автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Деятельность государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры в 1944-1953 годах
Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры в 1944-1953 годах"
с
/" ик пртах~ругапкси
\
\ КОВАРСКАЯ СВЕТЛАНА .АЛЕКСАНДРОВНА
■ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ К ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Б 1944-1953 ГОДАХ (т штаршлах Новгородской, Псковской, Великолукашй областей)
07.30,01 — кстсрнл общественных • движений и.. ианятйчсскпх партий
Автореферат диссертация на соискание учекей степени кандидата исторических наук
Т
Сшнсг-Петербург 1995
На правах рукописи
. КОБАРСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1944-1953 ГОДАХ (на материалах Новгородской, Псковской, Великолукской областей)
07.00.01 — история общественных двпзсешш и политических партий
Автореферат диссертации на соиск&ние ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петесбупг
Работа выполнена на кафедре отечественной истории Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Научный руководитель ■— Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат исторических наук, доцент НЛ.Голубева
Доктор исторических наук, профессор В.В.Фортунатов кандидат исторических наук, доцент Н.Б.Петров
Новгородская государственная сельскохозяйственная академия
Защита состоится " ^9" 4.995 г. в часов
на заседании Специализированного совета К 113.05.06 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус
С диссертацией можно ознакомиться б фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук, доцент
Г.КДПлыхова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА' РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Культура является сложным социальным феноменом, от уровня развития которой зависит будущее современной цивилизации. Одно из. ведущих мест в ее структуре занимает художественная культура, представляющая целостную систему по производству, сохранению и --распространению художественных ценностей. Произведения искусства через художественные образы оказывают сильное эмоциональное воздействие на сознание "человека, его поведение, активно влияют на формирование ценностных ориентации людей. Поэтому политическая класть стремится подчинить своему влиянию и использовать а своих целях художественную культуру и творческую интеллигенцию. Политика в области культуры стала в XX веке составной частью государственной политики. Вопросы художественной культуры все чаще становятся важными составными частями программ разных политических, партий, государственных органов, творческих н общественных организаций. Однако, эти разработки остаются на уровне теории и ке имеют практической 'реализации. В стране отсутствует государственная программа развития художественной культуры, не определен ее социальный статус, направления развития. Сегодня в сфере художественной культуры вдут сложные, подчас противоречивые процессы. Коммерциализация искусства, резкое сокращение финансирования со стороны государства, самоликвидация и распад многих творческих коллективов, союзов а объединений привели к ощутимым потерям: снижается уровень создаваемых произведений, идет активный отток высокопрофессиональных кадров творческой интеллигенции, ухудшается материально-техническая база учреждений культуры и искусства.
Поэтому сегодня необходима разработка научно обоснованной концепции художественной культуры, реальная, законодательно и материально гарантируемая программа ее развития, что невозможно без глубокого изучения и критического переосмысления истории русской художественной культуры, роли в ее развитии государственных и общественных организаций. Использование результатов исторических исследований в практике государственного управления позволит избежать многих ошибок, избавиться от не-
гативного, порочного во взаимоотношениях власти и художественной интеллигенции, взять все ценное и положительное, что было накоплено в результате исторического развития.
Особую актуальность в этом плане приобретает изучение истории послевоенного периода, когда художественная культура существовала в рамках авторитарного режима, при котором всю полноту власти осуществлял партийно-государственный аппарат, стремившийся к тотальному подчинению культуры и искусства своим интересам. В то же время на ее развитие оказывали влияние патриотизм и энтузиазм советских людей, стремившихся к быстрейшему восстановлению и обновлению всех сфер жизни общества, в том числе художественной культуры. Эти две тенденции составляли тот противоречивый фон, на котором шло развитие художественной культуры в послевоенный период.
Состояние научной разработки проблемы. Изучение опыта деятельности государственных и общественных организаций в области художественной культуры во второй половине 1940-к начале 50-х годов в отечественной историографии условно можно разделить на четыре этапа.
Первый этап — 1945—1956 гг. Развитие культуры и ее изучение в это время происходило под непосредственным воздействием культа личности Сталина и авторитарно-бюрократической системы, создавшей мощный механизм беспощадного идеологического контроля за всей духовной жизнью страны. В этот период научные исследования подменялись созданием обобщающих работ к большим юбилейным датам, главной целью которых был показ "гениальной деятельности" Сталина, "мудрого" руководства партии, исключительных достижений художественной культуры советского общества1.
Появляются работы, написанные историками, экономистами, партийными и советскими работниками, в которых раскрывается руководящая роль партии, деятельность государственных органов
'См.: Советский театр. - М., 1947; Тридцать лет советского изобразительного искусства. - М., 1948; Советская архитектура за 30 лет РСФСР. - М., 1950; Соколов И.И. История советского киноискусства звукового периода. - М..1946; Еголин А М. Стали!! и советская литература. - М., 1950; и ).
зластя яго шшташовлешпо культуры -в освобожденных от ненец-«о-фагстстских оккупантов областях1. Многие из них имели яга-учно-популяркый, публицистический характер. В большинстве работ описывались лишь успехи в области восстановления :гг§шг-туры, в изобилии цитировались высказывания Сталина, (великого теоретика и организатора" культурной политики ящр-тгии, фактический материал использовался лишь как иллюстрация к ним. Вопросы художественной культуры в данных работах не нащли своего реального отражения. В 50-е годы было выпущено несколько монографий, посвященных исследованию проблем культурного строительства в
СССР^. В этих работах выделены разделы, в которых рассматривается деятельность творческих союзов и организаций, учреждений искусств, творческой интеллигенции в послевоенный период. Среди них молено выделить книгу М.П.Кима, в которой дается большой фактический материал об особенностях деятельности партийных государственных органов в области художественной культуры послевоенного периода.
Второй этап — вторая половши 50-х — первая половина 60-х гг. После XX съезда КПСС начинается период "духовной оттепели", активизируется изучение вопросов культуры, совершенствуется ее научно-организационный механизм: создаются научные центры, проблемные советы, проводятся научные конференции и дискуссии по проблемам культурной революции, партийности и свободе художественного творчества.
На этом этапе зарождается процесс раскрепощения сознания исследователей, начинается работа по подготовке коллективных моно-
^См.: Бойцов И.П. Возрождение хозяйства и культуры Калининской области. - М., 1944; Володарский Л. Возрождение районов СССР, пострадавших от немецкой оккупации. - М., 1946; Дегтярь Д. Возрождение районов СССР, подвергшихся немецкой оккупации. - М., 1 1)47; Стефанотекий П.Т. КПСС в борьбе за дальнейший рост культуры советского народа в годы 4 пятилетки. - М., 1953; Грушенок С.И. Борьба КПСС за подъем культурного уровня советского народа в послевоенный период 1946-1950 гг. - М., 1954; и др.
^См.: Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенный период <1946—1953гг.). - М., 1953, Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. - М., 1954; Ким И.П. Коммунистическая партия — организатор культурной революции в СССР. - М., 1955; к др.
графий к обобщающих трудов по отдельным отраслям художественной культуры. В результате были изданы: "Краткая литературная энциклопедия" в шести томах, "Очерки истории советского кино" в трех томах, "Очерки истории русской советской драматургии" и рад других изданий. Содержание статей и материалов в этих изданиях отличается независимостью и объективностью суждений, критическим переосмыслением истории развития художественной культуры.
Расширяется источниковая база исторических исследований, осуществляется массовая публикация сборников документов о культуре1.
Появляются; монографии, в которых рассматривается место и роль художественной культуры в системе духовных ценностей социалистического общества2, рассматриваются проблемы партийного руководства искусством на различных этапах развития советского государства3. В работах фрагментарно, кратко освещены и проблемы художественной культуры 40—50-х годов.
Третий этап — вторая половина 60-х—середина 80-х гг. В этот период в государственной политике в отношении культуры происходит отход от принципов периода "оттепели". Культуре отводится прошгандистско-воспитательная функция под строгим партийным контролем. В исторических исследованиях наблюдается дальнейшая идеологизация, почти прекращается проблемно-комплексное ее изучение. В сквозном вопросы культуры рассматривались в историко-паргашшх исследованиях сквозь призму руководящей ради КПСС ш восстановлению народного хозяйства в псслеео-
^См.: КПСС о культург, просвещении и науке. Сборник документов. - М-, 1563; Из истории кино, выпуск 1. - М.„ 1958; Театр и музыка. Документы и материалы. - Л., 1563; и др.
2 См: За коммунистическую идейность литературы м искусства. - М.» 1967; Партийность» время, художник. - М., 1964; Рюриков Б. Коммунизм, культура, искусство. - 11564; Поспелов Г.И. Эстетическое и художественное. - М., 1965; и др.
3 См.: Аршяьдов А.И. Социализм и культура. - М., 1962; Он хсе. - К расцвету коммунистической культуры. - М., 1964; Раппопорт С. Партийное руководство и развитие созетгасой культуры // Эстетические очерки. - М., 1943; Дремов А.К. Борьба КПСС за партийность и народность искусства. -М., 1964; Трофимов П.С. Ленгаюкаа партийность и реализм в искусстве (Историко-теоретические этюды). -М., 1966; и др.
енный период1. Несмотря т усиление партшдао-шсударсгвенкого контроля, изучение истории художественной культуры продолжалось. В 1974 г. на всесоюзной научной конференции то проблеме "Советская культура как предмет исторического исследования" была выдвинута идея создания новой концепции советской культуры как единого, целостного конкретно-исторического процесса, протекавшею под воздействием социально-идеологических факторов. Эта идея получила свое осуществление в коллективных монографиях под редакций М.П.Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1919—192Т. - М., 1985; "Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941 гг." - М., 1988.
В исторических исследованиях начали разрабатываться вопросы советской интеллигенции, художественной культуры, творческих союзов и организаций2.
На базе кафедр истории КПСС Уральского, Томского, Ростовского университетов, Ленинградского педагогическою института имени А.И.Герцена, Курского и Казанского пединститутов, Воронежского института искусств проблемы культурного строительства з СССР стали комплексными темами коллективов этих кафедр. Под руководством кафедры истории КПСС педагогического института имени А. И.Герцена осуществлялись периодические издания постоянно действующего межвузовского сборника "Роль интеллигенции в построении и развитии социалистического общества", в котором принимали участие ученые Архангельска, Пскова, Новгорода, Свердловска, Костромы и т.д. В статьях сборника освещалась деятельность интеллигенции во всех сферах общественной жизни» рассматривались взаимоотношение власти и художественной интеллигенции н- разных этапах российской истории.
1 См.: КПСС во главе культур1Я>й революции в СССР. - М., 1972; Катсргии ИЛ. Борьба коммунистичшеой партии за восстановление и разготие карояюто хозяйяи в пссязшгм-ные года (1946—1953 гг.). - М., 1974; Борьба партии и рабочего ювда х: госстедаапекггг и радашиг кародвдо хозяйства СССР (1943^—1950 гг.). - М., 1978; и др.
^ См.: Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. - М., 1972; Он же. -Партия и интеллигенция. - М„ 1983; Пинегина Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917—1982 гг. - М., 1984; Фортунзгоэ В.В., Шеставдаа Р.В. Интеллигенция — помощник рабочего класса в построении социалшка а СССР. - М., 1984; и др.
В
Во второй половине 70-х годов стали выходить-: хроники; шЗьр-тгш культурной жизни в СССР1. Основанные на широком.' круге первоисточников, они дали богатейший материал для изучения истории художественной культуры послевоенного периода, расшириг-лв документальную базу изучения проблем деятельности государственных и общественных организаций по руководству деятельностью творческих союзов и организаций.
Вопросы культуры 1944—1953 годов получили свса отраженна в общих работах по отдельным отраслям художественной культу-ры2, в коллективных монографиях и сборниках статей3-
В основном это материалы информационно-описательного ха?-рактера о произведениях литературы- и искусства, созданных в эти годы, об участии творческой интеллигенции в идейно-воспиза?-тельной работе партии, об "укреплении связи литературы; ш шс-кусства с жизнью народа". В этот же период ■ появилось, ряд исследований4, в которых на основе документальной базы, центральных и областных архивов, в том числе Новгородской, Псковской!,. Великолукской областей рассматривались проблемы восстановления и развития культуры. В монографии Р.А.Федотова "Возрождение культурной жизни"5... Наряду с общими проблемами культуры рассматривались проблемы партийного руководства: творческими со-
^ См.: Культурная жизнь в СССР 1941—1950: Хроника. - Kä„ 18377?,; Щгащ^^тл , жизнь в СССР 1951-1965: Хроника. - М., 19^9. ^См.: История советского драматического театра: в 6т. - йсгодиш совет-
ского кино: в 4 т. - М., 1969-1978; Музыкальная энциклопедия!: в. 6. т.. - Ми 1973—1982 п\; и др.
^См.: КПСС во главе культурной революции а СССР'.. - М'.„ lS72i. Борьба партии-, и рабочего класса за восстановление й развитие- карадаого) хозяйства'. СССР' (1943—1950), » М., Очерки истории идеологанеской: деагалшоапи !ШСС:. И93&-~ 1961. - М„ 1936; и др.
^ См.: Абрамова М.А. На освобожденной земле: Деятельности, Коммунистической! партии по возрождению освобожденных от немецко-фашистской: оккупации районов-, северо-западных областей РСФСР. 1944—1950 гг. - Л.„ 1981; КПСС и культурное преобразование села / З.А.Сльайдачная, М.С.Анд реев, С.Г.Денисов и Др. - М., 1981; Манаенков А.И. Руководство партии культурным строительством в деревне. -М., 1965; и др.
^См.: Федотов P.A. Возрождение культурной жизни / Руководство коммунистической партии культурным строительспзом в районах РСФСР, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны, 1943—1950 гг. /. - Ростов-на-Дону., 1985.
юзами интеллигенции и их роли в восстановлении учреждений культуры и искусства. В 1986 году Институт истории СССР АН СССР выпустил сборник статей1 на основе материалов всесоюзных научных конференций: "Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны" (май 1980 г.) и "Роль советского тыла в достижении победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." (июнь 1985 г.) Авторы сборника дали полную картину процесса возрождения советских территорий, пострадавших от вражеского нашествия, в том числе ход восстановления учреждений культуры и искусства.
Оценивая в целом исследовательскую практику данного периода, наряду с признанием несомненного вклада в развитие исторической науки, введением в научный оборот значительного круга ранее неизвестных документов, разработкой новых направлений и методологических подходов историко-культурных исследований, приходится констатировать и общий недостаток всех этих работ: они несли на себе печать общей идеологической схемы. Исторические исследования ограничивались рамками господствующих установок и общепринятых политических подходов, которые были направлены на обоснование необходимости и исторической оправданности руководящей роли КПСС в духовной сфере общества. Это привело к упрощенному, одностороннему толкованию процессов в художественной культуре, идеализации роли КПСС, партийно-государственных органов в развитии, культуры и искусства, исключало возможность объективного, научного анализа историко-культурного процесса в обществе.
Четвертый этап — со второй половины 80-х годов.
С середины 80-х годов происходит процесс демократизации общества, провозглашается гласность и начинается активное переосмысление исторического прошлого и культурного наследия России.
Появляются публикации, з которых углубленно рассматривается история развития России в послевоенный период, исследуется структура и система управления в экономике, культуре, политике; социально-психологическая обстановка в обществе. В значительной
^См.: Возрождение прифронтовых и ссвобождашых райокоз в ВеяихоА Отечественной войне. - М., 1986.
мере обновлена источниковая база исследования, введено в научный оборот много новых архивных документов и публикаций периодической печати1.
Конкретно на новом документальном материале исследован процесс идеологического закрепощения интеллигенции в статьях Ю.С.Аксеиоза, Г.В.Ксешрченко, Ю.Н.Жукова2. Проблемам взаимоотношения власти и художественной интеллигенции в 40-х — 50-х годах посвящены публикации ТЛуковцева, Д.Бабиченко, И.Ильиной3. Вопросы художественной культуры нашли свое отражение в сборниках статей "Иного не дано" (Мм 1988), "Осмыслить культ личности Сталина" (М., 1989), "Суровая драма народа" (М., 1989), "Погружение в трясину: (Анатомия застоя)" (М., 1991), работах Д.Волкогонова и Р.Медведева4. Основное внимание исследователи уделяют изучению деформирующего влияния культа личности Сталина, административно-командной системы управления на художественную культуру, духовное развитие общества.
Обращаясь к теме деятельности государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры в после-
^См.: Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987; Диски» И.Е. Культура: стратегий социально-экономического развития. - М., 1990; Бат-кин Л.М. Возобновление истории: Размышление о политике и культуре. - М., 1991; Бордюгоз Г.А., Козлов В.А. История и конъюктура: Субъективные заметки об истории советского общества. - М., 1992; Зубкова ЕЛО. Общество и реформы. (1945—1964). - М., 1993; и др.
^См.: Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти. // Вопросы истории КПСС - 1990. - № 7; Его же. Послевоенный сталинизм. Удар по интеллигенции // Кентавр - 1991. - схт. - дек.; Его зке. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии // Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на собьти и факты / Под ред. В.В.Жураалева. - М., 1991; Костырченко Г.В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР. // Вопросы истории, - 1994. - № 8; Жукоз Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР. 1945—1952 гг. // Вопросы истории. - 1995. - № 1.
^См.: Лукогцев Е.А. Поиск путей обновления общества и ссветскаа литература в 50—60-е гг. // Вопросы истории КПСС. - 1939.- № 1; Бабиченхо Д. "Повесть приказано ругать": Полигкчгскаг цензура против М. Зощенко. П Коммунист. -1990. - № 3; Ильина И. Припугнуть, чтоб другим не повадно было... К истории одною песгано&лешш. // Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты / Под ред. В.В.Журавлева. - М., 1991. ^См.:Волкогоиоо Д.А. Триумф и трагедия И.В. Сталина. Политический портрет, ч. 1-11. - М., 1989; Медведев РА. Оки окружали Сталина - М., 1990; Его же. О Сталине н сталинизме.
военный период, необходимо учитывать достижения западной историографии. В диссертации анализируются взгляды на данную проблему западных ученых разных исторических школ: Л.Шапиро, А.Авторханова. Р.Арона, З.Бжезинского, Е.Шляпентоха, Н.Верта, Дж.Боффа, Дж.Хоскинга, которые в своих исследованиях рассматривают общие вопросы взаимоотношения художественной интеллигенции и Советской власти, по разному оценивают состояние художественной культуры России в послевоенный период.
В целом анализ литературы по проблемам взаимоотношения власти и художественной культуры в послевоенный период показывают, что доминирующей формой исследования являются статьи или небольшие разделы в отдельных монографиях. Крупные исследования % по культуре 40-х—50-х годов практически отсутствуют. Не исследована данная проблема на уровне регионов, в том числе Новгородской, Псковской, Великолукской областей.
Пели и задачи исследования. В диссертации ставится цель — изучить деятельность государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры-в 1944—1953 годах.
Для достижения данной цели автор предпринял попытку решить следующие задачи:
—- выявить особенности развития художественной культуры в послевоенный период;
— проанализировать сущность и. основные направления партийно-государственной политики в области культуры;
— показать формирование теоретических основ, системы и структуры управления учреждениями культуры и искусства в динамике их развития;
— на основе анализа и обобщения практической деятельности местных органе! власти изучить историю создания и организацию деятельности творческих союзов;
— показать роль художественной интеллигенции в восстаков--дешш памятников древнерусской художественной культуры;
— раскрыть влияние учреждений культуры и искусства, художественной интеллигенции на духовную культуру региона.
вые рассматривается проблемы развития художественной культуры тех регионов, которые ранее не были изучены. Вводится в научный оборот много новых архивных документов, воспоминаний, материалов периодической печати, с новых позиций современной ис-
исследования заключается в том, что впер-
торической науки анализируется рад документов партийных и советских органов.
Методолога ческа я основа диссертапии. Методология исследования основана на таких принципах как: единство логического и исторического, научная объективность, системность, выявление объективного и субъективного, общего и особенного в сути исторического процесса. Культура как подсистема макросистемы общества зависит от его политического, экономического, социального уровня развития, поэтому наряду с системным анализом и в сочетании с ним исключительно важны в ее изучении принципы ее исторической (диахронной) и структурной (синхронной) типологии на основе анализа конкретных материалов различных культурно-исторических периодов. ■ •
Предметом исследования является деятельность государственных и общественных организаций Новгородской, Псковской, Великолукских областей по восстановлению и организации деятельности учреждений культуры и искусства во второй половине 40-х—начале 50-х годов.
Выбор региона обусловлен географической, исторической, экономической общностью Новгородской, Псковской и Великолукской областей, которые были образованы в январе—августе 1944 года. Во время Великой Отечественной войны на территориях этих областей были разрушены практически все учреждения культуры, уничтожены многое памятники дреЕ «русского искусства. Изучение этапов возрождения духовной культуры данного региона, его особенностей и специфики развития позволит наиболее полно раскрыть и проанализировать процессы, которые происходили в художественной культуре региона послевоенного периода, выявить принципы взаимоотношения политической власти, государственных органов управления и художественной интеллигенции.
Хронрлогические рамки работы охватывают период с 1944 года по 1953 год. Начальная хронологическая грань указанного исторического периода определяется временем освобождения Северо-Запада от немецко-фашистских захватчиков и началом восстановительных работ. Конечная — связана со смертью И.В.Сталина и началом разрушения тоталитарного режима в СССР.
Источникрвая база. В процессе исследования наряду с использованием опубликованных. официальных документов ВКП(б), Советов, правительства, творческих союзов и организаций; изучением региональных и статистических материалов; публикаций 20 цент-
ральных и местных периодических изданий, были привлечены документы 25 фондов Государственных архивов Псковской (ГАПО) и Новгородской областей (ГАНО), Государственных архивов новейшей политической истории Новгородской (ГАНПИНО) и Псковской (ГАНПИПО) областей. Большинство документов впервые вводится в научный оборот. Несмотря на неравноценность и недостатки, присущие различным группам использованных источников, их общая информационная емкость довольно велика и в совокупности позволяет раскрыть разные сторона деятельности государственных и общественных организаций по. развитию художественной культуры региона.
В диссертации использованы дневники, письма, воспоминания видных партийных и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции, а также записанные автором воспоминания строителей, реставраторов, художников, артиста, хозяйственных руководителей, партийных и советских работников, которые участвовали в восстановлении древнерусских городов, памятников истории и культуры, создании творческих союзов и организаций.
Практическая значимость работы в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при написании коллективных трудов по истории художественной культура послевоенного периода, при разработке спецкурсов, подготовке учебников и учебных пособий для вузов по истории России периода 40-х—50-х годов, при подготовке региональных программ развития художественной культуры.
Апосбавия. результатов исследования. Основное содержание и выводы исследования отражены в статьях, опубликованных по теме диссертации, в докладах на областных и республиканских научных конференциях, в сообщениях на заседаниях Северо-Западной региональной секции Научного Совета РАН по изучению сельского хозяйства и крестьянства (Новгород, 1991), по историографии и источниковедению (Новгород, 1992).
Структура диссертдшщ. Диссертация состоит из введения, двух -лав и заключения, а также указателя источников и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень изученности темы, сформулированы методологические основы, изложены предмет, цель и задачи диссертации, определены хронологические и территориальные рамки, дана характеристика исгочниковой базы, освещается научная и практическая значимость работы, ее новизна.
В перрой главе —■ Тенденции и проблемы развития художественной культуры в послевоенный период" — автор раскрывает особенности культурно-исторического процесса во второй половине 40-х—начале 50-х годоз, хапактеризует историческую среду обитания художественной культуры, которая формировалась под воздействием экономических, политических, международных факторов. В диссертации раскрывается уровень развития и состояние материально-технической базы художественной культуры в конце 1944 года, показывается огромный ущерб, который нанесла художественной культуре Великая Отечественная война.
Особое внимание в исследовании уделяется анализу социально-психологического состояния общества, роли в его формировании нового поколения воинов-фронтовиков, отличавшихся особыми морально-психологическими качествами: независимостью и самостоятельностью суждений и поступков, стремлением к самоутверждению и критическому переосмыслению советской действительности. Придя во все сферы общества, в том числе в партийно-государственный аппарат, учреждения культуры и искусства, творческие союзы, они разрабатывали проекты и предпринимали реальные шаги по реформированию и перестройке экономической и политической системы СССР, духовной жизни общества. Особенно ярко стремление к преобразованию и обновлению проявилась в среде интеллигенции, которая стала реальной и авторитетной силой в обществе.
В исторической литературе высказываются разные точки зрения о степени радикализации в обществе и его последствиях. Ряд исследователей — Ю.С.Аксенов, Дж.Боффа считают, что в послевоенный период в Советском Союзе не было оппозиционных сталинскому режиму сил, а были лишь тенденции их формирования; С.В.Кулешов, О.В.Волобуев, Е.Ю.Зубков — высказывают предпо-
ложение, что в послевоенные годы начинается период либерализации общества, который затем приведет к "оттепели" и реформам; М.М.Горинов, А.А.Данчлов считают, что а послевоенном обществе столкнулись две тенденции — демократическая и тоталитарная, в итоге превалировала тоталитарная тенденция, демократическая оказалась не реализованной. Автор придерживается той точки зрения, что после воины з стране начался процесс раскрепощения общественной политической мысли, захвативший все слоя населения — от руководителей высших эшелонов власти до низовых структур, это было качало стихийной десталинизации общества, что впоследствии привело к разрушению тоталитарной системы власти.
Органами власти была предпринята система мер экономического и политического характера, направленная на сохранение административно-командной системы, укрепление культа личности Сталина. Вся пропагандистская машина была направлена на восхваление достижений социализма, социалистического образа жизни, "мудрого и гениального" руководства "вождя народов". В целях искоренения инакомыслия в обществе, попыток его реформирования была развернута политическая кампания против интеллигенции, начались массовые репрессии, кадровые чистки, в рамках борьбы с космополитизмом, были предприняты меры по восстановлению "железного занавеса".
Политическая власть стремилась к безраздельному господству во всех сферах общества, и особенно в сфере художественной культуры. В диссертации показан процесс формирования принципов и методов, структуры партийно-государственного управления учреждениями культуры и искусства, которые были направлены на обеспечение главенства партии в духовной жизни общества, подчинения ее интересам и контролю процессов художественного творчества.
Анализ официальных партийных документов, решений и постановлений правительства позволяют определить принципы руководства процессами художественного творчества, которые сводились к следующему:
— осуждение и отрицание достижений художественной культуры послеоктябрьского периода, отход от культурной политики 20-х годов, строящейся на принципах демократизации, свободы творческого поиска, объективного отношения ко всем художественным течениям;
— догматнзацня принципа партийности, смысл и общее содержание которого сводилось к классовой оценке явлений культуры, к подчинению художественного творчества государственной идеологии, превращение принципа партийности з политический инструмент ограничений и запретов, унификации творческого процесса;
— борьбе с инакомыслием, в ходе которой использовались разные формы и методы: идеологические проработки, политические кампании, дискуссии, цель которых была направлена на разрушение морально-политического единства народа, возникшего в годы войны, умаление и унижение роли интеллигенции в общественной жизни, исключение возможности возникновения политической оппозиция;
— превращение метода социалистического реализма в господствующий метод всею советского искусства, что исключало самостоятельность художественного творчества, поиски новых стилевых направлений;
— использование искусства в борьбе с буржуазной идеологией резкая критика художественной культуры Запада и запрещение ее распространения в учреждениях культуры и искусства.
Интеллигенция активно сопротивлялась политическому диктату, отстаивала право на интеллектуальную свободу, самостоятельность в выборе художественных решений, форм и средств выражения в создаваемых произведениях искусства. Позицию интеллигенции поддерживали некоторые руководители центральных и местных органов власти, деятели науки, студенчество и молодежь.
Методы жесткого идеологического диктата привели к торможению и деформации процессов художественного творчества, но не смогли полностью приостановить его развитие. В литературе, театре, изобразительном искусстве создавались новые произведения художественной культуры не благодаря тоталитарной системе, а вопреки ей.
Вторая глава — "Практическая деятельность государствешщх и общественных организаций по восстановлению и развертыванию деятельности учреждений культуры н искусства" — посвящена вопросам возрождения художественной культуры регионов, освобожденных от немецко-фашистской оккупации.
В исследовании рассматривается вопрос создания творческих союзов художественной интеллигенции, ана изируется их качест-«нпый ш количественный состав, формы деятельности по возрождению духовной культуры региона. На основании архивных доку-
кснтов в соответствии с хронологией событий показываются процессы- образования областных отделений союза архитекторов, областных отделений Всероссийского театрального общества, творческих объединений художников, литераторов. Освещается влияние на их деятельность ленинградской художественной интеллигенции, которая оказывала активную помощь в их создании и организации деятельности.
В соответствии с политической ситуацией в обществе деятельность- творческих союзов- условно можно разделять на два периода;:
— первый — 1944—1946 гг. — с момента образования союзов до опубликования постановления ЦК ВКП(б) "О журнале "Звезда" и "Ленинград", — Это было время активной организационной и: творческой работы: создавались высокохудожественные произведения живописи, театральные спектакли, концертные программы. ТГворчесхая интеллигенция активно включилась в восстановление художественной культуры региона, оказывала действенное влияние на эстетическое и нравственное воспитание населения. Все се начинания поддерживались руководителями партийных и советских органов власти, которые активно занимались восстановлением учреждений культуры и искусства, созданием нормальных бытовых условий для творческой интеллигенции.
— второй период — 1947—1953 год. В результате политических кампаний против интеллигенции партийные органы установили жесткий идеологический диктат за деятельностью творческих союзов, главным становится работа по идейно-политическому воспитанию интеллигенции, контроль за созданием художественных произведений, их тематической направленностью и формой выражения. Творческая жизнь практически была парализована. Из нее ушли высокообразованные, талантливые представители интеллигенции,. которые воплощали в себе традиции русского искусства и старой русской интеллигенции.
Учитывая специфику изучаемого региона, его глубокие исторические традиции, в диссертации рассматривается проблема во©становления и возрождения памятников древнерусской художественной культуры. Раскрывается участие в спасении и возрождении духовного наследия государственных и общественных организаций, творческих союзов, деятелей русской культуры и искусства, жителей Новгорода и Пскова, воинов Красной Армии. Однако нехватка специалистов, слабость материально-технической базы строитель-
ных и реставрационных организаций, сокращение финансирования не позволили широко развернуть работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры. Отрицательно сказалась на реставрации памятников начатая в 1946 году идеологическая кампания против интеллигенции, в ходе "ленинградского дела" из органов архитектуры, реставрационных организаций были уволены многие руководители, реставраторы, архитекторы "как не внушающие политического доверия". Среди областного руководства проявлялись тенденции пренебрежительного отношения к памятникам архитектуры, их недооценка в формировании исторического облика города, нравственном и эстетическом воспитании населения и особенно молодежи. В результате был пересмотрен генеральный проект восстановления города Новгорода как города-музея, разработанный в мастерской A.B. Щусева.
В новом генплане идея создания города-музея не нашла свое отражение, на первое место ставилась задача размещение и строительство в Новгороде промышленных предприятий. Проблемы реставрации памятников древнерусского зодчества отодвигались на второй план. В исследовании показано, как на защиту Новгородских памятников встала новгородская интеллигенция. Вопросы о неудовлетворительном состоянии памятников, их реставрации обсуждались на собраниях творческих союзов, поднимались в периодической печати, в письмах и записках в облисполком, Совет Министров РСФСР, ЦК ВКП(б). В результате, по ускорению реставрации памятников древнерусского искусства были приняты решения правительства, в которых определялись меры по комплексной реставрации новгородских памятников, выделении необходимых средств и направлении квалифицированных кадров реставраторов. К 1953 году значительная часть памятников была выведена из аварийного состояния, многие были открыты для посещения, оказывали активное влияние на формирование эстетики города, его историко-архитектурной среды.
Значительное вниманье в диссертации уделяется самодеятельному художественному творчеству и его роли в духовном возрождении региона. Для его развития в послевоенный период необходимо было решить три проблемы:
— восстановить и укрепить материально-техническую базу самодеятельного художественного творчества;
— подготовить квалифицированные кадры и создать им необ->зимые материальные условия;
— организовать деятельность коллективов самодеятельного художественного творчества в соответствии с запросами и эстетическими потребностями населения, расширить их влияние на повышение культурного уровня населения,
В данной главе рассматривается процесс решения данных проблем государственными и творческими организациями, учреждениями культуры и искусства.
На конкретном документальном материале в диссертации делается вывод о том, что самодеятельное художественное творчество прошло несколько этапов в своем развитии:
— первый этап — 45—46 годы — отличался большой активностью в развитии самодеятельного художественного творчества: создавались новые коллективы, проводились смотры и конкурсы, концерты и выставки произведений народных мастеров;
— второй этап — 47—53 год — самодеятельное художественное творчество попадает под жесткий контроль и диктат государственной идеологии. Коллективы теряют право в самостоятельном выборе репертуара и манере исполнения. Были запрещены к исполнению многие произведения русской и зарубежной классики, произведения народной музыки, русского фольклора, лирические произведения. Это привело к снижению художественного уровня и исполнительного мастерства участников художественной самодеятельности, ликвидации и развитию многих творческих коллективов. Но даже в таком деформирозанном виде самодеятельное художественное творчество оказывало большое влияние на эстетическое воспитание трудящихся, развитие профессионального искусства, возрождение древних художественных промыслов.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы выводы, сделаны необходимые обобщения.
Художественная культура послевоенного периода развивалась в шнкретно-исторической обстановке, испытывая воздействие всех факторов экономической и политической жизни общества. Историческая среда ее обитания была сложной и противоречивой: огром-ше разрушения материальной базы учреждении культуры и ис-сусства, низкий уровень жизни трудящихся освобожденных райо-юз, полунищенское существование интеллигенции, изменение хзциально-демографического состава населения, резкое снижение то общеобразовательного уровня осложняли ее развитие и влияние ш возрождение духовной культуры региона.
Развиваясь в условиях авторитарной штгшчесЕса снсгеим культура не имела самостоятельного государсгаешиш© статуса, я рассматривалась как часть государственной идеежшэ о ¡бша направлена на обслуживание интересов власти.
В то ;хе время на ее развитие оказывало влияем шзралшэ-психологическое состояние общества. Народ, перенесшш все тяготы войны, стал иным, чем в предвоенные годы. П|ю5уждаяось национальное самосознание, гражданское достоинство, стремление к изменению и обновлению всех сфер жизни. Нарастало противоречие между изменившимся обществом и авторитарной системой власти.
В сфере художественной культуры, как и в заязаи -общества, столкнулись две тенденции, два направления:
— первая тенденция — выразителем ее бггяа щрадзшщшзга художественной интеллигенции, деятели ¡науки, 1рдд советских, партийных руководителей, стремившихся к .деишрат-изации художественной жизни, свободе художественного творчества, развитию и укреплению материальной базы учреждении культуры и искусства.
— вторая тенденция — Фщраясала яштереоы Сталина, его окружения и была направлена на ¡тотальное подчинение художественной культуры господсгозядакй шаешогии, искоренение инакомыслия и тем самым ликвшшшнэ шшможности возникновении политической оппозиции существующей системе власти.
Для достижения своей цели политическая власть выработала иркшцшш и методы управления процессами художественного творчества, в своих главных аспектах сохранившими преемственную свазь с культурной политикой 30-х гадов, которая строилась на принципах идеологизации, политизации, подчинения художественного творчества единому творческому методу, диктату сталинского режима. '
Учитывай сопротивление общества, особенно интеллигенции, власть предприняла меры по усилению идеологического диктата над процессами художественного творчества. Для этой цели была предпринята целая система мер политического и экономического характера: идеологические проработки, политические кампании, репрессии, духовная изоляция от внешнего мира, резкое сокращение государственного финансирования отрасли культуры.
В связи с полным сосредоточением государственной власти в руках • партийного аппарата была создана система партийно-госу-
дарственного управления учреждениями культуры и искусства, которая обеспечила главенство партии в духовной жизни общества. Программные идеи партии, ее теоретические установки по вопросам культуры возводились в степень государственной политики. Всевластность партийных структур привела к сшшеяшо роли государственных органов власти в управлении процессами художественного творчества. Догматизация мышления и недемократическая практика, присущая культу личности как общественному явлению, внесла в системы партийно-государственного руководства элементы волюнтаризма и субъективизма, бюрократизацию управленческого аппарата. В структуру управления были включены творческие союзы художественной интеллигенции, которые из творческих были превращены в полугосударстзенные и использовались для проведения политики партии среди деятелей литературы и искусства.
Грубое вмешательство в творческий процесс, моральное и физическое уничтожение творческой интеллигенции, навязывание сверху единомыслия и единообразия, стремление к унификации мышления художественной интеллигенции губительно сказались на интеллектуальном потенциале страны, не позволили восстановить в полном объеме материальную базу художественной культуры, привели ее к тотальной идеологизации, отрызу культурной политики от духовных потребностей народа.
Но административно-командной системе не удалось до конца подчинить своему влиянию духовную сферу сбщесгоз, которая продолжала. развиваться вопреки сложившейся системе партийно-государственного руководства. На защиту, зсестапогутенпе и спасение художественной культуры встала научная и художественная интеллигенция, военные, молодежь, рабочие, сельская интеллигенция, которые восприняли разрушение культурных ценностей со время войны, сложившуюся порочную практику взаимоотношения власти и интеллигенции как великую национальную трагедию.
На ссвобоздсиимх от немецко-фашистских оккупантах территориях велась интенсивная работа по восстановлению и пояролде-ншо памятников истории и культуры, театров, библиотек, клубных учреждений. Снизу рождались многочисленные инициативы, проекты скорейшего восстановления и обновления, освобождения от политического диктата духовной культуры общества.
Творческая интеллигенция Москвы и Ленинграда активно участвовала в создании творческих союзов освобожденных городо организации деятельное™ театров, филармоний, создании карги
ных галерей, реставрации и восстановлении памятников древнерусского искусства. Многие архитекторы, художники, писатели, актеры приезжали в освобожденные города на постоянное место жительства, активно участвовали в восстановительных работах, возрождении духовной культуры, тем самым продолжая идеи сподвижничества и жертвенности, характерные для русской интеллигенции конца XIX — начала XX века. Через их влияние культура русской провинции, которая всегда была менее политизированной, вследствие того, что была ближе к народу, приобщалась к великим традициям русского искусства.
В литературе, театре, изобразительном и музыкальном искусстве создавались художественные произведения, глубокие по содержанию, вызывающие большой интерес у зрителей, театральных и литературных критиков, вошедшие в золотой фонд русского искусства.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что художественная культура существует и развивается по своим внутренним законам, которые не может изменить или приостановить ни политический режим, ни диктатура политического лидера. Но в тоже время для своего развития она требует свободы творчества, активной финансовой помощи государства и общественных организаций, создание основательной материально-технической базы, обеспечивающей развитие всех отраслей художественной культуры. В противном случае замедляются темпы ее развития, сокращается создание высокохудожественных произведений искусства, что отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии общества, ведет к отставанию от достижений мировой цивилизации.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Место и роль культурного строительства в духовной сфере социалистического общества // Новое мышление и пути нравственного развития челоьека: Материалы научной конференции. -Новгород, 1989. - 0,25 пл.
2. Некоторые вопросы развития культуры Северо-Запада в послевоенный период // Тезисы Докладов научной конференции преподавателей НГПИ по итогам научно-исследовательской работы за 1990 год. 25-26 февраля 1991 г. 4.1. - Новгород, 1991. - 0,4 пл.
3. Из истории культуры села Северо-Запада. 1944—1950 п. // Социально-экономические и политические проблемы истории кре-
стьянства Северо-Запада РСФСР 1Х-ХХ вв.: Тезисы выступлений научной конференции. - Новгород, 1991. - 0,25 п.л.
4. Деятельность творческих союзов и организаций Новгорода в 1944—1953 годах // Прошлое Новгорода и новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. 16-18 ноября 1993 г. / Отз. ред. В.Ф.Андреев - Новгород, 1993. - 0,4 пл.
5. Исследование русской культуры 1945—1964 гг. советскими историками // Изучение и преподавание историографии и источниковедения в высшей школе: Материалы научной конференции, 29 сент. — 1 окт. 1992 г. / Отв. ред. А.И.Цамутали. - Новгород: НГПИ, 1993. - 4.1. - 0,5 п.л.
6. Участие интеллигенции Новгорода в восстановлении памятников древнерусского искусства. 1945—1953 гг. // Новгородское общество любителей древностей и краеведческие традиции: Материалы конференции, посвященные 100-летию образования Общества. 25 мая 1994 года. / Отв. ред. Н.Н.Гунченко. - Новгород, 1994. - 0,9 п.л.
7. Документы ГАНО по проблемам художественной культуры г.Новгорода в послевоенный период. 1944—1953 гг. // Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Государственного архива Новгородской области. 27 окт. 1994 г. / Отв. ред. Т.Б.Чуенкова.- Новгород, 1995. - 0,7 п.л.
8. Влияние русского зарубежья на художественную культуру Новгорода. // Русская эмиграция во Франции / Вторая половина XIX — середина XX в. / Тезису докладов и сообщений республиканской научной конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена. 20-21 апреля 1995 г. - Санкт-Петербург, 1995. -0,25 пл.
Лицензия ЛР № 020515 от 20.09.93.
Подшсяш в петпь 10.07.95 Фораьаг 60*84/16. -1,3. Тираж 100 зхз. Заказ №
Издаеш^-иолщафический дштр Новгородского государственного университета. 173003, г.Ноашрод,, уя„Б.С.-Петербургская, 41. ГУ^едатано в ИПЦ НовГУ 173033, Новгород, ул.Б.С.-Петербург-