в которую отливается жизнь, обладает уникальностью, самоценностью и самоцельностью. Переосмысление отечественной истории в очередной раз приводит к выводу о том, что ни одна человеческая жизнь яе монет быть положена средством воплощения идей. Признание значимости личностного бытия, индивидуальной жизни - единственный путь к выходу из современного кризиса.
Анализ проблем смысла жизни позволяет вскрыть специфику человеческого способа бытия в rape. Не совпадая полвостыэ с эипиричес-
- г -
ким жизненным процессом, человек перерастает самое жизнь,вопрошая о ее идее, эйдоое, смысле и отвечая на своё вопрос, только проживая собственную жизнь.
Эти общие раасуждения обусловили выбор автором данной темы диссертационного исследования.
Степень -разработанности проблемы. Трудно назвать философа, кото, рый бы в той пли иной степени не затрагивал проблей жизни, смерти и смысла человеческого быгая. От античности и до наших дней человеческая мысль, поогоянно натыкаясь на вопрос о сшсле и бессмысли це жизни, пытается разрешить его в философии, литературе, поэзии, других видах искусства.
В истории философии, несколько огрубляя, цояно вычленить два 04, новных подхода к решению данной проблемы. Одна из тенденций состоит в возведении сшила человеческой жизни ко всеобщему, которое трактуется как "логос" /Гераклит/, "нравственные добродетели" /Сократ/» "государственное благо"' /Платон/', !!богн /Орйгена, Тергуян-ан, Августин Еяажешй и др./, "абсолютная адая" /Гегель/, "общественная сущность человека" /Маркс/ и т.д. Так или иначе в подобном подходе смысл кизни выносится за пределы человеческой жизни, которая! в свою очередь» превращается в средство ддя достижения некоторой внеположенной цели.
Иная традиция, идущая в западно-европейской философии от гедонизма /Эпикур, Лукреций Кар/ ставила акцент на автономности и самоценности личной жизни, несводимооти ее смысла к трансцендентальным реальностям. В эпоху Возрождения этот подход преломился в проблему достойной человека жизни, решение которой видели на пути раскрепощения личности, ее всестороннего развития, творчества, направленного на земные блага. Смысл шзни усматривался в самой жизни /Манетти, Пико делла Мирандола и др./. К этой традиции примыкают и этически^ взгляды И.Канта, рассматривавшего всякую личность самоцелью, которая ни в коем случае не может быть использована как средство для решения задач, даже если последние предполагается решать для всеобщего блага.
Понятие "жизнь" актуализируется как мировоззренческая реакция на одностороннюю рационализацию действительности, человеческого бытия, которая была присуща философской традиции Нового времени. Раз-, работка этого понятия происходит в рамках "философии жизни" /Ф.Ниц-
ше.В.Дильтей, Г.Знммель, О.Шпенглер, А.Бергсон, Х.Ортега-И-Гассег и др./.
Переосмысление основной парадигмы классической рациональности, начатое "философией жизни", привело к появлении различных форм новой онтологии Д!.Хайдэггер, Н.Гартман/, философской антропологии /М.Шелер, Х.Плеснер, А.Голен/. Пооледняя рассматривала человеческую жизнь как одну из ступеней органического мира.
Начавшись как переосмысление основ бытия, проблема жизни переходит в экзистенциальную проблематику, пытающуюся решить вопросы подлинности и.мнимости человеческой жизни, ответственности человека за свой нравственный выбор. Особо емко эти моменты разработаны французскими экзистенциалистами /2.-П.Сартр, А.Камю и др./ и русскими мыслителями /Н.Бердяев, Л.Шестов, С.Франк, Л.Н.Толстой, 5.М. Достоевский/.
Решение вопросов существования человека в мире потребовало переосмысления проблемы личности, которая, как оказалось, не может опираться в своей жизнедеятельности только на1 трансцендентальные феномены, но исходит также из собственного жизненного опыта. Личность как уникальный микрокосм, обладающий собственным бытием, нашла освещение в работах Н.Бердяева, Л.Карсавина, А.®.Лосева, В.Розанова .
В советской философии проблема ллчноотного бытия до некоторых пор не выделялась как имеющая собственный смысл. Бытутадее утрированное понимание общественной сущности человека вело к тому, что поиск смысла яизни редуцировался к процессу интеряоризации личностью общественных ценностей, а цель жизни возводилась к осуществлении общественного идеала. Преодоление этой теоретической редукции связано со становлением деятельностного и мировоззренческого подходов /Батищев Г.С., Иванов В.П., Копнин П.В., Маркарян Э.С., Мену-ев В.М., Шинкарук В.И., Яценко А.И. и др./, позволивших проанализировать ряд опосредующих звеньев в соотношении "род - индивид".
Данные исследования позволили обратиться к проблеме личности, индивидуальности /К.А.Абульханова-Славская, Л.П.Буева, Е.Х.Быстриц-кий, Н.В.Ватин, И.С.Кон, В.А.Малахов и др./, что привело к анализу личностного измерения человеческого бнтия, без которого оно утрачивает свою определенность.
Развитие этих подходов позволило выделить в качестве самостояте-
льной проблема социально-психологические особенности организации жизни личности, ее отиля. Решению этих теоретических вопросов по-свяшена серия монографий коллектива авторов! Сохань Л.В., Донченко Е.А., Влобина Е»Г>» Тихонович В.А. и др.
Традиционно проблема Смысла жизни решалась в этике. Работы Бе-кещкиной И,8., Когана Л.Н., Малахова В.А., Фролова И.Т. позволили рассматривать смысл жизни как нравственную самореализации личности.
Жизнь как начало, которое на должно быть утрачено в развитии человеческой цивилизации, лежит в основе исследований В.И.ВернадокО' ГО.
Вместе с тем неисследованными остаются бытийные основания человеческого Бопрсшания о смысле кизилi как, когда и почему жизнь становится для человека проблемой, Гребущей рефлексивных усилий) каковы особенности самой человеческой ¡изни, позволяющие ему подняться, возвыситься над вмгшричесшш жизненным процессом и осмыслить его в форме Вопроса*
Отоааа вытекают цель и задачи исследования. Основная цель исследования соотой! в том, чтобы вычленить онтологические, коренящиеся в самом способе человеческого бития, основания его сшсложизненных проблем.
Осуществление указанной цели предполагает решение ряда основных задач исследования:
- проанализировать причины обращения философии к понятию "жизнь", методологическую функцию, которую это понятие несло на себе в рамках "философии жизни"?
- вычленить сущностные характеристики, модальности жизни;
- на основе сущностных характеристик жизнй исследовать основные реалии-личностного бытия /телесность, переживание, конечность/) определить специфику Человеческого бытия в мире}
- проанализировать особенности человеческой жизни как непосредственной, "почвы" вопрошанйя о ее смысле;
- исследовать проблему отношения жизни и времени, взаимосвязь жизни и смерти, временность человеческого существования.
Теоретические источники и эмпирическая база исследования. Представленная в данной работе теоретическая позиция основывается на философско-онтологяческом подходе к исследованию жизни. Отправной - точкой явились, переосмысленные в контексте заявленной теш, идеи
"философии жизни", в которой жизнь рассматривается самоценной и самоцельной реальностью. Это позволило выделить человеческую жизнь в качестве особого феномена, требующего выработки соответствующего теоретического подхода.
В качества методологической основы анализа сущностных характеристик жизни, ее модальностей используются работы немецкой философской антропологической школы /¡Л.Шелера, Х.Пласнера, А.Гелена и др./
При выявлении специфики человеческой жизни, бытийных оснований смнсложизненкых проблем, автор опирался на идеи русской классической философии, французского экзистенциализма, советских философских исследований, что позволило рассмотреть личность как уникальный микрокосм, обладающий собственным бытием.
В исследовашш жизни как временного процесса автор исходил из анализа работ В.Дильтея, Л.Бергсона, Л.Хайдеггера, П.Флоренского, а также современных отечественных исследований Е.К.Бысгряцкого, А.Н.Лоя, H.H.Трубникова, В.П.Яковлева и др.
Комплекс идей, содержащихся в работах М.Марло-Понти, U.M.Бахтина, В.П.Козловского,- позволил выявить онтологические, коренящиеся в самом способе бытия человеческой плоти /бытия-на-границе-с-ш-ром/ основания сшсложизненных проблей личности.
В анализе переживания, как основного понятия, сопряженного с душевной жизнью личности, автор опирался на работы В.Дильтея, 3. Гуссерля, Г.Зшмеля, Б.Кроче, й.Степуна.
В работе использовался также материал психологических, социально-психологических, социологических, культурологических исследований, произведений художественной прозп.
Научная новизна исследовашш состоит в том, что в результате анализа Основных реалий личностного бытия /телесности, душевной жизни, конечности/ разработана концепция, раскрывающая бытийные основания сшсложизненных проблем личности, превращения яизкеосущест-влешш в проблему, требующую рефлексивных усилий человека.
Основные элементы новизны:
- осуществлен отход от традиционной постановки вопроса о смысле жизни, требующей позитивного ответа, к анализу бытийных оснований феномена поиска человеком смысла яазки, в результате которого здзкь представлена как бытийная структура, особая реальность,но подвластная теоретическим схемам разуш. и человеческой воле. Человеческая
гшзнь выделена в качестве одной из форм, в которую отливается жизнь^
- определены причины обращения философии к понятию "жизнь", которые состояли в переосмыслении основной парадигмы классической рациональности и отрешении понятийно постичь бытие, гшзнь во всей их контрастности, иноголнкости, неопределенности;
- выделены оущшстше характеристики, модальности лизни. Это: целостность, открытость, единство множественного, амбивалентность, темпоралышсть, трансцендирование. Прослежено их специфическое пре-. ломление в жизни человека;
- выявлены специфические особенности человеческой телесности, заключающиеся в открытости, амбивалентности, пограничности, транс-цендироваюш в мир. Сделан вывод, что они являются бытийным основанием фрагментарности, неопределенности восприятия человеком собственного тела, обусловливающий рефлексивный поиск им своего целостного образа;
- в качестве основного понятия, характеризушаго душевную жизнь, выделено "переживание", которое Представлено как процесс единения человека с миром я, одновременно, выхода за границы своего "я". Доказано, что переживание, будучи со-битпем с шром, является вместе с тем событием личностного бытия. Выявлены его основные характеристики: целостность, амбивалентность, непрерывность, которые репрезентируют целостный образ, смысл, э!Шос самой ниэна. Смысл жизни определен имманентным переживании;
- прослежена взаимосвязь человеческой аизни е времени; на основании анализа феномена нахождения человека "впереди себя" /в будущем/ пли "позади себя" /в прошлом/, а точнее - в трех временах сразу, сделан вывод о том, что человек на дан себе во временной определенности;
- определены бытийные основания смыслояизненннх проблем личности, заключа^еся в ее принципиальном несовпадении с самой собой, что ведет к ее телесной, душевной, временной неопределенности. Выявлено расхождение между внутренне-замнсленным планом личности и
ее реальным эмпирическим жизненным процессом. Исходя из этого, проблема поиска смысла яизни определена как дискурс, незавершимый внутренний диалог по соотнесению проекта личности с ее кизненшм процессом. На этой основе сделан вывод о том, что сущностные особенности жизни: открытость, амбивалентность, единство множественно-.
го и др.,- в человеческом бытии преломляются в еэ дпалогпчность.
Научко-птенущческал значимость работц заключается в том, что осуществленное в ней исследование бытийных оснований сшсложизненных проблем личности позволяет сделать ряд выводов, имеющих определенное мировоззренческое д практическое содержание для различных областей деятельности, формирования приоритетов культурного развития, воспитания личности, становления мировоззренческого сознания. Некоторые аспекты данного исследования позволяют найти иные решения рада проблем в области философии, отшш, теории культуры. Ряд положений диссертации может быть использован при чтении некоторых тем курса философии, теория культуры, этики.
Апиобаиия таботц. С изложением содержания, основных идей и выводов, содерулщихся в диссертации, автор выступал на 17 и 7 Республиканской школе молодых философов /Алушта, октябрь 1989 и 1991 гг. на конференции "Чатовек, гуманизм, современность" /Дрогобыч, октябрь 1990 г./; на ХЕУ Всесоюзном теоретическом семинаре "¿1лровоз-зреш1е и научное познание"- "Человек, бытие, культура" /Киев - Ке-реяслав-Хмелыицкий, сентябрь-октябрь 1С91 г./.
Основше положения работы отражены в разделах коллективных монографий, в статьях, тезисах на конференции.
структура и основное содершив работы
В соответствии с целью и задачами исследования структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав /каждая по три параграфа/ и заключения; к тексту прилагается список основной использованной литературы. Выбранная последовательность изложения продиктована внутренней логикой раскрытия теш, предполагающей восхождение от абстрактного / феномена жизни/ к конкретному /основным реалиям личностного бытия/. В первом разделе выявляются социально-теоретические предпосылки обращения философии к понятию "жизнь", очерчивается крут проблем, связанных с этим понятием, анализируются взгляды некоторых представителей "философии жизни", вычленяются сущностные характеристики, модальности жизни.
Во втором разделе на основе сущностных характеристик жизни исследуются основные реалии личностного бытия: телесность, дуиеЕная жизнь, конечность и временность,- поэволявдпо вычленить бцтя&ше основания сшсложизненных проблем личности.
При этом сделана попытка изложения языком, адеквап^м самому
предмету исследования - стихии жизни с ее вечным изменением и становлением.
Во введешщ раскрывается актуальность теш, степень ее разра- ' ботанности, формулируются цель и задачи исследования, устанавливается научная новизна и научная значимость работы, описываются формы апробации исследования.
В первой главе - "Понятие "жизнь": возникновение, генезис, сущность"- обосновывается выбранный аспект рассмотрения вопроса о смысле жизни! в соответствии с этим выясняются основные причины онтологического поворота в философии, анализируются сущностные черты классического и неклассического типов рациональности; определяется круг понятий, связанных с жизнью.
Весь опыт человеческой истории учит, что вопрос о смысле жизни постоянно всплывает и будоражит сознание, требуя ответа. Не вдаваясь в анализ возможных ответов, в данной работе поставлен вопрос к самому вопросу: "Почему сама жгзнь является для человека проблемой? Каковы основания человеческого вопрошания о смысле своего бытия? Каковы особенности человеческой жизни, позволяющие ему отстраниться от своего жизненного потока и взглянуть на него со стороны?" '
Для ответа на этот вопрос прежде всего предпринят экскурс в историю философии, чтобы определить понятие "жизнь" и специфику собственно человеческой казни- В результате проведенного анализа выявлено, чтопоявлеше понятия "жизнь" в фиосоФиа /60-70-е гг. XIX в./ связано с кризисом традиционного рационального мышления, выделены его основные черты. Во-первых, классической рациональности свойственно сведение всего богатства человеческих жизнепроявлекий к сознанию, которое, в свою очередь, отрывается от об"ективной реальности к противопоставляется ей как об"екту. Во-вторых, природа мыслится к^к чистая, постигаемая с помощью механической причинно-следственной модели, материальная природа. Понятие артефакта, как произведения ума и рук человека, борется в качестве модели для понимания природного бытия. В-третьих, признается возмогшим мыслить идею единства и всеобщности /тотальности/. В основу этой возможности положены принципы непрерывности и об"ективаши. В-четвертых, центром внутреннего мира личности выступает самосознание, которое предполагает абсолютное соэнавание человеком источника, основы.
побудительных механизмов как своего действия, так и самого акта сознавания.
Проделанный социально-философский анализ показал, что основная парадигма классической рациональности, имеющая идеалом научную рациональность, поколебалась под натиском усложнившихся общественных связей, делающих мир "непрозрачным" для сознания. Стало ясно, что мир не подчиняется рациональным схемам, не укладывается в раяки всеобщих форм сознания, выходит из-под контроля.Достижение рационально обоснованных целей, внедрение в практику научных открытий несло одновременно и непредвиденные, выходящие за пределы разумности, результаты.
На волне переосмысления этой парадигмы и возврата к реальному живому человеку возникает "философия жизни". Претензии, пред"явля-еше ею к предшествующей философии заключались в том, что последняя рассматривала человека как существо автономное по отношению к окружающему миру, членила бытие на суб"ект и об"ект, и все отношения между шили выносила в сферу гносеология. Нападая на разум,как на инструмент, членящий мир на части, представители "философии жизни" старались ухватить в слове, в новом языке все многообразие жизни.Пытаясь преодолеть зазор между разумом и жизнью, они протестовали против того, что разум может диктовать жизни пути и формы развития, что его идеи могут преобладать над об"ективной реальностью жизни.
Исследование, проделанное в данной работе, показало, что подход интуитивистов обнажает, делает зримой одну важную проблему. Человеческий разум, познавая действительность путем ее структурирования и известного рода упрощения, каждый раз наталкивается на некото-, рый нерационализируемый остаток. Этот остаток маячит за рамками любой системы; он постулируется в виде "мира идей", Бога, "абсолют-* ной идеи", "природы". Он выступает неким пределом деления, абсолютом, который, порождая структуру, сам все же остается неясным расплывчатым образом. Вся система, собственно, и создается, чтобы этот образ прояснить, наметить его контуры. "Философия жизни" при-пла к осознанию того, что основа этого деления - сама жизнь. Жизнь -это базис; структура жизненности состоит в том, чтобы быть пра-деле:шом, то есть в делении и расчленении самой себя самоутверяда. ться в качество единства. Мышление связано с осознанием этого. де>
левдя, но, двигаясь в "реальностях сознания", оно не осознает реального отношения своих результатов в жизненной основе.Задача состоит в том, чтобы вернуть мышление к этой основе, сделать ее самое предметом философской рефлексия. Но тут возникает еще одна проблема. Об"ективируясь в форма условий, жизнь в то те время остается в неоСехтивируемой форме, ускользая тем самим как об"ект познания. Возникает вопрос - каким методом она может быть познана?
В данной диссертационной работе показано, что методы постижения жизни философы искали в "интеллектуальной интуиции" и "симпатическом вливании" /А.Бергсон/, "чистом созерцании" /Шопенгауэр/, "чистом опыте" /Авенариус/, "переживании" /Дильтей/. Проведенный анализ показал, что апелляция к этим реалиям обгоняется тем, что понятия классической философии не были пригодны для того, чтобы "прояснить" жизнь.
Историко-философское исследование идей Ф.Ницше, В.Дилмея, Г.Зи-ммеля, А.Баргоона позволяет прийти к выводу: несмотря на то, что философы-интуитивисты не определили понятие "жизнь" в строгой логической форме, оно задает смысловое поле исследования, выступает регулятивным принципом, исходя из которого исследование совершает^ ся. Идею, образ жизни, из которого они исходили в своих разработках, можно определить следующим образом. Во-первых, жизнь - это об"ективная реальность, некий космический процесс, стихийное становление, не подвластное человеческому разуму и воле. Человек -лишь одна из многочисленных кизненных форм. Во-вторых, жизнь выходит за пределы понятийно достигаемого. Она является предельным основанием философского исследования, которое саг® в обооновашш не нуждается. В-третьих, жизнь обладает самоценностью и самоцельнос-тыо, она не служит средством для достижения некоторого результата; ее цель - в нам самой, в развертывании самой себя, в вечном творении новой реальности. Б-четвертых, человеческой жизни изначально присущ внутренний.конфликт. Человек - живое существо, подверженное всем лшзненным противоречиям, включенное в стихию жизни. Но одновременно он изначально стремится осознать, упорядочить жизнь, тем самым возвыситься над жизненной стихией. Разность потенциалов между включенностью человека в наличное бытие, в жизненный процесс и стремление выйти, вырваться за пределы своей эмпирической жизни создает то напряжение, котрое леаят в основшши всей человеческой
истории.
Пытаясь уяснить бытийные основашш этого конфликта, условия того, гак человек может отстраниться от жизни, в данном диссертационном исследовании вычленен ряд понятий, позволяющих определить сущностные характеристики жизни. Гипотеза состоит в том, что сама жизнь содержит в себе условия этого конфликта.
Опираясь на биологическую и философскую литературу, автор определяет отличив живого от неживого» Прежде всего, живой организм -это устойчивый замкнутый мир по отношению к средо. "Механизм" саморазвития живого сдвинут от непосредственного взаимодействия со средой внутрь организма, что позволяет ему сохранить внутри себя саиостное единство, целостность■ Но в то же время животное - всецело элемент среда, зависящий от нее в самом своем существовании. Кизнь осуществляется на грани постоянного взаимодействия с миром. В этом процессе взаимодействия, посредством взаимодействия жизнь воспроизводит самое себя. Открытость - сущностная черта жизни. Еивоо - сущее, которое несмотря па множественность своих частей образует реашгоз единство. Сущность жизни есть также единство мпо-кественого или множественное единство.есть цолостность, не распадавшаяся на части, а собирающая эти части воодино.
Отличие живого от неживого состоит в том, что граница первого задана изнутри. Его развитие - результат внутренних потенций. И его время существования не просто разрушение, но жизнь. Яизнь, по-, нятая как длительность, или время, связанное о изменением - время, которое и есть изменяющееся, развивающееся бытие. Это попкрзтноо время составляет ткань жизни. "Течение жизни" связано с темпотэдь-^остью.
Еизнь как-будто сразу вдет в двух направлениях, ей изначально присуща двойственность,.двунаправленность, которая заключается в движении вовнутрь и вовне одновременно. Тш-ля амбивалентность отношения внутреннего и внешнего выступает как необходимое условие принадлежности бытия живых существ. Она возможна, если тело помимо своего ограничения имеет свойство переходить саму границу. Но, поскольку граница - реальная принадлежность лшзого тэла, это означает, что само тело осуществляет переход и является этим переходом Оно является телом, которое "ость через него вовне и навстречу ему" /Плеснер/. Переход, выход, транспендтюванпа яивого за свои
- 12 -
границы - необходимое условие ого жизненности.
Во второй главе - "Жизнь как бытие человека в мире",- на основе выявленных модальностей жизни /целостность, открытость, единство множественного, амбивалентность, темпоральность, трансцендировашю/ описаны основные реалии человеческой жизни - телесность, переживание, конечность; выявлены бытийные, коренящиеся в самих этих реалиях, основания смысложкзненньк проблем личности.
На основе проделанного в данной работе исследования, автор пришел к выводу о том, что тело делает человека непосредственно причастным казни, обеспечивает непосредственно чувственное отношение его к миру, 'дает возможность об"екгивно присутствовать в мире. Тело от-граничивает человека от остального и о-граничивает его беспредельные возможности, являясь пределом, превичное переживание которого предполагает соразмерность о окружающим. Человек заполучает тело кал ключ к возможности описания, понимания и переживания жизни и себя в ней.
Очертания тела - это граница, которую обычные пространственные отношения не- пересекают, ибо его части взаимосвязаны особым образом: они де простерты друг подле друга, но включены, об"яты, окутаны друг другом. Тело - не собрание органов, помещенных друг подле друта в пространстве, а нечто целостное и неделимое - телесный облж. Анализируя связь телесного облика со временем, деятельностью, типом социо-культурных отношений, автор отстаивает идею о том, что телесный облик динамичен,, и человеку присущи разные тела( а не одно-единственное. Будучи включено в поток жизненных превращений, человеческое тело открыто, незавершено, находится в становлении, а не ставшим во времени, а поэтому - амбивалентным.
Несомненным является то, что тело не входит в конкретный кругозор моего ведения. Моя внешняя выраженность дана мне лишь обрывками, фрагментами, а не целостным образом. Телосная форма как ограничение, конечность эмпирической предметности дана ше лишь в другом. Он пространственно ограничен линиями своего тела, весь простерт, исчерпан для меня своей телесностью. Я же существенно переживаю себя преодолевающим свою телесную капсулизировапность, выходящим за пределы своей телесной формы. Я не сопричастен весь миру целиком.- Моя активность,суб"ективность, которая противостоит миру как об"екту дает ше лазейку для спасения от сплошной при-
родной данности. Я для себя нахожусь на касательной ло всякому обстоятельству, не вхож в него сполна и на исчерпываясь им полностью.
Исследование этого среза проблемы позволяет сделать вывод о том, гадеоный облик человека не ограничен телесной оболочкой) он пространнее пространства, об"активно занимаемой).телом, Прорываясь сквозь пространство к своим далям, тало как бы кроит дэ ого отрезков свой облик. Имея четкие границы, оно постоянно йреодолевает их, находится на грани в-себе и вне-себя. Ему изначально присуща двой-отвеннооты повернутость вовне - в мир И вварнутость внутрь. Форма человеческого тела, телеонай облик оказывается нв сводимым к явлениям физического мира. Тело для человека - не только способ связи о миром и тотальностью жизни, но и возвышения Над природной необходимостью. Будучи супесгном ивлвстт, человек вместе с тем преодолевает пространство своей телесной форма» Его "я" существует на отйке, "медщу" собственным телом и миром; находясь в тело, оно одновременно стремится через него навстречу (лиру.
Все это свидетельствует о том, что выделенные особенности человеческой телесности - ее динамичность, открытость, амбивалентность, пограничность,- обусловливают фрагментарность и неопределенность восприятия человеком собственного тела, что требует рефлексивного восполнения, поиска им своего целостного образа.
Проясняя тот способ,' каким мир и жизнь становятся непосредственной достоверностью внутренней хизш человека, автор вводит понятие "перекивание". Историко-философский анализ показал, что саг.! тер.шн вошел в язык философии а 70-а а*. XIX в. Образовавшись от тер},вша "переживать" /"быть в живых, когда случилось нечто"/, он включает в себя два момента, определяющих его сущаоогную связь с жизнью.. Во-первых, переживание несет на себе оттенок непосредственности, суб"ективной внутренней достоверности. Переживания протекают спонтанно, не требуя от человека специальных усилий, даны сами собой. Со стороны внутренней структуры характеризуются имманентной предметностью. Во-вторых, это понятие означав« также сохраняющееся содержание того, что было некогда пережито. Содержание переживания сохраняется для суб"екта в силу своей существенности, непреходящей для него ценности и представляет собой единство длительности и значимости того, что переаито.
Феноменологический анализ переживания, представленный в данной
работе,показал, что посредством переживания человек присутствует в мире. При-сутотвует, находится при сути, приближается к сути. Но в той яш мерз и мир присутствует в нем. Поэтому перекивание -это всегда соприкосновение, слияние сути мира и человека. Это со-бытие с миром, в котором открывается сущностная взаимопринадяеж-ность мира и человека. В переживании мир действует на сознание непосредственно) он воспринимается в своей нерасчлененности на на связи и отношения - абсолютно связанным. Он предстает как "магический мир". Переживание еся» внезапное падение сознания в этот "магический дар", который открывается нам не путем познания его причинно-следственных связей, а путем понимания его сущности, приобщения к его сушооткшГопределешюсхям, его смыслам. Такое со-' стояние одновременно и нормально, и уникально. Оно нормально, ибо его чаща ила peas переживает каждый человек, но оно уникально, поскольку кавдый такой прорыв к тайнам бытия воспринимается человеком как чудо. Чудом оно представляется человеку потому, что его принципиально невозможно предвидеть или "вывести" , исходя из предшествующего опыта.
Чудо со-бытия не дается актом воли, сознавания или рефлексии. Человек не властен "упасть" в переживание. Оно всегда - случай. Чудо не есть ни просто воздействие высших сил на низшее бытие, ни нарушение законов природы, ни суб"ектявная выдумка. Опираясь на анализ, сделанный А.Ф-Лооевым, можно сделать вывод, что чудо -это случайное столкновение, совпадение двух планов, двух пластов действительности - "я" и мира. Но мир дая человека - не просто обв-ективная реальность. Переживания, составляющие "жизненные отношения" /Дельтой/,- к вещам, людям и исходящие по всем направлениям из индивида, конституируют его жийненный мир. Тогда чудо - не просто столкновение "я" и мира, а встреча, совпадение двух пластов одной личности - плана внешне-исторяческого и внутренно-замыс-ленного. Чудо совершается тогда, когда на врсш эти два плана совпадают; когда один из моментов эмпирической жизни, которая целиком детерминирована извне и случайна по отношению к идее личности, вдруг высвечивает, выполняет целиком праобраз личности.
В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что личность нэ есть готовая данность, она созидается, свершается на протяжении всей своей жизни. Но парадокс состоит в том, что
она и в начале, и в конце пути. Для того, чтобы свершиться, она должна уже быть. Должен изначально присутствовать образ личности, который стоит за всеми ее актами. В моменты, когда происходит встреча, совпадение эмпирического плана личности, ее идеи, задания, человек приподнимается над своей размытостью, размазанностью по повседневности. Он открывается самому себе в подлинности своей сущности; постигает истину и предназначение своей жизни. Образ, идея жизни, отрываясь от самого эмпирического процесса, предстает перед ним в своей цельности. Переживание оказывается событием личностного бытия, в котором высвечивается смысл.
Обращение к проблеме взаимосвязи жизни и времени, позволило сделать вывод, что весь жизненный цикл - это завершенное, свершившееся время. Время полагает границу существования живого, его конец. Низнь приобретает очертания, форму, законченность благодаря смерти. Разрешая проблему внутренней достоверности смерти, автор обращает внимание на то, что есть существенная разница между переживанием мною моей смерти и смерти другого. Моя смерть не является непосредственным достоверным фактом моего сознания, ибо она не может быть пережита шов как событие жизни. Со смертью как полным небытием я сталкиваюсь лишь опосредованно - с уходом из жизни близкого человека. Реально .фактически смертен, конечен для меня лишь другой. Восприятие его под знаком смерти воздвигает временные границы его существования, внутри которых оплотняется его жизнь. Для меня же самого, подобно пространственным границам, временные границы но имеют формально организующего значения. Я пребываю во времени настолько же, насколько нахожусь вне его. Кивя в настоящем, я в то же время нахожусь -'либо "впереди себя", намечая свои цели, предчувствуя будущие события, либо "позади себя", возвращаясь памятью М прошлое,переживая пережитое. А точнее - я пребываю в настоящем, _ прошлом и будущем одновременно. Поэтому времени, как сплошной безудержной текучести, я отдан лишь отчасти. Это позволяет сделать вывод, что человек не дан самому себе во временной определенности.
Рассмотрев основные реалии человеческой жизни - телесность, душевную жизнь, конечность и временность, можно сделать вывод о том, что вся зыбкость, трагичность человеческой жизни состоит в том, что человек все время не равен себе. Зто является и основой его во-прошания. Он не дан самому себе ни в телесной, ни в духовной,, ни
во временной определенности. Его "я" и есть тело, и находится на границе тела и мира, Переживания И принадлежат человеку, и выводят его за границы его "я" - к первооушлу. Находясь во времени, он вместе с тем не принадлежит ему сполна, Человек не заключен ни в . теле, ни в поихике, ни в сознании, ни В воле. Он лишь имеет дело со всеми атими реалиями. Он сталкивается о ними - с телом, характером, волей,- лишь в процессе жизни. И, как маятник, мается Человек "между" - собой и миром, душой и телом, казнью и смертью. И остановка равносильна уходу в небытие. Лишь в событии становится он равным себе, осуществляет свою идею,проект, назначение. Он Исцеляется, становится цельным, но и это происходит вне его ~ на стыке с миром.В этом плане wata - яростная борьба с вещами ва то, что-1 бы быть действительно теМ| 4¡fo заложено в нашем проекте. Она воег-да выступает для человека' проблемой по согласованию овоих "совершенных мгновений" и "душных.будней1'. Лишь на мгновения открывая человеку овою тотальность, овой целостный образ, Жизнь снова дробится и тушуется. Выоиушя Проблемой, шзнь для человеческого сознания предстает в форде вопроса.
Но сам вопрос выводит явление из его состояния данности. Спрашивая, мы обращаемся к Чему-'го, лежащему за этим явлением. Вопрошая о жизни, человек выходит ва горизонт самой своей жизни. Сам вопрос -наличие разных'ответов> Otí ставит в состояние неопределенности возможную истину-сшол.
Сознательные поиски смысла оказываютя безрезультатными в том плане, что они Не открывают смысла. Смысл открывается в каждом событии случайно, "между Прочим". Он не фиксируем в качестве предмета. Человек монет быть лишь непосредственно причастен ему в какие-то моменты. Но его нет как одйой-едшственшй раз навсегда данной истины. Смысл оказывается не Находимым вне и над жизнью, хотя временами человек перерастает жизнь, возвышается над ней и пытается^ осмыслить ее в форме вопроса.Смысл открывается в каждом моменте, когда жизнь обнаруживает свою целостносьь. и этог целостный образ жизни, который открывается в "просвете бытия", хоть и исчезает, . затушевывается с окончанием с момента, сохраняет "напряженную направленность "жизни. За этил направление скрывается работа сознания, пытающегося связать жизненный процесс во всей его детерминации, предзаданиостп, не-свободе с целостным образом, эйдосоы личной жнз-
1ш. Идет постоянный дис1суро, пезаворшяшЯ внутренний диалог, в ходе которого личность сверяют свою кдеп, проект с тем, какой она является в эмпирическом жизненном процессо. Вое это позволяет сделать вывод о toi.!, что сущностные хатактеркотши жизни - открытость, амбивалентность, единство множественного и др.,- в человеческом бытии преломляются в ее диатогпчиость.
3 заклстснпп диссертации даш итоги исследования и сформулирована выводы, вытекающие из рассмотренной темп, намечены возможные направления дальнейшей работы.
Основные положения диссертант представлены з сдедутат'пс публикациям автора:
X. Еизнетворчество как сущность культуры :кизки личности// Культура жизни личности.- К.: Паукоза Думка, 19£8.~ 0,57 п.л.
2. Еизпенныи путь как процесс самореализации личности //Елзнен-шй путь личности.- К.: Еаукова Думка, 1987.- Соавтор: Недоэг.овс-кая 1.1.Л. - 16 п.л.
3.Исхорякоч1лхлсодс;ай анализ прсблеш paajra л сплела аэдзшх в западпо-европейскол истории фтдосэфнл //Рг.зу.шая организация жизни личности: проблема госппташш л ехморогулироваши.- К.:11ауковз Думка, 1989.- 1,5 п.л.
4. Переживание как чудо со-бнгяя //Человек. Гуманизм. Современность.Тезисы человеноведческих чтений.- Дрогобнч.- 1ЭЭ0.- 0,3 п.л.
5. Творчество как субстанция культуры // Творчество и философия. Материалы всесоюзной мезвузовской научно-практической конференции,- К.: Из-во КПИ, 1990.- Соавтор: Киссдеа С.О.- 0,6 п.л.
Поди, в печ. 27.12.91. Формат 60x84/16. Бумага теп. ойс. печать. Усл.печ.л. 1,16. Усл.кр.-отт. 1,16. Уч.-изд.л. и,95. Глра* 100 ока. Зак. . Бесплатно._
Отпечатано в Институте математики АН Украины. 252601 Киев 4, тип, ул. Решна. 3
О