автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Ардашова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема"

П ö ид - 5 ДПР 1993

к1ш.тда;т) шшн, одсвйй шалы я ткхшгший ггпипттн роаш.-кт фщсрашм______

башкирский гиадотав^шшй уншрсиш!

lia нрп.ввк рукописи

ЛРДЛШОВА ¿лена, ¡хиадимкраини.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУШ,ТУ № ОТУДЫТГОБ ïuiK СЩШ1Ь1Ю~ШОССШ(М ПРОБЛЕМА

.Специальность 09.00,11 - социальная философия

Л В Г О г С 'S К Р Л т

VIО Г? ! - Р'Г Г-IJ! ' ! * ЧП Г'Ч'СКЯНИГ; yVí'Ií.'íi 'VI^n^tH!

Kf»»i;»tîî4T4 фялософс«"". тук

У ф а - Т9УЗ

Работа выполнена на кафедре этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Валеев Д.Ж.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Садыков $.Б.

Ведущее учреждение - Башкирский государственный медицине!

институт имени ХУ летня ШКСМ, кафе,! • философии.

на заседании Специализированного Совета K054.I3.02 б Башкирском государственном университете '

- кандидат философских наук, и.о.доце» Семенов С.Н.

Защита состоится " " _ _ 1993 г. в /часов

Адре-.; 450074, Уфа, ул. Фрунзе, 32, ауд. 01

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башгосуниверситета

Автореферат разослан " t° " 1993 г.

7

Учений секретарь Специализированного Совета кандидат философских каук, доцент Ь

Тухьа туллии Р.М,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования ' ' - ...

Объективные потребности современного общественного развития выдвигают перед философской наукой и воспитательным процессом в высшей школе рдц новь« задач по фордарованию специалиста XXI века, обладающего новым мышлением, высокой эстетической культурой и реалистическим подходом к действительности. ,

Образуя сложную гашу эмоцняльных переживаний, эстетическая; культура как бы дополняет попытки человека преодолеть разрыв мещцу идеалом и действительностью, когда ограниченное, несовершенное существование противоречит, самореализации сущностных сил человека как свободной и творческой личности.

В идеале высшая юкола должна стать важным звеном в системе формирования личности. В этом процессе можно выделить множество аспектов, но один из главных - формирование нравственности и культуры. Долгие гоцы именно этот аспект оставался без внимания, так как вся образовательная и воспитательнпя система была настроена на среднего студента, не поощрялось творческое мышление.

Автор диссертации полагает, что в формировании творческой личности важное место занимают науки гуманитаршго цикла, которые через эстетическую подготовку дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством прекрасного.

Для достижения этой цели возмогаюсть эстетического образования должна быть представлена на протяжении всего срока обучения и во всех формах.

Сейчас на первый план выдвинуты социально-экономические и юлитические проблемы, но решая их, необходимо усиливать роль

эстетического начала во всех сферах общественной жизни. В современных условиях это означает не только улучшение самой системы эстетического воспитания студентов, а требует органической связи профессиональной подготовки и формирования более высокого уровня эстетической культуры личности.

Выбор теш диссертации определен происходящими в нашем обществе преобразованиями в целом и системы высшего и среднего специального образования, в частности. Изменения в этих сферах зависят от активности человека, его сознательной творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы

В имеющейся сегодня эстетико-философской литературе можно взделить ряд исследований, освещающих сущность, специфику, задачи эстетического воспитания, его взаимосвязь с другими направлениями воспитательной работы, роль эстетического воспитания в формировании личности, среди которых можно назвать работы А.И, Арнольдова, Э.А. Баллера, В.А.- Балашова, А.Ф. Еремеева, U.C. Кагана, Л.И. Когана, Н.И. Киященко, Н.И, Лейзерова, Д.С. Лихачева, М.Т.. Овсянникова, имеющих мег. •дологический характер.

В работах H.A.' Алексеева, H.H. Вольхина, В.Б. Ёренкова, T,g. Шуртако-ой, О.И. Карпухина, У. Суны и других основное вниман; уделяется частным аспектам эстетического воспитания, например, ку. туре труда и быта студентов. •

Специфические социально-психологические аспекты исследуемой проблема рассмотрены в работах А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, • Л.С. Выготского, A.B. Симонова.

Отдельные аспекты эстетической культуры рассматриваются в монографиях и статьях, касающихся культуры общества: А.И. Арнольдова, А.К, Ул^дова. 8 ходе исследования большую помощь оказали

работы ведущих педагогов: A.C. Макаренко, С,А. Сухомлшгсного, В.А. Сластенина," В.НгЩацкой.-- -

Определенный вклад в изучение этой темы внесли работы уфим- - -ских учёных: В,Д. Попова, Ф.Б. Садыкова, 3.3. Карабаевой, М.С. Ку-нафина, Т.Н. ЗдобиноЙ.

В го же время мало специальных работ, посвященных анализу эстетической культуры личности и студенчества, недостаточно исследован вопрос о сухости эстетических потребностей и факторах, формирующих эстетическую культуру. Обращает на себя внимание почти юлное отсутствие комплексных исследований по проблеме.

Цель данной работы - определить роль и место эстетической судьтуры в студенческой среде, выяснить её как общие, так и особенна проявления и причины, влияющие на её становление и тормозящие >8 формирование.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- определить понятие "эстетическая культура" и механизм её ункционирования;

- проанализировать критерии эстетической культуры;

- рассмотреть специфику эстетической культуры студенчества;

- выявить возможности влияния студенческой среды на становле-ие эстетической культуры личности;

- определить роль эстетического воспитания и просвещения в роцессе формирования эстетически ориентированной личности и очер-1ть круг требований к их организации в современных условиях;

- выявить роль эстетической культуры в процессе формирования • юности студента;

- определить пути и средства формирования эстетической куль-■ры в студенческой среде.

Теоретической и методологической основой диссертации елу.г.а; кони и принципы диалектики, труды специалистов по общим вопрос,.,.,

теории эстетического воспитания, а также философские исследование касающиеся формирования личности и воспитания человека.

Конкретная постановка целей в ходе исследования, вытекающая из современного состояния вопроса, обосновывается анализом соответствующих работ отечественных и зарубежных философов в области в эстетики, этики, педагогики искусствоведения и социологии

.Предметом исследования стала эстетическая культура, а объеК' том ~ конкретная студенческая среда.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- предпринята попытка комплексного анализа эстетической культуры студентов;

- исследуются не только общетеоретические проблемы эстетичес культуры, но и вопросы, связанные с формированием эстетических вкусов и взглядов студентов;

- устанавливаются основные факторы, влияющие на совершенство вание эстетической культуры будущих специалистов;

- показана необходимость широкого приобщения студентов к ис кусству и самодеятельному художественному творчеству как одному из существенных факторов формирования эстетической культуры личн ти;

- исследуются критерии эстетической культуры личности, опре деляется сущность понятия "эстетическая культура", на основании которого установлены основные факторы, влияющие на совершенствовЕ ние эстетической культуры будущих специалистов;

- раскрываются пути использования возможностей эстетическо5 культуры в воспитательном процессе;

• - предлагаются новые подходы к пониманию сущности, целей и задач процесса формирования эстетической культуры личности с уч< том совокупности качественных изменений во всех сферах обществе; ной жизни;

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты анализа темы могут использоваться в преподавании тетики, культурологии. Методологические положения могут"быть -'имененн при планировании эстетического воспитания, проведении . нкретно-социологических исследований, а предложения могут стать новой для построения конкретных методик и оптимизации управления тетическим воспитанием.

Результаты и рекомендации могут быть использованы в органиэа-и учебной и воспитательной работы в вузе. /

Источниковедческую и информационную базу диссертации состави-; труды отечественных и зарубежных философов, социологов, психоло-в, искусствоведов, педагогов, данные всероссийских и республикан-iíx научно-практических конференций по проблемам эстетического гпитания, дянные государственной статистики и анкетных опросов, фиксируемых государственной статистькой. Работа написана на íooe социологических исследований, целью которых являлось вняс-■ше уровня эстетической культуры и развития эстетических потреб-стей студентов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации сувдались на заседаниях кафедры "этики, эстетики и культурологии пкирского государственного университета, lio материалом данного следования автор выступал на республиканских, региональных и есоюзных конференциях по проблемам эстетического воспитания в мферополе (1978 г.), Ленинграде (1985 г.), Тбилиси (1906 г.), е (1978 г;, 1980 г., 1982 г., 1984 г., 1991 г.).

Материалы диссертации активно используются автором при прове-нии занятий по эстетике со студентами, а также в работе фякуль-та общественных профессий Башкирского сельскохозяйственного инс-тута.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности и практической значимости исследования, определяются цель и задачи работы в соответствии со степенью научной разработанности данной проблемы, обосновываются методология и методика изучения, новизна поставленных задач. '■'•.'•

Первая глава диссертации - "Методология изучения эстетической культуры" состоит из двух параграфов.

Первый параграф посвящен рассмотрению понятия "эстетическая культура"'и механизма его функционирования.

Выражая свое отношение к проблеме, автор определяет ключевые понятия: "эстетическое" и "культура". Диссертант подчеркивает,что сради наиболее известных современных авторов, в чьих трудах'философское осмысление категории "эстетическое" проецируется на область данного исследования, можно назвать концепцию А.Ф. Еремеева. Он определяет категорию "эстетическое" как явление,представляющее собой общественно ценностное отношение между активными и пассивными творческими началами человеческой социальной жизни и развертывающееся через систему видов человеческой деятельности всегда в определенных конкретных модификациях, раскрывающих универсальную гармо> низацию среди обитания людей *л внутриобщественных проявлений*, Такое понимание, соответственно, проецируется на оценку понятия "культура".

^Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Свердловск, 1972. ч.4, - С.265

Среди различных подходов, связанных с анализом понятия "культура", более предпочтительной, по мнению диссертанта, является концепция,- развиваемая В.М- Межуевым. Qi включает в культуру человека все сферы его деятельности. Все, что характеризует общественную жизнь людей, имеет, по его мнению, непосредственное отношение к культуре и может быть отнесено к разряду культурных явлений. "Культура,-пишет В.М. Кеяуев,- охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между людьми как субъектами деятельности"?

Перспективность такого подхода заключается в том, что ыери- ; лом развития культуры становится раскрытие сущностных сил человека, его саморазвития как высшей ценности и главного богатства об-п^ства.

В диссертации конкретизируется положение о том, что эстетическая культура как совокупность эстетических ценностей, способов

их создания и потребления, является важнейшей частью духовной культуры. Эстетическая культура личности выражает уровень развитости эстетического сознания, способность и потребность эстетически воспринимать действительность, способность творить по законам красоты. Она постоянно развивается и в силу действия объективных закономерностей эстетизации всех сфер социального бытия, и за счет расширения поля действенности художественной культуры. Это сгоого рода комплекс эстетической деятельности, выражающий эстетическое ош "зонкс челопнкч к д«>йсiри!'?льности и зякрзпленннй в том или ином предмете его труда. В диссертации отмечается универсальный и сопутствующий характер эстетической культуры по отногае-W*» К пруггм РИДРМ куль тупы.

' ,".'.;;<У"П !'.'!. Куть!"'3 » и" uuivn. - .<(. , I9Hi. - С.ТЛ1

- ю -

Исходя из этого, механизм функционирования эстетической культуры можно представить в виде замкнутого круга: формирование мировоззрения (знания, взгляды, убеждения) ведет за собой духовнс обогащение личности и все это позволяет выработать верные целевые установки и основы эстетического мировосприятия, которые, в свою очереди способствуют формированию мировоззрения.

Во втором параграфе определяются критерии, по которым можно выявить эстетическую культуру личности. Для этого вычисляются индикаторы уровня.эстетической культуры, учитывая, что приводным механизмом эстетической культуры выступает эстетическое мышление К ним можно отнести эмоциональную отзывчивость к прекрасному и безобразному, эстетический кругозор,, эстетический интерес, эстет ческий вдеал, эстетический вкус, а сте тичес кое чувство, астетичес кие взгляды, эстетические уценки, эстетическую потребность, эсте тическуи образованность,- эстетические ценности,.

Конечно, нельзя не учитывать и тот факт, что казвдый челове; имеет различную общекультурную подготовку, что отражается на фо] мировалии потребностей. По мнению диссертанта, для практической работы по эстетическому воспитанию можно ввести такие градации: а) развитые эстетические потребности; б) недостаточно развитые эстетическгэ потребности; в) потребности в основном соответствуй щие нуждам общества. Но и при таком подходе большую роль играет сама личность студента (его активность, избирательность в ходе восприятия мира).

Таким образом, автор подходит к тому, что для выяснения , к£ите£иев эстетической культуры необходимо определить уровень з тетической культуры,, а для этого - изучить целый комплекс показ телей, наиболее важными среди которых являются следующие компон ты: ......—

- наличие определенных (знани^ (история, теория искусства, 8стетика, знании хз'дожестленных произведений);

(умение)оценить произведете- (характер оценки, степень

развитости эстетических вкусов, приверженность к эстетическому идеалу); __

■■> выработка качеств'/ которые способствуют активной творческой деятельности (интенсивность приобщения к ценностям искусств» и степень приобщенности);

- наличие и развитие эстетического чувстьа на основе формирующей мировоззренческой позиции личности;

- присутствие эстетических аспектов в быту, трудовой и научной деятельности.

Таким образом, уровень эстетической культуры представляем* собой целостную характеристику знаний, оценочных эстетических представлений и образа поведения, а также степени участия субъекта в распространении и увеличении эстетических ценностей.

В практической работе традиционно выделяются три уровня^ эстетической культуры с точки зрения их значения для дальнейшего ■ развипш личности:

- высокий (оптимальный);

- достаточно высокий;

- относительно низкий.

Для высокого (оптимального) уровня характерны: широкая эрудиция, прочность эстетических убеждений, развитые интересы и потребности, научное творчество. Достаточна высокий (средний) уровень определяется следующими инструментальными показателями: неравномерностью развития компонентов культуры личности, пониженной активностью в области эстетического самообразования, меньшим объ- • емом непосредственных знаний в области теории искусства. Относительно низкий уровень предусматривает негюльише знания ь оолаотн искусства, направленность предпочтений не на ыюокохуд^лсч-венные произведения, отсутствие потребности в эстетическом с&моогкъ.^ь»—

нии .

Исследуя само понятие "эстетическая культура", выявляя его критерии и механизм функционирования, автор приходит к выводу, что дальнейшее изучение эстетической культуры способствует более целенаправленной работе по совершенствованию эстетического воспитания. Автор полагает, что работа по специализации и профессионализации, проводимая в каждом вузе, с одной стороны, не исключает, .а предполагает общее культурное развитие человека, в особенности его творческих способностей, творческого мьшления и деятельности. С другой стороны, высокий уровень эстетической культуры является гарантией качества получаемых знаний.

Вторая глава диссертации - "Проблемы формирования эстетическс культуры студентов" состоит из двух параграфов.

Первый параграф посвящен анализу места эстетической культуру в структуре духовной культуры студентов. Автор рассматривает студенчество как социально-демографическую группу, возраст которой 17-25 лет. Можно отметить такие её общие черты, как.специфику сознания, структуру деятельности, стиль поведения и образа жизни, близкий уровень знаний и общекультурного развития. Студенчеству свойственны большая глубина и интенсивность познавательных ориентации, активность в поиске оригинальных форм самовыражения. Особенностью, отличающей студентов от других групп молодёжи, является и характер труда: подготовка к выполнению функций, интеллигенции, а также частичное участие в опосредованном производительном труде в форме учёбы, роль которой в обществе неуклонно возрастает В диссертации классифицируются типы студентов, характеризуется отношение личности к культуре в зависимости от того, на что делается акцент: ориентация на проблемность, престижность или развлекательность содержания.

Поступая в вуз, студент как бы проходит 2 периода в своем сте новлении: в начале освоение положения студента, затем подготовка к социально-культурным ролям интеллигенции.

- 13 -

В первый период студент осваивает местную художественную ;ду,. принятые среди студентов формы и способы общения с искусном, эстетические аспекты студенческого обрала жизни. В »тот -эпод важно попытаться устранить неравномерность в эстетическом ¡витии студентов, сформировать новые эстетические потребности >рлентапии, включить студента в вузовскую жизнь.

Во второй период происходит кристаллизация эстетического соз~ гия в теории, развитие элементов эстетической деятельности во IX видах производственной практики, приобретение навыков художэс-нного самообразования, самодеятельного творчества, закладывание ;ов перспективной программы эстетического развит«.? личности каж-

студента..

В диссертации особо отмечается, что на формирование эстетикой культуры студентов большое влияние оказывают культурные тра-

;ии региона, профиль вуза и факультета, социально-психологичес-черш ке.тдогс набора студентов, культурная среда вуза, курса, ппи (т.н. эстетические потребности могут сильно различаться), и cava организация культурно-воспитательной работы зависит от вня понимания сё роли в подготовке специалистов со стороны ру-одства вуза.

практика показывает, что в одной и той же группе к концу обу-

ия в вузе не удается ликвидировать неравномерность уровня эсте-еской культуры..

К моменту поступления в вуз у абитуриента уже сформирован оп-элонный запас знаний, в большинстве случаев очерчен круг способ-гей, выработаны навыки творчества, сложились ценностные ориента-. Но не всегда эти качества бывают реализованы в процессе обу-ля, в структур? деятельности студента или п его поведении, ilo шю автора, в процессе формирования эстетической культуры вуз ten выработать устойчивые творческие интересы и потребности,

т.е. помочь практически освоить содержание эстетической культуры, начала которой заложены школой, семьей, средой.

Конечно, нельоя не согласиться с мнением Н.Б. Крыловой и Л.Л. Печко, подчеркивающих,'что такие основы "иногда необходимы создавать заново (особенно в технических 'вузах)"*. Да и сложившаяся система формирования эстетической культуры часто охватывает тех студентов, у которых уже развиты стойкие эстетические интересы и потребности. Для определенной части студентов вуз зачастую решает компенсаторные задачи: формируя основы эстетической культуры, "исправляет" недостатки семейного и школьного воспитания.

Говоря о студенчестве в целом, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что часто студент усваивает не то, что имеет действи тельную ценность. Эстетические' критерии формируются стихийно, а они тесно связаны со всеми компонентами эстетической культуры лич ности.

В процессе формирования эстетической культуры очень зажна роль эететичес£<кх критериев, поскольку, выработав критериальную сетку, студент определяет свои идейно-эстетические и социально-творческие позиции. Высшей степенью проявления эстетической культуры выступает- спосс »*>ность личности грамотно, свободно и полно С} дить об эстетических явлениях, оценивать и классифицировать их, строить творческую деятельность в соответствии с социально-значимыми эстетическими нормами совершенства и красоты.

Диссертация основывается на анализе конкретного опроса студеь тов четырех вузов города Уфы: Башкирского государственного униве] ситета (БГУ), Уфимского государственного института искусств (УГИ1 "Башкирского сельскохозяйственного института <БСХИ), Уфимского аетщионно-технического университета (УАТУ, быьший Уфимский авиационный циститу;').

* Кршпяа И.П., Печка JT.il. Формирование эстетической культур! личнооик лишла, трудовой коллег.мв, вуз. - М., 1966. - С,;

Проблему эстетической культуры студентов аь.ор рассматривает в двух плоскостях: вертикальной (процессы, происходящие в одном вузе) и горизонтальной (дающей представление, о специфике эстетического развития в вузах разного профиля).

Рабочие гипотезы социологического исследования были следующие:

Во-первых, эстетическое развитие - это процесс, формирующий определенные свойства личности, которые помогают не только познавать эстетическую культуру общества, но и преобразовывать её. Уровень эстетической культуры, являющейся одним из компонентов духовной культуры, определяется не только биолого-психическими задатками, но и социальными факторами.

Во вторых, студенческий период - это время самоанализа и самооценок. Несмотря на известную специфику вузов, содержание процесса формирования личности специалиста-интеллигента носит однотипный характер в любом вузе, что вытекает из единства, однотипности социальных функций вузов. Студенчество - "это период наиболее активного развития эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом соци-

т

альных функций взрослого человека". Но на развитие эстетической культуры личности студента оказывают влияние 2 группы характеристик:. а) стремление к самовыражению, романтизм, способность к усвоению большого объема знаний, разнообразив увлечений, активное общение, эмоциональность, тяга к творчеству, устремлённость к будущему? б)стереотипность оценок, максимализм,скептицизм, узость суждений, отсутствие жизненного опыта. И если первая группа характеристик в основном положительно влияет на формирование эстетической культуры, то вторая - тормозит этот процесс.

т

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. П., 197?, с.334

В третьих, у большинства студентов ко времени поступления' в вуз не успевают сформироваться в полной мере потребности, связанные с познанием необходимости повышения эстетической культур1

Неудовлетворительная организация процессов развития эстетической культуры в школе и в вузе тормозит у студентов развитие эстетических потребностей, интересов, вкусов, способностей, нав1 ков и требует коренного улучшения всей системы эстетического об] зования и воспитания в каждом вузе.

Исходя из своих исследований, диссертант приходит к выводу, что в процессе обучения в вузе эстетическое развитие студентов претерпевает незначительные изменения. Более того, в силу перег] женности и недостатка времени наблюдаются сокращение объема эст« тического и художественного восприятия, сужение спектра художественных интересов, уменьшение количества участвующих в организо! ных формах художественного творчества.

Независимо от профиля вуза, самое большое количество студент воспринимает художественные ценности пассивно (благодаря телевид нию, кино и т.п.) и мало .занимается повышением эстетической куЛ1 туры самостоятельно.

Несмотря на прирост информации в области эстетической культу ры, качество художественных знаний и их уровень у большей части студентов существенных изменений не претерпевает. Особенно ярко это показал анализ ответов на вопрос о любимых представителях kj туры и искусства. Но жанрово-тематические предпочтения в каждом вузе различны. Например: в БСХИ большее количество студентов пре почитает фантастику, в УЛТУ - лирику, а в БГУ и УГИИ - драму и трагедию в судьбе.

По мнешш автора, всё это во многом объясняется тем, что в ;тетическом оценивании собран весь опыт восприятия, познания и ^образования студентами мира по законам красоты; его установки,'"" тзяды, убеждения, эстетические вкусы и идеалы.

Студенческий период способствует стабилизации интересов, ©дпочтений, вкусов, но они начинают приобретать индивидуальную ■раску, и у отдельных студентов возможны изменения ориентаций и едпочтений не столько под воздействием объективных, сколько бъективных'факч'ороь.

Анализ предпочтений выявил и такую закономерность: студенты соко оценивают творчество деятелей искусства и культуры прошлого.

Отчасти это объясняется плохим знанием современного искус-ва, распыленностью вкусов студентов. Но главной причиной, по энию диссертанта, является недостаточная оформленность эстети-зких критериев* и. идеалов, чведь для того, чтобы оценить того или__ )ГО современного автора нужно уметь самостоятельно мыслить, дать ¡нку творчеству, а для этого нужны знания и навыки.

Неудивительно, что очень малое число респондентов интересуйг-архитектурой, скульптурой; основы этих дисциплин не преподаюг-в школе, они не популярны в студенческой среде и для их изуче™ [ нужна самостоятельная активность.

Креме указанного, исследование позволяет сделать вывод о тем, | в студенческой ерзде не пользуются популярностью традиционные и эстетического воспитания: культпоходы и лекции.

Слабеет_штерес к хоровому искусству, народно-сценическому цу, фольклору, классическим видам искусства, невысока активность центов в традиционных видах худояйствеиного гворчестиа. Ццщин -на ого, только не считают иуамым раэвивят* эстетическую куль-У даяыи». Большая часть респондентов укаацьт* :•, ч>о я г., су мешает недостаток времени, а способствует - сймообразовьни"..

Второй параграф посвящен анализу путей и средств формирования эстетической культуры студентов.

Диссертант подчеркивает, что утверждение об отсутствии системы формирования эстетической культуры в вузах некорректно. Речь должна идти скорее о путях ускорения развития эстетической культуры студенчества, которые состоят в следующем:

- формирование развитого стремления к красоте как основы и катализатора эстетической культуры;.

- совершенствование и активизация этого стремления;

- умение реализовывать эти стремления практически во всех видах и аспектах жизнедеятельности личности.

Сложность периода состоит в том, что реализация задач по формированию эстетической культуры находится в несоответствии с реальной практикой их решения. Даже в тех вузах, где внедряются новые формы работы по формированию эстетической культуры студентс нет достаточного количества энтузиастов, способных работать в этс направлении и имеющих положительный опыт практической работы. Также сказывается отсутствие межвузовских связей.

По мнению автора, основная причина, вызывающая такое несоответствие, состоит в отсутствии единой разветвленной системы фор.« рования эстетической культур! в стране. .

К достижению всех этих целей могут вести различные средства как традиционнее, так и новые. Одним из главных средств является общение с искусством. Хорошо известно, что знания превращаются в убеждения, когда они в значительной степени проверяются и подтве даются личным опытом и практикой. •

В этой связи трудно переоценить значение самодеятельного ху дожественного творчества, тем более, что это средство ясляется важным и для раннего выявления и развития организаторских спосоС ностей студентов.

Немаловажное значение имеет процесс эстетического просвещеь

и образования. Здось к?тно ннделитъ несколько традиционных направлений:

и) усвоение теср*тич«*стпс ч п/'-йтшесттх-эняний-в области_____

эстетики и искусства в процессе изучения соотиетствуккпих дисциплин;

б) использование эстетических аспектов учебного процесса;

в) влипни*? пдеМчо-остетичоского содержания культу¡»-ю-мяссс-вой работы> "эстетических" форм досуга.

Болыаую рель могут здесь сыграть кур:» лекций по эстетике, относительно целя дисциплина "История и теория мировой и отечее-' твенной культуры" и, ставшие традиционными, занятия университета культуры.

Вероятно, само непосредственное знакомство с предметом, вхождение в мир живописи, архитектуры, музыки -и театра будут .способствовать внутренним'дуэовиш переменам в наших студентах и это заложит в них тот Фун-^монт, «а котором будет строиться постоянный интерес студ'-'нтор V миру культуры и к своему духовному обогащению.

Автор отмечает существенный вклад, который вносит в эстетическое просвещение и образование факультет общественных профессий (ОД!). Во многих пузах стали отказываться от этой формы работы или подменять её коммерческими структурам! (платный курсы иностранна* языков, менеджеров и т.д.). Материалы исследования, дополненные многолетни?'»1 наблюдениями, позволяют уверенно сделать вывод • о том, что молодой специалист любого ярэ$и*я успешно решает профес-иональные задачи при наличии у него специальных,умений и. навыков в тох сф^рх, котг'рч" нопоер°дственно не связаны с его_профессией. '¿ИОГПО ИЗ ОКОНЧИВИКХ $0'| ОЧМ"ЧШ Г. чго Г» г-.; I- факулЫ'П }ПИТ культуре "б'ценгл, помогает р>:;ч>нть эмоциональную отзывчивость к прекрас-

чому И ООТСГИЧ'Ч-Г'Й кр'/Г' К'П.

чормн работы 50Л мсгут быть разними: от обычных учебных ¿аня-

тий, факультативов художественного и эстетического цикла, искусствоведческих секций, школ прекрасного до клубов друзей искусства. Существенным фактором формирования эстетической культуры в этом случае является вовлечение их в процесс создания художестве) ного произведения, что дает возможность проявлять и развивать художественно-творческие способности, приобщать студента к'творческому труду. Ломимо этого ФОН - эффективная, пластичная, интересная форма организации досуга студентов.

Особое внимание заслуживает проблема формирования эстетичес кой культуры студента в учебном процессе. По мнению диссертанта, здесь необходим комплексный подход, ведь в научно-познавательной деятельности всегда можно найти эстетические акценты и мотивы: и в оценке научных взглядов и теорий, и в создании научной картинь мира.

Следующим средством формирования эстетической культуры автор считает само воздействие социальной студенческой среды, т.к. именно социальная микросреда служит решающим фактором формирования черт личности студента и его эстетической культуры в особенности.

Большую роль играет и такой фактор, как личное эстетическое воздействие педагога, для которого необходимы и эстетическая образованность, и эмоциональная чуткость, и наличие умений, навыков в художественной деятельности, и постоянное обогащение личнс арсенала выразительными средствами общения (манеры,„мимика, жест ты), и самое главное - влашш.л1си£шшт=пада1щщз&шщ^

V- -

ыи и знаниями в области эстетической культуры.

Важным средством может являться и организация предметной среды вуза. Даже спортивные мероприятия могут оказать эстетичес] влияние: оформление, костюмы, музыкальное сопровождение и др.

Ароцвсси формирования эстетической культуры студентов такж< зависят от регулярности посещения театров, концертов, х,удожеств<

[ых выставок. Спи восполняют пробелы в эстетическом просвещении. [о_мнению диссертанта, систематическое общение с искусством пос-■епенно формирует должный уровень эстетических оценок и представший. Здесь есть и обратная связь; знания дают побудительный ютив приобщения к искусству. Автор полагает, что эта диалекти-еская взаимосвязь является движущей силой процесса формирования статической культуры.

Большое влияние на формирование эстетической культуры сту-ентов оказывают любительские клубные объединения. Это очень гиб-ая и современная форма работы, которая может объединить и люби-елей юмора (КВН), и поклонников классической музыки (клубы лю-ителей искусства). В диссертации подробно рассматриваются вопро-ы деятельности таких клубов.

По мнению автора, задача состоит в том, что все виды чело-еческой деятельности, в которые включен студент, необходимо под-ять до такого уровня, чтобы полнее раскрылся заложенный в них стетический потенциал.

В каждом вузе необходимо создать специальную эстетическую итуацию, готовящую студента к эстетическому восприятию мира, □средством которой и осуществляется собственно формирование эс-этической культуры.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перс-

л

цективы дальнейшей разработки проблемы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. К вопросу о влиянии выпускников ФОН на жизнь современного ?ла // Основные направления совершенствования социалистического 5раза жизни на сели в свете решений июньского (19ЬЗ г.) ¡Ьшнумн { КПСС /Тезисы докладов/. - Уфа, 1904. - С.94-95..

2. Из вуза - с двумя дипломами // Интенсификация сельскох аяйственмого производства/ Тезисы докладов республиканской кон ференции молодых ученых и специалистов сельского хозяйства/.

- Уфа, 1992. - С. 78- 79.

3. О влиянии факультета общественных профессий на формиро ние эстетической культуры будущего специалиста сельского хозяй ства // Социальные проблемы села в условиях перехода к рыночно! экономике/. - Уфа. 1992. - С.70-72

Уфа, ВСХИ, заказ , тираж /ОО