автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Этнополитические конфликты в Африке

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гетачеу Джиги Деликсса
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Этнополитические конфликты в Африке'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Гетачеу Джиги Деликсса

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В АФРИКЕ

1. Сущность и основные типы конфликтов.

2. Особенности этнополитических конфликтов в африканских государствах.

ГЛАВА II. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО РОГА.

1. Этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в Эфиопии, Сомали, Эритрее и Джибути.

2. Этнополитический конфликты в Эфиопии и крах военного режима.

3. место и роль народа оромо в этнополитических конфликтах на Африканском Роге.

ГЛАВА Ш. ВОЙНЫ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО РОГА.

1. Война между Сомали и Эфиопией. Социально-политические последствия

2. Пограничная воина между Эритрей и Эфиопией.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по политологии, Гетачеу Джиги Деликсса

Африка является важнейшей составной частью мирового сообщества, современной цивилизации. В глубокой древности на Африканском континенте возникли цивилизации, оказавшие существенное влияние на развитие общества. Достаточно напомнить, что, по мнению большинства ученых, именно этот континент был колыбелью человечества.

Колониальные державы, завоевав Африку, изолировали ее от внешнего мира, прерывали ее вековые экономические, политические и культурные связи с другими континентами, сделали все, чтобы предать забвению богатую историю и достижения народов. Потребовались длительная героическая борьба африканских народов и прогрессивных государств мира, чтобы расшатать и ликвидировать систему колониального угнетения. 1960 год стал годом Африки, который привел к интенсивному распаду колониальной системы континента. Получив политическую независимость, народы Африки продолжают борьбу за ликвидацию вековой отсталости, упрочение своего государственного суверенитета, экономическую независимость и социальный прогресс.

Современные африканские государства имеют различную социальную направленность в общественно-политическом развитии. В странах Африки все еще сохраняются традиционные родоплеменные отношения с федеральными и полуфедеральными чертами. Переход от авторитарных режимов к демократическим предусматривает многообразие путей и многовариантность политических моделей развития.

Серьезным препятствием для развития африканских стран по пути социального прогресса за последние десятилетия стали межэтнические конфликты, которые породили многочисленные военные перевороты, гражданские войны, армию беженцев, что негативно сказалось на экономическом, социальном, политическом и культурном развитии многих государств континента, в том числе на Африканском Роге.

Межэтнические конфликты в Африке являются одной из наиболее сложных социально-политических проблем, интегрирующих в себе комплекс всех противоречий в африканском обществе. По нашему мнению, межэтнические конфликты на пороге нового тысячелетия являются наиболее актуальной проблемой, без решения которой африканским народам нельзя вести успешную борьбу за ликвидацию вековой отсталости, упрочения своего национального суверенитета, экономическую независимость и социальный прогресс. В нашем взаимозависимом мире межэтнические конфликты уже перестали быть делом лишь непосредственно вовлеченных в них конфликтующих сторон. Они оказывают дестабилизирующее воздействие не только на Африканском континенте, но и в мире в целом.

В последнее десятилетие мы стали свидетелями ужасающего явления -многочисленных вспышек конфликтов, в которых ведущую роль играют этнополитические, социально-экономические, расовые и религиозные противоречия. Люди обеспокоены не только колоссальными масштабами насилия, характеризующих конфликты, но и угрозой того, что насилие может принять крайние, неуправляемые формы, не поддающиеся рациональному разрешению. Если так случится, то нас ждут поистине мрачные перспективы.

Современная общественная ситуация в мире характеризуется многообразием и сложностью своих тенденций. Африка, наряду со многими другими континентами, стоит перед необходимостью выбора пути общественно-политического развития, который даст ее экономическую, социальную, политическую, духовную стабильность для решения своих общенациональных задач в этом сложном, противоречивом, многополюсном, конфликтном мире.

Современные конфликты, - отмечает известная исследовательница по этой проблеме М. М. Лебедева, - стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле".1

1 См. Лебедева М М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. Издание второе. М., 1999, с 7

В 90-е гг. в работах западных и российских политологов, социологов и конфликтологов неоднократно отмечалось, что после появления ядерного оружия, ликвидации политической системы колониализма, распада Советского Союза и социалистического сообщества в мире стало меньше войн между государствами, но увеличилось число внутриполитических вооруженных конфликтов, зачастую принимающих формы кровопролитных гражданских войн. За период 1917-1984 гг. в Европе произошли две межгосударственные (мировые) войны и двенадцать гражданских, т.е. внутригосударственных, - в шесть раз больше. За 1960-1998 гг. в Африке - более 12 межгосударственных вооруженных конфликтов, а также более 30 гражданских войн.1 Представляется, что указанная тенденция в мировом развитии продолжится. Это касается, в частности, региона Африканского Рога, ставшего одним из эпицентром межэтнических конфликтов.

В соответствии с темой диссертации предметом исследования является этнополитические конфликты в Африке (на примере Африканского Рога). Под этнополитическими конфликтами нами понимается форма межгругаювого политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. "Этнополитический конфликт -форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности ".

Из этого определения сущности этнополитического конфликта вытекает, что исследуемая нами категория охватывает широкий круг конфликтных ситуации и показывает, что чисто этнических конфликтов как таковых практически не бывает. Этничностъ превращается в динамику конфликта, так как формируется на экономической, социальной, политической или вне

1 The United Nations peace regulation from 1948-1996. N.Y. 1996, pp. 260-456

2 См. Общая и прикладная политология. М., 1997, с этнической основе и лишь в последующем приобретает этнический, национальный характер. В то же время этно-национальный фактор, обладая относительной самостоятельностью, может в свою очередь влиять на различные стороны жизни общества.

При рассмотрении этнических конфликтов необходимо обозначать различные виды ситуации, при которых этнические группы взаимодействуют в политическом поле в процессе общественно-политического развития той или иной страны. Значительное место в объяснении причин этнополитических конфликтов занимает политологический подход и существующие на этот основе концепции.

По теории конфликтов, его основных форм, причин и методов решения этой сложной социально-политической проблеме в последнее время уделяется большое внимание в российской и зарубежной научной и публицистической литературе. Накоплен большой теоретический материал. Имеются отдельные работы по различным аспектам теории конфликтов на примерах различных стран, регионов и мира в целом среди научных исследователей нашей страны и на западе.

Среди выдающихся мыслителей и теоретиков по проблемам конфликтов необходимо отметить работы ряда западных ученых, таких как М. Аместуз, Дж. Бертон, М. Вебер, Г. Гегель, Л.Гринфельд, К.Дойч, Р.Дарендорф, Р.Даль, Г.Зиммель, Л.Козер, К.Маркс, Г.Маркузе, ММескон, Т.Парсонс, А.Смит, З.Фрейд, Э.Фромм, С.Чейз и другие. Среди исследователей политических конфликтов, претендующих на универсальное применение, как к внутренней жизни общества, так и международных отношений, важное значение имеет "Общая конфликтология" К. Боулдинга, а также другие зарубежные исследователи по проблемам конфликтов в африканских странах.1

1 K.E.Boulding. Stablr peace. Austin, 1978; IM Lewis. Nationalism and self-determination in Horn of Africa L, 1983; J.Markakis. Nation and class conflict in Horn of Africa. Cambridge, 1987; Coser L. The function social conflict. Glencoe, 1956; Asafa Jalata. Oromia and Ethiopia: state formation and ethno-national conflict in the Horn of Africa. 1868-1992 Boulder and London. 1994; M R. Amstuz. An introduction to political science: The management of conflict. Scott. 1982 and others. Вебер. M„ Избранные произведения M„ 1990; Дойч М. («Социос», №1, 1997); Мазруи А. 17 парадоксов Африки на пороге XXI века, Найроби 2000 г; Смит А. Исследование о причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993; Фрейд. 3. Избранное. М., 1989.

Одновременно большую ценность в качестве литературы по истории Эфиопии зарубежных исследователей представляют работы С.Робесона, Дж. Маркакиса, Е.Геллнер, МЛувиса, ЛБахтера, МЛерхама, Р.Даркваша, Дж. Л.Крапфа и др.

В последние гг. российские исследователи начали активно разрабатывать тематику социального, политического, этнического экономического и регионального конфликтов. Среди многочисленных трудов, опубликованных за последние несколько лет необходимо отметить следующие работы: О.И.Аршба, В.Г. Смолянский, А.К.Зайцев, А.Г. Здравомыслов, АВ.Дмитриев, В.Н.Кудрявцев, С.В. Кудряцева, Г.И.Марченко, А.В. Глухова, Л.Н.Тимофеева, АН.Чумаков, А.А.Радугин, К.АРадугин, Ю.В.Ирхин, Е.Колесова, М.М.Лебедева и другие.1

В диссертации также использованы труды российских, западных и африканских ученых по проблемам этнополитических конфликтов на Африканском континенте. Среди них A.M. Васильев, Н.И.Высоцкая, Л.В. Гевелинг, Р.Н. Исмагилова, КП.Калиновская, Ю.М.Кобшцанов, Н.ДКосухин, В.И.Комар, АКрылов, П.В.Кукушкин, Д.В. Поликанов, И.В.Следзевский, Ю.Г.Сумбатян, АМ.Хазанов, Е.Э.Шерр, В.С.Ягъя и многие другие.2

В работе над диссертацией были использованы публикации на русском языке по "Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира". М., 1997. и несколько десятков работ по теме на английском языке (см. Библиографию), в том числе деятельность ООН по миротворческим операциям в

См. Аршба о.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М., 1996; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995; Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология, м., 1995; Дмитриев А.В. и др. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Ирхин Ю.В. Политология. Гл.8, м., 1996; Колесова Е. Причины современных межэтнических и меконфессиональных конфликтов. М., 1996; Лебедева М.М политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технология. Издание второе. М., 1999 и другие.

См. Васильев A.M. Доклад на VII-ой Всероссийской конференции африканистов - "Африка в меняющемся мире. М, 1998; Высоцкая Н.И. -Африка: особенности политической культуры. Выпуск 12, гл.2,3. М.,1999: Исмагилова Р.Н. Доклад на VII-ой всероссийской конференции африканистов -«этничносгь, политика и самоопределение в Африке". М.,1998; Косухин Н. Д. Особенности политической культуры в африканских странах - В сб. Африка: особенности политической культуры. Выпуск 12.М.Д999; Комар В.И. Северная Африка, национальная модель политической культуры. - В сб. Африка, особенности политической культуры. Выпуск 12.м., 1999; Кукушкин П.В., Поликанов ДЛЗ.Кризис в районе великих озер: Руанда, Бурунди, Заир. М.,1997; политиканов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию; Сумбатян Ю Г. Африка на пороге ХХЗвека: политические проблемы и перспективы. М.,1997; Хазанов А.М, Эфиопско-сомалийский конфликты 1977-78 г.г. - Региональные конфликты в Азия и северной Африке. М.,1997. разных точках земли - The United Nations and Ruwanda 1993-1996. The United Nations and Somalia 1992-1996.

В диссертации используются работы эфиопских ученых. В частности, очень ценны исследования оромских авторов анализирующих проблемы народа оромо на Африканском Роге. Среди них необходимо отметить таких, как Асафа Джалата "Оромо и Эфиопия: создание государство и этно-националъный конфликт". Лондон. 1994. Мекурия Булича "Сущность и перестройка оромской национальный идентичности". Уппсала, 1996. А.Беяене., Б.файисса, М., Хассен., и Тефери Фуфа "Оромия: культурная перестройка для независимости и развития".Торонто, 1994 и другие.

Крайне ограниченная литература по этнополитическим конфликтам в Сомали, Джибути и Эритреи, как и некоторые проблемы, социально-политических последствии на современном этапе были восполнены материалами ряда научных конференции африканистов, организованные Институтом Африки РАН. особое место среди них имеет VIII конференция "Африка на пороге третьего тысячелетия» (сентябрь 1999 г.). Большую помощь в работе по теме оказали ученые записки Института Африки РАН. Выпуск12 "Африка: особенности политической культуры". М., 1999, периодическая литература на английском и русском языке, особенно журналы "Азия и Африка сегодня", "Восток", "Мировая экономика и международные отношения» и ряд других изданий.

Знакомство с обширной зарубежной и российской литературой по проблемам этнополитических конфликтов в Африке позволяет сделать ряд выводов:

Во-первых, несмотря на наличие большего количества литературы по сущности и основным типам конфликтов в современном мире, уделяется мало внимание на сущность такой категории, как» этнополитические конфликты». Исключение составляет учебное пособие "Общая и прикладная политология» М., 1997 г., (гл. этнополитические конфликты); Ю.В.Ирхина «Политология». М., 1996 гл ХП1. Роль и место конфликтов в обществе), Лебедева М М "Политическое урегулирование конфликтов: подходи, решения, технологии", М., 1999, где рассматривается сущность этнополитических конфликтов в обществе, их типология, методы их урегулирования.

Во-вторых, не достаточно полно рассматриваются особенности этнополитических конфликтах в странах Африканского Рога. Вместе с тем проблемы этнополитических конфликтов в Центральной и Южной Африки нашли отражение в работах Института Африки РАН - П.В. Кукушкин., Д.В.Поликанов " Кризис в районе великих озер: Руанда, Бурунди, Заир». М., 1997, Д.В. Поликанов " Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию". М., 1998. Что касается Африканского Рога и особенностей этнополитических конфликтов в Эфиопии, Эритреи, Сомали, Джибути материалов крайне мало, и они в большей мере носят исторический характер.

В-третьих, почти отсутствует литература на русском языке по проблеме места и роли народа оромо в этнополитических конфликта в Эфиопии и других государствах Африканского Рога; не освещены войны между Сомали и Эфиопией, Эритрей и Эфиопией и их социально политические последствия для Африканского Рога.

Исходя из вышеизложенного целью диссертационного исследования являлось рассмотрении сущности, основных черт, особенностей этнополитических конфликтов в Африканском Роге на основе характеристики африканского общества, выяснения тех основных противоречий, которые характерны этому обществу.

Комплексного исследования этнополитических конфликтов на примере

Эфиопии, Сомали, Эритреи, Джибути дают возможность проанализировать на только особенности этнополитические конфликтов, их причин и социально-политческих последствий, но и пути их мирного урегулирования для создание политической, экономической и социальной стабильности.

Политические процессы в этой части современного мира, связанные с вооруженными конфликтами, имеют не только теоретическое, но и практическое значение для развивающееся мира, в этом числе и для России (особенно для 7 района северного Кавказа), где этнополитическая ситуация и конфликты имеют очень много общего с регионам Африканского Рога.

В диссертации значительное место занимает малоисследованная проблема этнополитического конфликта между эфиопским государством и оппозицией народностей оромо, наиболее приемлемые варианты решения этой сложной проблемы в Африканском Роге. Отдельная глава в работе посвящена локальным войнам на Африканском роге последней четверти XX в. (сомалийско-эфиопская и эритрейско-эфиопская) и тем социально-политическим последствиям, которые представляют угрозу не только для Африки, но и для других регионов и государств. Эта форма этнополитического конфликта, мало исследованная в нашей литературе, имеет не только познавательный, но и чисто прагматический характер для России и современного мира в целом.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнополитические конфликты в Африке"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь период после второй мировой войны свидетельствует о том, что после появления ядерного оружия, ликвидации политической системы колониализма в 60 - 70-х гг., а затем распада мирового "социалистического содружества» и самого Советского Союза количество межгосударственных войн в мире сократилось, число же гражданских войн и внутригосударственных конфликтов постоянно увеличивается. Причем все основные факторы современных международных отношений говорят о том, что эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие.

Многие руководители африканских стран после завоевания независимости не уделяли должного внимания неравноправному положению не представленных в правящей элите народов в своих государствах. Неравномерность экономического, политического, культурного развития разных этнических групп вызывала стремление народов к самоопределению. В этом плане наиболее ярким примером, с нашей точки зрения, служит судьба народов Африканского Рога.

В соответствии с целью исследования (рассмотрением сущности, основных черт, особенностей этнополитических конфликтов, с выяснением основных противоречий, характерных для африканского общества), в работе было проведено комплексное исследование этнополитических конфликтов на примере региона Африканского Рога. Охватившие Эфиопию, Сомали, Эритрею и Джибути кризисы, особенно кризисные ситуации 90-х гг., представляют собой уникальный пример для углубленного анализа сути этнополитических конфликтов и выработки концепций их преодоления.

Начало мирного урегулирования невозможно без прекращения боевых действий всех сторон, причем без каких-либо предварительных условий - иначе конфликт будет развиваться бесконечно, словно "по кругу". Вслед за этим должно последовать начало мирных переговоров между центральными правительствами и вооруженной оппозицией. Поскольку в регионе Африканского Рога главным внутриполитическим конфликтом, порождающим ряд межгосударственных конфликтов, является внутри эфиопский, то здесь речь идет о приговорах между правительством в Аддис-Абебе и национальными движениями, имеющими собственные вооруженные формирования. Вслед за этим может быть инициирован мирный процесс в региональных межгосударственных отношениях.

На основе межгосударственного мирного урегулирования возможно дальнейшее создание регионального экономического союза на основе единой торгово-экономической зоны (позитивным примером в этом может послужить ЭКОВАС - экономическое сообщество западно-африканских государств), следствием чего будут совместные крупные, средние и мелкие проекты. После этого можно ставить об открытости межгосударственных границ - прежде всего ввиду того, что в сопредельных странах проживает ряд родственных этнических групп и даже разделенных народов. Таким образом, все возникающие конфликты можно будет разрешать на основе диалога и консенсуса между сторонами в духе региональной и национальной солидарности. Равным образом это будет содействовать формированию единой позиции в случае вмешательства каких-либо внешних сил в дела региона.

Диссертант впервые в отечественной историографии рассматривает политические аспекты, условно говоря, «проблемы оромо»- многолетнего противостояния национального движения крупнейшего этноса Эфиопии и центральной власти страны, невзирая на социально-классовый характер последней (т.е., как при императорском режиме, так и при правительстве "социалистической ориентации" и при нынешнем руководстве). Национальное движение оромо нельзя назвать "сепаратистским", поскольку народ, составляющий до 60 % населения страны наряду с другими крупными этносами имеет право на статус государство образующего. Провозглашение "независимости" Оромии означало бы полный распад Эфиопского государства, но в этом случае термин "сепаратисты" был бы вполне применим к представителям этнических групп, стоящим во главе государства, не пожелавшим предоставить равные права самому многочисленному народу страны. Национальное движение оромо выступает за равноправие всех народов страны, при возможности формировать собственные правительства на федеративной основе, что формально гарантировано Конституцией Эфиопии 1995 г. Таким образом, для сохранения территориальной целостности государства центральное руководство не имеет другого выхода, кроме как пойти на компромисс с оппозицией, провести свободные и всеобщие демократические выборы, соблюдая все процессуальные нормы, гарантированные эфиопской конституцией. При этом следует учесть, что поскольку ранее представители оппозиции оказались отстранены от работы по выработке конституции, на основе взаимного компромисса необходимо продолжение конституционного процесса, при вероятном внесении тех или иных поправок, способствующих реальной демократизации общественной жизни.

Драматическая судьба народа оромо - один из целой серии примеров этнополитических конфликтов на Африканском континенте, позитивное разрешение которого может стать многообещающим прецедентом для нормализации положения в самых разных странах Африки. В частности, по мнению генерального секретаря ООН Кофи Аннана, африканские государства должны продемонстрировать готовность нести политическую ответственность в трех основных областях. Во-первых, им необходимо проявить волю разрешать конфликты политическими, а не военными методами, включая уважение мнения оппозиции, при соблюдении конституционных норм. Во-вторых, правительства обязаны руководствоваться соблюдением прав человека и законности, и, наконец, им надо быть готовыми проводить прогрессивные экономические реформы." В основе нестабильности, конфликтов в Африке лежат нищета и экономическая отсталость. Для решения этих проблем должно быть обращено первостепенное внимание со стороны международного сообщества, и К.Аннан предлагает следующие меры:

Во-первых, необходима разработка правительствами африканских стран программы по борьбе с коррупцией. К 2000 г. Организация африканского единства (ОАЕ) должна выработать единый кодекс поведения для своих членов по этому вопросу в отношении официальных чиновников.

Во-вторых, внешние доноры должны обеспечить такое положение, чтобы, по крайней мере, не менее 50 % их помощи Африки тратилось непосредственно на континенте. Достаточно напомнить, что сейчас из 12 млрд. ежегодных субсидий тратиться на техническую помощь континенту 90 % расходуется вне его.

В-третьих, следует решать проблему внешнего долга Африки, который насчитывает около 330 млрд. долларов. Кофи Аннан рекомендовал странам-кредиторам перевести эти суммы в качестве безвозмездных даров и тем самым закрыть вопрос о наличие долговых обязательств.

В-четвертых, вопрос об отмене торговых барьеров для африканской продукции.1

Схожую позицию занимают такие авторитетные африканские государственные деятели, как генеральный секретарь ОАЕ Салим Ахмед Салим, бывший президент ЮАР Нельсон Мандела и другие африканские лидеры, политики и ученые.

Перед дальнейшим развитием африканской государственности стоит немало трудноразрешимых (но все же решаемых) проблем, порожденных территориальным разделом Африканского континента в колониальный период. Современная африканская государственность формировалась на основе искусственных, чуждых многовековой истории континента, подходов. Это породило проблему множества разделенных народов и , напротив, насильственно соединенных в единые государственные и квазигосударственные объединения этносов. Колониальный период породил также искусственную монокультурную экономическую ориентацию африканских государств, что зачастую способствовало неравномерному социально-экономическому развитию разных народов. Исходя из этого, исследователи Африки должны крайне осторожно относиться к межэтническим проблемам, избегать использования в политологии различных клише и стереотипов.

Решение этнополитических проблем возможно только при осознании себя руководителями государств в качестве общенациональных, а не этнических или

1 Газета "Правда" 20 мая 1998 клановых лидеров. Это возможно лишь при приверженности принципам демократии и плюрализма. Возникающий у многих лидеров соблазн создания "государственных" военных режимов уводит лишь в сторону от решения вопроса; в "лучшем»случае военные режимы вырождаются в примитивные государственно-бюрократические диктатуры, в худшем - приводят лишь к возникновению новых конфликтов, сопровождающихся кровавыми гражданскими войнами.

Следует подчеркнуть взаимозависимость демократического государственного устройства и успешного экономического развития. Африканский опыт показывает, что односторонняя ориентация на экономический прогресс при игнорировании принципов демократии, как в случае со странами "социалистической ориентации", так и на примерах государств, придерживавшихся западных экономических моделей, малопродуктивна. Столь же малопродуктивной представляются попытки слепо копировать западные либеральные политические модели в отрыве от решения проблем развития. Здесь же стоит отметить необходимость критического осмысления рецептов и программ, выдвигаемых международными финансовыми центрами, прежде всего МВФ и Мировым банком.

Политическое, социально-экономическое и культурное развитие африканских государств происходит в рамках общей мировой политической ситуации, которая характеризуется нарастанием процесса глобализации, инициированным в первую очередь США, активизацией сопротивления ему многих национальных государств, и в этом свете решение этнополитических конфликтов становится для последних буквально вопросом "жизни и смерти". Вопросы многонациональной африканской государственности в конечном итоге могут быть решены только самими африканцами. Этот фактор во многом будет определять динамику развития межгосударственных и межнациональных отношений в Африке XXI века, их внутреннее социальное содержание и организационные формы.

 

Список научной литературыГетачеу Джиги Деликсса, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: - Ставрополь., 1996.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство споров, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань., 1992.

3. Андриавнов Б.В. Население Африки. Карта народов. М., 1960.

4. Анискевич А.С. Политический конфликт. Владивосток., 1994.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

6. Артамонов Л.К. Через Эфиопию к берегам Белого Нила. М., 1979.

7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.,1998.

8. Африка на пороге третьего тысячелетия. VIII конференция Африканистов. М., 28-30 сен. 1999.

9. Африка особенности политической культуры ин т Африки РАН вы. 12. М., 1999.

10. Африка. Энциклопедический справочник, 2.т. М., 1987.

11. Африка: многовариантность развития. РАН ин т Африки. М., 1997.

12. Ашба О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технология управления. М.,1996.

13. Бартницкий А. Мантел-Нечко, История Эфиопии. М., 1976.

14. Белый дом черный континент. Под общей редакцией Ан.А. Громыко. М., 1984.

15. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

16. Брутенц К.Н. Тридцать лет на старой площадьи:Международные отношения. М., 1998.

17. Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М., 1987.

18. Булатович А.К. С войсками Менелика П. М., 1971.

19. Бутрос Гали. Путь Егшгга в Иерусалим. Перевод с английского. М.,1999.

20. Васин И.И. Политика капиталистических держав Эфиопии (80-90-е гг. XIX в.) М., 1974.

21. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

22. Введение в теорию международного конфликта. М., 1996.

23. В контексте конфликтологии. М., 1997.

24. Вольфсон Э.Н. Конфликтология. Кемерово., 1997.

25. Гальперин Г.Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. М., 1978.

26. Гегель Г. Философия история спб., 1993.

27. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.

28. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. М., 1997.

29. Громыко Ан. А. Советско-эфиопские отношения. Изучение Эфиопии в СССР. М., 1979.

30. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород. М„ 1995.

31. Демократизация в Африке: 1980-1990-е гг. М., 1997.

32. Деятельность ООН по поддержанию мира. М., 1997.

33. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

34. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов., 1992.

35. Здравомыслов А.г. Социология конфликта. М., 1995.

36. Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1995.

37. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М., 1997.

38. Ирхин Ю.В., Акбергенов А.Д. Диалектика психологии, политики и социологии в современном мире. М., 1991.

39. Ирхин Ю.В., гончаров П.К., Крапивин В.В. Начала политической науки. М., 1994.

40. Ирхин Ю.В., Слизовский Д.Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М.,1995.

41. Ирхин Ю.В. Введение в политологию. М., 1995.

42. Ирхин Ю.В. Политология М., 1996.

43. История тропической Африки. М., 1984.

44. Калииовская К.П. Возрастные группы народов восточной Африки. Структура и функции. М., 1976.

45. Калиновская К.П. Очерки этнологии восточной Африки. М., 1995.

46. Кобищанов Ю.М. Аксум. М., 1965.

47. Кобищанов Ю.М. На заре цивилизации: Африка в древнейшем мире. М., 1980.

48. Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., 1995.

49. Ковачек П., Малцева М. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.,1994.

50. Колесова Е. Причины современных межэтнических и меконфессиональных конфликтов. М., 1996.

51. Конфликты в современной Африке. Попытки типологии. Научно-аналитический обзор. ИННОН/РАН. М., 1996.

52. Конфликты в современной России. М., 1999.

53. Косухин Н.Д. Восточная Африка. М., 1970.

54. Косухин Н.Д. Формирование идейно-политической стратегии в Африканских странах социалистической ориентации. М., 1980.

55. Косухин Н.Д. (Отв.Ред.) Современная социал-демократия и Африки. М.,1990.

56. Косухин Н.Д., Высоцкая Н.И., Гевелин Л.В. Африка многовариантность развития. М.,1997.

57. Крылов А. Сепаратизм в странах Востока. М., 1992.

58. Кукушин П.В., Поликанов Д.В. Кризис в районе великих озер: Руанда, Бурунди, Заир. М., 1997.

59. Лебедева. М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М.,1997.

60. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999.

61. Ленин В.И. Полн. собр.соч. т.23.

62. Лурье С. Этнополитология. С-п. 1997.

63. Маркс.К., Энгельс. Ф. соч., изд. 2-е т.4.

64. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

65. Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991.

66. Международный опыт разрешения этнических конфликтов. М.,1997.

67. Мисюгин В.М., Чернецов С.Б. История Галла как этноисторический источник. -Африканский этнографический сборник XI. труды ин-т.этн.им.Н.Н.Мик.Мак., новая серия т. 105.Л., 1978.

68. Мюллер П. Положение на африканском Роге и проблема ослабления напряженности в этом регионе. М., 1985.

69. Национализм в современной Африке. М.,1983.

70. Национальный вопрос в освободившихся странах востока. М.,1986.

71. Национальные отношения. Словарь. М., 1997.

72. Нечипоренко Л.А. Буржуазная социальная конфликта. М., 1982.

73. Нинин В.В. Эритрея. М., 1952.

74. Обещая и прикладная политология. М., 1997.75.0льдерогге Д.А. Колониальное общество-этап в этническом развитии тропической Африки (постановка проблемы), -проблемы населения и хозяйства стран Африки Л., 1973.

75. Пиотрвский М.Б. Об Эфиопской Хиджре. В кн: Эфиопские исследования. История, Культура. М., 1981.

76. Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.

77. Политические партии современной Африки. Ин т Африки М., 1998.

78. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

79. Пьер Бурдье. Социология политики. Перевод из французского. М.,1993.

80. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология М.,1991.

81. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж., 1995.

82. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995.

83. Скакунов Э.И. Внутренний политический конфликт: ин т анализа и управления конфликтами и стабильностью. Рабочие традиции. М., 1997.

84. Смит А. Исследование о причине богатства народа. Петрозаводск., 1993.

85. Современная Африка. Эволюция политических структур//под.ред. Ан.А. Громыко. М., 1982.

86. Современная социал-демократия и Африка. М., 1990.

87. Современные проблемы и внешняя плитка Эфиопии. М., 1982.

88. Старушенко Г.Б. Принцип самоопределения народов и нации во внешней политике Советского государство: историко-правовой очерк. М., 1960.

89. Старушенко Г.Б. Нация и государство в освобождащися странах М.,1967.

90. Страны Африки (справочник) М., 1988.

91. Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., РУДН, 1997.

92. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., РУДН, 1999.

93. Тимофеева JI.H. Политическая конфликтология. М., 1996.

94. Тревоги мира: социальные последствия глабализации мировых процессов. Доклад Юнрисд при ООН. М., 1997.

95. Тропическая Африка: От авторитаризма к политическому плюрализму. М., 1996.

96. Труды Российской экспедиции в Эфиопии в 1990-1992 гг. М., 1997.

97. Цыпкин Г.В. Историческая наука в Эфиопии. Историческая наука в странах Африки.М., 1979.

98. Цыпкин Г.В. Эфиопия: от раздробленности к политической централизации. М., 1980.

99. Цыпкин Г.В., Ягья B.C. История Эфиопия в новое и новейшее время. М., 1989.

100. Франсуа Рено, Серж Даже. Африканские рабы в далеком и недавнем прошлом. Перевод с французского. М., 1991.

101. Фрейд 3. Избранное. М., 1989.

102. Хазанов А.М. Крушение последних колониальных империй. М., 1986

103. Хазанов А.М., Гама Хамди Политика СССР в "третьем мире" в гг. "Холодной войны". М., 1997.

104. Хазанов А.М.Эфиопо-Сомалийский конфликт 1977-78 гг.// Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 1997.

105. Чернецов С.Б. Некоторые прероложения относительно причин происхождения Эфиопской версии "славы царей»Эфиопские исследования. М., 1981.

106. Чернецов С.Б. Эфиопия: этнополитическая ситуация (40-70-е гг.). Расы и народы. Вып. 13. М., 1983.

107. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.

108. Шараев В.И. Политические организации Эфиопии. М., 1995.

109. Шармазнашвили Г.В., Цикунов А.К. Право народов и наций на свободу и независимость. М., 1987.

110. Шведов А.А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М., 1983.

111. Шерр Е.С. Проблемы урегулирования конфликтов на Роге Африки. -Новое мышление и Африка. Ин т Африка АН СССР. М.,1989.

112. Этнографическая наука в странах Африки. М., 1988.

113. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

114. Эфиопские хроники XYI-XYII веков. М., 1984.

115. Эфиопские хроники XYII-XYIII веков. М., 1989.

116. Ягья B.C. Эфиопия в новейшее время. М., 1978.

117. Ягья B.C. Лидж Иясу преемник Менелика II на Эфиопском троне (1913-1916). - Страны и народы востока. Вып. XXI. М., 1980.

118. Янборисова Р.В. Этносоциальная история Оромою Вторая половина XVI вторая половина XIX вв. Л., 1990 (Канд.дис.).

119. Янборисова Р.В. Некоторые аспекты системы возрастных классов Оромо конца XVI в. Л. 1996.

120. Abbink J. Breaking and making the state: The dynamics of ethnic democracy in Ethiopia. Journal of African studies. Pretoria. 1995.

121. Alberto Sbacchi. Ethiopia under Mussolini fascism and the colonial experience. L., 1985.

122. Amstuz M.R. An introduction to political science: The management of conflict. Scott. 1982.

123. Anderson B. Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. L., 1983.

124. Aren G. Evangelical pioneers in Ethiopia. Stockholm. 1978.

125. Asafa Jalata. Oromia and Ethiopia: state formation and etno-national conflict in the Horn of Africa. 1868-1992. Boulder and London. 1994.

126. Asma Giyorgis. History of the Galla and the kingdom of Shawa/ ed. by Bairu Tafia. Stuttgart, 1987.

127. Asmarom Legesse. Gada. Three approaches to the study of Africa society. N.Y., 1973.

128. Asmarom Legesse. Oromo democracy. -Paper presented to the conference on Oromo revolution in Washington. W., 1987.

129. Balsvik. R. Haile Sellassies students: The intellectual and social background to revolution, 1952-1977. East Lansing: Michigan states Uni. Press. 1985.

130. Bartels L. Oromo religion. Myths and rites of the western Oromo of Ethiopia. An attempt to understand. Berlin, 1983.

131. Bates B. the Abyssinian difficulty. Oxford Univ. presses. 1979.

132. Baxter P.T.W. Boran age sets and generation sets: Gada, a puzzle or a maze // Age, generation and time: some features of East African age organizations. L., 1978.

133. Baxter P.T.W. The problem of the Oromo or the problem for the Oromo/ in: Lewis I. M. Nationalism and self-determination in the Horn of Africa. Ithaca press, L., 1983.

134. Blackhurst H. Continuity and change in the Shoa Galla gada system. Age, generation and time. L., 1978.

135. Budge SIR E.A. Wallis. A history of Ethiopia, Nubia and Abyssinia. 2 vol. London. 1928.

136. Bulcha Mekuria. The social and economic foundations of the Oromo states of the XIX century. Social diffemtion and state formation among Macha Oromo Circa 1700-1900. Uppsala, 1984.

137. Bulcha M. Flight and integration: Causes of mass exodus from Ethiopia and problems of integration in the Sudan. Uppsala. Sias. 1988.

138. Bulcha M. The survival and reconstruction of Oromo national identity, in P.T.W. Baxter, J. Hultin and A.Triulzi (ed.) Being and becoming Oromo. Uppsala. Nodiska Afrika instituted. 1996.

139. Coser L. The function of social conflict. Glencoe, 1956.

140. Darendorf R. the Modern Social Conflict. N.Y., 1988.

141. Darkwash R.H.K. Shewa Menelik and Ethiopian empire 1813-1889. L.,1975.

142. Economic cooperation: Agreement between the USA. A Ethiopia. Signed at A.A. nov.15, 1993. Wash. gov. print.off 1993.

143. Elmer G. Ethnic conflicts abroad: clues to America's future? Monterey, VA,1968.

144. Ethiopia: The challenges a head. Hearing before the subcomm. On Africa of the comm. on foreign affairs. USA Congress House of Representatives. Wash. 1995.

145. Fufa. T. "Democracy and education»In A.Beyene, B. Fayissa and M. Hassen (Eds) Oromo: cultural reconstruction for liberation and development. The 1994 proceeding of Oromo studies conference, Uni. Of Toronto. Toronto. 1994.

146. Gabre-sellasse, Zewde. Yohannes IV Ethiopia. A political biography. Oxford: Clarendon press. 1975.

147. Gadaa Melba. Oromia. Finfine. 1980.

148. Gadaa Malbba. Khartoum-Sudan. 1988.

149. Gebru Tareke. Ethiopia: power and protest peasant revolts in the 20 century. N.Y. Cambridge Univ. presses. 1991.

150. Gellner E. Nations and nationalism. Oxford. Basil Blackwell. 1983.

151. Gokalp Z. Turkish nationalism and western civilization. Columbia Uni. Press, N.Y., 1959.

152. Gorman, Robert F. Political conflict on the Horn of Africa. N.Y. 1965.

153. Greenfield R. Ethiopia a new political history. L., 1965.

154. Greenfield R., Mohammed Hassen. Interpretation of Oromo nationality// Horn of Africa. 1980. Vol. 3. n. 3.

155. Gunnar Hasselbatt. After fourteen years: return to Addis Ababa and to free Oromia dec. 1991-jan. 1992, a travel diary, Berlin 1992.

156. Gunnar Hasselbltt Athiopian am rande Des fhedens: Tigre, Oromo, eritreer, amharen in streit. Radius-verl, 1992.

157. Hertslet, Edward. Map of Africa by treaty. London: frank class and со., LTD (see article No 102) L., 1967.

158. Hinnant J.T. The Guji:Gada as a ritual system. Age, generation and timr. L.,1978.

159. Hiwet A. Ethiopia: from autocracy to revolution. Review of African political economy . publication London., 1975.

160. Houston, Drusilla Dunjee 1926. Wonderful Ethiopia of the ancient cushite empire. Baltimore, Black classic presses 1985.

161. Huntingforda G.W.B. The Galla of Ethiopia, the kingdoms of kafa and janjero. L., 1955.

162. Koron, David A. Ethiopia, the USA, Soviet Union. L; croon helm, 1986.

163. Knutsson K.E. Authority and change. A study of the Kallu institution among the Macha Galla of Ethiopia. Goteborg., 1967.

164. Krapf J.L. 1860 travels, researches, and missionary labours during eighteen years residence in Eastern Africa. London: Frankcass 1968.

165. Legesse Lemma. Political economy of Ethiopia. A. A., 1987.

166. Lewis H.S. A Galla monarchy: Jimma Abba Jifar, Ethiopia. 1830-1932. Wisconsin, 1965.

167. Lewis IM . Nationalism and self-determination in Horn of Africa. Ithaca press, L., 1983.

168. Mandela N. Long walk to freedom. L.,1995.

169. Markakis J. Ethiopia: Anatomy of a traditional polity. Oxford, Clarendom press, 1974.

170. Markakais J. National and class conflict in the Horn of Africa. Cambridge.1987.

171. Mohammed Hassen," The Oromo nation under Amhara colonial administration", School of Oriental and African Studies, Cambr. Uni. Press. 1981.

172. Mohammed Hassen. The Oromo of Ethiopia: A history 1570-1860. Trenton (NJ) :Red Sea Press, 1994.

173. Mohammed Hassen. The Oromo of Ethiopia. Trenton (N.J)., 1994.

174. Nationalism and self-determination in the Horn of Africa. L.,1983.

175. Ofcansky T.P. Ethiopia: A country study/USA federal research division. Wash, gov.print.ofif. 1993.

176. Ottaway. M. Soviet and American influence in the Horn of Africa. NY.,1982.

177. Perham M. The government of Ethiopia. L., 1969.

178. Rubenson S. the survival of Ethiopia independence. Stockholm., 1976.

179. The united nation and the independence of Eritrea/ with an intrude, by Boutros- Ghali B. N.Y., 1996.

180. Triulzi A. competing views of national identity in Ethiopia// Nationalism and self-determination in the Horn of Africa. L., 1983.

181. Trudnos A. Oromo documentation, bibliography and maps. Warsaw, 1984.

182. Smith A.D. The ethnic origins of nations. Oxford. 1986.

183. Sorenson J. Imagining Ethiopia: struggles for history and identity in the Horn of Africa. New Brunwick., 1993.

184. Udehn L. The limits of public choice: A sociological critique of economic theory of politics. L. 1996.

185. Zooga Olaanaa. Gizzit enna gizoot (ban and banishment) in amaharic language. A.A., 1993.1. Периодические издания187. Азия и Африка сегодня.

186. Вестник МГУ социология и политология.189. Вопросы экономики.190. Восток191. Итоги.192. Компас.

187. Международная экономика и международные отношения (МЭ и МО).194. Международная жизнь.195. Новое время.

188. Общественные науки и современность.

189. Политические исследования.198. Свободная мысль.

190. Социологические исследования.

191. США: Экономические и политические исследования.200. Эфиопия сегодня.201. ЭХО планеты.202. Africa Confidential.203. Africa Report.

192. Africa Research Bulletin, Political, Cultural and Social Series.205. Economist.206. Foreign Affairs.207. Horn of Africa Bulletin.208. Kenya Times.

193. Oromia Development Association.210. Oromo commentary.isi17 .Эфиопия Эритреи1. Крупнейшее вооруженные1. КОНфЛИкТЫ 1967 ~ 1998 гг.20