автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Французские гравированные увражи античных гемм в искусстве XVIII в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Пожарова, Марина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Французские гравированные увражи античных гемм в искусстве XVIII в.'

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Пожарова, Марина Александровна

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ Глава вторая

ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ"

ВО ФРАНЦУЗСКИХ ГРАВИРОВАННЫХ УВРАЖАХ ХУШ ВЕКА Глава третья

ФРАНЦУЗСКИЕ ГРАВИРОВ АННЫЕ УВРАЖИ АНТИЧНЫХ ГЕММ. ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Сюиты и сборники античных гемм первой трети ХУШ века

2. "Сборник резных камней Королевского кабинета" (1750) и "Сборник трехсот голов и композиций" (1770)

3. Увражи античных гемм последней четверти ХУШ века

Глава четвертая

ФРАНЦУЗСКИЕ ГРАВИРОВАННЫЕ УВРАЖИ АНТИЧНЫХ ГЕММ КАК ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ХУШ век, по словам Гонкуров, испытывал потребность "приложить руку рисовальщика и гравера к украшению малейшего клочка бумаги" (1). Именно в эту эпоху французская гравюра достигла наибольшей полноты в своем развитии. Усложнилась ее техника, обогатилась жанровая система, возросло число ее служителей и поклонников, ничто не могло соперничать по популярности с этим "непарадным" видом искусства. Печатные листы оживляли стены скромного буржуазного интерьера и заполняли объемные тома в библиотеках богатых аристократов. Граверы, репродуцируя живописные полотна, превращали их в произведение, которое было удобно взять в руки, поднести к глазам и внимательно рассмотреть. Оно поражало тонкой интерпретацией нюансов колорита, увлекало игрой сопоставления с оригиналом. Драгоценная поверхность листа была лишена следов напряженной работы, ибо все усилия оставались на медной доске. Эстамп обладал обаянием легкости и непринужденного изящества, столь ценимых "галантным веком".

Коллекционеры, нередко, сами пробовали взять в руки резец. Они упражнялись в копировании знаменитых памятников, сочиняли декор для собственных визитных карточек, пригласительных билетов, создавали резцом небольшие профильные портреты. Среди дилетантов встречаются громкие имена герцога Орлеанского, маркизы Помпадур, создавшей сюиту из 63-х эстампов, графа де Келюса, список работ которого, по справочнику Леблана, насчитывал 885 4 номеров. (2) Значительное число "любителей", "собирателей" и "знатоков", которые, нередко, выступали в одном лице, предопределяло заметное положение гравюры в культуре этого периода.

В ХУШ веке большую роль играли гравированные увражи - объемные "сборники гравюр", включавшие от нескольких десятков до нескольких сотен эстампов. Их соединение в некий цикл всегда было значимо и выражало определенную издательскую идею. Существовали различные принципы формирования сборников. Они могли быть целиком посвящены художникам, популярным в ХУШ веке, или, напротив, включать эстампы с произведений прославленных мастеров ушедших столетий, образуя так называемые альбомы "шедевров". Внушительные тома увражей могли популяризировать коллекции музеев или частных лиц, а иногда они пропагандировали малоизвестные памятники, которые были предметом увлечений составителя сборника.

Особенно высоко ценились увражи, возникавшие по случаю королевских праздников и торжественных церемоний - приездов знатных особ, посольств, коронаций. Над ними обычно трудились самые прославленные художники, например, представители династий Кошенов или Моро. Каждый из многочисленных эстампов подобных сюит фиксировал наиболее важные моменты "исторического" действия. Соединенные вместе, они превращались в своеобразные "гравированные хроники", обладать которыми было почетно. Увражи являлись обязательной принадлежностью модных "кабинетов", занимая место среди книг, произведений искусства, всевозможных редкостей.

Главное отличие увражей от других изданий с гравюрами, например иллюстрированных книг, состояло в приоритетной роли эстампа. Идея, которую заключал сборник, выражалась иллюстративным рядом, а текст, не важно - краткий 5 или пространный, играл второстепенную роль, переводя в слова смысл и назначение линий. Однако, нередко, "словесная" интерпретация эстампов была содержательной и литературно полноценной, так что авторы увражей способствовали обогащению приемов комментирования произведений искусства, которые интенсивно развивались в ХУШ веке в самых разных формах. Интеллектуальное воздействие этих изданий сравнимо с тем, которое оказывали лучшие образцы изящной словесности.

Грань между гравированными увражами и иллюстрированными книгами нередко оказывалась весьма зыбкой, причиной чего было растущее взаимовлияние жанров. С одной стороны, во многих увражах к концу ХУШ века возросла роль авторских пояснений. Это было особенно заметно в публикациях "живописных" путешествий. Они содержали десятки и сотни гравюр, доносивших до читателя виды далеких городов и величественных монументов, графические образы которых были главной целью изданий. Однако сопровождавшее эстампы увлекательное повествование порой оказывалось столь привлекательно и самодостаточно, что обретало отдельную от иллюстраций жизнь. С другой стороны, литературные сочинения могли трансформироваться, попадая в зависимость от гравюр. Последние подменяли собой описание события, которое в результате сокращалось, сводясь к кратким репликам под изображениями. Таковы многочисленные в ХУШ веке издания "Метаморфоз" Овидия. Самое знаменитое - Лемира и Базана, появилось в 1767 году. Выдающиеся художники - Шарль Эйзен, Франсуа Буше, Гюбер-Франсуа Гравело, Жан-Мишель Моро Младший, Огюстен де Сент-Обен, совершили подлинную метаморфозу, превратив стихи Овидия в графическую поэму. Гонкуры имели все основания, чтобы называть ХУШ век эпохой, когда "гравюра определяла книгу". (3)

Предметом нашей работы станут занявшие важное место в культуре ХУШ века французские гравированные увражи античных гемм, или "сборники древних резных камней", как их называли в ХУШ веке в России. (4) Первые образцы подобных изданий известны в Европе уже в ХУ1 столетии. Изначально они представляли собой ученые труды с незначительным числом гравюр, которые воспроизводили объект исследования - античные геммы. К началу ХУШ века каталоги античных гемм появились во Флоренции, Амстердаме, Риме и Лионе. Их распространение было тесно связано с "движением эрудитов", которое набирало силу во второй трети ХУШ столетия. Постепенно в него стали включаться представители разных наций и сословий, от принцев до скромных библиотекарей. С громкими открытиями археологов интерес к античным памятникам возрастал. Каждый стремился иметь "греческие и римские древности" у себя в "кабинете". Геммы были в числе особенно ценимых объектов собирательства. Весьма дорогие, они толкали любителей на создание копий и слепков, которые восполняли недостающие экземпляры. Антиквары публиковали свои коллекции, сопровождая гравюры с изображениями камней подробными комментариями. Количество подобных каталогов увеличивалось в течение ХУШ века во всех странах Европы. Однако именно французские гравированные сборники античных гемм преобразились из сухих инвентарей в полноценное художественное явление. В произведениях французских мастеров соединились все достижения богатой графической культуры эпохи с ученостью эрудитов.

Основная часть нашего исследования посвящена следующим увражам: Филипп фон Штош "Античные резные камни, имеющие подписи своих создателей" (1724), Мишель Филипп Левеск де Гравель "Сборник античных резных камней" 7

1732-1737), Пьер-Жан Мариэтт "Сборник резных камней Королевского кабинета" (1750) (который являлся второй частью "Трактата о резных камнях"), Жеро де Лашо и Гаспар-Мишель Леблон "Описание лучших резных камней кабинета герцога Орлеанского" (1780-1784), Жан-Батист Викар "Картины, статуи, барельефы и камеи Флорентийской галереи и палаццо Питти" (1789-1807). Эти издания олицетворяли новую форму научного труда, какой являлся каталог произведений искусства. Их авторы - эрудиты, знатоки античности, заметно влиявшие на культурные процессы своего времени, смогли осмыслить совокупность данных, необходимых для описания и характеристики художественного памятника, и предложить интересные примеры анализа публикуемых произведений. Мы попытаемся показать в нашей работе, что каталоги античных гемм стали важным фактором в истории искусствоведческой мысли.

Сборники древних резных камней" имели в своем составе не менее двух сотен эстампов. Рисунки с "резных камней", а также разнообразные элементы декора, строгого или весьма изысканного, создавали ведущие художники ХУШ века. В большинстве случаев они являлись и граверами - это важное достоинство, отличающее увражи античных гемм от других близких изданий. Оно определяло оригинальность и органичность памятников, поэтому исследование эстампов увражей античных гемм не сводится к вопросам ремесла, хотя они также занимают место в нашей работе. В процессе создания гравюр в сборниках нашли отражение такие важные для культуры ХУШ века проблемы, как интерпретация античного наследия и поиски приемов воплощения формировавшегося неоклассического вкуса.

Над "сборниками древних резных камней" работали Бернар Пикар, Эдм Бушардон, граф Анн Клод Филипп де Келюс, Мишель Филипп Левеск де Гравель, 8

Огюстен де Сент-Обен, Жан Батист Жозеф Викар. В этом перечне присутствуют как знаменитые имена, так и абсолютно неизвестные. Мы попытаемся осветить малоизученные, связанные с нашими увражами, страницы творчества первых и познакомить со вторыми, к которым принадлежит Мишель Филипп Левеск де Гравель. Этот эрудит и гравер-любитель собрал коллекцию гемм, описал ее в собственном каталоге и сам создал сюиту эстампов, воспроизводивших камни. Значение его увража, как и других сборников античных гемм, выходит за рамки ученых антикварных изданий.

Увражи античных гемм являлись частью большой группы антикизирующих гравированных сборников, интенсивно развивавшейся во французском искусстве, особенно во второй половине ХУШ века. Посвященные монетам, скульптуре, расписной керамике эти издания в разных формах фиксировали обретенные эпохой знания об "искусстве древности". Описание и классификация подобных увражей также входили в наши задачи. Мы стремились выяснить, какое место занимали "сборники древних резных камней" среди памятников, близких им тематически и формально, памятников, которые нередко именно увражам античных гемм оказывались обязаны своим художественным решением и своей структурой.

Важной задачей нашего исследования было обнаружить и продемонстрировать значение гравированных увражей античных гемм для творчества живописцев неоклассического направления. Полагаем, что изучаемые каталоги служили многим мастерам источником сюжетов и иконографии. С этой целью к ним обращались и скромные художники, вроде Феликса Буасселье, и знаменитые - Жозеф Мари Виен и Жак Луи Давид. Однако, это обстоятельство до сих пор не привлекало внимания ученых. Мы считаем также, что художники прибегали к сборникам, как к удобным энциклопедиям по античности. Последнее 9 было естественно, поскольку за каждой гравюрой увража, изображавшей бога или знаменитого полководца, следовал компетентный и приятно изложенный рассказ о том, кто из "древних" и "новых" авторов и как описывал подвиги героя. Эти комментарии ориентировали художников в бесконечных лабиринтах древних мифов и повышали их классическое образование, что ощущалось во французской культуре второй половины ХУШ века как насущная потребность.

На протяжение всего ХУШ столетия увражи античных гемм менялись, поскольку переживали те же процессы, что и все искусство. В нашем исследовании мы попытаемся показать, что "сборники древних резных камней", которые появились в начале века как научные труды, но постепенно становились выразителями "благородного классического вкуса" и способствовали распространению новой эстетики на все сферы культуры эпохи.

Наше исследование состоит из четырех глав. В первой - мы рассматриваем научную литературу, затрагивающую проблематику гравированных увражей античных гемм, работы, посвященные французской гравюре ХУШ века, а также неоклассицизму. Труды, изучающие это искусство, важны для нас, поскольку сборники "древних резных камней" служили неисчерпаемым источником тем, идей и иконографии художникам этого направления. В названии второй главы мы используем фрагмент традиционного титула большинства антикизирующих увражей ХУШ века. В ней мы стремились осуществить общую классификацию французских сборников "греческих и римских древностей", исходя из тематики, назначения, времени создания увражей. Нас интересовала специфика произведений, содержательно близких гравированным увражам античных гемм, позволяющая отчетливее выявить особенности последних и определить место, которое они

10 занимали среди ведущих гравированных изданий эпохи. Третья глава посвящена непосредственно увражам "древних резных камней", которые рассматриваются в хронологической последовательности. Они определяются в работе как жанр, возникший на пересечении многих художественных, эстетических, научных и исторических факторов культуры ХУШ века, что нашло отражение в семантике и поэтике этих "сборников древних резных камней". В четвертой главе французские гравированные увражи античных гемм рассматриваются как важный иконографический источник для художников ХУШ века и как памятники, в которых нашли выражение многие положения формирующихся научных концепций эпохи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Французские гравированные увражи античных гемм в искусстве XVIII в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полагаем, нам удалось показать, что французские гравированные увражи античных гемм, до сих пор обойденные вниманием исследователей, играли заметную роль в искусстве ХУШ века. Создававшиеся на протяжении столетия разными мастерами, они обнаруживают взаимозависимость в художественном строе и семантике, вместе с тем, каждый увраж обладает элементами неповторимости. Вцелом сборники образуют особую жанровую группу гравированных увражей античных гемм.

Эстетические достоинства этих памятников определялись незаурядными мастерами, которые создавали эстампы для сборников, - Бернаром Пикаром, Эдмом Бушардоном, Огюстеном де Сент-Обеном, Жаном Батистом Жозефом Викаром. Этап работы над "сборниками древних резных камней" в творческой биографии каждого из них был событием, позволившим либо продемонстрировать особую эстетическую позицию, например Бушардону и Викару, либо представить интересные художественные решения в рамках традиционной стилистики, например Пикару и Сент-Обену.

Симптоматичным представляется участие в создании отдельных сборников талантливых дилетантов - Мишеля Филиппа Левеска де Гравеля и Анна-Клода-Филиппа графа де Келюса, в произведениях которых недостаток профессионализма компенсировался оригинальностью замысла. Просвещенное любительство -характерная черта эпохи, которая культивировала не только развлекательный, но и

154 ученый" досуг. Способность скрыться от общего праздника в собственном "убежище", погрузиться в мир любимых вещей и увлечений являлась особой формой личностного самоутверждения. Составлять каталоги "древних резных камней", подбирая слова для выражения их красоты и попутно описывая приключения, с которыми эти произведения добывались, погружаться в глубины истории, чтобы понять значение их композиций - это занятие превращало ученого в поэта, а поэта в интеллектуала.

Многие "сборники древних резных камней" (Пикара, Сент-Обена, Гравеля) гравировались самими художниками, что является большим достоинством этих памятников. Оно избавило нас от необходимости вычисления - чей талант, гравера или художника, определил совершенство листа. Гравирование в ХУШ веке было очень популярным ремеслом, в котором понимали толк и маркизы и писатели, как известно, Руссо, тоже начинал учеником гравера. Оно было и поденщиной, и забавой, и высоким искусством. Штош, Гравель, Мариэтт, Лашо и Леблон -эрудиты, составлявшие каталоги античных гемм, гравировали сами или тщательно выбирали мастеров, способных быть единомышленниками. Объединившись вместе, эрудиты красноречием, а граверы резцом, они искали способы интерпретации "искусства древности", что предрешало органичность смысловой и эстетической составляющих увражей античных гемм.

Нам важно было показать своеобразие и значимость сборников "древних резных камней" в кругу родственных памятников, а также в контексте тех художественных и культурных процессов, которыми характеризовалась эпоха. ХУШ столетие отмечено разнообразием гравированных увражей. Академические альбомы репродукционных эстампов, каталоги антикваров, "археологические" сборники появлялись на полках любителей, художников, коллекционеров, внося свой вклад в

155 развитие искусства и науки. Именно в форме гравированных увражей состоялись многие исторические и эстетические труды эпохи. Их яркими примерами являются сборники Келюса, Мариэтта, сочинения антикваров. Разные типы гравированных увражей имели свою историю развития. Некоторые опирались на традиции, восходившие к ХУ1 веку, например многие антикварные издания, а также костюмные и орнаментальные сборники. Другие были характерны для ХУШ века, прежде всего "археологические" увражи и увражи-"путешествия". Сохраняя свои особенности, те и другие испытывали взаимное влияние, выражавшееся в заимствовании отдельных декоративных мотивов, целых эстампов, а порой художественных концепций. В конце ХУШ столетия возникали издания, вроде знаменитого сочинения Ларош-Тиляка, где были воспроизведены в полном формате почти все гравюры Пикара из каталога Штоша, но не как объекты научного исследования, а как иллюстрации к "истории искусства древности". В конце столетия возрасло количество увражей, которые отличались тематическим разнообразием и способами представления памятников. Однако их обилие не помешало сборникам "древних резных камней" быть в числе самых заметных.

Гравированные увражи античных гемм издавались на протяжении всего ХУШ века, отразив в себе существенные стороны художественного процесса во Франции -жизненность академических традиций в начале века, которые преобладают у Шерон и Пикара, расцвет рокайльного искусства, прихотливая стилистика которого доминирует в сборниках Гравеля и Сент-Обена, и постепенное формирование неоклассического стиля в творениях Бушардона и Викара. Каталоги античных гемм демонстрируют поступательное развитие новой эстетики, долго существовавшей в недрах традиционных форм. Авторы сборников декларировали ее в научных предисловиях, в описаниях памятников, в самом выборе предмета исследования, но

156 художники, вплоть до Викара, оставались, вопреки усилиям, мастерами эпохи Ватто. Однако в создаваемых ими увражах медленно накапливались элементы, помогавшие формированию нового "классического" вкуса. "Сборники древних резных камней" становились его проводниками во всех сферах культуры. "Античность", которую они создавали, была близка современникам, к суровой патетике образов Давида следовало идти постепенно. Увражи "древних резных камней" помогали пройти этот путь, в процессе которого складывались и усваивались новые понятия о прекрасном, новый идеал красоты. Своеобразным подступом к рождавшемуся стилю были попытки авторов увражей быть адекватными в воспроизведении античного оригинала. В виде драгоценной геммы он помещался перед глазами мастера, но, отраженный в них, претворенный в гравюру, получал дополнительные оттенки и, одновременно, терял долю изначально присущих ему качеств. В соотношении потерь и приобретений и заключалась способность гравера приблизиться к пониманию существа памятника. Никому из мастеров не удалось воссоздать "подлинную античность", если это в принципе возможно в искусстве, однако все претендовали на истинность своих творений. Однако их поиски влияли на развитие художественного процесса, на возникновение в нем новых форм.

Важным качеством культурного бытия эпохи, которое имело прямое отношение к гравированным каталогам античных гемм, было коллекционирование. В ХУШ веке этому занятию посвящали себя не только представители высших общественных слоев, как в предшествующем столетии, но и люди из среднего сословия. Сборники "древних резных камней" не только отражали это увлечение, они были, одновременно, и его следствием и, отчасти, причиной. Увражи античных гемм заключали в себе серьезный стимул для развития коллекционирования,

157 поощряли к нему. Знакомившийся с ними читатель пытался собирать, если не геммы, то монеты, если не монеты, то слепки, если не слепки, то гравюры. Обладание памятниками вызывало стремление попробовать творить самому. Левеск де Гравель сам собрал свою коллекцию, составил ее описание и награвировал все эстампы. В ХУШ веке это далеко не редкий случай. Характерно, что увражи античных гемм воплотили и это присущее эпохе свойство.

Французские гравированные увражи античных гемм играли в искусстве ХУШ века еще одну важную роль. Многие художники использовали эти сборники как альбомы образцов и энциклопедии по античности, из которых можно было почерпнуть идеи, образы, композиции для собственного творчества. Интерес к источникам, к моменту рождения замысла, его развитию в творчестве художника всегда будет присутствовать в работах ученых. Найденный прообраз позволяет понять не только историю конкретного произведения, но, порой, и обнаружить важные закономерности в искусстве в целом. Однако, исследователи, возможно, отвлеченные названиями "сборников древних резных камней", заставлявшими связывать их с узкой областью глиптики, были склонны искать гравюрные образцы неоклассиков в других увражах. Традиционными источниками считались "Объясненная древность" Монфокона, "Сборник трехсот голов и композиций" Келюса и "археологические" публикации конца века. Не отвергая значения перечисленных памятников как "иконографических пособий", мы указали на некоторые преимущества, которые имели французские гравированные увражи античных гемм. Они были удобнее в использовании, чем громоздкий и художественно маловыразительный труд Монфокона, и другие, близкие ему "антикварные" сборники, а увраж Келюса, по существу, являлся сборником гемм Королевского кабинета.

158

Появившиеся в последней трети ХУШ столетия многочисленные "археологические" увражи, авторы которых прямо декларировали в качестве своей задачи "помощь художникам", концептуально опирались на каталоги античных гемм и не могли умалить их значения посредников между мастерами ХУШ века и античностью. Гравюры увражей "древних резных камней" дали прототипы для произведений Виена, Давида, Лосенко, Флаксмана, Кановы и других мастеров из всех стран Европы. Каталоги в функции "образцов" широко использовались представителями искусства малых форм - миниатюристами, декораторами, создателями мелкой пластики, художниками-иллюстраторами и оставались популярными всю первую половину XIX века.

Все это позволяет видеть в гравированных увражах античных гемм памятники, существенно обогатившие не только французское, но и в целом европейское искусство ХУШ века. Не случайно в Лондоне, уже в 1741 году, появляется переиздание сборника Гравеля. (1) Мариэтт отмечал несовершенство как литературного перевода, так и исполнения гравюр в английской интерпретации Гравеля, но примечательна востребованность французского увража. (2) Подобных повторений французских гравированных увражей античных гемм более не встречалось, но с конца ХУШ века в разных странах Европы стали появиляться гравированные увражи античных гемм, которые имели многочисленные ссылки на описанные нами французские сборники. Однако это были совсем другие издания, отличительной чертой которых стало их преимущественно декоративное назначение. Авторы максимально сокращали комментарии или отказывались от них вовсе. Гравюры этих "поздних" увражей разнообразны и отмечены стремлением к оригинальности. Потребность создать высокохудожественное произведение превалирует в этих изданиях над научными целями, которые никогда не теряли из

159 виду французские антиквары ХУШ века. Ярким образцом гравированного увража был вышедший в 1780-1891 годы в Лондоне двухтомный альбом, посвященный кабинету гемм герцога Мальборо. (3) Великолепные гравюры в нем исполнялись Франческо Барталоцци в уникальной для подобных сборников технике "черной манеры", предопределявшей малотиражность издания и его "парадный" характер. В Вене в 1788 году Жозефом Эккелем осуществляется издание императорского кабинета "резных камней", которое также предстает в форме богатого гравюрного сборника, который оформляла группа первоклассных мастеров. (4) Культурный резонанс французских гравированных увражей "древних резных камней" был настолько силен, что достиг пределов России, где они очень ценились. Эти памятники можно встретить не только в библиотеке академии художеств Санкт-Петербурга, но также и в фамильных кабинетах Чернышовых (5), Строгановых (6), Шуваловых (7), Шереметьевых (8).

 

Список научной литературыПожарова, Марина Александровна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Французские гравированные увражи ХУШ века1. Adam 1754.

2. Caylus, Anne Claude Philippe de. Recueil d'Antiquités égyptiennes, étrusques, grecques et romaines, v.1-7. Paris, chez Dessaint et Saillant, 1752-1767i Cheron s.d.

3. Cheron, Elizabeth-Sophie. Livre a dessiner, composé de iêstes tirées des plus beaux ouvrages de Raphael gravé par mademoiselle Le Hay '. Paris, s.d.f Choiseul-Goxfier 1782-1809

4. Choiseul-Goufier, Marie-Gabriel-Auguste-Florent de. Voyage pittoresque de la Grèce, v. 1-2. Paris, 1782-18091. Cochin et Bellicard 1755

5. David, François-Anne. Le Museum de Florence ou collections de pierres gravées, statues, médailles et peintures. Avec des explication français par Mulot, v.1-8. Paris, chez M.David, 1787-1803j JpFleurimont s.d

6. Fleurimont/Médailles du règne de Lois XV. Paris, s.d.1. Foy-Vaillant 1695

7. Foy-Vaillant, Joannes. Numismata aerea imperatorum, augustarum et caesarum in coloniis, municipiis et urbibus jure latio donatis. Parisiis, 1695jJ Galerie 1710

8. Galerie du palais du Luxembourg peinte par Rubens. Paris, chez Duchange, 1710id Godonnesche 1736

9. Godonnesche, Nicolas/Médailles du regne de Louis XV. /Paris, 1736/1. Z/îHancarville 1766

10. Hancarville, Pierre François Hugues de. Collection of Etruscan, Greek and Roman Antiquities from the Cabinet of the Hon. Ble Wm. Hamilton, his Britannick Majesty's Envoy Extraordinary at the Court ofNaplees. Naples, 1766180ij Q Hancarville 1785

11. Hancarville, Pierre François Huges de. Antiquité\ étrusques, grecques et romaines ou Les beaux vases étrusques, grecs et romains et les peintures rendues avec les couleurs qui leur sont propres, v. 1-5. Paris, David, 1787

12. Oj ^Histoire de Louis XV 1753-1770

13. Histoire de Louis XVpar médaillés. /1753-1770/(j Houel 1789-1787

14. Le Brun, Charles. Le Grand Escalier du Château de Versailles. Paris, Louis Surtigue, 17251. А/1. ООО1. Pois 1579

15. Roy, David. Les ruines des plus beaux monuments de la Grèce. Paris-Amsterdam, Guerin et Delatour, Nyon, Mamert, Pâtisson, 17581. V) Médaillés 1702

16. JÔ Me'dailles sur les principaux Événements du regne de Louis le Grand. Paris, Imprim. Royale, 17021811. Menestrier 1691

17. Picart,btxnard. Impostures innocentes, ou recueil d'estempes d'après divers peintres illustres tels que Rafael; le Guide, Carlo Mareiti, le Poussin, Rembrandt. Amsterdam, 1734.y* Pompadour 1782

18. Pouge fi 1st. Traité des pierres precieuses et de la manière de les employer en parure, v.l-2. Paris, 17629 q Saint- Aubin 1770

19. Saint-Aubin, Augustin L Art du Brodeur // Descripiios des arts et des mettes, t.IV, cahier 40. Paris, 1770.u Saint-Non 1781-1786ri

20. Saint-Non, Jean-Claude Richard de. Voyage pittoresques ou description des royaumes de Naples et de Sicile.Paris, v. 1-5. Paris, 1781-17861. Spon 1683

21. Watelet, Claude-Henri. Rymbranesques 1785

22. Европейские увражи античных гемм, предшествовавшие французским сборникам1. '/ Agostini 1685

23. Agustini, Giovanni Pietro Leonardo. Le Gemme antiche figúrate, v. 1-2. Roma, apresso dell'autore, per Giacomo Dragondelli, 1657-16691.h Agostini 1694

24. Agustini, Giovanni Pietro Leonardo. Gemmae et Sculpturae antiquae depîctae, p. 1-2. Franequerae, apud Leonardum Strik, 16941. Chausse 1700

25. Chausse, Michel-Ange Causeo de la. Le gemme antiche figúrate. Roma, 1700 ; Gorlaei 1601

26. Gorlaei (Goirle), Abraham. Dactyliotheca, seu Annulorum sigillarium quorum apud priscos tarn Graecos quam Romanos usus. Antwerpen, s.t., 1609• MalFei 1707-1709

27. Maffei, Alessandro. Gemme antiche figúrate, date in luce da Domenico de'Rossi, colle sposizioni del Cavaliere Paolo Alessandro Maffei. Roma, 1707-17091. Vico 1650

28. Vico, Enea. Ex gemmis et coméis antiquorum aliquot monumenta ab Aenea Vico. Roma, Gio Giacomo Rossi le stampa, 1650183h л Wilde 1703.7

29. Wilde, Jacobi de. Gemmae selectae aniiquae e Museo Jacobi de Wilde (rei maritimae quae Amstelodami curatur a rationibus) quinquaginta labulis, & per possessorem conjecturis, veterumque Poetar um carminibus illustratae. Amstelodami, 1703

30. Французские гравированные увражи античных гемм ХУШ векаft Cheron 1711

31. Caylus, Anne-Claude-Philippe de Tubieres de Grimoard de Pestels de Le vy compte de / Recueil de trois cent têtes et sujets de composition gravés par M. Le Comte de Caylus d'après les pierres gravees antiques du Cabinet du Roi. Paris, Basan, 1770.

32. TgLa Chau et Le Blond 1780-1784

33. Levesque de Gravelle, Michel-Philippe. Recueil de pierres gravées antiques par Mr Levesque de Gravelle, v.1-2. Paris, P.J. Mariette, 1732-17371. Г(Stosch 1724

34. Y ¿Wicar 1789, 1792-1802-18074 i/

35. ФРАНЦУЗСКАЯ ГРАВЮРА ХУШ ВЕКА1. Общая проблематика-f Basan 1767

36. Becker, David P. Drawings for Book Illustration. Harvard University. 1980 |.Blum 1910

37. Blum, André. L'estampe satirique et la caricature en France au XVIII siècle fJ Gazette des Beaux-Arts, 1910, mai, pp. 379-393, juillet, pp.69-87, août, 108-120, septembre, pp. 243-254, octobre,pp. 275-292, décembre, p.449-4671. Bocher 1875-1882

38. Bocher, Emmanuel. Les Gravures françaises du XVIII siècle ou Catalogue raisonné des estampes, eaux-fortes, pièces en couleur, au bistre et au lavis de 1700 a. 1800. 6 vol. Paris, La Librairie des bibliophiles, 1875-18821. Bonnet 1769

39. Courboin, François. L'Estampe française. Graveurs et Marchands. Bruxelles-Paris, 1914185frj Courboin 1923

40. V Courboin, François. La gravure en France des origines a 1900. Paris, Librairie Delagrave, 19231. Courboin 1924

41. Courboin, François. Histoire illustrée de la gravure en France ,v. II. De 1660 à 1800. Paris, Le Garrec, 19241. Crayen 1789

42. Crayen, Aug.-Guillaume. Catalogue raisonné de l'oeuvre de feu Georges-Frederic Schmidt. London, 17891. Dacier 1954-¡u

43. Delfeil, Loys. Manuel de l'amateur d'estampes du XVIIIsiecle. Paris, Dorbon-âine' s.d.1. Y? Duplessis 1861

44. Duportal, Jeanne. La Gravure de portraits et de paysages. Paris-Bruxelles, van Oest, 1926jDussieux 1856

45. J Dussieux, Louis-Eteinne. Les artistes français a l'étranger. Recherches sur leurs travaux et sur leur influence en Europe. Paris, Gide et J. Baudry, 18561861. Gersaint 1751

46. Gersaint, Edme François. Catalogue raisonné de toutes les pièces qui forment l'oeuvre de Rembrandt. Paris, H elle et Glomy, 17511. Ghuy 1764

47. Ghuy, Marcenay de. Ide'e de la gravure, Paris, 17641. Goncourt 1868sGoncourt, Edmond de et Goncourt, Jules de. Les vignettistes. Gravelot-Cochin-Eisen-Moreau. Paris, Dentu, 1868.1. Goncourt 1880-1882

48. Goncourt, Edmond de et Goncourt, Jules de. L 'Art du dix-huitième siècle, v.1-2. Paris, Quantin, 1880-18821. Goncourt 1897

49. Guilmard, Desire. Les maitres ornemanistes. Dessinateyrs, peintres, architectes, sculpteurs et graveurs, v.1-2. Paris, E. Pion et C., 1880gjîean-Richard, Viatte 1966

50. Jean-Richard, Pierrette; Viatte, Françoise. Mode et costumes français. 1574-1815. Gravures et dessins. VIII exposition du Cabinet Edmond de Rothschild. Paris, 19661. Jombert 1770

51. Jombert, Charles Antoine. Catalogue de l'oeuvre de Charles-Nicolas Cochin fils. Paris, 17701. Ci i/Joullain 1786

52. Qjj Maherault 1880 1 Maherault, M.J.F. L'oeuvre de Moreau le jeune. Paris, Labitte, 1880pVToel et Rosenberg 1969

53. Moel, Michel le et Rosenberg, Pierre. La collection de tableaux du duc de Saint-Augnan et le catalogue de sa vente illustré par Gabriel de Saint-Aubin// Revue de l'art, 1969, n 6. P. 51-68

54. Qf Moureau 1893 J Moureau, Adrien. Les Moreau. Paris, Librairie de l'art, 1893

55. CPi Portalis et Beraldi 1880-1882-••"' Porta lis, Roger et Beraldi, Henri. Les graveures du dix-huitième siècle, v. 1-3. Paris, Damascene Morgand et Charles F atout, 1880-1882fJjQuincy 1791

56. Quincy, Quatremer de. Réflexion nouvelles sur la gravure. Paris, 19711. J|Reau 1928

57. Reau, Louis. La gravure d'illustration. Paris-Bruxelles, 19280$ Robert-Dumesnil 1835-1871

58. Robert-Dumesnil, Alexandre. Le peintre-graveur français ou Catalogue raisonne des estampes gravées par les peintres et les dessinateur de l'école française. Paris, Waree-Huzard, 1835-1871, t. 1-XI1. Rocheblave 1893

59. Rocheblave, Samuel. Les Cochin. Paris, Librairie de l'art, 1893lof1" AS1. Rocheblave 1927

60. Rocheblave, Samuel. Charles-Nicola Cochin graveur et dessinateur. Paris-Bruxelles, 19271. Sander 1926w Sander, Max. Les livres illustrés français du dix-huitième siècles. Stuttgart, 1926'¡.Schulze -Altcappenberg 1987

61. Schulze -Altcappenberg, H.T. "Le Voltaire de l'Art" Johann Georg Wille (1715-1808) und. seine Schule in Paris". Berlin, 19871881. Watelet et Levesque 1792

62. Watelet, Claude-Henri, Levesque P.Ch. Dictionnaire des arts de peinture, sculpture et gravure. Paris, 1792fofc Wessely 1887

63. Wessely, Joseph Eduarde. Georg Fridrich Schmidt. Verzeichniss seiner Stiche und Radirungen von prof. J. E. Wessely. Hamburg, Haendcke und Lehmkuhl, 18871. Wiebenson et Baines 1993

64. Wiebenson, Dora, Baines, Claire. The Mark J. Millard Architectural collection. French Books sixteenth through nineteenth centuries, v. 1. National Gallery of Waschington. George Braziller. New Jork, 19931. Wildenstein 1961

65. Водо, Нина Николаевна. Французская цветная гравюра ХУШ века. М., 1968 I,, Воронихина 19711' Воронихина, Анна Николаевна. Проекты и рисунки французских архитекторов и орнаменталистов ХУШ-начала XIX века. Л., Аврора, 1971lh1. Исаченко 1982

66. Исаченко, Л. Т. Французская иллюстрация ХУШ века в собрании Эрмитажа. Л., 1982j/j Каган 1975

67. Каган, Юлия Освальдовна. К вопросу о творческих связях Жака Гюэ // Искусство Франции ХУ-ХХ веков. Ленинград, 1975. С. 35-501} Косоурова 1985

68. Малиновский, Константин Владимирович. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. М.,19901891. ЙРакова 1997

69. Ракова, Анастасия Львовна. ХУШ век в зеркале орнаментальной гравюры. Каталог выставки из собрания Эрмитажа. СПб, 19971. Шевченко 1995

70. Шевченко, Валерий Георгиевич. Сто рисунков французских орнаменталистов (вторая половина ХУЛ первая половина ХУШ в.). Каталог выставки. СПб, 19954 Ушакова 1975

71. Ушакова, Тамара Николаевна. Жюстина Фавар в театре и изобразительном искусстве //Искусство Франции ХУ-ХХ веков. Л., 1975. С. 51-711. Флекель 1987

72. Флекель, Михаил Ильич. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры ХУ1-ХХ векев. М., 1987

73. Проблематика увражей античных гемм1. Babelon 1897

74. Babelon, Ernest. Catalogue des camées antiques et modernes de la Bibliothèque Nationale, v.1-2. Paris, E. Leroux, 1897f |^Bocher 1879

75. Bocher, Emmanuel. Catalogue raisonné des estampes, vinettes, eaux-fortes, pièces en couleur au bistre et au lavis, de 1700 a 1800. Cinquième fascicule. A ugustin de Saint-Aubin. Paris, DamasceneMorgand et Charles Fatout, 18791. Chabouillet 1858

76. Chabouillet, Anatol. Catalogue général et raisonnée des camées et pierres gravées de la Bibliothèque imperiale suivi de la description des autres monuments exposés dans le cabinet des médailles et antiques. Paris, J. Claye, 1858y «^Delalande 1808

77. Delalande, Renault F.L. Catalogue du cabinet de feu M. Augustin de Saint-Aubin. Paris, 18089/Destailleur 1893

78. Destailleur, Hippolite Catalogue de dessins originaux reunis en recueils oeuvres importantes des Saint-Aubin. Paris, 18931901. Duportal 1928

79. Duportal, Jean. Bernard Picard. 1673 a 1733 // Dimier, Louis. Les peintres français du XVLII siècle. Histoire des vies et catalogue des oeuvres, v. /. Paris et Bruxulles, Les éditions G. Van Oest, 1928, p.365-398jj£ ckhel 1788

80. Eckhel, Le P. Joseph Hilar. Choix des pierres gravées du Cabinet imperial des antiques, représentées en XL planches. Vienne, impr. de Kurzbek, 17881. Francis 1931

81. Kagan Julia, Neverov Oleg, Gady Alexandre, Lavagne Henri, Montclos Brigitte de. Splendeurs des collections de Catherine II de Russie. Le Cabinet de pierres gravées du Duc d'Orléans. Paris, 2000

82. J^j Les impostures innocentes 1973

83. Les impostures innocentes de BernardPicart // Nouvelles de l 'estampe, 1973, N10. P. 1520j9Lewis 19671.wis, Lesley. Philipp von Stosch//Appolo, may, 1967, LXXXV(Ï). P.320-3271. Mariette Traite 1750

84. Mariette, Pierre Jean. Traité des pierres gravées. Paris, De L'imprimerie de l'auteur, 1750fM Natter 1754

85. Ottinger Les libéralités 1997

86. Reinach, Salomon. Pierres gravées des collections Marlborough et d'Orléans, des Recueils d'Eckel, Gori, Levesque de Graveïïe, Mariette, Mil lin, Stosch reunies et rééditées avec un Texte nouveau. Paris, Librairie de Firmin-Didot, 1895

87. J ||R.oche-Tilhac Picard 1784

88. Каган, Юлия Осваяьдовна. Резные портреты Филиппа Штоит в собрании Эрмитажа и Берлинских музеев. Некоторые вопросы иконографии. Музей (8). Художественные собрания СССР. М., Советский художник, 1987. С. 179-186jljQ Неверов 1988

89. Неверов, Олег Яковлевич. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., "Искусство", 19881 |Неверов 1985

90. Неверов, Олег Яковлевич. Серия гравюр Энео Вит "Из античных камей и гемм и ее источники // Западно-европейская графика XV-XX веков. Л., Искусство, 1985. С. 12-23

91. Собиратели и знатоки французской гравюрыfifjH,Basan 1775

92. Basan, Pierre François/ Catalogue raisonné des differens objets de curiosités dans les sciences et arts qui composaient le Cabinet de feu M. Mariette. Paris, F. Basan, 17751.J Bazin 1986

93. Bazin, Germain. Histoire de l'histoire de I 'art:de Vasari a nos fours.Paris, Albin Michel S.A., 1986.fy k Cayeux 1964

94. Cayeux, Jean de. Introduction au catalogue critique des Griffonis de Saint-Non // Bulletin de la Société de l'Histoire de l'Art Français, anné 1963, extrait. Paris, Librairie Armand Colin, 1964192lté Cayeux 1965

95. Cayeux, Jean de. Watelet et Rembrandt (Communication deM. Jean de Cayeux) /7 Société de l'Histoire de l'Art Français. Seance du 12 juin 1965. 17. PP. 131-1491. Uk) Caylus

96. Caylus, Ann Claude, Philippe; Paciodi, Paolo. Lettres de Paciaudi, bibliothécaire et antiquair du duc de Parme au comte de Caylus. Paris, 1802jij-fDessms Français 1967

97. Dessins Français du XVIII siècle. Amis et contemporains de P. -J.Mariette. XXXV11I exposition du Cabinet des dessins. Paris, 19671. Dumesnil 1856

98. Dumesnil, M. F. Histoire des plus célèbres amate urs français e t de leurs relations avec les artistes. Pierre-Jean Mariette (1694-1774). Paris, E. Dentu, Libraire-Editeur, 1856iQ Dupont-Sommer 1971

99. Dupont-Sommer, Andre. Jean-Jacquees Barthélémy et l'anciene académie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 1971$ Eidelberg 1998

100. Eidelberg, Martin. The comte de Caylus "têt-à-têt " with Van Dyck // GBA, janvier, 1998, p. 1-201. Fizelier 1859' Fizeliere Albert de. L'art et les fgmmes en France/. GBA, mors, 1859, pp. 138-1521. Fumaroli 1995

101. Fumaroli, Marc. Le Comte de Caylus et l'Académie des Inscription. Académie des Inscriptions et Belles Lettres. Comptes rendus des séances de l'année 1995, janviermars, pp. 225-250,fCj Fumaroli 1996

102. Fumaroli, Marc. Une amitié paradoxale: Antoin Watteau et le comte de Caylus (17121719). Revue de l'Art, 1996-4, N 114. P.34-474 Goncourt 1888

103. Goncourt, Edmond et Goncourt, Jules de. Madame de Pompadour. Paris, Firmin-Didot, 1888iC^Henry 1880

104. Henry, Charles. Mémoires inédits de Charles-Nicolas Cochin sur le Comte de Caylus, Bouchardon, les Slodtz. Paris, Baur, 1880i^Le Cabinet 1967

105. Cabinet d'un Grand Amateur P.-J. Mariette. 1694-1774. Dessin du XV siècle au XVIIIsiècle. Paris, Musée du Louvre. Galerie Mollien, 19671931 Mariette 1854-1856

106. Mariette, Pierre Jean. Abecedario de P.J. Mariette et autre notes inédite de cette amateur sur les arts et les artistes. Publié par Chennevières Ph. Et Montaiglon A. Paris, 1854-1856isîNisard 1877

107. Ris, Clemant de. Les Amateurs d'autrefois. Paris, 1859 Tl Rocheblave 1889® ! Rocheblave, Samuel. Essai sur le comte de Caylus. Paris, 1889 ; ^eigert 1953

108. Weigert, Roger-Armand. Le commerce de la gravure au XVII siècle en France. Les deux premiers Mariette et François Langlois, dit dartres/. GBA, 1953, janvier, pp. 167-188.% Wille 1857

109. Wille, J.G. Mémoires et journal de Jean Georges Wille. Paris, 1857 y h Wildenstein 1959

110. Wildenstein, Georges. L'Abbé de Saint-Non, artiste et mécène./GBA, 1959, LIV. P. 225242

111. НЕОКЛАССИЦИЗМ, ИДЕОЛОГИ И МАСТЕРА1. Ames 1975

112. Ames, Winslow. Bouchardon and company./Master drawing, v. XIII, n.4, Winter 1975. Pp. 379-4001. Ait in Rome 2000

113. Art in Rome in the eueenth century. Philadelphia Museum of Art. March 16 May 28, 2000.rfi Aubert 1864

114. Aubert, Francis. Joseph-Marie Vien. GBA, 1864, v.23, p.175-187 0 Bardon 1963

115. Bardon, Henry. Les peinture a sujets antiques au XVIII siècle d'après les livrets de salons //GBA, avril, 1963, pp. 217-2509 Barthélémy 1799

116. Benisovich, Michel N. Gezzi and the French Artists in Rome //Apollo, 1967, may. P. 3403471. Benzaken 1993

117. Benzaken, Jean-Charles. David et la numismatique, p. 965-985./ David contre David. Actes du colloque organise au musée du Louvre par le service culturel du 6 au 10 dec. 1989. Paris, 1993.1. J^Bouchot 1883

118. Bouchot, H. Bouchardon. Dessinateur de médailles./L'Art, T.l. 1883, pp. 214-217 r^ Bouchardon 1962

119. Bouchardon, Edme. Sculpteur du Roi. 1698-1762. Exposition du bi-centenaires. Chaumon, 1962-■•'Cailleux 1973

120. Cailleux, Jean; Michel, Marianne Roland. Autour du Néoclassicisme. Galerie Cailleux. Paris, 19731951. CCayîus 1910

121. Cay lus, Anne-Claude-Philippe. Vie d'artistes du XVIII siècles. Paris, Librairie Renouard, Laurens, éd., 19101. Delecluze 1855

122. Delecluze, E.J. Louis David, Son école et son temps. Paris, 1855ri f^Espagne 1995rEspagne, Michel. Antiquité, nature et notion chez Winckelmannf. Dix-huitième siècle, n 27 (1995), pp. 143-1591. Gaehtgens 1973

123. Gaehtgens, Tomas W. Didrot und Vi en./ Zeit shrift fur kunstgeschichte. Jahrgang 1973/ Sonderdruck. Deutscher kunstverlag München-Berlin, pp. 51-82

124. JjGaehtgens et Lugand 1988 ~ Gaehtgens, Tomas W.; Lugand, Jacque. Joseph-Marie Vieri. Peintre du Roi (1716-1809). Paris, Arthena, 1988fjQHautecoeur 1912

125. Hautecoeur, Louis. Rome et la Renaissance de l'antiquité a la fin du XVIII s. Paris, 1912 John Flaxman 1979

126. John flaxman. Mythologie und Industrie. Hamburger Kunsthalle. 20 april bis 3. Juni. 1979. Prestel-Verlag München und Hamburger Kunsthalle, 19791. Krause 1993

127. Michel, Régis. Le beau idéal ou l'art du concept. Musée du Louvre, 17 octobre -31 décembre 1989, 94 exposition du Cabinet des dessins. Paris, Edition de la Réunion des musées nationaux, 1989ol Picard-Cajan 1992

128. Picard-Cajan, Pascale. Ingres et le "vase etrusque " // L Anticomanie. Paris, Ecole des Hautes Etudes en Siences Sociales, 1992. P. 279-297196ffflP luchart 1889

129. Pluchart, Henry. Musee Wicar. Lille, A. Massart, 18891. Polignac 1998-1999

130. Polignac, François de. L'Antiquité, pre texte ou model? L 'invention des "filles de Lycomede "// Rome découverte, Rome inventée. Exposition, Lyon, Musée de la civilisation gallo-romain, 1998-1999. P. 70-76yg^ Polignac 1992

131. Polignac, François de. Archeologie, prestige et savoir. Visages et itinéraires de la collection du cardinal de Polignac, 1724-1742/. L 'Anticomanie. Paris, Ecole des Hautes Etudes en Siences Sociales, 1992. P. 19-311. Pommier 1989

132. Pommier, Edouard. Winckelmann et la vision de l'Antiquité classique dans la France des Lumières et de la Révolution //Revue de l'Art, 1989, t.83, pp. 9-191. Poulouin 1995

133. Poulouin Claudine. "L'Antiquité expliquee et representee en figures" (1719-1724) par

134. Bernard de Montfaucon // Dix-huitième siècle, n 27 (1995). P 43-60 Rafaël 1984

135. Rafael et l'art français. Paris, Grand Palais, 15 novembre 1983- 13février 1984WvA J1. Roserot 1905

136. Roserot, Alphonse. La Statue de "l'Amour" d'Edme Bouchardon (1739-1750) //Gazette^ des Baux-Arts, 1906, t.l, avril. Pp. 310-324l^jj Roserot 1910 '' Roserot, Alphonse. Edme Bouchardon. Paris, 19101998-1999

137. Serra, Joselita Raspi. Bouchardon et l'etude de l'antique a Rome. Rome découverte Rome inventée. Exposition, Lyon, Musée de la civilisation gallo-romain, 1998-1999. P.77-1871. Serullaz, 1972

138. Serullaz, Ariette. Le neo-classicisme dessins français de 1750-1825. Louvre, 14 juin-2 octobre 1972 Paris, 1972

139. Serullaz, Lacambre, Vilain 1974¡Vf'

140. Schnapper, Antoin; Serulaz, Ariette. Jacque-Louis David. 1748-1825. Musée du Louvre, 26 octobre 1989 12 fevrier 1990v-.The Âge of Neo-Classicism 1972

141. The Age of Neo-Classicism. The Royal academy and The Victoria and Albert Museum. London, 9 September 19 november 1972. The arts council of Great Britain, 19721. Weber 1969

142. Weber, Gerold. Dessin et maquette d'Edme Boiichardon //Revue de l'art, 1969, N 6, pp. 39-501. D Winckelmann 1767

143. Winckelmann, Johann Joachim. Monument! antichi inediti spiegati ed illustrati da Giovanni Winckelmann, v.1-2. Rome, a spes e deU'autore 17671. Winckelmann 1760

144. Winckelmann, Johann Joachim. Description des pierres gravées du feu Baron Stosch. Florence, A. Bondecci, 17601. Jf Винкелъман 1996x .y >tV

145. Винкелъман, Иоганн-Иоахим. Избранные произведения и письма. М., Ладомир, 19961. СВинкельман 2000

146. Винкелъман, Иоганн Иоахим. История искусства древности. Маяые сочинения, (с комментариями И.Е. Бабанова). СПб, Издательство "Алетейя", 2000$ ^Гете 1936

147. Гете, Вольфганг Статьи и мысли об искусстве. М.-Л., Искусство, 1936 дф Дмитриева 1996

148. Мишин, Виталий Александрович. Французский рисунок ХУШ века: проблемы эстетики и типологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1986198jj¡ Мишин Автореферат 1986

149. Мишин, Виталий Александрович. Французский рисунок ХУШ века: проблемы эстетики и типологии.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1986jrsq Мишин 1989

150. Мишин, Виталий Александрович. К проблеме освоения художественного наследия во французском рисунке ХУШ века, с. 88-104 // Век Просвещенияю. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения -1987". Москва, 1989м Речи и письма 1933

151. Речи и письма живописца Луи Давида. М.-Л., 19331. Савинов 1947

152. Д|'j Савинов, Алексей Николаевич. "Зевс и Фетида" А.П. Лосенко // Сообщения государственного Русского музея. П. Л., 1947. С. 22-251. Турчин 1989

153. Турчин, Валерий Стефанович. Основные проблемы западноевропейского и русского искусства конца ХУШ начала XIX века. Автореферат по совокупности трудов на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 19891. Jj ¿Турчин 2001

154. Турчин, Валерий Стефанович. Александр 1 и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., Жираф, 2001s tf Шар ль-Луи Клериссо 1997

155. Шнаппер, А. Давид. Свидетель своей эпохи. М.,1984