автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века"

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Махова, Мария Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века""

На правах рукописи

МАХОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Специальность 09.00.13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург

2006 ^

м

Работа выполнена на кафедре философии и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Арефьев Михаил Анатольевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Кефели Игорь Федорович

кандидат философских наук, доцент Кожурин Антон Яковлевич

Ведущая организация Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится »au fl4fl.apj2006 года в Jd "часов на заседании диссертационного совета Д 800.009.0l по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина» по адресу: 196605, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина.

Автореферат разослан «_»_2006 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент

С.С. Миняйло

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В гуманитарных науках прошедший XX век вывел на передний план проблемы философской антропологии, показав, что, на самом деле, все проблемы культуры и человеческой цивилизации в целом сосредоточены вокруг человека. В этой связи следует отметить, что значительный вклад в развитие философской антропологии, как области знания, внесли мировоззренческие идеи эпохи «серебряного века». Культура этого периода поставила человека в центр внимания и стала рассматривать мировые отношения и взаимосвязи с позиции человека, его индивидуальности, его мировоззрения. Человек перестает быть всего лишь объектом воздействия ситуативных условий. Формируются предпосылки становления человека как активного субъекта, способного изменить мир посредством мировоззренческих изменений. Это приводит к необходимости говорить о философско-антропологических аспектах культуры «серебряного века».

Анализ этих проблем вызывает особенный интерес сейчас, когда на рубеже ХХ-ХХ1 веков российское общество переживает серьезные социальные перемены во всех областях, от политики и экономики, до философии и искусства. Как и сто лет назад после падения прежней системы ценностей общество нуждается в поиске и обретении новых нравственно-этических, ценностных и духовных основ жизни. Это отвечает идеям построения гражданского общества, основанного на гуманистических принципах и общечеловеческих ценностях. Поэтому актуальность темы вызвана:

- мировоззренческим кризисом в массовом сознании, возникшим в постсоветской России;

- переоценкой основополагающих духовных ценностей в российском обществе и возвращением к ценностям религиозной культуры;

необходимостью выработки и систематизации новых ценностных ориентиров для создания гражданского общества;

- требованиями возрождения и поддержания традиций отечественной культуры;

- недостаточной изученностью места человека в культуре «серебряного века» с философских позиций.

Современная социально-культурная обстановка в России в определенном смысле повторяет характерную черту «серебряного века» -духовно-культурные искания на изломе столетий. Выработанные мыслителями и деятелями культуры «серебряного века» идеи и концепции оказались созвучны нашему времени. Связующим звеном между современным обществом и Серебряным веком является общий подход к новому типу личности как носителю и активному субъекту ценностного подхода к миру Серьезный научный интерес вызывает исследование художественного наследия «серебряного века», где сформировались мировоззренческие установки, отразившие социальные процессы, сходные с теми, которые переживает российское общество сегодня. Многие идеи в творчестве деятелей культуры этого периода также напрямую или косвенно были связано с наследием философским. Ряд идей о взаимоотношениях человека и космоса, человека и природы, человека и социума, выдвинутых в эпоху «серебряного века», актуальны и сегодня. Органично в этом плане и обращение к культурному наследию «серебряного века» с точки зрения философско-антропологических вопросов. В работе основное внимание уделено анализу творчества выдающихся представителей культуры «серебряного века»: A.A. Ахматовой, З.Н. Гиппиус, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева и произведений русских философов B.C. Соловьева и В.В. Розанова.

Степень разработанности проблемы

Понятие «культура серебряного века» появилось в русской научной и художественной литературе конца XIX века. Оно сформировалось в трудах таких авторов как B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, Н. Оцуп,

A.A. Ахматова, Д.С. Мережковский и др. В плане искусствоведения и литературоведения культура «серебряного века» рассматривалась в трудах

B.М.Полевого, М.В.Алпатова. Материалом могут служить и биографии деятелей культуры «серебряного века» И.Репина, В.Серова, В.Борисова-Мусатова, М.Цветаевой, С.Есенина и др

Существует ряд исследований в той или ииой степени посвященных вопросу отражения философских идей рубежа XIX-XX веков. К ним относятся работы А.Венгерова, А.Эткинда, H.A. Богомолова, М.Могильнера, Л.А.Колобаевой, Л.Гинзбург, И.А.Громова, В.В.Бычкова, М.С.Кагана, А.Я.Кожурина, И.С.Кона и др. К диссертационным работам, связанным с проблематикой данного исследования относятся работы

A.Б.Костериной, О.Ю.Архиповой, Н.П.Мониной. Вопросы взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства представлены в трудах М.Полани,

B.А.Лекторского, М.К.Петрова. И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, М.Ю.Лотмана. Основным материалом для изучения вопросов поставленных в

диссертационном исследовании является сам корпус оригинальной философской литературы, произведений художественной литературы и искусства той эпохи, альбомы по живописи и литературные сборники, публицистика, представляющие нам возможность изучения проблемы.

В исследовательской среде существует определенное разделение изучения разных аспектов культуры этого периода по принципу научной специализации. Так, литературное творчество является предметом исследования литературоведов, искусствоведение связано с изобразительными видами искусств и архитектурой, а философы, как правило, сосредотачивают свое внимание на изучении философского наследия этой эпохи и лишь немногие исследования делают попытку

рассмотрения культурного наследия, в его художественном аспекте с философских или философско-антропологических позиций. Вместе с тем вопрос о философско-антропологических аспектах культуры «серебряного века» до настоящего времени предметно не рассматривался.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: обозначить и проанализировать круг философско-антропологических проблем общества и человека как индивидуума, отраженных в сфере феномена культуры «серебряного века».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

конкретизировать понятие «культура серебряного века» и выделить его характерные особенности как значительного этапа отечественной культуры;

выявить взаимосвязь и взаимовлияние искусства, литературы и философии в контексте культуры «серебряного века», как целостного явления;

определить место и роль философской антропологии в отечественной культуре рубежа веков;

Определить основные черты ценностной модели человека в культуре «серебряного века через изучение индивидуальных творческих и философско-мировоззренческих концепций деятелей культуры «серебряного века».

Объект исследования

Объектом данного исследования стала культура «серебряного века».

Предмет исследования

Предметом исследования является философское наследие деятелей культуры «серебряного века».

Методология и источники исследования.

Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-методологических, культурологических и философско-исторических трудов. В ходе исследования философско-аитропологических аспектов культуры «серебряного века» применяются принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности. Культурно-исторический подход обусловлен потребностью рассмотрения аспектов культуры «серебряного века» в контексте исторического и культурного развития России рубежа XIX-XX веков. В работе также раскрыты возможности герменевтического метода при анализе философских и литературных произведений деятелей культуры «серебряного века». В этой связи, основными источниками являлись произведения таких авторов как A.A. Ахматова, Н.С. Гумилев, З.Н. Гиппиус, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, их мемуары и воспоминания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

впервые была целостно рассмотрена философско-антропологическая проблематика культуры «серебряного века» в контексте совокупности философской и художественной сторон общественной мысли в России начала XX века;

выявлены особенности философско-антропологических концепций З.Гиппиус, А.Ахматовой, Н.Гумилева, В.Соловьева и В.Розанова;

определены роль и значение философской антропологии в культуре «серебряного века».

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения данной работы:

1. Культура «серебряного века» — это обширное и целостное явление, затрагивающее все сферы общественной жизни и культуры русского человека рубежа XIX-XX веков;

2. Основные течения и направления культуры «серебряного века» были тесно связаны с мировоззренческими идеями этого периода, несли в себе антропоцентрическую направленность;

3. Творчество В.С.Соловьева, В.В. Розанова, A.A. Ахматовой, Н.С. Гумилева и других деятелей культуры «серебряного века» ставило в центр внимания человека, его индивидуальность и вечные проблемы бытия: смысл и цель человеческого существования, представления о жизни и смерти в их диалектической взаимосвязи.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Работа обобщает и дополняет выводы и положения философско-культурологических исследований, затрагивающих различные стороны культуры «серебряного века», в том числе и её значение для философской антропологии. Она развивает представление о культуре «серебряного века» как о целостном культурно-философском явлении, где непосредственно философские сочинения органически дополняются идеями, изложенными в художественном творчестве. Положения и основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях культуры «серебряного века», как в философских, так и в культурологических.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать основные выводы и положения в ходе преподавания культурологии, философской антропологии, этики и эстетики, а также спецкурсов по философским дисциплинам: «Философские аспекты культуры "серебряного века"», «Культура "серебряного века" в контексте русской современной культуры».

Апробация диссертации.

Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях и докладах на Международной научно-практической конференции «Культура и образование». Санкт-Петербург, 25-31 января 2005 г.; Межвузовской научно-практической конференции VII Пикалевские чтения, Санкт-Петербург — Пикалево, 18 марта 2005 г; Всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование XXI века», Санкт-Петербург, 2005 г.; Международной научно-практической конференции «Культура и образование в XXI веке», Санкт-Петербург, 2006 г.; Международной научной конференции «X Царскосельские чтения», Санкт-Петербург, 2006 г.

Структура диссертационного исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, оценивается степень разработанности изучаемой проблематики, определяется цель и ставятся задачи исследования, излагаются его методологические основы, раскрывается научная новизна, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы, её апробация и структура. Также отмечается, что значительный вклад в развитие философской антропологии, как области знания, внесли мировоззренческие идеи и концепции, возникшие в рамках культуры «серебряного века»

Первая глава «Философия "серебряного века" в контексте русской духовной культуры» состоит из трех параграфов и последовательно раскрывает особенности становления и развития философско-антропологической проблематики в контексте культуры «серебряного века». В ней отмечается, что русская культура рубежа XIX - XX веков по-новому обрисовывает картину взаимоотношений человека и мира, человека и бога, человека и социума как философско-антропологическую проблему.

В первом параграфе «Понятие "культура серебряного века" и его характерные особенности» отражены общетеоретические подходы к понятию культуры «серебряного века», раскрыт генезис его возникновения и эволюции, а также культурно-исторические условия, в которых оно формировалось. Дана общая характеристика «серебряного века» как исторической эпохи и как культурологического понятия. Определен и обоснован выбор хронологических рамок с 90-х гг. XIX до 1917 г. Культура «серебряного века», хронологически занимавшая всего чуть более двух десятилетий вобрала и динамично отразила весь спектр философско-антропологических проблем, как вневременных, так и актуальных в этот период. Указаны общетеоретические основы появления данного культурного феномена, основные философские и научные концепции и идеи, оказавшие влияние на формирование мировоззрения этого периода. Культура «серебряного века» рассмотрена как целостное и значительное явление в отечественной культуре. Осмысление таких тем, как личность и общество, человек и природа, смерть, смысл жизни и других, в философии, искусстве и особенно литературе внесло существенный вклад в развитие философской антропологии, как отрасли человеческого знания.

Во втором параграфе «Отечественная философия культуры как методологическая основа анализа культуры «серебряного века» обосновывается необходимость комплексного междисциплинарного подхода к постановке и решению антропологических проблем через

понятия философии культуры, поскольку последняя подразумевает именно системный подход к человеку как творцу и продукту культуры. И в этом аспекте становится актуальным учет всех областей человеческой деятельности включающий не только науку, труд, образ повседневной жизни, но и искусство. Подчеркивается важность искусства как специфической формы общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, как одного из способов эстетического освоения мира. Подобно гуманистам эпохи Возрождения, когда возрождались к жизни и переосмысливались идеалы античной культуры, представители «серебряного века» на всех уровнях и во всех возможных формах самовыражения (философских трудах, живописи, литературе, скульптуре) дискутировали о человеке. Культура «серебряного века также показала возможность и необходимость использования знаний, накопленных не только в чисто философской и научной областях, но и в искусстве, в практической деятельности. Последнее особенно справедливо, если учесть, что сама философия это одна из форм теоретической деятельности. В этой связи говорится о значении художественного текста для изучения проблем философии и философии культуры. Есть все основания • говорить о философичности русской художественной литературы конца XIX — начала XX веков. В параграфе подчеркивается коммуникативная функция художественного текста, не только как информационного канала, но и как способа распространения и формирования мировоззренческих идей и концепций. Текст художественного произведения, представляет собой один из способов моделирования самого общения. Также отмечается, что наряду с прозой, поэзия является составной частью того, что принято понимать под термином «литература», однако по сравнению с прозой имеет ряд качественных отличий. Воздействие поэзии на сознание человека намного мощнее, поскольку действует не только на визуальную систему восприятия (вижу текст — читаю — вижу образ), но на все три

основные системы восприятия человеческой психики. И здесь становится актуальным герменевтический метод исследования, как метод философии культуры.

Третий параграф «Человек в философии "серебряного века"» Центральным предметом познания в культуре «серебряного века» выступает человек с его внутренним миром, его отношением к обществу и природе, к окружающему миру в целом. В параграфе анализируются такие значимые вопросы философской антропологии, как образ человека эпохи, истоки обесценивания человеческой его жизни, взаимоотношение человека и природы, а также роль религиозного самосознания в его мировоззрении и мировосприятии. Тема личности была широко затронута в культуре «серебряного века» и об этом свидетельствуют многочисленные произведения. В это время человек перестает быть всего лишь объектом воздействия ситуативных условий. Формируются предпосылки становления человека как активного субъекта, способного изменить мир посредством мировоззренческих усилий. Перед ним встает проблема выбора и ответственности. Индустриальная эпоха ставила свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные представления людей. Это порождало растерянность, тревогу. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, наконец, представления о человеке и его отношениях с миром, казались теперь несостоятельным и требовали безотлагательного и коренного пересмотра. В параграфе показан и проанализирован процесс переосмысления ценностных основ личности и общества, который затронул все сферы жизни общества того времени.

Автором рассмотрен ряд причин, приведших к ломке ценностных мировоззренческих позиций. Этими причинами выступили: падение авторитета религии, церкви и государства, разрушение метафизической картины мира и, как следствие, ценностная дезориентация человека, потеря смысла жизни.

Вторая глава «Философское наследие деятелей культуры «серебряного века» содержит четыре параграфа и акцентирует внимание на отражении философско-антропологической проблематики в творчестве ряда представителей культуры «серебряного века». Метафизические темы присущи творчеству крупнейших русских поэтов эпохи культуры «серебряного века» (Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и других). Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли. Выдающимся примером этого единства стал «серебряный век русской поэзии».

В первом параграфе «Личностная индивидуализация в творчестве А.А.Ахматовой и З.Н.Гиппиус» тема любви, бескорыстия дружбы и других межличностных отношений, связанных с понятием ответственности раскрыта через творческие и мировоззренческие концепции З.Н. Гиппиус, A.A. Ахматовой. Эти вопросы предстают, как глубокий внутриличностный и межличностный конфликт, либо не имеющий разрешения, либо ведущий к трагическим последствиям. Этим идеям соответствовали декадентские настроения в культуре «серебряного века». Тем не менее, идея личностной индивидуализации, проявления, своеобразия стояла на повестке дня. Она требовала от человека принятия ответственности за себя, свою судьбу, а также активной реализации своих идей и планов, независимо от внешних условий. Стремление в искусстве, литературе или философском творчестве выразить индивидуальную мировоззреггческую позицию и отстаивать ее стала наиболее четко вырисовываться именно в рамках культуры «серебряного века», на рубеже XIX-XX веков. На первое место для человека мира искусства выдвинулась проблема выражения себя как личности. Провозглашение собственного мировоззрения становилось важнейшей творческой задачей, задачей не столько индивидуальной, сколько общезначимой. Понять значимость индивидуализма — вот задача культуры «серебряного века». Наследие З.Н. Гиппиус и А.А.Ахматовой

представляет собой большой интерес с позиции философско-антропологического исследования. Это связано не только с теми философскими проблемами, которые затронуты в их творчестве (проблема любви, одиночества, жизни и смерти). В центре их творческих концепций стоит их собственное «Я», со множеством противоречий внутри его мировоззрения и, вместе с тем, имеющего свою собственную философскую концепцию.

Во втором параграфе исследуется «Философский антропоцентризм в наследии Н.С.Гумилева и М.И.Цветаевой».

Поскольку культура «серебряного века» поставила в центр мироздания человека, а вернее, его вывернутое на изнанку нутро, то вполне естественно появление такой тенденции как эгоцентризм. Наследие «серебряного века» своей антропоцентричностью, и своим индивидуализмом наносила удар по традиционно сложившимся представлениям. Её представители встали на позиции верности самим себе и своему взгляду на мир, так как они его понимали. Таким был мировоззренческий подход М.И. Цветаевой, где во всех явлениях универсума усматривалось отражение конкретной личности. В частности, отражение «Эго» самой поэтессы. Весь мир в философской трактовке М.И. Цветаевой тогда представал, не как самоценное явление, а как зеркало для отражения человеческого «Я». В наследии Н.С.Гумилева ярко представлена проблема одиночества человека, его оторванность от социума. Философско-антропологическая тематика и мировоззренческая позиция Н.С.Гумилева в этом плане соответствовала духу и атмосфере культуры «серебряного века». Его взгляд на человека и место этого человека в мире представляет нам образ существа одинокого и гордого. Тема одиночества, без сомнения, присутствовала в той или иной мере в творчестве всех деятелей культуры и искусства эпохи «серебряного века», однако именно у Н.С.Гумилева и М.И.Цветаевой она носит философско-мировоззренческий характер.

В третьем параграфе «В.С.Соловьев и В.В.Розанов о человеке»

сопоставляются философско-антропологические взгляды двух мыслителей эпохи «серебряного века». Оба из них больше известны как философы, однако разносторонность и широта круга интересов сделали возможным выражение взглядов этих авторов и в литературной форме, которая была более приемлема для восприятия. Основная суть их взглядов на человека и его место в мире состоит в следующем. Несмотря на то, что B.C. Соловьев и В.В. Розанов отказывались от выделения человека, как центра мироздания, в итоге, основной темой их наследия стал именно человек. И это логично, поскольку, единственным реальным, одновременно и субъектом, и объектом исследования мира и взаимодействия с ним остается человек. Сколько бы ни было сказано о боге, он остается слишком широкой абстракцией, о которой мы, в сущности, ничего не знаем. И не важно, объективно его существование для нас или субъективно. Единственный путь проявления бога для тех, кто верит, наблюдается только в рамках этой самой веры. Главным отличием в подходах мыслителей к человеку является то, что B.C. Соловьев отводит человеку более активную роль (роль помощника бога), а значит и более ответственную. А В.В. Розанов воспринимает людей как некую «паству». Человек в концепции В.В.Розанова полностью зависит от внешних обстоятельств и должен подчиниться своей скромной роли твари божьей. Таким образом делается вывод о том, что оба мыслителя внесли свой вклад не только в развитие отечественной философии, но и литературы, как зеркала мировоззренческих концепций.

В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, а именно:

вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками духовной идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны и общества. Небывалый взлет переживала русская философская мысль. Несмотря на

то, что хронологические рамки «серебряного века» не соответствуют понятию века, этот период занимает значительное место в отечественной культуре. Культура «серебряного века» представляла собой обширное и целостное явление, затронувшее все сферы жизни общества и человека. Именно в это время и в рамках этой культуры, под её воздействием в мировоззрении и самосознании многих произошли коренные перемены. Этот процесс нашел свое отражение в науке, философии и искусстве, развиваемых представителями творческой интеллигенции «серебряного века».

в результате изменения и ломки привычных традиционных норм жизни, личность человека начала XX столетия подверглась ценностной дезориентации. Само понятие нормы стало относительным. Произошла смена системы ценностей в мировоззрении многих людей. Это во многом повлекло за собой целый ряд пессимистических установок и настроений. Эти настроения выразились в частности во многих философских и художественных произведениях «серебряного века» как ощущение дисгармонии мира, нестабильности и временности человеческого существования.

течения и направления в искусстве «серебряного века» были также тесно связаны с направлениями в философии. Наличие столь большого разнообразия в жанрах и их порой причудливых смешений тоже своеобразно отражали определенную философско-мировоззренческую позицию. Динамика их возникновения и трансформации воплотила одну из наиболее характерных и общих философских идей того времени — ломка прежних форм и границ, во имя индивидуального самовыражения. Тем не менее, несмотря на широкое разнообразие направлений, течений и жанров, противоречивая и многогранная культура «серебряного века» воспринимается теперь как целостное явление.

серьезной причиной разрушения традиционных представлений в общественном сознании рубежа столетий стало падение религиозной

консолидации и безграничного доверия основам православной религии и церкви. Не смотря на все усилия, религиозное сознание также не смогло справиться с быстро меняющейся ситуацией и помочь человеку удержать равновесие и уверенность.

человек начинает понимать, что количество выборов на самом деле гораздо больше, чем принято было считать ранее. И никто, кроме него самого не укажет ему единственно верный путь. Но как это не парадоксально, перед этим множеством, неожиданно открывшихся, альтернатив человек вдруг начал терять уверенность в собственных силах и возможностях. Философско-антропологическая проблематика была широко представлена в культуре «серебряного века». Культура этой эпохи была глубоко антропоцентрична, в центре всех дискуссий и концепций этого времени стоял человек.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Махова, М.Н. Образ человека в культуре «серебряного века» / М.Н.Махова // Культура и образование: материалы международной научно-практической конференции 25-31 января 2005 г. — СПб.: СПбГАУ, 2005. - С. 30-34.

2. Махова, М.Н. Религиозное самосознание как аспект культуры «серебряного века» / М.Н.Махова // Пикалевские чтения «Гуманизация и гуманитаризация образования»: VII материалы межвузовской очно-заочной научно-практической конференции 18 марта 2005 г. - Пикалево, 2005. — Ч. III-С. 39-41.

3. Махова, М.Н. Философия культуры как методологическая основа изучения социума через поэтическое наследие эпохи «серебряного века» / М.Н.Махова // Высшее образование XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005.-С. 169-172.

4. Махова, М.Н. Философский антропоцентризм в наследии Н. Гумилева / М.Н.Махова // Культура и образование в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции 30 января — 2 февраля 2006 г. - СПб.: СПбГАУ, 2006. - С. 89-91.

5. Махова, М.Н. Проблема человека и общества в литературе «серебряного века» / М.Н.Махова // X Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции 25-26 апреля 2006 г. — СПб.: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2006. - Т. II. - С. 29-31.

6. Махова, М.Н. Художественный текст как источник историко-философского знания / М.Н.Махова // X Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции 25-26 апреля 2006 г. — СПб.: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2006. - Т. II. - С. 78-79.

tymn офс«и1м. Форигг ЮХ90 1/ie Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1 Тмраак 100 wa. Sana Ж

Отпечатано с оригинал-макета икаачика в мошфоаально-множктельном центре "АРГУС. Санкт-Петербург—Пушкин, ул. Пушкинская, д. 28/21, тал.: (812) 570-89-88 РвГ. N9233909 ОТ 07.02.2001

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Махова, Мария Николаевна

Введение.

Глава I. Философия «серебряного века» в контексте русской духовной культуры.

1.1. Понятие «культура серебряного века» и его характерные особенности.

1.2. Отечественная философия культуры как методологическая основа анализа культуры «серебряного века».

1.3. Человек в культуре «серебряного века».

Глава II. Философское наследие деятелей культуры «серебряного века».

2.1. Личностная индивидуализация в творчестве А.А.Ахматовой и З.Н.Гиппиус.

2.2. Философский антропоцентризм в наследии Н.С.Гумилева и

М.И.Цветаевой.

2.3. B.C. Соловьев и В.В.Розанов о человеке.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Махова, Мария Николаевна

В последние два десятилетия нам в полном объеме стали доступны достижения такого значительного пласта отечественной культуры как «серебряный век». Сегодня каждый может приобщиться к ценностям этого феномена. Соответственно, интерес к наследию этого витка отечественной культуры очень высок. Наряду с этим, прошедший XX век вывел на передний план проблемы философской антропологии, показав, что, на самом деле, все проблемы культуры и человеческой цивилизации в целом сосредоточены вокруг человека.

В этой связи следует отметить, что значительный вклад в развитие философской антропологии, как области знания, внесли мировоззренческие идеи «серебряного века». Культура этого периода выдвинула человека на передний край и стала рассматривать мировые отношения и взаимосвязи с позиции человека, его индивидуальности. В это время человек перестает быть всего лишь объектом воздействия ситуативных условий. Формируются предпосылки становления человека как активного субъекта, способного преобразовать мир посредством мировоззренческих изменений. Это приводит к необходимости говорить о философско-антропологических аспектах культуры «серебряного века», чему и посвящена данная работа.

Актуальность темы исследования вызвана:

- мировоззренческим кризисом в отечественном сознании, возникшим в постсоветской России;

- необходимостью выработки и систематизации новых ценностных ориентиров для создания гражданского общества;

- требованиями возрождения и поддержания традиций отечественной культуры;

- недостаточной изученностью феномена культуры «серебряного века» и места в ней человека с философских позиций; отсутствием публикаций, раскрывающих философско-антропологический потенциал культуры «серебряного века».

Актуальность данной темы базируетсятакже на том интересе, который наблюдается в научной литературе к творчеству писателей и философов «серебряного века» и переоценке ценностей в российском обществе и постоянным возвращением к ценностям религиозно-нравственной культуры.

Современная социально-культурная обстановка в России частично напоминает характерную черту «серебряного века» - духовно-культурные искания на изломе столетий. Выработанные мыслителями и деятелями культуры «серебряного века» концепции оказались созвучны нашему времени. Соединительным звеном между современным обществом и Серебряным веком является общий подход к новому типу личности как носителю и активному субъекту ценностного подхода к миру. Серьезный научный интерес вызывает исследование художественного наследия «серебряного века», где сформировались концепции, отразившие социальные процессы, сходные с теми, которые переживает российское общество сегодня. Многие идеи в творчестве деятелей культуры этого периода также напрямую или косвенно были связано с наследием философским. Особняком в диссертационном исследовании выделена поэзия «серебряного века» с точки зрения философско-антропологических вопросов. В работе основное внимание уделено анализу литературного творчества выдающихся представителей культуры «серебряного века»: A.A. Ахматовой, З.Н. Гиппиус, М.И.Цветаевой, Н.С. Гумилева и поэтических произведений русских философов B.C. Соловьева и В.В. Розанова.

Степень разработанности проблемы.

В настоящее время все больше выходит работ, в частности диссертационных исследований и монографий, посвященных серебряному веку» русской культуры. Эта неотъемлемая часть отечественной культуры становится предметом исследования под всеми возможными углами зрения. Само понятие «культуры серебряного века» появилось в русской научной и художественной литературе конца XIX века. Оно сформировалось в трудах таких авторов как B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, H.A. Оцуп, и в литературе, в частности, у A.A. Ахматовой. Первоначально под ним подразумевалась деятельность ограниченного круга поэтов и писателей рубежа веков; затем «серебряный век» стал практически синонимом символизма как литературного направления, и, наконец, смысл этого понятия свелся к "хорошей" литературе довольно неопределенного или весьма условно определяемого периода времени. Это словосочетание стало постоянным определением русской духовной культуры рубежа XIX - XX веков. Как «период феноменального культурного расцвета в начале XX века»1 его характеризовал С. Волков.

К сожалению, в отечественной и зарубежной библиографии в настоящее время недостаточное внимание уделяется изучению живописи как носителя авторских философских идей. То, что было написано о живописи как о философском явлении до сих пор, как правило, относилось к сфере искусствоведческого исследования. К примеру, в одном из томов «Малой истории искусств», посвященном искусству начала XX века, В.М.Полевой рассматривает социальные, национальные и эстетические аспекты искусства этого переломного исторического момента. Конечно, определенное место в этом труде отведено проблемам русского изобразительного искусства начала XX века, где автор высказывает мысль о развитии искусства через борьбу идей2. Под словом «идеи» в данном случае понимаются тенденции в общественно-политической и философской мысли рубежа веков, а также

1 Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 626.

2 Полевой В.М. Искусство XX века 1901-1945. М.: Искусство, 1991. С. 12. основанные на последних направления, объединения и течения, организуемые и поддерживаемые творческой дореволюционной интеллигенцией. Книга для чтения «Искусство», составленная М.В.Алпатовым, Н.Н.Ростовцевым и М.Г.Неклюдовой является сборником статей и отрывков из книг, как отечественных, так и зарубежных искусствоведов, содержащим очерки по исследованию русской живописи рубежа двух столетий3.

Отчасти философский подход нашел отражение в монографиях, посвященных жизнеописаниям конкретных деятелей культуры и искусства. Причём последних написано достаточно много. Если говорить о рассматриваемом периоде времени, то к таким исследованиям относятся научные биографии И.Е.Репина4, В.А.Серова5,

B.Э.Борисова-Мусатова 6. Большим плюсом этих работ является то, что они часто касаются не только жизни и творчества живописцев, но и, в определённой степени, воссоздают их мировоззренческие взгляды и стратегии поведения, сообразные с ними.

В области литературы, кроме многочисленных биографий писателей того периода времени (А.П.Чехова7, М.И.Цветаевой8,

C.А.Есенина9 и др.) можно назвать, хоть и не большой, но все же ряд исследований в той или иной степени посвященных вопросу о том, как же литература рубежа Х1Х-ХХ веков отражала современную ей философию. В исследовании «Русская литература XX века» под редакцией профессора А.Венгерова отмечается «впечатление настоящего калейдоскопа, какое-то столпотворение одежд, племен,

3 Искусство. Книга для чтения. Сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова. М.: Просвещение, 1969.

4 Чуковский К. Репин. М.: Искусство, 1969.

5 Копшицер М. Валентин Серов. М.: Искусство, 1967.

6 Мочалов Л.В. В.Э.Борисов-Мусатов. Л.: Художник РСФСР, 1976.

7 Ермилов В.В. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1946.

8 Фейлер Л. Марина Цветаева / Пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

9 Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М.: Московский университет, 1969. наречии, состоянии» , свойственное художественной литературе исследуемого периода времени. Объемное и методичное исследование А.Эткинда «Хлыст»11 посвящено взаимодействию и взаимосвязи литературы и сектантства в России начала XX века. Автор исследует особенности русского утопического сознания, прослеживает судьбы русского сектантства (хлысты, скопцы, духоборы, молокане и др.), которое породило уникальные идеи и формы жизни, давало свои ответы на духовные и философские вопросы, находившиеся в центре внимания интеллигенции. О связях русской литературы с разного рода оккультными и эзотерическими учениями также говорится в книге H.A. Богомолова «Русская литература начала XX века и оккультизм»12. Книга М.Могильнера «Мифология Подпольного человека: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа»13 посвящена исследованию радикальной мифологии начала века, под влиянием которой находилась дореволюционная леворадикальная интеллигенция. Автор выявляет корни этой мифологии, многие из которых обнаруживаются в художественной литературе того времени. Анализ литературных произведений, героями которых были подпольщики, террористы, профессиональные революционеры и пр., позволяет проследить связь идеалов и ценностей радикальной интеллигенции.

Исследования, более тесно связанные с философской проблематикой культуры «серебряного века», представлены в основном в области исследований литературы. В книге Л.А.Колобаевой14 поставлены проблемы художественных течений - символизм и постсимволизм, шире - модернизм, взаимоотношения реализма и

10 Русская литература XX века: В 3 т. - СПб., 1914. - Т. 1. С. 5.

11 Эткивд А. Хлыст. Кафедра славистики Университета Хельсинки. Новое литературное обозрение. -М., 1998.

12 Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999.

13 Могильнер М. Мифология Подпольного человека: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М., 1999. модернизма, а также проблема творческой индивидуальности писателя в отношении к различным эстетическим системам. С этими проблемами также связана докторская диссертация и книги "Концепция личности в Ф русской литературе конца XIX - начала XX века" (М., 1990), "Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа XIX-XX в." (М., 1987) и другие работы, посвященные исследованию творчества ф.

А.А.Блока, О.Э. Мандельштама, A.A. Ахматовой, Д.С. Мережковского и др. В том же ключе написаны работы ЛЯ.Гинзбург15. В сборнике «А сердце рвется к выстрелу.»16 представлено творчество тринадцати русских поэтов «серебряного века», покончивших жизнь самоубийством. Перед каждой подборкой стихов — статья, освещающая подробности биографии поэта, обстоятельства и причины самоубийства, а также механизм превращения последнего в литературный миф.

Взаимодействие культуры рубежа веков и философии специально рассматривают Громов И.А. в работе «Серебряный век» русской

17 культуры: социально-философский аспект» , Громов И.А. и Стельмашук В.Г. в книге «Культура как предмет социально

1Я философского познания» . В них анализируются социальные условия и идейно-философские предпосылки возникновения и развития русской культуры конца XIX - начала XX веков. Работы раскрывают природу и эволюцию художественно-эстетического творчества и мировоззрения многих русских поэтов и мыслителей: Д.С. Мережковского, ♦ Ф.Н.Сологуба, К.Д. Бальмонта, и др. Ценный материал по проблеме серебряного века» содержится в культурологических исследованиях таких авторов как А.А.Корольков «Духовный смысл русской

14 Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе конца XIX - начала XX века М., 1990.

13 Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987.

16 А сердце рвется к выстрелу.» / Сост. A.A. Кобринский. М.: Эллис Лак 2000,2003.

17 Громов И.А. «Серебряный век» русской культуры: социально-философский аспект. СПб., 1996.

18 Громов И.А., Стельмашук Г.В. Культура как предмет социально-философского познания. ЛГОУ им. A.C. Пушкина, СПб., 2004. культуры»19, А.Я. Кожурина «Проблема человека в философии XIX-XX веков»20 и других.

К диссертационным работам, так или иначе связанным с проблематикой данного исследования относятся работы А.Б.Костериной «Концепция судьбы как духовная основа самобытности русского театра (конец Х1Х-начало XX веков)», О.Ю.Архиповой «З.Н.Гиппиус: поэзия как "текст культуры"», Н.П.Мониной «Идея Софии в русской поэзии: философско-культурологический анализ».

Переплетение искусства, философии и других форм познания мира человеком также дают ценную информацию о том, как могли сочетаться вопросы философии и искусства изучаемого периода. Эти вопросы представлены в трудах М.Полани21, В.А.Лекторского22, М.К.Петрова23 и других. Исходя из всего вышеперечисленного видно, что в исследовательской среде существует некое разделение изучения разных аспектов культуры этого периода по принципу научной специализации. Так, литературное творчество больше исследуется с литературоведческой точки зрения, изобразительными видами искусств и архитектурой занимаются искусствоведы, а философы, как правило, сосредотачивают свое внимание на изучении философского наследия этого периода, и лишь немногие исследования делают попытку рассмотрения культурного наследия в его художественном аспекте с философских или философско-антропологических позиций. Авторы, подчас, забывают, что практически все философы рубежа XIX - XX веков были еще либо литераторами, либо художниками, или и то, и другое вместе. Подобное разделение исследовательского труда, с одной стороны, позволяет изучить определенные аспекты столь сложного

19 Духовный смысл русской культуры А. А. Корольков СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

20 Кажурин А.Я. Проблема человека в философии XIX-XX веков : учеб. пособие А.Я. Кожурин, Л.И. Кучина; Федер. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.

21 Полани М. Личностное знание. М., 1985.

22 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

23 Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1981. явления более пристально и глубоко. С другой же стороны, это сужает поле деятельности для системного подхода. А между тем, многие философские умы рубежа Х1Х-ХХ веков отводили отнюдь не второстепенную роль своему творческому «Я», наделяя его своими философскими взглядами или идеями иногда совершенно противоположного порядка, чтобы иметь возможность внутреннего философского диалога. Исследование с философских позиций не только непосредственно философского, но и художественного наследия мыслителей «серебряного века» позволяет расширить и дополнить картину их философских воззрений. Однако в данных трудах никто специально не обращался к проблеме философско-антропологических аспектов культуры «серебряного века».

Цель исследования: обозначить и проанализировать круг философско-антропологических проблем общества и человека как индивидуума, отраженных в сфере феномена культуры «серебряного века».

Задачи исследования: конкретизировать понятие «культура серебряного века» и выделить его характерные особенности как значительного этапа отечественной культуры; выявить взаимосвязь и взаимовлияние искусства, литературы и 'философии в контексте культуры «серебряного века», как целостного явления; определить место и роль философской антропологии в отечественной культуре рубежа веков; определить основные черты ценностной модели человека в культуре «серебряного века» через изучение индивидуальных творческих и философско-мировоззренческих концепций деятелей культуры «серебряного века».

Объект исследования: культура «серебряного века».

Предмет исследования: философское наследие деятелей культуры «серебряного века».

Методология исследования.

Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-методологических, культурологических и философско-исторических трудов. В ходе исследования философско-антропологических аспектов культуры «серебряного века» применяются принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности. Культурно-сравнительный подход обусловлен потребностью рассмотрения аспектов культуры «серебряного века» в контексте исторического и культурного развития России рубежа XIX-XX веков. Основными источниками являлись: ряд поэтических произведений таких авторов как A.A. Ахматова, Н.С. Гумилев, З.Н. Гиппиус, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, а также ряд живописных произведений таких известных художников как И.Е.Репин, В.А.Серов, М.В.Нестеров и других, а также мемуары некоторых деятелей культуры XIX-XX веков, в частности В.В.Розанова.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые была целостно рассмотрена философско-антропологическая проблематика культуры «серебряного века» в контексте совокупности философской и художественной сторон общественной мысли в России начала XX века; выявлены особенности философско-антропологических концепций З.Н.Гиппиус, А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева, В.С.Соловьева и В.В.Розанова; определены роль и значение философской антропологии в культуре «серебряного века».

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения данной работы:

1. Культура «серебряного века» - это обширное и целостное явление, затрагивающее все сферы общественной жизни и культуры русского человека рубежа XIX-XX веков;

2. Основные течения и направления культуры «серебряного века» были тесно связаны с мировоззренческими идеями этого периода, несли в себе антропоцентрическую направленность;

3. Творчество В.С.Соловьева, В.В. Розанова, A.A. Ахматовой, Н.С.Гумилева и других деятелей культуры «серебряного века» ставило в центр внимания человека, его индивидуальность и вечные проблемы бытия: смысл и цель человеческого существования, представления о жизни и смерти в их диалектической взаимосвязи.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Работа обобщает и дополняет выводы и положения ряда научных философских трудов, затрагивающих различные стороны культуры «серебряного века», в том числе и её значение для философской антропологии. Она развивает представление о культуре «серебряного века» как о целостном культурно-философском явлении, где непосредственно философские сочинения органически дополняются идеями, изложенными в художественном творчестве. Положения и основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях культуры «серебряного века», как в философских, так и в искусствоведческих.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать основные выводы и положения в ходе преподавания культурологии, философской антропологии, этики и эстетики, а также спецкурсов по философским дисциплинам: «Философские аспекты культуры "серебряного века"», «Культура "серебряного века" в контексте русской современной культуры». Апробация.

Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях и докладах на Международной научно-практической конференции «Культура и образование». Санкт-Петербург, 25-31 января

2005 г.; Межвузовской научно-практической конференции VII Пикалевские чтения, Санкт-Петербург - Пикалево, 18 марта 2005 г; Международной научно-практической конференции «Культура и образование в XXI веке», Санкт-Петербург, 2006 г.; Международной научной конференции «X Царскосельские чтения», Санкт-Петербург,

2006 г.

Структура диссертационного исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века""

Заключение.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками духовной идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны и общества. Небывалый взлет переживала русская философская мысль. Несмотря на то, что хронологические рамки «серебряного века» не соответствуют понятию века, этот период занимает значительное место в отечественной культуре. Культура «серебряного века» представляла собой обширное и целостное явление, затронувшее все сферы жизни общества и человека. Именно в это время и в рамках этой культуры, под её воздействием в мировоззрении и самосознании многих произошли коренные перемены. Этот процесс нашел свое отражение в науке, философии и искусстве, развиваемых представителями творческой интеллигенции «серебряного века». Можно на основании анализа философско-антропологических и культурологических аспектов культуры «серебряного века» сделать следующие выводы:

1. В результате изменения и ломки привычных традиционных норм жизни, личность человека начала XX столетия подверглась ценностной дезориентации. Само понятие нормы стало относительным. А относительность нормы повлекла за собой дезориентацию человека в социуме, в мире, в отношениях с самим собой. Это касалось и духовно-нравственной среды.

2. Произошла смена системы ценностей в мировоззрении многих людей. Именно на рубеже столетий человек начинает приходить к пониманию того, о чем говорил К.Г.Юнг: «перевороты, происходящие в нашем мире, и сдвиги в нашем сознании суть одно и то же»168. Это во многом повлекло за собой целый ряд пессимистических установок и настроений. Эти настроения выразились, в частности, во многих философских и художественных произведениях «серебряного века» как ощущение дисгармонии мира, нестабильности и временности человеческого существования. Это повлияло на отношение людей к такому важному аспекту долгосрочного планирование перспектив человека, как создание семьи. Неуверенность в завтрашнем дне вызвала серьезные проблемы в этой области.

3. Течения и направления в искусстве «серебряного века» были тесно связаны с основными направлениями в философии. Наличие столь большого разнообразия в жанрах и их порой причудливых смешений тоже своеобразно отражали определенную философско-мировоззренческую позицию. Динамика их возникновения и трансформации воплотила одну из наиболее характерных и общих философских идей того времени - ломка прежних форм и границ, во имя индивидуального самовыражения. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству и реформаторству любой ценой.

4. Несмотря на широкое разнообразие направлений, течений и жанров, противоречивая и многогранная культура «серебряного века» воспринимается теперь как целостный и по-своему завершенный феномен отечественной культуры. Различные грани этого явления объединила общая для всех на тот момент атмосфера предстоящих, но еще неизвестных перемен в жизни человека и общества.

5. Серьезной причиной разрушения традиционных представлений в общественном сознании рубежа столетий стало падение религиозной консолидации и безграничного доверия основам православной религии и церкви. Не смотря на все усилия, религиозное сознание также не смогло справиться с быстро меняющейся ситуацией и помочь человеку удержать равновесие и уверенность. В этой ситуации, лишившись «поддержки» бога человек почувствовал себя одиноким. Это стало причиной повального обращения людей к различным уже существовавшим или еще только возникавшим культам, имевшим какую-либо духовную, но чаще религиозную основу.

6. Проблема одиночества, растерянности и жесткая оппозиция личности по отношению к обществу и традиционным порядкам перестало быть явлением из ряда вон выходящим. Человек приходит на этом этапе к возможности увидеть и реализовать другие альтернативные формы поведения. Человек начинает понимать, что количество выборов на самом деле гораздо больше, чем принято было считать ранее. Но как это не парадоксально, перед этим множеством, неожиданно открывшихся, альтернатив человек вдруг начал терять уверенность в собственных силах и возможностях. Эта потерянность и пессимизм выразились в декадентских настроениях деятелей культуры этого времени.

7. На повестку дня в этот период как никогда прежде выходит вопрос о смысле жизни, смерти и праве на самоубийство. В мире, где все так быстро меняется, однозначно позитивная оценка жизни как ценности отходит на второй план. Взаимоотношения человека и природы, культуры и цивилизации и их динамика также нашли свое отражение во всех аспектах культуры «серебряного века».

8. Ренессанс отечественной культуры, имевший место на рубеже Х1Х-ХХ веков, представлял собой своеобразный многоголосый спор представителей различных слоев русского общества этого времени. Правда, большую часть в нем занимали представители интеллигенции, даже если в своих концептуальных идеях они отстаивали общенародные идеалы. Этот спор коснулся всех сторон жизни человека и, в следствии ослабления цензуры, являл самые разнообразные и противоречивые точки зрения на них. Особенно большое внимание деятели культуры «серебряного века» уделили индивидуальному внутреннему миру отдельной личности и ее взаимодействию с окружающим миром. Глубокий психологизм был свойственен культуре этого времени, а литературе и живописи особенно.

9. Тема любви, дружбы, и других межличностных отношений, связанных с понятием ответственности была широко и неоднозначно раскрыта в творческих мировоззренческих подходах З.Н. Гиппиус, A.A. Ахматовой, М.И. Цветаевой и других авторов. Как правило, эти вопросы обозначались, как глубокий внутриличностный и межличностный конфликт, либо не имеющий разрешения, либо ведущий к трагическим последствиям. Этим идеям соответствовали декадентские настроения в культуре «серебряного века». Тем не менее, идея личностной индивидуализации, проявления, своеобразия уже стояла на повестке дня. Она требовала от человека принятия ответственности за себя, свою судьбу, а также активной реализации своих идей и планов, независимо от внешних условий. Стремление в искусстве, литературе или философском творчестве выразить индивидуальную мировоззренческую позицию и отстаивать ее стала наиболее четко вырисовываться именно в рамках культуры «серебряного века», на рубеже XIX-XX веков.

10. Проблема одиночества ярко отразилась в мировоззренческой и поэтической концепции Н.С. Гумилева. Экспрессивная презентация собственного «Я», доходящая до эгоцентризма была характерна для художественно-философских размышлений М.И. Цветаевой. В ее варианте одиночество приобретало оттенок вызова и демонстративного протеста. Это «Я» находилось в центре всей вселенной, как ее видел автор.

11. Проблема человека и его сущности как в философской так и в литературной форме свойственна для творчества B.C. Соловьева и В.В.Розанова. Несмотря на то, что их концепции все еще в значительной степени держались за идею божественного мироустройства, в целом можно казать, что написаны они были для человека и о человеке. Последнее было обусловлено тем, что единственной ощутимой реальностью, о которой мы хоть что-нибудь знаем является окружающий реальный мир. И единственный известный на данном этапе мыслящий активный субъект в этом мире - человек. Концепция первого выразилась в более доступной для читателя форме - в поэзии. В.В. Розанов излагал свои взгляды в такой литературной форме как эссе.

Все аспекты культуры «серебряного века» от философии и науки до искусства и литературы вместе с их авторами внесли неоценимый вклад, как в развитие общефилософской культуры, так и в конкретную область философской антропологии. Можно утверждать что философско-антропологическая проблематика была широко представлена в культуре «серебряного века». Культура «серебряного века» по своему содержанию была глубоко антропоцентрична, в центре всех дискуссий и концепций этого времени стоял человек.

 

Список научной литературыМахова, Мария Николаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. «А сердце рвется к выстрелу.» / Сост. A.A. Кобринский. М.: Эллис Лак 2000,2003. - 574,1. с. ISBN 5-902152-12-7.2. 5-250-00130-0.

2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., Когито-Центр, 2002. —220 с. ISBN 5-89353-050-0.

3. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М., 1984 М.: Сов. писатель, 1984. - 350 с.

4. Архипова О.Ю. З.Н.Гиппиус: поэзия как «текст культуры». Дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 Горно-Алтайск, 2004 190 с.

5. Ахматова А. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 448 с.

6. Бальмонт К.Б. Избранное: Стихотворения, переводы, статьи. / Сост. Д.Г.Макагоненко. М.: Правда, 1991. - 608 с. ISBN 5-253-00115-8.

7. Белый А., Арабески. М., 1911, с. 258.

8. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / О России и русской философской культуре : Философы рус. послеокт. Зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с. ISBN 502-008117-5.

9. Ю.Бердяев H.A. Самопознание. JL: Лениздат, 1991.- 398 с. ISBN 5-28901115-3.

10. П.Богомолов H.A. Антикультура русской культуры: Язык. Фолклор. Литература.: Сб. ст. / Сост. Н.А.Богомолов м.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.-407, 2. с. ISBN 5-86218-110-5.

11. Богомолов H.A. В зеркале «серебряного века»: Русская поэзия начала XX в. М.: О-во Знание РСФСР, 1990 - 39, 1. с. ISBN 5-254-00033-3.

12. Богомолов H.A. Серебряный век. Мемуары. М., 1990. 670 с.

13. Борев Ю.Б. Эстетика. / 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. - 498 с. ISBN

14. Бродский И. Книга интервью. М.: Захаров, 2005. - 784 с. ISBN 5-81590548-8.

15. Бродский И. Поэт и проза. / / Сочинения Иосифа Бродского. СПб: Пушкинский фонд, 2001. Т. V. 376 с. ISBN 5-89803-070-0.

16. Бычков B.B. Владимир Соловьев и эстетическое сознание серебряного века./ Вл. Соловьев и культура серебряного века: к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева/ Отв. ред. A.A. Тахо-Гади. М.: Наука, 2005. 629,1. с. ISBN 5-02-033545-2.

17. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера В. И. Вернадский М. : Айрис-Пресс , 2003 (ОАО Можайский полигр. комб. 573, 2. с. ISBN 5-81120320-9.

18. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 672 с. ISBN 5-699-11011-9.

19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 699,1. с. ISBN 501-001-001035-6.

20. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т мировой культуры М.: Прогресс-Традиция , 2001 468 с. ISBN 5-89826-076-5

21. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX вв. 2-е изд. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1989. - 744 с. ISBN 5-28800112-Х.

22. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Статьи, эссе, заметки. Л.:Сов. писатель. Ленингр. отд-ние,1987. 3972. с.

23. Гиппиус 3. Тихое пламя. Стихотворения 1889-1938 гг. Из автобиографической прозы. Из дневников. / Зинаида Гиппиус; Ст. Г. Адамовича. М.: Центр-100, 1996. - 285, 1. с. ISBN 5-86082-028-3.

24. Гиппиус З.Н. Живые лица. Ленинградское отделение Искусство. 1991. 200 с. ISBN 5-210-02133-5.

25. Голлербах Э.Ф. В. В. Розанов : Жизнь и творчество Э. Голлербах. -Репрод. изд. Paris : YMCA-press , 1976 109, [2] с.

26. Гречаник И.В. Художественная концепция бытия в русской лирике начала XX века : монография И. В. Гречаник М. : Флинта : Наука , 2004. 169, 1. с. ISBN 5-89349-754-6.

27. Громов И.А. «Серебряный век» русской культуры: социально-философский аспект. СПб.: ЛОПИ, 1996. 131 с.

28. Громов И.А., Стельмашук Г.В. Культура как предмет социально-философского познания. ЛГОУ им. A.C. Пушкина, СПб., 2004. 255 с. ISBN 5-8290-0233-7.

29. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ./ Под общ. Ред. Карчуновой. Ярославль: ТФ Народ 2001. - 382 с. ISBN 5-901803-01-9

30. Гумилев Н. С. Читатель // Соч.: В 3 т. М., 1991. Т. 3.

31. Гумилев Н. Стихи. Поэмы. Тбилиси, Мерани, 1988. 495 с.

32. Давыденкова А.Г. Философия личности и культурно-институциональные процессы. СПб.: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2005. ISBN 5-8290-0503-4.

33. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб: Наука, 1991. ISBN 5-02-026708-2.

34. Дашевская O.A. Мифотворчество В. Соловьева и "соловьевский текст" в поэзии XX века О. А. Дашевская; Том. гос. ун-т Томск : Изд-во Том. унта , 2005 147, 1. с. ISBN 5-7511-1915-0.

35. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету//Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996.-№6.

36. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.

37. Достоевский Ф. М. Подросток // Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 8.

38. Ермилов В.В. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1946. 446 с.

39. Есенин Сергей. Радуница. Пг., 1916 Репринтное изд. М.: Книга, 62 с. ISBN 5-212-00330-Х.42.3обов P.A., Обухов B.JL, Сугакова Л.И. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.

40. Иванов-Разумник Р.В. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки / Иванов-Разумник СПб. : Новое лит. обозрение , 2000 543 с. ISBN 586793-088-2.

41. Ильин И. А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. 347, 1. с. ISBN 5210-02064-9.

42. Искусство. Книга для чтения. Сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова. М.: Просвещение, 1969. 544 с.

43. История русской литературы, XX в. Серебряный век В. Страда, Ж. Нива, Е. Эткинд и др.; Под ред. [и с предисл.] Ж. Нива и др. М. : Прогресс : Литера, Б. г., 1994 702,1. с. ISBN 5-01-003582-0.

44. Источниковедение истории СССР. Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1981. 496 с.

45. Каган М.С. Искусство в системе культуры: Сб. с. / АН СССР / Сост. и отв. ред. М.С.Каган. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1987 - 272 е.

46. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с. ISBN 5-250-00034-7.

47. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: О-во «Знание» РСФСР, 1978.-34 с.51 .Каган М.С. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред.

48. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с. 52. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура - философия - искусство: (Диалог) - М.: Знание, 1988. - 63, 1. с.

49. Казеннов A.C. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. СПб.:ЛГОУ имени А.С.Пушкина, 2002. 176 с. ISBN 5-8290-0340-6.

50. Кожурин А.Я. Проблема человека в философии XIX-XX веков : учеб. Пособие. СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов , 2005 -160 с. ISBN 100.

51. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе конца XIX -начала XX века М.: МГУ, 1990. 333 2. с. ISBN 5-211-00862-6.

52. Комолова Н.П. Италия в русской культуре Серебряного века : времена и судьбы : монография / Н.П. Комолова; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории. М.: Наука, 2005. - 469, 1. с. ISBN 5-02-010273-3.

53. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.-335 с.

54. Кон И.С. Сексуальная культура в России : клубничка на березке / И.С. Кон; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М. : О.Г.И., 1997. - 460 с. ISBN 5-900241-33-5.

55. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика 1998, №5.

56. Копшицер М. Валентин Серов. М.: Искусство, 1967.-451 с.

57. Корольков A.A. Духовный смысл русской культуры А. А. Корольков Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006 (СПб.: Береста -739 с. ISBN 5-8064-0988-0

58. Костерина А.Б. Концепция судьбы как духовная основа самобытности русского театра (конец Х1Х-начало XX веков).: Автореф. дис. . д-ра филос. наук : 09.00.13 Ом. гос. пед. ун-т Омск , 2004 35 с.

59. Крейд В.П. Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. -558, 1. с. ISBN 5-250-02030-5 .

60. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп., М.: Политиздат, 1980. 272 с.

61. Куприн А.И. Пародии./ Полн. собр. соч. СПб, 1912. Т. 7. 478 с.

62. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 359 с.

63. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм./ Избранные сочинения. М.: Политическая литература, 1985. Т. 5, ч. I.

64. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М. : ACT , 2004 237,2. с. ISBN 517-021918-0.

65. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983.-206 с.

66. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. - 719, 1.с. ISBN 5-01-002571-Х.

67. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

68. Лосев А.Ф. Русская философия./ Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. ISBN 5-250-01293-0.

69. Лосский Н.О. Ценность и бытие : Сб. / Николай Лосский. Харьков : Фолио; М.: ACT, 2000. - 860,1. с. ISBN 5-237-05080.

70. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -284 с.

71. Маковский С. На Парнасе серебряного века. Мюнхен, 1962. 768 с.

72. Максимов Д.С. Русские поэты начала века. JI. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1986. - 404, 2. с.

73. Малевич К. О новых системах искусства. Статистика и скорость. Витебск, 1919. 32 с.

74. Манделыитам О. Египетская марка. М.: Панорама, 1991. 192 с. ISBN 585220-061-1.

75. Мережковский Д.С. Собр. соч. в 4-х т. М.: Правда, 1990.

76. Могильнер М. Мифология Подпольного человека: радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М., 1999. 208 с. ISBN 5-86793-061-0.

77. Монина Н.П. Идея Софии в русской поэзии: филососко-культурологический анализ.: Автореф. дис. канд. филос. наук : 24.00.01 Алт. гос. ун-т Барнаул , 2004 22 с.

78. Мочалов JI.B. В.Э.Борисов-Мусатов. JL: Художник РСФСР, 1976. 46 с.

79. Надолинская JI.H. Стереотип межличностных отношений мужчины и женщины, (с. 212-214). VIII Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. 21-22 апреля 2004 под ред. В.Н. Скворцова. т. 3. СПб. ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2004.

80. Натев. А. Искусство и общество. М.: Прогресс, 1966. 320 с.

81. Николай Гумилев в воспоминаниях современников./ Под ред. В.Крейда./ Репринтное изд. М.: «Вся Москва», 1990. - 316 с. ISBN 5-7110-0073-Х

82. Ницше Ф. Веселая наука // Собр. соч. М., 1902. Т. VII- VIII.

83. Петров М.К. Язык, знак, культура. М. Наука, 1991.- 328 с. ISBN 5-02016733-9.

84. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритич. философии. Пер. с англ. / М. Полани ; Общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова; Предисл. В. А. Лекторского. М., 1985. 344 с.

85. Полевой В.М. Искусство XX века 1901-1945. М.: «Искусство», 1991. -304 с. ISBN 5-210-00034-6.

86. Поэты Серебряного века : Серебряный век рус. поэзии XIX-XX вв. Сост. И. Мазнин. М : ЭКСМО-Пресс , 2001 381, 1. с. - ISBN 5-04008528-1.

87. Пяст Вл. Встречи / Сост., вступ. ст., науч. подгот. текста, коммент. Р. Тименчик.-М.:Нов. лит. обозрение, 1997. 413 с ISBN 5-86793-026.

88. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., Московский рабочий. 1990. ISBN 5-239-00671-7.

89. ЮО.Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. / Омри Ронен; Вступ. ст. Вяч. Вс. Иванова. 2-е изд., испр.. - М. : ОГИ, 2000. - 150, 1. с. ISBN 5-900241-62-9.

90. Ротенберг В. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М.: ЦГЛ РОН, Секачев В. 2001. 256 с. ISBN 5-93866-005-Х.

91. Ю2.Русская литература XX века: В 3 т. СПб., 1914.

92. ЮЗ.Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993. 784 с. ISBN 5-02-011490-1.

93. Ю4.Саенко Ю.В. Психологические механизмы и функции современных суеверий и суеверности. // VIII Царскосельские чтения. Междунар. нау.-практ. конференция. 21-22 апреля 2004 под ред. В.Н. Скворцова. т. 3. СПб. ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2004.

94. Ю5.Сарабьянов Д. В. Импрессионизм и стиль модерн в России в конце XIX века // Сарабьянов Д. В., Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного анализа. М.: Советский художник, 1980. -261 с.

95. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм// Сумерки богов: Сборник. / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.; [Сост., общ. ред. и предисл. A.A. Яковлева]. - М. : Политиздат, 1989. - 396, [2] с. Сумерки богов. ISBN 5-250-00378-8.

96. Ю7.Святополк-Мирский Д.П. Поэты и Россия: Статьи. Рецензии. Портреты. Некрологи / Д.П. Святополк-Мирский; Сост., подгот. текстов, примеч. и вступ. ст. В.В. Перхина СПб. : Алетейя , 2002 366 с. ISBN 5-89329476-9.

97. Серебряный век Филос.-эстет. и художеств, искания : Межвуз. сб. науч. тр. Кемер. гос. ун-т; Кемерово : КГУ , 1996 134 с. ISBN 5-20200095-2.

98. Серебряный век в России : Избр. страницы / Рос. АН. Науч. совет по истории мировой культуры; Редкол.: В.В. Иванов и др.. М. : Радикс, 1993. - 340 с. ISBN 5-86463-001-2.

99. Ю.Серов Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. - 256 с. ISBN 5-28900385-1.

100. Ш.Соловьев B.C. Собр. соч.: В Ют. 2-е изд. Т. 1. СПб., 1911.

101. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест., 1999. - 912 с. ISBN 985-433-438-4.

102. Соловьёв B.C. История и будущность теократии. Загреб, 1887. Т. 1.

103. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.1.

104. Сологуб Ф. Свет и тени: Избр. Проза. / Сост. И коммент. Б.И.Саченко; Предисл. О.Н.Михайлова. Ми.: Мает. Лит., 1988. - 383 с. ISBN 534000375-2.

105. Сучков Б. Лики времени. Т. 2. М.: Художественная литература, 1976.

106. Толковый словарь иностранных слов. Сост. Н.Л. Шестернина. М., 1998. 352 с. ISBN 5-87533-030-9.

107. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с. ISBN 5-25001940-4.

108. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 22-х т. М.: Художественная литература., 1978. Т. 13.

109. Трубецкой E.H. Смысл жизни. / Сост. А.П. Полякова, П.П. Апрышко. -М.: Республика, 1994.-431 1. с. ISBN 5-250-02428-9.

110. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретический очерк). М.: Политиздат, 1992.-288 с.

111. Фейербах Л. Сущность христианства./ Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1995. Т.2.

112. Фейлер Л. Марина Цветаева / Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 416 с. ISBN 5-222-00270-5.

113. Философия: Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Стельмашука. СПб., ЛГОУ, Химиздат, 2001. 320 с. ISBN 5-93808-014-2.

114. Философский век. Альманах. Вып. 22. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19-21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть 2. СПб., 2002.

115. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., Политиздат. 1986. -590 с.

116. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания М.: ACT , 2004 -235, 3. с. ISBN 5-17-021916-4.

117. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности./ Перевод М.В. Вульфа. М., МЦ «Система» при МК ВЖСМ. 1990. 177 с.

118. Хлебников В. Творения. М.: Сов. Писатель. 1987. - 736 с.

119. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М.: Советский писатель, 1991. - 192 с. ISBN 5-265-02572-3.

120. Цветаева М.И. Мне нравится, что вы больны не мной.// Сост. А. Саакянц. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 656 с. ISBN 5-04004061-Х.

121. Чуковский К. Репин. М.: Искусство, 1969. 141 с.

122. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности / Лев Шестов. М. : ACT, 2004. -221, 1. с. ISBN 5-17-021915-6.

123. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Авт. предисловия Ю.В. Петров. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 288 с. ISBN 5-28800966-Х.

124. Шпенглер О. Закат Европы: В 2-х т.- М.: АйриС-пресс, 2004 624 с. ISBN 5-8112-0015-3.

125. Шубинский В. Николай Гумилев: Жизнь поэта. СПб.: Вита-Нова, 2004. - 736 с. ISBN 5-93898-055-0.

126. Эткинд A.M. Содом и Психея Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. Александр Эткинд М. : ИЦ-Гарант , 1996 413 с. ISBN 5-900241-05-Х.

127. Юнг К.Г. Проблемы души современного человека// Юнг К.Г. Архетип и символ М.: Ренессанс , 1991. 297,2. с. ISBN 5-7664-0462-Х.

128. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М.: Московский университет, 1969. 479 с.

129. Harvey С. Mansfield. A Student's Guide to Political Philosophy.—1st ed. — Wilmington, Del.: ISI Books, ISI Books/ Wilmingtonb, Delawere 2001. 57 c.

130. Kenny A.A. Brief History of Western Philosophy. Oxford: Oxford University Press. 1995.-639 c.