автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект"
На правах рукописи
Анкудинова Полина Михайловна
ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ XX ВЕКА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Специальность 09.00.13 -философская антропология, философия культуры
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
3 П ЯНВ 2014
Москва - 2014
005544759
005544759
Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре философии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Кожеурова Наталья Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
кафедры философской антропологии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Гиренок Федор Иванович
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-философских наук Московского государственного университета культуры и искусств Тихонова Валерия Александровна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет» (кафедра философии)
Защита состоится «19» марта 2014 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.11 на базе ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.
Автореферат разослан /'т^января 2014 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
Кондратьев В.М.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что к началу XXI века так и не было создано целостного представления о человеке, несмотря на то, что вопросы о природе человека, о его специфических видовых особенностях волновали лучшие умы человечества с давних времен. В философском дискурсе пока нет ни одной концепции, которая максимально отражала бы все внутривидовое разнообразие человека и, имея универсальный характер, могла бы широко применяться в разных сферах деятельности.
Даже в наши дни в отечественной философии не создано отвечающее методологическому и теоретическому уровню современной науки учение о человеке, поэтому теоретикам гуманитарной направленности приходится самостоятельно выстраивать философский фундамент своих концепций. Между тем влияние человека на мир давно уже приобрело глобальные формы, выразившись в целом ряде экологических, экономических и этических проблем мирового уровня. Это обернулось так называемым «антропологическим ренессансом» (П.С. Гуревич) - одним из значительных явлений философии, общими признаками которого являются обостренный интерес к проблеме человека во всей ее многоликости и выработка новых путей философского постижения человека.
М. Шелер в начале прошлого столетия отмечал, что все имеющиеся в науке определения человека слишком узки, чтобы охватить смысл этого понятия целиком, и ставил задачей новой, создаваемой им концепции философской антропологии формирование целостного представления, которое смогло бы объяснить, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические свершения и дела человека. Иными словами, философ указал на необходимость дефиниции человека с учетом не только его «ставшей» структуры, но и его динамики.
Огромную роль в современной концепции человека сыграла идея эволюции, перенесенная из сферы естественных наук в другие теоретические сферы, в том числе - в область наук о человеке. По справедливому
замечанию Э. Кассирера, хотя теория эволюции вовсе не была в общем смысле порождением XIX века, однако именно благодаря изданию труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» стало возможно структурирование знаний о человеке и появление философской антропологии как таковой. Именно с появлением теории эволюции философская антропология обрела, наконец, твердое основание, благодаря которому общее определение сущности человека рассматривается в контексте всей истории человечества. Действительно, теория эволюции позволила создать в XX в. целый ряд концепций, в которых человек был отражен в процессе своего развития.
В XXI веке поиски универсальной концепции человека с учетом его эволюции продолжаются и остаются актуальными. Общими основаниями для объединения знаний, накопленных в области представлений о человеке, могут, на наш взгляд, стать выявленные сходства в построении выбранных антропологических моделей, а также законы развития, сформулированные синергетикой, унаследовавшей эволюционистскую методологию. Основной же коррелирующей характеристикой, отражающей эволюцию человека, может выступить его становление как мировоззренческого субъекта.
Степень научной разработанности проблемы.
В центр интереса исследования попали философско-антропологические построения Макса Шелера, Хельмута Плеснера, Карла Ясперса, Абрахама Маслоу, Пьера Тейяра де Шардена, П.Д. Успенского, Ю.М. Федорова, А.Ф. Лазурского и др. Каждая из этих концепций уникальна и представляет собой богатый исследовательский материал в области человекознания.
Идеологическая обстановка в Советском Союзе долгое время способствовала тому, что в сфере человекознания специалисты занимались либо общими, либо узко специализированными вопросами, создавая преимущественно «горизонтальные» классификации, а немногочисленные иерархические построения были слабо проработаны (модели Б.С. Братуся, К.К. Платонова) или не были признаны научным сообществом (концепции Б.Ф. Поршнева, A.C. Арсеньева). Недооцененными оказались труды
представителей философии русского космизма от B.C. Соловьева и H.A. Бердяева до В.И. Вернадского, которые работали над проблемами смысла эволюции, активным агентом которой является человек.
Характерология А.Ф. Лазурского ввиду ее несоответствия государственной идеологии также выпала из сферы внимания специалистов на многие десятилетия, несмотря на то, что и на сегодняшний момент это исследование считается весомым научным вкладом в данную область отечественной психологии.
Забвению было предано и учение о «возможной эволюции человека» П.Д. Успенского, в то время как в Европе и Соединенных Штатах Америки у него была возможность переиздавать свои работы и читать лекции университетской аудитории. Труды А.Ф. Лазурского и П.Д. Успенского вновь увидели свет на родине только в конце 80-х - 90-х годах XX столетия вместе с переведенными на русский язык работами М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Бергсона, П. Тейяра-де-Шардена и других философов. До сих пор концепции вышеуказанных авторов имеют недостаточную степень их изученности научным сообществом. Этот факт отмечают современные исследователи М.М. Анисимова, Н.Я. Григорьева, H.A. Добренкова, C.B. Ковалева, H.A. Никонова, A.A. Яковлева и др. в своих диссертационных работах.
Под самый конец XX столетия был издан монументальный труд Ю.М. Федорова «Сумма антропологии», дающий синтез имеющихся представлений о человеке в эволюционном ключе. Это - одна из самых крупных философско-антропологических концепций в отечественной науке, созданных в постсоветский период. В то же время масштабное исследование Ю.М. Федорова остается мало изученным, отклики на его творчество ограничиваются рецензиями коллег на вышедшие книги и статьями, посвященными памяти философа.
О недостаточном внимании к эволюционистским концепциям человека говорит и сравнительно небольшой библиографический список, материалы
которого послужили основой для исследований Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой, В.И. Масликова и других ученых первого десятилетия XXI века.
В конце XX - начале XXI в.в. широкое распространение получили работы, посвященные развитию педагогической антропологии К.Д. Ушинского. В.Г. Безрогов, Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, А.Г. Кислов, В.Б. Куликов, Н.Д. Наумов, Т.А. Петрунина и др. поддержали идеею К.Д. Ушинского о том, что любой человек с необходимостью оказывается подвержен педагогическому воздействию на протяжении всей своей жизни, а не только в детском возрасте. Концепция педагогической антропологии является ценным аргументом в защиту тезиса об этапах мировоззренческого становления эволюционирующего человека.
Очевиден тот факт, что современная концепция эволюции человека по-прежнему нуждается в серьезных исследованиях, требует дальнейшего совершенствования, систематизации полученных знаний на основе современной методологии, их постоянного переосмысления и синтеза.
Объектом исследования данной диссертационной работы является эволюция человека.
Предмет исследования - мировоззрение человека как центральный критерий его развития.
Цель исследования - выявить этапы мировоззренческого становления человека и условия, способствующие реализации его эволюционного потенциала.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
проанализировать эволюционистские концепции, созданные философами-антропологами XX столетия;
сформулировать ценностную модель мировоззренческого становления человека;
- используя современные знания о законах развития, дать системное представление об этапах эволюционного становления человека как мировоззренческого субъекта;
- сформулировать условия, необходимые для реализации его эволюционного потенциала.
Гипотеза исследования. Философско-антропологические концепции философов-эволюционистов XX века, представляющие синтез имеющегося в науке знания о человеке, позволяют выстроить целостное понимание человека как динамичного существа. Эволюция человека может быть выражена через развертывание его мировоззрения как особой способности вида Homo sapiens к отражению и преображению мира. При оформлении этапов мировоззренческого становления человека мы сочли возможным объединить и синтезировать уже имеющиеся представления о его эволюции.
Сформулированная нами в процессе исследования модель поэтапного мировоззренческого становления человека в филогенезе обнаруживает себя по принципу фрактальности во всех сферах бытия человека в онтогенезе и объясняет причину многообразия человека как мировоззренческого субъекта. На основе полученного общего представления об этом процессе стало возможным формулирование условий, благоприятствующих развертыванию эволюционного потенциала человека.
Теоретико-методологические основания исследования. Аксиологический и системный подходы стали для диссертационного исследования базовыми.
Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать человека как ценностное существо, когда главным средством концентрации его отношения к миру ценностей становится мировоззрение -именно оно было выбрано в процессе исследования в качестве базового критерия эволюции человека.
В качестве основного теоретического материала диссертации использовались концепции М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, А. Маслоу,
П.Д. Успенского, А.Ф. Лазурского, Ю.М. Федорова, а также Б.М. Бим-Бада, В.И. Масликова, Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой и др.
Основными методами исследования философско-антропологических концепций явились дедукция и индукция, которые закономерно используются при рассмотрении любых иерархических построений. Сравнительный анализ и синтез позволили провести аналогии между заявленными иерархическими уровнями и выделить общие основания этих концепций.
В качестве дополнения к авторской концепции был использован теоретический материал из области педагогической антропологии и педагогики: работы Б.Н. Бессонова, Б.М. Бим-Бада, Б.В. Емельянова, А.Г. Кислова, Н.С. Кожеуровой, Я.А. Коменского, В.Б. Куликова, A.A. Микешиной, Н.Д. Наумова, Н. Ноддинг, К.Д. Ушинского, В.П. Эфроимсона и др.
Системный подход дал возможность рассматривать мировоззрение человека как иерархическую систему, проявленную через поведение индивидов в системе социальных связей. Применение системного анализа и использование принципа фрактапьности сделало возможным структурирование имеющегося знания об этапах эволюции человека; метод моделирования позволил сформировать четырехфазную модель мировоззренческого становления человека. Благодаря абстрагированию и конкретизации стало возможно осуществлять переходы от теоретических положений к примерам использования выстроенной модели на практике. Кроме этого, применялись принципы всеобщей связи и всеобщего развития, единства исторического и логического, методы восхождения от абстрактного к конкретному, герменевтический и диалектический.
Теоретическим основанием системного подхода в данном диссертационном исследовании послужили работы отечественных исследователей Е.В. Балацкого, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, А.Ю. Дроздова, E.H. Князевой, С.П. Курдюмова, А.Н. Малюты, А.П. Назаретяна,
В.В. Сухомлиновой, Ю.В. Чайковского, А.Е. Черезова, а также И.Р. Пригожина, И. Стенгерс, Э. Ласло и других. Были использованы материалы по теории эволюции И.А. Бирич, А. Болдачева, В.Ю. Большакова, Э. Гидценса, Е. Гринина, Р.Л. Карнейро, М.Ю. Келигова, X. Классена, В.А. Коротаева, Г.А. Петровой, С.Н. Родина, С.Г. Семеновой, И.Н. Смирнова, Л.В. Фесенковой, Г. Фолмера и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в рамках единого исследования проанализированы и обобщены эволюционистские построения философов-антропологов XX столетия;
- на базе современных исследований в области синергетики выстроена четырехфазная модель эволюции человека как мировоззренческого субъекта;
- представлена типология человека, основанная на этой модели;
- выявлены и получили теоретическое обоснование условия, необходимые для оптимальной реализации его эволюционного потенциала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идея эволюции в философской антропологии позволяет структурировать имеющиеся знания о человеке, избегая споров о его природе и противостояния концепций разных иерархических уровней, и находить сферу применения для каждого рода знаний.
2. Имея в своем основании фундаментальные исследования из области естественных и гуманитарных наук, именно антропологические построения философов-эволюционистов XX века могут стать базой для создания целостного представления о природе и развитии человека.
3. Коррелирующим понятием между философско-антропологическими, психологическими и иными гуманитарными концепциями XX столетия может стать мировоззрение, а обозначенные в них эволюционные этапы должны помочь в построении модели становления человека как мировоззренческого субъекта.
4. Эволюция представляется как развертывание во времени четырех фаз мировоззренческого становления человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе.
5. Сформулированная в исследовании модель мировоззренческого становления человека имеет четырехуровневую структуру, повторяющуюся по принципу фрактальности в разных сферах его бытия, в которой постепенное усложнение выражено последовательностью: Человек Инфантильный, Человек Коммуникативный, Человек Идеоцентричный, Человек Совершенный. Каждый из представленных этапов эволюционного становления обладает качественными пространственно-временными характеристиками (временные рамки мировоззрения и динамическая характеристика вектора развития), формирующими ценностные основы его мировоззрения. Подлинным эволюционным скачком является мировоззренческий выход человека за пределы своих видовых характеристик, преодоление тенденции антропоцентризма и обретение целостного восприятия мира.
6. Необходимыми условиями оптимального развертывания четырех фаз мировоззренческой эволюции человека являются: признание иерархической природы человека, соблюдение принципа коэволюции, создание многообразия перспектив для реализации эволюционного потенциала личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном расширении базы для всестороннего исследования человека, привлечении дополнительного внимания к недостаточно разработанным вопросам современной философской антропологии.
В практическом смысле результаты исследования могут использоваться в педагогической, социальной, политической, экономической и правовой деятельности. Представленные в работе типологии человека могут с успехом применяться в менеджменте, в практике подбора и расстановки кадров.
В учебном процессе результаты исследования могут быть использованы при разработке и преподавании общих курсов философии, философской антропологии, педагогической антропологии, общей педагогической теории, политологии, этики и других дисциплин гуманитарной направленности.
Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические выводы и материалы исследования нашли отражение в докладах, сделанных автором на международных конференциях:
- IV Международный конгресс-фестиваль мировой и национальных культур «Культура XXI века» (24-25 сентября 2005) - г. Ялта, Украина;
- The 2nd International Scientific Conference «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings» (September 9-10, 2013) New York, USA;
- Международная научно-практическая конференция «Современная наука: теоретический и практический взгляд» (29-30 октября 2013 г.) г. Уфа, РФ;
- XI Международная научно-практическая конференция «Тенденции и инновации современной науки» (20 ноября 2013 г.), г. Краснодар, РФ;
а также в ряде семинарских занятий философско-антропологической направленности, проведенных в Севастопольском филиале Санкт-Петербургского университета профсоюзов в 2010-2012 гг. Положения диссертации неоднократно обсуждались на заседании общеуниверситетской кафедры философии Московского городского педагогического университета.
Результаты исследования отражены в опубликованных статьях общим объемом 2,4 п.л.
Структура работы определена поставленной целью и включает две главы и шесть параграфов, введение, заключение и библиографию. Содержание изложено на 151 странице. Библиография включает 220 наименований источников на русском и английском языках, а также интернет-ресурсы по данной проблематике.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируется цель и задачи диссертации, раскрывается ее научная новизна, определяется теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Общая характеристика эволюционистских концепций в философии XX века» посвящена анализу эволюционистских построений философов-антропологов XX столетия: антропологии М. Шелера, типах бытия К. Ясперса, психологии возможной эволюции человека П.Д. Успенского, характерологии А.Ф. Лазурского, пирамиде потребностей А. Маслоу, «Сумме антропологию) Ю.М. Федорова и др. Все они представляют синтез имеющихся знаний о человеке в области естественных и гуманитарных наук. Несмотря на то, что все эти концепции имеют в своих основаниях своеобразные подходы, методологию и разные степени их проработанности научным сообществом, именно использование всего имеющегося багажа знаний по этому вопросу позволяет создать целостное представление о человеке.
Задачей главы является всестороннее рассмотрение философско-антропологических концепций XX столетия в поисках общего основания для построения модели эволюционного становления человека. Для удобства концепции объединены тематическими блоками.
В первом параграфе рассматриваются «Антропологические представления немецких философов М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса».
Представитель феноменологии Макс Шелер (1874-1928) выстраивает свое учение о человеке из тех же категорий, что и систему мироздания, настаивая на неразрывной связи физических и психических процессов. Естественная иерархия, по М. Шелеру, имеет четырехуровневое строение. Первый уровень занимает «чувственный порыв», который характерен прежде всего для растительной жизни и которому свойственны центр и среда,
обладание «внутренним бытием» и ограниченность процессами роста, питания, размножения и смерти. Второй уровень - обладание ощущением и сознанием, которые свойственны уже животному существу, чувствующему свою принадлежность к виду и обособленность (индивидуализацию). Человек дан себе в третий раз в самосознании и способности опредмечивать свои психические состояния и осуществлять выбор между ценностями. Но человек дан себе еще и в четвертый раз как Дух, обладающий качеством самоосуществления.
Поскольку «бытие ценностей нельзя извлечь из какой-либо формы реального бытия», М. Шелер обогащает свою антропологию построением иерархии ценностных модальностей (религиозные, духовные, витальные, ценности наслаждения) с характерными для каждого уровня носителями, экзистенциальным принципом и формой общности. Т.о. антропологическая модель М. Шелера преодолевает философские коллизии, вызванные спорами о «доброй» и «злой» природе человека, отныне все имеющиеся представления о нем вписываются в общую динамику эволюции.
Хельмут Плеснер (1892-1985) в своем произведении «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию» излагает концепцию, которая в чем-то повторяет, а в чем-то дополняет учение М. Шелера. X. Плеснер обозначил три эволюционных уровня, не рискнув заняться описанием четвертого. Философ попытался найти основание для эволюции внутри самого человека, не обращаясь к метафизическим формам, не скатываясь, подобно М. Шелеру, в теистические объяснения. Заслугой X. Плеснера является формулирование различий в способах организации существования растения, животного и человека, т.е. выявление динамических характеристик каждого этапа эволюционного становления. «Видовой» чертой человека является «эксцентричность», способность дистанцироваться от своей собственной «жизненной середины».
Представитель экзистенциализма Карл Ясперс (1883-1969) выделяет четыре способа, посредством которых человек может осознавать свое бытие:
наличное бытие, сознание вообще, дух и возможная экзистенция. На каждом уровне бытия существует свой тип личности и свой способ организации социального пространства. Учение о различных типах бытия К. Ясперса представляет не что иное, как учение о мировоззренческих типах. Философ пытается преодолеть противопоставление субъекта объекту, вводя понятие всеобъемлющего, т.о. реализуя свои представления о целостном измерении человека и мира.
Во втором параграфе рассматривается «Эволюционизм в исследованиях представителей психологии: А.Ф. Лазурского, П.Д. Успенского, А. Маслоу». Общая направленность данных концепций характеризуется тем, что в качестве предмета исследования оказываются мировоззренческие структуры, прямо влияющие на характер взаимоотношений человека с окружающим миром, что позволяет причислить результаты предложенных психологических исследований к философско-антропологическому дискурсу.
В характерологии А.Ф. Лазурского (1874-1917) утверждается, что человек в своем физическом и духовном развитии проходит ряд ступеней, каждая из которых, по сравнению с предыдущей, обладает большим богатством и интенсивностью духовной жизни. Идеальная классификация, согласно убеждению психолога, должна включать в себя мировоззрение человека и его социальную физиономию. А.Ф. Лазурский сформулировал характеристики представителей низшего, среднего и высшего психических уровней, используя в качестве критериев многочисленные параметры отношения человеческого субъекта к окружающей его среде: отношение к природе, вещам, животным и людям, общественной морали, государству, искусству, самому себе и т.д. Характерология А.Ф. Лазурского, построенная на основе подробных характеристик человеческих мировоззрений, и по сей день является самой крупной в отечественной психологической науке. Забытой на долгие годы концепции талантливого ученого посвящены работы современные исследователей A.B. Брушлинского, В.А. Кольцовой, Ю.Н.
Олейника, E.B. Левченко, Д.А. Леонтьева, В.А. Урываева, диссертационные труды В.А. Смирнова, A.A. Яковлевой и др.
В начале XX века русский философ, математик и журналист П.Д. Успенский (1878-1947) видел задачей психологии исследование принципов, законов и фактов возможной эволюции человека. Согласно воззрениям мыслителя, люди изначально глубоко и коренным образом неравны по уровню психического (сознательного) развития. В своей книге «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира», вышедшей в 1911 году, синтезируя наработки известных философских концепций Востока и Запада, П.Д. Успенский представляет четыре стадии психической эволюции, давая им развернутые характеристики. Будучи прекрасным математиком, автор акцентирует внимание на качественных различиях в чувстве восприятия пространства и времени. Каждая эволюционная ступень имеет характерную только для нее психологию, логику, математику, вид сознания, тип знания и способ познания, а также этику поступков. Человек эволюционирует от низшего животного, контактирующего с миром через систему рефлексов, проходя стадию высшего животного, управляемого инстинктом, с его «кажущейся сознательностью», и стадию Человека с его «душевной жизнью» и самосознанием, по направлению к вершине - Сверхчеловеку, для которого характерно достижение внутреннего единства и гармонии, признание реальным бесконечного и возвращение к закону внутри себя, обретение космического сознания. Особое внимание П.Д. Успенский уделяет высшему, четвертому эволюционному этапу становления.
После знакомства с Г.И. Гурджиевым П.Д. Успенский создает еще одну философско-антропологическую модель, которая включает в себя уже семь уровней, семь типов личности. Ее описание он приводит в курсе лекций, прочитанных в Йельском университете. Примечателен тот факт, что более поздняя семиступенчатая модель возможной эволюции человека вполне может быть соотнесена с первоначальной четырехуровневой по
качественным характеристикам мировоззренческих типов личностей, описанных в обеих.
Далее в центре внимания диссертационного исследования оказывается теория самоактуализации Абрахама Маслоу (1908-1970), на создание которой автора вдохновили его встречи с уникальными людьми, свободными от неврозов и максимально воплотившими в своей жизни способности и таланты. Процесс развития по направлению к самоактуализации философ выразил через иерархию потребностей, которая, в свою очередь, является и ценностной иерархией. Потребности более высокого уровня могут возникать и удовлетворяться только при условии реализации потребностей более низкого уровня - таким образом происходит постепенная реализация физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в контактах и любви, в признании и уважении и, наконец, в самоактуализации. Доминируя на своем уровне, потребности формируют и мировоззрение индивида, так выстраивает А. Маслоу свою психологию Бытия, которая имеет дело с целями: ценностями-целями, знаниями-целями, переживаниями-целями (а не со средствами). Исследователь неоднократно подчеркивал, что ценности, направляющие человеческие действия, должны быть найдены в человеческой природе, а не сконструированы, изобретены или созданы. Такой подход роднит концепцию А. Маслоу с концепцией М. Шелера. Существенно расширив таблицу К. Дэвиса «Уровни организации в отношении к иерархическим переменным», исследователь показывает, как каждый уровень потребностей проявляет себя в разных аспектах человеческой деятельности: политических и экономических системах, религиозном следовании, доминирующих педагогических методах, этических основаниях, мировоззренческих установках. Наиболее ценным моментом для настоящего исследования является то, что А. Маслоу впервые вывел иерархию потребностей как ценностную иерархию, обозначив в качестве точки отсчета (т.е. меры) самоактуализирующуюся личность.
Третий параграф - «Сумма Антропологии Ю.М. Федорова и антропологические универсумы первого десятилетия XXI века». Его целью является рассмотрение одной из крупнейших работ в области отечественной философской антропологии, созданных за последние двадцать лет, - концепции Ю.М. Федорова, а также ряда современных исследований, возникших в первом десятилетии XXI века: это работы Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой, В.И. Масликова и других философов.
В работе Ю.М. Федорова (1936-2001) «Сумма Антропологии» человек рассматривается в свете его природо-социо-антропо- и космо-генеза, при помощи синтеза антропологических представлений, имеющихся не только во многовековом философском дискурсе, но и в известных эзотерических учениях (Е. Блаватской, Н. К. Рериха и Е.И. Рерих, Я. Беме, И. Экхарта и др.). Ю.М. Федоров считал, что настоящий исследователь для построения целостного представления о человеке не должен ограничивать себя изучением только сугубо традиционных научных текстов. Философ представляет четырехступенчатую иерархию «генезисов» человека, выстраиваемую по нисходящей линии, поэтому авторская концепция является по своей сути инволюционной, тяготеющей к представлениям о «Золотом веке Человечества». Ю.М. Федоров убежден в том, что колыбелью Человека является не Природа, а Космос, не телесная субстанция, а «духовная субстанция» Мироздания. По мере того, как происходит рассакрализация первоосновы, образуются низлежащие уровни бытия. Космический универсум - четырехмерное пространство бытия, в котором, помимо космического измерения, присутствуют и гуманитарное (человеческое), и социальное, и природное. Это Космо-, Антропо-, Социо- и Природогенез, которым соответствуют Астральный, Антропный, Социальный, Природный субъекты.
Ю.М. Федоров подробно рассматривает многочисленные мировоззренческие характеристики каждого уровня, их влияние на формирование окружающего пространства, описывает и специфическое
деление на типы внутри каждого из них. Примечательно, что всего типов Человека автор выделил двенадцать. Они существуют внутри основных четырех типов и распределяются количественно неравномерно. Из предложенной типологии видно, что Ю.М. Федоров не предполагает во внутренней градации более низких уровней наличия качеств вышестоящих: качества «наращиваются» постепенно и образуют варианты, но те, что присущи верхнему уровню, полностью отсутствуют в нижестоящем как категории. Антропологические построения Ю.М. Федорова вносят весомый вклад в науку об эволюции человека и требует внимательного изучения со стороны научного сообщества.
Помимо «Суммы Антропологии» Ю.М. Федорова, в сфере внимания диссертационного исследования оказываются антропологические построения Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой, В.И. Масликова, оформленные в первом десятилетии XXI века. Однако, несмотря на то, что они вносят свою лепту в построение целостного представления о человеке, у них нет масштабности, основательности и корректности, свойственной концепциям XX столетия, из чего следует вывод о том, что именно антропологические построения философов-эволюционистов XX века, будучи синтезированы, могут стать базой для создания целостного представления о природе и развитии человека.
Поскольку категория «сознания», с эволюцией которого обычно отождествляется эволюция человека, присутствует в большинстве представленных концепций лишь имплицитно и не разработана в должной мере, коррелирующим понятием между философско-антропологическими, психологическими и иными гуманитарными концепциями XX столетия было выбрано «мировоззрение». С одной стороны, мировоззрение как феномен сознания является витальной потребностью человека, с другой стороны, именно его объемные характеристики содержатся в работах философов. Выявленные в исследованиях эволюционные этапы могут помочь в построении модели становления человека как мировоззренческого субъекта.
При анализе базового теоретического материала философско-антропологических концепций было установлено, что рассмотрение человеческой эволюции целесообразно через четыре этапа его мировоззренческого становления.
Глава II «Становление человека как мировоззренческого субъекта» посвящена формированию модели эволюции человека на основании уже обозначенных философами-антропологами XX столетия качественных характеристик уровней и закономерностей системного развития, выявленных представителями синергетики.
В параграфе 1 «Эволюция человека (мировоззренческий аспект)» рассматриваются имеющиеся в философском дискурсе подходы к пониманию эволюционного процесса. Акцентируется внимание на том, что в философской антропологии существует проблема «перехода» между эволюционными фазами становления, что неизбежно приводило авторов к созданию типологий человеческих субъектов. В результате исследования за основу было выбрано определение эволюции X. Классена, и эволюция человека в плане становления его ценностной (т.е. мировоззренческой) основы будет выглядеть следующим образом: «Эволюция человека - это процесс развертывания во времени фаз мировоззренческого становления, каждая из которых обладает уникальными характеристиками». Уникальность каждого этапа становления отвергает поступательный, линейный характер эволюции, неограниченное развитие в сторону абстрактного идеала, все изменения заложены в потенции и ограничены пределами роста. Получается, что в данном случае определение эволюции наиболее близко к первоначальному значению слова «еуо1иио» (лат. «развертывание»). Здесь, подобно древнему манускрипту, разворачивается присутствующая в потенции программа эволюционного роста. Человек в своем мировоззренческом становлении проходит естественный путь от хаоса своей неоформленной потенциальности до высочайшего порядка в мировоззренческом слиянии с Единым и Вечным.
Параграф 2 «Четыре этапа мировоззренческого становления человека» посвящен формированию модели эволюции человека. Здесь объединяются характеристики соответствующих уровней, выявленных в философско-антропологических концепциях XX века, и соотносятся с фазами системного развития, выявленными представителями синергетики Е.В. Бапацким, В.Г. Будановым, Л.Н. Васильевой, В.В. Васильковой, А.Ю. Дроздовым, E.H. Князевой, С.П. Курдюмовым, А.Н. Малютой, И.Р. Пригожиным, И. Стенгерс и др.
Исходя из того, что любой процесс развития протекает в пространстве и во времени, при конструировании авторской четырехфазной модели мировоззренческой эволюции вводятся пространственно-временные характеристики: временные рамки, которыми ограничено мировоззрение того или иного уровня, и направление движения вектора развития. Постепенное усложнение мировоззренческой структуры человека выражается последовательностью: Человек Инфантильный, Человек Коммуникативный, Человек Идеоцентрический, Человек Совершенный. Если фазы развития Человек Инфантильный, Человек Коммуникативный являются для человека «материнскими» (В.В. Сухомлинова) и на своем уровне присутствуют даже в растительном и животном сообществе, то фаза эволюционного становления Человек Идеоцентрический являет собою его видовую характеристику. Подлинной эволюцией является мировоззренческий «скачок» за пределы этой видовой характеристики -фаза Человек Совершенный. Особенности динамики эволюционного становления на каждом из уровней формируют и ценностные ориентации человека. Человек Инфантильный является носителем гедонистических ценностей; Человеку Коммуникативному соответствуют два вида ценностей: корпоративизм и прагматизм; Человеку Идеоцентрическому — перфекционизм или «индивидуальный эволюционизм» (В. Вундт); бытие Человека Совершенного осуществляется в сфере транс-гуманных (в понимании А. Маслоу) ценностей. Рассмотрение каждого из этапов
происходит с позиций фило- и онтогенеза. Особое внимание уделяется фазе Человек Совершенный, т.к. этот уровень еще находится в стадии своего аксиологического формирования в человеческом сообществе (русский космизм, философия даосизма, высшие формы других религий, этика заботы и пр.), делается акцент на необходимости внесения корректив в представление о смысле человеческой жизни в соответствии с целями эволюции.
Параграф 3 «Условия эволюционного становления человека (современный аспект)» раскрывает современный аспект формирования человеком собственной среды обитания, благоприятствующей развертыванию эволюционного потенциала личности. Прежде всего, согласно сформулированной автором модели, определяется фаза, которую проходит современное западное общество в своем эволюционном становлении. По признанию многих ученых (Л.Н.Васильева, К.Х. Делокаров, Э. Ласло, И.Р. Пригожин и др.), оно находится сейчас в «точке бифуркации» (фаза Человек Идеоцентричный) с характерной для нее проблемой выбора дальнейшего пути развития и ярко выраженным антропоцентризмом. В этой связи формулирование условий, благоприятствующих развертыванию эволюционного потенциала, проявляет свою значимость. Прежде всего, необходимо признание естественной иерархии, образуемой развертыванием четырех фаз эволюционного становления, за которым следует соблюдение принципа иерархического соответствия. С разных позиций это условие обосновывают В.Г. Буданов, Л.Н. Васильева, A.B. Дука, А.Н. Малюта и др.
Следующим условием является соблюдение принципа коэволюции. Универсализация термина «коэволюция» постепенно приводит к нивелированию понятия «среда», т.к. все субъекты человеческого сообщества находятся в процессе своего эволюционного становления. Потому принцип коэволюции манифестирует уникальность роли каждого человеческого субъекта в общем процессе эволюции и обеспечивает
динамику внутри сформулированной иерархической структуры. Обоснование необходимости соблюдения коэволюционного принципа содержится в работах В.А. Белавина, JI.H. Васильевой, В.А. Коротаева, E.H. Князевой, С.П. Курдюмова, А.П. Назаретяна, Ю.В. Чайковского и др.
Третье условие связано с несовершенством современных знаний для определения эволюционного потенциала каждой личности и необходимостью реализации этого потенциала. Третье условие - создание многообразия перспектив, обеспечение социумом беспрепятственного доступа к образовательным возможностям в соответствии с фазой мировоззренческого становления, на которой находится человеческий субъект, с целью максимальной реализации эволюционного потенциала личности. Обоснованием этого условия послужили труды по педагогической антропологии и педагогике Б.М. Бим-Бада, И.А. Бирич, Н.С. Кожеуровой, Л .А. Микешиной, Н. Ноддинг, К.Д. Ушинского и многих других.
Следует отметить, что выявленные факторы являются не только условиями оптимального прохождения человеком всех этапов его мировоззренческой эволюции, но и представляют собой защиту самой концепции от возможных идеологических спекуляций.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются его наиболее существенные результаты, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Список публикаций по теме диссертационной работы:
Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК:
1. Анкудинова П.М. Человек в свете идей эволюции // Вестник Московского педагогического университета. Серия «Философские науки». -2013.-№2(8).-С. 30-39.
2. Анкудинова П.М. Человек в антропном мире: философия эволюционизма XX века // Исторические, философские, политические и
юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013.- № 12 (38): в 3-х ч. - Ч. I. - С.15-18.
3. Анкудинова П. М. «Этика заботы»: женский социокультурный опыт на страже нравственности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». - 2012. - № 1 (5) 2012. - С. 63-71.
Другие издания:
4. Ankudinova Polina The human: what's he? Stages of intraspecific evolution // «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings»: Papers of the 2nd International Scientific Conference (September 9-10, 2013). Cibunet Publishing.- New York, USA. 2013. -P. 164-166.
5. Анкудинова П.М. Этапы мировоззренческого становления человека в философии эволюционизма XX столетия // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд», г. Уфа, РФ (29-30 октября 2013 г.). С. 221-116.
6. Анкудинова П.М. Этапы мировоззренческой эволюции человека -основа социального мироустройства будущего. // Тенденции и инновации современной науки. Материалы XI Международной научно-практической конференции (тезисы докладов). 20 ноября 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар: Научно-издательский центр Априори, 2013. - С. 10.
Подписано в печать: 14.01.14
Объем: 1,0 п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 204 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинский проспект, д.2 (495) 978-66-63, www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201457849
Анкудинова Полина Михайловна
ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ XX ВЕКА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Специальность 09.00.13 -философская антропология, философия культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Кожеурова Н.С.
МОСКВА 2014
Содержание
Введение....................................................................................3
Глава I. Оценка эволюционистских
концепций в философии XX века.....................................15
§ 1. Человек как участник эволюции природы в философской
антропологии.....................................................................16
§ 2. Человек как мировоззренческий субъект в гуманистически
ориентированной психологии......................................................35
§ 3. Антропологический универсум как синтез эволюционистских
исследований XX века..........................................................52
Выводы...................................................................................68
Глава II. Филогенетическая модель мировоззренческого становления человека.................................................................................69
§ 1. Эволюция как развертывание мировоззренческого потенциала
человека............................................................................69
§ 2. Четыре фазы эволюционного становления человека......................75
§ 3. Условия эволюционного становления человека
в современном обществе........................................................101
Выводы.................................................................................131
Заключение...........................................................................133
Библиография........................................................................136
Приложения...........................................................................157
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что к началу XXI века так и не было создано целостного представления о человеке, несмотря на то, что вопросы о человеческой природе, о его специфических видовых особенностях волновали лучшие умы человечества с давних времен. В философском дискурсе пока нет ни одной концепции, которая максимально отражала бы все внутривидовое разнообразие человека и, имея универсальный характер, могла бы широко применяться в разных сферах деятельности, объясняя те или иные процессы, происходящие с его участием, давая необходимые рекомендации по выходу из кризисных ситуаций современного мира.
Как справедливо отметил М.С. Каган, даже в наши дни в отечественной философии не создано отвечающее методологическому и теоретическому уровню современной науки учение о человеке, потому теоретикам гуманитарной направленности каждый раз приходится самостоятельно выстраивать философский фундамент своих концепций1.
Между тем влияние человека на мир давно уже приобрело глобальные формы, выразившись в целом ряде экологических, экономических и этических проблем мирового уровня. По мысли П.С. Гуревича, «одним из значительных явлений философии является антропологический ренессанс. Общие признаки этого процесса очевидны: они проявляются в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов антропологической мысли, в выработке новых путей философского постижения человека. Антропологический поворот в философии выразился в стремлении обратиться к проблеме человека во всей ее многоликости»2.
'Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной
педагогической теории. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 224.
2Гуревич П.С. Антропологический ренессанс. Вестник Российского философского общества. № 1 (41), 2007. С. 131.
Еще М. Шелер в начале прошлого столетия отмечал, что все имеющиеся в науке определения человека «слишком узки, чтобы охватить человека целиком»3. Философ ставил задачей новой, создаваемой им концепции философской антропологии формирование целостного представления, которое бы смогло объяснить, «как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека»4. Иными словами, М. Шелер указал на необходимость дефиниции человека с учетом не только его «ставшей» структуры, но и динамики.
В связи с этим огромную роль в современной концепции человека сыграла идея эволюции, перенесенная из сферы естественных наук в другие теоретические сферы, в том числе, в область наук о человеке. Э. Кассирер справедливо заметил, что, хотя теория эволюции вовсе не была в общем смысле порождением XIX века, именно благодаря изданию труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» стало возможно структурирование знаний о человеке и появление философской антропологии как таковой: «С этих пор подлинная сущность антропологической философии определилась раз и навсегда. После неисчислимых попыток построения философии человека она обрела, наконец, твердое основание. Мы не чувствуем больше потребности строить воздушные замки, предаваться спекуляциям, ибо мы вообще не стремимся теперь дать общее определение природы или сущности человека. Наша задача заключается в сборе эмпирических данных, которые щедро предоставляет в наше распоряжение общая теория эволюции»5.
Действительно, теория эволюции позволила создать целый ряд концепций, в которых человек был отражен в процессе своего развития. Прежде всего, это философско-антропологические построения Макса
Шелер М. Человек в эпоху уравнивания. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С.105.
4Шелер М. Положение человека в Космосе. Проблема человека в западной философии.
М.: Прогресс, 1988. С.90.
5Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 21.
Шелера, Хельмута Плеснера, Карла Ясперса, Абрахама Маслоу, П.Д. Успенского, Ю.М. Федорова, а также А.Ф. Лазурского. Каждая из этих концепций уникальна и представляет собой богатый исследовательский материал в области человекознания.
Под эволюцией (лат. еуоЫИо - развертывание) традиционно подразумевается изменение бытия и сознания6. Поскольку исследователи-эволюционисты выявляли общие закономерности данного процесса, то в этом плане эволюция выглядела как развертывание определенных этапов развития, обладающих уникальными характеристиками. В этой связи логично выявление особенностей мировоззрения - концептуально выраженной системы взглядов человека на мир, на себя и на свое место в этом мире - в каждой из фаз эволюционного процесса.
Таким образом, в XXI веке поиски универсальной концепции человека с учетом его эволюции не перестали быть актуальными. Общими основаниями для объединения знаний, накопленных в области представлений о человеке, могут, на наш взгляд, стать выявленные сходства в построении выбранных антропологических моделей, а также законы развития, сформулированные синергетикой, унаследовавшей эволюционистскую методологию. Основной же коррелирующей характеристикой, отражающей динамику эволюционных процессов, выступает мировоззрение человека. Степень научной разработанности проблемы.
В центр данного исследования не случайно попали философско-антропологические построения М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, А. Маслоу, П. Тейяра де Шардена, П.Д. Успенского, Ю.М. Федорова, А.Ф. Лазурского и др. Каждая из этих концепций уникальна и представляет собой богатый исследовательский материал в области человекознания, однако все
6Философский словарь. - М.: Политиздат, 1986. С. 553.
Современный философский словарь. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. С. 488.
они объединены неким общим подходом к исследованию эволюции человека, выявление которого стало одной из задач данной диссертационной работы.
Идеологическая обстановка в Советском Союзе долгое время способствовала тому, что в сфере человекознания специалисты занимались либо общими, либо узко специализированными вопросами, создавая преимущественно «горизонтальные» классификации, а немногочисленные иерархические построения были слабо проработаны (модели Б.С. Братуся, К.К. Платонова) или не были признаны научным сообществом (концепции Б.Ф. Поршнева, A.C. Арсеньева). Недооцененными оказались труды представителей философии русского космизма от B.C. Соловьева и H.A. Бердяева до В.И. Вернадского, которые работали над проблемами смысла эволюции, активным агентом которой является человек.
Характерология А.Ф. Лазурского ввиду ее несоответствия государственной идеологии также выпала из сферы внимания специалистов на многие десятилетия, несмотря на то, что и на сегодняшний момент это исследование считается весомым научным вкладом в данную область отечественной психологии.
Забвению было предано и учение о «возможной эволюции человека» П.Д. Успенского, в то время как в Европе и Соединенных Штатах Америки у него была возможность переиздавать свои работы и читать лекции университетской аудитории. Труды А.Ф. Лазурского и П.Д. Успенского вновь увидели свет на родине только в конце 80-х - 90-х годах XX столетия вместе с переведенными на русский язык работами М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Бергсона, П. Тейяра-де-Шардена и других философов.
Важно подчеркнуть, что до сих пор концепции вышеуказанных авторов имеют недостаточную степень их изученности научным сообществом. Этот факт отмечают современные исследователи М.М. Анисимова, Н.Я.
Григорьева, H.A. Добренкова, C.B. Ковалева, H.A. Никонова, A.A. Яковлева и др. в своих диссертационных работах.
Под самый конец XX столетия был издан монументальный труд Ю.М. Федорова «Сумма антропологии», дающий синтез имеющихся представлений о человеке в эволюционном ключе. Это - одна из самых крупных философско-антропологических концепций в отечественной науке, созданных в постсоветский период. В то же время масштабное исследование Ю.М. Федорова остается мало изученным, отклики на его творчество ограничиваются рецензиями коллег на вышедшие книги и статьями, посвященными памяти философа.
О недостаточном внимании к эволюционистским концепциям человека говорит сравнительно небольшой библиографический список, материалы которого послужили основой для исследований Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой, В.И. Масликова и других ученых первого десятилетия XXI века.
В конце XX - начале XXI в.в. широкое распространение получили работы, посвященные развитию педагогической антропологии К.Д. Ушинского. В.Г. Безрогов, Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, А.Г. Кислов, В.Б. Куликов, Н.Д. Наумов, Т.А. Петрунина и др. поддержали идеею К.Д. Ушинского о том, что любой человек с необходимостью оказывается подвержен педагогическому воздействию на протяжении всей своей жизни, а не только в детском возрасте. Концепция педагогической антропологии, вышедшая из недр философской антропологии, является ценным аргументом в защиту тезиса об этапах мировоззренческого становления эволюционирующего человека.
Очевиден тот факт, что современная концепция эволюции человека по-прежнему нуждается в серьезных исследованиях, требует дальнейшего совершенствования, систематизации полученных знаний на основе современной методологии, их постоянного переосмысления и синтеза. Отсюда понятна проблема, лежащая в основе данного исследования:
философская антропология обязана дать картину человека как в статике, так и в динамике, однако такое целостное представление в современной науке, на наш взгляд, пока не достигнуто. В связи с этим объектом исследования данной диссертационной работы является целостная эволюция человека.
Предмет исследования - мировоззренческий аспект этапов эволюционного становления человека.
Цель исследования - выявить этапы мировоззренческого становления в процессе филогенеза и условия, способствующие реализации эволюционного потенциала человека.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
проанализировать эволюционистские концепции, созданные философами-антропологами XX столетия;
- построить филогенетическую модель мировоззренческого становления человека;
- используя современные знания о законах развития, дать системное представление об этапах мировоззренческого становления человека;
- определить условия, необходимые для реализации его эволюционного потенциала.
Гипотеза исследования. Философско-антропологические концепции философов-эволюционистов XX века, представляющие синтез имеющегося в науке знания о человеке, вполне позволяют выстроить целостное понимание человека как динамичного существа. Эволюция человека может быть выражена через развертывание его мировоззрения как особой способности вида Homo sapiens к отражению и преображению мира. Сформулированная в процессе исследования модель поэтапного мировоззренческого становления человека в филогенезе обнаруживает себя по принципу фрактальности во всех сферах бытия человека в онтогенезе и объясняет причину одномоментного сосуществования многообразных человеческих субъектов.
На основе полученного общего представления об эволюционном развитии человека стало возможным выяснение условий, благоприятствующих развертыванию его эволюционного потенциала.
Теоретико-методологическая основа исследования. Аксиологический и системный подходы стали для диссертационного исследования базовыми.
Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать человека как ценностное существо, когда главным средством концентрации его отношения к миру ценностей становится мировоззрение -именно оно было выбрано в процессе исследования в качестве базового критерия эволюции человека.
В качестве основного теоретического материала диссертации использовались концепции М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, А. Маслоу, П.Д. Успенского, А.Ф. Лазурского, Ю.М. Федорова, а также Б.М. Бим-Бада, В.И. Масликова, Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой и др.
Основными методами исследования философско-антропологических концепций явились дедукция и индукция, которые закономерно используются при рассмотрении любых иерархических построений. Сравнительный анализ и синтез позволили провести аналогии между заявленными иерархическими уровнями и выделить общие основания этих концепций.
В качестве дополнения к авторской концепции был использован теоретический материал из области педагогической антропологии, этики и педагогики: работы Б.Н. Бессонова, Б.М. Бим-Бада, И.А. Бирич, Т.А. Гореловой, Б.В. Емельянова, А.Г. Кислова, Н.С. Кожеуровой, Я.А. Коменского, В.Б. Куликова, A.A. Микешиной, Н.Д. Наумова, Н. Нодцинг, К.Д. Ушинского, В.П. Эфроимсона и др.
Системный подход дал возможность рассматривать мировоззрение человека как иерархическую систему, проявленную через поведение индивидов в системе социальных связей. Применение системного анализа и
использование принципа фрактальности сделало возможным структурирование имеющегося знания об этапах эволюции человека; метод моделирования позволил сформировать четырехфазную модель мировоззренческого становления человека. Благодаря абстрагированию и конкретизации стало возможно осуществлять переходы от теоретических положений к примерам использования выстроенной модели на практике. Кроме этого, применялись принципы всеобщей связи и всеобщего развития, единства исторического и логического, методы восхождения от абстрактного к конкретному, герменевтический и диалектический.
Теоретическим основанием системного подхода в данном диссертационном исследовании послужили работы отечественных исследователей Е.В. Балацкого, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, А.Ю. Дроздова, E.H. Князевой, С.П. Курдюмова, А.Н. Малюты, А.П. Назаретяна, В.В. Сухомлиновой, Ю.В. Чайковского, А.Е. Черезова, а также И.Р. Пригожина, И. Стенгерс, Э. Ласло и других. Были использованы материалы по теории эволюции А. Болдачева, В.Ю. Большакова, Э. Гидденса, Е. Гринина, Р.Л. Карнейро, М.Ю. Келигова, X. Классена, В.А. Коротаева, Г.А. Петровой, С.Н. Родина, С.Г. Семеновой, И.Н. Смирнова, Л.В. Фесенковой, Г. Фолмера и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в рамках единого исследования проанализированы и обобщены эволюционистские построения философов-антропологов XX столетия;
- на базе современных исследований в области синергетики выстроена четырехфазная филогенетическая модель мировоззренческого становления человека;
- представлена авторская типология человека, основанная на данной модели;
- выявлены и получили теоретическое обоснование условия, необходимые для оптимальной реализации его эволюционного потенциала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идея эволюции в философской антропологии позволяет структурировать имеющиеся знания о человеке, избегая споров о его природе и противостояния концепций разных иерархическ�