автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Две коптские рукописи из Наг Хаммади как источник по изучению связей гностицизма и религии Древнего Египта

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Грицай, Светлана Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Две коптские рукописи из Наг Хаммади как источник по изучению связей гностицизма и религии Древнего Египта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Грицай, Светлана Ивановна

Введение

Глава I. Коптские документы из Наг Хаммади

§ I. История собрания коптских рукописей и его характер.

§ 2. Характеристика документов: особенности П кодекса и его датирование; .Ипостась архонтов"; датирование текста .ИА" и определение места ее создания; атрибуция .НА" гностической секте; соотношение оригинальных сочинений и патриотических свидетельств; псефианская гностическая система"; композиционные особенности .ИА"; возможные источники .ИА"; использование элементов иудейской религии в .ИА"; христианский элемент в . ИА"; »»Трактат без названия"; датирование текста „Трактата" и определение места его создания; источники »»Трактата" и его композиционные особенности; иудейские и христианские черты в •• Трактате"; диалект коптских текстов

§ 3. Историография сочинений.

§ 4. Египетские элементы в текстах

Глава П. Развитие гностических мифологических сюжетов

§ I. Гностическая интерпретация образов культовых животных Египта

§ 2. Изображение образа .духовной" Евы в «Ипостаси архонтов" и .Трактате без названия"

§ 3. Гностическая вариация мифа о космогоническом яйце.

Глава Ш. Особенности гностической космогонии в .Ипостаси архонтов" и .Трактате без названия"

§ I. Понятие .хаос"

§ 2. Представление о демиурге

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Грицай, Светлана Ивановна

В основу данной работы положено исследование двух гностических документов на коптском языке из коптского рукописного собрания в Наг Хаммади (Верхний Египет). Эти сочинения - ».Ипостась архонтов" и «Трактат без названия",- ранее никогда не рассматривались в советской исторической литературе. Поэтому введение данных текстов в научный оборот советских исследователей составляет самостоятельную задачу диссертации. С этой целью мы приводим полный перевод этих текстов на русский язык, сделанный впервые, а также подробный комментарий их основополагающих мифологических сюжетов и концепций, отражающих самую суть гностического мироощущения.

В ходе работы «Ипостась архонтов" и „Трактат без названия" подвергаются тщательному источниковедческшу анализу. Они рассматриваются сначала в составе всего фонда рукописей, история которого до сих пор еще окончательно не выяснена, однако, целостный характер собрания, определяемый особым подбором сочинений и их взаимосвязью, не вызывает сомнений. На основании ряда палеографических свидетельств документов, а также определенных особенностей исторической обстановки создаются две основные рабочие гипотезы происхождения коптского фонда: как собрания гностической секты и как части монастырской библиотеки Пахома. В этой связи поднимается вопрос о взаимоотношениях гностицизма и раннего христианства, о возможных путях их развития и взаимовлияний. Изучение сочинений в составе П кодекса документов позволяет с достаточной точностью их датировать и определить их предназначение как «учебных книг".

Дальнейшее исследование «Ипостаси архонтов" и «Трактата без названия" сопряжено со значительными трудностями ввиду переводного характера сочинений. Благодаря ряду обстоятельств филологического и исторического порядка удается установить, что они (как и большинство оригиналов сочинений из Наг Хаммади) были переведены с греческого языка. Таким образом, перед нами - коптские переводы (списки переводов), греческие оригиналы которых утрачены. Поэтому датирование этих гипотетических оригиналов (протографов коптских документов), определение места их создания, атрибуция проводятся с большой осторожностью. Причем сведения для этого мы черпаем лишь из особенностей содержания текстов - отражения в них известных религиозно-философских концепций периода (греко-эллинистической философии и религии, иудейских и христианских элементов), особого отношения автора к Египту, нехарактерного для других сочинений гностиков, и пр.

При невозможности возведения текстов к архетипу, мы лишь попытаемся определить их вероятные источники, которых было, по-видимому, несколько, рассмотрев для этого композицию иные и жанровые особенности »,Ипостаси архонтов" и .Трактата без названия" и выделив в них две редакции - нехристианскую гностическую и христианизированную гностическую. С другой стороны, наличие двух редакций указывает на сложную историю текстов и на их последующее соприкосновение с христианскими группами.

Труднейшим оказывается вопрос об атрибуции этих анонимных сочинений определенной секте гностиков. Он рассматривается в связи с патриотическими свидетельствами о гностических доктринах, при сопоставлении с которыми оригинальные тексты обнаруживают ряд серьезных противоречий: в частности, гностические сочинения не вполне поддаются известной классификации ересеологов. Учитывая всю важность и полноту патриотических описаний сект гностиков, мы трактуем оригинальные гностические сочинения не как целенаправленное выражение учения одной секты, а как отражение части гностической мифологии, обусловленное специальными задачами именно данного произведения. При этом мы коснемся тех особенностей содержания и формы исследуемых сочинений, которые позволяют объединить их с рядом других гностических текстов в определенную систему. Документы этой большой группы относятся к так называемому »»сефиан-скому" направлению гностицизма, определяемому как нехристианский по характеру, с преобладанием в нем элементов иудейской религии.

Соответственно, в данной работе »Ипостась архонтов" и »»Трактат без названия" рассматриваются в качестве гностических сочинений, ярких представителей »»нехристианского гностицизма", в дальнейшем подвергшихся незначительной христианизации. Вторичный христианский элемент в этих документах не заслоняет оригинальных гностических мифологических построений и отнюдь не сливается с ними. С другой стороны, широкое использование в сочинениях представлений иудейской религии (подчас в особой гностической интерпретации) заставляет обратить внимание на возможность контактов авторов этих текстов с иудейской средой. Однако иудейские элементы в документах -недостаточное свидетельство их иудейского происхождения. Они лишь создают представление о гностицизме как идеологическом явлении, возникшем в непосредственной близости к иудаизму.

Таким образом, рассмотрев тексты с нескольких возможных сторон, мы не ставим себе целью восстановить и проследить их историю - от греческих гностических сочинений до их переводов на коптский (сделанных, вероятно, в другом месте, нежели Наг Хаммади) и дальше -до известных нам списков, навденных в Наг Хаммади. Очевидно, к решению этой задачи, связанной с изучением распространения гностических учений, их постепенного и постоянного развития, дальнейшего обогащения разнородными идеологическими элементами, положения гностических сект в ходе социально-экономического и политического развития общества, т.е. - определением сущности гностицизма, нужно стремиться в дальнейших исследованиях. Теперь же, без новых археологических, исторических, филологических и т.п. данных, эта главная цель недостижима. Поэтому сейчас, на наш взгляд, необходимо ставить более конкретные, частные вопросы, исследование которых способно осветить разные стороны гностического феномена и привести в дальнейшем к его осмыслению в целом. Как частный вопрос исследования египетский вклад в гностицизм изучен менее всего.

Теперь же необходимо определить наше понимание гностицизма. Гностицизм - религиозно-философское течение поздней античности (а вернее, целый ряд течений, объединенных общей идеей »»спасительного знания"),- представляет собой выражение умонастроений переломной эпохи, характеризуемой поиском новых форм религии и путей спасения. Наряду с христианетвсм, раннюю фазу развития которого Ф.Энгельс определяет как .религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (4, с.467)х, гностицизм явился результатом римского владычества в восточных провинциях, одной из форм идеологической борьбы с господством Рима и проявлением начинающегося общего кризиса Римской империи.

Во П-1У вв. религиозно-философская концепция гностицизма стала одной из ведущих форм общественного сознания. Она имела резко асоциальную, очень личностную направленность, обращенную к внутренней жизни человека, и проповедовала сугубо индивидуалистический путь к спасению - на основе самопознания, необходимо влекущего за собой познание мира и бога и слияние с божеством. Постижение гносиса возможно было как в процессе медитации, так и в результате мисти

35 Здесь и далее ссылки на источники и литературу даются в соответствии с порядковым номером издания в списке работ в приложении. ческого озарения и было доступно лишь немногим избранным.

Гностицизм полностью принадлежал современной ему эпохе, и вся ее сложность и противоречивость, многообразие ее культурных традиций, как в зеркале, отразились в неоднозначной природе гностицизма. Гностицизм представлял собой интереснейшее сочетание, сплав разнородных понятий: в нем в причудливом синтезе сосуществуют концепции греко-эллинистической философии и религии, представления иудаизма и христианства, языческие культы восточных богов, а также элементы астрологии, магии и мистики.

В зависимости от этих компонентов гностицизма делались многочисленные попытки установить его происхождение и идейные истоки. Это привело к созданию разного рода «гностических теорий", трактующих гностицизм как «христианскую ересь" (Баур), »»острую эллинизацию христианства" (Гарнак), или же приписывающих ему преимущественно греческую (Шёдер, Бьянки, Бёлиг), иудейскую (Пирсон, Грант, Квиспель) или иранскую основу. Таким образом, существуют две основные тенденции рассмотрения гностицизма: в рамках истории раннего христианства или в качестве культурно-идеологического феномена позднеантичной эпохи и раннего средневековья. Однако порой гностицизм подменяется вневременным понятием »»гносиса", отдельные стороны которого якобы присутствуют в различных религиозно-философских системах многих эпох вплоть до современного экзистенциализма. В данной работе мы не имеем возможности специально остановиться на общих проблемах гностицизма, его взаимоотношениях с современными ему идейными течениями - все эти вопросы очень широки и неоднозначны. Они подробно рассмотрены советскими исследователями гностицизма М.К.Трофимовой и А.И.Сидоровым, а также в зарубежной литературе35. См. список литературы №№ 178,179,190-195,219,291,294,299, 314,340,341,362,363,371,378,383,384,387-389, 398 и др.

В данной работе гностицизм рассматривается как ряд современных христианству идеологических течений, как христианских, так и нехристианских, развивавшихся в общем русле позднеантичной культуры на базе ее разноречивых традиций и явившихся одним из проявлений этой культуры. Таким образом, мы ограничиваем понятие гностицизма хронологическими рамками П-1У вв. При этом нас интересует сугубо определенный аспект гностицизма - преломление в нем египетских религиозно-мифологических представлений и их использование в гностических сюжетах.

Несмотря на явное преобладание в гностицизме первых трех начал (греко-эллинистической религии и философии, элементов христианства и иудаизма), постановка вопроса о возможности восприятия им элементов египетской мифологии представляется нам оправданной и заслуживающей серьезного внимания. Большое количество оригинальных гностических сочинений (и в их числе собрание коптских рукописей в Наг Хаммади, многие из которых - гностические), обнаруженных в Египте, свидетельствует, очевидно, в пользу довольно раннего (нач. Пв.) и достаточно легкого распространения гностицизма в отдельных районах страны. Получив распространение сначала, по-видимому, в Александрии, где действовали наиболее крупные гностические учители Валентин и Василид, гностицизм стал неотъемлемой частью духовной культуры греко-римского Египта. В свою очередь, эллинизированная египетская религия - последняя стадия существования и развития религии династического Египта служила одной из основ этой синтетической культуры. Таким образом, говоря в данной связи о Египте, мы имеем в виду, прежде всего, Александрию - крупнейший центр эллинизации страны, и ее духовную а талосферу, характеризуемую смешением разнородных идеологических традиций. Гностические учения, став частью .александрийской культуры" - понятия гораздо более широкого, чем чисто египетская религия, - в процессе своего дальнейшего развития могли соприкасаться с эллинистической трактовкой известных религиозных представлений, своими корнями уходящих в глубокую египетскую древность.

На разных этапах исследования гностического феномена этот вопрос о египетском наследии в гностицизме так или иначе, поверхностно или глубоко, всегда бывал затронут. Однако специальных работ посвящено ему немного. Еще в конце прошлого века французский египтолог Амелино предложил считать Египет идеологической родиной гностицизма, а египетскую религию - непосредственной основой гностических учений. Его концепция в дальнейшем не подтвердилась, и современные исследователи (например, Блеекер и Какоши) указывают ч уже лишь на некоторое типологическое сходство обоих явлений. Наиболее интересна и показательна в отношении выработки метода исследования последняя специальная работа на эту тему - статья ученого из ГДР Бельтца, в которой он предлагает рассмотреть взаимоотношения гностицизма и древнеегипетской религии в новом ракурсе - устанавливая разные стороны »предрасположенности" эллинистического35 Египта к восприятию гностицизма. При этом ряд существенно важных особенностей возводится к характерным элементам древнеегипетской религии, которые стали неотъемлемой частью религии Египта греко-римской эпохи. Их близость ряду основополагающих концепций гностицизма способствовала более легкому расцространению последнего среди египетского населения. А это обусловило возмож

Здесь и далее мы употребляем термин »эллинистический не в хронологическом, а в феноменологическом его значении, шлея в виду особенности культуры и религии, характеризуемые синтезом западных и восточных элементов, и, таким образом, распространяем этот термин и на римский Египет. ность обратного процесса: проникновения эллинизированных египетских религиозных представлений в гностические сочинения.

В данной работе и пойдет речь об использовании ряда известных образов, понятий и терминов религии Древнего Египта в гностических мифах, их переосмыслении и гностической интерпретации. Следовательно, мы не сополагаем египетский мифологический материал, воспринятый гностическими сочинениями, на одной плоскости с греко-эллинистическими, иудейскими и христианскими элементами в них. Если последние послужили идейными истоками гностицизма, обусловившими его возникновение и формирование его религиозно-философской концепции, то египетские образы лишь стимулировали дальнейшее развитие гностических идей, обогатив их новым мифологическим материалом,

В соответствии с этим, определяется задача данной работы. Комментируя тексты (в большой степени - гностическую космогоническую концепцию, ставшую их главной темой), мы стремимся вьщелить в них те мифологические сюжеты, образы и явления, которые имеют несомненные аналогии в древнеегипетской религии (в ее эллинизированной форме) и в этой связи мо1ут расцениваться как гностическая интерпретация последних. Ряд таких пегипетских моментов" в текстах очевиден и, по всей вероятности, способствует дальнейшему развитию оригинальной гностической концепции, связанному, надо полагать, с привлечением к гностицизму местного египетского населения. В других случаях лишь иная, необычная трактовка гностического сюжета или образа заставляет предположить наличие здесь какой-то другой, очень популярной традиции, с которой мог быть хорошо знаком автор сочинения.

По мере возможности, в работе будут рассмотрены вероятные пути проникновения древнеегипетских образов в гностические представления - прежде всего, через религию греко-римского Египта, а также

- ряд опосредующих звеньев: финикийскую религию, орфизм и даже греко-египетскую магию. Однако однозначно решить вопрос о посредствующих звеньях удается не всегда.

Таким образом, вычленяя ««египтизмы" из контекста двух коптских гностических сочинений, мы выполняем задачу как источниковедческого, так и исторического их анализа. Использование египетского мифологического материала не цросто указывает на трансформацию гностических сюжетов в ходе их дальнейшего развития, но также определяет положение гностических учений в общей духовной атмосфере греко-римского Египта.

Один из разделов работы посвящается истории изучения данных гностических документов. В нем критически рассматриваются все издания иИА" и »Трактата" и основные их исследования, затрагивающие различные проблемы содержания, истории и языка текстов.

Данные сочинения были избраны для исследования неслучайно. Во-первых, «Трактат" наделен наиболее явными и показательными египетскими чертами, нежели все другие документы из НХ, относящиеся к числу гностических. Во-вторых, единственное в советской историографии гностицизма исследование рукописей НХ, произведенное М.К. Трофимовой, посвящено интерпретации сочинений именно из П кодекса (««Евангелие от Фомы", »«Евангелие от Филиппа", »»Толкование о душе", „Книга Фомы")*. Таким образом, перевод ««ИА" и ««Трактата" на русский язык не просто вводит в сферу исследований советских ученых два новых гностических источника, но делает этот кодекс первым кодексом документов из НХ,полностью доступным для советского читателя, й См. монографию М.К.Трофимовой ««Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979 и ее статьи: ««Из рукописей НХ'.' - В кн.: Античность и современность. М., 1972, с.369-380; ««К методике изучения источников по истории раннего христианства (на примере литературы об "Евангелии от Фомы")".- БДИ, 1970, № I, с.142-150 и др.

- 13

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Две коптские рукописи из Наг Хаммади как источник по изучению связей гностицизма и религии Древнего Египта"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели два гностических сочинения из собрания коптских документов в Наг Хамглади - ».Ипостась архонтов" и »? Трактат без названия". Данные палеографии П кодекса и каллиграфические особенности почерка переписчика позволяют датировать эти сочинения в составе кодекса серединой 1У в. Это соответствует общепринятой датировке всего собрания НХ Ш-1У вв. Но ввиду специфичности переплета П кодекса при отсутствии в нем пагинации (в отличие от всех остальных кодексов) существует также возможность отнесения книги к другой мастерской и, таким образом, выделения ее из состава .гностической библиотеки".

Как удалось установить, коптские документы - это всего лишь переводы греческих оригиналов, которые были утрачены. При этом .ИА" и .Трактат", обнаруженные в НХ, могут являться не непосредственным переводом с греческого, а всего лишь одним из списков перевода. Отсутствие других списков не позволяет однозначно решить этот вопрос. Более вероятно только, что сам перевод .ИА" и .Трактата" был сделан в каком-то другом месте, нежели район НХ, — очевидно, севернее, где был больше распространен субахмимский диалект коптского языка.

Греческие оригиналы ,.ИА" и .Трактата" были созданы, по-видимому, в Александрии, для которой было характерно слияние идеологических и культурных традиций, зафиксированных гностическими сочинениями. Отражение в них известных концепций позволяет датировать „ИА" периодом П - нач. Ш в., а „Трактат" как более позднее сочинение -серединой - второй половиной Ш в.

ИА" принадлежит к числу так называемых „сефианских" документов, которые объединяются в систему на основании ряда общих особенностей: разработки в них определенных тем, характерной трактовки некоторых образов, особой манеры изложения материала. Большая группа сочинений из НХ отражает одно из двух основных направлений гностицизма - „сефианское". Оно прежде всего ввиду своего нехристианского характера противопоставляется »»валентинианскому" гностицизму, очень близкому христианству. »»Трактат" не может быть отнесен ни к одной из гностических сект, поскольку по сути своей является компиляционным произведением, .»компендиумом гностических спекуляций". Эта же причина не позволяет причислить его и к „сефиан-ской" системе, предполагающей некоторую целостность гностической концепции, хотя »» Трактат" отчасти разрабатывает мифологическую тематику, присущую ряду »»сефианских" сочинений.

Значительное идейное родство „Трактата" и „ИА", которое еще более подчеркивается их последовательным расположением во П кодексе, объясняется, вероятно, наличием у них одного или нескольких общих источников, а не непосредственной зависимостью документов друт от друта. Оба сочинения имеют преимущественно мифологическое содержание, в основе которого лежат гностические космотеогонический и ан-тропогонический мифы. Но при формировании собственно концепции »»ИА" и „Трактата" эти оригинальные гностические мифы в большой степени дополняются сюжетами из Книги Бытия в особой интерпретации.

Гностические мифы, послужившие основой „ИА" и ».Трактата", могут быть возведены к так называемой „нореической традиции", представленной целым рядом сочинений, которые объединены гностическим образом Нореи. Эти сочинения характеризовались разработкой проблем гностического космо- и теогенеза. Таким образом, предположительным общим источником „ИА" и „Трактата" мог служить „Апокалипсис Нореи", поглотивший некоторую часть .»книг Нореи". Но „Апокалипсис Нореи", будучи источником исследуемых гностических произведений, вероятно, был при этом не единственным. „Трактат", во всяком случае, включа

- 185 ет в себя многочисленные цитаты и ссылки на другие гностические сочинения, свидетельствующие о возможности использования в нем достаточно большого числа источников. Очевидно, именно в силу этих причин его мифологическая концепция, по сравнению с концепцией иИА", оказывается более разработанной. Ряд же соответствий в текстах восходит к общему для них оригинальному мифу.

Сочинения были предположительно созданы в Александрии в непосредственной близости к иудейской общине. На это указывает широкое использование в них ггредставлений иудейских источников (прежде всего, Книги Бытия), которое, тем не менее, не может служить достаточным свидетельством иудейского происхождения самих текстов.

Мы полагаем также, что первоначально нехристианские гностические сочинения в дальнейшем подверглись христианизации, результатом чего стала их вторая редакция - христианизированная. В такой форме они и представлены в кодексе Наг Хаммади.

Создание документов в Александрии предполагает возможность использования в них ряда египетских религиозно-мифологических представлений, ставших частью идеологии греко-римского Египта и способствовавших новой интерпретации гностических мифологических сюжетов и образов. Введение египетского материала в тексты не просто демонстрирует широкую осведомленность их авторов в вопросах греко-египетской языческой культуры. Он может быть истолкован как попытка распространения гностических сочинений и учений гностиков среда местного египетского населения, о чем, вероятно, свидетельствуют переводы сочинений с греческого на коптский язык.

Непосредственно названы в « Трактате" культовые животные Египта: священные быки (идентичные с Аписом и Мневисом), птица феникс и крокодил (букв.«водяные гидры"). Введение этих образов в повествование представляет собой наиболее очевидный египетский момент в

- 186 сочинениях гностиков. Образы священных египетских животных использовались в тексте в полном соответствии с их исконными функциями, идущими из глубокой древности и широко известными в греко-римскую эпоху. Их символическое обозначение времени, воскресения и вечности как нельзя более соответствует задачам гностической сотериоло-гии и эсхатологии. Выведение священных египетских животных в качестве обитателей Рая, утверждающее равенство Египта и Рая, указывает на особое, позитивное отношение автора .Трактата" к Египту, нехарактерное в целом для произведений гностиков. Оно по справедливости служит в пользу установления египетского происхождения документа.

На основе своего оригинального значения образы египетских животных связываются в гностическом мифе с каким-либо мистическим знаком или таинством, и подвергшись некоторому переосмыслению, принимают участие в со териологическом процессе. Три разряда животных соответствуют тройственной схематике гностической антропологии и выступают как исвидетели" трех групп людей: феникс - как специальный знак для осуждения сил материального мира,а крокодил, Апис и Мневис - как посредники при спасении .пневматиков" и занятии .психиками" срединного положения в сотериологии. Сравнение .Трактата" с рядом близких ему сочинений (прежде всего, .ИА") говорит об отсутствии этого сюжета в оригинальном гностическом мифе. Очевидно, что использование образов египетской религии в .Трактате" знаменует собой дальнейшее развитие сотериолошческого мифа гностиков.

Изображение .духовной" Евы в .ИА" и .Трактате" отличается рядом особенностей, в общем, нехарактерных для других гностических сочинений. Необычна, прежде всего, характеристика Евы, акцентирующая ее сущность как женщины и матери и соединение в ней одной многообразных функций. По своим функциям Ева в данном случае приближает

- 187 ся к Артемиде и Афродите, специфически „женским" богиням, а с другой стороны,- к эллинизированной египетской Исиде, которая в греко-римскую эпоху становится универсальной богиней. Эллинистическая Исида наделяется обширным ареалом действий и может быть идентифицирована практически со всеми крупными богинями египетского и греко-римского пантеона. Эта характеристика Евы запечатлена гимном, не только по содержанию, но и по форме близким греко-римским ареталогиям Исиды, написанным от первого лица. Специфическая трактовка образа Евы заключается также в тождестве ее со змеем. В этой ипостаси Ева соответствует Исиде - Ермуфис (Рененут), змееподобному божеству, особо почитавшемуся в греко-римском Египте.

Исида, следовательно, кажется нам наиболее вероятным „прообразом" гностической Евы, как она изображена в „ИА" и „Трактате", -в том смысле, что именно представление об Исиде повлияло на интерпретацию гностического сюжета в двух исследуемых текстах. Безусловно, эти необычные для гностических сочинений черты Евы присущи многим богиням. Но сила и яркость образа Исиды, культ которой стал одним из основных не только в римском Египте, но и в Империи, как раз и заключается в ее способности поглотить других и стать многоликой богиней, „одной, которая есть всё". Несомненно, что представление об Исиде было неотъемлемой частью религии Александрии, ставшей центром формирования образа эллинистической Исиды. Эти важнейшие религиозные представления вряд ли могли остаться неизвестными авторам гностических сочинений, созданных в Александрии. Следовательно, они могли найти в этих сочинениях некоторое отражение, придавшее видению известного гностического образа новый ракурс.

Остальные рассмотренные нами сюжеты и образы двух гностических сочинений относятся к космогонической тематике - основе мифологической концепции этих текстов, интерпретация которой придает им опре

- 188 деленную особенность. Мы проследили формирование основных мифологических представлений данной тематики: образов хаоса, космоса, бездны, демиурга, происхождения мира из космогонического яйца. Гностическая концепция происхождения демиурга из хаоса, зафиксированная данными текстами, находит своеобразное продолжение в мифологеме космогонического яйца. Эта широко распространенная в общем мифологическая концепция о происхождении мира (или бога - демиурга) из гигантского яйца, представляющего собой одну из форм хаоса и содержащего в единой смеси все многочисленные компоненты будущего мира,- среди стран Восточного Средиземноморья фиксируется только в египетской, финикийской, орфической и гностической мифологиях. Египетская космогония хранила образ мирового яйца с древнейших времен египетской истории и до последней фазы ее развития - вплоть до храмовых надписей греко-римского Египта. Космогоническое яйцо древнейших финикийских представлений воплощено в образе бога Мота, одном из первоначал жизни, из которого возникает весь организованный мир. Обычные космогонические представления орфиков были сконцентрированы на мифологеме происхождения мира и демиурга Фанеса из огромного яйца, положенного Кроносом или Ночью. Однако особая сюжетная линия этого мифа, сравнивающая космогоническое яйцо с яйцом павлина,- присуща только системе александрийского гностика Василида и .Псевдоклиментинам" - документу, отразившему взгляды александрийской орфической школы, таким образом, указывая на их несомненную близость.

Сюжет пТрактата" о происхождении Наставника из капли света представляется нам одной из возможных версий учения александрийского гностика Василида о происхождении архонта из божественной "панспермии", восходящего, очевидно, к известной александрийской космотео-гонической традиции I-II вв., связанной прежде всего с орфической школой. Но само орфическое представление о мировом яйце, в этой традиции обогащенное новым и необычным элементом, в основе своей, по-видимому, является гораздо более древним и связывается с более ранними этапами развития греческой культуры. Через посредство финикийской космогонии оно, вероятно, может быть возведено к древнеегипетскому мифу о мировом яйце. Однако природа этого »»посредничеств а" до конца еще не выяснена.

С другой же стороны, следует заметить, что оригинальное древнеегипетское представление в дальнейшем претерпело значительную идейную трансформацию. Первоначально возникнув как один из вариантов мифа о происхождении солнечного бога и космоса, этот сюжет акцентировал внимание на представлении о взаимоотношении яйца и птицы (как воплощения бога). Суть этого мифа в финикийской космогонии тоже заключается в восприятии яйца как первовещества, из которого возник мир. Орфическая и гностическая интерпретации мифа (особенно через сравнение мирового яйца с яйцом павлина) впервые явственно выражают представление о множестве, заключенном в единстве,-глубинное содержание мифологемы космического яйца, прежде так четко не проявлявшееся. Кроме того, гностические сочинения из Наг Хам-мади демонстрируют возможность еще более свободных и отдаленных интерпретаций мифа.

При рассмотрении сюжета о демиурге было отмечено его разнообразное и порой противоречивое положение в гностических документах, показаны разные версии его происхождения. Появление демиурга в исследуемых текстах из хаоса, представленного ими как „вода и тьма", соответствует древнеегипетскому представлению о происхождении большинства богов - демиургов из водного хаоса Нуна.

Наименования гностического демиурга (Иалдабаоф, Сакла, Самаэл, Ариэл) происходят из арамейского и древнееврейского языков и отчасти отвечают его положению в гностическом сюжете, но их этимология

- 190 и семантика не всегда могут быть достоверно установлены. Если сами имена демиурга не имеют ни малейшей общности с древнеегипетскими представлениями, то внешность демиурга - его леонтоморфность,-все же способна вызвать определенные ассоциации в древнеегипетской иконографии. При общей популярности образа льва и леонтоморф-ных богов в египетской мифологии, наиболее важна тесная связь льва с богом - демиургом через близость его к солнечному богу, зафиксированную как древнеегипетскими источниками, так и сочинениями античных авторов.

На основании многочисленных изображений на греко-египетских магических амулетах, демонстрирующих сходство магических демонических фигур как с образами египетской религии, так и с гностическими образами, приходам к возможности проникновения египетских мифологических представлений в гностические через магию. Внешнее сходство гностического демиурга Иалдабаофа и магического божества Хнубиса (леонтсморфного и змеевидного),а также сходство ряда их функций (напр., астрологических) не вызывает серьезных сомнений. С другой стороны, чудовищное сочетание в Хнубисе львинообразного и змеевидного начал явственно прослеживается в древнеегипетской религии, хотя, на формирование сложного образа Хнубиса оказал влияние целый ряд египетских представлений. Присовокупив к этим сведениям изображение гностического демиурга Иалдабаофа на магическом амулете, принадлежавшем гностикам,- в виде львиноголового человека с египетскими атрибутами,- мы имеем еще больше оснований полагать, что одна из его ипостасей могла быть обусловлена египетскими религиозными представлениями, отраженными в магии.

В ходе работы было также показано, что «хаос" гностических сочинений - понятие многозначное, причем два его основных значения -это бездна преисподней и материальный мир, противопоставленный бо

- 191 явственному как началу начал бытия ыдеалистической космологии гностиков. При значительной распространенности первого значения хаоса - как бездны преисподней, наиболее существенна другая его концепция - материального мира, связывающая его с небесными основами мироздания и объясняющая ряд первопроцессов в божественном мире. Бторичность и зависимость материального хаоса от божественной субстанции наиболее полно показана в данных текстах.

С другой стороны, мы рассмотрели употребление в гностических документах коптского термина р/оу'// »восходящего к древнеегипетскому Нуиу, обождествленным водным массам первородного хаоса. Б христианских и гностических сочинениях представление о ЫОЦЫ наделяется, по-преимуществу, другим значением - области преисподней и основывается, очевидно, на более поздней египетской традиции о Ну-не. Однако образ Нуна - бездны правод продолжал существовать в Египте и в греко-римскую эпоху. Зта концепция прослеживается и в надписях позднейших египетских храмов, и в изображениях на магических амулетах, и в одном из коптских христианских апокрифов. Исследуемые тексты являются интересным примером употребления МСуМ в этом сравнительно редком значении, когда он мыслится не в качестве преисподней, а в качестве материального мира (хаоса). Таким образом, д/суд/ в сочинениях гностиков мог быть интерпретирован как в эсхатологических, так и в космогонических рамках.

Итак, необычная интерпретация в иИА" и иТрактате" ряда гностических образов („духовной"Евы , Нуна - воды) может быть объяснена отражением в сочинениях древнеегипетских религиозных представлений. Особая версия мифа о космогоническом яйце и одна из ипостасей демиурга Иалдабаофа через ряд религиозных традиций и магическую практику тоже могут быть возведены к древнеегипетским концепциям. Со-териологический сюжет "Трактата" демонстрирует явное использование

- 192 египетского мифологического материала, с помощью которого создается новый гностическим миф. Таким образом, ряд представлений древнеегипетской религии, сохранив свое основополагающее значение вплоть до позднейшего времени египетской истории, обогатившись новым содержанием и войдя в греко-египетский пантеон, был использован в сочинениях гностиков и способствовал дальнейшей разработке гностической мифологии.

 

Список научной литературыГрицай, Светлана Ивановна, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Видимо, значение гностического имени „Самаэл" восходит карамейскому корню эту - „быть слепым".31 0 слепоте см. „Трактат": 103,18; ИЗ, 14-15; 116, 33; „АИ":

2. П, 13, 5-9; II, 15-22; „ИЛ": 86, 27; 87,3; 89,24; 94,25; Ириней1,29,4 и т.д. оп

3. В „ИА" (87,3-4) имеется разночтение: не „слепой бог", а „бог слепых". Видимо, это ошибочная интерпретация фразы. Если же она верна, тогда слепота характеризует созданных демиургом людей, лишенных гносиса 29, с.52.

4. По мнению Бетге, леонтсморфность является атрибутом божественности 24, с.202.1. СИ

5. См. примеры, данные в: 361, т.1, с. 12-13. Напр., обращение к солнечному богу в храме Хибис гласит: „Ты это лев. Твои дети - это львиная пара Шу и Тефнут" (с 1Ха)- цит. по 223, с.1201-1202.

6. См.,напр., у Плутарха (78, § 52) "Не только луну, но и солнце считают оком и светом Хора".1. ГУЛ

7. Матье показала,что в основе мифов о Хатхор-Тефнут-Сохмет лежат древнейшие представления о смене времен года как результате ухода и возвращения женского божества растительности 152,с.48-51.ор

8. Д.Уортманн датирует их П-У1 вв. н.э. 449, с.64. 40 т.

9. Редкие греческие термины подчас подвергаются семитизации- преимущественно, при помощи окончаний ath, - о th. см. 245, с.32.

10. Характеристика Агатодемона соответствует представлению о Хнуме, охраняющем истоки Нила и воды Нуна,а также о солнечном боге Хоре, чья ладья, пройдя ночью через подземный океан, каждое утро является вновь.

11. У него представлены изображения Агатодемона.

12. Подробно о ¿sj см.: 381; 358.

13. Или же его имя детерминируется при помощи изображения змеи:1. АР

14. Гемма из коллекции Дж.Браммера J£ 188, табл.IX.