автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Духовное образование в Оренбургской епархии во второй пловине XIX-начале XX вв.

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Конюченко, Андрей Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Духовное образование в Оренбургской епархии во второй пловине XIX-начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовное образование в Оренбургской епархии во второй пловине XIX-начале XX вв."

РГо СД

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

К о н ю ч е н к о А н д р ей Иванов и ч

Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Челябинск 1996

Рабо та выполнена на кафедре истории дореволюционной России Челябинского государственного университета.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущее учреждение

-доктор исторических наук, профессор В.В.Рабцевич

-доктор исторических наук, профессор В.Я.Рушанип

-кандидат исторических наук, доцент М.А.Чулкина

- Кург анский государственный университет

Защита диссертации состоится " (9 " июня 1996 г. в ¡-г час. на заседании диссертационного совета Д 064.19.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Челябинском государственном университете (454084, г.Челябинск, проспект Победы, 162-в, каб. 214).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинского государственного университета (проспект Победы, 162-в).

Автореферат разослан " " мая 1996 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, Г.В.Форстман

доцент

Общая характеристика работы.

Актуальность темы. Р период социальных потрясений люди особенно настойчиво ищут для себя пишу, в которой можно было бы обрести душевное равновесие и покой. Во многом именно этим объясняется интерес значительной части носк'опегского общества к вопросам религии. К поиску новых ориентиров подталкивает и утрата прежних, долгое время служивших путеводным маяком и создававших ощущение, пусть и мнимого, душевного комфорта. Снятие табу с открытого обсуждения в публицистической и научной литературе вопроса о месте, роли религии и церкви в жизни общества также оживили интерес к церковному прошлому, удовлетворению которого призваны служить исследователи этой отрасли знаний.

Поэтому давно назрела необходимость нового, свободного от партийно-классовых догм п стереотипов, изучения положения Русской Православной •Церкви (РПЦ) и её служителей в обществе, так как она не являлась полностью автономным, изолированным, замкнутым па своих внутренних проблемах институтом. История Русской Церкви пересекается с проблемами особенностей российской государственности, состояния систем управления различными сферами жизни, степени модернизации общественно-политических элементов в условиях медленно!!, непоследовательной, сопровождающейся паузами и реверсивными импульсами эволюции российской цивилизации во второй половине XIX- начале XX веков.

Предметом исследопаиия в диссертации является духовное образование, под которым понимается процесс и результат подготовки кадров свящснноцерковио-служителей, осуществлявшимся для нужд Православной Церкви в системе духов-, ных учебных заведений, подведомственных Св. Синоду.

Структура духовного образования во второй половине XIX- начале XX вв. оставалась неизменной и включала в ссбя объединённые преемственностью три звена, соответствующие начальной, средней и высшей духовной школе: училище, семинарию и академию. Поскольку духовные академии не входили в систему духовных заведений епархий, то на уровне этих церковно-адмшшетративных единиц цикл духовного образования состоял из двух первых этапов. К числу духовно-учебных заведений откосились и епархиальные училища, но поскольку конечный итог их функционирования не был непосредственно связан с удовлетворением потребности духовного ведомства в кадрах, то они иод предложенное определение духовного образования не попадают.

Меюдологическне и теоретические основы исследования. В основу комплексного подхода, применённого в работе, положен принцип теоретического синтеза, восстанавливающий нарушенные па стадии анализа связи, присущие объекту. При

этом аналитическое расчленение исходного изучаемого объекта не исключается само по себе, но приобретает подчинённый но отношению к синтезу характер.

В исследовании использовались общие методы и процедуры познания: восхождение от абстрактного к конкретному, определение понятий и доказательства, индукция и дедукция, анализ и синтез, системно-структурный, сравнительно-исторический, аналогия, экстраполяция.

Наряду с ними применялись специальные методы исторического познания (хронологический, проблемный, ситуационный, ретроспективный, факторный), социологические (наблюдение, сравнительно-типологический и типологический, биографический) и статистические методы как общей теории статистики, так и специальные, разработанные в статистике населения ( выборочный, группировок и классификаций, графическое изучение явлений, исследования динамики, условного поколения).

При определении места РПЦ в государственной и общественной системе использовались теоретические положения православных богословов и историков: Г.Флоровского, А.Шмемана, П.В.Знаменского, А.В.Карташева, Д.В.Поспеловского и др1. Подход к освещению этого вопроса со стороны авторов, стоящих на атеистических позициях, или имеющих иную конфессиональную принадлежность, страдает предвзятостью и упрощённостью, поскольку они не в силах были понять всей противоречивости положения церкви, не в состоянии прочувствовать и осознать её трагедию.

Судьба РПЦ сложилась таким образом, что её институциональный статус существенно отличался от положения церковных организаций других христианских течений. Её место в государстве и обществе во второй половине XIX - начале XX вв. определялось двумя существенными обстоятельствами: фактической зависимостью церкви от государства, окончательно установившейся в первой четверти XVIII столетия, и глубоким общественным расколом, уходящим своими корнями также в начало XVIII века.

Заимствованный с Запада секулярный подход к решению проблем, возникавших у государства во взаимоотношениях с церковью, породил бюрократический характер управления ею, превратил пастырское служение в род государственной службы, священнослужителей - в чиновников, облечённых полицейскими функциями.

1 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 199); ШмеманА. Исторический путь православия. М., 1993; Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён Петра 1. Казань, 1873; Он же. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II //Православный собеседник. Казань, 1875; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993; Поспеловсккй Д.В. Русская Православная Церковь в XX в. М„ 1995.

Следствием раскола в результате весгерннзацни национальной культуры стало различное отношение к церкви со стороны отдельных частей общества. В этих условиях церковь находила поддержку и понимание прежде всего в среде традиционного общества - крестьянства, мещанства, купечества, духовенства.

История духовного образования, как одной из сфер деятельности церковного организма, рассматривается сквозь призму изменений, вызванных модернизацией, под которой понимаются последствия форсированной индустриализации и синхронно протекавшие по отношению к ней процессы в социальной плоскости. В этот период церковь тяжело переживала столкновение противоположных взглядов, стремлений и интересов, поскольку, с одной стороны, она выступала в качестве главного гаранта традиционных ценностей, а с другой - была вынуждена следовать в фарватере государственной политики, неизбежно ориентированной на заимствование и перенесение на национальную почву стандартов индустриального общест ва, в том числе и в области духовной жизни.

В отношении подготовки кадров для духовного ведомства государство определяло ограниченное пространство деятельности для церкви, оставляя за собой стратегическую инициативу. Поэтому развитие духовной школы осуществлялось в рамках церковной политики светской власти и обуславливалось изменениями государственной идеологии в соответствии с отдельными царствованиями.

Хронологически работа охватывает период с 60-х гг. XIX в. до 1917 г. Нижний временной предел ограничен 1860-ми годами, которые открыли новую главу российской истории. Великие реформы не изменили государственного и общественного статуса церкви. В то же время предпринимался и ряд мер, направленных на ре-консерващпо духовного сословия, регулирование его численности и демократизацию приходской жизни. Реализация этих мероприятий на практике обуславливала и внесение изменений в политику по отношению к духовному образованию. Кроме того, произошедшие в 1859-1861 гг. территориально-административные изменения в составе Оренбургской епархии окончательно определили её новые границы. Развитие системы духовного образования прослеживается до 1917 г., после которого естественные процессы оказываются прерванными, и духовная школа гибнет в условиях гражданской войны и атеистического государства.

Территориальные рамки ограничены пространством одной церковно-админнстративиой единицы - Оренбургской епархии, включавшей в себя на протяжении большей части рассматриваемого периода, помимо одноименной губернии, Уральскую и Тургайскую области. Фокусировка внимания на конкретной церковно-адмпнистративной единице позволяет более детально рассмотреть как процессы, протекавшие в масштабах епархиальной системы духовного образования, так и функционирование отдельных составных элементов этой системы.

Стенснь изученности темы. Специальных работ по теме исследования не существует. Учитывая этот факт, и то, чю духовно-учебные заведения Оренбургской епархии функционировали не в изолированном пространстве, а в рамках единой общероссийской системы, а также в целях создания общего фона для сравнения процессов на общероссийском и епархиальном уровнях, нам представляетя правомерным обратить внимание на основные работы, в которых нашла отражение история духовной школы России, и на исследования по местной церковной истории.

Проблема духовного образования стала разрабатываться во второй половине XIX в., когда появляется много новых работ по истории духовно-учебных заведений. Основная их часть была посвящена истории академий и старейших семинарий и представляет интерес, поскольку содержит ценный справочный материал1.

Оживление интереса к вопросам, связанным с историей церкви, было вызвано пробуждением общественной жизни, захватившим и область духовной литературы и пауки. Новые условия развития исторической мысли позволили отойти от непреложных ранее официальных оценок безусловного одобрения правительственных мер по отношению к церкви.

Большинство авторов работ по истории развития духовной школы, выходивших на протяжении XIX - начала XX вв., были либо выпускниками духовно-учебных заведений, о которых они писали, либо представителями административно- преподавательского состава (смотрители, ректоры, инспекторы, преподаватели, профессура), то есть принадлежали к духовному ведомству. Безусловно, это обстоятельство не могло не сказываться на подходе авторов к освещению различных сторон жизни духовной школы, выбору периода в её истории, степени критического осмысления.

Работы П.В.Знаменского послужили основой, на которой последующие исследователи разрабатывали данное направление2. Развитие духовного образования он рассмотрел в контексте сословной политики государства, обращая внимание на то, что распределение профессий между сословиями в XVIII в. обуславливало их наследственность и обязательность для выходцев из определённых социальных групп.

Б.В.Титлинов сосредоточился на конкретных изменениях в области духовной школы и уделил основное внимание её внутреннему состоянию. Это дало ему возможность более подробно проследить подготовительную работу по реформе духовных учебных заведений, проанализировать результаты реформирования, оста-

1 Аскоченсккй 0.И. Исторня Киевской духовной академии по преобразовании её в ]819г. Спб., 1863; Смирнов С.К. Исторня Московской духовной академия. М., 1879; Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый дореформенный период её существования (1842-1870). Казань. Вып. I, 1891; Вып.11.1892; Надеждин А.Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии (1809-1884). Спб., 1885. и др.

2 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.

поишься на освещении различных сторон их внутренней жизни. Автор рассмотрел историю духовной школы России до 1867 г., и полагал, что с принятием новых Уставов "школьный строй достиг своего наивысшего развития"1.

По мнению Ф.П.Белявского, все преобразования второй половины XIX -начала XX вв. не затрагивали главного - сословного характера средней духовной школы, которая не была способна решать стоящие перед ней задачи - давать общее и богословское образование. Во главу угла, считал автор, следовало поставить задачу воспитания христианина и подчинить её достижению весь учебно-воспитательный процесс2.

После полного разгрома, которому подверглась система духовного образования в первые годы Советской власти, изучение этого вопроса в рамках богословской школы было крайне затруднено, а появление беспристрастных исследований советских историков совершенно исключалось в условиях тоталитарного атеистического государства.

В работах по истории церкви, вышедших в СССР, сюжеты о духовном образовании являются проходными и самостоятельной научной ценности не представляют3. В выходивших в СССР работах по истории народного образования было принято отмечать отдельные прогрессивные элементы, присущие дореволюционной школе. Однако, это не допускалось по отношению к учебным заведениям духовного ведомства, поэтому о них в лучшем случае имеются весьма лаконичные упоминания4.

Немногим дальше продвинулось изучение этого вопроса и в эмиграции, где сосредоточились лучшие кадры русской богословской школы. Вопросы духовного образования затрагивались в работах богословско-философского характера, но не были предметом специальных исследований5. А последний обер-прокурор Св. Синода А.В.Карташев в своей известной работе ограничился небольшой и неточной статистической выкладкой о количестве духовно-учебных заведений и численности учащихся в системе духовного ведомства6.

Непосредственно же истории духовного образования в Оренбургском крае посвящено лишь две статьи, написанных в XIX веке. В работе В.Благонамеренного, наполненной богатым фактическим материалом, рассматривается история Орен-

1 Титшшов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып.П. Вильнюс, 1909.

2 Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. Ч. 1,11. СПБ., 1907.

'См., например: Никольский Н.М. История Русской церкви. М, 1983; Русское православие: Вехи истории. М., 1989.

4 Очерки истории школы и педагогической мысли (вторая пол. XIX в.). М.,1976; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX вв.). М.,1991 и др.

5 Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1,11. J1.. 1991; Флоровский Г.Б. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

6 Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т.Ц. М., 1993. С.317.

бургской духовной семинарии, действовавшей в Уфе, за первую половину XIX в., но о других духовно-учебных заведениях - училищах в Бугульме и Челябинске - не содержится никакой информации, за исключением дат их открытия1.

Помощник смотрителя Челябинского духовного училища И.А.Сперанский избрал более отдалённый период времени - XVIII век. Он обратил внимание на обстоятельства возникновения первых духовно-учебных заведений в Оренбургском крае, практику набора учащихся в сословные школы, наличие значительного числа свободных мест в церковных причтах региона в середине XVIII в. как результат нежелания местного духовенства отдавать своих детей в сословно-нрофессиопальные школы2.

В исследованиях других авторов, разрабатывавших историю церкви Оренбургского края, проблема духовного образования была обойдена вниманием. Даже в солидном труде Н.М.Чернавского линия духовного образования была прослежена недостаточно четко и не получила сколь-нибудь полного раскрытия3.

Проведённый историографический обзор демонстрирует недостаточную изученность истории духовной школы в России и практически полное отсутствие исследований по этой проблеме в отношении Оренбургской епархии. После 1917 г. духовное образование как самостоятельная тема вообще оказалась вне поля зрения историков. Такая ситуация, подчеркивая актуальность темы в научном плане, делает необходимым воссоздание более подробной картины развития системы духовного образования в России в сравнении с той, которая наличествует в отечественной историографии.

Цель и задачи исследования. Целью работы является выявление содержания процесса становления и развития системы духовного образования в Оренбургской епархии во второй половине XIX -начале XX вв. в связи с общими тенденциями, отмечавшимися в развитии двух первых этапов духовной школы России. Это предполагает постановку следующих задач:

- проследить возникновение и развитие духовно-учебных заведений, выявить и проанализировать численность и социальный состав учащихся в связи с особенностями церковно-адмииистративного устройства Оренбургской епархии и динамикой церковного строительства в крае;

- проанализировать методы, формы и способы обучения, успеваемость и факторы, оказывавшие на неё влияние, охарактеризовать религиозно-нравственное со-

1 Благонамеренный В. Краткий исторический взгляд на развитие духовного образования в Оренбургском крае // Оренбургские губернские ведомости. 1851. №22-25.

2 Сперанский И. А. Условия образования оренбургского духовенства в прошлом столетии Н Оренбургские епархиальные ведомости. 1897. №11-13.

3 Чернавшш Н.М. Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем. Оренбург. Вып. 1.1900;Вып .11. 1903.

стяиие воспитанников и меры воспитательного воздействия, администратнвно-нреподавательскнй состав духовно-учебных заведений;

- определить специфику, основные тенденции и этапы развития духовной школы Оренбургской епархии на общероссийском фоне, показать динамику, временные срезы и стат ику системы духовного образования, охарактеризовав количественные изменения духовно-учебных заведении, особенности их размещения, движение учащихся в течение учебного года, количество выпускников и их распределение после окончания;

- показать социальную эффективность духовного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе впервые вводимой в научный оборот широкой комплексной базы данных, включающей в себя такие характеристики, как количество, социальный состав, успеваемость, движение учащихся по классам в процессе обучения, соотношение между поступившими в первый класс и окончившими учебные заведения, количество выпускников духовных семинарий л их распределение после окончания, образовательный уровень духовенства и другие, впервые была предпринята попытка определить социальную эффективность духовного образования как в общероссийском, так и в региональном масштабе. В связи с этим были разработаны оценочные критерии и методы количественного измерения эффективности, типология епархий по степени развитости структур духовного образования, показаны особенности церковно-админнсгративного устройства Оренбургской енархии. Для определения социальной эффективности образования был избран комбинированный системный подход, состоящий в том, чтобы соотнести результаты учебно-воспитательного процесса в духовной школе со ставившимися перед нею целями, определявшимися обществом (как традиционной его частью, так и стоящей на рационалистических позициях), духовным ведомством, духовенством и учащимися духовно-учебных заведений, а также задачами, продиктованными необходимостью замещения вакантных священнических и церковнослужительских мест в епархии и повышения образовательного уровня местного духовенства. Условно спектр этих требований и соответствии с субъектами их предъявления обозначен как социальный, ведомственный, сословный и региональный (епархиальный) заказы. Помимо этого, социальная эффективность определяется и во внутреннем - педагогическом - аспекте.

Построение большинства выводов на беспристрастном статистическом материале позволило, избежав субъективных крайностей в оценке, конкретизировать представления об основных сторонах жизни духовной школы.

Источшпсоиая база. Наиболее значительную часть источников, привлечённых к исследованию, составляют материалы 11-ти фондов 4-х архивов: Российского Государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного

исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Государственных архивов Оренбургской и Челябинской областей (ГЛОО и ГАЧО). Наиболее высоким информационный потенциал оказался у фондов Учебного Комитета при Св. Синоде, Канцелярии Св. Синода (ф.802 и ф.796 в РГИА), а также Оренбургской духовной семпиарни и Оренбургской духовной консистории (ф.177 и ф. 173 в ГАОО).

К группе источников, включающей в себя законодательные акты, принадлежат Уставы и штаты духовных семинарий и училищ. Они появлялись в периоды реорганизаций, затрагивавших в целом сферу народного образования, представленную системой государственных школ, т. е. Уставы и штаты следует рассматривать как отражение одного из аспектов правительственной политики в области народного образования. Они включали в себя, наряду с общими положениями, определявшими основные задачи, тип и устройство учебного заведения, правила приёма в него, главные принципы функционирования, и главы, раскрывающие общие положения: об адмшшстративно-преподавательском составе и других служащих, управлении н осуществлении учебно-воспитательного процесса, бытовом устройстве учащихся, правах выпускников, расписание учебных предметов. Штаты определяли число лиц административно-преподавательского состава, их учебную нагрузку и годовые оклады.

Особое значение для нашего исследования имеет отчетная документация делопроизводственного комплекса источников - отчеты администраций учебных заведений и отчеты членов-ревизоров Учебного Комитета (центрального органа, осуществлявшего управление духовным образованием) о проведённых ими ревизиях на местах. Они отличаются от других возможных источников прежде всего определённой унификацией, более широким спектром и компактностью содержащейся информации.

Помимо данных о численности, социальном составе учеников, преподавателях, характеристики успеваемости и поведения учащихся, состоянии здоровья и быта, характерных для большинства отчётов с мест, встречаются и сведения из истории учебных заведений, описание чх особенностей и имевших место происшествий. В то же время, периодичность отдельных разделов отчётов из года в год носила случайный характер, а сообщаемые сведения излагались в разновариантной форме. Со временем язык и форма отчётов приобретают более сдержанный, академический и унифицированный характер. Для данной группы источников характерно также неадекватное отражение действительного положения дел, вытекающее из стремления подать результаты своей работы в наиболее благоприятном свете. И если данные, выражавшиеся количественными характеристиками, фальсифицировать было рискованно вследствие возможности лёгкого установления искажения

путём проверки этих цифр па документальном основании, то относительно приёмов и методов преподавания содержание отчётов даёт не столько объективную картину реального, сколько передаёт представления авторов об идеальной практике педагогического искусства, приближенной к соответствующим рекомендациям Учебного Комитета.

В отчетах членов-ревизоров Учебного Комитета, как правило, даётся не статическое отражение увиденного за несколько дней ревизии, а краткий обзор по основным позициям изменений, произошедших за период, истекший со времени последней ревизии. Помимо част сведений, дублирующих училищно-семинарские отчёты, здесь присутствуют извлечения из записей в журналах заседаний правлений, анализируются журналы успеваемости н поведения. Ценным является изложение содержания личных бесед с представителями административно-преподавательского состава, которое даёт представление о педагогических воззрениях конкретных людей, показывает взаимоотношения в коллективах. В разное время духовно-учебные заведения Оренбургской епархии проверяли С.В.Керский. С.П.Мнропольскпй, С.П.Григоревскнн. Д.И.Тихомиров - члены-ревизоры Комитета, видные деятели духовного образования. В целом отчёты административных лиц учебных заведений и ревизоров Комитета взаимно дополняют и уточняют друг друга.

Значительный интерес представляют журналы и протоколы заседаний Предсо-борпого Присутствия, начавшего свою работу в марте 1906 г. для обсуждения аспектов церковной реформы накануне предполагавшегося созыва Поместного Собора РГ1Ц. Вопросы преобразования духовно-учебных заведений рассматривал У-й отдел Присутствия. Журналы и протоколы его заседаний дают представление о спектре мнений по проблеме реформы духовной школы.

Были также использованы отзывы епархиальных архиереев, представленные в Св.Спнод, по вопросу о церковной реформе. Среди ответов на поставленные вопросы преосвященные изложили свои мнения об оптимальной системе духовного образования. Анализ данных высказываний определяет позицию, занимаемую высшими церковными иерархами, по проблеме реорганизации духовной школы.

Издававшийся в Санкт-Петербурге с 1888 г. по 1916 г. "Циркуляр по духовно-учебному ведомству" содержит богатый статистический материал, характеризующий многие стороны жизнедеятельности духовной школы, систематизирующий данные, поступавшие из духовно-учебных заведений страны в адрес Учебного Комитета. Однако, недисциплинированность правлений отдельных.училищ н семинарий, не представлявших своевременно данные, делает невозможным воссоздание полной панорамы духовного образования в России за тот период, в течение которого Комитет собирал сведения - с конца 1890-х годов по 1912 год. Это затрудняет

сравнительную характеристику общероссийской и региональной систем духовного образования.

Дополнительный статистический материал находится в архивном фонде Учебного Комитета. До настоящего времени он не систематизирован в полной мере и не введён в научный оборот. Его использование позволяет проследить динамику количественных характеристик духовной школы до 1915/16 учебного года. Правда, за этот учебный год данные носят очень неполный характер. Поступившие с мест сведения довольно часто содержат ошибки, причиной которых была элементарная небрежность служащих духовных консисторий. Иногда в графах формуляров, присланных с мест, приведены заведомо неверные цифры, ошибочность которых легко устанавливается путём сравнения их с другими данными. Данные по отдельным социальным категориям бывают растворены среди остальных и в ряде случаев нет возможности их четко разграничить. Поэтому при исправлении ошибок исследователь встречается с многочисленными трудностями, оказывающимися подчас неразрешимыми.

Из периодической печати в работе были использованы светские и церковные издания, как центральные, так и местные - губернского и епархиального масштаба. Значительная часть их использовалась в качестве историографических источников. Из общего ряда источников данного вида наибольший интерес для нашего исследования представляли "Оренбургские епархиальные ведомости", выходившие с 1873 года до января 1918 года. В их официальной части печатались распоряжения епархиальной и вышестоящих властей, извлечения из отчетов обер-прокурора Св.Синода, сведения о продвижении по службе (в том числе и преподавателей духовно-учебных заведений), награждении клириков, финансовые отчеты, протоколы и журналы заседаний съездов духовенства, училищных правлений, публиковались и выдержки из отчетов о состоянии духовных училищ и семинарии. Неофициальный отдел составляли в основном поучения, статьи миссионерского характера, против раскола, по истории края.

Из мемуаров использовались воспоминания, относящиеся к истории духовно-учебных заведений как Оренбургского края, так и других регионов России. При работе с ними, как правило, приходилось решать несколько задач: устанавливать авторство, время и место действия, достоверность сообщаемых фактов. Круг воспоминаний выпускников и преподавателей духовных школ Оренбургского края, который удалось выявить, оказался достаточно узок, но хронологически охватывает весь период.

При использовании метода сравнительного анализа в работе со всем комплексом источников и привлечении результатов трудов исследователей дореволюцион-

кого периода представленная источниковая база видится вполне достаточной для решения сформулированных задач.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут бьпь использованы при написании научных трудов но истории церкви п народно-то образования как в отдельных регионах страны, так и в России в целом; в чтении лекций н спецкурсов, в краеведческих изысканиях; а также при реализации программы возрождения духовной школы.

Апробация работы. Текст диссертации обсуждался на заседаниях кафедр истории дореволюционной России и новейшей истории России Челябинского государственного университета. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на международной (Челябинск, 1995 г.) и региональных (Челябинск, 1991, 1993, 1995 гг.) конференциях, трёх статьях и двух тезисах.

Структура исследования обусловлена поставленными задачами и внутренней его логикой и включает в себя введение, три главы, заключение, примечания, список использованных источников и литературы, а также 28 приложений.

Основное содержание диссертации

В первой главе "Духовное образование в дореформенный период" рассматриваются основные тенденции и этапы развития духовной школы в России, становление системы духовного образования в Оренбургском крае до середины XIX в., соеюяпне духовно-учебных заведений Оренбургской епархии накануне их преобразования в 1873 г. rio новому Уставу 1867 года.

Период становления н первоначального оформления системы духовного образования в России отнесён к XVI-XVII вв., несмотря на синкретизм, нерасчленённость мировосприятия и духовной жизни большей части данного периода, а также отсутствие постоянно функционировавшей школы как регулярного церковного и государственного института.

Па следующем этапе (1700 - 1760-е гг.) специальные духовные школы, вследствие утилитарного подхода государства к вопросам образования, развиваются иод ведением не центральной, а епархиальных властей и финансируются за счет местных источников.

На третьем этапе (1760-е - 1808 гг.) школы приобретают общецерковный и общегосударственный характер, вовлекаясь в регулярную единую образовательную структуру, получают классическое оформление. Дифференцируются ступени образования.

В период с 1808 по 1839 тт. развитие духовного образования направляется Комиссией духовных училищ при Св.Синоде, более четко структурируются этапы образования, между программами которых по вертикали устанавливается строгая преемственность, впервые принимаются Уставы. Школьная сеть была разделена на

духовно-учебные округа во главе с академиями. Эти преобразования вполне вписывались в основные начала и принципы осуществлённой ранее реорганизации общеобразовательной системы.

На последующем этапе (1839-1867) была предпринята попытка вместо получившего формальное направление классицизма придать духовной школе реальный характер. Успехом она не увенчалась, но деформировала программы, изменив весь строй учебной жизни.

В Оренбургском крае первые догматические школы, в которых основное внимание уделялось изучению богослужения и катихизнса, возникли в 1740-е гг. в Оренбурге и Яицком городке, но дальнейшая их судьба не прослеживается. В 1803 г. русские духовные училища были открыты в Оренбурге, Бугульме, Мензелинске и вместе с Челябинским, ранее преобразованным из школы грамоты для детей духовенства, их стало 4. Однако, из-за недостатка средств в 1807-09 гг. они прекратили существование. Первым средним учебным заведением края стала Оренбургская духовная семинария, открывшаяся в Уфе в 1800 году. В 1819 г. от неё отделилось Уфимское училище, а в 1830-31 гг. были открыты уездные и приходские духовные училища в Челябинске и Бугульме, но последнее перешло в 1851 году к Самарской епархии. В этот период духовно-учебные заведения играли важную общеобразовательную и просветительскую роль на Южном Урале. В 1850 г. и духовных училищах епархии обучалось 542 человека, в семинарии - 169 человек.

После разделения в 1859 г. единой епархии на Уфимскую и Оренбургскую в последней осталась одна начальная духовная школа в Челябинске, но уже в 1860 г. было открыто училище и в Оренбурге. Из 103 учащихся в 1868 г. в Оренбургском училище 96,1% были детьми духовенства. В Челябинском училище этот показатель составлял в 1873 г. 93,1% от 116 человек. Средний процент неуспевающих равнялся 29,3% и 21,6% соответственно. При этом выпускники Челябинского училища в конце 1860-х -начале 1870-х гг. лучше других выглядели на вступительных экзаменах в Уфимскую духовную семинарию - их средний балл но шести предметам колебался между 2,92 и 2,98. Особняком стояло Уральское училище, готовившее церковнослужителей для местных единоверческих церквей. Открыто оно было в 1859 г., но в качестве штатного утверждено Св.Синодом лишь в 1863 г. Хотя и после этого училище было предоставлено само себе: реформа его коснулась только в 1878 г., финансирование шло исключительно за счет местных источников, циркуляры и методические материалы из Св.Синода и Учебного Комитета не поступали, а ревизор впервые посетил его в 1880 г. Всё это в совокупности определяло отставание училища от других.

Почти все преподаватели училищ происходили из духовного звания. Их возраст колебался от 19 до 44 лет. Духовные академии окончило 10,5%, семинарии - 78,9%,

ниже среднего образование имело 5,3%. Оплата труда преподавателей осуществлялась но утверждённым ещё в 1836 г. ставкам, которые были значительно меньше тарифных ставок служащих Министерства народного просвещения. В преподавании господствовали схоластика и словесно-догматические методы. Физические наказания учеников были вполне обычным явлением.

Низкая успеваемость, преобладание методов обучения, которые не только не развивали познавательных сил учащихся, но и не обеспечивали даже понимания изучаемого материала, отсутствие разработанной воспитательной системы требовали реформирования духовной школы.

Во второй главе "Духовная школа пореформенного периода" анализируются Уставы 1867 и 1884 гг., особенности церковно-административпого устройства Оренбургской епархии, обуславливающие структуру духовно-учебных заведений, деятельность духовных училищ и семинарии.

Подготовительная работа по реорганизации духовного образования, начатая в 1858 г., завершилась принятием новых Уставов и штатов в 1867 г. Сословность духовного образования была ликвидирована - оно было открыто для всех желающих из других социальных групп, но сохранялись пережитки сословной замкнутости в виде создания для детей духовенства определённых льгот по сравнению с учащимися, принадлежавшими к другим сословным категориям. Перед училищами была поставлена цель "первоначального образования" детей духовенства, семинарии готовили "к служению Православной Церкви". Персоналу была предоставлена автономия в вопросах внутренней жизни духовно-учебных заведений, административные должности становились выборными, духовенство получало возможность воздействовать на ход учебно-воспитательного процесса. Лежавший в основе образования классицизм был не только сохранён, но и принял гипертрофированные размеры. Штат преподавателей увеличился, оплата возросла, но по-прежнему была ниже, чем в гимназиях. Увеличивались государственные ассигнования. Созданный в 1867 г. для управления духовным образованием Учебный Комитет подчинялся обер-прокурору и был лишен самостоятельности по избранию обсуждаемых в нём вопросов.

11а рубеже 1870-х и 1880-х гг. духовная школа вступила в следующий период своею существования. Главным соображением, определившим внесение изменений, было стремление поставить функционирование системы духовного образования на службу её главной задаче - обеспечить подготовленными кадрами духовное ведомство. На это проецировалась тенденция упростить управление жизнью школы путём его бюрократической централизации. Наметившиеся изменения были закреплены в Уставах 1884 г., в которых проявился отход от демократических принципов: было покончено с выборным началом, влияние духовенства на жизнь ду-

ховно-учебпых заведений было ограничено хозяйственной сферой. В программах снизился удельный вес классических языков, и возросла доля общеобразовательных предметов и специальных церковно-богослоаских.

Географическое положение Оренбургской епархии обуславливало ряд специфических особенностей демографического, этнического, социального и конфессионального характера. В свою очередь эти особенности определяли недостаточную степень развития церковных структур, их слабое проникновение и укоренение на местной почве. Эго выражалось в следующих моментах: а) недостаточное количество церквей и приходов; б) отсутствие крупных авторитетных монастырей, имеющих прочные традиции; в) немногочисленность и низкий удельный вес духовенства. В совокупности это определяло слаборазветвлённуш сеть духовно-учебных заведений.

Количество учащихся в духовных училищах с начала 1870-х до начала 1890-х годов увеличилось: в 1,3 раза в Челябинском, в 2,2 раза в Оренбургском и в 3,7 раза в Уральском. Причинами этого были абсолютный рост духовенства (с 1880 по 1890 гг. его прирост в Оренбургском крае составил 59,3%, в то время как по России в целом - лишь 0,4%), связанный с активным церковным строительством в крае, и увеличение доли учащихся из других социальных слоев, которая по отдельным училищам возросла в 3-5 раз. В Уральске иносословные ученики составляли основную массу обучавшихся -до 79%- и были представлены казаками; в Оренбурге - до 44%; в Челябинске - до 25%. В двух последних это были в основном дети мещан, почетных граждан, купцов, чиновников. Особое внимание к нуждам училища и заботу о нём проявляло духовенство Челябинского округа, выделяя значительные суммы на училищные нужды. В результате этого по успеваемости и в нравственном отношении ученики Челябинского училища в 1880-е гг. отличались в лучшую сторону от своих сверстников, учившихся в Оренбурге, Уральске и Уфе. В конце 1880-х гг. неуспеваемость значительно снизилась, средний балл по предметам во всех училищах равнялся 3,18. На успеваемость оказывали влияние факторы как внутреннего (текучка и недостаточная подготовленность преподавателей, методы обучения, степень доучшшщнон подготовки и обучаемости детей), так и внешнего (бытовые условия) порядка.

Новые педагогические и дидактические идеи не стали органичной частью педагогической практики. Состав преподавательского персонала качественно улучшился. Нравственные качества учащихся мало изменились по сравнению с дореформенным периодом и в 1880-е гг. Наиболее часто встречавшиеся проступки были связаны с нарушением правил внутреннего распорядка, проявлением враждебности по отношению к взрослым, немотивированной жестокостью в общении со сверстниками, по встречалось и антисоциальное поведение. Корни этого крылись в

доучнлпщном воспитании и внешкольной обстановке. Среди мер воспитательного воздействия по-прежнему встречались унизительные и жестокие наказания.

В 1884 г. система духовно-учебных заведений епархии приобрела законченный характер - была открыта семинария в Оренбурге. Успеваемость по различным предметам колебалась от 2,97 до 4,13 балла. Положительное преобразующее влияние обучения в семинарии сказывалось в том, что успеваемость в старших классах была выше, чем в младших. В арсенале педагогического мастерства преподавателей встречались разнообразные методы, приёмы и способы обучения, в том числе и передовые, хотя последние применялись лишь некоторыми наставниками. Приехавшие из разных мест в Оренбургскую семинарию молодые люди представляли трудный в воспитательном отношении материал. Администрации приходилось прикладывать немало усилий для установления контакта с учащимися и должной дисциплины.

Главной причиной, сдерживавшей разлитие духовной школы во в юрой половине XIX п., была ранняя специализация и объединение общего и специального образования в рамках школы духовного ведомства. Духовные училища, как неполноценный тип повышенной начальной школы, о силу своей специфики могли служить лишь подютовптсльноп ступенькой к семинарии. Л учащиеся семинарий в 1878 г. были лишены свободы выбора образования после получения общ-то среднего. Вследствие сословно-элитарного принципа, лежавшего в основе правительственной политики в области образования, а также неудовлетворительного материального и приниженного общественного положения значительной части духовенства духовные учебные заведения стремительно тераш; саой престиж, начинали привлекать в основном детей бедных клириков и выходцев из более низких но своему социальному статусу групп населения.

В зрелей главе "Кризис и пути реформирования духовной школы в начале XX века" рассматривается развитие духовно-учебных заведений епархии в условиях кризиса системы подготовки кадров для церкви и поиска оптимального варианта сё реорганизации, определяется эффективность духовного образования.

Окончательно сложившись во второй половине XIX в., система духовно-учебных заведений в России не претерпела существенных изменении в начале XX века. Нам удалось установить, что на 1915 г. в стране действовали 4 духовные академии, 58 семинарий и 185 училищ. В средней духовной школе обучалось 23303 человека, в начальной - 31154. По степени развитости структуры духовного образования епархии делились на 4 группы: 1) не имевшие духовно-учебных заведений; 2) с незавершенной структурой - без семинарии; 3) со среднеразвитой структурой -семинария и 1-3 училища; 4) с- разветвлённой сегыо духовных лткол - семинария и 4-7 училищ. Оренбургская епархия относилась к третьей группе. В ней после пере-

дачи Уральской области Самарской елархни в 1908 г. осталось 2 училища и семинария. В 1900 г. в трёх училищах было 479 учащихся, в 1908 - 612. За последующий период 1908-16 гг. по двум училищам численность возросла всего на 3,8%. Статичность системы духовного образования в этот период показывает, что она остановилась в своём развитии, исчерпав ресурсы, и для её реанимации требовалось внесение изменений.

Ограничение приёма иносословных 10%-ной нормой, проводившееся в 19001909 гг., вызвало снижение общего числа учащихся училищ по стране, с 1898 по 1906 г. оно уменьшилось с 31685 до 27513 человек - на 13,2%. В Оренбургском и Челябинском училищах доля иносословных снизилась примерно в 2 раза, и это затормозило рост общего числа учащихся. В Уральском - по-прежнему иносослов-ные составляли большинство, так как местное духовенство было малочисленным. В Оренбургской семинарии этот показатель снизился в 2 раза, и, как следствие, приостановился рост числа обучавшихся.

В 1913-14 учебном году неуспеваемость годовая и средняя (определявшаяся с учетом экзаменационных оценок) в Оренбургском училище составляла 42,1% и 33,1% соответственно, в Челябинском - 28% и 17%. По 185 духовным училищам России первый показатель колебался от7% до 63%, второй - в пределах 5%-56%. В Оренбургской семинарии особенно высокой неуспеваемостью постоянно отличался 1 -й класс.

Волнения, охватившие духовно-учебные заведения, не обошли стороной и Оренбургскую семинарию. В октябре 1905 г. учащиеся провели забастовку, выдвинув требования коренной реформы средней школы. Под воздействием этих событий был смягчен режим внутрисеминарской жизни, и одновременно была усилена разъяснительная и воспитательная работа. За первое десятилетие XX в. жизнь семинарии стала более насыщенной. Но усилия и успехи педагогических коллективов отдельных семинарий были не в состоянии нормализовать обстановку в целом. Духовную школу продолжало лихорадить, чему способствовала и общая политическая обстановка в стране.

В конце 1905 г. 57 епархиальных преосвященных высказались по вопросу о реформе духовной школы. Большая часть архиерейского корпуса предложила ломку традиционного, давно сложившегося типа школы, адекватно оценивая ситуацию. В 1906 г. проходили заседания Предсоборного Присутствия, V-й отдел которого обсуждал вопрос о преобразовании духовно-учебных заведений. В работе принимали участие церковные иерархи, белые священники, профессора духовных академий. При голосовании на последнем заседании сторонники кардинальной реформы, выступавшие за отделение специальной пастырской школы от общеобразовательной, оказались в меньшинстве. Временные правила, разработанные Учебным

Комитетом в 1906 г., преодолели гипертрофированный классицизм, расширили преподавание общеобразовательных предметов, более рационально перегруппировали часы по специальным дисциплинам, улучшили воспитательную работу, расширили самоуправление. Свой проект реформы, предлагавший строгое разделение общего и специального образования в рамках духовной школы, предлагали и преподаватели Оренбургской семинарии. Однако, на практике необходимые преобразования в полной мере не были осуществлены.

В период подготовки к Собору РПЦ в 1917 г. был наконец разработан проект, разрешивший основное противоречие духовного образования, устранив преждевременную специализацию, делавшую учащихся заложниками духовной школы, и отделив общее образование от высшего специального богословского. Но времени на ею реализацию отпущено уже не было.

При определении эффективности предметом преимущественного внимания были избраны социальный и педагогический аспекты. Отрасль специального образования - духовное - выступает в качестве системы, а духовно-учебные заведения Оренбургской епархии являются подсистемой. Задача определения эффективности решается во внутреннем аспекте - педагогическом (с точки зрения достижения лучших учебно-воспитательных результатов при минимуме затрат различного рода) и на трёх внешних, отличающихся по степени оиосредованности, уровнях относительно системы и подсистемы. На четвёртом уровне, в силу его специфики, эффект ивность определяется лишь по отношению к подсистеме.

I. Педагогический аспект. В духовно-учебных заведениях не были окончательно изжиты устаревшие методы и приёмы образования, а методика преподавания специальных предметов была не разработана, их изучение шло по устаревшим учебным пособиям. Система воспитания отличалась явным несовершенством. В сумме это порождало негативное отношение учащихся к специальным предметам богословского характера и укладу жизни духовной школы, то еегь приносило прямо противоположный результат.

2. Социальный заказ. Российское общество нуждалось в специалистах различного профиля, в том числе и в квалифицированных священнослужителях. Среднее богословское образование открывало перед выпускниками семинарий достаточно широкие перспективы и содержало в себе возможности для непрерывного образования, но всё же проигрывало в этом отношении светскому. В начале XX в. от 34% до 37% выпускников средних духовных школ устраивали свою дальнейшую жизнь вне связи с духовным ведомством. 4% окончивших Оренбургскую семинарию уходило на гражданскую службу, 6% - учителями светских школ, 23% поступало в светские ВУЗы. Но потребности религиозно настроенной части общества в резуль-

тате функционирования системы духовного образования удовлетворялись не в полной мере.

3. Профессиональный (ведомственный) заказ был обусловлен потребностью церкви в получении квалифицированных кадров. Он находился в определённом противоречии с более обширным и ёмким социальным заказом. В ходе обучения в

„ семинарии её оставляло в течении учебного года 10-12% учащихся, из которых 1/5 поступала в светские учебные заведения. В 1914 г. Оренбургскую семинарию окончило 46,8% от поступивших в 1907 г. в первый класс, что соответствовало среднему показателю по всем духовным семинариям России - 46,98%. Из выпускников Оренбургской семинарии в 1890-е годы в духовном ведомстве оставалось 77%, в XX в. это число сократилось до 60%, что, однако, было больше, чем в среднем по России, причём большая часть поступала на епархиальную службу. В 1906-12 гг. 37% окончивших семинарию стало священниками. Учитывая значительные потери учащихся и выпускников, а также сравнивая затраты на их обучение с полученными результатами, следует сделать вывод о том, что на данном уровне эффективность была значительно ниже по сравнению с первым.

4. Сословный заказ. Духовенство было заинтересовано в предоставлении детям образования, которое могло бы обеспечить более высокий социальный статус и материальное положение. На это же в перспективе были нацелены и учащиеся. И родители, и дети при этом т ребовали возможности свободного выбора профессии. Взгляд значительной части учащихся на духовное образование нашёл отражение в петициях во время волнений в семинариях. Можно сделать вывод, что духовная школа не удовлетворяла ни само духовенство, ни учеников.

5. Региональный (епархиальный) заказ. В епархии постоянно ощущался кадровый дефицит приходского духовенства. Выпускники семинарии оказывались не в состоянии его покрыть. Кроме того, остро ощущался качественный дефицит - нехватка квалифицированных кадров. В 1910 г. высшее и среднее образование в епархии имело только 47,8% протоиереев и священников. Почти все псаломщики и все дьяконы имели образование ниже среднего. Бурный рост церковного строительства, вызванный активной колонизацией территории епархии, диктовал задачу увеличения кадров духовенства, но существующая система духовного образования была не в состоянии с ней справиться.

В заключении диссертации подведены итоги и обобщены результаты исследования.

В ходе модернизации переносимые на национальную почву стандарты индустриального общества вступали в противоречие с системой ценностей духовной жизни, сформировавшейся в России под непосредственным влиянием православия. Поэтому РПЦ особенно болезненно переживала процесс буржуазной трансформа-

ции российского общества. Великие реформы не изменили институционального статуса церкви, не освободили её от государственной зависимости. В этих условиях политика в области духовного образования относилась к прерогативам государе! ва, а не самой церкви. Западный опыт организации подготовки кадров духовенства оказывался во многом неприемлемым из-за присущего Католической Церкви клерикализма. Подлинная реформа духовного образования была возможна лишь после осуществления общей церковной реформы, после обретения церковью канонического устройства. Эволюция духовного образования во второй половине XIX - начале XX вв. протекает отчала в русле консервативно-реформистского курса Александра II, который затем сменяется ориентацией Александра Ш на консервативные национальные идеалы, а под воздействием общественных потрясений начала XX столетия вновь наблюдаются попытки отхода от изоляционистской тенденции и реабилитации смягченного по отношению к церкви государственного курса.

Духовная школа Орсибуртской епархии в составе системы духовного образования России прошла сложный и противоречивый путь, который определялся как общероссийскими, так и региональными факторами. Учебно-воспитательный процесс осуществлялся в соответствии с законодательными актами, циркулярными указаниями Св.Синода и рекомендациями Учебного Комитета. Централизованная подготовка педагогических кадров в четырёх духовных академиях предполагала примерно равноценное качество административно-преподавательского состава духовных училищ и семинарий страны. По степени развитости структур духовного образования Оренбургская епархия принадлежала к группе церковно-админнсгративных единиц со среднеразвитой сетью духовно-учебных заведений (данная группа была самой многочисленной: на 1915 г. в неё входила 31 епархия из 62-х).

Реформа 1867 г. не ликвидировала главные недостатки духовной школы: объединение общего и специального образовании, раннюю специализацию, остатки сословности. Предоставление старшеклассникам и выпускникам семинарии свободного выбора дальнейшего рода деятельности привело к оттоку учащихся из школ духовного ведомства. Данная ситуация стала закономерным следствием падения авторитета церкви. Несоответствующее высокому пастырскому предназначению материальное и общественное положение значительной части духовенства лишало службу в духовном ведомстве привлекательности в глазах молодёжи. Духовно-учебные заведения сохраняли определённую притягательность лишь для слоев традиционного общества. В стремлении привести функционирование системы духовного образования в соответствие с непосредственной задачей специальной школы в конце 1870-х -1880-х гг. был предпрпнят ряд мер, направленных на

сдерживание оттока учащихся старших классов и выпускников семинарий из духовного ведомства. Но это привело к обратному результату. Под воздействием волнений, охвативших семинарии в начале XX века, начался поиск выхода из кризисной ситуации, затянувшийся до 1917 г., когда был, наконец, подготовлен проект, перестраивавший систему духовного образования па принципиально новых основах.

В Оренбургской епархии во второй половине XIX в. неразвитость церковных структур определяло и упрощенную систему духовного образования. В условиях акшвиых миграционных процессов в крае более интенсивными темпами разворачивается церковное строительство. С 1863 по 1915 гг. православная паства увеличилась на 280%, количество церквей - на 338%, численность духовенства - па 169%. Возрастание числа приходских клириков с одной стороны увеличивало потенциальный контингент учащихся духовно-учебных заведений, а с другой - ставило перед системой духовного образования края задачу увеличения выпуска кадров. Число обучающихся в трёх духовных училищах епархии с 1878 г. по 1908 г. увеличилось на 265%, количество учащихся семинарий с 1897 г. по 1916 г. возросло па

Несмотря па богатый внутренний потенциал, заложенный самим назначением духовной школы, её деятельность оказывалась малоэффективной. Существовавшая система духовного образования не удовлетворяла потребности религиозной части общества, запросы духовенства и учащихся, оказывалась не в состоянии справиться с кадровым дефицитом как в количественном, гак и в качественном отношении.

Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:

1. 11ачальное образование на Южном Урале в конце XVIII - начале ХХвв. //Народное образование на Урале в XVIII- начале XX вв. : Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С.-)-12. (Соавт. Н.Н.Ллеврас)

2. Учшедьство Южною Урала периода капитализма //Проблемы социально-политической истории Урала XIX - начала XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1991. С. 132-НО.

3. Русское православное духовенство во второй половине XIX -начале XX веков 1/ Социалыю-нолшнческне инеппугы провинциальной России (XVI - начало XX веков) / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1993. С.76-93.

4. Духовенство Челябинска накануне революции (численное 1ь, образовательный уровень, ма1ериальное положение) II Города Урала в контексте русской культуры : Тез. докл. юбилей», регион, научн. конф. Центр нст.-культурк. наследия г.Челябинска. Челябинск, 1993. С.88-90.

5. Особенности церковно-адмшшетрапшного устройства Оренбургской епархии (2-я половина XIX - начало XX вв.) И Россия и Восток : Проблемы взаимодействия : Тез. докл. 3-й Междуиародн. науч. конф. 29 мая-4 июня 1995 г. Часть 11. С.45-48.

120%.