автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Фактор темпоральности в репрезентациях транзитивного общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фактор темпоральности в репрезентациях транзитивного общества"
005556304
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ
/'у
ТИМОФЕЕНКО ВЕРОНИКА АНДРЕЕВНА
ФАКТОР ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
4 ЛЕК гщ
Ставрополь - 2014
005556304
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственным экономический университет (РИНХ)»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Попов Виталий Владимирович
Официальные оппоненты: Богданов Владимир Владимирович
доктор философских наук, профессор ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», профессор кафедры философии
Гончаров Вадим Николаевич
доктор философских наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», профессор кафедры философии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный архитектурно-строительный университет», г. Голгоград
Защита состоится «25» декабря 2014 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.245.04 при Северо-Кавказском федеральном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1; ауд. № 416.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Кавказского федерального университета: 355029, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 120.
Автореферат разослан «24» ноября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
А.Э. ГапиЦ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования. В современных исследованиях, проводимых в русле социальной философии, существует нем&по проблем, которые в настоящее время вызывают достаточный интерес с методологических, теоретических, прагматически-прикладных позиций. Проблема, связанная с рассмотрением сущности и функционирования транзитивного общества является междисциплинарной, т.к. имеет все основания быть рассмотренной не только социальной философией, но и другими социально-гуманитарными науками. Феномен транзитивного общества действительно привлекал и привлекает умы многих ученых, причем подобная заинтересованность связана с тем, что само транзитивное общество не только является тем обществом, которое связывают с трансформирующимся обществом, модернизирующимся обществом, становящимся обществом, изменяющимся обществом и т.д., но подобные корреляции выводят исследовательский интерес как на концептуальные, так и на теоретические аспекты. И при этом методологические подходы к проблеме транзитивности, как к основе транзитивного общества, в настоящее время разработаны в недостаточной мере.
Кстати, если обратиться к античной философии, то Парменид, Аристотель и Платон в своих работах нередко обращали внимание на проблему перехода. Парменид в контексте изменения и неизменности, Аристотель в контексте проблемы движения, изменения, уничтожения и возникновения. Эти философы достаточно четко определяли переход на интервале времени, подчеркивая, что любой подобный переход в рамках движения, в пределах различных структур, осуществляется не только с точки зрения выбора исследователем определенной точки отсчета, но и происходит во времени, с комплексном оценкой. Факторы темпоральности и оценки вышли на приоритетные роли.
История философии стала своеобразной отправной точкой для многих исследователей, которые выбирали различные концепции понимания момента времени, интервала, периода, перехода. Подобная работа привела к вполне ожидаемым и позитивным результатам, а именно: в рамках современной зарубежной литературы были сконструированы концепции моментиых. интервальных, периодических структур, обозначены различные варианты их возможного сочетания.
В процессе становления философских направлений были выработаны стратегии относительно конструирования структуры транзитивного общества, причем, как с теоретических, гак и с методологических позиций
относительно трансформаций в социальном развитии. Обратим внимание, что такие понятия, как: «кризис», «противоречия», «социальные противоречия», «переходные состояния», «переходные периоды», «кризисные периоды» широкого исследования и развития в социально-философской литературе до настоящего времени не получили.
В социально—философской литературе вопросы, связанные с рассмотрением различных сторон и характеристик транзитивного общества, определённое развитие получили в целом ряде философских школ и течений. При этом отметим, что естественный интерес вызывают моменты, касающиеся того, как представить внутренний период транзита (посредством определённых формализации, идеализации и т. д.). На приоритетные позиции выходят проблемы, соотносимые с изучением структурных особенностей внутреннего интервала периода транзита. Возникла серьезная необходимость в философском, методологическом и теоретическом осмыслении понятия транзитивного общества для адекватного описании современного общества, связанного как со стабильными этапами развития, так и с кризисными периодами и нестабильными ситуациями.
В современной социальной философии концептуально-семантический аппарат в сфере соотнесения структуры транзитивного общества с фактором темпоральности. использование таких концептов, как «транзит», «интервал», «альтернатива», «трансформация», изучение философских, теоретических и методологических основ моделирования транзитивного общества определили ситуацию возникновения адекватных условий для изучения сущности, структуры и механизмов функционирования транзитивного общества с позиции моментно-интервальных структур.
Следует обратить внимание на те изменения, которые произошли в понимании динамических категорий в постнеклассической науке. Отметим, что достаточно существенное изменение значений претерпели категории возможности, случайности, необходимости, вероятности и т.д. Этот момент при изучении транзитивного общества необходимо учитывать.
В диссертации поднимается малоисследованная тема, связанная с тем, как рассматривать современное трансформирующееся общество, в котором на приоритетное место выходят противоречия и кризисы. Подобная ситуация имплицитно предполагает, что необходимо находить определенные и вполне конкретные, а иногда и локальные механизмы, связанные с разрешением подобных кризисов и противоречий в транзитивном обществе. Современная постнеклассическая наука обозначила новую научную парадигму, в которой на ведущие позиции вышла социальная синергетика с ее неравновесностью, открытостью, нелинейным развитием.
Степень разработанности темы исследования. Специфика рассмотрения транзитивного общества и изучение его основных характеристик и особенностей представляет собой интегральную проблему, которая в настоящее время должного развития не получила. При этом следует- отметить, что эта проблема заслуживала внимания представителей различных философских направлений и школ. Тем не менее, систематическое решение данной проблемы в современной социальной философии отсутствует. В целом ситуация объясняется тем, что учёные в основном обращались к различным фрагментам общей проблемы, игнорируя её комплексное понимание. Поэтому в научной литературе можно встретить целый спектр подходов к транзитивному обществу, начиная от этносоциокультурных аспектов и заканчивая, например, политической транзитологией. Выделение подобных сегментов в изучении феномена транзитивного общества полезно, но нередко сама социально-философская проблематика отходила на второй план. Поэтому акцент в таких локальных исследованиях фактически переносился на междисциплинарные вопросы, причём на первый план могли выходить как этнические, так и политические исследования. Как следствие, изучение особенностей транзитивного общества носило фрагментарный характер. В условиях динамично развевающегося общества, стало необходимым не только целостное исследование транзитивного общества, но и многоуровневое его представление, связанное с рассмотрением структуры, механизма развития, специфики функционирования. Такие понятия как темпоральность, предпочтение, альтернативность, оценка стали использоваться при обращении к комплексному изучению транзитивного общества. К его различным аспектам обращались Платон, Аристотель, П. Испанский, Бонавентура. Ф. Аквинский, Д. Локк, Г.Лейбниц, И.Кант, А. Тюрго, Ф. Ницше, Г. Гегель, А. Геннеп, Э. Гуссерль, О. Конт. Г. Спенсер, К. Маркс, М. Фуко и т. д. Многообразие подходов к особенностям и структуре транзитивного общества в контексте социально-исторического процесса оказало значительное влияние на широкий спектр взглядов относительно данной проблемы, причем справедливо рассуждать о том, что развитие представлений о транзитивном обществе получило исследование с различных сторон в философской антропологии, философии жизни, позитивизме, феноменологии, экзистенциализме.
В отечественной философской литературе рассмотрение транзитивного общества предполагает использование таких концептов, как темпоральность, оценка, структура, а также социально-психологических характеристик
субъекта, исследующего различные подходы к типологиям общества. Это соответствует идеям отечественных ученых, таких как Н.С. Автономова, И. В. Бестужев-Лада, H.H. Моисеев, В. Н. Порус, Е. М. Сергейчик, B.C. Степин,
B. С. Швырёв, активно разрабатывающих теорию постнеклассической науки и концепцию постнеклассической рациональности, выделяя активную роль социального субъекта в современном глобальном мире. В этой связи весомое значение приобрела концепция альтернативных сценариев относительно периода транзита, когда на разных уровнях исследования рассматриваются различные версии социального бытия. Следует обратить внимание и на теорию «возможных миров», представленную, в основном, Я. Хинтиккой и
C. Крипке. В отечественной науке эта теория имеет много последователей.
Различным аспектам корреляции транзитивного общества со структурами социального процесса уделяли внимание В. Б. Агранович, А. С. Ахиезер, И.В. Бестужев-Лада, X. Л. Борхес, А. Я. Гуревич, П. Я.Данилевский, Т. Зелдин, Р. Зидер, В. А. Лекторский, Р. Козеллек, Ю.М. Лотман, Н. Луман, Г.Г. Малинецкий, А. Ю. Мельвиль, В. И. Пернацкий М. Н. Руткевич и др. Теоретические и методологические аспекты нашли отражения в работах Г. X. Вригта, Г. Гадамера, Т. И. Заславской, Г. Зимеля, Р. Дж. Коллингвуда, Т. Кун, В.Ж. Келле. И. Лакотоса, К.Х. Момджяна, Ф. Ницше, 3. Оруджева, К. Поппера, В. С. Степина, Г. Хакена.
Основные подходы к отражению особенности транзитивного общества представлены в работах В. Б. Агранович, Р. Д. Азимовой, О. А. Анкудиновой, Е. И. Башкировой, Л. Г. Вызова, А. Геннепа, В. Я. Гельмана, А. Н. Данилова, Е. М. Дубовской, Н. Н. Дунаевой, Т. И. Заславской, О. И. Ивониной, Т. Карозерсом, Б. Г. Капустина, Я. Ю. Ляховой, А. Ю. Мельвилем, Т. П. Наймановой, Л. Г. Олеха, С. Н. Пашкова, В. В. Попова, В. И. Стрельченко, А. А. Трунова. Е. И. Черниковой, Е. А. Тюгашева, М. В. Удальцовой, М. Г. Федотовой, Т. Н. Федоровой, Е. А. Цыбулевской, А. Д. Шопенко,
Фактору оценки относительно особенностей и структуры транзитивного общества уделили внимание: Н.С. Автономова, А. М. Анисов, Е. И. Башкирова, А. А. Булыгина, А. П. Вардомацкий, Э. Дюркгейм, Р. Инглхарт, Е. В. Куракина, В. Г. Федотова.
Рассмотрением транзитивного общества в синергетическом измерении занимались В. Г1. Бранский. В. В. Василькова. К. X. Делокаров, Д. В. Ковтунова, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, С. Б. Переслыгин, И. Пригожин. Г. И. Рузавин, М. Г. Федотова и др.
Фактору темпоральности в изучении внутреннего механизма развития транзитивного общества особое внимание уделили: Ф. Артог. И.
6
Валлерстайн, Г. X. Вригт, Д. Ю. Дорофеев, А. М. Жаров, Г. Зиммель,
A.C. Карпенко, В.Е. Кемеров, В. Л. Лехциер, Н. Луман, В.В. Попов, Л. Стоун, Е. М. Сергейчик, М. Г. Федотова, К.В. Хвостова, М. Хайдеггер, Ч. Хемблин,
B.П. Яковлев.
Диссертация представляет собой определённый вклад в развитие социально-философской мысли и не только с позиции исследования транзитивного общества с учётом фактора темпоральности. но и с точки зрения рассмотрения теоретических оснований и концептуального аппарата, которые необходимы и значимы при изучении внутренней структуры и механизма развития именно транзитивного общества. В работе использованы темпоральные референты, сочетающие темпоральный инструментарий и темпоральные структуры. Установлено, что наиболее адекватной для отражения периода транзита в транзитивном обществе являются моментно-интервальные структуры, которые коррелируют с моментной и периодической структурами времени. Поэтому работа вносил новые понятия и концепции в онтологию социально-философского знания. Литература отражает состояние разработанности рассматриваемой проблемы, конечно, пропуски возможны.
Объект исследования: феномен транзитивного общества в социально-философском аспекте
Предмет исследования: особенности фактора темпоральности в репрезентациях транзитивного общества.
Цель исследования: раскрыть роль и значимость темпоральной референции в репрезентациях транзитивного общества.
В работе решаются следующие задачи:
- проанализировать концептуальные особенности рассмотрения периода транзита;
- представить историко-ретроспективный подход к интерпретациям транзитивного общества;
- изучить темпоральные референты в структуре транзитивного общества;
- рассмотреть специфику репрезентаций транзитивного общества;
- исследовать особенности «догоняющего общества»;
- представить фактор темпоральности в нелинейном представлении транзитивного общества.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. В качестве теоретической и концептуально-семантической основы в диссертационном исследовании использованы междисциплинарные зарубежные и
отечественные концепции транзитивного общества, философии времени, философии оценки. Активно применяется методы единства абстрактного и конкретного, исторического и логического в познании, методы системности и историзма, социально-философские методы: компаративистский анализ, конкретно-исторический, историко-ретроспективный.
Особо выделяются методы семантического анализа. Общая программа работы базируется на социально-философском подходе к особенностям транзитивного общества, законам его функционирования, внутренней структуре и механизмам развития с акцентом на факторы темпоральности и оценки, коррелирующих с моментно-интервальными структурами времени. Особое влияние на диссертацию оказали А. С. Ахиезер, И. Валлерстайн, Г. X. Вригхт, А. Н. Данилов, К. X. Делокаров, Т. И. Заславская, Т. Карозерс, Е. Н. Князева, А. Ю. Мельвиль, К. X. Момджян, В. В. Попов,К. Поппер, И. Пригожин, М. Н. Руткевич, М. В. Удальцова, М. Г. Федотова, С. Ханггингтон, Ч. Хэмблин, Д. О'Доннелл
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Продемонстрирована корреляция основных подходов к транзитивному обществу: социально-философского, этносоциокультурного и политической транзитологии.
2. Выявлена специфика внутренней структуры периода транзита, показана его корреляция с темпоральными референтами
I 3. Представлена внутренняя структура периода транзита, дающая возможность не только рассмотреть внутренние особенности транзитивного общества, но и показать значимость темпоральной референции при изучении подобного общества.
4. Показаны темпоральные и оценочные референты, определяющие теоретические и методологические основания философского исследования транзитивного общества.
5. Раскрыта сущность «догоняющего общества», представлено его соотношение с транзитивным обществом.
| 6. Разработана синергетическая концепция представления периода транзита в транзитивном обществе; показано отличие периода транзита от фазового перехода.
Основные тезисы исследования, выносимые-на защиту:
1. Переходные периоды в транзитивном обществе необходимо связывать с наличием структур, альтернатив и тенденций, порождающих принципиально новые виды человеческого поведения и практической деятельности. В рамках этих периодов транзитивности происходят
8
социальные противоречия, которые обостряются до своего предела и разрешения и, как результат этого, осуществляется переход от одного состояния общества к другому состоянию. Именно в переходных периодах в современном обществе следует искать основные моменты, связанные с выявлением закономерностей, характеристик, перспектив развития транзитивного общества с позиции современного эволюционного глобализма. Переходный период коррелирует с глобализацией в том смысле, что происходит в её условиях, что дает прогрессивную направленность всему социааьно-экономическому развитию.
2. Транзитивное общество является внутренне противоречивым, так как любой переход от одного состояния к другому всегда осуществляется в таком периоде транзита, где существуют социальные противоречия, выступающие источником осуществления транзита. Период транзита имеет внутреннюю структуру и она соотносится с темпоральностью, которая представляется как определённые временные структуры. Для рассмотрения транзитивного общества достаточно богатыми по своим выразительным возможностям являются моментно-интервальные структуры, раскрывающие саму внутреннюю сущность транзита. В транзитивном обществе социальное противоречие не только будет соотноситься с подобными структурами, но и с концептуальным аппаратом, позволяющим оценить то, что происходит внутри периода транзита.
3. Темпоральные структуры предполагают значительное расширение исследовательского поля транзитивного общества посредствам обращения к различным уровням анализа внутренней структуры периода транзита. В этом периоде определяется не только интервал, в котором рассматриваются различные версии становления социального бытия, но также изучается оценка тех моментов или подинтервалов на структуре интервалов, связанных с социальными процессами в периоде транзита. Эти процессы предполагают как восстановление альтернатив, тенденций, перспектив развития будущего, так и констатацию того, что было в прошлом, определение тех приоритетных процессов, действительно представляющих особенности рассмотрения транзитивного общества. Синтезирование различных темпоральных структур даёт возможность не просто обозначить концептуальные изменения в понимании периода транзита в контексте изучения переходного общества, но и позволяет изучить основные отношения между референтами, формирующими внутреннюю оформленность или структуру периода транзита.
4. В транзитивном обществе будут сосуществовать возможные сценарии развития альтернативных состояний, так как выбор одного из
9
вариантов соответствует переходу к стабильному периоду развития общества. Исследуя транзитивное общество, выделяя в нем процессы, которые относятся к переходу, становятся ясными принципы выделения в нем содержания, структуры, типа самого переходного механизма. При этом содержание подобного процесса будет включать в себя как рассмотрение реконструкции прошлого с точки зрения построения сценария будущего, так и выработку новых способов историографии, что весьма полезно для понимания современного стабильного общества. В структуре переходных процессов на приоритетное место выходят аксиологические моменты, т.к. рассмотрение современного транзитивного общества включает в себя обращение к последовательности этапов исторического развития. Для них характерно выделение кризисных периодов и различных нестабильных ситуаций. Обратим внимание и на то, что, если транзитивное общество связывать с переходным процессом, то особое внимание следует уделить историческому и социальному времени, т.к. темп и интенсивность этих типов времени отличаются на разных этапах исторического развития.
5. Трансформация в «догоняющих» странах обычно означает некоторое ожидание изменений извне, без готовности изменить себя. «Догоняющие» страны рассматривают трансформацию не как проведение модернизационных или инновационных процессов в стране, а как процесс приспособлени.: подобной страны к способности развиваться совместно с цивилизованными странами в одном направлении. Поэтому приспособление является базисной характеристикой «догоняющего» общества. Стабильное общество экспериментирует со способами личностной трансформации, «догоняющее» общество готово воспользоваться уже реальными результатами эксперимента. Одним из моментов трансформации в рамках транзитивного общества принято считать кризис. Кризис становится перманентной особенностью общества, но это не вызывает не чувство безысходности, а скорее стимулирует выработку всё новых способов приспособления к изменяющимся условиям существования.
6. В бифуркационном поле система переходит от однопо своего уровня на другой уровень. Именно в контексте социосинергетики — это и есть период транзита, та основа, которая будет характерна для транзитивного общества, основанного на синергетическом понимании. В бифуркационных интервалах субъект проявляет свою активно-инициирующую роль, что связано с представлением о социальном субъекте в контексте постнеклассической науки. Подобная ситуация характерна для постнеклассического дискурса, так как именно в нем на первые роли выходит оценивающая функция социального субъекта в контексте развития
10
синергетического представления о транзитивном обществе. Синергетическая методология позволяет рассматривать ситуации, связанные с познающим социальным субъектом, его активной, практически-преобразовательной деятельностью, возможностями вмешиваться в процессы, происходящие в транзитивном обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертации представляют научно-теоретическую значимость и имеют достаточно широкое практическое применение. Обоснование значимости связано с необходимостью поиска концептуально-семантического аппарата, наиболее адекватно отражающего особенности функционирования и внутреннюю структуру транзитивного общества. В данном направлении результаты работы представляют интерес и имеют практическое значение для изучения внутренних механизмов и трансформаций транзитивного общества с выходом на проблему альтернативных вариантов конструирования сценариев будущего. Работа может быть использована в области социальной философии, этнологии, политологии, культурологи и методологии науки. Выводы диссертации значимы с методологических позиций, так как дают возможность конструировать и моделировать социапьные процессы, проходящие на разных уровнях транзитивного общества с учетом концептуально-семантического инструментария теорий времени, оценок и предпочтений. Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе при разработке селективных и обязательных курсов по философии и методологии науки, социальной философии, философской антропологии, этнологии, для использования при чтении курсов и проведении спецсеминаров по проблемам социального и исторического времени, трансформаций современного общества, методологии социально-философского исследования, различным аспектам социально-исторического моделирования.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 - Социальная философия, в особенности в таких ее пунктах как: I. Концептуальный статус социальной философии. 15. Пространство и время как факторы и формы социокультурного процесса. 16. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей. 24. Источники и механизмы социокультурного изменения. 25. Формы социальной динамики. Эволюционные и революционные изменения в истории. 26. История как событийная жизнь людей во времени и пространстве. Соотношение
11
«событий» и «структур» в их социально-философской интерпретации. 29. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигм.
Апробация исследования. Автором сделаны доклады и представлены тезисы выступлений на: X Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2012); Международной научной конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (Москва, 2013); IX Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика» (Перемышль, 2013): Международной научной конференции «Новости передовой науки» (София, 2013); Международной научно-практической конференции «Тенденции современной науки» (Шеффилд, 2014); методологических семинарах кафедры философии Таганрогского государственного педагогического института.
Основные положения диссертации изложены в 25 публикациях автора общим объемом 9,5 п.л.. в том числе в 7 работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 204 наименования. Общий объем диссертации 181 страница.
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и основные задачи исследования, рассматриваются теоретико-методологические основы диссертации: показываются элементы научной новизны, определяются новые подходы в решении поставленных проблем, излагаются основные положения, выносимые на защиту, демонстрируется теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.
Первая глава - «Теоретические и методологические основы репрезентаций транзитнвного общества и темпоральная
референция», - состоящая из трех параграфов, предполагает представление историко ретроспективного подхода к транзитивному обществу, демонстрацию концептуально - семантических особенностей периода транзита, рассмотрение темпоральных референтов в структуре транзитивного общества.
В первом параграфе - «Историке - ретроспективный подход» -
исследуются методологические, теоретические и гносеологические аспекты рассмотрения транзитивного общества в исторической ретроспективе.
Феномен транзитивного общества действительно привлекал и привлекает умы многих ученых, причем подобная заинтересованность связана с тем, что транзитивное общество не только связывают с трансформирующимся, модернизирующимся, становящимся, изменяющимся обществом и т.д., но подобные корреляции выводят исследовательский интерес как на концептуальные, так и на теоретические аспекты.
Показывается, что история философии стала своеобразной отправной точкой для многих исследователей, которые выбирали различные концепции понимания момента времени, интервала, периода, переход, и т. д. В процессе становления философских направлений были выработаны стратегии относительно конструирования структуры транзитивного общества, причем, как с теоретических, так и с методологических позиций относительно трансформаций в социальном развитии.
Продемонстрирована соотнесение основных подходов к транзитивному обществу: социально - философского, политической, этносоциокультурного и политической транзитологии.
Термин «транзитивное общество», с точки зрения его концептуализации, получил систематическое обоснование, связанное с идеями исторического развития уже в XVIII веке, когда достаточно активно стали разрабатываться не только идеи развития в истории, но и сама концепция подобного развития стала рассматриваться с точки зрения некоторой последовательности различных состояний общества. В этой связи исследуются работы А.Р. Тюрго, :А. Фергюсона, Ж.-А. Кондорсэ, П. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, А. Тойнби, Гегеля, К. Маркса, С. Хантингтона, Д. Белла, М. Хардта в соотнесении с авторским представлением о становлении транзитивного общества.
Философский структурализм и особенно работы М. Фуко, Ж. Дслеза, Р. Барта, Т. Парсонса стали тем краеугольным камнем, на базе которого вернулось представление о том, что на пути эволюционных преобразований все же имеются весьма серьезные различия в рамках качественных преобразований исторического развития.
Акцентируется внимание на том, что философы рубежа XIX - XX века, особенно второй половины XX века, действительно проделали значительную работу, которая касалась как пересмотра понятий континуальности и дисконтинуальности в контексте исторического процесса, так и попыток объяснения самих периодов транзита в развития исторического процесса.
13
Основная идея, касающаяся роли периода транзита при исследовании транзитивного общества, состоит в том, что необходима определенная темпоральная референция в пределах этого периода транзита.
В заключительной части параграфа постулируется, что неклассическая наука создала возможности для того, чтобы в постнеклассической науке, например, с позиции социальной синергетики, посмотреть на проблему транзитивности с точки зрения саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, что является весьма интересным. Приоритетным является рассмотрение периодов транзита с учётом достаточно строгой темпоральной референции с выделением различных уровней, касающихся аксиологических, гносеологических и иных проблем, которые неминуемо возникают в ситуациях, когда имеют место различные версии развития социального бытия.
Во втором параграфе - «Период транзита: концептуальные особенности» - рассматриваются вопросы, связанные с конспептуальными, семантическими и структурными особенностями периода транзита в контексте развития и функционирования транзитивного общества.
Показано, что, фактор темпоральное™ имеет не только значимость связанную с анализом внутренней структуры периода транзита, этот фактор следует понимать как инструмент позволяющий рассматривать и анализировать с различных сторон внутреннюю структуру периода транзита. Поэтому, когда идёт дискурс о транзитивном обществе с учетом его роли и места в историческом процессе, то следует рассуждать об этом в контексте исторического времени.
Период транзита касается различных версий социального бытия. Это своеобразный интервал, который выполняет промежуточную роль между различными состояниями общества и эта роль значительна, так как в подобных темпоральных разрывах возможно рассмотреть прошлое состояние общества с позиций тех структур, концептуально-семантических, методологических аспектов, которые реально проявляются именно в транзитивные эпохи.
Период транзита имеет внутреннюю структуру и она соотносится с темпоральностью. которая представляется как определённые временные структуры. Для рассмотрения транзитивного общества достаточно богатыми по своим выразительным возможностям являются моментно - интервальные структуры, раскрывающие саму внутреннюю сущность транзита. В транзитивном обществе социальное противоречие не только будет соотноситься с подобными структурами но и с тем концептуальным
аппаратом, позволяющим оценить то, что происходит внутри периода транзита.
В современной философской литературе на приоритетные позиции выходят проблемы, соотносимые с изучением стуктурных особенностей внутреннего интервала периода транзита. Возникла серьезная необходимость в философском, методологическом и теоретическом осмыслении понятия транзитивного общества для адекватного описании современного общества, связанного как со стабильными этапами развития, так и с кризисными периодами и нестабильными ситуациями.
Показывается, что транзитивное общество является внутренне противоречивым, так как любой переход от одного состояния к другому всегда осуществляется в таком периоде транзита, где существуют социальные противоречия, выступающие источником осуществления транзита. Период транзита имеет внутреннюю структуру и она соотносится с темпорапьностью, которая представляется как определённые временные структуры.
Авторская позиция сопоставляется с идеями В. Б. Агранович, A.M. Анисова, Г. фон Вригта, A.C. Карпенко, В.В. Попова, Н.И. Стешенко, А. Уайтхеда, М. Г. Федотовой.
Отмечено, что в современной литературе на приоритетные позиции выходят проблемы, соотносимые с изучением стуктурных особенностей внутреннего интервала периода транзита. Возникла серьезная необходимость в философском, методологическом и теоретическом осмыслении понятия транзитивного общества для адекватного описании современного общества, связанного как со стабильными этапами развития, так и с кризисными периодами и нестабильными ситуациями.
В заключительной части параграфа обращается внимание на то, что, переход к построению даже ближайшего будущего после периода транзита предполагает оценку того, что было в этом периоде, а оценка ведет к тому, что существует некоторое предпочтение одной альтернативы другой альтернативе.
В третьем параграфе - «Темпоральные референты в структуре транзитивного общества» — показывается значимость темпоральных референтов в структуре транзитивного общества.
В современной социальной философии концептуально-семантический аппарат в сфере соотнесения структуры транзитивного общества с фактором темпоральности, использование таких концептов, как «транзит», «интервал», «альтернатива», «трансформация», изучение философских, теоретических и методологических основ моделирования транзитивного общества определили
15
ситуацию возникновения адекватных условий для изучения сущности, структуры и механизмов функционирования транзитивного общества с позиции моментно - интервальных структур.
Темпоральные структуры предполагают значительное расширение исследовательского поля транзитивного общества посредствам обращения к различным уровням анализа внутренний структуры периода транзита. В этом периоде определяется не только интервал, в котором рассматриваются различные версии становления социального бытия, но также изучается оценка тех моментов или подинтервалов на структуре интервалов связаных с социальными процессами в периоде транзита.
Постулируется, что темпоральные структуры способны представить сам механизм развития транзита в рамках шкалы времени. Поэтому разрабатывается концептуальный аппарат для различных типов процессов, происходящих в транзитивном обществе, в том числе процессы, которые находятся в основе различных версий социального бытия в периоде транзита.
Выделение различных уровней исследования транзитивного состояния, особенно механизма развития периода транзита, предполагает социального субъекта, способного работать с этим транзитивным обществом и выделенным периодом транзита. Социальный субъект должен обладать определённым уровнем развития, определённым уровнем знания, для того чтобы адекватно оценивать транзитивное общество.
В работе использованы темпоральные референты, сочетающие темпоральный инструментарий и темпоральные структуры. Установлено, что наиболее адекватной для отражения периода транзита в транзитивном обществе являются моментно - интервальные структуры, которые корелируют с моментной и периодической структурами времени.
В заключительной части параграфа отмечается, что следует обратить внимание на те изменения, которые произошли в понимании динамических категорий в постнеклассической науки. Отметим, что достаточно существенное изменение - значений претерпели категории возможности, случайности, необходимости, вероятности и т.д. Этот момент при изучении транзитивного общества необходимо учитывать.
Вторая глава - «Интегральное представление транзитивного общества», - состоящая из трех параграфов, представляет социально -философский подход к репрезентациям транзитивного общества социально-философский подход, демонстрацию особенностей «догоняющего» общества, рассмотрение роли фактора темпоральное™ в нелинейном представлении транзитивного общества.
16
В первом параграфе - «Специфика репрезентаций транзитивного общества» - рассматриваются различные подходы к транзитивному обществу в контексте социально-исторического развития.
В параграфе обращается внимание на то, что история философии стала своеобразной отправной точкой для многих исследователей, которые выбирали различные концепции понимания момента времени, интервала, периода, переход, и т. д. Парменид, Аристотель и Платон в своих работах нередко обращали внимание на проблему перехода. Парменид в контексте изменения и неизменности, Аристотель в контексте проблемы движения, изменения, уничтожения и возникновения. Эти философы достаточно четко определяли переход на интервале времени, подчеркивая, что любой подобный переход в рамках движения, в рамках различных структур, осуществляется не только с точки зрения выбора исследователем определенной точки отсчета, но и происходит во времени, с определенной оценкой. Факторы темпоральности и оценки вышли на приоритетные роли.
В отечественной социально — философской литературе вопросы, связанные с рассмотрением различных сторон и характеристик транзитивного общества, определённое развитие получили в целом ряде философских школ и течений. Возникла серьезная необходимость в философском, методологическом и теоретическом осмыслении понятия транзитивного общества для адекватного описании современного общества, связанного как со стабильными этапами развития, так и с кризисными периодами и нестабильными ситуациями.
Рассмотрение транзитивного общества предполагает использование таких концептов, как темпоральность, оценка, структура, а также социально-психологических характеристик субъекта, исследующего различные подходы к типологиям общества. Это соответствует идеям отечественных ученых, таких как Н.С. Автономова, И. В. Бестужев, H.H. Моисеев, В. Н. Порус, Е. М. Сергейчик, B.C. Степин, В. С. Швырёв.
Необходимо учитывать субъективный момент в рассмотрении транзитивного общества. Субъект, оценивающий транзитивное общество, должен быть подготовлен к этому. На первый план выходит определённый уровень социально — философских знаний, социально — методологической подготовленности, возможностей правильно ставить исследовательские вопросы, определять научно - исследовательское поле для оценки транзитивного общества. Иначе могут возникнуть ситуации, когда периоды транзита объективно существуют, но не будет существовать социальный субъект, способный адекватно оценить период транзита. Следует отметить, что субъект должен не только обладать определённым уровнем социально -
17
философского знания, но и иметь некоторые социологические, мировоззренческие, аксиологические установки, дающие возможность оценивать весь комплекс проблем, с которым связано развитие транзитивного общества.
Основные подходы к отражению особенности транзитивного общества представлены в работах В. Б. Агранович, Л. Г. Вызова, А. Геннепа, А. Н. Данилова, Т. И. Заславской, О. И. Ивониной, Б. Г. Капустина, А. Ю. Мельвиля, В. В. Попова, В. И. Стрельченко, А. А. Трунова, Е. И. Черниковой, Е. А. Тюгашева, М. В. Удальцовой, М. Г. Федотовой.
В заключительной части параграфа утверждаеться, что в рамках структуры переходных процессов на приоритетное место выходят аксиологические моменты, т.к. рассмотрение именно современного транзитивного общества включает в себя обращение к последовательности этапов исторического развития. Для них характерно выделение кризисных периодов и различных нестабильных ситуаций. Обратим внимание и на то, что. если транзитивное общество связывать с переходным процессом, то особое внимание следует уделить историческому и социальному времени, т.к. темп и интенсивность этих типов времени отличаются на разных этапах исторического развития.
Во втором параграфе - «Особенности «догоняющего» общества» -рассматривается специфика соотношения «догоняющего» общества и транзитивного общества.
Транзитивное общество проблемно в своей сущности. Исторически обусловленное, субъективно реапизуемое изменение его экономических, политических, социальных, культурных и иных составляющих, неизбежно вовлекает индивида в состояние социальной интеграции, влекущей за собой кризис не только социально-экономических параметров общества, но и духовно-нравственный кризис в целом.
На данном этапе трансформации социума необходимо определиться с вектором его развития. Обычно для «догоняющих» стран проблемная ситуация состоит в том, что прежняя шкала ценностных ориентиров уже не работает а новая ещё не сформировалась. При этом ситуация усугубляется тем, что реальность процессов глобализации мира приводит к становлению информационного общества, обострению глобальных проблем попыткам формирования соответствующего времени мышления.
Стабильное общество экспериментирует со способами личностной трансформации, «догоняющее» общество готово воспользоваться уже реальными результатами эксперимента. Одним из моментов трансформации в рамках транзитивного общества принято считать кризис. Кризис
18
становится перманентной особенностью общества, но это не вызывает не чувство безысходности, а скорее стимулирует выработку всё новых способов приспособления к изменяющимся условиям существования.
Трансформация в «догоняющих» странах обычно означает некоторое ожидание изменений извне, без готовности изменить себя. «Догоняющие» страны рассматривают трансформацию не как проведение модернизационных или инновационных процессов в стране, а как процесс приспособления подобной страны к способности развиваться совместно с цивилизованными странами в одном направлении. Поэтому приспособление является базисной характеристикой «догоняющего» общества.
В «догоняющих» обществах кризис, коррелирующий с трансформацией, достаточно часто используется при рассмотрении реконструкции той или иной модели общественного развития. Поэтому кризисы проявляются не как моменты трансформации, а, наоборот, кризисы характеризуют трансформацию «догоняющего» общества.
Проводится изучение соотношения между кризисом, трансформацией и социальной нестабильностью в контексте представлений о «догоняющем» обществе.
Кризис побуждает лучше осознавать необходимость связать себя с более совершенным обществом, побуждает искать способы такой связи. Реально осознавать "воё место в мире является задачей трансформалии национальной ментальности «догоняющих» обществ, решив которую, они могут избавиться от многих проблем, связанных с излишней самооценкой, с излишним самомнением, неоправданными претензиями, т.е. они должны занять свою определённую нишу в общем развитии мирового процесса и локальных транзитивных обществ.
На формирование нового стиля жизни и нового образа общества расходуется немало энергии, что порождает в мире определённый хаос. В хаотических изменениях трансформирующегося общества потенциально заложены различные компоненты, становятся возможными достаточно необычные их сочетания. Поэтому следует сказать о том, что кризис может расшатывать стереотипы социального поведения.
В контексте социально-синёргетических исследований возможно построение модели развития «догоняющих» обществ. Такое исследование вполне может соотноситься с теорией самоорганизации, так как социальная синергетика не только стремится описать процессы в «догоняющих» обществах, но и показать соответствующие закономерности. Получаются весьма интересные результаты: эти модели анализируются в сложных нелинейных зависимостях, а дальнейшее сопоставление моделей
19
«догоняющих» обществ происходит с критериями порядка стабильных обществ.
В заключительной части параграфа рассматривается синтез традиционного понимания трансформации общества и интерпретаций стабильного общества и «догоняющего».
В третьем параграфе - «Темпоральность в нелинейном представлении транзитивного общества» - транзитивное общество исследуется в синергетическом измерении с учетом фактора темпоралыюсти.
В работе акцент переносится на рассмотрение современного трансформирующегося общества, в котором на приоритетное место выходят противоречия и кризисы. Подобная ситуация имплицитно предполагает, что необходимо находить определенные и вполне конкретные, а иногда и локальные механизмы, связанные с разрешением подобных кризисов и противоречий в транзитивном обществе. Современная постнеклассическая наука обозначила новую научную парадигму, в которой на приоритетные позиции вышла социальная синергетика с ее неравновесностью, открытостью, нелинейным развитием и т.д.
Подчеркивается, что в контексте социосинергетики бифуркационное поле следует рассматривать как период транзита. В бифуркационных интервалах субъект проявляет свою активно - инициирующую роль, что связано с представлением о социальном субъекте в контексте' постнеклассической науки. Подобная ситуация характерна для постнеклассического дискурса, так как именно в нем на первые роли выходит оценивающая функция социального субъекта в контексте развития синергетического представления о транзитивном обществе.
Синергетическая методология позволяет рассматривать ситуации, связанные с познающим социальным субъектом, его активной, практически -преобразовательной деятельностью, возможностями вмешиваться в процессы, происходящие в транзитивном обществе.
В контексте современной социосинергетики достаточно широкое место-уделяется теориям оценки, предпочтения, альтернативности, социальный! субъект может выбрать именно тот сценарий, который характерен для развития транзитивного общества. В этой ситуации реализуется целый спектр проблем, связанных с возможностью социального субъекта оценить процессы, происходящие в периоде транзита, обозначить наиболее адекватные альтернативы, выбрать из этих альтернатив именно те, которые социальный субъект предпочитает.
Авторская позиция сопоставляется с идеями и концепциями В. В. Васильковой. К. X. Делокарова, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Пригожина, Г. И. Рузавина, М. Г. Федотовой.
В заключительной части параграфа постулируется, что в современной литературе,- связанной с синергетическими исследованиями -в контексте философии времени, существует целый спектр понятий, таких -как: транзит, переход, период, стадия, фаза и т.д., которые не просто имеют свои философско-семантические оттенки и концептуальное значение; они играют свою вполне конкретную роль при рассмотрении тех или иных аспектов не только транзитивного общества, но и вообще любого трансформирующегося общества, его структуры, его развития, его прошлого и будущего.
В «Заключении» подводятся итоги исследования, предлагаются перспективные направления дальнейшей разработки обозначенной в диссертации проблематики.
Выводы и результаты диссертации:
- Фактор темпоральности имеет не только значимость связанную с анапизом внутренней структуры периода транзита, этот фактор следует понимать как инструмент позволяющий рассматривать и анализировать с различных сторон внутреннюю структуру периода транзита. Поэтому, когда идёт дискурс о транзитивном обществе с учетом его роли и места в историческом процессе, то следует рассуждать об тгог! в контексте исторического времени.; »
- Период транзита касается различных версий социального бытия. Это своеобразный интервал, который выполняет промежуточную роль между различными состояниями общества и эта роль значительна, так как в подобных темпоральных разрывах возможно рассмотреть прошлое состояние общества с позиций тех структур, схем концептуально-семантических, методологических аспектов, которые реально проявляются именно транзитивные эпохи.;
- Темпоральные структуры способны представить > сам механизм развития! транзита в рамках шкалы времени. Поэтому ,нарабатывается концептуальный аппарат для различных типов процессов, происходящих в транзитивном обществе, в том числе процессы, которые находятся в основе различных версий социального бытия в периоде транзита:
Выделение различных уровней исследования транзитивного состояния, особенно механизма развития периода транзита, предполагав! социального субъекта, способного работать с этим транзитивным обществом и выделенным периодом транзита.;
- Основная идея, касающаяся роли периода транзита при исследовании транзитивного общества состоит в том, что необходима определенная темпоральная референция в границах этого периода транзита. Следует представить смешанные моментно - интервальные структуры времени;
- в контексте современной социосинергетики достаточно! широкое место уделяется теориям оценки, предпочтения, альтернативности, по этому социальный субъект может попытаться выбрать именно тот сценарий, который характерен для развития транзитивного общества.
Диссертационное исследование предполагает интересные и значимые перспективы будущей работы:
- Представляется интересным рассмотрение периодов транзита с позиции строгой темпоральной референции с наложением различных уровней, касающихся аксиологических, гносеологических и иных проблем, которые неминуемо возникают в ситуациях, когда имеют место различные версии развития социального бытия;
- Перспективным является рассмотрение понятия «фазы» в структуре транзитивного общества. Фаза будет иметь значение на определенном интервале времени, когда на первое место выйдут не моменты, а подинтервалы в рамках интервальности периода транзита;
- Постнеклассическая наука создала все возможности для того, чтобы уже в рамкач постнеклассической науки, с позиции социальной синергетики, посмотреть на проблему транзитивности с точки зрения саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, что является весьма интересным.
Основные положения диссертационного исследования отражены в 25 публикациях автора общим объемом 9,5 п.л.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1. Болотова В.А. Исторический процесс: доисторическое и историческое время [текст] / В.А. Болотова, В.В. Попов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - № 8 (14). часть 3. - С. 159-162. - 0,5/0,4 пл. .
2. Таранова В.А. Социальное время и фактор альтернативности [электронный ресурс] / В.А. Таранова. В.В. Попов Ч Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4 (12) - URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/4/popov.pdf. - 0,5/0,4 п.л. : 3. Таранова В.А. Социальное время и будущее зремя: методологические аспекты [электронный ресурс] / В.А. Таранова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4 (12) - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/taranova.pdf. -0,5 пл.
4. Таранова В.А. Моделирование социальных процессов в контексте характеристик принципа «ветвления» [электронный ресурс] / В.А. Таранова, В.В. Попов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17) - URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/popov.pdf. - 0.5/0,4 п.л.
5. Таранова В.А. Социальный субъект и альтернативность трансформаций социального развития [электронный ресурс] / В.А. Таранова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9 (17) - URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/taranova.pdf - 0,5 п.л.
6. Таранова В.А. Переходные состояния в интегральном измерении [текст] / В.А. Таранова // Философия права. - Ростов-на-Дону, 2012. - № 5 (54). - С. 127-129.-0,5 п.л.
7. Таранова В.А. Структура и типы социального времени в контексте философии действия [текст] / В.А. Таранова, В.В Попов // Философия права. - Ростов-на-Дону, 2013. - № 3 (58). - С. 110-113. - 0,5/0,4 п.л.
Статьи и публикации в прочих изданиях:
8. Болотова В. А. Исторические события: специфика транзитивности [текст] / В. А. Болотова // Социально - гуманитарный вестник Юга России -Краснодар, 2011. - № 7-8. - С. 8-14. - 0.5 п.л.
9. Болотова В. А. Фактор рациональности и целесообразная деятельность [текст] / В. А. Болотова // Альманах современной науки и образования -Тамбов, 2011. -№ 8 (51). - С. 22-25. - 0.5 п.л.
10. Болотова В. А. Концептуально-семантический подход к понятию «установка» [текст] /' В. А. Болотова //' Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2011. - № 9 (32). - С. 105-109.-0,5 п.л.
11. Таранова В. А. Интервалы и стадии в историческом процессе [текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов, М. В. Чаленко // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012. - Том 1. -С. 260-265. -0,5/0,4 п.л.
2.4
12. Тарапова В. Л. Переходные состояния в социальном развитии и социальное противоречие[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012. - №2 (37). -С. 133-136.-0,4/0,3 п.л.
13'. Таранова В. А. Феномен социального времени в постнеклассическом дискурсе[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012. - №3 (38). - С. 98-101. -0,4/0,3 п.л.
14. Таранова В. А. Социальное время и социальный процесс: концептуально
- семантические аспекты[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012. - №5 (40). -С. 158-161.-0,4/0,3 п.л.
15. Таранова В. А. Социальное время: диахронные и синхронные изменения[текст] / В. А. Таранова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012. - №5 (40). --С. 164-167. - 0,4 п.л.
16. Таранова В. А. Социальное время и социальное пространство[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2012.-№10 (45). С. 191-196. - 0,5/0,4 п.л.
17. Таранова В. А. Свобода и рациональность в постнеклассическом дискурсе[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Тенденции и перспективы развитие современного научного знания - Москва, 2013. - С. 48-52. - 0,4/0,3 п.л.
18. Таранова В. А. Концептуально - семантические аспекты понятия «противоположность»[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2013. - №2 (49). -С. 166-169. - 0,4/0,3 п.л.
Ь9. Таранова В. А. Оценка транзитивности периодов развития исторических событий[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2013. - №2 (49). — С. 169-173.
- 0,4/0,3 п.л.
20. Таранова В. А. Переходные состояния в системе интервальной концепции времени в контексте постнеклассической науки[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - Москва, 2013. - №6 (53). - С. 208-214. - 0,6/0,5 п.л.
21. Таранова В. А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско - методологические аспекты[Текст]/ В.А. Таранова, В.В. Попов, М.В. Лойтаренко /' Международный журнал экспериментального образования. - №8 (часть 2). - 2014. - С. 42-46. - 0,5/0.2 п. л.
22. Таранова В. А. Транзитивность социальных событий в контексте исторического и философского методов исследования [текст] / В. А. Таранова// NAUK.A: TEORIA I PRAKTYKA - Przemysl, 2013. - volume 5. P. 62-65. - 0,4/0,3 п.л.
23. Таранова В. А. Специфика постнеклассического понимания истины к интервальной теории времени: логико - семантические аспекты [текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов. // NAUKA: TEORIA I PRAKTYKA - Przemysl, 2013. volume 5. - P. 65-68. - 0,4/0,3 пл.
24. Таранова В. А. Концептуальные аспекты переходных состояний[текст] / В. А. Таранова, В. В. Попов // НОВИНАТА ЗА НАПРЕДНАЛИ НАУКА -София, 2013. - Том 40. - С. 17-22. - 0,4/0,3 п.л.
25. Таранова В. А. Логика переходных состояний в социальных процессах[Текст]/ В. А. Таранова, В. В. Попов, Б. С. Щеглов // Trends of modern science. - Sheffield, 2014. - С. 43 - 47. - 0,5/0,3 п.л.
Подписано в печать 24.10.2014 г. Формат 60x84 1/16 Усл.печ.л. 1,00 Уч.-изд.л. 1,23
Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 353
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинала-макета в Секторе обеспечения полиграфической продукцией в г. Таганроге отдела полиграфической, корпоративной и сувенирной продукции ИПК КИБИ МЕДИА ЦЕНТРА ЮФУ ГСП 17А, г. Таганрог, 28, Энгельса, 1 тел.(8634)371717