автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Древнеэскимосская культура Северной Чукотки, включая острова Врангеля и Ратманова

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Текин, Тасян Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Древнеэскимосская культура Северной Чукотки, включая острова Врангеля и Ратманова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Древнеэскимосская культура Северной Чукотки, включая острова Врангеля и Ратманова"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ТЕИН Тасян Сергеевич

УЖ 902.6(571.651-17)

ДРЕВКЕ ЭСКШОССКАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРНОЙ ЧУКОТКИ, ВКЖНАЯ ОСТРОВА ВРАНГЕЛЯ И РАТМАНОМ

Специальность 07,00.06 - археология

пЖг-аъ

Авто'реферат диссертагаа на соискание ученой степенд кандидата исторических наук

И

Ленинград 1991

Ргйста выполнена з Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте ДБО АН СССР.

Научный руководитель: член-корреспондент АН СССР, докт.

ист. наук, проф. Н.Н.Диков

Официальные оппоненты: докт. исг. наук, проф.

Л.И.Борисковский

канд. ист. наук Г.Н.Грачева

Ведущая организация: /дститут истории, археологии и .этнографии народов Дальнего Востока ДБО АН СССР.

Загзш'а состоится " 9 " \Ц_______193_/ г. в 14 часов

на заседании специализированного совета Д 002.18.02 со защите диссертаций на соискание ученей степени доктора исторических наук при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР (191065 г.Ленинград, Дворцовая набережная, 18).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан я 3 • X . 199 / г.

Ученый секретарь специалиро- Q

ванного совета, кащ. .ист. наук Г.В.Сиигсщиа

Дополнительный ошонент: докт. ист. наук

З.А.Абрамова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЖСЕРЩИИ

Актуальность темы. История изучения древнеэскимосской культуры в районе Северной Чукотки насчитывает двухсотлетие. Много памятников древних зверобоев встречаются на морском побережья региона, начиная с Большого Баранова мыса и до Берингова пролива - южной контактной зоны Северной Чукотки. Археологические исследования Северной Чукотки проводились эпизодически разными научными экспедициями. Ограниченность изучения истории этого края объясняется исключительно суровым климатом, расположением у холодного северного Ледовитого океана.

Между тем, эти суровые побережья Северной Чукотки представляют большой интерес для воссоздания истории обитавших там древних аборигенов с использованием антропологических, фольклорных, этнографических материалов, топонимики (начиная от неолита и до наших дней).

В диссертации подробно освещена недавно обнаруженная на о-ве Врангеля палеоэскииссская культура, осуществлено ее сравнительное изучение с аналогичными культурами эскимосов Аляски и Гренландии.

Используя лкчно собранные материалы по археологии и при помощи информаторов-эскимосов, а также собственных этнографических наблюдений, автор в своей работе охарактеризовал подробно материальную и духовную культуру древних зверобоев Северной Чукотки, культурно-экономические связи межд" поселениями в те далекие времена.

Цель исследования. На основании собранного автором археологического материала с использованием в качествё вспомогательного материала публикаций других авторов о прошлом народов Чукотки провести исследование историк культуры эскимосов СевзрнсЯ Чукотки по разным периодам (палеоэскимосский, оквик, древнебе-рингоморский, бирнирк и туле-пунук).

Задачи исследования. Дать описание памятников, раскопанных автором и другими археологами; дать культурно-историческую интерпретацию этих памятников, а именно, осветить хозяйство, связь морского проиысла с бытовым ремеслом, включая применение китового уса в хозяйственной жизни древних морских зверобоев; средства передвияения, общественный строй, искусство,религиг, культурные связи.

«

Хронологические рамки работа охватывают время со П тысячелетия до н.э. до ХУП в.

Источниковедческая база диссертации. Работа построена на основе собранного автором материала, включая работы по археологии, этнографии русских и советских ученых.

Научная новизна исследования состоит в анализе и обобщении археологических материалов по древнезскшосской культуре в районе Северной Чукотки. В частности, в диссертации подробно охарактеризована новая, ранее неизвестная культура на о-ве Врангеля. Работа выполнена на основе новых документальных материалов, большей частью добытых самим автором в ходе его полевых исследований.

Некоторые новые данные по культуре древних эскимосов Северной Чукотки впервые опуо'ликованы в работах автора диссертации.

Объект исследования. В диссертации исследуется древнезски-мосская археологическая культура ь районе Северной Чукотки. Археологические раскопки и разведки проведены автором на о-вах Врангеля и Ратнанова, на мысах РыркайпиГ;, Якан и Биллингса. Подъемный материал собран на о-ве Врангеля и на шее Якан. Всего обследованы пять крупных памятников древиеэскимосской культуры: Чертов оЕраг на о-ве Врангеля, мысы Рыркайпий, Якан, Биллингса, о-в Ратманова.

Практическое значение работы. Предполагаемое исследование могет быть использовано при написании монографии "Азиатские эскимосы" , "История Северо-Востока Азии", при составлении карт археологических памятников Северной Чукотки.'

Особое значение этой работы для современной культурно-со-циальиой практики заключается в ток, что автором выявлены такие элементы древней эскимосской культуры, которые существуют и ныне в виде традиций ими пережитков.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и альбома иллюстраций.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении кратко приводятся необходимые сведения об эскимосах, территории их заселения, орудиях охота, средствах передвижения, жилищах. Дается историография изучения древнеэскимос-ской культур« русскими и советскими учеными (Г.Л. Сарьгчев, Ф.П.Врангель, В.Д.Богораз, В.И.Иохельсон, С.И.Руденко, А.П.Окладников, Н.А.Береговая, С.А.Арутанов, Д.А.Сергеев, Н.Н.Диков и др.). Отмечается их положительный вклад в исследование проблемы археологии и древней истории эскимосов и, исходя из существующих пробелов в этих исследованиях, ставятся задачи данной диссертации.

Глава. I. Палеоэскимосский период

Раздел I. О-в Врангеля. Стоянка Чертов овраг

Б разделе дано физико-географическое описание- о-ва Врангеля, его флоры и фауны. Далеоэскимосскую стоянку Чертов овраг открыл Н.Н.Диков в 1975 г. Возраст стоянки 3360+155 (ЫАГ-ISQ). Раскопки и полевые разведки на стоянке провели Н.Н.Диков (1975), Т.С.Теин (1976-1977,1981 гг.). Стоянка имеет один мойный культурный слой глубиной 60 см. Был заложен раскоп 57 Стратиграфия следующая: дерн (0—10-15 см), гуыусированный суглинок (15-30-60 см).

Раздел 2. Технико-типологическая характеристика

В слое стоянки найдены каменные изделия. Наконечники копий (7) листовидной формы: с черешками (4), массивные без черешков

(3). Метательные черешковые кбпьеца наконечника гарпуна (12) неправильной листовидной формы. Черешковые наконечники пики листовидной форм (7). Черешковые наконечники стрел лука листо-ввдной формы (9): детские (5), с тупым концом (I). Остроконечники листовидной формы (5). Ножи (45): листовидные дьусторонне-обработанные (3), грушевидные (2), трапециевидные (6), треугольные (3), горбатые с ручками (8), массивные (8). Нсжи-резчк-ки (I). Ножи разных геометрических конфигураций (5). Ножи-скребки (3). Скребки (66): овальной формы (5), с ручками (18), трехлезвийше (2), массивные (8), треугольной формы (5), похожие на женские эскимосские кожи (10), почти квадратной формы"

(4), продолговатой форш (10), трапециевидные (2), клиновидные (2), скребочки разной форш ('34). Проколки (4). Резчики (23).

■ "8 ~

Тесла (12). Скобели СЗ). Мотыга из клыка морга (I). Заготовка ледовой пешни гарпуна (I), сланцевая пластинка с круглой дыркой (I).

Из 229 каменных орудий: 40 наконечников, 45 ножей, 66 c«pei ков,34 скребочка, 4 проколки, 23 резчика, 12 тесел, 3 скобеля, I сланцевая пластинка с дыркой.

Изделия из клыка морга: I мотыга, I заготовка ледовой пешн гарпуна. Орудия труда и охоты из каиня изготовлены из темно-серого, темно-зеленого, светло-серого и черного кремнистого сланца. Находились орудия из песчаника, гальки и базальтовых пород, При сравнении Врангельской культуры с древними культурами зеки-косов Северо-Востока Азии и Северной Америки выяснилось - каш ные орудия, найденные в Чертовом овраге, аналогичны орудиям па-леоэскимосской культуры Северной Америки.

Раздел 3. Хозяйство обитателей стоянки

По археологическим данным видно: ведущей отраслью в хозяйстве островитян был морской промысел. Дня хранения продукции морского зверя имелась хозяйственная яма размером 3x1 м. Найдены 8 челюстей моржа разных возрастов. Раскопаны три очага. Очш i? I - 2930^100 (ЫАГ-412), очаг !,' 2 - 3260+100 (МАГ-413), возраст очага Р 3 не определен, Обнаруаено много костей иораа, дичи и реже лахтака.

Раздел 4. Этническая принадлежность и культурно-экономические связи

Из-за отсутствия постоянных стоянок, захоронений, материалов по антропологии трудно определить этническую принадлекност! аборигенов острова. Сходство орудий труда к охоты с паяеоэски-мосской каменной индустрией Аляски и отчасти Гренландки свидетельствует о связи Врангельской палеоэскимосской культура с культурами палеозскимосов Северной Америки.

Культурно-экономические связи существовали на базе обмена клыками uopsa, шкурами крупных сухопутных штотных. Эти связи и теперь обнаруживает себя и в национальных обрядовых танцах. Морским судном, с помощью которого осуществлялись широкие связи, была кожаная байдара.

Враигельская культура (3360+155 МАГ-IOS} по возрасту почти синхронна палеоэскимосским культурам Аляски.

Б разделе прослеживается постепенное заселение юго-запада

и севера Аляски, а также азиатского берега палеоэсккыосаыи, по схеме Азия-Северная Амзрика-Азия.

Продолжением палеоэскшосской культуры были культуры оквик, древкеберкнгоморская, бирнирк и туле-пунук.

Глава П. Древнеберингоморский период (археологические источники)

Памятники древнеберингоморской культуры датируются кощсм I тыс. до н.э. - первой половиной I тыс.н.э. На о-ве Ратманова, в юго-восточной контактной зоне Северной Чукотки обнаружены культуры оквик, дрэвнеберингоморская и пунук. Культура оквик в районе Северной Чукотки отсутствует. Докальный вариант культуры оквик встречается на о-вах Берингова пролива, на юго-западе Аляски, на о-ве Кодьяк.

Раздел I. Ранее исследованные стоянки древнеберинго-морского периода з районе Северной Чукотки Почти все памятники древнеберингоморского периода Северной Чукотки г.ссдедоваш Н.Н.Дикошм в разные годы (Пегтымель, жы Рыркайпий, Ванкарем, о-в Колотин, Сешан, Инчоун, Уэлен и т.д.). Ниже вдет подробное описание новых обнаруженных автором памятников дрзвнеберингсморской культуры на ¡иксе Рыркайпий и на о-ве Ратманова.

Раздел к. Дрзвнеберингоморское килища на шее Рыркайкий.

Краткая геогргфо-археалогическая характеристика мыса Рыркайпий -Мыс Рыркайпий переводится на русский язык "конец или затор моряей". йю - остаток БерикпФской суши, исчезнувпей ЮОСО лет назад после таяния ледников Аляски н Чукотки. В разделе описаны релье^к северного, западного и восточного побережья, причгаш возведения полуподземного яилкца вдали от лежбища моргяей. Пзло-аена легенда о Крехаа - хозяине зеютянки на самой вершине сопки мыса.

Землянка древнеберингоморского периода (характеристика местонахсадения и устройство жилища

в сопоставлении с этнографическими данными) Дается описание полуподзеданх гнлщ разного назначения в , древнеберингозлорскиЯ период (общественное, семейное). По кненкз Г.А.Меновщикова у экииосов существовали пять типов штщ.я

Дается интерпретация аилищ полуподземного типа, предиествовав-иих ярангам. Приводятся причины появления яранг у эскимосов в послепунукский период (шесте с заменой каленного лезвия железным у мужских и кенских ножей). Описываются причины возведения гешянок разных типов (нахождение поселения древних эскимосов в разных климатических условиях). Кратко дается информация о строительстве землянок, с использованием разных строительных материалов для ее прочности.

Каменные, костяные, деревянные изделия

Возраст древнеберингоморского кил ища на шее Рыркайпий 1560 лет (В.В.Дитуяько, 1930) подтвервдается присутствием в слое наконечников гарпунов, орнаментированных в древнеберищчшорсксьа стиле.

В слое найдены козки (9): клювовидные с черешком (I), женские (4) из сланца. Кохи-резчики (2), ноги простой конструкции (2) - все из кремнистого сланца. Скребки: из крешя (I), из клыка коржа в форыо чашечки (2). Лощила (4) из клыка морга. Мотыги (3) из юшка моржа. Предает с острый концом и шляпкой в основании (I) из дерева. Наконечники гарпунов (4) из клкка норка. Копьеца наконечников гарпуна (3) из туфа. Колок гарпуна из клыка моржа (I). Снеговыбивалка (I) из рога оленя. Затычки нерпичьих подлавков (4): из дерева (2), из клыка морка (2), овальной формы. Наконечник ледовой пешни (I) и головка гарпуна (I) -Есе из кости. Наконечники стрел лука (4) из клыка морга. Отрезки деревянной колотушки бубна (2). Острога (I) из клыка ыоряса. Грузила (2) из клыка моржа. Ручки от ведер (4) из дерева. Ручки для шжей (2) из дерева.

Раздел 3. Памятник древиеэскимосской едльтуры на о-ве Ратманова

Памятник обнаружен в 1979 г. на северо-западе острова в древнем поселении Куна. Возвышается над уровнем моря на 30~35м. Стоянка расположена в середине Берингова пролива.

В период расколок выявлена следующая стратиграфия: слой дерна (0-21-24-28 см), слой гумуса (I м 26 см-1 м 43 см-1 м 54 см), слой глинистого сланца (стерильный слой). Структура культурного слоя стоянки состоит из трех слоев: пунук (дерн -43-46 см), оквше и древнеберингоморский (I м 09 см-1 м II см). Слой культуры оквих перекрывается отложениями древнеберинго-

морекой культуры. Основные формы орудий, обнаруженных в нижних слоях стоянки: наконечники гарпуна (4); копьеца наконечника гарпуна (4): с черешками (2); ледовая пеаня (2); оатьгчка пол-лавка (I); ручка нерпичьего поплавка (I); грузило рыболовнэо (2); нож женский, детский (I); ножи (2); скребок-чашечка (I); предмет грушевидной форш (I); ручка тесла (I), мотыга (4;, кирка (2); предмет похожий на ручку тесла (I); предмет в поперечном сечении яйцеобразной форш (I); зооморфная фигурка кита

(1); фигура ворона (I); миниатюрное весло (3).

В слое стоянки оказались 22 предмета из клыка моржа: 4 наконечника .гарпуна, 2 ледовые пешни, I затычка нерпичьего поплавка, I ручка поплавка, 2 грузила рыболовные, I предмет грушевидной форш, I скребок-чашечка, 2 ручки тесла, 4 мотыги, 2 кирки, I предает яйцеобразной формы, I фигурка кита. Из рога оленя I ручка детского, женского ножа, б предметов из камня: 4 копьеца наконечника гарпуна (сланец), 2 ножа (сланец). Предметы из мзталла: I лезвие детского-женского ножа. Предметы из дерева: 3 миниатюрные весла, I амулет в виде ворона. Сравнительный анализ орудий охота показал - жители острова охотились в открытом море на китов и моржей (наконечники гарпунов).

Раздел 4. Новое древнеберингоморское поселенке на мысе Биллингса

На мысе Биллингса обнаружен новый памятник дровнеберинго-морской культуры. На древней стоянке оказалось 16 жилищ-зешт-нок. В жилище I? 2 заложен у входа разведывательный шурф 2x1 м. Слой дерна - 8-12 см; бурой супеси - 13-21 см. На слое шурфа обнаружены: наконечник гарпуна (2), колок наконечника гарпуна

(2); наконечник с черешком (I); концевое копьецо наконечника гарпуна листовидной форма с черешком (I); пробка затычки нерпичьего поплавка (I); защитный наручник лука (I); предает неизвестного назначения (I); заготовка треугольной форш (I); резчик (I); ножи (4); лож-скребок (I), скребки (4); галька со штрихами (I). .

В слое культурном шурфа оказались 4 предмета из клыка морда: I наконечник гарпуна, 2 колка гарпуна, I заготовка. Из рога оленя I защитный наручник лука. 13 предметов из камня: I наконечник (кремень), I концевое копьецо (сланец), I резчик (халцедон), I нож (ороговикованный сланец), I нслс-скребок (кремень),

-12 ~

1 скребка (галька), I галька со штрихами, I нож (кремень), 2 ножа (сланец), 2 предмета из дерева: пробка затычки поплавка, I предмет неизвестного назначения.

Накогечник гарпуна, орнаментированный в классическом древ-неберикго:.'орском стиле, что свидетельствует о принадлежности нового памятника к древнеберингоморской культуре.

Глава Ш. Древнеберингоморский период (культурно-исторический очерк)

Раздел I. Хозяйство

Автор доказывает по археологическим источникам, что в древ--неберингоморский период у жителей древних поселений Северной Чукотки хозяйство было тесно связано с морским промыслом. Это видно по наконечникам гарпуна, включая его части. В крупных поселениях добывали гренландских китов (мысы Биллингса, Ванкареы, Инчоун). Занимались ловлей крупных раб (острога найдена в Рчр-кайпии). Бола использовали для охоты на летающую дичь (Рыркай-пий, о-в Ратыанона). При помощи мотыг проводили земляные работы. Киркой добывали съедобные корни растений.

Таким образом, хозяйство древних поселений Северной Чукотки в основном ориентировано на морской промысел и реже на охоту на крупных сухопутных животных.

Раздел 2. Связь морского промысла с бытовым ремеслом

Автор поясняет, что у древних мастеров ремесло не обособлено от морского промысла: любой охотник обладал навыками и опытом в изготовлении орудий для мордроыысла и для бытовых нузд. Не бьио специальных мастеров, занятых только производством орудий труда и охоты. Сш охотник индивидуально делал сродства передвижения: каяки, салазки, ракетные лыжи (снегоступы). Исключение составляли байдары. Их строили коллективно.

Раздел 3. Применение китового уса в хозяйственной жизни морских зверобоев

Впервые обобщены неопубликованные изделия из китового уса, дана специальная интерпретация их назначения и выявлена большая роль в жизни и в быту древних охотников. Китовый ус обладал такими качествами: эластичность и упругость, устойчивость к разным температурным режимам и различным химическим реакциям.

Таким образом, кигоеый ус находил широкое применение в хо-

зяйстве древних морзвсробоев Чукотки' в материальной и духотой культуре.

Раздел 4. Средства передвижения

Автор приходит к выводу, что полный комплекс орудий охоты на ыорзверя (археологические источники) означает, что аборигены чукотского побережья охотились на морских зверей на байдарах в открытом море, использовали ее для дальних поездок к другим поселениям.

Детали нарт не найдены.. Видимо, древнеберингоморцы не знали нартовой езда на собаках. Они пользовались саяазк&ии из клыка моржа, используемыми для разных видов в трудовой деятельности.

Раздел 5. Общественный строй

Автор отмечает, что у эскимосов еще в древности существовал коллективизм при охсге на крупных морских зверей кз-за несовершенства орудий охоты (каменная индустрия). Женщины играли боль-иуа роль в хозяйстве и в общине.

■ Удача охоты на шрзверя в индивидуальном порядке зависела от качества изготовленного орудия и физической подготовки охотника.

Концепция С.А.Арутвнова и Д.А.Сергеева'о возникновении имущественного неравенства эскимосов в древнеберингоморский период иаловероляна. Захоронения в Уэленском и Эквенском могильниках откосятся куд&чливш и ыалоудачливым охотникам.

Раздел 6. Искусство

.Приводятся данные о развитии изобразительного искусства эскимосов в тякелызс условиях Арктики, и Субарктмки и о его связи с охотничьей магией. Многие изделия имеют утилитарное назначение: использовались в быф или служили игрушками детей. Некоторые изделия имели магическое назначение. В эпоху древкеберингоморья орудйя охоты украшались сложным криволинейннм орнаментом (Рыр-кайпий, о-в Рашанова). Кроме реалистически изображенных фигур, есть: изделия,' выполненные в гротескном' антропозооморфном стиле (мыс Ваккарем). Находки остатков бубна (Рыркайпкй) означают, что .танцевальное искусство у эскимосов появилось еще в древности.

Раздел 7. Религия , ,

Дается характеристика религиозных верований и обрядов древних эскимосов, лежащих в основе идеологии и общественной духов-

ной жизни морских зверобоев. Описывается вера в существование сверхъестественных сил в природе и преклонение перед ними при помощи жертвоприношений. Автор определяет культовое назначение разных амулетов и шаманских атрибутов. Дается информация об использовании некоторых амулетов на празднике кита "польъа".

Раздел 8. Культурные связи

Археологический инвентарь свидетельствует о широких культурных связях между древнеэскимосскими поселе{ошми Северной Чукотки на базе обмена продукциями морского зверя и по искусству национальных ритуальных обрядовых танцев.

Однотипность орудий труда и охоты, бытовых предметов означает: несмотря на значительную удаленность друг от друга поселений, между ними существовали тесные контакты вдоль морского лобврежья, начиная с Большого Баранова мыса и до Берингова пролива.

Глава 1У. Бирниркский период

Раздел I. Археологические памятники бирниркского периода

Памятники периода бирнирк обнаружены на севере Чукотского полуострова в приморских стоянках на о-ве Четырехстолбовом, на Большом Барановом мысе, на мысе Ванкарем и на п-ове Аачкм и датируются У-УШ вв. н.э. Эта культура впервые пбнарукена на северо-западе Аляски на мысе Барроу.

В эпоху бирнирк главным орудием охота являются наконечники гарпунов с тонкими заостренными кончиками без каменного копьеца, с боковой бородкой, боковым каменным лезвием-вкладшлем и одной круглой дырой для линя. Конструктивное изменение типа и уменьшение размера наконечника гарпуна в эпоху бирнирк связано с преобладанием охоты на мелких, ластоногих, и с потеплением климата, а также с тем, что гренландские киты мигрировали поэтому в моря с постоянным холодным климатом.

В эпоху бирнирк хозяйство аборигенов этого периода тесно связано с морским промыслом. Этническая принадлежность бирнирк-ских археологических памятников является эскимосской. Обитатели этих стоянок вдевали в губы лабретки.

Однотипность орудий охоты на морских и сухопутных животных в эпоху бирнирк подтверждает существование широких культурных и обменных связей между поселениями эскимосов Северной Чукотки.

Глава У. Тула-пунукекий период

Раздел I. Характеристика памятников

К туле-пунукскому периоду относятся ранее известше пзмят-ники древнезскимосской культуры на мысах Рцркайлий, Ванкарем, на о-ве Айон и Пегтымельская пещера, а также обнаруженные автором большие поселения на мысах Биллингса, Якан и на о-ве Ратма-нова. Датировка периода пунук - 1У-ХУ1 вв. н.э. Памятники на мысах Рыркайпий, 'Ванкарем и на о-ве Ратмснова расположены на высоких взгорках и на скалах, откуда удобно наблюдать за морскими животными. Поселения на мысах Биллингса и Якан нгходотся на низменных местах - типичные по расположению стоянок з эпоху пунук. Легтымельская стоянка расположена в глубинной тундре на берегу реки Пеггыыель. На о-ве Айон наибольшая высота рельефа достигает 64 м.

. По археологическим материалам видно - население на мысах Рыркайпий, Ванкарем, Биллингса, Якан, на о-вах Айон и Ратманова специализировалось на морской охоте и большую роль играла охота на крупных сухопутных животных (дикие олени, снежкые бараны). На о-ве Ратманова крупные сухопутные звери с древних времен не водились. Присутствие в культурном слое стоянки на острове наконечников лучных стрел из клыка моржа с большой убойной силой означает - охотники острова ездили на Аляску для промысла крупных сухопутных зверей. На Пзгтымельской стоянке (наскальные рисунки) древние охотники на лодках занимались поколкой оленей на плаву. Таким образом, хозяйство поселения на мысах Рыркайпий, Ванкарем, Биллингса,.Якан, на о-ве Айон была многокомплексное в пунукский период: ориентировалось охотой на морских тундровых зверей и на'дичь. Но преобладающим в хозяйстве был морской промысел. ,

' Глава У1. Древнезскимосскке архаические традиции и - перенитки в этнографической современности

Материальная и духовная культура эскимосов, возникшая несколько тысяч лет назад, оказалась удивительно адаптированной к суровому климату Арктики и Субарктики. Многие архаические традиции (морской промысел, строительство полуподземных жилиц, общественный строй, религиозные верования и обряда, праздники) дошли до наели дней, Некоторые традиции сохранены и при строи-

тельстве новой жизни в среде морских зверобоев и используются в хозяйстве и культуре.

Раздел I. Охота на гренландских китов, моржей ч белого медведя

Археологические источники показывают, что охота на гренландских китов у эскимосов еще была развита в палеоэскимосский период (3800-4000 лет до н.э.). Охота на океанского гиганта (длина 19-21 м, вес около 100 т) представляет большую опасность. Поэтому охота на китов с древних времен ведется коллективами охотников (5-6 байдар). Его встреча и разделка туши велись с соблюдением всех ритуалов, возникших еще в древности.

Морж - главный источник питания абсригеноз Чукотки тоже до-, бывался в пялесэскимосский период. Его шкура идет на покрышки байдар, яранг. Клыки - это прекрасный материал для резных поделок (орудия труда и охоты, амулеты).

Белый медведь (вес 400-700 кг) - самый выносливый и крупный зверь из всех сухопутных зверей Чукотки. В древности охота на этого могучегэ зверя была под силу только закаленным охотникам.

Раздел 2. Жилица ,

Дается информация о типах жилищ у эскимосов, начиная с , древнейших -ремен и до наша дней. Проиеводится сопоставление меаду полуподземными жилищами и ярангами. Выясняются причины возникновения яранги у морских зверобоев в ХЖ в., преимущества и недостатки яранги перед жилищами полуподземного типа.

Раздел 3. Общественный строй

Раскрываются причины живучести первобытнообщинного строя эскимосов, существовавшего с древних времен до недавнего времени. В разделе приводятся сведения о родовом строе, байдарной команде и о погребальном инвентаре морских зверобоев.

Раздел 4. Религиозные верования и обряда. Шаманизм

В разделе освещается роль религии в общественной жизни эскимосов в древности как главенствующей идеологической формы об. ществзнного сознания в их духовной жизни. В религии эскимосов прослеживаются анимизм, ыагия, колдовство и ряд других верований и обрядоЕ религиозного характера.

Археологические источники показали существование шаманизма у эскимосов еще в периодах оквик и древнеберингоморский (конец I тыс. до н.э. - первая половина I тыс. н.э.). Причины возник-

новения шаманизма у эскимосов связаны с незнанием естественных законов стихийных явлений происходящих з природе. Главная обязанность шамана - быть лекарем-знахарем. Три зшя тжанов по силе воздействия на психику (сильные, средние в слабые шаманы). О реакционной роли шаманизма в советский период.

Раздел 5. Праздники и история их возникновения

Сообщается о традиционных эскимосских производственных праздниках религиозного и ритуального характера, возникших еще в древние времена. Б разделе исследуется тсская сеязь праздников морских зверобоев с религиозное! представлениями и обрядами. И эти праздники массового характера (праздник кита, первый спуск байдары на воду, посвящение в охотники) дошли до наших дчзй и проводятся теперь на новой социалистической оснозе.

Заключение

В своей диссертации автор стремился раскрыть причины развития богатой материальной и духовной культуры морских зверобоев в условиях сурового климата Арктики и Субарктики. Древнеоски-мосская культура на Чукотском полуострова проагаа з качественном отношении отличные друг от друга этапы своего развития (палео-эскиыссский, окьико-древнеберкнгоморский, бирнирк, тулз-пунук). На всех этапах культура развивалась не изолирозано, рслсдстьг.с частых культурно-экономических связей с соседями.

В исследовании большое внимание автор уделил палеоэскимос-ской культуре, обнаруженной на о-ве Врангеля на стоянке'Чертов овраг. Это пока единственный древнейший памятник культуры эскимосов на Северо-Востоке Азии.

В работе дани датировки и всесторонняя характеристика археологических памятников, исследованных аь-торани. Для каждого периода осарактеризовакы хозяйство, общественный строй, материальная и духовная культура, культурные связи, эволюция орудий охоты. Наиболее подробно описан дреЕкеберикгоморский период - период наивысшего расцвета древнеэскимосской художественной культуры и искусства. При помощи информаторов-эскимосов по дрешо-■берингоморским захоронениям автору работы удалось, как он надеется, прийти к новому пониманию так называемых "бедных" и "богатых" инвентарем погребений, к тому, что они не являются следствием искусственного социального расслоения, а свидетельствуй.'

о большей или меньшей удачливости морских зверобоев в условиях первобытнообщинного строя.

В диссертации подробно освещены развитие религии и ааманизы у эскимосов в разных периода:: их истории, в частности отмечено появление бубна (шаманский атрибут) у эскимосов не в пунукский (как утверждал С.А.Руденко), а в древнеборингомсрский период.

Далтся таете сведения о существовании архаических элементов в современной жизни эскимасоз (охота на морзверя, гидища, общественный строй, религия, шаманизм и праздники).

. По сло.-шейЕИй вопрос с прародине эскимосов остался не вполне выяснении, хотя раскспки Н.Н.Дикова на Камчатке (У1 слой Уш-.ковской многослойной стоянки, датируемой 10-11 тыс. лет назад, признан протоэскимосоалеутским) и исследования американских археологов позволяют усматривать наиболее древние корни развития древнезскимосской культуры в центре Камчатки и на; иго-западе Аляски. Для решения этого вопроса необходимы широкие полевые исследования и за пределами изученного автором диссертации культурно-исторического региона, что выходит за рамки данной работы. • . , "

По теме диссертации опубликованы следущие работы:

1. Праздник кита "подъа" // Краевед, зал. Магадан: Кн. кзд-во, 1975, Вып.10. С.88-94.

2. Ноше углеродные датировки археологических памятников Созерс-Воатсчной Азии // Новые археологические памятники Севера Дальнего Востока. Магадан:.СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1979. С. 10.

3; Шаманы сибирских эскимосов // Проблемы истории обшест-взнного сознания аборигенов Сибири. Д.: Наука, 1931. 0.218-233.

4. Первый спуск байдар,- на воду // Праздники эскимосов. Магадан: Кн. иэд-во, 1384. 0.20-24.

5. Применение китового уса в хозяйственной жизни древних морских зверобоев Чукотки // Новейкие даинае по археологии Севера Дальнего Востока. Магадан: СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1980."

С.79-88.

6. Куяьтоше амулеты с о.Ратыанова // Новое в археологии Севера Дальнего Востока. Магадан: СВКНИИ ДВНЦ АН СССР, 1965. С.109-115.

7. Тайна Чертова оврага. Магадан: Кн. изд-во, 1953. С. .93.