автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Богатырева, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Богатырева, Елена Николаевна

Введение 3

ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИИ

§1. Феномен информации: онтологический анализ 22

§2. Ценностный анализ феномена информации 49

§3. Ценность информации в информационном обществе 64-

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИИ.

§ 1. Соотношение понятий информации и знания 81

§2. Информационный подход в системе познания 99

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Богатырева, Елена Николаевна

Актуальность философского анализа феномена информации, являющегося значимым компонентом универсального опыта бытия человека-в-мире, определяется ситуацией, когда мировое сообщество вот уже несколько десятилетий изучает и осознает новую ступень общественного развития - информационное общество, которое постепенно и неотвратимо реализуется в развитых странах в послевоенное время. Информационное общество — историческая реальность. США, отдельные страны Западной Европы вступили в стадию информационного общества и развиваются в рамках информационного пространства1.

Интеграция России в информационное пространство идет медленно, хотя на государственном уровне приняты основные законодательные документы , необходимые для создания единого информационного поля, формирования, хранения и использования информационных ресурсов, разработана концепция информатизации всех отраслей производства и промышленности, апробирован механизм создания и внедрения информационных технологий .

В обзорной статье Р. ,1г^\уег8еп указывается дата всплеска научного и познавательного интереса к информации как феномену общественного сознания "после 1945", в этой же статье подробно излагается весь спектр теоретических и прикладных наук, которые отпочковались от основных и сформировались в блок новых — информационных наук: историческая информатика, информационная экономика, информационная эпистемология,

1 Воробьев Г.Г. США вступили в информационное общество // Проблемы информатизации. - 1991. -№2. - С. 46-51.

2 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"// Проблемы информатизации. - 1995. - №1. - С. 58-65.

J Голубков A.C., Артамонов Г.Г. Основные положения государственной политики в области информатизации // Проблемы информатизации. - 1994. - №3/4. - С. 5-6; Даниелов А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества /У США: экономика, политика, идеология. - 1996. -№9. - С. 17-30. информационный маркетинг, информационные технологии, информационное право и т.д.4

Возникновение новых наук, методов и приемов познавательной деятельности обычно всегда способствует возрастанию методологического интереса к различного рода общенаучным феноменам. Этот интерес обоснован, так как именно общенаучные феномены являются специфическим видом связи между универсальной философской методологией и конкретными методологиями частных наук.

Феномен информации является ярким примером такого рода общенаучных образований. Поэтому философское осмысление информации, как реальности в жизни человека и общества, имеет в настоящее время такое важное значение.

По сути наглядно сформировалась новая система знания — знания информационного. Новая система знания обретает черты учения об информационных закономерностях развития природы и социальной действительности. Общая теория информации проникает во все отрасли научного знания, растворяется в теоретических и прикладных направлениях. Прикладная информатика обеспечила и обеспечивает разработку семантических средств и методов представления, формализации и комфортного использования содержания, смысла информации как сущности сообщения. Результаты теоретических и прикладных исследований в области информатики и вычислительной техники стали основой информационной технологии — организации, хранения и обработки приема и передачи, представления и использования информации в необходимом объеме, полноте и достоверности.

Если с прикладной информатикой многое ясно, она решает проблемы информационных технологий, программного обеспечения, технического оснащения, то теоретическое направление информатики дискуссионно и терминологически еще не определилось. Теоретические исследования" в

4 Jngwesen P. Information and information sciencein context // Libri. Copenhagen. - 1992. -V. 42. - N2. - p. 99-135. области информатики тесно связаны с процессами информатизации естественнонаучного, социального и гуманитарного знания.

Философское осмысление феномена информации — проблема многогранная. Философский анализ предполагает наличие мыслительной традиции, которая опирается на определенные методы и правила. Реалии информационного общества влияют на специфику субъектного мышления, формируют информационную ментальность, которая несомненно влияет на все области научного знания. Информационная парадигма в структуре современного мышления проявляется "во всех основных формах научного и философского миро освоения (методология, онтология, гносеология, аксиология), охватывая собой исследование фундаментальных и прикладных возможностей науки, практики жизненного пространства и человека"5.

На основе признания общенаучного статуса понятия информации, в рамках информационного подхода как теоретико-информационного метода познания, в диссертации поставлена задача философского анализа феномена информации.

Степень научной разработанности проблемы.

Отечественная научная литература приняла новую "информационную" терминологию. Само понятие информация и производные от него прочно обосновались в работах по проблемам философии, социологии, психологии, экономики, политологии и т.д.6 Информация — универсальный феномен нашего бытия, познание которого сопряжено с развитием познания природы, человека и общества. Сейчас информация рассматривается как одно из важнейших свойств окружающей нас материи, свойство, которое мы только начинаем познавать и которое по-настоящему еще не изучено. Мы только на пороге понимания того, что такое информация, которую хранит окружающая нас материя, нам предстоит понять, какая это информация. Справедливо замечено в монографии Л.И. Герловина, что было бы очень большой ошибкой думать, что те ничтожные сведения, которые мы получили со времени открытия Винером кибернетики, дают основание говорить о том,

5 Шеховцев А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигмальные и социокультурные основания. Автореф. докт. дис. - Саратов, 1999. - С. 4.

6 Бородкин Л.И. Историческая информатика: Этапы развития // Нов. и новейшая история. - 1997. - №1. - С. 322; Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. -1993. -№3. - С. 56-15; Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 5. - 1992. - Вып.2. - С. 50-57; Пивоваров Ю.С. Информационное обеспечение политологии и правоведения: некоторые итоги и перспективы // Развитие научной информации в области социальных и гуманитарных наук. - М., 1994. - С. 39-46; Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопр. философии. - 1992. - №5. - С. 3-15 и т.д. что мы владеем существом информации, важнейшим свойством этого материального мира7.

Изучение феномена информации предполагает постановку вопроса об определении понятия информации. Данная тема имеет обширную историографию. Первоначально понятие информации определялось как функциональный элемент языка, как средство повседневно-бытовой коммуникации. Много позднее, Р. Хартли и К. Шеннон употребили термин информация в работах, посвященных инженерным коммуникациям и связи8.

В этих работах информация обозначалась как общенаучная категория, имеющая междисциплинарное значение. В математической теории связи

К. Шеннона информация выражалась через энтропию материальной системы.

Вслед за математиками информацию как научную категорию стали использовать физики. JI. Бриллюэн создает специальную теорию информации9. У JI. Бриллюэна понятие информации, тесно связанное с физическим понятием материи, стало обладать большим гносеологическим потенциалом и в этом контексте рекомендовалось для познания неорганической природы.

В 60-е годы после опубликования вышеперечисленных работ произошел качественный скачок в оценке этого понятия. Многие авторы, вводившие этот термин в свои труды, давали ему разные определения: "информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему" (Винер); информация - отрицание энтропии (Бриллюэн); информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон); информация - передача разнообразия (Эшби); информация - оригинальность, новизна; информация -мера сложности структур (Моль); информация - вероятность выбора (Яглом)

Герловин Л. И. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. - Л.: Энергоавтомат, 1990.- 432 с. 'Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения / Под ред. A.A. Харкевича. - М.: Физматгиз, 1959. - С. 5-35; Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. - М.: Иностр. лит-ра,

1963.- 829 с.

Бриллюэн Л. Наука и теория информации. - М.: Наука, 1960. - 376 с. и др.10 Содержательная многоплановость определения информации расширялась в зависимости от проникновения данного термина в различные области наук.

В 70-е годы эволюционное развитие научного знания, концептуальные основы философского мышления обострили проблемы изучения информации. Утверждение, что "информация как феномен не связана однозначно с процессами мышления"11, - суть дискуссии, которая ведется представителями двух философских направлений, у каждого из которых своя концепция информации: атрибутивная или функциональная.

Функционалисты" (A.A. Абрамова, В.В. Вержбицкий,

Д.И. Дубровский, И.В. Мелик-Гайказян, H.H. Моисеев, А.И. Оксак, B.C. Тюхтин, Б.С. Украинцев, Д.С. Чернавский) не отрицают наличие информации на всех уровнях материи, в том числе и на уровне неживой природы. Они отрицают ее функциональность в неорганических системах. Теоретические трудности функционального подхода возникают в момент объяснения информации, не используемой в управлении. Неживая материя, по их мнению, потенциально содержит информацию, но в ней отсутствуют информационные процессы, информация как данность статична, не функциональна, не задействована в процессах циркуляции и структурного взаимообмена. Следовательно, по их мнению, информация и информационные процессы присутствуют лишь на высших уровнях организации материи — в животном и растительном мире, в человеческом организме, в социуме. По сути функционалисты игнорируют добиотический уровень существования информации, исключают из исторического процесса стадию материальной эволюции от простого к сложному, от неживого к живому. Представители этого направления сводят понимание информации к

Авдеев Р .Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - С. 161.

Щербаков A.C. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты синергетики. - М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С. 8. передаче сигналов в управляющих системах, возникающих с появлением биотического уровня материи.

Атрибутивисты" (Р.Ф. Абдеев, A.A. Бахин, Т.Л. Калинина, Б.М. Кедров, Е.В. Котова, JI.A. Петрушенко, А.Р. Тертерян, А.Д. Урсул, Ф.Н. Цыдря, A.C. Щербаков и др.) считают, что информация — это атрибут всей материи: неорганической и органической природы, мыслящей материи (т.е. человека), рассматривают информацию как свойство структуры, а информационные отношения как способ взаимодействия как внутри системы, так и вне ее. По их мнению, реализация движения в материальных системах есть информационное отражение уровня и структуры данной системы. Опираясь на достижения кибернетики, атрибутивисты расширили границы применения теории отражения, внесли в нее теоретическое обновление12. Было выдвинуто предположение, что отражение, будучи всеобщим свойством материи, на каждом структурном уровне организации имеет свои особенности. Более высокие уровни организации материи обусловлены более совершенными формами отражения. Многообразие форм отражения не меняет их единого содержания. Сущность отражения "заключается в способности любой вещи продуцировать изменения . в процессе которого происходит передача качественных и количественных

1 3 отношений и структур по цепям причинно-следственных связей" . Значение таких терминов, как образ, копия, отражение, а также информация обобщены термином "содержание отражения"14. Употребляется еще одно определение информации во взаимосвязи с отражением: "информация - отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала"15.

2Бахин A.A. Некоторые особенности понятийно-методологического аппарата синергетической концепции самоорганизующегося мира // Самоорганизация, организация, управление. - М., 1995. - С. 76-90; Калинина Т.Л. Теория самоорганизации как отрасль науки: (Филос.-методол. анализ). Автореф. дис. . канд. филос. наук / Казан, гос. ун-т. - Казань, 1995. - 18 е.; Тертерян А.Р. Метафизические аспекты современной концепции самоорганизации // Метафизика и идеология в истории естествознания. - М., 1994. - С. 108-114 и т.д.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 454 '''Философская энциклопедия. - М., Т.4. - С. 185.

Щербаков A.C. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С. 8.

Рассматривая информацию как свойство, присущее всем системам (материальным и идеальным), атрибутивисты расширили представление об информации как свойстве лишь кибернетических систем16. В монографии А.Д. Урсула впервые была предпринята попытка сформулировать философское понимание информации17. Рецензируя указанный труд, Я.Ф. Аскин писал: "На наш взгляд, заслуживает одобрения позиция, состоящая в том, что "общее определение понятия информации должно выступать как единство объективно-диалектического (иначе говоря,

I Я онтологического - авт.) и логико-гносеологического аспектов" .

Определенный вклад в разработку понимания онтологии информации внесла Е.В. Котова19. Она уточнила различие понятий информации и энергии, подчеркнула характерные особенности содержания энергетических процессов и процессов информационных. Важен ее вывод о том, что основное различие между этими понятиями состоит в том, что понятие энергии имеет только онтологический статус, а информации - и логико-гносеологический .

Расхождение во взглядах на границы приложения категории информации в настоящее время не представляется столь глубоким, как у истоков возникновения этой дискуссии. Более того, многосторонний анализ проблем выявил некоторое сближение обоих подходов.

Интенсивность процесса сближения двух подходов особенно проявилась после появления работ И.Р. Пригожина и Г. Хакена. Зародившаяся в середине XX века познавательная модель самоорганизации, как общесистемная и кибернетическая, внесла в атрибутивную концепцию

ЛЛ феномена информации теоретическое обновление . Принципы

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.: Сов. радио, 1958. - 215 с.

Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

18Аскин Я.Ф., Ковалев В.И. Попытка создания единой концепции информации: поиски и результаты // Филос. науки. - 1970. - №1. - С. 159.

Котова Е.В. Энергия и информация (философский анализ). - Киев: Вища школа, 1981. - 144 с.

20Пригожин И. Р. Введение в термодинамику необратимых процессов. - М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 127 е.; Пригожин И., Стингере И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. -431 с. самоорганизации разрабатывались при исследовании особенностей развития открытых систем, т.е. систем, обменивающихся с окружающей средой л 1 веществом, энергией или информацией . В общей теории систем процесс самоорганизации связывался с возрастанием упорядоченности системы и энергоинформационным взаимодействием со средой .

Осмысление принципов самоорганизации, выявление глубинных основ этого процесса способствовало формированию нового теоретического базиса в виде идей синергетики. В результате исследований, предпринятых в рамках этого научного направления, идея самоорганизации выдвинулась на центральное место в современном естествознании, вызвав коренной пересмотр научной картины мира23. Теоретическое содержание синергетики сводится к выявлению общих идей, общих методов, общих закономерностей процессов самоорганизации в самых различных областях естественнонаучного, технического и гуманитарного знания24. Поиск всеобщих универсалий сосредоточил особое внимание на информационном структурогенезе систем и информационном содержании отношений взаимодействия вне систем.

Анализ обозначенной литературы позволил диссертанту сделать вывод о том, что энтропийно-синергетический подход способствует интеграции отдельных концептуальных представлений и результатов, полученных в рамках различных подходов к феномену информации. Г.В. Белов и

21Ферстер Г. О самоорганизующися системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. - М.: Мир, 1964.-435 с.

22 Самоорганизация в природе. Вып. 1/Под ред. В.А. Дмитриенко: Материалы семинара "Поиск связи между разными способами построения систем". - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1996. - 230 е.; Калинин Л.Ю. Методологический анализ статуса нелинейности в естествознании // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М.: ИФ РАН, 1994. - С.148-160.

23Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

24Климонтович Ю.Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М.: ИФ РАН, 1994. - С. 98126.

Кузнецов В.И. Проблема "универсалий" в физическом познании. - Киев: Наукова думка, 1987. - 172 с.

Д.Ф. Шанявский подчеркивают приоритетность этого подхода в объяснении л/системности объективного мира .

Достаточно глубоко предпринята попытка определения сущности информации, источника ее возникновения, форм ее существования и характера трансформаций этих форм в процессе движения материи у Л.А. Цымбала. Автор исследовал роль и значение информации в эволюции материи, становлении жизни и развитии интеллекта, обозначил закономерность информационного сопровождения эволюции как необходимого условия целенаправленной эволюционной самоорганизации в мире отражения . Исследуя сущность информационного структурогенеза и закономерности информационного взаимодействия, Л.А. Цымбал пришел к выводу, что сложности, возникающие из-за неотделимости информации от ее материально-энергетического носителя, не могут служить основанием для отрицания ее существования как объективного феномена.

Важно признание существования информации на биотическом уровне. Г. Кастлер, разрабатывая теорию биологической организации, пришел к выводу, что проблема организации компонентов биологической системы -"это в первую очередь проблема спецификации, иными словами, вопрос об объеме содержащейся в этих компонентах информации"28. Г. Кастлер занимался вопросами применения теории информации в биологии. В его работах рассмотрены весьма тонкие вопросы об информационном содержании биологических систем, о путях спонтанного возникновения сложных организаций, способных к созданию, накоплению и передаче информации, о конкретных механизмах функционирования ферментов и генетического аппарата с информационной точки зрения. В работах Генри

26Белов Г.В., Шанявский Д.Ф. Природа и общество: информационные аспекты развития. (Приглашение к дискуссии) // Компьютерная революция и информатизация общества. - М., 1990. - С. 23-48. "Цымбал Л.А. Закон информативности. Деп. ВИНИТИ № 8674-В87 от 11.12.1987, 25 е.; Цымбал Л.А. Информационное поле. Деп. ВИНИТИ № 2107-В89 от 03.04.1989, 13 е.; Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. -М.: РАН, 1995. - 118 с.

Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Пер. с англ. - М.: Мир, 1967. - С.11.

Кастлера образование органической биологической системы рассматривалось изначально. И точкой отсчета были добиотическая система нуклеиновых кислот и далее протобиологические системы.

Вывод о наличии информации в неживой природе и биотическом уровнях был сделан с позиции концепции разнообразия. Истоки концепции разнообразия природы информации связаны с именем У. Эшби29. А.Д. Урсул развил эту концепцию. Его понимание информации как отраженного разнообразия на всех уровнях материи изложено аргументированно и на широком теоретическом материале . Очень близко к концепции о 1 отраженного разнообразия подошел B.C. Украинцев .

Преодоление "сложностей" в вопросе соотношения и различия энергетических и информационных потоков, попытку решения многих других проблем, связанных с феноменом информации, можно найти в

32 монографии И.И. Юзвишина . По сути И.И. Юзвишиным создано новое научное направление - информациология, которое можно определить как синтез фундаментальных наук для осуществления теоретического анализа информационных процессов и их закономерностей в микро- и макроструктурах материи. Автор определяет информациологию как единую теорию на единой информационной основе, со своей методологией и своим информационным метаязыком.

Проблема философского осмысления информации на уровнях онтологического и гносеологического понимания не могла быть решена без ценностного анализа. А.Д. Урсул связывал ценность информации с понятием цели и распространял целесообразность (ценность) информации на животный мир.

Современный этап научного познания, обозначая новые философско -мировоззренческие задачи, подталкивает к идее переосмысления целевой

29Эшби У. Р. Введение в кибернетику. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 432 с.

30Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968. - 286 с.

Украинцев B.C. Отображение в неживой природе. - М.: Наука, 1969. - 272 с.

32Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро-и макромирах Вселенной. 4-е изд., испр. - М.: Междунар. изд-во информациология, 1996. - 215 с. причины. П.П. Гайденко справедливо заметила: "Элиминирование принципа целесообразности из естествознания нового времени превращало природу в такой вот незавершенный, не имеющий в себе конца а, значит, и смыслового измерения ряд" . Телеологическое понимание второго начала термодинамики "возвращает принцип целесообразности в науку"34. Формализация понятия цели сводится к векторной направленности эволюционного развития. Предполагается, что направленность подразумевает существование цели. Состояние, когда возникают условия жизни, и есть целенаправленное развитие природы. Направленность есть отражение вектора эволюции. Направленность — это односторонний процесс, заканчивающийся установлением равновесия, но не исключающий обратного процесса. Необратимость существует как отражение направленности, вектора телеологического процесса, но нетелеологический процесс, антиэволюционный также существует как нетелеологические явления (инэволюция, тупиковые пути эволюции). Содержательная целесообразность использования (функционирования) информации в биологических системах подробно описана P.J1. Берг, М.В. Волькенштейном, К. Тринчером, И.И. Шмальгаузеном,

Э. Шредингером, М. Эйгеном.

Понимание ценности информации как позитивной значимости данного феномена для человека реализуется в рамках аксиологического подхода. Ценность информации (как знания, сообщения, предмета, товара, услуги) есть не что иное, как субъективное отражение ценности предмета в сознании человека. Как содержательная сторона духовной культуры информация не могла не иметь единой с ней природы и общего процесса исторического развития. Анализу ценностей духовной и материальной культуры, процессов творчества сквозь призму информационной теории на фоне развития

Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе 20-го века // Исторические типы рациональности. М., 1996.- С. 18.

Панкратов A.B. Телеологическое понимание второго начала термодинамики // Филос. исследования. -1998.-№2. - С. 106-116. информационного общества посвящены работы Ю.А. Агешина, С.С. Андреева, М.Н. Афасижева, Г.А. Голицына, А. Моля, В.Н. Николко, Ю.В. Очерета, В.М. Петрова, А.П. Сабощука, Э.П. Семенюка35.

Все перечисленные авторы в той или иной мере затрагивают содержательный аспект феномена информации (материальной и идеальной) во взаимосвязи с познающим субъектом. Анализ приведенных работ позволяет диссертанту высказать мнение, что методология аксиологического анализа феномена информации должна определяться на основе видовой классификации информации.

Информация как общенаучное понятие и философская категория обладает глубоким гносеологическим потенциалом. Весьма значителен вклад в разработку гносеологического анализа феномена информации Р.Ф. Абдеева, Ю.Ф. Абрамова, И.Ю. Алексеевой, В.Г Афанасьева, JLA. Василенко, B.C. Готта, В.И. Дубовского, A.A. Лазаревича, А.И. Михайлова, H.H. Моисеева, А.И. Ракитова, Е.А. Седова, А.Д. Урсула, Э.Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдера3? В работах перечисленных авторов информация рассматривается как общенаучный феномен, который в

Агешин Ю.А. Информационная культура // НТИ. Сер.1. - 1998. - №3. - С. 10-12; Андреев С.С. Информационность - критерий содержательности духовных ценностей // Соц.-полит. журн. -1998. - №3. - С. 58-71; Афасижев М.Н. Искусство и информация: общие проблемы // Эстетика: информационный подход. Вып.5. - М.: Смысл, 1997. - С. 7-16; Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М.: Наука, 1991.- 224 е.; Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1973. - 406 е.; Николко В.Н. Творчество как иновационный процесс (Философско-онтологический анализ). - Симферополь: Таврия, 1990. - 190 е.; Очерет Ю.В. Информационная культура французского средневековья // Эстетика ; информационный подход. Вып.5. - М.: Смысл, 1997. - С. 106-113; Сабощук А.П. Проблема идеальности чувственного образа // Изв. АН Молд. ССР. Сер. общ. наук. - 1984. - №1. - С .48-54; Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1.-1993. - №1. - С. 1-8.

36Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 е.; Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. - 192 е.; Алексеева И.Ю. Человеческое знание и компьютерный образ / РАН, Ин-т философии. - М., 1993. - 217 е.; Афанасьев В. Г., Урсул А.Д. Социальная информация (Некоторые методологические аспекты) // Вопр. философии. - 1974. - №10. - С. 61-74; Василенко Л.А. Генезис представления информации в работах Аристотеля и Лейбница // История философии и социальная информатика. - М., 1992. - С. 5 -24; Готт B.C. Философские вопросы современной физики. - М.: Высш. школа, 1988. - 343 е.; Дубовской В.И. Информация и знание // Проблема сознания в философии и науке. - M., 1996. - С. 105-107; Лазаревич A.A. Научное знание в информационном обществе. - Минск: Навука i тэхшка, 1993. - 101 е.; Михайлов А.И. О будущем научной информации // НТИ. Сер.1. -1985. - №1. - С. 1-3; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. -287 е.; Седов Е.А. Эволюция и информация. - M.: Наука, 1976. - 323 е.; Шапиро Э.Л. Знания о мире и их информационные модели // НТИ. Сер.2. - 1989. - №9. - С.2-4; Шрейдер Ю.А. Когнитивный подход как средство преодоления противоречия между техническим и культурным аспектами знания // МФИД. - 1997. -Т. 17. -№2. - С. 3-5. процессе познания выполняет некоторые гносеологические функции: методологическую, интеграционную, междисциплинарную, - и тем самым способствует приращению нового знания.

А.И. Ракитов и А.И. Уваров различно трактуют проблематику информационной эпистемологии, но подчеркивают актуальность появления нового метода в рамках современной гносеологии 37.

Информационный подход как общенаучный метод познания способствует интеграции всех областей научного знания. Методико-процедурная реализация данного подхода сопряжена с конкретизацией предметной области знания. Исследовать информационный подход как совокупность методов, их особенности и отличия нам помогли работы Л.Э. Венцковского, М.В. Волькенштейна, Т.В. Воробьевой, И.И. Гришкина, Н.Н. Заличева, Д.Б. Зильбермана, Е.И. Карева, В.З. Когана, С.Ф. Мартыновича, И.В. Мелик-Гайказян, А.П. Назаретяна, М.Ф. Ромма, Е.А. Седова, Э.П. Семенюка38.

Составной частью работы является выявление содержательных аспектов феномена информации, специфики информационного знания, особенностей информационных процессов, определяемых в ряде философских исследований, на основе которых автор дает по возможности более полные определения исследуемых понятий. Для выявления содержательных черт современного информационного знания автор

Уваров А.И. Информационная эпистемология - одно из направлений современной гносеологии // Роль философии в формировании научно-технической элиты. - Тверь, 1994. - С.3-5.

38Венцковский Л.Э., Желнов М.В., Пурто Е.Е. Информационное освещение проблемы космической сущности человека // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1996. - Вып. 12. - С. 182204; Волькенштейн М.В. Теория информации и эволюция // Кибернетика живого: Биология и информация. -М., 1984. - С.45-53; Воробьева T.B., Семенюк Э.П. О роли общенаучных подходов в развитии понимания принципов систематизации категорий материалистической диалектики // Принципы систематизации категорий материалистической диалектики. - Иркутск, 1980. - С. 100-107; Гришкин И.И. Информационные модели познания: (Логико-гносеол. аспект). Автореф. дне. . д-ра филос. наук / ЛГУ им. А.А.Жданова. - Л., 1981. -38 е.; Заличев H.H. Энтропия информации и сущность жизни. - М.Ж Радиоэлектроника, 1995. - 192 е.; Зильберман Д.Б. Традиции как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопр. философии". -1996. - №4. - С.76-105; Карев Е.И. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-политической мифологии: (Инофрм. подход). Автореф. дис. . канд. филос. наук / Томск, гос. ун-т. - Томск, 1995. - 17 е.; Коган B.3. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. -Новосибирск, 1990. - С. 108-127; Мартынович С.Ф. Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -С.99-107; Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация: (Методол. анализ) / Томск, политехи, ин-т. - Томск, 1995. - 179 е.; Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информ. подход) Автореф. дис. . канд. филос. наук / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 1995. - 16 е.; Седов Е.А. Философский анализ информационно-энтропийных свойств процессов развития: Автореф. дис. . д-ра филос. наук / Ин-т философии АН СССР. -М., 1983.-45 с. обращается к изучению различных уровней организации материи атрибутивно-функциональными методами познания. Обращение в диссертации по философии к естественным наукам и смежным областям гуманитарного знания вызвано необходимостью более точного определения изучаемого феномена, а использование результатов специальных наук обеспечивает большую доказательность положений, выносимых на защиту. Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы философский анализ взаимосвязи онтологической природы, аксиологического содержания и методологического значения феномена информации.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи:

• анализ онтологии информации, бытия и сущности феномена информации;

• выявление особенностей содержания информационных процессов как отношений всеобщего взаимодействия;

• обоснование возможности и необходимости ценностных характеристик информации на молекулярном и биотическом уровнях материи;

• аксиологический анализ феномена информации на уровне социального бытия;

• гносеологический анализ феномена информации, исследование соотношения понятий информация и знание;

• выявление специфики информационного подхода в системе познания.

Объект исследования - феномен информации в системе научного познания.

Предмет исследования - онтологический, аксиологический, гносеологический аспекты информации, методология информационного подхода.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются концепция философского анализа как осмысление опыта бытия, предполагающая единство онтологического, аксиологического, методологического и других аспектов философского исследования; концепция философии естествознания, сформулированная к концу XX века; эвристические возможности компаративного анализа различных философских концепций феномена информации; междисциплинарный, энтропийно-синергетический и атрибутивно-функциональный подходы к анализу онтологии информации; взаимосвязь гносеологического и методологического анализа с научными методами сравнительного анализа, теоретического моделирования, научного обобщения. Научные труды P.C. Берг, М.В. Волькенштейна, К.С. Тринчера, М. Эйгена явились методологической предпосылкой обоснования возможности ценностного понимания информации в эволюционных процессах от простого к сложному.

Научная новизна диссертационного исследования. Представленная работа — еще один шаг познания в рамках общей теории информации. Существенными элементами новизны в работе являются следующие положения:

• определено, что анализ онтологии информации и информационных процессов опирается на всеобщность организации материи;

• на основе телеологического подхода, исходя из функционального анализа молекулярных и биотических систем, сделан вывод о возможности и необходимости ценностного анализа феномена информации на обозначенных уровнях материи;

• на основе аксиологического подхода выявлено ценностное содержание феномена информации на социальном уровне, конкретизирована значимость информационной культуры как составной части культуры и культурогенеза;

• исследован гносеологический потенциал феномена информации, проанализировано соотношение понятий информация и знания как различных, нетождественных термосистем;

• определены особенности и своеобразие информационного подхода познания действительности, предложены теоретические модели реализации данного подхода в общей системе научного познания и философской науке;

Положения, выносимые на защиту:

1. Формируется методологическая презумпция: информация есть сложный феномен, исследование которого возможно и необходимо в контексте системных отношений онтологического, аксиологического и гносеологического модусов философского анализа.

2. Онтологическое содержание информации: информационный процесс есть трансляция разнообразия структурных форм и отношений в контексте объект-объектных и субъект-субъектных отношений. Информация как отраженное разнообразие универсальна. Информационный процесс имеет меру изменений и меру отношений в системе реальности.

3. Ценность есть атрибутивное свойство феномена информации, включенного в систему ценностного отношения, осуществляющегося на различных уровнях организации, в том числе на уровне научного познания.

4. Оценка ценности информации возможна и реально опредмечивается в контексте целевой и каузальной детерминации событий и процессов, в контексте процессов научного познания и технического творчества.

5. Информационная культура как способ информационной жизнедеятельности общества (включающая в себя символический, аксиологический и деятельностный аспекты) есть результат взаимоотношения общества и природы, продукт отражения универсума отношений, в т.ч. и общественных, в информационных процессах, в структурах деятельности, в контекстах научного познания и технологии.

6. Существуют уровни типологии ценности информации: всеобщая (общественная ценность), предметно воплощенная ценность, личностная ценность. На социальном уровне ценность информации определяется возможностями качественной трансформации общества, возможностями глобальной оптимизации человеческого бытия, познания, деятельности, возможностями рационализации науки и технологии.

7. Информация и знание - взаимно соотнесенные феномены и соответствующие им понятия. Если информация онтологически есть мера изменений и мера отношений в системе реальности, то знание есть предметно-истинное и субъектно-обоснованное освоение информации на личном и надличностном уровнях функционирования субъекта.

8. Понятие научной информации и научного знания есть конкретизация и соответствующая концептуализация феноменов информации и знания. Научная информация и научные знания соотнесены в динамике информационно-познавательных процессов.

9. Информационный подход в научном познании, техническом творчестве, в бытии культуры информационной цивилизации сформировался исторически в процессах освоения феномена информации. В современном мире сформировались системно-структурные отношения в контексте информационного подхода.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов и выводов при чтении курсов лекций по общей теории информации, современным концепциям естествознания, проблемам новых информационных технологий в процессах образования на гуманитарных факультетах, проведении семинарских занятий со студентами философского профиля.

Апробация исследования.

Основные положения работы были отражены в лекционных курсах "Новые информационные технологии в обучении" и "Основы информационной культуры", читаемые на факультете гуманитарных и социальных наук Саратовского государственного университета. Материалы диссертации излагались автором на научно-теоретических конференциях, а также в научных публикациях: Богатырева E.H. Онтологический анализ феномена информации // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1999.- С. 145-150; Богатырева E.H. Соотношение понятий информация и знание // Философия. Наука. Культура. Творчество. Материалы Всероссийских Аскинских чтений (16 октября 1998 г.)- Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 1999. - С. 124-127; Богатырева E.H. Ценность информации в информационном обществе // Бытие и познание. Межвуз. науч. сб. - Саратов: Изд-во СГТУ, 1999. -С.60-64.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика научного знания характеризуется быстрым обновлением различных его систем, появлением новых научных парадигм. Информационная парадигма познания действительности тесно связана с качественно новыми социокультурными условиями функционирования знания, обусловленными рамками информационного общества. В принципе любое общество информационно. Но особенности современного движения информации, развитие информационных процессов обусловливают возникновение не имеющего себе аналогов социокультурного феномена, влияющего на все стороны общественной жизни, в том числе на специфику развития знаний. Поэтому исследование и раскрытие сущности феномена информации и информационных процессов средствами философии является необходимым условием понимания необходимости формирования новой, информационной парадигмы в системе научного знания.

Исследуя феномен информации средствами философии, мы обратились к трем аспектам, составляющим структуру философского анализа: онтологическому, аксиологическому и методологическому.

Основой первой части диссертационного исследования стали последние данные естественных и гуманитарных наук в области общей теории информации. Была прослежена эволюция понятия информации от частного термина математической теории связи до междисциплинарного и общенаучного понятия, и далее, до уровня философской категории. Ясно, что информация, став философской категорией, существенно обогатила современные представления о свойствах материи и объективного мира. Попытки философского осмысления этого понятия в работах, посвященных преимущественно естественнонаучным исследованиям, предпринимались неоднократно. Р.Л. Берг, Л. Бриллюэн, Н. Винер, М.В. Волькенштейн, В.М. Глушков, Н.Ю. Климонтович, А.Н. Колмогоров, А. Моль, И.Р. Пригожин, К. Тринчер, Г. Хакен, Р. Хартли, К.Е. Шеннон,

И.И. Шмальгаузен, Э. Шредингер, М. Эйген, У.Р. Эшби в своих работах выходили за рамки отраслевых исследований и обращались к более широкому, мировоззренческому пониманию информации и информационных процессов.

Р.Ф. Абдеев, Ю.Ф. Абрамов, В.З. Коган, И.В. Мелик-Гайказян, В.М. Петров, А.И. Ракитов, Е.А. Седов, A.A. Силин, А.Д. Урсул, Ф.Н. Цыдря, Э.Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдер, A.C. Щербаков доказали, что информация, став общенаучным феноменом, а также социокультуным феноменом, вошла в круг проблем философско-методологического анализа.

Опираясь на современные научные и философские взгляды, мы обозначили три группы суждений, раскрывающих содержание понятия информации:

• атрибутивное — признание информации как свойства всех материальных систем. Исходя из этого, вывели утверждение об осознании объективной природы информационных процессов;

• логико-семантическое, способствующее формализации семантического анализа информации в ее взаимосвязи с живой природой и социумом;

• логико-прагматическое, с помощью которого исследовался ценностный аспект, качественное своеобразие феномена информации.

Основываясь на принятое нами видение философского анализа, в работе конкретизированы особенности феномена информации в контексте познания, раскрыты его содержательные и процессуальные аспекты. Согласно атрибутивяно-функциональному подходу, онтология феномена информации определяется многообразием свойств материи и форм ее движения.

У информации тот же онтологический уровень происхождения, как у материи. Исходя из этого тезиса, мы понимаем информацию как инвариантное, объективное свойство материи. Материальное развитие происходит при информационном "сопровождении". Информационное "сопровождение" является формой выражения действующих законов материального (физического) мира. Отражая движение материи в совокупности ее прошлых состояний, объективная информация также непрерывно находится в движении.

С учетом широкого диапазона трансформационных изменений материи во времени, ее отражения в работе представлено отражение в двух основных состояниях — динамичном (процессуальном) и структурном (относительно устойчивом). Несмотря на несомненную условность такого разделения, качественное различие этих двух состояний отражения играет в природных процессах такую существенную роль, без которой трудно представить возможность протекания самих этих процессов, а точнее -эволюцию природы.

Характер существования информации и информационных процессов определяется структурными свойствами или же свойствами отношений, взаимоотношений со средой. Вместе с усложнением материальных взаимодействий усложняется их информационное сопровождение. Передача (трансляция) разнообразия структурных форм и отношений от одного объекта к другому есть информационный процесс, который имеет количественную меру изменений, а также количественную меру отношений. В ходе этого процесса информация выступает как передающая часть отражения.

Исследуя материальную природу информационного структурогенеза и информационных процессов на элементарном и биотическом уровнях, признавая их объективную автономность от сознания, мы употребили понятие ценности. В данном контексте понятие ценности определено как признак материи.

Данное определение оправдано самой сутью процесса развития от неживого к живому, когда целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией приводит к образованию новой структуры, с новыми ценностными информационными качествами. В биологических системах ценность информации строго функциональна: селективная функция, функция отбора, функция адаптации, наконец, функция генетической памяти.

Подчеркнем, что употребляемое понятие ценности содержит семантический потенциал для такого раздела теории информации, который бы касался описания создания и функциональных особенностей информации в биосистемах, где информация является молекулярным свойством динамики материи и "оценивается" по своей способности к самовоспроизведению. В биосистемах информация способствует отбору "энергетически выраженных состояний", характеризует функциональную особенность самоорганизации материи.

Антропологический уровень эволюционного развития природы — это та часть социальной природы, где собственно аксиологический анализ информации возможен и необходим. Исходя из произведенного анализа, определяем ценность информации как позитивную значимость данного феномена для общества и человека (субъекта). Ценность информации (как знания, сообщения, предмета, товара, услуги) мыслим как субъективное отражение ценности предмета в сознании человека.

Ценность и значимость информации для человека и человеческого сообщества прошла долгий и глубокий путь осознания. Жизненное пространство человека и человеческого общества определяет границы и информационного пространства.

Информационная культура как составная часть традиционного понятия культуры содержит ту же специфику аксиологических проблем. Поэтому в работе дано определение информационной культуре как уровню информационной жизнедеятельности общества, как результат взаимодействия общества и природы, отражение многообразия всех общественных отношений.

В диссертации рассматривалась этическая информация как нравственная, нормативно-ценностная детерминанта. Большое внимание было уделено анализу эстетической информации, той части социальной информации, которая доступна чувственному восприятию. Анализ различия определяется тем, что этическая информация выражает смысловую сторону содержания, а эстетическая эмоциональную.

В информационном обществе информация радикально изменяет материальное производство, мировоззрение, быт, образование, систему коммуникаций. Показано, что информационная технология, как продукт информационной культуры, трансформирует все средства информации и опосредованно оказывает влияние на социогенез.

В диссертации представлена ценностная иерархия общественной значимости социальной информации. Дано понимание информационных технологий как всеобщей, общественной ценности, соответствующей уровню объективного развития социума, информации, запечатленной на носителе, как предметно воплощенной ценности, информации как личностной ценности.

Развитие естественнонаучного знания закрепило атрибутивный статус категории информации и определило новый уровень и возможности познания. Взаимосвязанность в употреблении двух понятий знания и информации поставила вопрос о необходимом или случайном их отождествлении. Решая проблему семантического соотношения понятий знания и информации, диссертант пришел к выводу, что они не являются однопорядковыми, одноуровневыми термосистемами. Произведенный анализ позволяет сделать вывод, что семантическое дифференцирование оправданно, так как информация и знание являются различными, но взаимодополняющими сторонами процесса познания. На уровне фиксации и функционирования знание реализуется как информация, а точнее как видовая часть информации. Включение знания в коммуникационные процессы превращает его в информацию. Исходя из этого, сделан вывод, что информация — это отчужденное знание. Отчужденность знания — тот важный момент, когда знание становится информацией. В момент отчуждения информация становится видовой частью знания (одной из форм знания).

В диссертации был проведен анализ познавательных возможностей информационного подхода. В итоге исследования сделан вывод, что информационный подход вариативно применим в контексте предметной (отраслевой) области. Методико-процедурная реализация данного подхода сопряжена с конкретизацией предметной области знания. Информационный подход — это совокупность методов, при использовании которых в рамках любого отраслевого исследования производится анализ и синтез не свойств вещей, предметов или их элементов, а отношений внутри них и их отношений с внешним окружающим миром. Новое теоретическое видение картины мира позволило интерпретировать сквозь призму информационного подхода всю область человеческой деятельности, способствовало формированию новой, информационной парадигмы познания.

Под информационно-компьютерной технологией мы понимаем эффективный метод познания, инструмент, аккумулирующий интеллектуальные возможности человека, направленные на преображение человеческой практики и бытия, способность проникновения во все аспекты жизни и деятельности человека. Важная особенность информационно-компьютерной технологии состоит в том, что она, являясь результатом научных исследований, сама играет значительную роль в преобразовании науки и научного знания, оптимизирует практическую деятельность с позиций определенного понимания структуры философского исследования.

Завершая анализ феномена информации, заметим, что тема эта неисчерпаема. И если "объективное содержание научного прогресса проявляется в росте и развитии научной истины"176, то можно считать, что данная работа — это еще один шаг к истинному познанию универсальных сущностей феномена информации. Развитие наук, теоретического знания в целом, несомненно, раздвинут границы обсуждаемой темы. В диссертации сделана попытка обобщения и систематизации существующего знания о феномене информации.

Гносеологические перспективы изучения феномена информации безграничны, как безгранично само познание. Многообразие этого общенаучного понятия по праву вошло в системную ткань современной философии. Постепенно будут отфильтровываться несущественные особенности единичного и проясняться содержание всеобщего и частного в феномене информации. Несомненно, что вся совокупность исследования современной наукой феномена информации должна быть включена в интегральную мировоззренческую концепцию общей теории информации, что автор и пытался сделать в представленной диссертации.

Результаты данного исследования послужат обобщению понятийного аппарата философского анализа феномена информации, расширению рамок понимания данной теоретической проблемы. Они могут быть использованы в практике научно-исследовательской работы философов, ученых естественников, служить теоретическим (иллюстрационным) материалом в преподавании лекционных курсов: "Современные концепции естествознания", "Основы информационной культуры", " Новые информационные технологии в обучении".

76Мартынович С.Ф. Философия науки и филос т культуры: понятие, проблемы, подходы //Философия культуры и философия науки: проблемы и гипо, ы . Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 106.

 

Список научной литературыБогатырева, Елена Николаевна, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. The Year 2000 - The Trajectory of an 1.ea // Toward the Year 2000. Work in Progress/ Ed. By D. Bell. Boston, 1968. - 400 p.

2. Brzezenski Zb. Between Two Ages. America's Role in the Technetronic Era. N.Y., 1970.-334 p.

3. Franc A., Gouyon P.-H. Information et complexite: questions sana reponse // Recherche. 1997. - N296. - p. 106-109 .

4. Hjorland B. The concept of "subject" in information science // J. of documentation. 1992. - Vol.48. - N2. - p. 172-200.

5. Jngwesen P. Information and information sciencein context // Libri. Copenhagen. 1992. -V. 42. - N2. - p. 99-135.

6. Kahn H., Bruce-Briggs В. Thigs to Come. Thinking About the Seventies and Eighties. N.Y., 1972. 262 p.

7. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980,- 459 p.

8. W.G.Das Schweigen : Philosophische Bemerkungen zum Begriff des Schweigens bei Kierkegaard, Nietzsche, Heidegger und Wittgenstein // Reports on philosophy.- Krakov. 1995. - N15. - S. 131-144.

9. Wlodowski S.J. Koncepcja informacji systemow spolecznych // Acta Univ. N. Copernici. Nayki humanistyczno-spoiecz. 1987. - Z.175. - T. 17. - s.125-142.

10. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.- 336 с.

11. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. - 192 с.

12. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. - С. 371-39 \

13. Агешин Ю.А. Информационная культура // НТИ. Сер.1. 1998. -№3,-С.10-12 .

14. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.

15. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и компьютерный образ / РАН, Ин-т философии. М., 1993. - 217 с.

16. Андреев С.С. Информационность критерий содержательности духовных ценностей // Соц.-полит. журн. -1998. - №3. - С. 58-71.

17. Аскин Я.Ф., Ковалев В.И. Попытка создания единой концепции информации: поиски и результаты // Филос. науки. 1970. - №1. - С. 159-162.

18. Афанасьев В. Г., Урсул А.Д. Социальная информация (Некоторые методологические аспекты) // Вопр. философии. 1974. - №10. - С. 61-74.

19. Афасижев М.Н. Искусство и информация: общие проблемы // Эстетика: информационный подход. Вып.5. М.: Смысл, 1997. - С. 7-16.

20. Бахин A.A. Некоторые особенности понятийно-методологического аппарата синергетической концепции самоорганизующегося мира// Самоорганизация, организация, управление. М., 1995. - С. 76-90 .

21. Белов Г.В., Шанявский Д.Ф. Природа и общество: информационные аспекты развития. (Приглашение к дискуссии) // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1990. - С. 23-48.

22. Берг P.JI. Генетика и эволюция, избр. труды. Новосибирск: ВО "Наука", 1993. - 280 с.

23. Беркович С.Я. Клеточные автоматы как модель реальности: поиски новых представлений физических и информационных процессов. / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 112 с.

24. Бернал Дж. Проблема стадий в биопоэзе // Возникновение жизни на земле. М., 1957.-395 с.

25. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974. - 414 с.

26. Блюменау Д.И. Информация в паранормальных явлениях // НТИ. Сер.1. Организация и методика информ. работы. 1997. -№7. - С.8-20.

27. Бодякин В.И. Куда идешь, человек? Основы эволюциологии. Информационный подход. М.: СИНТЕГ, 1998. - 332 с.

28. Бондалетова О.Б. Представление знаний: фреймы и понятия // Филос. науки. 1989. - №4. - С. 37-43.

29. Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. 1997. - №1. - С. 3-22.

30. Брилллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М.: Мир, 1966.-271 с.

31. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Наука, 1960. - 376 с.

32. Булычев И.И., Каримов В.А. Философия в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. -Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1995. 187 с.

33. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. - 270 с.

34. Василенко Л.А. Генезис представления информации в работах Аристотеля и Лейбница // История философии и социальная информатика. М., 1992. - С. 5-24.

35. Венцковский Л.Э., Желнов М.В., Пурто Е.Е. Информационное освещение проблемы космической сущности человека // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1996. - Вып. 12. -С. 182-204.

36. Вержбицкий В.В. Методологическое обоснование принципов информационного подхода // Методол. пробл. науч. познания. М., 1987. - С. 108-123. Рук. Деп. В ИНИОН АН СССР №29890 от 18.06.87.

37. Вернадский В.И. Очерки геохимии. -7-е (4-е рус.) изд. М.: Наука,1983.-422 с.

38. Виненко В.Г. Познавательная модель самоорганизации в экологическом образовании. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -185 с.

39. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. -200 с.

40. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. -М.: Сов. радио, 1958. 215 с.

41. Виндельбанд В. История философии: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 1997.- 560 с.

42. Волькенштейн М.В. Сущность биологической эволюции // УФН1984. Т. 143. - Вып.З. - С. 429-466.

43. Волькенштейн М.В. Сложность, ценность, эволюция // ДАН СССР. -1982. Т.263. -С.722-724.

44. Волькенштейн М.В. Теория информации и эволюция // Кибернетика живого: Биология и информация. -М., 1984. С.45-53.

45. Воробьев Г.Г. США вступили в информационное общество // Проблемы информатизации. 1991. -№2. - С. 46-51.

46. Воробьева Т.В., Семенюк Э.П. О роли общенаучных подходов в развитии понимания принципов систематизации категорий материалистической диалектики // Принципы систематизации категорий материалистической диалектики. Иркутск, 1980. -С.100-107.

47. Вохрышева М.Г. Информационная контекстология // Информатизация и проблемы гуманитарного образования. Междунар. науч. конф. Краснодр-Новороссийск 14-15 сент. 1995 г. Тезисы докл. Краснодар, 1995. - С. 27-30.

48. Гегель Г. Наука логики. В 3-х т. Т.З.-М.: Мысль, 1972,- 371 с.

49. Герловин Л. И. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. JI.: Энергоавтомат, 1990.- 432 с.

50. Гиляревский P.C., Субботин М.М. О возможности оценки новых информационных технологий (на примере гипертекстовой технологии) // НТИ. Сер. 1. - 1988. - №12. - С . 2-5.

51. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. -М.: Наука, 1991.-224 с.

52. Голубков A.C., Артамонов Г.Г. Основные положения государственной политики в области информатизации // Проблемы информатизации. 1994. - №3/4. - С. 5-6 .

53. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. школа, 1988.- 343 с.

54. Гречихин A.A. Информационная культура: (Опыт определения и типологич. моделирования)// Проблемы информационной культуры. М., 1994. - С. 12-38.

55. Гришкин И.И. Информационные модели познания : (Логико-гносеол. аспект). Автореф. дис. . д-ра филос. наук / ЛГУ им. А.А.Жданова. Л., 1981. - 38 с.

56. Давыдова И.А., Сляднева H.A. Библиография: Знание? Информация? Фактография?// Библиография. -1993. №4. - С. 1730.

57. Даниелов А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества // США: экономика, политика, идеология. 1996. - №9. - С. 17-30.

58. Дубовской В.И. Информация и знание // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - С. 105-107

59. Дятлов С.А. О теории информационной экономики // О-во и экономика. 1995. - №3. - С. 29-39.

60. Емелин И.В. Об открытых медицинских информационных системах и стандартизации в медицинской информатике // Проблемы информатизации. 1993. -№1/2. - С.68-71.61.3аличев H.H. Энтропия информации и сущность жизни. М.: Радиоэлектроника, 1995. - 192 с.

61. Изаков М.Н. Самоорганизация и информация на планетах и в экосистемах // УФН. Т. 167. - №3 . - С. 1087-1094.

62. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы.- М.: Изд-во МГУ, 1993.- 168 с.

63. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Ред. журн. УФН, 1997. -400 с.

64. Калинин Л.Ю. Методологический анализ статуса нелинейности в естествознании // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: ИФ РАН, 1994. - С. 148-160.

65. Калинина Т.Д. Теория самоорганизации как отрасль науки: (Филос.-методол. анализ). Автореф. дис. . канд. филос. наук / Казан, гос. ун-т. Казань, 1995. - 18 с.

66. Кант И. Критика чистого разума. Сс. Т.З. -М.: Мысль, 1964. 741 с.

67. Каратеев BJL Актуальные проблемы методологии науки // Мировоззрение и научное познание. Методологические проблемы в трудах ученых СГУ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - С. 18.

68. Карев Е.И. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-политической мифологии: (Иноформ. подход). Автореф. дис. канд. филос. наук / Томск, гос. ун-т. Томск, 1995. - 17 с.

69. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

70. Касавин И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии // Познание в социальном контексте. М.: ИФРАН, 1994. - С. 6-36 .

71. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Пер. с англ. М.: Мир, 1967.-90 с.

72. Климонтович Ю.Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: ИФРАН, 1994.-С. 98-126.

73. Климонтович Ю.Л. Энтропия и производство энтропии при ламинарном и турбулентном течениях // Письма в ЖТФ. 1984. -Т. 10. Вып. 2.-С. 80-83 .

74. Коган В.З. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. Новосибирск, 1990. - С. 108-127.

75. Коган В.З. Демон информации в современном мире (к методологии информологического подхода)//НТИ. -Сер.1. -1998. №5. - С. 1-11.

76. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Филос.-социол. Очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. - 319 с.

77. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984. 190 с.

78. Коллонтай В.М. На стыке естественных и общественных наук: вклад И.Пригожина // МЭМО. 1998. - №4. - С. 136-142.

79. Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987. -304 с.

80. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пущино, 1991. -202 с.

81. Корсунцев И. Г. Генетический и онтологический статус знаний и информации // Филос. исследования. 1998. - №3. - С. 119-130.

82. Корсунцев И. Г. Информация как ресурс виртуального развития // Филос. исследования. 1998. - №2. - С.93-105.

83. Котова Е.В. Энергия и информация (философский анализ). Киев: Вища школа, 1981. - 144 с.

84. Коханов В.В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары: КЛИО, 1997. - 52 с.

85. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юрид. лит., 1981. - 144 с.

86. Кузнецов В.И. Проблема "универсалий" в физическом познании. -Киев: Наукова думка, 1987. 172 с.

87. Кузнецов H.A. О развитии фундаментальных исследований по информационному взаимодействию в природе и обществе // НТИ. Сер.2. 1998. -№8. - С. 1-5.

88. Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс, 1977. 300 с.

89. Лазаревич A.A. Научное знание в информационном обществе. -Минск: Навука i тэхшка, 1993. 101 с.

90. Лапко A.B. Имитационные модели неопределенных систем. -Новосибирск, 1993. 112 с.

91. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. - №4. -С.15-25.

92. Макаров A.A., Попырин Л.С., Смирнов В.А. Оптимизация источников энергии в условиях неопределенности исходной информации // Изв. АН. Энергетика. 1997. - №4. - С. 92-98.

93. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. - 304 с.

94. Мартынович С.Ф. Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы //Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -С. 99-108.

95. Масленников Е.М. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 88 с.

96. Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация: (Методол. анализ) / Томск, политехи, ин-т. Томск, 1995. - 179 с.

97. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. -М.: Наука. Физматлит, 1998.- 192 с.

98. Мелик-Гайказян И.В. Методологические контуры информационной картины мира //Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. Курск, 1995. - С. 114-116.

99. Мелюхин И.С. Информационные системы в процессах управления (аналитический обзор) // Проблемы информатизации. -1992. -№3,- С. 16-22.

100. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. - №1. - С.5-32.

101. Михайлов А.И. О будущем научной информации // НТИ. Сер.1. -1985.-№1.-С. 1-3.

102. Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: архитектоника, модели, информатизация. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1993.- 156 с.

103. Моисеев H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. 1993. - №3. - С. 6-14.

104. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.:Прогресс, 1973.-406 с.

105. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: Недра, 1991.-222 с.

106. Научное знание : уровни, методы, формы / Под ред. Т.К. Никольской. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. - 248 с.

107. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов: Сарат. гос. акад. права: ред.-издат. отдел. 1995. - 203 с.

108. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах / Пер. с англ. М.: Мир, 1979. - 512 с.

109. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (Философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990. - 190 с.

110. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. -М.: Наука, 1996.-263 с.

111. ДАННАЯ СТРАНИЦА ОРИГИНАЛА НЕ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИИ

112. Пригожин И. Р. Введение в термодинамику необратимых процессов. М: Изд-во иностр. лит., 1960. - 127 с.

113. Пригожин И., Стингере И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

114. Рорти Р. Метод, общественные науки и общественные надежды. Текст приведен из кн.: Деревятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996,- 174 с.

115. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. -№3/4. - С. 6-19.

116. Ракитов А.И. Основные концепции и подходы к решению проблемы единства науки // Единство и специфика методологии общественных, естественных и технических наук. Калинин, 1986. -с. 23-41.

117. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года // Вестн. РАН. 1998. - Т.68. - №8. - С. 746-753.

118. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

119. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопр. философии. 1992. - №5. - С. 3-15 .

120. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности : (Информ. подход) Автореф. дне. . канд. филос. наук / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1995. - 16 с.

121. Сабощук А.П. Проблема идеальности чувственного образа // Изв. АН Молд. ССР. Сер. общ. наук. 1984. - №1. - С .48-54.

122. Самоорганизация в природе. Вып.1/ Под ред. В.А. Дмитриенко : Материалы семинара "Поиск связи между разными способами построения систем". Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1996. - 230 с.

123. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем //ОНС. 1993. - №5. -С. 92-100.

124. Седов Е.А. Философский анализ информационно-этропийных свойств процессов развития: Автореф. Дис. . д-ра филос. наук / Инт философии АН СССР. М., 1983. - 45 с.

125. Седов Е.А. Эволюция информация. М.: Наука, 1976. - 232 с.

126. Семеновкер Б.А. информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография.- 1994. №1. - С. 11-25.

127. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер.1. 1993. - №1. - С. 1-8.

128. Сидоров A.A. Информация универсальный атрибут материи?// Вестн. РАН. - 1997. - Т.67. - №8. - С. 720-724.

129. Силин A.A. Информация третья составляющая картины мира // Вестн. РАН. - 1992. - №8. - С. 58-64.

130. Силин A.A. Концепция развития в естествознании и философии // Философские науки. 1997. - №2. - С. 137-151.

131. Силин A.A. Тайна информации // Сознание и физическая реальность,- 1999. Т.4. - №1. - С. 10-18.

132. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В.Е. -М.: Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996. 602 с.

133. Соколов A.B. Информация : феномен? функция ? фикция? // Филос. науки. 1990. - №9. - С.13-22.

134. Соловьев B.C. Философский словарь /Сост. Беляев Г.В. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 138.

135. Тертерян А.Р. Метафизические аспекты современной концепции самоорганизации // Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994. - С. 108-114.

136. Тоффлер А. Футурошок. СПБ.: Лань, 1997. - 464 с.

137. Тринчер К.С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М.: Наука, 1965. -119 с.

138. Уваров А.И. Информационная эпистемология одно из направлений современной гносеологии // Роль философии в формировании научно-технической элиты. - Тверь, 1994. - С.3-5.

139. Украинцев Б.С. Отображение в неживой природе. -М.: Наука, 1969.-272с.

140. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. (Философские очерки). М.: Наука, 1975. - 287 с.

141. Урсул А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2. -1994. №12. -С. 1-8.

142. Урсул А.Д. Отражение и информация. М.: Наука, 1973. - 231 с.

143. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

144. Ушакова Е.В. Общая теория материи (Основы построения). Барнаул: Алтайское отд. РАН, АГАУ, 1992 . 4.1.-С. 126; 4.2. С. 285.

145. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. .Т. 2.-942 с.

146. Ферстер Г. О самоорганизующихся системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1964. - 435 с.

147. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997.- 451 с.

148. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. -404 с.

149. Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения / Под ред. A.A. Харкевича. М.: Физматгиз, 1959. - С. 5-35 .

150. Хонигман Б. Рост и форма кристаллов. М.: Иностр. лит., 1961. -212 с.

151. Цымбал JI.A. Закон информативности. Деп. ВИНИТИ № 8674-В87 от 11.12.1987, 25 с.

152. Цымбал Л.А. Информационное поле. Деп. ВИНИТИ № 2107-В89 от 03.04.1989, 13 с.

153. Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. М.: РАН, 1995.- 120 с.

154. Чернавский Д.С. Синергетика и информация.- М.: Знание, 1990.48 с.

155. Шапиро Э.Л. Знания о мире и их информационные модели // НТИ. Сер.2. 1989. - №9. - С.2-4 .

156. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. -Вып.4. - С. 85-96.

157. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики Сб. ст. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 829 с.

158. Шеховцев А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигм ал ьные и социокультурные основания. Афтореф. докт. дис. Саратов, 1999. - 34 с.

159. Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1968. 223 с.

160. Шмальгаузен И.И. Темпы эволюции и факторы ее определяющие // Журн. общ. биол. 1943. - №4/5. - С. 253-285.

161. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М.: Атомиздат, 1972. - 88 с.

162. Шрейдер Ю.А. Двойной облик современной информатики // Природа. 1988. - №5. - С. 64-71.

163. Шрейдер Ю.А. Когнитивный подход как средство преодоления противоречия между техническим и культурным аспектами знания //МФИД. 1997. -Т. 17. - №2. - С. 3-5.

164. Штофф В.А. Моделирование и философия. М., Л.: Наука, 1966. -301с.

165. Щербаков A.C. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты синергетики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 111 с.

166. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973. - 216 с.

167. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.-432 с.

168. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации. М. - 1966. - С. 314-343.

169. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд., испр. М.: Междунар. изд-во информациология, 1996. - 215 с.

170. Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. 1998. - №3. - С. 179-191.