автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия права Б.Н. Чичерина

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Фишер, Сергей Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия права Б.Н. Чичерина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фишер, Сергей Иванович

Введение стр.

Раздел 1.

Становление идей философии права в творчестве

Б.Н. Чичерина стр.

Раздел 2.

Философские воззрения Б.Н. Чичерина на взаимосвязь свободы, нравственности и права стр.

Раздел 3.

Проблема соотношения государства и гражданского общества в философии права Б.Н. Чичерина стр.

Раздел 4.

Философский анализ идеальной формы правового государства Б.Н. Чичерина стр.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Фишер, Сергей Иванович

Философия права - наука многогранная, возникшая и развивающаяся на стыке философии и правоведения. Поэтому она предполагает не только глубокое постижение указанных наук, но и творческое сочетание их друг с другом с целью наиболее полного познания феномена права. Одним из видных теоретиков в области философии права является БД Чичерин, внесший существенный вклад в ее развитие. Обращаясь к философскому наследию Б.Н. Чичерина, следует отметить, что его труды не утратили своей актуальности и в настоящее время. В них право рассматривается в качестве нормы свободы, что является основанием для развития демократического и социального государства в России, реформы ее правовой системы в условиях недостаточной ясности фундаментального для этих процессов вопроса о новом соотношении личности, общества и государства в русле концепции обеспечения прав и свобод человека.

Аюуальносп» темы исследования определяется, прежде всего, постоянно растущим в нашей стране интересом к идейному наследию русской философской мысли второй половины XIX - начала XX века Объясняется это и тем, что переживаемая современной Россией эпоха радикальных перемен охватывает не только основы социально-экономического, но и государственно-политическою устройства В центре дискуссий о будущем России стоят вопросы и философско-правовой проблематики: создания основ правового государства, формирования элементов гражданского общества, свободных и независимых судов. Философско-првовые идеи Б.Н. Чичерина о путях развития государства, о соотношении нравственности, свободы и права, гражданского общества и государства в этом смысле приобретают эвристическое значение, и могут стать элементом концептуальных основ построения правового государства с учетом современной российской специфики.

Кроме того, заметим, что устранение монополии марксизма в областях гуманитарного знания приводит к переосмыслению ряда методологических принципов и мировоззренческих ориентиров. В результате, существует потребность в поиске новых философских оснований осмысления правовой действительности. Разработка проблем философии права составляет базу для развития всего комплекса юридических наук, это необходимая предпосылка повышения их теоретического уровня и эффективности правового воздействия на основные сферы жизни общества. Сегодня философия права призвана не только уточнить идеал правового порядка, но и провести оценку существующей правовой реальности, а также определить принципы и критерии познания правовых явлений. В связи с этим, критика Б.Н. Чичериным юридического позитивизма с гегельянских позиций представляется актуальной в мировоззренческом и методологическом плане.

В силу указанных причин привлечение философского наследия БД Чичерина позволит лучше уяснить национально-государственные и философскоправовые проблемы современной России. Следует, однако, сказать, что идеи философии права Б.Н. Чичерина в отечественной философии оказались забытыми на многие годы, и только в последнее десятилетие появились публикации, посвященные анализу ею политических и правовых идей. Изучение имеющихся публикаций, как сторонников, так и противников его подхода к решению вопросов философии права, позволяет сделать следующие выводы о степени разработанности темы исследования. Творчество Б.Н. Чичерина и отдельные аспекты его философии права, рассматривались различными философами на протяжении более столетия.

Первую группу составляют работы, в которых исследуются метафизические основания философия права Б.Н. Чичерина. Это труды, в которых философия права Б.Н. Чичерина оценивается как творческое теоретическое исследование, синтезировавшее методологические обобщения философской теории с рядом принципиальных положений политико-правовых учений и связанное с традицией русской философии права. Это работы П.И. Новгородцева, В.В. Соловьева, Е.Н Трубецкого, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского и др. Так, П.И. Новгородцев, подчеркивая основательность научного анализа Б.Н. Чичерина и его широкий охват научных проблем, утверждает: «Мы могли бы насчитать две-три дюжины русских научных работ в области этики и философии права, в которых выразился национальный дух русского народа. Среди них такие труды, как «Философия права» Б. Чичерина, и «Оправдание добра» В. Соловьева, - труды, которые украсили бы научную литературу любой страны».1 ЕЛ Трубецкой акцентирует стремление Б.Н. Чичерина -«поборника правды в праве»2 - выявить детерминированные рационально-ценностной природой культуры метафизические основания права В.В. Зеньковский отмечает оригинальность метафизики Б.Н. Чичерина: «За гегельянством Чичерина оказывается его собственная, оригинальная, смелая и творческая мысль».3 Современный исследователь философии права Б.Н. Чичерина, B.C. Нерсесянц отметил, что метафизика БН. Чичерина послужила базой его философии права, когда в основании социальных институтов усматриваются права личности, а также принцип фундаментальности личной свободы: «Своей философией права, критикой юридико-позитивистских концепций, защитой государственно-правового начала, форм либерализма и свободы человека, Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России».4

Вторую группу составляют работы, в которых философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина трактуется лишь как трансформация философии права Г. Гегеля, а также работы, где философско-правовые взгляды Б.Н. Чичерина оцениваются критически.

Н.О. Лосский подчеркивает, что Б.Н. Чичерин исходя го философии Гегеля, подверг ее сложному и оригинальному преобразованию, указывая на то, что БН. Чичерин неверно оценивал собственный подход к Г. Гегелю, что привело его к оценке философии Г. Гегеля как системы абстрактного панлогизма. Вместе с тем Н.О. Лосский отметил, что современники не оценили его по заслугам.5

А.И. Галакгаонов и П.Ф. Никандров считают, что философия Б.Н. Чичерина в целом носит «.эпигонский характер и в ней не содержится чего-либо нового сравнительно с

1 Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права//Соч. М., 1995.- С. 370.

2 Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве// Вестник права. М., 1904. № 3.

3 Зеньковский В.В. История русской философии Т. 2. Л., 1991. -С. 166.

4 Нерсесянц B.C. Философия права. М, 1997,- С. 527-528.

5 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. -С. 187. системой Гегеля. Правда, Б Л Чичерин во многих случаях отступает от Г.В.Ф. Гегеля, но эта отступления касаются больше структуры, чем смысла гегельянства».1

С А Пяткина верно указывая на то, «что внешняя структура философии права Б Л. л

Чичерина дублирует структуру соответствующего произведения Г.В.Ф. Гегеля», не замечает ряда принципиальных различий во взглядах русского и немецкого философов. Например, что Б.Н. Чичерин в отличие от Г. Гегеля к гражданскому обществу относит церковь.

В трудах ЭЛ. Радлова,3 Н.Г. Сладкевича,4 Н.М. Рубенштейна,5 ВБ. Иллерецкого,6 В.И. Астахова7 дается отрицательная оценка философско-правовых взглядов Б Л Чичерина, как защитника буржуазных ценностей. ЛП. Рогозин8 исследуя понятие власти в русском либерализме второй половины XIX - начала XX века, также выступал с критикой идей Б Л Чичерина с позиций марксистской философии, отмечая, что либерал Чичерин всячески оправдывает частную собственность и «неравенство состояний».

В работах АЛ. Шапиро,9 Г.Б. Кизильппейна10 и В.Д. Зорькина,11 дана более взвешенная оценка творчества Б.Л Чичерина. Так, например, в работе АЛ. Шапиро рассматривается система, построенная Б.Н. Чичериным, определяются ее отличия от гегелевской философии права, отмечается, что он был выдающимся мыслителем, специалистом по конституционному праву. Работа ПБ. Кизильштейна носит историко-библиографический характер. В ней Б.Л Чичерин оценивается как выдающийся историк, философ и государ

1 Галактионов А.И., Никавдров П.Ф. История русской философии. М., 1966. -С. 391.

2 Пяткина С. А. История русской буржуазной правовой мысли. Труды всесоюзного заочного юридического ин статута. М., 1975, Т. 44. -С. 136.

3 Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии. Пг., 1920. -С.135

4 Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в России в кон. 50-х - нач. 60-х. Л., 1962- С.143-144.

5 Рубенпггейн ИМ. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1М, 1955,- С. 338-345.

6 Иллерецкий В.Е. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М, I960,- С. 103-128

7 Астахов В.И. Курс лекций о русской историографии. Харьков, 1965. -С.441-443

8 Рогозин Н.П. Понятие власти в русском либерализме второй половины XIX - начале XX века. М. 1987.

9 Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917г. М., 1993.

10 Кизилышейн Г.Б. К эволюции исгорико-полигических взглядов Б.Н. Чичерина. М, 1965.

11 Зорькин В. Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право. М., 1967. ственный деятель. В работе В.Д. Зорькина рассматриваются философские воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право, отмечается его вклад в науку.

Третью группу составляют работы, объектом исследования в которых стали либерально-буржуазные идеи Б.Н. Чичерина и отдельные аспекты его философии права. В них наметился поворот в оценке творчества БД Чичерина. Свидетельством тому стали недавно опубликованные научные работы АВ. Деникина,1 JIM Искры,2 Е.Н. Мошлакова,3 JIА Лариной,4 И.Д. Осипова,5 в которых впервые за последнее десятилетие идеи Б.Н. Чичерина оцениваются, с позиций общечеловеческих ценностей.

Деникин АВ. проводит сравнительный анализ социальных методологий консерватизма и либерализма, специально анализирует различные варианты консервативных фи-лсюофскоисторических концепций, философско-методолошческие основания философии права Чичерина Б.Н.

В работе JIM. Искры анализируются либеральные взгляды Б Л. Чичерина на государство, политику и историю. ЕЛ. Мошлаков говорит о Б.Н. Чичерине как об основоположнике политической науки в России. В труде JIA Лариной исследуются либеральные воззрения Чичерина Б.Н. на гражданское общество и его истоки. Интересен труд И.Д. Осипова, в котором исследуются важнейшие политико-правовые произведения Б.Н. Чичерина, его вклад в развитие философии права. Таким образом, анализируя степень научной разработанности темы исследования, можно отметить, что философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина не получили достаточно полного историко-философского рассмотрения и требует дальнейшего изучения. Идеи философии права Б Л. Чичерина рассматривались, в основном, в контексте избранных авторами направлений исследований. За пределами внимания исследователей остались: философские воззрения Б.Н. Чичерина на взаимо

1 Деникин А.В. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: становление методологии. - М.; МПУ Изд-во «Народный учитель», 2000. -С. 192.

2 Искра Л.М. Б.Н. Чичерин о полигике, государстве, истории. Воронеж, 1995

3 Мошлаков Е.Н. Чичерин один из основоположников политической науки в России//Вестник московского университета. 1998. №2,- С. 44-46

4 Ларина Я А. Гражданское общество и демократическое государство: истоки и взаимодействие. Саратов, 2000. -С. 65

5 Осипов И.Д. Патриарх русской государственной науки.// Б.Н. Чичерин Философия права. СПб.: Наука. 1998. связь свободы, нравственности и права, соотношение государства и гражданского общества, философский анализ идеальной формы правового государства, проблемный контекст, в котором формировалась философия права Б.Н. Чичерина

Учитывая, что эти вопросы составляют основное смысловое содержание философии права Б.Н. Чичерина, представляется необходимым провести их историко-философский анализ. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом диссертационного исследования является система философских взглядов Б.Н. Чичерина, а предметом - его философия права.

Целью исследования является историко-философский анализ философии права Б Л. Чичерина.

Исходя из цели, в диссертационном исследовании ставятся, и решаются следующие задачи:

- раскрыть проблемный контекст, в котором формировалась философия права Б.Н. Чичерина;

- осуществить анализ взглядов Б.Н. Чичерина на взаимосвязь свободы, нравственности и права, как ключевых категорий его философии права;

- исследовать теоретические основания предлагаемого Б.Н. Чичериным соотношения и функционального различия гражданского общества и государства;

- установить и проанализировать философские основания воззрений Б.Н. Чичерина на идеальную форму правового государства.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия права Б.Н. Чичерина"

Заключение

Проведенное диссертационное исследование показало, что в философско-правовой концепции Б.Н. Чичерина исходное и определяющее значение имеет выработанный им тип понимания права через противопоставление нравственности и закона Такая попытка определения права у Б Л Чичерина опирается на интуитивное понимание нравственности, направленной на утверждение самоценности личности, и закона, имеющего обязательную сигу для всех. Тогда закон относится к внешнему поведению человека, а нравственность -к внутреннему. Б.Н. Чичерин трактует нравственность как субъективное право - свобода что-либо делать или требовать, а закон как объективное право, определяющее эту свободу. Поэтому Б.Н Чичерин дает такую дефиницию: «право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом».

Результаты научного исследования позволили сделать ряд выводов относительно чи-черинского понимания сущности, генезиса, структуры и «механизма» функционирования феномена права как способа коллективной самоорганизации совместной деятельности людей при приоритете, в духе либерализма, личных прав и свобод.

Первое. Сформировавшаяся в полемике с представителями юридического позитивизма философия права Б.Н. Чичерина явилась попыткой восстановления классической традиции философии естественного права и ее дальнейшее развитие на основе синтеза кан-товского априоризма и гегелевской диалектики.

В философии права Б.Н. Чичерина право понимается как внешняя свобода человека, определяемая общим законом через противопоставление нравственности и закона. Б.Н. Чичерин предпринимает попытку установления понимания права посредством сравнительно-диалектического определения через «противоположности», дабы опровергнуть, так называемые, прямые определения права, как это имеет место, например, в резко критикуемых им работах Р. Иеринга, утверждавшего, что право есть политика силы. Б.Н. Чичерин правопонимание Р. Иеринга, создавшего реалистическую концепцию права как юридически защищенного интереса, оценивает ее, как выражение «общественного эгоизма», подавляющего всякую самостоятельность личности, принудительно действующей нормативностью по причине смешения права и политики.

Подобное восприятие «общественного эгоизма» свойственно и немецким социалистам, которые абсолютизируют понятие равенства. БН. Чичерин считает, что абсолютное равенство возможно только при полном подавлении свободы. Б.Н. Чичерин подробно разбирает теорию А. Шеффле, который уподобляет общество организму, а основу развития жизни ищет в дарвиновском принципе борьбы за существование. Это дало повод БН. Чичерину подвергнуть критике А. Шеффле за игнорирование специфики общества, как ед инства личностей - субъектов права, обладающих собственной волей и разумом.

По мысли Б.Н. Чичерина, провозглашенный еще О. Контом тезис о том, что анализ общественных явлений должен иметь биологические основания, во второй половине XIX в. превратился из метафоры в познавательную модель - сравнение общества и организма стало служить базой для выводов относительно соотношения личности и общества. В этой связи Б.Н. Чичерин проводит сравнение работ представителя органической школы права И. Блюнчли, где натуралистические метафоры не влияли на содержание учения, а только под черкивали принцип целостного подхода к рассмотрению социальных явлений, и представителя социологии Г. Спенсера, где метафора общества, как организма, рассматривается не в виде сравнения, а как нечто реальное.

Именно по этой причине Б.Н. Чичерин выступает как антисоциолог и резко критикует положения Ф. Гиддинса и Н.И. Кареева, которые рассматривают социологию как общую науку об обществе. Б.Н. Чичерин в противоположность широкой трактовке социологии, как науки о «совокупном социальном организме», включающим и государство, предлагает свое понимание этой отрасли знания: социология исследует структуру общества и механизмы его влияния на государство, тогда как противоположная ей политика занимается вопросами воздействия государства на общество, при этом теоретическим ядром научного понимания общества должно выступать право. В такой трактовке социология из общей теории общества становилась разделом «государственной науки», следующим после права и предшествующим политике. Это значит, что правопонимание Б.Н. Чичерина сформировалось в ввиду его попытки определить логико-методологические основания социальной философии, его стремлении создать научную философскую теорию общества, синтезирующую метафизику и опытное знание.

В русской философско-правовой мысли понимание права в качестве инструмента социальной политики высказывал Л.И. Петражицкий, основатель психологической теории права. Б.Н. Чичерин обращает внимание на то, что Л.И. Петражицкий в своих ранних сочинениях фактически сводит право к закону - такова суть легизма, когда право создается государственной властью. Б.Н. Чичерин выступает с позиций антилегизма, в частности, критике подвергается мысль о том, что экономические отношения должны регулироваться не частным, а публичным правом, т.е. Л.И. Петражицкий считает возможным вмешательство государства в распределение имущества. Но Б.Н. Чичерин категорически не согласен с такой идеей, считая ее вредной, так как здесь смешивается общество и государство, свободное взаимодействие единичных субъектов с центральной организацией общества.

Б.Н. Чичерин в целом поддерживает стремление «молодого юриста» Л.И. Петражицкого восстановить «старое естественное право», но указывает на то, что тот, как и Р. Ие-ринг, и А Шеффле, смешивает право и политику, тогда как необходимо четкое разграничение права, обеспечивающего защищенность творческой свободы и независимости человека, и закона, как регламента допустимой деятельности государства. В этом заключается ангилегизм правопонимания Б.Н. Чичерина и основание его юридического подхода к осмыслению правовой реальности, когда право понимается в качестве социально оправданной свободы определенного поведения.

Проанализировав выше, указанные взгляды, Б.Н. Чичерин приходит к выводу о необходимости восстановления прерванной традиции классической философии права, основанной на кантовском априоризме и гегелевской диалектике. По мнению Б.Н. Чичерина И. Кант в своем анализе человеческих способностей умел сочетать индивидуалистические начала французских философов XVIII века с нравственными требованиями школы Г.

Лейбница, а Г. Гегель восполнил эту чисто индивидуалистическую концепцию развитием объективных начал нравственного мира, осуществляющихся в человеческих сообществах. Эти идеи были созвучны взглядам Б.Н. Чичерина.

Юридический подход Б.Н. Чичерина базируется на традиции естественного права. Однако, он различает, так называемое, старое естественное право, когда утверждается наличие права в самом бытие, в природе человека и понимании права в качестве нормативной формы выражения свободы посредством формального равенства всех людей в коллективных отношениях - равенство всех перед общей нормой, свободой и справедливостью. Поэтому философию права Б.Н. Чичерина следует рассматривать, как модификацию концепции естественного права, как его более развитую форму, как попытку восстановления классической традиции философии естественного права и ее дальнейшего развития на основе синтеза кантовского априоризма и гегелевской диалектики.

Второе. Основными категориями философии права Б.Н. Чичерина выступают свобода, как самоопределение воли, нравственность, понимаемая им, как свобода добра не по принуждению, и право, как внешняя свобода человека, определяемая общим законом через противопоставление нравственности и закона. Взаимосвязь этих категорий, по Б.Н. Чичерину, выражается в том, что без свободы нет права, при этом внутренняя свобода проявляется в гражданском обществе и регулируется нравственным законом, внешняя - в государстве и регулируется правом в случае нарушения свободы одного человека другим.

Б.Н. Чичерин категорию свободы рассматривал в рамках естественного права. В его представлении свобода не состоит в одном лишь приобретении и расширении прав. Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и, наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей потому, что он имеет права. Эти два начала Б.Н. Чичерин считает неразрывными. Все значение человеческой личности и ее прав он видит в том, что человек есть существо разумно свободное, которое носит в себе сознание нравственного закона и, в силу своей свободной воли, способно действовать по представлению долга. Абсолютное значение закона дает абсолютное значение и человеческой личносги. Отнимите у человека это сознание, говорит Б.Н. Чичерин, и человек станет в один ряд с животными, которые повинуются влечениям и не имеют прав.

Суть подхода к проблеме природы права, предложенного Б.Н. Чичериным, следует определить как попытку дополнить правовой утилитаризм, господствовавший тогда в понимании права, кантовским нравственным императивом, т.е. сочетать правовой утилитаризм и правовой интуитивизм. Под правовым утилитаризмом Б.Н. Чичерин понимает рациональную теорию выбора, согласно которой чувство субъективной справедливости или правды вообще неуместно в социальном действии, которое ограничивается только общепринятыми нормами, т.е. в правовом государстве «архаическое» чувство справедливости оказывается помехой рациональному действию. Это связано с тем, что отрицание метафизики в позитивизме привело к замене метафизической идеи свободы на идею практической пользы, поэтому исход ным началом права признается не свобода, а интерес.

Б.Н. Чичерин обращает внимание на то, что необходимо четко разграничивать публичное и частное право: публичное право регулирует только те случаи, когда человек является представителем целого, некой общности, которое приобретает статус юридического лица, обладающего определенными правами для достижения определенной же цели-интереса, тогда как в сфере частного права человек остается целью только для самого себя и действует на основании своей свободной воли. Иными словами, публичное право есть искусственная юридическая конструкция, производная от личной свободы как естественного, по мысли Б.Н. Чичерина, основания прав: частный интерес, обусловленный личными правами, составляет содержание жизни человека, а общественный интерес, выраженный в публичном праве, выступает в роли формы такого содержания, устанавливая границы частного интереса, но, не определяя его.

Б.Н. Чичерин, рассматривая категорию нравственности, перефразирует категорический императив И. Канта следующим образом: действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть законом для всякого разумного существа. По мнению Б.Н. Чичерина, свобода по отношению к праву выражается в том, что человек может следовать закону, он может от него и отрекаться, однако мера свободы человека определяется мерой свободы других людей, поэтому право устанавливает и ограничивает пределы человеческой свободы в обществе. Разрешение этого противоречия Б.Н. Чичерин видит в том, что свобода имеет две стороны: положительное начало видится в возможности определиться к действию по собственному побуждению, а никак не по внешнему принуждению; отрицательное начало заключается в том, что ограничение свобода допустимо только во имя чужой свобода.

Б.Н. Чичерин приходит к выводу, что нравственная свобода перестает быть свободой как только у нее отнимают выбор. А значит, свобода добра должна быть неизбежно сопряжена со свободой зла. Он считает, что воля есть способность субъекта осуществлять цели разума во внешнем мире, и тем самым подчинять последний внешнему закону, лежащему в глубине человеческой сущности. Свободная воля составляет, по мнению Б.Н. Чичерина, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого человек признается лицом, и ему присваиваются права. В этом философ видит ключевой источник права.

Развитие взглядов Б.Н. Чичерина на проблему нравственности и права связано с дискуссией между ним и B.C. Соловьевым, который, являясь сторонником концепции естественного права, понимаемого в духе христианской этики, рассматривает в качестве основания прав человека его божественную природу, полагая, что права личности должны не просто оставаться нравственной категорией, но что их надо защищать с помощью принудительной силы государства. В отличие от B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерин утверждает: область нравственности не подлежит регулированию юридическим законом, который имеет дело только с внешними отношениями свободы и касается внутренних побуждений лишь настолько, насколько они выражаются в действиях, нарушающих право. Право личности состоит именно в том, что она может действовать по своему усмотрению, пока не нарушает чужого права. Хорошо или дурно человек пользуется своим правом - это его дело, юридический закон не может в это вмешиваться. Область эта регулируется нравственным законом. Нравственным можно назвал, только тот поступок, который основан на свободе самоопределения, нравственность по принуждению - это искажение нравственности как таковой.

Третье. В философии права Б.Н Чичерина соотношение гражданского общества и государства трактуется с позиции юридического этатизма, как превосходство государства над гражданским обществом, но не поглощение его. Их взаимосвязь определяется по принципу обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень самоорганизации общества, тем более необходимым является требование разделения и распределения государственной власти, и наоборот. На этой зависимости основывается возможность или невозможность политической свободы.

Понятие о гражданском обществе имеет место в работах Аристотеля, Цицерона, Ш. Монтескье, Н Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, И Канта, Вл. Соловьева и др. Но специально этот вопрос разрабатывался Г. Гегелем, который полагал, что гражданское общество есть одна из форм объективации нравственного духа, отличная от семьи и государства. Такое различие Г. Гегель выводит из специфики этих социальных феноменов: гражданское общество есть сфера реализации интересов отдельных личностей, каждый из которых представляет для себя цель, а остальные значимы лишь как средства достижения этой цели. Значит, гражданское общество как единство различных лиц отлично и взаимосвязано с семьей и государством потому, что каждый стремится к своим собственным целям, но не может их достичь без взаимодействия с другими.

Б.Н Чичерин согласен с Г. Гегелем в том, чш теория общественного договора в своем объяснении происхождения общества, права и государства впадает в противоречие, так как договор предполагает права, а право возникает только в обществе. Более того, исходя в политической теории только из прав и свобод индивидов, получим, полагает Б.Н. Чичерин, анархические выводы, как это показал И. Бентам, когда для отдельного лица исчезают всякие гарантии, и оно полностью отдается во власть большинства. Следовательно, необходимо, считает философ, сохранить индивидуальную свободу как одну из составляющих общественной жизни посредством более точного определения ее границы и ее роли. Недостаток гегелевского понимания соотношения гражданского общества и государства Б Л. Чичерин усматривает в недооценке позитивной, управленческой функции государства и акценте только на его негативных, «охранительных» функциях. Деятельность государства не может быть сведена к «пресечению» нарушений норм общественных отношений, она должна быть также направлена и на регулирование этих отношений.

Задача, которую пытается решить Б Л. Чичерин в своей философии права, противоречива: необходимо преодолеть крайности акцентирования индивидуальной свободы, что ведет к теориям анархического толка и акцентирования на государственной стороне соотношения, так как это содержит опасность выводов в духе тоталитаризма. Чтобы разрешить эту задачу, философ считает необходимым дифференцировать противоположные начала по различным сферам общественной жизни, говоря о том, что на инд ивидуализме зиждется гражданское общество, централизм составляет принадлежность государства. Общее же соотношение «начала свободы» и «начала власти», их значение в общественной жизни, по мнению Б.Н. Чичерина, определяется обратно пропорциональной зависимостью, выражающейся в том, что чем меньше единства в обществе, тем сосредоточеннее должна быть власть. И наоборот, чем крепче общественное единство, тем легче власть может быть разделена. На этом законе основывается возможность или невозможность политической свободы.

Выработанный Б.Н. Чичериным в ходе анализа проблемы природы права метод сравнительно-диалектического определения через «противоположности», характеризующий его правопонимание, позволил через исследование, прежде всего политико-правовой концепции Г. Гегеля и Ж.-Ж. Руссо, рассмотреть соотношение гражданского общества и государства не только в функциональном, но и в историческом, и аксиологическом плане.

Следует обратить внимание на то, что Б.Н. Чичерин понимает власть с гегельянских позиций. Поэтому, хотя Б.Н. Чичерин и считает, что государственная власть подчиняется законам тотальности (целостности), т.е. целое больше своих частей и часть подчинена целому, это не означает, что он приверженец тоталитаризма Правильнее считать его этатистом - сторонником сильного централизованного государства.

Главным источником смут Б.Н. Чичерин считал превратные понятия о характере и задачах общества, о праве и нравственности. Он одинаково отрицательно относится как к идее социализма, так и к идее демократии, поскольку в силу разных возможностей получения образования интеллектуальный уровень личности может быть различным. Руководить государством должна самая образованная часть общества, а поэтому, по мнению Б.Н. Чичерина, демократия не может быть идеалом человеческого общежития, ибо она дает преобладание наименее образованной части общества

Обобщая опыт европейского политического развития в XIX в., Б.Н. Чичерин создает образ «качающегося маятника» революций и делает вывод о том, что конституционная монархия в Европе как государственная форма правления наиболее соответствует программе либерализма. Б.Н. Чичерин строил, теоретическое обоснование конституционной монархии, как наиболее целесообразной в европейских условиях формы разрешения противоречия между «началом свободы» и «началом власти», опираясь на Г. Гегеля, отмечая, что в гегелевской концепции единства гражданского общества и государства нет места для одной из важнейших ценностей - индивидуальной свободы.

Различая, вслед за И. Кантом, внешнюю и внутреннюю свободу, Б.Н. Чичерин одновременно и определяет границы индивидуальной свободы и в этом смысле ограничивает ее, сохраняя ее, как одну из ценностей: сфере правовой регуляции и государственного контроля подлежит при этом внешняя свобода, т.е. область действий и поступков индивида, а область внутренней свободы, т.е. сферы убеждений, ценностей, мотивов оставляет на самоопределение человека. В силу этого, противоречие двух сфер, гражданского общества и государства является, по мнению Б.Н. Чичерина, неискоренимым, поскольку индивид, свободно действующий в гражданском обществе, представляет собой «свободное лицо» и не может быть только частью целого, единицей, занимающей указанное ей место и исполняющей указанное ей назначение.

По мысли Б.Н. Чичерина, соотношение гражданского общества и государства исторично. Оно зависит от уровня культурного развития народа, степени его «зрелости». Цель государства состоит в восстановлении свободы человека: естественная свобода должна восстановиться в новом качестве - свобода как неотъемлемое свойство сущности человека переводится из природы человека в его сознание и общественную жизнь. Только в этом случае гражданский порядок становится подлинно человеческим.

Четвертое. В философии права Б.Н. Чичерина идеальной, в его понимании, наиболее предпочтительной формой правового государства признается наследственная конституционная монархия, основанная на необходимости наличия в структуре общества аристократического элемента, выполняющего функцию защиты гражданского общества от произвола исполнительных органов власти и являющегося социальной опорой государственной власти.

Теоретическая конструкция идеального государства, сложившаяся в политико-правовой теории XVIII-XIX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правого регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности. Законом устанавливаются и сами органы власти, которые могут иметь разнообразное строение. Какое же устройство власти соответствует идее идеального государства? Б.Н. Чичерин подходит к ответу на этот вопрос с позиции исторического соответствия конкретного общества форме государственного саморегулирования - осуществление представлений об идеальном государстве в действительности не состоит в развитии какой-либо одной формы, а в осуществлении всех вытекающих из нее форм, которые находят свое приложение, исходя из местных и временных условий

Основными элементами государственного союза Б.Н. Чичерин считает власть, закон, свободу и цель. На этой основе философ-правовед выводит четыре формы государственного устройства: монархию, аристократию, демократию и смешанную. Каждая из таких форм, отмечает философ, имеет свое устройство и свои способы действия, каждая соответствует определенным общественным потребностям или определенной ступени развития, чем и оправдывает свое существование. Но идеалом, по мнению Б Л. Чичерина, очевидно, может быть только смешанное правление. Смешанным типом он называет конституционную монархию. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Б.Н. Чичерин говорил о необходимости разделения власти на отдельные отрасли, т.е. законодательную, судебную и правительственную (исполнительную), а, с другой стороны, обращал внимание на то, что при таком устройстве возможность возникновения раздоров много выше, и должен быть элемент, устраняющий эти раздоры, и таким элементом философ видит монарха

Исследуя ветви власти, Б.Н. Чичерин обращает внимание на то, что законодательная власть представляет отношение власти к закону, судебная власть - к свободе, правительственная власть - к государственной цели. Правительственную власть он делит на две: власть военную и административную, при этом военная отвечает за безопасность (по этой причине в войске выборное начало недопустимо), а административная - за благоустройство. К участию в законодательной власти философ-правовед предлагает привлекать граждан. Но, если бы, обращает внимание Б.Н. Чичерин, участие в законодательной власти всецело принадлежало гражданам, то сам закон попал бы в полную зависимость от случайной воли граждан, что противоречило бы самому существу закона. Поэтому необходимо участие в этом других элементов.

Чичерин Б Л. к этим элементам относит двухпалатный парламент, нижняя палата которого состоит из представителей демократии, верхняя - аристократии. Но в законодательной власти необходимо и участие монарха, который стоит выше односторонних общественных элементов и представляет интересы государства, как целого. Но главное, делает вывод философ, чтобы суд был независим, что может быть достигнуто несменяемостью судей. Еще большую гарантию свободы дает участие общества в суде в виде присяжных. Этим суд так же, как и законодательство, непосредственно связывается с обществом, а не стоит над ним, как чуждое ему учреждение.

Органом правительственной власти является бюрократия или чиновничество. Б.Н. Чичерин указывает на то, что этот элемент, когда он является преобладающим, имеет свои весьма крупные недостатки, но он во всяком правлении необходим, как орган и оруд ие государственных целей, указанных сверху и исполняемых на местах. Однако должен существовать и элемент свободы, предоставляемый местными союзами и корпорациями, облеченными более или менее широким самоуправлением. В этом происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Задача, стоящая перед такими союзами заключается в том, чтобы сохранить за ними возможно широкое самоуправление, обеспечив вместе с тем интересы целого. Практическое осуществление этой цели зависит от местных условий.

Анализируя воззрения Б.Н. Чичерина на идеальную форму государства, необходимо отметить, что, по его мнению, самодержавие без привилегированных сословий немыслимо. Между народом и царем необходим аристократический элемент, который один в состоянии умерить произвол исполнительных органов и дать самой верховной власти более прочные основы. В этом вопросе он расходился со славянофилами, например с И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым, Ю.Ф. Самариным, которые опору самодержавия видели не в привилегированных сословиях, а в народе. Он, являясь сторонником конституционной монархии, не предлагал заменить неограниченную монархию парламентским правлением, он понимал, что парламентское правление требует политической опытности, образования сложившихся партий. Он ставил вопрос адекватно историческим условиям, говоря о том, что требуется положить предел неограниченной власти и вырвать монарха из развращенного влияния господствующей бюрократии. Для этого Б.Н. Чичерин предлагал создать в столице собрание выборных, по два или три человека от каждого губернского земства. Задачей такого собрания он считал обсуждение законов и бюджета. При этом он предлагал преобразовать Государственный совет в верхнюю палату, считая при этом, что, таким образом, конституционное переустройство российского государства будет завершено.

Философ обосновывает понимание государства в качестве определяющей силы в движении общества, особенно в переходные эпохи, и стремится сочетать тезис об абсолютизме государства с доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.

Подводя итоги философского анализа идеальной формы правового государства по Б.Н. Чичерину, можно утверждать, что его политическим идеалом было сильное централизованное государство, способное сдерживать противоборствующие стороны и частные силы в обществе при господстве «правды распределяющей» и пропорциональном равенстве согласно способностям и заслугам лиц. В таком государстве право задает меру, регулирующую взаимные обязательства индивидов и государства, не позволяя проявиться, с одной стороны, анархическому своеволию человека, а с другой - деспотизму государства. В основе общественного здания лежат права личности: право действовать по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих прав, право свободного перемещения, свободы труда, мнения, совести и частной собственности, а также принцип не прикосновения личности - фундамента права. Социальную основу правового государства, по мнению Б.Н. Чичерина, составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса, стержнем гражданского общества, он считает, средний класс.

 

Список научной литературыФишер, Сергей Иванович, диссертация по теме "История философии"

1. Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России. // Вопросы философии. - М., 1991. №4.

2. Алексеев АС. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М.: Кушнерев, 1856. - 35 с.

3. Алексеев Н.Т. Идеи и личность Чичерина // Путь. М. 1930. № 24. - 99 с.

4. Алексеев С.С. Теория права. М., 1998. -165 с.

5. Аннерс JI. История европейского права. // Вопросы философии. № 5. М., 1995.

6. Аристотель. Полигика // Соч.: в 4-х томах. М., 1983 - 522 с.

7. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство в России // Гегель и философия в России. -М. Наука,1974. -176 с.

8. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство второй половины XIX века // Сб.ст. Редколлегия: Евграфов В.Е. и др. М.: Наука, 1974 - 74 с.

9. Астахов В.И. Курс лекций по русской историографии. Харьков, 1965. - С. 443-471.

10. Бабицкий. Б. Б.Н Чичерин как буржуазно-либеральный историк русского государства и права. Изд-во Белорусского гос. ун-та. Вып.34. Серия юридическая. 1957. С. 183-196.

11. Бахрушин С. Вступительная статья к воспоминаниям Чичерина // Москва сороковых годов.-М., 1929.-С. 5-8.

12. Белов П.Г. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX начала XX в.в. - М.: Наука, 1970. - 488 с.

13. Бентам И. Анархические афоризмы. М., 1834. - 87 с.

14. Бентам. И. Деонтология или наука о морали. СПб., 1834. - 87 с.

15. Бердяев Н. А О назначении человека. М., 1993. -117 с.

16. Бердяев Н.А., НК. Михайловский, Чичерин Б.Н. Опыты философские, социальные и литературные. СПб., 1907. -132 с.

17. Бердяев. Н. А Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Интеллигенция в России.-М., 1991.-34 с.

18. Биккерман И. Свобода и равенство. Берлин, 1922. Кн. VIII-XII. 236 с.

19. Блюнчли. И.К. Общее государственное право. М., 1856. Т.1. - 321 с.

20. Борман Г. Западная традиция права. М., 1995. -128 с.

21. Валицкий Право и ценности. М., 1987. -237 с.

22. Виноградов П.Г. Предисловие / Чичерин Б.Н. О народном представительстве. Изд. 2-е. М.: Кушнерев, 1899. С.1-26.

23. Вышеславцев Б.Н. Несколько слов о миросозерцании Б.Н. Чичерина // Свободная совесть. Кн.1. М., 1906, - С. 178-179.

24. Вышеславцев БIL Эгика преображенного эроса. М., 1994. - 87 с.

25. Галактионов А, Никандров П. История русской философии. М.: Изд-ю Социально экономической литературы 1961.-459 с.

26. Гегель Г.В.Ф Философия права // Соч. М, 1934. Т.7 - 343 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа//Соч. М., 1959. Т. IV. -451 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. I. - 432 с.

29. Геродот. История. Л., 1982. -437 с.

30. Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т. М., 1965. Т.2. - 233 с.

31. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Наука, 1978.-321 с.

32. Грановский Т.Н. Переписка. Т. П. М., 1897. Письмо № 347.

33. Гурвич Г. Д. Философия и право // Вопросы философии. 1991. №2.

34. Деникин А.В. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: Становление методологии. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. - 192 с.

35. Реале Д., Антисари Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х Т. Т.4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», - СПб., 1997. - 880 с.

36. Елисеев Н.К. Развитие гражданского общества и легитимация власти в России. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб.: Наука. 1995.-173 с.

37. Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно правовая школа первой половины XX века / Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество, 2001. -178 с.

38. Зеньковский ВВ. История русской философии. В 2-х томах. Т.2. JL: Ростов-на-Дону, 1999.-526 с.

39. Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право. Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук М., 1967. - 277 л.

40. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России. Вторая половина XIX начало XX века. (Б.Н. Чичерин). Изд-во Московского ун-та., 1975. -157 с.

41. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во Московского гос. унта, 1978.-87 с.

42. Зорькин В.Д. Чичерин. М: Юридическая литература. 1984 -112 с.

43. Иеринг фон Р. Дух римского права. СПб., 1875. -176 с.

44. Иеринг фон Р. Цель в праве. СПб., 1881.- 127 с.

45. Иллерецкий. В.Е. Государственная школа // Очерки истории исторической науки в СССР. М, 1960. Т.2.-457, с.

46. Искра JI.M. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1995. - 215 с.

47. История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1995. Июль. №26.

48. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. - 308с.

49. Кавелин. К. Д О книге г. Чичерина «Областные учреждения России в ХУЛ веке». Собр. соч. Т.1. СПб., 1897. С. 507-570.

50. Кант И. Основы метафизики нравственности // Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1965. Т.4. 4.1.-467 с.

51. Каримов ДА Основы философии права. М., 1992.-178 с.

52. Кизилыпгейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин //Вопросы истории, 1997. №4.

53. Кизилыпгейн Г.Б. К эволюции историко-полигических взглядов Б.Н. Чичерина // История и историки. -М.: Наука, 1965. С.429439.

54. Кисгяковский БА Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и права. М, Сабашниковы, 1916, - 704 с.

55. Коган JI.A Буржуазно-дворянская идеалистическая философия 60-90 годов XIX века в России // История философии. М: АН СССР. T.IV, 1959. С.61-70.

56. Коркунов Н.М. Государство как юридическое отношение. СПб., 1892. - 94 с.

57. Котляровский С А Власть и право: Проблема правового государства. М.: Мысль, 1915.-417 с.

58. Котляровский. СА Памяти Б.Н. Чичерина // Юридический вестник. М., 1914. Кн.6. №2. С.246-250.

59. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.-213 с.

60. Куприн НЛ. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России XIX века. М.: Из-во Московского гос. ун-та, 1980 -168 с.

61. Лавырычев В Л. Общая тенденция развития буржуазно-либерального движения в конце XIX начале XX века. // История СССР. М., 1976. №3. - С.43-66.

62. Ларина Л А Гражданское общество и демократическое государство: Истоки и взаимодействие. Саратов, 2000. -149 с.

63. Локк Дж. Трактаты о государственном правлении. М. 1979. - 376 с.

64. Лосский НО. История русской философии. М: Высшая школа, 1991. - 559 с.

65. Лукашева ЕА Мораль, право, личность. М., 1979. - 247 с.

66. Миль Дж.С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1990. С.38-42.

67. Михайловский И.В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство // Образование. 1904. №7. С.24-38.

68. Моль фон Р. Энциклопедия государствоведения. СПб., 1853.- 224 с.

69. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.- 373. с.

70. Мошелков ЕЛ. Чичерин один из основоположников политической науки в России // Вестник Московского ун-та. 1998. № 2. С.44-46.

71. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений. М., 1996 - 573 с.

72. Нерсесянц B.C. Предисловие // Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М. 1991. -32 с.

73. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М., 1998. 387 с.

74. Новгородцев П.И. Б.Н. Чичерин // Научное слою. 1904, №3.

75. Новгородцев П.И. Идеалы партии народной свободы и социализм // Из опыта русского либерализма. Антология. М: Канон, 1997. 294 с.

76. Новгородцев ПИ О своеобразных элементах русской философии праваУ/ Русская философия права; философия веры и нравственности. Антология. СПб.: Алегейя, 1997. 224 с.

77. Осипов И.Д. Патриарх русской государственной науки // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С.3-18.

78. Осипов И.Д. Философия русского либерализма. СПб., 1996, -117 с.

79. Павлов AT. Русские мыслители-идеалисты о социализме. Вступительная статья // Философские науки. 1991. №4.

80. Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и полигики права. СПб., 1897 - 231 с.

81. Петражицкий Л.И. Теория дохода. СПб., 1893.-176 с.

82. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Слово, 1907.

83. Порох И.В. Полемика Герцена с Чичериным и отклик на нее в «Современнике» // Историографический сборник. Саратов, 1965. №2.

84. Приленский В .И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995.-171 с.

85. Пяткина С.А. История русской буржуазной правовой мысли // Труды всесоюзного заочного юридического института. М., 1975, Т.44. 34 с.

86. Пяткина С А Юридический позитивизм в России: Из истории буржуазной правовой мысли. Диссертация на соискание канд. фил. наук. JL, 1965. -196 л.

87. Радлов ЭЛ. Очерк истории русской философии. Петербург, 1920. 237 с.

88. Рогозин Н.П. Понятие власти в русском либерализме П-ой половины XIX начала XX века. Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук М., 1987 -173 л.

89. Розе Г. Прогресс без социальной революции? Теория модернизации и буржуазные социальные науки. М: Мысль, 1985. 207 с.

90. Роулс Д. Теория справедливости // Этическая мысль 1990. М., 1990

91. Рубенштейн НЛ. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1955.457. с.

92. Руммель ВВ., Голубцов В.В. Родословный сборник дворянских фамилий. В 2-х томах. СПб., 1887. Т. 2-373 с.

93. Русская философия права: Философия веры и нравственности. СПб., 1997. 387 с.

94. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре М, 1938.

95. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли России в конце 50-х начале 60-х годов XIX века. Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1962. 73 с.

96. Соловьев B.C. Мнимая критика. Ответ Б.Н. Чичерину//Соч. СПб., 1897. Т.7.

97. Соловьев B.C. Соч. 2-х т. Т. 1. М, 1990.

98. Соловьев П. Философия истории Гегеля на службе русского либерализма // Русская историческая литература в классовом освещении. T.l. М, 1927.

99. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

100. Спекгорский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925 -134 с.

101. Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов: Русская философия права второй половины XIX начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2000. №5.

102. Тахтаулова Е.К. Российский либерализм середины XIX начала XX века. М., 1986.

103. Тихомиров П.В. Несколько критических замечаний на книгу Чичерина. // Богословский вестник. Август. М., 1894.

104. Трубецкой EH. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права. 1904. №3.

105. Трубецкой Е.Н. учение Чичерина о сущности и смысле права //Вопросы философии и психологии, 1905, №80.

106. Трубецкой Е.Н. Воспоминания. София, 1921. 234 с.

107. Федотова В.Г. Свобода или равенство // Философские науки. 1991. №4. С.135-146.

108. Франк С JI. Духовные основы общества. М., 1992. - 287 с.

109. Фулье А. Современная наука об обществе. М., 1895. - 327 с.

110. Хмелевский С.В. Философия права М., 1998. -107 с.

111. Чернов С А Комментарий к книге «Воспоминания БН Чичерина». М, 1991. -237 с.

112. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Земство и Московская Дума. М.: Север, 1934. - 215

113. Чичерин БН Воспоминания. Москва сороковых годов. М: Сабашниковы, 1932.- 232 с.

114. Чичерин Б Л. Воспоминания. Московский университет. М: Сабашниковы, 1929.- 211 с.

115. Чичерин БН Воспоминания. Путешествия за границу. М: Сабашниковы, 1932.-198 с.

116. Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 года // Чичерин БН Философия права СПб.: Наука, 1998.-С. 372-384.

117. Чичерин БН Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. - С. 272 - 365.

118. Чичерин БН Задачи нового царствования // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С. 524-539.

119. Чичерин Б.Н. История политических учений. 4.1. Древность и средние века. М., 1869.-343 с.

120. Чичерин Б.Н История политических учений. 4.2. Новое время. М., 1872. 374 с.

121. Чичерин Б.Н. История политических учений. 4.4. XIX век. М., 1882. - 421 с.

122. Чичерин БН История политических учений. 4.5. XIX век (продолжение). М., 1902. -324 с.

123. Чичерин БН. Конституционный вопрос в России // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С. 505 - 523.

124. Чичерин БН Курс государственных наук. Общее государственное право. 4.1. -М.,1894.-327с.

125. Чичерин БН Курс государственных наук 4.2. Социология. М., 1896. 289 с.

126. Чичерин Б.Н. Курс государственных наук. 4.3. Политика. М, 1898. 326 с.

127. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке // Философские науки. 1991. №4.

128. Чичерин Б.Н Наука и религия. М., 1879. - 65 с.

129. Чичерин БН Немецкие социалисты. К. Маркс // Сборник государственных знаний. -СПб, 1878.-123 с.

130. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.: Солдатенков, 1862. - 37 с.

131. Чичерин Б.Н. О крепостном состоянии // Голоса из России. 4.2. Лондон, 1856 - 38 с.

132. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. СПб.: Наука, 1899. - 47 с.

133. Чичерин Б.Н О народности в наукеУ/ Русский вестник. № 9. М., 1856. 39 с.

134. Чичерин БН Областные учреждения в России в ХУЛ веке. М.: Сабашниковы, 1856.-213 с.

135. Чичерин Б.Н. Оправдание добра Нравственная философия Владимира Соловьева: Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Философские науки, 1989, №912,1990. №1,

136. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М, 1858. - 238 с.

137. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М, 1894.- 423 - с.

138. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции: М.: Солдатенков, 1858. - 348 с.

139. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М.: Кушперев,1882. -176-с

140. Чичерин Б.Н. Психологическая теория права // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 55.

141. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Чичерин Б.Н. Философия права -СПб.: Наука, 1998. С. 462 - 472.

142. Чичерин Б.Н. Речь Б.Н. Чичерина 16 мая 1883 года // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. - С. 539 - 542.

143. Чичерин Б.Н Россия накануне двадцатого столетия // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998.- С. 542 - 616.

144. Чичерин Б.Н. Русское дворянство // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998.- С. 406-435.

145. Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Русская философия собственности ХУШ- XX в.в. Сборник СПб.: Ганза, 1883.-213 - с.

146. Чичерин Б.Н. Современные задачи русской жизни // Голоса из России. Лондон. 4.4, 1856.-67 с.

147. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. - С. 21 - 261.

148. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала // Чичерин Б.Н. Философия права. -СПб.: Наука, 1998. С. 439 462.

149. Шапиро АЛ. Русская историография с древнейших времен до 1917г., М., 1993. -321 с.

150. ШереметьевП.С. ПамяшБ.Н. Чичерина. М., 1904.-37 с.

151. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. -М.: 1908. 276 с.

152. Шеффле А. Строение и жизнь общественных тел. СПб., 1871.-189 с.

153. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М: ИНИОН АН СССР Вып. 2.1991.-456. с.