автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Формы управления у народов Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Садыхов, Анар Чингиз оглы
Введение.
Глава I. Формы управления у народов Севере — Восточного Кавказа до возникновения имамата Шамиля.
1.1. Форма управления у чеченского общества в первой четверти XIX века.
1.2. Формы управления в Дагестане в первой четверти XIX века.
1.2.1. Форма управления в вольных обществах.
1.2.2. Форма управления в обществах феодального типа.
1.3. Обычное право (адат) у горских народов.
Глава II. Система управления в имамате.
2.1. Становление имамата (деятельность первого и второго имамов).
2.2. Имамат Шамиля.
2.3. Шариат как система правовых норм имамата и «Низамы» Шамиля.
2.4. Налоговая и финансовая политика в имамате.
2.5. Формирование и развитие организационной структуры вооруженных сил имамата.
2.6. Внешнеполитическая деятельность имамата.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Садыхов, Анар Чингиз оглы
История Северного Кавказа является неотъемлемой частью отечественной истории. Наиболее значимым периодом представляется первая половина XIX века, когда на всей территории данного региона происходило формирование и развитие государственных институтов, а также институтов самоуправления. В процессе исследования особое внимание уделялось именно национальным формам управления, которые существовали у различных кавказских народов, поэтому при рассмотрении периода первой половины XIX века не уделяется специального внимания системе управления Российской империи этим регионом. Так как Северный Кавказ представляет собой достаточно большой регион, целесообразнее ограничиться исследованием восточной части этой территории (современные Чечня и Дагестан), где возник имамат - первое крупное политическое образование.
Актуальность темы исследования. Вооруженные конфликты на территории Северо-Восточного Кавказа в последнее десятилетие показали недостаточную эффективность предпринимаемых мер федеральными государственными органами по урегулированию конфликта в этом регионе и установлению дееспособной системы управления. В связи с этим небезынтересным является исторический аспект данного вопроса. Между событиями, происходившими на Северо-Восточном Кавказе в первой половине XIX века и последним десятилетием XX - начала XXI вв., можно провести определенную параллель. Исследование позволяет получить комплексную и детальную информацию об исторически сложившихся формах управления, имевшихся у местных народов, которые осуществляли управление, исходя из национальных традиций и религиозного фактора, а также опыта построения системы управления в созданном государственном образовании имамате Шамиля, и по возможности определить те меры, введение которых способствовало бы грамотному построению реально функционирующей системы управления. На данный момент времени ситуация в этом регионе вызывает определенную озабоченность с точки зрения затягивания конфликта и, ^ как следствие, отсутствие возможности у жителей районов, находящихся в эпицентре конфронтации, иметь достойный образ жизни. Органы управления несут на себе основную тяжесть обеспечения жителей необходимыми средствами существования. Исходя из этого, грамотный подход в сфере управления с учетом его исторического аспекта может способствовать нормализации обстановки на Северо-Восточном Кавказе.
Историография. Хотя имеется множество работ, посвященных истории ^ Северного Кавказа, большинство из них показывают систему управления
Российской империи или некоторые формы управления на Северо-Восточном Кавказе. Каждое исследование дореволюционного периода посвящалось в основном одной из форм управления, существовавших в первой половине XIX века в данном регионе. Так А.П. Берже,1 У. Лаудаев,2 Е. Максимов3 уделяют внимание чеченскому обществу, но большей частью ограничиваются описанием построения самого общества и существующих у него уклада и традиций. А.П. Берже писал: «.чеченцы не имели князей, ханов и были равны между собой, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род».4 В таком же контексте описываются феодальные типы обществ существовавшие в Дагестане Н. Неверовским,5 П. ф Пржецлавским.6
М.М. Ковалевский, рассматривая форму управления у союзов вольных обществ Дагестана, характеризует процесс избрания главы тукхума (рода), входящего в вольное общество; механизм взаимодействия между тукхумами; элементы управления, существовавшие в селениях, с описанием процедуры их
1 Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859
2 Лаудаев Умалат. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872
И 3 Максимов Е. Чеченцы. Историко — географический и статистико-экономический очерк //
Терский календарь на 1894г. Вып. 3. Кн. 2. 1893
4 Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. С.90.
5 Неверовский Н. Краткий взгляд на северный и средний Дагестан // Военный журнал. Кн. 6. СПб., 1847.
6 Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи. // Вестник Европы. Т. III. 1867 т избрания и возложенными на них функциональными обязанностями. Н. Неверовский также освещает данный вопрос.
Адаты (обычное право) горцев исследовали М.М. Ковалевский, A.B. Комаров,8 Р.И. Леонтович,9 H.H. Харузин.10 Р.И. Леонтович указывает на существование двух видов права в данном регионе: шариат и адат, которые до конца тридцатых годов XIX века считались господствующими видами права местных горцев.11 A.B. Комаров описывает способы формирования адатов и передачи их из поколения в поколение, механизм судебного процесса и меры
1 л ответственности, полагающиеся за нарушения. М.М. Ковалевский обрисовывает сами адаты, существующие в разных обществах; должностных лиц, которые разрешают трения на их основании и необходимые при этом судебные процедуры. H.H. Харузин описывает адаты, существовавшие в чеченском обществе.14 Данный вопрос рассматривается также в работе У. Лаудаева.15
Система управления, которая была создана во второй четверти XIX века на Северо-Восточном Кавказе, — имамат Шамиля, получила освещение в работе Т. Макарова, который описывает процедуру избрания Шамиля имамом в Чечне в 1840 году, функциональные обязанности некоторых должностных лиц, комплектование и деление военных сил имамата и меры наказаний за различные правонарушения.16 В работе М.Н. Чичаговаой указывается территориальное
7 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890. С.162.
8 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. 1868.
9 Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882.
10 Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3. 1888
11 Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882. С.29-30.
12 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. 1868. С.7-10.
13 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890
14 Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3. 1888. С. 116.
15 Лаудаев Умалат. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. 6.1872. С.30.
16 Макаров Т. Шамиль: гражданский и военный правитель. // Газета Кавказ. №94 от 29.11.1859. С.325-326. деление имамата и построение вооруженных сил.17 Д.И. Романовский,18 В.А. Потто,19 P.A. Фадеев,20 И. Дроздов21 описывают составляющие элементы системы управления в имамате.
Особое место среди всех исследований того периода времени занимает работа Н.И. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе», вышедшая в 1871 году. В этой работе затронуты некоторые элементы форм управления у чеченского общества, вольных обществ, ханств. Также рассматриваются адаты, как составная часть жизнедеятельности обществ. Пристальное внимание уделяется имамату Шамиля. Описываются основные должностные лица имамата с их функциональными обязанностями; низамы, созданные на основании шариата; составляющие части военных учреждений и способы их комплектования; доходная и расходная части общественной казны.
В советской историографии выделяются работы Н.И. Покровского. Он уделяет внимание в своих исследованиях имамату Шамиля. В одном из них он пишет: «Благодаря религиозной оболочке движения центральная власть оказывается теократической. Так же построена и вся система управления: как правило, представители «власти на местах» оказываются муллами. Более крупные должности заняты «учеными», но и это опять таки те же муллы, только имеющие большее духовное образование. Одним словом, руководство имамата сверху донизу — духовное руководство».23 Не вызывает сомнений факт сосредоточения в лице имама и светской, и духовной власти, что позволяет говорить о теократической форме правления, но что касается элементов системы управления, то они не носят столь ярко выраженной религиозный характер.
17 Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. СПб., 1889. С.72.
18 Романовский Д.И. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860
19 Потто В.А. Хаджи-Мурад. // Военный сборник. №11. 1870
20 Фадеев P.A. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860
21 Дроздов И. Начало деятельности Шамиля. (1834 - 1836) // Кавказский сборник. Т. 20. 1899
22 Дубровин Н.И. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. СПб., 1871
23 Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. Под. ред. Гаджиева В.Г. Покровского H.H. М., 2000. С.253. Н.И. Покровский работал над своей книгой в 50-е гг. XX века, однако ее издание было подготовлено его сыном Покровским H.H. и Гаджиевым В.Г. в 2000 году.
Другой исследователь советского периода С.К. Бушуев говорит о том, что Шамиль пытался создать новую государственную систему среди ц «многоплеменного» населения Дагестана и Чечни. Он осуществил целый ряд военно-административных и социально-экономических реформ.24 С.К. Бушуев также освещает форму управления в феодальном типе общества. P.M. Магомедов указывает на то, что государственная система имамата постоянно совершенствовалась. Так, должность мудиров была сокращена, как
•JfT только стало очевидным их жесткое противостояние с наибами. Система управления в имамате рассматривалась также Х.О. Хашаевым.27
Форма управления у вольных обществ Дагестана достаточно подробно рассмотрена И.П. Петрушевским, который уделяет внимание способам формирования исполнительных органов власти и их функциональным обязанностям. Рассматривается структура построения самих вольных обществ, которая представляет собой многоступенчатый механизм.
П.А. Брюханов, характеризуя вольные общества, говорит о том, что они Щ отличаются от ханств государственным устройством. Вольные общества Дагестана в первой четверти XIX века были демократическими республиками, а некоторые из них федерациями. Народ вольных обществ принимал участие в управлении прежде всего посредством своих выбранных представителей и непосредственным участием в решении дел на общих собраниях граждан.29 IОбщественный уклад жизни и некоторые элементы управления в вольных обществах и ханствах, а также адаты рассмотрены в работах Х.О. Хашаева,30
B.Г. Гаджиева,31 P.M. Магомедова.32
24 Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. M.-JL, 1939.
C.83.
25 Там же. С.50.
26 Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939. С. 17.
27 Хашаев Х.О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала, 1956
28 Петрушевский И.П. Джаро — Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934. С.32-37.
Брюханов П.А. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана в первой четверти XIX века // «Сборник трудов» Пятигорского государственного педагогического института. Ставрополь, 1947. С. 158.
30 Хашаев Х.О. Общественно - экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954
В последнее время «кавказская» тема достаточно актуальна, но большинство работ носит конъюнктурный характер и большей частью посвящены военным действиям. Одни из немногочисленных исследований системы управления в имамате - работы М. Гаммера,33 Ш. Казиева.34 В данных работах описаны все основные элементы системы управления и низамы Шамиля, а также военная промышленность, при этом М. Гаммер уделяет дополнительное внимание внешнеполитической деятельности имамата, а Ш. Казиев экономике и переселенцам.
Таким образом, историографический обзор показывает, что дальнейшего изучения требует более детальное исследование формы управления у чеченского общества, проведение сравнительного анализа соответствия традиционных форм управления и имамата Шамиля.
Характеристика источниковой базы. Источниковую базу диссертации составили архивные документы (опубликованные и неопубликованные), письма должностных лиц имамата, мемуары современников Шамиля, дневники А.И. Руновского и других, записки участников военных действий, материалы периодической печати.
Первую группу источников составляют неопубликованные архивные документы Российского государственного исторического архива (РГИА). В фонде 1268 хранятся документы Кавказского комитета, который был создан в 1833 году. В делах фонда собраны сведения о местных обычаях, заменяющих у мусульман письменное право; данные о движении мюридизма; статистические данные о перешедших на сторону Российской империи непокорных горцах; о вторжении Шамиля в Кахетию и др. Также использовались личные фонды Дондуковых-Корсаковых (Ф. 932), Кочубеев (Ф. 971), Мордвиновых (Ф. 994) и фонд канцелярии Синода (Ф. 796).
31 Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981
32 Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-начале XIX вв. Махачкала, 1957
Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. Его же. Гаммер М. Государство Шамиля // Восток. №2. 1993
34 Казиев Шапи. Имам Шамиль. М., 2001
Опубликованные документы, извлеченные из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального государственного исторического архива Республики Грузия (отношения, рапорты, донесения руководящего состава военного командования) собраны в ряде сборников документов.35
В Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук и рукописном фонде Института истории, языка и литературы в Дагестане собрана переписка Шамиля и других должностных лиц имамата в переводе с арабского языка И.Ю. Крачковского, Г.В. Церетели, Р.Ш. Шарафутдиновой.
Ко второй группе источников относятся дневники, мемуары, записки, письма. Ценнейшим источником является дневник полковника А.И. Руновского, который был приставом Шамиля в Калуге и которому было поручено «стараться из разговора с Шамилем и его рассказов знакомиться со всеми сообщениями войны на Кавказе, с племенами, которыми руководил Шамиль, и со средствами, к которым он прибегал для упрочнения и поддержания своей власти. О нравах, обычаях, торговле и образе правления племен, бывших ему подвластных».36 Не менее ценным источником являются показания Хаджи-Мурата, составленные Ротмистром Лорис-Меликовым. Два данных источника находятся в Актах, собранных Кавказской Археографической Комиссией, архива главного управления Кавказского наместника. В этом ряду стоят мемуары Абдурахмана, сына Джемалэдцина «О пребывании Шамиля в Ведено и о прочем», Гаджи-Али в его «Сказании очевидца о Шамиле», Хронике Мухаммеда Тахира ал-Карахи «О дагестанских войнах в период Шамиля», Сеида Абдуррахима Джемалэдцина Хусейна в «Рассказе очевидца о Шамиле и его современниках». Все перечисленные люди являлись ближайшими сторонниками Шамиля. Определенный интерес вызывают работы видного ученого XIX века М.А. Казем-бека в связи с его личным общением с Шамилем в
1С
Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959. Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Под ред. Цагарайшвили Ш.В. Тбилиси, 1953
36 О назначении взятому в плен Шамилю пенсии на 10 тысяч рублей серебром в год. 19 сентября 1859г. - 13 ноября 1861г. РГИА. Ф.1268. Оп.Ю. Д. 197. Л.9.
Санкт-Петербурге и Калуге. Сведения о дополнительных элементах управления были выявлены из статьи бывшего командира первой легкой батареи Кавказской Гренадерской Артиллерийской бригады полковника Де-Саже, который в свою очередь их почерпнул из словесных показаний одного из приближенных Шамиля. Определенный интерес вызывают сведения, полученные от военнослужащих И. Загорского, И.Н. Румянцева, бывших в плену в имамате, показания прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, а также воспоминания участников военных действий H.A. Волконского, А. Аноева, А. Ржевуского, А. Юрова о системе управления в имамате.
В качестве источника использовался документ, найденный Р.Ш. Шарафутиновой и получивший название: «Еще один «Низам» Шамиля», а также письмо к Гизо Виконта Г. Кастильона, который путешествовал по данному региону и описал территориальное разделение имамата.
Третью группу источников составили периодические печатные издания: «Вестник Европы», «Письменные памятники Востока», «Русский Вестник», «Русское слово», «Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее», «Современник». Профильные сборники: «Военный сборник», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Сборник сведений о кавказских горцах». Газета «Кавказ». В этих изданиях автор извлек сведения об элементах управления в имамате с их функциональными обязанностями, постановления Шамиля, регулирующие хозяйственные взаимоотношения между жителями имамата, статистические данные о финансовых поступлениях имамата.
Автор впервые ввел в научный оборот архивные данные, касающиеся переселения жителей имамата в пределы Российской империи, и сведения о результатах вторжения Шамиля в Грузию в 1854 году.
Объектом исследования выступает регион Северо - Восточного Кавказа.
Предметом исследования являются формы управления, существовавшие у народов данного региона на протяжении первой половины XIX века.
Цель исследования заключается в определении соответствия исторически сложившихся форм управления у народов Северо-Восточного Кавказа и созданной системы управления в образованном государстве на данной территории - имамате Шамиля во второй четверти XIX века.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: исследование и анализ формы управления в чеченском обществе; исследование и анализ формы управления в вольных обществах Дагестана; исследование и анализ формы управления в обществах феодального типа Дагестана; исследование и анализ системы управления в имамате Шамиля.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1813 года, момента присоединения Дагестана к Российской империи, по 1859 год -ликвидации имамата Шамиля.
Методология диссертации. В основу диссертации положен метод сравнительного анализа, с помощью которого предпринята попытка выявить схожие черты между традиционными формами управления в Дагестане и Чечне и имаматом Шамиля. Теоретико-методологическую базу составили системный и диалектический подходы, принципы историзма и объективности.
Научная новизна работы заключается в определении соответствия традиционных форм управления у народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестан и Чечня) и системы управления в созданном государстве с теократической формой правления - имамате Шамиля.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в преподавании курса Отечественная история, спецкурсов «История Кавказа», «Система управления на Северном Кавказе». Кроме того, проведенное исследование позволяет применить сделанные в нем рекомендации для совершенствования системы управления в Чеченской республике.
Апробация исследования состоялась на шести научных конференциях:
1. Социально - экономические приоритеты регионального развития: Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. 13-14 декабря 2001 года. Самарская государственная экономическая академия.
2. Совершенствование системы государственного и муниципального управления в РФ и ее регионах. Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС-2001.
3. Государственное и муниципальное управление в России: история и современность. Итоговая научно-практическая конференция СЗАГС. 27 февраля 2002.
4. Государственность и государственная служба России: пути развития. Междисциплинарная аспирантская конференция РАГС-СЗАГС. 14-16 июня 2002.
5. Вестник молодых ученых. 2002. Самарская государственная экономическая академия.
6. Государственность и государственная служба России: пути развития. Междисциплинарная аспирантская конференция РАГС-СЗАГС. 15-16 мая 2003.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, промежуточных выводов, заключения, списка источников и литературы, списка терминов, списка сокращений, приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Формы управления у народов Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века"
Заключение
В результате проведенного исследования, формы управления, существовавшие на территории Северо-Восточного Кавказа в первой половине XIX века, можно охарактеризовать следующим образом.
Как такового государственного образования у чеченского общества не было. Управление было сосредоточено в рамках селений. Законодательным органом власти являлось собрание всех жителей аула мужского пола, достигших совершеннолетия на форуме (терхи). Исполнительный орган власти в виде должностного лица избирался также на форуме, с согласия которого мог быть сформирован дополнительный штат. Отчет о проделанной работе исполнительный орган представлял на собрании жителей аула. Судебная власть находилась в руках старейшин, которые разрешали вопросы по адату и кадий (мулл), в ведении которых находилось судопроизводство по шариату.
Управление в союзах вольных обществ Дагестана представляет собой многоуровневую структуру. Все ветви власти самого союза вольных обществ были сконцентрированы в главном селении союза. Высшим органом власти являлось собрание представителей всех тукхумов (родов), на котором избирались все представители исполнительной власти, в том числе кевха (старшина), возглавлявший вертикаль исполнительной власти и разрешавший споры по адату. Судопроизводство по шариату находилось в ведении кадиев (мулл). Управление во всех остальных селениях союза вольных обществ осуществлялось идентичным образом.
Необходимо отметить схожие признаки в формах управления у чеченского общества и союза вольных обществ в Дагестане в рамках селений.
Верховная власть в обществах феодального типа принадлежала владетелю (хану). В его непосредственном подчинении находились исполнительные органы власти, напоминающие правительство в современных государствах, которые располагались в резиденции хана. Следующим руководящим звеном после хана являлись беки, правившие от его имени на местах, в отдельных вольных обществах и уделах, опираясь на своих вооруженных нукеров, которые выполняли и полицейские функции. В своих уделах беки пользовались всей полнотой власти, и им подчинялись местные органы исполнительной власти, с четко очерченными функциональными обязанностями. Судебная власть находилась в руках ханов, беков, которые могли разрешать спорные вопросы по адату, и кадиев (мулл), в ведении которых находилось судопроизводство по шариату.
Имамат являлся государством с теократической формой правления. Имам Шамиль построил иерархическую систему управления, которая постепенно усложнялась и совершенствовалась. Законодательная ветвь власти была сосредоточена непосредственно в руках имама. Право законодательной инициативы имели члены Диван-ханэ. Исполнительная власть, как и судебная власть, имела вполне очерченную структуру, с элементами, которые были наделены определенными функциональными обязанностями. Между элементами каждой из ветвей власти, кроме законодательной, существовала определенная взаимосвязь. Шамиль четко разграничил сферы ведения исполнительной и судебной властей в соответствии с принципом разграничения властей. Законодательная власть в данном случае стоит особняком. Данный факт вызван в определенной степени менталитетом данного региона и особой ситуацией, вызванной непрекращающейся войной на протяжении всего периода времени существования имамата. Особенностью указанных выше причин является и тот факт, что высшая инстанция судебной власти была сосредоточена в лице имама.
Имам Шамиль создал систему контроля, которая позволяла ему знать о реальном положение дел в имамате и в соответствии с этим принимать адекватные решения, которые в кратчайшее время доводились до сведения необходимых должностных лиц посредством созданной скоростной почтовой службой.
В имамате было создано единое правовое пространство, нормативной базой которого являлись шариат и низамы, изданные на его основе с учетом особенностей функционирования имамата.
Имам Шамиль сумел систематизировать налоговые поступления и организовать их сбор, а также распределение расходов в рамках налоговой политики. Несмотря на отсутствие исполнения некоторых регулятивных функций в финансовой сфере, Шамиль упорядочил обращение денежных средств и всячески стремился поддерживать и по возможности развивать торговые отношения.
Имаму Шамилю удалось организовать вооруженные силы имамата: разделить на рода войск, ввести структуру с необходимыми атрибутами, по возможности создать регулярные части, определить четкие критерии отбора среди жителей имамата для участия в военных кампаниях и способы их оперативного формирования в боевые части. С целью стимулирования самоотверженности в боевых действиях были введены награды. Имам стал использовать такой новый вид оружия для горцев, как артиллерия, применяя при этом внутренние ресурсы имамата с использованием созданных местных заводов.
Элементы, которые были наделены конкретными функциями, обеспечивали поддержание режима деятельности имамата и его целостность. Гибкость и живучесть системе управления придавали связи между ее элементами, в которых весомую роль играло личное участие имама Шамиля.
Таким образом, можно констатировать, что Имам Шамиль построил достаточно эффективную систему управления, которая позволила ему управлять имаматом продолжительный период времени.
Система управления в имамате имеет схожие черты с формой управления, существовавшей в обществах феодального типа, в основании которой также лежал территориальный принцип управления. Однако имам Шамиль дополнил систему управления в имамате элементами, в том числе заимствованными у Османской империи, четко разграничил исполнительную и судебную ветви власти, предоставив последней независимость в принятии решений, создал эффективную систему контроля и доставления информации. Необходимость создания более совершенной конструкции в системе управления в имамате, возможно, была продиктована большим количеством населения, многонациональностью и общей площадью территории, которая во много раз превышала отдельно взятые ханства.
Говоря о настоящем периоде времени и тех сложностях, которые возникают у федеральных органов власти при построении дееспособной системы управления в Чеченской республике, автор считает необходимым обратить внимание на учитывание адатов (обычного права) среди норм местного законодательства; создания совещательных органов при главах администраций территориальных районов Чечни, в которые должны входить старейшины местных тейпов (родов), так как исторически институт старейшин у чеченского народа играл ключевую роль в управлении самого общества; по возможности сменить принцип назначения глав администраций из республиканского центра на демократическую процедуру их избрания местными жителями как глав местного самоуправления. Таким образом, удастся преодолеть перманентный конфликт, существующий между республиканским центром и местным населением, так как не всегда кандидатуры, назначенные сверху, устраивают представителей всех местных тейпов, потому что в первую очередь критериями, которые должны быть определяющими при назначении, - управленческие навыки и профессионализм, а не факт личной преданности.
Факт построения имамом Шамилем системы управления, отличающейся от традиционных форм управления в данном регионе, говорит о возможности создания дееспособной системы управления Российской Федерацией при учитывании некоторых специфических особенностей, основанных на традициях и обычаях.
Список научной литературыСадыхов, Анар Чингиз оглы, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники11.1. Архивные документы (неопубликованные)
2. Российский государственный исторический архив.
3. Ф. 1268 Кавказский комитет. On. 1. Д. 74, 130, 149,437, 782, 822.
4. Оп. 2. 583, 612, 641,682, 722. Оп. 3. Д. 208. Д.4. Оп. 176. Оп. 5. Д. 279.
5. Оп. 6. 224,403. Оп. 7. Д. 183, 208. Оп. 8. Д. 23, 192,278. Оп. 10. Д. 188, 197
6. Ф. 796 канцелярия Синода. Оп.135. Д. 1506
7. Ф. 932 личный фонд Дондуковых-Корсаковых. Оп.1. Д.32
8. Ф. 971 личный фонд Кочубеев. On. 1. Д. 124
9. Ф.994 личный фонд Мордвиновых. Оп. 2. Д. 106011.2. Архивные документы (опубликованные)
10. Российский государственный военно-исторический архив.
11. Ф. ВУА (военно-ученый архив). Д. 301, 1293, 6430, 6468, 6478, 6482, 6528. Ф.482. Д.9.
12. Центральный государственный исторический архив Республики Грузия. Ф.16. Д. 7958. Ф.548. Оп.З. Д. 284. Ф. 1083. Оп. 2. Д. 359.
13. Государственный архив Республики Дагестан. Ф. 90. On. 1. Ед. хр. 7.
14. Рукописный отдел Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук. Документальный фонд. А 67. Док. 78. А 272. Инв. №1680.
15. Рукописный фонд Института истории, языка и литературы. Дагестан. Д. 1268,2308
16. Сборник материалов и документов
17. Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Архив главного управления Кавказского наместника.
18. Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 20013. Военный сборник
19. Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959
20. Грюмберг Г.Е. Бушуев С.К. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940.6. Кавказский Сборник.
21. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.
22. Сборник сведений о кавказских горцах.
23. Феодальные отношения в Дагестане в XIX нач. XX вв. Архивные материалы. Сост., предисл., прим. Х.О. Хашаев. М., 1969
24. Шамиль ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Под ред. Цагарайшвили Ш.В. Тбилиси, 1953
25. Опубликованные источники, мемуары, дневники, письма
26. Аноев А. Воспоминания о боевой службе на Кавказе // Военный сборник. №6. 1877
27. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью с картами, планами и видами замечательных мест. Казань, 1850
28. Вердеровский Е.А. Плен у Шамиля. СПб., 1856
29. Волконский H.A. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. 11. 1887
30. Волконский H.A. Трехлетие в Дагестане. 1847 год. Осада Гергебиля и взятие Салты // Кавказский Сборник. Т. 6. 1882
31. Волконский Н.А. Трехлетие в Дагестане. 1849 год. Осада укрепления Чох //Кавказский Сборник. Т. 8. 1884
32. Выдержки из записок Абдурахмана сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведено и о прочем // Газета Кавказ. №73 от 16.09.1862; №74 от 20.09.1862.
33. Выдержки из записок Абдурахмана сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведено и о прочем. Тифлис, 1862
34. Гаджи — Али. Сказание очевидца о Шамиле. Пер. с араб. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7. 1873
35. Ю.Гасан ал-Кадари. Асари Дагестан (Исторические сведения о Дагестане) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 46. 1929
36. Де-Саже. О гражданских, военных и духовных наставлениях Шамиля // Военный сборник. №3. 1900
37. Дневник полковника Руновского А.И. // Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссией. Т.ХН. Тифлис, 1904
38. Загорский И. Восемь месяцев в плену горцев // Кавказский сборник. Т. 19. 1898
39. Записка, составленная из рассказов и показаний Хаджи-Мурада гв. Ротмистром Лорис-Меликовым, конец 1851 года или начало 1852 года // Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. X. Тифлис, 1885
40. Из показаний прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, о системе управления в имамате. 1843г. // Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг.Х1Х века. Сборник документов. Махачкала, 1959
41. Казем-бек М.А. Избранные произведения. Баку, 1985
42. Казем-бек М.А. Мюридизм и Шамиль // Русское слово. №12. 1859
43. Казем-бек М.А. О значении имама, его власть и достоинство // Русское слово. №3. 1860
44. Костенецкий Я.И. Записки об аварской экспедиции на Кавказе в 1837 году// Современник№10. 1850
45. Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле. Jl.,1934
46. Крачковский И.Ю. Неизданное письмо Шамиля. Л., 1934
47. Крачковский И.Ю. Новые арабские материалы по истории Шамиля в Институте востоковедения Академии наук СССР. М.Л., 1936
48. Крачковский И.Ю. Новые материалы о Шамиле. Л., 1935
49. Крачковский И.Ю. Новые рукописи истории Шамиля Мухаммеда Тахира альКарахи. М.Л., 1939
50. Линевич И.П. Карта горских народов, подвластных Шамилю // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872
51. Мухаммед-Тахир ал Карахи. Три имама. Пер. с араб. Махачкала, 1927
52. Низам Шамиля // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. 1992
53. Отношение барона Розена к графу Чернышеву» от 05 октября 1836 года // Акты собранные Кавказской Археографической Комиссией. Т. VIII. Тифлис, 1881
54. Отчет по Департаменту общих дел Главного управления Наместника кавказского за 1860 год // Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссией. Том XII. Тифлис, 1904.
55. Письмо турецкого султана. Шамилю (не ранее октября 1853г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
56. Письмо Абакара Мухаммадмирзе (не ранее марта 1849г. и не позднее июня 1851г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
57. Письмо Виконта Г.Кастильона к Гизо (24.04.1844 04.03.1846) // Историк-Марксист. Кн. 5. 1936
58. Письмо Шамиля Дубе. (2-я половина 1845 г.-2-я половина 1850 г.) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
59. Письмо Шамиля к наибу Омару с требованием наказать фальшивомонетчиков от 27 марта 1857 г. // Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
60. Письмо Шамиля к французскому послу в Константинополе с просьбой о помощи. Февраль 1857 года. // Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
61. Письмо Шамиля ко всем алимам и кадиям имамата. 1845 год // Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг.ХГХ века. Сборник документов. Махачкала, 1959
62. Письмо Шамиля ко всем наибам, кадиям, мюридам и прочим мусульманам (в период с 06 ноября 1850 года по 26 сентября 1851 года) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
63. Письмо Шамиля наибам Рамазану, Магомед-Али, Исмаилу, Магомед-Амину, Албури,. Абакар-Гаджи и Ибрагиму, (ноябрь 1853г.) // Гаджиев
64. В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959
65. Письмо Шамиля наибу Гази-Мухаммеду ат-Талки (октябрь 1853 года) // Халилов A.M. Идрисов М.М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. Махачкала, 1998.
66. Письмо Шамиля правителю Хиджаза (не ранее 1853 года) // Арабоязычные документы эпохи Шамиля. Сост., пер. с араб. Р.Ш. Шарафутдиновой. М., 2001
67. Рапорт Ген.-адьют. Нейдгардта Ген.-адьют. Чернышеву об управлении, введенном Шамилем в Чечне. 20 ноября 1843 г. // Гаджиев В.Г. Рамазанов Х.Х. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 rr.XIX века. Сборник документов. Махачкала, 1959
68. Рапорт Ген.-лейт. Вельяминова от 05 ноября 1831 года за №1041.// Грюмберг Г.Е. Бушуев С.К. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940
69. Ржевуский А. 1845 год на Кавказ //Кавказский Сборник. Т. 6. 1882
70. Румянцев И.Н. В плену у Шамиля. Записки русского. Т. 1. СПб., 1877
71. Руновский А.И. Записки о Шамиле. Махачкала, 1989
72. Руновский А.И. Канлы в немирном крае // Военный сборник. №7. 1860
73. Руновский А.И. Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992
74. Руновский А.И. Мюридизм и газават. // Русский Вестник. №12. 1862
75. Руновский А.И. Мюридизм и газават. Махачкала, 1996
76. Руновский А.И. Шамиль // Военный сборник. №2. 1860
77. Сеид Абдуррахим Джемалэддин Хусейн. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 32. 1903
78. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. Перевод с арабского А.М.Барабанова. Предисловие И.Ю.Крачковского. М.:Л., 1941
79. Церетели Г.В. Вновь найденные письма Шамиля. Труды первой сессии арабистов. М.Л., 1937
80. Шарафутдинова Р.Ш. Арабоязычные документы из архива академика Б.А.Дорна в ЛО ИВ АН СССР // Гаджиев В.Г. Народно освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20 - 50 х. гг. XIX века. Махачкала, 1994
81. Шарафутдинова Р.Ш. Еще один «Низам» Шамиля // Письменные памятники Востока. Историко филологические исследования. Ежегодник за 1975г. 1982
82. Юров А. 1843 год на Кавказе // Кавказский Сборник. Т. 6.1882
83. Юров А. 1844 год на Кавказе // Кавказский Сборник. Т. 7. 188314. Периодическая печать14.1. Журналы
84. Вестник Европы. Второй год. Т. III. 1867.
85. Военный журнал. Кн. 6. 1847.
86. Военный сборник. №2. 1860; №3. 1900; №6. 1877; №9. 1859; №11. 1870.
87. Вопросы истории. №5,6. 1996.
88. Восток. №2. 1993; №5. 1995.
89. Историк Марксист. Кн. 2. 1934; Кн. 5. 1936; Кн. 5-6. 1937.
90. Кавказский сборник. Т.6. 1882; Т.7. 1883; Т.8. 1884; Т.П. 1887; Т.19. 1898; Т.20. 1899.
91. Кавказский этнографический сборник. №2. 1968; №6. 1986.
92. Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник за 1975г. 1982
93. Русский Вестник. №12. 1862
94. Русское слово. №3. 1860; №12. 185
95. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.32. 1903; Вып .46. 1929.• 13. Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском
96. Этнографическом музее. Вып. 3. 1888.
97. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. 1868; Вып. 3. 1992; Вып. 4. 1870; Вып. 6. 1872; Вып. 7. 1873.15. Современник. №10. 1850.
98. Терский календарь на 1894г. Вып. 3. Кн. 2. 189314.2. Газеты
99. Кавказ. №44 от 09.08.1852; №46 от 16.08.1852; №73 от 16.09.1862; №74 от 20.09.1862; №94 от 29.11.1859.1.. Научная литература, материалы конференций, карты21 .Научная литература
100. Агаев А. Х.-М. Махоммед Ярагский: мусульманский философ, поборник веры, свободы, нравственности. Махачкала, 1996
101. Агларов М.А. Территории сельских обществ и их союзов горного Дагестана // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
102. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. М., 1996
103. Алиев Б.Г. Общественный строй сюргинского союза сельских общин в XVIII-XIX вв. // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
104. Алиев Б.Г. Особенности управления даргинских союзов сельских общин (XVIII-первая половина XIX вв.) // Гаджиев В.Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
105. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью с картами, планами и видами замечательных мест. Казань, 1850
106. Березин Н.И. Кавказ (природа и люди). СПб., 1912
107. Берже А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858
108. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859
109. Блиев М.М. Кавказская война (1817-1864 гг.). М., 1994
110. Блиева З.М. Некоторые черты административного развития Северного Кавказа в 20-х. гг. XIX в. // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства). Грозный, 1990
111. Брюханов П.А. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана в первой четверти XIX века // «Сборник трудов» Пятигорского государственного педагогического института. Ставрополь, 1947
112. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939
113. Бушуев С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк -Марксист. Кн. 5-6 (63-64). 1937
114. Бушуев С.К. Дагестан и Чечня в период завоевания их царизмом. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940
115. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М., 1955
116. Вопросы историко культурных связей на Северном Кавказе. Ред. колл. Блиев М.М. Орджоникидзе, 1985
117. Воронов. Гуниб и его окрестности // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3. М, 1992
118. Гаджиев Б.И. Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала, 1992
119. Гаджиев В.Г. Военная организация и воинские знаки отличия в государстве Шамиля // Государство и государственные учреждения дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1989
120. Гаджиев В.Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
121. Гаджиев В.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала, 1956
122. Гаджиев В.Г. Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Махачкала, 1982
123. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965
124. Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981
125. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001
126. Гаджиев Т.В. Джаро-белоканский союз сельских общин в освещении французского консула Гамбы. // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
127. Гаммер M. Государство Шамиля // Восток. №2. 1993
128. Гаммер М. Шамиль правитель Чечни и Дагестана // Восток. №5. 1995
129. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. M., 1998
130. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии ассоциации арабистов. Под редакцией Крачковского И.Ю. M.JL, 1941
131. Генко А.Н. Задача этнографического изучения Кавказа. M.JL, 1936
132. Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей. JL, 1934
133. Генко. А.Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля. JI.,1933
134. Гидулянов П. Сословно-поземельный вопрос и раятская зависимость в Дагестане //Этнографическое обозрение. №2. 1901
135. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. 1870
136. Далгат Э.М. Историография истории Дагестана досоветского периода. Махачкала, 1986
137. Дегоев В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2001
138. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе. История и современность. М., 2001
139. Дегоев В.В. Обзор источников по проблеме «Кавказ в системе международных отношений 30-60-х гг. XIX века». Владикавказ, 1992
140. Десятерик В.И. Дементьев В.В. Кавказ в сердце России. М., 2000.
141. Дзагурова В.П. Еще раз о союзах сельских обществ // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974
142. Дроздов И. Начало деятельности Шамиля. (1834 1836) // Кавказский сборник. Т. 20.1899
143. Дубровин Н.И. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. СПб., 1871
144. Ибрагимбейли Х.М. Некоторые вопросы истории народно-освободительной борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа против царизма (20-50-х годов XIX века) // Дагестан в составе России: Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990
145. Ислам. Краткий справочник. М., 1983
146. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. 1868
147. Исмаилов М.С. Движение горцев под руководством Шамиля и польская эмиграция // Гаджиев В.Г. Народно освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х. гг. XIX века. Махачкала, 1994
148. История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XVIII нач. XIX вв. Ред. колл. Невская В.П. Ставрополь, 1980
149. История Дагестана в четырех томах. Даниялов Г.Д. (главный редактор) М., 1967
150. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917г). М., 1988
151. История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до нашеговремени). М.,1975
152. Казиев Ш. Имам Шамиль. М., 2001
153. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979
154. Киняпина Н.С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России вторая половина XVIII начало XIX вв. М., 1978
155. Кобищанов Ю.М. Полюдье в истории Дагестана // Гаджиев В.Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
156. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890
157. Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестана. Темир-Хан-Шура, 1895
158. Комаров A.B. Адаты даргинских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7.1873
159. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1.1868
160. Крачковский И.Ю. Дагестан и Йемен. M.JI.,1939
161. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. 1872
162. Леденев А.Ю. О связях горских народов Кавказа с Россией в конце 40-х начале 50-х годов XIX века. Ставрополь, 1980
163. Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. I. Одесса, 1882
164. Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. II. Одесса, 1883
165. Магомедов Д.М. Некоторые особенности социального развития союзов сельских общин западного Дагестана в XV-XVIII вв. // Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1981
166. Магомедов Д.М. Социально экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана в XVIII - начале XIX вв. // Гаджиев В.Г. Развитие феодальных отношений в Дагестане (тематический сборник). Махачкала, 1980
167. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. Москва, 1960
168. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939
169. Магомедов P.M. Два столетия с Шамилем. Махачкала, 1997
170. Магомедов Р. М. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1966
171. Магомедов P.M. О движении Шамиля. Махачкала, 1949
172. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX вв. Махачкала, 1957
173. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992
174. Магомедов P.M. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977
175. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала, 1990
176. Магомедов P.M. Шамиль. Махачкала, 1940
177. Магомедов P.M. Юность Шамиля. Махачкала, 1941
178. Макаров Т. Шамиль: гражданский и военный правитель. // Газета Кавказ. №94 от 29.11.1859.
179. Максимов Е. Чеченцы. Историко — географический и статистико-экономический очерк // Терский календарь на 1894г. Вып. 3. Кн. 2. 1893
180. Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII-XIX вв. Ростов-на-Дону, 2001
181. Мейер М.С. Новые явления в социально-политической жизни Османской империи во второй половине XVII — XVIII вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986
182. Народы Кавказа. T.I. Под редакцией М.О.Косвена, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Х.О.Хашаева. М., 1960
183. Неверовский Н. Краткий взгляд на северный и средний Дагестан // Военный журнал. Кн. 6. СПб., 1847
184. Олейников Д.И. Шамиль // Вопросы истории. №5,6. 1996
185. Очерки этнографии горной Ингушетии. // Кавказский этнографический сборник. №2. Тбилиси., 1968
186. Очерки этнографии горной Чечни. // Кавказский этнографический сборник. №6. Тбилиси., 1986
187. Пасынков Л. Быт и игры кавказских народов. Ростов-на-Дону, 1925
188. Петрушевский И.П. Джаро Белаканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934
189. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М., 1923
190. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. Под. ред. Гаджиева В.Г. Н.Н.Покровского. М., 2000
191. Покровский Н.И. Мюридизм у власти. («Теократическая держава» Шамиля) // Историк-марксист. Т. 2. 1934
192. Потто В.А. Хаджи-Мурад. // Военный сборник. №11. 1870
193. Потто В.А. Кавказская война. Том 2,5. Ставрополь, 1994
194. Пржецлавский П. Дагестан, его нравы и обычаи. // Вестник Европы. T. III. 1867
195. Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Отв. ред. Ортабаев Б.Х. Орджоникидзе, 1985
196. Районы Северного Кавказа. Краткий статистический справочник. Пятигорск, 1935
197. Рамазанов Х.Х. Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет. Махачкала, 1990
198. Романовский Д.И. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860
199. Соболев Б.И. Штурм будет стоить дорого. М.: Виноградова, 2001
200. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917г. СПб., 1993
201. Сэшил Ю. Царапины на осколках. Хроника-эссе. М., 2002
202. Умаханов М.-С. К. Система управления ханств Дагестана в XVI-XVII вв. // Гаджиев В.Г. Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989
203. Фадеев A.B. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957
204. Фадеев P.A. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860
205. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля. Махачкала, 1991
206. Халилов A.M. Идрисов М.М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. Махачкала, 1998
207. Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом музее. Вып. 3.1888
208. Хашаев Х.О. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала, 1956
209. Хашаев Х.О. Занятия населения Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1959
210. Хашаев Х.О. Кодекс законов Умму-хана Аварского (справедливого). М., 1948
211. Хашаев Х.О. Общественно экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954
212. Хашаев Х.О. Социальная база движения горцев Восточного Кавказа в 1-й половине XIX века. М.,1956
213. Хашаев Х.О. Феодальные отношения в Дагестане XIX начало XX века. Архивные материалы. М., 1969
214. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. СПб., 1889
215. Шамиль и Чечня // Военный сборник. №9. 1859
216. Шамсутдинов A.M. Проблема становления Османского государства по турецким источникам XIV-XV вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986
217. Эсадзе С. Исторические записки об управлении Кавказом. Т. 1. Тифлис, 1907
218. Материалы сессий и конференций
219. Даниялов Г.Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля // О движении горцев под руководством Шамиля. Материалы сессии. Махачкала, 1957
220. Магомедов Дибир. Уроки истории и современность // Гази-Мухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы международной научной конференции 1314 октября 1993г. Махачкала, 1997 1
221. Невская В.П. Сельская община и феодализация горских обществ Северного Кавказа // Гаджиев В.Г. Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. Региональная научная конференция. Махачкала, 1980
222. Диссертации и авторефераты
223. Гаджиев А.Г. Антропология малых популяций Дагестана. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1967
224. Магомедов P.M. Общественно экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX веков. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Махачкала, 1956
225. Покровский Н.И. Мюридизм и таррикат. Статья представляет собой главу из докторской диссертации автора «Завоевание Северо Восточного Кавказа и борьба горцев за независимость». 1939
226. Покровский Н.И. Северо Восточный Кавказ в первой половине XIX века. Тезисы к диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л., 193 8
227. Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Махачкала, 195724. Карты
228. Административные границы до селений и станиц, включая населенныепункты. Б.м. 1843
229. Генеральная карта деления между Черным и Каспийским морями. СПб.,1819
230. Карта Имамата Шамиля в период расцвета (40-е гг. XIX в.) // Соболев Б.И. Штурм будет стоить дорого. Кавказская война XIX века в лицах. М., 2001
231. Карта меновых дворов на Кавказских линиях (первая половина Х1Хв.) //
232. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917г). М., 1988
233. Карта наибств, входящих в состав имамата // Казиев Ш. Имам Шамиль. М., 2001
234. Карта с изображением Тушетии, прилегающей к Имамату Шамиля // Вердеровский Е.А. Плен у Шамиля. СПб., 18561. Список терминов
235. Ага старший, господин, начальник, иногда звание, равнозначное званию бека.
236. Адат (от арабского обычай) - традиционное правосудие и правосознание кавказских народов, основанное на местных обычаях и традициях. Азат - освобожденный раб.
237. Аксакал (от тюркского букв, белобородый) - старейшина, входивший в состав сельского аула у лезгин и кумыков Ал им (от арабского) - ученый
238. Арба (от тюркского) четырехколесная длинная повозка. Аул - горное селение.
239. Ахунд духовное звание, даваемое некоторым муллам. Бей-туль мал (от арабского) - казна, казначейство; в тексте казна имамата. Бек, бей (от турецкого - господин, повелитель) - в Дагестане титул человека % благородного происхождения, феодальный владетель.
240. Бий феодал у засулакских кумыков. Бике - женский род от слова бек.
241. Будун помощник муллы, призывавший правоверных к молитве. Вакфу (от арабского) - форма собственности мечети. Вилайат (от арабского) - провинция, область.
242. Гяур (от арабского) кяфир неверующий, не исповедующий ислам.
243. Джамаат (от арабского) народное собрание, общество, община.
244. Джихад (от арабского натиск) - священная война на своей территории, вкоторой обязан участвовать каждый боеспособный мусульманин.
245. Диван-ханэ (от персидского суд, канцелярия, совет) - Тайный совет при1. Шамиле.
246. Закят (от арабского благотворительность) - налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5% своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.
247. Имам (от арабского передний, ведущий) - 1. Политический и религиозный руководитель, какими были Гази - Магомед, Гамзат - бек, Шамиль. 2. Руководитель общественной молитвой в мечети.
248. Имамат Институт верховного руководства мусульманской религиозной общины, в которой сливается светская и духовная власть.
249. Кадий (от арабского судья) - судья по Шариату. В Дагестане глава горского общества. При Шамиле духовное лицо, заведующее одной мечетью и ее прихожанами.
250. Канлы (от тюркского кровавый) - обычай кровной мести.
251. Капан мера объема, используемая для определения количества сыпучих тел.
252. Капан приблизительно равен трем пудам.
253. Карт (от кумыкского) — старик, почтенный. Звание во многих селениях наследственное.
254. Кевха (от персидского) сборщик бекских повинностй, сельский старшина. Кешкель - участок. Кешкельники - крестьяне. Кул - раб.
255. Кунак друг, приятель, лицо, связанное с кем-нибудь обязательством взаимного гостеприимства. Лаг - раб. Лай - холоп.
256. Мааф (от арабского - освобожденный) - освобожденный от налогов. Изъятый из окладных (податных) списков.
257. Мехкеме (от арабского) суд, трибунал.
258. Мудир (от арабского) управляющий, глава над рядом наибств.
259. Мулла (от арабского маула — владыка), служитель религиозного культа умусульман.
260. Муртазек (от арабского) наемный воин.
261. Мусташир (от арабского) советник, консультант по финансовым июридическим вопросам.
262. Муталим учащийся, ученик при мечети.
263. Муфтий (от арабского толкователь) - официальный толкователь шариата; в годы правления Шамиля религиозный руководитель в районе ответственности одного наиба.
264. Мухаджир (от арабского) перебежчик, примкнувший к движению Шамиля. Мухтасиб (от арабского) — контролер, инспектор. Муэдзин (от арабского) — призывающий на молитву.
265. Мюльк (от арабского) безусловная собственность и объект этой собственности.
266. Мюрид (от арабского желающий, страждущий) - Русские источники использовали этот термин для обозначения всех горцев, боровшихся под знаменами имамов, а все движение называли «мюридизм». Назир - казначей в ханствах. Чиновник в имамате.
267. Наиб (от арабского заместитель) - костяк при военно-административной системы при Шамиле, правитель и командующий отдельного горского общества.
268. Низам (от арабского порядок, система, закон) - 1. Введенные Шамилем правила, инструкции, постановления. 2. Части регулярной пехоты Шамиля, созданной по образцу турецкой и египетской армий.
269. Нукер телохранитель. До ликвидации ханства и бекского управления в Дагестане нукеры были дружинниками, телохранителями и военной силой ханов. После присоединения Дагестана к России нукеры несли полицейскую службу у начальников округов.
270. Раят- зависимый крестьянин, платящий подать или отбывающий какие-либоповинности.1. Речбар батрак.
271. Садака (от арабского) добровольная милостыня, предписанная исламомкаждому имущему мусульманину.
272. Сура (от арабского) — глава Корана.
273. Тавлинцы дагестанцы (так называли русские).
274. Тарикат (от арабского) — путь.
275. Татель (аварский язык) должность в имамате, наблюдавшая за исполнениемрелигиозных обязательств.
276. Тейп (от чеченского) отдельное общество
277. Тукхум (от персидского) род.
278. Тургак должность в имамате старшины в ауле. Одна из функций Сбор налогов.
279. Уздень (от тюркского) свободный крестьянин-общинник на Сев. Кавказе, с XVI в. также представитель служилого сословия.
280. Умма (от арабского) мусульманская община.
281. Уцмий (из дагест яз.) титул владетеля Кайтага.
282. Учар место общественных сборов, чаще всего это площадь перед мечетью. Хадж (от арабского) - паломничество в Мекку.
283. Хаджи (от арабского) почетное звание мусульманина, совершившего паломничество в Мекку.
284. Хиджра (от арабского переселение) - переселение пророка Мухаммеда (а.с.с.) и его последователей из Мекки в Медину в 622 г. Н.Э., с которого ведется мусульманское летоисчесление.
285. Хумс (от арабского) 1/5 часть военной добычи. Чагар - крепостной крестьянин. Чалма - головной убор.
286. Чанка сын хана или бека от неравного брака. Он не имел права получать наследство, пользовался только дарами родителя. Чапар - всадник, гонец, почтарь. Чауш (от тюркского) - глашатай.
287. Чиир (от чеченского) название обычая кровной мести в Чечне. Чухбы (от аварского) - почетные люди, судьи.
288. Шамхал (от дагест. яз) — титул правителей Казикумухского ханства и Тарковского шамхальства.