автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков
Текст диссертации на тему "Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков"
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
На правах рукописи
ФЕДИНА АЛЬБИНА ИВАНОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ЧЕРНОМОРСКИХ КАЗАКОВ: ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА (1792 - 1860 гг.)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук Специальность 24.00.02 -Историческая культурология
Научный руководитель: доктор исторических наук профессор ТРЕХБРАТОВ Б.А.
Краснодар
1998
Содержание
стр.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................3
ГЛАВА 1. Становление народного образования в Черномории.
1.1 Динамика строительства школ. Формы обучения казаков.....33
1.2 Учительские кадры Черномории....................................... 44
1.3 Учеба черноморцев за пределами войска..........................76
ГЛАВА 11. Зарождение кубанской литературы иисторико-этнографической науки.
2.1 Социальные условия и факторы реализации
таланта Я.Г.Кухаренко..................................................... 117
2.2 Историко - этнографическое творчество И.Д.Попко......... 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........ ................................... .................. 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников И ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................№
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования предопределена возрождением казачества и связанной с этим потребностью изучения его истоков, культурных традиций и духовного наследия, которые представляют большой интерес для исследователей.
Демократические изменения в стране активизировали интерес к познанию прошлого, роли исторических личностей в развитии культуры, создали благоприятные возможности для более глубокого и объективного изучения истории черноморских казаков. Данная диссертация посвящена формированию региональной культурной традиции конца ХУШ-50-х годов XIX в. и рассматривает этот процесс на материалах наиболее ярких компонентов культуры: образования, литературы, историко-этнографической науки.
Актуальность темы вызвана необходимостью осмыслить процесс формирования культуры Кубани и вклад творческих личностей черноморской интеллигенции в культуру региона и страны в целом. Изучение темы позволяет восполнить ряд пробелов в. истории культуры Кубани, уточнить факты биографии многих творческих личностей деятелей литературы, образования, науки.
Изучение взаимопроникновения культур народов, живущих на Северном Кавказе с момента заселения черноморцами правобережья Кубани имеет непреходящее значение в наше неспокойное время, когда идет процесс переосмысления исторического прошлого этого многонационального региона.
Характерной чертой переломной, переходной эпохи является обращение к прошлому и его углубленное изучение, т.к. познание прошлого помогает понять всю сложность настоящего и прогнозировать будущее.
Переселение казаков произошло в эпоху Екатерины II - время, когда
русское общество включилось в культурный процесс, получивший название эпохи Просвещения. Вступив в этот процесс одной из последних в Европе, Россия за короткий срок достигла выдающихся успехов к середине XIX века. Существенный вклад в развитие культуры страны внесли и столичные интеллектуальные силы и интеллигенция провинциальных окраин, ее выдающиеся личности.
Приобщение отечественной культуры к мировой цивилизации продолжается, и в основе его - общечеловеческие ценности, предоставляющие прочный фундамент для развития личности как неповторимой частицы человечества. Это обусловливает усиление внимания к истории региональных культур, развивавшихся в рамках общероссийской культуры.
Черномория — своеобразный окраинный регион, присоединенный к России в конце ХУШ в. в результате русско-турецких войн и имевший свои особенности в управлении, общественной жизни, быту, материальной и духовной культуре. Пришедшие на берега реки Кубани казаки имели уже сформировавшуюся малороссийскую культуру. Самостоятельно освоить подаренную войску Екатериной II территорию было трудно, поэтому правительство начало проводить в этом регионе активную переселенческую политику, направленную на подселение сюда также донских казаков и украинских крестьян. Приграничная территория государства, населенная казаками, имела специфическую сословную особенность во всех сферах жизни, что, разумеется/ накладывало свой отпечаток и на развитие культуры, делая ее сословной.
Особенностью региона был и многонациональный состав населения: кроме адыгов, украинцев, русских, здесь жили люди других национальностей со своей культурой, самобытной и неповторимой. На Кубани родилась новая историко-культурная региональная традиция, которая вобрала в себя элементы культуры запорожских и донских казаков, представителей других регионов России и Малороссии.
Актуальность отмеченных проблем определили выбор темы.
Степень научной разработанности проблемы и источники исследования..
Культуру Черноморского казачьего войска изучали многие выдающиеся исследователи Кубани, начиная с К.В.Российского, И.Д.Попко, Е.Д.Фелицына, П.П.Короленко, Ф.А.Щербины. Несмотря на добротность источнико.вой базы трудов, работы не отражали глубины социально-экономических явлений, в некоторой степени носили иллюстративный характер и имели своей главной целью прославление казачества без анализа его сословной неоднородности.
Тем не менее, их работы могут служить источником для сопоставления событий, прокладывают пути другим исследователям. Монография Ф.Щербины стала основой для многих поколений исследователей.
Проявление общественного интереса к культуре Кубани началось в конце ХУ111в., когда при строительстве Фанагорийской крепости был найден так называемый Тмутараканский камень - памятник XI века, который тотчас был доставлен в столицу. Эта находка привлекла внимание общества к культуре осваиваемого региона.
В начале XIX века Черноморское казачье войско не казалось объектом, достойным изучения. Лишь эпизоды из жизни и быта казачества попадали в путевые заметки, отчеты, журнальные статьи.
Представляется целесообразным рассмотреть историографию вопроса в проблемно-хронологическом ключе.
Главным показателем культуры любого народа является степень его образованности. Образование соприкасается с культурой и составляет ее органическую часть. Современный культуролог Б.Ерасов считает образование как «процесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе»1. Основным связующим звеном между различными уровнями духовной жизни общества является школа. С
1 ЕрасовБ.С. Социальная культурология.-Ч.1.-М., 1994.-С.342.
зарождением капитализма увеличивается потребность в образованных людях. Несмотря на социально-экономические, политические и этнокультурные различия многонационального региона, везде школа и образование играли доминирующую роль в формировании новых, современных и динамичных качеств личности подростка. В школах изучаемого периода формировались социо-культурные традиции казачества: духовность, нравственные качества, долг, служение царю и отечеству, православие, преемственность традиционной культуры.
С появлением первых учебных заведений в Черномории появляются и сообщения о них К.Российского, И.Сбитнева, Е.Зябловского. В журнальной заметке о пребывании в Черномории великого князя Михаила Павловича встречаем сведения о посещении им здешнего училища 1.
Некоторые сведения можно найти и в трудах декабристов, которые занимались изучением края 2.
В 1836 г. были закончены в рукописи « Исторические записки о войске Черноморском», написанные первым кубанским писателем, историком и этнографом Я.Г.Кухаренко совместно с А.М.Туренко. К сожалению, опубликованы они были лишь в 1887 г. в журнале « Киевская старина» . В этом труде затрагивается вопрос о становлении просвещения, культуры в Черномории в первой трети XIX в. Жанр летописи не позволил авторам первого исторического произведения о Черноморском казачьем войске дать
1 О пребывании Его Императорского Высочества великого князя Михаила Павловича в Екатеринодаре//Украинский вестник на 1817 г.,окт.-С.104; Россинский КВ. Письмо к Председателю Комитета по ученой части Императорского человеколюбивого общества от члена -корреспондента протоиерея Российского.- Екатеринодар. 16 генваря 1822 г.// Журнал Императорского человеколюбивого общества. -СПб.,1822,- №3; Россинский К.В. Речь об успехах просвещения в округе Войска Черноморского, говоренная при открытии Черноморской гимназии в г. Екатеринодаре 1820 мая 17 дня войсковым протоиереем и кавалером К.Россинским //Соревнователь просвещения и благотворения,- 1820.-№ 10; Он же. Речь, поднесенная при сретении его императорского высочества, государя великого князя Михаила Павловича в Екатеринодарском училище смотрителем оного войсковым протоиереем и общества наук при императорском Харьковском университете состоящего членом Кириллом Россинским 23 сентября 1817 г.// Украинский вестник на 1817 г.,окг,- С. 111-112; Сбитнев И. Воспоминания о Черномории // Украинский журнал.- 1825.-№ № 11-12; Зябловский Е. Землеописание Российской империи: в 5 тт.- СПб., 1814,- Т.5.- С.417-425.
2 Трудные годы: декабристы на Кавказе.- Краснодар, 1985.-С.228-265.
3 Кухаренко Я.Г., Туренко A.M. Исторические записки о войске Черноморском ( со времени поселения оного на Всемилостивейше пожалованные земли по' 1831 год) //Киевская старина.-1887.-Т. 17,- № 3.-С.-494-536.-№4,-
С. 721-747.-№5.-С. 125-151.-№6.-С.335-378.-№7.-С.431-478
полную картину просвещения, они ограничились сообщением о том, что была учреждена войсковая гимназия в Екатеринодаре и приходские училища в Таманском, Щербиновском, Брюховецком и других куренях. И в нескольких словах говорится о финансировании просвещения.
Затрагивает тему просвещения и смотритель Екатеринодарского духовного училища в 40-х годах В.Ф.Золотаренко: в своем « Дневнике», написанном в 1841-1847 гг., в «Краткой биографии протоиерея К.Россинского», а в «Плаче Василия при реке Кубани» он посвящает народному просвещению целую главу «Образованность» 1.
Следующим произведением, касающимся просвещения и других аспектов культуры Черномории, была книга этнографа, историка и литератора И.Д.Попко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту», опубликованная в Санкт-Петербурге .
В этом труде, в силу его многоплановости, о просвещении в Черномории и за ее пределами даны лишь отдельные факты, но зато затрагиваются многие аспекты культурной жизни Черномории: этнографические, географические, исторические, многие из них носят печать личных наблюдений автора -современника описываемых событий, а потому могут быть использованы в качестве ценного первоисточника.
Историографическим фактом и вместе с тем ценным историческим источником по развитию начального образования в Черномории является труд Н.Ф.Блюдова, руководителя Кубанской дирекции народных училищ3. В нем есть специальный раздел, посвященный исследованию зарождения кубанской школы, начиная с 1803 г.
Через пять лет появилась интересная фундаментальная работа учителя
1 Золотаренко В.Ф. Дневник//Кубанские областные ведомости (в дальнейшем КОВ) (Екатеринодар).-1901,-№№153-193; Он же. Краткая биография протоиерея К.Россинского //Кавказ (Тифлис).-16 апр.; Он же. Плач Василия при реке Кубани //Известия Общества любителей изучения Кубанской области (в дальнейшем ОЛИКО).- Вып.4.-Екатеринодар, 1909,- С.43-72
2 Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооруженной силы и службы.-СПб., 1858
3 Блюдов Н.Ф. Начальное народное образование в Кубанской области //Кубанский сборник,-Екатеринодар, 18 83. -Т. 1
В.А.Щербины. Она примечательна тем, что написана на основании архивных данных Екатеринодарского училища1. Поскольку фактический материал этой книги до наших дней не сохранился, она может служить также важным источником. Работа посвящена истории основания и первых сорока лет существования Екатеринодарского приходского училища. В одном из разделов монографии дается обзор развития народного образования у черноморских казаков с 1803 по 1818 год. Привлекает внимание очерк о деятельности первого просветителя Черномории К.Россинского. Однако за пределами внимания исследователя остались другие заметные фигуры в области черноморского просвещения, а также не освещен такой важный вопрос как получение образования черноморцами за пределами войска и их последующее влияние на развитие культуры в регионе.
В дооктябрьской историографии К.Российскому, кроме В.Щербины, И.Сбитнева, В.Золотаренко посвятили свои очерки И.Кияшко, П.Мельников-Разведенков, Б.Городецкий, Брокгауз и Ефрон, упоминают о нем Ф.Щербина и П.Короленко2.
В очерке В.Золотаренко есть, однако, неточность. Так, он утверждает, что К.Россинский был награжден орденом Анны 2-й степени, которого при жизни не получил. Обнаруженные нами в Российском Государственном историческом архиве документы говорят о том, что Россинский получил орден, правда, третьей степени, о чем свидетельствует его расписка.
Статья войскового архивариуса И.И.Кияшко вышла в 1911 г. Она посвящена созданию войскового хора и оркестра, их становлению. Вместе с тем автор подробно рассмотрел деятельность К.Россинского по созданию церковного хора.
1 Щербина В. А. Материалы для истории образования на Северном Кавказе. Состояние народного образования в земле Черноморского казачьего войска в первые годы его существования.-Ставрополь,1888
2 Кюпнко И.И. Войсковой протоиерей о. Кирилл Россинский //Кубанский сборник на 1913 г,-Екатеринодар,1913.-Т.18; Мельников-Разведенков П.Ф. Кирилл Россинский//КОВ (Екатеринодар).-1901.-22 алр.; Городецкий Б.М. К.В.Россинский //Кубанский сборник на 1913 г.-Екатеринодар,1913.-С.337-340; Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь.-СПб.-Т.53.-С.117; Щербина Ф.А. История кубанского казачьего войска,-Екатеринодар,1913.-Т.2.-С.743-769; Короленко П.П. Войсковой собор в Екатеринодаре //КОВ (Екатеринодар).-1867.-25 янв.
В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербины, вышедшей в 1910-1913 гг., несколько страниц посвящено церковной и просветительской деятельности К.Россинского, а также помещен его портрет.
В своих работах «Первый просветитель Кубани» и «Литературные и общественные деятели Северного Кавказа» 1 Б.М.Городецкий рассматривает просветительскую деятельность К.В.Российского, а во второй он показал Российского как видного общественного деятеля Черномории.
На основе книги Н.Блюдова в начале XX в. написал работу о начальном
л
образовании на Кубани П.Зажаев .
В 1862 г. в столичном журнале «Основа» были помещены две сатирические заметки черноморского казачьего офицера С.Шарапа, в которых
л
он касается и проблемы просвещения в Черномории, в том числе женского .
Кубанский педагог П.Мельников-Разведенков известен как исследователь классической системы образования4.
Становлению народного просвещения в Черномории посвящена отдельная глава «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербины5. Большой заслугой автора является комплексный подход к проблеме. В центре его внимания: способы обучения детей грамоте на дому «от отца к сыну», характеристика видных деятелей народного образования - К.Россинского, В.Толмачева, атаманов Ф.Бурсака, Г.Рашпиля, описание школьного режима, источники субсидирования учебных заведений, обучение горцев вне войска и др. Ф.Щербина, создавая со своими помощниками этот труд, опирался на различные архивные документы, отдельные из которых не дошли до наших дней. Поэтому его монография является не только историографическим фактом, но и источником. Естественно, что в этом многоплановом
1 Городецкий Б.МПервый просветитель Кубани //Кубанская школа.-1915.-№4; Он же.-Литературные и общественные деятели Северного Кавказа.-ЕкатеринодарД913
2 Зажаев П. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы.-ЕкатеринодарД 907
3 Шарап С. Вкти з Чорномории /Юснова.-1862.-№5 ; Он же. ЕИсти з Екатеринодару /Юснова.-1862.-№6
4 Мельников-Разведенков П.Ф. Классическая система образования, ее значение в воспитании.-Екатеринодар, 1895
5 Щербина Ф.А. Указ.соч..-Т.2.-С.743-769.
историческом произведении невозможно было осветить одинаково широко все поднятые проблемы, но для многих поколений историков этот фундаментальный труд был и пока еще остается значительной опорой. К сожалению, автору не удалось более широко проанализировать преподавательский состав, осветить их образовательный уровень, шире раскрыть тему обучения черноморцев в других городах. Фактически вне поля его зрения осталось женское и горское образование. В работе Ф.Щербины есть и досадные неточности. Так, он считает, что войсковых стипендиатов Черника и Шамрая решили отозвать из Академии художеств потому, что в войске не было штатной единицы архитектора. Найденные нами документы свидетельствуют о другой причине.
Многие черноморцы учились в столичных учебных заведениях. Однако тема эта до сих пор не изучена. �