автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Ф. Лассаль. Политическая биография
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ф. Лассаль. Политическая биография"
Санкт-Петербургский Государственный университет
на правах рукописи Суворов Юрий Владимирович Ф.ЛАССАЛЬ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ.
Специальность 07.00.03.-всеобщая история / история нового и новейшего времени /
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Саякт-ПетерсЗург 1993
Работа выполнена на ка$едре истораи нового в новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: доктор исторических наук.профес-сор В.Г.Ревуненков
Официальные оппоненты: доктор исторических наук.профес-оор Л.К.Лебедев
кандидат исторических наук A.B. Гостенков
Ведущая организация: Санкт-Петербургский филиал института российской истории Российской .Академии Наук.
Защита состоится "И" &1993г. в /Г часов на заседании Специализированного Совета К-063.57.11. по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в С.-Петербургском государственном университете по адресу: 193034.Санкт-Петербург.Менделеевская линия,д.5.аудитория 70.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького С.петербургского государственного университета.
Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат исторических наук
Л.В.БЫСКОЧКО!
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЙ.
.1., А'ШвД&НРРТЬ Я<?<У№Д9ЗДМЯ.
В истории германского рабочего движения особое место занимает начальный этап создания рабочих организаций.Процесс формирования объединений трудящихся был сложным и противоречивым. В начале 60-х ГТ.Х1Х в. рабочий класс Германии бил малочислен, разрознен,находился под сильным влиянием юнкерства,церкви и буржуазных партий.Создание самостоятельной политической организации рабочих,выработка ею своей стратегии а тактики являлось исторической задачей огромной сложности.Значительная роль в ее решении принадлежит Ф.Лассалю.Им была разработана программа первой социал-демократической организации Германии,которая считала своей главной целью достижение социализма,используя при этом парламентские формы бор^бы.Движение,которое Лассаль стремился разбудить,виделось ему не классовым,не только пролетарским, а общенародным демократическим.
Основанный в 1863 г. Всеобщий Германский Рабочий Союз во многом способствовал возрождению самосознания германских рабочих. ВГРС удалось выйти из под контроля буржуазии .хотя в первые годы своего существования над Союзом висела опасность попасть под контроль юнкерского государства.Значительная роль в этих процессах также принадлежит Лассашо.Фигура Ф.Лаосаля была сложной и противоречивой.Его заслуги по возрождению рабочего движения признавались практически всем~.Его теория вызывала множество споров.Одни видели в нем родоначальника социал-демократии и воядя немецких рабочих,другие - предателя интересов пролетариата и оппортуниста в рабочем движении, третьи - реформатора, сторонника постепенного врастания в социализм,четвертые - идейного предтечу тоталитаризма XX в. Кем же был этот человек и как можно оценить его деятельность?На эти вопросы автор пытается ответить в настоящей работе.
Социал-демократия как течение в рабочем движении продемонстрировала свою жизнеспособность,умение трансформироваться в зависимости от обстоятельств времени и во многом успешно решать задачи,стоящие перед обществом.Поэтому обращение к истории германской социал-де.'.'.онрагической партии,одной из сильней-
-г -
ших в мире,к начальному периоду ее истории и деятельности теоретика и политика,во многом определившего перспективу ее развития, видится нам весьма актуальным.
Изученность темч. Деятельность Ф.Лассаля приковывала к себе внимание многих исследователей различной политической ориентации.
В германской исторической литературе о Лассале можно выделить четыре основных хронологических периода: 1/ вторая половина Х1Х в.,2/ рубеж Х1Х-ХХ вв.,3/ двадцатые годы XX в..4/пос-левоенный период.
Первый период характеризуется отсутствием глубоких научных исследований.В это время были опубликованы,в основном,биографии, в которых Лассаль изображался крупным теоретиком,революционере^,вождем германского пролетариата./В.Берг,Г.Брандес.^/
Во втором периоде на рубеже Х1Х-ХХ вв. в литературе выделяются два основных направления:социал-демократическое и буржуазное.Крупным представителем первого направления был Ф.Меринг, который считал Лассаля учеником Маркса,крупным революционером, воплощающим марксовн идея на немецкой земле.2Э.Бернштейн в своих работах оценивает заслуг.* Лассаля,которые ему видятся в возрождении рабочего движения,в переходе от насильственных к мирным формам борьбы.3
Представитель буржуазного направления Г.Онкен считал,что теория Лассаля не была оригинальна,лишь демагогический талант и активная агитационно-политическая деятельность позволили ему занять видное место в новой германской истории.'*
Третий период германской историографии о Лассале охватывает двадцатые года XX в..когда бкло опубликовано значительное количество статей,приуроченных к 100-летию со дня рождения
1 -Berg Vi. leben und Wirken F.Lassalles.-Berlin, 1893,-16 в.
2 - Меринг Ф. История германской социал-демократии:В 4 т.-М,-
Пгд.,1923.-Т.2.-С.319,
3 - Bernstein Е. F.lassalle und seine Bedeutung für die Arbei-
terJaasee.-ijerlin, 1904.-95 e.
4 - Онкен Г. Лассаль.-Cnö.,1905.-356 с.
Лассаля.Авторы социалистической ориентации К^Гениш.К.Реннер, П.Камп$мейер обращали особое внимание на идеи Лассаля о ненасильственных средствах борьбы,о классовом сотрудничестве в обществе,о реформировалли системы и постепенном врастании ее в социализм.1
В тридцатые годы значительных публикаций о Лассале не появлялось.
В послевоенный период - четвертый - германская историография разделилась на два направления: западно- и восточногерманское.
Методологической основой работ историков ГДР,естественно, был марксизм.В работах Х.Хюмлера.Х.ШтирнераД.Ю.Фридеричи со строго марксистских позиций рассматриваются различные этапы деятельности Лассаля.Каких-то новых подходов,новых оценок,оригинальных интерпритаций положений теории Лассаля,политических шагов президента ВГРС в работах названных историков обна-2
ружить нельзя.
Совершенно иную ситуацию можно наблюдать в западногерманской историографии.Зцесь определились два направления - со-адал-делкжратическое и буржуазное.Историки социалистической ориентации В.Матуль.К.Андерс.К.Шмидт откликнулись на 100-летний юбилей образования ВГРС серией публикаций.В них отрицалась роль Маркса и марксистской теории.в пробувдении рабочего движения в начале 60-х гг.Х1Х в..констатировалось несходство между Лассалем-теоретиком и Лассалем-политиком.Позитив-нкм в теории Лассаля авторам видятся его теория государства и роль.определенная социал-демократии в этом государстве.3
Ярким представителем буржуазного направления является Т. Рамм,считавший Лассаля идейным предшественником тоталитарных режимов.Теорию Лассаля историк считает теорией национального коммунизма,а самого Лассаля революционером и коммунистом.
1 - Renner K. Lassalle»s geschichtliche Stellung // Die Gesell-
schaft .-192 5.-4,-S.309-322.
2 - iriderici H.J. Lassalle.-Berlin,1985.-240 s.
3 - Anders C. Die er3te hundert Jahre.-Hannover,1963.-326 s.
4 - Ramm Lassalle als Rechts-und 2 )Zialphilonop''i.-!,,.eisen-
heim-Wiea,1953.-225 a.
К "то тали гарно му"ноправлению в западногерманской историографии можно отнести израильского ученого Ш.Наамана,издававшего свои работы в ФРГ.Исследуя этапы эволюции Лассаля.его теорию социал-демократии.политические шаги,историк приходит к выводу,что создавая ВГРС.Лассаль стремился превратить ее в организацию,основанную на принципах "плебисцитарной демократии",в которой отсутствует демократическая процедура выработки решений,а есть лишь "демократическое утверждение решений пост фак-тум".Нааман считает Лассаля противником парламентской демократии и поборником "интегральной демократии",которая сочетает в себе сильную личную власть руководителя и безоговорочное одобрение и подчинение его действиям со отороны масс.
Ученые ФРГ внеслл важный вклад в изучение лассальянства.Об* станозка идеологического штрализма, царящая в западногерманской исторической науке,позволила им создать целый ряд серьезных исследований.освещающих различные стороны деятельности Лассаля.Вершиной таких исследований,на наш взгляд,является монография Ш.Наамана "Лассаль.Новая политическая биография."^
Деятельность Лассаля.его теория интересовали и отечественных ученых.
В дореволюционной литературе можно выделить три направления. К первоцу принадлежат ведающиеся русские философы П.Б. Струве,II.А.Бердяев.С.Л.Франк,которые поддерживали лозунг, Э. Бернштейна "назад к Лассалю!и,что воспринималось ими как возврат к философии Гегеля и Фихте.Струве привлекали в Лассале его философский идеализм и политическая платформа,лассальянство он рассматривал интегральной частью современной социал-де-мощэатии .^Подобную точку зрения разделяли Бердяев и Франк.
Второе направление - народническое.Идеологов позднего народничества П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского привлекали в Лассале идеалистические воззрения на историю.Лавров считал позитивным в теории Лассаля его положения о необходимости достижения общенародного,а не классового государства.
1 - Ua'amaa S. Laaealle^in neue politische Biographie.-Han-
nover, 1970.-890 в.
2 - Струве П.Б. Еде о Лассале // На разные темы.-Спб.,1902.-
С.273.
Третье направление - социал-демократическое.Родоначальник русской социал-демократии Г.В.Плеханов находился иод сильным влиянием Лассаля.что нашло свое отражение в программе "Группы Освобождения труда".В незаконченной работе о Лассале Плеханов изображает его сторонником демократической республики,соглашается с лассалевским решением национального вопроса.при этом критикует заигрывание президента ВГРС с Бисмарком.'
В.И.Ленин в ряде своих работ обращается к теории и тактике Лассаля.поддерживает критику Маркса и Энгельса,однако не забывает и об исторических заслугах Лассаля.
В первые послереволюционные годы было издано несколько работ / авторы В.Майский.В.Святловский/.в которых Лассаль изображался вождем немецкого пролетариата,чьи заветы воплощаются в ходе Октябрьской.революции.
В первой половине 20-х гг. появляются полемические статьи / А.Сабуров,А.Мартынов,И.Герчиков/,направленные против социал-демократических апологетов Лассаля. В 1926 г. вышга в свет монография П.Виноградской "Лассаль",являющаяся первой и,к сожалению,единственной по сей день серьезной попыткой исследовать теорию и тактику Лассаля.2Внноградская приходит к выводу, что лассальянство - э~ч> "либо воспроизведение идеалистической идеологии эксплуататоров,либо эклектика".Авторы статей и книги единодушны в негативной оценке теории государства,буржуазного национализма и оппортунизма Лассаля.В это же время на страницах журнала "Под знаменем марксизма"развернулась дискуссия между Виноградской и А.Берншгейном.Автор монографии считала Лассаля последователем французских утопистов,фихтеанцем, плохим учеником Маркса.Еернштейн соглашаясь с тем,что Лассаль идеалист,считал его гегельянцем и идеалистическую позицию объяснял классовым соотношением сил в Германии.взгляды Бернштей-на поддерживали И.Разумовский и А.Деборин.
1 - Плеханов Г.В. Лассаль,его жизнь и деятельность.-Спб., 1905.
-50 с.
2 - Винограцская П.С. Лассаль.-И.-I.,1526.- 250 с.
3 - Бернштейн А. Основные взгляды Ф.Лассаля // Под знаменем
марксизма.-1924.-й 10-11 .-С.153-18Э.
Научные статьи 30-х гг. посвящены основным положениям теории Лассаля.его "реальной политике".взаимоотношениям с Марксом.Авторы - Е.Степанова.А.Гагарин.Г.Адамян выступали не только с критикой западноевропейских исследователей.но и обвиняли в ревизионизме и меньшивизме А.Берншгейна,Разумовского.Деборина.не-верни.по их мнению.трактующих влияние Маркса на Лассаля и находивших у последнего "революционное воззрение на историческое развитие.преломлявшееся сквозь призцу юридической идеологии."1
В послевоенное время интерес к Лассалю угасает.Из значительных публикаций можно назвать работы А.К.Воробьевой и З.Н.Меле-щенко. В статье Воробьевой рассматривается участие Лассаля в процессе образования ВГРС.исследуются его взаимоотношения с Бисмарком.Автор считает,что Союз был нужен Лассалю для распространения оппортунистических взглядов среди рабочих .для подчинения рабочего движения реакционному юнкерству.^
Статья Мелещенко в очередной раз направлена против культа Лассаля.Автор обвиняет Лассаля в том,что он не пропагандировал среди рабочих идей научного коммунизма.насаждал в рабочем движении вождизм и стихийность.3
Сложившиеся в 20-30 гг. идеологические стереотипы в трактовке лассальянства наложили табу на изучение этих проблем и привели к исчезновению интереса к данной теме. 3. Основными источниками при написании работы служили,в первую очередь.произведения Лассаля.При кизш автора издания его работ выходили отдельными томами и брошюрами.
Первое наиболее полное собрание трудов Лассаля в Германии было издано в 1919 - 1920 гг.под редакцией Э.Бернштейна.В 12-ти
1 - Бернштейн А. Основные взгляды Ф.Лассаля,С,165..
2 - Воробьева А.К. Из истории рабочего движения в Германии и
• борьбы Маркса и Энгельса против Лассаля и лассальянства 1862-1Ё64гг. // Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию.-М..1956.-С.246-360.
3 - Мелещенко З.Н. Философские и политические взгляды Ф»Ласса-
ля и современный ревизионизм // Вести.Ленингр.ун-та,1960,-№ 3.- С.76-В7.
томное собрание сочинений кроме философских.юридических.экономических произведений Лассаля,вошли его агитационные выступления, переписка,протоколы и резолюции ВГРС.
В 1921-1525 гг. Г.Майер выпустил в свет шеститомное собрание ранее неопубликованных работ и писем Лассаля.В 1928г.Май-ер издает переписку Лассаля о Бисмарком.
На русском языке первый сборник работ Лассаля бил выпущен в 1870г. Наиболее полное собрание трудов Лассаля.состоящее из трех томов,увидело свет о 1906г. Этот же трехтомник был переиздан в 1925г.
Кроме произведений Лассаля,алтор диссертации использовал переписку Лассаля о Марксом и Энгельсом,родителями.графиней Гацфельдт,Бисмарком.Вашим источником является переписка Маркса и Энгельса,документы ВГРС,материалы периодической печати, стенографические отчеты судебных заседаний,в которых принимал участие Лассаль,
4. Научная новизна лиссертащи определяется новизной подхода автора.В работе предпринята попытка преодолеть сложившиеся в 20-30 гг. в отечественной историографии идеологические стереотипы и штампы.отказаться от примитивно-классового подхода и догматизма в оценке теории и деятельности Лассаля.Впервые в отечественной исторической науке предметом научного анализа являлись практически все работы Лассаля.
5. Апробация работы. Научные результаты работы отражены в выступлении автора на можв/зовсксй конференции "Проблемы истории и историография зарубежных стран" / Петрозаводск.1990/.Основные положения работы нашли отражайте в публикациях автора. Диссертация обсуждалась на заседаюга кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Санкт-Петербургского университета.
6.Практическая значимость., Материалы л еыводы данного исследо-вчния могут быть использованы в преподавании курса "Новая история стран Европы и Америки",при разработка спецкурсов по ас-тории германского рабочего движения.
з. шитое тшт ршга,
Структура исследования. Диссертация состоит из введения,трех глав и заключения.
Во введрнии рассмотрены актуальность исследования,степень изученности темы.дан краткий анализ иоточников,определены цель и основные задачи работы.
Пепвая Глава "Молодой Лассаль.1Ь55-1849гг." состоит из четырех параграфов. Первый посвящен детским годам героя.Мальчик,родившийся 11 апреля 1825г. в Бреславле в семье еврейского коммерсанта.остро реагировал на национальную даскримииацию.проявлял способности к критическое мышлению,к отстаиванию правоты своих взглядов,что находило поддержку в демократической атмосфере семьи.В школьные нздц Лассаль знакомится с произведениями Л. Берне и Г.Гейне,которые способствовали формированию радикальных убеждений,пробуждали у юноши романтическое желание стать борцом за справедливость.
Второй параграф посвящен студенческим годам Лассаля.Поступи в в 1843г. на философский факультет Бреславльского университета / в 1844г. перевелся в Берлинский университет/,Лассаль старается приобрести знания,вооружающие ого для борьбы за свободу и социальную справедливость. Ггкое оружие он к тел в философии Гегеля.Теперь он мог объяснить происходившие в мире процессы как процессы диалектического развития.Соединяя гегелевскую философию с учением социалистов-утопистов.которое он изучал также в студенческие годы,Лассаль считал.что закономерным этапом в развитии Идеи является коммунизм.Коммунизм ему представлялся обществом,где нет конфликтов,бедности и беззакония.Оставаясь в области философии объективным идеалистом,по политическим взглядам Лассаль был революционным демократом.Он видел,что для успешного развития Германии необходима революция, которая должна установить республику.обеспечить народ конституционными свобода!«!.К этому времени Лассаль определил для себя и основной род деятельности - исследовательская работа в области философии.Лассаль заинтересовался древнегреческим мыслителем Гераклитом.Докторская диссертация могла открыть доступ к университетской кафедре.а с нее ыом.о било влиять на студен-
чество,пропагандировать свои взгляды.К середине 40-х хт. перед наш уже сформировавшийся человек с твердыми взглядами и убеждениями.
третьем параграф« рассматривается участие Лассаля с 1846г. в бракоразводном процессе графини С.фон Гацфельдт.Грауиня добивалась от мужа развода и раздела имущества,а Лассаль ревностно отстаивал ее интерес».Он хотел через запиту гражданских прав графини реализовать свое предназначение борца за справедливость.В феврале 1848 г. молодой адвокат был арестован по обвинению в краже шкатулки графа,где хранились важные документы. 11 августа этого года Лассаль был оправдан судом присяжных и выпущен на свободу.Защита интересов графини Гацфельдт лишала Лассаля возможности закончить диссертацию и активно участвовать в общественно-политической жизни.С другой стороны в эти годы он проявил себя великолепным оратором,окладел вриспруделцией, получил известность защитника справедливости.
В четвергом параграфе исследуется участие Лассаля в революции 1848г. В середине августа Лассаль стал членом Дюссельдорфского Народного Клуба,главным требованием которого было установление демократической республики.В августе же Лассаль знакомится с Марксом и Энгельсом.Личность 'Маркса, его эрудиция,талант поливка произвели сильное впечатление на Лассаля. Тогда же произошло первое знакомство с произведениями Маркса и Энгельса, прежде всего о "Ыапкфсетом Кошунистачоской парт ли", который его глубоко заинтересовал.Участвуя в деятельности Народного Клуба,осенью 1848г.Лассаль неоднократно выступал на различных митингах,проявил себя умелым агитатором.По рекомендации Маркса Лассаль призывал граждан закупать о руги с-, отказаться от уплаты налогов,с оружием в руках защищать Национальное Собрание.В конце ноября Лассаль был арестован за призывы к вооружению я сопротивлению органам власти.Суд приговори его к шестимесячному заключению.К концу 40-х гг» Лассаль ста1 гегельянцем, революционным демократом,находился под сильным влиянием Маркса, Участвуя в революции.он впервые пытался осуществить свой революционный идеал - достичь демократической республики.Революционная деятельность дала Лассалю первые навыки практического
руководства массовыми движениями .Тогда же он смог убедиться в непоследовательности немецкой буржуазии,половинчатости ее политики.
Вторая Глава -"Зрелие годы. 1649-1851 гг." Б первом параграфе рассматривается деятельность Лассаля в годы реакции.После освобождения из тюрьмы Лассаль продолжил и успешно завершил к 1854г. гацфельдовский процесс.В первой половине 50-х гг. Лассаль как представитель партии "Новой Рейнской газеты" выступал с революционно-просветительскими лекциями перед рейнскими рабочими .С 1855г..стремясь упрочить свое общественное положение .Лассаль обратился к научным исследованиям и продолжил работу над диссертацией.В 1857г. "Философия Гераклита Темного из Эфеса" вьшла в свет.Лассаль стал первым немецким ученым,который обобщил всю имевшуюся литературу о Гераклите.собрал воедино и систематизировал все гераклитовские фрагменты.Научно-методоло-гической ^основой работы явились положения теории Гегеля.Отзывы о работе в научных кругах были в основном положительными.В первой половина 50-х гг. Лассаль находился под влиянием Маркса, разделял марксовы идеи о необходимости революционного нрзора-эования мира.С середины 50-х гг. проявляются первые признаки расхождения во взглядах.Первоначально это били разногласия по частным вопросам.однако вскоре они приняли принципиальный характер.Философскую работу о Гераклите Лассаль написал с позиций гегельянства,а не с пози_лй диалектического материализма, который оказался ему чужд,что вызвало критику со стороны Маркса.
Во втором параграфе дается характеристика драмы Лассаля "Франц гон зикинген" и памфлета "Итальянская война и задачи Пруссии"появившихся в 1Ь58—1659 гг.
В первой работе.используя исторический материал,Лассаль хотел -рассмотреть револвционный п >оцесс в целом,определить общее диалектическое противоречие,присущее революциям.Оно видится Лассалю в несоответствии используемых средств це>ям движения. Лассачь приходит к выводу,что разреаение этого противоречия находится в руках ее вождя.Но поводу драмы между Лассалем и ¡.'лрксом и Энгельсом развернулась дискуссия.Если Лассаль.оста-
ваясь на позициях гегельянства,декларировал в драме решающую роль личности в истории я в революции,то Маркс и Энгельс считали революционное движение отражением экономических процессов.
В 1859 г. статьей "Итальянская война и задачи [1руссии"Лас-саль откликнулся на крупный европейский кризис.В работе Лас-саль призывал к объединению страны с учетом реальных политических условий,при активном участии прусского правительства, понимая.что революционный путь объединения,за что выступали Маркс и Энгельс,в настоящий момент в Германии осуществиться не может,так как здесь нет широкого демократического движения.
В этих работах явственно проявилось несогласие Лассаля с Марксом и Энгельсом.с положениями,которые они выдвигали.Лас-саль постепенно освобождается от влияния Маркса,которое он испытывал в первые послереволюционные годы.Продолжался процесо формирования самостоятельного политика,учитывающего германские условия,способного на компромиссы для достижения своих, коночных целей,
В третьем параграфе исследуются положения философских статей Лассаля конца 50-х - начала 60-х гг. и юридического труда "Система приобретенных прав".
Важней для понимания взглядов Лассаля является статья "Философия Фихте и значение немецкого народного духа",где автор определяет научные заслуги великого философа.рассматривает положения философии истории Фихте,пытается определит, сущность немецкого национального духа.Лассаль преподносит спекулятивную конструкцию исторического развития,по своему содержанию фихте-гегелевску».Развитие Идеи проходит через мировые эпохи.каздой из которых соответствует определенный народ.Духовное развитие немцев.в которых якобы воплотился Игровой Дух на современном этапе,дает им право на культурную экспансию,в ходе ее должно быть превнесено правовое государство,которое первыми построят немцы.Достигнуть этого можно лишь преодолев раздробленность страны.Лассаль вновь возвращается к вопросу объединения и обосновывает его необходимость уже из философских построений.
Крупным'произведением,над которым Лассаль работал с 1859 г.
по 1861 г..била книга "Система приобретенных прав".Здесь Лас-саль излагает свою философско-правовую концепцию исторического процесса и обусловленную им "теорию приобретенных прав".Правосознание народа в своем стремлении к свободе постепенно меняется,что ведет к изменению в законодательстве.Достигается это изменение через отмену ранее приобретенных прав и получение новых.Этот процесс "отмены-приобретения"лроисходит во время революций, ко торне являются естественным результатом развития правосознания народа.Рассматривая свободу как свободное волеизъявление нации в законодательстве.Лассаль считает,что революция, во время которой это происходит,не монет быть произвольным, беззаконным актом,она - "дальнейшее развитие и откровение правовой идеи",Лассаль приходит к выводу,что насилие ка является характерной чертой революции,он начинает выступать за мирные,постепенные революции.Исторический процесс движения к свободе Лассаль увязывает с процессом ограничения частной собственности. Отмена этого права представляется актуальной социальной задачей современности.Политической Ее задачей является уничтожение абсолютизма.
Период 1849-1861 гг. отличался большой творческой актавностьэ Яассаля.Именно в эти годы строился тог базис,оековшшясь на который Лассаль создал собственную теорию перехода к социализм.
Третья Глава посвящена деятельности Лассаля в период его наивысшей политической активности / 1862-1864 гг./ В первом параграфе исследуются положения первых агитационных речей Лассаля,оцениваются отношения Лассаля с Марксом.
Лассаль вкшел на сцену политической борьба в период конституционного конфликта в Пруссии. Речь "Программа работников", произнесенная 12 апреля 1В62 г.,является первым стройным изложением общественной теории лассаля.Большая часть речи посвящена предназначению рабочего сословия,его целям и средствам юс достижения.С 184В г. началась борьба за освобокдение рабочего сословия,куда Лассаль включает всех трудящихся.Игенно тогда,в дни Февральской революции во Франции,было завершено правовое закрепление тех прогрессивных процессов.которые происходили в обществе.Оно выразилось во введении всеобщего избирательного
права,при котором трудящиеся получают возможность определять политику своего государства^ отличие от Маркса, выступавшего за диктатуру пролетариата, Лассаль имел в виду народное.право-гоэ государство.основанное на сотрудничестве всех классов.
13о втором докладе "О сущности конституции" Лассаль определяет суть конституционного конфликта и предлагает прогрессистам план выхода из конфликта с монархией.обещавший победу парламенту. Для осуществления этой задачи необходимо провести демократические выборы и реформировать армию,превратив ее из оплота реакции в опору народа.Лассаль призывает прогрессистов перейти от пассивного сопротивления к активной борьбе.Призывы Лассаля не были услышаны,прогрессиста отвернулись от него.Лас-саль оказался в политической изоляции,выход из которой он увидел в возрождении рабочего движения.
Летом 1862 г. Лассаль совершил поездку в Лондон,где встречался с ¡Аарксом,Лассаль стремился получить одобрение,а по возможности,« содействие в проведении агитационной кампании,с целью создания новой партии.Маркс отнесся к замыслам Лассаля отрицательно .Лондонская встреча подвела черту в отношениях между ними.Причина разрыва кроется в различии мировоззрений Маркса и Лассаля.Лассаль не принял исторического и диалектического материализма.остался верным приверженцем философии Гегеля и Фихте,По-разному они представляли социализм и переход к нему.Отвергая революционные устремления Маркса,Лассаль в конце жизни считал более верным путь реформ,мирный конституционный переход к правовому государству.
Во втором параграфе рассматривается процесс образования Всеобщего Германского Рабочего Союза.Первые рабочие организации стали появляться в конце 50-х гг.при содействии буржуазных партий.Веской 1862 г. члены лейпцигекого Союза п3леред"обраэо-вали Комитет по подготовке общегерманского съезда,на котором планировалось образовать самостоятельную германскую рабочую партию.В начале 1663 г. представители Комитета обратились к Лассалю с просьбой возглавить шву» организацию.В та рте 1863г. Лассаль издал "Гласный Ответ Комитету,учрежденному для созыва Общегер,-лакского Рабочего Конгресса в Лейпциге",в котором с?'ор-
ыулировал программу партии.Целыо организации было достижение всеобщего избирательного права,создание производственных ассоциаций с государственной помочью.что в дальнейшем должно было привести к демократическому правовому государству.Это государство гарантировало постепенное врастание Германии в соци-ализм.который виделся Лассалю обществом,где отсутствует частная собственность на средстве. производствам программе особо подчеркивался шрный и законный характер используемых средств, говорилось о необходимости классового мира.
Учреждение Союза произошло 23 мая 1663 г. в Лейпциге.Президентом был избран Лассаль.Усгав предоставлял ему обширные,почти диктаторские полномочия.Союз претендовал стать народной партией^ Однако уже с первых дней своего существования в организации проявлялся внутренний изъян - сочетание диктаторских полномочий президента с отсутствием демократических норм партийной жизни - что самым негативным образом отразилось на дальнейшей судьбе БГРС.
В третьем параграфе анализируются средства,которые Лассаль использовал даш укрепления ВГРС.шаги предпринятые ш для введения всеобщего избирательного права,то новое,что Лассаль внес в свою концепцию переустройства общества.
Важным событием,повлиявшим на всю деятельность Лассаля,были его встречи с Бисмарком,на которых обсуждалось положение в рабочей среде.вопрос объединения Германии.проект избирательного закона,предлагаемый Лассалем для принятия правительством. Каждый из собеседников преследовал свои политические цели.Дня Лассаля это было введение всеобщего избирательного права«для Бисмарка - укрепление социальной базы монархии в рабочих слоях населения.Следует отметить,что ни тот,ни другой не добились поставленных перед собой задач.Негативним последствием этих встреч было появление противоречий в деятельности Лассаля на посту президента ВГРС.В его тактике произошел резкий поворот вправо,что самым отрицательным образом влияло на ВХРО.на рост популярности организации. 1&>жно сказать,что встречи с Бисмарком явились одной из причин нового политического поведения Ласоалл.
Далее в параграфе рассматриваются основные направления деятельности Лассаля на посту президента ВГРС.прежде всего,работа по увеличению численности организации средствами агитации. Тля. этого Лассаль в сентябре 1863 г. предпринял агитационную поездку на Рейн.где выступал с речью "Празднества,пресса и франкфуртский съезд Депутатов".В ней Лассаль выступает решительным сторонником унитарного государства,призывает рабочих, по тактическим соображениям,участвовать в выборах и голосовать за прогресснстов.Лассаль высказался и по проблеме взаимоотно-ввний между вождем й партией.По его мнению задачи партии должны определять ученые,в обязанность же рядовых членов вменяется строгое выполнение научных рекомендаций.Эти положения во многом оправдывали авторитарность тех методов,которые Лассаль использогал при руководстве Союзом.
Лассаль пользовался любой возможностью для пропаганды своих взглядов,в том дасле и судебными речами.Защитительные речи "Наука и работник!","Косвенные налоги и положение рабочих классов" были направлены на объяснение.популяризацию,распространение положений теории Лассаля.
Воззвание "К рабочим Берлина!",написанное в октябре 1663 г., преследовало цель укрепить позиции BTPQ в столице Пруссии.Од-иако.из-за засялия прогрессистов в рабочих союзах Берлина.дос-тичь этого не удалось.
Агитационная деятельность,руководство ЕГРС не мешали Ласса-лю заниматься научным творчеством.В феврале 1864 г, он издал крупный экономический труд "Господин Бастяа Иульце-Делич, экономический Юлиан ели Капитал и Труд",в котором полемизировал со своим политическим противником й'ульце-Делячем.Отталкиваясь от экономических учений Млркса.Смита.Рикардо Лассаль выстраивает собственную экономическую систему грядущих общественных преобразований. В книге Лассаль рисует образ сугубо централизованной экономики,с плановым ведением хозяйства,с сильными монополиями,с отсутствием свободной конкуренции и жесткой регламентацией.Подобная экономика рисовалась Дассалем как экономика переходного периода.
За обращение "К рабочим Берлина! "Лассаль бш привлечен к уголовной ответственности.В речи на суда он впервые заявляет
о своем новом отношении к монархии.Он призывает монархию не подчиняться буржуазии,так как последняя может только "увековечить беспорядок.в котором мы теперь живем".В борьбе с бур-куазией монархия должна опереться на народ,ибо,если народ содержит монархию.значит он приемлет такую форму государственного устройства.Заявление Лассаля говорит о смене в его взглядах и смене его тактики.
В мае 1864 г..в связи с годовщиной ВГРС.Лассаль предпринял новое турне по стране с речи» "Агитация ВГРС и обещания прусского короля".Здесь Лассаль вновь выступает за "социальную монархию", которая видится ему приемяимой дормой государственного устройства душ перехода к демократическому обществу Лассаль теперь считает корону силой.способной ввести всеобщее избирательное право и решать социальные задачи посредством законодательства. Лассаль увидел в монархии силу, способную к сь..юраз-витию.Ёсли немецкий народ в. своем развитии дошел до осознания необходимости реформ в обществе,то и монархия,развивающаяся вместе с народом,должна понять необходимость преобразований,' продиктованных самим временем.Новая модель государственного устройства представлялась Лассалю как государство с законно избранным парламентом,с обществом,где соблюдаются основные права человека.Вместе с тем,это государство имеет и сильную исполнительную власть,узаконенную парламентом.При этом народ свободно изъявляет желание подчиняться сильной власти в целях достижения демократического правового государства.
В конце июня 1864 г. Лассаль выступал на суде по поводу своей речи "Празднества, пресса и франкфуртский съезд депутатов".Здесь Лассаль вновь подтвердил свою приверженность идеям "социальной монархии".завершив речь призывом к монархии .начать реформы.
Завершающие страницы параграфа посвящены деятельности оппозиционных сил внутри ВГРС,направленных против тактики Лассаля .против его решительного поворота вправо.Она привела в конечном итоге к созданию социалистической партии,близкой к марксизм.
За первый год существования В1ТС количество его членов
увеличилось примерно с 400 до 3000 человек.немаловажную роль в этом сыграл лично Лассаль.Однако сам он бил недоволен таким результатом,что привело к разочарованию Лассаля в демократическом движении.Дальнейшая разработка теории "социальной монархии "не смогла получить сколько-нибудь законченного выражения, так как трагическая смерть 31 августа 1864 г. внезапно поставила точку во всей деятельности Ф.Лассаля.
В Заключении автор приходит к следующим выводам. Анализ научного наследия позволяет отметить.что в философской области Лассаль прочно стоял, на позициях объективного идеализма Гегеля. Экономические взгляды Лассаля не были оригинальными,они представляют собой соединение положений,выдвинуть« А.Смитом, Д.Рикардо,К.Марксом.Болыпий интерес представляет правовая концепция Лассаля.В ней он пытается рассматривать революцию законным актом "отмены-приобретения прав".обусловленный прогрессивным развитием общества.
Наиболее значимой из теоретического наследия Лассаля является его программа реформирования общества.Стратегической задачей демократического движения Лассало представлялось достижение социализма.общеетва в котором он видел правовое общенародное государство.Переходным этапом на пути к данной цели Лассаль считал государство с режимом сильной власти,поддерживаемое большинством населения.В экономической жизни этот период характеризует наличие производственных ассоциаций монопольного типа,отсутствие конкуренции,строгая регламентация производства.Свое воплощение взгляды о переходном периоде нашли в теории "социальной монархии".Нельзя не отметить внутренее противоречие в концепции Лассаля,которое проявлялось в соединении демократического идеала с авторитаризмом как средством его достижения.
Свою тзорию реформирования общества Лассаль стремился реализовать через деятельность БГРС.
.Многие положения теории Лассаля оказались продуктивными. Выдвинутые им идеи о построении правового государства,реформизма, классового сотрудничества вошли в программы большинства европейских социал-демократических партий.Агитация Лассаля
способствовала пробуждению рабочего и демократического движения. ВГРС. у истоков которого стоял Лассаль.оказался прообразом социал-демократической партии Германии.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Ф.Лассаль и лассальянство в русской и советское историографии // Проблемы истории и историографии зарубежных стран: Те зисы межвузовской конференции,- Петрозаводск,1990,-С.17-18,
2. Участив Ф.Лассаля в немецкой революции 1848 г. Хроника событий,// Вест.С-Нетерб.ун-та.-Сер.2.-1992.-Вып.1/й 2/.-С.71
73,