автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Богданов, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата юридических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ"

На нравах рукописи

Богданов Андрей Николаевич

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФОРМЫ ХРИСТИАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (юридические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Ростов-на-Дону - 2005

Диссертация выполнена в Ростовском юридическом институте МВД России

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Верещагин Виктор Юрьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Несмеянов Евгений Ефимович;

доктор юридических наук, доцент Мордовцев Андрей Юрьевич

Ведущая организация - Северо-Кавказская академия государственной службы

Защита состоится 17 мая 2005 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 203.011.01 по политическим и юридическим наукам при Ростовском юридическом институте МВД России по адресу: 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, 83, ауд. 502.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского юридического института МВД России.

Автореферат разослан 17 апреля 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Роль и место христианских государств в мировой истории трудно переоценить. По существу закладка основ современной западноевропейской цивилизации и культуры проходила под непосредственным влиянием христианства. В определенные исторические периоды христианство как глобальная мировая религиозная система пронизывало все формы существования государства и общества.

Актуальность и значимость христианской государственной идеи вполне реально обозначены в современных политических процессах столкновения цивилизаций, утверждающих таким образом свою конфессиональную идентичность.

Другой актуальный аспект возрождения интереса к трансформации христианской государственности продиктован ситуацией востребованности целостных духовных элементов в государственно-правовой идеологии современной России, где христианство может сыграть роль интеграционной ценностной системы, в определенной степени задающей цели и средства реализации национальной и государственной политики.

Необходимость изучения христианской государственности обусловлена также ее огромным реальным и потенциальным социокультурным легитимационным ресурсом, предметной направленностью нормативно-ценностной системы, политико-правовым авторитетом христианской церкви в мировом и российском масштабах.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие аспекты политического взаимодействия христианского государства и общества детально описаны в философской, религиоведческой и политологической литературе.

Наиболее изученным представляется вопрос соотношения государства и христианской церкви в реализации общественной политики, представленный еще в трудах евангелистов Луки, Марка, Матфея, апостолов Павла и Петра.

Институциональное оформление государственно-правовой идеологии христианства, детерминированное фактором утраты полноты и вселенскости христианской церкви, внутренним католическим и православным разделением, обобщенно концептуализировано в рамках папоцезаристского (теократического), цезареш-

писткого (имперского), симфонического (дуалистического) направлений.

Развернутое католическое обоснование религиозной составляющей в различных формах государственности представлено в трудах Оригена, Тертулиана, Августина, Ф. Аквинского. Католическое определение государственного строения дает катехизис католической церкви, в котором сущность и содержание совместной государственно-религиозной политики осмысливаются в теократическом ключе.

Протестантские цезарепапистские воззрения на христианскую государственность характерны для М. Лютера, Кальвина и других.

Православный аспект христианской государственности подробно разработан в трудах И. Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского, В. Зеньковского, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, П. Казанского, Ф. Сгепуна, Н. Черняева, И. Ильина, Н. Алексеева, Б. Савицкого и других.

Разделение религиозной и государственно-правовой системы -существенный признак многих современных государств, получивший свое обоснование на теологическом и правовом уровне еще в трудах Вольтера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Бердяева, современных российских и зарубежных либерально-ориентированных ученых.

Укрепление современной российской государственности в рамках ее взаимодействия с православием и традиционными конфессиями стало предметом рассмотрения современными российскими мыслителями (А.Г. Дугиным, А.С. Панариным и др.) с консервативных позиций.

Поискам оптимальных и перспективных форм взаимоотношений христианства и государства были посвящены творческие методологические усилия А.М. Величко, В.Ю. Верещагина, А. Кураева, Н.С. Капустина, Т.П. Матяш, В.Е. Давидовича, Е.Е. Несмеянова, А.И. Овчинникова и др.

Однако обзор литературы, в которой рассматриваются модели взаимосвязи христианства и государства, эволюции их оптимального взаимодействия в условиях современной глобализации и унификации, свидетельствует об отсутствии политико-правовых работ, специально посвященных анализу правовой трансформации христианской государственности.

Поэтому необходимы пионерские исследования, призванные

интерпретировать наличные и возможные политико-правовые формы христианского государства в контексте современных представлений о роли п значении религиозного фактора в политико-правовой системе, а также за их методологическими пределами.

Объектом исследования является феномен самобытной государственности, представленный особой организацией верховной власти, специфическим механизмом легитимации, характерными технологиями воспроизводства правовой системы.

Предмет исследования - процессы политико-правовой инсти-туционализации христианской государственности в пространственно-временном интервале ее существования и развития.

Целью диссертационного исследования является политико-правовой анализ эволюции форм христианской государственности в контексте современной глобализации.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- интерпретировать христианскую государственность как политико-правовой феномен;

- выявить альтернативные основания теократических принципов организации верховной власти в христианской государственности;

- систематизировать концептуальные проекты правового христианского государства;

- определить закономерности эволюции христианского государства в процессе его исторического развития как правовой формы;

- концептуализировать институциональные императивы становления христианского политико-правового режима России в имперский и постимперский периоды;

- обосновать возможность православной христианской государственности как перспективного варианта политико-правовой трансформации современной России.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- с интегративных политико-правовых позиций дана комплексная характеристика христианскому государству, выделены его типы и формы;

- выявлены и проанализированы в институционально-компаративном ключе концептуальные различия между теократическими принципами христианской государственности;

установлены правовые закономерности развития формы1 правления и политического режима христианского государства;

дана критическая оценка основным проектам правовой христианской государственности;

определены перспективные направления политико-правовой ннституционализации православной государственности в современной России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть посредством институционализации религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах, что приводит к формированию правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных началах, имеющих доминирующее значение.

Основополагающий элемент христианской государственности -правовая неограниченность верховной власти, которая базируется на теократических принципах, поэтому ее пределы находятся в плоскости духовных ценностей, задающих соответствующие императивы правового сознания и правовой культуры ее граждан.

2. Христианская государственность характеризуется определенной формой организации верховной власти, механизм воспроизводства которой реализуется в процессе политико-правовой экстер-налнзации социально значимого образца нормативного поведения, закрепленного канонами христианской религии в институциональной системе государственной преемственности.

Результат религиозно-правового синтеза легитимируется с помощью государственно-правовых механизмов в системе общественно-политических институтов, фиксируется в национальном самосознании, становится общепризнанным и нормативным, что позволяет не только осуществлять трансляцию образа единовластия в рамках социально-правового наследования, но и модифицировать его в зависимости от интересов политической элиты.

3. Христианская государственность исторически концептуализируется в двух основных измерениях: христианско-эсхатологиче-ском и религиозно-правовом, каждое из которых опирается на собственную систему политико-правовых и духовных ценностей. Эсхатологическое измерение христианской государственности пред-

полагает наличие особой сакральной миссии государтва, служащего инструментом реализации Божественной воли.

Религиозно-правовая интерпретация христианской госулара -венности основывается на придании особого сакрального смысла принципу правообязанности, регламентирующему границы прав и свобод во взаимоотношениях человека, государства, общества на основе приоритета церковных институтов. В православной христианской государственности правообязанность рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением.

4. Христианско-правовой монистической идеал, являясь абсолютным по своей природе, включает в себя интерпретацию содержания верховной власти, теократических принципов взаимоотношения между обществом, государством и личностью в русле принципиально неразрешимого юридического конфликта между реальным содержанием права и его высшим предназначением. Преодоление такого дуализма возможно при соблюдении, по крайней мере, трех важнейших условий:

- максимального воцерковления общества и государственного аппарата;

- последовательной законотворческой и исполнительской деятельности государственной власти по улучшению нравственно-духовного климата в обществе;

-формирования политико-правовой системы, максимально приближенной в своей основе к нравственному идеалу христианства.

5. В системе государственно-конфессиональных отношений современной России присутствует несколько концептуальных версий, реально влияющих на содержание политико-правового режима и форму организации верховной власти. Каждая из них признает возможность прямого и косвенного влияния религиозных институтов на политико-правовую систему общества, включая государство, в единстве мировоззренческой, регулятивной, коммуникативной и некоторых других функций, что трансформирует российскую государственность в направлении ее теократической формы, близкой к православной. Вместе с тем современная религиозная ситуация в России реально обусловлена формированием многовекторных государственно-конфессиональных отношений, обладающих многовариантным потенциалом развития: от христианской государственности до атеистической.

Teopeтико-методологической основой исследования стали классические и современные политико-правовые теории государствоу-строения, теологические концепции верховной власти, системный и диалектический подходы. В работе были использованы положения теории социокультурной динамики, акцентирующие значение религиозных ценностей в выборе стратегии государственно-правовой эволюции.

При анализе форм соотношения государственной и христианской верховной власти были использованы труды известных российских и зарубежных ученых, мыслителей, богословов, посвященные доктринальным интерпретациям статуса личности в христианском государстве.

Сравнительная направленность исследования функционирования христианских и светских политико-правовых институтов потребована использования соответствующих компаративистских, аксиологических, институциональных, формально-логических методов.

Научно-теоретическая я практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в ходе преподавания теории государственного строительства, теории государства и права, политологии, культурологии, органами государственной власти и управления в целях разработки адекватной государственно-правовой идеологии современной России и форм ее институционализации.

Кроме того, содержание работы может быть использовано в курсах гуманитарного цикла высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы представлены диссертантом в выступлениях на следующих международных и всероссийских научных конференциях: «Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века» (Санкт-Петербург, 2003); «Государство и право славянских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004); «Политическое и правовое взаимодействие» (Ростов-на-Дону, 2004); «Перспективы государственно -правового развития России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2004).

Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются теоретико-методологические основы исследования, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава «Христианская государственность как политико-правовой феномен (теоретпко-методологическпй анализ)» структурно представлена тремя параграфами.

В первом параграфе «Понятиехристианской государственности» на основе анализа различных теоретико-методологических и мировоззренческих подходов диссертантом концептуализируется понятие христианской государственности.

Политическая власть как фактор действия, влияющий на ход событий, является основой государственности. Божественное происхождение этой силы в форме верховной власти на протяжении тысячелетий человеческой истории не подвергалось сомнению, служа прочной религиозной основой человеческого существования.

Диссертант обращает внимание, что необходимость изучения форм христианских государств подчеркивается их огромным реальным и потенциальным легитимационным ресурсом, процессом укрепления общественной роли и значимости христианских церквей во всем мире и в России.

По мнению диссертанта, научное исследование категории «христианская государственность» должно быть ориентировано на последовательное рассмотрение родовой категории «теократическая государственность» и ее особого вида - христианского.

Диссертант отталкивается от исходной концепции Л.А. Тихомирова, согласно которой государство представляет собой «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной вла-стью»1. Верховная власть в государстве представляет собою конкретное выражение источника власти, который принимается дан-

1 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Ч. I. M.,

1995.

ной нацией как объединительное начало, н на основах которого она желает строигь свою государственное] ь. Государство реальная, эмпирическая модель выражения верховной власти.

Специфика теократической государственности состоит в создании особой символики государственной власти, выраженной в сверхцели существования государства и общества - религиозной сакральной миссии. Выполнение этой миссии наполняет смыслом функционирование всей политико-правовой системы, автоматически включая в их структуру институты церкви.

В этом контексте церковь как структура, основанная на иррациональных, духовных началах, имеет не только внутреннюю сакральную сущность, но и историко-политическую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром. В отличие от светского, христианское государство делает усиленный акцент на специфические моменты взаимосвязи с обществом, составляющие в совокупности духовные основы государственности. Диссертант последовательно их анализирует в сравнительном ключе, выделяя в первую очередь наиболее значимые политико-правовые элементы.

Первый элемент теократической государственности - правовая неограниченность верховной власти. Однако правовая неограниченность верховной власти не означает ее абсолютного характера, соответственно ее ограничение лежит в сфере духовно-нравственных ценностей, задающих определенные императивы.

Второй элемент теократической государственности - функционирование правовой системы согласно принципу правообязанно-сти. Правообязанность в христианской государственности рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением, высоким и ответственным бременем.

Третий системный элемент теократической государственности - инстнтуционализация на политическом уровне особой взаимосвязи государства и церкви, взаимопереплетение, взаимопроникновение, иногда сращивание их институтов.

Четвертый элемент теократической государственности - государственное регулирование области воспроизведения традиционных ценностей семьи, как основного традиционного института религиозного сообщества. В христианской интерпретации такая дея-телбность выражается в воспроизводстве патерналистских идей.

Пятый элемент теократической государственности - общест-

венный конвенционализм (соборность) - характеризует общность социальных отношений, интегрируемую на признании универсальных положений - религиозных ценностей.

. Шестым элементом теократической государственности можно признать закрепление на государственном уровне положительной программы деятельности верховной власти по достижению религиозных идеалов - теократический алгоритм. Христианская государственность в этом аспекте расширяет практику миссионерства - переосмыслением мессианства - концептуальной идеи христианского универсума, подкрепленного государственно-автократической властью.

Таким образом, диссертант заключает, что христианская государственность представляет собой взаимосвязь государства, церкви и общества на признании единой концепции верховной власти, базирующейся на шести основных элементах: правообязанности, правовой несвязанности верховной власти, симфонии властей, патриархальности, соборности, мессианстве.

Во втором параграфе «Теократические принципы организации верховной власти: альтернативные основания» диссертант сравнивает процессы формирования и развития различных религиозных систем в ходе институционализации христианских и мусульманских государств.

Согласно воззрениям современных ученых, государственность предполагает не только системную упорядоченность ценностно-легитимационных элементов общества, но и источник права как важнейшего составляющего признака государства, а также основу для определения идеала социального бытия - начала любой государственности и общественной этики2.

Обобщая накопленный научно-методологический опыт, диссертант типологизирует несколько основных критериев теократической организации верховной власти, которые по-разному, иногда противоположно, институционализировались в христианском и мусульманском прототипах государств.

Диссертант рассматривает ряд различных критериев сравнительного анализа, выделяя в качестве приоритетного степень ин-ституционализации теократических идей в политико-правовой

2 ВеличкоA.M. Философия русской государственности. СПб.,

2002.

жизни. В настоящий момент теистические идеи и религиозные стереотипы превращаются в активный элемент общественно-политической жизни, что позволяет сделать вывод о своеобразной волне религиозного возрождения, вызванной поворотом общественного сознания в сторону культуроцентричности и смещением акцентов в направлении этнорелигиозной самобытности. Под ее влиянием политические институты получают черты цивилизационной идентичности, насыщаются элементами традиционно-конфессиональной среды.

Первый критерий сравнения теологических концептов государств - мера отождествления божественной воли и источника права. В этом аспекте диссертант подвергает анализу ряд ключевых моментов божественного правления, специфически характеризующих комплекс политических отношений, к которым относятся: суверенитет, власть, права человека, положение религиозных общин и церкви в системе социальных институтов государства.

Например, следуя данной традиции, конституции Пакистана и Ирана в русле мусульманской концепции власти закрепили «вселенский» суверенитет за Аллахом, а за народом - «земной», неполный и производный от первого.

Второй компаративный критерий - степень обожествления фигуры правителя, при которой глава государства наделяется сверхчеловеческими способностями предвидения, непогрешимостью, непререкаемой авторитетностью.

Диссертант на основе сравнения современных и исторических христианских и исламских государств последовательно рассматривает важнейшие критерии теократических государств: формирование кадрового состава государственно-административного аппарата на основе требований религиозных норм, регламентация социальной жизни религиозными предписаниями; реализация теократических способов судебного разбирательства, наличие государственно-религиозной доктрины; слияние государственных и религиозных институтов права и управления.

По итогам исследования диссертант делает вывод том, что религиозные институты, укоренившиеся в общественном сознании, служат основами национального единения и консолидации, что находит свое отражение и в правовой системе. Так, например, важное положение восточно-православной церкви в государственной сфере отобразили конституции Болгарии и Греции, католической церкви -- конституции Панамы и Боливии.

Диссертант на основе анализа лширнческпч данных, сомас-но индикаторам выделенной критериальной системы, делае| выводы о сходстве и различиях практики функционирования полшиче-ской и правовой системы теократических государств.

Третий параграф «Правовоехристианское государство: концептуальные версии институционализации» посвящен рассмотрению «общих точек» взаимосвязи концепта «правовое государство» и христианского идеала государства.

Диссертант отмечает, что термин «правовое христианское государство» достаточно искусственен, если рассматривать его в рамках либеральной теории государства и права. Однако христианское государство как особая форма государственности имеет свое идеологическое и государственно-правовое обеспечение, что позволяет исследовать этот феномен, используя политико-правовую методологию.

Диссертант, рассматривая христианско-правовую традицию интерпретации правового государства, приходит к выводу о том, что в научной литературе выделяются две несовместимые версии интерпретации правовых источников верховной власти и права в целом. Объектом изучения этих политико-правовых подходов являются принципиальные свойства верховной власти, которые могут иметь либо рациональный, либо иррациональный источник своей легитимации.

Теоретическим выражением поиска рационального правового идеала, идеи верховной власти является естественно-правовая доктрина. Ее отправной точкой служит тезис, о том, что интересы государства и человека никогда не могут быть отождествлены, в этой связи ни на одной стадии исторического развития нельзя говорить о том, что личность стала действительно свободной, поэтому правовое государство есть придаток свободной личности, главная задача которого - обеспечение ее безопасности и свободы3.

Диссертант обращает внимание, что с точки зрения иррационального подхода (православно-христианское учение) - государство в идеале представляет собой совокупность свободно мыслящих личностей, объединенных на единой духовно-религиозной основе, выраженной в существовании христианской веры, которая снима-

3 Берман Г. Кризис западной традиции права //Западная да-диция права: эпоха формирования. М., 1998.

ет фундаментальный вопрос противопоставления государства и личности, разрешая его путем определения общих мировоззренческих задач.

Христианско-правовой идеал создает целостную картину идейного единства, согласно которому правовой идеал абсолютен, не подвержен произвольному и субъективному толкованию. Абсолютность религиозной идеи, невозможность ее «исправить», проигнорировать возвышают право, придают ему новые свойства.

Доктрина рационализма устанавливает, что право представляет собой не только идеал свободы лица, но и универсальный способ ее обеспечения. В этом аспекте именно правовому ограничению власти придается ключевое значение.

Христианская концепция подразумевает под правом, прежде всего, нормы религиозные, непосредственно содержащиеся в христианском учении, имеющие прямое действие в обществе, в государстве. Право получает в этом случае свою нравственную основу, готовый выверенный правовой идеал.

Диссертант подчеркивает, что религиозная норма в том виде, как она содержится в Библии, не всегда может применяться в качестве правовой. В Библии находятся не только готовые нормы поведения, но и множество принципов организации общества, семьи, государства, церкви, требующих своей конкретизации4.

В итоге диссертант делает вывод, что действующее право всегда недостаточно и никогда в полной мере не соответствуют правовому идеалу. Разрешение этой коллизии в христианско-правовой системе возможно на условиях: максимального воцерковления государства; последовательной законотворческой деятельности верховной власти по формированию общественных отношений, отве-чаюших требованиям христианской нравственности и этики; формирования новых норм права, максимально приближенных в своей основе к правовому идеалу, формируемому христианством.

Таким образом, юридически гарантированное государством право социального выбора - либеральный идеал свободы - трактуется в религиозной интерпретации как нечто достаточно формальное и абстрактное, не отвечающее полностью сущности и назначению человека.

4 Величко A.M. Философия русской государственности. СПб., 2002.

Вторая глава «Эволюция христианской государственности как правовой формы» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Процессы становленияхристианского политико-правовогорежима: институциональные императивы» лается общая и предметная характеристика динамики взаимоотношений между христианским государством и обществом в своих различных исторических формах.

Диссертант отмечает, что среди теоретиков нет полного единства в том, что следует понимать под политико-правовым режимом, какие существуют типологии политического режима, как соотносятся между собой христианское вероучение и методы политического управления.

- Используя терминологию российского исследователя Ж. То-щенко, диссертант делает вывод о том, что христианский режим представляет собой динамическое сочетание «вечных» внеистори-ческих методов правления во взаимосвязи с элементами специфических политических политико-правовых технологий с соответствующими свойствами.

Само возникновение христианского политического режима было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе теократических идей, берут свое начало в античности.

Диссертант на основе современной интерпретации учения Ф. Аквинского обобщает наиболее характерные черты христианской интерпретации духовно-психологических ресурсов политических режимов, которые условно могут быть разделены на две основные группы. Во-первых, это этнопсихологические характеристики общества, которые сами по себе, без каких бы то ни было усилий со стороны правящей элиты, способствуют стабилизации режима, укреплению в обществе центростремительных тенденций и взаимодействия религиозной и государственной властей. Сюда могут быть отнесены определенные культурные традиции, глубинные, исторически сформировавшиеся особенности национального самосознания, система мифов и верований. Во-вторых, к духовно-психологическим ресурсам, несомненно, следует относить личный потенциал религиозных лидеров и государственных деятелей, их способность сформулировать и распространить в обществе ценностную систему, принимаемую основными счоями населения.

Диссертант классифицирует и сравнивает различные виды христианских по политико-правовыхрежимов, распространенных в раз-тичных государствах. Так, по его мнению, отношения между церковью и государством в Византии принципиально отличились от римско-католической модели.

В целом, с появлением христианства возникает вопрос об отношении церкви и государства друг к другу. Попытки ее решения в истории очень разнообразны: от политического индифферентизма до полного огосударств пения церкви в христианском государстве.

Средние века - особый период в истории политических учении по сравнению с античным миром. Вызван этот период перемещением центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви. Устремленность значительной части этого сознания к трансцендентным идеалам оформляло соответствующим способом тематику и содержание политико-правовых доктрин. Вместе с тем выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государственного суверенитета.

В целом, до эпохи новейшего времени эти правоотношения сводились к разным формам христианского государства, которое находилось в союзе с церковью. В ходе либеральных революций произошла секуляризация - отделение церкви от государства.

Тем не менее на основе изучения историко-правового материала диссертант заключает, что нравственный авторитет христианства, его политическое влияние с течением времени имеют тенденцию к повышению, а современные события, связанные со сменой главы римско-католической церкви служат еще одним этому подтверждением.

Во втором параграфе «Формирование государственно-конфес-сиональныхотношений в России: правовой аспект» диссертант, анализируя исторические этапы политико-правовых взаимоотношений Русской православной церкви и государства, отмечает предпосылки формирования этих институтов и указывает возможные тенденции их дальнейшего развития.

Диссертант отмечает, что государственно-религиозные отношения в России в целом строились на основе византийской модели. В Византии был создан правовой идеал «симфонии», т.е. гармони-чсского соотношения между главенством церкви в области рели-

гии и политической независимости государства при оошем тесном сотрудничестве.

В противоположность католическим представлениям христианский политический режим в России сложился при преимущественном преобладании византийского понимания доминирования правообязанности над правом.

Православие практически сразу стало одной из важнейших форм русского национального самосознания, и, окончательно закрепившись в виде таковой формы к XIV веку, в дальнейшем уже само активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, политико-правовой системы.

Диссертант классифицирует ряд интерпретаций государственно-религиозных отношений. Так, различные трактовки христианского вероучения были выражены в трудах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, последователи которых позднее стали именоваться «нестяжателями» и «иосифлянами». При этом диссертант доказывает, что «нестяжательство» и «иосифлянство» - это две стороны единого процесса развития отечественной религиозно-политической мысли в XV - XVI столетиях, различия между которыми определяются принципиальным противопоставлением: либо преображение мира через внутреннее воспитание человека, либо завоевание мира на путях внешней работы в нем.

Диссертант показывает, что с XV века в России православно-религиозные учения становятся силой, управляющей всей общественно-политической жизнью страны. Мистические учения выступают в качестве «идеалов-образов», обозначивших новые целевые и смысловые задачи существования политико-правовой системы России.

Вся последующая история российского государства представляет собой реализацию на практике выработанных в первой половине XVI столетия мистических «идеалов-образов». Пытаясь осмыслить положение России во всемирной истории, русская религиозно-политическая мысль выработала пророческо-эсхатологический тип соединения русской политической и геополитической истории с мировой («Москва - Третий Рим»).

Диссертант делает вывод о прямом и обратном влиянии религиозных учений на политическую и правовую стабильность России. Так, например, Смутное время и раскол результат новою

лапа осмысления места России во всемирной истории и в мировом пространстве. Дилемма «национальное или вселенское» предопределила переформулирование смысловых и целевых установок государства: Россия должна была принять на себя обязанности вселенского православного царства и подчинить национальное вселенскому.

Следовательно, дальнейшее развитие этой идеи, а значит и самой России, предопределило ее реализацию не только в религиозно-нравственной области, но и в политической, а точнее, внешнеполитической.

Таким образом, в русской религиозно-философской мысли этого времени активно разрабатывается новая историческая мифология, которая кладется в основу и новой историософии, постепенно формируется и новый политический идеал - российское православное самодержавное царство, как прообраз вселенского православного царства.

С первых лет существования советской власти Русская православная церковь подвергалась систематическому преследованию. В политике советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. 23 января 1918 года был опубликован Декрет об отделении церкви от государства, а школы от церкви. С 1922 года начинается активное вмешательство партии и государства во внутренние дела церквей. Это стало проявляться не только в поддержке обновленческого движения и в дискриминации ряда конфессий, но и в принятом Президиумом ВЦИК постановлении «О ликвидации церковного имущества».

К началу 40-х годов в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего храма. Некоторое потепление в государственном отношении к церкви случилось в годы Великой Отечественной войны. Система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила внести в право определенные конкретные изменения, примером тому является либерализация государственной религиозной политики, в том числе и в области законодательства.

Полная зависимость церкви от государства, при полной зависимости государства от единственной политической партии, полностью подчинила положение церкви любому изменению политической конъюнктуры в начале 50-х годов XX века. Один за другим

выходят нормативно-правовые акты «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (июль 1954 года) и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (ноябрь 1954 г.).

Середина 70-х годов XX века ознаменовалась разрядкой напряженности в государственно-религиозных отношениях, заключением Хельсинского Соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Начавшаяся в апреле 1985 года перестройка во всех сферах нашего общества потребовала качественных изменений и в сфере государственно-церковных отношений.

В условиях развития демократизации в стране начала расширяться и сфера социального служения религиозных организаций. На совместном заседании палат Верховного Совета СССР в 1990 г. был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», который, по сути, провозгласил новый этап государственно-конфессиональных взаимоотношений. В это же время Верховный Совет РСФСР принял в окончательной редакции закон РСФСР «О свободе вероисповедании». Упразднение в декабре 1991 г. СССР, провозглашение независимости Российской Федерации подготовило условия для современного этапа государственно-конфессиональных взаимоотношений.

В третьем параграфе «Православнаяхристианская государственность как вариант политико-правовойтрансформации современной России» диссертант анализирует текущее российское законодательство, оценивает современную политическую ситуацию в религиозной сфере, положение Русской православной церкви, перспективы дальнейшей эволюции российской государственности.

Диссертант проводит анализ функционирования православной христианской государственности в трех аспектах: политико-правовом, историко-идеологическом, социокультурном.

Так, политическая нестабильность в России первой половины 90-х конца XX века ликвидировала первоначальные положительные усилия по развитию отношений между церковью и государством. Государственно-церковные отношения как часть государственной политики в этой связи развивались под воздействием двух противоречивых факторов: во-первых, кризиса политической власти (исполнительной и законодательной ветвей), во-вторых, несовершенства законодательной базы и отсутствия четкого механизма правового регулирования.

Особенности социокультурного взаимодействия государствен-ныхин церковных институтов в посткоммунистической России наиболее ярко видны в процессе проведения совместных официальных мероприятии государственной и духовной власти.

Правовой контекст государственно-конфессиональных взаимоотношений основывается на Конституции, согласно которой Российская Федерация провозглашается светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Конституционно-правовой анализ правового положения религиозных объединений диссертант проводит параллельно с исследованием норм Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года.

Анализируя политические аспекты государственно-конфессиональных отношений, диссертант отмечает, что в постсоветский период происходит процесс активизации деятельности религиозных объединений: Русская православная церковь, взяв курс на интенсивную выработку социального учения, проводит заседания Архиерейских соборов (1994,1997,2000 гг.), подписывает совместные заявления о сотрудничестве с рядом министерств и ведомств.

Состоится ли новый «христианский переворот» в России, выраженный в формировании новой государственно-правовой идеологии, становлении христианского политического режима, воцер-ковлении государственных институтов, зависит от многих факторов. Диссертант считает, что духовная реабилитация христианства как актуальной политико-правой доктрины требует смены исходных установок либерализированной идеологии.

По мнению диссертанта, во внешнеполитическом аспекте христианское государство самим фактом своего существования будет антиглобалистским и антилиберальным по сути и содержанию. Внутрисоциальной задачей христианского государства является идеологическое оправдание обеспечения существования социально уязвимых и либерально неприспособленных слоев населения посредством включения их в общий христианский универсум.,

Христианское возрождение будет решать еще одну задачу -возрождения духовности власти, причем любая духовная власть, воплощающая авторитет нормы и идеала, автоматически будет становиться непримиримым оппонентом нового глобального порядка. Интеграционные традиции православной духовности на протя-

жении тысячелетней истории ее существования на русской земле сохраняют и сейчас свое актуальное воздействие.

В этой связи, по мнению диссертанта, симфония церкви и государства всегда была и продолжает оставаться смысловой основой российской государственности. Перспективная модель взаимодействия церкви и государства - это тесный союз и комплексное сотрудничество на твердой правовой основе. Тем не менее Русская православная церковь не должна превращаться в полугосударственный институт, автоматически освящающий любую государственную власть.

Власть, армия и образовательное пространство - основные ареалы возможных контактов Русской православной церкви и общества, способных привести к возрождению духовности в армии, к реставрации отношений между органами государства и верующими людьми в рамках существующего конституционно-правового поля.

Диссертант заключает, что в сложившейся ситуации роль церкви в общественно-политическом пространстве должна оставаться интегрирующей и толерантной, поскольку Российская Федерация является многонациональным и поликонфессиональным государственным образованием.

В заключение диссертации на основе проведенного исследования подводятся итоги, формулируются выводы о том, что перспективы возрождения и укрепления государственности современной России будут определяться ходом становления и взаимодействия институтов государственной и духовной власти.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1. Богданов А.Н. Христианская государственность: политико-правовой анализ // Концептуальные основы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов. Ч. 1. Ростов н/Д., 2004. - 0,5 п л.

2. Богданов А.Н. Христианско-теократические тенденции в развитии политико-правовой системы России // Государство и право славянских народов: состояние и перспективы развития. Ростов н/Д., 2004. - 0,4 п л.

3. Богданов А.Н. Христианский проект трансформации рос-

спйской политико-правовой системы //Правовое и политическое взаимодействие. Ростов н/Д. - Таганрог, 2004. - 0,4 п.л.

4. Богданов А.Н. Религиозный правовой идеал: христианское и либеральное обоснования // Государственность и право славянских народов начала XXI века. Ростов н/Д., 2003. - 0,3 п.л.

5. Богданов А.Н. Христианская государственность в условиях глобализации // Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века. СПб., 2003. - 0,3 п.л.

Сдано в набор 13.04.05. Подписано к печати 14.04.05. Формат 60x84/16. Объем 1,0 п.л. Набор компьютерный. Гарнитура Таймс. Печать ризография. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 102

Отпечатано в отделении оперативной полиграфии ОНиРИО Ростовского юридического института МВД России. 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, 83.

1885

r s '

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата юридических наук Богданов, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Христианская государственность как политико-правовой феномен (теоретико-методологический анализ).

§ 1. Понятие христианской государственности.

§2. Теократические принципы организации верховной власти: альтернативные основания.

§3. Правовое христианское государство: концептуальные версии институционализации.

Глава 2. Эволюция христианской государственности как правовой формы.

§1. Процессы становления христианского политико-правового режима: институциональные императивы.

§2. Формирование государственно-конфессиональных отношений в

России: правовой аспект.

§3. Православная христианская государственность как вариант политико-правовой трансформации современной России.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по политологии, Богданов, Андрей Николаевич

Актуальность темы диссертационного исследования. Роль и место христианских государств в мировой истории трудно переоценить. По существу закладка основ современной западноевропейской цивилизации и культуры проходила под непосредственным влиянием христианства. В определенные исторические периоды христианство как глобальная мировая религиозная система пронизывало все формы существования государства и общества.

Актуальность и значимость христианской государственной идеи вполне реально обозначены в современных политических процессах столкновения цивилизаций, утверждающих таким образом свою конфессиональную идентичность.

Другой актуальный аспект возрождения интереса к трансформации христианской государственности продиктован ситуацией востребованности целостных духовных элементов в государственно-правовой идеологии современной России, где христианство может сыграть роль интеграционной ценностной системы, в определенной степени задающей цели и средства реализации национальной и государственной политики.

Необходимость изучения христианской государственности обусловлена также ее огромным реальным и потенциальным социокультурным легитимационным ресурсом, предметной направленностью нормативно-ценностной системы, политико-правовым авторитетом христианской церкви в мировом и российском масштабах.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие аспекты политического взаимодействия христианского государства и общества детально описаны в философской, религиоведческой и политологической литературе.

Наиболее изученным представляется вопрос соотношения государства и христианской церкви в реализации общественной политики, представленный еще в трудах евангелистов Луки, Марка, Матфея, апостолов Павла и Петра.

Институциональное оформление государственно-правовой идеологии христианства, детерминированное фактором утраты полноты и вселенскости христианской церкви, внутренним католическим и православным разделением, обобщенно концептуализировано в рамках папоцезаристского (теократического), цезарепаписткого (имперского), симфонического (дуалистического) направлений.

Развернутое католическое обоснование религиозной составляющей в различных формах государственности представлено в трудах Оригена, Тертулиана, Августина, Ф. Аквинского. Католическое определение государственного строения дает катехизис католической церкви, в котором сущность и содержание совместной государственно-религиозной политики осмысливаются в теократическом ключе.

Протестантские цезарепапистские воззрения на христианскую государственность характерны для М. Лютера, Кальвина и других.

Православный аспект христианской государственности подробно разработан в трудах И. Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского, В. Зеньковского, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, П. Казанского, Ф. Степуна, Н. Черняева, И. Ильина, Н. Алексеева, Б. Савицкого и других.

Разделение религиозной и государственно-правовой системы — существенный признак многих современных государств, получивший свое обоснование на теологическом и правовом уровне еще в трудах Вольтера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Н. Бердяева, современных российских и зарубежных либерально-ориентированных ученых.

Укрепление современной российской государственности в рамках ее взаимодействия с православием и традиционными конфессиями стало предметом рассмотрения современными российскими мыслителями (А.Г. Дугиным, А.С. Панариным и др.) с консервативных позиций.

Поискам оптимальных и перспективных форм взаимоотношений христианства и государства были посвящены творческие методологические усилия A.M. Величко, В.Ю. Верещагина, А. Кураева, Н.С. Капустина, Т.П. Матяш, В.Е. Давидовича, Е.Е. Несмеянова, А.И. Овчинникова и др.

Однако обзор литературы, в которой рассматриваются модели взаимосвязи христианства и государства, эволюции их оптимального взаимодействия в условиях современной глобализации и унификации, свидетельствует об отсутствии политико-правовых работ, специально посвященных анализу правовой трансформации христианской государственности.

Поэтому необходимы пионерские исследования, призванные интерпретировать наличные и возможные политико-правовые формы христианского государства в контексте современных представлений о роли и значении религиозного фактора в политико-правовой системе, а также за их методологическими пределами.

Объектом исследования является феномен самобытной государственности, представленный особой организацией верховной власти, специфическим механизмом легитимации, характерными технологиями воспроизводства правовой системы.

Предмет исследования — процессы политико-правовой институционализации христианской государственности в пространственно-временном интервале ее существования и развития.

Целью диссертационного исследования является политико-правовой анализ эволюции форм христианской государственности в контексте современной глобализации.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- интерпретировать христианскую государственность как политико-правовой феномен;

- выявить альтернативные основания теократических принципов организации верховной власти в христианской государственности;

- систематизировать концептуальные проекты правового христианского государства;

- определить закономерности эволюции христианского государства в процессе его исторического развития как правовой формы;

- концептуализировать институциональные императивы становления христианского политико-правового режима России в имперский и постимперский периоды;

- обосновать возможность православной христианской государственности как перспективного варианта политико-правовой трансформации современной России.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- с интегративных политико-правовых позиций дана комплексная характеристика христианскому государству, выделены его типы и формы;

- выявлены и проанализированы в институционально-компаративном ключе концептуальные различия между теократическими принципами христианской государственности;

- установлены правовые закономерности развития формы правления и политического режима христианского государства; дана критическая оценка основным проектам правовой христианской государственности;

- определены перспективные направления политико-правовой институционализации православной государственности в современной России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть посредством институционализации религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах, что приводит к формированию правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных началах, имеющих доминирующее значение.

Основополагающий элемент христианской государственности — правовая неограниченность верховной власти, которая базируется на теократических принципах, поэтому ее пределы находятся в плоскости духовных ценностей, задающих соответствующие императивы правового сознания и правовой культуры ее граждан.

2. Христианская государственность характеризуется определенной формой организации верховной власти, механизм воспроизводства которой реализуется в процессе политико-правовой экстернализации социально значимого образца нормативного поведения, закрепленного канонами христианской религии в институциональной системе государственной преемственности.

Результат религиозно-правового синтеза легитимируется с помощью государственно-правовых механизмов в системе общественно-политических институтов, фиксируется в национальном самосознании, становится общепризнанным и нормативным, что позволяет не только осуществлять трансляцию образа единовластия в рамках социальноправового наследования, но и модифицировать его в зависимости от интересов политической элиты.

3. Христианская государственность исторически концептуализируется в двух основных измерениях: христианско-эсхатологическом и религиозно-правовом, каждое из которых опирается на собственную систему политико-правовых и духовных ценностей. Эсхатологическое измерение христианской государственности предполагает наличие особой сакральной миссии государства, служащего инструментом реализации Божественной воли.

Религиозно-правовая интерпретация христианской государственности основывается на придании особого сакрального смысла принципу правообязанности, регламентирующему границы прав и свобод во взаимоотношениях человека, государства, общества на основе приоритета церковных институтов. В православной христианской государственности правообязанность рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением.

4. Христианско-правовой монистической идеал, являясь абсолютным по своей природе, включает в себя интерпретацию содержания верховной власти, теократических принципов взаимоотношения между обществом, государством и личностью в русле принципиально неразрешимого юридического конфликта между реальным содержанием права и его высшим предназначением. Преодоление такого дуализма возможно при соблюдении, по крайней мере, трех важнейших условий:

- максимального воцерковления общества и государственного аппарата; последовательной законотворческой и исполнительской деятельности государственной власти по улучшению нравственно-духовного климата в обществе;

- формирования политико-правовой системы, максимально приближенной в своей основе к нравственному идеалу христианства.

5. В системе государственно-конфессиональных отношений современной России присутствует несколько концептуальных версий, реально влияющих на содержание политико-правового режима и форму организации верховной власти. Каждая из них признает возможность прямого и косвенного влияния религиозных институтов на политико-правовую систему общества, включая государство, в единстве мировоззренческой, регулятивной, коммуникативной и некоторых других функций, что трансформирует российскую государственность в направлении ее теократической формы, близкой к православной. Вместе с тем современная религиозная ситуация в России реально обусловлена формированием многовекторных государственно-конфессиональных отношений, обладающих многовариантным потенциалом развития: от христианской государственности до атеистической.

Теоретико-методологической основой исследования стали классические и современные политико-правовые теории государствоустроения, теологические концепции верховной власти, системный и диалектический подходы. В работе были использованы положения теории социокультурной динамики, акцентирующие значение религиозных ценностей в выборе стратегии государственно-правовой эволюции.

При анализе форм соотношения государственной и христианской верховной власти были использованы труды известных российских и зарубежных ученых, мыслителей, богословов, посвященные доктринальным интерпретациям статуса личности в христианском государстве.

Сравнительная направленность исследования функционирования христианских и светских политико-правовых институтов потребовала использования соответствующих компаративистских, аксиологических, институциональных, формально-логических методов.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в ходе преподавания теории государственного строительства, теории государства и права, политологии, культурологии, органами государственной власти и управления в целях разработки адекватной государственно-правовой идеологии современной России и форм ее институционализации.

Кроме того, содержание работы может быть использовано в курсах гуманитарного цикла высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы представлены диссертантом в выступлениях на следующих международных и всероссийских научных конференциях: «Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века» (Санкт-Петербург, 2003); «Государство и право славянских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004); «Политическое и правовое взаимодействие» (Ростов-на-Дону, 2004); «Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2004).

Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были получены и могут быть предложены следующие выводы:

Специфика христианской государственности состоит в создании особой символики государственной власти, выраженной в конструировании единой сверхцели, сверхсмысла существования государства и общества — религиозной сакральной миссии.

Выполнение этой миссии наполняет смыслом функционирование всей политико-правовой системы, автоматически включая в их структуру институты Церкви.

В этом контексте Церковь как структура, основанная на иррациональных, духовных началах, имеет не только внутреннюю «таинственную» сущность, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, совместно с государством.

Однако в отличие от светского, христианское государство делает усиленный акцент на ключевые моменты взаимосвязи с обществом, составляющие в совокупности духовные основы христианской государственности.

Специфичный элемент духовных основ теократической государственности - правовая неограниченность верховной власти. Однако правовая неограниченность верховной власти не означает её абсолютного характера. Верховная власть конституируется в данном случае не на правовых, а на религиозных принципах, соответственно её ограничение лежит в сфере духовно-нравственных ценностей, задающих соответствующие императивы.

Христианская государственность представляет собой конкретное воплощение системы духовных регуляторов, ограничивающей верховную власть, требованиями религиозных норм, закрепленных в Ветхом и Новом заветах. В этом смысле деятельность верховной власти носит идеократический характер.

Российский вариант верховной власти, структурно выраженной в существовании института православной государственности, может привести к формированию «лучшего правового порядка, основанного не только на законе, но и на нравственных и христианских началах правды и справедливости.

Необходимо отметить вытекающий из этого положения принцип абсолютности, догматичности религиозных принципов ограничения верховной власти. Могут изменяться формы христианской государственности, трансформироваться её модели, но внутреннее содержание изначально закрепленных принципов остается неизменным при любых обстоятельствах.

Христианская государственность предполагает создание особой правовой системы, базирующейся на принципе правообязанности. Правообязанность в христианской государственности рассматривается как почетный долг, государственная власть признается особого рода служением, высоким и ответственным бременем.

Христианская государственность предполагает институционализацию на политическом уровне особой взаимосвязи государства и Церкви, взаимопереплетение, взаимопроникновение, иногда сращивание их институтов. Историческая эволюция христианской государственности демонстрирует ряд различных моделей организации государственно-церковных отношений, упрощенно сводимых к трех основным: папоцезаризм, цезарепапизм (концепция двух мечей), симфония властей.

Установление симфонических государственно-церковных отношений выступало приоритетной целью идеалом православной государственности, ,в котором религиозно-нравственное содержание жизни становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества. Соответственно церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из главных опор национальной государственности: не смешиваясь и не подчиняясь ей.

На наш взгляд, необходимым элементом христианской государственности является усиление государственного регулирования в области воспроизведения традиционных ценностей семьи, как первичной ячейки всего религиозного сообщества.

Церкви оно должно обеспечивать полную свободу во внутрицерковной жизни и давать возможность осуществлять ее цели, и при этом активно поддерживать ее своим авторитетом, своим законодательством и предоставляя материальные средства, как это происходит по отношению ко всем другим созидательным культурным силам нации.

По отношению к отдельному человеку христианское государство должно обеспечивать наибольшую личную свободу и защищать свободу совести всех граждан, т.е. даже такие вероисповедания, которые конкурируют с церковью.

В своем отношении к другим государствам христианское государство должно постоянно думать о том, чтобы заглушить свой беспрецедентный эгоизм и ограничить до минимума свое применение силы, вооружение и ведение войн (христианский пацифизм).

Перспективы становления российской государственности будут определяться ходом становления и взаимодействия институтов государственной и духовной власти в изменяющемся демократическом российском обществе на пороге XXI века.

 

Список научной литературыБогданов, Андрей Николаевич, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 2001.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7.

3. Аквинский Ф. Сочинения. М., 2001.

4. Аксаков И.С. Сочинения. М., 1887. Т.5.

5. Алексеев А.С. Начала современного правового государства и русский административный строй накануне 6 августа 1905 г. М., 1905.

6. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

7. Алексеев Н.Н. Современное положение науки о государстве и её ближайшие задачи. М., 2000.

8. Алексеева Т.А. Политический процесс в социокультурном измерении. М., 1997.

9. Алексюк Р.П. Аппарат управления и власти как общесоциологическая категория. Воронеж, 1974.

10. Ю.Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки. 1991. № 2.

11. П.Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971.

12. Аникевич А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования. Красноярск, 1986.

13. З.Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997.

14. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология. СПб. 1993.

15. Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

16. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М.,1991.

17. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Казань. 2001

18. Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль, 1993.№7

19. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитическиепроблемы. М., 1977.

20. Байлов А.А. От «Вех» к сменовеховству (Из истории идейно-политических исканий российской интеллигенции). Дисс. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1996.

21. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов. 1990.

22. Бакунин М.А. Философия. Социология, Политика. М., 1989.

23. Барбаро и Контарини о России. JL, 1971.

24. Баскин Ю.А. Святоотеческая литература о власти и государстве // История политических и правовых учений: сборник статей. СПб., 1999.

25. Баталов Э.Я. Диалектика развития американского общества и проблемы исследования политического сознания США \\ Современное политическое сознание США. М., 1980.

26. Белов Г.А. Легальность и легитимность власти. М.,1993.

27. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

28. Бердяев Н. Душа России. М., 1990.

29. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

30. Берман Г. Кризис западной традиции права // Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

31. Бессонов Б.Н., Гончаров П.К., Жовтун Д.Т. и др. Философия политики. Книга III. Властные факторы в политической системе общества. М., 1993.

32. Бондаренко О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений. Автореф. дисс., д.соц.н. Ростов-на-Дону, 1998.

33. Бороноев А.О. Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. СПб., 1992.

34. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса.1964-1994. М., 1996.

35. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999, № 6.

36. Булгаков С. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). М., 1991.

37. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

38. Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

39. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985.

40. Вебер М. Избранные произведения. М., 1996.

41. Величко A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001

42. Верховский А.И. На трудном перевале. М., 1959.

43. Веселов В.Р. Русская интеллигенция на исходе века: некоторые уроки пройденного пути // Тезисы докладов X международной научно-теоретической конференции. Иваново, 1999.

44. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М., 1992.

45. Волков Н.Е. Очерки законодательной деятельности в царствование императора Александра III. 1881-1894 гг. СПб., 1910.

46. Волков Ю.Г. Новые парадигмы общества и человека \\ Инновационные подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1995.

47. Воронов Ю.М. Идеократия. Историко-политические контексты. СПб., 1998.

48. Вылцан М.А. Приказ и проповедь/Ютечественная история. 1995. № 3.

49. Вятр Е. Власть и сила: формы соотношения. М., 1999.

50. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования. 1991. № 6.

51. Газицки А. Политическая власть как социальный феномен (социально-психологический аспект): Дис. . канд. социол. наук. М.,1992.

52. Гачев Г.Д. Национальный мир и национальный ум // Путь. 1994, №6

53. Гвоздкова Т. А. Политическая власть как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук. М., 1990.

54. Гегель Г.В.Х. Философия права. М., 1990.5 5.Гер дер Иоган Готфрид. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

55. Герт Спенсер. Развитие политических учреждений. М., 1994.

56. Гессен Ю. История еврейского народа в России. Москва-Иерусалим,1993.

57. Глинский Б. Константин Петрович Победоносцев // Исторический вестник. 1997, № 4.

58. Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М., 1991.

59. Головаха Е.И. Ценностные ориентации и массовое сознание \\ Познание в социально-культурной системе. Новосибирск, 1993.

60. Горский А.А. Пушкарев Л.Н. Предисловие // Мировосприятие и самосозание русского общества (Х-ХХвв.). М.,1994.

61. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981.63 .Графский В. Г. Проблема взаимоотношений власти и знания в истории политической мысли: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1992.

62. Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX века // Вопросы философии. 1996. № 4.

63. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период Л., 1990.

64. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1996.

65. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей — социальная история и поиски исторического синтеза. // Советская этнография. 1988. № 6. С.18.

66. Гусев В.А. К.П. Победоносцев русский консерватор-государственник. // Социально-политический журнал, 1993, № 11-12.

67. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

68. Дегтярев А.А. Основы политической теории: М., 1998.

69. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Политические исследования. 1996. № 3.

70. Деникин А. И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1990. №8.

71. Дневники императора Николая II. М., 1991.

72. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.

73. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. М., 2000.

74. Дугин А.Г. Абсолютная Родина. М., 1999.

75. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

76. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. М., 1968.

77. Ерыгин А. Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). -Диссертация . доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1992.

78. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.81.3айончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

79. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. Публицистика 19911995 гг. М., 1996.

80. Золотухина Н.М., Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX веков. М., 1995.

81. Зорин A.JL Идеология "православия самодержавия - народности" и ее немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996.

82. Иван Грозный. Второе послание Курбскому // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.

83. Иван Грозный. Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.

84. Иванников И. А. Проблема государственного устройства в русской политико-правовой мысли (М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, К. П. Победоносцев). Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону., 1995.

85. Иванников И.А. Учение К.Д. Кавелина об идеальной форме государственного устройства России // Северо-Кавказский юридический вестник, 1998, №1

86. Из произведений патриарха Фотия. Вып. 1. М., 1985.

87. Ильин В.В. Понятие власти // Философия власти. М., 1993.

88. Ильин И.А. О грядущей России // Избранные статьи. М., 1991.

89. Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч., т.4. М.,1994.

90. Ильин И.А. Русская церковь и государство. М., 1998.

91. Ильин М.В. Политический дискурс: слова и смыслы // Политические исследования. 1994. № 1-6,

92. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., Российская политическая энциклопедия. 1997.

93. Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977.

94. Исаев И.А. История России. Традиция государственности. М.,1995.

95. Нерсесянца B.C. История политических и правовых учений. М., 1995.

96. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

97. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 2000.

98. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

99. Карлетти Т. Современная Россия. СПб., 1995. ТI. С. 101.

100. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. 1993.

101. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1990.

102. Катков В.Д. Нравственная и религиозная санкция русского самодержавия. Харьков, 1999.

103. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет: критика буржуазных теорий. М., 1973.

104. Ключевский В.О. Русская история. М., Мысль, 1993.

105. Клямкин И.М., Лапкин В.В., Пантин В.И. Между авторитаризмом и демократией // Политические исследования. 1995. № 2.

106. Кожинов В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.

107. Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж. 1989.

108. Косолапов Р. России нужна сверхидея. М., 1996.

109. Кравченко И.И. Введение в исследование политики (философские аспекты). М., 1998.

110. Крамник В.В. Технология власти: политико-психологические механизмы: Дис. д-ра полит, наук. СПб., 1995.

111. Краснов Б.И. Власть как явление политической жизни //

112. Социально-политические науки. 1991. № 11.

113. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин. 1995.

114. Курдюкова 3. Н. Проблемы современного развития политической формы российского государства. Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. Саратов, 1992.

115. Кьеза Дж. Прощай Россия. М., 1997.

116. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

117. Леонов С. В. Рождение советской империи: Государство и идеология. 1917-1922 гг. М., 1997.

118. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992.

119. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. 1988. № 6.

120. Лихачев Д.С. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1989.

121. Локк Д. Сочинения. М., 1999.

122. Лубский А.В. Государственная власть в России (исторические реалии и проблемы легитимности). Ростов-на-Дону. 1998.

123. Лузан А.А. Управление, власть, организация // Философские науки. 1976. № 6.

124. Лузин В. В. Форма правления в России в начале XX века. Автореферат диссертации . кандидата юридических наук. М., 1994.

125. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.

126. Любашиц В. Я. Гражданское общество как исторический тип социальной организации // Северо-Кавказский юридический вестник, 1998, №2.

127. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону, 1989.

128. Макаров Б.М. Понятие общественной власти и ее системы // Вестник МГУ. Сер. 12. Право, 1971. № 1.

129. Макиавелли Н. Государь М., 1990.

130. Манхейм Карл. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени.1. М., 1994.

131. Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

132. Мейнеке М. Принцип государства во всемирной истории. М., 1890.

133. Мельвиль А.Ю., Никитин А.И. Ростки новой гражданской культуры //Политические исследования. 1991. № 2.

134. Меньшиков В.В. Власть и самоуправление (теоретико-методологический анализ). Ростов-на-Дону. 1991.

135. Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991.

136. Назаренко А. Русское самосознание: между царством и церковью. М., 2000. № 12.

137. Назаров М.Н. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992.

138. Нарежный А.И. Либерализм в России: история, политика, опыт (XIX начало XX века). Ростов-на-Дону. 1996.

139. Никодим Епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1997.

140. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.

141. Новгородцев П.Н. Об общественном идеале. М., 1993.

142. О. Родион. Кому мешает православная вера // Литературная Россия. №11.

143. О. Сергий Гордун. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993, № 1-3.

144. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. М., 1999.

145. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. Л., 1997.

146. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.,2003.

147. Панарин А.С. Онтология власти // Философия власти. М., 1993.

148. Панарин А.С. Русская православная церковь в пространстве глобализации. М., 2002.

149. Петражицкий Л.И. Психологическая теория права. М., 1999.

150. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

151. Пивоваров Ю. С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? //Вопросы философии, 1991, № 6.

152. Пилон. Р. Легитимация государства как легитимация власти. М., 1999.159. Платон. Законы. М., 1999.

153. Платонов О.А. Почему погибнет Америка. М., 1998

154. Платонов С. После коммунизма. М., 1989.

155. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

156. Подберезкин А. Русский путь: сделай шаг. М., 1998.

157. Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993.

158. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. №5.

159. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. М., 1992.

160. Послания Святителя Тихона. М., 1990.

161. Право и власть: проблемы соотношения. М., 1999.

162. Православие и государственность. 1997. №2.

163. Протодьякон Владимир Степанов (Русак). Свидетельство обвинения. В 3 томах. Т. 1. М., 1993.

164. Протоиерей Иоанн Восторгов' Монархический катехизис М., 1999.

165. Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права. Киев, 1999.

166. Российская историческая политология. Курс лекций. Под ред. С. А. Кислицына. Ростов-на-Дону, 1998.

167. Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997.

168. Священник Александр (Захаров) О монархии и народоправстве.1. СПб., 1999.

169. Священномученик Иоанн (Восторгов). Суд земной // Сочинения. М., 1995.

170. Семенов П. Н. Самодержавие как государственный строй. СПб., 1996. С.56.

171. Сенцов А. А. Развитие формы российского государства в начале XX века // Правоведение. 1990, № 4.

172. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в теорию. Саратов, 1994.

173. Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. М., 1991.

174. Собрание пророчеств о будущем России. Православная Русь. 1991, №9.

175. Собственноручное всеподданнейшее письмо действительного статского советника Магницкого, с поднесением записки о народном воспитании //Исторические памятники права. СПб., 2003. Вып.1.

176. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

177. Солоневич И.JI. Народная монархия. М., 1991.

178. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845.

179. Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 гг. Л., 1977.

180. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992.

181. Сукисян М.А. Власть и управление в России: история традиций и новаций в теории и практике государственного строительства. М., 1996.

182. Сурский И.К. Россия перед вторым пришествием. Сергиев Посад, 1993.

183. Тихомиров Л А. Государственность и религия // Апология Веры и Монархии. М., 1999.

184. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1995.

185. Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1992.

186. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

187. Токвиль А. Старый порядок и Революция. М., 1995.

188. Тощенко Ж.Г. Три особенных лика власти. М., 2002.

189. Троцкий Е. Русский народ в поисках правды и справедливости (988- 1996). М., 1996.

190. Трубецкой Н.С. Идеократия и армия. М., 2000.

191. Устрялов Н. В. Политическая доктрина славянофилов. Харбин, 1925.

192. Федотов А.А. Церковная интеллигенция конца XX века. На примере архимандрита Зосимы (Шевчука) Тезисы докладов X международной научно практической конференции. Иваново, 1999.

193. Федотов Г. П. Империя и свобода. М., 1999.

194. Феннел Джон. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989.

195. Филофей. Послание Великому князю Василию об исправлении крестного знамени и о содомовом блуде // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина XVI века. - М., 1984.

196. Франк С.Л. Религиозные основы общественности // Путь. 1925. №1.

197. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. №3. 1990.

198. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995.

199. Харитонов Е.М. Власть в современном обществе: микросоциологический анализ: Дис. д-ра социол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

200. Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996.

201. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Минск, 1997.

202. Хомяков П. М. Национал-прогрессизм. Теория и идеологиянационального выживания и развития России. М., 1994.

203. Хрусталев М.А. Политический режим. М., 2000.

204. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

205. Цыпин В. М. Церковное право. М., 1994.

206. Черняев Н. И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия М.,1998.

207. Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности. М., 2003.

208. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.

209. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. М., 2003.

210. Шафаревич И. Р. Сочинения в трех томах. М., 1994.

211. Шейнис В.Л. Историческое место XX съезда КПСС и современность // Политические исследования. 1996, № 3.

212. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. М., 1911.

213. Шипунов Ф. Я. Идея и идеал государства. М., 2001.

214. Шмитт К. Политическая теология. М., 2001.

215. Эллис Дж. Русская Православная Церковь: согласие и инакомыслие. Лондон, 1990.1. О)