автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Епремян, Манэ Рубиковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция концепта женщина в произведениях английских писательниц XIX-XX веков"

404004"

На права:

ЕПРЕМЯН МАНЭ РУБИКОВНА

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПТА ЖЕНЩИНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ПИСАТЕЛЬНИЦ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

Специальность 10.02.04 — Германские языки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург -2011

2 НЮН 2011

4848805

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент

Нильсен Евгения Александровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Беседина Наталья Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент Иванова Татьяна Николаевна

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Защита диссертации состоится " 06 2011 года в '/^"часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.15 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Москательный пер., д. 4, ауд. 102.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан " "

Ученый секретарь

диссертационного совета Барташова О.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертационная работа посвящена анализу динамики языковой репрезентации концепта ЖЕНЩИНА в английском языке на примере произведений британской литературы Х1Х-ХХ веков.

Когнитивная лингвистика, существующая и успешно развивающаяся уже не одно десятилетие, ставит своей целью «изучение когнитивной функции языка во всех его проявлениях» [Болдырев 2009: 25]. К числу важнейших задач, способствующих достижению данной цели, идеологи когнитивной лингвистики относят задачу «выявления и описания концептуальной основы языка как системы и как определенного рода деятельности» [там же]. Исследование концептуальной основы языка в деятельност-ном ключе предполагает более внимательное изучение актуальной для современного положении дел в когнитивной лингвистике проблемы выделения и описания динамического аспекта концептуализации, анализа концептуальных систем и отдельных фрагментов концептуальных систем в эволюционном плане.

Актуальность работы определяется динамическим фокусом в анализе отдельного фрагмента концептосферы языка, значимостью когнитивно-ономасиологических исследований в рамках современного когнитивно-дискурсивного подхода к анализу языковых явлений в целом. Непосредственно динамика становления концептосферы, специфичной для определенного лингвокультурного сообщества, является одним из ключевых направлений когнитивной ономасиологии, а именно - диахронической кон-цептологии.

Целью данного исследования является выявление динамики концепта ЖЕНЩИНА как фрагмента тендерного сознания в рамках британской национальной концептосферы на определенном этапе его развития (XIX-XX вв.) с опорой на специфику языковой репрезентации избранного концепта.

Данная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Определить в рамках существующих теорий категоризации и концептуализации в языке основания динамической копцептологии как отдельного направления исследований.

2. Проанализировать существующие методологии анализа способов репрезентации в языке различных типов и форматов знания, взаимодействия структур знания н языковых структур.

3. Раскрыть сущность культурного концепта и проанализировать методы выделения культурно-специфичных концептов.

4. Выделить языковые средства реализации понятийной, образной и ценностной составляющей концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских писательниц Х1Х-ХХ веков.

5. Представить модель концепта ЖЕНЩИНА в британской лингво-

культуре XIX-XX веков и показать динамику развития исследуемого

концепта в указанный период.

Объектом исследования является языковая репрезентация концепта ЖЕНЩИНА в произведениях британских романисток XIX-XX веков.

Предметом исследования является эволюция концепта ЖЕНЩИНА в как отдельного фрагмента национальной коицептосферы британского лингвокультуриого сообщества.

Теоретическую основу настоящего исследования составили исследования по когнитивной лингвистике отечественных и зарубежных авторов:

• по общей теории концептуализации и категоризации в языке -труды Е.С. Кубряковой, H.H. Болдырева, М.В. Никитина, H.A. Кобриной, З.Д. Поповой, И.А. Стерший, О.В. Машровской, Т.Н. Булыгиной, Д.А. Шмелева, А. Вежбицкой, Д.С. Лихачева и

др.;

• по теории культурных концептов и лингвокультурологии - концепции Ю.С. Степанова, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина, А.П. Бабушкина, З.Д. Поповой, И.А. Стернина и др.;

• по когнитивной ономасиологии - работы У. Бланка, Й. Гржега, Е.А. Селивановой и др.;

• по динамическим и эволюционным аспектам коицептуализаии и диахронической концептологии - труды В.А. Красавского, И.Б. Руберт, И.С. Шевченко, И.В. Кононовой, Е.А. Нильсен, С.А. Толстик, JI.B. Бронник и др.;

• по тендерной лингвистике - H.H. Кирилиной, И.Г. Серовой и др.

В работе быпи использованы следующие методы псслсдовашш: де-

финиционный анализ, контекстуальный анализ, анализ дистрибутивных характеристик лексем, семантическая интерпретация словосочетаний, компонентный анализ, концептуальный анализ.

Материалом исследования послужили художественные произведения английских писательниц XIX-XX веков - таких, как Дж. Остин, сестры Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот, В. Вулф, М. Спарк, А. Мердок. Выбор определялся вкладом указанных романисток не только в развитие британской и мировой литературы, но и в формирование общественного сознания нации, значимостью личностей данных писательниц, участием некоторых из них в феминистском движении. Учитывая, что индивидуальное знание представляет собой определенную конфигурацию коллективного знания с точки зрения его объема, содержания и интерпретации, анализ индивидуальных представлений отдельных представителей лингвокультуриого сообщества о некотором фрагменте национальной коицептосферы можно считать достаточно падежным свидетельством специфики коллективного концептуального опыта.

На защиту выносится следующие положения, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

1. Национальная коицептосфера в структурном и содержательном планах характеризуется динамичностью, изменчивостью не только в отношении набора и характера составляющих копцептосферу концептов, но и в отношения эволюции отдельных концептов.

2. Динамика концептуальных образований является необходимым следствием развития познавательных процессов, модификации форматов и типов знания, изменения условий протекания познавательных процессов, социума, культуры, ментальности лингвокультурпого сообщества в целом.

3. Основанием многомерности концептуальных образований и их динамики являются процессы бифуркации, тесно связанные с дифференциацией познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмысления).

4. Трехмерная модель концепта (предметно-образная, понятийная, ценностная составляющие) соотносима с дифференциацией познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмыслепня).

5. Динамика концептуализации фиксируется в языке, в употреблении номинантов концепта, изменении структуры концепта, изменении коннотатнвных параметров номинантов концепта. Средством изучения динамики концептуализации служит когнитивно-ономасиологический анализ.

6. Структура концепта ЖЕНЩИНА в английском языке представляет собой сегментированное поле, включающее ядро и периферию (ближнюю н дальнюю). Выделяемые в структуре концепта ЖЕНЩИНА образная, понятш'шая и ценностная (значимостная) составляющие в той или иной мере подвержены эволюции.

7. Образная составляюгцая концепта ЖЕНЩИНА в его репрезентации в произведения британских романисток 19-20 вв. является наиболее изменчивой в силу социокультурной динамики и соответствующего изменения внешнего облика концептуализируемой сущности и увеличения ресурса образов. В то же время образная составляющая характеризуется и определенной консервативностью в силу неизменности ряда образов, традиционно ассоциируемых с женщинами (фитометафоры, зоометафоры, мифологемы и под.).

8. Понятийная составляющая концепта представляет собой наиболее консервативный слой концепта ЖЕНЩИНА в рамках исследуемого материала.

9. Ценностная оставляющая характеризуется как консервативностью (в силу отражения традиционных для лингвокультуры и фиксируемых во фразеологическом фонде представлений), так и динамичностью (в силу активности субъектов интерпретационно-оценочной деятельности).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие когнитивной ономасиологии, исследование динамических параметров концептуализации и концептуальных образований. Теоретическая значимость также определяется и тем, что результаты работы позволяют сформулировать значимые в научном отношении выводы о становлении тендерного сознания п о специфике его репрезентации в языке. Выводы о соотношении составляющих концепта (образный, понятийный и оценочный) с типами познающего субъекта (субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретационно-оценочного осмысления) являются новыми и теоретически значимыми.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассматриваются динамические аспекты концептуализации отдельного фрагмента национальной концептосферы английского языка в определенный период (концепт ЖЕНЩИНА).

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов работы в процессе изучения английского языка, в теории и практике преподавания когнитивном лингвистики, тендерной лингвистики, лексикологии, лексической семантики, стилистического анализа текста, липгвокультурологин, а также при написания курсовых и дипломных работ. Полученные данные могут быть применены в лексикографической практике при составлении толковых, словарей синонимов, концептуариев, тезаурусов и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на аспирантских семинарах гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, на конференциях в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования, а также отражены в 9 публикациях общим объемом 3,2 п.л (2,5 авторских листа), включая издание, рекомендованное ВАК РФ.

Объём и структура работы. Диссертация объемом 193 страниц состоит из введения, 2 глав, сопровождающихся выводами, и заключения. К тексту работы прилагаются библиографический список, насчитывающий 176 наименований, в том числе 22 на иностранных языках, список словарей, а также список источников иллюстративного материала.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика работы: определяется объект исследования, обосновываются актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна данной работы, формулируются основные цели и конкретные задачи, фиксируются основные методы, излагаются положения, выносимые на защиту, а также указываются возможные области практического применения полученных результатов.

В Главе I «Динамика концептуальных образовании» рассматриваются вопросы, связанные с анализом существующих в современной лип-

гвистике концепций, послуживших теоретическим основанием проведенного исследования. Это прежде всего основания и принципы когнитивной ономасиологии, динамической концептологии. Особое внимание уделено уровням концептуализации в языке, культурным концептам как концептам особого типа, формирующих специфику национально-культурной концеп-тосферы отдельного липгво-культурного сообщества. В главе также представлены основные методологические положения, касающиеся структурирования концепта и описания отдельных его составляющих.

К числу важнейших исходных установок концептуализации относятся «представления о концепте как оперативной единице теоретического и/или обыденного знания, в которой осмыслен и репрезентирован опыт взаимодействия человека с миром» [Болдырев 2009: 26]. Согласно базовым постулатам отечественной школы когнитивно-дискурсивного анализа в лингвистике, концептуализация - это процесс образования и формирования концептов в сознании [Болдырев 2004], осмысление новой информации, приводящее к образованию новых концептов [Краткий словарь когнитивных терминов 1997:93-94].

В настоящей работе концепт понимается как единица осмысленного, иными словами - осознанного, знания о предмете или событии, их отдельных свойствах, характеристиках, взаимосвязи с другими предметами и событиями, которой оперирует человек в процессе речемыслительной деятельности [Болдырев 2009: 26], как квант структурированного знания, «оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова 1997: 90].

Значимым для использования данного определения в практике научного анализа является вывод H.H. Болдырева о том, что разные источники формирования знании (конкретно-чувственный опыт, предметно-практическая, научно-теоретическая, языковая деятельность, невербальное общение и т.д.) обуславливают разнообразие типов знания и, соответственно, его единиц [там же]. В реферируемой работе рассматриваются существующие на сегодняшний день в когнитивной лингвистике типологии концептов, наиболее известной из которых является типология, разработанная H.H. Болдыревым. В данной классификации выделяются следующие виды концептов в зависимости от степени абстракции: конкретно-чувственный образ, представление (обобщенный чувственный образ), схема, понятие (наиболее общие существенные признаки предмета, его объективные, логически конструируемые характеристики), прототип (типичный пример, социальный стереотип, образец, идеал), пропозиция (базовый предикат н его аргументы), фрейм, сценарий, гештальт [Болдырев 2000].

Анализ концепта ЖЕНЩИНА в настоящей работе обращен и к еще одному аспекту категоризации в языке - оценочному. Оценочная категоризация не менее значима для концептуализации мира, а в случае анализа национальной специфичности концептосферы в целом или отдельных ее фрагментов приобретает особое значение. В дальнейшей работе мы опира-

емся на положения теории оценочной категоризации, разрабатываемой Н.Н. Болдыревым [Болдырев 2009]. Прежде всего, оценочным категориям принадлежит существенная роль в интерпретации знаний о мире. В основе формирования оценочных категорий лежат оценочные концепты разного уровня абстракции. Специфика оценочных категорий заключается в том, что они характеризуются структурной и содержательной релятивностью, иными словами, структурной и содержательной зависимостью от оцениваемых знаний как концептуальной области своего определения [Болдырев 2009: 36].

Значения языковых выражений, репрезентируя концептуализации внеязыкового опыта человека, непосредственно связаны с физическим способом бытования сознания и являются социально и культурно-мотивированными сущностями [Albertazzi 2000: 15; Langacker 2000: 26]. При этом концептуализация понимается широко - как любой ментальный опыт, включающий:

(а) устоявшиеся и новые понятия,

(б) не только абстрактные, или интеллективные концепты, но также и непосредственный сенсорный, моторный и эмоциональный опыт,

(в) изменяемое с течением времени (в процессе когнитивной обработки) концептуальное содержание,

(г) полное осознание физического, социального и лингвистического контекста [Langacker 2000: 26].

Как представляется, такого рода подход к концептуализации позволяет взглянуть на концепт широко - как на многомерное и многогранное образование, динамичное по своей природе, адаптивное по характеру бытования в сознании человека, особенности репрезентации которого зависят от физического, социального и лингвистического контекста.

Дальнейший анализ проводился с опорой на ряд ключевых для описания концептуализации моментов, вытекающих из широкой трактовки концептуализации, предлагаемой Р. Лэнекером, к которым относятся:

1) феномен концептуальной бифуркации;

2) лингвокультурная контекстуальность концептуализации;

3) изменчивость концептуального содержания, включающая как рост знания (knowledge enrichment), так и модификацию концептов (conceptual change).

Любая концептуализация как формирование структур знания в сознании человека, несмотря на универсальные нейробиологические основания данного процесса, является контекстуально зависимым феноменом. Вопрос о контекстуальной зависимости концепта проистекает из общих методологических проблем исследования процессов и результатов концептуализации и категоризации и их закрепления в языке. Прежде всего, это касается проблемы существования универсальных категорий, социальной когниции, культурно-специфичной, гендерно-специфичной когииции и т.д. [Cohen, Lefebre 2005]. Учитывая контекстуальный характер любой концептуализации [Langacker 2000], следует уточнить, что именно подразумева-

ется под контекстом. Прежде всего, это социальный контекст, контекст культуры в самом широком понимании этого термина, поскольку вербализация концептов происходит в результате осознания коммуникативной потребности, необходимости в передаче некоторых смыслов. Такого рода осознание не может не быть коллективным, поскольку коммуникация -процесс, происходящий в социуме. Для диахронической концептологии выделяют особую значимость социального контекста - культурологического и исторического [Нильсен 2011].

Другим значимым для анализа фактором является фактор концептуа-лизатора. Мы полагаем, что данный вопрос следует осветить более подробно, поскольку в данной работе в качестве «опорных точек» для анализа динамики концепта ЖЕНЩИНА выступают индивидуально-авторская концептуализация, представленная в работах британских романисток. В то же время индивидуально-авторская концептуализация так или иначе отражает существующие в рамках национального менталитета стереотипы, форматы знания, разделяемые всеми носителями языка. Как представляется, рассмотрение вопроса о неоднородности субъекта познания имеет самое непосредственное отношение к типу н характеру формирующихся в процессе концептуализации мыслительных сущностей. Соответственно, мы полагаем, что более пристальный взгляд на субъект концептуализации позволит более точно оценить структуру исследуемого концепта. Собственно говоря, и контекстуалыюсть концептуализации, и бифуркационные процессы, происходящие при формировании и дальнейшей эволюции концептуальных сущностей, так или иначе связаны с субъектом познания, уровневым характером концептуализации, своего рода «расщеплением» субъекта познания.

Согласно О.В. Магировской, система ведущих антропоцентрических координат языка обусловлена набором основных когнитивных функций, активизируемых в процессе познания. Эта система демонстрирует строгое соответствие уровня познания конкретной антропоцентрической координате. Данное соотношение трехуровневое и представлено следующим образом:

• эмпирическому познанию соответствует субъект эмпирического познания,

• понятийному осмыслению соответствует субъект понятийного осмысления,

• вторичному (интерпретационно-оценочному) осмыслению соответствует субъект вторичного осмысления (интерпретатор и субъект оценки). Базовой координатой выступает субъект понятийного осмысления [Магировская 2009г: 10].

Опираясь на ключевые положения концепции О.В. Магировской, мы предлагаем выделить дальнейшие основания дифференциации субъекта концептуализации, которая может быть проведена по следующим признакам: принадлежность к этносу; принадлежность к социальной группе; принадлежность к возрастной группе. Отсюда и возможность определения

субъекта познания как индивидуального или как коллективного (с уточнением по ограничению определенным социально-культурными и возрастными рамками). Соответственно, в динамическом/эволюционном плане бифуркационные процессы, происходящие в концепте можно рассмотреть как осмысление когнитивных классификаторов концепта разными типами познающего субъекта. Сознание определенного типа познающего субъекта можно полагать контекстом концепуализации.

Другим важным фактором концептуализации является сфера знания, к которой принадлежит коицепт - то, что H.H. Болдырев называет «когнитивным фоном» концепта. В случае с концептом ЖЕНЩИНА таким фоном выступает тендерное сознание. В силу биологической предопределенности сознание человека оказывается гендерио-маркированным: принадлежность к определенному полу становится одной из основополагающих координат, оказывающих кардинальное влияние на концептуализацию определенных сфер виеязыкового опыта человека. Тем самым можно говорить о специфике гсндерного сознания, совокупности концептуализации, связанных с половой идентичностью, отношением между полами, функциональной спецификой полов и т.д.

Концепт как лингвокогнитивная сущность способен эволюционировать. Безусловно, динамика концептуальных систем зависит от социокультурного контекста и связана с динамикой формирования когнитивных функций в отногенезе и филогенезе. В то же время вопрос об изменении содержания концептуализации не ограничивается постулированием динамики данного когнитивного процесса. Эволюционный аспект анализа отдельных концептов требует анализа таких понятий, как накопление знания (knowledge enrichment) и концептуальные изменения (conceptual change). Иными словами, возникает вопрос о характере и природе эволюции концепта. С одной стороны, исследователей интересует, в какой степени эволюция концепта обусловлена развитием научных представлений о предмете, накоплением соответствующих знаний в процессе естественного развития науки и научных технологий. С другой стороны, изменчивость концепта может быть охарактеризована как ингерентное варьирование концепта, его эволюция [Carey, Johnson 2000]. С этой точки зрения развитие концепта приводит к его модификации, таким трансформациям концептуального содержания, когда исторически последующие версии тендерного сознания не могут быть интерпретированы в терминах предыдущих этапов концептуального развития.

Под концептуальной бифуркацией в когнитивной лингвистике понимается разграничение между концептами субъективного происхождения (абстрактные, интеллективные концепты) и концептами внешнего происхождения, репрезентирующими сенсомоторный опыт человека. В то же время, учитывая многомерную структуру концепта, позволим предположить, что даже в структуре одного и того же концепта оказывается возможным совместить ментальные образования интеллективной природы (результат абстракции) и ментальные образования, основанием возникно-

вения которых стала перцептивная, сепсомотормая деятельность человека. Следует принять во внимание и не менее значимый по сравнению с указанными вид категоризации - оценочную категоризацию, результатом которой являются интерпретационио-оцепочные, ценностные суждения, связывающие концепты. Таким образом, понятие бифуркации оказывается прнложимым к моделированию концепта в динамическом аспекте. Бифуркационные процессы приводят к формированию сложного, комплексного, многомерного целого - ментального образования, компоненты которого являются продуктом различных модусов восприятия и способов обработки когнитивной информации - перцептивного, интеллективного и интерпретационного. Содержание концепта постоянно насыщается, а его объем увеличивается за счет новых концептуальных характеристик. В этом заключается специфика самого человеческого знания, которое постоянно меняется, отражая новые сведения об окружающем мире и всех происходящих в нем изменениях.

Концепт ЖЕНЩИНА неоднократно становился предметом лингво-культурологического анализа, что не случайно - тендерная дифференциация сознания, культурологическая обусловленность концептуализации тендерных концептов, динамика концептуализации гендерно-ориентированных сущностей все больше и больше привлекают внимание лингвистов, культурологов, этнографов, социологов. Собственно говоря, вся тендерная лингвистика фокусируется именно на многогранности репрезентаций концептов МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА [Scaviila 1955; Battleground ... 2008; Coates 2004; Nesset 2000 и многие другие]. Рассматривая языковые средства объективации концепта ЖЕНЩИНА, структуру и содержание данного концепта в языковом сознании на материале, в частности, русского языка, исследователи выделяют следующие когнитивные классификаторы: пол, производимое внешнее впечатление, репродуктивная функция, принадлежность к человеческому роду, характер, семейный статус, предмет любви мужчины [Адонина 2007: 15]. Выявляются также и дополнительные признаки, которые включаются в значение тех или иных единиц, но не являются обязательными: возраст, род деятельности, положение в обществе, родственные отношения, семейное положение, взаимоотношения с лицами мужского пола, характер/поведение.

Глава II «Динамика концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских писательниц Х1Х-ХХ веков» посвящена анализу языковых средств реализации концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских писательниц Х1Х-ХХ веков. В частности, анализируются понятийная, образная и ценностная составляющие концепта и выявляются тенденции, характеризующие эволюцию данного концепта британской национальной концепто-сфере в указанный период.

Анализ проводился с опорой на следующие теоретические положения, разработанные с учетом рассмотренных в Главе 1 концепций в области лингвокультурологии, когнитологии, когнитивной лингвистики:

• концепт ЖЕНЩИНА, репрезентируемый средствами языка, представляет собой формат знания, результат познавательной активности субъекта;

• познающий субъект может быть как индивидуальным, так и коллективным;

• результатом познавательной деятельности коллективного когнитивного субъекта выступает тендерное сознание, отражение которого в языке фиксирует характерные для данного этапа развития общества особенности концептуализации гендерно-специфичных сущностей;

• концепт ЖЕНЩИНА является многомерным;

• концепт ЖЕНЩИНА характеризуется полиапеллируемостыо;

• концепт ЖЕНЩИНА характеризуется условностью, размытостью;

• концепт ЖЕНЩИНА характеризуется оценочностыо.

Как представляется, между концепцией структурированной репрезентации познающего субъекта в языке в зависимости от уровня познания [Магировская 2009], рассмотренной в Разделе 1.2.2, теорией бифуркационных процессов в концептуализации [Langacker 2000] (Раздел 1.5.1.) и теорией эволюции концепта существует самая непосредственная связь. В отношении динамических показателей концепта мы исходим из того, что для эволюции концепта свойственны следующие процессы и характеристики:

• процесс бифуркации концепта, являющимся контекстуально-зависимым, этно(культурно)специфичным процессом;

• результатом бифуркации является многомерность концепта, возникновение разных модельных вариантов для структурирования концепта;

• процесс бифуркации связан с разными типами познающего субъекта - субъекта эмпирического познания, субъекта понятийного осмысления, субъекта вторичного (интерпретационно-оценочного) осмысления;

• бифуркация обусловлена возрастными, социальными, культурными параметрами когнитивного субъекта;

• направления бифуркации концепта соотносимы с когнитивными классификаторами как общечеловеческого, так и специфически тендерного сознания (биологическая функция, социальная функция, отношения с противоположным полом, оценочное шкалирование, возраст и т.д.).

В реферируемой работе принимается модель концепта, разработанная В.И. Караспком. В данной модели концепт представляется как трехмерное образование, включающее предметно-образную, понятийную и ценностную составляющие. Развивая далее идеи моделирования концептов и когнитивных основании выделения составляющих концепта, обратимся к тезису о дифференциации субъектов познания. Как представляется, такого рода модель вполне соотносима с дифференциацией результатов когнитивной деятельности различных типов познающего субъекта: субъекта эм-

лирического познания, субъекта понятийного осмысления и субъекта вторичного (интерпретационно-оценочного) осмысления. Рассмотрим данный тезис более подробно.

Базовый слой концепта является результатом когнитивной деятельности субъекта эмпирического познания. Данный слой составляют когнитивные классификаторы, обусловленные тендерным сознанием н реализующие предметно-образную составляющую концепта ЖЕНЩИНА, вместе с ядерными концептуальными признаками «лицо» и «женский пол».

Понятийная составляющая концепта образуется ядерными и дополнительными концептуальными признаками, является результатом когнитивной деятельности субъекта понятийного осмысления.

В ценностной составляющей концепта представлены интерпретационно-оценочные характеристики, которые являются когнитивным продуктом субъекта вторичного (интерпреционпо-оценочиого) осмысления.

В качестве гипотезы представим следующий тезис о динамике концептуализации. Когнитивные классификаторы, составляющие базовый слой концепта являются наиболее устойчивыми, поскольку репрезентируют основания тендерного сознания. Понятийная составляющая концепта более подвижна, подвержена изменениям в связи с изменением в социальной структуре общества, культурологически маркирована, отражает социокультурную динамику.

Ценностная составляющая концепта представлена двумя полярными с эволюционной точки зрения сегментами: консервативным и динамичным. Консервативный сегмент представлен фразеологическим и паремио-логическим фондом, динамический сегмент отражает неизбежные процессы изменения отношения к объекту концептуализации. При этом ведущую роль в формировании данного слоя играют индивидуальные субъекты познания, в нашем случае - литераторы-женщины. Если принять тезис о том, что любая оценка в принципе возможна только при асимметрии статусов субъекта и объекта оценки [Карасик 2002], то в случае «автопрезентацпн», при условном совпадении субъекта и объекта оценки, можно говорить об определенной дифференциации оценки, ее несовпадении с оценкой с позиций иных когнитивных субъектов. В любом случае, оценка всегда пристрастна, что предопределяет и динамику, вариативность, спекулятивность, в ряде случаев немотивированность оценки.

Настоящее исследование состояло из следующих этапов:

1. Построение номинативного поля концепта ЖЕНЩИНА на материале избранных произведений.

2. Определение и описание структуры концепта ЖЕНЩИНА согласно трехмерной модели В.И. Карасика.

3. Выявление динамики концепта ЖЕНЩИНА на основании сравнительно-сопоставительного анализа моделей, характерных для произведений различных авторов.

При этом на первых двух этапах исследования концепт ЖЕНЩИНА рассматривался для каждой писательницы отдельно.

На первом этапе работы методом сплошной выборки были выявлены прямые номинации концепта: ключевые слова, его синонимы, а также гипонимы, то есть номинации всех разновидностей денотата концепта, включая контекстуальные, окказиональные и индивидуально-авторские.

Все эти единицы можно представить в виде поля, состоящего из ядра и периферии. Основным способом языковой репрезентации концепта ЖЕНЩИНА в английском языке являются ключевые слова "woman", "female". Проведя дефиниционный анализ данных лексических единиц, мы выявили следующие семантические признаки, которые мы определяем как ядерные: человек, принадлежность к женскому полу, противопоставленность мужскому полу. При этом в семантике слова "woman", дополнительно может присутствовать семантический признак взрослый, однако данный признак, как правило, проявляется контекстуально, например, при противопоставлении пары "woman" - "girl". Таким образом, номинанты, обладающие вышеперечисленными ядерными признаками, нами были отнесены к ядру. Как показывает анализ, в текстах избранных произведений ядерными признаками данного поля обладают не только слова "woman" "female", но и такие часто встречающиеся лексические единицы, как "female sex", "fair sex", "weaker sex".

Далее нами был проведен компонентный и контекстуальный анализ всех номинантов, что позволило выделить дополнительные семантические признаки, которые не являются обязательными, соответственно они были отнесены к периферии. Периферия, в свою очередь, делится на сегменты, куда входят отдельные группы лексических единиц, номинирующих женщин и объединенных определенными интегральными признаками, являющимися дифференциальными в рамках лексико-семантического поля слов, называющих женщин. В соответствии с данными семантическими признаками, эти лексемы были объедены в группы, условно обозначенные сегментами, что было сделано для удобства описания полевой структуры.

Были выявлены следующие сегменты: «род деятельности», «родственные отношения», «межличностные отношения», «семейное положение», «социальное положение», «возраст», «национальность». Сегментация номинативного поля концепта в целом оказалась единой для всех произведений, что свидетельствует о достаточно ограниченном наборе признаков, характеризующих женщину: биологические (пол, репродуктивная функция, возраст) и социальные (социальное положение, родственные отношения, межличностные отношения). В то же время номинативная плотность сегментов оказалась различной, и характер наполнения ряда сегментов - разный. В качестве примера приведем сегмент «род деятельности». Так, в произведениях Дж. Остин в данном сегмене присутствует незначительное количество единиц (housemaid, servant), при этом доминирующей профессиональной сферой является сфера обслуживания. Напротив, у В. Вулф данный сегмент оказывается хорошо разработанным: abbesses,

principals, head mistresses, dignitaries, capable women all going about their business, punctual, alert, robust, "lw, medicine, politics, all professions are open to women of your generation..."; "She was a woman who had made her way in the world" (Wolfe, Mrs. Dalloway)

На втором этапе работы были выявлены те средства вербализации коицепта ЖЕНЩИНА, которые актуализируют данный концепт путем описаний, прямых дефиниций или вторичной номинации. Был проведен анализ метафор, метонимий, компаративных усилительных выражений и других сравнений, которые являются базовыми элементами создания образности, также контекстуальный анализ данных средств вербализации, и семантическая интерпретация высказываний, что позволило нам выявить следующие компоненты в структуре концепта ЖЕНЩИНА: предметно-образный, понятийный и оценочный. В итоге были выделены следующие группы номинаптов: (1) общие наименования лиц женского пола, (2) по-мннанты женщины с указанием на возраст, (3) номинапты, указывающие на род деятельности, (4) номинапты, указывающие на положение в обществе, (5) номинапты, указывающие на родственные отношения, (6) номинапты, указывающие на семейное положение, (7) номинапты, указывающие на взаимоотношения с лицами мужского пола, (8) номинапты, указывающие на характер/поведение.

Для определения понятийного компонента, нами были проанализированы прямые дефиниции и описания концепта ЖЕНЩИНА в тексте произведений. При выборе примеров мы ориентировались на ядерные номинапты: "woman", "female", "female sex", "fair sex", "weaker sex" и другие. Понятийный компонент очень часто интегрирован с оценкой, которая может быть произведена как от лица социума (при этом носителем мнения социума чаще всего является мужчина), так и от отдельного лица. Объектом оценки в рамках оценочного компонента являются следующие признаки: особенности характера, личные качества, внешние данные, физические данные, поведение, моральные качества, интеллектуальные качества, темперамент. Насколько можно судить по выделенным в работе объектам оценки, а также по доминированию положительных или отрицательных оценок, оценка от лица социума реализует культурные установки общества, идеологемы (в том числе религиозные), которые становятся стереотипами восприятия.

Образный компонент состоит из перцептивных, когнитивных и метонимических образов. Перцептивные образы возникают па основе визуальных, тактильных, вкусовых ассоциаций. Когнитивные образы основаны на метафорическом уподоблении и включают: зооморфные образы, фито-морфные образы, орнитологические, символические образы, мифологические образы, антропоморфные образы и образы природных явлений. В основе метонимического проецирования лежит когнитивная модель "ЧАСТЬ->ЦЕЛОЕ".(female eyes->females; female minds->females) Для определения образного компонента нами были проанализированы описания, метафоры, метонимии и сравнения.

На следующем этапе работы были выявлены тенденции и динамика развития содержания концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских писательниц XIX-XX веков. Для этого были проанализированы все изменения, которые произошли в номинативной, макрокомпонентпой и категориальной структуре концепта ЖЕНЩИНА.

В ходе исследования были выявлены признаки, которые были обобщены и сгруппированы по близости содержания. Признаки представлены в порядке убывания частотности: имеет определенные манеры, поведение, характер, качества; обладает определенной внешностью; имеет определенный возраст; может выходить замуж; противопоставлена мужчине; имеет определенное финансовое состояние; имеет определенный социальный статус; вызывает определенные чувства; заботится о семье; может испытывать чувства; является представителем женского пола; имеет детей, является матерью; зависит от других людей; может быть счастливой. Данные признаки можно объединить в две группы: биологически предопределенные (пол, возраст, репродуктивная функция) и социально предопределенные. Большей динамике подвержены социально и культурно предопределенные признаки. Биологически предопределенные признаки обладают динамикой в плане оценочное™ - наблюдается смена акцентов при квалификации женщины как женщины, жены, матери, имеющей определенный возраст: возраст становится менее подверженным негативной оценке, материнство обнаруживает дополнительные признаки (эгоизм), принадлежность к данному полу реже оценивается как негативный фактор.

Репрезентация понятийной составляющей концепта ЖЕНЩИНА в произведениях В. Вулф отражают как смену акцентов в тендерном сознании общества в связи с усилением феминистического движения, так и индивидуально-авторское восприятие женщины, женской природы, призвания и роли женщины, ее возможностей и способности к самореализации. Особенностями репрезентации концепта в данном случае являются два характерных свойства. Прежде всего, это своего рода «автопрезентация» - во многих случаях В. Вулф показывает именно восприятие женщинами самих себя. Во-вторых, понимание собственной природы, особенностей происходит через противопоставление женщины мужчине.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ структуры концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских романисток 19-20 веков свидетельствует об определенной динамике концептуализации в отношении данного объекта, об изменчивости понятийной, образной, оценочной составляющих данного концепта. Источником бифуркационных изменений в структуре концепта является процесс социальных изменений в обществе, отражающийся в смене социальных стереотипов, смене фокусировки тендерного сознания.

Концепт ЖЕНЩИНА имеет полевую структуру, состоящую из ядра и периферии. В центре ядра располагается наглядно-чувственный образ женщины, который объективируется в языке ключевыми словами woman, female, female sex или weaker sex. Периферия делится на ближайшую и

дальнюю. Ближайшая периферия представлена лексическими единицами, в семантике которых узуально присутствует сема женского пола, дальняя периферия представлена лексическими единицами, в семантике которых узуальная сема женского пола отсутствует, однако контекстуально данные единицы номинируют женщин.

Периферия делится на сегменты, которые можно объединить в микрополя в соответствии с определенными когнитивными признаками: возраст, родственные отношения, межличностные отношения, социальный статус. Данные сегменты наполняются лексическими единицами, номинирующими женщин и объединенных определенными интегральными признаками, являющимися, в свою очередь, дифференциальными в рамках лексико-семантического поля номинантов концепта ЖЕНЩИНА. В свою очередь, сегменты могут включать подсегменты. Основные изменения касаются наполненности этих сегментов. Наиболее многочисленными являются сегменты родственные отношения и род деятельности. При этом по мере эволюционирования в сегменте «род деятельности» появляются новые наименования профессий. Это объясняется экстралнигвистическими факторами. Наиболее малочисленным является сегмент возраст. Сегменты семейное положение и социальный статус не имеют лексических репрезентантов на дальней периферии. Сегмент межличностные отношения имеет подсегмент отношения с мужчинами, который эволюционирует в сторону увеличения числа лексических единиц, как на ближайшей, так и на дальней периферии. При этом, в сегменте межличностные отношения лучше представлена именно дальняя периферия.

Макроструктура концепта определяется дифференциацией понятийной, образной и оценочной составляющих.

Образный компонент представляет собой фиксацию результатов деятельности познающего субъекта определенного типа - субъекта чувственного восприятия. Данная составляющая концепта может репрезентировать как индивидуально-авторское восприятие, так и образы, сложившиеся в данной лингвокультурнон традиции и отразившиеся в метафорике.

Понятийный компонент фиксирует результаты когнитивной деятельности коллективного субъекта познания. В этой области концептуализация касается закрепления в языке стереотипных представлений об объекте концептуализации, принятых в рамках данного лингвокультурного сообщества на определенном этапе его развития. Понятийный компонент реализуется через когнитивные классификаторы. Для концепта ЖЕНЩИНА выделяются следующие когнитивные классификаторы понятийной составляющей: женский пол, родственные связи, социальный статус, межличностные отношения, профессиональная деятельность, возраст, интеллектуальные, моральные, эмоциональные признаки.

Оценочная составляющая концепта закрепляет в языке результаты оценочной категоризации как результат познавательной активности субъекта оценки. В качестве субъекта оценки может выступать как социум, так и автор. Поскольку оценочная категоризация является неотъемлемым

свойством человеческого познания, особенно в части обыденного сознания, объектами оценки часто выступают те же самые когнитивные классификаторы, которые формируют понятийную составляющую. Соответственно, оценке подвергаются именно те признаки, которые были выделены для понятийной составляющей концепта: принадлежность к женскому полу, положение женщины в системе родственных связей, социальный статус, интеллектуальные, эмоциональные, моральные качества.

В силу такой особенности тендерного сознания, как биполярность, оценка от лица социума может быть либо оценкой сквозь призму мужского сознания (которое оказывается более консервативным в восприятии и оценке женщины), либо сквозь призму женского сознания (которое оказывается более динамичным в силу динамики собственного развития). Данное наблюдение подтверждает такой параметр концепта, как полиапелли-руемость.

Основным направлением бифуркационных изменений концепта является шкала, в качестве полюсов которой выступают, с одной стороны, свобода/независимость/выбор уэ. несвобода/зависимость/ предопределенность/отсутствие выбора. Данная шкала диагностирует динамические изменения понятийного компонента, оценочного компонента и частично образного компонента концепта ЖЕНЩИНА. По сравнению с репрезентациями концепта ЖЕНЩИНА в произведениях романисток 19 века, в романах В.Вулф, А.Мердок, М.Спарк появляются номинации, характеризующие женщину как свободную, решительную, целеустремленную, свободную в выборе своего пути (профессионального, личного, творческого).

Анализ номинативного поля концепта, представленного в произведениях английских романисток 19-20 вв. (Дж.Остин, сестры Бронте, Э. Гас-келл, Дж.Элиот, В.Вулф, М.Спарк, А.Мердок) на предмет динамики понятийной, образной и ценностной составляющих концепта показал следующее.

В структуре концепта выделяются как менее динамичные, так и более подвижные зоны. Наиболее изменчивой является образная составляющая концепта. Она также является наиболее индивидуально окрашенной. Образная составляющая в основном представлена фитометафорами и зоо-метафорами. Частотными также являются также сравнения с божественными / сказочными сущностями, а также с демонами и со злыми духами. При этом, как показывает исследование, преобладают пейоративные метафоры.

В понятийной состаячяющей концепта ЖЕНЩИНА присутствуют как базовые, неизменяемые признаки, так и признаки, характеризуемые высокой динамикой. Максимальной динамикой обладают признаки, дифференцируемые по шкале «свобода/независимость/возможность выбора несвобода/зависимость/предопределенность/отсутствие выбора». Наиболее устойчивыми являются признаки, которые располагаются ближе к ядру, такие как красота и обаяние, нежность и мягкость, чувствительность и эмоциональность, заботливость, разумность и сдержанность, а также по-

верхностность и легкомыслие. Те признаки, которые находятся дальше от ядра, оказываются менее устойчивыми (статус в обществе или семейный статус, добродетельность). По мере эволюционирования в понятийной составляющей появляются такие отрицательные признаки как бессердечность и безжалостность.

Образная составляющая концепта является наиболее изменчивой в силу социокультурной динамики и соответствующего изменения внешнего облика концептуализируемой сущности. Репрезентация образа женщины как результат предметно-чувственного освоения действительности, результат когнитивной деятельности субъекта эмпирического познания, изменяется. В то же время образная составляющая характеризуется и определенной консервативностью в силу неизменности ряда образов (фитоме-тафоры, зоометафоры, мифологемы и под.).

Оценочная составляющая характеризуется как консервативностью (в силу отражения традиционных для лингвокультуры и фиксируемых во фразеологическом фонде представлений), так и динамичностью (в силу активности субъектов интерпретационно-оценочной деятельности). Особенностью динамики является смена коннотации (положительная отрицательная, отрицательная положительная) ряда номинантов концепта.

III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Епремян М.Р. К вопросу о реализации концепта «любовь» в произведениях современных американских авторов // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы меж-дунар. науч.-практ. конф., 25 марта 2005г. / [ред. и сост. - к. ист. н., доц. И.П. Вишнякова-Вишневецкая]. - СПб.: Береста, 2005. - С. 218-220. - 0,2 п.л.

2. Епремян М.Р. Нильсен Е.А. К вопросу об общих принципах анализа концептов // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: Сборник статей, вып. 3 / С.-Петерб. Ин-т гуманит. Образования; ред. и сост. - канд. Ист. наук, доцент И.П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. - С. 262-269. - 0,6 п.л (0,3 авторских листа).

3. Епремян М.Р. К вопросу о языковой экспликации концепта «Female human being» и значимости его изучения в сфере гуманитарного образования // Перспективы социально-эконгомического развития России и качество гуманитарного образования: Материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 апреля 2007 года) / Ред. и сост. - И.П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб.: СПбИГО; ООО «Книжный Дом», 2007. - С. 143-144. - 0,1 п.л.

4. Епремян М.Р. Нильсен Е.А. К вопросу о сущностных характеристиках концепта // Система языка и дискурс: междунар. сб. науч. ст. / отв. Ред. С.И. Дубинин. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2007. - С. 155-168. - 0,8 п.л (0,4 авторских листа).

/ -

5. Епремян М.Р. Некоторые аспекты исследования концепта FEMALE HUMAN BEING // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: Сборник статей, вып.5 / Ред. и сост. И.П. Вишнякова-Вишневецкая.

- СПб.: СПбИГО, 2007. - С. 179-181. - 0,2 п.л.

6. Епремян М.Р. «К вопросу о языковой репрезентации концепта ЖЕНЩИНА в произведениях английских авторов» // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы конференции, 22-23 мая 2008г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 90-91. - 0,1 п.л.

7. Епремян М.Р. «Некоторые аспекты исследования языковой репрезентации концепта ЖЕНЩИНА в произведениях британских романисток» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 101- 2009. - С. 149-152.

- 0,3 п.л.

8. Епремян М.Р. К вопросу о типологии концептов // Homo Lo-quens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. Выпуск 1 / Под ред. И.Ю. Щемелевой. - СПб: Издательство «НИВА», 2009. - С. 29-33. - 0,4 п.л.

9. Епремян М.Р. Номинативное поле концепта «ЖЕНЩИНА» в произведениях Вирджинии Вулф. // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. Выпуск 1 / Под ред. И.Ю. Щемелевой. - СПб: Изд-во «Ютас», 2010. С. 56-62. - 0,5 п.л.

Подписано в печать «12» мая 2011 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 70 экв. Заказ № 312

Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.