автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Генезис и развитие художественной культуры Великого Новгорода
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Прозорова, Екатерина Станиславовна
Введение.
Глава I. Становление культурного региона Северо-Западной Руси в интерпретации исследователей.
§1. Проблема славянской прародины.
§2. Исследование феномена Балтийской цивилизации.
§3. Историография изучения культуры Новгородской земли.
Глава II. Формирование Новгородской историко-культурной зоны.
§1. Мифопоэтическое пространство славяно-балто-скандинавского региона и топохрон Новгорода.
§2. Становление культуры Новгорода в свете взаимодействия христианских традиций Востока и Запада.
Глава III. Расцвет художественной культуры Великого Новгорода.
§1. Своеобразие новгородской архитектуры: социокультурная обусловленность формирования городской среды.
§2. Монументальная живопись: феномен «греко-славянского треченто».
§3. «Сотворение вещи» как принцип новгородского художественного ремесла.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Прозорова, Екатерина Станиславовна
Диссертационная работа посвящена изучению процессов генезиса и развития художественной культуры Великого Новгорода, которые представлены в свете исследования феномена историко-культурной зоны.
Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся в последние десятилетия необходимостью более пристального и подробного изучения специфики отдельных регионов в поле общего культурного пространства России. Новое направление культурологических исследований -регионалистика - требует выработки и уточнения категориально-понятийного аппарата, методологии интерпретации художественных явлений в пределах одной историко-культурной зоны. Художественная культура Новгородской земли, давно находившаяся в поле зрения ученых, впервые исследуется в рамках понятия «историко-культурная зона», что предполагает взаимосвязь художественных явлений и факторов географического, исторического, социального и политического характера, и требует междисциплинарного подхода к изучаемому явлению. Этот подход позволяет целостно проследить динамику развития культурных процессов и выявить закономерности и особенности формирования поля художественной культуры для данной историко-культурной зоны. Специфика новгородских памятников неоднократно отмечалась исследователями, однако она не была определена как закономерный итог длительного развития и как целостное явление в его уникальных составляющих.
Исследование художествен ной культуры средневекового Новгорода дает возможность обратиться к зародившейся относительно недавно области научного знания - философии города. Город как определенное географическое пространство, артефакт культуры, репрезентирующий ее основные характеристики, особая духовная реальность, отражающая представления о мироустройстве, предполагает взаимопроникновение двух сущностей: «мир устроенный» представляет комплекс памятников, их рождение и совместное бытование в определенную эпох}'; «мир устрояемый» включает феномен 4 сознания, механизм зарождения и наследования традиции, формирование социальных структур, проблему творчества. Состояние художественного наследия средневекового Новгорода, отношение к памятникам, их хранение, реставрация, осмысление значения для современности требуют выработать представление о художественной культуре города как квинтэссенции его различных дефиниций. В силу этого необходимо сосредоточить внимание на тех памятниках художественной культуры Новгорода, которые зримо присутствуют в пространстве города, представляя таким образом феномен, который «являет» свою сущность, раскрываясь во множестве смыслов.
Оценивая значение феномена города в исторической судьбе Европы, Ф. Бродель утверждал, что город - новая судьба мира, он беспрестанно вершит жизнь людей, «открывая двери того, что мы называем историей».1 Одним из решающих пунктов всемирно-исторического развития был переход к городской цивилизации в VII веке до н. э. в Восточном Средиземноморье, когда город как пространственная, хозяйственная и социокультурная структура стал одной из основных форм общественного существования человека. В европейской цивилизации, как и в мире в целом, все поворотные «моменты роста» выражались во взрыве урбанизации.
Феномен средневекового города может быть представлен как «конкретная метафизика»" - сознательная или интуитивная конкретизация метафизических начал, социально значимое коллективное творчество. Следовательно, художественная культура средневекового Новгорода может быть рассмотрена как текст, требующий «соответствующего герменевтического способа его прочтения»3, что предполагает уточнение соответствующих теоретических положений для характеристики феномена зарождения и бытования городской культуры.
1 Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. // Материальная цивилизация, экономика и капитализмXV-XVIIIвв,,Т. 1. -М.: Прогресс, 1986-С. 509.
2 Ванчугов В. Философия города. // Москвософия & Петербургологая: философия города. - М.: Наука. 1997.
С, 9.
3 Там же. 5
Актуальным также является обращение к теме «Восток - Запад», в рамках которой исследуется проблема соединения в художественной культуре Великого Новгорода разнородных начал. Тема «Восток - Запад» носит константный характер в русской науке вследствие «востокозападности» русской культуры, хотя в течение XIX XX веков способ рассмотрения оппозиции Восток - Запад несколько изменялся. В XIX веке это было связано с вопросами самоопределения русской культуры. Проблематика «вызревала» внутри гуманитарных наук и первая среди них - наука об искусстве. Искусствознание XIX века концентрировалось на отдельном художественном памятнике как на факте определенной культурной эпохи. Культурологический аспект оппозиции «Восток - Запад» проявлялся в учете социально-культурного контекста. В русле основных исканий гуманитарного знания XIX - начала XX века: философии, филологии, историографии - наполнение культурологических категорий «Восток» и «Запад» шло в рамках христианской традиции, то есть граница пролегала в области религиозно-конфессиональных различий. Русская культура рассматривалась в связи с православным, а следовательно, восточно-христианским наследием. В XX веке появляются концепции, рассматривающие особую культурологическую проблему «Восток - Запад»4. В свете этой проблемы культура России исследуется в сфере взаимосвязи культур Востока и Запада, изначально предполагающей выход за внутренние рамки, во внероссийский контекст. Византийско-русские отношения были постоянно в центре внимания исследователей. Они были осмыслены наукой как процесс «трансплантации» (Д.Лихачев) мировоззренческих и эстетических представлений, сложившихся в Византии, в
4 См.: Юдина В.И. Проблема «Восток - Запад» в истории отечественной культурологии (На материале исследований художественной культуры XIX - первой половины XX вв). Авт. реф. канд. культурологии.
СПб., 1995.
В концепции Н.И. Конрада возникает так называемый «глобальный» (интернациональный) вариант проблемы, где Восток и Запад представлены не как географические категории, а два мира культуры, в которых находят конкретно-специфическое проявление общие закономерности культуротворчества (на их основе возникает единство мировой культуры). о массив славянской культуры в его конструктивных составляющих и временном развитии. «Невизантийское» направление развития искусства Руси рассматривается как отдельные мотивы в отдельных памятниках, что представляется недостаточным для северо-западного региона. В рамках сравнительно-исторического метода исследования проблемы «Восток Запад» выделяются три области ее разработки: Русь и православный Восток (Византия); Русь и христианский Запад; христианский Восток и христианский Запад в культуре Руси. В сил)' этого в данной работе понятия «Восток» и «Запад» раскрываются по отношению к двум центрам христианского мира: Константинополю на Востоке и Риму на Западе, взаимодействие которых было обусловлено процессуальным сходством, однонаправленностью духовных устремлений, не сводимым только к заимствованию манеры или стиля в художественном творчестве.
Объектом исследования является формирование и развитие историко-культурной зоны Новгородской земли с древности до XV века, предметом исследования - история художественной культуры Великого Новгорода.
Цель диссертационного исследования - выявить характер динамики формирования художественной культуры Великого Новгорода и определить ее типологические особенности в целостном контексте историко-культурных процессов, что определило постановку следующих задач:
- сопоставить выводы исследований в области археологии, этнологии, лингвистики, искусствоведения по проблеме формирования историко-культурной зоны Новгородской земли;
- исследовать историко-культурную зону Новгородской земли как пространство межкультурного взаимодействия
- проследить формирование топохрона Новгорода в аспекте изучения мифопоэтического пространства славяно-балто-скандинавского региона;
- выявить динамику урбанизационных процессов в зоне градообразования Новгорода, сопоставив ее с процессами урбанизации в средневековой Европе;
- рассмотреть становление художественной культуры Новгорода в свете взаимодействия христианских традиций Востока и Запада;
- выявить специфику городской художественной культуры средневекового Новгорода
- проследить развитие новгородского искусства в целостном контексте историко-культурных процессов.
Методология данного исследования определяется необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу искусствоведения, лингвистики, археологии, урбанистики, что предполагает взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них: источниковедческий анализ и синтез, применяемый для изучения корпуса исследовательской литературы, генетический - при исследовании генезиса и развития художественных феноменов, синхронический, диахронический, контекстный - при анализе событийной истории Руси, Византии и Западной Европы, оказавшей воздействие на формирование художественной культуры Новгорода. Используются типологический и культурно-исторический методы, последний -- с применением сравнительного и искусствоведческого анализа, который лежал в основе исследований памятников художественной культуры в работах Д.Айналова. М.Алпатова, Г.Бочарова, Г.Вагнера, Г.Вздорнова, Н.Голейзовского, Э.Гордиенко. М.Каргера, В.Лазарева и др.
Существенная методологическая роль принадлежит герменевтико-феноменологическому методу, поскольку он способствует выявлению смыслов различных видов памятников и их интерпретации.
Методологическую базу исследования составили положения, сформулированные представителями историко-антропологической школы (Г.Лебедев, А.Герд) в области регионалистики и изучения историко8 культурных зон. Категории средневековой городской культуры рассматриваются в рамках методологической перспективы, намеченной в работах М.Вебера. Ф.Броделя, А.Гуревича. Ж.Ле Гоффа, Ж.Дюби, М.Кагана,
A.Ястребицкой.
Степень разработанности проблемы. Художественная культура Новгорода, начиная с XIX века, постоянно находилась в поле зрения ученых, исследовавших многочисленные памятники и отдельные виды искусства средневекового Ногорода. Архитектуроведческий аспект представлен трудами
B.Булкина, Г.Вагнера, М.Каргера, А.Комеча, Н.Кушнира. Н.Порфиридов, Вл.Седова, В.Седых, В.Суслова, Г.Штендера и др. Изучением изобразительного искусства: монументальной живописи, иконы, миниатюры занимались Д. Анналов, М.Алпатов, А.Анисимов, Г.Вздорнов, И.Грабарь. А.Грабар, А.Греков, Ю.Гренберг, В.Лазарев, В.Михайловский, А.Некрасов, Н.Порфиридов, Б.Пуришев, В.Филатов и др. Декоративно-прикладное искусство во всех его разновидностях исследуется в трудах Г.Бочарова, Э.Гордиенко, М.Горюновой, Н.Голейзовского, Б.Ершевского, Н.Киселева, Г.Масловой. Т.Макаровой. А.Рындиной, Б.Рыбакова, М.Седовой и др.
Культурологическая проблематика формировалась в русле исследований в области археологии, истории, этнологии в работах А.Арциховского, Вяч. Иванова, А.Кирпичникова, В.Конецкого, Г.Лебедева, О.Мартышина, Д.Мачинского, В.Назаренко, Е.Носова, Е.Рябинина, В.Седова, В.Топорова, И.Фроянова, А.Хлевова. В.Янина и др., а также в сфере искусствоведения и эстетики в трудах С.Аверинцева. Д.Айналова, М.Алпатова. В.Бычкова, Г.Вагнера, Г.Вздорнова, А.Грабара, В.Лазарева и др.
Специфика формирования культуры Северозападного региона Руси, складывавшейся на пересечении автохтонных традиций и востокозападных влияний была выявлена в исследованиях А.Герда, И.Дубова, А.Кана, А.Кирпичникова, А.Кузьмина, Г.Лебедева, Г.Масловой, В.Милькова, М.Мурьянова, Е.Рыбиной, П.Сорокина и др. Взаимодействие культур в исследуемом регионе прослежено в работах Т.Джаксон, Г.Глазыриной, 9
Е.Мельниковой, А.Назаренко, Ю.Паранина, B.IIeipyxinia. И.Шаскольского и др., основанных на анализе и интерпретации письменных источников Руси, Византии. Скандинавии и Западной Европы.
Основные положения регионалистики, предполагающие системное исследование культуры конкретного региона с учетом целостного историко-культурного контекста и результирующие междисциплинарное взаимодействиеархеологии. антропологии, этнографии, лингвистики, разработаны А.Еердом и Е.Лебедевым.
Философско-теоретическое осмысление феномена города в рамках средневекового типа культуры, являющееся необходимым аспектом исследования художественной культуры Новгорода, содержится в трудах М.Вебера, Ж. Ле Еоффа, А.Еуревича, Ж.Дюби, М.Кагана, А.Ястребицкой и др. Эстетические принципы и специфика средневекового творчества рассмотрены в работах М.Дворжака, О.Добиаш-Рождественской, Н.Муратовой, Д.Харитоновича, Е.Щедриной и др.
Положения, выносимые на защиту:
- Обращение к корпусу исследовательской литературы позволило выявить множественность подходов к изучению культуры Северо-Запада, которые в результате привели к постановке проблемы историко-культурной зоны. Историко-культурная зона может быть определена как компактное географическое пространство, обладающее высокой степенью устойчивости при смене археологических культур, хозяйственных форм, этносов и языков, от эпохи к эпохе обретающее большую стабильность, наращивающее отчетливость структуры и плотность коммуникаций и отражающее механизм культурного синтеза. Представление об историко-культурной зоне является теоретической предпосылкой для изучения собственно художественной культуры Новгорода.
- В ходе длительного процесса взаимодействия балтийских, скандинавских, финно-угорских и славянских этнических образований на Северо-Западе сформировалось единое мифопоэтическое пространство. Реконструируемое
10 мифопоэтическое пространство славяно-балто-скандинавского региона представлено как топохронизация, когда через миф раскрывается семантическое содержание культуры, растворенное в локусе. Развитие топохрона Новгорода рассматривается в свете взаимодействия христианских традиций Востока и Запада, где выделяются общерусская византийская традиция, кирилло-мефодиевская традиция и воздействие ирландско-бенедиктинской миссии.
Два этапа становления Новгорода представлены как составная часть общеевропейского урбанизационного процесса. Градостроительные доминанты Новгорода формировались в ходе христианизации; при этом патрональный культ Софии стал символом городского союза. Специфика монументальной живописи Новгорода может быть понята сквозь призму взаимодействующих традиций - греко-византийской, славянской и римско-латинской, что позволяет наполнить смысловым содержание термин «греко-славянское треченто», введенный Б. Михайловским в 40-е годы XX века.
Характерной особенностью новгородского художественного ремесла, направленного на «сотворение вещи», представляется сплетение языческого образного мира и христианских мотивов с доминантой импульсов, идущих от монументальной живописи. Активное переосмысление заимствованных форм и образов в новгородском художественном ремесле было обусловлено «открытостью» художественной культуры Новгорода для восприятия влияний и непрерывностью технологических традиций.
11
Заключение научной работыдиссертация на тему "Генезис и развитие художественной культуры Великого Новгорода"
Заключение.
На основе археологических памятников, лингвистических данных, письменных источников выявляется длительный процесс формирования историко-культурной зоны Новгородской земли. Историко-культурная зона может быть определена как компактное географическое пространство, которое обладает высокой степенью устойчивости при смене археологических культур, хозяйственных форм, этносов и языков, от эпохи к эпохе обретает большую стабильность, наращивает отчетливость структуры и плотность коммуникации и отражает механизм культурного синтеза на региональном уровне;
Анализ корпуса исследовательской литературы позволил выявить значимые для осмысления феномена историко-культурной зоны Новгородской земли решения, подходы, гипотезы: на основании археологических данных реконструированы этно-культурные процессы на Северо-Востоке Европы во II тысячелетии до н.э. Земли в бассейне озера Ильмень находились на стыке взаимодействия двух культурных общностей - предположительно протофинноуторской (продвигалась с востока) и протобалтской (продвигалась с юго-запада и представляла северную часть индоевропейского ареала). Основой для формирования единого культурного пространства на северо-востоке Европы послужило родство и территориальное единство предков славян и балтов, выразившееся в существовании балто-славянской общности - состояния, предшествовавшего собственно славянскому этногенез}1; проблема культурного взаимодействия на Северо-востоке Европы, где в конце I тыс. н. э. сформировались крупные политические образования, рассматривается учеными в сфере исследования феномена Балтийской цивилизации, в пределах которой развивался процесс унификации культуры посредством обмена артефактами и миграции мастеров: исследования курганной культуры Новгородской земли не привели к однозначным выводам об этническом составе населения. Важным является отсутствие жесткого соответствия культуры этносу и вывод об однородности
159 культуры населения, занимавшего в VII веке компактную область от западного побережья Чудского и Псковского озер, реки Великой до среднего течения Меты и верховьев Западной Двины и Ловати, и сооружавшего курганные насыпи различной формы - длинные, круглые, сопковидные. Курганная культура Поволховья в VIII - X вв рассматривается учеными в структуре ранннегородских поселений вдоль Волхова, контролировавших северный участок волго-балтийского торгового пути; четко прослежена взаимосвязь активизации водно-торговой деятельности в зоне градообразования Новгорода и формирования славяно-скандинавской общности на фоне обширного финского мира, проявившаяся в культуре раннегородских центров Ладоги и Городища. Отмечен принципиально иной характер деятельности скандинавов на северо-востоке Руси по сравнению военными походами викингов в страны Западной Европы. Он носит характер интеграции в состав местного общества с VIII века, следствием которой стало проникновение скандинавских элементов в славянскую среду на уровне духовной культуры - в семиотически-знаковом и ценностном аспектах; при отсутствии окончательных выводов, существуют археологические и лингвистические подтверждения гипотезы о миграции ильменских словен из западнославянских земель на основе выявленных параллелей в раннегородской культуре Новгородской земли и культуры народов вдоль южного побережья Балтики. В становлении общественно-политического строя, права и самобытной культуры Новгородской республики существенным фактором была балтийская торговля, способствовавшая обмену артефактами и миграциям мастеров. Выявленные в архитектуре острова Готланд черты новгородской художественной школы обязаны своим появлением расцвету русского торгового мореходства на Балтике в XII - XIII веках; в исследованиях, отдельно освещающих общественно-политические, правовые и социальные аспекты развития Новгородской республики, отмечена изначальная разноэтничность севернорусского государства, сложность и масштабность территориально-этнической структуры, которая была
160 экономически состоятельна и обеспечена строгостью социально-политической организации. Исследование сложного городского механизма позволило установить четкую связь между городскими институтами, определенный статус официальных лиц. высокий уровень грамотности населения, наличие деловой и частной переписки, корпоративный характер новгородского купечества по западноевропейскому образцу.
Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: в динамике культурных процессов на территории Новгородской историко-культурной зоны прослеживается становление топохрона Новгорода, который складывается на основе архаической структуры мифопоэтического пространства и последующих востокозападных воздействий. Реконструируемое мифопоэтическое пространство славяно-балто-скандинавского региона представлено как топохронизация, когда через миф раскрывается семантическое содержание культуры, растворенное в локусе. Специфика курганных насыпей Новгородской земли, свидетельствующая о синтезе разноэтничных культур, указывает на наличие космологических принципов в их структуре и расположении в пространстве, которые объясняются как скандинавским влиянием («Эдда»), так и древними индоевропейскими истоками («основной миф»). Формирование топохрона Новгорода на пересечении торговых путей определило его постоянное взаимодействие с культурными импульсами Востока и Запада и относительную открытость для «встречных» влияний. Зародившиеся еще в догосударственную эпоху торговые и культурные связи со Скандинавией получают дальнейшее развитие, которое отразилось в заключении династических союзов и формировании общих христианских культов (Олав); в христианскую эпох}' влияние культуры балтийских славян получает новый импульс, связанный с ирландской миссионерской деятельностью. С ирландским «следом» в новгородской культуре может быть связано основание монашества Антонием Римлянином, деятельность в Антониевом монастыре Кирика Новгородца, распространение особых жальничных и закладных
161 крестов, ранняя традиция колокольного звона, почитание Бенедикта Нурсийского; становлению своеобразия христианской культуры Новгорода способствовало сохранение традиций, которые постепенно угасли в прочно связанном с Константинополем Киеве. Таким направлением было наследие кирилло-мефодиевской традиции, явившейся для славянского мира «вхождением в предмет» классического наследия древности и впитавшей черты восточной и западной христианской культуры. В Новгороде с кирилло-мефодиевской традицией связано почитание Корсуни и Св. Клемента как покровителя русского христианства и восприятие мудрости в ее деятельном, аспекте, нашедшем воплощение эстетической категории Софии; расцветом художественной культуры Новгорода обозначено то состояние, когда в пространстве средневековой городской культуры формируются многообразные в морфологическом отношении и специфические по характеру выражения художественные феномены. В процессе становления городской художественной культуры происходит самоопределение социума и выявление специфического культурного содержания, в ходе которого топохрон преобразуется в свою противоположность - хронотоп, регулирующий ментальность и определяющий регламентированную модель поведения; учитывая типологическую близость новгородской и западноевропейской урбанизации, можно говорить о двух этапах становления города: предгородском поселении на Городище с функцией военно-административного и торгово-ремесленного центра и собственно городском поселении с княжеским Детинцем и Владычным двором, включавшем многообразие функций. Основные из этих функций быть крепостью и религиозным центром прилегающей округи, нашли воплощение в пластическом единстве ансамбля Детинца и Софийского собора;
Новгород понимался как объединение культового характера, и религиозным символом городского союза стал патрональный культ Софии. Активная разработка образа Софии в новгородском искусстве (в соединении с образами
162
Богоматери Знамение и Покрова) связывается с ее функцией как Градодержицы и творческим, деятельным аспектом Софии-Премудрости, разработанным в кирилло-мефодиевской традиции; государственная функция определила емкую архитектурную образность собора Св.Софии, связанную с формированием стиля «монументального историзма» (Д.Лихачев), который, аналогично романскому в Западной Европе, был «первичным стилем» в новгородской архитектуре. Сооружавшиеся с XII века однокупольные кубические храмы выражали «дух города» и представляли собой «наследующий». «вторичный стиль», который типологически соотносится с западноевропейской готикой; своеобразие местной художественной школы обусловлено ее включенностью в общеевропейский контекст, стремлением к универсальности и окончательности, свойственное в целом средневековому типу культуры. «Готическая аксиома движения» (М.Дворжак) была тем образным осуществлением идеи, к которой пришло Высокое Средневековье в Западной Европе и которая определила пластический язык новгородской живописи, то, что В.Михайловский определил как «греко-славянское треченто». Об этом свидетельствуют «умопостигаемые» образы стенописи храмов Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата, и особенно Спаса Преображения на Ильине, созданные Феофаном Греком; сотворение «вещи» в новгородском художественном ремесле реконструируется как многоступенчатый синтез архаических пластов мифопоэтического сознания и принципов художественного творчества средневекового типа культуры. Художественному ремеслу Новгорода свойственна «непрерывность» как в сохранении технологических принципов и последовательном усложнении институализации производства, так и в разработке специфической образности, цветовых и пластических решений. Ему присуще сплетение мотивов языческого образного мира и особенностей импульсов, идущих от монументальной живописи, активное переосмысление заимствованных форм, обусловленное «открытостью» художественной культуры Нов города.
163
Список научной литературыПрозорова, Екатерина Станиславовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. // Древнерусское искусство. Художественная культура Домонгольской Руси. - М.: Наука, 1972.
2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы М.: Наука, 1977.
3. Азбелев С.Н. О сходных тенденциях в архитектуре Новгорода и устном эпосе Новгородской земли XV в. // Культура Средневековой Руси. Л.: Наука. 1974.
4. Айналов Д.В. Византийская живопись XIV столетия. П. 1917
5. Алешковский М.Х. Социальные основы формирования территории Новгорода IX XV вв. - Советская Археология - №3 - 1974.
6. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов Византийский временник Т. 33. - 1974.
7. Алпатов М.В. Феофан Грек. М.: Изобразительное искусство. 1984.
8. Алпатов М.В. Феофан Грек. М.: Изобразительное искусство. 1990.
9. Андреев В.Ф. Новгородский частный акт XII XIV вв. Л.: Наука, 1986.
10. Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Очерки истории средневекового Новгорода. Л.: Лениздат. 1989.
11. Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1958 -1961 гг. М.: Изд-во АН СССР. 1963.
12. Арциховский А.В., Тихомиров М.Н. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1951 г. М.: Изд-во АН СССР. 1953.
13. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956 1957 гг. - М.: Изд-во АН СССР. 1963.164
14. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.
15. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология Материальная культура и мифология. Л.: Наука, 1981.
16. Бартольд В.В. Работы по исторической географии и истории Ирана Бартольд В.В. Сочинения. Т.7. М.: Наука. 1971.
17. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.: Наука, 1989
18. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М.: Индрик, 2001.
19. Бендарчук Л. Ковергенции балто-славянских и финно-угорских языков в структурном и ареальном аспекте У Балто-славянские исследования 1988 1996.-М.: Индрик. 1997.
20. Бирнбаум X. Господин Великий Новгород: очерки истории и культуры средневекового города-государства. Часть 1: Исторические предпосылки 7 Культура и общество Древней Руси (X XVIII вв.). Зарубежная историография. Часть 2. - М.: ИНИОН, 1988
21. Бирнбаум X. Еще раз о завоевании Северо-восточной Европы славянами и вопрос финно-угорского субстрата в русском языке // Балто-славянские исследования 1988 1996. - М.: Индрик, 1997.
22. Бирнбаум X. Микрокультуры Древней Руси и их международные связи: опыт определения местных разновидностей одной культурно-семиотической модели 7 Культура и общество Древней Руси (X XVIII вв.). Зарубежная историография. Часть 1. - М.: ИНИОН, 1988.
23. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого М.: Наука. 1969.
24. Бочаров Г.Н. Резьба по кости в Новгороде (X XV вв) /7 Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. - М.: Изобразительное искусство. 1983.
25. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М.: Наука, 1987.165
26. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV -XVIII вв., Т. 1. М.: Прогресс. 1986.
27. Брюсова В.Г. Метрологическая достоверность «Меры Спасову образу» У Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988.
28. Буданова В.П. Этническая структура государства Германариха (по данным письменных источников) /У Краткие Сообщения Института Археологии Вып. 178.- 1984.
29. Булкин В.А. Церковь Михаила Архангела на Прусской улице в Новгороде и новгородское зодчество начала XIII века. / Древнерусское искусство. Русь, Византия. Балканы XIII века. СПб.: Д. Буланин,1997.
30. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX XI вв. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1978.
31. Булкин В.А., Седых В.И., Штендер Г.М. К ранней истории Хутынского и Юрьева монастырей // Новое в археологии Северо-Запада. Л.: Наука. 1985.
32. Булкин В.А., Седых В.Н., Штендер Г.М. К ранней истории Хутынского и Юрьева монастырей /У Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л.: Наука, 1985
33. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica (в 2-х т.) М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН; СПб.: Унив. книга, 1999.
34. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Наука. 1977
35. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII вв. М.: Мысль. 1995.
36. Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI -XVII вв. -М.: Ладомир, 1996.
37. Вагнер Г.К. Был ли Феофан Грек художником Предвозрождения? — Искусство -№4- 1989.
38. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М.: Наука. 1990166
39. Вагнер Г.К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) /7 Архитектурное наследство 38: Проблемы стиля и метода в русской архитектуре. М.: Строй издат, 1995.
40. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV XV вв. - М.: Искусство, 1980.
41. Вагнер Г.К. Эстетический идеал в русской статуарной скульптуре XIV -начала XVI вв. /7 Советское искусствознание. Вып. 1. - 1976.
42. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.
43. Ванчугов В. Москвософия & Петербургология: философия города. М.: Гнозис, 1997.
44. Василенко В.М. Образ дракона-змия в новгородских деревянных ковшах /7 Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.
45. Васильев Б.Г. К вопросу о стенописях XII и XIV вв. церкви Благовещения на Городище /7 Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород, 1996.
46. Вебер М. Город // Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юристъ, 1994.
47. Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды 7 Журнал Министерства Народного Просвещения. июнь, 1876.
48. Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М.: Искусство, 1989.
49. Вздорнов Г.И. О первоначальной росписи Волотовской церкви 7 Византия, южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.: Наука, 1973.
50. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М.: Изобразительное иску сство. 1976.
51. Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. -СПб.: Дм. Буланин, 1998
52. Вилинбахов В.Б. Балтийские славяне и Русь // "Slavia occidentalis". -Т.22. Poznan, 1962.
53. Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до начала XV века) Великий Новгород в истории средневековой Европы. М.: Русские словари, 1999.
54. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1995.
55. Гиппиус А.А. Новые данные о пономаре Тимофее, новгородском книжнике середины XIII века Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению и распространению славянских культур. Вып.25. М.1992.
56. Гладышева Е. Иконографическая программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. 1/98. М.: б.и., 1998.
57. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты. Перевод. Комментарии. М.: Ладомир, 1996.
58. Голейзовский Н.К. Семантика новгородского тератологического орнамента // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. -М.: Изобразительное искусство, 1983.
59. Гордиенко Э.А. «Покров» в новгородском изобразительном искусстве (источники образования типа) Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1983
60. Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел» и особенности новгородской литургии XII в. Вспомогательные Исторические Дисциплины, Вып. XXIII . Л.: Наука, 1991
61. Гордиенко Э.А. Топонимы как свидетельства протоисторического ландшафта в Новгороде // Новгородский Исторический Сборник № 6(16)- 1997.
62. Город в средневековой цивилизации Западной Европы: В 4 тт. М.: Наука, 2000
63. Города Верхней Руси: истоки и становление. Торопец, 1996.168
64. Горюнова В.М. Новое в исследовании «Городка» на Ловати Краткие Сообщения Института Археологии Вып. 139. 1974.
65. Горюнова М.В. О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси. // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982
66. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Наука, 1992
67. Грабар А.Н. Несколько заметок об искусстве Феофана Грека // Труды отдела древнерусской литературы XXII 1966
68. Грабарь И. О древнерусском искусстве. М.-Л.: Наука, 1966.
69. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М.: Искусство, 1987.
70. Гренберг Ю.И. «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде (Некоторые выводы из технологического исследования живописи) // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1983.
71. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. /7 Старшая Эдда. СПб.: Азбука, 2000.
72. Гуревич А.Я. «Божественная комедия» до Данте Проблемы средневековой народной культуры. М.: Наука, 1981.
73. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979
74. Гуревич А.Я. История и сага М.: Наука, 1972
75. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972
76. Гуревич А.Я. Походы викингов. М.: Наука, 1966.
77. Гусарова Т.П. Город и ландшафт. /7 Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Феномен средневекового урбанизма. М.: Наука, 1999
78. Гусева Н. «Арктическая родина в Ведах» / Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996.
79. Гусева Н. Арьи, славяне: соседство или родство // Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея, 1996.
80. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Светская праздничная169жизнь IX XV вв. - М.: Наука, 1988.
81. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров М.: Наука. 1972.
82. Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М.1936.
83. Джаксон Т., Молчанов А. Древнескандинавское название Новгорода в топонимии пути «из варяг в греки» Вспомогательные Исторические Дисциплины Т. 21. - 1990.
84. Джаксон Т.Н. «Восточный путь» исландских королевских саг История СССР. -№5 - 1976
85. Джаксон Т.Н. Древнескандинавская топонимика Древней Руси и город. Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. -М.: Наука. 1992.
86. Джаксон Т.Н. Древнескандинавская топонимия с корнем anst-Скандинавский Сборник Вып. XXXI Таллинн, 1988.
87. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI века). М.: Ладомир, 1994.
88. Джаксон Т.Н. Исландские саги о роли Ладоги и Ладожской волости в осуществлении русско-скандинавских торговых и политических связей // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб.: Изд-во СПбЕУ, 1999.
89. Джаксон Т.Н. Наименование Древней Руси и Новгорода в древнескандинавской письменности: о возникновении топонимов Gardar и Holmgardr // Скандинавский Сборник Вып. XXX - 1986.
90. Джаксон Т.Н. Ориентационные принципы организации пространства в картине мира средневекового скандинава Одиссей. Человек в истории 1994 г. М.: Наука, 1994.
91. Джаксон Т.Н. Скандинавский конунг на Руси (о методике анализа сведений исландских королевских саг) /У Восточная Европа в древности и средневековье. М.: Наука, 1978.
92. Дмитриев Л.А. Житийные памятники Русского Севера как памятники литературы XIII XVII вв. - Л.: Наука. 1973.170
93. Добиаш-Рождественская О.М. Культура западноевропейского средневековья. М.: Наука, 1987
94. Древний Новгород: Прикладное искусство и археология. М.: Искусство, 1985
95. Древности Поволховья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
96. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: Логос, 2000.
97. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994
98. Егоркин В.Е. Наследие античной философии в восточнославянской духовности Средневековья (XI первая треть XVII вв). Бийск: НИЦ БИГИ, 1995.
99. Ершевский Б.Д. Малые вислые печати посадников XII в. Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л.: Изд-во ЛЕУ, 1982.
100. Ершевский Б.Д. Новгородские свинцовые пломбы конца XI первой трети XIII века как источник политической истории Новгорода. - М.: Наука. 1979.
101. Жарникова С.В. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древних орнаментах Евразийских степей. Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии. Вып. 8. - 1985.
102. Жарникова С.В. Древние тайны русского севера. /У Древность: Арьи. Славяне. М.: Палея. 1996.
103. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект и проблемы диалектного членения позднего праславянского языка // X съезд славистов. Славянское языкознание. М„ 1988.
104. Засурцев П.И. Усадьбы и постройки древнего Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 123. -1963.
105. Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. М.: Наука, 1991.
106. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1910-1913. М.: Индрик, 1994
107. Зеленин Д.К. О происхождении северновеликоруссов Великого171
108. Новгорода // Доклады и сообщения института языкознания. Т. 6. -1954.
109. Иванов В.В., Топоров В.Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования 1982 М.: Наука, 1983.
110. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и А. Рублева (Проблемы, гипотезы, исследования). М.: Искусство, 1983
111. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: Кн. 1 и 2. СПб.: Петрополис, 2001.
112. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
113. Кан А. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М.: Дм. Буланин, 1999.
114. Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т.1. Гл. 1. М.: Наука, 1989.
115. Каргер М.К. Новгород Великий. J1.-M.: Искусство, 1966.
116. Каргер М.К. Новгород. JL: Искусство. 1980
117. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М.: б.и. 1995.
118. Киселев М.С. Орнамент малоизвестной новгородской рукописи XII века
119. Древний Новгород. История. Искусство. Археология. М.: Изобразительное искусство, 1993.
120. Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. М.: Индрик, 2000.
121. Кирпичников А.Н. Архитектурно-археологическое изучение новгородского Кремля // Новгородский Исторический Сборник №5 (15). - 1995.
122. Кирпичников А.Н. Сказание о призвании варягов: легенды и действительность // Викинги и славяне: ученые, политики. Дипломаты о русско-скандинавских отношениях. СПб.: Д. Буланин. 1998.
123. Кирпичников А.Н. Старая Ладога древняя столица Руси. - СПб.: Славия, 1996.
124. Кирпичников А.Н. Назаренко В.А. Археологические открытия в Старой Ладоге. Черты сходства средневековых городов региона Балтики Археологические вести №1. - 1992.
125. Клейн И. Донец и Стикс (Пограничная река между светом и тьмой в «Слове о полку Игореве») /У Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука. 1976.
126. Клейненберг И.Э. Договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами 1262 1263 гг (по данным отчета послов немецкого купечества). // ВИД. вып. VII. Л.: Наука, 1976.
127. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987.
128. Колчин Б.А. Музыкальные смычковые инструменты древнего Новгорода 7 Славяне и русь. М.: Наука, 1968.
129. Колчин Б.А. Хорошев А.С., Янин В.Л. Усадьба новгородского ху дожника XII века. М.: Наука, 1981.
130. Комеч А. И. Два направления в новгородской архитектуре XII века /У Средневековое искусство. Русь. Грузия. М.: Изобразительное искусство, 1978.
131. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII вв. - М.: Наука, 1987
132. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СП6.Л910.
133. Конецкий В.Я. Некоторые вопросы исторической географии Новгородской земли в эпоху средневековья Новгородский Исторический Сбрник № 3 (13). - 1989.
134. Конецкий В.Я. Новгородские сопки и проблема этносоциального развития Приильменья VIII X вв. /У Славяне. Этногенез и этническая история. Л.: Наука, 1989.
135. Кудрявцев I I.H. Деревянные полуколонны из Новгорода и ихсевероевропейские аналогии Славяно-русские древности. Вып. 2. 1. СПб.: Изд-во СИбГУ, 1995.
136. Кузьмин А.Г. Западные традиции в русском христианстве. // Введение христианства на Руси. М., 1987.
137. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М„ Мысль. 1988
138. Кузьмин С. Л. Ярусная стратиграфия нижних слоев Старо ладожского городища /У Памятники старины: Концепции. Версии. Открытия. СПб,-Псков. 1997.
139. Кузьмина Е.Е. Фишю-угры и индоиранцы: динамика культурных связей У/ Балто-славянские исследования 1988 1996. М.: Индрик. 1997. Кузьмина И.II. Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. - СПб.: Д. Буланин. 1997.
140. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI XV вв. - М.: Искусство, 1973.
141. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. M.-JL: Искусство, 1947
142. Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запада (XI XV вв.). - М.:174150.151.152.153.155.156.157.158.159.160. 161.162.163.164.165.166. 167.1. Искусство. 1970
143. Лазарев В.Н. Искусство Треченто. М.: Искусство. 1948
144. Лазарев В.Н. История византийской живописи в 2 томах. М.:1. Искусство, 1948.
145. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись М.: Искусство, 1981.
146. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования.1. М.: Наука. 1970.
147. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М.: Искусство, 1966.
148. Лебедев Г.С. Археологическое исследование Ленинградской области.1. Л.: Наука. 1977
149. Лифшиц Л.Н. Монументальная живопись Новгорода XIV XV вв. - М.: Наука. 1987.
150. Макарова Т.И. Украшения с перегородчатой эмалью // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М.: Наука, 1997. - С.59.
151. Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI- начала XVI вв /У Архитектурное наследство № 12. - М., 1960.
152. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественный строй и право феодальной республики. М.: Рос. право. 1992.
153. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука. 1978.
154. Мачинский Д.А. О времени и обстоятельствах первого появления славян на Северо-Западе Восточной Европы по данным письменных источников. /У Северная русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья.- Л.: Изд-во ЛГУ. 1982.
155. Мачинский Д.А. О месте Северной Руси в процессе сложения Древнерусского государства и европейской культурной общности // Археологическое исследование Новгородской земли. Л.: Изд-во ЛГУ. 1984.
156. Мачинский Д.А. Русско-шведский пра-Петербург // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998.
157. Медведев И.П. Культура Византии в эпоху Палеологов /У Культура Византии XIII первой половины XV века. М.: Наука, 1991
158. Медынцева А.А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси. -Советская Археология №3 - 1991.
159. Мейендорф И.Ф. Тема «Премудрости» в восточноевропейской культуре и ее наследие // Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988.
160. Мельникова Е.А. Варяги, варанги, вэринги: скандинавы на Руси и в Византии /У Византийский Временник Т. 55. 1998.
161. Мельникова Е.А. Восточноевропейские топонимы с корнем gard в древнескандинавской письменности /У Скандинавский Сборник. Вып.1761. XXII Таллинн, 1977.
162. Мельникова Е.А. Культ Св. О лава в Новгороде и Константинополе Византийский Временник Т.56. - 1996
163. Мельникова Е.А. Легенда о призвании варягов и становление древнерусской историографии Вопросы Истории №2,- 1995.
164. Мельникова Е.А. Этнонимика севера европейской части СССР по древнескандинавской письменности и «Повести временных лет» 7 Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
165. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Русь и чудь. К проблеме этнокультурных контактов Восточной Европы и балтийского региона Балто-славянские исследования 1988 1996. - М.: Индрик, 1997.
166. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Скандинавы на Руси и в Византии в X -XI вв.: к истории названия «варяг» /7 Славяноведение, №2 - 1994.
167. Мильков В.В. Кирилло-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений. Древняя Русь. Пересечение традиций. М.: Енозис, 1997.
168. Михайловский Б., Пуришев Б. Очерки истории древнерусской монументальной живописи. М.-Л.Д941.
169. Муратова Н.М. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988
170. Мурьянов М.Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры /У Труды Отдела Древнерусской Литературы -Вып. XXIII. 1968.
171. Мурьянов М.Ф. Звонят колокола вечныа в Великом Новгороде. /7 Славянские страны и русская литература. Л.: Наука. 1973
172. Мурьянов М.Ф. К символике Нередицкой росписи /У Культура Средневековой Руси Л.: Наука, 1974.
173. Мурьянов М.Ф. О космологии Кирика Новгородца У/ Вопросы истории астрономии Сб. 3 1974.
174. Мурьянов М.Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце177
175. XI века // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М.: Наука. 1972.
176. Мусин А.Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии !! Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1999.
177. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX XII вв. - М.: Языки русской культуры, 2001
178. Назаренко В.А. Норманны и появление курганов в Приладожье Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982.
179. Напольских В.В. Происхождение субстратных палеоевропейских компонентов в составе западных фишю-угров У Балто-славянские исследования. М.: Индрик, 1997.
180. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М.: ОГИЗ И30ГИ3.1937.
181. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Изд-во АН СССР, 1950.
182. Новосельцев А.П. Пашуто В.Т. Внешняя торговля Древней Руси (до середины XIII века). — История СССР 1967 - .№ 3.
183. Носов Е.Н. Новгород и новгородская округа в свете новейших археологических данных /У Новгородский Исторический Сборник 1984 -№2(12)
184. Носов Е.Н. Новгородский Детинец и Городище (к вопросу о ранних укреплениях и становлении города) /У Новгородский Исторический Сборник 1995 - № 5 (15)
185. Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л.: Наука, 1990.
186. Носов Е.Н. Первые скандинавы в Северной Руси Викинги и славяне: ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. -СПб.: Д. Буланин. 1998.
187. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси /У Древности Северо-Запада России (славяно-финно-угорское178взаимодействие, русские города Балтики) СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.
188. Орлов С.Н. Памятники раннего железного века и средневековья в долине реки Волхов Северная Русь и ее соседи в эпоху' раннего средневековья. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1982.
189. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1999
190. Паранин Ю.В. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990
191. Пашуто В.Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы. 7 Скандинавский сборник 1970 Вып. XV.210. 11етрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX XI вв. М.: Гнозис, 1995.
192. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII X вв. Сопки северного Поволховья. СПб.: Наука, 1994.
193. Подаляк Н.Г. Ганза. Город в средневековой цивилизации западной Европы. Т. 4. Extra muros: город, общество, государство. М.: Наука, 2000
194. Подвигина Н.Л. Социально-экономическое и политическое развитие Новгорода в к. XII н. XIII вв. Авт. реф. к.и.н. М.,1969.
195. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI XV вв. - М.-Л.:Нзд-во АН СССР, 1947.
196. Потин В.М. Нумизматическая хронология и вопросы истории Руси и Западной Европы в эпоху раннего средневековья / Северная Русь и ее соседи в эпох}' раннего средневековья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
197. Прохоров Г.М. Послание Титу-иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом» Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. ТОДРЛ XXXVIII Л.: Наука, 1985.
198. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV XV веков. - Л.: Наука, 1987.179216.217.218.219.220.221.222.223.225.226.227.228. 229.
199. Пуцко В.Г. Перынский каменный крест // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб.: Изд-во СИбГУ. 1999. Расмуссен Кнуд. Новгород и Скандинавия /У Новгородский Исторический Сборник - 1999 - № 7(17).
200. Репников Н.И. Жальники Новгородской земли. Известия
201. Государственной Академии истории материальной культуры. Т. IX. Вып. 5. JL: ОГИЗ. 1931.
202. Русский город (историко-методологический сборник) / Отв. Ред. Янин В.Л. М.: Изд-во МГУ, 1976
203. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М.: Изд-во МГУ, 1984.
204. Рыбаков Б.А. Стригольнические покаянные кресты Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции.). М.: Наука, 1976.
205. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М.: Наука, 1988 Рыбаков Б.А. язычество Древних славян. - М.: Наука, 1981 Рыбина Е.А. Иноземные дворы в Новгороде в XII - XVII вв. - М.: Наука. 1986
206. Рыбина Е.А. Торговля средневекового Новгорода в исторической литературе /У Новгородский Исторический Сбоник 1982 - №1(11). Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX - XIV вв. Материалы и исследования. - М.: Наука. 1978.
207. Рыдзевская Е.А. Холм в Новгороде и древнесеверный Holmgardr. /У Известия Российской Академии Истории Материальной Культуры. Т.Н.1801. Пг. 1922
208. Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. М.: Наука. 1978
209. Рябинин Е.А. Новгород и северо-западная область Новгородской земли (культурные взаимодействия по археологическим данным) /У Культура Средневековой Руси. JL: Наука, 1974
210. Санкина СЛ. Антропологический состав и происхождение средневекового населения Новгородской земли. Авт. реф дис. к.и.н. -СПб., 1995.
211. Светлов Р.В. Геката София - Ева /У Астарта. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Вып. 2. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1999
212. Северинов В.О. Быт средневекового горожанина на материале Новгорода. Новгород. 1998.
213. Седов В.В. Восточные славяне в VI XIII вв. - М.: Наука, 1982
214. Седов В.В. Контакты балтов с финноязычными племенами в эпоху раннего железа Балто-славянские исследования 1988 1996. М.: Индрик, 1997.
215. Седов В.В. Начало славянского освоения новгородской земли. История и культура древнерусского города. М.: Наука. 1989
216. Седов В.В. Становление первых городов в Северной Руси и варяги. У Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1999
217. Седов В.В. Этнический состав населения новгородской земли. У Финно-утры и славяне. JI.: Наука, 1979.
218. Седов В л. В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII начала XVI вв. /У Иконография архитектуры. М.: Наука. 1990.
219. Седов Вл. В. Церковь Благовещения на Городище XIV века У Великий Новгород в истории средневековой Европы. М.: Русские словари, 1999.
220. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода X XV вв. Материалы и исследования по археологии СССР. - № 65 -1959. Сергий (Титов А.) Краткая записка о времени основания новгородского Антония Римлянина монастыря. Новгород, 1906.
221. Симонов Р.А. Кирик Новгородец ученый монах XII века. - М.: Наука, 1980.
222. Скрынников Р.Г. Русь IX XVII века. СПб.: Питер, 1999
223. Славяне и их соседи в конце 1 тыс. до н.э. первой половине 1 тыс. н. э.-М, 1993.
224. Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986.
225. Славяне. Этногенез и этническая история. Л.: ЛГУ, 1989.
226. Смирнов Ю.И., Сморицкий В.Г. Новгород и русская эпическая традиция.
227. У Новгородские былины. М.: Наука, 1978
228. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода середины XIII начала XV века. - М.: Наука, 1976.
229. Старшая Эдда ред. и вст. ст. М.И. Стеблин-Каменского. М.-Л.: Изд.АН СССР, 1963.
230. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М.: Наука.1821979
231. Стеблин-Каменский M.Ii. Мир саги. Становление литературы. М.: Наука. 1984.
232. Столичные и периферийные города Руси и России в Средние века и раннее Новое время (XI XVIII вв.). Тез. док. н.к. М., 1996.
233. Строков А., Богусевич Б. Новгород Великий. Л.: б.и., 1939
234. Суслов В.В. Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры Записки Русского археологического общества - 1887 Т.З. Вып.1.
235. Татищев В.Н. История российская. T.l. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1962.
236. Томсен В. Начало русского государства. М., 1891.
237. Топоров В.Н. Балтский элемент в новгородско-псковском ареале (общий взгляд). Великий Новгород в истории средневековой Европы. М.: Русские словари, 1999
238. Третьяков П.И. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. -Л.: Наука, 1966
239. Трифонова А.Н. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 9. Новгород, 1995.
240. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. М.: Искусство. 1981.
241. Уткин EI. Опыт историко-градообразовательного изучения Уставной грамоты Святослава Ольговича 1136 37 гг. / Культура и природа древнего города. М.: Геос, 1998.
242. Федотов Е.П. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовных стихам). М.: Прогресс, Енозис, 1991
243. Флоренский П. Столп или утверждение истины. М.: Изд "Правда". 1990.
244. Флоровский Е. Пути русского богословия. Париж, 1986
245. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности М.: Наука, 1978
246. Харитонович Д.Э. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (наматериале средневековых ремесленных трактатов) Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.: Наука, 1981.
247. Херрман И. Полабские и ильменские славяне в раннесредневековой балтийской торговле. /У Древняя Русь и славяне. М.: Наука. 1978.
248. Хлевов А.А. Норманская проблема в отечественной исторической науке. Л.: Изд-во СПбГУ, 1997.
249. Хорошевич А.Л. О происхождении текста древнейших новгородско-готландско-немецких договоров к. XII сер. XIII вв. /У Новгородский Исторический Сборник 1999 - №6 (16).
250. Хоружий С. Аналитический словарь исихастской антропологии /У Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М.: Наука, 1989
251. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М.: Наука, 1969
252. Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
253. Чернышев К.Г. Нравственно-эстетический смысл древнерусской эсхатологии (XV XVII вв.). Авт.реф. канд. филос. наук. - СПб., 1997.
254. Шаскольский И.П. Новгородские владения на берегах Ботнического залива. Новгородский Исторический Сборник 1997 - №6 (16).
255. Шаскольский И.П. Памятники русско-византийского искусства на о. Готланд. Вспомогательные Исторические Дисциплины. Вып. XXIII. -Л.: Наука. 1991.
256. Шаскольский И.П. Этническая структура новгородского государства. /У Восточная Европа в древности и средневековье. М.: Наука, 1978
257. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск: Наука. 1993
258. Штендер Г.М. К вопросу о декоративных особенностях строительной техники новгородской Софии (по новым материалам исследований) ' Культура Средневековой Руси. Л.: Наука, 1974
259. Щедрина Г.К. Художественная культура и эстетика. СПб.: Творческое объед. «Ступени», 1999
260. Щукин И.Б. Семь миров древней Европы и проблема этногенеза славян. /У Славяне. Этногенез и этническая история. JL: Изд-во ЛГУ, 1989.
261. Янин В.Л. Археология Новгорода М.: Наука, 1992.
262. Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М.: Изд-во МГУ, 1956.
263. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода. Вопросы Истории - 1992-№ 10.
264. Янин В.Л. Новгородские акты XII XV вв. Хронологические комментарии. - М.: Наука. 1991.
265. Янин В.Л. Новгородские посадники. М.: Наука, 1969
266. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: средневековый Новгород. -М.: Наука, 1977.
267. Янин В.Л. Проблемы социальной организации Новгородской республики. — История СССР 1970 - №1
268. Янин В.Л. Роль Новгорода в отечественной истории У Социально-экономическое развитие России. М.: Наука, 1986.
269. Янин В.Л. Церковь Бориса и Глеба в новгородском детинце (о новгородском источнике «Жития Александра Невского») // Культура Средневековой Руси. Л.: Наука, 1974
270. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. М.: Наука, 1975.
271. Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) — История СССР 1971 - №2.
272. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. (Раскопки 1977-1983 гг). М.: Наука. 1986
273. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. (Раскопки 1984-1989 гг). М.: Наука, 1993
274. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Наука. 1995
275. Ангел из композиции "Вознесение". Деталь фрески купола церкви Св. Георгия в Старой Ладоге. ХН в.
276. Христос из композиции "Вознесение". Деталь фрески купола церкви Св. Георгия в Старой Ладоге. ХН в.
277. Жены мироносицы у Гроба Господня. Камень. Резьба. Ранний XIV в.
278. Святой Георгий. Золото, перегородчатая эмаль. XII в. Святой Ипатий. Эмаль на меди. XII XIII вв. Новгород.7. "Престол Господень". Золото, перегородчатая эмаль. XII в. Деталь оклада Мстиславова Евангелия. Новгород.
279. Пластина Pala сГОго. "Этимасия". Золото, перегородчатая эмаль. XI! в. Венеция. Собор Сан Марко
280. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г.
281. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г
282. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г. Деталь.
283. Колонна. Дерево. Резьба. XI в. Деталь,
284. Колонна. Дерево. Резьба. XI в. Деталь.
285. Фронтиспис Псалтири собрания Фролова. XIV в.
286. Фронтисписы Пролога собрания Погодина и Устава церковного. XIV в. Фрагмент. Прорись.23."Китоврас с Соломоном". Васильевские врата Золотая наводка на меди. 1336 г.
287. Деталь композиции "Китоврас с Соломоном", Васильевские врата. Золотая наводка на меди. 1336 г.27. Феофан Грек. 'Троица".
288. Церковь Федора Стратилата, Портал. 1360 -1361 гг.
289. Новгородская зоиля о XII—XIV во. ^ ^j -итргыиы. иогтлыпге* ело«еи ио.городсим и кри"«»; » "^""^f.^Ifo^J*? -°пр«
290. Реконструкция Русско-Скандинавского протогородского административно-территориального единства 11 в.
291. Гранина между Верхом и Низом.
292. Транша Агадейгыоборгского-АлаборсксьБьярмаландского ярлства.
293. X Внутренние границы «ряства: I • Альдейгьюборгское, II Алаборгское, Ш - Бьдр-малацдскос.337 Летописный Волок 9-10 вв.
294. Граница мсаду Верхом и Иншм2. Границы водорадслов
295. Черноморско-Балтийско-Каснийский (НИЖНИМ) комплекс волоков.
296. Ангел из композиции «Вознесение». Деталь фрески купена церкви Св. Георгия в Старой Ладоге XII в.
297. Христос из композиции «Вознесение». Деталь фрески купола церкви Св. Георгия в Старой Ладоге XII в.
298. Пластина Pala сГОго. «Этимасия». Золото, перегородчатая эмаль. XII в. Венеция. Собор Сан Марко.
299. Крест из Боровичей. Камень. Резьба. XIV в.
300. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г.
301. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г. Деталь.
302. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г. Деталь.
303. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г. Деталь.
304. Людогощенский крест. Дерево. Резьба. 1359 г. Деталь.
305. Колонна. Дерево. Резьба. XI в.
306. Колонна. Дерево. Резьба. XI в. Деталь.
307. Колонна. Дерево. Резьба. XI в. Деталь.
308. Фронтиспис Евангелия XIV века.
309. Фронтиспис Псалтири собрания Фролова. XIV в.
310. Фронтисписы «Пролога» из собрания Погодина к. XIV в. и «Устава церковного» XIV в. (Прорись).
311. Инициал «Б». Псалтирь из собрания Фролова XIV в.; инициал «Л».
312. Микулино Евангелие XIV в.; инициал «Р». Евангелие 1355 года; инициал «В». Микулино Евангелие XIV в.
313. Инициалы «Р» и «И» Микулино Евангелие XIV в.; инициал «В». Евангелие второй половины XIII века; инициал «Г». Псалтирь из собрания Фролова XIV в.;23. «Китоврас с Соломоном». Васильевские врата. Золотая наводка на меди. 1336г.
314. Деталь композиции «Китоврас с Соломоном». Васильевские врата. Золотая наводка на меди. 1336г.25. «Распятие». Васильевские врата. Золотая наводка на меди. 1336г.
315. Феофан Ерек. «Вседержитель». Фреска церкви Спаса Преображения. 1378 г.
316. Феофан Ерек. «Троица». Фреска церкви Спаса Преображения. 1378 г.
317. Феофан Ерек. «Адам». Фреска церкви Спаса Преображения. 1378 г.29. «Преображение». Фреска церкви Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в.30. «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Фреска церкви Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в.
318. Церковь Федора Стратилата. Портал. 1360 1361 гг.
319. Новгородская земля в X начале XI века. Карта.
320. Новгородская земля в XII -XIV веках. Карта.
321. Реконструкция Русско-Скандинавского протогородского административно-территориального единства в XI веке (по Н. Уткину). Карта-схема.
322. Летописный Волок IX X веков (по Н.Уткину). Карта-схема.
323. Княжеско-Новюродский Волок вторая половина XI начало XIII века, (по Н.Уткину). Карта-схема.