автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодежи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зубов, Олег Евгеньевич
Введение
Глава 1. Особенности формирования национальной культуры
1.1. Национальная культура и национальное самосознание как признаки нации.
1.2. Молодежь и проблемы возрождения национальной культуры.
Глава 2. Ценностные факторы национально-культурного характера студенческой молодежи
2.1. Проблема ценностей современных студентов
2.2. Особенности этно-культурных ценностей и ориентаций студенческой молодежи
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Зубов, Олег Евгеньевич
На современном этапе развития нашего общества и государства остро стоит вопрос о становлении и значимости активности человека во всех сферах его жизнедеятельности. На этом пути очень много встречается противоречий как в социально-экономическом и политическом плане, так и в культурно-нравственном развитии личности.
Основные противоречия возникают при столкновении объективных процессов- развития, определенных потребностей общества и внутренних интересов человека, имеющего свои ориентации и ценности.
Ценностное восприятие всех сфер жизни общества является непременным условием формирования творчески активной личности. Понятен тот факт, что у разных социальных групп имеются свои специфические ценностные ориентации и формирование последних для каждой группы тоже специфично. Данное исследование посвящено изучению формирования и выявлению культурно-духовных ценностных ориентации студенческой молодежи с выделением национально-культурного компонента.
Молодежь - одна из основных социальных групп нашего общества. Молодые не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом. Особенно остро и актуально этот вопрос стоит на современном - кризисном - этапе.
В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих на территории России, восстановлением традиций, встает вопрос об отношении молодежи к этим проблемам. Студенческая молодежь является наиболее образованной и социально-активной частью, авангардом всей молодежи, поэтому естественен вопрос об участии студенчества в данных процессах. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития национальных культур и межнациональных отношений.
Актуальность темы исследования обусловлена выявлением механизмов формирования взглядов молодежи на различные существующие позиции, во-первых, по теории нации и национальных отношений и, во-вторых, по вопросу о национально-культурных приоритетах.
Говоря о проблеме национальностей, следует отметить тот факт, что в национальной политике постсоветской России выделяются три линии ее развития:
- во-первых, это определенная стабилизация национально-государственного строительства (линия огосударствления);
- во-вторых, восстановление исторической справедливости возвращение долгов "обиженным" и "обделенным", создание системы государственной защиты национальных меньшинств (линия доогосу-дарствления);
- в-третьих, развитие экстерриториальных национально-культурных объединений граждан как дополнительной формы их национального самоопределения (линия разгосударствления).
Причины кризиса национальной политики общеизвестны. Они предопределены противоречиями между принципами самоопределения наций и территориальной целостностью государства; отсутствием адекватного соотношения между индивидуальными и коллективными этническими правами; зыбкой законодательной базой развития национальностей и межнациональных отношений; настойчивым стремлением государственных структур расширить свои посреднические услуги в национальной сфере и энергичным сопротивлением этнократических структур руководящей роли чиновничьего Центра и т.д. Мировой опыт, в том числе и России, убеждает, что стабильность в полиэтнических государствах возможна только при наличии верно определенной стратегической цели в сфере национальной политики, а также разумных методов ее реализации [57; 71].
Изменения в национальной сфере происходят на глазах молодежи, она становится невольным участником в них. Поэтому вопрос об отношении молодежи, в частности студентов, к данным проблемам стоит довольно остро и актуально.
Степень разработанности проблемы, методологическая и теоретическая база исследования.
Методологической базой диссертации являются:
- современные положения по теории нации и национальных отношений;
- аксиологическая концепция личности, разработанная в социальной философии;
- современные методы исследования, разработанные в социологии молодежи.
Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей и ученых: философов, социологов, культурологов, этнологов.
В исследовании рассматриваются два аспекта, пересекающихся между собой - некоторые вопросы теории нации и межнациональных отношений и ценностных ориентаций молодежи в национально-культурной сфере.
По теории нации и межнациональных отношений существует большое количество научных трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей. Прежде всего, хотелось бы отметить то обстоятельство, что работы отечественных ученых носят, в основном, теоретический характер, тогда как труды их зарубежных коллег, в большинстве своем, - научно-экспериментальный.
Наиболее широко известны исследования в этом направлении таких зарубежных ученых как: В.Томас, Ф.Знанецкий, Т.У.Адорно, М.Мид (США) и некоторых других. Американские философы и социологи в своих работах больше всего уделяли внимания расовым проблемам и связанным с ними противоречиям; европейские - проблемам этноцентризма, национального характера и этнических стереотипов. Причины этого вполне объяснимы. В Америке до сих пор нет полного понимания между представителями европеоидной расы и представителями негроидной, монголоидной и других рас. Европа извлекла опыт из фашиствующих режимов с их теориями шовинизма и геноцида.
Необходимо отметить тот факт, что работы зарубежных авторов по проблемам теории нации и национальных отношений до недавнего времени были почти полностью закрыты для России, а если и издавались, то с существенными сокращениями.
Широко представлены работы отечественных исследователей и теоретиков, особенно '^реформенного" периода истории России. Среди них можно выделить работы Ю.В.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, Н.Джунусова, J1. В. Дробижевой, С. Т. Калтахчяна, В.И.Козлова, М.И.Куличенко, П.И.Кушнера, Н.Н.Чебоксарова, Г.В. Шулепова и других.
Общим для всех этих работ было то, что основными признаками нации признавались территория, язык и специфические этнические черты характера, "выражающиеся в экономике, психологии и культуре". Но что подразумевать под этническими чертами характера, здесь начинались расхождения во взглядах. Большинство ученых признали, что такие категории, как национальное самосознание и национальная культура, тоже являются одними из основных признаков нации.
Исследования, выходящие в последнее время в России, в основном посвящены экспериментально-социологическим исследованиям в этой области и лишь некоторые из них - разработке теоретических проблем, но с прикладным характером (М.М.Губогло, Р.Абдулатипов, Г.В.Старовойтова и др.). В теоретическом плане необходимо выделить работы В.А.Тишкова. Более подробно точки зрения на теорию нации и национальных отношений будут рассматриваться ниже.
Проблеме ценностей вообще в отечественной и зарубежной научной литературе уделялось значительное внимание. В этом направлении можно выделить работы И.Канта, В.Виндельбанда, М.Вебера, Т.Парсонса, уже упоминавшихся выше В.Томаса и Ф.Знанецкого, К.Клакхона и других. Среди отечественных ученых этим вопросом занимались 0.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С. Каган, В.П.Тугаринов и другие. Что касается методологической и теоретической базы по национально-культурным ценностям и ориентациям молодежи, то она не велика.
Освещением проблем ценностей молодежи занималась довольно большая группа отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов. Среди них: К.Келли, А.Коэн, М.Мид, Т.Парсонс,
Л.Фойер; В.Васильев, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, М.М.Топалов, В.Чупров и многие другие.
Во всех работах признавалось, что молодежь является особой социальной группой и для нее характерны свои ценностные ориентации, культура ("субкультура", "контркультура"). В своем большинстве в работах, посвященных проблемам молодежи, отечественных ученых говорилось об общественно-полезном труде, коммунистическом воспитании молодежи. Очень мало было работ, в которых бы рассматривались культурные проблемы молодежи, ее духовно-нравственные ориентиры, а научных работ о национально-культурном развитии и запросах молодых почти не издавалось. В последние годы вышли работы молодых ученых Мордовии - С.В.Полутина, З.Н.Прися-гиной, - посвященные социально-политическим ориентациям и проявлению индивидуального и коллективного студенческой молодежи [90, 93].
Крах системы традиционных идеологических ценностей резко усилил обращение молодежи к национально-духовным ценностям. Значительное число студентов видит в решении национальных вопросов путь к решению социально-политических и культурных проблем в рамках региона. Проведенные исследования свидетельствуют о развитии данной тенденции. Вместе с тем, рост национального самосознания молодежи сопровождается усилением напряженности и конфронтации в сфере межнациональных отношений. Все это не могло не повлиять на характер научных исследований, и в последнее время ученые все больше стараются уделять внимание этим проблемам.
Современный этап развития нашего общества, когда происходят значительные социально-экономические, политические и культурные изменения, требует от общественных наук новых подходов к изучению ценностных ориентации молодежи, в том числе и в национально-культурной сфере, выработки конкретных предложений, основывающихся на реальной действительности.
Поскольку данное исследование посвящено анализу национально-культурных ориентации студенчества Республики Мордовия, нами используются работы В.А.Балашова, В.Ф.Вавилина, Н.Ф.Мокшина, Е.Н.Ломшиной и других ученых, занимавшихся изучением истории и культуры мордовского народа. Также в работе использованы материалы и результаты исследований, проведенных Научно-исследовательским институтом регионологии при Мордовском государственном университете.
Эмпирической основой диссертации выступают результаты социологических исследований, проведенных автором в 1993-1994 гг. и в 1997 году.
Целью данных исследований было выявление ценностных ориентации студенчества в общественно-политической и национально-культурной сферах. Основным рабочим инструментарием исследования, предназначенным для сбора и анализа информации, явились анкеты "Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенческой молодежи" (составитель - О.Е.Зубов). По первому исследованию к обработке было принято 118 анкет, по второму -270. Анкеты были обработаны на ПК IBM РС/АТ-386 с помощью пакета прикладных программ для обработки социологических данных, разработанного в Институте социологии РАН, - "SODA".
Цель и задачи исследования.
Цель данного диссертационного исследования состоит в раскрытии механизмов и путей формирования и развития национально-культурных ценностных ориентации молодежи.
Наиболее важными задачами, решению которых посвящена настоящая работа, являются:
- выяснение основных признаков нации;
- утверждение определяющего значения для развития любой сформировавшейся нации или народности таких признаков, как национальное самосознание и национальная культура;
- выяснение проблем, связанных с развитием молодежной культуры и возрождением национальной культуры в молодежной среде, возможных решений данных проблем;
- выявление механизмов формирования и развития ценностных ориентаций молодежи;
- определение практических мер по решению национально-культурных вопросов студентов, развитию межнациональных отношений, духовно-нравственному становлению молодежи.
Научная новизна работы.
Предлагаемая работа представляет собой одно из исследований национально-культурных ценностных ориентаций студенческой молодежи Республики Мордовии.
Ее научная значимость определяется актуальностью проблемы формирования и развития цивилизованных ценностных ориентаций студенчества в национально-культурной сфере в современных условиях развития общества. Данная работа является звеном коллективного исследования образа жизни учащейся и студенческой молодежи республики, проводимого учеными вузов и научно-исследовательских институтов Мордовии.
Положения, выносимые на защиту:
- утверждение национального самосознания и национальной культуры основными определяющими признаками сформировавшейся нации;
- признание молодежи как субъекта преобразований;
- необходимость разработки действенных направлений и программы культурного строительства в России;
- признание действия переходного механизма становления системы цивилизованных общественно-значимых ценностей и ценностных ориентации;
- необходимость формирования и развития национально-культурных ценностей и идеалов молодежи.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования ее содержания для методологических' и теоретических положений при разработке эффективной молодежной политики, программ национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России, а также при разработке и чтении философских, социологических и этнологических курсов.
Апробация работы.
Материалы диссертации были использованы в статье "Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества" ("Вестник Мордовского университета, 1995, N 1); докладывались на I Международных Эрьзинских чтениях (г.Саранск, 1996), II и III Конференциях молодых ученых Мордовии (г.Саранск, 1996, 1997), а также на Огаревских научных чтениях в Мордовском государственном университете (1994, 1995, 1996).
Объем и структура диссертации.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения, содержащего анкету "Нацй-онально-культурные ориентации студенчества", и таблиц, отражающих основные результаты исследования.
В введении обосновывается актуальность избранной темы, ставятся цель и задачи, раскрывается теоретическая и методологическая база, определяется научная новизна и практическая значимость результатов.
Первая глава "Особенности формирования национальной культуры" состоит из двух параграфов, содержащих анализ основных положений теории нации и проблем развития культуры в молодежной среде.
Вторая глава "Ценностные факторы национально-культурного характера студенческой молодежи" так же, как и первая глава, состоит из двух параграфов, в которых раскрываются проблемы ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи вообще и студентов, в частности. На эмпирическом материале анализируются приоритеты в национально-культурной сфере.
В заключении диссертации изложены наиболее важные теоретические и практические выводы, обобщения по исследуемым проблемам.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодежи"
Делая выводы из рассмотренного выше нужно сказать, что этнокультурные ценности играют большую роль в развитии и воспроизводстве национально-культурных отношений и духовно-нравственного мира людей, особенно молодежи. От того, какие ориентации будут преобладать у молодежи в национально-культурной сфере зависит будущее культуры народов, населяющих Россию. Как видно из результатов исследований, в этой области еще много нерешенных вопросов и проблем. Реальность такова, что если не обратить внимания на эти проблемы и не попытаться найти выход из создавшегося положения, то мы можем потерять те остатки народной культуры, что еще существуют и пытаются пробить себе дорогу, но и потерять поколения, только вступающие в жизнь, в плане духовного и культурного развития России в целом.
Учитывая, что национальные, нравственные и патриотические идеи формируются в духовном мире личности, приоритетным направлением развития у студенчества гражданственности, патриотизма и национального самосознания должны стать радикальное преобразование в вузах мировоззренческой подготовки и создание целостной программы ее гуманизации.
Анализ общественного мнения показывает, что в условиях идеологического кризиса новой идейной парадигмой для большинства граждан может стать общенациональная идея возрождения единой, самобытной, сильной, многонациональной и процветающей России, переход к цивилизованному, правовому и демократическому обществу, идея .солидарного развития, социокультурной толерантности и прагматизма.
Важным компонентом системы формирования в вузах личности гуманистического типа, развития у студенческой молодежи патриотизма и национального самосознания является воспитание и привитие ей культуры межнационального общения. Исторический опыт России учит, что сегодня в этом вопросе важно учитывать ориентацию не только на общечеловеческие ценности, но и на национальные ценности, нравственно-гуманистические традиции народов России, на те национальные черты и качества, которые способствовали в прошлом дружбе и сотрудничеству народов на Руси.
Согласно В.Б.Александрову, существуют некоторые универсальные условия, которые способствуют успешному участию в выработке общечеловеческих ценностей [3; 22]. Первое условие, относящееся к опыту личности, состоит в необходимости глубокого освоения исторического опыта собственной культуры, который должен стать не просто элементом знаний субъекта, но войти в его жизненный опыт, его личную культуру. Движение к общечеловеческому как углубление взаимопонимания культур связано не с отказом от собственного исторического опыта, а с самым тончайшим его освоением. Обращение к истории позволяет обрести ощущение незавершенности настоящего, а значит, и содержания тех ценностей, которые формируются в текущем диалоге культур.
Вторым важным условием этого процесса является бытийный опыт субъекта, вступающего в межкультурный диалог. Наличие бытийного опыта приводит к формированию частного взгляда на общественную жизнь. Для того, чтобы бытийный опыт сыграл позитивную роль в диалоге, он должен иметь определенную направленность, которая складывается благодаря активному включению субъекта в процесс поиска решений масштабных социальных проблем. В.Б.Александров справедливо отмечал: ".следует иметь в виду, что сама по себе такая тематизация - лишь одно из условий конструктивной работы по формированию ценностей, могущих связать различные культуры. Без понимания того, что общечеловеческое - это сложнейший процесс, который никогда не может быть полностью и бесповоротно завершен. Без глубочайшего освоения истории и культуры своего народа легко прийти к догматическому постулированию универсальных ценностей некоторых ситуативно оправданных политических идей, общих деклараций" [3; 24].
Третьим условием включения в диалог является мировоззренческая позиция, которая связывает бытийный опыт субъекта и личностный образ исторического опыта культуры, к которой он принадлежит.
Анализ развития межнациональных отношений в стране, системы обучения и воспитания в вузах, а также соответствующего зарубежного опыта позволяет выделить следующие направления этой работы:
- внедрение в массовое сознание студенчества глубокого понимания исторической общности народов России, их культурной самобытности и национально-государственной идентичности, общности национальных задач на ближайшую и отдаленную перспективу;
- введение четко разработанной и приемлемой системы изучения национальных языков, истории и культуры народов России;
- раскрытие в ходе обучения гуманистического смысла теории о нациях, национальных отношениях, национальной политике, а также нравственного смысла культуры межнационального общения как важнейшей составляющей общей культуры человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая анализ формирования и развития национально-культурных ценностных ориентаций студенческой молодежи, сформулируем наиболее важные выводы:
1. Национальное самосознание и национальная культура являются неотъемлемыми и важнейшими признаками любой сформировавшейся нации. Национальное самосознание - это утверждение и выражение нацией себя в качестве субъекта определенных материальных и духовных ценностей, принадлежности к определенной этнической общности, государству, языку, культуре и традициям.
В качестве носителя национального самосознания выступает национальная культура. Ее роль как носителя заключается в формировании основы для обеспечения возрастающих духовных потребностей, стимулов и механизмов устойчивости нации и ее жизнедеятельности, определенных специфических качеств и функций.
С бурным ростом национального самосознания, так сказать с "этническим возрождением", столкнулась не только наша страна, но и многие другие страны мира, независимо от их географического положения и характера социального устройства. Так что обострение межнациональных отношений и поиск наиболее приемлемых для всех наций, народностей, национальных групп путей разрешения возникающих противоречий - это проблема, черезвычайно актуальная сегодня не только для многонациональной России и ее молодого поколения, но и для государств любой общественно-политической системы, существующих в них политических сил и общественных движений.
2. Кроме самых общих и понятных для каждого человека прав на жизнь, труд, свободу, уважение достоинства, реализация которых тесно взаимосвязана в наше время с проблемами выживания всего человечества, процессы демократического переустройства общества дали новый мощный импульс широким общественным движениям. Одним из источников этих движений стал рост национального самосознания, понимание неотъемлемого права каждого народа, национальной группы или меньшинства, независимо от их численности и места проживания, на сохранение и развитие собственной культуры, языка, традиций; права на уважительное отношение со стороны окружения к его религиозным чувствам.
Необходимы новые подходы к формированию и развитию культуры как всего общества в целом, так и его отдельных социальных групп; утверждение подлинной гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания на всех ступенях жизнедеятельности человека. Культура должна стать основополагающим элементом жизни общества. Политика государства, общественно-политических и национально-культурных организаций в области культуры должна строиться на сохранении, защите и стимулировании развития культурной самобытности всех народов, обеспечении доступности для всех и каждого культурных ценностей и культурной деятельности.
3. Общим является огромная значимость данной проблемы для молодежи, молодежных движений, в частности, студентов - как авангарда молодежи. Характерно также и то, что в самые острые столкновения, конфликты вовлекается прежде всего молодежь, в ее среде формируются различные организации, группы, направленность действий которых может оказаться не созидательной, а разруши1 тельной (при наличии провоцирующих факторов, манипулирования
ТОЛПОЙ).
Изменения, произошедшие в нашей стране в области экономики, идеологии, демографии, кардинальным образом повлияли на ценностные установки и идеалы молодых. Прежние ценности утратили свою силу, на смену им пришли новые, соответствующие данному моменту развития общества. Но у передового отряда молодежи, которым являются студенты, не исчезло желание и потребность участия в общественно-политической и культурной жизни страны. И здесь очень важно найти правильные формы и методы руководства и воспитания в этой сфере со стороны не только государственных органов управления, но власти на местах, комитетов и организаций по молодежной политике/ Одно из требований - это переоценка роли традиционных молодежных структур, союзов молодежи и выработка механизмов взаимодействия для новых молодежных организаций, движений, непосредственных устойчивых контактов, осуществляемых на децентрализованной основе, развитии прямых связей.
Важнейшим фактором формирования ценностных ориентации студенчества является уровень и качество знаний, отношение к образованию. Существует тесная связь между уровнем образования личности и ее ценностной системой. Изменение общественных отношений требует от каждого человека проявления высоких идейно-нравственных качеств. Последние базируются на высоком профессионализме, знаниях, компетенции. Как показываю исследования, качество знаний и образовательный уровень напрямую связаны с характером их нравственных ценностей, с общественно-политической и духовно-нравственной деятельностью.
Решающее значение образования состоит и в том, что оно всё более предстает как важнейшая ценность, освоение которой является непременным условием для освоения других и создания новых ценностей, а следовательно, для формирования и функционирования ценностных ориентации. Важнейшей составной частью образовательного процесса являются знания по гуманитарным дисциплинам. Студенчество должно обладать не только высоким уровнем знаний, но и стремиться стать интеллигентами в самом полном понимании этого слова. Без привития интеллигентности не существует высокого профессионализма, творчески активной и целеустремленной личности.
4. Большую роль в формировании ценностного мира молодежи играют национально-культурные ориентации. Развитие национальной идеи связано с ростом национального самосознания молодежи. Вместе с тем, этот рост сопровождается усилением напряженности в сфере межнациональных отношений. Национальные взаимоотношения находятся в прямой зависимости от справедливого подхода к ним. Несправедливость может проявляться в отношении национального языка, культуры, обычаев, традиций, религии. Как только где-то покушаются на священные ценности того или другого народа, немедленно дает о себе знать соответствующая реакция, которую ни годы, ни бюрократическое командование не в силах заглушить. "Противоречия на почве национальных отношений будут существовать и впредь, и всякий раз для их разрешения потребуются конкретные меры, носящие характер компромиссов. Противоречия такого рода никогда не могут быть преодолены раз и навсегда. Сняв сегодня одни проблемы, завтра мы встретим другие - в этом и заключается диалектика развития. Наша задача - создать механизм, который позволял бы вовремя увидеть и разрядить накапливающиеся напряжения" [82; 60-61].
Развитие национальной идеи может быть рассмотрено и понято в контексте соотношения общечеловеческих и национальных ценностей. Лучшие образцы национальных культур становятся общечеловеческим достоянием, а общечеловеческие ценности функционируют в определенной национальной среде, на национальном уровне. Утрата национальных ценностей обедняет и уровень общечеловеческих достижений. Студенческая молодежь, как показывают результаты исследований, осознает эту истину. Студенты всех национальностей, обучающиеся в вузах Мордовии, в одинаковой мере обеспокоены утратой своих национальных ценностей и считают, что для их сохранения и возрождения следует использовать все имеющиеся возможности.
Важную роль в становлении национально-культурных ориентаций молодежи играет религия. Ни одна другая сила не способна сконцентрировать вокруг себя столько разных людей, особенно если они консолидируются по признаку одной религии. Утрата доверия к существовавшим идеологическим ценностям вызвала необходимость поиска новых мировоззренческих ориентаций. Основой обращения к религиозным ценностям выступает, в основном, социально-психологическая причина: поиск смысла жизни в наше непростое время. Распространение религии в значительной мере связано с недостаточной информированностью студентов о предмете веры, для многих из них обращение к ней - дань моде. В абсолютном большинстве студенчество ориентируется на нравственное содержание религиозных учений, а не на их мировоззренческую сторону. Обращение к религии молодых людей - своеобразная форма социального протеста против окружающей бездуховности и безнравственности.
Процесс роста религиозности среди студентов тесно связан с всплеском национального самосознания. Национально-культурные "и религиозные ценности взаимодействовали и взаимообогащались на протяжении веков. Поэтому обращение к национальным ценностям, национальным истокам не может не соприкоснуться с религиозно-нравственными ценностями.
В этом плане следует учитывать реальные тенденции и формировать учебные программы в вузах таким образом, чтобы они соответствовали принципам свободы совести и вероисповедания, при этом обращая внимание на истинность и искренность религиозных взглядов студентов.
В национально-культурных ценностях студенчества не последнее место занимает язык. И в этом вопросе необходим взвешенный и профессиональный подход, который бы учитывал все нюансы проблемы. Правильная постановка вопроса и его разумное решение снимет напряжение и существующий барьер в языковой ситуации народов, живущих на территории России.
Во главу угла должна быть поставлена общенациональная идея возрождения единой и великой России с сохранением самобытности и самостоятельности национальных культур.
Исследования показывают, что для многих студентов источником новых знаний национально-культурного характера является сфера межнационального общения. Процесс взаимозависимости и взаимовлияния различных наций неизбежен. Человек, постигающий историю и культуру своего народа, обретает знания по истории и культуре народов, живущих в непосредственной близости от него, мира в целом. И здесь уместно говорить об интернационализме, но только не формальном, абстрактном, а об истинном проявлении этого чувства и воспитании его у молодежи. Интернациональное начинается с национального. Общее может существовать только через единичнбе, только благодаря единичному. Решению национальных проблем чужды формализм, дежурные фразы, ставшие банальными или даже циничными.
Таким образом, основой успеха в формировании и развитии ценностных национально-культурных ориентаций студенческой молодежи является всестороннее исследование и анализ специфики данного процесса, влияние системы факторов и обстоятельств на него.
В связи с этим должен ориентироваться учебно-воспитательный процесс в вузах России. Необходимо повышение уровня научности учебного процесса, естественным представляется ознакомление студентов с научным подходом в области теории наций и национальных отношений, широкое привлечение зарубежного материала, новейших разработок отечественных ученых и исследователей. Это предполагает и введение новых спецкурсов и программ по национальной истории, культуре, традициям и межнациональным отношениям. Актуальным представляется и разработка молодежной политики в этом направлении не только на государственном и региональном уровне, но и на уровне вуза. Такая политика призвана повысить культурный и нравственный уровень студенчества, создать основу для дальнейшей жизнедеятельности молодого специалиста как высококвалифицированного профессионала и интеллигента в полном смысле этого слова.
Список научной литературыЗубов, Олег Евгеньевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Агости Э. Революция, интеллигенция, культура. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1984,- 399 с.
2. Аграновский А. Заметки писателя.- М.:Просвещение, 1966,283 с.
3. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур/ В сб.: Культура и ценности. Тверь: Изд-во ТГУ, 1992.- 152 с.
4. Американская социология сегодня. М.: Прогресс, 1972.392 с.
5. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей// Социологические исследования. М., 1989, N 4.
6. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культуры и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии/ В кн.: Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.: Наука, 1979. -259 с.
7. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность// Этнографическое обозрение. - М., 1995, N 5.
8. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987.- 304 с.
9. Атамуратов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистон, 1991.- 122 с.
10. Афанасьев И.Г. Социалистические ценности и ценностныеориентации. М.: Наука, 1986.- 254 с.
11. И. Ахиезер А.С. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях// Полис. М., 1994, N 6.
12. Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенова В.М. Национальные культура в общественном развитии России// Социально-политический журнал. М., 1995, N 5.
13. Бабинцев В.П., Дорожкин Н.А., Римский В.П. Демократическая альтернатива в системе ценностей провинциального студенчества/ В сб.: Демократическая культура личности и коллектива. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1991.- 164 с.
14. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.: Наука,. 1987.- 160 с.
15. См.: Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука, 1969.- 294 е.; Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философеко-социологических исследований. М.: Мысль, 1982.-220 с.
16. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990,- 286 с.
17. Богдасаров А.С. Разработка В.И.Лениным национального вопроса в годы нового революционного подъема. Лекции. М.: Наука, 1956,- 110 с.
18. Большая Советская Энциклопедия. В 50-ти т. Изд. 2-е. -М.: "Большая советская энциклопедия", 1954, т.29.- 632 с.
19. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Изд. 3-е. -М.: "Сов. энциклопедия", 1973, Т.13.- 608 с.
20. Борисова Т.В. О противоречиях познания противоречий социокультурного процесса/ В сб.: Проблемы исследования диалектических противоречий объективного мира и познания. Самара:1. ИЗД-ВО СГУ, 1991,- 144 С.
21. Бороноев А.0. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978,- 104 с.
22. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.- 155 с.
23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973,283 с.
24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.412 с.
25. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография/ В кн.: Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991,- 224 с.
26. С.м.: Буева Л. П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком/ В кн.: Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984,- 326 е.; Колеватов В.А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 1984,- 190 с.
27. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации// Вопросы истории. М., 1966, N 12.
28. Бушмарин Н.В. Молодежная культура: истоки и тенденции развития// В сб.: Человек и культурно-историческая традиция. Тверь: Изд-во ТГУ, 1991,- 117 с.
29. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры// Социологические исследования. М., 1993, N 1.
30. Геккман Ф. Народ, нация, этническая группа и этнические меньшинства: к некоторым основным категориям этничности// Зарубежный мир: социально-политические и экономические проблемы. -Киев, 1990, ВЫП.19.- С.35-39.
31. Гершензон М.0. Творческое самосознание// Вехи. М.,1990.
32. Гессен М. Поколение "X"// Знамя. М., 1995, N 10.
33. Горовский Ф.Я., Рымаренко Ю.И. Национальный вопрос и социалистическая практика: опыт историко-теоретического анализа. -Киев: Выща школа, 1991,- 253 с.
34. Губогло М.М. Три линии национальной политики в посткоммунистической России// Этнографическое обозрение. М., 1995, N 5.
35. См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. ВИНИТИ. Вып. 1 (N 1001). ВЫП. 2 (N 3734). Вып. 3 (N 3735). М.-Л., 1979; его же. Этногенез и биосфера Земли. Вып.4 (Тысячелетие вокруг Каспия).ВИНИТИ. Деп.(N7904, 7905). - М.-Л., 1987.
36. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социологические исследования. М., 1992, N 1.
37. Гурьянов С.К. Этническое самосознание мордвы и современные этнокультурные процессы/ В сб.: Этнические аспекты современных культурно-бытовых процессов в Мордовской АССР. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1987.- 329 с.
38. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.- 184 с.
39. Дроздов И.Ф. Являются ли традиции признаком нации// Вопросы истории. М., 1988, N 3.
40. Духовное производство (социально-философский аспект проблемы духовной деятельности). М.: Наука, 1981,- 352 с.
41. Жизненные пути одного поколения. М.: Наука, 1992. -186 с.
42. Закон "О языках народов РСФСР" 25 октября 1991 г.// Законы и постановления Российской Федерации. М.: Изд-во Рос. газеты, 1992.43. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.- 223 с.
43. Зубов О.Е. Общественно-политические и национально-культурные ориентации студенчества// Вестник Мордовского университета. Саранск, 1995, N 1.
44. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия// Социологические исследования. М., 1995, N 11.
45. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987,- 205 С.
46. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 166 с.
47. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания. Л.: ЛГИК, 1988.- 80 с.
48. Итоги анкетного опроса по теме социологического исследования "Влияние национальных традиций на формирование духовно нравственного мира личности в семье"// Отчет лаборатории социологии морали при кафедре этики Морд, ун-та, 1991.- 10 с.
49. Калашников В.Л. Русское национальное сознание и самосознание/ В сб.: Русская нация и обновление общества. М.:, 1990,- 138 с.
50. См.: Калтахчян С.Т. К вопросу о понятии "нация"// Вопросы истории. М., 1966, N 6; Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание// Вопросы истории. - М., 1967, N 7.
51. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: Изд-во МГУ, 1976.-408 с.
52. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983,- 367 с.
53. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев: Штиинца, 1991.- 80 с.
54. Карпухин 0. Экономический аспект современной культурной политики государства// Диалог. М., 1995, N 11/12.
55. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994,- 367 с.
56. Кирдяшов В.Ф. К вопросу об экстерриториальной национально-персональной культурной автономии мордвы/ В сб.: Возрождение мордовского народа: Материалы научной конференции. Саранск: НИИ регионологии, 1995,- 128 с.
57. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80 90-е годы)// Социологические исследования. - М., 1995, N 1.
58. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Советская этнография. М., 1974, N 2.
59. Козлов В.И. Этнос и культура// Советская этнография. М., 1979, N 3.
60. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991,- 269 с.
61. См.: Колпаков Е.М. Этнос и этничность// Этнографическое обозрение. М., 1995, N 1.
62. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979,- 216 с.
63. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры/ В кн.: Социология преступности. М.: Наука, 1966,- 314 с.
64. Критика буржуазных теорий молодежи. М.: Прогресс, 1982,- 335 с.
65. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории методологии К.Маркса. М.: Наука, 1980.
66. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М.: Мысль, 1981,- 444 с.
67. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во АН СССР, 1951,- 280 с.
68. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Молодая гвардия, 1989.- 219 с.
69. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985,- 254 с.
70. См.: Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль, 1971,- 368 с.
71. Лем С. Модель культуры// Вопросы философии. М., 1969,1. N 8.
72. Лисовский В. Молодежь в условиях кризиса// Народное образование. М., 1994, N 5.
73. Лисовский В.Т. Станет ли студент интеллигентом?// В сб.: Интеллигенция и нравственность. Социологические очерки. М.: НИИВО, 1993,- 249 с.
74. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - 352 с.
75. Личность в буржуазном обществе: тенденции 80-х. Киев: Наукова думка, 1988. - 325 с.
76. Лойко Н.А. Исследование этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов/ В сб.: Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). М.: Изд-в'о Ун-та Дружбы народов, 1984,- 77 с.
77. Ломшина Е.Н. Нравтсвенная культура мордовского этноса: Дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1994.- 134 с.
78. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.: Госиздат, 1947,- 184 с.
79. Мансуров Г. За культурное строительство национальностей. М.: Госиздат, 1927,- 28 с.
80. Мартынюк И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: опыт прикладного исследования. Киев: Наукова думка, 1993,- 117 с.
81. Моисеев Н.Н. Национальные проблемы в контексте общих законов развития// Коммунист. М., 1989, N 8.
82. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989,- 157 с.
83. Молодежь: процессы, тенденции. София, 1985.- 236 с.
84. Молодежь Мордовии: проблемы, тенденции, перспективы. -Саранск: НИИ регионологии при Мордов. ун-те, 1996,- 56 с.
85. Молодежь России: социальное развитие. М.: Ин-т соц.-полит, исследований, 1992,- 204 с.
86. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. а завтра? М.: Молодая гвардия, 1988.- 218 с.
87. Павленко А.А. К вопросу о развитии теории нации/ В сб.: Русская нация и обновление общества. М.:, 1990,- 198 с.
88. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956, т.1,- 847 с.
89. Полутин С.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи в социально-политической сфере: Автореф.дисс. канд. социолог, наук. Саранск, 1992.- 16 с.
90. Померанц Г. Разрушительные тендеции в русской культуре//
91. НОВЫЙ мир. М. , 1995, N 8.
92. Припутень Л.Г. Национальное самосознание: сущность, некоторые проблемы// Вопросы научного коммунизма. Киев, 1990. Вып.80.
93. Присягина З.Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориентациях студенческой молодежи: Дисс. канд. социол. наук. Саранск, 1995,- 182 с.
94. Приходько Д.Н., Пан В.В. Образование и социальный статус личности. Тенденции интернационализации и духовная культура (Социологические очерки). Томск: Изд-во ТГУ, 1974,- 187 с.
95. Пургасов(Преображенский) Д.В. Жизнь дореволюционной мордвы: .История, предания, быт, обычаи и верования. М.: ТОО "Эвтаназия", 1995.- 82 с.
96. Рабочий класс и современный мир. М., 1988, N 6,- С.6.
97. Ракова Л.В. Быт и культура городской молодежи. Минск: Наука и техника, 1989,- 127 с.
98. См.: Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии "нация"// Вопросы истории. М., 1966, N 1,- С.38-39.
99. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987,- 154 с.
100. Рязанцев В.В. Межнациональные отношения в среде советского студенчества/ В сб.: Социология высшей школы. Горький: Изд-во ГГУ, 1990.- 112 с.
101. СавкинН.С. Основная проблема философии: в чем ее суть// Вестник Мордовского ун-та. Саранск, 1990, N 3.
102. Савкин Н.С. Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991,- 72 с.
103. Савкин Н.С. Социальная философия. Учебное пособие.
104. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997,- 176 с.
105. Сануков К. Проблемы изучения этнической истории фин-но-угров России// Финно-угроведение. М., 1995, N 1.
106. Семенова В.В., Топалов М.М. Методические проблемы исследования социальной деятельности молодежи/ В сб.: Социальное развитие молодежи: методологические проблемы и региональные особенности. М.: Ин-т соц. исследований, 1986,- 196 с.
107. Советуют социологи// Народное образование. М., 1994,1. N 4.
108. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990,- 432 с.
109. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.- 414 с.
110. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 175 с.
111. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Сочинения. М.: Госиздат, 1951, т.2,- 485 с.
112. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985,- 233 с.
113. См.: Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973,- 150 с.
114. Тишков В.А. Постсоветский национализм и российская антропология/ В сб.: Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект-Пресс, 1996. -512 с.
115. Тишков В. Дилеммы развития России// Этнополис. М., 1992, N 1.
116. Топчий Л.В. Новый облик советского студента. Саратов: Изд-во СГУ, 1990,- 137 с.
117. Тоффлер 0. Столкновение с будущим// Иностранная литература. М., 1972, N 3.
118. Трусов В.П., Филипов А.С. Этнические стереотипы/ В сб.: Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1984,- 77 с.
119. Труфанов И.П. О некоторых тенденциях в исследовании этносоциальных процессов в США// Советская этнография. М., 1972, N 4.
120. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности/ В кн.: Проблемы ценности и философии. М.-Л.: Наука, 1966.- 205 с.
121. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968,- 124 с.
122. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.- 271 с.
123. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.- 334 С.
124. Хейзинга Й. Homo Ludeus. М.: Прогресс, 1992.- 485 с.
125. Хмара Н., Выборнова В. Межнациональные отношения и судьбы России// Диалог. М., 1995, N 11/12.
126. Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений/ НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 1992.- 48 с.
127. Человек и нравственность в условиях перестройки. Минск, 1988.- 350 с.
128. Чебоксаров Н.Н. Указ. соч., С.99.
129. Черныш М.Ф. Некоторые тенденции в общетеоретических подходах • к исследованию проблем молодежи в буржуазной социологии/ В сб.: Социальное развитие молодежи: методологические проблемы и региональные особенности. М.: Наука, 1988.- С.73-74.
130. Чекалов В.П. Национальное самосознание и его основные функции/ В сб.: Демократическая культура личности и коллектива. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1991.- 164 с.
131. Чешко С.В. Ответ оппонентам// Этническое обозрение. М., 1995, N 5.
132. Численность населения Республики Мордовия по полу и возрасту на 1 января 1997 г./ Стат. сб. N69. Государственный комитет Республики Мордовия по статистике. Саранск, 1997.-с.182.
133. Чистов К. В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры// Советская этнография. -М., 1972, N 3.
134. Чотонов А. О национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе, 1964,- 73 с.
135. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия// Социологические исследования. М., 1994, N 6.
136. Шаров В.Г. Межнациональные отношения: диалог марксизма и религии. Л.: Наука, 1990.- 328 с.
137. См.: Шпет Г. Введение в этническую психологию. М.: Госиздат, 1927.- 150 с.
138. Щученко В.А. Культура как историческая реальность/ В сб.: Культура и ценности. Тверь: Изд-во ТГУ, 1992.- 152 с.
139. Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965,- 359 с.
140. Элебаева А.Б. Основные уровни и механизмы развития социалистических национальных культур в советском обществе. -Фрунзе: Илим, 1988.- 176 с.
141. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987,- 448 с.
142. Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье (до середины 1980-х гг.). Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1991,- 232 с.
143. Adorno T.W. at al. The authoritarian personality. -N.-Y. , 1950.
144. Duijeker H. C.J., Freida N.H. National haracter and national stereotypes. Amsterdam, 1960.- 395 p.
145. Gellner E. Nations and nationalism. Oxf., 1983,- 248p