автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этические взгляды Аласдайра Макинтайра

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ивлева, Марина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Этические взгляды Аласдайра Макинтайра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этические взгляды Аласдайра Макинтайра"

Р Г Б ОД

1 2 СЕН т

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ ИВОЖНИИ, И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСШЕГ УНИВЕРСШЕТ им9ни М.В .ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет К 053.05.80 по философским наукам

На правах рулописи

ИВЛЕВА Марина Ивановна

УДК I МИ

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГ1ВЩ1 АЛАСДАЙРА МАКИНТАЙРА

Специальность 09.00.05 - Этика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1994

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет К 053.05.80 по философским наукам

На правах рукописи

ИВЛЕВА Марша Ивановна

УДК I МИ

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АЛАСДАЙРА МАКИНТАЙРА

Специальность 09.00.05 - Этика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1994

Диссертация выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ло< моносова

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

ТИТАЖНКО А.£,

доктор философских наук, профессор ДУЕКО Е.Л.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

СИДОРОВ И.Н., кандидат философских наук БАРТКО А.Ю.

Ведущая организация - Московский экономико-статистический

институт (МЭСИ).кафедра философии

Зашита состоится "26 " сентября 1994 года в _часов

на заседании Специализированного Совета (шифр К 053.05.80) по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.

Адрес: Москва, Ленинские Горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж., ауд._

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова

Автореферат разослан"_"_1994 г.

Ученый секретарь

Специализированного Совета НИКОНОВ К.И.

ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования

В настоящее время ведется плодотворный диалог между представителями различных направлений в моральной философии. Для интеллектуального взаимопонимания необходимо знание различных стилей мышления, культурно-философских традиций, в связи с чем.особую актуальность приобретают историко-философские иссладования, изучение разнообразных течений и школ западной моральной философии.

Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению такого сравнительно нового направления англо-ашринан-ской моральной философии, как этика добродетели, которая получила широкое распространение с семидесятых годов нашего столетия. Она опирается на весьма влиятельную исторически аретологическую традицию Аристотеля, Августина, Фомы Аквин-ского, ее проблемы находятся в русле ориентации современной морали на гуманизм и общечеловеческие ценности. В то же время этика добродетели практически очень мало известна в нашей стране.

Одним из наиболее выдавшихся ее представителей является Аласдайр Макинтайр, которого можно назвать лидером этого направления в США. Его книга "Посла добродетели", опубликованная в 1981 году,- по своему влиянию на развитие англо-американской этики нередко сравнивается с "Теорией справедливости" Д.Ролса. Исходя из того вклада, который Макинтайр внес в развитие своей области исследования, его имя может быть постав-лоно в один ряд с такими известными представителями мораль-

ной философии, как Р.Хеар, Д.Флетчвр, У .франкена.

Макинтайр принадлежит к тому поколению философов, которое заняло ведущее место в науке в шестидесятые годы, когда проявляется особый интерес к проблеме человека во всем ее многообразии, к философии гуманизма. Он известен как эрудированный и литературно одаренный автор,*

Макинтайр отказался от формалистического подхода к изуче нию явлений морали, оспаривая ценность подходов, составляшш суть эмотивистской, лингвистической, деонтической этики, оживил интерес исследователей к содержательному, историко-сравш тельному подходу, конкретно-историческому методу исследована!

Будучи противником абстрактного морального "теоретизирования" , он последовательно проводит идею связи социальной пр; ктики и моральной теории, искал пути решения социальных проблем при помощи этики.

Макинтайр осуществил теоретическое осмысление понятия добродетели в истории философии, а также в реальной истории языке, исследовал место и роль добродетели в этосе общества; исходя из принципов социального детерминизма, он предложил собственное понимание добродетели и осуществил толкование со держания таких добродетелей, как справедливость, храбрость, благоразумие, честность и других.

* Среди работ Макштайра выделяются такие, как, ''Д .sivort

ta,£.to»-4 o-f e'Hwci* (i^é*), "/fy¿tln,s.1r i|te Setf-!(4ü|£5 of

"Ha %e , "Cor¡>owd:e dtuk vwr&t juÁfrv\№<-

ч д JL mW t^bsopku-tvlu, CS fU ш+tkjor Ш

Iwl tfeAies ¿«Y

«ГЦ ¿kM^ibiLUy of лсЫок4 fím) , wbu quihtet wUitL (-IMS) , "TU PHJ¿zíi^

cLu. ÍMo)

Макиятайр известен и как выдающийся исследователь истории моральной философии. Его "Кратная история этики" является эдной из наиболее удачных исторических работ в западной этике.

Идеи Макинтайра, его работы оказали существенное влияние за формирование этических взглядов многих современных иеследователей в области аретологии, среди которых Х.Алдерман, Б.Арнольд, Д.Вонг, М.Девис, С.Конли, Д.Нортон, Д.Уолтон, С.Ха-уэрвас и другие.

Работы Макинтайра явились вехой не только в развитии этики добродетели, но и значимыми для западной моральной философии в целом. Этическая концепция Макинтайра, будучи практически неизвестной в нашей страна, является предметом оживленных философских дискуссий и споров в американской и западноевропейской этике, таких, например, как дискуссия 1983 года, по-свяшенная обсуждении книги "После добродетели" в журнале

(т.99, ЙЗ, 4), дискуссия по вопросу об основаниях современной моральной философии, сокращенно опубликованная в книге

изданной в 1981 году. Свою оценку творчеству Макинтайра давали такие известные представители современной философии, как Р.Алоксандер, Т.Бьючеш, М.Вартофский, А.Гевирт, Д.Дворнин, М.Нуссбаум, С.Тулмин, Д.Уоллес, У.Франкана, Р.Хеар.

Общественное звучание идей Макинтайра несомненно, и анализ как его воззрений, так и проблематики аретологии в целом представляет собой одну из актуальных задач исследования.

" " (т. 26, Ж 2, 4), дискуссия 1989 года, посвя-

щенная понятии справедливости в этике в журнале " 1с$ "

Степень разработанности проблемы

Некоторые черты этики добродетели в ее историческом развитии представлены в отечественных исследованиях по истории моральной философии в работах А.А.Гусейнова, В.Г.ИЕанова, Л.М.Архангельского, С.Ф.Анисимова, А.Ф.Шишкина, Т.Дхафарли. Однако современной западной аретологии по понятным причинам не уделялось достаточного внимания. Потребность в анализе ■ идей современной англо-американской аретологии на примере одного из наиболее выдающихся ее представителей - А.Макинтакра диктуется как неполной разработанностью этой обширной теш в отечественной этической науке, так и недостаточным вниманием К тем возможностям, которые открываются благодаря применению аре гологиче си ого подхода к изучению теории морали.

Хотя ряд авторов в отечественной этане-*- развивают идеи, созвучные проблематике этики добродетели,, большинство исследователей, однако, придерживаются взглядов, близких деонтиче спой этике. Нообходило такке отметить, что многие работы, по священные рассмотрению конкретных моральных качеств личности носили декларативный характер, сводились к общим фразам, уг екая из виду реального человека, включенного в социальные связи. Само понятие "моральное качество", употребляемое вместо понятия "добродетель", является по смыслу более нейтрал! ним, в, то время как в после .днем подчеркивается связь с понятием деятельного добра, доброго поступка - добра, осуществлю ного в моральной практике.

Работы, посвященные изучению проблематики современной аретологии, в отечественной этической литературе были исклю

* Особенно близок к аре тологиче ск ому подход В.А.Блюмкина

чительно редкими. Так, основные черты этики добродетели в качестве одного аз направлений современной моральной философии рассмотрены в докторской диссертации Е.Л.Дубко "Анализ фундаментальных этических идей (на материалах современной англо-амарикан-сной философии морали5я(1989} Некоторые особенности подхода Ма-кинтайра к понятию добродетели рассматриваются К.А.Шварцман в статье "Западная этика и проблема добродетелей" (1991).

Отсутствие переведенных на русский язык работ А.Макинтай-ра и недостаточное знакомство с аретологией в целом приводит и ошибочному пониманию специфики западной этика. Во многих исследованиях она рассматривается либо как имеющая чисто прикладной бессистемный характер, ориентированная на моральные проблемы повседневной лизни, либо как наука, имевшая формализованный характер.

Вместе с тем нельзя не отметить, что, хотя исследования в области аретологии в голом и отдельных аспектов творчества ИавинтаЁра, в частности, занимают значительное место в трудах

т

зарубежных авторов , целостное исследование, посвященное изучению особенностей творчества этого неординарного философа, отсутствует.

Цель и задачи исследования

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать возможности применения аротологического подхода в моральной философии на примере критического анализа этических воззрений А.Ма-кинтайра.

числе этих работ можно отметить такие исследования, как Я Вего»«^^ " /М^Ы^ ? " С <98В)/ В. АгмСсС

Для осуществления данной цели предполагается решить слэ-дуюшие задачи:

1. Показать своеобразие эволюции этических взглядов Макин тайра Сот философии марксизма и теологии к этике добродетели), выявить основные положения его теории, понятийный аппарат, позицию автора.

2. Критически проанализировать эклектичность и плюрализм понимания Макинтайром сущности, особенностей существования и функционирования морали, его позицию и доводы в критике деонтв ческих концепций долга и морального правила, эмотивистского волюнтаризма.

3. Показать новаторский для англо-американской моральной философии характер взглядов Макинтайра, состоящий в примененш принципов социального детерминизма и конкретно-исторического подхода к решению проблем морали.

4. Определить вклад Макинтайра в развитие историко-этиче-ской парадигмы в восприятии морали, в совершенствование понятийного аппарата этики добродетели, обратив особое внимание а анализ предложенного им понятия добродетели.

5. Показать особенности подхода Макинтайра к осмыслению 'проблемы кризиса в моральной философии на основе его идей о социальной индетермннированяости этический учений XX века и интеллектуальном плюрализме современной культуры.

6. Показать своеобразие аретологического подхода Макинтайра к решению проблем медицинской этики.

7. Определить влияние этических взглядов Макинтайра на последующее развитие современной моральной философии.

?етодологические установка и теоретические источники исследованая.

> Методологической основой работы явились идеи о социальной збусловлениости и историческом развитии морали, о диалектике объективного и субъективного, общечеловеческого и конкретно-зсторического элементов в морали. Для наиболее полного раскрасил теш использовались принципы аналитически-критического изучения этических учений, наработанные в исследованиях А.А.Гусей-юва, О.Г.Дробницкого, Е.Л.Дубно, Т.А.Кузьминой, Н.Н.Куликовой, 1.А.Шварцман и других. В своем исследовании автор опирался на заботы отечественных философов, содержащие принципиально важные положения о сущности этики и морали: В.А.Блшкина, Л.Б.Во-ггченко, Л.В .Коноваловой, Ю.М.Смоленцева, Ю.В.Согомонова, А.И.Ти-гаренко, В.А.Титова, В.Н.Шердакова, В.Е.^ербака и других.

Источниками диссертации явились осуществленные автором мреводы сочинений А.Макинтайра, а такае многочисленных исследований на английском языке, посвященных проблематике этики добродетели. К исследованию привлечен материал, содержащийся Е(ак в комментаричх творчества Маниятайра таких английских'и. американских философов, как Р.Александер, Б.Арнольд, В.Барбер, Р.Вэнс, К.Даймонд, С.Лармор, С.Натансон, Х.Обердиер, Д.1ауэр-вас и многих других, так и в работах его оппонентов, таких, как Д.Дворлин, А.Гезирт, А.Баченен, С.Доппельт, М.Нуссбаум, Г.Фраякена, В.Хабермас и других.

Оснозное содержание работы составляет анализ базисных положений этики добродетели, сор регулированных и раскрытых в творчестве А.Маяинтайра.

Научная новизна диссертации

Новизна исследования определяется узе самим обращением

-ю -

к анализу этической концепции ¿.Макинтайра, мало у нас извест ной, в то время как она представляет несомненный интерес для специалистов в области этики. Впервые в отечественной этичес кой литературе предпринимается попытка систематического излов ния и анализа этических воззроний Макинтайра, в частности, вы являются исходные принципы и методы его исследования, понятия составляющие ядро его теории. Обосновывается роль и влияние Макинтайра на формирование тенденций развития современной моральной философии.

В то яе время доказывается слабость аргументации Макинта ра по вопросу о возможных способах преодоления кризиса в мора ли и моральной философии.

В диссертационном исследовании осуществлен новый подход к оценке взглядов Макинтайра по вопросу о нормативности морал Собран и обобщен эмпирический материал о деятельности Макинта ра, переведены с английского языка и вводятся в научный оборо ряд новых литературных источников.

На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертации:

1. Макинтайр является одним из наиболее типичных предст вителей современной аристотелевской этической традиции, прияа лежит к сторонникам "твердой линии" в этике добродетели, рассматривающим понятие добродетели как исходное понятие морали.

2. В этических взглядах Макинтайра выделяются две основн области исследования: всестороннее изучение добродетели как морального свойства человека и поиски ответа на вопрос, отраж ет ли современная западная философия морали реальные нравственные отношения.

3. Одним из исходных принципов исследования Макинтайра является принцип историзма, объединяющий в процессе изучения морали эмпирическую историю и философию. Другой исходный принцип - принцип социального детерминизма, утверждающий общественную сущность морали. ' •

4. Данными исходными принципами обусловлен новый для англо-американской этики подход Макинтайра к осмыслению теш кризиса в западной морали и моральной философии, в частности, в медицинской этике. Он заключается в выделении таких его причин, как социальная индетерминирозанность этических учений, абсолютизация рационально-универсалистского момента в морали, разведение факта и ценности, интеллектуальный плюрализм современной либеральной культуры, :вэ- антинсторизм.

5. Непоследовательность принципа социального детерминизма и абсолютизация тезиса о влиянии этики на реальные моральные отношения приводят Макинтайра к тому, что предлагаемый им выход из состояния морального кризиса не является плодотворным, не имеет широкого практического значения.

6. Макинтайр является представителем исторического метода в морали. В его интерпретации этого метода, с одной стороны, утверждается связь понятий морали с конкретно-историческими условиями, с другой - требуется рассмотрение этих понятий в их историческом развитии и взаимодействии.

7. 11а основе обобщения идей Макинтайра о сущности морали, б исследовании делавтоя вывод' о том, что мораль в этических воззрения:! Макинтайра предстает в перзую очередь как духовно-практическое явление, принадлежащее как области нравственного сознания, так и сфере социальной жизни, при постановке добродетелей р центр морали она не сводится только к морали лично-

сти. Нормативная сторона морали играет подчиненную роль по отношению и ценностно-ориентационной.

8. Исходя из принципов историзма и социального детерминизма, Макиятайр формулирует свой понятийный аппарат, в первую очередь, понятие добродетели, которое связывает с понятиями практики, описания и традиции.

9. Отказ Макинтайра от универсалистского подхода н морал который обусловил плодотворность его исследований нравственно жизни человека, с другой стороны, приводит его в потере моман та устойчивости, общечеловеческого содержания моральных понятий и принципов.

Апробация и научно-практическая значимость работы

Положения диссертации были использованы автором при чтев курсов лекций по этике, этике бизнеса и культурологии студентам РЭА имени Г.В.Плеханова и Московского банковского колледа при написании главы учебного пособия по этике бизнеса. Основные положения, выводы и результаты изложены в ряде статей и сообщений.

Материалы и основные выводы диссертации могут быть испси зованы в теоретических и практических целях, при чтении курсов по этике и истории этических учений. Представляя интерес в историко-этическом плане, они могут принести пользу в ходе дальнейшего изучения проблем этики и морали.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры этики фило' еофского факультета МГУ ш.Ы.В.Ломоносова и была рокомендова к защите.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

трможения и библиографии в_наименований обашм объемом

_страниц-.

ОСНОВНОЕ СОДВЩНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность теш, раскрывается степень ее разработанности в научной литературе, формулируйся основные цели и задали исследования, определяются методология и основные источншш диссертационной работы. Приводится краткая характеристика современной англо-американской этики добродетели как направления, к которому принадлежат этические зоззрения А.Макинтайра.

3 первой главе "МанинтаЗр о теоретических заблуждениях з этике: проблема морали а кризиса в моральной философии" говорится об особенностях подхода Макинтайра к вопросу о том, что зобой представляет мораль, каковы ее основные черты, в чем заключается ее отличив от других сфер духовной аизни, особенности эе функционирования в обществе, показана полемика Макинтайра то эвому вопросу с представителями лингвистической моральной шлософии. Исслвдуются особенности понимания Макинтайром кризиса в морали и западной этике - реальной моральной ситуации, сложившейся в 60-70-х годах нашего столетия в результате изменения классической йорглы индивидуалистичесвой морали в новых общественных условиях.

Рассматриваются три источника, обусловившие особенности |юршрования и содержания этических взглядов Макинтайра: этика Аристотеля, марксизм и христианская идеология* делается вывод э главенствующей роли аристотелизма для складывания его воззрений. Отмечается такая особенность этики Макинтайра, как ее несастематизированность, акцент на прикладном значении теории,

ка непосредственной включенности-теоретических положений в реальную моральную практику, а вследствие этого и апелляция к непосредственному, обыденному моральному сознанию.

В первом параграфе "Концептуальное исследование морали" изучается точка зрения Макинтайра на то, каким содержанием обладает понятие "мораль". Основной акцент он делает не на формулировании позитивного определения понятия морали, но на критике ее понимания в других этических теориях, прежде всего, в лингвистической этике Р.Хеара, аналитической моральной философии. В диссертации показывается, каким образом Макинтайр выступает против традиционно принимаемых этим направлением в этике таких характеристик моральных высказываний, как универсальность моральных норм и принципов, правил и оценок, импер-сональный характер моральных принципов, как он отрицает прес-крштивную:сущность шральных высказываний, а также утверждение о том,- что человеческие действия направляются и руководятся максимами. Макинтайр справедливо настаивает на том, что универсальных моральных правил не существует, что человек, может провести свою нравственную жизнь, исходя из глубоко личностного понятия "гдой долг" - внутренне осознанного долга, понимание которого основывается на определенной системе ценностей и предпочтений индивида. •

Специфическая сущность морали раскрывается в ее функциях, главными из которых, по Макиктайру, являются регулятивная и ценностно-ориентационная. Необходимо подчеркнуть, что моральная регуляция, по его мнению - регуляция особого рода. Выступая против деонтической этики в целом, являясь сторонником та* называемой "твердой линии" в атике добродетели, Макинтайр считает, что именно добродетели являются центральным, исходным

пунктом в морали. Не отрицая понятия долгшого и его роли в морали, он видит его содержание не в выполнении рационально обоснованных законов и правил, но в этическом задании для личности соответствовать особым образом понимаемому идеалу - а для этого необходимо обладать определенными добродетелями. Правила, по Мадинтайру, являются производными от понятия добродетелей, кх назначение - говорить субъекту, как он должен поступить, чтобы быть добродетельным. Смысл и цель моральных предписаний - морально образовывать человека, изменять его наличное состояние, пооарять его двигаться к достижению желаемого идеала,.

Определяя содержание идеальной, добродетельной личности, показывая, что является добром для человека, добродетели, по "акпнтайру, позволяют индивиду уверенно ориентироваться в мире окрузаших его ценностей.

Мораль, по Макиктайру, не является надличностным феноменом, но самым тесным образом связана с конкретным субъектом и человеческим обществом. Она на ограничивается сферой духовного, рационального, принадлежа и духовной, я практической сферам общественной лшзна. 3 связи с этим для Макинтайра вазна мысль о том, что исследование морали обязательно внлачает е себя изучение моральных поступков. В диссертации показывается мнение Макинтайра о важности для правильной оценки поступка знания его мотивов и намерений субъекта, которые обусловлены социально, вплетены в общую линию поведения субъекта, детерминированы в первую очередь ценностной ориентацией индивида.

В диссертации отмечается, что Макинтайр придает большое значение этике как науке, отранаюдей мораль реального общества, и рассматривает моральную философию в целом как историю зменн этических традиций, обусловленных культурными а социа-

льныли особенностями общества. Макинтайр определяет моральную традицию как "социально воплощенный спор о необходимых качествах, присущих личности, о том, что является добром и добродетелью"*, подчеркивая момент противоречивости и конфликта, развития в этом процессе. С одной стороны, традиция определяется культурно-историческими особенностями общества, с другой сама влияет на его развитие, определяя культурную атмосферу, образ морального воспитания, способы общения - все то, что влияет на особенности складывания личности.

На основе изучения взглядов Макинтайра в параграфе первот, диссертации делается вывод о том, что мораль, по мнению Макинтайра, это, во-первых, нравственное сознание, система понятий, выработанных моральной практикой предшествующих поколений; во-вторых, это система ценностей, служащих ориентиром для поведения индивида, обуславливающих направленность его целей и желаний; в-третьих, мораль "пронизывает" реальные отношения мезду людьми и меяду индивидами а обществом в целом, проявляясь в конкретных поступках, в моральной практике; в-четвертых, это свойство реального индивида, его личностный компонент добродетели; наконец, в-пятых, это совокупность норм и правил, сформированных е процессе движения общества к достижению главной цели - добра, дравид, представляющих собой механизм осуществления, реализации добродетелей в практике.

Во втором параграфе "Макинтайр о причинах а проявлениях кризиса в моральной философии"-отмечается, что отражение и ос мысленно реальной моральной ситуации, кризиса в морали, предпринималось представителями различных этических теорий залад-

1 ггълЪйцн. Л. "Д^ег ¿»ыЬ^ 19*1, ¡>. юг

ной философии - философии неоконсерватизма, неоутилитаризма, неотомизма, либеральной этике теории справедливости Д.Ролса, этике бизнеса и управления. Однако Макинтайр подходит к этой проблеме со своей, оригинальной точки зрения. Моральный кризис для него - это результат изменения господствующей общественной идеологии в результате появления новых конкретно-исторических условий - как он называет, "культуры либерализма". Под культурой либерализма Макинтайр понимает господство индивидуализма в общественном сознании, существование системы взглядов, где основной акцент ставится на сиободе личности, ее автономности и постулировании произвольного выбора ею ценностей и своей жизненной программы. Эта культура, по мнению Макинтайра, обладает существенными недостатками, главными из которых являются, во-первых, оперирование пустым по содержанию, абстрактным, рассматриваемым вне социальных отношений понятием "индивид", и, Ео-вторых, отсутствие видения целого, антиисторизм, и вследствие этого обособление частного человеческого опыта, интеллектуального и практического исследования.

Философской предпосылкой возникновения культуры либерализма, по мнению Макинтайра, явилась попытка представителей Просвещения осуществить "проект рационального обоснования морали" вывести должное из сущего,.- Моментом, усугубившим ситуацию, явилась утрата традиционной социальной структуры общества, в которой, по мнению Макинтайра, обеспечивалась связь между "мораль» и человеческой природой". Корпорация,, один из главных элементов современной общественной структуры, это "сила, расщепляющая мораль", е ней противоречивые моральные требования и моральная непоследовательность становятся норюй.

Б результате, по мнению Макинтайра, хотя язык морали и

ее ключевые понятия' "хотя и продолжают существовать, но мораль

в ее нынешнем состояний в значительной степени разрушена и су-

вт

шествует в виде разрозненных фрагментов, и понятия морали потеряли свое основание в реальной социальной действительности, утратили существовавшее ранее с ней единство.

По мнению Макинтайра, "наилучшим выражением кризиса" является моральная философия эмотивизма, утверждающая, что моральные оценки и суждения являются результатом предпочтения инди вида. В эмотивизш торжествует бюрократическая рациональность, субъективизм, исчезает целостность Я. Понятие характера перево дится во внешний план, не связывается с единством личности, но используется для обозначения специфического морального принуждения личности, которое присуще социальной роли. В современной культуре Макинтайр выделяет три основных характара-маски, характера-роли: это X) эстет, идущий, удовлетворения своих желаний в условиях избытка средств (в этом характере проявляется тенденция неогедонизма), 2) терапист, который переводит "невротические сидатош индивидов в управляемую энергию" (здесь сосредоточены как тенденция неофрейдизма, неонатурализма, так и неоконсерватизм с его попытками выработать механизм ограничения, индивидуальных притязаний), 3) ведущий характер - менеджер, принадлежащий сфере корпоративно-бюрократической деятельности.

В этом параграфе сделан вывод о том, что основными, чертами кризиеа в современной моральной философии, со Макинтайру, являются:

I) безрезультатность поисков всеобщих оснований для этики.

1 талЬЛцг* Л.

норм и принципов, разделяемая всеми -членами общества (вследствие того, что либеральная культура позволяет сосуществование в корне несовместимых моральных систем - но так как социальные условия, которым соответствовали эти системы, отсутствуют, последние существуют в фрашентарном виде). Объективного критерия выбора приоритетности среди этих систем в современной культуре не существует;

2) "бесконечность и нерашаемость" моральных споров (так как кавдая аз спорящих сторон рационально выводит из несравнимых между собой посылок тезисы, сравнивать которые невозможно по законам логики);

3) апеллирование к интуиции (что ненаучно) и к разуму в условиях отсутствия рационального критерия оценки истинности теорий. .

Отмечается также непоследовательность социального детерминизма Макинтайра, который ставит вопрос о преодолении кризиса только в духовной, идейной сфере. Он формулирует следующую дилемму современной культуры: либо доведение до логического конца начатого представителями философии Просвещения рационального обоснования морали, которое и привело к господству субъвнтивизма а возникновению кризиса, либо возврат к аристотелевской традиции добродетели. Аристотвлизм, по мнению Макиитайра, является философски наиболее могучей, сильной из теорий моральной мысли, и единственный выход из кризиса - возврат к этой традиции в моральной жизни, кропотливая работа по созданию новых форм сообществ, в которых моральная жизнь лоддерзивается истинным единством целей и интересов членов этих обществ.

В главе второй "Аретология Макинтайра" исследуется основной метод этического исследования - исторически-описательный метод, принципы формирования им понятия добродетели - центрального понятия аретологии, рассматривается пониманий Макин-таиром одной из конкретных добродетелей - добродетели справедливости. В параграфе первом "Исторический подход к морали как свойству человека" показало, что исторически-описательный метод заключается, во-первых, в том, что к изучению любой проблемы необходимо подходить как к ишюшей свою историю в процессе развития общества и изменяющейся вместе с рим, во-вторых, любое понятие, норма, ценность, сам субъект морали имеют конкретное содержание в зависимости от конкретных социально-исторических условий. Отмечается, что понятие конкретно-исторического Макинтайр понимает только как особенности политической и духовной культуры общества. Последовательно проводя мысль о . том, что мораль - явление социально-историческое, Макинтайр не ставит вопрос, от чего в конечном счете зависит существование социальной жизни и устойчивость социальных отношений, в частности, указывая лишь, что эвому способствует достаточно количество добродетелей у членов общества.

В диссертации показывается, что исторически-описателънны методом Макинтайр пользуется в исследованиях на протяжении всего своего творческого пути, развивая и уточняя его.

Основным понятием исторически-описательного метода является понятие "описание, рассказ, повествование". Лобов явление, понятие морали имеет свою историю, о которой оно повествует. Эта история и есть история развития общества, с которы связано данное понятие. "Повествовательное качество Я", по

1вншз Макинтайра, - это основа личности, единство осознания 1дивид0м непрерывной последовательности событий жизни, един-гво его характера, системы его ценностей.

Повествование, описание связывает разрозненные на первый згляд действия человека в интеллигибельную структуру - оно Зъяспяет намерния и общую линию поведения субъекта. В диссе-гации отмечается значение понимания Макинтайром поступка как лодуса социального бытия", когда подчеркивается как актив-зсть субъекта, тая и его включенность в социальные связи.

Описание-рассказ служит также для обеспечения исторически памяти культуры, определяет личность как носителя традиции истории общества, дает человеку возсожность правильно опре-злить свое место и роль в системе общественных отношений.

В параграфе делается вывод о том, что моральное исслодо-ание, по Макиятайру, должно проводиться при единстве логичес-эго (рассмотрение отношений между моральными'субъектами, pynnai.ni, институтам, непосредственное исследование норм и знностем) и исторического (исследование, "как прошлое опредв-яет настоящее, которое, е свою очередь, влияет на будущее", зтории моральных понятий) методов при главенстве метода исто-аческого. Подчеркивается, что возврат Макинтайром историческо-э метода з этику сыграл положительную роль, так как при этом эдгаерждалось, что кораль - не только должное, но и сушее, зторичвеки конкретные формы общения между людьми, то, что мо-зт быть описано, что мораль изменяется вместе с изменением существенных условий, и этика как наука о морали изменяется месте с реальными нравами. В диссертации показывается, как сторически-описательный метод Макинтайра применяется другими

английскими и американскими исследователями, е частности, Б.Арнольдом, Р.Бернстейном, С.1ауэрвасом.

В параграф« втором "Понятие добродетели" раскрывается содержание этого центрального понятия этических взглядов Ыаки-ктайра, показываются принципы его йорлирования, определяется его значение для развития этики добродетели э целом.

Макинтайр принимает аристотелевское понимание добродетели как человеческого качества, которое дает возможность двигаться к достижению специфически человеческого телоса и развивает его, Добродетель, по Макинтайру, - )это "качество, которое поддерживает существование особого рода практики и позволяет своему обладателе достичь ценностей, внутренних по отношению к этой практике, поддерживает как индивида в его кизненном поиске добра и понимания, что собой представляет это добро, так и существование общества, традиции, в контексте которой существуют и развиваются и индивиды, и практика"^. Отмечается, что определение состоит из трех блоков и раскрывается их содержание. ПорЕЫй блок связан с понятием практики, которую Макинтайр понимает как яизнедаятельность особого вида, в ходе которой реализуются внутренне присущие ей ценности, которые достигаются только при наличии у субъекта, участвующего в этой практике, добродетелей. Добродетели поддар-щвают и существование общества в целом, так как противостоят разрушительной силе институтов, элементов бюрократической системы, ориентированных на.внешние ценности.

Второй блок связан с понятием описания, повествования; практика связана с деятельностью в конкретных областях, но че-

ловец обладает единством ;::изни, поэтому встает вопрос:"Что есть хорошая жизнь для человека?" - то есть правильная, моральная. Сознательный Еыбор ценностей я телос конституируют знсиую ценность человеческой глзня, проясняют адекватное содержание добродетелей, не оставляя места в моральной :?.изни произвожу. Истинная цель, добро - по Макинтайру, это не достижение определенного состояния личности. Эта цель развивается в процесса социализации. Таким образом, хорошая (правильная) жизнь для Ма-кинтайра - это кизпь, проведенная в поисках хорошей казна, проведенная под знаком добродетелей.

Третий блок связан с понятием традиции. Индивид ~ не абстрактная са^госовершенстгующаяся личность, он всегда прщадле-зит обществу, является носителем традиции, добродетели долдаы быть представлены во взаимодействии с другими моральными субъектами. Вплетая свою зизнь в .здзнь общества, посвяшая ее поиску добра, частная :;;изнь тем самым получает смысл и значение: чтобы зло'на попало б мир. Зло - это не просто недостаток добродетелей. Это то, что абсолютно запрещено, так как нарушает моральный порядок.

В диссертации делается вывод о том, что понятие добродетели в понимании Макинтайра характеризуется следующими чертами: во-первых, социальная детерминированность, добродетель -это моральное качество индивида как социального субъекта, ее содер::санке определяется особенностями общества, она мокет быть представлена только в социальных отношениях; во-вторых, теле-ологзчность, целеполагание, тал как добродетель необходима для' успешного движения морального субъекта д добру; в-третьих, "функциональность", полезность для общественной яизни как та-

коеой, так как добродетель поддерживает.функционирование тех ячеек, из которых складывается общество. Последняя черта, однако, характерна лишь для того общества, где существует единство взглядов и убекдений его членов.

В параграфе третьем "Справедливость как нравственная добродетель" рассматривается понимание Ыакинтавром одной из наиболее важных для него социальных добродетелей - добродетели справедливости. Вслед за Аристотелем он считает справедливость главной добродетелью политической жизни. В современной либеральной культуре, однако, добродетель справедливости теряет свое былое значение, так как основа общества принимается не в ответственности за социальные связи, а в равноправии граждан в свободе выбора ценностей и принципов-и обладания средствами для осуществления келаний. В этой культуре, по Макинтайру, существует понятие только справедливости распределения, и в диссертации затрагиваются особенности позиции Ролса (дистрибутивная справедливость) и Нозика (справедливость распоряжения честно приобретенной собственностью), в ходе дискуссии с которыми Макинтайр формулирует понятие добродетели справедливости, связывая ее с понятием заслуги, которое, как он показывает, до сих пор присутствует в обыденном сознании общества.

Следовать справедливости - значит,, действовать правильно, в духе общественных установлений, осуществлять добродетельное поведение, которое дает обществу единство и целостность Справедливость у Макинтайра не сводится к'добру, как в концепции утилитаризма, она.вторична по отношению к нему, получает смысл и значение в его терминах.

Для объективного критерия справедливости, считает Макинтайр, необходимо, I) чтобы общество объединялось одними целя-

ми и не было разногласий по поводу того, какие цели являются приоритетными, 2) существовали убеждения, как измерять вклад в достижение этих целей. Понятие заслуги относится и к непосредственному выполнению моральных норм, добродетельному поведению.

' В диссертации отмечается, что такое понятие справедливости применимо не в каждом обществе, что оно исключает из своей сферы тех, кто еще не прошел процесса социализации, "не обучен" добродетели. Для Мадинтайра первичны не реальные противоречия между социальными группами, но имеющиеся у них понятия справедливости. Там самым решающая роль в формировании социальной основы принадлежит нравственности.

Тем не менее Макштайр подчеркивает зависимость справедливости от исторических условий, стандартов рациональности. Идея связи справедливости с рациональной деятельностью вследствие того, что мораль представлена не только поступками, но и способом выражения, характером аргументации, весьма продуктивна. Связь рационального и эмоционального, практического и теоретического, духовного в. западной этике о ее разведением факта и ценности, разума и чувства практически не отражена.

В параграфе четвертом "Добродетель и вопросы медицинской этики" исследуется, каким образом Макинтайр осуществляет при-, кладноэ приложение теории этики добродетели, как он находит новый угол зрения на моральные проблемы медицины благодаря аретологии. Выступая против довольно широко распространенной точки зрения на то, что медицинская этика носит автономный характер, Макинтайр подчеркивает ее связь с этикой общества в целом. Он выделяет три основные ценности, исторически присушив медицине: ценность сохранения жизни любой ценой, ценность че-

стности а правдивости, ценность справедливости, с которой он связывает вопрос распределения ресурсов общества на нужды мед! цины. Добродетели воплощают эти ценности в практике.

Макинтайр подчеркивает, что, отражая мораль определенной сферы культуры, медицинская этика также подвергается влиянию морального кризиса. В этой ситуации видоизменяются предпосылк) традиционных медицинских добродетелей - "технологические", "м< ральные" и "социальные". Под технологическими Макинтайр имеет в виду уровенв развития медицины, под социальными - равные во; можности доступа к медицине различных слоев общества, под моральными - существование единой для всех чшнов общества морали. Моральный кризис, отсутствие единой морали в общества приводит к тому, что пациент не уверен, что врач разделяет его моральные взгляда, тем самым исчезает основа доверия к врачу. Традиционные добродетели становятся в глазах определенной час1: общества проблематичными, если дане не пороками. Ни одно из нг правлений в современной этике, по мнению Манинтайра - христиш екая этика, светский либеральный плюрализм, утилитаризм - не дает безусловного критерия для решения моральных проблем в медицине. В этих условиях, отмечает Макинтайр, философы незаметно для себя начинают оперировать ценностями более "масштабными", ценностями добра, которые становятся решающими в дискуссиях.

Кроме того, в любом случае представители моральной филос« фии признают наличие безусловного характера определенного долга врача по отношению к пациенту вообще: врач должен поступат: таким образом, чтобы /зло не попало в мир", стремиться осущес: влять добрые поступки. Как любой человек, он должен руководст-

воваться, по Макинтайру, добродетелями и стремиться к достижению добра.

Макинтайр приходит к выводу, что .щи решения проблем медицинской этики необходимо в первую очередь существование единой морали, единой системы ценностей, а для этого необходимы усилия индивидов по совершенствованию поведения и созданию новых сообществ, противопоставляющих себя либерально-индивидуалистиче-скоы культуре. В параграфе подводится итог, рассматривается влияние идей Макинтайра на дискуссии в области медицинской этики.

В заключении диссертации подводятся итоги, рассматривается влияние этических взглядов Макинтайра на дальнейшее развитие англо-американской этики в целом и этики добродетели, в частности.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Понятие добродетели в этической концепции Аласдайра Макинтайра - 0,88 п.л. Двп. в ШМОН РАН № 49098 от 4.04.94

2. Кризис в моральной философии и его отражение в англо-американской аретологии - 0,8 п.л. - Деп. в ИНИОН РАН & 49227

от 12.05.94

3. Понятие естественного права и его осмысление в этических взглядах А.Макинтайра - 0,2 п.л. - в печати.