автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Эстетическая культура современного студенчества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Файзуллин, Азат Файзуллович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Эстетическая культура современного студенчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетическая культура современного студенчества"

РГБ ОД

На правах рукописи

Файзуллин Азат Файзулловнч

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

09. 00. 11. - СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

Уфа-2000

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного университета

Научный руководитель

Официальные оппоненты -

Ведущая организация

доктор философских наук, профессор Галимов Б.С.

доктор философских наук, профессор В алее в Д.Ж.

кандидат философских наук, Багаутдинов А.М.

Уфимский государственный авиационный технический университет, кафедра философии

Защита состоится 22 сентября 2000 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 064.13.05 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан августа 2000 года

Ученый секретарь ^

диссертационного совета л-

доктор социологических наук, у. ' Р. М. Тухватуллин

профессор

9. (f1^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Происходящие в современном обществе сложные и противоречивые процессы обновления, становления новых принципов общественного устройства, структур, ценностей объективно приводят ко все большему переплетению, взаимопроникновению материального и духовного производства, экономики, науки, культуры, изменению сознания людей. В успешном преодолении негативных последствий этих процессов все большую значимость приобретают и проблемы эстетической культуры, эстетического образования и воспитания молодежи.

Сегодня важно разобраться в противоречиях реальной действительности, проанализировать изменения происходящие в культурно-эстетической сфере, место, роль и значение эстетических факторов в реформировании общества, в становлении демократического государства, возрождении общечеловеческих гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с тем, актуальность данной проблематики продиктована и тем, что без эстетического воспитания подрастающих поколений, без эстетического развития, роста эстетической культуры молодежи, трудно решить другие задачи реформирования общества .

Рассматривая эстетическую культуру студенческой молодежи мы сегодня должны признать, что она находится в кризисе. Это связано с тем, что существовавшая в нашей стране политическая система осуществляя контроль за инициативой и творчеством личности, тем самым сужала рамки возможности развития студенческой молодежи.

Студенчество характеризуется прежде всего своей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейшую

характеристику его самосознания. При отсутствии этого целеполагания студенчество перестает быть прогрессивной общественной группой.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но и в других сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительной работы, приводит к потере духовных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей. Все это сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться после окончания вуза по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в студенческой среде.

В связи с этим, большинство современных авторов, исследующих студенчество, подчеркивают необходимость обращения внимания к проблеме формирования эстетической культуры студентов. 1

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость выработки новой системы эстетической культуры студентов. Эта новая система должна базироваться на общечеловеческих, гуманистических началах.

Игнорирование общечеловеческих ценностей нанесло

непоправимый урон культуре в целом. Теперь, после отхода от оперирования большими, абстрактными категориями, необходимо повернуться к человеку и к общечеловеческим ценностям, по новому

1 (Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России.// Социс. 1У98.№ 5, "Философия, культура и образование." материалы круглого стола // Вопросы философии.1999. № 3.)

осмыслить такие понятия как красота, гармония . Важно и актуально переосмыслить пройденное, и на этих гуманистических принципах пересмотреть традиционные подходы к изучению происходящих в обществе культурно-эстетических процессов.

Вместе с тем необходимо также выяснить, как в новых условиях формировать и развивать эстетические качества студенчества, какими формами и средствами. Все эти аспекты проблемы составили поле диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования эстетической культуры красной нитью проходят через всю историю философии. Аристотель и Платон, Гегель и Кант, Белинский и Чернышевский - вот некоторые вехи, которые прошла в своем развитии эстетическая мысль.

Необходимость разработки проблемы эстетической культуры общества в целом и студенческой молодежи, в частности была осознана еще советскими исследователями.

Благодаря усилиям таких ученых, как С.Ф.Анисимов, М.Н.Афасижев, В.Ю.Борев, Д.Ж. Валеев, А.Ф. Еремеев, Л.А.Зеленов, А.Я.Зись, А.Н.Илиади, М.С.Каган, Н.А.Кормин, Л.Н.Коган, А.И.Комарова, В.Г.Липский, Л.Б.Волченко, Ф.Б. Садыков, А.Н.Семашко, А.А.Оганов, В.Ф.Передерий, Е.В.Шевцов и других мы располагаем обширной литературой, в которой обсуждаются многочисленные аспекты эстетической культуры.

В работе названных авторов разрабатываются такие важные вопросы теории и практики эстетической культуры, как природа и сущность эстетической культуры общества; взаимосвязь последней с эстетической культурой личности; определено содержание понятия

"эстетическая культура", а также его соотношение с понятием "эстетическая культура личности". Специальные работы посвящены анализу современного уровня и перспектив развития эстегнческой культуры человека, различных социальных групп, в том числе , молодежи, студенчества.

Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, эстетического и социального в жизни российского общества.

Однако среди исследований, посвященных анализу современной эстетической культуры личности, не так много работ, посвященных анализу современного состояния эстетической культуры студенческой молодежи.

В работах таких авторов, как Б.С.Галимов, Н.И.Киященко, С.М.Поздяева, О.В.Лармин, Дж.М Гилязетдинов, Л.П.Соколов, Л.А.Ширяев, И.А. Конников. И.Г. Яковлев, Л.Н.Столович и других анализируются культурологические и социологические аспекты эстетической культуры.

Методологические проблемы социального познания

анализируются в работах Б.Г.Ананьева, Г.С.Арефьевой С.Н.Иконниковой, А.К.Уледова, Ф.С. Файзуллина, А.Г.Харчева , Г.Б. Борисовского, Т.П.Злобиной, А.А.Ахмадеева, и других.

Вопросы формирования эстетической культуры прямо или косвенно затрагивали Р.Т. Насибуллин, Л.Б.Денисова, Ф.А.Гайсин, В.Н Финогентов, Д.А.Нуриев, В.С.Хазиев.А.Ф.Кудряшев.

Большую группу составляют работы посвященные исследованию эстетической культуры студенчества как социальной группы. К ним относятся труды Н.Б.Крыловой, Ю.Н.Дорожкина, В.Т. Лисовского,

У.Ф. Суна, Е. Н. Ардашовой, Ф.Д.Гусейнова, Г.И. Королевой, Г.А.Петровой, А.Б.Курлова, В.В.Затеева, И.М.Орешникова, В.А.Кудина, Л.Я.Рубиной и других.

В современной западной эстетике, представленной такими авторами, как У.Ьагаег, КБшЛ, О^агщег, В.Напу и другими, наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетической культуры, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, усиленно обсуждаемая между представителями двух основных конкурирующих направлений - сциентистской, технологически детерминированной и антисциентистской, "гуманистической" моделей личности.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры.

В последнее время стало уделяться определенное внимание вопросам методологии и методики исследования эстетической культуры как на философском, так и социологическом уровне.

Как видим, за годы интенсивной работы накоплен обширный исследовательский материал по теоретическим и прикладным аспектам исследования эстетической культуры и связанным с ними проблемами эстетического воспитания. Вместе с тем следует сказать о том, что несмотря на кажущееся многообразие подходов существуют аспекты, представляющие научный интерес.

Особенностью данной диссертационной работы является то, что в работе осуществляется не только общефилософский, теоретический, но и специальный, социологический подход, необходимый для анализа эстетической культуры современной студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает российское студенчество как социальная группа современного российского общества.

Предметом исследования является процесс формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования. Актуальность тематики, степень ее разработанности в философской науке, особенности диссертационного исследования определили его основную цель. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования эстетической культуры современного студенчества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований эстетической культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и эстетической культуры;

- определение путей и средств формирования современной эстетической культуры студентов;

- выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовных основ жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на идеях, содержащихся в трудах философов, социологов, психологов, педагогов по проблемам духовных основ эстетической культуры человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании эстетической культуры.

При разработке и представлении структуры эстетической культуры используется методология системно-структурного анализа,

предполагающая рассмотрение социальных явлений в системном единстве, структурном членении, в связях и зависимостях мевду составляющими данную систему элементами и частями. В процессе поиска сущностного определения эстетической культуры, доказательства и аргументации выдвигаемой автором точки зрения, широко используется категориальный аппарат социальной философии , эстетики и культурологии. С целью переложения общих теоретических рассуждении и определений в плоскость конкретно-социологического рассмотрения используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для достижения желаемого единства, философского и социологического анализа явлений эстетической культуры, получения необходимого для обобщения и выводов конкретного материала в диссертации широко применены социологические методы и приемы, в частности, методы конкретно-социологического анализа, метод квотной репрезентативности.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные, материалы социологических исследований, учебные планы, программы. Автором было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссертации, состоят в раскрытии следующих положений:

обосновано, что современный процесс формирования эстетической культуры студенчества характеризуется изменением роли искусства в студенческой жизни, сменой приоритетов в восприятии ее различных жанров; выявлено, что в силу материальных причин

происходит сокращение объема эстетической информации и в духовной жизни студентов преобладающим становится полицентризм ценностей;

- показано, что распространенный в студенческой среде индивидуализм и существующая поляризация типов личности студентов являются доминирующими основаниями кризиса духовной культуры современного студенчества.

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышения ответственности преподавателей за формирование культурного облика будущих высококвалифицированных специалистов

- развито представление о критериях эстетической культуры студенчества, исходя из определения ее уровня: это стремление к пониманию и взаимопониманию, стремление к эмоционально-оценочному постижению действительности, морально-эстетическое переживание, мера активности, возникающая в ходе приобщения студентов к искусству, способность самопознания.

- выявлена необходимость разработки усилиями ученых новой концепции эстетического развития молодежи; аргументирована необходимость повышения статуса эстетического образования в вузе, разработки новых путей и методов включения эстетической информации в содержание преподаваемых естественных и гуманитарных дисциплин.

- аргументировано, что в современных условиях основой достижения высокого уровня эстетической культуры является формирование и развитие у студенчества эстетического начала, эстетических качеств на основе стремления к общечеловеческим ценностям.

и

определены приоритетные направления формирования эстетической культуры студентов: эстетическое образование и воспитание; гуманитаризация всего образования; повышение роли довузовской подготовки студентов, через преподавание специальных дисциплин, которые базируются на принципах всесторонности и универсальности, свободы и демократизации личности.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей процесса формирования эстетической культуры, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на формирование эстетической культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования эстетической культуры и в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования эстетической культуры в вузах, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами эстетического воспитания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета в июне 2000 года и по итогам обсуждения рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на двух научно-практических конференциях, в брошюре "Особенности формирования

эстетической культуры современного студенчества, а также в двух опубликованных научных статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её разработанности, определяются цель и задачи, характеризуется научная новизна диссертации, её теоретическое и практическое значение.

В первой главе "Философско-методологический анализ эстетической культуры" рассмотрены теоретический и практический аспекты концептуализации данного понятия, а также его содержание и критерии.

Первый параграф данной главы "Понятие эстетической культуры и проблема его концептуализации: теоретический и практический аспекты" посвящен выработке наиболее адекватного современной эпохе понимания эстетической культуры.

Автором рассматриваются различные подходы к пониманию понятий "эстетика", "культура" и "эстетическая культура". Так, Е.Г.Яковлев эстетическое рассматривает как совершенное в своем роде, которое есть полнота бытия, природной, социальной и духовной реальности.2

2 Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. - М., 1986. С.26

Выявление сущности культуры, взаимосвязи культуры и человека составляет прежде всего предмет философского анализа, точнее социально-философского и социально-культурного рассмотрения. Большое значение при этом имеют гносеологический анализ становления понятия "культуры", уяснение его методологической роли в системе категорий философии, социологии, культурологии и истории. Автором особо подчеркнуто, что методологическая ценность категории "культура" состоит в том, что она помогает осмыслить пути развития общества, так как связана с исследованием теоретической и практической деятельности людей.

А.К.Уледов рассматривает культуру как определенное качественное состояние общества, где ее структура не отличается от социальной структуры, поскольку нет субстанциональных элементов функционирования культуры в качестве ее особой сферы, а есть культура материального и духовного производства, управления, быта и т.д. Он считает культуру определенной качественной характеристикой производства, познания, общения.3

По мнению автора, основу эстетической культуры составляют не только объекты и явления, но и многообразие эстетических ценностей, эстетическое самосознание людей, эстетически направленное поведение и взаимоотношения, основанные на приоритете общечеловеческих ценностей над социально-групповыми.

Далее в параграфе анализируются практические аспекты использования понятия "эстетическая культура", которая выражается в рассмотрении эстетического воспитания как специального канала передачи молодежи способов эстетического освоения действительности.

3 Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., 1990. С.45

Эстетическая культура личности характеризует уровень развитости эстетического сознания, способность и потребность эстетически воспринимать действительность. На взгляд автора, системный подход позволяет анализировать эстетическую культуру как неотъемлемый компонент формирования духовного мира личности, ее свободы.

По мнению автора, эстетическая культура представляется прежде всего как внутреннее человеческое качество, как творчество, направленное на раскрытие духовных сил и способностей личности. Такой подход обосновывается тем, что ещё И.Кшгг отсылал духовное в сферу эстетического, т.е. туда, где царствуют чувства удовольствия и наслаждения. Поэтому совершенно резонно эстетическую культуру связывать с духовностью чувств, которая крупным планом высвечивает "самость" человека, его способность наслаждаться прекрасным.4

Воспитание у личности эстетической культуры как составной части процесса формирования ее духовного мира преследует ту же цель, что и система воспитания и образования в целом: формирование гражданина нового обновленного общества.

Автор ставит вопросы, непосредственно относящиеся к практике эстетической культуры и эстетического воспитания, прослеживает диалектику этих понятий, которые составляют единое целое.

Сегодня совершенно игнорируется то обстоятельство, что новые общественные отношения, вместе с провозглашаемой ориентацией на социальную справедливость, связаны не столько с притоком "новых денег",

4 Кант И. Соч. в 6-ти т. - М., 1966.

сколько с притоком "нового духа", состыкующегося с этикой и эстетикой .В настоящее время основной акцент необходимо сделать на то, что эстетическое воспитание составляет, одну из важнейших сторон формирования целостной человеческой личности.

Главное, что предстоит сделать, считает диссертант - развить у молодежи потребность в красоте, способность практически реализовать данное стремление в жизни. Но это нельзя осуществить без обращения к миру непреходящих общечеловеческих ценностей. Именно в этом автор видит важнейший практический срез эстетического сознания и эстетической культурной деятельности во всем многообразии её форм и видов.

Автором также рассматривается амбивалентный характер эстетической деятельности и эстетической культуры, который выражается в господстве эстетизма как типа духовности.

В заключении параграфа показывается необходимость возврата и дальнейшего обоснования и развития общегуманигарного подхода к принципам эстетического развития личности студента. Эстетическая культура невозможна, если не учесть также принципа свободной, демократической личности и принципа творчества, согласно которому эстетически развитый человек есть тот, кто умеет жить и творить по законам красоты.

Во втором параграфе "Структура, содержание и критерии эстетической культуры" подчеркивается, что эстетическая культура является многомерным образованием, не сводимым ни к отдельным составляющим её компонентам, ни к простой совокупности эстетических сторон. Основными структурообразующими элементами эстетической культуры являются: субъект культуры как действующее активное начало; объект, на который направлена деятельность; сама деятельность, осуществляющаяся в

определенных видах и формах; результаты этой деятельности или объективация.

Эстетическая культура - это динамическая система эстетических чувств и эмоций человека, знаний, образующих фундамент эстетических взглядов и убеждений, а также умений, потребностей, навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетического как во всех видах деятельности, так и в её объективированных результатах.

Эстетическая культура, охватывая различные способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической, технической культуры, культуры быта, общения, разномасштабна по своим проявлениям, Она предстает и как эстетическая культура общества, и как каждой его части -нации, сословия, профессиональной группы (возрастной, образовательной), а также проявляется как эстетическая культура личности.

Далее в параграфе подробно исследуются структурные элементы эстетической культуры. Обращается внимание на то, что эстетическое воспитание не входит в структуру эстетической культуры, поскольку они соотносятся между собой как цель и средство.

Содержание эстетической культуры образует, на взгляд автора, совокупность эстетического отношения, эстетического сознания и эстетической деятельности. Подчеркивается, что, выступая существенной стороной развитой личности, эстетическая культура в то же время является и предпосылкой её дальнейшего развития. Поставленная таким образом проблема выдвигает вопрос о критериях, по которым можно выявить эстетическую культуру формирующейся личности молодого человека.

Диссертант полагает, что для выявления уровня эстетической культуры необходимо определить комплекс показателей: наличие определенных

знаний, умений, качеств, которые способствовали бы активной теоретической деятельности, наличие развитого эстетического чувства, присутствие эстетических элементов в быту, учебной и научной деятельности. Все эти показатели объединяет способность к морально-эстетическому переживанию и сочувствию. К числу критериев можно также отнести способность к пониманию, и стремление к самопознанию.

Автор рассматривает два основных уровня постижения эстетической культуры: 1) уровень стремления к эмоционально-оценочному освоению действительности 2) уровень активности, возникающий в ходе приобщения к эстетическим ценностям.

Таким образом, эстетическая культура - это сложное интегральное образование, в котором взаимодействуют, с одной стороны, сознание, чувства и способности, активность личности, с другой - присутствует исторически сформировавшаяся система эстетических ценностей общества, которая должна быть освоена индивидом (студентом) в процессе социализации.

В этих условиях большое значите имеет социальная активность личности, проявляющаяся в деятельности по законам красоты, т.е. эстетическая активность.

По мнению автора, главная и стержневая задача формирования эстетической культуры состоит в развитии в каждом молодом человеке его эстетически деятельного начала, именно стремления к красоте, способности практически реализовать данное стремление во всей своей системе жизнедеятельности. Подчеркивание, акцентирование этого исходного, важнейшего момента представляется автору необходимым.

Диссертант полагает, что важнейший критерий эстетической культуры - формирование эстетических идеалов. Игнорирование данного

обстоятельства приводит ко многим бедам в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Формирование и развитие у студенчества потребности в красоте, желания и умения реализовать это стремление в своей жизни, должно быть признано основной задачей процесса формирования и развития эстетической культуры молодого человека. Только при таком подходе к пониманию целей и задач формирования эстетической культуры можно будет восстановить прежние эстетические традиции, заключающиеся главным образом в формировании у молодежи эстетической картины мира на основе гармонии и красоты.

Далее диссертант останавливается на принципах формирования эстетической культуры, которые тесно связаны с пониманием целей и задач этого процесса с точки зрения новых общественных реалий.

Во-первых, переосмысливая сегодня принципы эстетического воспитания в процессе становления нового общества можно столкнутся с комплексом взаимосвязанных между собой проблем. Первая из них - это сложность формирования свободной личности. Следовательно, важнейшей задачей в условиях демократизации общества является возврат к идее эстетического воспитания на демократической основе.

Во-вторых, нужно вновь возвратиться к такому пониманию эстетического воспитания, согласно которого эстетически развитый человек есть тот, кто умеет жить и творить по законам красоты. Только сегодня мало уже призывать, декларировать данный принцип. Наряду с созданием соответствующих условий, необходимо также научить студенческую молодежь тому, как этого достичь.

Исходя из вышеизложенного, автор заключает, что важнейшими принципами, в соответствии с которыми в современных условиях необходимо осуществлять переориентацию процесса формирования эстетической культуры молодежи, эстетического воспитания являются принципы 1) всесторонности, 2) универсальности, 3) свободы, 4) демократизации , 5 Творчества.

Во второй главе диссертации "Проблема оптимизации процесса формирования эстетической культуры студенчества" исследуется роль эстетической культуры в структуре духовной культуры студентов, а также способы её формирования.

В первом параграфе "Эстетическая культура в структуре духовной культуры студентов" анализируются различные подходы к определению студенчества как особой социально-демографической группы общества и детально раскрывается специфика формирования эстетической культуры.

Отмечается, что студенчество - одна из проблемных групп общества, претерпевающая динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей, взаимоотношений со всеми элементами социальной структуры общества.

В параграфе рассмотрены сложности процесса реформ, подробно проанализированы обстоятельства, затрудняющие становление эстетической культуры студенчества.

В работе выделены типы студентов по их деятельностной ориентации. Выработка подробной классификации студенчества расширяет, по мнению автора, возможности системы формирования эстетической культуры.

Социально-философский анализ эстетической культуры студенчества базируется на конкретном социологическом материале. Автор полагает, что

объективность рассмотрения достигается при исследовании эстетической культуры студентов вузов различного профиля и посредством учета мнений самих респондентов о причинах, тормозящих и о факторах,

способствующих формированию высокой эстетической культуры.

В результате исследования автор приходит к выводу , что среди причин, тормозящих развитие эстетической культуры, на первое место выходит "недостаток времени" (67,8 %), на второе - "собственная пассивность" (36,9 %), на третье - "материальные затруднения" (30,1 %), не увидели необходимости в дальнейшем развитии только 6,5 % респондентов.

В качестве гипотезы автором утверждалось, что само эстетическое воспитание далеко не главное условие для формирования эстетической культуры. Эффективнее всего в этой области проявляют себя самообразование и общение с людьми, обладающими высокой духовной культурой. Результаты анкетирования подтвердили эту точку зрения. Среди факторов способствующих формированию высокой эстетической культуры на первое место респонденты поставили - самообразование - 76,3%, на второе место - самовоспитание - 73,5%, на третье - роль родителей - 67,4%, на четвертое - самостоятельную работу по специальности - 49,8%, далее театр -43,8%, газеты и журналы - 41,3%, телевидение и радио - 28,5%, друзья и подруги - 22,4%, религия - 22,0%.

В анкетах студентам было также предложено оценить по пятибальной системе жизненные ценности. Большинство респондентов поставили на первое место здоровье - 75,1%, на второе место - счастливую семейную жизнь - 75,0%, на третье место - счастье, удовлетворение жизнью - 69,4%, на четвертое место - мир, спокойную обстановку в стране - 69,4%. Данные, как видим, говорят о том, что молодой человек сегодня стремится защитить свою

индивидуальность. С помощью эстетической культуры происходит процесс разотчуждения социальных связей, в ней заложены общечеловеческие ценности и принципы, связанные с вековыми культурными ориентациями и, прежде всего, с ориентацией на сохранение жизни, здоровья как нравственной и эстетической ценности.

Проведенное исследование показало также, что большинство студентов оценивают свой уровень эстетической культуры как средний - 80,7%, а как высокий всего лишь 8,8% респондентов.

Как видим, современная студенческая молодежь продолжает оставаться весьма критичной по отношению к своему духовному и культурному уровню.

Студентам был предложен вопрос "Какие новые изменения необходимы для улучшения работы по эстетическому воспитанию в вузе". Студенты ответили следующим образом: на первое место они поставили -повышение личной ответственности за уровень своей эстетической культуры - 72,2%, на второе место - лекции по этике и эстетике, которые должны читаться на всех курсах - 32,0%, и на третье - увеличение количества учебных часов по этике и эстетике- 8,0 %. Стремление к личной ответственности говорит о том, что процесс эстетического воспитания и образования - это не только процесс передачи знания, но и самообразование и самовоспитание.

Автор считает, что уровень эстетической культуры студентов во многом зависит от направленности их эстетических потребностей и интересов, мотивов и целей, сформированности самого эстетического идеала.

Для студенчества в качестве эстетического идеала на первом месте выступает - член семьи, родственник - 38,5%, на втором- знакомый вне учебы - 34,3%, на третьем - другой человек - 17,6%, на четвертом - преподаватель -11,6%, на пятом - студент вуза где я учусь - 9,7%. Это и понятно, поскольку именно в семье закладываются основы эстетического и нравственного отношения к миру. Преподаватель вуза редко становится образцом для подражания, так как студент зачастую им оценивается преимущественно не по личным качествам, а по его функциональной роли. Истоки подобных деформаций находятся в отрыве образования от развития культуры личности в целом.

Отвечая на вопрос "Что из нижеперечисленного вы считаете необходимым элементом эстетической культуры" респонденты сделали следующий выбор: на первом месте - эстетическая образованность - 71,0%, на втором- эстетические ценности - 58,4%, на третьем - эстетическое чувство -43,6%, на четвертом - эстетический вкус - 36,2%, далее эстетический идеал -17,7%, эстетические оценки - 16,3% . Такой ответ далеко не случаен. В нашей стране на протяжении десятилетий воспитание подавляло образование и воспринималось как что-то внешнее по отношению к воспитуемому, поскольку оно сводилось к направленному воздействию субъекта (воспитателя) на объект (воспитуемого).

Исследование также показало, что студенты отдают предпочтение искусству как средству для развития своего мировоззренческого кругозора. Искусство, по всей видимости, является своеобразной моделью виртуального развития человека (логически возможного, детерминированного символами культуры). Эстетическая культура позволяет в этом плане сделать возможным

сопряжение (встречу) таких элементов, которые не встречаются в реальной жизни.

Проведенный анализ показал, что в студенческой аудитории существуют скрытые музыкальные потребности, что свидетельствует о духовной или неявной природе эстетического. Данное обстоятельство следует учитывать в практической работе по эстетическому воспитанию.

В заключении параграфа сделан вывод о том, что важнейшим условием развития системы образования является возрождение в студенческой среде эстетической культуры. Необходимо наполнить процесс эстетического обучения и воспитания культурным содержанием, т.е. привитием молодому человеку непреходящих культурных ценностей.

Второй параграф "Пути и средства формирования эстетической культуры студентов" посвящен анализу важнейших перспектив формирования эстетической культуры студенчества.

Автором отмечается, что нельзя полностью отказываться от прежней системы эстетического воспитания , так как в прошлом в воспитательной работе любого вуза существовала определенная система, традиции, благодаря которым у студентов формировались эстетические вкусы и идеалы. Сегодня эти формы требуют совершенствования, более дифференцированного подхода к различным категориям студентов.

Важнейшими условиями формирования эстетической культуры являются мировоззренческая зрелость, эстетическая и художественная образованность. Поэтому проблеме эстетического просвещения автор уделяет особое внимание.

Подчеркивается, что эстетическая образованность студента формируется главным образом под воздействием учебного процесса, главным субъектом которого является преподаватель эстетики.

Одной из основных сфер формирования эстетической культуры студентов является учебный процесс. В ходе учебной деятельности идет процесс формирования не только интеллекта человека , но и его жизненные позиции, эстетические и нравственные интересы.

Вместе с тем, по мнению автора нельзя преувеличивать возможности и силу целенаправленного учебно-воспитательного воздействия на личность студента. Такое понимание сильно упрощает процесс формирования эстетической культуры.

Кроме учебно-воспитательного воздействия важными факторами их формирования является воздействие окружающей действительности -духовных, социальных, экономических процессов микро и макросреды , а также особенности личности самого студента.

На взгляд автора преподаватель должен , не оказывая давления на психику студента, не навязывая своих взглядов, всемерно содействовать развитию прежде всего способности мыслить самостоятельно и творчески, что должно подвести студента к осознанию необходимости повышения своей эстетической культуры как необходимого условия и предпосылки духовного обновления общества.

Для того, чтобы подойти к такому осознанию, студент должен обладать общей культурой , широким мировоззренческим кругозором , иметь определенные знания и представления о эстетической культуре личности и общества.

Другим направлением реализации эстетической деятельности является научная деятельность студентов. Доказывается, что научная работа студентов развивает фантазию, воображение, интуицию.

Диссертант полагает, что средствами формирования эстетической культуры могут быть все явления и предметы любой области природы и человеческой жизни, обладающие теми или ииыми эстетическими сторонами. Освоение эстетической культуры имеет для личности студента принципиальное значение, поскольку формирует её социалыгую активность и творческие возможности, проявляющиеся в материальной и духовной сферах

В заключении диссертации подведены итоги исследования, формулируются основные выводы, а также определены дальнейшие перспективные направления в формировании эстетической культуры студенчества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблемы формирования эстетической культуры современного студенчества// Материалы конференции Уфа. 1999 - 0,1 п.л.

2. К вопросу о соотношении эстетического воспитания и эстетической культуры.// Вестник БашГУ.№2. Уфа. 2000 - 0, 2 п л.

3. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества. Уфа .2000. - 6 п.л.

4. Эстетическая культура студенчества: вопросы и противоречия. // Вестник БашГУ №3. Уфа. 2000 - 0, 1 п.л. ( в печати)

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Файзуллин, Азат Файзуллович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1. Понятие "эстетической культуры" и проблема его концептуализации: теоретический и практический аспекты.

2. Структура, содержание и критерии эстетической культуры.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА.

1. Эстетическая культура в структуре духовной культуры студентов.

2. Пути и средства формирования эстетической культуры студенчества.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Файзуллин, Азат Файзуллович

Происходящие в современном обществе сложные и противоречивые процессы обновления, становления новых принципов общественного устройства, структур, ценностей объективно приводят ко все большему переплетению, взаимопроникновению материального и духовного производства, экономики, науки, культуры, изменению сознания людей. В успешном преодолении негативных последствий этих процессов все большую значимость приобретают и проблемы эстетической культуры, эстетического образования и воспитания молодежи.

Сегодня важно разобраться в противоречиях реальной действительности, проанализировать изменения, происходящие в культурно-эстетической сфере, место, роль и значение эстетических факторов в реформировании общества, в становлении демократического государства, возрождении общечеловеческих гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с тем, актуальность данной проблематики продиктована и тем, что без эстетического воспитания подрастающих поколений, без эстетического развития, роста эстетической культуры молодежи, трудно решить другие задачи реформирования общества .

Рассматривая эстетическую культуру студенческой молодежи, мы сегодня должны признать, что она находится в кризисе. Это связано с тем, что существовавшая в нашей стране политическая система, осуществляя контроль зд инициативой и творчеством 4 личности, тем самым сужала рамки возможности развития студенческой молодежи.

Студенчество характеризуется, прежде всего, своей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейшую характеристику его самосознания. При отсутствии этого студенчество перестает быть прогрессивной общественной группой.

Усиление негативных тенденций не только в экономике страны, но ив других сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительной работы, приводит к потере духовных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей. Все это сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться после окончания вуза по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в студенческой среде.

В связи с этим, большинство современных авторов, исследующих студенчество, подчеркивают необходимость обращения внимания к проблеме формирования эстетической культуры студентов.[93; 112] Таким образом, в современных условиях назрела необходимость выработки новой системы эстетической культуры студентов. Эта новая система должна базироваться на общечеловеческих, гуманистических началах.

Игнорирование общечеловеческих ценностей нанесло непоправимый урон культуре в целом. Теперь, после отхода от оперирования большими, абстрактными категориями, необходимо 5 повернуться к человеку и к общечеловеческим ценностям, по новому осмыслить такие понятия, как красота, гармония. Важно и актуально переосмыслить пройденное, и на этих гуманистических принципах пересмотреть традиционные подходы к изучению происходящих в обществе культурно-эстетических процессов.

Вместе с тем необходимо также выяснить, как в новых условиях формировать и развивать эстетические качества студенчества, - какими формами и средствами. Все эти аспекты проблемы составили поле диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования эстетической культуры красной нитью проходят через всю историю философии. Аристотель и Платон, Гегель и Кант, Белинский и Чернышевский - вот некоторые вехи, которые прошла в своем развитии эстетическая мысль.

Необходимость разработки проблемы эстетической культуры общества в целом и студенческой молодежи, в частности, была осознана еще советскими исследователями.

Благодаря усилиям таких ученых, как С.Ф.Анисимов, М.Н.Афасижев, В.Ю.Борев, Д.Ж. Валеев, А.Ф. Еремеев, Л.А.Зеленов, А.Я.Зись, А.Н.Илиади, М.С.Каган, Н.А.Кормин, Л.Н.Коган, А.И.Комарова, В.Г.Липский, Л.Б.Волченко, Ф.Б. Садыков, А.Н.Семашко, А.А.Оганов, В.Ф.Передерий, Е.В.Шевцов и других мы располагаем обширной литературой, в которой обсуждаются многочисленные аспекты эстетической культуры. 6

В работе названных авторов разрабатываются такие важные вопросы теории и практики эстетической культуры, как природа и сущность эстетической культуры общества; взаимосвязь последней с эстетической культурой личности; определено содержание понятия "эстетическая культура", а также его соотношение с понятием "эстетическая культура личности". Специальные работы посвящены анализу современного уровня и перспектив развития эстетической культуры человека, различных социальных групп, в том числе молодежи, студенчества.

Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентаций изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, эстетического и социального в жизни российского общества.

Однако среди исследований, посвященных анализу современной эстетической культуры личности, не так много работ, посвященных анализу современного состояния эстетической культуры студенческой молодежи.

В работах таких авторов, как Б.С.Галимов, Н.И.Киященко, С.М.Поздяева, О.В.Лармин, Д.М. Гилязетдинов, Л.П.Соколов, Л.А.Ширяев, И.А. Конников, И.Г. Яковлев, Л.Н.Столович и других анализируются культурологические и социологические аспекты эстетической культуры.

Методологические проблемы социального познания анализируются в работах Б.Г.Ананьева, Г.С.Арефьевой, С.Н.Иконниковой, А.К.Уледова, Ф.С.Файзуллина, А.Г.Харчева, Г.Б.Борисовского, Т.П.Злобиной, А.А.Ахмадеева и других. 7

Вопросы формирования эстетической культуры прямо или косвенно затрагивали Р.Т. Насибуллин, Л.Б.Денисова, Ф.А.Гайсин, В.Н Финогентов, Д.А.Нуриев, В.С.Хазиев, А.Ф.Кудряшев.

Большую группу составляют работы, посвященные исследованию эстетической культуры студенчества как социальной группы. К ним относятся труды Н.Б.Крыловой, Ю.Н.Дорожкина, В.Т. Лисовского, У.Ф. Суна, Е. Н. Ардашовой, Ф.Д.Гусейнова, Г.И. Королевой, Г.А.Петровой, А.Б.Курлова, В.В.Затеева, И.М.Орешникова, В.А.Кудина, Л.Я.Рубиной и других.

В современной западной эстетике, представленной такими авторами, как V.Lanier, R.Smith, D.Swanger, B.Harry и другими, наряду с обоснованием статуса, природы, стандартов эстетической культуры, все актуальней становится проблема будущего эстетического воспитания, усиленно обсуждаемая между представителями двух основных конкурирующих направлений - сциентистской, технологически детерминированной и антисциентистской, "гуманистической" модели личности.

Знаменательным является появление первых, осуществленных на стыке эстетики и теории культуры, опытов философского обобщенного анализа явлений эстетической культуры.

В последнее время стало уделяться определенное внимание вопросам методологии и методики исследования эстетической культуры как на философском, так и социологическом уровне.

Как видим, за годы интенсивной работы накоплен обширный исследовательский материал по теоретическим и прикладным аспектам 8 исследования эстетической культуры и связанным с ними проблемами эстетического воспитания. Вместе с тем, следует сказать о том, что, несмотря на кажущееся многообразие подходов, существуют аспекты, представляющие научный интерес.

Особенностью данной диссертационной работы является то, что в работе осуществляется не только общефилософский, теоретический, но и специальный, социологический подход, необходимый для анализа эстетической культуры современной студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает российское студенчество как социальная группа современного российского общества.

Предметом исследования является процесс формирования эстетической культуры современной студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования. Актуальность тематики, степень ее разработанности в философской науке, особенности диссертационного исследования определили его основную цель. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования эстетической культуры современного студенчества.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований эстетической культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и эстетической культуры;

- определение путей и средств формирования современной эстетической культуры студентов; 9

- выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовных основ жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на идеях, содержащихся в трудах философов, социологов, психологов, педагогов по проблемам духовных основ эстетической культуры человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании эстетической культуры.

При разработке и представлении структуры эстетической культуры используется методология системно-структурного анализа, предполагающая рассмотрение социальных явлений в системном единстве, структурном членении, в связях и зависимостях между составляющими данную систему элементами и частями. В процессе поиска сущностного определения эстетической культуры, доказательства и аргументации выдвигаемой автором точки зрения, широко используется категориальный аппарат социальной философии эстетики и культурологии. С целью переложения общих теоретических рассуждении и определений в плоскость конкретно-социологического рассмотрения используется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для достижения желаемого единства, философского и социологического анализа явлений эстетической культуры, получения необходимого для обобщения и выводов конкретного материала, в диссертации широко применены социологические методы и приемы, в частности, методы конкретно

10 социологического анализа, метод квотной репрезентативности.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные, материалы социологических исследований, учебные планы, программы. Автором было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссертации, состоят в раскрытии следующих положений:

- обосновано, что современный процесс формирования эстетической культуры студенчества характеризуется изменением роли искусства в студенческой жизни, сменой приоритетов в восприятии ее различных жанров; выявлено, что в силу материальных причин происходит сокращение объема эстетической информации, и в духовной жизни студентов преобладающим становится полицентризм ценностей;

- показано, что распространенный в студенческой среде индивидуализм и существующая поляризация типов личности студентов являются доминирующими основаниями кризиса духовной культуры современного студенчества;

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышения ответственности преподавателей за формирование культурного облика будущих высококвалифицированных специалистов;

- развито представление о критериях эстетической культуры студенчества, исходя из определения ее уровня: это стремление к

11 пониманию и взаимопониманию, стремление к эмоционально-оценочному постижению действительности, морально-эстетическое переживание, мера активности, возникающая в ходе приобщения студентов к искусству, способность самопознания;

- выявлена необходимость разработки усилиями ученых новой концепции эстетического развития молодежи; аргументирована необходимость повышения статуса эстетического образования в вузе, разработки новых путей и методов включения эстетической информации в содержание преподаваемых естественных и гуманитарных дисциплин;

- аргументировано, что в современных условиях основой достижения высокого уровня эстетической культуры является формирование и развитие у студенчества эстетического начала, эстетических качеств на основе стремления к общечеловеческим ценностям; определены приоритетные направления формирования эстетической культуры студентов: эстетическое образование и воспитание; гуманитаризация всего образования; повышение роли довузовской подготовки студентов через преподавание специальных дисциплин, которые базируются на принципах всесторонности и универсальности, свободы и демократизации личности.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей процесса формирования эстетической культуры, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на

12 формирование эстетической культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования эстетической культуры и в процессе проведения научных исследований.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования эстетической культуры в вузах, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебновоспитательного процесса средствами эстетического воспитания.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета в июне 2000 года и по итогам обсуждения рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на двух научно-практических конференциях, в брошюре «Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества», а также в двух опубликованных научных статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическая культура современного студенчества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы вопросы развития духовной культуры и эстетической, в частности, рассматривались как нечто второстепенное. Хотя в то же время формы духовной жизни присутствуют во всех видах и формах деятельности людей.

Недалек тот день, когда потребность в творческой личности вызовет глубокую внутреннюю потребность в высокой культуре, нравственном и эстетическом самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат творческую деятельность.

Студенты, став специалистами, призваны помочь восстановлению эстетической культуры общества как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, способствовать духовному возрождению российского общества.

В настоящее время изменение приоритетов в социокультурном пространстве значительно сказывается на расширении ценностного фундамента эстетической культуры, приобретая новое выражение.

Эстетическая культура студенческой молодежи, имея свою специфику, является отражением эстетической культуры общества. Противоречивые процессы становления и развития эстетической культуры общества нашли свое отражение и в эстетической культуре студенчества.

Процесс формирования эстетической культуры студентов наталкивается на процесс разрушения в обществе привлекательности эстетических идеалов, в том числе на рост отчужденности от культурно-исторического прошлого страны и народа, поэтому сегодня, как

129 никогда, остро стоит проблема воспитания у студентов чувства долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

В качестве определенного заслона на пути распространения голой рассудочности, чисто прагматического подхода к жизни, можно поставить, по нашему мнению, воспитание чувств красоты и справедливости, что достигается * гуманитаризацией всего высшего и среднего образования, реальным участием студенчества в общественной жизни (страны, региона, университета).

Поэтому достаточно остро выявилась необходимость в выработке усилиями ученых новой концепции эстетического воспитания молодежи, основные элементы которой мы попытались вычленить в своем исследовании .

Основными средствами, создающими условия для формирования современной эстетической образованности, нравственной направленности личности студента являются кафедры гуманитарных наук вузов и сами гуманитарные науки. На современном этапе их главная задача - в формировании современной эстетической культуры личности студента, внесение в сознание каждого студента идеи обновления, формирования у него способности к осмыслению политической и социальной реальности.

Исследование показало, что сегодня, когда практически решаются сложнейшие задачи переустройства общества, перехода от тоталитарных к общечеловеческим, демократическим принципам, нормам, общественным структурам, ценностям, важнейшее значение приобретают не только методологические вопросы, переосмысление теоретических представлений, но также и праксиологическая часть теории эстетической культуры, в особенности, сопоставление

130 теоретических разработок, теоретической постановки вопросов эстетической культуры с их практическим преломлением, соотнесение разрабатываемой теории эстетической культуры с практикой эстетико-воспитательной деятельности.

Рассмотрение диалектики взаимодействия эстетической культуры и эстетического воспитания, соотношения теории эстетической культуры и эстетико-воспитательной практики, соотношения целей, задач, средств, процесса и результатов формирования эстетической культуры выявило, что на практике выявляются многочисленные нерешенные проблемы, противоречия, которые имеют множество как общих, так и конкретных проявлений, выявленных нами в ходе философского и конкретно-социологического анализа.

Развитие и дальнейшая конкретизация теоретических представлений об эстетической культуре, раскрытие закономерностей, формулирование основных положений формирования и развития эстетической культуры студенчества в ее взаимодействии с эстетической культурой общества, полученные на основе конкретных исследований данные, а также их обобщение показало, что основной принцип, который был положен нами в основу изучения эстетической культуры студенчества, согласно которому культурно-эстетический уровень молодого человека настолько развит, насколько сформировано и развито у него стремление к красоте, подтвердился конкретными данными. Именно стремление к красоте, понятое не только как внутреннее, душевное, эмоционально-чувственное состояние, но и как внешне направленное практическое действие по достижению этой красоты, как умение, как деятельность, является тем интегральным показателем, который объединяет все проявления эстетической

131 активности молодого человека в одно единство, выявляет те черты, которые вместе воссоздают сложную, противоречивую реальную картину состояния, тенденций и перспектив развития эстетической культуры.

Перспективы и тенденции развития эстетической культуры студенчества связаны как с преодолением имеющихся противоречий, преодоления существующего кризиса, охватившего и области художественно-эстетической культуры, так и с созданием условий предоставления возможностей того, чтобы молодые люди смогли не только стремиться к красоте, но и реализовать, проявлять это отрешение как можно в больших областях своей жизнедеятельности.

Сегодня, когда эстетические ценности предшествующих поколений пришли в острое противоречие с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но и как представитель всего нового поколения. И становящаяся эстетическая культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи, а его культуротворческая роль приобретает важное значение для всего общества.

 

Список научной литературыФайзуллин, Азат Файзуллович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдюков С.А. Общество. Политика. Студент. Ростов, на Дону. 1992.-130с.

2. Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина. //Вопросы философии. 1994. №12. с. 16-21. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: 1977.- 432с.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.1. М.: Мысль. 1988.- 253 с.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1967.

5. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного анализа. -М., 1993.

6. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. М., 1989.

7. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа:прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

8. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.М.: 1990.-230 с.

10. Верб М.А. Формирование эстетических ориентаций старшихшкольников. Л., 1976.

11. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшекурсников. Л., 1970. Ветошкин А.П. Место и роль студенчества в социалистическом обществе: дис. канд. филос. наук. - М., 1989.

12. Гилязетдинов Д.М., Гайсин Ф.А., Матисова А.К. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе. Уфа. Знание. 1992.-130 с.

13. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейсямолодежи.//Социс. 1998.№9.

14. Гурин Э.А. Философия и жизнь. М., 1989.

15. Гусейнов Ф.Д. Студент как объект социологического исследования. //Студенчество в условиях реформ в России. М.:-с.26-28.

16. Денисова Л.Б. Философские проблемы теории и практики эстетического воспитания.-Автореф. дис. канд. филос. наук. ЛГУ.-Л., 1991.-20 с.

17. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1992. Злобина Т.П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза: дис. канд. филос. наук. -Уфа, 1987.

18. Зудин А.Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации.//Общественные науки и современность. 1999.№3. Илиади А.Н. Искусство и основные направления эстетического воспитания. в кн. Искусство и эстетическое воспитание. - М., 1983.

19. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983. Киященко Н.И. Эстетическое творчество. - М.: 1984. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода. //Социс. 1995. №1. - с. 142-146.

20. Ковынев В.М. Эстетика и творческий аспект гуманитаризации технического образования.// Гуманитаризация образования в технических вузах. М.: 1989.

21. Конников И.А. Эстетическая культура. Эстетический опыт и эстетическая культура. М.:1992. с.84-94.

22. Кормин H.A. Проблемы онтологии эстетического, дис. док. филос. наук в форме научн.докл.-М., 1993.-52 с.

23. Королева Г.П., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высшем учебном заведении. Казань, 1984. Краткая философская энциклопедия. - М.: АО Издательская группа Прогресс. 1994.-575 с. Краткий словарь по эстетике. - М.: 1993.

24. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.-М. : 1994

25. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Мн.: НТООО "Тетра Система", 1998.

26. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Ек-г: Изд. Урал.ун-та, 1997.

27. Липский В.Г. Эстетическая культура и личность. М.: 1987. Лисовский В.Т. Личность студента. - Л.: 1974. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.,1990.-302 с.

28. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение, Духовность. Уфа, 1993.

29. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М., 1978.

30. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

31. Насибуллин Р.Т. Молодежь в кризисном социуме,- Уфа. 1988. Неделя Л.И. Этика студента. Минск, 1988.

32. Нуриев Д.А. Единство теоретического и эмпирического в формировании и описании научной картины мира. //Научная картина мира: основания, формирование и развитие Уфа. 1987. Общество - высшая школа - молодежь.//Под ред. Добрыниной В.И. М.:1995.-184 с.

33. Оганов A.A. Теория и история эстетики. (Фундаментальный курс). -М.: 1992.

34. Озолиня Ж.Ю. Роль эстетического воспитания в формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Дис. канд. филос. наук. Киев, 1988.

35. Основные проблемы развития эстетики и эстетического воспитания. М.: 1988

36. Передерий В.Ф. Эстетическая культура советской молодежи. -Киев, 1986.

37. Поздяева С.М. Человек и его мир. Уфа.БашГУ.1996.-170 с. Присягина З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи.//Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск. 1995.-26 с.138

38. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. 1994. № 4.

39. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. -М., 1981.

40. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России.//Социс. 1998. №5.

41. Рязанцев И.П. Социальный портрет современного студенчества. Пермь. 1996.-57 с. Депонировано в ИНИОН РАН. №51318.

42. Садыков Ф.Б. Критерии разумных потребностей. // Вопросы философии. 1985. № 1. с.42-54.

43. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа, 1998.

44. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм.-М., 1993.-129с.

45. Семашко А.Н. Эстетическое воспитание и развитие художественной потребности студентов // Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы/. Л., 1988. - С. 28.

46. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.

47. Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт).-М.: 1986.

48. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности.//Материалы конференции 28 марта. 1996. Томск. 4.1.,4.2.-125с., 135с.

49. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. //Под ред. Кухтевич Т.Н. М.: 1992.-180 с.

50. Соколов Л.П. Человек как объект и субъект воспитания. Нижневартовск. 1995.-125 с.139

51. Социология молодежи. Учебник. //Под ред. Лисовского В.Т. С-П.:Изд-во СПб Университета. 1996.-455 с.

52. Социальная философия.- М.:Юнити. 1995.-235 с.

53. Столович Л.Н. Природа эстетической культуры. Рига, 1985.

54. Суна У. Социология эстетической культуры. Рига, 1985.

55. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: 1990.-125 с.

56. Узнадзе Д.И. Психологические исследования.М.: Наука, 1966,329 с

57. Файзуллин Ф.С., Сулейманов М.Н., Курлов А.Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. М.: 1990.- 145с.

58. Ш.Фаустова Э.Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов.//Вестник МГУ. Серия. Социология и политология. 1995. №4. с.96-99.

59. Философия, культура и образование (материалы круглого стола).//Вопросы философии. 1999. №3.

60. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

61. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.:Политиздат. 1990.-220 с.

62. Чернышева Г.Е. Ценностные ориентации и жизненные условия современного студенчества. М., 1995.-18 с. Депонировано в ИНИОН РАН №50590.

63. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: Пути и проблемы. М., 1988.

64. Ширяев Л.А. Образование, творчество и прогресс общества.//Творчество и развитие образовательных систем. Уфа. 1997.с.3-7.140

65. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом. Научно-аналитический обзор.//Под ред. Можаевой Л.Г. М.:ИНИОН РАН. 1996.-96 с.

66. Эстетическое воспитание в вузе. Л., 1990.

67. Ядов В.А. Социологические исследования. Программа. Методы. М.:Наука. 1987.-367 с.

68. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М., 1986.

69. Яковлев Е.Г. Проблемы онтологической рефлексии в эстетическом исследовании. // Сборник резюме. XIX Международный конгресс по философии. -М., 1993.

70. Dezypco Е. R. Origins of Functionalist Theory. NY. 1975.

71. Aesthetics and problems of education. Ed. by Ralph A.Smith. Urbana. 1971.

72. Broud S. Harry. Some duties of a Theory of educational Aesthetics.//Aesthetics and problems of Education. Urbana, 1971. p.103-116.

73. Lanier V. Beyond aesthetic education.// Art education. 1983. N 6. p.51-57.

74. Swanger D. The future of aesthetic education.//The journal of aesthetic education. Vol.17. 1963. N l.p.15-30.

75. Dewey J. Democracy and Education. N.Y., 1966, p.89-90.