автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера"
На правах рукописи
Войнич Елена Анатольевна
Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера
Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва 2006
Работа выполнена в Московском государственном университете приборостроения и информатики, в Магнитогорском государственном университете.
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Куманин Владимир Игоревич
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Трухов Анатолий Павлович
кандидат технических наук Трефилова Наталья Владимировна
Ведущая организация: Ижевский государственный технический университет
Защита состоится 27 апреля 2006 г. в 1200 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107846, г. Москва, ул. Стромынка, 20, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ.
Автореферат разослан 24 марта 2006 г.
Ученый секретарь // /
Диссертационного совета ^ /ь/Соколова МЛ.
¿ООСЬ
£405"
Актуальность работы. В современных условиях к ювелирным изделиям предъявляются высокие требования. Они должны обладать интересным дизайном, быть удобными в эксплуатации, долговечными.
На сегодняшний день рынок ювелирных и декоративных изделий достаточно разнообразен. Появление новых технологий дает нам возможность создавать новые пластические формы и композиционные решения. В ювелирной индустрии предпочтение, как правило, отдается драгоценным металлам. На этом фоне декоративный сплав - такой как нейзильбер, используется мало. В наши дни изготовление ювелирных и декоративных изделий из недрагоценных металлов становится весьма актуальным. Это связано со следующими факторами.
Основная масса современных работ исключительно творческие, концептуальные, не ограниченные жесткими рамками конкретной функциональности, они - своеобразные модули для дальнейшего трансформирования в тиражные ювелирные украшения. Они конкурируют с изделиями из драгоценных металлов, которые дороже по стоимости, но часто не превосходят их по дизайну, и как правило, уступают в оригинальности решения. Поэтому для выражения стилевых новаций, дизайнеры обратились к языку ювелирного искусства, используя характерные для России ювелирные техники, формы изделий и материалы, среди которых свое место занимает и нейзильбер. В этой области с этим сплавом работали следующие дизайнеры: ГЛенцов, В. Гончаров, И. Шедов, Л.Корнеев, А.Селиванов, Т. Балгро, Н. Ежкин, М. Тоне, Ю. Савельев и др.
Изучением технологии ювелирного производства, а также медно-никелевых сплавов занимались следующие специалисты: Э. Бреполь, В.И. Мар-ченков, С.А. Селиванкин, Н.И. Власов, JI.A. Гутов, К. Тойбл, A.B. Флеров, М. Хансен, К. Андерко. Вместе с тем недостаточная освещенность в научно -технической литературе вопроса использования особенностей нейзильбера, узость применения в ювелирной промышленности определило необходимость данного исследования.
Предложенный нами индивидуальный дизайнерский подход к каждому элемеигу изделия, из нейзильбера обеспечение полного использования всех технических возможностей декоративного сплава, позволят открыть новые перспективы для производства оригинальных художественных изделий, в широком ассортименте, доступного для массового потребителя.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и перспективность использования нейзильбера в дизайне ювелирных и декоративных изделий. Не достаточная освещенность в научно - технической литературе, узость использования в ювелирной промышленности определило необходимость данного исследования.
Цель работы. Целью данной работы является расширение области применения сплава нейзильбер в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведен анализ истории возникновения декоративного сплава нейзильбер.
2. Проанализированы составы сплава нейзильбер и комплекс физико-механических и органолептических свойств.
3. Выявлены преимущества и недостатки нейзильбера перед высокопробными серебряными сплавами.
4. Предложены режимы термической обработки, используемые для совершенствования дизайна ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера
5. Выявлены особенности связи - сплав нейзильбер, с одной стороны и минералы, эстетично подходящие для дизайна ювелирных и декоративных изделий, с другой.
Научная новизна.
1. Представлена история изменений состава, свойств нейзильбера и расширение области его использования применительно к ювелирным и декоративным изделиям.
2. Установлено, что нейзильбер МНЦ 15-20 (Си - основа, № - 14,2%, Хт\ -20,8%) используемый в дизайне ювелирных и декоративных изделий превосходит наиболее распространенный серебряный сплав 925° (Ag - 92,5%, Си - 7,4 %) применяемый в ювелирном производстве, по прочности (при сопоставимой пластичности), износостойкости и стоимости.
3. Наличие № в составе нейзильбера обуславливает резкое снижение его пластичности при холодной деформации (получение ленты, проволоки, листа). Установлены режимы термической обработки нейзильбера путем проведения отжига для снятия внутренних напряжений второго рода при 270"С и полного отжига при степени деформации (> 10%) с целью восстановления пластичности сплава.
4. Разработан комплексный дизайнерский подход к созданию ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера, учитывающий размеры и соотношения фактур элементов изделия.
5. Найдены оптимальные цветовые сочетания, включающие в себя сплав нейзильбер и полудрагоценные минералы, используемые в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Практическая значимость.
1. Расширены возможности использования сплава нейзильбер для совершенствования дизайна ювелирных и декоративных изделий.
2. Разработаны новые виды дизайна элементов художественных изделий из нейзильбера, которые заключаются в соотношении и величине углов соединения элементов изделия, обеспечивающих максимальную декоративность и конструкционную прочность.
3. Предложены новые сочетания деформирования гладкой и скрученной проволок из нейзильбера для изготовления художественных изделий.
4. Разработаны режимы термической обработки, обеспечивающие восстановление пластичности нейзильбера, технологичности и долговечности изделий из этого сплава.
5. Определены ювелирно-поделочные минералы I, II порядка (по Е.Я. Киев-ленко), которые обеспечивают эстетику декоративных изделий из нейзильбера.
Апробация работы.
Основные результаты работы докладывались на: Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею технологического факультета (24 - 25 ноября 2004 года), Магнитогорск, МаГУ; на расширенном заседании кафедры «Художественного проектирования» МаГУ (сентябрь 2005 года); на расширенном заседании кафедры «Компьютерный дизайн» МГАПИ (октябрь 2005 года), VIII Всероссийская конференция по технологии художественной обработки материалов 2005 г.
Публикации.
Основное содержание работы опубликовано в 7 печатных работах.
Объем работы.
Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, изложенных на 95 страницах машинописного текста, содержит 18 рисунков, 12 таблиц, приложение, словарь специальных терминов, список литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении отражена актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе проведен исторический анализ развития ювелирного искусства различных эпох. Ювелирное искусство возникло, когда ювелирное украшение носило еще дуалистический характер, выполняло двуединую функцию - украшения и символа, являясь отличительным знаком родовой, племенной или социальной принадлежности своего владельца.
Художественная культура Византии, воспринявшая наследие античности и Древнего Востока, выработала свой собственный стиль в ювелирном искусстве, отвечающий потребностям феодального общества, и в течение длительного времени была более высокой, чем культура стран Западной Европы. Развитие древнерусского ювелирного искусства происходило не только под воздействием культуры Византии, но и в тесном соприкосновении с культурой Запада.
Описывая металлы, применявшиеся в древнем ювелирном искусстве, мы показали, что история работы с нейзильбером насчитывает более тысячи лет. Уже в VIII веке до н. э. в Китае появились монеты, ювелирные украшения из специального сплава меди и никеля, который назвали «пакфонг». Однако в европейском ювелирном искусстве начали работу с нейзильбером только в XVIII веке. «Китайское серебро» так окрестили новый металл в Европе. Знаменитые алхимики Европы - Альберт Великий, Парацельс и Роджер Бэкон пытались разгадать тайну «китайского серебра», но лишь в конце XVIII века саксонские инженеры смогли получить образцы «пакфонга». Полученный сплав они назвали нейзильбер - «новое серебро».
Появление нейзильбера на территории нашей страны связывают с немецким торговым домом «Богау и К», который к 1902 году завладел основным пакетом акций Кольчугинского производства. Само название нейзильбер закрепилось в России не сразу, к изделиям относились как к заграничной подделке.
В советское время уникальное производство было прекращено. Солдатские котелки, примусы пришли на смену серебряным чайникам, кофейникам и другим предметам сервировки. Только в пятидесятые годы вспомнили о производстве предметов из «нового серебра».
В настоящее время особой популярностью вновь пользуются изделия из нейзильбера, их нередко покрывают тонким слоем золота и серебра. А стоимость этих изделий в несколько раз дешевле аналогичной зарубежной продукции.
Исторический анализ происхождения нейзильбера показал динамику изменения названия состава, его свойств и способов обработки (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика сплава нейзильбер с VIII - XX век.__
№ Дата Название Состав Механические свойства Технологические свойства
1 VIII в. н. э. пакфонг Си - № высокие литейные
2 XVIII в. н. э. нейзильбер Си - № - Ъа. высокие литейные
3 XX в. нейзильбер Си - основной № - 5-35% гп-13-29% РЬ- 1,8-5% 0»-350МПа 5- 35% Ьш- 1050°С высокие литейные, поддается механической и ручной обработке
Во второй главе рассмотрены структуры медно-никелевых сплавов, так как нейзильбер относится к таковым (рис. 1). Проведен анализ составов ней-зильберов, производимых в России, США, Германии и Японии. Нейзильбер отличается красивым серебристым цветом, не окисляются на воздухе, устойчив в растворах солей и органических кислот, т.е. является химически стойким материалом. Наиболее распространенным представителем нейзильберов является сплав МНЦ 15-20 (Си, N4 15%, Ъл 20%). Этот сплав широко используется в приборостроении, для изготовления технической посуды и медицинских инструментов.
В нашем исследовании в экспериментальной части для изготовления ювелирных и декоративных изделий и образцов мы использовали нейзильбер МНЦ 15-20 (Си, № 14,2%, Ъл 20,8%) и серебряный сплав 925° ^ 92,5% , Си 7,4%)
Проведен анализ физических, механических, технологических и органо-лептических свойств нейзильберов. При изготовлении изделий из нейзильбера и образцов из серебра 925° были выявлены следующие особенности (табл. 2).
N1
Рис. 1. Диаграмма состояния системы Си-№
1- область нейзильбера (по N0
2- исследуемый сплав (по №) МНЦ (Си, № 14,2%, 2л 20,8%)
Таблица 2
Составы и свойства исследуемых сплавов в отожженном состоянии
Сплав Состав S,% Ов, МПа HB
Си Ni Zn Ag 1050 35 350 70
МНЦ 65% 14,2% 20,8% -
Серебро 925° 7,4% - - 92,5% 960,5 41 260 57
Эти сплавы можно использовать как в литом, так и деформированном состоянии. Свойства нейзильбера в деформированном состоянии меняются. Если сплав использовать в отожженном состоянии (деформация + рекристаллизаци-онный отжиг), то временное сопротивление разрыву Ö„ составляет 350 МПа, а относительное удлинение (<5) - 35%. Если тот же сплав используется после холодной пластической деформации (наклеп), то временное сопротивление разрыву Ö„ - 550 МПа, относительное удлинение (<S) - 1%. Это означает, что при многократной деформации нейзильбера требуется промежуточная термообработка, её исследовали в третьей главе. Так как в нашем исследовании мы рассматриваем преимущества и недостатки нейзильбера перед серебряным сплавом 925°. Нами проведен анализ составов и свойств нейзильбера и серебряного сплава 925° (табл. 2). Из чего очевидно, что нейзильбер превосходит серебряный сплав по прочности в 1,3 раза по износостойкости на 20%.
В третьей главе рассмотрены особенности термической обработки сплава нейзильбер.
Два основных компонента нейзильбера - это медь и никель. Присутствие Ni в этом сплаве обуславливает следующую особенность - при любой, даже незначительной деформации образуется наклеп, который значительно снижает технологичность сплава и вносит серьезные сложности в процесс изготовления
ювелирных и декоративных изделий. Изменяются свойства сплава, снижаемся его пластичность (<?), а твердость (НВ) и прочность (Ов) увеличивается, что нежелательно.
Наши исследования показали, что при изготовлении ювелирных и декоративных изделий отдельные элементы (а именно контуры лепестков броши, касты для камня) и изделие в целом подвергаются деформации. Для снятия внутренней энергии сплава производится нагрев или отжиг изделия в целом, элементов, заготовок. Важным фактором будет являться степень деформации.
В результате проведённой работы установлена зависимость количества отжигов и времени нагрева от сечения заготовок (например, для изделия броши) и степени деформации элементов (рис. 2). Для снятия наклепа нагрев производится в интервале 720° ± 10°С (полный отжиг). Режимы отжига для снятия внутренних напряжений 1=270°С зависит от степени деформации. Рассматривая механизм деформации элементов изделия и последующий их отжиг, нами определены циклы деформации для декоративной части изделия (броши) и рабочий части (застежки) (рис. 3,4).
1=720+10° С
(с п.д)
Степень деформации, %
Врем* нагрева, мин.
Рис. 2. Зависимость количества отжигов от степени деформации заготовки изделия.
Рис. 3 Схема циклов деформации и термической обработки для декоративной части броши.
-деформация элементов более 10%
ее
720°
У
02<01
2
3
Рис. 4 Схема циклов деформации и термической обработки для рабочей части броши (застежка). 01 - деформация элементов более 10%, \У1 - деформация элементов 8-10%
Из представленных рисунков видно, что термическая обработка декоративной части броши заканчивается полным отжигом, рабочая часть броши (застежка) подвергается специальной деформации 8-10%, что обеспечивает дополнительную прочность и твердость.
Разработанные режимы термической обработки нейзильбера производятся на первой стадии - как полный отжиг 1=720±10° С и второй стадии - восстановительный отжиг 1=270° С. Показано, что число отжигов зависит от пластической деформации, как на первой, так и на второй стадии.
Соблюдение режимов термической обработки сплава нейзильбер и использование их в дизайне ювелирных и декоративных изделий обеспечивают максимальную технологичность исполнения изделий.
В четвертой главе предлагается комплексный подход, который рекомендуется использовать при разработке дизайна ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
Цель любой дизайнерской работы - это получение оригинального объекта, обладающего новыми свойствами и качеством, а также творческое самовыражение автора, создающего ювелирное изделие. При этом он волен обращаться к любому материалу, использовать любые приемы его обработки, искать любые конструкторские решения для раскрытия и реализации своего творческого замысла.
Широчайший спектр технологий и материалов, большой диапазон творческого поиска и эксперимента определяют своеобразие современного ювелирного дизайна.
В современных условиях к дизайну ювелирных и декоративных изделий предъявляется ряд требований, представленных на рисунке 5.
В требованиях дизайна к промышленным изделиям, помимо технико-экономических показателей, достаточно четко сформулированных в действующих стандартах, устанавливаются возможные аспекты взаимосвязи красоты и стандарта с человеком, отвечающие его индивидуальным и общественно-социальным потребностям.
Рассматривая дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера, нами выделяются следующие требования:
- художественная эстетичность,
- технологичность,
- функциональность.
Рис. 5. Требования к дизайну ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
Художественную эстетичность ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера обеспечивает композиционное построение изделия, начиная с разработки основной формы, до дополняющих ее деталей. Нами были определены сочетание элементов под различными углами осей элементов, выявлена зависимость углов между элементами от ее ширины. Определено цветовое соотношение материалов. В нашем случае это система «нейзильбер - нефрит», его зеленая разновидность. Дополнительная декоративность достигнута за счет сочетания в элементах изделия различных фактур гладкой и скрученной проволок.
Технологичность изделий из нейзильбера зависит от состава сплава, физико-механических свойств и способов обработки. При изготовлении броши нами использовались проволоки из нейзильбера выполненные различными технологиями гладкая и скрученная проволоки.
При практическом выполнении изделия нами учитывалась способность нейзильбера к образованию наклепа, даже при незначительной деформации. Для ликвидации этого явления разработаны режимы термической обработки сплава. Вместе с этим в изделии мы использовали сплав как в отожженном состоянии (декоративная часть), так и в состоянии наклепа (застежка броши).
Функциональность ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера непосредственно связана с человеком. Это определяется назначением изделия -
создание оптимальных условий при эксплуатации изделий. Следовательно, необходимо учитывать эргонометрические свойства - формирование правильной сомасштабности изделия по отношению к человеку, которое является одной из важных категорий красоты.
Предложенная нами декоративная брошь определяется как вещь многофункциональная, она может использоваться как самостоятельное украшение коспома, как декоративная застежка пальто, кардигана, палантина, а также служить декоративным аксессуаром к сумке, перчаткам, головному убору. При этом с учетом того, что нейзильбер является материалом дешевым, устойчивым к воздействиям окружающей среды, изделия из нейзильбера длительное время сохраняют первозданный вид, что и определяет его износостойкость.
Соблюдение всех вышеизложенных требований обеспечивают гармоничное восприятие, максимальную эстетическую выразительность изделий из нейзильбера.
В работе рассматривается дизайн декоративных изделий из нейзильбера, т. е. из недрагоценного сплава. Нами разделены все ювелирные и декоративные изделия из подобных сплавов на два класса.
Класс «А» - это все ювелирные и декоративные изделия, изготовленные из единого материала.
Класс «В» - это все ювелирные и декоративные изделия, изготовленные из различных сплавов. Изделия класса «В» значительно уступают изделиям класса «А», сочетание различных материалов в одном изделии снижает его стоимость, эксплутационную стойкость, эстетичный вид (трудно сохранить единый цвет изделия). Мы считаем, что комплексный дизайнерский подход к каждому элементу ювелирного и декоративного изделия из нейзильбера позволит ему занять свою нишу среди ювелирных материалов и открыть новые перспективы.
В данной работе в качестве примера нами рассмотрено оригинальное авторское женское украшение из нейзильбера (рис.6 а, б).
Рис. 6. Брошь «Подорожник» а) Брошь «Подорожник», б) Элемент броши
В ходе разработки дизайна, технологии изготовления женской броши, нами выделены следующие пункты.
и
1. При изготовлении декоративного элемента изделия, в нашем случае женской броши, используются заготовки проволок различных диаметров и фактур. Это А - гладкая проволока и 0,8 мм; Б - скрученная проволока в два раза с исходным 0 0,4 мм. Подготовка скрученной проволоки имеет свои особенности. Чем плотнее витки проволоки, тем максимальнее рельеф проволоки, который дает декоративную фактуру. Чередование этих проволок в элементах изделия, дают различные декоративные варианты, которые представлены в табл. 3. Таким образом, при создании дизайнерского проекта броши был достигнут новый декоративный эффект.
После проведенных экспертных исследований и сравнений декоративности различных сочетаний наиболее удачное, на наш взгляд, вариант № 1 (АБАБАБ), его мы и рекомендуем использовать в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Таблица 3
Вид сверху Вид сбоку
2. Рассматривая сочетания гладкой (А) и скрученной (Б) проволок выявлено оптимальное соотношение 50%, при котором достигается максимальный блеск и максимальная яркость (рис. 7).
о
---
/ ч
\
/ \ \
/ \
/ \
/ \
V- --- \ ---
N
/ \
/ \
у \ ч
А
ОБ 10А
10« 20% 15 ЙА 2Б 8А
30% 40% 504 ЗБ 7А 4Б 6А 66 5А
80% 70% 80% 90% Б /1/ 6Б 4А 76 ЗА 86 2А 86 1А 0А106 /2/
Рис. 7. Зависимость яркости элемента изделия от соотношения гладких и скрученных проволок.
/о,р - интенсивность отражающего света, /пш - интенсивность падающего света №гл
шкала 1 --х 100%, шкала 2 - кол-во гладких (А) и скрученных (Б) проволок.
№общ
3. Для обеспечения эстетичности изделия (броши) следует использовать углы соединения листов в композицию. С одной стороны, изделие должно обладать эффектом объемности, с другой стороны угол (со) расположения листа к вертикалям оси должен быть не менее 30° (табл. 4). Рассматривая углы соединения деталей изделия, нами выявлено следующая закономерность, чем шире элемент изделия, тем больше величина угла между ними (табл. 5).
Таблица 4
Сочетание элементов изделия под различными углами осей элемента
Сочетание элементов изделия Углы Примечание
/ Наиболее эстетичное сочетание элементов. Соответствует композиционному замыслу. Технологически удачное сочетание
Таблица 5
Зависимость величины углов мезвду элементами изделия от ширины
элемента а
Г А Л
А аз<ш<а1
Р у<р<Х,
\|
4. Рассмотрим камень. В качестве декоративной вставки был использован нефрит (Са2Ре5[810п]2(ОН)2, зеленая разновидность минерала. Окраска связана с присутствием Ре2+, влиянием примесей хрома, никеля, ванадия. По показателю относительной контрастности минералы сочетаемые с нейзильбером определяется как хорошо заметные (50 - 60%). Это дает благоприятное зрительное восприятие металла и камня, определено группой экспертов Магнитогорского союза художников (табл. 6).
Таблица 6
Относительная контрастность сочетания нейзильбер - минерал
Сплав Минералы Знак кон- Относительная
траста контрастность, %
мнц янтарь (N10 Н16 04), +
(Си,№ 14,6%, горный хрусталь (8Ю2), -
25а 20,4%) халцедон (8102), + 20-30
бирюза (СиА16[Р04] 4 +
(0Н)8х4Н20
нефрит (Са2(М&Ре)5* +
№4О11]2(0Н)2,
малахит (Си2[ШЗ](ОН)2), +
агат (8Ю2), 30-70
амазонтЩАШЗОв]), +
родонит (Мп, Са)5[8^15]) +
сердолик (8102), +
лазурит ЫаЗСа [АВЮ4]38, +
чароит К2КаСа5№4010]Р* +
ЗН20, 70-80
тигровый глаз (8Ю2), +
гематит-кровавик (Ре203), +
обсидиан ^02) +
Основным декоративным материалом является нейзильбер, а камень, в нашем случае нефрит, служит украшением сплава. Это дает дополнительную декоративность.
Важной деталью представленного изделия является застежка броши. В броши нейзильбер находится в разных состояниях. В декоративной части изделия нейзильбер используется в отожженном состоянии. А вот игла застежки специально нагартовывается. Это обеспечивает дополнительную жесткость сплава. За счет этого игла не деформируется при эксплуатации, хорошо прокалывает детали одежды, тем самым полноценно выполняет свою функцию.
В пятой главе рассмотрены преимущества нейзильбера, как материала используемого в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Так как нейзильбер в переводе с немецкого означает «новое серебро», нами рассматриваются его преимущества перед серебряными сплавами (925°). Серебряные сплавы этих проб чаще всего используются в ювелирном производстве.
По визуальным признакам нейзильбер похож на серебряные сплавы, но существует ряд отличий.
1. Сравнивая механические свойства серебряных сплавов нейзильбера, мы имеем следующие результаты (табл. 7).
Из данных, приведенных в таблице 7 видно, что в отожженном состоянии показатели нейзильбера и сплавов серебра близки, а в деформированном состоянии нейзильбер резко теряет свою пластичность, но это можно исправить полным отжигом.
2. Проведя анализ влияния окружающей среды на сплавы серебра (900° -925°) и нейзильбер видно, что серебряные сплавы на воздухе окисляются и тускнеют. Они также реагируют с кожей человека. Это проявляется в появлении темного налета на изделии. Серебро либо требует дополнительной чистки, либо используется специальное покрытие, например, родий. У нейзильбера этого не наблюдается.
Таблица 7
Механические свойства серебряных сплавов (925е) _и нейзильбера, стоимость сплавов._
Показатели Составы
МНЦ СрМ(92?)
деформированный отожженный деформированный отожженный
8,% 1 35 4 35-43
О. 550 350 450-500 310-240
Цена в руб. за 1 гр. 0,35-0,4 6,4-7,1
3. По последним экономическим данным известно, что цена на серебро на рынке драгоценных металлов колеблется от 6,4 - 7,1 рублей за 1 грамм, а рыночная стоимость нейзильбера от 0,35 - 0,4 рублей за 1 грамм. Из данных приведенных в таблице видно, что нейзильбер дешевле в 18 раз. То есть экономически нейзильбер является высокорентабельным.
Все вышеизложенное подтверждает преимущества нейзильбера, и перспективность использования этого материала в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Выводы:
1. Проведен исторический анализ происхождения сплава нейзильбер и показана динамика изменения состава и свойств сплава.
2. Установлено, что применительно к ювелирным изделиям нейзильбер МНЦ 15-20 (Си - основа, № - 14,2%, Ъп - 20,8%) превосходит серебряный сплав 925° (Ag - 92,5%, Си - 7,4%) используемый для тех же целей, по прочности в 1,3 раза, по износостойкости на 20%, по стоимости в 18 раз (при сопоставимой пластичности).
3. Разработаны режимы термической обработки, которая производится на первой стадии - как полный отжиг 1=720±10°С и на второй стадии восстанови-
тельный отжиг - t=270°C. Показано, что число отжига зависит от пластической деформации, как на первой, так и на второй стадиях.
4. Разработан комплексный дизайнерский подход к созданию ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера, заключающийся в следующем:
а) украшения выполняются из единого материала (нейзильбера), что повышает класс изделий, их надежность и эксплутационную устойчивость;
б) применяются два типа проволок, изготовленные по различным технологиям (гладкая, скрученная);
в) выявлено соотношение (50%) гладкой и скрученной проволок, обладающее максимальной декоративностью;
г) чередование гладкой и скрученной проволок по схеме (АБАБ) дает максимальный декоративный эффект,
д) установлена связь между шириной декоративного элемента («а») и углами между этими элементами, чем больше параметр «а», тем больше величина угла;
е) определены цветовые соотношения группы ювелирно-поделочных минералов I, II порядка эстетично соответствующих нейзильберу.
5. Полученные результаты позволили изготовить художественное изделие из нейзильбера с нефритом (брошь) с учетом рекомендованной термической обработки и пластических деформаций.
Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Войнич Е.А. Творческая деятельность как основа технологической подготовки специалиста: Сб. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - с 49-54.
2. Войнич Е.А. Концептуальные подходы в подготовке студентов технологиче-
ского факультета к творческой деятельности /Основные проблемы технологического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летнему юбилею технологического факультета (24-25 ноября 2004 года) - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - с 101-102.
3. Войнич Е.А. Основы конструирования в декоративно-прикладном искусстве
при подготовке будущих учителей технологий: Сб. тезисов и статей / Магнитогорск: МаГУ, 2004,- с. 72.
4. Войнич Е.А. История происхождения нейзильбера: Сб.-М: МГУПИ, выпуск
14,2006-C.112-113
5. Войнич Е.А.Минералы, используемые в дизайне ювелирных изделий из
мельхиора и нейзильбера: Сб.-М: МГУПИ, выпуск 13,2006-С.67-68
6. Войнич Е.А. Влияние термической обработки сплавов на разработку дизайна
ювелирных изделий: Сб.-М: МГУПИ, выпуск 13, 2006-C.57-59
7. Войнич Е.А. Преимущества нейзильбера как материала для изготовления
ювелирных изделий: Сб.-М: МГУПИ, выпуск 14,2006-С.125-126
ЛР № 020418 от 08 октября 1997 г.
Подписано к печати 20.03.2006 г. Формат 60x84.1/16. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 49.
Московский государственный университет приборостроения и информатики
107996, Москва, ул. Стромынка, 20
64 05"
64 0 3
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Войнич, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Исторический аспект проблемы
1.1. История развития ювелирного искусства
1.2. История происхождения нейзильбера
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. Материалы и методы их исследования
2.1. Общая характеристика сплава нейзильбер
2.2. Методы обработки нейзильбера 28 ■ 2.3. Методы исследования
ВЫВОДЫ
ГЛАВА III. Термическая обработка сплавов ювелирной техники
3.1." В иды термической обработки
3.2. Термическая обработка нейзильбера
ВЫВОДЫ
ГЛАВА IV. Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера
4.1. Требования современного дизайна к ювелирным и 59 ■ декоративным изделиям
ВЫВОДЫ
ГЛАВА V. Преимущества нейзильбера как материала для изготовления ювелирных изделий
5.1. Сравнительный анализ сплава нейзильбера с серебряными 77 сплавами 900-925° пробы ВЫВОДЫ
Введение диссертации0 год, автореферат по искусствоведению, Войнич, Елена Анатольевна
Тема исследования. Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
Актуальность работы. В современных условиях к ювелирным изделиям предъявляются высокие требования. Они должны обладать интересным дизайном, быть удобными в эксплуатации, долговечными.
На сегодняшний день рынок ювелирных и декоративных изделий достаточно разнообразен. Появление новых технологий дает нам возможность создавать новые пластические формы и композиционные решения. В ювелирной индустрии предпочтение, как правило, отдается драгоценным металлам. На этом фоне декоративный сплав - такой как нейзильбер, используется мало. В наши дни изготовление ювелирных и декоративных изделий из недрагоценных металлов становится весьма актуальным.
Основная масса современных работ исключительно творческие, концептуальные, не ограниченные жесткими рамками конкретной функциональности, они - своеобразные модули для дальнейшего трансформирования в тиражные ювелирные украшения. Они конкурируют с изделиями из драгоценных металлов, которые дороже по стоимости, но часто не превосходят их по дизайну, и как правило, уступают в оригинальности решения. Поэтому для выражения стилевых новаций, дизайнеры обратились к языку ювелирного искусства, используя характерные для России ювелирные техники, формы изделий и материалы, среди которых свое место занимает и нейзильбер. В этой области с этим сплавом работали следующие дизайнеры: Г. Ленцов, В. Гончаров, И. Шедов, Я. Корнеев, А. Селиванов, Т. Балтро, Н. Ежкин, М. Тоне, 10. Савельев и др.'
Изучением технологии ювелирного производства, а также медно-никелевых сплавов занимались следующие инженеры: Э. Бреполь, В. И. Мар-ченков, С. А. Селиванкин, Н. И. Власов, JT. А. Гутов, К. Тойбл, А. В. Флеров, М. Хансен, К. Андерко.
Предложенный нами индивидуальный дизайнерский подход к каждому элементу. изделия, из нейзильбера обеспечение полного использования всех технических возможностей декоративного сплава, позволят открыть новые перспективы для производства оригинальных художественных изделий, в широком ассортименте,'доступного для массового потребителя. Все вышеизложенное подтверждает актуальность и перспективность использования нейзильбера в дизайне ювелирных и декоративных изделий. Не достаточная освещенность в научно - технической литературе, узость использования в'ювелирной промышленности определило необходимость данного исследования.
Цель работы. Целью данной работы является расширение области применения сплава нейзильбер в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведен анализ истории возникновения декоративного сплава нейзильбер.
• 2. Изучены составы сплава нейзильбер и комплекс физико-механических и органолептических свойств.
3. Выявлены преимущества и недостатки нейзильбера перед высокопробными серебряными сплавами.
4. Изучены режимы термической обработки используемые для совершенствования дизайна ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера
5. Выявлены особенности связи - сплав нейзильбер, с одной стороны и минералы, эстетично подходящие для дизайна ювелирных и декоративных изделий, с другой.
Научная новизна.
1. Представлена динамика изменений состава, свойств нейзильбера и расширение области его использования применительно к ювелирным и декоративным изделиям.
2. Установлено, что нейзильбер МНЦ 15-20 (Си - основа, Ni - 14,2%, Zn - 20,8%) используемый в дизайне ювелирных и декоративных изделий превосходит серебряный сплав 925° (Ag - 92,5%, Си - 7,4 %) применяемый в ювелирном производстве, по прочности (при сопоставимой пластичности), стоимости, износостойкости.
3. Показано, что наличие Ni в составе нейзильбера обуславливает резкое снижение его пластичности при холодной деформации (получение ленты, проволоки, листа). Установлены режимы термической обработки нейзильбера о путем проведения отжига для снятия внутренних напряжений второго рода при 270°С и рекристализационного отжига при большей степени деформации (> 10%). 4. Разработан комплексный, дизайнерский подход к созданию ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
5. Найдены оптимальные цветовые сочетания, включающие. в себя сплав нейзильбер и полудрагоценные минералы, используемые в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
Практическая значимость.
1. Расширены возможности использования сплава нейзильбер для совершенствования дизайна ювелирных и декоративных изделий.
2.' Разработаны новые виды дизайна элементов художественных изделий из нейзильбера, которые заключаются в соотношении и величине углов соединения элементов изделия, обеспечивающих максимальную декоративность.
• 3. Предложены новые сочетания деформирования гладкой и скрученной проволок из нейзильбера для изготовления художественных изделий.
4. Разработаны режимы термической обработки, обеспечивающие восстановление пластичности нейзильбера, технологичности и долговечности эксплуатации изделий из этого сплава.
5. Определены полудрагоценные минералы, которые обеспечивают эстетику ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера"
Общие выводы но работе:
1. Исторический анализ происхождения нейзильбера показал, что он издавна конкурировал с серебром и пользовался успехом в применении, из этого следует, что существует перспективность использования нейзильбера в современном дизайне ювелирных и декоративных изделий.
2. Изучив физико-механические, химические и технологические свойства нейзильбера, установлено, что он превосходит серебряный сплав 925° по прочности, твердости, износостойкости, стоимости.
3. Выявлена зависимость количества отжига нейзильбера от степени пластической деформации и определены режимы термической обработки.
4. Разработан комплексный дизайнерский подход к созданию ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера.
5. Представлено декоративное ювелирное изделие (брошь с нефритом), выполненное с соблюдением всех вышеизложенных рекомендаций.
Автор надеется, что представленная работа позволит открыть новые перспективы использования нейзильбера в дизайне ювелирных и декоративных изделий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения представленной работы преследовалась цель - расширение области применения сплава нейзильбер в дизайне ювелирных и декоративных изделий. При выполнении поставленной цели автором были достигнуты следующие результаты:
- история работы с нейзильбером насчитывает более тысячи лет;
- для изготовления ювелирных и декоративных изделий нами использовался нейзильбер состава (Си, Ni - 14,2%, Zn - 20,8%), в процессе изучения его свойств установлено, что он превосходит серебряный сплав 925° по прочности, износостойкости, стоимости;
- наличие Ni в составе нейзильбера обуславливает резкое снижение пластичности при холодной деформации, для ликвидации этого недостатка разработаны режимы термической обработки сплава;
- при разработке дизайна ювелирных и декоративных изделий из нейзильбера необходимо выполнять ряд требований отражающих свойства, характеристики и особенности сплава;
- продемонстрированы возможности представленного сплава с его достоинствами и недостатками и перспективность его использования в ювелирной индустрии.
Список научной литературыВойнич, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Беккер М. Мир металла. М., 1980. - 150 с.
2. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела: Пер. с нем. /Под ред. Л.А. Гутова и Г.Т. Оболдуева. 4-е изд. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1982.-384 е., ил.
3. Бурцев А.К., Гуськова Т.В. Драгоценные камни. М.: Примат, 1992.
4. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1970. - 287 с.
5. Воронов Н.В. Российский дизайн. М.: Союз дизайнеров России, Т. 2. - 383 с.
6. Воронов Н.В., Шестопали Я.Е. Эстетика техники. Очерки истории и теории.- М.: Сов. Россия, 1972. 176 с.
7. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна.- М. Дизайн, 2002. 24 с.
8. Гнедич П.П. История искусств. М.: ЭКСМО, 2002. - 844 с.
9. Головин В.А., Ульянова Э.Х. Свойства благородных металлов и сплавов. -М.: Металлургия, 1964. 188 с.
10. Гутов Л.А., Никитин М.К. Справочник по художественной обработке металлов. СПб.: Политехника, 1995. - 436 с.
11. ГДронова Н.Д. Оценка стоимости ювелирных изделий и драгоценных камней: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001. - 296 с. - (Сер. «Оценочная деятельность»). 12.Зарубежная и русская игрушка XVIII-XX вв. - альбом, "Художественно- педагогический музей игрушки".
12. Искусство скани. М.: Изобразительное искусство, 1987.
13. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.-272 е., ил.
14. Карл Фаберже: Каталог русского ювелирного искусства / Я.М. Ашкиназий, В.П. Баженов, В.В. Рудский, М. Л. Хуторянский. Харьков: СП "Интербук", 1990.-63 (1) е., ил.
15. Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия. М.: Металлургия, 1982.-632 с.
16. Криштал М.А., Головин С.А. Внутреннее трение и структура металлов. М.: Металлургия, 1976.-375 с.
17. Ковалева JI.A., Крайнов С.Н., Куманин В.И. Материалы ювелирной техники-Москва, 2000. -128 е., 19 цв. ил.
18. Лашко С.В., Лашко Н.Ф. Пайка металлов. М.: Машиностроение, 1989.
19. Марченков В.И. Ювелирное дело: Практическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1992. - 256 е., ил.
20. Мастера XXI века-М.: Бук Хаус, 2004. 192 е., ил. - (Золотой блеск эпохи).
21. Материаловедение. Под ред. Арзамасова Б.Н. М.: Машиностроение, 1986. -383 с.
22. Методика художественного конструирования /Под ред. Ю.Б.Соловьева. -М.: ВНИИТЭ, 1978.
23. Металловедение и термическая обработка. Справочник. М.: Металлургиз-дат, 1961, Т. 1.-747 с.
24. Наумов В.П., Куликов А.Г. Основы проектной деятельности. Учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ. 2001. - 150с.
25. Ненар.окомова И.С., Сизов Е.С. Художественные сокровища государственных музеев Московского Кремля. М., 1975.
26. Никитин В.М. Технология металлов и конструкционных материалов. М.: Высшая школа, 1986. - 360 с.
27. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. -Л.: Политехника, 1991. 208 е., ил.
28. Простаков С.В. Ювелирное дело. Серия «Учебный курс». Ростов-на-Дону «Феникс», 2000.-352 с.
29. Рамазанова Р.У. 10 уроков филиграни. -М.: Профиздат, 1998. 152 с.
30. Рид. П.Дж. Геммологический словарь: Л.: Недра, 1986. - 287 с.
31. Севрюков Н.Н. Металлургия цветных металлов: Учеб. для техникумов. М.: Металлургия, 1969, 408 с.
32. Сибай Уфа: /Под ред. Зимина/ Слово, 1995. - 96 е., ил.
33. Скороходов Е.А. Общетехнический справочник. М.: Машиностроение, 1982.
34. Соколова М.П. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003. - 167 с.
35. Сокровища алмазного фонда СССР. М.: Изобразительное искусство.
36. Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 е., ил.
37. Сучков Д.И. медь и ее сплавы. М.: Металлургия, 1967. - 215 с.
38. Телесов М.С., Ветров А.В. Изготовление и ремонт ювелирных изделий. М.: Легпромбытиздат, 1986.
39. Ухин С.В. Художественная обработка металлов. М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Скарлетт», 2003. - 283 е., ил.
40. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М.: Легкая индустрия, 1970.
41. Ухин С.В. Ремонт и изготовление ювелирных украшений. М.: ООО Издательство ACT, 2002. - 94 с.
42. Физические величины. Справочник. М.: Энергоиздат, 1991. - 1232 с.
43. Физическое металловедение. Под ред. Кана Р. М.: Мир, 1967, Т. 1. 334 с.
44. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов.
45. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металла: Учеб. пособие для сред. ПТУ. -Мн.: Высшая школа, 1986. 158 е., ил.
46. Шуман В. Мир камня. Горные породы и минералы. Т. 1. Москва, 1986.