автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Этногенез и этническая история адыгов
Текст диссертации на тему "Этногенез и этническая история адыгов"
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
на правах рукописи
БЕТРОЗОВ РУСЛАН ЖАМАЛДИНОВИЧ
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ АДЫГОВ
Специальность 07.00.02. - Отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени доктора исторических наук
Арезидиум ШАК Росс
(реямляеот1 прясу^*!^
: / гщлт .^^МВ^ЩЦ^КЛ у-у Г.ЩГ -г
шльшщщр^тШЩ^^^ Рорсйи
ж
гЦ
НАЛЬЧИК -1997
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................4
ГЛАВА I. Источники адыгского этногенеза и этнической истории.......24
ГЛАВА П. Этнические процессы на Северном Кавказе в эпохи камня, бронзы и раннего железа................................................................................50
1. Этнолингвистическая характеристика Северного Кавказа.................50
2. Распад кавказского культурного и языкового единства......................55
3. Влияние переселений и диффузии на исторический процесс развития Северного Кавказа...........................................................................................59
ГЛАВА Ш. Культуры эпохи бронзы Северного Кавказа и адыгский этнос.....................................................................................................................67
1. Современное состояние проблемы раннего этногенеза адыгов.........67
2. Характеристика майкопской культуры................................................69
3. Вопрос о южных связях майкопской культуры...................................79
4. Малоазийская концепция раннего этногенеза абхазоадыгов..............90
5. Дольменная культура и распад протоабхазо-адыгской этнической общности....................................................................................120
6. Абхазо-адыги и древнейший Средиземноморский мир....................132
ГЛАВА IV. Племена меотов и начало формирования древней адыгской народности.....................................................................................................150
1. Некоторые сведения из трудов античных историков........................150
2. Экономические связи и политические взаимоотношения синдо-меотов с греками Боспора.............................................................................158
3. Взаимовлияния греческой и древнеадыгской культур......................170
4. Киммерийцы и скифы на Северо-Западном Кавказе.........................178
5. Сарматы и древнеадыгские племена..................................................188
ГЛАВА V. Завершение формирования единой адыгской народности. Этнокультурные связи адыгов в эпоху раннего средневековья..................202
1. Консолидация адыгских племен под главенством зихов..................202
2. Адыги и аланы.....................................................................................207
3. Адыги и докыпчакские тюркские племена........................................211
4. Адыги и византийские греки..............................................................218
5. Общение с ранними славянами..........................................................225
ГЛАВА VI. Адыги и Центральное Предкавказье...................................245
1. Монгольская экспансия и этнополитическая ситуация на Северном Кавказе в XIII-XV вв......................................................................................245
2. Древнеадыгские племена в Центральном Предкавказье...................259
3. Связи кабардинцев с соседними народами........................................270
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................286
ПРИМЕЧАНИЯ........................................................................................300
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ.............................................................343
ВВЕДЕНИЕ
К адыгам относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Адыгейцы населяют Адыгею и ряд районов Краснодарского края. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и соседней Карачаево-Черкесии. Много адыгов находится в Турции, Сирии, Иордании и других странах Ближнего Востока и на Балканах, часть их проникла в Западную Европу и Америку. Таким образом, современное расселение адыгов, их разбросанность по многим странам и даже континентам, заставляют прибегать к термину - диаспора. Но как соотносятся друг к другу упомянутые группы адыгов?
В связи с этим необходимо сказать о таких понятиях как "этнос" и "этническая общность". Следует принять во внимание, что в отечественной и мировой науке не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса1, хотя в последние десятилетия (особенно в 60-х и 70-х гг.) появился ряд работ, затрагивающих эту проблему или специально посвященных понятиям "этнос" и "этническая общность", их соотношению и типологизации2. По мнению Ю.В. Бром-лея, этнос в узком смысле в самой общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований3. Более лаконично в современной науке "этнос" (народ) чаще всего определяется как осознанная культурно-языковая общность.
Понятие "этническая общность" трактуется более широко, чем "этнос" - "народ"4. Особо следует отметить, что такая трактовка предполагает существование этнических общностей разных таксоними-ческих уровней и порядков. Этносы - "это как бы основные единицы этнической классификации человечества, наряду с которыми можно выделить этни-
ческие общности таксонимически более высокого и более низкого порядка"5. При этом, одна и та же совокупность людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей разного таксонимиче-ского уровня, в результате чего создается своеобразная иерархия6.
Исходя из этого, можно думать, что кабардинцы, адыгейцы, черкесы относятся к одному уровню, к другому - адыги, абхазы и убыхи, к третьему - кавказские народы автохтонной языковой семьи вообще и т.д.
Этническими общностями принято считать группы народов, родственные по происхождению и сохранившие близость (генеалогическое родство) языков и особенности традиционной культуры. К этническим общностям относят и разные территориальные подразделения народов, говорящих на родственных языках, но резко различающихся культурно-бытовыми признаками.
Нам представляется, что вопрос о том, можно ли считать какую-либо группу этнической общностью или единым народом, должен зависеть и от того, в какой степени сохранились у народов, составляющих данную "единицу", сходные культурно-языковые особенности, и в какой мере ими осознается этническое свое родство, что, конечно же, впрямую зависит от давности распада какой-либо этно-лингвистической общности на несколько отдельных единиц, или, говоря точнее, раскола единого этноса на два или больше родственных народов.
Раскол адыгов на две большие группы: западных (черкесов) и восточных (кабардинцев) произошел по историческим меркам совсем недавно - в ХУ-ХУ1 вв. Но за время, прошедшее с момента обособления в культуре и языке двух локальных групп в прошлом единого народа, произошли некоторые изменения, особенно языковые, т.к. язык любого народа развивается и сравнительно быстрыми темпами. Однако, несмотря на то, что между отдельными группами адыгов уже не существует экономического, политического и территориального единства, их можно рассматривать не только как этническую общность, но и как этнос, исходя из со-
временного понимания и трактовки понятия этнос7. Единственное препятствие для такого определения - это отсутствие "общности территории" у адыгов. Между тем, в одном из свежих изданий говорится, что "под термином "народ"... понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть сознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей"8. Но, поскольку споры о терминах "народ", "народность", "нация" и составляющих их компонентах и признаках еще не закончены, по-видимому, требует уточнения "общность территории", потому что неясно, какую территорию следует брать за исходную: ту, которую народ считал своей исконной тогда, когда уже сформировались все главные признаки этноса, или ту, на которой он впоследствии исторически оказался9.
Восточные адыги (кабардинцы и черкесы) с одним языком и западные (адыгейцы - с четырьмя диалектами в языке: чемгуйским, абадзехским, бжедугским и шапсугским) говорят на самостоятельных, но настолько близких языках, что между ними нет языкового барьера и возможно непосредственное общение. Материальная и духовная культуры у них почти одинаковы. Все представители различных локальных групп адыгов именуют себя "адыгэ". Это важно, ибо самоназвание также является одним из основных признаков этнического самосознания.
Живя раздельно, в окружении других народов, адыги сохранили особенности культуры, этикет, язык, хотя не избежали определенной трансформации, так как в условиях диаспоры интеграционные процессы разной степени неизбежны, особенно за рубежом, где часто наблюдается чересполосное расселение адыгов в среде местного населения. В последнее время дают, конечно, о себе знать и процессы аккультурации и вестерни-зации.
Но характерно и то, что на какой бы территории не проживали адыги, они еще четко осознают свое этническое родство, принадлежность к единому этносу. Чрезвычайно важным компонентом адыгского этнического самосознания является также этикет - "адыгэ хабзэ", - правил которого придерживаются представители всех локальных групп адыгов - за рубежом и на исторической прародине - Северо-Западном и Центральном Кавказе.
Что же касается адыгов, абхазов и убыхов, то между ними уже существует этническая общность иного уровня. К этим народам применимо понятие "этническая общность". Они по языку, культуре и психическому складу обнаруживают этническое родство, составляя отдельную ветвь т.н. кавказской языковой семьи. В древности был пранарод абхазо-адыгов и только позднее выделились собственно абхазские и черкесские племена, а еще позже от них "отпочковалась" третья группа, которую составили убыхи (язык почти мертвый; бывшие носители живут в Турции и Сирии).
За время, прошедшее с момента их обособления (примерно 2,5-3 тыс. лет), в языке этих народов произошли настолько существенные изменения, что непосредственное понимание между ними уже невозможно, хотя они живо ощущают сходство языков и особенно обычаев и т.д.
Однако, адыги и абхазы входят в этническую общность более обширного порядка - общекавказскую, к которой кроме абхазо-адыгов относятся нахские и дагестанские народы и, может быть, картвелы (грузины). Но распад общекавказского этно-лингвистического единства произошел еще раньше, в древнейшую эпоху и эти языки настолько разошлись, что при встрече людей, говорящих на них (например, адыгейцы и чеченцы), они не только не смогут понять друг друга, но и не заметят близости своих языков.
Поэтому, если родство между абхазским, убыхским и адыгскими языками прослеживается сравнительно легко, то родство абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков устанавливается только методом сравни-
тельного научного анализа, путем сложных грамматических и фонетических сопоставлений, хотя общие элементы культуры народов Кавказа, проявляющиеся в форме одежды, в некоторых элементах духовной культуры (эпос и др.), религии и т.д. обнаруживаются легко.
Приступим к вопросу, который является главным в данной работе. Сперва укажем, что современная этнология (этнография, народоведение) ставит перед собой изучение следующих важнейших проблем:
а) возникновение этносов (этногенез);
б) историческую эволюцию этносов (этническую историю);
в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование) и, наконец,
г)возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования10).
В этой работе рассматриваются две проблемы: возникновение (этногенез или ранний этногенез) и дальнейшая эволюция (этническая история) адыгского этноса.
Решение этих проблем выдвигает ряд вопросов, ответить на которые необходимо. Например, всегда ли адыги были так разобщены? Где их историческая территория, т.е. прародина? С какого времени следует говорить об адыгах как о самостоятельном этносе? Можно ли адыгов считать автохтонным (местным, коренным) народом Северного Кавказа? Если они могли быть пришельцами на Кавказ, то когда это произошло? С какими народами приходилось общаться адыгам в процессе своего исторического формирования и как эти связи отразились на характере их культуры, языка и прочее?
Предлагаемая работа является попыткой ответить на эти и другие частные вопросы, и заранее следует отметить, что рассмотрение вопросов этногенеза и этнической истории адыгов возможно только в связи с историей других автохтонов Северного Кавказа, так как они все связаны общностью происхождения, выйдя из единого палеокавказского этниче-
ского мира. В целом многообразие языков, а следовательно, народов Северного Кавказа, вопросы их происхождения давно привлекают внимание исследователей. Важное место в этом всегда занимала и проблема становления адыгского этноса. Решить эту нелегкую задачу брались историки, лингвисты и фольклористы. Вопрос об этногенезе адыгов в той или иной степени затрагивался во многих исторических и лингвистических трудах, касавшихся конкретно адыгов и в связи с общей проблемой происхождения народов кавказской языковой семьи.
Однако специфические трудности этногенеза вообще, этногенеза адыгов, в частности, недостаток источников и неравномерное их распределение по рассматриваемым вопросам, отсутствие четко разработанных общетеоретических проблем этногенеза и единой методологии явились причиной того, что концепции, вполне удовлетворительно объясняющей процесс исторического формирования адыгской народности во всей его сложности и многообразии долгое время создано не было. Специальные монографические работы, посвященные всей этнической истории адыгов до сих пор также отсутствовали, за исключением нескольких книг и статей автора настоящей работы11.
Останавливаться на каждом высказывании по проблеме происхождения адыгов (а их достаточно большое количество), видимо, нет особой надобности. Это заняло бы не один десяток страниц рукописи или печатного издания и главное - многие концепции, особенно из старой историографии, как это стало понятно сейчас, лишены научного смысла и представляют теперь только историографический интерес. Но нам бы хотелось выделить и рассмотреть три концепции, последовательно сменявшие друг друга по мере становления и развития проблемы, а именно: миграционная версия, автохтонная и автохтонно-миграционная теории этногенеза адыгов.
Интерес к адыгам, в частности, к вопросу об их происхождении, возник уже давно. Первые гипотезы, возникшие еще в ХУШ-Х1Х вв. носят
явные следы влияния старой вульгарно-миграционной теории происхождения народов. Адыгам приписывалось сарматское, тюркское и даже славянское происхождение. Их предками считали выходцев из Аравии, Египта, Сирии. Некоторые полагали, что адыги берут свое начало от абиссинцев, индусов.
Более или менее подробные и достоверные сведения об адыгах в европейской литературе встречаются с ХУ-ХУ1 вв., в произведениях путешественников - иностранцев, по тем или иным причинам попадавших на Северный Кавказ. С этого времени происходит накопление этнографических и исторических сведений о местном населении. Исторические и географические сочинения того времени носили преимущественно описательный характер. Но наряду со сведениями о быте в этих трудах встречаются суждения об этнической принадлежности и происхождении черкесов и кабардинцев (как именуют источники адыгов), со ссылкой на этно-генетические, в частности, генеалогические предания самих адыгов о своем происхождении. Сущность этих сказаний сводится к тому, что адыгов под предводительством Араб-хана, Кеса, Инала или какого-либо иного руководителя они выводят из Аравии, Египта и Восточной Малой Азии, направляют сперва в Крым и через некоторое время поселяют на Западном Кавказе. Эти легенды приведены в трудах авторов 18-го и 19-го вв. Я. Потоцкого12. П.С. Палласа13, Г.Ю. Клапрота14, И.Ф. Бларамберга15, Джемса Белла16 и др. Хотя указанные авторы считались с такими важными данными как народные сказания, но отсутствие научного метода исследования и некритическое отношение к фольклору приводили к появлению в их трудах элементов фантазии.
Например, П.С. Паллас писал, что "кабардинцы считают себя по происхождению арабами" и "может быть это остатки войск, которые халифы когда-то посылали на Кавказ".
Как положительный фактор все же можно отметить запись ими старинных, не дошедших до наших дней преданий адыгов. Кроме того, ав-
торы того времени сделали и ряд верных замечаний. Для Г.Ю. Клапрота, А. Ламберти, Дж. Лукка, Ж.-И. де Бесса, И.-А. Гюльденштедта не было сомнений в этническом родстве абхазов и адыгов. Последний автор отметил, что "оба народа говорят одним коренным языком, но столь различными наречиями, что они без навыка друг друга не разумеют".
Тебу де Мариньи происхождение этнонима "черкес" прямо св