автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Правовое сознание в условиях трансформации российского общества

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Агеева, Марина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Правовое сознание в условиях трансформации российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Правовое сознание в условиях трансформации российского общества"

На правах рукописи

АГЕЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

00.09.01 - Онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2009

003464899

Работа выполнена на кафедре философии ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Аниснмов Анатолий Степанович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Путилова Лидия Максимовна

кандидат философских наук, доцент Певницкая Елена Львовна

Ведущая организация:

Федеральный институт развития образования ФИРО

Защита состоится « /¡Ё» 2009 года в часов на заседании

212.150.04. при ФГОУВПО «Российский туризма и сервиса» по адресу: 14122!, р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99,

диссертационного совета Д

го сударстве н ныи у н и в ере итет Московская обл., Пушкинский ауд. 1209, Зал заседаний советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Автореферат разослан \/*/Сс/гт?2009

года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор Шиповская Л. П.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы научного исследования

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России происходили серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших направлениях развития и становления российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего российского общества необычайно актуальны. Одной из основных становится проблема сознания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти, а также переустройства гражданской жизни. В связи с этим возникает необходимость переосмысления сущности права, поскольку в современных условиях именно право становится социальным институтом, который наиболее открыто, накапливает положительный опыт всей совокупности общественных отношений. Актуальность темы исследования заключается в следующем:

во-первых, поскольку современное российское общество находится в процессе большого и качественного изменения, оказывается необходимым переоценка многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей. Очень важно найти новую смысловую позицию, в рамках которой может быть продемонстрирована и проанализирована сегодняшняя реальность. В этом плане переоценка природы и сущности правосознания становится задачей мировоззренческого плана. Обращение к данным вопросам показывает, что мировоззренческие взгляды незаметно исчезают из пределов повседневных интересов человека;

во-вторых, избранный предмет очень сложен и многогранен для понимания, и ни одно исследование не может считаться законченным. Значит, необходимость в знании сущности правосознания по-прежнему остается открытым для исследования;

в-третьих, раскрытие природы, содержания правосознания на основе фи-лософско-правового подхода дает возможность и необходимость найти качественно новый уровень познания природы исследуемого феномена;

в-четвертых, исследование проблем правосознания имеет неоспоримую практическую значимость, потому что выносит на рассмотрение, обсуждение и решение целый комплекс вопросов правового воспитания подрастающего поколения.

Степень разработанности проблемы

Истоки формирования правосознания как неотъемлемой части культуры приходятся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на общественный порядок. Уже античная философия показала противоречия между правом и отношением людей к нему. Гомер, Гесиод, Платон ставили вопрос о значимости космического закона и общественных отношений. Функциональная связь и противоречия между законами природы и позитивным правом в правосознании были отмечены в представлениях о справедливости, которые нашли свое отражение в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля и др. В Новое время правосознание стало предметом исследований Г. Гроцня и Т. Гоббса.

Проблема формирования, развития и становления функционирования правосознания была поставлена Платоном1 и Аристотелем. Первым необходимым шагом па пути комплексного и целого понимания проблемы правосознания стали труды И. Канта2. Учение Гегеля3 о различении права и закона, которое содержит в себе весь предыдущий опыт философских исследований проблем, тоже имеет отношение к формированию и функционированию правосознания.

В отечественной философско-правовой литературе XIX-XX вв. собраны в единое целое принципы обычного права и нравственности, решаются вопросы о сущности человеческой свободы и ее взаимосвязи с моралью и позитивным правом. Проблема специфики отечественного правосознания представлена в трудах М.М. Сперанского4, О.Г. Дробницкого5, E.H. Трубецкого6.

' Платом. Тимем /У Платон. Собр. Соч. о 4-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1997

' Кант И. Критика чистого разума. - М„ 19S8

Гегель Г. Г. Философия права. Соч., Т. VI - М., Л.: Cowicra, 1934

^ Сперанский М.М. Избранпые произведения. - М., 1994

J Дробнпикий О.Г. Моральная философия: избранные труды. - М., 2002

6 Трубецкой Е.Н.Смысл жизни,- М.: ACT, 2003

Идеи нравственных основ правосознания развиты и отражены в философских теориях В.Ф. Сержантова7 и H.A. Бердяева8. Либеральные взгляды на проблемы правовой культуры XIX начала XX вв. есть в произведениях В.В. Сорокина9, С.А. Муромцева10, М.М. Сперанского", в этической интерпретации права П.И. Новгородцева12. Всеобъемлющий анализ правосознания в первой половине XX в. представлен в философской концепции И.А. Ильина13, в которой нашли отражение не только противоречивость сложившихся научных представлений правосознания, но и практика его становления, решаемая как в буржуазных странах, так и в Советской России.

Изучение проблем правосознания осложняются тем, что современная философия правосознания как специализированное направление исследований находится в стадии формирования. Вместе с тем в последнее время конкретные разработки уже появляются. К ним, в первую очередь, относятся работы P.C. Байниязова14, В.П. Малахова 15, которые предлагают положить в основу правопонимания духовно-культурологическую идею правосознания.

Наиболее существенный вклад в исследование правосознания к настоящему времени внесли А.И. Анищенко15,М. Бунге16, И.Б. Михайловская17, В.В. Сорокин18, Н.Е. Фербер19, В.А. Щегорцев20, В.В. Панкратов21, П.И. Разумовский22, В.А. Чефранов23, Ю.А. Левада24, К. Ясперс2\ И. Пригожим26.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990

8 Бердяев Н.А.Самопозаание. - Л, 1998

9 Сорокин В.В. Право и время правовая система в переходное время. - М., 2002

111 Муромцев С. А. Теория государства и права. - М., 1985

1'Сперанский М.М. Избранные произведения, - М„ 1994

'"Новгодцев П.И. .Кант и Гегель а их учениях о праве и государстве: Два типичных построения в области фило-

софии права. - М., 1901

" Ильин И.А. О сущности правосознания. - М„ 1982

' " Байниязов P.C. Философия правосознания: постановка проблемы// Правоведение. -2004

" Анищекко А.И. Структура общественного сознания. - М.: Высшая школа. 1973

Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. - М„ 1992

Михайловская И.Б. Права человека в массовом сознании. - М„ 2003

1Н Сорокин В.В, Право и время: правовая система в переходное время // Правоведение. - 2003

" Фербер H.H. Православие как форма общественного сознания. - М., 1963

"" Щегорцев В.А. Социология правосознания. - М; Мысль 1981

"'Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 2002.

" Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования - Минск, 2000

Чефрансв Е.А. Проблемы правового сознания. - Харьков, 1983

"J Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность-2001. - №5

Ярспес К. Смысл и значение истории/ Пер. с нем.-М. Политиздат,1999

Пригожин И. Порядок из хаоса. - М„ 1986

Вопросы места и роли правосознания в правовой культуре и в социальной культуре в целом наиболее полно обоснованы и раскрыты в научных трудах Е.А. Ануфриева27, H.A. Лукашевой28, К.Т. Вельского29, А.Б. Венгерова30, И.А. Иванникова31, B.C. Нерсесянц32, Л.И. Петражицкого33, Н.И. Лапина34, В.П. Сальникова35, Т.В. Синюковой36.

Проблемы правового сознания затрагиваются в работах современных отечественных философов: А.Ф. Акиснмова37, A.M. Айзенберга38, А.И. Анищенко39, Н.М. Кельзена40, М.П. Карева4', H.A. Бура42, В.А. Кудрявцева43, А.И. Долгова44, П. Гиндев45, Н.С. Кузнецовой46, H.A. Лукашевой47, Г.С. Остроумова48, М.Т. Иовчука49, Р. Иеринга50, Л.И. Петражицкого51, И.Б. Михайловской52, P.A. Сафарова53, Л.С. Явича54 и других..

Большинство работ относятся к советскому периоду времени и отражают те условия, которые существовали в тот период. Они созданы при системе, которую сегодня называют «тоталитарной». Правосознание и другие правовые

37 Ануфриева Е.А. Социальная роль и активность личности. - М: МГУ, 2001

:8 Лукашева Е.А. Правосознание, правовое воспитание и правовая культура. // Советское государство и право. -

2006. - № I

3 Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М.: Высшая школа, 1982

'"Венгеров A.B.. Теория государства и права. - М, 2004

" Иванников И.А Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998

"". Нерсесянц B.C. Общая теория государства и права - М.: Норма, 2001

Т.(с~гра>:с;ш.кип ЛИ Теория права и государства в-тесной связи с теорией нравственности. В 2-х. т. Т. ¡.-СПб., 1909

3'1Лапин Н.И. Социальные ценности н реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 2007

,5 Сальников В.П. Правовая культура/Актуальные проблемы теории права / под рея. К.Б.Толкачева-Уфа, 1595 Тикюкога Т.В. Правовая культура /Теория государства и права. - Саратов, 2005

''Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. - Л.: Наука, 1973

"Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. - М„ 2004. и Анищенко А.И. Структура общественного сознания. - М.. Высшая школа, 2003

4" Кельзен М.Н. Чистое учение о праве / Чистое учение о праве Ганса и Кельзина, Вып. I. - М., 1987

41 Карева М.П. О соотношении права и нравственности в социалистическом обществе. // Большевик. - 1947

" Бура Н А. Функции общественного сознания. - Киев: Наукова думка, 1986

"'* Кудрявцев В.А. Современная социология права. - М„ 1989

44 Долгов А.И, Изучение правового сознания несовершеннолетних хб. Проблемы социологии права - Вильнюс;

Всесоюзный институт по изучению и разработке мер предупреждения пребступности, 1970

^ Гиндев П. О понятии «общественное сознание». - София: Наука и искусство, 2001

40 Кузнецова Н.С.Человек: потребности и ценности. - Свердловск, 1993

"7 Лукашева H.A. Правосознание, правовое воспитание и правовая культура. - М., 2006

48 Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. - М.: Наука, 1969

4' Иовчук М.Т. Диалектический характер развития общественного сознания и духовной жизни социализма в наше время. // Вопросы философии. - 1975

50 Иерннг Р. Борьба за право. - М„ 1901

51 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2-х т. Т. 1 - СПб.. 2005

"Михайловская И.Б. Права человека в массовом сознании. - М., 2000

" Сафаров P.A. Цели правового сознания. - М., 1999

s* Явич Л.С. О философии права на 2! век;/ Правоведение. - 2004

явления показаны как «социалистические» и противопоставлялись аналогичным «буржуазным». Времена изменились, и теперь требуется новое осмысление и раскрытие правовой реальности, в том числе правосознания, и необходимы новые трактовки старых понятий и категорий.

Дальнейшее совершенствование общества, утверждение демократических принципов правового государства и гражданского общества, идеалов нравственности и гражданственности немыслимы без преодоления отрицательных стереотипов, сложившихся в сознании людей, а также без коренных перемен в политико-правовом мышлении. Вместе с тем следует заметить, что данная проблема далеко не исчерпана. Прежде всего обращает на себя внимание недостаточность разработки общеметодологических вопросов правового сознания. Обнаруживается нечеткость и некоторая противоречивость трактовок и точек зрения по вопросу анализа правового сознания.

Философско-методологический анализ правосознания взаимосвязан с потребностью дальнейшего развития российского общества, существенным аспектом которого выступает правовое регулирование, с необходимостью укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. Разработка философских проблем правосознания призвана способствовать формированию цельного мировоззрения подрастающего поколения, уважительного отношения к праву, укреплению законности и правопорядка, без которых немыслим современный образ жизни, невозможно развитие демократии. Проблемы, связанные с правовой жизнью общества и, в частности, с исследованиями сущности и основных функциональных проявлений правового сознания, постоянно привлекают внимание общественности.

Методологической и научно-теоретической основой диссертации нами выбран, в первую очередь, системный подход к общественному бытию людей и принципам философской диалектики. В работе на основе принципов историзма, конкретности и целостности были использованы такие научные методы исследования, как историко-генетический, сравнительный, сравнительно-

исторический. В конкретно-научном плане был использован принцип различия закона и права, сформулированный Г. Гегелем, а также методология единства субъективного и объективного права.

Объектом диссертационного исследования является философско-методологический анализ состояния правового сознания как формы общественного сознания современного российского общества.

Предметом диссертационного исследования выступает природа, структура и общественные функции правосознания.

Цели н задачи диссертационного исследования

Цель исследования заключается в анализе методологических подходов, которые наиболее адекватно отражают проблему формирования, развития и функционирования правосознания как фактора трансформации правового сознания, а также в дальнейшем развитии философско-правовых представлений об особенностях правосознания россиян в условиях перехода к правовому государству. Учитывая недостаточность разработанности проблем правосознания применительно к современным реалиям российской действительности, интерпретации его в новых условиях, достижение заявленной цели сопряжено с решением следующих задач:

1) осмысление и рассмотрение правосознания в философско-правовой традиции;

2) анализ природы правосознания в границах его структурообразующих компонентов и различных подходов описания этой структуры;

3) выявление тенденций развития правосознания россиян в современных условиях;

4) выявление факторов трансформации правосознания в современной России;

5) раскрытие и анализ причинной обусловленности трансформации правосознания российских граждан;

6) выявление приемлемых путей и методов формирования правосознания россиян на современном этапе.

На защиту выносятся следующие положения

1. Общественная жизнь и право в настоящее время представляют собой сферы социального бытия, которые слабо интегрированы друг в друга. В переходных условиях общественного развития правосознание изменяется не только в соответствии с действиями законов культурного развития, но и объективными тенденциями расширения значимости права в жизни граждан России.

2. Одной из серьезнейших внутренних угроз безопасности российского общества является рост противоречий между действующим правом, идеалами правового государства, гражданского общества и существующим уровнем правосознания граждан России. Разрешение данного противоречия возможно путем активного организованного формирования правосознания граждан средствами государственной правовой политики в соответствии с избранными демократическими идеалами.

3. Трансформация правосознания - это становление социально-правового явления, характеризующее такое состояние правосознания, когда имеются определенные взгляды, идеи, представления, показывающие правовую действительность, и выражающее положительное отношение к праву, правосудию и законности.

4. Трансформация правосознания требует не только юридического изучения, но и психологического, философского и социального обоснования. Это объясняется тем, что она характеризует положительное состояние правового сознания как формы общественного сознания, выступающего одним из основных понятий психологии, социологии, философии и права. Являясь предметом изучения нескольких наук, она требует применения диалектических методов исследования.

5. В контексте понятий равенства, свободы, справедливости и закона невозможно полностью выразить природу права, поскольку ни одно из этих понятий не является собственно правом. На самом деле, они лишь позволяют охарактеризовать право и правосознание в их связи с другими факторами социально-духовного бытия и факторами общественного сознания.

Содержание диссертации соответствует требование п.8 «Положение о порядке присуждения ученых степеней», предъявляемых к диссертациям на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01. «Онтология и теория познания».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) рассмотрено правосознание как важнейший элемент правовой культуры и осмыслено в философско-правовой традиции;

2) раскрыто философское и смысловое содержание понятия правосознание;

3) проанализировано правосознание как фактор функционирования правовой культуры современного российского общества;

4) установлено, что правосознание россиян оценивается полярно:- либо как инструмент исполнения потребностей, либо как особая сфера общественных отношений индивида или группы. Это обусловливает противоречивость изменений правосознания;

5) определены основные категории, определяющие сущность и состояние правосознания: свобода, равенство, справедливость, закон.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа и систематизации духовных ценностей на основе их природы, трансформации и становления для разработки проблематики правосознания как предмета философии, анализа российского правосознания и других форм духовности культуры. Результаты работы могут оказаться полезными в сфере культурно-мировоззренческого воспитания.

Полученные теоретические результаты найдут (и уже находят) свое применение в преподавании в высших и средних специальных учебных заведениях общетеоретических философских и юридических дисциплин.

Многие концептуальные положения диссертации нашли свое применение при составлении действующих систематических планов и учебных программ, преподаваемых диссертантом курсов, в проведении практических занятий по

философии, философии права, социальной философии, теории политических и правовых учений.

Отдельные положения и выводы диссертации могут быть применены для более глубокого исследования уровня правосознания и правовой культуры на-

а

селения нашей страны. Основные материалы, положения и выводы диссертации нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Апробация работы. Материалы диссертации применялись при чтении лекций по философии права во ФГОУВПО «Российского государственного университета туризма и сервиса». Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и рекомендована к публтной защите. Результаты исследования по теме диссертации изложены в 5 работах общим объемом 3,5 печатных листов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав и одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении показана степень актуальности и значимости темы исследования. Поскольку российское общество находится в исторической ситуации качественного изменения, переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей чрезвычайно актуально. Очень важно отыскать новую смысловую основу, внутри которой может быть рассмотрена социальная реальность и сформулированы новые современные представления о праве. В этом плане внимание к вопросу о природе и сущности правосознания, как никогда, становится задачей мировоззренческого характера. Формируются методологические и теоретические основы диссертационной работы, раскрывается и показывается научная новизна и значимость предлагаемого подхода и научно-практическое значение результатов исследования.

ГЛАВА I. «Теоретико-методологические основы анализа тенденций развития правосознания», включающая в себя три параграфа, посвящена раскрытию природы и содержания правосознания. Осмысление и анализ методо-

логических подходов проблемы формирования, развития и функционирования правосознания в философско-правовой традиции позволяют выйти на качественно новый уровень развития философско-правовых представлений об особенностях правосознания россиян в условиях перехода к правовому государству и гражданскому обществу.

В параграфе 1.1. «Осмысление правосознания в философско-прагссвой традиции» раскрываются основные значимые общественно-волевые начала формирования правосознания как сложного общественного явления, имеющего различные формы своего проявления. Начало формирования и становления правосознания как необходимой части культуры относится к ранним мифологическим и религиозным воззрениям. Одной из главнейших основ осмысления правосознания, заложенных философией Древнего Мира, является необходимость наличия в нем двух направлений миропорядка - природного (естественного) и социального (искусственного, или искусственно приближенного к естественному), а также противоречий между ними, которые сосредоточены в понятии справедливости. Анализ становления и развития философии Нового времени и современной философии показывает, что противоречие между двумя моделями миропорядка - естественной и искусственной - не утрачивает своей значимости и необходимости, не зависит от смены социальной ситуации и общего процесса общественного бытия и порядка. Оно по-прежнему является основным началом в процессе формирования индивидуальности личности и таких массовых направлений правосознания, как правовая идеология и правовая психология.

Таким образом, к началу XIX века был создан ряд исторических и теоретико-методологических направлений для начала формирования специальной теории правосознания.

Параграф 1.2 «Теоретико-методологический анализ структуры правосознания» посвящен анализу и развитию философских взглядов на проблемы правосознания в отечественной философской традиции. Особое место в понима-

нии природы и сущности правосознания принадлежит русской философско-правовой теории второй половины XIX - начала XX вв. Отечественная правовая наука за XX столетие прошла период больших демократических преобразований, предполагающих становление и развитие основ правового государства, общественное мировоззрение стало пониматься как важное начало переключения общественного сознания на общецивилизационные целостности. При этом по оценкам значительного ряда исследователей, современная российская философия противоречива и многообразна, отличается расхождением мнений и спорностью позиций практически по всем вопросам, что, в свою очередь, говорит о необходимости их специализированного изучения и исследования. Необходимость познания общественной основы реализации норм права является важнейшей составной частью правосознания. Радикальные преобразования в современной России повлекли за собой большие перемены, следствием которых, в частности, явились демонополизация диалектико-материалистического подхода к научным исследованиям, «реабилитация» взглядов русских философов-правоведов, возникновение других точек зрения и на природу правосознания.

Учеными советской и постсоветской школы правоведов и философов были показаны содержательные стороны структуры правосознания как одной из форм общественного сознания. Следовательно, чтобы выйти на новый уровень понимания проблемы правосознания, необходимо преодолеть, переставшие быть эффективными стереотипы мышления и познания. Современная гносеология развивается на качественно новых, чем раньше, познавательных парадигмах. Основные методы и теории, вполне справлявшиеся с познанием прошлого, уже не в состоянии раскрыть на высшем уровне исследование и развитие современного общества в целом. Правосознание представляет собой самый подвижный, быстро реагирующий на изменения конкретно-исторических условий элемент правовой надстройки, который помимо правосознания включает в себя правовые нормы, правоотношения и правовые институты.

В параграфе 1.3. «Проблема правопонимания роесиян в современных

условиях» рассматриваются главные направления становления и развития правосознания россиян в современных условиях. Необходимо отметить, что направления и тенденции могут быть наиболее всесторонне и полно осмыслены и представлены только в том случае, если в основу оценки будет положен подход, основанный на достижениях современного философского понимания, включающего в себя сочетание ряда передовых и классических методологий в их функциональной взаимосвязи. Характеризуя развитие как становление, современная философия указывает, что это не отдельные изменения, а система изменений в составе элементов, в структуре. Важной методологической основой правосознания россиян выступает закон; суть которого состоит в том, что в процессе развития системы неизбежно происходит трансформация ее подсистем, которые становятся неравными между собой по вещественным и актуально-энергетическим параметрам, но взятые в единстве и рассматриваются более равномерно. Современная реальность в России представляет собой процесс преимущественно стихийной трансформации общественного сознания. Этот процесс более сложен и менее изучен, чем реформирование обществ, сохраняющих типологическую идентичность.

Право и общественная жизнь, по сути, представляют собой такие сферы жизнедеятельности российского общества, которые не интегрированы друг в друга, а пересекаются. В силу особенностей правового менталитета, а также учитывая традиционную модель государственно-правового строительства в России, во многом закрепленную положениями действующей Конституции РФ, граждане вступают в правоотношения только в том случае, когда они необходимы для решения важнейших жизненных проблем. В правосознании россиян, учитывая традиционное и позитивное отношение к праву как регулятору общественных отношений, довольно давно сформировано и продолжает развиваться и утверждаться направление желательности минимального пересечения сферы социального и индивидуального бытия личности и права граждан. Именно этим

объясняется противоречие объективной тенденции расширения значимости права в жизни граждан России, обусловленной наличием неэффективных, не соответствующих демократическим идеалам норм и массовой тенденции отказа от принятия правил правового регулирования, что проявляется в отсутствии интереса граждан России к знанию норм действующего права.

Таким образом, в первой главе показаны и конкретизированы такие направления развития правосознания россиян в современных условиях, как тенденция:

- дальнейшего развития общественного сознания граждан в ситуациях правового взаимодействия;

- углубления противоречия между социально-правовыми идеалами граждан и социально-правовой действительностью;

- развития правосознания россиян в условиях сохранения и значительного распространения правового стандарта.

Без становления и укрепления государственной правовой политики, направленной на формирование и развитие правового сознания, общественное сознание российского общества и в дальнейшем будет крайне непоследовательным и бессистемным. Исследование данного вопроса показывает, что эффективность воздействия на формирование и развитие правосознания определяется систематической, научно обоснованной деятельностью под общим руководством государственных структур и различных общественных организаций.

В ГЛАВЕ 2. «Состояние правового сознания граждан России в современных условиях», включающей в себя три параграфа, исследуются особенности российского правосознания, которые оказывают большое влияние на становление и формирование общественного сознания в целом.

В параграфе 2.1 «Факторы трансформации правосознания граждан России в современных условиях» показывается, что сущность трансформации правового сознания можно выяснить только с учетом применения категории «менталитет». Это связано, прежде всего, с тем, что как индивидуальное, так и

общественное правосознание имеют в своей основе определенную постоянность действий, реакций, устремлений, желаний, чувств и т.п.

Все факторы трансформации правового сознания граждан имеют свои исторические корни, уходящие в далекое прошлое. Эти истоки в сочетании с социальными факторами и явлениями объективного и субъективного характера проявляются в настоящее время различно. Так, в ходе проведенного исследования на вопрос - «в чем причина пренебрежения к установленным правовым нормам?» - 49,3% опрошенных показали в качестве основной правовую неграмотность населения. Кроме факторов общественного характера, на преобразования правосознания оказывают важное влияние и значение социально-личностные характеристики конкретного индивида.

Во-первых, это психолого-правовой фактор, влияющий на изменение индивидуального и группового правосознания. В исследовании показаны коллективно-психологические процессы. Коллективно-психологический фактор становления правового сознания направляет и утверждает свое влияние через правовой менталитет.

Во-вторых, сделан вывод о том, что коллективно-бессознательный фактор, в целом оказывая отрицательное воздействие на изменение правосознания россиян, одновременно направляет правосознание в сторону принятия идеалов естественного права в обществе.

В-третьих, социальные факторы процесса изменений в правосознании россиян всегда имеют ценностно-ориентированный характер. Но негативные изменения в системе социальных ценностей, имеющихся на основе существенных данных, не являются самостоятельным фактором изменения правосознания россиян.

В-четвертых, трансформации общественного правосознания россиян способствуют определенные политические факторы социальной среды, и очень образно и целенаправленно проявляются экономические и общественные различия.

В-пятых, большую роль в становлении развития правосознания в обществе играет такой фактор, как изменение морали. Падение нравственных начал и

выдвижение на первый план личных интересов не может не сказаться на состоянии правосознания граждан нашей страны и государства в целом.

И в заключение можно сказать, что каждый из отмеченных факторов трансформации правосознания имеет свои индивидуальные особенности.

В параграфе 2.2. «Причины трансформации различных видов правосознания» показано, что не может быть единст венной и безусловно правильной направленности причин и условий трансформации правового сознания. Трансформация общественного российского правосознания происходит через общественное мнение и определяется факторами социальной среды.

Причины и условия трансформации правового сознания - это общественные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые показывают искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда асоциальны и приносят вред общественным отношениям. Задача глубокого изучения и анализа природы этих явлений и процессов требует их направленности в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования. С учетом этого в диссертации отдельно поясняются к раскладываются истоки и причины различных видов трансформации правового сознания граждан.

В качестве причин различных видов трансформации правового сознания необходимо рассматривать явления экономического, политического, правового, идеологического, этического и иного характера. На трансформацию правосознания граждан России положительно влияют их личностные качества, микросреда окружения и работа воспитательного характера.

В параграфе 2.3. «Основные пути формирования правосознания граждан России» показано, что работа по формированию трансформации правосознания должна строиться с обязательным учетом как факторов внешнего мира, так и внутренних устремлений граждан:

-необходимое сочетание существующей практики развития реактивно-отражательной способности и возможности правосознания человека выявляет

и показывает его стабильное законопослушное поведение с развитием способностей к активному участию в общественной жизни, к правовому творчеству, к социальной самостоятельности, к позитивной социальной ответственности;

-необходимое органическое сочетание информационной базы индивидуального правосознания, содержащей знания о существующих нормах, требованиях, установленных формах дозволенных или обязательных действий в социально значимых ситуациях в обществе, с мировоззренческим восприятием правовой жизни в целостности и в перспективе;

-необходимость формирования и становления профессионального правосознания развитого и наполненного специальными прикладными и теоретическими знаниями о праве и о создании правовой жизни, как формы общественного правосознания, которая представляет собой сосредоточение элементов, образованных по логике правового сознания с элементами научного сознания общества;

-необходимость развития у сотрудников правоохранительных органов способностей к идейному становлению как средству утверждения их профессионального авторитета, как одному из главных средств создания здорового правового .микроклимата в служебном коллективе, в современном быту граждан, в сфере юридической деятельности и ответственности.

Трансформация правового сознания может проявляться как в процессе учебно-воспитательной работы, так и после его завершения, вследствие познания факторов внешней среды выявляют два основных направления в разрешении существующей проблемы.

Во-первых, организация воспитательной работы и правосознания, а также не допуск ее деформации.

Во-вторых, сильное воздействие, как на деформирование правосознания, так и на негативные причины и условия его существования. Эти направления исследования по формированию правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Основные пути формирования правосознания:

1. Разработка теории и методологии правового воспитания. В разработке «Правовое сознание и правовое воспитание масс» необходимо создать несколько направлений данной воспитательной деятельности:

-юридическое образование в стране;

-правовая подготовка работников государственной организации; -формы правового воспитания молодежи и молодежных организаций; -формы правового просвещения народных масс.

2. Повышение и развитие культуры и просвещения. Выявлено и показано, что вопросы формирования правового сознания граждан России в философии исследованы недостаточно полно. На общественном уровне работа по формированию правового сознания должна проходить в масштабе всей страны на основе разработки и проведения различных условных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера (экономические преобразования, укрепление демократии и законности, совершенствование законодательства и т. д.).

Работа по формированию правового сознания на групповом уровне происходит с помощью специальных разработанных мероприятий. Они должны дополнить и конкретизировать общие понятия и положения. Их характер зависит сгг того, среди каких социальных групп осуществляется эта работа. К примеру, ее проведение среди сотрудников ОВД предполагает применение необходимых мер:

-необходимый профессиональный отбор сотрудников, включая специальный психодиагностический,

- постоянное медицинское освидетельствование здоровья сотрудников, -проведение социально-психологического тренинга и т.д. На индивидуальном уровне работа по формированию правового сознания может происходить с помощью специальных разработанных мер, проводимых одновременно с организацией социально-нормативного воспитания. Подбор и

корректировка специальных мер зависит от того, нет ли искажений правосознания совершением преступления.

ГЛАВА 3. «Трансформация структуры правосознания» определена крутом вопросов, связанных с проявлением правовой реальности как формы социально-духовного бытия общества и человека, тогда как до этого решалась проблема объективности содержания правосознания, духовного сознания правовой реальности. Правосознание включает в себя знания, идеи, взгляды и идеологию.

В параграфе 3.1. «Свойства правовых понятий» с философской точки зрения рассматривается и анализируется понятия равенства, свободы, закона и справедливости. Рассматривая общую установку на философско-правовой анализ, обращается внимание на раскрытие действительного значения и роли этих понятий в выражении сущности права. Все правовые понятия рассматриваются и анализируются как необходимая рационализация, стандартизация и конкретизация идеи права. Они возникают как результат выражения общественного бытия через систему специального рода общественной регламентации - правового регулирования. Каждое из них может выразить мысль о сущности права в целом, каким бы широким по содержанию и смыслу ни было это понятие.

В параграфе 3.2 «Понятие свобода» обращается особое внимание на свободу как момент права и как форму сущности социальной реальности средствами правосознания. Сущность права состоит не в самом факте свободы, а в том, ради чего эта свобода необходима и нужна в обществе. Она становится действенной, когда цели оказываются достижимыми для большинства членов общества. Каждая ступень самоуглубления идей свободы и, следовательно, конкретизации понятия права есть наличное бытие свободы, а значит, и особое право. Свобода лишь с одной стороны является внешним условием реализации права. С другой - она показывает собой внутреннее состояние согласованности и укрепления связи человека с

действительностью. Способность человека заключается в том, чтобы оставаться правовым существом, жить в праве и укреплять право.

В параграфе 3.3 «Понятие равенства» показана связь понимания и анализа права с мыслыо о равенстве. Она весьма характерна и необходима для западноевропейской и отечественной философско-правовой теории. Прежде всего равенство должно быть понято как необходимая и нужная характеристика бытия. В самом общем виде идея равенства имеет смысл по отношению к целому и в рамках целого. Этим целым может быть конкретная и индивидуальная система, предметная область, сфера общественной жизни, физический, социальный или духовный мир. Идеальное равенство основано на «вертикали» отношений человека с началом, объединяющим в своем понимании его с другими людьми. Идеальное равенство в моральной форме происходит из индивидуальности человека как «точки отсчета» его поступков и побуждений, а также из оценок и требований к нему. В противоположность идеальному равенству, реальное равенство находится на «горизонтали» социальных отношений между людьми в обществе. Равенство в обществе является непосредственным отражением логики права. Это значит, что оно выступает и показывает цель, средство, результат и критерий действительности права.

В параграфе 3.4. «Понятие справедливость» раскрыта одна из необходимых и нужных характеристик общественных отношений. Справедливость показана в качестве одной из мер социальной оценки, тесно взаимосвязанной с понятием равенства. Но справедливость, мера которой заключена и находится в совокупности определенных условий и допущений, не может быть чисто формальной оценкой для личности. Она способна стать началом, объединяющим индивидов, при условии хотя бы минимальной содержательности. Справедливость -не простая соразмерность правовых действий и их оценок, а высокая внутренняя согласованность правовой меры. И чем знаменательнее и значительнее становится социальное содержание, тем несущественней оказывается форма, формальность, «по определению» заложенная в равенстве. Значит, вопрос о спра-

ведливости должен быть переведен однозначно из плоскости формальных оценок в плоскость определения ценностных ориентиров права в обществе.

В параграфе 3.5. «Понятие закона» всестороннему анализу подвергается содержание понятия закона. В научном смысле закон представляет собой устойчивую, закономерную, повторяющуюся зависимость одних процессов, отношений и явлений от других. Но для характеристики правосознания необходимым и нужным является тот аспект понятия закона, который связан с поиском точек опоры жизнедеятельности человека в нем самом, т.е. направлением на разумные основания деятельности в обществе. Нормативные положения закона должны быть ясными и четкими, не допускающими двусмысленности. В законе должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение в зависимости от регулируемой законами сферы отношений. Система права как форма реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Воля «облачена» в форму закона. Законы никогда до конца не поддаются не только познанию, но и пониманию того, как они возникают и чем порождаются. Правовые законы - это законы, идущие от людей.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом - 3,5 п.л.

1. Агеева М.А. Пути формирования правосознания граждан России. // Научно-образовательное издание «Социально-гуманитарные знания». - 2008. -№6,- 1,0 п.л.

2. Агеева М.А. Формирование правового сознания в процессе образования высшей школы: сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СПГИ 2007. Ч. 11. - Сергиев Посад: СГПИ, 2007. - 1,0 п.л.

3. Агеева М.А. Формирование правового сознания у студентов туристической специализации: сборник по итогам Всероссийской научной конференции «Современные проблемы туризма и сервиса», ФГОУВПО «РГУТиС». - М., 2008.-0,5 п.л.

4. Агеева М.А. Актуальные проблемы в правовом воспитании: кафедральный научный сборник «Социология и педагогика», ФГОУВПО «РГУТиС». - М, 2008. - 0.5 пл.

5. Агеева М.А. Правовое сознание и его формирование в системе высшего образования: сборник по итогам Международная научно-практическая конференция. - Тюмень, 2008. - 0.5 п.л.

АГЕЕВА Марина Александровна

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия ИД № 04205 от 06.03.2001 г.

Сдано в производство 4.03.2009 Тираж 100 экз.

Объем 1,0 п.л. Формат 60x84/16 Изд. № 5 Заказ 5

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГОУ ВПО «РГУТиС») 141221, Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, 99

©ФГОУВПО «РГУТиС», 2009

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Агеева, Марина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.,

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа тенденций развития правосознания.

1.1 .Осмысление правосознания в философско - правовой традиции.

1.2.Теоретико-методологический анализ структуры правосознания.

1.3.Проблема правопонимания россиян в современных условиях.

ГЛАВА II. Состояние правового сознания граждан России в современных условиях.,

2.1. Факторы трансформации правосознания граждан России в современных условиях.,

2.2. Причины трансформации различных видов правосознания.

2.3. Основные пути формирования правосознания граждан России.[.

ГЛАВА III. Трансформация структуры правового сознания в современных условиях.

3.1. Свойства правовых понятий.

3.2. Понятие свободы,.

3.3. Понятие равенства.

3.4. Понятие справедливости.

3.5. Понятие закона.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Агеева, Марина Александровна

На рубеже XX-XXI веков в России происходили серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Естественно, в, связи с этим.возникает необходимость осмыслить и сущность действительного права, поскольку в современных условиях именно право-является тем социальным институтом, который наиболее очевидно накапливает положительный! опыт разумной организации всей-совокупности общественных отношений.

Убеждение' в степени актуальности темы исследования-* вытекает, по крайней мере, из следующих соображений:

Во-первых, поскольку современное общество находится в процессе качественного изменения, поскольку переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей оказывается неизбежным. Чрезвычайно важно отыскать новый смысловой каркас, в рамках которого может быть понята сегодняшняя реальность и могут быть на практике воплощены самые возвышенные представления о праве. В этом плане обращение к, вопросу о природе и сущности правосознания, как никогда, становится «задачей мировоззренческого плана. Особенно важным обращение к данным, вопросам оказывается1 ' в. свете очевидного факта, что мировоззренческие1 вопросы незаметно, и неуклонно исчезают из пределов повседневных, интересов человека. t

Во-вторых, избранный предмет настолько сложен для понимания и-содержательно глубок, что ни одно даже фундаментальное его исследование не может считаться исчерпывающим или хотя бы достаточным. Стало быть, потребность в знании сущности правосознания по-прежнему остается неудовлетворенной. И уж тем более неудовлетворенной оказывается потребность в овладении средствами и механизмами правосознания, позволяющими осваивать социально-духовную действительность.

В-третьих, раскрытие природы, содержания, правосознания на стыке философско-правового и теоретико-правового подходов позволяет выйти на качественно новый уровень отражения природы исследуемого феномена. Этот уровень осмысления правовой теорий, поскольку именно на нем мы в состоянии выработать адекватную предмету и познавательной задаче методологию. Ни один теоретик права не*может игнорировать необходимости и неизбежности философствования по поводу права, равно, как ни один философ; подступающий к проблемам человека и общества, не может миновать осмысления'проблем права. ,

В-четвертых, исследование1 проблем правосознания'имеет несомненную практическую' значимость, потому что- непосредственно выводит на осмысление и решение целого комплекса вопросов правового воспитания. t

Степень разработанности проблемы

Осмысление некоторых вопросов правосознания представлено уже в трудах Платона и Аристотеля, проблема массового правосознания изучалась Цицероном. В Новое время правосознание стало предметом исследований F. Гроция и Т. Гоббса.

Важнейшие методологические подходы к ■ философско-правовой проблеме формирования и развития правосознания были сформулированы И. Кантом и Г. Гегелем. На рубеже 19-20 вв. отечественная философско-правовая.традиция значима для исследования тем, что в^ней-систематизированы принципы, обычного» права и нравственности, решается . вопрос о сущности человеческой свободы и ее взаимосвязи с моралью и позитивным, правом, раскрыта связь правосознания с национальной ментальностью. Проблема

1 1 ч , специфики отечественного правосознания разработана в трудах М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова. Идея нравственных основ правосознания развита в философских теориях B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Либеральные взгляды на проблемы правовой культуры 19 начала 20 вв. отражены в произведениях Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, в этической концепции права П.И. Новгородцева. Наиболее всестороннему анализу правосознание подвергся в философской концепции И.А. Ильина.

Современная философия, укрепив свою связь с философской антропологией, совершила переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того, что они находятся на уровне своих сущностей. Вместе с тем, в современной отечественной философии не устранен кризис, связанный с отсутствием новой правовой парадигмы. Плюрализм, эклектичность, противоречивость правопонимания усложняет, ориентацию в общемировой философской мысли. Изучение проблем правосознания осложняется тем, что современная философия правосознания как специализированное направление исследований находится в настоящее время в стадии его формирования. Вместе с тем, в последнее время значимые разработки уже появляются. К ним, в первую очередь относятся работы Р.С. Байниязова, который предлагает положить в основу правопонимания духовно-культурологическую идею правосознания.

Наиболее существенный вклад в исследование правосознания к настоящему времени внесли К.Т. Вельский, Н.А. Бура, И.Б. Михайловская, В.В. Сорокин, Н.Е. Фербер, В.А. Щегорцев, И.Ф. Покровский, П.И. Разумовский, В.А. Чефранов.

Вопросы роли и места правосознания в правовой культуре и в социальной культуре в целом наиболее детально раскрыты в научных трудах Т.И. Афазижева, Ю.В. Дулина, А.Б. Венгерова, И.А. Иванникова, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальникова, Т.В. Синюковой.

Однако большинство работ указанных авторов относятся к советскому периоду времени и отражали те условия, которые существовали тогда. Они написаны при системе, которую сегодня принято называть «тоталитарной». Правосознание и другие правовые явления квалифицировались не иначе, как «социалистические», противопоставлялись аналогичным «буржуазным». Но время, действительность изменились, и теперь требуется несколько иное осмысление правовой реальности, в том числе правосознания, новые трактовки старых понятий и категорий.

Философско-методологический анализ правосознания связан с потребностями дальнейшего развития российского общества, существенным аспектом которого выступает правовое регулирование, а также с необходимостью укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Определенные аспекты проблемы правового сознания освещены- в работах: Е.В. Аграновской, А.А. Алексеева; Н.В. Витрука, А.В. Грошева, HiM. Кейзерова, Керимова Д.А., Козюбры Н.И., В.А. Кудрявцева, Кузнецовой Н.Г., Каревой М.П., Лукашевой Е.А., Назаренко Е.В., Орзиха М.Ф., Остроумова Г.С., Потопейко Д.А., Фарбера И.Е., Хайкина Я. 3., Л.И. Явича, Якубы Е.А. и других авторов.

Разработка философских проблем правосознания призвана, также способствовать, формированию цельного мировоззрения, культивированию уважительного отношения к праву, укреплению законности и правопорядка, без которых немыслим современный образ жизни, невозможно развитие демократии.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, в первую очередь, принципы философской диалектики и системного подхода к общественному бытию. В работе, на основе принципов конкретности, целостности и историзма были использованы такие общенаучные методы исследования как сравнительный, сравнительно- исторический, историко-генетический. В конкретно-научном плане был использован принцип различия права и закона, сформулированный Г.Г. Гегелем, а также методология, обосновавшая принцип единства объективного и субъективного права. Значимой для изучения предмета исследования являлась концепция правосознания И.А. Ильина.

Объектом диссертационного исследования выступает философско-методологический анализ состояния правового сознания как формы общественного сознания современного российского общества.

Предметом1 диссертационного исследования выступает природа, структура и общественные функции правосознания.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе методологических подходов, которые наиболее адекватно отражает проблему формирования, развития и функционирования правосознания как фактора трансформации правового сознания, а также в дальнейшем развитии философско-правовых представлений об. особенностях.

•н, правосознания россиян в< условиях перехода- к правовому государству. t

Достижение заявленной цели сопряжено с решением следующих задач: * «г

Г. Осмысление правосознания в философско-правовой традиции.

- .2; - Анализ природы правосознания в границах его структурообразующих компонентов в различных подходах описания этой структуры.

3. Выявление тенденций развития правосознания россиян в современных условиях.

4. Выявление факторов трансформации правосознания в современной России.

5. Раскрытие причинной обусловленности трансформации правосознания российских граждан.

6: Выявление приемлемых путей и методов формирования правосознания россиян на современном этапе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшая основа формирования и развития правосознания состоит в противоборстве природной и общественной моделей миропорядка, представленных в индивидуальном и массовом правосознании, которое концентрируется в понятиях о справедливости. Это противоречие не утрачивает своей остроты и не зависит от смены общественной .ситуации.

2. Позитивное право, определенным образом изменяет содержательную сторону правосознания, но не оказывает влияние на его имманентно -сущностные характеристики. При этом позитивное право само по себе, безотносительного» потенциала правосознания, не меняется: правосознание способно совершенствовать, at при определенных условиях — изменить правовую систему в целом.

3. Характерной особенностью' российского правосознания, оказавшей большое влияние на его формирование; является правоверие, как предельная форма духовности, реализующая себя в образах, представлениях и идеалах. Наиболее совершенной является система ценностей, верхний уровень которой занимают метафизические и религиозные ценности. Применительно к современности для общества с атеистическим или секуляризованным сознанием, в качестве основы системы ценностей, является путь активного воздействия на правовое сознание граждан средствами государственной правовой политики, одновременно ориентированной и на изменение действующего права в соответствии с избранными демократическими идеалами.

4. Факторы правосознания в современных условиях.

5. Анализ наиболее типичных причин и условий, вызывающих положительное состояние правового сознания.

6. Основные методы формирования правого сознания граждан России.

Научная новизна диссертации:

1. Рассмотрено правосознание как важнейшего элемента правовой культуры и осмысление в философско - правовой традиции, которое является основополагающим для анализа правосознания и его трансформации.

2. Раскрыто философское и смысловое содержание понятия правосознания, которое является необходимым ' инвариантом российского общества.

3. Установлено, что на обыденном уровне правосознание россиян проявляется полярно: либо как инструмент реализации потребностей, либо как особая форма общественных отношений, изолированная от бытия конкретного индивида или социальной группы. Эти императивы, не находя, как правило, точек соприкосновения, обуславливают противоречивость изменений правосознания.

4. Определены причины трансформации различных видов правосознания», состоящие из выяснения специфики своеобразия общественных отношений и особенностей политического и экономического развития.

5. Установлено, что правосознанию всегда присуща психологическая сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях, воли и т. д. В правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и негативные чувства. К первым можно отнести: чувства закона, долга перед обществом и государством. Ко вторым - чувство беззакония, правовой безответственности, психологического неприятия общепризнанных ценностей и многое другое.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нём констатированы и конкретизированы такие тенденции развития правосознания россиян в современных условиях, как:

- тенденции дальнейшего развития общественного сознания граждан в ситуациях правового взаимодействия

- тенденция дальнейшего развития не правовых практик через значительную альтернативу существующего правопорядка.

- тенденция развития правосознания россиян в условиях сохранения и значительного распространения правового стандарта.

Материалы диссертационного исследования позволяют говорить о том, что без формирования в правовой политике направления, формирующего и развивающего правовое сознание, она и в дальнейшем будет характеризоваться крайней непоследовательностью и бессистемностью. Большинство подходов в области формирования и. развития правосознания не соответствует требованиям времени, в условиях развития правового государства и гражданского общества, господства общечеловеческих ценностей и приоритета ценности человека, социальные методы управления правосознанием становятся менее актуальными, чем социально-психологические. В- связи с этим исследование подчеркивает необходимость создания* специализированной государственной службы правового образования и воспитания граждан. Диссертационное исследование показывает, что эффективность воздействия* на процесс формирования и развития' правосознания, в настоящее время определяется- не тем, какой\ именно? результат и на* какой именно* стадии совершенствования правосознания будет достигнут. А тем, что это воздействие должно начаться как систематическая и научно-обоснованная деятельность под общим руководством государственных структур и при участии политических партий, а также различных общественных организаций. Его результативность может быть оценена только в случае сопоставления государственных программ совершенствования правосознания и промежуточных результатов их реализации. ' ■'}

Установлено, что важнейшими условиями, предопределяющими эффективность воздействия на процесс формирования* и развития правосознания, является' соответствие программ совершенствования правосознания современной теории, необходимость комплексного государственного планирования мероприятий указанных программ на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования тенденций развития; как правовой ситуации в целом, так и правосознания граждан России. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики трансформации правосознания как предмета философской рефлексии, философии и теории права, компаративистского анализа российского правосознания и других форм правовой духовности, изучения ментальности и связи различных правовых культур.

Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по философии, философии права, социальной философии и культурологии, религиоведению, теории политических и правовых учений, создании специального курса по российскому правосознанию. Отдельные положения и выводы диссертации могут быть применены для более глубокого исследования уровня правосознания и правовой культуры населения нашей страны.

Апробация диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Философия» «Российского государственного университета туризма и сервиса» и рекомендована к защите в диссертационный Совет Д — 212-150-04.

Общий объём результатов исследования составляет 3.5 печатных листа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Правовое сознание в условиях трансформации российского общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, остановимся па наиболее важных аспектах, сформулированными проблемами формирования и становления российского правосознания.

1. Диссертационное исследование показало, что формирования правосознания восходит к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на существующий порядок. Уже античная философия выявила противоречия между правом и отношением людей к нему. Гомер, Гесиод и Платон ставили вопрос о приоритете космического закона и общественных отношений, противопоставление понятий «номос» и «фюзис», осуществляемое в рамках софизма, позволило древнегреческой философии генерировать понятие «естественного номоса», которое в последствии трансформировалось в понятие «естественное право», по сути дело отражало противоречие между желаемым и действительным в правоотношениях. Исследованием было установлено, что функциональная связь и противоречия между законами природы и позитивным правом в правосознании была связана с представлениями о справедливости, интерпретация которой во взглядах Демокрита, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля оказались крайне важной для понимания предмета исследования. Диссертация подтвердила тот факт, что противоречие между двумя моделями миропорядка - естественной и искусственной не утрачивает своей остроты, не зависит от смены общественной ситуаций и колебаний. Оно по - прежнему, является доминирующем в процессе формирования, как индивидуального правосознания, так и его массовых форм.

2. Анализ философского наследия показал, что проблема формирования, развития и функционирования правосознания была поставлена Платоном и Аристотелем, первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы правосознания стали труды И. Канта. В диссертационном исследовании важное место занял анализ учения Г. Гегеля о различии права и закона, которое вобрало в себя весь предыдущий опыт социально- философских исследований, имеющих отклонение к формированию и функционированию правосознания.

3. Фактором, существенно затруднявшим анализ проблем правосознания во второй половине 19-века, являлся юридический позитивизм. Но социально-правовая практика, показала, что отказ от «оценочных суждений» и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю практику позитивного права, но и прогностический подход к самому праву, т.е. проблему его совершенствования и развития.

4. В теоретико - методологической концепции правосознания, само право представляет собой универсальной и национальной структурой, а метафизический подход в исследовании позволяет выявить сущность правосознания.

5. Оригинальным является подход к исследованию правосознания, когда оно из объекта исследования превращается в средство познания, и эта задача исключительно философско-правового плана. Проанализировав ряд современных западных концепций философии права, в которых речь идет о том, что современная онтологическая философия права в основе позитивно установленного общественного порядка видит допозитивный порядок бытия, который трактуется как препозитивное право, как право бытия. Сделан вывод о том, что современная отечественная философия права оказалась довольно быстро включенной, а контекст общемировой философско-правовой проблематики. Важным шагом совершенствования отечественной философии права является упрочение её связей с философской антропологией. В настоящее время совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того факта, что человек и право координируют на уровне своих сущностей. Таким образом, человек, наконец, осознается и позиционируется как главное действующее лицо, как системообразующий фактор права. Значительное распространение в современных философско-правовых исследованиях начинает занимать синергетика, которая отиосит право и правосознание к диссипативным системам. Вместе с тем, указанные положительные изменения в современной отечественной философии права не смогли устранить его кризис, который обусловлен отсутствием нового системного понимания сущности права.

6. Характерной особенностью трансформации правосознания и оказавшей значительное влияние на формирование, мы полагаем, является такой специфический феномен российской духовности как правоверие, носящий общественный характер.

7. Состояние правосознания как фактора формирования национального правового воспитания имеет свои особенности, так и общие черты, свойственные общественному сознанию.

Трансформация правосознания - это преобразование социально-правового явления, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые отражают правовую действительность и выражают положительное отношение к праву, правосудию и законности. Она характеризуется рядом признаков, положительного состояния правосознания, от случаев его трансформации политического и нравственного сознания и иных смежных общественных явлений.

Как общественное явление, трансформация правосознания требует не только юридического изучения, но и философского, психологического и социального обоснования. Объясняется это тем, что она характеризует положительное состояние правосознания, как формы общественного сознания, выступающего одним из основных понятий философии, психологии и социологии и права. Являясь предметом изучения нескольких наук, она требует применения при этом адекватных методов исследования. Наряду с методами материалистической диалектики ее исследование необходимо осуществлять на основе использования общенаучных, а также частных методов правовой, философской, психологической и социологической наук. Важнейшими среди них являются анализ и синтез, сравнение, наблюдение, социометрия, тестирование, анкетирование.

Трансформация правосознания, как любое общественное явление, имеет свой генезис, содержание, формы и виды проявления. Наиболее распространенными ее формами выступают правовой нигилизм, преобразованное правосознание. В зависимости от уровня обобщения трансформации правосознания: общественного, группового профессионального) и индивидуального. От степени и глубины преобразованности при отражении правовой действительности целесообразно выделить и рассматривать трансформацию обыденного и трансформацию теоретического правосознания. Несмотря на то, что общественная преобразованность различных форм и видов трансформации правосознания неодинакова, все они положительно влияют на поведение их носителей и, в конечном счете, положительно сказываются на состоянии законности и правопорядка в нашей стране.

Как положительное общественное явление, трансформация правосознания детерминирована и причинно обусловлена положительными процессами социальной среды. Имея, глубокие исторические корни, различные формы и виды ее проявления в настоящее время являются результатом положительного воздействия факторов экономического, политического, правового, идеологического, этического, организационного и иного характера. На процесс деформации индивидуального правосознания, кроме социальных факторов, активно влияют личные характеристики индивида, микросреда ближайшего окружения и воспитательной работы.

Правильное понимание сущности различных форм и видов трансформации правосознания, выявление и устранение порождающих их причин является залогом успешной работы по их преобразованию. Она должна осуществляться по двум направлениям: путем формирования положительного правосознания у молодого поколения на основе социально-нормативного воспитания и на основе применения общих и специальных мер при столкновении с деформированным правосознанием.

В заключение следует отметить, что трансформация правосознания требует дальнейшего своего научного исследования. На наш взгляд, оно должно идти по следующим направлениям.

Прежде всего, необходим более глубокий анализ социального преобразования различных форм трансформации правосознания. В частности, подлежит выяснению вопрос о влиянии трансформации правосознания юристов на его состояние у других слоев населения.

Практически значимым представляется выяснение влияния трансформации правосознания личности на се общую и профессиональную трансформацию.

Требует более глубокого изучения вопрос о соотношении трансформационного правосознания с положительным его состоянием в обществе.

Немаловажное значение имеет исследование вопросов трансформации правосознания других, кроме судей и сотрудников ОВД, категорий юридических работников (прокуроров, адвокатов и т.д.).

Выдвигая вышеназванные проблемы в качестве перспективных направлений для дальнейшего исследования трансформации правосознания, необходимо отметить их дискуссионный характер. Научное разрешение этих вопросов позволит, по нашему мнению, глубже изучить природу этого явления и оценить его положительное влияние в современном российском обществе.

Понятие свободы, равенства, справедливости и закона выражают существенное содержание идеи права, но являются теми смысловыми единицами, которые следовало бы отнести к собственно правовым понятиям. Если с практической точки зрения выявления и признание взаимопереплетенности форм социальной жизни и общественного сознания чрезвычайно важна и свидетельствует о разносторонности, системности исследования права, то с теоретической точки зрения - когда мы ставим задачу выявить природу и правосознания в их «чистоте», самостоятельности и универсальности.

 

Список научной литературыАгеева, Марина Александровна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Айзенберг A.M. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. — М., 2004.

2. Алёшина И. Уголовное дело в отношении судьи должно возбуждаться на общих основаниях. // Российская юстиция, 2007. — №1.

3. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. -С.-П.: Наука, 2001.-С. 136.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988; Динамика ценностей населения реформируемой России. — М., 1996.

5. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. — М.: Высшая школа, 2003.-С. 86.

6. Антология мировой философии. Т. 1.,ч.1-2. М.: Мысль, 1999. - С.907.

7. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 2001.-С. 152.

8. Арефьева Г.С. Социальная активность. — М.: Политиздат, 1990.

9. Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). — М., 1998.

10. Аренд X. Vita Activa или о деятельности жизни. — СПб., 2000.

11. Алексеев Н.Н. Основы философии права. — СПб., 1999.

12. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. Правоведение, 2000. №2. - С. 37.

13. Бунге М. Причинность. М., 2002.

14. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы. Правоведение. 2001. - №5.

15. Буева Л.П. Индивидуальное сознание и условия его формирования. М.,2000.

16. Баранов П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. — Саратов, 1983.

17. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 2000.

18. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. -М.: Высшая школа, 2002.

19. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1911

20. Бердяев Н. Самопознание. СПб., 2001. - С. 57.

21. Бердяев Н.А. Духи русской революции. М., 2003. - С. 96.

22. Бережной IT.M. Человек и его потребности. — М.: Форум, 2001.

23. Бойков АД. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 2005.

24. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М.: Искусство, 1992.-С. 31.

25. Бородин П. В Москве дважды два пять. // РГ. 2006. 17 декабря

26. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. — Киев: Наукова думка, 2006. С.34., С.49.

27. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — Киев: Наукова думка, 2006.

28. Бутко И.Ф. Правовое воспитание молодежи // Советское государство и право, 1981. №9.

29. Васильев A.M. Правовые категории Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. — М., 1976.

30. Вебер М. Избранные произведения (пер.с нем.). М., 1960.

31. Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высшая школа, 1982. - С. 65.

32. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1996.

33. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. - С. 124.

34. Волков Г.Н. Наука и общество. -М.: Знание, 2007. С. 64.

35. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПб ун-т, 1996.

36. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. — М., 1941.

37. Вышинский А .Я. За высокое качество нашей работы // За социалистическую законность. 1934. — №2. - С. 6.

38. Галимов ММ., Мураметс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. — Казань, 1983.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем. М.: Мысль, 1990.

40. Гиндев П. О понятии «Общественное сознание». В кн.: Ленинская теория отражения и современность. - София: Наука и искусство, 1999. - С. 649652.

41. Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М.,1941.

42. Дражина Н.В., Попаморенко Е.В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. — Тюмень, 1996.

43. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

44. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. -2006. -№10. С. 31.

45. Долгова А.И. Изучение правового сознания несовершеннолетних. — Сб.: Проблемы социологии права. — Вильнюс: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1997. — С. 197-206.

46. Дробницкий О.Г. Моральная философия: избранные труды. — М.: Гардарики, 2002.

47. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. — М.: Канон, 2002.

48. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912. — с. 5. чл

49. Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. М., 1977.

50. Жикривецкая Ю.В. Правосознание россиян в переходный период развития общества . Дисс. на соиск.уч. ст. канд. филос. наук: 09.00.01-Онтология и теория познания/ Жикривецкая Ю.В. Нальчик., 2004 г.

51. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества. Социологические исследования. — 2005. — №8. — С.9.

52. Заславская Т.Н., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. — 2006.-№5.

53. Кэмпбелл Д. Свобода и общество // Вопросы философии. — 1992. —12.

54. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение, 1998. №3. - с. 26.

55. Иванов В.Г. Причинность и детерминизм. Л., 2004.

56. Ивин А.А. Аксиология. — М.: Высшая школа, 2006.

57. Игошев И. Правовое воспитание молодежи. Социалистическая законность, 1970. -№3. - С. 29-32.

58. ИерингР. Борьба за право.-М., 1901.-С. 24.

59. Илле М.Е. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. 1994. - №9-10. - С. 101 -103.

60. Ильин В.В. О сущности правосознания / И.А. Ильин М.: Издательство БЕК, 1993.

61. Ильин И.А. Собрание сочинений. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т.2. -М.: 2003.

62. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. -М., 1997. Философия, Т.2. Аксиология. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

63. Иовчук М.Т. Диалектический характер развития общественного сознания и духовной жизни социализма в наше время. Вопросы философии, 1995,-№5.-С. 77-94.

64. История политических и правовых учений / под ред, доктора, юридических наук B.C. Нерсесянца. — М.: Юридическая литература, 1983. — С. 77.

65. История философии. Т.1.: Философия античного и феодального общества. М.: Госполитиздат, 1941. - С. 58.

66. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

67. Кадровый состав судейского корпуса. Статистика. // Рос.юстиция, 2007. №8.

68. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.в 6 т. Т.4. М.: Мысль, 1964.

69. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. в шести томах, 4(2). — М., 1965.-С. 354.

70. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. — С. 432.

71. Карева М.П. О соотношении права и нравственности в социалистическом обществе // Большевик, 1947. №4.

72. Каминская В.И., Ратников А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры// Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1974.

73. Кедров Б.М. Научная концепция детерминизма // Современный детерминизм и наука. Новосибирск, 2001. - с. 189.

74. Кельзен Г. Чистое учение о праве. М., 1987. - С. 7.

75. Криминология / под ред. А.И.Долговой. М., 2004.

76. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. — М., 2006. — с. 10

77. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

78. Коршунов A.M., Маптатов В.В. Диалектика социального познания. -М., 1988.

79. Козлова Н.Н. К анализу обыденного сознаиия // "Философские науки, 1986. №4.

80. Кун Т. Легенды и мифы древней Греции. М., 1963. - С. 17.

81. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян. М., 1996.

82. Лебедев В. Становление судебной власти и судебной системы России: проблемы, достижения, перспективы. // Уголовное право, 2006. №1.

83. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. Общественные науки и современность, 1999. -№5. С. 31.

84. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ// Вопросы философии, 1997 №1.

85. Ленев В. Врага надо знать в лицо. Организованная преступность: заметки на полях истории самой опасной болезни. // Юридический вестник, 2005.-№4.

86. Ленин В.И. Памяти графа Гейдана. Полн. собр. соч.,т. 16

87. Лисицин Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм. М., 2003.

88. Лопухин В. Почему мы бедны? // Эксперт. 2000. - №1-2. - С. 41.

89. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. Париж: YMCA-PRESS, 1931. БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО. М., Издательство «Республика», 1994.

90. Лукашева Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры // Сов. гос. и право, 1962. №7.

91. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. — М.,2003.

92. Лукашева Е.А. Правосознание, правовое воспитание и правовая культура. Советское государство и право, 2006. - №1. — С. 129-138.

93. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. - С. 373.

94. Мазутов Н.И. Теория государства и права. М., 2007. - с. 590-620.; Горохов П.А. Социальная природа правового иигилизма. - Оренбург, 2006.

95. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Дисс.на соск. уч. ст. доктор, юридич. Наук: 12.00.01-теория и история права и государства, история правовых учений/ Малахов В.П.- М.,2002.

96. Маркова Г.Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи. Киев, 1989.

97. Мертон Р. Социальная структура и аномалия // Социология преступности. М., 2006. - с. 311.

98. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М.,1999.

99. Мамут Л.С. Государство в целостном измерении. — М., 1998.

100. Михайловская И. Б. Права человека в массовом сознании. М., 1997. -С. 27.

101. Мошкин С.В., Рудснко В.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения // Социологические исследования. 1994. - №11. - С. 82.

102. Нерсесяиц В.С Юриспруденция. М., 1999. - С. 154.

103. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. —М.: Норма, 2001. -С. 97.

104. Новгородцев П. И. Нравственная проблема в философии Канта. — М., 1903.-С. 28.

105. Новгородцев Г1.В. Об общественном идеале. — М., 1991.-С. 12.

106. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. — М., 2001. — С. 157.

107. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. -Минск, 2000. С. 90.

108. Овчииников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 2000.

109. Ойзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля. Вопросы философии, 1995. №5.

110. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. — М. Наука,1969.

111. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М.,2002. - с. 27-29.

112. Петрова Л.В. Правовая форма общественного сознания: социально-философский аспект. — Харьков, 1987.

113. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2-х т. Т.1. — С-Пб., 1999. с. 132.

114. Пиголкин А.С. Право, законность, гражданин. — М., 2005.

115. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.З. -М.: Мысль, 1994.-С. 442.

116. Поздняков Э.А. Философия права. —М., 1996.

117. Князева Е. Н. Одиссея научного разума. М., 1995.

118. Пригожин И. Порядок из хаоса. М., 1986. - С.60.

119. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991.-№6.

120. Правоохранительные органы РФ. Сборник нормативных актов. — М.,2008.

121. Прохоров А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением // Вопросы философии. 2003. - №2. - С.44.

122. Ригведа, Избранные гимны. -М.: Наука, 1972. С. 129.

123. Российская ментальность; Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С.40.

124. Рябко И.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание масс. — Ростов н/Д., 1989.

125. Сафаров Р.А. Цели правового сознаиия -М.,2000.

126. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

127. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Издательство политической литературы, 1992.

128. Сорокин В.В. Право и время: правовая система в переходное время // Правоведение. -2002. -№1. С. 184.

129. Сперанский М.М. Избранные произведения. М., 1994. - С. 123.

130. Стучка П.И. Курс советского гражданского нрава. Т.1. М., 1931. —1. С.37.

131. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. T.I. — М., 1957.

132. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. — М., 1990.

133. Тенденции преступности в России в начале 21 века. М.: ВНИИ МВД РФ, 2006.-С.30.

134. Тищенко В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе. М., 1982.

135. Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии, 2002. №6. - С.29-30.

136. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994.

137. Трубецкой ЕЛ. Смысл жизни. М.: ACT, 2003.

138. Хейде Л. Осуществление свободы. — М., 1995.

139. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность.-М., 1995.

140. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. — М., 1994.

141. Чупрова А.А. Становление духовного опыта российского правосознания. Диссертация капд.социол. наук., Иркутск., 2006

142. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. - С. 239.

143. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1999.

144. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М., 1963.

145. Федотов Г.П. Проблемы будущей России / Г.П.Федотов // Православие: pro et contra СПб.: РХГИ, 200. — с. 357-363.

146. Федчин B.C. Проблема человека в русской общественной мысли (XIX начало XX вв.) / В.С.Федчин. - Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 2004. -с. 208.

147. Швырев B.C. Анализ научного познания: Основные направления, формы, проблемы / B.C. Швырев. М.: Наука, 1998. - с.175