автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность "Общества Иисуса" в России, конец XVI - начало XIX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Хлопова, Ирина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Деятельность "Общества Иисуса" в России, конец XVI - начало XIX вв.'

Текст диссертации на тему "Деятельность "Общества Иисуса" в России, конец XVI - начало XIX вв."

( I ( ) / .. ./ 1'"' / А _ ^

' 4 ,

I/? '

'Х.''' / , ....../

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ХЛОПОВА Ирина Юрьевна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОБЩЕСТВА ИИСУСА» В РОССИИ (конец XVI - начало XIX вв.).

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Некрасов Е.Е.

Ставрополь 1999

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3-31

ГЛАВА I. Миссионерская деятельность «Общества Иисуса» в 32—135 России.

1) Появление иезуитов в России. Миссия Поссевино. 32-61

2) Участие иезуитов в самозванческой интриге. 61-83

3) Иезуиты в России с конца XVII до начала XIX вв. 83-135

ГЛАВА II. Идеологические основы деятельности «Общества

Иисуса» в православных землях. 136-212

1) Основные религиозно-теоретические и нравственные ас- 136-153 пекты деятельности иезуитов.

2) Проекты иезуитов по уничтожению православия. 153-192

3) Педагогическая деятельность иезуитского ордена. 193-212

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 213-225

ПРИЛОЖЕНИЯ: 226-254

1) Примечания 226-253

2) Список сокращений 254

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

255-268

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современной исторической науке важнейшей задачей является изучение истории церкви и влияния религиозных течений на культуру и образ жизни различных слоев населения. История церковных организаций как составная часть истории государства практически не изучалась в исторической науке советского периода. Формационный подход рассматривал религию лишь с точки зрения идеологии, поэтому изучение религии в качестве неотделимой части культуры в рамках цивилизационного подхода является актуальной задачей отечественных историков.

При всем религиозном многообразии российского общества, пожалуй, ни одна конфессия не вызывала столь бурных эмоций, а часто и столь же бурной неприязни, как католицизм. Нетерпимость к нему не может быть объяснена общей нетерпимостью к иноверцам, поскольку для многонациональной России всегда была характерна и многоконфессионнальность. Феномен такого своеобразного отношения нашего народа к католичеству можно объяснить, лишь осознав его место в контексте русской духовной и политической культуры. Наше национальное самосознание веками строилось на противопоставлении России и Запада, причем, как правило, под этим чаще всего подразумевалось противопоставление православия и католичества. Это касалось как чисто религиозной, так культурной и политической стороны. Столкновение с католическим миром ставило не только вопрос о выборе веры, но и вопрос выбора культурной ориентации, а может, и типа цивилизации. Поэтому русская духовность, государственность, культура осознавали себя во многом на основании противопоставления «латинству» (1).

Также как Запад воспринимался Россией через католическую церковь, так в течение длительного времени сама эта церковь воспринималась через «Общество Иисуса». Сами понятия «иезуит», «иезуитизм» становятся для русского общества воплощением сущности святого престола и его политики в отношении России. Именно близкое столкновение российской и западной циви-

лизаций в середине XIX в. вызвало рост исследований по истории иезуитского ордена в нашей стране. Формировались две противоположные группировки: сторонников интеграции русской культуры, русской духовности в европейскую цивилизацию, и сторонников сохранения незыблемой самобытности России путем усиления православного религиозного сознания. Дискуссии между ними непосредственным образом были связаны с альтернативными путями развития страны.

Эти дискуссии были прекращены после революции, поскольку появилась другая альтернатива духовного развития - построение атеистического общества, свободного от какой бы то ни было религиозной зависимости. Такое общество и было практически построено, однако изменения в послевоенной советской идеологии сделали это общество более терпимым к религии. Модернизация всего политического строя во второй половине 80-х годов поставила Россию перед историческим выбором, в том числе и выбором веры. Улучшение отношений с европейскими странами вызвало интерес и симпатию не только к политическим, культурным и экономическим, но и к духовным ценностям Запада. Не столь антагонистичными стали отношения двух церквей - католической и православной, хотя сохраняются и противоречия. Но, поскольку в настоящее время усиливается миссионерская деятельность различных конфессий на территории России, перед правительством встает вопрос о регулировании взаимоотношений церкви и государства.

В связи с этим возникает интерес к истории католической церкви на территории России. Вопрос о степени ее влияния на отечественную историю был предметом изучения ряда ученых советского периода, но восприятие католической церкви как части капиталистической системы обусловило несколько односторонний подход к этой проблеме. Обращение к цивилизационному методу, характерное для нынешней отечественной исторической науки, расширяет границы подобных исследований. В условиях современного многообразия религиозных вероучений важно разобраться в отношениях между Российским государством и Ватиканом, в принципах и условиях деятельности в России ордена

иезуитов, позволивших сохранить Общество Иисуса в годы его официальной ликвидации. Поскольку именно этот орден, созданный для укрепления позиций католицизма на Востоке, первым попытался вовлечь ее в сферу не только духовного, но и политического влияния папства.

Большинство исследований по этой проблеме написано либо с точки зрения славянофильства, воспринимавшего иезуитов как величайшее зло в истории России, либо с позиций советской официальной науки, рассматривающей любую деятельность католической церкви в нашей стране как антинациональную, направленную на ограничение российской самостоятельности. Ряд дореволюционных исследований написан на основе другой точки зрения, не учитывающей особенностей исторического и общественного развития России, поэтому осуждающего правительство за ограничение западного влияния в стране. Некоторые работы носят обзорный характер и знакомят лишь с общей историей ордена без анализа его особенностей. Л.Н. Гумилев писал о том, что историческая наука немыслима без учета изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня» (2). Поэтому для создания непредвзятой картины деятельности Общества Иисуса в России необходимо определить те изменения, которые происходили в отношениях между иезуитским орденом и российским правительством на протяжении всего рассматриваемого периода. Таким образом, актуальность темы взаимоотношения двух ветвей христианства во всех его проявлениях, в том числе и через деятельность иезуитов, требует объективного изучения определенной нами темы. Конечно, данная работа не претендует на исчерпывающее исследование проблемы, но она может послужить основой для дальнейшей ее разработки.

Цель и задачи. Основной целью работы является изучение проблемы деятельности Общества Иисуса в России: принципов его организации, особенностей его миссионерской деятельности, степени и характера его влияния на российскую историю в том или ином временном периоде. Отсутствие подобного рода комплексных исследований, основанных на применении цивилизаци-онного подхода, дает возможность использовать и обобщить опыт дореволю-

ционных ученых, занимавшихся этой проблемой, выявить различные мнения в этом вопросе, проанализировать тот источниковый материал, который был опубликован, но не изучен ими. Исходя из поставленной цели и учитывая отсутствие в настоящее время целостных исследований по данной проблеме, можно выделить следующие задачи, стоящие в данном исследовании.

Прежде всего, это определение круга источников, которые требуются для восстановления полной картины деятельности иезуитов в России. Во-вторых, выделение тех идеологических и структурных особенностей, которые позволили Обществу быстро укрепить свое положение в орденской иерархии и распространить свое влияние на большинство стран Европы, привилегий, поставивших его выше папской власти и ставших причиной конфликтов с европейскими, а затем и русскими монархами. В-третьих, изучение истории миссионерской деятельности ордена в России и особенностей ее в различные исторические периоды: начиная от правления Ивана Грозного до Екатерины II и Александра I. В-четвертых, анализ и обобщение миссионерских проектов представителей иезуитского ордена, направленных на уничтожение православия. Выявление тех моральных и материальных методов воздействия, которые должны были обеспечить успех миссионерства. И, наконец, рассмотрение особенностей педагогической системы иезуитов, снискавшей им славу лучших европейских учителей, исследование тех ее элементов, которые были применимы и не применимы в русском образовании, влияние иезуитов-педагогов на своих воспитанников, значение иезуитских школ для развития русского национального образования.

Хронологические рамки исследования обусловлены временем появления и существования в России ордена иезуитов. То есть, с конца XVI в., когда из-за тяжелой внешнеполитической ситуации Иван IV обратился к римскому папе Григорию XIII и вместо дипломата для ведения мирных переговоров получил иезуита Антонио Поссевино, стремившегося к распространению влияния католической церкви в России, до 1820 г., когда из-за вмешательства иезуитов в политические дела российского государства и активной миссионерской поли-

тики, приведшей к обращению ряда представителей аристократических фамилий в католицизм, иезуиты были официально изгнаны из России указом императора Александра I.

Методологическая основа. В своем исследовании автор использовал ци-вилизационный и культурологический подходы, рассматривая религию как важнейшую составную часть культуры. В основу настоящей работы был положен принцип историзма, позволяющий изучить рассматриваемые процессы и события в их конкретно-исторической обусловленности и развитии и требующий раскрытия объективно существующих связей между различными фактами и явлениями. Для этого были использованы специальные исторические методы. Для выявления тенденций в деятельности иезуитского ордена и раскрытия причинно-следственных связей различных явлений в его истории использовался историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод применялся для анализа тех изменений, которые происходили в принципах и направлениях деятельности ордена, а также для выяснения тенденций в политике российского правительства на протяжении длительного исторического периода.

Источники. Проблема деятельности «Общества Иисуса» в России отразилась в большом количестве источников, позволяющих рассмотреть особенности иезуитского ордена, историю его создания, изменение его положения на протяжении длительного периода времени, в том числе и в России, и различающихся по своей видовой принадлежности. Первостепенное значение по данной проблеме имеют, безусловно, письменные источники. Они распадаются, в свою очередь, на документальные и повествовательные (нарративные). Документальные источники, в которых отразились различные аспекты как папской политики в отношении России, так и политики российского правительства по отношению к Обществу Иисуса, в соответствии с их происхождением можно разделить на две группы.

Первую группу источников составляют материалы церковного происхождения. Это папские послания, буллы, инструкции, письма к монархам, находящиеся в фондах Ватиканского секретного архива. Они являются наиболее

ценными для выяснения тех принципов папской политики, которые были основополагающими в отношении к Восточным странам, в том числе и России, а также позволяют проследить изменения папской политики в этом направлении. Кроме того, они дают информацию о той исторической ситуации, которая вызвала их появление. Часть подобных документов находится в архивах иезуитского ордена, а также в архивах Рима, Венеции и Флоренции. Первое крупное издание Ватиканских документов появилось в 40-х гг. XIX в. Его осуществил историк и археолог А.И. Тургенев (1784-1845) (3). В основу этого издания был положен кодекс документов по русской истории, составленный хранителем Ватиканского архива Марино-Марини. Уже после смерти А.И. Тургенева Археографическая комиссия издала «Дополнения к актам историческим, относящимся к России» (4). Этот том содержит копии бумаг Поссевино, подаренные еще в 1782 г. наследнику русского престола Павлу во время его пребывания в Риме. В 80-90-х гг. XIX в. и в первое десятилетие нашего столетия многие из этих материалов были опубликованы русским иезуитом П. Пирлингом (1840-1922) в тексте своих работ или в виде приложений к ним. Он длительное время жил в Париже, в 1872-1876 гг., благодаря своим лингвистическим способностям и знанию России, занимал должность ассистента секретаря генеральной конгрегации иезуитского ордена, поэтому эти документы имеют большую историческую ценность и достаточно высокую степень достоверности. Особенно это относится к материалам о роли иезуитов в российской истории конца XVI - начала XVII вв., опубликованным в книгах П. Пирлинга «Из смутного времени», «Исторические статьи и заметки» (5).

Важным этапом в изучении этой группы документальных источников была деятельность ученого корреспондента Российской Академии наук Е.Ф. Шмурло (1854-?), который своей главной задачей поставил изучение документов западноевропейских, в том числе и итальянских, архивов по истории отношений папства и России. Итогом этого исследования стало издание в период с 1907 по 1927 гг. четырех томов сборника «Россия и Италия», содержащего материалы Ватиканского и Римского государственного архивов, а также бумаги

иезуитского ордена, находящиеся в последнем, библиотеки Толедского кафедрального собора (6). Часть документов из восточнославянских материалов появилась в его работе «Римская курия на русском православном Востоке (16001654)». Именно благодаря деятельности Е.Ф. Шмурло начинается систематическое издание и исследование комплекса ватиканских источников.

Вторая группа документальных источников представлена государственными законами и распоряжениями Российского правительства, прямо или косвенно касающихся иезуитов. Она дает возможность ознакомиться с изменением отношения правительства к иезуитам, помогает выявить факторы, влияющие на эту политику и изменение внутренней ситуации в стране. Эти документы опубликованы в сборниках «Памятники дипломатических сношений России с державами иностранными», «Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России» (7), «Полном собрании законов Российской империи» и других. В них содержатся указы и грамоты по поводу принятия посольства Поссевино 1581-1582 гг., законы и распоряжения, ограничивающие или запрещающие деятельность ордена иезуитов в России, а также документы, определяющие положение их Общества в период от правления Екатерины II до правления Александра I.

Отдельную группу составляют повествовательные (нарративные) источники, представленные мемуарами и дневниковыми записями современников и очевидцев событий, позволяющими представить обстановку и конкретные исторические факты того или иного периода, и исторические сочинения. Особое положение среди последних занимают сочинения о России конца XVI в. папского посла иезуита Антонио Поссевино «Московия», «Ливония», «Московское посольство». Цель этих сочинений - ознакомить католический мир с положением дел в России, их автор делает попытку обобщить итоги своей миссионерской деятельности, выявить сложности в привлечении русских к религиозному союзу и дает рекомендации будущим посланцам папского престола. В 1983 г. вышел русский перевод сочинений Поссевино, выполненный Л.Н. Годовиковой (8). Большое количество мемуаров относится в российской истории к началу

XVII в., к Смутному времени, они позволяют выявить детали, важные для понимания ситуации, сложившейся в стране. Это «Записки о России» агента английской торговой компании и дипломата Дж. Горсея, «Записки» французского наемника, служившего в войсках Бориса Годунова и обоих самозванцев Ж. Маржерета, опубликованные в сборнике «Сказания иностранцев о России в XVI и XVII вв.» (9). Интерес также представляет «Проект об уничтожении греко-российского исповедания в отторгнутых от России областях, представленный в 17.. году государственным чинам одним ксендзом иезуитским», появившийся в первой четверти XVIII в. Он имел несколько редакций, которые были опубликованы А. Тургеневым в «Дополнениях к актам историческим, относящимся к России», С. Шолковичем в «Сборнике статей, разъясняющих польское дело по