автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Этническая идентичность современных якутов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Васильева, Майя Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Этническая идентичность современных якутов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Васильева, Майя Ивановна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности

1.1. Этническая идентичность как вид социальной идентичности.

1.2. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания.

1.3. Содержание этнической идентичности.

Глава 2. Особенности этнической идентичности современных якутов

2.1. Программа исследования.

2.2. Когнитивный аспект этнической идентичности современных якутов.

2.3. Этническая идентичность современных якутов в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие этничности.

2.4. Стратегии межэтнического поведения современных якутов.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Васильева, Майя Ивановна

Актуальность. Конец 80-х - начало 90-х гг. XX века ознаменовались стремительным ростом этнического самосознания народов бывшего СССР. Искусственно подавляемая в течение длительного периода этничность стала играть значительную роль в политической и культурной жизни общества. Активно шли процессы суверенизации республик, проводилась политика по возрождению национальных культур. Одновременно с этим радикальные социально-экономические и политические преобразования, взорвав сложившийся образ жизни людей, вызвали, так называемый "кризис идентичности" - особое состояние сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя, свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность. И наиболее устойчивым образованием, удовлетворяющим потребность человека в принадлежности к группе и защите, оказалась этническая общность. Это повлекло за собой повышение роли этничности в обыденной жизни, этнический фактор стал одним из решающих в отношениях людей. Такая гиперболизация этнической идентичности, характерная для полиэтнических государств в кризисные периоды, может сопровождаться межэтнической напряженностью, а то и этническими конфликтами.

В связи с вышесказанным, необходимым представляется исследование этнической идентичности народов России, в данном случае якутов, в настоящее время. Как повлияли годы суверенитета на этническую идентичность этноса? Сохранила ли этничность главенствующие места в структуре социальных идентичностей? Какие компоненты этнической идентичности изменились и какие факторы повлияли на это? Какова направленность стратегий межэтнического поведения народа? Ведь построение гармоничного гражданского общества возможно только при толерантном межэтническом взаимодействии.

Изучение всех этих вопросов актуально не только с научной точки зрения - для расширения теоретических представлений о природе этничности, но и с практической стороны - материалы исследования могут быть учтены при выработке конкретных рекомендаций по формированию национальной политики республики.

Степень изученности проблемы. В отечественной научной литературе понятие этнической идентичности получило широкое распространение только с начала 1990-х гг. - периода актуализации этнического фактора в политической и культурной жизни российского общества.

Для советской этнографии, а затем этносоциологии и этнопсихологии, более традиционным было изучение сходного по смыслу понятия "этнического самосознания" - Ю.В.Арутюнян, Ю.В. Бромлей, А.Ф.Дашдамиров, Р.Ш. Джарылгасинова, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, М.В.Крюков, М.М.Кучуков, П.И. Кушнер, Г.У.Кцоева, В.П.Левкович, Л.П.Мартемьянов, Н.Г.Панкова, В.В.Пименов, Б.Ф. Поршнев, К.В. Чистов, К.Н.Хабибуллин, В.Ю.Хотинец и др. В работах данных исследователей были детально проанализированы сущность этнического самосознания, его структура, уровни проявления и функции.

Существующие в отечественной и западной науке подходы к интерпретации природы этничности можно разделить на три направления:

1) объективистское, иначе его называют примордиальным. Сторонники этого направления придерживаются мнения об изначальной (примордиальной) этничности человека. Существуют две разновидности этого подхода. В первой группе этничность определяется как природно-биологический феномен - П.ван ден Берг, Д.Филиман, Г.Кейес, К.Кван. Среди отечественных ученых социобиологическую трактовку этноса поддерживал Л.Н.Гумилев, рассматривая этнос как "биосоциальный организм", возникший в результате воздействия космических импульсов и географических факторов [1989].

Во второй группе этничность понимается как продукт культуры и истории, а этнос определяется как исторически возникшая человеческая общность, обладающая целым комплексом объективных атрибутов принадлежности - территорией, языком, культурой и т.д. В рамках данного подхода работали Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, В.В. Пименов, Э.Смит, К.В.Чистов и др. В советской этнографии более распространенным являлся данный историко-культурный вариант примордиализма. Так, Ю.В. Бромлей, причисляя этническое самосознание к характеристикам этноса, подчеркивал, что, как и любая форма сознания, оно - явление вторичное, производное от объективных факторов [1983, с. 196].

2) конструктивистское, его придерживается большинство западных антропологов, а также некоторые современные российские ученые. В этом подходе главная роль отводится не объективной стороне этнического бытия (территории, культуре), а субъективной. Суть конструктивизма заключается в том, что этнические общности определяются как "воображаемые", существующие в "головах" людей и возникающие в результате целенаправленных усилий индивидов и создаваемых ими институтов, соответственно, этничность понимается как социальный конструкт. Сторонниками этого течения являются Б.Андерсон, Э.Геллнер, Ф.Барт, из отечественных ученых В.Воронков, О.Карпенко, О.Бредникова, В.А.Тишков. Распространенной темой исследования в рамках данного направления является процесс воспроизводства этничности, конструктивистская роль элит в национальных процессах.

3) инструменталистское, приверженцы которого основным в существовании этноса представляют служение каким-то определенным целям, интересам. Членство в этнической группе рассматривается как средство достижения более комфортного состояния, способ преодоления отчуждения и как один из мощных ресурсов в политической мобилизации группы, помогающий национальной элите осуществить собственные интересы. В рамках этого подхода работают Дж.Де Восс, Н. Глейзер, М.Н .Губогло, JI.M. Дробижева, Д.Мойнихэн, А.Петерсон-Ройс и В.А.Ядов. Так, изучение этничности в качестве сильнейшего средства и инструмента политической борьбы представлено в ряде исследований Института этнографии и антропологии, проведенных под руководством Л.М.Дробижевой [19946, 1996].

Инструменталистской ориентации придерживается также этнопсихолог Г.У.Солдатова, дополняя подход к этничности как эффективному средству преодоления отчуждения, социальной терапии, также рассмотрением этничности как присущего группе внутреннего психокультурного ресурса, как культурных архетипов, актуализируемых извне. Этническая идентичность рассматривается здесь как мотивационно-когнитивное ядро этнического самосознания, являющееся важнейшей основой внутригруппового и межгруппового взаимодействия. В работах данного исследователя есть материалы и по этнической идентичности якутов, в частности, анализируются тенденции трансформации этнической идентичности народа, место этничности в структуре самосознания якутов [1998].

Более подробно три означенные концепции мы рассмотрим во втором параграфе теоретико-методологического раздела диссертации.

Проблема эволюции национальной идентичности в контексте общих изменений социальной идентичности россиян под воздействием социально-экономических реформ, была затронута в трудах М.Ф.Черныша [1994], В.А.Ядова[1993]. Но в отличие от данных работ, настоящая диссертация посвящена эмпирическому исследованию динамики этнической идентичности, выявлению наиболее подвижных ее элементов.

В рамках социально-психологического подхода, в центре внимания которого личность как член определенной этнической группы, а этническая идентичность исследуется как часть самосознания личности, осуществлены работы Е.М.Галкиной, А.Б.Мендяевой, С.В.Рыжовой, Г.У.Солдатовой и др.

Среди российских и республиканских авторов, затрагивающих некоторые аспекты этнической идентичности якутов, можно отметить У.А.Винокурову, А.Д.Коростылева, Е.Н.Романову, И.Е.Спиридонову.

Так, психолог и социолог У.А.Винокурова поднимает проблему этнических стереотипов народа [1995]. Мифосимволическая сторона этничности якутов анализируется в трудах этнографа Е.Н.Романовой [1998]. В качестве ключевых этнических символов исследователь отмечает территорию, язык и национальный праздник якутов Ысыах.

Социолог И.Е.Спиридонова, рассматривая такой компонент этнической идентичности как стратегии межэтнического взаимодействия народа, приходит к выводу, что на данный момент можно говорить о наличии предпосылок бесконфликтного развития межнациональных отношений в республике на всех уровнях его проявления [1998].

Анализ языкового и религиозного поведения якутов в контексте межэтнических отношений содержится в статьях А.Д.Корыстылева [1998]. Интересен вывод автора о возрастании доли тех, кто использует только якутский язык, и снижении доли практикующих двуязычие.

Таким образом, отсутствуют работы, специально посвященные проблеме этнической идентичности якутов, рассматривающие все структурные компоненты этнической идентичности народа. Данная тема остается не достаточно изученной.

Цель исследования - раскрытие особенностей этнической идентичности современных якутов, выявление ее динамики.

Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:

I. Теоретические: анализ современных научных подходов к изучению этнической идентичности; раскрытие сущности и структуры этнической идентичности; определение наиболее динамичных компонентов этнической идентичности;

II. Методологические: определить методологические и методические принципы построения эмпирической программы исследования; обозначить систему методов и методических приемов для изучения этнической идентичности; апробировать методический инструментарий в районах с преобладанием якутского этноса и в районах с преобладанием иноэтнического населения;

III. Эмпирические: определение значимости этничности в сознании якутов, ее эмоциональной окрашенности; выявление иерархии этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаков, играющих наиболее значимую роль в осознании своей этнической принадлежности; анализ авто- и гетеростереотипов якутов (содержание, направленность, степень согласованности, степень благоприятности) и ценностных ориентаций народа; определение типа этнической идентичности якутов; оценка характера и направленности изменений этнической идентичности якутов (сравнение с ранее проводившимися исследованиями) и выявление основных групп факторов, детерминирующих трансформации этнической идентичности; изучение степени толерантности якутов, межэтнических установок.

Объект настоящего исследования - представители якутского этноса, проживающие на территории Республики Саха (Якутия).

Предметом данного исследования является этническая идентичность якутов, также ее динамика.

Теоретико-методологическую основу исследования составили понятия и выводы теорий этноса, этничности отечественных и западных специалистов, а также современные эмпирические исследования, посвященные изучению этнической идентичности. Стремление к целостному анализу этнической идентичности, учитывающему ее психологические и социальные аспекты, привело к выбору синтетического подхода, сочетающему социологическое, психологическое и историческое знание. В качестве обоснования данного подхода мы использовали теоретические и экспериментальные работы А.О.Бороноева, Л.М.Дробижевой, Н.Г.Скворцова, Э.Смита, Г.У.Солдатовой, С.В.Чешко и некоторых других ученых.

В работе использовались как общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и сравнение), так и специальные - анкетный опрос, анализ статистических данных, количественный и качественный анализ линейных распределений, корреляционный анализ, метод шкалирования, метод типологизации.

В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы социологического исследования "Этническая идентичность современных якутов", проведенного автором в 1999-2000гг. Обследование проводилось в форме анкетного опроса по месту жительства. Выборочная совокупность составила 400 респондентов якутской национальности.

Новизна работы заключается в следующем:

1) Определены наиболее динамичные компоненты этнической идентичности;

2) Выявлены основные факторы, детерминирующие изменения этнической идентичности;

3) Предложен многофакторный подход к исследованию этнической идентичности, учитывающий психологическую природу этничности, основанную на сложных когнитивных и аффективных процессах, и исторический и культурный контекст, в рамках которого развивается этническая общность;

4) Впервые применен комплексный подход к изучению этнической идентичности якутов, проанализированы все три структурных составляющих этнической идентичности народа.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть учтены органами государственного управления при выработке национальной политики, для более глубокого понимания этнических процессов в республике, поддержки ослабленных элементов этнической идентичности. Также результаты исследования могут использоваться в научно-просветительской деятельности - при написании учебных пособий, чтении лекций и спецкурсов, посвященных этнической идентичности народа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре этнической идентичности наиболее пластичным, быстрее реагирующим на трансформации в социально-политической жизни общества, является аффективный компонент - эмоционально-ценностное отношение к собственной этничности.

2. На данный момент, именно духовная культура предоставляет систему символов, выполняющих этнообъединяющую и этнодифференцирующую роль. Что свидетельствует о преобладающем функционировании и устойчивости в современном обществе элементов традиционной духовной культуры, чем материальной.

3. Усиление значимости этничности в системе этнополитических категорий указывает на продолжающееся "размывание" общегражданской принадлежности. Этничность и гражданственность в связи с политикой суверенитета оказались тесно взаимосвязанными, даже воспринимаются титульными народами как тождественные.

4. За годы суверенитета усилились этноаффилиативные установки народа, склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической группы. С чем мы связываем усиление этноизоляционных тенденций - большей обеспокоенностью за сохранность своего народа.

5. Существует прямая зависимость между установками на толерантное межэтническое сотрудничество и опытом общения с иноэтническим населением. Чем продолжительней контакты с людьми других национальностей, тем позитивней направленность стратегий межэтнического поведения.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на республиканском семинаре "Человек и неблагоприятные условия социализации", конференциях молодых ученых и аспирантов "Шаг в будущее" (1998, 1999 гг.), конференции "Молодежь и наука 2000", республиканской конференции "Народные обычаи и традиции народов Якутии в формировании здорового образа жизни". По результатам исследования издано 5 публикаций, две статьи находятся в печати:

1. Социальная идентичность в условиях общественно-политической нестабильности // Человек и неблагоприятные условия социализации (материалы республиканских семинаров). Якутск, 1999, С.43-44.

2. Этнические символы в самосознании современных якутов // Гуманитарная наука в трудах молодых ученых. Якутск, 2000. С. 144-151.

3. Знание народных традиций и обычаев якутов сегодня: социологические наблюдения // Здоровый образ жизни: обычаи и традиции народов Якутии. Якутск, 2001. С.53-61.

4. Политика суверенитета и этническое самосознание народа саха // Республика Саха (Якутия): Путь к суверенитету. Якутск, 2000. С.269-289.

5. Стратегии межэтнического поведения современных якутов // Наука и образование. 2001, №2. С. 105-110.

6. Этническая идентичность как вид социальной идентичности (в печати).

7. Место этнической идентичности в самосознании современных якутов (в печати).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. В первой главе анализируются существующие в отечественной и мировой науке теории этничности. Во второй главе проводится описание и анализ проведенного в 1999-2000 гг. исследования. Инструментарий исследования представлен в приложениях к тексту диссертации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая идентичность современных якутов"

Заключение

В результате исследования этнической идентичности современных якутов мы пришли к следующим выводам:

1) Развиваясь в определенном историческом контексте, этническая идентичность напрямую зависит от особенностей политической, экономической и культурной жизни общества. В этом смысле этничность является динамичным, подверженным изменениям феноменом. Здесь имеется в виду не смена этнической принадлежности (хотя это вполне вероятный факт), а особая пластичность некоторых компонентов этнической идентичности.

Анализ динамики этнической идентичности якутов позволил определить наиболее подвижные ее элементы. Лабильной, быстрее реагирующей на трансформации в социально-политической жизни общества представилась эмоционально-оценочная компонента этничности.

В первую очередь это касается значимости этнического фактора в самосознании людей. Если в обыденной, повседневной жизни можно наблюдать снижение роли этничности, преобладающими стали общечеловеческие ценности (семья, личность), то в системе этнополитических категорий этническая идентичность укрепила свои позиции. Данное обстоятельство обусловлено двумя факторами: политикой суверенитета, направленной на возрождение национальных культур народов республики, с одной стороны, и еще слабой, не утвердившейся в самосознании людей позицией общероссийской гражданской идентичности, с другой.

Чувства, эмоции, связанные с этничностью также изменяются под воздействием определенных социально-политических процессов. Как показало исследование, якуты стали ближе к своему этносу, проявляют больше обеспокоенности за его судьбу. Несколько усилились этноаффилиативные тенденции народа, что свидетельствует о росте привлекательности своего этноса. Человек стремится подчеркнуть свое членство в определенной этнической группе, только если находит ее достойной гордости и уважения.

2) Изменения эмоционально-оценочного компонента неизбежно влекут за собой трансформации другой составляющей этнической идентичности - поведенческого компонента. Так, усиление этноаффилиативных ориентаций, стремления следовать правилам нормам своего народа, привели к некоторому сужению ареала пользования русским языком в городе, увеличению численности горожан, практикующих двуязычие. Также наблюдается тенденция к постепенной смене религиозных предпочтений городских жителей от православия к традиционным религиозным верованиям.

Несмотря на такую актуализацию этничности, а также увеличение этноизоляционистских тенденций, вызванных больше обеспокоенностью за сохранность народа, чем негативным отношением к представителям других этносов, мы не можем говорить о возможности возникновения межэтнической напряженности, тем более конфликтов на этнической почве. Доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие чрезвычайно мала (1%) и не представляет какой-либо угрозы благоприятному развитию межэтнических отношений. В пользу этого говорит факт, что в полиэтническом населенном пункте, где вероятнее всего развитие межэтнической напряженности, респонденты продемонстрировали высокий уровень толерантности. Как выяснилось, чем продолжительней контакты с людьми другой национальности, тем позитивней направленность стратегий межэтнического поведения. Также на возможность бесконфликтного взаимодействия между двумя самыми многочисленными народами в республике указывает высокий коэффициент совпадения такой черты характера как «миролюбие» в авто- и гетеростереотипе (образе русских) якутов.

В целом, якуты обладают позитивным типом этнической идентичности, что подтверждается наличием положительного Мы-образа при таком же благоприятном гетеростереотипе.

3) Наиболее постоянной составляющей этнической идентичности выступила когнитивная компонента, представленная в нашем исследовании системой этноконсолидирующих признаков. Изменились только приоритеты. На первое место выдвинулся этнообъединяющий признак "родная земля", сместив языковой фактор.

Но мы не говорим о полной статичности этого элемента этничности, скорее о более замедленных темпах изменения во времени.

4) Основными факторами, детерминирующими изменения этнической идентичности, являются социально-политические процессы. Сейчас, в период относительной стабильности общества, этничность отступила на второй план в обыденной жизни людей. Однако, она укрепила свои позиции в этнополитических категориях, что обусловлено расщеплением гражданской идентичности, еще слабой позицией категории «россиянин». Также возрастание значимости этничности обусловлено политикой суверенитета и усилиями правительства Республики Саха (Якутия), направленными на возрождение якутской национальной культуры.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что феномен этнической идентичности не возможно охватить одним исследованием. Требуются новые работы, осуществленные на различных исследовательских подходах, посвященные различным аспектам этой проблемы. Перспективными представляются такие направления в изучении этничности как исследование символической стороны этнической идентичности; исследование путей воспроизводства этничности лиц, проживающих вне республики; исследование влияние этнического фактора на культурные ориентации людей и т.д.

 

Список научной литературыВасильева, Майя Ивановна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М.: Мысль, 1991.-171 с.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Ставр.гос.пед.инст-т, 1993.-221 с.

3. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. .Ставрополь: Ставр.гос.ун-т. Ставр. отделение Академии социальных наук, 1994. 99 с.

4. Агаев А. Нация, ее сущность и самосознание// Вопросы истории -1967-7. С.87-105.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Издательство Московского университета, 1990. 240 с.

6. Александренков Н.Г. Формирование этнического самосознания в новейшее время (на примере Кубы) // Этническое и языковое самосознание. Материалы конференции. М.: Институт народов России, 1995.-С.6-7.

7. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" // Этнографическое обозрение 1996 -3. С.13-23.

8. Алексахина Н.А. Факторы изменения национальной идентичности. Дис.кан.эк.н. М.,1996.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -375 с.

10. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.

11. Аргунова Т.В., Васильева Р.И. Динамика этноязыковых процессов в современной социальной эволюции // Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2000. С.214-238.

12. Артюх Л.Ф., Космина Т.В. Историческое сознание и этнические стереотипы в современной материальной культуре украинцев // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. С.208-215.

13. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Советская этнография 1972 - №3. С.316-330.

14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сукосолов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984.-255 с.

15. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные различия и национальное самосознание // Социс 1990-7. С.42-49.

16. Ахиезер А.С. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность 1994 - 4. С. 115-125.

17. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. Методологические проблемы. М.: РАН. Институт философии, 1996. 70 с.

18. Байбурин А. К. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985.-325с.

19. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М.: РАН. Институт этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая, 1993.- 190 с.

20. Беликов В.Е. Самосознание, identity и этнические конфликты // Этническое и.языковое самосознание. Материалы конференции. (Отв. редактор Нерознак В.П.). М.: Институт народов России, 1995. С. 14-16.

21. Боров А.Х., Пшемурзов В.Х. Историческая память и этническая культура // Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. М., Нальчик, 1997. С.200-213.

22. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Санкт-Петербургский гос.универ-т, 1994. 165 с.

23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

25. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.-447с.

26. Бузашиова К., Ондрейович С. Словаки и чехи. Словацкий язык и чешский язык (Этносигнифитивный, культурологический, психологический и социолингвистический аспекты отношений двух наций и их языков) // Язык. Культура. Этнос. М.: Наука, 1994. С. 113-130.

27. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр. Новосибирск: Наука, 1998.-84 с.

28. Бызова В.М. Психология этнических различий в самосознании коми и русских. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 1997.-83 с.

29. Васильева Н.Д. Расширение образовательного, научного и культурного пространства фундамент суверенитета РС(Я) // Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету. Якутск: ИГИ АН РОД), 2ООО. С.251-268.

30. Винокурова У.А. Стереотипы национального самосознания народа саха и русских якутян // Суверенитет и этническое самосознание:1.идеология и практика. М. : Издательство ИЭА РАН, 1995. С. 118129.

31. Воропаева Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания // Мир психологии и психология в мире 1995 -1. С.7-12.

32. Вяткасова Н.В. К определению понятия культуры // Проблема самодостаточности этноса. Теоретико-методологические вопросы. Вып.1. Респ.гос.программа: Народы России: возрождение и развитие. Казань: Казанский гос.техн.унив-т, 1996. С. 95-109.

33. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал -1996- т. 17-5. С.69-75.

34. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. М.: АН СССР, Ин-т этног. и антроп. им. Миклухо-Маклая, 1990. С.57-82.

35. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве). Дис.кан.ист.н. М.,1993.

36. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

37. Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. Т. 1. М.: РАН . Центр по изуч. межнац. от-ний. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1996. 376 с.

38. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL: Изд-во Ленингр. унив-та, 1989.-495 с.

39. Данзанов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. Дис.кан.соц.н. М.,1992

40. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. 226 с.

41. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // Советская этнография 1987 - 4. С.9-22.

42. Джунусов М.С. Нация как социально-экономическая общность людей // Вопросы истории 1966 -4. СЛ 6-31.

43. Дмитриев В.А. Об этническом самоопределении личности // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. Материалы науч.конференции. Л., 1989. С. 156-159.

44. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. М. Наука, 1990. С.226-233.

45. Дробижева JI.M. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: РАН. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1994а. 236 с.

46. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М.: РАН. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1994 б. С. 16-47.

47. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Содлатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. 382 с.

48. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Эпические традиции якутов и этническое самосознание // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Сб.науч.трудов. Якутск: Издательство ИЯЛИ, 1991. С.90-95.

49. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского гос. тех. унив-та им. А.Н. Туполева, 1996.- 247 с.

50. Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии "нация" // Вопросы истории -1966 -6. С.24-44.

51. Карпенко О. Быть "национальным": страх потерять и страх потеряться. На примере "татар" Санкт-Петербурга // Конструирование этничности. СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 1998. с.37-62.

52. Качанов Ю.Л. Проблемы ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Социальная идентификация Личности. Вып.1. М.,1993.

53. Козлов В.И. Проблематика "этничности" // Этнографическое обозрение 1995 - 4. С. 39-55.

54. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография 1974 - 2. С.24-38.

55. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории 1967- 1. С.88-100.

56. Конструирование этничности. Под ред. В.Воронкова и И.Освальд. СПб.: Изд-во "Дмитрий Булавин", 1998. 303 с.

57. Коростылев А.Д. Религиозность в контексте межэтнических отношений // Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., Издательство Института социологии РАН, 1998а. -С. 194-229.

58. Корыстолев А.Д. Язык источник согласия и противоречий // Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., Издательство Института социологии РАН, 1998а. -С. 186-194.

59. Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Современные коми. Екатеринбург: Ураль. отд-ние. Коми науч. центр. Ин-т языка, лит-ры и истории, 1996. 178 с.

60. Крюков М.В. Этнос и субэтнос // Расы и народы. Вып.18. М.,1988. С.5-22.

61. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР: проблемы теории и методологии. М.: Мысль, 1981. 444 с.

62. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992. 232 с.

63. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этническийопределитель // Краткие сообщения института этнографии им.Миклухо-Маклая. Т.8. 1949.

64. Кцоева Г.У. (Солдатова) Методы исследования этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С. 225-231.

65. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. 316с.

66. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С. 138-153.

67. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 7 июля 1947 г. В Ленинграде. Л., 1947.

68. Мартемьянов Л.П. Этническое самосознание: закономерности функционирования и развития. Ростов на Дону, 1987.

69. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология: Народы России: история и современное положение. М.: Цент, ин-т непрерывного образ-ния об-ва "Знание" в России, 1997. 317 с.

70. Межнациональные отношения. Термины и определения. Словарь-справочник. Отв.ред. Рымаренко Ю.И. Киев: Киев. выс. шшола МВД СССР им. Ф.Э.Дзержинского. Ин-т нац. от-ний и политологии , 1991. 406 с.

71. Мендяева А.Б. Этническая идентичность калмыков. Дис.кан.псих.н. М.,1997.

72. Муххамметбердиев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Авт.дис.док.соц.н. М.,1992.

73. Николаев М.Е. Глубина памяти. М.: Ред. газеты "Труд", 1998. 81 с.

74. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М., Яноушека Я.М. М.: Изд-во МГУ, 1987. 302 с.

75. Петрова Т.П., Мерикянова Э.Т. Тенденции этносоциального развития народа саха // Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск: Наука, 2000. С. 135-162.

76. Пименов В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. Вып. 16. М.: Наука, 1986. С. 11-29.

77. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М.,1973.

78. Психологический словарь. Под общ.ред. Петровского и Ярошевского. М., 1990.

79. Романова Е.Н. Традиционная праздничная культура якутов (стереотипы поведения). Научный отчет. Якутск, 1993. Ф.5, Опись 15, Д. 129.

80. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994. 160 с.

81. Романова Е.Н. Этнический феномен народа саха: мифосимволическая система, "культуротворчество" и понятие "границы"// Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С.152-171.

82. Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Дис.кан.псих.н. М.,1994.

83. Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских (по материалам эмпирического исследования в г.Москве и Тверской области) // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: РАН. Ин-т этног. и антроп. им. Миклухо-Маклая, 1994.

84. Сагитова JI.B. Республиканская пресса как фактор формирования национального самосознания в Татарстане в современных условиях // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.: Издательство ИЭА РАН, 1995.

85. Семенов Ю.И. О племени, народности, нации // Этнографическое обозрение 1986-3. С.73-75.

86. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений // Социально-политический журнал 1996а - 1. С. 29 - 43.

87. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унив-та, 19966. 183 с.

88. Соколовский С.В. Этничность как память: парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология. Вып.1. Подходы к изучению этнической идентификации. М.: РАН. Рос. НИИ куль, и прир. наследия, 1994. 156 с.

89. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. -389 с.

90. Социологический словарь. Пер.с анг. М.: Изд-во Казанского универ-та, 1997.-406 с.

91. Спиридонова И.Е. Тенденции межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) // Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С.334-345.

92. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып.З. М.,1998.

93. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983 286 с.

94. Таболина Т.В. . Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. С. 148-176.

95. Титов В.Н. Этнокультурная идентичность малочисленных этнических групп как фактор экономического и демографическогоповедения (на примере московских ассирийцев и караимов). Дис.кан.эк.н. М.,1995.

96. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе// Вопросы философии 1990 -12. С. 3-16.

97. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы// Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997а. с. 15-44.

98. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: РАН. Ин-т этног. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1997 б. 528 с.

99. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). М.: Универ-т дружбы народов им. П. Лумумбы, 1984. С. 3-20.

100. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности. М.,1994.

101. Фрейд 3. Я и Оно. Л. пер. с нем. Academia, 1924. 62 с.

102. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993. 119 с.

103. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. -75 с.

104. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-277 с.

105. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции (по данным опросов с мая 1992 по н.1993 гг.) // Социальная идентификация личности. Вып.2. М.,1994. С. 41-49.

106. Чешко С.В. Человек и этничность// Этнографическое обозрение-1994-6. С. 5-19.

107. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография -1972-3. С.73-86.

108. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. унив-та, 1996.- 168 с.

109. Ш.Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография - 1967-2.

110. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.

111. НЗ.Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.

112. Шульга Н.А. Личность и этнос. Деп. Киев, 1992.

113. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция Осипова Г.В. М.,1995.

114. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -342 с.

115. Этнические и этносоциальные категории. Вып.6. Отв.ред. Козлов В.И. М.,1995.- 163 с.

116. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. Отв.ред. Козлов В.И., Рябков В.Г.М.,1996.

117. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности. Вып.1. М.,1993.

118. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность// Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: Наука, 1994. С.85-132.

119. Aboud F. Е., Doyle А.В. The early development of ethnic identity and attitudes // Ethnic identity: formation and transmission among hispanics and other minorities. Albany, 1993.

120. Bernal M.E., Knight G.P., Ocampo K.A., Cota M.K. Development of mexican american identity. // Ethnic identity: formation and transmission among hispanics and other minorities. Albany, 1993.

121. Berry J. W. Ethnic identity in plural societies // Ethnic identity: formation and transmission among hispanics and other minorities. Albany, 1993.

122. Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and identity // Ethnic identity in society. Chicago, 1976. 225 p.

123. Erikson E. Childhood and society. New York: Harmondsworth, 1967. -431 p.

124. Erikson E .Psychosocial identity // A Way of Looking at Things. Selected papers / Ed. by S. Schlein. New York: W.W. Norton & Company, 1995.

125. Lindesmith A.R., Strauss A.l. Social psychology. New York, 1968.

126. Royce A.P. Ethnic identity: strategies of diversity. Bloomington: Indiana univ. press, 1982. 247 p.

127. Scheff T.J. Emotions and identity: a theory of ethnic nationalism // Social theory and the politics of identity. Ed.by Calhon C. Oxford, Cambridge, Mass.: Blackwell Publisher, 1994.

128. Stone G.P. Appearance and the self. Boston, 1962.

129. Webster's dictionary. Запорожье, 1993.