автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мельник, Наталья Борисовна
Введение.
Глава 1. Место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века.
§ 1. Жизненные истоки мировоззрения Ж.-Ж. Руссо: опыт историко-философского понимания
§ 2. Просветительство или романтизм: проблема историкофилософской идентификации учения Ж.-Ж. Руссо.
Глава 2. Философская концепция Ж.-Ж. Руссо: человек перед лицом природы.
§ 1. Концепция природы в философии Ж.-Ж. Руссо.
§ 2. Антропология Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания.
Глава 3. Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и её современное значение.
§ 1. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
§ 2. Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и принципы взаимосвязи человека и природы в современной педагогике.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Мельник, Наталья Борисовна
Актуальность исследования. В современных условиях переоценки духовных ценностей на рубеже третьего тысячелетия по-новому видятся достижения философской мысли предыдущей эпохи. Новое мировоззрение, сформировавшееся в условиях краха империй, государств, партий, в ситуации глубокого культурного, национального и экологического кризиса, пытается переосмыслить принятые в прошлом представления о месте человека в мире, о его отношении к природе и самому себе.
В связи с этим особенно актуальным оказывается необходимость пересмотреть сложившиеся подходы к исследованию классических историко-философских тем, к каковым относится и философия Жан-Жака Руссо. Его творчество сыграло значительную роль в развитии не только философии, но и реальной исторической практики. Нельзя не согласиться с мнением Г.Н.Джибладзе, утверждавшего, что "Руссо велик - он столь велик, что без него немыслима история человечества"1.
Фигура Руссо в истории философии настолько значительна и сложна, что трудно однозначно отнести его наследие к той или иной философской традиции. Традиционно его творчество связывают с философией Просвещения. В эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления разума, призыва к познанию законов природы и использования ее благ для достижения счастья, голос великого французского философа звучит по-особому. Это определяет возможность рассмотрения его философии в философской традиции романтизма. Несомненны и пантеистические оттенки его учения. Поэтому философские взгляды Руссо, противоречивые и неоднозначные, представляют несомненный интерес в историко-философском контексте.
В условиях глобального экологического кризиса остро встает вопрос поиска оптимальной стратегии выживания человечества. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих
1 Джибладзе Г.Н. Сущность руссоизма. Тбилиси, 1983. С. 131. 3 преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологически ориентированное мировоззрение, экологические императивы взаимодействия общества и природы. В этом отношении актуальны историко-философские исследования всех освоенных человечеством сценариев развития, основанных на антропоцентрическом, биоцентрическом, техноцентрическом, теоцентрическом и экоцентрическом мировоззрении. Взгляды философов прошлого представляют интерес в аспекте отражения в них проблемы взаимодействия природы и человека.
Таким образом, экологическая проблема гармонизации взаимоотношений между природой и человеком оказалась в фокусе историко-философского подхода, актуализировала историко-философские исследования категориальной пары «природа» - «человек». Особенно интересно изучение проблемы взаимодействия человека и природы на материале философии Просвещения, заложившей основы современному миропониманию, определившей господствующее до сегодняшнего времени мышление и повлиявшей на становление современной школы.
Философия Ж.-Ж. Руссо является примером своеобразного отношения к проблеме сосуществования человека и природы. В то же время Руссо - автор уникальной философско-педагогической концепции, имевшей огромное влияние на развитие европейского образования. Кроме того, философское наследие Ж.-Ж. Руссо может быть интерпретировано в ключе современной потребности - формирования экологической культуры человека.
Степень научной разработанности проблемы. Творчеству Ж.-Ж. Руссо посвящена обширная научная литература. Можно выделить два основных направления исследования философского наследия Ж.-Ж. Руссо:
1. К первому направлению относятся работы историко-философского характера, в которых исследуются социально-политические взгляды Руссо. Особенно это характерно для работ русских философов советского периода, считавших Руссо «проповедником нашего времени - эпохи возникновения общества социалистического типа, эпохи строительства коммунизма (хотя сам он не был ни социалистом, ни коммунистом)» . Такое внимание к своим социально-политическим воззрениям Ж.-Ж. Руссо заслужил «своим страстным стремленьем к изменению социального порядка, своей борьбой за научное мышление, всей своей литературной деятельностью, революционно-критический характер которой очевиден для всех.»3. В этих работах и концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо рассматривается как метод формирования гражданина, то есть интерпретируется как прикладная педагогическая часть его социально-политической теории. К этому блоку следует отнести работы А.С. Алексеева, B.C. Алексеева-Попова, В. Ф. Асмуса, Б.М. Бернадинера, Д. Бихдрикера, М.К. Борисенко, И.Е. Верцмана, В.П. Волгина, JI. Германа, Г. Гефдинга, В. Гольдшмидта, Г. Грэхэма, А.Т. Дворцова, В. Засулич, И.Е. Зиневича, А.А. Златопольской, Н. Карелина, Е. Кассирера, А.Ф. Кобеко, В.Н. Кузнецова, А.З. Манфреда, А. Окомби, А.А. Орлова, Б. Прадо4. В этих работах
Асмус В.Ф. Историко-философские этюды: Ж.-Ж. Руссо. М., 1983. С. 138.
3 Верцман И.Е. Вступительная статья // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. В 3 т. М., 1961. Т. 1. С. 8.
4 Алексеев А.С. Этюды о Ж.-Ж. Руссо. I - II. М., Васильев, 1887. Асмус В.Ф. Ж.-Ж. Руссо (К 250-летию со дня рождения). М., 1962. 48с. Бернадинер Б. Учение Руссо о равенстве людей //Под знаменем марксизма. 1938, №8. С.60-81. Бернадинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940. 157с. Бихдрикер Д. Политические учения Руссо. //Под знаменем марксизма. 1938, №3. С.51-69. Борисенко М.К. Исповедь Ж.-Ж. Руссо. //К проблеме метода. Тезисы. МГУ. М.,1986. 21с. Борисенко М.К. Особенности изображения человека и мира во второй части «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо (1769-1770) /МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1986. 30с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 26037 от 17.07. 1986. Борисенко М.К. Формирование общественно-политических и эстетических воззрений Ж.-Ж. Руссо в 30-40-е годы /МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1982. 37с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 11575 от 15.11.1982. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958. 271с. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. /В.П. Волгин, АН СССР, Отделение истории. М., 1958. 413с. Герман JI. Руссо и французская революция XVIII в. //Под знаменем марксизма. 1939, №8. С.99-124. Гефдинг Г. Ж.-Ж. Руссо и его философия Пер. с нем. Л. Давыдовой. СПб., журнал «Образование», 1898.172с. Грэхем Г. Ж.-Ж. Руссо. Его жизнь, произведения и окружающая среда. Соч. Г. Грэхем. Пер. с англ. М.,Маракуев, 1890. 316 с. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. 111с. Засулич В. Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. М., 1923. 146с. Зиневич И.Е. Социально-политические проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1986. Зиневич И.Е. Социально-политический аспект проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Киев, АН УССР, ин-т философии, 1986. Златопольская А.А. Концепция «общей воли» Ж.-Ж. Руссо и революционная мысль России XVII - XIX веков //Философские науки. 1991, №9. С.16-29. Карелин Ж.-Ж. Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. СПб., 1898. Кобеко Д.Ф. Екатерина II и Ж.-Ж. Руссо. Без года и места издания. Шифр по ИНИОН РАН: ДК 171 КОБ. Кузнецов В. Ньютон и Руссо, механика и цивилизация XVII-XIX вв. М., 1979. С. 3485 проблема взаимодействия человека и природы в творчестве Ж.-Ж. Руссо отдельно не рассматривалась.
2. Второе направление исследований посвящено рассмотрению проблемы воспитания в творчестве Ж.-Ж. Руссо, его педагогической концепции. К этому направлению следует отнести работы следующих авторов: А. Валлон, С.И. Данелиа, Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринский, В.М. Кларин, А.А. Коменский, Компере, Т. Мисава, А. Фортунатов, Ж. Шато, 3. Равкин, В. Пряникова, С.И. Гессен, Ф.А. Ротарь.5
В перечисленных работах обсуждаются проблемы естественного воспитания, физического развития, трудового воспитания. Авторы обращают внимание не только на чисто педагогические, но и на психологические и
356. Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986. 400с. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981. 303с. Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции: Ж.-Ж. Руссо, О.-Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер / [Предисловие В.Далина]. М., 1979. 440с. Манфред А.З. Франция в исследованиях советских историков. М.,АН СССР, 1997. Окомби А. Философская антропология Ж.-Ж. Руссо. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1985. 21с. Орлов А.А. Критика цивилизации в «Рассуждениях о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. Тезисы докладов на VI конференции «Цивилизация и исторический процесс». М., 1893. С.94-98. Cassirer Е. Rousseau, Kant, Goethe. Two essays by Ernst Cfssirer. Transl. From the German by James Gutmann, Paul Oskar Rristeller and John German Randall. Pricepton, Pricepton university press, 1945. 98 p. Prado B. Romance, moral e polftica no seculo das Cuzes: о caso de Rousseau //Discurso. Sao Paulo, 1988, № 17. P.57-74. Goldschmidt V. Antropologie et politique. Les principes du systeme de Rousseau. P., Libr. Vrin, 1974. 803p.
5Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» //Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1982. Т.2, с.269-300. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995. 448с. Данелиа С.И. Жизнь и педагогическая система Жан-Жака Руссо. Тбилиси, Ин-т пед. Наук Груз. ССР, 1948. 69с. Джибладзе Г.Н. Сущность руссоизма [Коммент. B.C. Алексеева-Попова, JI.B. Борщевского]. Тбилиси, 1983. 131с. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 416с. Компере Ж.-Ж. Руссо и воспитание естественное. Пер. П.Д. Первое. М.,1903. 96с. Мисава Т. Великий реформатор воспитания и образования Жан-Жак Руссо. Пер. с англ. П.А. Буланже. К 200-летию со дня рождения Ж.-Ж. Руссо (1712-1912). М., 1912. 16с. Равкин 3., Пряникова В. По-новому о Жан-Жаке Руссо //Народное образование. М., 1982, № 6. С.93-94. Фортунатов А. Руссо и его взгляды на трудовое воспитание. Влияние Руссо на развитие трудовой школы // Фортунатов А. История трудовой школы в её историческом развитии. М., 1926. С.85-108. Ротарь Ф.А. Ж.Ж. Руссо о природе и сущности человека: (эволюция взглядов) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. М., 1986. 28с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 25948 от 15.07.1986. Chateau J. J.-J. Rousseau. Sa philosophic de l'education. Paris, Libr. Philos. Vrin, 1962. 254 p. социальные аспекты его концепции, однако, не уделяют особого внимания экологическому аспекту воспитательной концепции Руссо, рассматривая "природу" как "сущность" человека6 и как фактор естественного, свободного воспитания.
Если говорить подробнее, то, оценивая принадлежность философии Ж.-Ж. Руссо той или иной философской традиции, исследования творчества Руссо могут быть разделены на две группы.
Одни исследователи7 связывают имя Руссо с французским Просвещением - ярчайшей эпохой в развитии общественной мысли, которая стала "важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества,
6 Ротарь Ф.А. Ж.Ж. Руссо о природе и сущности человека: (эволюция взглядов) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. М., 1986. 28с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 25948 от 15.07.1986.
7 Алексеев А.С. Этюды о Ж.-Ж. Руссо. I - II. М., Васильев, 1887. Асмус В.Ф. Ж.-Ж. Руссо (К 250-летию со дня рождения). М., 1962. Буссе. Мировоззрение великих философов Нового времени. СПб, 1912. Век Просвещения (Сб. статей. Ред. коллегия: Ф. Бродель и др.) М.Париж, 1970. Век Просвещения /Сб. статей. Ред. кол.: Ф Бродель и др. Москва-Париж, 1970. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. /В.П. Волгин, АН СССР, Отделение истории. М., 1958. Герман JI. Руссо и французская революция XVIII в. //Под знаменем марксизма. 1939, №8. С.99-124. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. Джибладзе Г.Н. Сущность руссоизма [Коммент. B.C. Алексеева-Попова, JI.B. Борщевского]. Тбилиси, 1983. Засулич В. Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. М., 1923. Зиневич И.Е. Социально-политические проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1986. Зиневич И.Е. Социально-политический аспект проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Киев, АН УССР, ин-т философии, 1986. Златопольская А.А. Концепция «общей воли» Ж.-Ж. Руссо и революционная мысль России XVII - XIX веков //Философские науки. 1991, №9. С.16-29. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). М., 1996. Карелин Ж.-Ж. Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. СПб., 1898. Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986. .Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981. Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции: Ж.-Ж. Руссо, О.-Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер / [Предисловие В.Далина]. М., 1979. Манфред А.З. Франция в исследованиях советских историков. М.,АН СССР, 1997. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII- XVIII веков. М., 1969. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. Учебное пособие. М., 1984. Французское Просвещение и революция / [Э.Ю. Соловьев, Т.И. Ойзерман, Р.А. Бургете и др.]; Отв. ред. М.А. Киссель; АН СССР, Институт философии. М., 1989. весомой победой науки, разума над античным религиозно-мистическим Q мировоззрением." .
Другие исследователи, вопреки устоявшемуся определению Ж.-Ж. Руссо как яркого представителя философской традиции Просвещения, исследуют его творчество с позиции принадлежности к романтической традиции (Д. Антисери, Е.А. Воротилин, Ж. Вуазин, Н. Гилье, А.В. Луначарский, Б. Прадо, Б. Рассел, Д. Реале, К. Роше, Г. Скирбекк, Р. Тарнас)9.
Для актуализации намеченного исследования в контексте современного мировоззрения нам были интересны работы, в которых рассматриваются философские основания экологической культуры. Это работы С.Н. Глазачева, И.Н. Головченко, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, В.А. Кутырева, К. Лоренца, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсула, В. Хёсле, В.А. Левина10.
8 Момдясян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983. С. 3.
9 Воротилин Е.А. Идеология просветительства и учение Ж.-Ж. Руссо //Проблемы теории политики и права. М., 1989. С. 144-157. Луначарский А.В. Французская литература перед и во время Великой революции //Луначарский А.В. История западноевропейской литературы в её важнейших моментах. М., 1930. С.22-31. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. Тарнас Р. История западного мышления /Пер. с англ. Т.А. Азаркович. М., 1995 Реале Д., Антисери Д. Западная история от истоков до наших дней. В трёх томах., 1996. Т.З. Prado В. Romance, moral е polltica no seculo das Cuzes: о caso de Rousseau //Discurso. Sao Paulo, 1988, № 17. P.57-74. Roche K. F. Rousseau: stois end romantic. L., Methuen, 1974.XVI. Voisine J. J.-J. Rousseau en Angleterre a l'epoque romantique. Les ecrits autobiographpiques et la legende. These. Paris, Didier, 1956, X.
10 Глазачев C.H., Козлова O.H. Экологическая культура //Зеленый мир. 1998,№15.Головченко И.Н. Экологическая культура в контексте методологической проблемы // Вестник С-Пет. Гос. ун-та. Серия: Философия. СПб.,1992. 5с. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 47227 от 30.10.1992. Кутырев В.А. Разум против человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М., 1999. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Слагаемые экологического сознания. К истории вопроса //Человек, №3, 1999. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Две модели экологии //Человек. №1, 1998. Мамедов Н.М. Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы //Философия и экологическая проблема /Философское общество СССР, М., 1990. Организация экологического образования в школе. Под ред. И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. Пермь, 1990. Урсул А.Д. модель опережающего образования //Глобальные проблемы и Россия. М.,1999. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: Ноосферно-экологичекий ракурс //Философские проблемы образования. М., 1996. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. Хёсле В. Философия и экология. М.,1994. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества //Знание - сила, №1,1991.
Этот обзор показывает недостаток в отечественной историко-философской литературе исследований, в которых главным предметом анализа стали бы воззрения философов в аспекте отношения человека и природы. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо остались предметом спора в вопросе принадлежности к определенной философской традиции. Эти споры напрямую связаны с его концепцией человека и природы. И, наконец, практически нет исследований, где бы философия Ж.-Ж. Руссо увязывалась с принципами современной экологической педагогики. Ни в одной из работ не предпринято непосредственного анализа значения философского и педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо для осмысления современных проблем образования, в частности проблемы формирования экологической культуры, ориентированной на гармонизацию взаимоотношений человека и природы. Исходя из этого, были определены цель и задачи работы.
Целью диссертационного исследования является рассмотрение философии природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основания концепции естественного воспитания. Поставленная цель определила следующие задачи: во-первых, рассмотреть место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века; во-вторых, изучить содержание философской концепции Ж.-Ж. Руссо природы и человека в их взаимопроникновении; в-третьих, определить значение философии Ж.-Ж. Руссо для определения перспектив экологической педагогики.
Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования являются представления о целостности и многомерности историко-философского процесса, об актуальности индивидуально-личностного и социокультурного компонента в историко-типологической процедуре реконструкции философской традиции.
Для определения места Ж.-Ж. Руссо в истории философии был востребован метод культурно-исторической типологизации. Исследование эволюции философских взглядов Ж.-Ж. Руссо потребовало обращения к психоаналитической методологии интерпретации биографии в контексте философского творчества Э. Эриксона. Основными методами исследования можно назвать метод сравнительного анализа, характерный для всякого историко-философского исследования, и герменевтический метод, позволивший реконструировать целый ряд концептуально важных положений философии Ж.-Ж. Руссо. Последовательное применение указанной методологии к конкретному историко-философскому материалу позволяет прийти к новым научным результатам.
Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, впервые была предпринята попытка психоаналитического исследования биографии Ж.-Ж. Руссо, что стало основой концепции человека и природы.
Во-вторых, исследование концептуального содержания антропологии Ж.-Ж. Руссо позволило в конечном итоге обосновать возможность отнесения философии Ж.-Ж. Руссо к философской традиции романтизма.
В-третьих, впервые на основе сопоставления представлений естественного человека и цивилизованного человека, биографического исследования, анализа педагогической концепции был реконструирован проект человека будущего в представлении Ж.-Ж. Руссо.
В-четвертых, впервые было доказано, что антропология и взгляды на природу Ж.-Ж. Руссо являются основанием концепции естественного воспитания, определяют философию воспитания Ж.-Ж. Руссо. Впервые в практике историко-философского исследования, концепция человека перед лицом природы рассмотрена в аспекте принципов современного экологического образования.
И, наконец, впервые в научный оборот были вовлечены актуальные работы европейских исследователей философского творчества Ж.-Ж. Руссо, что дало возможность по-новому представить философские взгляды французского мыслителя.
Научно-практическое значение. Материалы диссертации имеют большое практическое значение и могут быть использованы в лекционных курсах по истории западной философии, в спецкурсах по истории философской антропологии и философии образования. Поскольку работа имеет междисциплинарное значение, её материалы и основные идеи могут быть востребованы и специалистами в области экологического образования. Настоящее исследование может служить предпосылкой для дальнейшего историко-философского исследования проблемы человека и природы.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на II Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения (4 января 2001г., г. Красноярск); на всероссийской конференции по проблемам дополнительного образования (12-14 мая 2001 г., г. Екатеринбург), на конференции «Философия в поисках сущностей и смыслов» (26 октября 2001г., г. Екатеринбург); на межрегиональной научно-практической конференции «Образование взрослых - ключ к XXI веку» (14-16 ноября 2001 г., г. Екатеринбург); на Международной конференции «Человек - Культура -Общество» (13-15 февраля 2002г., г. Москва). Основные положения диссертационного исследования изложены в статье «Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства» (Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. Сборник статей студентов и аспирантов. 2000. - Красноярск: СибГТУ,2000. - с.99-103). Материалы диссертации использовались при проведении занятий по курсу «История западной философии» и спецкурсу «Экология человека» на философском факультете Уральского государственного университета им. A.M. Горького, в образовательной программе «Экологическая культура и экологическое образование» в Свердловском областном институте развития регионального образования.
Указанные цель, задачи и методология определили структуру диссертационного исследования.
В главе 1 "Место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века" рассматриваются жизненные истоки мировоззрения Руссо; исследуются проблема принадлежности философии Руссо философской традиции эпохи Просвещения и основания для сближения его взглядов с романтизмом.
В главе 2 "Философская концепция Ж.-Ж. Руссо: человек перед лицом природы" реконструируется понимание французским мыслителем природы и человека. Для этого предпринимается анализ концепции природы в философии Руссо, рассматриваются и интерпретируются его антропологические взгляды как основание его концепции естественного воспитания.
В главе 3 "Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и её современное значение" рассматривается философско-педагогическая концепция Руссо в аспекте взаимодействия человека и природы, определяется значение философии Руссо посредством соотнесения его взглядов с философскими принципами современного образования. В результате определяется возможность и перспективность использования философского наследия Руссо для развития теории и практики экологического образования в условиях современного экологического кризиса.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания"
Заключение
Круг проблем, который обсуждался в данном диссертационном исследовании, позволяет прийти к следующим выводам.
Анализ биографии Руссо как опыт историко-философского понимания истоков и причин философских воззрений позволяет утверждать, что многие возрастные кризисы были разрешены Руссо таким образом, что становятся понятными источники его отношения к природе и социуму. Некоторые жизненные события, глубоко эмоционально переживаемые Руссо, развивали в нем потребность в самоанализе, позитивное отношение ко всему природному, естественному, целостному, мистическое восприятие мира - черты романтического мироощущения. Этому способствовали также природная эмоциональность и чувствительность Руссо. Базисное недоверие к миру людей компенсировалось безграничной открытостью и доверием в отношении к природе, ощущением её покровительства, материнской заботы, божественной гармонии. В восприятии философа образы природы, матери и Бога зачастую переплетаются, порождая оригинальное философское учение, основанное на позитивном отношении ко всему природному, естественному.
Исторически возникнув в рамках философии Просвещения, это учение соответствовало его основным положениям лишь отчасти. Для философии Руссо, как и для философского течения Просвещения в целом, был характерен последовательный критицизм. Другая характерная черта Просвещения -приоритет рационалистических ценностей - в философских построениях Руссо не прослеживается. Целостность философского учения Руссо основана на приоритете чувств. Именно это является и существенной чертой романтизма.
Поэтому мы утверждаем, что философская концепция Ж.-Ж. Руссо может быть интерпретирована как проявление философии романтизма. Это определило его отношение к проблеме взаимоотношений природы и человека, являющейся ключевой в философии Руссо, обусловило его понимание сущности истории, перспектив человеческого развития, эстетическую и этическую проблематику. Во всех этих частях его философии близость к романтизму очевидна. Интерес философа к проблеме самоанализа; идеализация им народных традиций, простой жизни; преклонение перед природой как воплощением красоты, божественной мудрости и нравственной чистоты; отсутствие потребности к публичному просветительству характеризуют Руссо скорее как романтика, нежели как просветителя. Это позволяет утверждать, что философия Руссо скорее может быть отнесена к философскому течению романтизма. Определение места Руссо в рамках романтической традиции позволило сразу описать его концепцию как некую целостность, не отвлекаясь на спор философа с прогрессистскими установками просветителей.
Руссо воспринимает природу ни как объект познания и преобразования, а как таинственную силу, своего рода мистически понятое творческое начало, то есть так, как природу понимали романтики. Его понимание природы включает несколько аспектов. Телеологическое понимание природы у Руссо основано на признании субъектности природы, происходящей от её божественной сотворённости. Естественноисторическое понимание проявляется в трактовке естественного человека и животных, действующих на основании инстинктов, как проявления естественных законов; а также в трактовке утилитарных взаимосвязей между человеком и природой. Психологическое понимание природы определяет восприятие человеком своего места в мире через ощущение приобщенности, включенности, единения с природой или, наоборот, разобщенности, отчуждения, разъединения. Эстетическое понимание природы Руссо связано с определением гармоничности и природосообразности как критериев красоты.
Реконструкция взглядов Руссо на природу позволяет представить её как динамическую гармонию, включающую в свой замысел человека как самосовершенствующееся существо и общество как среду и средство самосовершенствования человека. Таким образом, противоречие между Природой и Культурой представляется как противоречие между Природой как генеральным планом и Культурой как стадией реализации этого плана.
Все предварительные рассуждения о природе воплощены у Руссо в конечном итоге в природе как педагогическом факторе. Оказывается, что природа становится объектом собственного взаимодействия. Человек как модус природы сам себя гармонизирует собственной природой. Это требует постоянной гармонизации с окружающей природой. Руссо утверждает гармонизирующее значение природы в индивидуальном и общественном развитии человека. В его концепции природа позволяет воспитывать в человеке религиозные идеалы, так как природа - воплощение Бога; социальные идеалы, поскольку природа носит естественноисторический характер; эстетические идеалы, ибо природа - образец и совершенная красота; нравственные идеалы, так как в природе заключены образцы нравственности. Наконец, природа помогает самосознанию, поскольку познание самого себя - это, прежде всего, познание собственной природы. Природа помогает в деле передачи и сохранения всех перечисленных ценностей, этого социального и духовного опыта, а значит, природа - важнейший элемент образовательной системы, нашедший отражение в цели, содержании, методах, условиях педагогического процесса, а также в образах ребенка и педагога
Анализируя антропологию Ж.-Ж. Руссо, можно увидеть путь развития человека. Исходным пунктом является «естественное состояние», которое рассматривается философом как воплощение природной сущности человека. Социальная сущность в этом состоянии проявляется лишь как предрасположенность к общественному образу жизни. А духовность «естественного человека» воплощается, по мнению Руссо, не столько в его разумности, сколько в способности человека к самосовершенствованию и свободе.
Переход человека из «естественного состояния» к социальному сопровождается глубокими изменениями его сущности. Современное Руссо цивилизованное состояние человека характеризуется им как бесперспективное, так как развитие в этом направлении ведет человека к деградации. Признаки этого Руссо находит в искажении природной сущности человека, чисто физической деградации, непомерном разрастании человеческих потребностей до уровня губительных страстей, нравственной деградации.
Однако Руссо допускал и предполагал возможность позитивного развития человека, создавая образ человека, в котором гармонизированы его естественная, социальная и духовная сущности на основе сохранения природных чувств и направления разума человека на осознание себя, своей природы, своего места в мире. Реконструкция взглядов Руссо на основании исследования философской концепции гражданского общества, философско-педагогической системы, автобиографических заметок Руссо позволяет описать человека будущего. Возникает образ человека сильного и ловкого, отличающегося физическим совершенством; ведущего жизнь почти аскетическую; в труде добывающего себе средства к существованию; имеющего потребность в общении с природой и предпочитающего природную среду, как более здоровую, городской среде жизни; обладающего эмпатией к живым существам на основе природного сострадания и признания за ними естественного права; живущего по законам гражданского общества и руководствующегося не голосом природы или требованиями социума, а исключительно своим свободным и разумным выбором, чувством долга и ответственности; обладающего моральной свободой; равного другим людям, равного перед условиями общественного договора, перед выбором поступать в соответствии с ним или вопреки ему; счастливого, от того, что удалось разрешить противоречие между своими желаниями и возможностями, между обязанностями и склонностями, между природными влечениями и общественными установлениями. В становлении такого человека важнейшую роль играет предлагаемая Руссо система естественного воспитания. И важнейшим основанием этой системы является философское учение Руссо о природе и человеке.
Природа в философско-педагогической концепции Руссо выглядит как необходимый центральный элемент педагогического процесса, пронизывающий все элементы его (цель, образ ребенка, методы, содержание, образ педагога, условия и факторы). Руссо утверждает гармонизирующее значение природы в индивидуальном и общественном развитии человека. Природа позволяет воспитывать и развивать в человеке силу и ловкость, физическое совершенство; способность управлять своими потребностями, ограничиваясь немногим, но необходимым и естественным; трудолюбие и владение необходимыми для жизни в обществе умениями и ремеслами; потребность в общении с природой и сознательный выбор здоровой среды жизни; милосердие и добросердечность; эстетические чувства и идеалы; истинную - естественную религиозность; чувство самосознания; ответственность как перед собой, так и перед обществом (при условии, что общество достойно этого, то есть перед обществом, модель которого создал Руссо в других своих работах); свободу моральную и политическую; ощущение счастья и самодостаточности.
Проблемное поле философско-педагогической системы Руссо определяется категориальными парами «природное (естественное) - социальное (общественное)» и «чувство - разум». В категориальной паре «природное -социальное» Руссо не просто отдает предпочтение природному. Он считает «природное» основанием для «социального», своеобразным камертоном, с которым надо все время сравнивать социальное, чтобы не зайти в тупик, уже знакомый по современному для Руссо цивилизованному состоянию общества и человека. Кроме того, Руссо разделяет эти категории в педагогическом пространстве с помощью категории времени, ошибочно полагая, что на практике можно отделить природное от социального в единой окружающей ребенка биосоциальной среде.
Среди категорий «чувство» и «разум» в педагогическом аспекте действительности Руссо отдает предпочтение «чувству». Но это не означает отвержения «разума», поскольку оба эти явления понимаются как природные. Природе человека свойственна и чувствительность и разумность. По представлениям Руссо они лишь играют различные роли в процессе взросления человека, развития его способностей и индивидуальности. И в этом случае чувства выполняют функцию камертона, позволяя определять полезность и истинность результатов деятельности разума.
Таким образом, в педагогической концепции Руссо природа помогает в деле передачи и сохранения социального и духовного опыта; трансляции утилитарных, нравственных, эстетических, религиозных ценностей. Человек, воспитанный в системе естественного воспитания (то есть прогрессивного, природного, отрицательного), более значим для будущего общества, чем тот, который взращен цивилизацией в традиционной педагогической системе (то есть авторитарной, схоластической, репродуктивной, догматической,).
Соотнесение философских воззрений Ж.-Ж. Руссо с современными педагогическими принципами рамках проблемы взаимодействия природы и человека позволяет говорить об адекватности его философии этим принципам. Обратив внимание на опасность развития человечества по пути отчуждения от природы, преобладания искусственного над естественным, материально-вещественных сторон жизни над духовными, Руссо создал достаточно целостную философию. В ней нашли отражение его представления не только об идеальном обществе, но и образ будущего человека и адекватная им система воспитания. Философско-педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо имеет футурологическую направленность, основана на холистическом восприятии человека, содержит призыв к аскетизму и ограничению потребностей, соответствует принципу витальности, является воплощением призыва к единению с природой, основана на отказе от авторитарной педагогики и характеризуется демократической направленностью.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1.0пыт историко-философского понимания биографии Ж.-Ж. Руссо позволяет выявить психологические и социально-исторические корни его учения и утверждать, что личностные кризисы определили его отношение к природе и социуму. Базисное недоверие к миру, вызванное отсутствием материнского общения, недостатком мужского влияния, несвободой и несправедливостью, исходящей от общества, компенсировалось безграничным доверием в отношении к природе, ощущением её покровительства, материнской заботы, божественной гармонии.
2.Исследование отношения к проблеме взаимодействия природы и человека, являющейся ключевой в философии Ж.-Ж. Руссо, позволило отнести его учение к философии романтизма. Основанием этого является критика мыслителем цивилизации, скептическое отношение к могуществу разума и науки, идеализация народных традиций и простой жизни, признание приоритета чувств в познании, восприятие природы как мистического начала, тайной силы, образца возвышенного.
3. Идея природы у Ж.-Ж. Руссо имеет теологический, естественноисторический, психологический и эстетический смысл. Теологическое понимание природы основано на признании её творческой силы, исходящей от Бога; естественноисторическое понимание проявляется в трактовке естественного человека и животных, действующих на основании инстинктов, как проявления естественных законов. Психологическое понимание природы определяет восприятие человеком своего места в мире через ощущение единения с природой; эстетическое понимание природы Руссо связано с определением гармоничности и природосообразности как критериев прекрасного.
4. Концепция природы Ж.-Ж. Руссо имеет значительный педагогический смысл. Природа позволяет воспитывать в человеке религиозные идеалы, так как является воплощением Бога; эстетические идеалы, ибо природа - образец и совершенная красота; нравственные идеалы, так как в природе заключены образцы нравственности. Природа помогает самосознанию, поскольку познание самого себя - это, прежде всего, познание собственной природной сущности. Природа способствует передаче и сохранению всех основных ценностей, социального и духовного опыта, то есть природа - важней элемент образовательной системы.
5. Антропология Ж.-Ж. Руссо помещает человека в противоречие «естественное - цивилизованное». «Естественное состояние» рассматривается философом как воплощение природной сущности человека, а цивилизованное состояние характеризуется им как бесперспективное, так как ведет человека к деградации.
Реконструкция взглядов Руссо позволяет описать проект человека будущего, отличающегося физическим совершенством; склонного к аскетизму; имеющего потребность в общении с природой и предпочитающего природную среду, как более здоровую, городской среде жизни; обладающего эмпатией к живым существам на основе природного сострадания и признания за ними естественного права; живущего по законам гражданского общества.
В становлении такого человека важнейшую роль играет система естественного воспитания, главным основанием которой является учение о природе и человеке.
6. Соотнесение философских воззрений Ж.-Ж. Руссо с современными педагогическими принципами в рамках проблемы взаимодействия природы и человека позволяет говорить об адекватности его философии этим принципам. Философско-педагогическая концепция Руссо имеет футурологическую направленность, основана на холистическом восприятии человека, содержит призыв к аскетизму и ограничению потребностей, соответствует принципу витальности, является воплощением призыва к единению с природой, основана на отказе от авторитарной просветительской педагогики и признании доминанты индивидуализирующего воспитания.
Перспективы настоящего исследования могут быть рассмотрены в двух направлениях. Во-первых, возможно продолжить исследование имманентно самой проблеме человека и природы в пределах философии Ж.-Ж. Руссо, но в контексте предельно антропологической проблематики. Интересно было бы обратиться к пониманию Ж.-Ж. Руссо роли любви и семьи в процессе формирования естественного человека, цивилизованного человека и человека будущего. В процессе работы над темой этот сюжет рассматривался, но не вошел в основной материал исследования, так как требует дополнительной категориальной историко-философской доработки. Углубление антропологической проблематики может быть достигнуто в результате исследования понимания Ж.-Ж. Руссо сущностных отношений человека и общества.
Однако наиболее перспективным представляется второе направление, ориентированное на исследование категориальной пары «природа - человек» в историко-философском процессе в целом с тем, чтобы показать с современных позиций разнонаправленность и многоплановость представлений Нового времени, а также современности о взаимоотношениях природы и человека. В рамках философского обоснования современных представлений о взаимодействии природы и человека наиболее актуален поиск методологических основ современной педагогики, определения перспектив экологического образования.
Решение сложных проблем образования, имеющих общечеловеческую значимость, лежит на пути продуктивного диалога различных философских традиций в их педагогическом аспекте. Использование историко-философского наследия, всего спектра философских представлений о человеке, его месте в мире, цели и способах и познания, смысле и характере деятельности позволило бы значительно стимулировать современный педагогический поиск, определить тенденции и направления этого поиска, обосновать и интерпретировать конкретную педагогическую практику.
Список научной литературыМельник, Наталья Борисовна, диссертация по теме "История философии"
1. Асмус В. Ф. Ж.-Ж. Руссо (К 250-летию со дня рождения). М., 1962. 48с.
2. Барбур КГ. Религия и наука: история и современность. Пер. с англ. А. Федорчука. Под ред. А. Бодрова и А. Киселева. М., 2000. 430с.
3. Бганба В. Культурно-ценностнные аспекты отношения к природе //Демократизация культуры и новое мышление. М.,1992. С.70-81.
4. Бернадинер Б. Учение Руссо о равенстве людей //Под знаменем марксизма. 1938, №8. С.60-81
5. Бернадинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. Воронеж, 1940. 157с.
6. Бихдрикер Д. Политические учения Руссо. //Под знаменем марксизма. 1938, №3. С.51-69.
7. Борисенко М.К. Исповедь Ж.-Ж. Руссо. //К проблеме метода. Тезисы. МГУ. М.,1986. 21с.
8. Борисенко М.К. Особенности изображения человека и мира во второй части «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо (1769-1770) /МГУ им. М.В. Ломоносова. -М., 1986. 30с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 26037 от 17.07. 1986.
9. Борисенко М.К. Формирование общественно-политических и эстетических воззрений Ж.-Ж. Руссо в 30-40-е годы /МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1982. 37с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 11575 от 15.11.1982.
10. Борисов И.И. Место человека в теории познания материалистической философии Нового времени (XVII в.): Учебное пособие по философии для студентов университетов. Воронеж, 1992. 238с.
11. Буссе. Мировоззрение великих философов Нового времени. СПб, 1912. 213с.
12. Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» //Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1982. Т.2, с.269-300.
13. Век Просвещения //Сб. статей. Ред. кол.: Ф Бродель и др. Москва-Париж, 1970. 332с.
14. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958. 271с.
15. Волгин В.И Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. АН СССР, Отделение истории. М., 1958. 413с.
16. Волков М.П. Базисные экологические интуиции как феномен русской культуры //Человек в культуре России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной дню славянской письменности и культуры. Ульяновск, 1999. С.6-7.
17. Воротилин Е.А. Идеология просветительства и учение Ж.-Ж. Руссо //Проблемы теории политики и права. М., 1989. С. 144-157.
18. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт //Вопросы философии, №8,1997. С. 123-134.
19. Герман Л. Руссо и французская революция XVIII в. //Под знаменем марксизма. 1939, №8. С.99-124.
20. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1995. 448с.
21. ГефдингГ. Ж.-Ж. Руссо и его философия Пер. с нем. JI. Давыдовой. СПб., журнал «Образование», 1898.172с.
22. Гиляров A.M. «Pouvoir de la vie» Ж.Б. Ламарк в предыстории экологии //Природа. М.,1999, №4. С.21-28.
23. Гирусов Э.В., Никитин Е.Д. Проблема творчества и биосфера //Педагогика, №2,1998. С.28-32.
24. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическаякультура //Зеленый мир. 1998, №15. С.8-12.
25. Головченко КН. Экологическая культура в контексте методологической проблемы /Редкол. Журн.: Вестник С-Пет. Гос. ун-та. Серия: Философия.
26. СПб., 1992. 5с. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 47227 от 30.10.1992.
27. Головченко И.Н. Экологическая культура в контексте методологической проблемы / Вестник С-Пет. Гос. ун-та. Серия: Философия. СПб., 1992. 5с. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 47227 от 30.10.1992.
28. Грунт КВ. Социальная значимость биологической индивидуальности человека: (философские аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук /Нижегородский архитектурно-строительный институт. Н. Новгород, 1992. 21с.
29. Грэхем Г. Ж.-Ж. Руссо. Его жизнь, произведения и окружающая среда. Соч. Г. Грэхем. Пер. с англ. М.,Маракуев,1890. 316 с.
30. Данелиа С.И. Жизнь и педагогическая система Жан-Жака Руссо. Тбилиси, Ин-т пед. наук Груз. ССР, 1948. 69с.
31. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. 111с.
32. Дезами Т. Кодекс общности. М., АН СССР. 1956.
33. Дерябо С Д., Ясвин В. А. Две модели экологии //Человек. 1998, №1. С.34-40.
34. Дерябо С Д., Ясвин В. А. Слагаемые экологического сознания. К истории вопроса//Человек. 1999, №3. С.34-44.
35. Джибладзе Г.Н. Сущность руссоизма Коммент. B.C. Алексеева-Попова, J1.B. Борщевского. Тбилиси, 1983.131с.
36. Димов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке //Философия образования. М., 1996. С.219-226.
37. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. 248с.
38. Евсюков В.Р. Два подхода к гуманистическому идеалу: образ человека у Руссо и Канта, гуманистический идеал и социальная политика. Новосибирский университет, 1989. С. 110-122.
39. Жан-Жак Руссо. Париж, ЮНЕСКО, 1963. (Курьер. 1963.Март) 34с.
40. Занадворова T.JI. Жан-Жак Руссо: художественный метод. Традиции. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.140с.
41. Занадворова Т.Л. Теория Руссо о возвращении к природе //Французский ежегодник: Статьи и материалы по истории Франции, 1979. М., 1981. С.230-243.
42. Занин С.В. Проблема единства творчества Ж.-Ж. Руссо в западноевропейской историографии 2-ой половины XIX 1-ой половины XX века /Самарский гос. ун-т. Самара, 1995. 19с. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 50539 от 27.06.1995.
43. Засулич В. Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей. М., 1923. 146с.
44. Зиневич И.Е. Социально-политические проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев, 1986. 16с.
45. Зиневич И.Е. Социально-политический аспект проблемы человека в философии Ж.-Ж. Руссо. Киев, АН УССР, ин-т философии, 1986.
46. Златополъская А.А. Концепция «общей воли» Ж.-Ж. Руссо и революционная мысль России XVII XIX веков //Философские науки. 1991, №9. С. 16-29.
47. История философии: Запад Россия - Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). М., 1996. 557с.
48. Кобеко Д.Ф. Екатерина II и Ж.-Ж. Руссо. Без года и места издания. (Шифр по ИНИОН РАН: ДК 171 КОБ).
49. Ковалевский М.М. Можно ли считать Толстого продолжателем Руссо? //Вестник Европы, июль 1913, №6. С.343-352.
50. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 416с.
51. Компере Ж.-Ж. Руссо и воспитание естественное. М.,1903. 96с.
52. Костюченко С.В., Татур В.Ю. Идеал в природе и природа идеала //Ноосфера и человек в эпоху ноосферы. М.,1991. С.195-234.
53. Красновидова С.С. Экология, нравственность, образ жизни //Проблемы цивилизации. СПб., 1992. С.20-21.
54. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.,2002. 512с.
55. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М., 1972. 288с.
56. Кузнецов В. Ньютон и Руссо, механика и цивилизация XVII-XIX вв. М., 1979. С. 348-356.
57. Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986. 400с.
58. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. М., 1981. 303с.
59. Кутырев В.А. Разум против человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М., 1999. 229с.
60. Кутырев В.А. Разум против человека: (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М., 1999. 229с.
61. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии. №11, 1996. С.23
62. Лазарев В.В. Ж.-Ж. Руссо и идея автономии форм сознания, некоторые характеристики философии эпохи Просвещения. АН УССР, институт философии. М.,1988. С.63-97.
63. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы //Вопросы философии. М., 1992, №10. С.103-111.
64. Леви-Стросс К. Жан-Жак Руссо основатель гуманитарных наук //Личность. Культура. Общество. 2000. Т.П. Вып. 1. С.223-233.
65. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества //Знание сила. 1991, №1. С.10-18
66. Луначарский А.В. Отец романтизма //Луначарский А.В. Этюды критические, западноевропейская литература. М.-Л., 1925. С.289-296.
67. Луначарский А.В. Французская литература перед и во время Великой революции //Луначарский А.В. История западноевропейской литературы в её важнейших моментах. М., 1930. С.22-31.
68. Любутин КН. История западной философии: Пропедевтика: Учебное пособие для высших и средних учебных заведений. 4.1. Екатеринбург, 2000. 156с.
69. Любутин КН. Человек в философском измерении. Екатеринбург, 1991. 130с.
70. Любутин КН., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. 416с.
71. Мамедов Н.М. Философская рефлексия эволюции взаимоотношения общества и природы //Философия и экологическая проблема /Философское общество СССР, М., 1990. С.95.
72. Манфред А.З. Три портрета Великой французской революции: Ж.-Ж. Руссо, О.-Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер / Предисловие В.Далина. М., 1979.440с.
73. Маргеритт В. Жан-Жак и любовь. (Jean-Jacques et l'amour). М., 1927. 204с.
74. Мисава Т. Великий реформатор воспитания и образования Жан-Жак Руссо. К 200-летию со дня рождения Ж.-Ж. Руссо (1712-1912). М., 1912. 16с.
75. Михайловский Н. Рецензия на собрание сочинений Руссо. Сочинения. Т.1. СПб., 1913. С.710-711,735-736.
76. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М.,1993. 192с.
77. Моисеев Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество //Полис. М., 1992, №З.С.113-122.
78. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. 289с.
79. Монтенъ М. Опыты. Избранные главы. Пер с фр. /Сост., вступит, ст. Г. Косикова; Примеч. Н. Малевич. М., 1991. 656с.
80. Познание и общество. Из истории философии XVII- XVIII веков. М., 1969. 297с.
81. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург. 1993. 218с.
82. НарскийИ.С. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1973. 302с.
83. Некоторые характеристики философии эпохи Просвещения / АН СССР. Институт философии. М., 1989. 129с.
84. Окомби А. Философская антропология Ж.-Ж. Руссо. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук МГУ им. М.В. Ломоносова. М„ 1985. 21с.
85. Олейников Ю.В., Шаталов А.Т. Экологический контекст цивилизационного развития //Актуальные проблемы гуманитарных наук. М., 1995. С.18-20.
86. Организация экологического образования в школе. Под ред. И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной. Пермь, 1990. 149с.
87. Орлов А.А. Критика цивилизации в «Рассуждениях о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо. //Тезисы докладов на VI конференции «Цивилизация и исторический процесс». М., 1893. С.94-98.
88. Павленко А.Н. Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности //Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С.178-218.
89. Перцев В.А. Беседы с врачами как философский жанр // История философии. Учебное пособие. М., 2001. 328с.
90. Перцев В.А., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником: (Очерки жизненной философии). Екатеринбург, 2001. 237с.
91. Пиотровский Р.Г. Язык Руссо в его «Исповеди». Тезисы диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1947. Зс.
92. Пору с В.И. Альтернативы научного разума: (к анализу романтической и натурфилософской критики классической науки) //Вопросы истории естествознания и техники. М., 1998, №4. С. 18-50.
93. Равкин 3., Пряникова В. По-новому о Жан-Жаке Руссо //Народное образование. М., 1982, № 6. С.93-94.
94. Разумов А. Трудное прощание с прошлым обретение человека //Свободная мысль. М., 1992. 21с.
95. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В трёх томах. Т. 3. Новое время. СПб., 1996. 714с.
96. Розанов М.Н. Ж.-Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и XIX в. //Очерки по истории руссоизма на Западе и в России. T.l. М., 1910. 559с.
97. Розанов М.Н. Руссо и Толстой. Речь акад. М.Н Розанова в торжественном годовом собрании АН СССР 2.02.1928. Л., 1928. 22с.
98. Ротарь Ф.А. Ж.Ж. Руссо о природе и сущности человека: (эволюция взглядов) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. М., 1986. 28с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР № 25948 от 15.07.1986.
99. Румянцев В.М. Противоречия в развитии личности и их разрешение в процессе воспитания. Пособие для преподавателей и аспирантов. Калинин, 1972. 104с.
100. РуссоЖ.-Ж. Избранное. М., 1976.190с.
101. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В трёх томах. Пер с фр. /Сост. И автор вступит. Статьи И.Е. Верцман/ Т.2. Юлия или Новая Элоиза. Коммент. Е.М. Лысенко. М., 1961. 768с.
102. ЮЪ.Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В трёх томах. Пер с фр. /Сост. И автор вступит. Статьи И.Е. Верцман/ Т.З. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Коммент. Д.А. Горбова. М., 1961. 727с.
103. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. В двух томах. Пер. М.Н. Розанова. Статья и коммент. Д.А. Горбова. Т.1. М.,1935. 450с.
104. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Пер. с франц. М.Розанова и Д. Горбова. Коммент. Д. Горбова. Вступительная статья Б. Черняк «Жан-Жак Руссо и его «Исповедь» М., 1949. 708с.
105. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. С илл. Мориса Лелуа, портретом Руссо и критико-биографическим очерком. Пер. с фр. Под ред. С.С. Трубачева. СПб., 1901. 512с.
106. Руссо Ж.-Ж. О боге. Пер. с франц. СПб., 1908. 111с.
107. Руссо Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы / Пер. с франц. Б.Б. Княжицкого. Предисл. Н.И. Кареева. СПБ., 1908. 56с.
108. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. Пер с фр. М.,1998. 416с.
109. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В двух томах. Т.1 / Под ред. Джибладзе Г.Н.; Сост. Джуринский А.Н. М.,1981. 656с.
110. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В двух томах. Т.2 / Под ред. Джибладзе Г.Н.; Сост. Джуринский А.Н. М.,1981. 336с.
111. Руссо Ж.-Ж. Собрание сочинений. Ред. Н.Л. Тиблена. Т.1. Теории воспитания. СПб., 1866. 637с.
112. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Переводы. Подготовили B.C. Алексеев-Попов, Ю.М. Лотман, Н.А. Полторацкий, А.Д. Хаютин. [Коммент. B.C. Алексеева-Попова и Л.В. Борщевской]. М., 1969.
113. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Пер. с фр. М.А. Энгельгардта. СПб., 1912. 148с.
114. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Пер. с фр. П. Петрова. С портретом Руссо и статьей о жизни его и произведениях. М., 1896. 651с.
115. Руссо Ж.-Ж. Юлия или Новая Элоиза. Пер с фр. Н. Немчиновой и А. Худадовой. Вступит. Статья И. Верцмана. Примеч. Е. Лысенко. М., 19968. 774с.
116. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985. 176с.
117. Сабекия Р.Б. Возрождение духовной культуры: экология любви //Человек в культуре России. Ульяновск, 1997. С.23-25.
118. Свинцов В.И. Люди и крысы //Вопросы философии. М.,1992, №8. С.184-191.
119. Ситковский Е. Французский материализм XVIII в. //Под знаменем марксизма. 1939, №8. С.62-98.
120. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии /Пер с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. М., 2000. 800с.
121. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. Учебное пособие. М., 1984. 448с.
122. Суханова Н. Политические взгляды Ж.-Ж. Руссо //Культура и общество: от прошлого к будущему. М.,1999. С.32-34.
123. Тарнас Р. История западного мышления /Пер. с англ. Т.А. Азаркович. М., 1995. 448с.
124. Туганаев В.В. Антиэкологическая сущность человека //Экология: право и природопользование. Ижевск, 1998. С.33-37.
125. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: Ноосферно-экологичекий ракурс//Философские проблемы образования. М., 1996. С. 123-149.
126. Ъ\.Урсул А.Д. Модель опережающего образования //Глобальные проблемы и Россия. М.Д999.С.78-112.
127. Урсул Т. А. Экология, биосфера и ноосфера //Человек: образ и сущность Ежегодник/ РАН. ИНИОН. М.,1999. (Сер.: Проблемы человека). 1999: Биосфера, ноосфера и экология. С.7-40.
128. Ушева М.Н. Ж.-Ж. Руссо и JI.H. Толстой. / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. 8с. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 47722 от 17.02.1993.
129. Федосеев П. Атеизм французских материалистов XVIII в. //Под знаменем марксизма. 1939, №8. С.125-139.
130. Фишер К. История новой философии. Т.2. Век немецкого просвещения: переход от догматической философии к критической. СПб., 1863.
131. ХазенА.М. Законы природы и «справедливое общество». М., 1998. 112с.
132. Хё'сле В. Философия и экология. М.,1994. 192с.
133. Черепанова Е.С. Философский регион «Австрия»: от теории предмета к экологической катастрофе. Екатеринбург, 1999.142с.
134. Черникова И.В. Отношение «Человек Природа» от античности до современности // Философия и общество. М.,1999, №3. С. 132-149.
135. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М., 1989. 208с.
136. Шуленина Н.В. Проблемы методологии гармонизации общества и природы // Истина и ценности в научном познании. М., 1991. С. 18-28.
137. ШюкэА. Ж.-Ж. Руссо. Пер. с фр. М., 1896.195с.
138. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Пер. с англ. СПб., 1996. 592с.
139. Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996. 234с.
140. Blohbaum H. Strukturen moderner Dialektik: Am Beispiel Naturustand und Herr-und Knecht-Verhaltnis bei Rousseau, Hegel und Marx. Frankfurt a. M. etc.: Lang, 1988. 138s.
141. Bonetti A. Antropologia e teologia in Rousseau. La professione de feole del vicario savoiardo. Milano, «Vita e pensiero», 1976. 222p.
142. Bretonneau G. Valeurs humaines de J.-J. Rousseau. Paris. «La Colombe», 1961. 307p.
143. Bruppacher M. Selbstverlust und Selbstverwirk-lichung. Die geistige Entwicklung des Menschen bei J.-J. Rousseau. Bern Frankfurt a. M., Lang, 1972.315 s.
144. Burgelin P. La philosophie de l'existence de J.J.Rousseau. Paris, Presses universitaires de France, 1952, 597p.
145. Carton P. Le Faux naturalisme de J.-J. Rousseau. 2-em ed. /Paris, "Le Francis",/1951.213р.
146. Cassirer E. Rousseau, Kant, Goethe. Two essays by Ernst Cassirer. Transl. from the German by James Gutmann, Paul Oskar Kristeller and John German Randall. Pricepton, Pricepton university press, 1945. 98 p.
147. Chateau J. J.-J. Rousseau. Sa philosophie de l'education. Paris, Libr. philos. Vrin, 1962.254 р.
148. Cranston M. Jean-Jacques: The early life a., work of Jean-Jacques Rousseau, 1712-1754. L.: Lane, 1983. 382 p.
149. Cresson A. J.-J. Rousseau. Sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophie. /2-em ed./. Paris, Presses univ. de France, 1950. 148 p.
150. Goldschmidt V. Anthropologic et politique. Les principes du systeme de Rousseau. P., Libr. Vrin, 1974. 803 p.
151. EAminot Т., Kicaki K. Bibliographie mondiale des ecrits relatifs a Jean-Jacques Rousseau. Montmorency: Musee J.-J. Rousseau, 1989. 148 p.
152. Lion F. Lebensquellen franzosischer Metaphysik. Descartes, Rousseau, Bergson. Hamburg und Baden-Baden, Claassen end Goverts, 1949. 127 s.
153. Luke T.W. On nature and society: Rousseau versus the englightenment
154. History of polit. thought. Exter, 1984. - vol. 5, №2. P. 211-243.lH.Mely B. Jean-Jacques Rousseau: Un intellectuel en rupture. P., 1985. 334s.
155. H3.Mieth.ing С. Rousseau und das anthropologische Zeitalter //Allgemeine zeitschrift fur Philosophic. Stuttgart, 1991. - Bd. 16, H. 3. - S.25-46.
156. HA.Mortier R. Eactualite des Lumieres a la fin du XX-e siecle //Rev. des sciences morales et politiques. Paris, 1998. A. 98, № 3. P. 45-70.
157. Mustel Ch. Rousseau dans le monde Russe et Sovietique // Pref. de Berelowitch W. Montmorency: Musee J.-J. Rousseau, 1995.111 p.16.0rwin C. Rousseau's socratism//J. of politics. Austin (Tex.), 1998. Vol. 60, № l.P. 175-187.
158. Plattner Marc F. Rousseau's state of nature: An interpretation of the Discourse on inequality. Dekalb: Northern Illinois univ. press., 1979 - X. 137p.
159. HS.Pobojewska A. Kosmos Mensch - Okologie: Ethologische Diagnose der Situation des Menschen in der westlichenchen Zivilisation //Acta Univ. lodziensis. Folia philos. Lodz, 1991, № 8. S.127-150.
160. Prado B. Romance, moral e polltica no seculo das luzes: о caso de Rousseau //Discurso. Sao Paulo, 1988, № 17. P.57-74.
161. Vogel Ch. Temps et attente comme expeerience esthetique au siecle de Lumieres //Poetique. Paris,1998, № 113. P. 17-27.
162. Voisine J. J.-J. Rousseau en Angleterre a l'epoque romantique. Les ecrits autobiographpiques et la legende. These. Paris, Didier, 1956, X. 482 p.
163. Vowinckel G. Homo sapiens sjciologicus, oder. Der Egoismus der Gene und die List der Kultur // Kolner Ztschr. Fur Soziologie u. Soczialpsychologie. Koln, 1991. Ig. 43, H. 3. S.520-541.
164. Wille H. J. Die Gefahrtin. Das Leben der Therese Levasseur mit J.-J. Rousseau. /5. Aufl./ Berlin, Htnschelverl. 1957. 515s.