автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: "Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна
Текст диссертации на тему ""Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна"
/"Ч .д -- ^ '
/"I ^ ^ < - (К I и ^
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Социологический факультет
На правах рукописи
Гаспарян Ануш Самвеловна
"ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ" ЭДВАРДА ТИРИКЬЯНА
Специальность 22.00.01 — Теория, методология и история социологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е.И.Кукушкина
Москва, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................2
Глава I. Как возможна "экзистенциальная социология". Методологический аспект................................................................9
& 1. Возможность и необходимость "соединения" экзистенциализма и "социологизма"...............................................9
& 2. Принципиальные различия "социологизма" и экзистенциализма...........................................................................17
& 3. Основания для сближения "социологизма" и экзистенциализма.........................................................................27
& 4. Проект "сотрудничества" по Тирикьяну..............42
Глава П. Общество как "динамический моральный феномен".........................................................................................53
& 1. Природа социальной реальности...........................54
& 2. Институциональные и неинституциональные феномены общества................<.......................................................62
& 3. Проблема исторического времени в концепции Тирикьяна......................................................................................66
& 4. Культура как "глобальный моральный феномен".........................................................................................72
Глава Ш. Социетальное изменение и принципы социально -исторического прогнозирования.....................................................82
& 1. Природа социетального изменения.......................83
& 2. Основы социально - исторического прогнозирования........................................................................................94
Заключение..........................................................................103
Примечания.........................................................................107
Библиография......................................................................110
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность данного диссертационного труда состоит в обращении к творчеству малоизученного не только у нас в стране, но и зарубежом известного ученого, философа и социолога Эдварда Тирикьяна - одного из видных представителей современной американской теоретической мысли.
В теоретическом творчестве Эдварда Тирикьяна \
представлено новое направление мировои социологии, сложившееся к 60-м годам XX века. В это время в американской социологии складывается новая теоретическая ориентация, для которой характерно отрицание любых проявлений натуралистического подхода к общественным явлениям. Для преодоления рецидивов натурализма Тирикьяну понадобилось подвергнуть анализу философские основания обществоведения в целом. Этот анализ и составил то новое, что сразу же обратило на себя внимание исследователей и приобрело широкую популярность в научных кругах. Встав на этот путь, Тирикьян в конце концов сформулировал основные положения "экзистенциальной социологии" - нового направления в науке об обществе, и тем самым продолжил традицию, начатую Морисом Мерло-Понти, предложившего подход к социологии с позиций экзистенциализма. Это момент преемственности постоянно подчеркивается Тирикьяном в его работах.
Теоретическая деятельность Тирикьяна отличается большим разнообразием тем и оригинальностью подходов. Однако, к сожайению, его труды пока еще не переводились на русский язык и этим во многом объясняется тот факт, что наша
научная общественность практически не знакома с его идеями. Западные же социологи, часто упоминающие в своих трудах его имя и опирающиеся на ряд положений Тирикьяна для подтверждения собственных идей, тем не менее не создали к настоящему времени систематизированных исследований, посвященных этому крупному оригинальному мыслителю. Таким образом, философско-социологическая концепция Тирикьяна в ее целостности в западной литературе не получила освещения.
Изучение причин и предпосылок возникновения концепции Тирикьяна, а также последовательный анализ его метода и представленных им базовых понятий, как представляется диссертанту, чрезвычайно важно не только для знакомства с концепцией одного из видных представителей современной социологии, но и американской социологической мысли во всем разнообразии ее течений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержание концепции Тирикьяна нашло свое выражение в ряде сформулированных им теоретических положений, гипотез, а также в разработанной ученым системе доказательств. Анализ этих сторон научного творчества социолога предполагал обращение к тем социологическим и философским концепциям, без критического анализа которых Тирикьян не мог приступить к решению своего рода сверхзадачи: создания метатеоретического построения, которое могло бы стать философско-методологической основой задуманной им "общей теории социального существования." В представленной диссертантом работе предпринята попытка систематизированного изучения научного творчества Тирикьяна для того, чтобы в целостном
виде представить разработанную им теорию, получившую название "экзистенциальная социология".
В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть "экзистенциальную социологию" Тирикьяна, что предполагает решение следующих задач:
♦ анализ причин и предпосылок возникновения "экзистенциальной социологии" Тирикьяна;
♦ оценка предложенных им базовых теоретических понятий;
♦ анализ трактовки им динамики развития общества;
♦ выявление особенностей эволюции социологических взглядов ученого и причин этих изменений;
♦ объяснение противоречивого характера его концепции;
♦ определение значения идей Тирикьяна для развития современной социологии.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Имя Тирикьяна широко известно в западной литературе. Разбору, трактовке, критике "экзистенциальной социологии" Тирикьяна посвящено немало статей американских социологов. Между тем, целостный систематический анализ его концепции в литературе до сих пор отсутствует. Авторы статей (такие как Р.Браун, М.Натансон, Р.Нисбет, Х.Олперт, Ф.Рот, Дж.Хип*) не ставили своей задачей анализ теории Тирикьяна в целом, а рассматривали лишь ее отдельные положения применительно к их собственной работе. Они сравнивают свои взгляды с доводами Тирикьяна, спорят с ним, критикуют его, либо соглашаются с ним. Взгляды
Тирикьяна, одного из наиболее оригинальных и ярких мыслителей современной Америки, особенно часто подвергаются критике, и это вполне объяснимо: создание некого теоретического "гибрида" путем "скрещивания" двух далеких концепций было чревато теоретико-методологическими ловушками, и потому особенно привлекает внимание коллег.
Следует заметить, что и в российской научной литературе предпринимались попытки анализа теории Тирикьяна ( имеются в виду работы Л.Ионина и В.Кудрявцева*), и что при этом они отличаются от критических работ американских социологов большей полнотой и концептуальной глубиной.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка масштабного всестороннего осмысления творчества Тирикьяна на основе детального анализа трудов этого мыслителя.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ.
Методологической основой данной работы послужили разработанные в социологической науке методы исторического, системного и логического анализа. Теоретическую основу диссертации составили главным образом труды самого Тирикьяна, а также произведения Дюркгейма и других авторов, труды которых были использованы Тирикьяном при построении его собственной концепции. Зарождение философско-социологической концепции Тирикьяна связано с крупнейшим его исследованием "Социологизм и экзистенциализм",
вышедшим в свет в 1962 году. В диссертации использовано издание этого труда 1964 года. Кроме этого основополагающего произведения Тирикьяном написано большое количество разнотемных статей, публиковавшихся в различных американских изданиях: в "Американском социологическом вестнике", в журналах "Американская социология", "Международная социология", "Развитие экономической культуры", "Политика" и др.
Подробный перечень работ Тирикьяна, трудов других социологов, а также критической литературы, использованных в работе над диссертацией, приведен в библиографии, приложенной к диссертации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что выводы и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при изучении современной американской социологии, ее экзистенциально-феноменологического направления и персонально Эдварда Тирикьяна.
Полученные результаты могут также найти применение в учебном процессе, в процессе преподавания теоретической социологии в высших учебных заведениях, и, в частности, при подготовке спецкурсов по разделу "Экзистенциальная социология".
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация выполнена на кафедре теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. По теме диссертации автором написаны следующие статьи: 1) "Синтез
"социологизма" и экзистенциализма в социологии Э.Тирикьяна. Методологический аспект"; 2) "Неинституциональные феномены в "экзистенциальной социологии" Э.Тирикьяна: эзотерическое и оккультное".
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Поставленные нами задачи опредилили логику диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и примечаний. В конце работы приведен список источников и использованной литературы.
В I главе "Как возможна "экзистенциальная социология". Методологический аспект" нами исследуются причины и предпосылки возникновения философско-социологической концепции Тирикьяна и анализируются ее составляющие -"социологизм" и экзистенциализм. Эта глава также посвящена выработанному ученым методологическому подходу к исследованию социальных явлений на базе предложенного Тирикьяном "сотрудничества" "социологизма" и экзистенциализма, впоследствие примененного для определения содержания основных положений своей концепции. При написании этой глаы нами, в первую очередь, использовалась самая крупная работа ученого — книга "Социологизм и экзистенциализм".
Во II главе "Природа социальной реальности" излагаются базовые теоретические принципы его концепции. В этой части нами исследуется трактовка Тирикьяном таких понятий как общество, история, время, культура. Здесь мы особое внимание уделили следующим статьям ученого: "Структурная социология" в сборнике "Теоретическая социология" 1970г., "Личность как
экзистенциальная самость" в сборнике "Личность в социальном взаимодействии" 1968г., "Экзистенциальная феноменология и социологическая традиция" в № 5 тома № 30 "Американского социологического вестника" за 1965г., а также предисловию Тирикьяна к сборнику "Феномен социологии", вышедшего в 1971 г.
И третья, заключительная глава "Социальное изменение. Принципы социально-исторического прогнозирования" посвящена разбору концепции динамики общества Тирикьяна: исследуются понятия социетального изменения, "скачка", революционного потенциала, индексов революционного потенциала, а также возможности прогнозирования социального будущего. В основу этой главы в основном легла статья "Модель социетальных изменений и ее основные параметры", опубликованная в сборнике "Изучение тотальных обществ" 1967г., а также предисловие к сборнику, вышедшему в свет в 1974г. "О пределах видимой социологии: эзотерическое о оккультурное" и др.
ГЛАВА I. КАК ВОЗМОЖНА "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ". МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
&1. ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ "СОЕДИНЕНИЯ" ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И "СОЦИОЛОГИЗМА"
Любая социологическая теория имеет в своем основании определенную систему философских взглядов, разделяемых ученым-социологом, который распространяет эти взгляды на общественную сферу.
Философские взгляды, таким образом, не могут не оказывать влияния на развитие той сферы знания, которой преимущественно занимается ученый. Если же учесть существующие между философией и социологией отношения, которые подчас равноправны, то можно в каждом случае говорить о той или иной философско-социологической концепции.
При этом следует помнить, что имеет место и обратный процесс: собранные социологом факты, наблюдения и проведенные исследования нередко "расшатывают" ту философскую основу, на которой базировался в своей работе ученый. Это может приводить к частичному, или даже глобальному пересмотру философских взглядов, особенно в тех случаях, когда ученый активно занимается "живой социологией", конкректные результаты которой нередко приносят новые неопровержимые факты. Конечно же, когнитивный аспект в восприятии конкретного ученого имеет немаловажное значение, на что имеется немало указаний в научной литературе. Одни
ученые могут, получив новые неопровержимые факты, изменить свои взгляды, если они идут вразрез с результатами исследований. Другие настолько твердо придерживаются определенных взглядов, что для них любое подтверждение обратного всегда есть не что иное, как ошибка. Можно выделить и еще один подход, когда исследователь пытается каким-то образом соединить (как бы "привить" друг к другу), казалось-бы, несовместимые концепции в надежде получить качественно новую обобщенную философско-социологическую концепцию. Как правило, это бывает связано с эклектичностью самого образа мышления ученого, и в результате он создает такую систему, в которой оказываются соединенными такого рода концепции. В этом случае можно говорить о некоем синтезе. На наш взгляд, именно таким синтетическим образованием является "экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна, главная задача которой состоит в объяснении природы человека, общества и истории. Она представляет собой сложную мозаику из идей М.Мерло-Понти и М.Хайдеггера, С.Кьеркегора и М.Шелера, Т.Парсонса и П.Сорокина, Э.Дюркгейма и М. Вебера, Г.Зиммеля, К.Леви-Стросса и др.
Первой составляющей социально-философсой концепции Тирикьяна является экзистенциализм - одно из ведущих, основных течений современной западной философии, и притом такое ее течение, влияние которого заметно возрастает на протяжении всего послевоенного периода. Этот примечательный факт в известной мере может быть объяснен тем обстоятельством, что видные представители экзистенциализма выступают не только со специальными, доступными лишь узкому кругу специалистов исследованиями, но и с популярными
работами, в которых экзистенциалистские идеи переводятся на доступный широкой читательской публике язык.
Многие экзистенциалисты - талантливые писатели. И наиболее выдающиеся из них - французы Ж.-П.Сартра, А.Камю, Г.Марселя, С. де Бовуар.
Основные темы экзистенциализма составляет существование человека в мире, судьба личности в современном обществе, проблема "веры и неверия", утрата смысла жизни и возможность ее обретения, свобода и ответственность.
Многочисленные исследователи видят в экзистенциализме наиболее характерное, симптоматическое философское выражение современной эпохи, определяемой ими как "эпоха кризиса". Сторонники экзистенциализма говорят о единой "технической цивилизации", "едином индустриальном обществе", говорят о "кризисе технической культуры". Подобные рассуждения характерны и для самих экзистенциалистов. Ясперс, например, утверждал, что "мир техники" стал величайшей угрозой для существования человека, и каждый народ должен или справиться с техникой и ее последствиями, или погибнуть от них. (144,стр. 196) Эта критика "технической эпохи" отражает прежде всего реальные социальные противоречия, порождаемые научно-техническим прогрессом.
Чем же объясняется возрастающее влияние экзистенциализма? Ведь это учение меньше всего претендует на открытие для общества обнадеживающих перспектив. Экзистенциализм — философия социального пессимизма. Пародоксально, но именно в этом, главным образом, заключается его особая привлекательность для тех, кто, потеряв веру в старые ценности, не нашел еще никаких иных социальных
ценностей и, оказавшись в состоянии духовного смятения, предпочитает нигилизм позитивному взгляду на настоящее и будущее человечества. А так как этот нигилизм по самой своей природе носит социальный характер и представляет собой определенную историческую форму разочарования в общественной жизни вообще, то его неизбежным выводом становится убеждение в бесконечной ценности одного лишь моего, то есть единичного, изолированно взятого, существования. Это, собственно, и определяет основную тематику экзистенциализма, центральное понятие которого — "существование" — отождествляется представителями этого учения с чисто индивидуальным,