автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Деструктивность и гармония личности женщины
Текст диссертации на тему "Деструктивность и гармония личности женщины"
! . !
/ .} * - * / / ¿п /
' / ч.^ '"-"'Х-.-'
' /МИНИСТЕРСТЮ ОБЩЕГО И ПРОЖЖШЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ
российснш вдерации
иркутский государственный университет
На правах рукописи
НИКИШИНА Надежда Яковлевна
дастштишостъ и гармония личности женщины ( сщиально - жпоажкий анализ )
Специальность 09 . 00. 11. Социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата (философских наук
научный ШОВОДИТЕЛЬ: доктор философских наук, профессор, академик Коноплев н.с.
V
Иркутск 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВДЕНИЕ........................................................ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ......... 14
1. 1. СУЩНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ В МШЛОГО - РШГИОЭДШ СОЗНАНИИ и
Ш10С0ШШШ ОСМЫСЛЕНИИ ( ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ).................... 14
1. 2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ХАРАКТЕРА ЖЕНЩИНЫ И СВОЕОБРАЗИЕ ЕЕ повадния............................................................36
1. 3. ОПЫТ СОВРЕМЕННОЙ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ. ЛИЧНОСТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТИПОВ: ОТ ПОЗИТИВНОГО ДО ДЕСТРУКТИВНО - КСШЛИКТНОГО. 50 ГЛАВА 2. ПУТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ ЖЕНЩШ ( ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ^ ПЕРСПЕКТИВА )........................................74
2. 1. ВСЕМИРНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НРАВСТВЕННОЙ КОРРЕКЩ
ЖЕНЩИНЫ.............................................................. 74
а ) Религиозно-этические императивы и бытовое гуманитарное
сознание............................................................. 74
б ) Сублж4адионно-ка.тарсическая роль народного обрдца;
социальный этикет.................................................... 90
в ) Коррекционно-катарсвдеская роль образования; деятельность
клубов, организаций и общественных движений.......................... 96
г ) Профессиональная и политическая деятельность как способы
самореализации....................................................... 101
д ) Психокорректирукзцие и другие методы......................... 104
2. 2. СОВРЕМЕННАЯ МОДОЬ ГАМЖЗАЩИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ. СТАДИИ
НРАВСТВЕННО - Д/ХОВНОГО РОСТА....................................... 111
а ) Политическая деятельность как сфера самореализации через
сублимацию Эроса..................................................... 114
б ) Регулируицая роль спорта.................................... 122
в ) Художественное творчество как антроподицея женской сущности. 125 г ) Религиозное мировосприятие как способ созидания нового
духовного качества...................................................136
ЗАКЖНЕНИЁ......................................................150
ЕШЖГРМШ....................................................156
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования* Ярким признаком общественной жизни ХЕК - XX веков стало небывало широкое участие женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Уходяцие в глубь истории острые идеологические и теоретические споры по поводу истинного положения женщины в обществе, уступили место признанию необходимости ее социальной эмансипации и практике выращивания прав с мужчинами. Казалось бы теперь, на рубеже веков, созданы основные предпосылки для общественного и личностного процветания женщины, и дело только за тем, чтобы она просто этого пожелала. Однако как реальное положение вещзй, так и теоретическое осмысление сущности женщины опровергают порой эти возможности. Дело в том, что даже в той части современного мира, где существует закрепленное уравнение прав и свобод мужчин и женщин, последние становятся участницами феминистских движений, которые,помимо всего прочего,показывают не только недовольство своими специфицированными гендерными обстоятельствами, но и демонстрируют личностные амбиции и агрессивность части женщин, что, отнвдь, не способствует разрешению социально-гендерньк противоречий, а лишь увеличивает проявление зла в современном социуме.
Проблема зла, выражающегося в межиндивидуальной и межгрупповой враждебности и деструктивности, является по своей актуальности вневременной, но связанная с женским гендером требует особого рассмотрения в связи с большими феминистскими достижениями во многих странах мира и с перспективным прогнозированием того, что XXI век, скорее всего, пройдет под женской доминантой. Хотя феминистские лидеры декларируют своими главными целши: активную борьбу за глобальный мир без насилия и гарантии социальной справедливости, но, что парадоксально, не только мужчи-
ны, но и женщины настроены против лидеров женщин. Они считают что:
— большинство доминирующих женщин руководствуется не логикой, а эмоци-ши; и не всегда способны уввдеть проблему и ее решение глобально.
— женщина-лидер предпочитает в сложных ситуациях конфронтацию, а не дипломатию. Ее tone есть непрерывный коьфшкт и она имеет тенденцию втягивать окружащих ее субъектов в различные столкновения и противостояния.
— доминантная женщина способна пробудить латентныз порочные желания и страсти в окружающем социуме.
— женщины вообще, а доминантные в-особенности, обладают амбициями, завы-шеннши требованиши к действительности и окружающим еубъектам, что сопровождается отсутствием чувства справедливости и умения или желания оценивать свои личные мотивы и поступки объективно.
— женщины имеют стойкую склонность к зондированию слабых мест индивидуумов, чтобы использовать полученную компрометирующую ирфрлацию как аргументы в неэтичных методах достижения поставленной цели.
— доминирующая женщина уничтожает мужественность мужчин.
— в представлении женщин часто бывают стерты грани между добром и злом, дозволенные и противоправным, благородные и недостойным, похвальным и гюстщрым.
Кроме того, возникает вопрос: Отчего женское бытие вообще особенно несчастливо ?
Анализ исторического опыта истолкования своеобразия женщины приводит к выявлению дихотомии женской сущности, компонуемой зльы и добрьм началами, которая, скорее всего, сама по себе не является специфической для женцины. Ска характеризует общую психолого-этическую структуру типа Homo Sapiens-А индивидуальное преобладание злого или доброго начал в жен-
щине часто дают основание для формулирования представлений об однозначно доброй или злой натуре женщины. Это ставит следующую серю вопросов:
— Существуют ли какие-то субстанциональные черты природа женщиш, которые принципиально могут детерминировать добрую или злую реализацию женщины ?
— Какова роль социалшо-исторических условий в существенном формировании личности женщины,ее реализации в социуме ?
— Как развивается конструирующая функция женщины в обществе, которая напрямую связана е гармонической, а не дисгармонической структурой личности женщины ?
' / — Обеспечивается ли в основном современным состоянием общества преобладание гармонических начал в женщине над деструктивными ?
— Может ли быть намечен какой—либо положительный прогноз ( модель ) широкого предупреждения негативной реализации личности женщины ?
Поиск ответов на данные вопросы составляет важную сферу социально-фшософского анализа и создает основу и цель настоящего исследования.
Актуальность выбранной темы продиктована не только ее социальной значимостью, но и внутринаучньми потребности, поскольку происходящее в последнее время обновление методов и расширение области философского исследования одновременно повлекли за собой изменение теоретических основ концепций, интерпретирующих проблеш женской личности.
Степень разработанности проблемы.Научные результаты, определяацие степень разработанности темы, не систематизированы, находятся во многочисленных книгах, сборниках научных трудов, яуриальных публикациях как зарубежных, так и отечественных авторов.
Рассуждения о женской сущности И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, О.Вейнингера считались авторитетными в ХК - начале XX веков. Так И.Кант
отметил, что характерной особенностью женщин является вражда мелщу собой. О.Вейнингер заметифенскую завистливость, считая ее причиной отсутствия самоуважения и чувства справедливости. Ф.Нищие утверждал, что в то время как женщина завладевает новыми правами, стремясь к господству, начер-V тав " прогресс " на своих знаменах, на самом деле происходит обратное: женирна идет назад в своем развитии.
Толкования Ю.Эволы женской сущности во многом перекликаются с мыслями Ф.Ницше, Ч.Ломброзо и Г.Ферреро, которые утверждали, что женщины часто и более жалостливы, и более жестоки, чем мужчины, они необузданы как в любви-сострадании, так и в совершенно зверинной, разрушительной жестокости.
Ч.Ломброзо, Г.Ферреро, Ю.Антонян изучали делинквентное поведение женщин и отметили, что характерными особенностями, облегчающими проявление асоциальных и антиправовых поступков среда женщин являются: легкая внушаемость и подцатливость отрицательным влияниш среды, гиперконфиикт-
hoctbv
К.Карлзен (Karisen c.f. ) пришел к заключению, что среди причин, за которое в Новой Англии в течении 17-18 веков женщин преследовали как ведьм^были именно такие личностные черты характера, как недовольство, сердитость, зависть, злобность, бунтарство, лживость и надменность, а не оккультные способности.7
Акцент на самоценность личности женщины, ее праве на развитие, творчество, свободу в проявлении субъективной индивидуальности делается в широком потоке публикаций американской феминистской литературы. Среди таких авторов следует назвать Татла Л. (Tuttie l. ), Чейфа У. (chafe w. ), Герсан К. (Gerson к. ). Например, Герсан К. считает, что женщины являются жертвами фальшивого сознания, основанного на навязанных да бытийных
поведенческих стереотипах. Чейф У. говорит об утверждении женской куль- ' туры, которая основывается на таких коллективных действиях, которые могли бы установить великую справедливость и социальный порядок, отличный от того, который превалирует сегодня.
Разбирая гендерные функции, О.Арнольд, Н.Рис отметили, что существует главный женский способ противостоять социальные и эмоциональные при-теснениш, основаннш на идеологии " врожденной неполноценности," — это ежедневная демонстрация женщиной своей супер-выносливости и способности супер-безупречно выполнять возложенные на нее обязанности. " '
С.Бовуар, Б.фриден (B.Friedan ), П.ВуаЙТ (p.Wyatt ) гюставили вопрос о праве женщин на себя — свое тело, свою дущу, свою жизнь. Кроме того, С.Бовуар писала о том, что если женщина хочет чего-то добиться в
п
% этом мире как личность, ей нужно отказаться от своего пола. В сшей книге Б.Фриден показала к каким деструктивный для личности, семьи и общества
последствиям может привести изоляция женщины в мир спальни, детской,
t
кухни.
Анализу специфики соотншвшя рационального, эмоционального и интуитивного в природе сознания женщины посвящена книга К.Макмиллан " Женщина, разум И природа " (McMillan CVWomen: Reason and Nature'.'). Автор замечает, что поскольку мужчина в культуре всегда ассоциировался с умом и разумом, а женщина с чувством и интуицией, то познавательные способности мужчин всегда оценивались неизмеримо вьвв женских. Однако " чувства " имеют большой познавательный потенциал, не уступающий по своей значимости " мысли," и женщина часто бывает умна чувством, а потому в ней нисколько не меньше разумного начала.
Главу своей монографии Вике Дгк. (j.weeks ) посвятил социальньм причинам отклонясщегося сексуального поведения женщин. Исследуя причины на-
силия над женщинами, К.Маккиннон (c.Mackinnon ) адресует социальный упрек тем женщнам, которые снимаются в порнографических фильмах и журналах, так как последние провоцируют не только циничное отношение к женщине, но и жестокие формы насилия. Автор многократно подчеркивает связь между уровнем криминальности и порнографией. К.Хореи делает вывод, что колоссальная ненависть женщин друг к другу порождается соперничеством, но преносится в иные сферы, нежели эротика, в форме проекции.
Исторической преемственности лидирующей роли женщины в социуме посвятили свои исследования Н.Цуикарева, С.Кайдаш, О.Валянская, Е.Комаров. В монографии, посвяценной женщине-руководителю, Е.Комаров отметил, что женщина-руководитель хочет быть лидером по положению, внедаости и вниманию к себе, но она менее расположена к компромиссам, зачастую не понимает их вынужденности и тактической необходимости.
Н.ходороу (fi.Chodorow ), Д.Б.МшЬПвр ( J.B.Miller ), К.ДЖИЛЛИГЭН ( c.Giiügan ) утверждают, что главным в жизнедеятельности женщин являются социально-семейные коммуникации, их широта и качество, так как в основе женской природа лежит установка на единство с миром в соответствии с основной формулой женского восприятия: " Я есть Ты." Ч/
О.Газизова, Эйбл-Эйбесфельдт И. ( i.Eibi-Eibesfeidt ) считают, что у женщины — ортодоксальный язык, образ жизни, атрибутика.
Дедерихс М.Р., Мельникова Н., Айвазова С., Папандреу М. ( м.Papandreou ) утверждают, что женщина является носительницей высших гуманистических ценностей, а потому, исходя из женской иерархии ценностей, следует строить новый мир без насилия. М.Папандреу полагает, что женщины дол-
V
жны создать для Новой эры ( эры женщин: ) Новый Этнос. А для начала предлагает создать международное движение " Сестринство," основанное на сострадании, понимании, эмпатии.
Изучение работ, выие упомянутых и рада других отечественных и зарубежных авторов, убедило диссертанта в целесообразности специального рассмотрения феномена " женская сущность " и каузальности поведенческого проявления враждебности и деструктивности.
Цели и задачи работы. Основной целью диссертационной работы является исследование дуализма женской самореализации и возникающие при этом возможности возникновения феномена злой ( враждебно-деструктивной ) женской сущости для выяснения каузальности данного феномена, а также ш-работка концепции преодоления феномена на основе изучения опыта, отраженного в историко-философской, социально-психологической литературе и субъективной практики.
Достижению поставленных целей подчинены задачи:
— теоретический анализ женской сущности, структуры ее самовыражения.
— поиск универсальной мотивационно-поведенческой первопричины.
— исследование функций первопричины.
— выявление диады: первопричина-альтернатива.
— исследование функций альтернативы.
— исследование всемирно-исторических нравственно-коррекционных поведенческих методик.
— поиск практически возможной коррекционной структуры.
Объект исследования — женская личность ( род Homo sapiens ), как она интерпретируется в (философской литературе, а также в литературе подчиненных уровней.
Предмет исследования — структурные характеристики ( модель ) личности женщины, типы личности женщины, характерные тенденции ее социальной реализации.
Теоретические и методологические основы исследования. Диссертацион-
нал работа опирается на теоретические положения работ зарубежных и отечественных исследований в области философии, истории фалософии, психологии и социологии. В данном исследовании используются метода научного анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, сравнения и обобщения. Основньш методологическими принципами исследования является принцип объективности, системности и историзма.
Основываясь на принципе объективности, диссертант рассматривает фе-^ номен противоречивой женской сущности не как явление " само по себе," а в контексте субъективной реальности. При этом предпринимается попытка провести исследование с опорой на оценочные категории. В результате проведенного исследования автор определяет основную мотивационную дааду, являщуюся базовой в поведенческом проявлении женщины. Принцип объективности при анализе возможных враждебности и деструктивности женщин в реальной действительности потребовал ориентирования на общегуманитарные ценности и идеалы.
Принцип системности позволил получить представление о целостности исследуемого феномена и ориентировал автора на его всесторонний анализ.
Принцип историзма позволил рассмотреть сувдения о феномене в ретроспективе, а так/же проявленческую динамику латентных качеств в женском бь?гик как в прошлом, так и в настоящем, что значительно расширило и углубило представления об исследуемом явлении. Исторический подход помог вскрыть противоречивость, дуальность женской сущности.
Проблема рассматривается в контексте субъектно-субъектных отношений; основные понятия исследования даются в виде положений, имеющих как гносеологический, так и онтологический статус.
Научная новизна диссертационного исследования. В ходе изучения феномена " противоречивая женская сущность," выявляются основания враждеб-
но-деструктивного поведенческого проявления в рамках определенного социума и обосновывается реальная возможность ее коррекции.
— выявлены основы и условия зависимого, нестабильного, ситуационного характера женской сущности.
— определена мера существования феномена " женская сущность," при которой она функционирует как позитивное явление, а так же имманентная мера, при которой она функционирует как враждебно-деструктивная сила.
— предпринят опыт типологии позитивных и враждебно-деструктивных типов, которые рассмотрены в конкретном ситуационном контексте.
— на основе анализа мирового универсального опыта по снятию жен�