автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Функционально-семантическое поле темпоральности в русском учебном тексте
Полный текст автореферата диссертации по теме "Функционально-семантическое поле темпоральности в русском учебном тексте"
ОДЕССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И.МЕЧНИКОВА
На нравах, рукописи
СТОГНИЕНКО Та»ьяна Павловна
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ТЕМПОРАЛЬ-НОСШ В. РУССКОМ УЧЕБНОМ ТЕКСТЕ
Специальность 10.02.01 - русский лзик
А З'Т ОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой 'степени кандидата филологических наук'
Одесса -.1991
Работа выполнена в Одесском ордена Трудового Краоногр Знамени государственном университете им. Й.-И.Мечникова
Научный руководитель -кандидат филологических наук, . доцент И11ЕНК0 ^.С. '
Официальные оппоненты:
- доктор филологических наук, профессор ТУЛИНА Т.Д.
•ч • •
- кандидат филологических наук, доцент БОНДАРЬ А.Й,.
. Ведущая организация - Черновицкий государственный университет им. Ю.Федьковича •
Защита состоится " 14 " февраля . 1992 года в 15 часов на заседании специализированного совета, шифр К 068.24.08 по фи- . дологическим наукам в Одесском университете.по адресу:.270058, Одесса, Французский оульвар, 24/26, ауд; 130.
. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Одесского университета.
Автореферат разослан
. 1992'года.
~7
-Ученый секретарь специализированного совета •.
Тхор Н.М.
Проблеме, выражения времени на языковом уровне всегда отводилось'значительное место в лингвистических исследованиях,что мотивировано необходимость» осознания реального хода времени, выявления прикципоз расположения событий на оси времени, адекватной,передачи данной информации средствами языка.
На протяжении всего существования науки о языке учеными предпринимались попытки анализа, систематизации, описания средств передачи временной отнесенности. Взгляд на проблему с различных точек зрения, в большинстве своем морфологических,.-привел к ряду не согласующихся друг с другом-концепций, которые отражены в работах М.В.Ломоносова (1755), Н.П.Некрасота (-1865), К.С.Аксакова (1875), А.А.Потебни (1977). Качественно иной взгляд на проблему выражения времени, не ограничивающийся рамками морфологии, подход к решению проблемы с более широких позиций намечается в работах А.Х.Востокова (1959), Ф.И.Буслаева (1955), А.А.Шахматова (19^1),' В.В.Виноградова (1936). Новый подход создал предпосылки для сближения семантического и грамматического понятия времени в лингвистической науке и дал основания для проведения различий мезду временами относительными и абсолютными, прямыми и непрямыми и т.п., а также способами их выражения. Дискуссия по этому вопросу, начатая Н.С.Поспеловым (1955), А.Н.Гвоздевым (1973), продолжается и в настоящее время. За последний период особое развитие проблема выражения времени получила в серии работ А.В.Бондарко, посвященных подробному анализу категории времени в аспекте функциональной грамматики', оперирующей такими понятиями,-как функционально-семантическое поле темпоральности и темпоральная- категориальная ситуация. Появление семантического компонента расширяет и углубляет сферу исследования, предоставляет возможности новых- исследований в этом направления.
Несмотря на постоянное и пристальное внимание к проблеме ■ гемлоральносги авторами, обращавшимися к типов теме, рассматривались в- основном либо отдельные аспекты языкового выражения времени, Д',.бо основные принципы языковой реализации данной категории з целом, без детального анализа составляющих компонентов систе«-5 что в конечной итоге не позволяет -составить, полного представ*-4 •ния о механизме 'функционирования. темпоральной структуры язи в?«
'■ Актуальность исследования, таким образок, определяется :-:»
- г -
стоятельной необходимостью всестороннего анализа процесса языковой реализации временных значений, относгдихсп к важнейшим характерно!икам объективной рзальности. Изучение сути данного . ■ явления представляется особенно важным для определения принципов отражения категории объективного времени'в языке.как лира-' зитепе субъективного мышления.
■В соответствии с изложенным целью кастоядей работы'пвля-. ется выявление и описание темпоральных средств, используемых в учебно-научном тексте, их количественная и качественная характеристика, а также исследование механизма функционирования данных ' средств в условиях научного стиля»
Сформулированная цель определила следующие задачи исследования: ' -
1)-определение основных типов временны', значений в современной русском языке; ......
2) опись ле, инвентаризация присутствующих в учебно-пауч-ном тексте морфологических, синтаксических, лексических показателей темпоралыюсти;
3) установление роли "и места временных показателей разных уровней языка в темпоральной структуре текста; ; .. ' '
¿0 анализ причин, обусловливающих динамику. тсмпоральносги на уровне текста; ..............'"
5) изучение особенностей функционирования средств темпо-ральносги, присущих научному стило речи.
. Для рвения этих задач в диссертации в качестве основного был попользован описательно-сопоставительный метод изучения тем-' поральных параметров научно-учебного и художественного функциональных стилей, а также следующие приемы исследования: • • •
- наблздеиия над процессами языковой реализации временник' отношений в современном русском языке; "" ' .'.
. - функциональный анализ, темпоральной структуры учебно-научного текста; •
- количественная обработка полученных данных; ' -
- качественный анализ результатов исследования.
Ма_те£иало_м исследования послужили тексты по физике и -черчении, включенные в учебные пособия для студентов-иностранцев подготовительных факультетов.'Для этих целей бы ли "использована , учебники по физике и черчение для начального и среднего этапов обучения. Объем использованных текстов составил: ёизика -2 ООО
синтаксических единиц; Черчение - 500 синтаксических единиц. . Сравнительный анализ <5ил проведен на материале художественного текста, поучаемого указанным контингентом учащихся ¡а занятиях по домаанейу чтению. В этом качестве бил исполйзован рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", исследуемый объем составил 500 ■ синтаксических'единиц. В сопоставительных целях привлекались дополнительнее тексты 'общим объемом 10.000 синтаксических единиц.
Тео регичз с куп з нач иное ть определят впервые полученные результаты количественного и качественного анализа темпоралышети научного стиля па трех уровнях языка: синтаксическом, морфоло-. пиескои, лексическом. Установлен определивший характер'синтаксического уровня, осковксЯ вспомогательный характер (главное сродство реализация) морфологического уровня и факультативный характер лексического уровня. Установлено наличие в научном стиле речи лейтмо.тмвкоП; темпораяьиости, которая реализуется как атемпо-ральноегь. Проведено сопоставление, грамматической категории темпоральное? и б научном и художественном стилях речи,, которое выявляет основное различия действия данной категории в двух-стилях.
Результат» работы могут найти практическое применение д курсах лекций и >.ре.кт';куиах по грамматике, стилистике, сеианги-. ке; могут битъ использованы для разработки спецкурсов и учебных пособий по эти» дисциплинам. Широкое применение материалы исследования могут получить в практике обучения русскому языку как 1 ■ иностранному в аудитории технического профиля.
Проведенное исследование'позволяло .видв.инугь гипотезу ; .формирование, фуикцпо'иально-оемзнгического поля темпоральностн в русском учебном яел'сте. осуществляется в соответствии с общими законами языка и частными законами стиля; на уровне предложения • преобладавшим. оказываемся влияние языковых законов, па уровне .'текста - стилевых.
.'В этой связи .защиту выносятся следушцие положения:
ибъ.екгивний темпоральные характеристики, субъективно ' воспринимаемые в виде семантических временных значений, реализуется в языке посредством синтаксической структура предлояения; ;■ .-".'- спёцификй функционирования разноуровневых темпоральных средств в значительной степени определяется стилевой пршадлек-ноотьв вексга;
-
■ - агемпоральний характер изложения» присущий научному сгилю речи, а также конструктивная сложность текста данного стиля определяет преобладающее в сравнении с художественным количество чисто синтаксических и морфолого-синтаксических средств; соответственно .в 2,6 и 1,5 раза; тогда как из требующего временной конкретики динамического характера изложения, свойственного художественному стилю, следует преобладание, в художественных . текстах при сопоставлении с учебными морфологических и лексических темпоральных средств соответственно в 1,3 и 1,8 раза;. .
- главная лейтмо'тивная темпоральиость учебного текста вы- ■ ражена вневременным.настоящим абсолютным Бременем, что позволяет заключить: основной темпоральной характеристикой научного стиля является ярко выраженная тенденция к атемпоральности;
— динамика те моральности в тексте регулируется типовыми .содержательными структурами,■ в роли которых в научном стиле .
выступают композиционно-речевые формы'.
Апробация работы имела место в докладах на конференциях . Одесского политехнического института в 1989 и 1991 гг.; на юби- . ..е;<ной научно-практической конференции подготовительного .факультета ОПИ в 1990 г.; на т;>ех межкафедральных ссминарах в 1990 и 1991.гг. и в пяти публикациях по теме диссертации'.
Объем и структура работы. Диссертация'состоит из введения, двух глав, заключения. Объем диссертации составляет 168.страниц машинописного текста. Список использованной' литературы.включает 208 наименований. ; •
Структура работы
Во введении обосновывается выбор темы, определяется место ' данного исследования в области изучения способов передачи темпоральных характеристик языковыми средствами, его актуальность, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая ценность, дается' ' .. описание методов исследования. ' --
В первой главе "Показатели темпоральности в учебно-научном . •тексте" (с.12-85) рассматриваются основные типы временных значений, входящих в состав семантической категории темпоральности, способы их языковой реализации.
В ходе анализа установлено, что временные значения, реализующиеся. в языке, возникают как следствие субъективного восприятия реального хода времени. На количество-оеновных типов временных'значений оказывают влияние два фактора: временной план и ограниченность/неограниченность времени действия. На этом основании выделены характерные для русского языка типы временных значений и варианты их сочетаний, включающие в.себя неограниченное время действия, формально относящееся к настоящему; ограниченное время. действия, относящееся к настсгащему; ограниченное' частично или полностью'время действия, относящееся к будущему; ограниченное частично или полностью время действия, относящееся к прошлому, а также будущее + [астоящее ограниченное; будущее + проше'диее; проведшее + настоящее неограниченное; прошедшее + настоящее ограниченное; .настоящеенеограниченное + настоящее ограниченное; прошедшее + настоящее ограниченное + будущее.
.Временной план настоящего, проалого и будущего передается в языке посредством соответствующих грамматических врекан:. настоящего, проиедыего, будущего. Грамматическим эквивалентом ограниченного и неограниченного времени выступают относительное и абсолютное время.
. Отсутствие в современной литературе единого подхода к оп-• ределению'понятие абсолютного и относительного времени обусловило необходимость изложения точки зрения на данное языковое -явление, которая положена в основу дальнейшего анализа.
--' Абсолютным временен мы считаем время действия, не связанное .ни с моментом.речи, ни с каким-либо иным.моментом, не ориентированное на точку отсчета. Относительным временем является время действия,- связанное с моментом речи или с каким-либо иным моментом, т.е. ориентированное на точку отсчета.
■-■Из этого'следует, что будущее и прошедшее времена всегда .относительны в результате соотнесенности с точкой отсчета, в роли коте.^ой при отсутствии языковых'темпоральных показателей выступает момент речи» И только настоящее время мокет быть абсолютным при-отсутствии темпоральных-ограничителей или относительным в случае'их наличия..
, Синтаксическое время присутствует во всех без исключения предложениях, поскольку каждое предложение представляет собой конкретную реализацию абстрактной синтаксической структуры.
- б - ■
Внутри данной структуры для выражения темпоральносги мог,, г быть 'использованы средства морфологического и лексического уровней. •'•
-■ Исходя из огого синтаксические средства темпоралькости . (СТС) подр-эдёляюгся на три типа: СТС-1, выражающие темпорал'ь- . ность посредством морфологических средств; С1С-2, выражающие . темпоральность собственно синтаксическими средствами; СТС-3, .вы-' рагающие темпоральность непрямыми морфологическими средствами.
СТС-1-- синтаксическая структура предложения," включающая в ■себя личную форму глагола или категорию состояния,, выступающих . как морфологические темпоральные показатели.
■ СТС-2 - синтаксическая структура предложения, непосредст-■ венно выражающая темпоральность без использования морфологических временных-форм. К указанным структурам относятся: именные предложения; предложения с отрицательной частицей в роли преди- • ката; инфинитивные предложения; предложения с глагольными мек-. 'дометиями в роли предиката. '
СТС-3 - синтаксическая структура предложения, включающая в себя формы ирреальных наклонений, выступающих как непрямые мор. фологические показатели темпоральносги. В их состав входят:-предложенни с глаголом в повелительном наклонении в роли предиката; предложения с глаголом в сослагательном наклонении в роли предиката. В учебных текстах СГС-3 представлены преимущественно • предложениями о глаголом в повелительном наклонении в роли предиката и характерны для ситуации - постановка проблем и вопросов, в которых используются при выражении физической и ментальной активности. В художественных текстах они имеют более широкое •применение. - ;
СТС-2 активнее используются в учебном тексте, где они встречаются в пяти выделенных нами семантических ситуациях,, тогда как в художественном тексте только в'трех из них» В обоих стилях ■ отмечается преимущественное использование СТС-2 в ситуациях, содержание которых отличается нерефере'нгностыз, обобщенностью, отвлеченностью. Данные средства.используются при; выражении пассивного состояния нереферентного субъекта, квалифицирующих отношений, статуальносги.-
• _ Непосредственное синтаксическое выраажние имеют настоящее абсолйтнбе ьремя, настоящее относительное и их сочетание. При неактуальности связи'с временной осью используется настоящее абсо-
¿»гное- время, при наличии непосредственной связи с временной осью применяется настоящее относительное время.
'СТС-1 используют внутри синтаксической структуры специализированные морфологические формы, предназначенные для выражения времени. Речь идет о морфологических темпоральных средствах (МТС), к которым относятся: МТС-1, предикативные формы глагола, представленные изъявительным наклонением и краткими причастно-сгра-. дательными.формами предиката; МТС-2,'атрибутивные формы глагола, г едставленные полными причастиями и деепричастиями, выраткщи— ми отнесенность ко- времени (настоящему и прокедиему) дополнительного "процесса как признака; МТС-3, грамматические формы категории состояния; МТС-4, формы прошедшего и будущего 'времени именных предикативных сочетаний. '
Качественный анализ описываемых средств показывает, что они способны передавать все существуйте в языке временные значения и их сочетания за исключением двух: настоящее абсолютное + будущее и настоящее абсолютное + настоящее относительное. • .
Так, морфологически выраженное настоящее абсолютное время используется преимущественно при передаче временной отнесенности таких значений, как пассивное или активное состояние нереферентного субъекта, указание на который в некоторых случаях вообще отсутствует (неопределенно-личные предложения), что является свидетельством вневременного характера настоящего, абсолютного времени.-' ' , -
Настоящее относительное время находит морфологическое вы-' ражение при описании пассивного состояния конкретного субъекта.-Активное состояние в художественном тексте приписывается ко як* -ретному субъекту," а-в учебном тексте в подобном случае: субъект, не уточнен. Кроме того, только в учебном тексте встречаются случаи использования настоящего относительного времени при выраке-' кии посессивных отношений, а также результата действия кеугоч-некного субъекта. Вместе с тем действияотношения и состояния ■ в обоих текстах отнесены к определенному моменту (периоду) времени', что говорит о непосредственной'связи с временной осьа.
• • При отнесенности к плану прошедшего времени в учебном тексте МТС используются преимущественно'при выражении активного1 состояния субъекта, пассивное сосгоянле-передаегся только в со-
четании с активным. Субъект, как правило,носит конкретный характер, Отсутствие субъекта является свидетельством его неактуальности. 3 подобном случае актуальность приобретает объект действ вия. В художественной тексте морфологически выраженное прошедшее время семантически не лимитировано.
Семантический объем морфологически выраженного будущего времени в учебном тексте значительно больше* чем.в художественном, где оно используется в основном при выражении пассивного состояния конкретного субъекта. В.учебном тексте.в этом случае . представлено все разнообразие семантических значений „предиката. ■• Здесь довольно отчетливо прослеживается .'генделция описания ак- • тй.вного,состояния одушевленных субъектов, и пассивного состояния, неодушевленных. •
Специфика Функционирования морфологически выраженных временных комбинаций, как показал анализ, во многом определяется ■ особенностями составных элементов. ' '
Однако данные комбинации в некоторых случаях передаются сочетанием морфологических и синтаксических средств, образуя тем самим морфолого-сингаксические средства (МСТС), которые также . - ;вг определенные различия, функционирования в разных стилях, к которым в частности мояно отнести преобладание в учебном тексте описываемых средств для выражения настоящего .абсолютного при сравнении с другими временами, чего не отмечается в художественном тексте; возможное только в учебном тексте применение МСТС для выражения настоящего относительного времени, настоящего абсолютного + настоящее относительное. ' . •
В целом., синтаксически и морфологически выраженная гемпо- . ральность является в предложении основной,.поскольку имеет своей целью передачу временной отнесенности предикативного признака. Кроме нее в предложении имеется морфологически (посредством причастий и деепричастий) выраженная временная .отнесенность процессуального признака, принадлежащего субъекту, или объекту, которая может быть охарактеризована как параллельная». • . : .
Кроме того, существует еще один, вид темпоральности, целью которого является конкретизация, лимитирование переданного морфологическими и синтаксическими средствами временного-плана. . Такая темпоралькозть носит характер дополнительной и выражается.
словами и словосочетаниями, относимыми к обстоятельствам времени. Так как темпоралыюст'ь в этом случае передается посредством лексического значения слова, она мохе'г быть названа лексической.
■ Лексическая гемпоралвность реализуется в составе грамматической' категории те моральности на основе непосредственной сзязи с синтаксической и морфологической те.мпоральностьп и занимает подчиненное по отношению к ним положение.' '
Лексические темпоральные средства (ЛТС) подразделяются на пг"ст.ые, состояние из одного слова (ЛТС-1)> сложные, представ- . лякщие собой словосочетание (ЛТС-2), и имплицитные, не имеющий формального выразителя "(ЛТС-3).. В состав ЛТС-1 входят: предлож-но-падекнне формы? наречиг; датирово'чние числительные; временные соозн. ЛТС-2 представлены: именными сочетаниями; количественно-именными сочетаниями; атрибутивно-именными, сочетаниями; нарочно-именными сочетав лми; атрибутивно-Количественно-имеины-ми сочетаниями. ЛТС-3 относятся к имплицитным в связи с тем, что временное- лимитирование' осуществляется скислом лексической'еди— 'илцы, элементом, порождающим временные ассоциации. Имеются в_ виду общеизвестные лица или созытия, ассоциирующиеся с определенным временным периодом.. . .„ .'Сравнительный анализ употребления Л 1С в разных стилях по-, казал, что данные, средства ча'ходят преобладающее использование в учебном тексте - при 'отнесенности ¡с плану настоящего относительного и прошедиего; в художественном - при отнесенности к .плану прс-яедшего и прошедшего + настоящего относительного. 3 целом при анализе функционирования ЛТС! учигывались'следующие • факторы: семантические ситуации, в которых используются данные- ■ средства; временной план; способы лимитирования .времени лекси-. ческими показателями; сочетаемость с основными средствами тем-моральности, а также семантическое значение основных темпораль-. них средств..Как установлено, ЛТС осуществляют лимитирование времени с помощью ограничения временными - рамками, событийными или. СобытЙУПо-в.ременными рамками, указания на-периодичность, косвенного указания на время, а также имплицитного указания на время. В научном .стиле ЛТС одинаково часто употребляются со всеми видами основных темпоральных средств. В художественном тексте наиболее часто данные, средства используются в сочетании с МТС. В отношении семантического значения основных темпоральных
средств, с которыми сочетаются ЛТС, можно отметить большее, их . разнообразие в учебном тексте по сравнению с художественным. В первом случае к нлм относятся: стагуальность, экзистенционал^-ность, ментальная и. физическая активность, посессивность, потенциальность, локализация в пространстве, компаративные и пар-, глтивные. отношения; в последнем - физическая'и ментальная активность, стагуальность, экзистенцлональность.
Вторая глава."Функционирование показателей темпоральности в учебно-научном тексте".(с.86-165) посвящена определенно глав-■ной ле'йгмотивной темпоральности учебного: текста; установлении причин, обусловливающих динамику £емпоралыфсти, выявлению.особенностей функционирования темпоральных средств.-
Проведенное в этой главе исследование количественных показателей синтаксических времен в текстах научного и худокестьен-.иого стилей ползало существенное расхождение1 по этому■ парацзгру.
В учебном тексте основной тон изложения определяется как атекпоральный и передается посредством настоящего абсолютного ■ времени, художественному стили присуща конкретная временная привязка событий, относимых .в большинстве своем к плану'проведшего ни. Поскольку истоки стилевых различий носят содержательней хаь.^ер, постольку объяснение феномену расхождения следует ис- . ..кагь в сфере семантики.
■■ Учеными выделяются два основных фактора, имеющих специфические характеристики в кащом стиле. К ним относятся духовное содержание и тип мышления. Исходя из указанных факторов, мы при-. шли к выводу, что для научного стиля характерным является: преобладание нереферентных субъектов, незначительный объем событийного плана, превалирование информативного,■коммуникативного типа речи. Это обусловливает неактуальность временной отнесенности предикатного признака, для выражения которой наиболее приспособлено настоящее абсолютное аренд- как-основной темпоральный, гон текста. Для художественного стиля речи'свойственно': преобладание конкретных субъектов, превалирующий объем событийного плана, доминирование изобразительного коммуникативного типа речи. Этому соответствует динамический характер изложения,'который . наилучшим образом передается посредством прошедшего времени, в семантику которого изначально заложено, значение временной со™. ; поставленноети как минимум с планом настоящего.
Синтаксические Бремена в русском языке употребляются как в изолированном виде, так и в виде комбинаций одинаковых или разных времен. В учебном тексте в принципе сохраняется тенденция .к.--преобладанию временных комбинаций, в состав которых входят •лорнирующие по частотности употребления в изолированном виде сйн?аксические времена. Отклонения от-этой закономерности наб-ледавгся лииь в плане настоящего абсолютного и настоящего относительного времени, что мокет быть объяснено плохой сочетаемостью настоящего абсолютного времени с другими временами, связанной с его. атемпоральным характером. Объем подобных-комбинаций в учебном тексте минимален, в художественном они вообще отсутствуют, поскольку весь временной план настоящего, употребляемого в комбинации, обладает признаком относительности.
- В целом вырисовыется следуащая картина расположения синтаксических времен по линии уменьшения их объема. Для учебного текста: а) в изолированном виде - настоящее абсолютное, настоя- . щее относительное, будущее, пропедшее;.б) в комбинации - настоящее относительное, будущее,. прошедпее, настоящее абсолютное.. Для художественного текста: а) в'изолированном виде - прошедшее, настоящее относительное, настоящее абсолютное, будущее; б) в комбинации - настоящее относительное, прошедшее, будущее. Как видим, распределение времен а научном стиле в количественном отношении по,дгверкдаег его тенденцию к атемпоральности.
Кроме представленности синтаксических времен и их объема, выступающих как статические характеристики, темдоральная структура текста 'обладает, также и динамическими характеристиками, к которым может быть.отнесена смена временных планов. Результаты исследования свидетельствувт, что в основе данного явления лежат семантические причины.
- ■ Нами Еиявлено, что дшимика темпоральности в тексте регулируется типовыми содержательными структурами, вид которых находится в зависимости от стилевой принадлежности текста.
_ ..Учэоаый текст, как я научный стиль в целом,отличается логизированным характером изложения, сильным стереотипом, консерватизмом. Логические Фигуры, закрепленные в сознании человека, находят ограмзнйе' в языке в виде функционально-смысловых типов речи, которые представляв? собой композиционно-речевые формы; рассуждение, повествование, .описание. На материале учебного текста просле-
■ живается .ярко выраженная взаимозависимость между функциональным стилем,, композиционно-речевыми формами и синтаксическими вре-.менами. В конечном итоге выбор временного плана определяется КР£
и функциональным стилем, воздействие которых может совпадать или ■ -оказаться разнонаправленным.
Одной из причин взаимосвязи КРф. и синтаксических времен .. ' является соответствие грамматической семантики последних.харак- •
■ теру'информации, заключенной в композиционно-речевых формах. Так, установлено,'что для рассувдения свойственно настоящее абс.олют-
• ное время, для описания - настоящее относительное, для повествования - прошедшее. Очевидно, что доминирующее в рассуждении на- ; стоящее абсолютное время обладает признаком атенпоральности, преобладающему в описании настоящему относительному более свойствен признак статичности,- чем превалирующему в повествования прощед-
■■ шему времени, в семантику которого изначально заложено значение
• временной динамики. . " _ ' .
•В учебном тексте границы смены КК> и синтаксических времен ■в абсолютном больиинсг; случаев совпадают, что свидетельствует ■ об определяющем 'влиянии КРФ на динамику темпоральное™. В худо-: жествениом тексте таких случаев менее 50%. Это, разумеется,.не
отрицает семантической обусловленности данного процесса, однако. '■" указывает на тЬ,: что в художественном стиле КР5 является лишь ■'. одним из нескольких семантических факторов, оказывающих влияние на Смену темпорального плана. ■ . ' !. '
■В очень небольшом количестве случаев в учебном тексте ■-,' смена темпорального пл^на происходит внутри КРФ. Наиболее" часто -темпоральный план меняется внутри повествования -в 81$ случаев; за ним следует рассуздение - 11,1% и, наконец,-описание - 7;5%.'
Смена темпорального плана внутри-повествования отличается, не'только большим объемом, но и временным разнообразием; Нами'"■;.-. выявлено шесть-вариантов смены синтаксических времен .в рамках описываемой КРФ: I) будущее будущее + настоящее относительное; 2) будущее + настоящее относительное -—>■' будущее; 3) про- - 1 шедшее —»будущее; Ю будущее V--* прошедшее; 5) прошедшее -— прошедшее + настоящее-относительное; б)' будущее .—г» прошедшее + настоящее относительное.
Манипулирование синтаксическими временами внутри КРФ дает возможность выразить различные оттенки временного плана. В част--
носги внутри повествования оно используется для передачи более высокой степени динамичности.
внутри-рассуждения имеется всего один вариант смены времен - настоящее абсолютное —» прошедшее- + настоящее абсолютное, который используется для увязывания абстрагированной от временной оси информации с реальным ходом времени. ' ...
Внутри описания зафиксировано два варианта смени синтаксических времен: I). прошедшее —► будущее; 2) будущее -—будущее + настоящее относительное. Сменность времен придает описанию динамический характер и тем самым является одним из средств, формирующих представленный в лингвистической литературе тип .' • КР5 - динамическое описание. .
В художественном тексте смена синтаксических времен з .51,1$ случаев происходит нутри КР1>. Нами выявлено 34 варианта сменности синтаксических времен, имеющей место' только внутри повествования. Внутри рассуждения и описания темпоральный план не меняется. ■ "
Зависимость времен ог КР-5 в научном стиле настолько сильна, что в учебном тексте не наблюдается случаев чередования КР5, которое не влекло бы за собой смену временного плана. Иными слова-, ми, в учебном тексте отсутствуют примеры смены КР5 на фоне од- ■ ного темпорального плана. В художественном тексте такие примеры -имеются, хотя и в очень небольшом количестве. ■ ^
Своеобразие темпоральной структуры художественного текста во многом обусловлено экспрессивным употреблением синтаксических времен, служащим для придания изложению большей изобразительно-',; сги. Это может явиться указанием на то', что динамика гемпораль-носги в -художественном тексте связана с чередованием с г или сги- • ческих изобразительно-выразительных средств.
В научном стиле, как свидетельствует анализ, в роли фактора, непосредственно определяющего динамику гемпоральносги, выступают композиционно-речевые формы. . • -
Совокупность синтаксических времен образует синтаксическую категорию времени, которая реализует свою основную функциональную, цель^ заключавшуюся в передаче временной отнесенности действий, событий, используя возможности морфологических и лексических средств выражения времени. "
Синтаксическая категория времени отличается наи'больвим со-
держательным.разнообразием. В ее состав входят десять .рзмен и-временных комбинаций. При отом для выражения темпрральносги р русском'языке значительно чаще используются синтаксические структуры, с^ер'жащие морфологические формы, чем структуры без'ука- . заиных ..рм. В научном стиле наблюдается, участие морфологических «форм при выражении 'всех имеющихся в текстах отого стиля времен. В художественном отсутствует использование данных форм только при выражении настоящего абсолютного времени. ..'.-.
В обоих стилях-прошеднее, будущее и. будущее + прошедшее имеют только морфологическое выралвние. Остальные времена передаются с преобладающим количественным использованием морфологических' ср'едств по сравнению с чисто синтаксическими.
Исключение составляет'свойственная только для .научного стиля' временная комбинация настоящее абсолютное + . настоящее относительное. 'Морфологические *)ормы в этом случае принимают' уча-- стие в передаче временной отнесенности в два раза ремз, чем • :его синтаксические средства и к тому же только в составе МСТС.
Наиболее активное участие зз процессе выражения времени принимают формы морфо;. ги.чеокого настоящего времени. В научном сти-•чл шесть, в худокественном четыре синтаксических времени или kqk-:щии образуются с помощью данных форм.
■ • Прослеживающаяся в научном стиле тенденция к вневременное ги-накладывает отпечаток на пропорциональное соотношение морфологических и чисто синтаксических средств, участвующих в реализации временных комбинаций. Так, при 'Выражении прои'едщего + настоящего абсолютного, будущего +,настоящего относительного, прошедпего + настоящего относительного преобладание морфологических средств ■ над собственно синтаксическими в научьом стила составляет 1„2 раза;'в художественном доходит до 2,7 раза'. Такое ко. соотношение, наблюдается и при выражении остальных вр'емен (для научного стиля - прошедшее + настоящее абсолютной.я проведшее + настоящее относительное; для художественного - прошедшее .+,.■ настоящее от-; косительное и'прошедшее + будущее + насг'.олаеё: относительное) .
Наблюдение над функционированием морфологических форм будущего времени показывает, что при выражнии. в научном стиле будущего + настоящего-относительного, a в. художественном - будущего + •,навтоягйго относительного и будущего .+ прошедшего + настоящего - .носительного преобладание монологических средств над собственно синтаксическими составляют в учебном тексте 1,2 раза; а
худокественном доходит до 2,6 раза.
Из этого следует, что если факт преобладания морфологических'средств над собственно синтаксическими - явление языкового .. характера, so степень преобладания регламентируется стилем.
Достаточно иироко в рамках синтаксической структуры используются возможности леке и .еск их средств темпоральности, функция которых заключается в конкретизации абстрактной временной отне-• сенности, передаваемой основными средствами темпоральности.
• Характер взаимодействия лексических- и грамматических темпоральных средств-опргделен общей целью наиболее точкой передачи временной отнесенности и отличается к емким и правилами вэаимосо--четаемости. ' ' ' .
Оптимальное выполнзнае ядаигврувзих Функций обеспечивается наличием лексических с^дств различной временной ориентации. Монет быть зчделено пять групп лексических темпоральных показате-' лей в соответствии с реализуемыми ими Функциями: а) показатели непосрздетвеиного времени; б) показатели, опосредованного 'времени; з)- показатели косвенного врсмени; г) показатели пмпяицйгцого. вренекк; д) показатели неопредеяеиного времени. ' '
В художественном стиле се пабляцается достаточно определенной зависимости упогребления лексических показателей' от КР§, горда кек в научном стиле прослеживается тенденция предпочтительного употребления темпоральных средств в описании.;Зго «окно расценить как до ¡-саза те яьство более сильного влияния-КР5 на JLTC в . научно}! стиле. .
При анализе функционирования лексических ко.чкретизаторов в соответствий с синтаксическими временами становится очевидным', что системной свРзи между временами и видаки лексических темпо- ■ ралышх показателей пе еуиесгвует. Это объясняется тех,-, что ЛЕС, используются ситуативно и не имеют пряной связи с предыдущими' и последующими временными планами, тем самим выполняя роль включений в общую темп оральиуи систему текста, йспо ль кование ЗГГС в тексте основано на их семантическом значении п обусловлено тематически.
Из изложенного следует, что особенности функционирования временных показателей в тексте определяются 'их местоположением' в семантически обусловленной иерархии темпоральных средств.
Теоретические изыскания, наблюдения над языковыми процессами.
а также количественный, и 'качественный анализ результатов-иссле-.давания позволяют сделать следующие выводы:
1. Объективные темпоральные характеристики, субъективно воспринимаемые в виде семантических временных значений, реализуются в языке посредством.синтаксической структуры предложения.
2. Специфика Функционирования разноуровневых темпоральных, средств, обладающих четко обозначенной компетенцией в системе , языка, во многом определяется стилевой принадлежностью текста.
3>. Главная лейтмотианая гемпоральность учебного текста, выраженная вневременным' настоящим абсолютным временем, обусловлена принадлежность» к научному стило, основной темпоральной характеристикой которого является .ярко выраженная тенденция к атемпоральности. ' . '
. Дикамика темп орально ст и в тексте регулируется типовыми; содержательными структурами, в роли которых * научном стиле.выступают композиционно-речевые формы. ■ '
В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, намечаются перспективы.дальнейшей разработки проблем. -
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
■ I. Методические рекомендации 'к- обобщению, грамматического материала начального интенсивного курса речевого общения для студентов-иностранцев подготовительного факультета. - К., 1988. -68 с. (в соавторстве). ■■. -
2. К вопросу о самостоятельной работе иностранных студентов по формированию грамматической компетенция // Сб. тезисов . докладов всесоюзной научно-методической конференции "Интенсификация учебного процесса и интенсивные курсы обучения русскому языку студентов П#. - Одесса, 1989. - С. 66-67»
3. Контроль уровня сформирован ноет и грамматической компете( 'цни иностранных студентов подготовительного, факультета // Русски язык для студентов-иностранцев / 'Сб. метод..ст. - М.: Русский язык, 1990. - » 26. - С. 41-50 (в соавторстве).
4. Способы выражения времени в учебной тексте: На материале • физики-,• черчения // Проблемы - совершенствования содержания .и методов- обучения .естественно-научним дисциплинам иностранных уча-
цихся.- -г Одесса, 1991. - С. 79-81. - Деп. в ОНИ Н1ВД111, » 190-91 от 27.02.91 г. " , '
. ' 5. Цоле темпоральности в учебном тексте: Семантико-с/н-" таксический аспект // Общие вопросы методики, психологии, лингвистики и организации обучения русскому'языку иностранных учащихся. - Одесса, 199Г. - С. 110-126. - Деп. в 'ОНИ ШВШ\ £ 223-91 от 27.09.91 г.
Подй^-печати 24.12.0! г. Формат 00x8-1 1/16, Об'ем 0,7уч.кзд.л. 1,0я.п. Заказ Ч -И?-!. Тираж ЮОэкз. ■ Гортипографпя Одесского облпопиграфизяата.це^ЬЗ.