автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Эротизм
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Четверикова, Надежда Александровна
Введение . 2
Глава 1.Философско-антропологические образы эротизма. 18
1.1 Анализ содержания понятия "эротизм".18
1.2 Место эротизма в философскоантропологической систематике.33
1.3 Эротический образ человека натуралистического homo naturalis).48
1.4 Эротический образ человека религиозного homo religiosus). 60
1.5 Эротический образ человека разумного homo sapiens).69
1.6 Эротический образ человека деятельного homo faber).83
1.7 Эротический образ человека символического homo symbolicus).98
Глава 2. Возникновение и формирование эротизма. 127
2.1 Эволюционно-биологическая детерминация эротизма. 127
2.2 Психо-половая детерминация эротизма.142
2.3 Условия социокультурной детерминации эротизма.158
2.4 Концепты (модели) жизненных ориентации и их роль в эрогенезе. . 176
Глава 3. Характеристика эротизма как интимной практики.199
3.1 Оппозиционно-негативный порядок эротизма.199
3.2 Имморализм эротического поведения.226
3.3 Парадоксальная эстетика эротизма.270
3.4 Философско-антропологические следствия эротизма. 301
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Четверикова, Надежда Александровна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Несмотря на то, что в результате антропологического поворота активизировались усилия по изучению человека, остается много нерешенных проблем. К их числу можно отнести и эротизм. То обстоятельство, что человеку всегда были присущи страсти не приближает нас к сути этого феномена. Долгая изолированность от опыта, накопленного в рамках различных традиций, и закрытость темы обостряют внимание и активизируют попытки наверстать упущенное, при этом резко возрастает опасность разрушения культурной аксиоматики в вопросах, имеющих отношение к эротизму и сексуальности. Возможности цивилизации технически обеспечить сексуальную активность все чаще расцениваются как нормальные, как нравственно приемлемые, в то время как культурные эротические ценности объявляются предрассудками. Доминирование прагматического дискурса превращается в "шантаж научностью", в результате которого размываются ценности культуры, они становятся как бы отжившими или совсем необязательными, поскольку их с успехом заменит научная "упаковка" эротических рекомендаций для лиц всех возрастов, полов и социального положения.
В этих условиях становится невозможным определить, что есть норма, а что отклонение от нее, что считать естественным для человека, а что противоестественным. При таких обстоятельствах увеличивается опасность влияния сексуальных девиантов, которые не только не желают оценить свое поведение как отклоняющееся, но и пытаются превратить его в норму, начисто разрушив культурные сексуальные нормы. Между тем, за сексуальной девиацией всегда стоит неспособность к духовному удовлетворению, которую желают компенсировать идеализацией телесного обладания. Секс изымается из культурного контекста и ставится на службу прагматичному механизму цивилизации. Наиболее отчетливо это обнаруживается в области рекламы, видеопродукции, использующих человеческую функцию в отрыве от всяческих социально-культурных ограничений. Сексуальная деятельность обретает самодовлеющий характер и никак не связывается с социокультурными нормами супружества, верности, биосоциальными нормами деторождения, натиском прагматизма изгоняется романтика. Все чаще человек оказывается дезинтегрированным, а его сексуальные функции предстают сугубо инструментальными, оторванными от человеческих ценностей.
Чтобы предотвратить пагубные последствия манипуляций человеческой природой, управление культурными процессами в эротической сфере выдвигается на первый план. Для этих целей необходимо принять политические решения относительно полового воспитания и просвещения, сочетания аболиционизма и регламентации аморальных форм сексуального поведения, разработки критериев для определения порнопродукции и еще множества сложных вопросов современной жизни.
Столкновение прагматического технократизма и сил, противостоящих ему, делает остро необходимым философско-антропологическое изучение проблемы эротизма, культурно приемлемой сексуальной деятельности, поскольку наука оказывается плохим помощником в деле оптимизации внутри-культурных ценностей.
Актуальным является формирование таких личностных установок, которые позволили бы видеть в эротической жизни фундаментальные проблемы человеческого существования: целостности "Я", обретения внутреннего содержания жизни, ее смысла; понимание того, что секс сам по себе не является самоценностью.
Исследование эротизма актуализируется новыми взглядами на телесность, связанную с интеллектуальными структурами, а также необходимостью переосмыслить ценности взаимоотношений полов после сексуально-революционных новаций, приведших наряду с либерализацией норм к вспышке проституции и порнографии.
Эротизм видится многокачественным антропологическим свойством, в котором уживаются многочисленные противоположности: он несет в себе одновременно природное и культурное, родовое и личностное, представляет земное бытие и надмирное. В качестве универсальной страсти он пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни, но вместе с тем это уникальное индивидуальное чувство. В разных исторических эпохах он сохраняет свою цельность и при этом возобновляется в каждом поколении. Такое богатство содержания эротизма дает возможность распознать тайны человеческого бытия, расколотого на два пола, неистребимого стремления переступить границу женской или мужской формы жизни. Эротизм приближает нас к философскому постижению человека, ибо человек не исчерпывается своими общественными функциями, он имеет соблазны, вожделения, тайные помыслы, он стихиен, непредсказуем и страстен.
Философско-антропологическое исследование эротизма возможно осуществить при помощи выявления его эволюционно-природных, психологических, социокультурных начал, их соотнесенности между собой. Большая роль в этом отводится представлениям о жизни человека.
Нынешний век принес переоценку многих ценностей, в том числе и ценностей человеческой жизни. Особенно важным оказалось понимание пределов жизни, направленной не только на окружающий мир, но и на субъективные процессы. Вследствие внимания и интереса к пределам складывается иное человекопонимание, понимание плюсов и минусов его активности, и вызревает ситуация внимательного отношения к эротическому состоянию, как к зеркалу, которое отражает сдвиг ценностных мотиваций жизни. Вместе с тем, сложившиеся антитезы -"умеренность-чрезмерность", "позитивное-негативное" представляют питательную среду для развития представлений о субъективной жизни, которая, будучи индивидуальной по месту нахождения, лишь отчасти определяется бытием индивида. В ней происходят процессы, изменяющие самое жизнь, ставящие под вопрос легитимность разума, поскольку благодаря ей становится ясно, что жизнь - это не только разумное, позитивное, но и иррациональное, бессознательное, деконструктивное начало.
Такое понимание спасает от упрощения: механического соединения родовой и индивидуальной жизни, либо доведения их борьбы до непримиримости; и заставляет понять их совместность как универсальный закон человеческого бытия, отражающий порождение чрезмерного самою мерою.
При исследовании эротизма следует учесть то обстоятельство, что происходит смена парадигм социального и философско-антропологического знания, суть которой состоит в том, что концепции классического типа ныне расцениваются как жесткие, нивелирующие индивидуальное многообразие жизненных проявлений.(114 ). Вследствие этой смены парадигм изменяются и сами методологии познания, в частности, касающиеся понимания субъектности. Потребность приблизить понятие субъекта к жизни и тем самым увидеть действительно живого, противоречивого, приверженного соблазнам и слабостям "просто" человека объясняет употребление понятия "актор". Проблема изучения эротической жизни имеет в виду именно "акторскую" жизнь, требующую серьезного внимания по причине того, что в ней просматривается тенденция, не укладывающаяся в рамки классических представлений о жизни как ценности, подлежащей обязательному росту, увеличению. В живой жизни имеет место сознательная бесполезная трата, наполняющая ее смыслом. Внимательный взгляд обнаруживает, что сама жизнь предстает как противоречие между человеческим и животным, настоящим и будущим, удовольствием и страданием, пользой и бесполезностью, нормой и патологией. Эти противоречия отражаются в эротизме.
Все это делает проблему особенно актуальной, ибо человека всегда интересует жизнь, проживаемая им, ее противоречивость и отсутствие раз и навсегда заданных формул.
СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Отечественная традиция исследований по проблемам пола, сексуальности и эротизма представлена именами Бердяева H.A., Карсавина Л.П., Розанова В.В., Соловьева B.C., Федорова H.A., Флоренского П.А. В рамках единой традиции имеют место две ориентации. Согласно первой, эротизм являет собой, главным образом, форму духовной жизни, тогда как другая ориентация (Розанов В.В.) наряду с духовностью признает необходимость культивирования чувственно-телесных практик.
Современные исследования движутся в основном в рамках этих ориентаций и представлены Возилкиным И.В., Гачевым Г.С., Некрасовым С.Н., Рюриковым Ю.М. и другими.
Философско-антропологическое исследование проблемы эротизма наиболее плодотворно осуществляется в русле традиций, сложившихся в западной философии и культуре, поэтому автор диссертации направляет свои усилия на освоение этих традиций и обнаружение точек соприкосновения и взаимообогащения отечественных и европейских традиций. Поиск эволюционно-природных, биологических оснований эротизма связан с достижениями Геодакяна В.А., Новоженова Ю.И., Бернса Р., Вейнингера О., Гелена А., Линдблада Я., Лоренца К., Малиновского Б., Плесснера X., Шелера М. и других исследователей. Особый вклад в развитие представлений о психополовой детерминации эротизма принадлежит классическому и современному психоанализу в лице Исаева Д.Н., Кагана В.Е., Решетникова М.М., Грофа С., Делеза Ж., Маркузе Г., Фрейда., Хорни К., Юнга К.Г. и многих других.
Культурологический аспект эротической проблематики изучается особенно активно Голодом С.С., Гуревичем П.С., Грякаловым A.A.,Коном И.С., Марковым Б.В., Розиным В.М., Кюном Р., Мид М., Миллет К., Оттманом X., Уайтом Д., Фуко М., Фроммом Э., Холбруком Д. и другими исследователями. Представленная в диссертации позиция основана на взаимосвязи нравственной и эстетической сторон эротического поведения как показателе культуры личности.
Интеллектуальные усилия привели к тому, что стала понятной недостаточность чисто объективного подхода к эротизму, ибо человек в качестве живого существа стремится утвердить себя в субъективном мире чувств, переживаний, которые не имеют границ в степени интенсивности. Данный ракурс подвергается изучению в исследованиях Бородая Ю.М., Подороги В.А., Батая Ж., Бодрийара Ж., Гадамера Г.Г., Зиммеля Г., Кристевой Ю., Ортеги-и-Гассета X., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М. и других.
На первый план философско-антропологического анализа выходят проблемы нетрадиционных эротических ориентаций, порнографии, проституции. Природу этих явлений позволяют изучить прежде всего экспериментально-сексологические исследования, связанные с такими именами как Васильченко Г.С., Берн Э., Джонсон В., Имелинский К., Мастере У.
Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе накоплен богатый материал, представляющий значительную теоретическую базу для философско-антропологических исследований эротизма и его роли в жизни человека. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что проблема эротизма как жизненного мира личности и целостности человека не получила достаточной разработки.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ и ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ основу исследования такого "нестационарного" объекта, каким является человек, составляет историко-генетический принцип, поскольку через обращение к глубинам прошлого появляется возможность рассмотреть эротизм не только из вне, но и "изнутри", понять не только что он такое, но и почему, и как он формируется.
Историзм в познании эротизма как одной из жизненных практик может дать положительные результаты в том случае, если он будет сочетаться с принципом взаимосвязи биологического и социального, природного и человеческого, то есть с принципиальным пониманием того, что "высшее не стоит без низшего". (К.С. Льюис). При этом нужно учесть, что биологическое неоднородно по содержанию. Во-первых, оно является синонимом понятия "животное", индивидуально-организмическое образование, и в этом случае имеет место противопоставление "человек-животное". Во-вторых, биологическое понимается как все живое в его многообразии, и тогда социальное представляет собой часть биологического.
Методы исследования включают также принцип амбивалентности человека, который находит выражение в противоречивости рода и индивида. Род, целое требует роста жизни, прагматичной деятельности; тогда как жизнь индивида может иметь бесполезно-затратные установки, но в человеке все это неразрывно соединено.
ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В качестве объекта исследования избран эротизм, который рассматривается автором как траектория человеческой жизни, преодолевающая запреты и пределы, несмотря на опасности, вызываемые ориентацией на бесполезно-затратные ценности.
Предметом исследования является генезис и содержание эротизма как социокультурного феномена и субъективно-личностном практики.
Целью исследования является философско-антропологический анализ эротизма как состояния человеческой жизни, выходящего за пределы того, что принято за норму; как жизненные практики, содержащие макро- и микропроцессы, поскольку человек может быть понят как динамическая целостность, открытая для взаимодействия с внешней средой, способная к преобразованию внешней среды и себя, обладающая объективно ненаблюдаемыми эффектами. (52).
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ состояли в следующих предположениях:
1. Необходимость в самопознании и усложнение характера межчеловеческих и межполовых отношений создают потребность в изучении не только позитивного порядка человеческой жизни, связанного с ее сохранением и ростом, но и негативного порядка, который представляет собой интенсивное, затратное распоряжение жизнью. В качестве явления, оппозиционного повседневному порядку, может рассматриваться эротизм, отличительной чертой которого является чрезмерность.
2. В качестве детерминант эротизм имеет природно-биологические, психо-половые и социокультурные процессы, характеризующие содержание человеческой жизни и определяющие магистральные жизненные ориентации, состоящие как в сохранении и умножении жизни, так и ее непрагматичной трате.
3. Интимные эротические практики подвержены ориентации на ценности, противостоящие повседневной морали, и на эстетические ценности гедонизма.
4. Эротизм представляет собой одно из важнейших доказательств избыточности человека, которая может быть признана одним из архетипов, способных расширить философско-антропологическую систематику.
Данные гипотетические утверждения выносятся автором на защиту как основные положения исследования.
Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих задач:
1) провести анализ процесса возникновения и формирования эротизма;
2) сформулировать концептуальную конструкцию, которая позволила бы рассмотреть проблему в контексте различных мировоззренческих установок и выявить ее философско-антропологическое содержание;
3) проанализировать подходы к изучению эротизма на биосексуальном и культурологическом уровнях;
4) исследовать содержание эротизма в социокультурных и субъективно-личностных практиках;
5) исследовать систему факторов и условий, способствующих появлению аморальных форм сексуального поведения;
6) исследовать содержание и специфику эротических ценностей субъективной жизни;
7) разработать содержание таких понятий как имморализм, трансгрессия, избыточность, позволяющих описать феномен эротизма.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации состоит в том, что она представляет собой одно из первых специальных исследований, в котором эротизм рассматривается в контексте философско-антропологического анализа: предложено философско-антропологическое понятие эротизма, выработанное на основе обобщения биофизиологических, социокультурных и субъективно-личностных показателей этого феномена; обоснованы эвристические возможности изучения целостности человека как живого существа;
- существенно уточнены и расширены представления о месте эротизма в философско-антропологической систематике;
- охарактеризованы эволюционные условия, влияющие на формирование эротизма; проведен всесторонний анализ психо-половых и социокультурных детерминант эротизма;
- разработаны наиболее общие культурные модели эротизации сознания;
- исследована специфика эстетических и нравственных ценностей эротизма как интимной практики;
- сделана попытка установить философско-антропологические основания аморальных форм сексуального поведения;
- представлен новый авторский взгляд на проблему специфики женского и мужского эротизма;
- всесторонне обосновано наличие избыточности человека как живого существа и необходимость ее принятия в качестве архетипического образа человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования. Данная работа представляет собой еще одну попытку изучить сущность человека, жизнь которого измеряется не только объективными показателями, но и стремится утвердить себя в субъективном мире чувств и переживаний. Ее результаты могут быть применимы в разных областях, касающихся проблем культурного и личностного развития человека.
Понятие эротизма позволяет связать возможности социогуманитарных дисциплин с практическими задачами полового воспитания и образования, овладения богатством эротической культуры.
Предложенная автором концепция может быть использована при чтении соответствующих курсов по философии, культурологии, психологии, педагогике, а также в научных исследованиях и разработках по проблемам пола, семьи и при проектировании образовательных инноваций.
Особое значение результаты настоящего исследования имеют:
- при выработке социально значимых решений в сфере управления;
- в решении воспитательных проблем, связанных с усвоением норм половой морали;
- в практике решения профессиональных и личных проблем;
- при коррекции половых отношений;
- при выработке экспертных оценок порнопродукции.
По проблемам диссертации автор неоднократно выступала с докладами и сообщениями на семинарах и конференциях.
Результаты исследования внедрены в практику: использовались в процессе преподавания ряда вузов г. Калининграда, при разработке программ и методик преподавания в гимназии для девочек, при чтении авторских курсов лекций.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры общественных наук Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, на кафедре философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета.
1. ФилососЬско - антропологические образы эротизма
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эротизм"
Заключение.
Изучение эротизма в нашем обществе только начинается, несмотря на то, что интерес к нему велик. На этом пути имеются препятствия как объективного, так и субъективного характера, с большим трудом изживаются мифы об этой стороне человеческой жизни. Философско-антропологический анализ эротизма позволил прийти к нескольким выводам.
Во-первых, эротизм представляет собой неотъемлемое качество жизни человека, и это нашло отражение в философско-антропологических образах человека, складывающихся в рамках различных мировоззренческих установок.
Во-вторых, эротизм есть достояние человека, которое помогает ему найти истину о себе самом, не обнаруживаемую иными способами. Это достояние имеет корни в эволюционном прошлом человека, когда стоял вопрос о поиске возможностей выживания. В качестве детерминант выступают также психополовые и социокультурные процессы. В условиях разных форм общественной жизни и разных культур эротизм приобретает самостоятельную гедонистическую ценность, безотносительную к природно -биологическим основаниям.
В-третьих, эротизм находит место в субъективно- личностных практиках, имеющих нравственные и эстетические измерения, обеспечивающие человеку эмоциональную гибкость Эротизм способствует формированию структурных узлов личности, от которых зависит мера очеловечивания человека.
В- четвертых, результаты анализа эротизма показывают, что человек обладает способностью сочетать несочетаемое материальное и духовное, социальное и биологическое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное. Он представляется как сложная структура структур, которые во взаимодействии между собой порождают нечто, непосредственно на связанное с этими структурами: человек как целостность оказывается больше, чем совокупность его частей. (52, с. 13-18).
В-пятых, в рамках поиска новых подходов к изучению человека эротизм представляет собой наиболее обещающее направление. Эта сфера человеческого опыта служит одним из главных источников новизны представлений о человеке, так как четко выявляет идею о том, что человек должен быть признан всяким; не может быть окончательного культурного отказа ни для одного из его проявлений, даже тех, которые (как эротизм) бесполезны для продолжения жизни. Они делают человека по - настоящему живым, то есть переживающим, проживающим жизнь в отличие от проективных шагов "от дела к делу". Лишенные прагматизма страницы жизни есть свидетельство душевной работы, совершаемой индивидуальностью во имя жизни.
Бесполезность траты, постановка своей жизни на карту является формой осознания несовершенства того, что есть и стремлением к творческому изменению внутреннего и внешнего мира.
336
Живое творчество не может быть окончательным, и в этом состоит источник вечной неудовлетворенности человека и его страданий. Очищение и примирение с самим собой служат, в конечном счете, оздоровлению культурно-социальной жизни, снижая порог критических возмущений, неизбежно накапливающихся в процессе функционирования целого. Исчезновение противоречия между прагматически-полезной тенденцией жизни и бесполезно-затратной означало бы конец самой жизни.
Список научной литературыЧетверикова, Надежда Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. //Вопросы психологии. - N1:5.- 1987.-С.14-28.
2. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча //Этнические стереотипы мужского и женского поведения,- С.П-б:Наука,1991 .-С.92-122.
3. Автономова Н.С. Возвращение к азам.//Bonросы философии.-N 3.-1993.-С. 19-27.
4. Агацци Э. Человек как предмет философии. // Вопросы философии.-N 2.-1989.
5. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда.//Иностранная литература.-N 3.-1993.-С. 170-240.
6. Алексеев В.П. Становление человечества.- М:Политиздат, 1984. -462 с.
7. Альберони Ф. Дружба и любовь. М.:Прогресс, 1991 .-314 с.
8. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М: Мысль.-1989.-187 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:Изд-во ЛГУ.- 1968. - 460 с.
10. Андреева Е. Формы отечественного эротического сознания. // Искусство Ленинграда. -1991. - N 4.-С.58 - 62.
11. Антонов В.И. Символизация как социокультурная и познавательно-практическая проблема.- М.:Луч, 1992 .-120 с.
12. Антонян Ю. Проститутка глазами психолога./Юбщественные науки и современность.^ 993.-N.2.-C.127-134
13. Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара.//Этнические стереотипы мужского и женского поведения.-С.-Пб.: Наука, 1991 -С.36-42
14. Ауэрбах Э. Мимесис.- М.:Худ.лит.,1976- 580 с.
15. Афанасьев В., Скоробогатов С. Проституция в современном Санкт Петербурге. // Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. -СПб,1994. - N 1,- С.-139 -144.
16. Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. В 4-х т.- Т.З.Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1973 .-390 с.
17. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя.//Bonросы психологии. 1990,- N: 2.
18. Барт Р. Удовольствие от текста. // Барт Р. Избранные работы. -М:Прогресс,1983. С. 462 - 518.
19. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М:Онега, 1994. - 184 с.
20. Барчунова Т.В., Мешанин Ю.М. К вопросу об идеале рациональности и так называемом женском стиле мышления в науке.//Вечные философские проблемы,- Новосибирск:Наука, 1991-С.154-171
21. Батай Ж. Внутренний опыт. // Танатография Эроса. -СПб.:Мифрил,1994. С. 223 - 244.
22. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение.// Танатография Эроса.-СПб: Мифрил, 1994.-С.245-268.
23. Батай Ж. Литература и зло. М:Изд-во МГУ, 1994. - 166 с.
24. Батай Ж. Сад и обычный человек. // Маркиз де Сад и XX век. М: Республика, 1992. - С. 187 - 210.
25. Батай Ж. Слезы Эроса. //Танатография Эроса.-С.П-б.: Мифрил,1994- С.269-310
26. Батуев A.C.Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека.//Вопросы психологии.-1994.-N: 10.
27. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М:Советская Россия, 1979. - 320 с.
28. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М:Худ.лит., 1965. - 560 с.
29. Бейкер М. Теория семейных систем М.Боуэна.//Вопросы психологии. -1991.- N: 6.
30. Бердяев H.A. О назначении человека. -М:Республика, 1993.-382 с.
31. Бердяев H.A. Смысл творчества. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. -М.:Искусство, 1994.-С. 37-312.
32. Бердяев H.A. Утонченная Фиваида. // Бердяев H.A. Соч. в 2-х т. -Т. 2. М:Искусство, 1994. - С. 334 - 365.
33. Бердяев H.A. Эрос и личность.//Философия пола и любви-М.:Прометей,1989,- 159 с.
34. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.:Прогресс, 1990,- 128 с.
35. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века.М.:Наука,1991.- 256 с.
36. Бланшо М. Сад. // Маркиз де Сад и XX век. М:Республика,1992. -С. 47 - 88.
37. Блейер Е. Аутистическое мышление. Одесса .1927. - 187 с.
38. Блох И. История проституции .С.П.-б,1913 .- 684 с.
39. Бовуар С. Нужно ли жечь книги Сада. // Философские науки. -1994.-N 1.-С. 144- 180.
40. Бодрийяр Ж. О соблазне. // Иностранная литература.-1995. N1. -С. 60 - 68.
41. Бодрийяр Ж. Система вещей. М:Рудомино,1995. - 127 с.
42. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии. -М:Изд-во МГУ,1986.- 118 с.
43. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М:Гнозис, 1996. - 416 с.
44. Бороздина Л.В., Данилова Е.Е. О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин.//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.-1987.-1М:2.
45. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н. Антропология в современном мире. // Социально-политический журнал. 1993. - N 5 - 6 .
46. Браун Н.О. Дионис в 1991 году. И Иностранная литература. -1995. N 1.-С. 233 - 236.
47. Брудный А.А. Природа и культура: великое противостояние. // Общественные науки и современность. 1996. - N 4. - С. 113-121.
48. Бубер М. Два образа веры. М:Республика,1995. - 458 с.
49. Буржуазная философская антропология XX века.-М:Наука, 1986. -294 с.
50. Буржуазная философская антропология. М:Наука,1987. - 310 с.
51. Бычков В.В. Идеал любви христианско византийского мира. // Философия любви. - В 2-х т. - Т. 1. - М:Политиздат,1990. - С. 68 -109.
52. Васильев Г.Н., Зобов Р.А.,Келасьев В.Н. Человек: генезис Духа. -СП.-б:Изд-во СП.-бГУ, 1992.-328 с.
53. Вебер М. Протестантская этика. Ч. 1. - М:ИНИОН,1972. - 182 с. Ч. 2,-М:ИНИОН,1973.-234 с.
54. Вейнингер О. Пол и характер. М:Терра,1992. - 480.
55. Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания. // Вопросы философии,- 1995. - N 5. - С. 116 -126.
56. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л.:Эго,1927,-265 с.
57. Вулф Н. Миф о красоте./'/ Иностранная литература.-3.-1993.-С. 219-235.
58. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.-М:Искусство,1991 .-367 с.
59. Гадамер Х.Г. Философские основоположения XX века. // Философия человека: традиции и современность. М:ИНИОН,1991,-С. 106-118.
60. Гараджа A.B. Неоструктурализм: проблема человека. // Философское понимание человека. Вып. 1. - М:ИНИОН,1988. - С. 65-91.
61. Гартман Н. Эстетика. М:Изд-во иностр. лит-ры,1958. - 692 с.
62. Гартман Э. Сущность мирового процесса или Философия бессознательного.-Т. 1.-М., 1873.-518 с.
63. Гаузенштейн В. Искуство и общество. -М.,1923,- 339 с.
64. Гачев Г. Русский Эрос. М:Гнозис,1994. - 252 с.
65. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. // Гегель Г.В.Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М:Политиздат, 1977.
66. Гелен А. О систематике антропологии. // Проблема человека в западной философии. М:Наука,1988. - С. 152 - 201.
67. Геодакян В.А. Половой диморфизм и "отцовский эффект". // Журнал общей биологии. -1981. Т. 18. - N 2. - С. 641 - 658.
68. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации. // Проблемы передачи информации. -М:Наука,1974. Т. 1. - N1. - С. 218 - 300.
69. Героика и страх как модусы человеческого существования. // Философия человека: традиции и современность. -М:ИНИОН,1991. -С. 196-201.
70. Герт В.А. Индивидуальность человека: бытие и деятельность. -Екатеринбург:Изд-во Ек. ун-та, 1996. 128 с.
71. Голод С.И.Карнавализация любви и оргийность секса-СП.-б:Борей,1996. -128 с.
72. Голод С.И. Сексуальность в контексте культуры. // Искусство Ленинграда. 1994. - N4. - С. 8 -14.
73. Голод С.И. Состояние исследования социальных аспектов сексуальности в России во второй половине XX века. // Аннотированная библиография по социальным проблемам сексуальности 1960-е первая половина 1990-х годов.-СПБ:Фил.ин-та социол.РАН,1995.- С.3-14.
74. Грациа Э. Девушки оголяют колени везде и всюду.// Иностранная литература.-N 7.-1993.
75. Григорьян Б.Т.Философская антропология.-М:Мысль,1982. -188 с.
76. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас.//Вопросы философии.-N3.-1993.-С. 28-35.
77. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.:Изд-во Трансперс. ин-та,1992.-504 с.
78. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М:Изд-во Трансперс, инта, 1994.- 338 с.
79. Гроф С., Галифакс Д. Человек перед лицом смерти. -М:ИНИОН,1995.-301 с.
80. Грякалов A.A. Структурализм в эстетике.-Л: Изд-во ЛГУ, 1989.173 с.
81. Гулыга A.B. Принципы эстетики.- М:Политиздат, 1987. -286 с.
82. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М: Искусство,1984. 350 с.
83. Гуревич П.С. Разрушительное как тайна. // Сегодня. 1994. - 11 марта. - С. 8.
84. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики. // Вопросы философии. 1995. - N 8. - С. 92 - 102.
85. Делез Ж. Логика смысла. М:ИЦ "Академия", 1995. - 299 с.
86. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха.// Захер-Мазох Л. Венера в мехах. -М.РИК "Культура", 1992. 313 с.
87. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. -М:ИНИОН,1990.-108 с.
88. Демичев A.B. Ориентация к смерти. // Стратегии ориентации в постсовременности. СПБ:Борей,1991. - С. 157- 167.
89. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство. // Танатография Эроса. СПБ:Мифрил,1994. - С. 133 - 174.
90. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология: XX век. Антология. -М:Юристъ, 1995. -С. 213 255.
91. Жельвис В.И. Инвектива: мужское и женское предпочтения. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения.-СП.-б: Наука, 1991. С. 266-283.
92. Жене Ж. Дневник вора. //Иностранная литература.-N 1,- 1993.-С. 170-240.
93. Захер-Мазох Л. Венера в мехах. -М:РИК "Культура, 1992. 314 с.
94. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПБ:Марс,1995. -380 с.
95. Зенкин С. Писатель в маске монстра.// Иностранная литература.-N 1.-1993.-С. 138-149.
96. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. // Культурология: XX век. Антология. Кризис культуры. М:ИНИОН,1994. - С. 102 - 128.
97. Иванов A.B. Философия и судьба Э. Кассирера. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1990.-N 2.
98. Иванов А.Т. Топонимия мысли.// Философские маргиналии. -М:ИНИОН,1991. С. 4 - 41.
99. Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. Баку, 1920. - 216 с.
100. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М:Медицина,1986. - 424 с.
101. Ионин Л.Г. Укрощенная эротика. // Человек. 1992. - N 3. - С. 40 -59.
102. Исаев Д.Н. Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. -Л.:Педагогика,1991.-114 с.
103. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии.-М:Педагогика,1991. 255 с.
104. Кант И. Критика способности суждения. // Кант И. Собр. соч. в 8 т.-Т. 5. М:ЧОРО,1994.
105. Кант И. Основоположения метафизики нравов. // Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 4. - М:ЧОРО,.1994. - С. 153-246.
106. Кант И. Трактаты и письма. М:Политиздат, 1980.
107. Карасев Л.В. Сегодня и завтра.//Вопросы философии.-N 3.-1993,-С. 3-16.
108. Карпинская P.C., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. -М.Мысль, 1988.-188 с.
109. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры. // Вопросы философии. 1995. - N 8. - С. 158 - 173.
110. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. М:Наука,1988. -С.3-30.
111. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СП.-Б:Изд-во СП.-б ГУ,1992.-208 с.
112. Кимелев В.А. Современная буржуазная философско религиозная антропология. М:Наука, 1985. - 143 с.
113. Климова C.B. История Души. Саратов:Изд-во Сар. ун-та, -1996. -126 с.
114. Козлова H.H., Смирнова Н.М. Кризис классических методологий и современная познавательная ситтуация. // Социологические исследования. 1995 - N 11. - С. 12 - 23.
115. Кон И.С. Введение в сексологию.-М:Медицина, 1989. 336 с.
116. Кон И.С. Сексуальность и нравственность. // Зтическая мысль. -М:Мысль,1990. С. 59-71.
117. Косевич Е. Категории тела и пола в ветхом и новом завете.//Человек. N 5.-1996.-С. 81-91.
118. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб:Изд-во СП6ГУ.1992. - 132 с.
119. Кристева Ю. Дискурс любви. // Танатография Эроса. -СПб:Мифрил,1994. С. 101 -110.
120. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный,- Минск:Изд-во Б ГУ, 1983. -304 с.
121. Кюн Р. Возвращенное тело: Радикальная субъективная феноменология примененная, к исследованию телесности. // Философия человека: традиции и современность. М.:ИНИОН,1991 .-С. 164-172.
122. Лев-Старович 36. Секс в культурах мира. М:Республика,1991. -237 с.
123. Лем С. Эротика и секс в фантастике и футурологии. // Человек. -1991. N 6. - С. 30-41.
124. Лессинг Т.Ницше, Шопенгауэр,Вагнер.//Культурология ХХв.:Онтология.-М.:Юристъ,1995.-С. 339-431.
125. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный. - М:Прогресс, 1991.264 с.
126. Лопухова А.Б. Символика ритуала жертвоприношения в Древней Греции. II Личность и общество в религии и науке античного мира. -М:Наука,1990. С. 103-112.
127. Лоренц К. Агрессия. М:Прогресс,-1994. - 272 с.
128. Лосев А.Ф. Эрос у Платона. // Вопросы философии. -1988,- N 12. -С. 121 -139.
129. Лотреамон. Песни Мальдорора.// Иностранная литература.-Ы 5.1989.-. 150-161.
130. Лоуренс Д.Г. Порнография и непристойности.//Иностранная литература.- N 1.-1991. С. 230-241.
131. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда,- М.: Республика, 1992.432 с.
132. Магический кристалл. М:Наука, 1994. - 324 с.
133. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М:Ас! Магдтепл,1995. -548 с.
134. Марков Б.В. Антропологический поворот в философии XX века. // Очерки социальной антропологии. СПб:Петрополис,1995. - С. 18 -29.
135. Марков Б.В. Ориентирование на краях порядков. // Стратегия ориентации в постсовременности. СПб:Борей,1996.- С. 69 - 97.
136. Марков Б.В. Сердце и разум: История и теория менталитета. -СП.-б:Изд-во СП6ГУ.1993. 232 с.
137. Марков Б.В. Социальная философия и повседневный мир жизни.// Вестник СПБГУ. Серия 6. Вып. 4. - 1994.
138. Марков Б.В. Философия и ориентирование человека в мире. // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб:Борей,1996,- С. 34 - 53.
139. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев:ИСА, 1995. - 352 с.
140. Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе.-В 2 ч.-Ч.1 .-СПб:Ретур,1991 .-264 с.
141. Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе,- В 2 ч.-Ч. 2.-СПб:Ретур,1991.-296 с.
142. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.-Ставрополь:Изд-во Ставр. ун-та, 1995. 128 с.
143. Медведев Э.Ю. Бросая вызов. М:Сов.Россия, 1987.- 308 с.
144. Мейнард Смит Дж. Эволюция полового размножения. -М:Прогресс, 1987.- 321 с.
145. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов.//Вопросы философии.-N 10.-1991.- С.41-47.
146. Мид М. Культура и мир детства. М:Наука,1988. -429 с.
147. Миллет К. Теория сексуальной политики.// Вопросы философии.-N9.-1994- С. 147-173.
148. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. -М:Политиздат,1991,- 336 с.
149. Моисеев H.H. Логика универсального эволюционизма и кооперативность. // Вопросы философии. 1989. - N 6. - С. 52 - 66.
150. Моисеева A.M. Целостность человека как взаимодействие женского и мужского принципов и ее реализация в эстетико-педагогическом процессе. Орск:Изд-во пед. ин-та, 1996- 122 с.
151. Молодцова Е.И. Традиционные знания и современная наука о человеке. М:Янус,1996. - 164 с.
152. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину.// Вопросы философии.-М3.1991.
153. Мусхелишвили Н., Шабуров Н., Шрейдер Ю. О символичности проповеди. // Человек. 1991.- N 4. - С. 144 - 153.
154. На путях постмодернизма. М:ИНИОН,1995. - 188 с.
155. Некрасов С.Н, Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск:Изд-во Урал, ун-та,1991.-168 с.
156. Немилов A.B. Биологическая трагедия женщины. Очерк физиологии женского организма.Л.:Посев,1925,- 145 с.
157. Немировский A.B., Федорус И.В."Синдром Клеопатры" /дилемма любви и гордости/.//Психологический журнал.Т.2.-М5.-1991.- С.60-64.
158. Неоструктурализм: проблема человека.// Философское понимание человека.Вып. 1.-М.:ИНИОН,1988,- С.65-91.
159. Никитюк Б.А. Некоторые общие вопросы соотношения генетического и средового в морфофизиологии человека.//Биологическое и социальное в развитии человека. М.:Наука,1977.-С.18-32.
160. Никольский С.А. Социобиология биология человека?// Буржуазная философская антропология XX века.М.:Наука,1986,-С.176-187.
161. Ницше Ф. К генеалогии морали.//Ницше ф, Соч. в 2-х т.-Т.2,-М.:Мысль,1990,- С.407-524.
162. Ницше Ф. Казус Вагнер.//Ницше Ф. Соч. в 2-х Т.-Т.2,-М.:Мысль,1990.- С.525-555.
163. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.//Ницше Ф. Соч. в 2-х т.-Т.2,-М.:Мысль,1990,- С.238-406.
164. Ницше Ф. Рождение трагедии: Эллинство и пессимизм.//Ницше Ф. Соч. в 2-х т.-Т.1.- М.:Мысль,1990,- С.23-342.
165. Ницше Ф. Сумерки идолов.//Ницше Ф. Соч. в 2-х т.-Т.2,-М.:Мысль,1992.- С.556-630.
166. Новоженов Ю.И. Статус-секс и эволюция человека.-Свердловск:Изд-во Урал, ун-та, 1991,- 166 с.
167. Нодия Г.О. Человек смеющийся в контексте философии культуры.//Философия, культура, человек,-Тбилиси:Мецниереба,1988,-207 с.
168. Овсянников М.Ф. Искусство как игра.// Вестник МГУ.Сер.7,-Философия.-М2.1996,- С. 84-88.
169. Оконская Н.Б. Философская антропология: концепции и проблемы.//Вестник МГУ. Сер.7. Философия.- N5.- 1992.- С. 16-24.
170. Орлова З.А. Введение в социальную и культурную антропологию.-М.:МГИК,1994.- 127 с.
171. Ортега -и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М: Искусство, 1991. 588 с.
172. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике.//Вопросы философии,- N10.- 1993,- С.32-68.
173. Оттман X. Человек как фантазирующее существо: теория фантазии А. Гелена.//Философия человека: традиции и современность.- М.:ИНИОН,1991.- С.173-192.
174. Панченко Д.В. Римские моралисты и имморалисты на исходе республики.// Человек и культура: индивидуальность в истории культуры.-М.:Наука, 1990.- С.73-80.
175. Платон. Пир.// Платон.Избр. диалоги.-М.:Худ. лит.,1959.- С.128-159.
176. Плесснер X. Ступени органического в человеке.// Проблема человека в западной философии.М.:Прогресс,1988,- С.46-79.
177. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию.-М.:Ас1 Магдтет,1995,- 339 с.
178. Подорога В.А. Человек без кожи./Материалы к исследованию Достоевского/.// Социальная философия и философская антропология.-М.:ИФРАН, 1995,- С. 126-160.
179. Поляков Ю. Об эротическом ликбезе и не только об этом.// Иностранная литература. -ЧМ 5,- 1989. С. 238-242.
180. Проблема человека в истории науки и философии.-М.:МГПИ,1990,- 165 с.
181. Проблемы эстетического сознания в современных зарубежных исследованиях.-М.:ИНИОН,1986,- 159 с.
182. Психоанализ и науки о человеке.-М.:ИФРАН,1995,- 236 с.
183. Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании.-М.:ИНИОН,1978,- 165 с.
184. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии.// Вопросы психологии.-N 2.1987.- С.16-31.
185. Решетников М.М. Влечение к смерти.// Рязанцев С. Танатология (наука о смерти). СПб: Вост.-Европ. Инс-т Психоанализа, 1994. -С. 5-12.
186. Решетников М.М. Возвращая забытые имена.// Хорни К. Женская психология. -СПб:Вост.-Европ. Ин-т Психоанализа, 1993. С. 3-5.
187. Розанов В.В. Люди лунного света.-М.:Дружба народов, 1990,295 с.
188. Розанов В.В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин.// Несовместимые контрасты бытия.-М.: Искусство, 1990,605 с.
189. Розанов В.В. Природа и история.-С.-Пб,1900.- 268 с.
190. Розин В.М. Природа сексуальности.//Вопросы философии.- N4.-1993.
191. Розин В.М., Шапинская Р. Природа любви.-М.:Б.м.,1993,- 173 с.
192. Русалов В.М. Пол и темперамент.//Психологический журнал.-N 6,-Т.14.- 1993.- С.55-61.
193. Русский Эрос или Философия любви в России.-М.Политиздат,1991 .-443 с.
194. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?// Вопросы философии.-N 8,- 1989.
195. Савчук В.В. Дезориентация невроз современности.// Стратегии ориентации в постсовременности.-С.-Пб:Борей, 1996,- С. 98-102.
196. Савчук В.В. Кровь и культура.-С.-Пб:Изд-во С.-П6ГУ,1995,- 146 с.
197. Сартр Ж.-П. Аналитика плоти. -Час пик. N 35. - 1992.
198. Свасьян К.А."Философия символических форм" Э. Кассирера.-Ереван,1984,- 321 с.
199. Свифт Р. Наслаждение женщины. М:Аквариум, 1993. - 304 с.
200. Секс и культура./'/Аврора.-N 4,- 1990,- С.92-114.
201. Сексуальная революция заменяет любовь компьютерными суррогатами./ЛЧ 26-29.-Час пик,- 1994.
202. Семенов Ю.И. Как возникло человечество.-М.:Наука, 1966,- 577 с.
203. Семенова С.Г. "Любовь это стремление к бессмертию."//Философия любви.-Ч.1.- М.:Политиздат,1990,-С. 162-204.
204. Сенека Л.А.Нравственные письма к Луцилию.-М.:Ладомир,1993,-384 с.
205. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма.-С.-Пб,Изд-во С.-П6ГУ.1993.- 260 с.
206. Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос.наук.-Киев,1996,-18 с.
207. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры.-М.:Политиздат,1992,- 349 с.
208. Словарь иностранных слов. -М:Русс. яз., 1983. 879 с.
209. Снисаренко А.Г., Четверикова H.A. Популярная сексология.-С.-Пб,Диамант,1995,- 560 с.
210. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона.//Соловьев B.C. Собр. соч. в 12т.- Т.9.-С.-П6, Брюссель:Просвещение, 1966,-С. 194-241.
211. Соловьев B.C. Смысл любви.// Соловьев B.C. Чтения о богочеловеке.-С.-Пб:Худ.лит.,1994 .-С.298-356.
212. Сосновский A.B. Лики любви. Очерки истории половой морали,-М.:3нание,1992.- 207 с.
213. Сыродеева A.A. Ирония как стратегия бытия.// Философские маргиналии.-М.:ИФРАН,1991.- С.86-92.
214. Тарасов К.А. Эротическое кино: pro @ contra.// Социологические исследования.-N4.- 1994.
215. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М.:Наука,1987,- 239 с.
216. Телесность человека: междисциплинарные исследования.-М.:ФО СССР,1991.- 159 с.
217. Теория и жизненный мир человека.-М.:ИФРАН,1995,- 162 с.
218. Торчинов Е. Лук от семи недуг. В том числе и от им потенции.//9 ноября,Час пик, 1994.
219. Торчинов Е.А. Даосское учение о "женственном".// Народы Азии и Африки.-N6.- 1982.- С.99-107.
220. Тэннэхилл Р. Секс в истории. -М: Ретур, 1995. 286 с.
221. Уайльд О. Письма разных лет.// Иностранная литература.-N 11.1993. С. 104-130.
222. Уайльд О. Упадок лжи.// Уайльд О. Кисть, перо и отрава.-С.-Пб:ТОО "Бионт",1994.- С.247-286.
223. Уайт Д. Эрос оскверненный.-М.Центр общечел. ценностей, 1993,207 с.
224. Уильяме Б. Случай Макропулос: Размышления о скуке бытия.//Проблема человека в западной философии.-М.:Прогресс,1988,- С.420-442.
225. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М.Раритет, 1994,- 415 с.
226. Федоров Ю.М. Сумма антропологии.-Новосибирск:Наука, 1995.401 с.
227. Феномен духа в искусстве и науке.-М.:Наука, 1992.-145 с.
228. Феноменология искусства.-М.:ИФРАН,1996,-236 с.
229. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра.-М -Наука,1977 287 с.
230. Философия человека: традиции и современность,-М.:ИНИОН,1991.- 222 с.
231. Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Тезисы.-М.:ИФРАН,1995. 224 с.
232. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия.//Проблема человека в западной философии.-М.-.Прогресс,1988,- С.357-403.
233. Флоренский П. Воспоминания.// Литературная учеба.-N6,- 1988.-С.109-121.
234. Флоренский П. Природа.// Литературная Грузия.-N9.- 1985,- С.89-95
235. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.-Т.1.-4.1.-М.:Правда,1990.-286 с.
236. Франк С.Л. Смысл жизни.// Вопросы философии.-N6., 1990.
237. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.:Политиздат, 1990,- 368 с.
238. Фрейд 3. "Культурная" и сексуальная мораль и современная нервозность.// Вестник МГУ.-Сер.7.-Философия.-Ы 3,- 1989,- С.58-70
239. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.-М.просвещение, 1991
240. Фрейд 3. Недовольство культурой.// Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Просвещение, 1992
241. Фрейд 3. Об унижении любовной жизни.// Фрейд 3. "Я" и "Оно".-Труды разных лет.-Кн. 1.-Тбилиси, 1991
242. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.// Психология бессознательного.-М.:Просвещение, 1989,- С.312-424
243. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни.//Психология бессознательного.-М.просвещение,1989.- С.34-56
244. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности.// Психология бессознательного.-М.:Просвещение,1989,- С.122-201
245. Фромм Э. Душа человека.-М.:Республика, 1992,- 430 с.
246. Фромм Э. Иметь или быть?- М. .Прогресс, 1986,- 321 с.
247. Фромм Э. Искусство любви.-М.:3нание,1990,- 64 с.
248. Фромм Э. Психоанализ и этика.-М.Республика, 1993,- 414 с.
249. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности.-М.:Магистериум, 1996.-447 с.
250. Фуко М. Герменевтика субъекта.// Социо-логос.Социология.Антропология. Метафизика.-М.:Прогресс,1991,-478 с.
251. Фуко М. Жизнь: опыт и наука.// Вопросы философии.-N5.- 1993,-С.43-53.
252. Фуко М. О трансгрессии.//Танатография Эроса.-С,-Пб:Мифрил,1994.- С.11-132.
253. Фуко М. Пользование наслаждениями.// Человек и его ценности,-Ч.2.-М.:ИНИОН,1988 С.7-15.
254. Фуко М. Слова и вещи.-М.:Прогресс,1977.- 318 с.
255. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства,-М.Современные проблемы, 1914,- 391 с.
256. Хайдеггер М. Время и бытие.М.Республика, 1993.
257. Хайдеггер М. Европейский нигилизм.// Проблема человека в западной философии.-М.:Прогресс,1988.- С.261-313
258. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни.// Вопросы философии.-N 11. 1995. - С. 121-138.
259. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв".//Вопросы философии.-N7,- 1990.-С. 133-176
260. Хейзинга Й. Homo lydens. В тени завтрашнего дня.- М.:Прогресс-Академия, 1992,- 464 с?
261. Хейзинга Й. Осень средневековья.-М.:Прогресс,1992.- 286 с.
262. Ходасевич В. О порнографии.// Сельская молодежь,- N 6,- 1989. -С. 21-23.
263. Холбрук Д. Секс и дегуманизация в искусстве, мысли и жизни нашего времени.//Человек в контексте глобальных проблем.-М.:ИНИОН,1989,- С.129-139
264. Хомелева P.A. Природа политической власти.-С.-Пб:Изд-во С.-П6УЭФ.1996,- 173 с.
265. Хорни К. Женская психология.-С.-Пб.Вост.-Евр. ин-т Психоанализа, 1993,- 223 с.
266. Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницше.-М.: Респу б л и ка, 1992. 303 с.
267. Цицерон. Избр. соч.-М.:Худ.лит., 1975
268. Человек: образ и сущность.-М.:ИН1/10Н,1990.- 292 с.
269. Честертон Г.К. Францизск Ассизский.// Вопросы философии.-N 1,1989,- С.83-125
270. Честертон Г.К. Эссе.// Самосознание европейской культуры XX века.-М.:Политиздат, 1991,- С.208-265
271. Четверикова H.A. Антропологическая детерминация эротизма.//Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования. Тезисы.-С.-Пб:Инс-т биол. и псих.человека,1997.98 с.
272. Четверикова H.A. Имморализм эротики.-Л.:Изд-во ЛФЭИ.1991.-105 с.
273. Четверикова H.A. Половой диморфизм и общение.// Личность и общество. Сб. научных трудов.-Калининград:Изд-во КГУ,1994.- С.28-34
274. Четверикова H.A. Философия и культура эротического поведения.-Калининград:БГАРФ,1996.-41.-112 с.-Ч.2.-98 с.
275. Четверикова H.A. Целомудрие основной конструкт религиозной половой морали.// Взаимодействие науки и теологии в изучении проблем природы и общества.-С.-Пб:Фонд Флоренского П.А., 1992.-С.91-92
276. Четверикова H.A. и др. Для вас, гимназистки!-С.-Пб:Диамант, 1995.- 570 с.
277. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.:Республика, 1992,287 с.
278. Шелер М. Ordo amoris.// Шелер М. Избр. произв.-М.:Гнозис, 1994,-С.341-377
279. Шелер М. Положение человека в космосе.// Шелер М. Избр. произв.-М.:Гнозис, 1994,- С. 129-193
280. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей.// Культурология: XX век. Аксиология, или Философское исследование природы ценностей.-М.:ИНИОН,1996,- С.55-58
281. Шелер М. Человек и история.// Шелер М. Избр. произв.-М.:Гнозис,1994.- С.70-82
282. Шелтон Г.М. Миф о необходимости секса.-М.:Молодая гвардия,1991,-31 с.
283. Шестаков В. Мифология XX века. М:Искусство, 1988. - 223 с.
284. Шиллер Ф. Мысли об употреблении пошлого и низкого в искусстве.//Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т.- Т.6.-М.:Худ. лит., 1957,-С.505-511
285. Шиллер Ф. О причине наслаждения, доставляемого трагическими предметами.// Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т. -Т.6.-М.:Худ. лит.,1957,-С.26-40
286. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.//Шиллер Ф. Собр.соч. в 7 т.- Т.6.-М.:Худ.лит., 1957,- С.251-358
287. Шимин Н.Д. Целостность как феномен бытия человека./Аксиоматика мужского и женского начала в человеке./-Нижний Новгород:Изд-во НГГАСА,1995,- 163 с.
288. Шкода В.В. Оправдание многообразия.-Харьков:Основа, 1990.174 с.
289. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.// Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 Т.-Т.1.-М.Московский клуб,1992,- 395 с.
290. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность,-М.:Республика,1992,- 447 с.
291. Штегмайер В. Ориентация. Жизнь как граница мышления.// Стратегии ориентирования в постсовременности.-С.-Пб:Борей,1996,- С.54-68.
292. Щюц А. Структура повседневного мышления.//Социологические исследования.-^.1988,- С.129-137
293. Эвола Д. Метафизика секса.// Человек.-ЫЗ,- 1992.- С.86-92
294. Эпштейн М. В поисках "естественного" человека.//Вопросы литературы.-N8.-1976
295. Эпштейн М. Размышления Ивана Соловьева об Эросе.//Человек.-Ы 1 .-1991.- С. 199-210
296. Эрос. Страсти человеческие.-М.:"Аспол",1992,- 336 с.
297. Эфроимсон В. Родословная альтруизма.//Новый мир.-ЫЮ.-1971
298. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995. - 281 с.
299. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы.В 3 Т.-Т.2.-С.-Пб:Вост.-Евр. Ин-т Психоанализа, 1994.-416 с.
300. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество.//Самосознание европейской культуры XX века.-М.:Политиздат, 1991.- С. 103-118
301. Die Formen des Bildung.- Bonn,1995,- 148 S.
302. Die Kulturbedeutung des Als-Ob-Problems.- Landesalza:H.Beyer und Sohne.-S. 193- 148.
303. Dowkins R. The selfish gene.-Oxford,1976.- 213 P.
304. Egg M. Andere Menschen anderer Lebensweg.- Zurich:Schweizer Spiegel,1986,- 110 S.
305. Foucault M. Der Wille zum Wissen.-Sahrkamp,1988.- 321 S.
306. Gehlen A. Mensch.- Wiesbaden^ 976.- 318 S.
307. Gehlen A. Urmensch und Spatkultur.-Frankfurt a.M.,1975.- 106 S.
308. Gehlen A. Wirklicher und unwirklicher Geist. //Gehlen A. Gesamtauffabe.-Bd. 1.- Frankfurt a. M.,1978.- 175 S.
309. Hartle H. Die sexuelle Revolution.Hannover:National Ferlag,1979.- 62 S.
310. Junger E. Des abenteuerliche Herz.-Frankfurt a.M.,1972.- 171 S.
311. Junger E. In Stahlgewiffern.B.:Mittler,1990 .-319 S.
312. Lauth R. Die Philosophie Dostoewskis in systematischer Darstellung.-D.5.-Munchen:Piper,1950,- S.373-523
313. Malinowski B. Sex and Repression in Savage Society.L., 1927.-342 P.
314. Mohr A. Liebeswahn.-Stuttgart:Enke,1987 .-123 S.
315. Pietrowicz S.Helmut PlessnenGenese und System seines philosofisch-antropologischen Denkens.-Freiburg /Br./:Alber, 1992.537 S.
316. Richardson H.W. Nun, witch, playmate: An américanisation of sex. N. Y.,etc: Harper a. Row,1971 .-236 P.
317. Sahlens M. The origin of society.//Scientific American.-N:3,vol. 203. -1960
318. Schulz W. Philosophie in der veränderten Welt. Stuttgart: Neske, 1993 .-907 S.
319. Turcke Ch. Sexus und Geist: Philosophie in Geschlechterkamp.-Frankfurt a.M.:Fischer Taschenbuch Verl.,1991 .-249 S.