автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн декоративных элементов порталов каминов

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Сукманов, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн декоративных элементов порталов каминов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн декоративных элементов порталов каминов"

На правах рукописи

Сукманов Александр Александрович

ДИЗАЙН ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОРТАЛОВ КАМИНОВ

Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

25 АПРт

005057828

Москва — 2013

005057828

Работа выполнена на кафедре «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики

Научный руководитель: заведующий кафедрой Московского

государственного университета приборостроения и информатики,

доктор

технических наук, профессор Куманин Владимир Игоревич

Официальные оппоненты: профессор кафедры архитектурного

проектирования Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук Калихман Аркадий Давидович

декан Магнитогорского государственного университета, кандидат педагогических наук, профессор Наумов Валерий Павлович

Ведущая организация: Новгородский государственный

университет имени Ярослава Мудрого

Защита состоится « 17 » мая 2013 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д. 20, зал заседаний Ученого Совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ

Автореферат разослан « 15 » апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, Дрюкова А.Э.

к.т.н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Камин как сложный функционально-художественный объект известен с античного периода (I в. до н. э.). Однако, только в последние десятилетия, начиная с появления новых видов топлива, таких как бездымное жидкое биологическое топливо, а также учитывая создание электрических топок каминов с реальной «картинкой» горящего дерева интерес к каминам, как объектам дизайнерской деятельности возрос.

Разнообразие каминов в настоящее время требует их классификации с позиций дизайна, так как нет единых общепринятых стандартов, которые помогли бы дизайнерам и архитекторам упорядочить все характеристики декоративных элементов каминов. До настоящего времени такая классификация разработана не была. Только разработка такой классификация облегчит и ускорит процесс проектирования элементов каминов относящиеся определённого дизайна, в том числе и по заданным изначально характеристикам.

Исходя из всего вышесказанного, задача разработки дизайна декоративных элементов камина по предложенной классификации представляется актуальной.

Целью диссертационной работы является анализ порталов каминов по функциональным и эстетическим характеристикам для разработки рекомендаций по созданию декоративных элементов различного дизайна.

Задачи исследования

1. Провести исторический анализ каминов, их функциональных и эстетических характеристик.

2. Дать классификацию особенностей дизайна порталов каминов различных стилей.

3. Разработать методику использования элементов декора порталов камина для создания заданного дизайна.

з

4. Предложить рекомендации по применению разработанной методики.

5. Провести анализ материалов, используемых для изготовления декоративных элементов порталов каминов и технологий их применения.

6. Создать дизайн-проект коллекиии порталов камина.

Научная новизна

1. На основании исторического анализа предложена классификация декоративных элементов порталов каминов.

2. На основании предложенной классификации разработана методика работы с элементами декора каминов, позволяющая варьировать дизайн изделия.

3. На основании разработанной методики предложены критерии, обеспечивающие формирование заданного стиля и дающие возможность определять стилистику уже созданных изделий.

Практическая значимость работы

¡.Предложена методика, позволяющая проектировать камины соответствующие дизайну различных архитектурных стилей со своими декоративными элементами.

2. Полученная методика позволяет определить принадлежность элементов порталов существующих каминов к определённому стилю.

3. На основе проведенного стилевого анализа и, пользуясь разработанной методикой, спроектированы и разработаны модели коллекции декоративных элементов порталов камина.

Апробация работы

Результаты исследований докладывались на XVII и XVIII Международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» (г. Томск, 2011, 2012 г. г.), на XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Архангельск, 2011 г.), на на Ежегодной открытой научно-технической конференции «Общество, наука,

4

инновации» (НТК-2011) (г. Киров, 2011г.) и на научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ (г. Москва).

Публикации

По теме диссертации опубликовано восемь статей, в том числе три в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников. Текст работы изложен на 122 страницах, содержит 81 рисунок и 15 таблиц. Список использованных источников насчитывает 106 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована цель и задачи исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе проведён исторический анализ каминов в соответствии с принятым выделением исторических стилей, а также рассмотрены их функциональные и эстетические характеристики.

Вторая глава - камины рассмотрены как объект дизайна, выделены основные декоративные элементы каминов - портал камина, полка, топка, колонны, предкаминная плита, решётка топки, купол (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные элементы камина.

Особое внимание уделено порталам каминов. Порталы бывают двух основных видов, названных по внешним ассоциациям форм, «П» -образные и «Д» - образные. «Д» - образные порталы свойственны стилю «Кантри», очень редко можно встретить порталы каминов «Классического» стиля, или «Модерн» имеющие такой вид портала. Самым распространённым же является «П» - образный вид портала, который можно встретить среди каминов всех стилей.

Камины может быть выполнены в разных стилях и, подобно архитектурным сооружениям или произведениям изобразительного искусства, классифицируются по стилям. Обобщённо все камины можно разделить на две группы: первые относятся к определённому историческому стилю, вторые могут сочетать различные стили одновременно, такой рода камины можно отнести к эклектике (Таблица 1).

Таблица 1 - Классификация дизайна порталов каминов по стилям.

Группы

I II

Камины определённого архитектурного стиля Смешение стилей -эклектика

Основные стили Сочетание 2-х и более стилей

№ 1 2 3 4

Название стиля Классический (также английский) Кантри (также рустикальный или деревенский) Модерн Хай-тек

Менее распространённый стили

№ 5 6 7

Название стиля Готика Ампир Барокко и рококо

Проведя анализ актуальности каминов всех стилей выяснено, что наиболее распространены камины пяти стилей - «Классический», «Кантри», «Готика», «Модерн» и «Хай-тек».

Рассмотрим особенности дизайна декоративных элементов каминов на примере каминов, выполненных в классическом и готическом стилях (таблицы 2, 3).

Таблица 2 - Особенности дизайна порталов каминов классического стиля.

Характеристика

Описание

Название

Классический или английский стиль.

Особенности формы портала

Ясность и гармоничность пропорций; спокойное равновесие частей; симметрия и торжественность; богатство и грандиозность; стройность и блеск.

Вид портала

«П» - образный.

Особенности декора

Предпочтение отдается прямым линиям; декор сводится к самому необходимому.

Вид топки

Приблизительно в равной степени распространены как открытая, так и закрытая виды топок.

Материалы исполнения

Традиционно классический портал исполняется из мрамора, дерева или чугуна.

Свойственные детали портала

Имеет, как правило, каменную полку.

Основные узоров

Может быть украшен цветочным орнаментом, скульптурными элементами и целыми барельефами в романском или готическом стилях, выполненными непосредственно по камню._

Колористические предпочтения

Предпочтение отдаётся светлым тонам, также возможно сочетание светлых и тёмных элементов портала камина.

10

Отличительные особенности

Части классического камина могут быть изготовлены вручную, что придает ему еще большую ценность.

Пример камина (изображение)

12

Материалы исполнения приведённого в данной таблице камина

Сочетание двух пород мрамора - «Bianco Carrara» (Италия) и «Onix» (Испания).

Таблица 3 - Особенности дизайна порталов каминов стиля «Готика».

Характеристика

Описание

Название

Готический стиль

Особенности формы портала

Чаще формы имеют прямые углы и полки; элементы облицовки портала каминов, колонны могут плавные линии, составные формы и глубокий рельеф._

Вид портала

«П» - обра

Особенности дизайна

Готике присущи скульптурные изображение, богатое художественное содержание и развитые пластические формы; подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.__

Вид топки

Как правило, открытая.

Материалы исполнения

Подобные порталы могут быть отделаны различными сортами мрамора, также применяются пористые материалы -ракушечник, песчаник, туф и другие природные камни, дерево._

Свойственные детали портала

Имеет, как правило, массивные колонны и верхнюю полку.

Основные виды узоров_

Скульптурные изображения; цветочные орнаменты; исторические сцены._

9

~кГ

Колористические предпочтения

Предпочтение отдаётся тёмным тонам камня, также возможны вариации серых и редко белых пород мрамора.

Отличительные особенности

Специфические узоры, часто целые исторические сцены высеченные в камне; чаще топки открытые, размеров больших средних; массивные колонны и верхняя полка._

И

Пример камина (изображение)

12

Материалы исполнения приведённого в данной таблице камина

Натуральный камень

На основании полученных данных об особенностях дизайна каминов разных стилей разработана классификация элементов декора порталов камина (таблицы 4).

Таблица 4 -Классификация элементов декора порталов камина.

Характеристика

Стиль

Особенности форм элементов каминов

Классический

Готика

Модерн

Русти-

Хай-тек

а Строгие каноны форм а а - а

Ь Монументальность Ь Ь

Симметрия

Асимметрия

е Сдержанность декоративного е - - е

убранства

Г Лаконичные формы 1' - Г

g Сложность форм - ё ё

Ь Гармоничные пропорции Ь

I Широкое разнообразие форм I - 1 - I

] Преобладает пластика линий, ]

форм

Образцы каминов выполненных в различных исторических архитектурных стилях. Соответствие элементов каминов каждому из стилей.

Хай-тек.

Классический стиль.

Модерн.

Соответствие: с, с1, ¡, ]

Соответствие: а, Ь, с, ё Соответствие: а, I', е

Соответствие: с, (1,1

Соответствие: а, Ь, с, е, ^ Ь, I

Готика.

Рустикальный стиль.

г

Особенности дизайна

Классический

Готика

Модерн

Русти-

Хай-тек

Наличие ниш для дров под топкой и массивная деревянная балка

Элементы облицовки портала каминов чаще всего грубообработаны и не имеют гладкие или полированные поверхности_

Предпочтение отдаётся прямым линиям

Предпочтение отдается

плавным и мягким линиям

Не устаревающий стиль, прекрасно подходит для современных решений_

Элементы портала каминов чаще всего имеют гладкие или полированные поверхности

Порталы каминов данного стиля чаще всего имеют геометрическую форму_

Расположены отдалённо от стены

Существуют порталы таких форм, которые позволяют иметь доступ к огню с любой стороны

Присущи изображение

скульптурные

Образцы каминов выполненных в различных архитектурных стилях. Соответствие элементов каминов каждому из стилей.

Модерн.

Соответствие: с1,1, Г

Готика.

Соответствие: с, ]

Соответствие: а, Ь, с

Хай-тек.

Классический стиль.

Соответствие: g, Ь, ¡,

Соответствие: с, £ ]

3

Материалы исполнения элементов портала камина

Классический

Готика

Модерн

Русти-кальный

Хай-тек

Мрамор, гранит, оникс, травертин (весь спектр природного камня)_

Дерево

Металл

Стекло и пластик

Керамика

Искусственный камень

Органические материалы

(коровья кожа, оленьи рога и

т.д.)_

Вид топки

к Открытая

I Закрытая

Образцы каминов выполненных в различных архитектурных стилях. Соответствие элементов каминов каждому из стилей.

Модерн.

Соответствие: 1', 1

Готика.

Соответствие: Ь, с, £ к

Рустикальный стиль.

Соответствие: а, Ь, 1', к, I

Хай-тек.

Классический стиль.

Соответствие: с, с1, к, 1

Соответствие: а, Ь, с, е, Г, к, 1

Вид порт ала

Классический

Готика

Модерн

Русти-

Хай-тек

«П» - образный

«Д» - образный

с Портал может быть выполнен в - - - - с

виде различных геометрических

фигур______

(а) «П» - образный вид топки: классический стиль, готика, модерн соответственно

(Ь) «Д» - образный вид топки: рустикальный стиль, рустикальный стиль, модерн соответственно.

(с) Порталы выполненные в виде разнообразных геометрических фигур.

Характеристика

Стиль

Виды узоров

Классы -ческий

Готика

Модерн

Русти -кальный

Хай-тек

а природным орнамент

геометрический орнамент

скульптурными элементами

барельефы

е узоры не свойственны

Колористические предпочтения

Предпочтение светлым тонам

отдается

Возможно сочетание светлых и тёмных элементов портала камина

Предпочтение тёмным тонам

отдается

Возможны различные

комбинации сочетаний цветов

Возможны варианты однотонного исполнения_

Готика.

Классический стиль.

Хай-тек.

' М " ! #

Соответствие: а, с, (1, а, И, ]

■ 'ЯШ9ШШ С

к !

Соответствие: а, Ь, с, с1, £ g, \

Модерн.

Русти кальный.

Соответствие: е, g, 1

Соответствие: е, g, Ь, ]

Соответствие

с, ¡,)

Введем понятие «критерий соответствия дизайна» (КСД) камина к определённому историческому архитектурному стилю:

КСД = [(кол-во характеристик №1-№7 одного стиля) + (кол-во характеристик №1-№7 второго стиля) +...] / общее кол-во характеристик

„ NíxXl+N2xX2 + NЗxXЗ + N4xX4+N5xX5 ,

У = - , где

N

У - КСД, XI - стиль 1, Х2 - стиль 2, ... Х5 - стиль 5, N - общее количество характеристик, N1 - число характеристик относящихся к первому стилю, N2 - число характеристик относящихся ко 2-му стилю, ..., N5 - число характеристик относящихся ко 5-му стилю.

Разработана методика определения отношения декоративных элементов портала камина к определённому историческому архитектурному стилю. Предложены критерии оценки соответствия КСД. КСД является максимальным и условно равен единице, если все характеристики относятся к одному историческому стилю. В случаи наличия характеристик декоративных элементов двух или более исторических стилей, камин целиком можно отнести к эклектическому стилю.

В третьей главе проводится анализ материалов, используемых для изготовления основной декоративной части камина - портала и технологии их обработки.

На сегодняшний день такой материал как натуральный мрамор становится всё более широко применяемым архитекторами, дизайнерами, строителями. Постоянное развитие новых технологий позволяет расширять возможности по его использованию, обрабатывать камень, создавая сложные объёмные формы идеально скопированные с мастер-моделей,

резать мраморные плиты заданной толщины по любому изначально заданному узору, исключая даже минимальные отклонения, создавать объёмные, казалось бы, монолитные элементы, используя много слоев спрессованных воедино мрамора.

Мрамор, относящийся к категории поделочных камней (по классификации В. Я. Киевленко), благодаря его качествам используется значительно чаще и в больших объёмах чем другие горные породы.

Проведен анализ свойств различных пород мрамора, с целью оптимизации их использования при изготовлении каминов различного дизайна (Таблица 5.)

Таблица 5 — Свойства различных пород мрамора

Название мрамора «Коелга» «Crema Morfil» «Spider Green» «Imperador Dark»

Страна Россия Испания Индия Испания

Месторождение Россия, Челябинская область, село Коелга Spain, Pinoso, Alicante India Spain, Bunol, Valencia

Цвет Белый, серый бежевый зелёный коричневый

Форма рисунка мелкозернистый мелкозернистый пятнисто-полосчатый пятнисто-полосчатый

Средняя плотность, кг/м3 2720 2720 2450 2650

Водопоглощение, % 0,23 0,15 0,2-0,21 0,4

Пористость, % 0,45 0,15 0,46 1,2

Предел прочности при сжатии, МПа 79,3-83,7 125,3 197- 199 159,7

Предел прочности при изгибе, МПа 20 19,8 20,5 - 22 21

Твёрдость по шкале Мооса 3 4 4 4

Обработка «антик», декоративность малодекоративный малодекоративный Высокодекоративный Среднедеко-ративный

Внешний вид ШЯШ Ш1

При выборе материала изделия автором также рассмотрены варианты сочетания тёмной породы мрамора с белой («Dark Imperador», Испания и «Коелга», Россия соответственно) и белой породы с оранжевой («Коелга», Россия и «Crema Morfíl», Италия, соответственно, рисунок 2.)

Рисунок 2 - Варианты сочетаний пород мрамора в портале камина. В четвертой главе на основе проведенного стилевого анализа и пользуясь разработанной методикой спроектированы и разработаны модели коллекции декоративных элементов портала камина. Изначально заданные условия:

1. Камин должен выдерживать строгие каноны форм - 1а (таблица 4).

2. Материал - натуральный мрамор - За.

3. Вид топки - открытая - 4к.

4. «П» - образный портал - 5а.

5. Присутствует геометрический орнамент - 6Ь.

6. Скульптурные элементы - 6с.

Из разработанной классификации видно, что по всем

характеристикам данным заказчиком элементы камина относятся к

готическому стилю, кроме одной характеристики, относящейся к

классическому стилю.

т.™- Х2 + Х2 + Х2 + Х2 + Х1 + Х2 _ 5X2 + 1X1 _ 5 1 „, _

К^СД—-—- — —л ¿л—л 1 —

6 6 6 6

= — Готика + — классический = смешение стилей, что определяет 6 6

стиль как эклектику.

Стиль проектируемого камина будет «эклектика», так как некоторые из декоративных элементов камина относятся к двум различным архитектурным стилям.

В этой главе приведены эскизы коллекции, модель, разработанная с помощью графических программ Rhinoceros 3D, Adobe Photoshop, 3D Studio MAX и AutoCAD (рисунки 3-4), а также представлено выполненное изделие (рисунки 5).

Рисунок 3 - Разработка эскизов дизайн-проекта и 3^ модели коллекции декоративных элементов портала камина в эклектическом стиле.

Рисунок 4 - Дизайн-проект коллекции декоративных элементов портала камина в эклектическом стиле, выполненные автором.

Рисунок 4 - Готовое изделие коллекции декоративных элементов портала камина в эклектическом стиле, выполненные автором.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ

1. Прослежены эстетические и функциональные особенности декоративных элементов порталов каминов за период с античных времён до настоящего времени, на основании которых предложена классификация декоративных элементов порталов каминов с возможностью использования её при создании дизайн-проектов современных каминов.

2. На основании проведённого исторического анализа предложена методика работы с элементами декора каминов, которая позволяет варьировать дизайн изделия.

3. Проведённый анализ рынка современных порталов каминов позволил определить тенденции предпочтения исторических стилей в дизайне коллекций декоративных элементов порталов каминов.

4. Введен критерий, обеспечивающий формирование заданного стиля и дающий возможность определять стилистику уже созданных изделий.

5. С использованием предложенной методики разработан дизайн коллекции декоративных элементов портала камина и на основании данной коллекции выполнена серия реальных изделий.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

В изданиях рекомендованных ВАК:

1. Сукманов A.A. Дизайн порталов каминов из натурального камня [Текст] / M.JI. Соколова, A.A. Сукманов, А. А. Чичёв // Дизайн. Материалы. Технология. — Санкт-Петербург, 2012. —№1(2) — С. 51-53

2. Сукманов A.A. Основные методы получения, характеристика и способы обработки акрилового стекла [Текст] / M.JI. Соколова, A.A. Сукманов, А. А. Чичёв // Дизайн. Материалы. Технология. — Санкт-Петербург, 2012. —№1(25) — С. 41-45

3. Сукманов A.A. Анализ эстетических и технологических свойств древесины экзотических пород, применяемых в производстве светильников. [Текст] / М.Л. Соколова, A.A. Сукманов, А. А. Чичёв // Дизайн. Материалы. Технология. — Санкт-Петербург, 2012. — №3(23) — С.64-68

В научно-периодических изданиях, сборниках научных трудов н материалов конференций:

4. Сукманов A.A. Особенности развития дизайна на примере каминов [Текст] / A.A. Сукманов // Дизайн и технологии художественной обработки материалов: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Архангельск, 1620 мая 2011 г.) / Под. ред. Рыбицкого П. Н. — Северный (Арктический) федеральный университет, 2011. — 181 с. — С. 181-182.

5. Сукманов A.A. Особенности выбора мраморов для порталов каминов различного дизайна [Текст] / A.A. Сукманов // Современные техника и технологии. Сборник трудов XVIII Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии»: сб. докладов — Томск, 2012. — Т. 3. — С. 287-288

6. Сукманов А. А. Технологии изготовления порталов каминов из

натурального камня [Текст] / А. А. Сукманов // Ежегодная открытая

19

научно-техническая конференция «Общество, наука, инновации» (НТК— 2011)/ Киров: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. — С. 144-147

7. Сукманов A.A. Огненное сердце [Текст] / A.A. Сукманов // Альманах Экспедиция — Москва, 2013. — №1(4) — С. 86-87

8. Сукманов A.A. Сказка на Ярославке [Текст] / A.A. Сукманов // Альманах Экспедиция — Москва, 2013. — № 1 (4) — С. 36-37

Подписано в печать 18.03.2013 г.

Усл.пл. - 1.0 Заказ №13505 Тираж: 88 экз.

Копицентр «ЧЕРТЕЖ.ру» ИНН 7701723201 107023, Москва, ул.Б.Семеновская 11, стр.12 (495) 542-7389 www.chertez.ru

 

Текст диссертации на тему "Дизайн декоративных элементов порталов каминов"

На правах рукописи

04201356646

Сукманов Александр Александрович

ДИЗАЙН ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОРТАЛОВ КАМИНОВ

Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

(

Диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель:

зав. каф. МГУПИ, доктор технических

наук, профессор

Куманин Владимир Игоревич

Содержание

Введение 4 Глава 1 Обзор работ по решаемой проблеме и постановка задачи

1.1 История развития каминов в мире 6

1.2 Основные исторические этапы развития каминов и их главные 13 отличительные особенности

1.3 История камина в России 16

1.4 Анализ прототипов 21 Выводы 25

Глава 2 Камин как объект дизайна

2.1 Классификация каминов по основным историческим стилям 26

2.2 Анализ актуальности различных стилей на современном рынке 28

2.3 Порталы каминов. Классический стиль. 29

2.4 Порталы каминов. Готический стиль. 32

2.5 Порталы каминов. Рустикальный стиль. 35

2.6 Порталы каминов. Модерн. 38

2.7 Порталы каминов. Хай-тек. 41

2.8 Авторские камины. Эклектика. 44

2.9 Русский стиль. 48

2.10 Виды топок 51

2.11 Принцип работы любого камина с любым видом топки 52

2.12 Классификация элементов декора порталов камина 54

2.13 Критерий соответствия дизайна 59

2.14 Классификация каминов по виду топлива 60

2.15 Классификация каминов по способу излучения тепла 68

2.16 Классификация каминов по расположению 71 Выводы 73

Глава 3 Анализ материалов и технологии их обработки

3.1 Анализ материалов 74

3.2 Применение мрамора 79

3.3 Добыча мраморных пород 79

3.4 Месторождения мрамора на территории России 81

3.5 Исследование свойств различных пород мрамора 86

3.6 Технологии обработки мрамора 91 Выводы 103

Глава 4 Разработка дизайн-проекта коллекции декоративных элементов для порталов каминов в эклектическом стиле

4.1 Разработка эскиза 104

4.2 Разработка ЗЭ модели 105

4.3 Эргономический анализ 105

4.4 Выполнение чертежа модели 106

4.5 Визуализация ЗБ модели 107

4.6 Визуализация ЗЭ модели в интерьере 109

4.7 Представление коллекции декоративных элементов портала камина в эклектическом стиле, выполненной из натуральных материалов 111

Выводы 113

Список используемой литературы 114

Введение

Камин как сложный функционально-художественный объект известен с античного периода (I в. до н. э.). Однако, только в последние десятилетия, начиная с появления новых видов топлива, таких как бездымное жидкое биологическое топливо, а также учитывая создание электрических топок каминов с реальной «картинкой» горящего дерева интерес к каминам, как объектам дизайнерской деятельности возрос.

Разнообразие каминов в настоящее время требует их классификации с позиций дизайна, так как нет единых общепринятых стандартов, которые помогли бы дизайнерам и архитекторам упорядочить все характеристики декоративных элементов каминов. До настоящего времени такая классификация разработана не была. Только разработка такой классификация облегчит и ускорит процесс проектирования элементов каминов относящиеся определённого дизайна, в том числе и по заданным изначально характеристикам.

Исходя из всего вышесказанного, задача разработки дизайна декоративных элементов камина по предложенной классификации представляется актуальной.

Домашний очаг с самых первых дней существования человечества наделялся особыми, в какой-то мере даже священными качествами. Во времена неолита роль очага исполнял круг из камней, в середине которого постоянно поддерживался огонь. Его потеря в те времена приравнивалась к огромной трагедии и нередко приводила к тому, что люди снимались с насиженных мест, начинали поиски и не успокаивались до тех пор, пока не находили новый источник огня. Очаг согревал наших предков в самые суровые зимы, давал им возможность готовить пищу и поддерживал жизнь на протяжении долгой зимы.

Огонь использовали для обогрева помещений. Для этой цели

оборудовались открытые очаги, полностью удовлетворявшие

4

немногочисленным требованиям людей. Известно, что в Средневековой Европе такие очаги являлись неотъемлемой частью интерьера и использовались не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Интересен тот факт, что во многих случаях источник огня старались размещать в центре помещения. И если вначале это было продиктовано требованиями обрядовых церемоний, то в средние века хозяева дома больше задумывались не о религии, а о безопасности своего жилища.

С появлением каменных строений у людей появилась возможность сместить очаг из центра комнаты к какой-либо из стен, в которую, в свою очередь, встраивался дымоход.

Темой своей диссертационной работы я выбрал «дизайн декоративных элементов порталов каминов». Также как ювелирное изделие украшает тело человека, передаёт его стиль и вкус, а драгоценный камень поражает красотой в оправе благородного металла, так и мраморные порталы каминов - обрамляют бриллиант огня своим прекрасным каменным величием, придавая интерьеру определённый стиль и грацию, создавая красоту и изящество в доме.

Глава 1. Обзор работ по решаемой проблеме и постановка задачи

1.1 История развития каминов в мире.

История камина - история традиции. И этому роману не одна сотня лет. Комнатные печи с открытой топкой и прямым дымоходом, называвшиеся каминами (от латинского слова "сапипш" - "открытый очаг") украшали еще жилища римлян. Оттуда они перекочевали в рыцарские замки раннего средневековья, затем - в королевские дворцы, в роскошные городские особняки и загородные резиденции. Древнейшие очаги обыкновенно располагались в центре жилого помещения, а дым выходил наружу из отверстия в крыше. Потом представления о комфорте отодвинули очаг к стене, которую было необходимо оградить от живого огня. Получив свое постоянное место в интерьере, камин сразу стал претендовать на главную роль в единстве архитектурного ансамбля, обращая именно к себе пристальное и почтительное внимание. И, пожалуй, камин стал именно той деталью интерьера, в котором наиболее отчетливо проявились национальные черты и пристрастия.

Рим

Первые камины появились в римско-античный период. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах.

Один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения — Андрео Палладио в своем знаменитом трактате об архитектуре, опирающемся на традиции античности, описывал римские камины: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на

середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым». То есть, в Древнем Риме камин представлял собой самостоятельную конструкцию с балками, поддерживающими трубу, но не связанными со стенами дома.

Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной.

Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека), и роль хранительницы очага была необычайно важна и значима. Разрушение врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни.

Средневековье

В Средневековье камины становятся более декоративными, в феодальных замках для них создаются целые помещения — каминные залы (рисунок 1.1.), наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранятся военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и другие средневековые знаки важности.

; а

рв^ г Г

В Средние века камины отличались большими размерами, так что рыцари-паломники могли целиком изжарить в них быка. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.

Я

Рисунок 1.2 Встроенный камин средневековья.

Однако в большинстве средневековых домов камины были скромнее по размерам. Их обычно встраивали в стену (рисунок 1.2), а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Навес по возможности украшали: штукатурили, белили, расписывали.

Эпоха Возрождения

Во время Ренессанса камины стали предметом серьезного интереса художников-оформителей (рисунок 1.З.). Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента.

Рисунок 1.3. Камин эпохи возрождения.

Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

Каминные аксессуары также становятся объектами художественного интереса. С начала ХУ-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появляется отлитая из чугуна декоративная доска.

Рисунок 1.4. Камин «Людовике XIV» (фирма Камины Петербурга).

При Людовике XIV в Европе процветает стиль барокко (рисунок 1.4.). Поэтому вытяжная труба, которая раньше нависала над топкой шатром, теперь становится перпендикулярной каминной полке и оформляется множеством драгоценных безделушек. Низ и верх камина оформляются карнизом или цоколем, который соответствует пышному убранству всей комнаты.

Новое время

Когда пышные формы начинают утомлять глаз, в Европу приходит классицизм. Он возвращает строгие пропорции и подчеркнутую монументальность форм античных времен, четкость линий, которую так любили древние греки. Чувство меры преобладает во всем. На каминах теперь изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер. Портал обрамляется колоннами и несущими скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэтки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отражающие неброское богатство интерьеров.

В XIX веке для художественной отделки топки начинает применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решётчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям. Назначение этих предметов — обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием конструкций и отделки отличаются щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в обиход входят кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей начинают устанавливать каминные экраны или специальные сетки, через которые виден огонь.

Одним из представителей этого периода является камин в Особняке А.Ф. Кельха (рисунок 1.5.-1.6.), спроектированный архитекторами В.И. Шене и В.И. Чагиным в 1896-1897 годах. Этот камин выполнен в готическом стиле.

Рисунок 1.5. Камин в готическом стиле. Особняк А. Ф. Кельха.

Рисунок 1.6. Камин в Готическом стиле. Особняк А. Ф. Кельха.

Смешанные стили, которые пришли вслед за классицизмом, не внесли в историю каминов существенных изменений. Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик очага, произошла только в конце XIX — начале XX вв., когда наступило время модерна [6].

1.2 Основные исторические этапы развития каминов и их главные

отличительные особенности

Проведя исторический анализ развития каминов разработана таблице 1, где показаны основные исторические этапы развития каминов и их главные отличительные особенности.

Таблица 1. Основные исторические этапы развития каминов и их главные отличительные особенности.

Основные исторические этапы Главные отличительные особенности

1. Античный период, I в. до н. э. — V в. н.э. ч 1. Порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью; 2. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух.

2. Средневековье, конец V — XIV вв. 1. Камины становились более декоративными; 2. В феодальных замках для каминов создавались целые помещения — каминные залы; 3. Камины отличаются большими размерами.

3. Ренессанс, XIV — XVI вв. 1. Камины становятся предметом серьезного интереса художников-оформителей; 2. Порталы камина делались из гранита и мрамора,

украшались флорентийской мозаикой, их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента; 3. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены; 4. Появились резные украшения над каминными досками; 5. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью; 6. Каминные аксессуары становятся объектами художественного интереса; 7. С начала ХУ-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появляется отлитая из чугуна декоративная доска

4. Классицизм, XVII — XIX вв. 1. Возвращаются строгие пропорции и подчеркнутая монументальность форм античных времен, четкость линий, которую так любили древние греки; 2. На каминах изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер; 3. Портал обрамляется колоннами и несущими скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэтки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отражающие неброское богатство интерьеров; 4. В XIX веке для художественной отделки топки начинает применяться тогда же созданный

огнеупорный кирпич; 5. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей начинают устанавливать каминные экраны или специальные сетки, через которые виден огонь.

5. Период смешения стилей, XIX в. 1. Характерно сочетание различных стилей.

6. Модерн, XIX — начало XX вв. 1. При изготовлении используются различные современные материалы; 2. Разнообразие форм и цветовых решения; 3. Очень часто используются растительные орнаменты, изогнутые линии и абстракция.

7. Хай-тек, середина XX вв. — наст. вр. 1. При изготовлении используются современные высокие технологии; 2. При декорировании каминов применяются современные огнеупорные материалы, такие как оружейная сталь, нержавеющая сталь, стекло и т.д.; 3. Формы порталов каминов ограничены лишь воображением мастеров и фундаментальным законами физики; 4. Все подчинено функциональности, практичности и комфортабельности; 5. Своеобразными декоративными украшениями являются конструктивные узлы, крепежи, заклепки, стеклянные и металлические детали.

1.3 История камина в России

На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов были обычные печи. Вместе с тем, потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.

В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моде входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность. Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины. Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.

История камина на Руси не проста. Полноправно камины влились в интерьер только в эпоху Екатерины II. Это и камины из оружейной стали, и камины с облицовкой цветными поделочными камнями - яшмой, лазуритом и особенно малахитом, глубоких цветов с непостижимым природным рисунком.

Стоит вспомнить ремесленников Тулы. Предметы мебели,

создававшиеся тульскими оружейниками, были, как правило, заказными. В

1782 году на заводе под руководством оруж