автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философский анализ генезиса правосознания

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Шумова, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философский анализ генезиса правосознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философский анализ генезиса правосознания"

На правах рукописи

ШУМОВА Юлия Владимировна

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ПРАВОСОЗНАНИЯ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

□0307 1815

Челябинск, 2007

Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Суханов Ким Николаевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, доцент Кашапов Федор Адеевич

кандидат философских наук, доцент Зырянова Валерия Михайловна

Ведущая организация Кафедра философии и политологии Челябинского

Защита состоится «¿д» мая 2007 г в Х2 часов на заседании диссертационного совета К 212.296 04 в Челябинском государственном университете

Адрес 454021, г Челябинск, ул Братьев Кашириных, 129 Зал заседаний Ученого Совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Челябинского государственного университета

Автореферат разослан «2/» ап/^¿-^2007г

Агроинженерного университета

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент

Худякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время правосознание исследуется в основном в историческом аспекте Нет исследования генезиса правосознания как теоретического объекта социальной философии В этой связи тема диссертационного исследования является актуальной в теоретическом отношении

Тема диссертационного исследования актуальна и в практическом отношении в условиях кардинальных перемен, происходящих в настоящее время в российском обществе В центре этих перемен все чаще оказываются проблемы, связанные с правосознанием, с оценкой действующего позитивного права и практики правосудия

В условиях формирования правового государства и гражданского общества в России сложилась парадоксальная ситуация- с одной стороны, создана законодательно-правовая база для реализации прав и свобод человека, с другой стороны, естественные права человека не всегда реализуются должным образом Возникшее противоречие менаду сущим и должным требует своего разрешения в плане ценностной оценки позитивного права и сложившейся практики правосудия

Степень разработанности темы. Тема исследования лежит на пересечении философской, юридической и психологической проблематики Феномен правосознания исследуется в самых различных аспектах, разрабатываемых в ряде частных гуманитарных наук в области философии этому посвящены работы Толстого Л Н, Соловьёва В , Гольбаха П А , Бердяева Н А, Ильина И А, Камю А и др в области юриспруденции ГС Остроумова, ИФ Рябко, КТ Вельского, В А ЦЦегорцова, Н Я Соколова, в области психологии Пиаже Ж, Ратинова А Р, Ефремовой ГХ Ниже мы даем краткий обзор состояния разработки социально-философского аспекта генезиса правосознания

Философский анализ феномена правосознания восходит к Платону, который впервые высказал идею подавления естественного правосознания посредством правового воспитания с целью формирования позитивного права как единственно верной формы правового регулирования Согласно Платону, контроль за выполнением этой функции возлагался на государство Позднее с идеей, оппонирующей платоновским правовым концепциям, выступает МТ Цицерон, создавший оригинальную модель, сущность которой заключается в разработке идеи естественного права и его роли в формировании правосознания Идеи Платона и Цицерона позволили диссертанту выделить два полюса в исследовании генезиса правосознания естественно-правовой и позитивно-правовой Все последующие исследования правосознания принадлежат либо одному, либо другому полюсу, либо

3

находятся между ними К естественно-правовому полюсу относятся работы Цицерона М Т , Ильина И. А , Камю А, Руссо Ж -Ж, Монтескье Ш Л , Шеллинга Ф В, Толстого Л Н, Тихомирова Л А и др К позитивно-правовому полюсу относятся работы Платона, Аристотелья, Тита Ливия, Бачинина В.А , Соловьева В., Гольбаха П А, Бердяева Н А, Фюстель де Куланжа, Рассела Б и др.

К разработке проблематики генезиса правосознания относятся работы, возводящие истоки правосознания к природе, действию ее законов Этой проблематике посвящены работы Спинозы Б, Гоббса Т, Хокинга С, Ахутин А В Исследованию данной проблематики перекрещивается с изучением природы человека Решению этой проблемы посвящены работы Демокрита, Локка Д, Гоббса Т, Юма Д, Ламетри Ж О, Гельвеция К А., Фейербаха Л, Маркса К, Энгельса Ф, Гердера И Г., Геккеля Э, Дарвина Ч, Ясперса К., Бережного Н.М, Гурджиева Г М

В русле данной проблематики велась разработка теории естественного состояния человека Эта проблематика представлена работами Аристотеля, Цицерона, Гроция, Гоббса Т, Локка Д, Спинозы Б, Руссо Ж -Ж, Вольтера, Ролз Д, Готье Д

Заметный вклад в решение проблемы формирования правосознания человека в досоциальный период его бытия оказали исследования Сократа, Аристотеля, Пиаже Ж , Петражицкого, Гусейнова А , Апресяна Р., Ахиезер А С

Отдельную линию в исследовании феномена правосознания составляют работы посвященные правосознанию отдельного индивида в его социальном бытии Среди исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать имена Гольбаха П А, Шеллинга Ф В , Кьеркегора С , Камю А , Рассела Б, Бачинина В А , Соловьева Вл С, Ильина И А Вторую же линию в исследовании правосознания составляют работы, которые посвящены правосознанию общества в целом Проблемой формирования общественного правосознания занимались Платон, Цицерон М Т, Тит Ливий, Монтескье Ш , Бердяев Н А , Тихомиров Л А

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен правосознания В качестве предмета социально-философского анализа в диссертации выступает его генезис в индивидуальном и общественном аспектах

Цели и задачи диссертационного исследования. Главная цель диссертационного исследования - проследить генезис правосознания, что подразумевает анализ элементов структуры правосознания на определенном этапе генезиса, их переходов в структуру правосознания последующих этапов генезиса и появления новых элементов структуры при переходе от одного этапа к последующим этапам В связи с поставленной целью к наиболее важным задачам диссертационного исследования относятся

4

1 Раскрытие содержания и структуры правосознания в качестве объекта социально-философского анализа, описание его природы как особой формы общественного сознания, определение его социальной необходимости

2. Обоснование генезиса правосознания как теоретического объекта социально-философского исследования

3 Обоснование положения о протоправосознании как генетическом истоке правосознания

4 Раскрыть место естественного права в генезисе правосознания

5 Разработка вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правого базиса в качестве необходимого условия формирования «здорового» правосознания

6 Разработка вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами

Методологические и теоретические основания исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются, генетический метод, интегративный подход, позволяющий синтезировать достижения частых наук, метод типологизации и категоризации, позволяющий объяснить сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса, метод историко-генетического сравнения, объясняющий сходство явлений как результат их родства по происхождению, принцип совпадения фило- и онто- генеза.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования выражается следующими положениями

1 Раскрытии содержания понятия «генезис» как элемента объективного исторического процесса, способствующее превращению генезиса в теоретический объект философского исследования

2 Обосновании разграничения исторического и генетического подходов к эволюции правосознания

3 Структуризации генезиса правосознания на универсальные и необходимые стадии, включающие протоправосознание, интуитивное право, осознаваемые критерии разграничения добра и зла, традиции и обычаи

4 Разработке вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса в качестве необходимого условия «здорового» правосознания

5 Разработке вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами

Положения, выносимые на защиту.

1 Генезис является теоретическим объектом социально-философского исследования, более узким в сравнении с понятием истории

2 Регулирующая функция поведения человека на ранних стадиях его развития осуществляется протоправосознанием

3 Естественное право является основой оценки объективности и справедливости позитивного права и в аспекте регулятивной функции -генетической предпосылкой позитивного права

4 Согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса является необходимым условием формирования «здорового» правосознания

5 Общественное правосознание претерпевает постоянные флуктуации между демократической и императивной формами

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в постановке и разработке новой проблемы генезиса правосознания, открывающих новые направления в изучении правосознания и создающих мировоззренческо-методологический задел для конкретно правовых исследований

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов диссертации в форме различных спецкурсов в системе подготовки юридических кадров в институтах повышения квалификации и на юридических факультетах университетов Материалы диссертации могут быть так же использованы в правовой просветительской работе Материал и результаты исследования могут быть использованы в широком спектре социально-гуманитарных дисциплин в разделах связанных с анализом, метаморфозами феномена правосознания в индивидуальном и общественном аспектах Положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии права, социальной философии

Апробация работы. По результатам исследования был сделан доклад на Всероссийской заочной научной конференции по философии «Онтология культуры в антропологическом измерении» (Челябинск, 10 июня 2005 года) По материалам диссертации было сделано выступление на кафедре философии Челябинского государственного университета На основе диссертационных материалов опубликовано три статьи и тезисы выступления на научной конференции

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, аждая из которых содержит по два параграфа, заключения и библиографического списка Объём диссертационной работы ¿^страниц

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень ее разработанности, формулируются основные цели и задачи работы, определившие общую направленность исследования, указываются теоретические и методологические основания диссертации, показывается ее теоретическая и практическая значимость

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования генезиса правосознания» посвящена анализу феномена правосознания и обоснованию генезиса правосознания как теоретического объекта философского анализа Рассмотрены некоторые проблемы, решение которых служит необходимым подготовительным этапом к диссертационному исследованию

Первый параграф «Понятие правосознания» посвящен раскрытию общих содержательных элементов и структуры правосознания, рассматриваемых в статике Дается определение правосознания как теоретического объекта социально-философского анализа

Феноменологию правосознания мы рассмотрим, начиная с общественного правосознания, описание его природы, как особой формы общественного сознания, определение его социальной необходимости

Правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным

Общественная природа правосознания проявляется уже в правовых чувствах как таковых, в смысле чувственно-интуитивного осознания своего общественного положения и проявления своего отношения к другим людям, проявляющих установку индивида на налаживание межличностных и общественных отношений

Платон, занимаясь поиском гармонического соединения индивидуальной добродетели и общественной справедливости, тем самым выявляет двойственную природу правосознания, то есть его разделение на общественную и индивидуальную составляющие

Правосознание как объект философского анализа представляет собой сложное образование, обладающее рядом особенностей, которые идентифицируют его среди других форм общественного сознания

- отражение явлений общественной жизни через призму нормативных понятий и категорий,

- зависимость от эффективности регулирования жизни общества законами,

- наиболее яркое выражение волевого момента в отношении к нормам,

- обращенность не только к действующему позитивному праву, но и ориентированность на будущее нормативно идеального должного

Специфику правосознания можно определить не только через его особенности, но и через анализ его структурных элементов

В качестве структурных элементов правосознания в параграфе выделяются традиционные формы - правовая психология и правовая идеология Правовая психология не имеет системного характера, она проявляется стихийно в эмоционально-чувственных переживаниях Правовая психология является примитивной, первостепенной частью феномена правосознания Через нее индивид начинает осознавать социальную необходимость и ценность права или наоборот его бесполезность

На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность правовых чувств, навыков, привычек, представлений, настроений и установок, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свое поведение Правовые чувства позволяют формировать определенную направленность индивида на взаимодействие с субъектами правовых отношений, а также оценку своего правового статуса Правовые навыки представляют собой, закрепленные по ходу житейской практики стереотипы поведения Правовые привычки являются, выработанной потребностью поступать определенным образом Правовые представления являются отражением ранее воспринятых правовых ситуаций Правовые настроения представляют собой общее состояние переживаний человека относительно социально-правовых событий Правовая установка - это состояние предрасположенности индивида к определенной активности в конкретной правовой ситуации

Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией Правовая идеология - это совокупность правовых идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность Это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы Правовая идеология характеризуется целенаправленным философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества

Правовая идеология соответствует уровню теоретического отражения и освоения правовой действительности На идеологическом уровне элемент

8

индивидуального сводится к определенной модели поведения Правовая идеология - это теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп, характеризуемая обоснованной аргументированной критикой правовой системы и целенаправленным освоением проблемных ситуаций права

Правовая психология и идеология не имеют самостоятельной ценности, эти две составляющие феномена правосознания равнозначны Только в совокупности правовая психология и правовая идеология в полной мере обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои функции познавательную, оценочную, регулятивную Многие ученые помимо основных функций правосознания выделяют дополнительные, например, такие как прогностическая, интегрирующая, функция моделирования и правообразующая

Традиционно ученые-правоведы, философы выделяют три вида правосознания обыденное, профессиональное и научное С нашей точки зрения данное разделение недостаточно точно определяет субъектов права Так как, во-первых, это разделение не достаточно детализовано Во-вторых, в рассматриваемом разделении весьма неудачно выбраны названия уровней, вследствие чего по названию не всегда можно определить семантику уровня Каждый уровень правосознания выполняет три основные выше перечисленные функции, но наряду с ними имеет свои профильные функции, которые служат индикатором для дифференциации уровней правосознания Таким образом, правосознание правовой психологией обращено к индивиду и к эмпирическому уровню каждодневной практики применения права, а правовая идеология обращена ко всему обществу, к воспроизводству теории права в обществе

Второй параграф «Генезис правосознания как теоретический объект философского анализа» посвящен выявлению соотношения понятий «история» и «генезис» В данном параграфе доказывается, что «генезис» в объективном аспекте является более узким понятием по сравнению с понятием «история» Важнейшей проблемой этого параграфа является обоснование генезиса правосознания, как теоретического объекта философского анализа

Термин «история» используется в двух основных смыслах С одной стороны историей называют объективный процесс, ограниченный некоторым конкретным пространственно-временным полем. С другой стороны термин «история» означает науку, объектом которой является упомянутый объективный процесс История, как наука, не образует главного предмета исследовательского интереса, внимание концентрируется на объективном историческом процессе

Далее рассматривается разделение времени существования человечества по К Ясперсу на доисторию, историю и будущее История, по Ясперсу, это

9

объективный процесс, ограниченный некоторым конкретным пространственно-временным полем, которое Ясперс называет «ограниченной областью»

В параграфе ставится философская проблема о единстве объективного исторического процесса Примером решения этой проблемы могут быть концепции истории рас на Земле монофилилетическая и полифилетическая Монофилетическая концепция предполагает, что все расы являются разветвлениями одного «ствола», полифилетическая характеризуется развертыванием во времени независимых друг от друга линий Этот пример взят только для постановки проблемы единства исторического процесса

Невозможно последовательно провести в жизнь полифилетическую трактовку истории однотипных явлений Полифилетическая концепция объявляет, что однотипные явления могут возникать независимо друг от друга и существовать параллельно. Однотипные явления могут рождаться или в результате дифференциации какой-либо одной единой субстанции или в результате интеграции однотипных элементов в целостность В обоих случаях однотипные явления характеризуются единой природой Наличие повторяемости однотипных явлений в независимых потоках их развертывания свидетельствует в пользу реализации монофилетичности их истории Совместное развертывание во времени явлений, имеющих одинаковую или разную природу, вместе с процессами простого самовоспроизведения явлений образует вертикальную структуру исторического процесса В случае монофилетического характера исторического процесса вертикальная структура имеет форму перехода во времени от единого ко многому Эта модель иллюстрируется примером А Тойнби история городов-государств Древней Греции в период с 725 по 325 года до нашей эры Далее делается вывод, что специфические черты объектов исторического поля могут быть поняты только в рамках более широкого поля исторического процесса, охватывающего движение не одного, а целого многообразия подобных элементов Только так можно понять значение процессов, происходящих с отдельными элементами поля, для цельной совокупности элементов

В случае полифилетичности характера развертывания исторических событий вертикальная структура истории представлена или формой перехода от множественности к единому (интеграция), или формой простого воспроизведения во времени самотождественности явлений поля истории Первые две формы рассмотрены на примере истории рас Реализацию третьей формы демонстрирует история культур и цивилизаций, которая начинается независимо в нескольких местах земного шара Данная особенность исторического процесса демонстрируется метафорическим образом каната, сплетенного из многочисленных отдельных нитей

Явления и процессы истории кроме вертикальной структуризации могут иметь и «горизонтальную» структурность, которая возникает в результате горизонтальных связей между объектами пространственно-временного поля В этом случае исторический процесс представляет картину временного потока объектов и событий, в котором реализуются «горизонтальные» взаимодействия Познание такого поля истории будет акцентироваться не просто на хронологии исторических событий, но и на выявлении «горизонтальных» структур, образуемых взаимодействующими объектами поля истории

Исторический процесс с горизонтальным взаимодействием объектов поля истории можно проиллюстрировать историей культур Игнорирование горизонтальной взаимосвязанности явлений исторического поля иногда принимает форму произвольного замыкания поля во времени и в пространстве Поле истории является правильно выбранным только тогда, когда учитываются процессы исторического движения всех значимых элементов и сопоставление этих процессов осуществляется с учетом их специфики

Эта модель исторического процесса, в сущности, представляет картину становления, развития исторических событий, структур с «горизонтальным» и «вертикальным» взаимодействием Различие монофилетической и полифилетической модели является существенным моментом в разделении понятий «генезис» и «история» Понятие генезиса не относится к процессу абсолютно параллельного развертывания во времени Генезис имеет монофилетический характер как в смысле дифференциации единого корневого начала на элементы, так и интеграции имеющих разные корни элементов в итоговую целостную систему

Из этого следует, что как на стадии разложения начального единства, так и на стадии интеграции в целостную систему в генезисе участвуют однотипные явления Обязанные своим происхождением дифференциации элементы имеют один и тот же начальный корень, интегрируемые в ходе генезиса явления становятся различными моментами, проявлениями одной и той же системы

Процессы становления и развития в поле истории мы и обозначаем термином «генезис» Таким образом, понятие «генезис» в объективном аспекте является более узким по сравнению с понятием «история» Генезис является частью исторического процесса

До сих пор речь шла о генезисе как эмпирическом процессе, элементе эмпирической истории Вообще познание объективной истории, включая генезис, как ее часть, разворачивающейся в конкретном пространственно-временном поле, является задачей истории как науки Наша задача состоит в философском анализе генезиса правосознания Другими словами пред нами стоит задача конституировать генезис как теоретический объект философского анализа

11

Специфика философского подхода выражается в том, что генезис правосознания не рассматривается в контексте реального исторического процесса методами исторической науки Философский анализ генезиса правосознания предполагает отвлечение от конкретных пространственных и временных координат исторических событий и от эмпирических взаимосвязей событий Выстраивается общая абстрактная модель генезиса правосознания «вообще», безотносительно к конкретному полю истории и конкретным эмпирическим носителям этой формы сознания Конечно, построение таких моделей осуществляется с общей ориентацией на реальные процессы генезиса, но к ним применяется так называемая абстракция отождествления С помощью этой абстракции в общей модели генезиса правосознания фокусируются универсальные и необходимые характеристики реальных процессов генезиса правосознания Работа на основе модели, построенной с помощью абстракции отождествления, должна относиться не к «ведомству» какой-либо конкретной науки, но к области философии

Вторая глава «Генетические истоки правосознания» посвящена разработке модели зарождения и развития правосознания, выявлению и систематизации его генетических истоков

В первом параграфе «Протоправосознание как генетическая основа правосознания» рассматриваются генетические истоки, на базе которых сформировалось правосознание Сферами, в которых производится поиск генетических истоков правосознания, являются отношение человека к природе и природа самого человека

Природа вообще трактуется в параграфе как естественное бытие, противоположное человеческой культуре (оппозиция «естественное -искусственное»), существенным моментом которого является онтологический закон Под природой человека понимается сложное переплетение биологического, социального и духовного, дающее единое бытие и сущность человека Поиски природы человека на путях противопоставления биологического и социального («либо-либо») характеризуются как несостоятельные

В параграфе различаются широкая и узкая трактовка социальности человека Широкая трактовка опирается на представление принадлежности человека к роду общественных животных Как писал К Маркс, человек «по самой своей природе есть животное, если и не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное» (Маркс К Соч Т 23 С 338) Человек - не просто животное, но социальное животное Узкая трактовка социальности человека рассматривает человека через призму таких форм социализации, как общественное производство, производственные отношения, политические, идеологические и тп отношения Узкая трактовка не является универсальной, поскольку на начальных стадиях

12

существования человека как «полуживотного» дикаря (Энгельс) человек существовал в составе «первобытного человеческого стада», которое было не производственной, но брачно-регулирующей структурой (см Философский энциклопедический словарь М Советская энциклопедия, 1983 С 586) Узкая социальность человека надстраивается над широкой социальностью, так что в обоих случаях человек оказывается социальным существом

Уже на ранних этапах существования человека формируются правила поведения, обеспечивающие взаимодействие с сородичами На этой стадии регулирующую функцию выполняют, прежде всего, законы естественной природы На более высоких стадиях добавляются искусственные, социально необходимые правила К их числу относятся нормы морали и традиции Мораль (как система норм поведения) в параграфе характеризуется в качестве главного детерминирующего фактора права, а моральное сознание - в качестве главного детерминирующего фактора правосознания

Факторы, которые в условиях отсутствия позитивного права, законов доводят до человека разграничение допустимых и недопустимых действий и отношений, в параграфе объединяются понятием протоправосознания Протоправосознание характеризуется в качестве первичной генетической основы правосознания

В силу сложности проблемы изучения ранних стадий реального генезиса правосознания (этот процесс проходил за пределами исторического периода развития человечества, не оставившего документальных или вещественных свидетельств) исследование проводится на основе методологического принципа совпадения онтогенеза и филогенеза процесс формирования правосознания отдельного современного индивида повторяет генезис правосознания в истории человечества Генезис правосознания в историческом аспекте исследуется в сопоставлении с развитием сознания современного ребенка

Инстинктивное, интуитивное схватывание дозволенного и недозволенного человеку природой привело к зарождению субъективного права или, как его еще называют, интуитивного права, имеющего индивидуально-изменчивый характер В этой связи в параграфе дается анализ концепций права Петражицкого и Ильина, признававших интуитивный характер права Интуитивное право бедно по своему интеллектуальному составу (ощущения, чувства, воображение), выходит за рамки рационального обоснованного и позволяет регулировать элементарные жизненные действия человека, не исключая возможности произвола в действиях и отношениях Постижение естественного права человеком в этой ситуации осуществляется в форме ощущения открывающейся законами природы свободы или накладываемого законами природы ограничения, те в форме инстинктивно, интуитивно схватываемой неизбежности подчинения поступков человека и отношений между

13

людьми законам природы Формой такого схватывания являются инстинкты и аффекты (в частности, страх) Позже структура детерминации поведения и мотивации индивида законами природы дополняется структурой детерминации поведения сформированными в сообществе общепринятыми установками и предписаниями (традиции и обычаи)

Следующей необходимой стадией генезиса правосознания первобытного человека является переход от инстинктивного и интуитивного выбора действий к рациональному пониманию и обоснованию поведения и установления отношений с другими людьми Этот переход представлен попытками выявления четко осознаваемых критериев разграничения добра и зла, допустимого и недопустимого как некоторой ценности общего значения Здесь формируются зачатки первобытной морали

Вопрос о конкретном содержании представлений первобытного человека о добре и зле является предметом исторической науки. Для социально-философского исследования генезиса правосознания важно то, что переход к освоению осознаваемого критерия разграничения добра и зла является необходимым этапом генезиса протоправосознания Эти критерии первоначально имеют индивидуальный характер и становятся существенным моментом протоправосознания

Таким образом, первые стадии формирования протоправосознания носят естественно-индивидуальный характер и максимально приближены к биологическому существу человека, к его биологическому инстинкту самосохранения Третья стадия генезиса протоправосознания в параграфе связывается с доминированием рационального фактора в мотивации и организации поведения в форме традиций и обычаев Здесь представления о возможном, обязательном, необходимом, запрещенном принимают системный и общеобязательный характер В параграфе дается краткое разъяснение сущности и функций традиции (передача из поколения в поколение чувств, идей, принципов, норм, ценностей и т п) и обычая (привычный образ действия), которые генетически предшествовали правовой системе и легли в основу позитивного права

Общий вывод параграфа гласит зачатки правосознания (протоправосознание) появляются там, где нет одинаковой допустимости действий и отношений, где зарождается потребность делить поступки на справедливые и несправедливые

Второй параграф «Место естественного права в генезисе правосознаня» В философских исследованиях посвященных праву, представлены два направления Одно из них признает только позитивное право Второе направление считает, что позитивному праву предшествует естественное В рамках второго направления отсутствует единообразная трактовка сущности и содержания естественного права

Концепции естественного права используются в качестве основы для ценностной выверки действующего позитивного права Существенным элементом правосознания является признание общезначимости естественного права (Аристотель, Цицерон, Марциан, Ульпиан и другие) С точки зрения наших критериев генезиса это положение привлекательно, поскольку позволяет отнести естественное право к общезначимым и закономерным ступеням генезиса правосознания

Весьма нередко различение природы естественного и позитивного права осуществляется в связи с вопросом о их генетических истоках и в рамках оппозиции «естественное - искусственное» В параграфе в начале рассматривается теологическая и религиозно-философская концепция генезиса естественного права как элемента правосознания Эта концепция исходит из понятия деонтологического закона

Деонтология предполагает рассмотрение единой нормативной сферы, включающей в себя в качестве обязательных для исполнения норм религии, морали, права и эстетической культуры Теология и религиозная философия базой этой сферы считает нормы религии, генетическим источником которых является «эссенциальная» справедливость Бога, воля Божья Законы этики составляют существенное содержание естественного права, которое теологи и религиозные философы склонны считать генетической основой позитивного права Поэтому ему отводится роль безошибочного критерия объективности позитивного права, нормы которого теперь уже не дозволяется трактовать как искусственно созданные человеком, произвольные

Уже в древнегреческой философии наметилось разделение деонтологических и онтологических законов Однако в обществах с господством религиозных представлений, всякий закон трактовался как деонтологический, как система норм поведения природных объектов, установленных Богом Таким образом, любой закон можно было называть естественным по отношению к человеку, так как человек не является творцом закона

Мы не видим рациональных оснований для принятия идеи редукции нравственности, естественного и позитивного права к «эссенциальной» справедливости и воле Бога Эта идея не может претендовать на общезначимость в контексте всего человечества, но в религиозно-философской трактовке генезиса правосознания имеются две рациональные мысли во-первых, нравственные принципы образуют существенный момент правосознания в форме естественного права и, во-вторых, естественное право является критерием объективности позитивного права

Далее в параграфе рассматриваются концепции, не имеющие теологической и религиозно-философской окраски Такие концепции, как правило, возводят правосознание в форме естественного права к этике Наиболее содержательным тезисом таких концепции является утверждение о том, что нравственная категория «справедливость» выражает суть естественного права, и является оценочным инструментом установления объективности позитивного права

Справедливость как оценочный критерий может применяться всегда к существующему своду юридических или неюридических правил На основе приложения этической категории справедливости к позитивному праву рождается понятие правовой справедливости Вопрос о том, в какой мере признаки формальной справедливости действительно присущи правовой системе, является одним из центральных моментов правосознания, поскольку формальная категория справедливости правосудия не дает критериев оценки справедливости действующих норм

Понимание справедливости основывается первоначально на моральных представлениях, а моральные представления ложатся в основу правовых представлений Таким образом, можно утверждать, что такие элементы правосознания как представления о правомерном и неправомерном невозможны без элементарных моральных представлений о добре, зле, справедливом и несправедливом Моральные нормы не только первичны по отношению к правовым, но и необходимы в качестве фундаментальных представлений о добре и зле, о допустимом и запрещенном и т п

Рассмотренная роль этической категории вроде бы подталкивает к выводу, что ни одна система норм не может квалифицироваться как правовая, если она не включает нравственные нормы Многие мыслители действительно делают такой вывод Вывод этот поспешен Дело в том, что в рамках морали существуют проблемы с пониманием справедливости, и с применением ее к оценке человеческих действий

Еще один аспект взаимосвязи морали и права многие моральные принципы ведут свое происхождение от правовых норм, так что правовые понятия оказывают огромное влияние на морально-нравственный образ мышления и вносят свой вклад в содержание этической категории справедливости Еще один новый момент моральная норма может считаться действующей, даже если ее редко соблюдают Закон требует своего регулярного обязательного соблюдения Таким образом, далеко не все моменты позитивного права и правосудия могут жестко детерминироваться нравственностью

Выделим значимые моменты «этического редукционизма» в отношении естественного права Мораль функционируем на основе волевою компонент»

16

человеческой личности Мораль, акцентируя внимание на дуализме возможного и должного, нацеливает человека на самосозидание Моральные принципы и нормы базируются на представлениях добра, общественного блага и т п

Есть устоявшееся в социальной философии мнение, что мораль выполняла свои регулятивные функции уже в родовой общине В аспекте регулятивной функции мораль, безусловно, является важнейшей генетической предпосылкой права и правосознания Регулирующее действие морали создает и закрепляет образец регулируемого поведения и тем самым предуготавливает человека к усвоению регулятивной функции права и отражению этой функции в правосознании Генетическая взаимосвязь морали и права идет не по содержательной линии, но по регулятивной функции, которая оказывается общей для морали и права, но при генетической первичности нравственного регулирования

Таким образом, мораль является первичной предпосылкой права и правосознания так как, во-первых, она имеет регулятивную природу, во-вторых, предшествует правовому регулированию во времени, и, в-третьих, между моралью и естественным правом существует единство категориального аппарата

В параграфе так же уделяется внимание анализу философских концепций Нового времени, полностью отрицавших специфически моральный характера естественного права и отождествлявших его с подчинением силам природы Примером могут быть концепции Гоббса и Спинозы

Итак, в параграфе на основе анализа религиозно-теологических и религиозно нейтральных этических концепций естественного права и его соотношения с позитивным правом, во-первых, установлено, что к основным содержательным аспектам правосознания относятся осмысление

- сущности и содержания системы естественного права, ее открытого или замкнутого характера,

- моральной справедливости как критерии объективности позитивного права,

- соотношения моральной справедливости с формальной справедливостью правосудия,

- естественного права как закономерной ступени генезиса правосознания,

- не возможности генетического возведения содержания законов морали и права к «эссенциальной» справедливости и воле Бога

Во-вторых, сформулированы оценки перечисленных основных содержательных моментов правосознания, даваемым в философско-религиозных и религиозно нейтральных нравственных концепциях естественного права и его функций

- В рамках указанных концепций недостижима единообразная трактовка сущности и содержания естественного права и его природы

- Естественное право является преимущественно инструментом оценки объективности позитивного права

- Нет оснований считать естественное право в историческом аспекте общечеловеческим по своему содержанию, но в каждом обществе естественное право образует закономерную ступень генезиса правосознания.

- При всей положительности философско-религиозных трактовок содержания нравственных норм нет рациональных оснований для принятия идеи редукции нравственности, естественного и позитивного права к «эссенциальной» справедливости и воле Бога

- Неприемлема полная редукция естественного и особенно позитивного права к законам морали

Третья глава «Современные индивидуальное и общественное правосознание как структурные уровни генезиса правосознания» посвящена формированию вербализованных моделей индивидуального и общественного правосознания

В первом параграфе «Правосознание в индивидуальном аспекте» предметом исследования является правосознание индивида, которое включает в себя не только естественно-правовую, но и искусственно-правовую составляющую (позитивное право) Гармония между естественно правовой и искусственно-правовой (позитивное право) составляющими в параграфе рассматривается в качестве признака здорового правосознания индивида

Достаточно часто считается, что проблема согласованности субъективной мотивации индивида с требованиями правил поведения важна лишь для морали и не имеет значения для права Для правовой сферы важным считается внешний, легальный образ действия, а не то, какие убеждения и настроения лежат в основе мотивации поведения индивида Такое положение вещей обеспечивает, по нашему мнению, формирование лишь нездорового правосознания и разрушает то, что заложено в человеке природой и продиктовано законами природы (естественное право) Здоровое правосознание включает в себя признание и добровольность соблюдения предписаний позитивного права

Здоровое правосознание не сводится только к знанию правовых предписаний Оно включает добровольность приятия и соблюдения их как проявлений ясного ума и совести Человек, обладающий здоровым правосознанием, не только знает, чему повинуется, но и руководствуется внутренним убеждением в необходимости и правильности такого подчинения Деформация здорового правосознания лишает волевой элемент человеческой психики стимулирующей функции, а также убежденности в разумности и необходимости правовых норм

Человек, обладая деформированным правосознанием, действует в рамках закона из-за боязни наказания Исключение из структуры индивидуального правосознания элемента признания права означает, что право как некая данность может не относиться индивидом к числу признаваемых ценностей С другой стороны, акцент на формальном знании правовых предписаний (позитивного права) ведет к игнорированию таких моментов индивидуального правосознания, как внутреннее приятие (признание) и понимание права Одним из признаков деформированного индивидуального правосознания является правовой нигилизм

Признание права (в его конкретном содержании) как объективной ценности, как социальной необходимости является началом формирования здорового правосознания индивида Безусловно, признание права, как общественно необходимого явления, без знания его формальной стороны является абсурдным пределы допустимого и недопустимого поведения становятся условными тогда как общественная жизнь предполагает общественный порядок существования Но знание позитивного права без понимания и признания его смысла и истинного назначения является лишь формальностью, открывающей путь к поиску «обходных путей»

Понимание смысла позитивного права мы считаем третьим элементом структуры индивидуального правосознания Из непонимания права, его непризнания вытекает отрицание его как социального правового института, необходимого для консенсусного сосуществования людей Понимание смысла права состоит в установлении его соответствия принципу справедливости

Знание своего неотъемлемого права признать или не признать чужое веление, сознание унизительности своего рабства есть начало формирования здорового правосознания Абсолютизация естественного права индивида ведет к произволу индивидов, формирование позитивного права без учета естественно-правового ядра ведёт к произволу «верхов»

Естественное правосознание, в отличие от позитивного возникает стихийно, имеет свободный характер и закладывается в сознание человека самой природой, позитивное право формируется обществом и представляет собой единую, фиксированную государством систему

Сильная сторона позитивного права - в возможности стандартизации мышления в сфере права и регулирования поведения, не выходящего за рамки закона Негативное отношение и полное отрицание позитивного права как ненужного и по сути вредного явления (Толстой) объясняется неверным представлением о целях, задачах и функциях права, главная задача которого, по справедливому мнению Вл Соловьёва — в смирении злых наклонностей, в обуздании упорного эгоизма, в борьбе с несправедливостью и произволом сильных,

19

в обеспечении общего равенства и свободы Источником формирования позитивного права является знание норм морали и моральных табу В качестве монорм, регулирующих поведение людей, выступают также мифы

В параграфе дается критика концепции здорового правосознания индивида как религиозного правосознания В целом роль религии в становлении правосознания оценивается следующим образом- религия послужила укоренению положительного правосознания и подавлению естественно-правового ядра Она деформирует правосознание индивида.

Формирование здорового правосознания является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире Решение этой задачи поможет разработать наиболее радикальные и оптимальные методы и способы, правового воспитания индивида, правосознание которого деформируется преобладанием естественного или положительного компонентов

Во втором параграфе «Правосознание в общественном аспекте» рассматриваются некоторые особенности генезиса правосознания на уровне общественного правосознания

Анализ исходит из общепринятого правоведами подразделения общественного правосознания на три типа - императивное, демократическое и социалистическое Принятое подразделение условно с точки зрения соответствия практике, но теоретически вполне допустимо.

Императивное правосознание сводит правовую область почти исключительно к позитивному праву (системе законодательно установленных норм) и не содержит в себе естественное правосознание в его современном содержании и объеме Восприятие решений и указов правителя как догматы, не подлежащие обсуждению, является существенным элементом императивное правосознания

Демократическое правосознание предполагает плюрализм мнений, взглядов, идей, теорий по поводу существующего правового бытия, юридической действительности конкретного социума и его идеальной, должной организации Демократическое правосознание включает в свой состав как положительное, так и естественное правосознание

Социалистическое правосознание характерно для общностей, в которых власть коллектива всецело определяет жизнь индивида и формирует у него убеждение о невозможности существования вне данной конкретной коллективной общности Социалистическое правосознание право коллектива, целого ставит вше прав индивида, считая последние производными от первых В этом смысле оно является вариантом императивного общественного правосознания

В становлении общественного правосознания, безусловно, большое значение имеет правовое воспитание (воздействует на эмоционально-волевую и ценностного

мировоззренческую сторону сознания) и правовое образование (воздействует на рациональную составляющую сознания) Однако нельзя согласиться с тем, что необходимо направлять образ мыслей детей (и вообще, людей) в русло, сформированное законодательством Законодательный процесс - результат правотворческой деятельности одного человека или группы лиц, так что результат этого процесса напрямую зависит от правовой культуры, правовых идей, правового воспитания и других личных качеств субъектов законотворчества В итоге правовое воспитание может попасть в прямую зависимость от субъективных факторов

Разные типы общественного правосознания по-разному конституируют общественное правосознание Императивный и социалистический типы, действуя императивно, подавляют естественное правосознание Привязка формируемых моделей поведения к существующей позитивной правовой системе, трактуемой догматически, безусловно, может повысить уровень законопослушания, но при смене правовой ситуации человек оказывается беспомощным, поскольку не был подготовлен к самостоятельному правовому мышлению В государствах демократического устройства в процессе правового воспитания делается акцент на использование диспозитивных интерпретаций правовых норм и плюрализм оценок ценности правовой системы

Многие концепции правосознания как общественного феномена пытались выявить основание общезначимости общественного правосознания, заставляющее людей с необходимостью разделять с другими людьми его содержание Цицерон в качестве такого основания указывал универсальный, одинаковый у всех людей разум Именно разуму приписывается быть мерилом правильного и неправильного, справедливого и неправильного повеления и запрета На этой основе формируется единственно верное общественное мнение о праве и правопорядке Однако в действительности, как это был вынужден признать и сам Цицерон, в восприятии характеристик права участв> ет не только разум, но и индивидуальное субъективное восприятие

По нашему мнению конституирование общественного правосознания начинается не в рамках государственной идеологии (как у Платона) и не ограничивается естественно-правовыми началами (как у Цицерона) Это формирование является сложным и длительным процессом, который не может не испытывать влияния государственной идеологии, и в то же время не может основываться ни на чем другом, кроме как на естественно-правовых началах

Важным элементом правосознания как формы общественного сознания является оценка человека, стоящего у власти Этот образ формируется с целью определения правомерности обладания властью не только с правовой точки зрения, но и с точки зрения адекватности характеристик властной личности задачам,

21

стоящим перед системой управления В ходе исторического развития у каждого народа складывается свой идеальный образ главы государства, его качеств и особенностей

Ещё одним элементом общественного правосознания является оценка добродетельности и других нравственных качеств властвующей личности Такие нравственные качества, как пассивность в государственных делах и, тем более, пассивность, содействующая разложению государственного строя, невнимательность к проблемам народа, леность, не проницательность, безответственность, слабоволие и др , вызывают негативное отношение общества к лидерам

Важным элементом общественного правосознания является понимание пределов повиновения власти Слепая покорность человека не только лишает его возможности самостоятельно оценивать правовую действительность, действовать в пределах допустимого, но и лишает человека чувства личной ответственности Говоря теоретически, повиновение народа власти и ее правовой системе должно заканчиваться там, где заканчивается верность власти своему народу, служение правовой системы народу Формы неповиновения могут быть различными

Элементом общественного правосознания является оценка легитимности прихода властвующей личности к управлению Наибольшую позитивную силу здесь имеет принцип выборности, применение которого способствует формированию устойчивой правовой системы и устойчивой власти

Итак, правосознание в сущности подразделяется всего на два вида — императивное и демократическое Императивное общественное правосознание является деформированным правосознанием демократическое правосознание - это здоровое правосознание, так как народ принимает участие в формировании позитивного права

Генезис общественного правосознания претерпевает постоянные переходы от демократического к императивному правосознанию и наоборот Пусть даже не в чистом виде, элементы того или иного из указанных видов правосознания становятся преобладающими на том или ином этапе развития конкретного общества Это - одна из эмпирических закономерностей генезиса общественного правосознания

В «Заключении» дается эскиз общего разработанного в диссертации генезиса правосознания

По проблеме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1 Правосознание как форма общественного сознания.// Антропология культуры. Материалы Всероссийских научных конференций по философии - Челябинск Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005 С. 94—96

2. Соответствие естественно-правового ядра и искусственно-правбвой надстройки как необходимое условие формирования здорового правосознания Вестник института психологии и педагогики- Выпуск 7 / Под общей ред С А. Репина - Челябинск Изд-во ИЦ «Уральская академия», 2007 -216 с.

3 Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета №13 (68) 2006, серия «Право» Выпуск 8, том 2 С 41-44

4 К вопросу о первоисточниках правосознания // Научный журнал «Социум и власть» №1 (13)2007 С 58-60.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шумова, Юлия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования генезиса правосознания.

§ 1 Понятие правосознания.

§2 Генезис правосознания как теоретический объект философского анализа.

Глава II. Генетические истоки правосознания.

§1 Протоправосознание как генетическая основа правосознания.

§2 Место естественного права в генезисе правосознаня.

Глава III. Современные индивидуальное и общественное правосознание как структурные уровни генезиса правосознания.

§1 Правосознание в индивидуальном аспекте.

§2 Правосознание в общественном аспекте.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Шумова, Юлия Владимировна

Актуальность темы исследования. В настоящее время правосознание исследуется в основном в историческом аспекте. Нет исследования генезиса правосознания как теоретического объекта социальной философии. В этой связи тема диссертационного исследования является актуальной в теоретическом отношении.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, создана законодательно-правовая база для реализации прав и свобод человека, с другой стороны, естественные права человека не всегда реализуются должным образом. Возникшее противоречие между сущим и должным требует своего разрешения в плане ценностной оценки позитивного права и сложившейся практики правосудия. В центре всех тех перемен, которые сегодня происходят в России все чаще оказываются проблемы, связанные с правосознанием, с оценкой действующего позитивного права и практики правосудия. В свете сказанного тема диссертационного исследования актуальна в практическом отношении.

Степень разработанности темы. Тема исследования лежит на пересечении философской, юридической и психологической проблематики. Феномен правосознания исследуется в самых различных аспектах, разрабатываемых в ряде частных гуманитарных наук в области философии этому посвящены работы Толстого Л.Н., Соловьёва В., Гольбаха П.А., Бердяева Н.А., Ильина И.А., Камю А. и д.р. в области юриспруденции Г.С.Остроумова, И.Ф. Рябко, К.Т. Вельского, В.А. Щегорцова, Н.Я. Соколова и др., в области психологии Пиаже Ж., Ратинова А.Р., Ефремовой Г.Х. и др. Ниже мы даем краткий обзор состояния разработки социально-философского аспекта генезиса правосознания.

Философский анализ феномена правосознания восходит к Платону, который впервые высказал идею подавления естественного правосознания посредством правового воспитания с целью формирования позитивного права как единственно верной формы правового регулирования. Согласно Платону, контроль за выполнением этой функции возлагался на государство. Позднее с идеей, оппонирующей платоновским правовым концепциям, выступает М.Т. Цицерон, создавший оригинальную модель, сущность которой заключается в разработке идеи естественного права и его роли в формировании правосознания. Идеи Платона и Цицерона позволили диссертанту выделить два полюса в исследовании генезиса правосознания: естественно-правовой и позитивно-правовой. Все последующие исследования правосознания принадлежат либо одному, либо другому полюсу, либо находятся между ними. К естественно-правовому полюсу относятся работы Цицерона М.Т., Ильина И.А., Камю А., Руссо Ж.-Ж, Монтескье Ш.Л., Шеллинга Ф.В., Толстого J1.H., Тихомирова JI.A. и др. К позитивно-правовому полюсу относятся работы Платона, Аристотелья, Тита Ливия, Бачинина В.А., Соловьёва В., Гольбаха П.А., Бердяева Н.А., Фюстель де Куланжа, Рассела Б. и др.

К разработке проблематики генезиса правосознания относятся работы, возводящие истоки правосознания к природе, действию ее законов. Этой проблематике посвящены работы Спинозы Б., Гоббса Т., Хокинга С., Ахутин. А.В. Исследованию данной проблематики перекрещивается с изучением природы человека. Решению этой проблемы посвящены работы Демокрита, Локка Д., Гоббса Т., Юма Д., Ламетри Ж.О., Гельвеция К.А., Фейербаха Л., Маркса К., Энгельса Ф., Гердера И.Г., Геккеля Э., Дарвина Ч., Ясперса К., Бережного Н.М., Гурджиева Г.М.

В русле данной проблематики велась разработка теории естественного состояния человека. Эта проблематика представлена работами Аристотеля, 4

Цицерона, Гроция, Гоббса Т., Локка Д., Спинозы Б., Руссо Ж.-Ж., Вольтера, Ролза Д. Готье Д.

Заметный вклад в решение проблемы формирования правосознания человека в досоциальный период его бытия оказали исследования Сократа, Аристотеля, Пиаже Ж., Петражицкого, Гусейнова А., Апресяна Р., Ахиезер А.С.

Отдельную линию в исследовании феномена правосознания составляют работы посвященные правосознанию отдельного индивида в его социальном бытии. Среди исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать имена Гольбаха П.А., Шеллинга Ф.В., Кьеркегора С., Камю А., Рассела Б., Бачинина В.А., Соловьева Вл. С., Ильина И.А. Вторую же линию в исследовании правосознания составляют работы, которые посвящены правосознанию общества в целом. Проблемой формирования общественного правосознания занимались Платон, Цицерон М.Т., Тит Ливии, Монтескье LLL, Бердяев Н.А., Тихомиров Л.А.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен правосознания. В качестве предмета социально-философского анализа в диссертации выступает его генезис в индивидуальном и общественном аспектах.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования - проследить генезис правосознания, что подразумевает анализ элементов структуры правосознания на определенном этапе генезиса, их переходов в структуру правосознания последующих этапов генезиса и появления новых элементов структуры при переходе от одного этапа к последующим этапам.

В связи с поставленной целью к наиболее важным задачам диссертационного исследования относятся:

1. Раскрытие содержания и структуры правосознания в качестве объекта социально-философского анализа, описание его природы как особой формы общественного сознания, определение его социальной необходимости.

2. Обоснование генезиса правосознания как теоретического объекта социально-философского исследования.

3. Обоснование положения о протоправосознании как генетическом истоке правосознания.

4. Раскрыть место естественного права в генезисе правосознания.

5. Разработка вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правого базиса в качестве необходимого условия формирования «здорового» правосознания.

6. Разработка вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами.

Методологические и теоретические основания исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются: генетический метод, интегративный подход, позволяющий синтезировать достижения частых наук, метод типологизации и категоризации, позволяющий объяснить сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса, метод историко-генетического сравнения, объясняющий сходство явлений как результат их родства по происхождению, принцип совпадения фило- и онто- генеза.

Научная повтпа исследования состоит в:

1. Раскрытии содержания понятия «генезис» как элемента объективного исторического процесса, способствующее превращению генезиса в теоретический объект философского исследования.

2. Обосновании разграничения исторического и генетического подходов к эволюции правосознания.

3. Структуризации генезиса правосознания на универсальные и необходимые стадии, включающие протоправосознание, интуитивное право, осознаваемые критерии разграничения добра и зла, традиции и обычаи.

4. Разработке вербализованной модели современного индивидуального правосознания, включающей согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса в качестве необходимого условия «здорового» правосознания.

5. Разработке вербализованной модели современного общественного правосознания, характеризуемого постоянными флуктуациями между демократической и императивной формами.

Положения, выносимые на защиту.

1. Генезис является теоретическим объектом социально-философского исследования, более узким в сравнении с понятием истории.

2. Регулирующая функция поведения человека на ранних стадиях его развития осуществляется протоправосознанием.

3. Естественное право является основой оценки объективности и справедливости позитивного права и в аспекте регулятивной функции - генетической предпосылкой позитивного права.

4. Согласованность искусственно-правовой надстройки и естественно-правового базиса является необходимым условием формирования «здорового» правосознания.

5. Общественное правосознание претерпевает постоянные флуктуации между демократической и императивной формами.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в постановке и разработке новой проблемы генезиса правосознания, открывающих новые направления в изучении правосознания и создающих мировоззренческо-методологический задел для конкретно правовых исследований.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов диссертации в форме различных спецкурсов в системе подготовки юридических кадров в институтах повышения квалификации и на юридических факультетах университетов. Материалы диссертации могут быть так же использованы в правовой просветительской работе. Материал и результаты исследования могут быть использованы в широком спектре социально-гуманитарных дисциплин в разделах связанных с анализом, метаморфозами феномена правосознания в индивидуальном и общественном аспектах. Положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии права, социальной философии.

Апробация работы. По результатам исследования был сделан доклад на Всероссийской заочной научной конференции по философии «Онтология культуры в антропологическом измерении» (Челябинск, 10 июня 2005 года). По материалам диссертации было сделано выступление на кафедре философии Челябинского государственного университета. На основе диссертационных материалов опубликовано три статьи и тезисы выступления на научной конференции.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философский анализ генезиса правосознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью диссертации является разработка теоретической модели генезиса правосознания. Вся диссертация является реализацией данной цели. Правосознание в диссертации рассматривается в качестве основы для оценки права существующего в обществе. Эта оценка включает в себя критику действующего права и формулировку определенных пожеланий к совершенствованию правовой сферы общества, а так же формулировку критериев определения правомерного и неправомерного. Правосознание проявляется уже в правовых чувствах как таковых, в чувственно-интуитивном осознании общественного положения человека и его отношения к другим людям, проявляющих установку индивида на налаживание как-локального, так и глобального характера.

Правосознание как объект философского анализа обладает рядом особенностей, которые отличают от других форм общественного сознания. Правосознание отражает явлений общественной жизни через призму юридических понятий и категорий. Оно зависит от эффективности регулирования жизни общества законами и является наиболее ярким выражением волевого отношения не только к регулирующим нормам, к действующему позитивному праву, но и к будущему нормативно идеально должному.

Кроме того, специфику правосознания можно определить через анализ его структурных элементов, которые традиционно распадаются на психолого-правовые и идеолого-правовые. Правовая психология представляет собой совокупность правовых чувств, навыков, умений, привычек, представлений, настроений и установок, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свое поведение. Правовая идеология - это совокупность правовых понятий, категорий, идей, принципов, теорий, концепций, взглядов, которые выражают правовое знание. Кроме правовых знаний правовая идеология включает с себя правовые оценки, правовые установки и формы выражения смысла действий и отношений.

Правовая психология и идеология неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Только вместе правовая психология и правовая идеология в полной мере обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои основные функции: познавательную, оценочную, смыслообразующую и регулятивную.

Специфика социально-философского подхода к изучению генезиса правосознания в соответствии с принятой в диссертации методологией состоит в том, что генезис правосознания не рассматривается в контексте реального исторического процесса методами исторической науки, но предполагает отвлечение от конкретных пространственных и временных координат исторических событий и от эмпирических взаимосвязей событий. В диссертации выстроена общая абстрактная модель генезиса правосознания «вообще», безотносительно к конкретному полю истории и конкретным эмпирическим носителям этой формы сознания. Вместе с тем предполагается, что построение таких моделей осуществляется с общей ориентацией на реальные процессы генезиса, но к ним применяется так называемая абстракция отождествления. С помощью этой абстракции в общей модели генезиса правосознания фокусируются универсальные и необходимые характеристики реальных процессов генезиса правосознания.

В диссертации обосновывается положение, что генетические истоки естественного и позитивного права коренятся в сознании индивида, еще не включенного в рамки социального-правового бытия. Общеобязательной нормативной модели поведения, предлагаемой позитивным правом, предшествует иррациональное понимание социальной действительности.

1 л л

I .К)

Составным элементом этого понимания является протоправосознание. Протоправосознание - это необходимая форма социального бытия, которая даже в условиях отсутствия позитивного права, законов, способна формировать в сознании убеждение в том, что в поступках человека допустимо или недопустимо.

Протоправосознание в своем генезисе проходит три стадии развития: иррационального восприятия деятельности, первичной социализации и стадию регулятивных функций обычаев и традиций (инверсионную стадию). На первой стадии генезиса действует естественный критерий допустимого и недопустимого в поведении, представленный индивидуальной моделью, выстроенной на основе личного опыта. На второй стадии генезиса протоправосознания предполагается существование критерия осознанного, объективного разделения добра и зла в качестве некоторых ценностей общего значения. Третья стадия онтогенеза правосознания характеризуется приобретением индивидом способности использовать уже накопленный коллективный опыт в виде традиций, обычаев.

В процессе развития на трех стадиях формирования протоправосознания в ментальность индивида закладываются естественно-правовые начала, служащие базисом для дальнейшего формирования правосознания. В случае рассогласования между социально установленными мотивациями и индивидуально установленными, автономными мотивациями на третьей стадии развития протоправосознания, приоритет имеют вторые в силу своей большей основательности и глубины. Таким образом, проблема генезиса правосознания возникает не с момента включения индивида в социально-правовое бытие, а еще с этапа формирования протоправосознания. Существенным элементом правосознания является признание социальной значимости естественного права. Это положение позволяет отнести естественное право к общезначимым и закономерным ступеням генезиса правосознания.

Различение природы естественного и позитивного права осуществляется в связи с вопросом об их генетических истоках и в рамках оппозиции «естественное - искусственное». Теологическая и религиозно-философская концепция генезиса естественного права как элемента правосознания исходит из понятия деонтологического закона. Рациональных оснований для принятия идеи редукции нравственности, естественного и позитивного права к «эссенциальной» справедливости и воле Бога в диссертации не найдено. Эта идея не может претендовать на общезначимость в контексте всего человечества. Вместе с тем в религиозно-философской трактовке генезиса правосознания имеются две рациональные мысли: во-первых, нравственные принципы образуют существенный момент правосознания в форме естественного права и, во-вторых, естественное право является критерием объективности позитивного права.

В диссертации указывается, что концепции, не имеющие теологической и религиозно-философской окраски, как правило, возводят правосознание в форме естественного права к этике. Наиболее содержательным тезисом таких концепции является утверждение о том, что нравственная категория «справедливость» выражает суть естественного права, и является оценочным инструментом установления объективности позитивного права. Справедливость как оценочный критерий может применяться всегда к существующему своду юридических или неюридических правил. На основе приложения этической категории справедливости к позитивному праву рождается понятие правовой справедливости в смысле равного отношения закона ко всем. Понимание справедливости основывается первоначально на моральных представлениях, а моральные представления ложатся в основу правовых представлений.

В аспекте регулятивной функции мораль, безусловно, является важнейшей генетической предпосылкой права и правосознания. Регулирующее действие морали определяет формирование и закрепление образцов поведения и тем самым предуготавливает человека к усвоению регулятивной функции права и правосознания. В диссертации подчеркивается, что генетическая взаимосвязь морали и права идет не по содержательной линии, но по регулятивной функции при генетической первичности нравственного регулирования. Мораль является первичной предпосылкой права и правосознания потому что, во-первых, она имеет регулятивную природу, во-вторых, предшествует правовому регулированию во времени, и, в-третьих, между моралью и естественным правом существует единство категориального аппарата.

В диссертации разработана модель индивидуального «здорового» правосознания как структурного уровня генезиса правосознания. Индивидуальное правосознание как феномен включает в себя не только естественно-правовое ядро, но и искусственно-правовую надстройку, формирующуюся в течение всей жизни в сознании человека. Искусственно-правовая надстройка - это те структурные элементы правосознания, которыми человек начинает обладать только в результате включения его в социально-правовое бытие. Соответствие естественно-правового ядра и искусственно-правовой надстройки характеризуются в диссертации в качестве «здорового» правосознания, под которым понимается признание и добровольное соблюдение правовых предписаний. При невыполнении этого условия правосознание называется деформированным. Правильное понимание целей и задач реализации правовых норм и признание права как объективной ценности является существенным условием начала формирования «здорового» правосознания индивида. Знание права без признания его смысла и истинного назначения является лишь формальностью, и наоборот, признание права, как общественно необходимого явления, без знания его формальной стороны является абсурдным.

В диссертации прослежено развитие общественного правосознания на уровне основных концепций. Намечены генетические связи между основными концепциями правосознания, и установлено, какие черты более ранних концепций, наследуются более поздними, современными концепциями правосознания при этом проведена отбраковка тупиковых, несостоятельных ветвей генезиса концепций правосознания. Анализ основных концепций общественного правосознания проведен в диссертации в рамках представления об их принадлежности к одному из общепринятых видов общественного правосознания: императивному, демократическому или социалистическому. Выявлено соотношение концепции с альтернативными видами общественного правосознания. В ходе данного анализа проводилось сопоставление характеристик выделенных видов общественного правосознания, в результате три вида общественного правосознания были сведены к двум: императивному и демократическому. Подмечена некоторая эмпирическая закономерность: флуктуации общественного правосознания между демократической и императивной формами.

 

Список научной литературыШумова, Юлия Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Спиноза, Б. Сочинения Текст. : в 2 т. / Бенедикт Спиноза : Наука, 2006. - 1.BN: 5-02-026943-3, 5-02-026944-1 (в пер).

2. Хокинг, С. Краткая история времени Текст.: От большого взрыва до черных дыр / Стивен Хокинг ; Пер. с англ. Н. Смородинской. -СПб. : Амфора ТИД ЗАО, 2003. 268 с. - 4000 экз. - ISBN 978-594278-426-3.

3. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / Иоганн Готфрид Гердер; Пер. с нем. М.: Наука, 1977. - 704 с.

4. Бережной, Н. Человек и его потребности Текст. / Н. Бережной. -М.: Форум, 2000. 160 с. - 300 экз. - ISBN 5-89747-005-Х.

5. Маркс, К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений Текст. / Крал Маркс, Фридрих Энгельс. М.: Госполитиздат, 1956.

6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. т. I.

7. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология Текст. / Обухова Лидия. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -374 с.

8. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика Текст. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М. : Гардарики, 2005. - 471 с. - ISBN 5-82970012-3.1 1. Подласый, И.П. Педагогика текст. / И. П. Подласый М., 1996. 4.1.

9. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта Текст. Т. 1: От прошлого к будущему. / А. С. Ахизер. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. - 5000 экз. - ISBN 5-87550-039-5.

10. Военная энциклопедия Текст. / Под ред. К. И. Велтчко. СПб., 1912. Т. 7.

11. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта Текст. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М., 1975. Т. 8. С. 145.

12. Серых, В. Д. Воинские ритуалы Текст. / В. Д. Серых 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Воениздат, 1986. - 253 , [2] с. : ил. -Библиогр.: с. 254.

13. Ильин, И.А. О сущности правосознания Текст. / Ильин И.А. Собр. Соч. в 10-ти т. М., 1993-1999.

14. Бачинин, В.А. Миф и право Текст. // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители», выпуск 8. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 300 с.

15. Руссо, Ж.Ж. О причинах неравенства Текст. // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С. 560-567.

16. Якобе, В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика Текст. // Вопросы философии. 1994. - № I.

17. Гольбах, П.А. Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и ее последствий Текст. / Поль Анри Гольбах.

18. Плагон. Государство Текст. / Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.3(1).-М., 1971 г.

19. Утченко, С. J1. Политико-философские трактаты Цицерона («О государстве» и «О законах») Текст. / С. J1. Утченко // Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994. С. 153-174.

20. Лазарев, В. В. Этическая мысль в Германии и России. Кант -Гегель Вл.Соловьев Текст.: научное издание. / В. В. Лазарев -М.: ЦОП Института философии РАН, 1997.

21. Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 13, стих 1-2.

22. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность Текст.: монография / Л. А. Тихомиров. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1998.-672 с.-ISBN 5-89653-012-9.

23. Макиавелли, Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Государь Текст.: монографии / Николо Макиавелли; Пер. с итал. М. А. Юсима; Серия «История политической мысли». М. : РОССПЭН АНО, 2002. - 543 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-82430031-4.

24. Бердяев, Н. А. Демократия, социализм и теократия Текст. / Бердяев Николай // Новое средневековье. М.: Феникс, 1991. -83 с.

25. Монтескье, Ш. Л. О духе законов Текст. / Сост., пер. и коммент. А.В. Матешук. М.: Мысль, 1999. - 672 е.: портр. - (Из клас. наследия). - Указ. имен: с. 646-652.

26. Игумен Вениамин (Новик, В. Н.) Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности Текст. / В. Н. Новик // Вестник РХД. -Париж, 2001, №182.

27. Соловьев, В. С. Оправдание добра Текст. // В. С. Соловьев Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.

28. Камю, А. Бунтующий человек Текст. / Альбер Камю; Пер. с фр.; Общ. ред., сост. предисл. и примеч. А. Руткевича М. : Терра : Книжный клуб: Республика, 1999. - ISBN 5-300-02665-4.

29. Готье, Д. Мораль по соглашению Текст.

30. Гусейнов, А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия Текст. / Абдусалам Гусейнов // Вопр. философии. 1995. №.5. С.5-12.37.0бщественное сознание и его формы. М., 1986. С. 128-129.

31. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1983.

32. Кант, И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.

33. Дробницкий, О. Г. Понятие морали Текст.: монография / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1973,

34. Рудольф фон Иеринг. Цель в праве Текст. // Избранные труды. В 2 томах. Том 1 Серия: Антология юридической науки. Издательство: Юридический центр Пресс, 2006.

35. Материалисты древней Греции. М., 1985, с. 172

36. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / Карл Ясперс: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994 - 527 с.

37. Тойнби, А. Д. Постижение истории Текст. / А. Дж. Тойнби. -М.: «Прогресс». 1991.

38. Шпанн, О. Философия истории Текст. / Отмар Шпан // Перевод с немецкого К.В. Лощевского СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2005. С. 59-60.

39. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений Текст. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. -М.: Зерцало, 2000.-688 с.47. Маркс, К. Соч. Т. 23.

40. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 20.

41. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983.

42. Маркс, К., Энгельс, Ф. Фейербах Текст. / Карл Маркс, Фридрих Энгельс М. 1966.

43. Маркс, К. Энгельс, Ф. Соч. Т. 25. Часть II

44. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 2.

45. Человек Текст. // Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Изд. полит, литерат, 1991.

46. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 19.

47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 47.

48. Астауров, Б. Homo sapiens et gumanus человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности Текст. / Б. Астауров. // Новый мир. 1971. №10. С. 218.

49. Проблемы социальной психологии XXI столетия Текст. Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. Ярославль, 2001. С. 74-76.

50. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2000. 384 с.З.

51. Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

52. Кистяковский, Б. А. Право и метод Текст. / Б. А. Кистяковский // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

53. Кравченко, И. И. Политические и другие социальные ценности Текст. / И. И. Кравченко // Вопросы философии. 2005. № 2.

54. Мартышин, О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры Текст. / О. В. Мартышин // Государство и право. 2003. № 10.

55. Мицкевич, А. В. Взаимодействие права и нравственности Текст. / А. В. Мицкевич // Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964.

56. Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования Текст. / А. Р. Ратинов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1981.

57. Розин, В. М. Генезис права Текст. / В. М. Розин. М., 2003.

58. Спекторский, Е. В. Христианство и правовая культура. // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.

59. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности Текст. / Аграновская. М.: Наука, 1988.

60. Кальной, И. И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов. Текст. / И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов; Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. СПб.: Лань, 2003

61. Кистяковский, Б. А. Философия и социология права Текст. / Б. А. Кистяковский. СПб. : Изд-во Русского христианского гуманит. унив-та, 1998.

62. Кузнецов, Э. В. Кризис современного правосознания Текст. / Э. В. Кузнецов // Изв. Вузов. Правоведение, 1994. №3. С.3-9.

63. Остроумов, Г. С. Правовое сознание действительности. Текст. / Г. С. Остроумов. М.: «Наука», 1969.

64. Татаринцева, Е. В. Правовое воспитание. Методология и методика. Текст. / Е. В. Татаринцева. М.: «высшая школа», 1990.

65. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века. Текст. / В. Н. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1989.

66. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 34.

67. Хрестоматия по истории правовых и политических учений. Текст. / Издательство «ФКТ» Харьков, 1999.

68. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. / Дэвид Юм // Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. I.

69. Кемеров, В. Е. Философская энциклопедия. Текст. / В. Е. Кемеров. М.: «Панпринт», 1998 г.

70. Фромм, Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Текст. / Э. Фромм. М., 1996.

71. Юм, Д. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996.

72. Гегель, Г. В. Ф. Философия права Текст. / Г. В. Ф. Гегель; Академия наук СССР. Институт философии. М.: «Мысль», 1990.