автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция египетского монашества в IV - нач. V вв."
Заключение
Исследованный нами материал позволяет сделать некоторые выводы предварительного характера:
1. Многообразие форм раннего монашества не позволяет определить его в двух-, трех-или четырехчастную схему, поэтому необходимо вводить новые определения (в нашем случае: «малая община» (с учетом разных ее модификаций), «малый монастырь», «монастырь под внешним управлением», «Нитрийский монашеский комплекс») или актуализировать старые, выпавшие из стандартных схем («странничество», «колония анахоретов», «затворничество»). Использование таких «генерализирующих» терминов как «лавра» или «келлиотный монастырь» применительно к реалиям Египта IV- нач. V вв. проблематично, либо из-за того, что четкая дефиниция термина не соответствует целиком организационным особенностям египетских монашеских поселений («келлиотный монастырь»), либо термин охватывает несколько типов поселений сразу, что затрудняет его использование («лавра»). В ходе исследования выявились и особые случаи: монастыри аввы Аполлона и Opa, монастырь аввы Исидора. Первые два представляют некий средний путь между «колонией анахоретов» и «киновией», возможно, типологически сходный с «малым монастырем», но превосходящий его по количественным показателям. Монастырь Исидора типологически близок к киновии, но при этом имеет более строгие правила.
2. Данные источников позволяют утверждать, что на протяжении, по крайней мере, первой половины IV в. формы монашеской организации были еще очень подвижны: так, отец монашества, св. Антоний, на протяжении всей жизни постоянно меняет внешние формы своей аскезы: сначала живет отшельником, потом затворником, затем в составе «колонии анахоретов», затем — в качестве главы «малой общины» двух своих учеников. Это же подтверждают и примеры «вторичного анахоресиса», когда монах по тем или иным причинам покидает монастырь и становится отшельником. Наши источники показывают, что основной моделью монашеской эволюции была «малая община», которая строилась по схеме старец (монах первого поколения) и его ученики. Именно она наиболее часто встречается в текстах, именно из нее впоследствии возникают монастыри, где старец чаще всего становится настоятелем. Однако можно предполагать и, как минимум, еще три модели, по которым шло становление монашеской организации. Монастырь основывается сразу на средства его настоятеля. Объединение монахов может складываться постепенно вокруг храма (чаще, в городе) или бывшего языческого святилища — при этом «центром притяжения» становится, по всей видимости, не известный подвижник, а сама сакральность (или, наоборот, прежняя «инфернальность» как в случае с языческими святилищами) места. Монашеское поселение могло образовываться за счет постепенного «синойкизма» нескольких находящихся рядом поселений отшельников или «малых общин», не связанных между собой отношениями «учитель-ученик». В результате мог возникать целый монашеский комплекс, совмещающий разные формы организации и образующий специфические институты управления. Так, на наш взгляд, происходила эволюция одного из известнейших монашеских центров — Нитрийской горы. Наряду с этим, наши источники подтверждают существование в IV в. параллельно с монашеской различных видов городской и сельской аскезы, которая, видимо, является непосредственной наследницей христианской аскезы первых трех веков.
3. К сожалению, в наших источниках практически не содержится информации, подтверждающих или опровергающих факт социальной эволюции раннего монашества в Египте. Но в определенном смысле данные наших источников могут быть очень полезными для выяснения некоторых вопросов социального происхождения первых поколений монахов. Они подтверждают всесословный характер монашеского движения уже на первых этапах его развития и могут внести определенную ясность при изучении социального состава элиты египетского монашества. В частности, они показывают, что значительная часть известных подвижников происходила из городских сословий, а материалы «Лавсаика» показывают, что среди монашеской элиты выходцы из городов преобладали. Все это ставит под вопрос замечания о преимущественно сельском характере раннемонашеской аскезы.
4. Данные о контактах монашества и «мира» также дают немного для анализа этих контактов в эволюционной перспективе. Характер этих данных можно условно разделить на два типа: «монах и "мир"» и «монастырь и "мир"». В последнем случае очень важны хозяйственные контакты монастыря и «мира», поскольку позволяют, хотя и гипотетически, предполагать определенную эволюцию от более замкнутого «автаркического» хозяйства (IV в.) к более открытой «рыночной» модели хозяйства (V-VIII вв.), естественно, более тесно связанной с «миром». Это, предположительно, было связано как с постепенным преодолением «автаркического» идеала, так и с возможным изменением статуса монастырских земель, позволяющем использовать такие рыночные «механизмы» как сдача в аренду или продажа земли. Однако, еще раз повторим, подобные предположения нуждаются в проверке на материале папирусных и археологических источников, в первую очередь, относящихся к «маргинальным» монашеским группам (напр., к мелетианам). В наших источниках можно усмотреть и другую функцию монастыря по отношению к «миру» — благотворительность, но трудно судить судить о ее конкретных масштабах. Любопытно также отметить, что в монастырь обращаются за помощью в кризисных ситуациях (неурожай, нападение кочевников и т. д.) — таким образом, он невольно возлагает на себя функции государства. Все многообразие социальных ролей, благодаря которым монах (чаще всего, известный подвижник) вступает в контакт с «миром», можно свести к трем типам: «врач», «посредник» / «заступник» и «миссионер». Первый тип является наиболее частым, что подтверждается и данными папирусов, — сведения наших источников можно привлекать в качестве «списка болезней», которыми страдали жители Египта (или даже шире, Византийской империи) в IV в. Многообразна функция монаха как «посредника», но, чаще всего, в наших источниках он выступает таким образом при разрешении бытовых или социальных конфликтов. Последнее указывает на значительный неформальный авторитет и влияние отдельных египетских подвижников, позволявший им успешно осуществлять такие функции. Любопытно отметить, что в наших источниках в таком качестве мы обнаруживаем только монаха, а не священника или епископа, что косвенно подтверждает большую социальную значимость именно монаха. Содержащиеся в наших источниках указания на миссионерскую деятельность монахов позволяют говорить об их вкладе в христианизацию египетской хоры в IV в. и указывают на характер этой христианизации: «миссия» не носила характер какой-то заранее спланированной кампании, а происходила постепенно в результате случайных и спорадических столкновений. В рамках этой же функции монаха можно выделить еще одну составляющую (мы обозначили ее «внутренней миссией»): когда монах укрепляет веру у христианского населения Египта (являясь как бы ее гарантом), вступая в «состязание» с язычниками или еретиками. Эта «миссия» носит, как правило, городской характер (иногда — внутримонашеский). Круг социальных контактов монаха не ограничен рамками хоры и носит практически всесословный характер (в наших источниках отмечены даже случаи переписки известных подвижников с византийскими императорами). Все это не подтверждает широко распространенное мнение о сельском характере раннемонашеской аскезы.
5. На уровне монашеской терминологии нами не было выявлено какой-либо серьезной эволюции монашеских представлений. Мелкие различия - например, разница в трактовках «аскесиса» и «агона» у свт. Афанасия с одной стороны и «Лавсаика» с другой, отсутствие упоминаний о молитве как «просьбе о заступничестве», более тесное смыкание двух значений «помысла» (как «мысли» и как «психологической установки») в «Лавсаике», отсутствие употребление еихл в качестве обозначения «благодарственной молитвы» в «Истории монахов» и т. д. — все это можно отнести либо за счет стилистических предпочтений авторов (одно и то же понятие в наших текстах обозначается по-разному), либо за счет возросшей социальной значимости монашества. Различие взглядов можно усмотреть лишь в интерпретации термина асткт|ст1?, главным образом, как созерцательного пути спасения (сложность и многозначность термина косвенно подтверждает латинский текст «Истории монахов», где он переводится не одним, а несколькими латинскими словами в зависимости от смысла или контекста). Из наших источников («Лавсаик», «История монахов») следует, что вопрос о приоритете деятельной или созерцательной аскезы был актуален для начального монашества и на него давались разные ответы, что может говорить о различных точках зрения на него в среде первого поколения египетских монахов.
Можно предположить таким образом, что при бурно развивавшейся эволюции внешних форм монашеской аскезы круг духовных представлений не претерпевал значительных изменений и оставался, в целом, единым, несмотря на серьезные «расколы», связанные с молитвенной практикой и представлениями о телесности Бога (т. наз. «антропоморфитская смута»).
Сделанные нами выводы, во многом, имеют предварительный характер и требуют дополнительного исследования на более широкой источниковой базе — с широким привлечением других текстов по египетской монашеской традиции (Арор1тШе§та1а Ра1гит, пахомианский круг, различные коптские жития и т. д.), более интенсивное использования данных папирологии и археологии (которые оказались во время написания работы нам недоступными). Но смеем надеяться, что основные выводы нашего исследования и его методические разработки могут быть вписаны в более широкий исторический контекст и открыть целый ряд новых перспектив. Возможно сопоставить типологию монашеских поселений (отчасти разработанную нами) и основные модели монашеской эволюции с реалиями других регионов ранневизантийской Империи (Сирии, Месопотамии, Палестины, Малой Азии) и проследить сходство и различие в развитии монашеского движения там, чтобы более «объемно» представлять себе развитие ранневизантийского монашества в целом, не «укладывая» его в прокрустово ложе существующих «генерализующих» схем. Функции, или социальные роли, обозначенные нами по отношению монаха к миру, могут, как нам кажется, быть полезны при анализе других ранних памятников агиографии, чтобы
278 лучше представлять себе роль монаха (или даже шире — святого) по отношению к обществу. Методика работы с аскетическими терминами в плане их эволюции, как нам кажется, может быть продуктивной при рассмотрении этого явления в более широкой, чем наша, временной и географической перспективе.
Список научной литературыВойтенко, Антон Анатольевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Historia monachomm in Aegypto. éd. par A.-J. Festugière Subsidia hagiographica, № 34., Bruxelles, 1961. [В 1971 г. в серии Subsidia hagiographica, № 53 вышел репринт этого издания с французск. переводом].рус. пер.: История египетских монахов. М., 2001.
2. Tyrarmus Rufinus. Historia monachorum sive de vita sanctorum patrum. hrsg. von E. Schulz-Flugel, Berlin New York, 1990.рус. пер.: Жизнь пустынных отцов, творение пресвитера Руфина. Св.- Троицкая Сергиева лавра, 1898, 19912.4. Издания папирусов:
3. Select Papyri, vol. I. (transl. by Hunt A.S. andElgar С. C.) London, 1977.5. Другие источники:
4. Sinuthii Archimandritae vita et opera omnia, ed. LeipoldtJ., adiuv. Crurn W. E. CSCO, 42. Scriptores Coptici, Series 2. t. 4 (Lipsae, 1908)].рус. пер. гомилии Шенуге «О нашествии 'эфиопов'».: Еланская А. И. Изречения Египетских Отцов., стр. 168-175.
5. То Героупкоу titol атгофОеуплата ayitov yepovTcov (ттроХоуо?, Kei|ievov, yXüxjactpiov, axöXia, еиретцрюи бер-атши (яго П. В. Пастхо1))- 'AÖfjvou, 1961, 19702 перепечатка текста из PG. LXV, col. 71-440.1. Литература:
6. Аверинцев С. С. рец. на книгу: Nagel Р. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Mönchtums. (Texte und Untersuchungen zur altchristlichen Literatur. Bd. 95), Berlin, 1966 // ВВ, т. 31., стр. 209-211.
7. Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижнические наставления. С-Пб., 1865.
8. Берзина С. Я. Мероэ и окружающий мир. I-VIII в.в. н. э. М., 1992.
9. БуланинД. М. Житие Антония Великого // СККДР, I. стр. 132-135
10. Ванъкова А. Б. К вопросу о численности монахов в Египте во второй половине IV в. // Вестник Древней Истории, № 4,1998, стр. 164-174.
11. Войтенко А. А. «Житие преп. Антония Великого» свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества. // ВВ, т. 60 (85), М., 2001, стр. 83-98.
12. Войтенко А. А. Понятие Хоую^о? в корпусе «50 Духовных бесед преподобного Макария Египетского» // Альфа и Омега, № 4 (22). М. 1999, стр. 103-107.
13. Войтенко А. А. Этнический и социальный состав египетского монашества по данным «Лавсаика» еп. Палладия. К вопросу о монашестве в северно-восточной Африке. // ВВ, т. 61 (в печати).
14. Грегуар Р. Литературные и богословские модели в западной агиографии. // Монастырская культура: Восток-Запад. С-Пб., 1999, стр.75-85.
15. Горский А. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа александрийского // Прибавления к изданию творений святых Отцов. Ч. 10, М., 1851, стр. 29-201.
16. Еланская А. И. Apophtegmata Patrum Aegyptiorum в коптской рукописи IX в. (ГМИИ 1.1.6.649, 711, 713) И ПС, вып. 28 (91). Ленинград, 1986, стр. 128-152.
17. Еланская А. И. Коптская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов востока. Книга первая. М., 1987, стр. 20-103.
18. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. (Кн. 2: Опыт систематического раскрытия вопроса). С-Пб., 1907, M., 19962 (с введ. А. И. Сидорова).
19. Извеков М. Преподобный Антоний Великий. Ч. 1. // ХЧ., 1879, часть II, стр. 66-130; Ч. 2. // отд. отт. из ХЧ, С-Пб., 1879.
20. История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия (составители С. Я. Берзина, JI.E. Куббель) под ред. O.K. Дрейера. М., 1990.
21. История Византии, т. 1. М., 1967.
22. История Древней Церкви в научных традициях XX в. (Материалы конференции памяти В. В. Болотова). С-Пб. 2000.
23. Казанский П. История православного монашества. Ч. 1. М., 1854, Ч. 2. М., 1856.
24. Казанский П. Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках. М., 1872 оттиск из «Прибавления к творениям св. Отцов», Ч. 24.
25. Каковкин А. Я. рец. на книгу: Les Kellia. Ermitages coptes en Basse-Egypte: Musée d'art et d'histoire. Genève, 1990 II BB, т.53, стр. 204-205.
26. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, М.,19892.
27. Кобищанов Ю. М. Аксум. М., 1966.
28. Копты. Религия, культура, искусство. (Тезисы докладов, участников научной конференции, посвященной памяти В. Г. Бока (1850-1899). С-Пб., 1999.
29. Лебедев А. Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно египетской церкви // БВ, январь 1892, стр. 233-258.
30. Лебедев А. Новые и старые источники истории первоначального монашества // БВ, апрель, стр. 147-183.
31. Лебедева Г. Е. Динамика социальной структуры ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. Л., 1989.
32. Лебедева Г. Е. Социальная структура ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980.
33. Лобачевский Стефан, свящ. Святой Антоний Великий (его жизнь, писания, и нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906.
34. Матвеевский Павел, свящ. Библ. заметка на кн.: Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижнические наставления. С-Пб., 1865. // Странник, 1866, март, С. 27-28.
35. Мещерская Е. Н. Предисловие в кн.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. (Исследования и переводы). С-Пб. 2000, стр. 3-14.
36. Николаев Н. И. Патерик Азбучно-Иерусалимский, Патерик Египетский, Патерик Скитский, Патерик Синайский. // СККДР, I., стр. 299-302, 302-308, 321-325, 316-320.
37. Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М.,
38. Павловская А. И. Египетская хора в IV в. М., 1979.
39. Павловская А. И. Египетская хора в IV в. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1980.
40. Палладий, архимандрит. Святый Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерки по истории пастырства в монастырях. Казань, 1899.
41. Памятники византийской литературы. IV-IX вв. М., 1968.
42. Подскалъски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.) С-Пб., 1996
43. Полякова С. В. ' Еуы 8кх тоу Хрьатои той? тохоид ттроЗ (о некоторых особенностях раннемонашеской идеологии и быта согласно «Лавсаику» Палладия и сочинениями Василия Великого) // ВВ, т. 14, стр. 185-189.
44. Полякова С. В. Византийские легенды как литературное явление. // Византийские легенды. М., 1972, стр. 246-273.
45. Попова Т. В. Античная биография и византийская агиография. // Античность и Византия. М. 1975, стр. 218-266.
46. Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой историографии. М.,1917, С.-Пб., 19972.
47. Спасский А. Пахомий и Феодор первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским источникам // БВ, 1909, № 1 (январь), стр. 53-80, № 2 (февраль), стр. 287-308.
48. Сергий (Спасский), архим. Лавсаик и история египетских монахов // Чтение в обществе любителей духовного просвещения. Февраль, 1882. М., стр. 197-248.
49. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. Соколов И. Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII века. (842-1204). Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894.
50. Таубенгилаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях востока времени Диоклетиана. /IВВ, т. 13, стр. 1-8.
51. Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906.
52. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. С-Пб., 1902.
53. Фихман И. Ф. Египетский архив середины IV в. н.э. // ВВ, т. 27, стр. 295-305. Фихман И. Ф. Оксиринх город папирусов. М., 1976.
54. Фихман И. Ф. Экономические аспекты индивидуальной зависимости в римском и позднеримско.м Египте. И ВДИ, 1981, № 1, стр. 77-99.
55. Фихман. И. Ф. К структуре египетского крупного имения VI в. н.э. II Древний Восток. Сб.2. (Памяти Б.А. Тураева). М., 1980, стр. 127-135.
56. Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте. По материалам коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997.
57. Antonioni L. Le chiese Christiane nell'Egitto dal IV al IX secolo secondo i documenti dei papiri greci II Aegyptus, 20, pp. 129-208.
58. Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993.
59. Barison P. Ricerche sui monasteri dell' Egitto bizantino ed arabi secondo i documenti dei papiri greci // Aegyptus, 18, pp. 29-148.
60. BrakkeD. The Greek and Syriac Versions of the Life of Antony. // Le Muséon, 107, 1994. pp. 29-53.
61. Brown P. From the Heavens to the Desert: Antony and Pachomius / Brown P. The Making of Late Antiquity. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1978, pp. 81-101.
62. Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity / Brown P. Society and the Holy in Late Antiquity. California press. Berkeley-Los Angeles-Oxford, 1982, pp.103-152.
63. Chitty D. The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism. Oxford, 1966.
64. A Coptic Perspective on The Fifth International of Coptic Studies. // http: // www. stshenuda. com / society / orgdfrm 1. htm
65. Farag Rofail Farag. Sociological and Moral Studies in the Field of Coptic Monasticism. Leiden, 1964.
66. Gobry I. Les moines en Occident, tome I. De saint Antoine á saint Basile. Les origines orientales. Paris, 1985.
67. Griggs C. W. Early Egyptian Christianity from its Origins to 451 C.E. Leiden, 1991.
68. Guillamont A. Esquisse d'une phénoménologie du monachisme // Guillamont A. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Spiritualité Orientale, 30. Abbaye de Bellefontaine, 1979, pp. 228-239.
69. Guillamont A. Histoire des moines aux Kellia. // Guillamont A. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Spiritualité Orientale, 30. Abbaye de Bellefontaine, 1979, pp. 152 167.
70. Guillamont A. Perspectives actuelles sur les origines du monachisme // Guillamont A. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Spiritualité Orientale, 30. Abbaye de Bellefontaine, 1979, pp. 216 227.
71. Kellia I. Kom 219. Fouilles executés en 1964 et 1965. Sous la direction de F. Daumas et A. Guillaumont. (Fase. I). Le Caire, 1969.1.ipoldtJ. Griechishe Philosophie und friihcristliche Ascese. Berlin, 1961.
72. Nagel P. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Mönchtums. (Texte und Untersuchungen zur altchristlichen Literatur. Bd. 95), Berlin, 1966.
73. Patrick J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A Comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. Dumbarton Oaks, 1995.
74. Wipszycka E. La valeur de l'onomastique pour l'histoire de la christianisation de l'Égypte. A propos d'une étude de R. S. Bagnall // Zeitschrift für Papyrologie und epigraphik. Band 62. Bonn, 1962, pp.173-181.
75. Wipszycka E. La christinisation de l'Égypte aux IV-VI siècles. Aspects sociaux et ethniques. // Aegyptus, 68. Roma, 1988, pp.l 17-165.288
76. Wipszycka E. Contribution à l'étude de l'économie de la congrégation pachômienne II JJP, 26, 1996, pp. 167-210.
77. Wipszycka E. Les clercs dans les communautés monastiques d'Égypt // JJP, 26, 1996, pp.135-166.
78. Wipszycka E. Les confréries dans la vie religieuse de l'Égypt chrétienne II Wipszycka E. Études sur le Christianisme dans l'Égypt de l'Antiquité tardive. Studia Ephemeridis Augustinarum, 52. Roma, 1996, pp.257-278.
79. Wipszycka E. Le monachisme égyptien et les villes // Wipszycka E. Études sur le Christianisme dans l'Égypt de l'Antiquité tardive. Studia Ephemeridis Augustinarum, 52. Roma, 1996, pp.281-336.
80. Zuckerman C. The Helpless Recruit Psois and the Mighty Anchorite, Apa John. // Bulletin of the American Society ofPapyrologists, 32. 1995, pp. 183-194.1. Сокращения
81. АВ — Analecta Bollandiana.1. Aeg. — Aegyptus.
82. AMG — Annales du Musée Guimet.
83. В ASP — The Bulletin of the American Society of Papyrologists. N. Y. Toronto - Chico.
84. BIFAO — Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale du Caire. Le Caire.
85. DACL — Dictionnaire d'archéologie et de liturgie et de liturgique, (publie par le R. P. dom Ferdinand Cabrol) I-. Paris, 1903
86. DECA — Dictionnaire encyclopédique du christianisme ancien, vol. I-П, Les Editions du Cerf, 1990.
87. DP — Dizionario patristico e di Antichità cristiane. Diretto da Angelo di Berardino. vol 1-П, Casa Editrice Marietti Casale Monferrato, 1983.
88. DSp —Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique, Paris, 1933.du Cange — du Cange. Glossarium ad Scriptires mediae et infirmae Graecitatis, 1-П, Lugdunii 1688. Graz, 1958.
89. G1 — Sancti Pachomii vita prima.
90. JJP — Journal of Juristic Papyrology.
91. J — Liddel H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. A New Edition Revised and Augmented throughout by Jones H. S. 8th éd., Oxford, 1968.
92. MIFAO — Mémoires publiés par les membres de l'Institut français d'archéologie orientale du Caire. Le Caire.
93. PGL — Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
94. S — Sancti Pachomii vitae sahidicae (fragmentes S1, S2 etc).
95. Sofocles — Sofocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (from to), vol. I-II, N.Y.290
96. W. E. Crum, CD — Crum W. E. A Coptic Dictionary, Cambridge, 1936. БВ — Богословский вестник. В.В. — Византийский временник.
97. КТГМИИ — Ернштедт П. В. Коптские тексты Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. M.-JL, 1959.
98. КТГЭ — Ернштедт П. В. Коптские тексты Государственного Эрмитажа. М.-Л, 1959. ПС — Палестинский сборник.
99. СКДР, I — Словарь книжников и книжности Древней Руси: XI первая половина XIVb. / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987. Х.В. — Христианский Восток. ХЧ — Христианское чтение.