автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Главный редактор как субъект медиапроцесса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Главный редактор как субъект медиапроцесса"
Санкт-Петербургский государственный университет
Шипилова Мария Владимировна
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР КАК СУБЪЕКТ МЕДИАПРОЦЕССА
Специальность 10.01.10 - журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 2 [.і.-.? Ш
Санкт-Петербург 2012
005013254
Работа выполнена на кафедре периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор
Борис Яковлевич Мисонжников
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор
Светлана Ивановна Сметанина (СПбГУ)
доктор филологических наук, доцент Татьяна Леонидовна Каминская (НовГУ им. Ярослава Мудрого)
Ведущая организация Казанский (Приволжский) федеральный
университет
Защита состоится «12» апреля 2012 года в 14 часов на заседании совета Д 212.232.17 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199004, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ, ауд. 303.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан «£_» ¿/¿У/^ТЙ, 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета /
кандидат филологических наук, доцент —тк Л.Г. Фещенко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена важностью роли главного редактора как субъекта медиапроцесса, его управленческого, творческого, интеллектуального потенциала, основных профессиональных и личностных характеристик, социальной и гражданской позиции, принципов, моральной ответственности и творческой индивидуальности. Существуют отдельные издания, разделы в учебной литературе, статьи, посвященные редакторской деятельности ярких представителей литературы и журналистики, но мало общих работ, систематизирующих и обобщающих профессиональный опыт руководителей изданий.
Обращение к различным сторонам деятельности главного редактора особенно важно в условиях функционирования СМИ в рыночной среде. Современная массмедийная ситуация, в которой превалируют рыночные отношения, зачастую ведет к трансформации профессиональных и личностных характеристик руководителя издания. Управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом личности и частью культуры общества. Участие в конкурентной борьбе за популярность, получение прибыли, привлечение рекламодателей характерно для большинства СМИ. Одной из главных характеристик эпохи является «информационный взрыв» -власть информации, власть СМИ1, - пишет исследовательница Н. Б. Кириллова. Во многих случаях на периферию уходит то, что традиционно составляло основу редакторской деятельности и формировало культуру журналистской профессии - навыки работы редактора с текстом. Сегодня главный редактор активно решает менеджерские вопросы, связанные с мониторингом ситуации на рынке массмедиа, привлечением к изданию новых партнеров и рекламодателей, контролем за действиями конкурентов. Однако данные задачи не снимают с главного редактора ответственности за содержание номера газеты или журнала - качество журналистских текстов,
'Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М., 2008. С. 17.
соответствие их информационной политике издания. В результате расширения источников информации руководители изданий утрачивают «языковой вкус эпохи», т. е. систему идейных, психологических, эстетических установок, касающихся языка, которые определяют ценностное отношение личности к языку, способность интуитивно оценивать правильность, уместность, эстетичность речевого выражения1. Поэтому в данном диссертационном исследовании показана диалектика деятельности современных главных редакторов, которым приходится осуществлять стратегическое планирование издания, принимать решения о функционировании редакции, в то же время включаться в работу с журналистскими текстами, а порой создавать и собственные авторские материалы.
Объектом данного исследования выступают аспекты профессиональной деятельности главного редактора.
Предметом исследования являются личностные и профессиональные характеристики главного редактора, стратегии поведения, приоритетные в его профессиональной деятельности.
Цель диссертационного исследования - показать специфику действий главного редактора как субъекта медиапроцесса, его личностного, творческого, социального потенциала, оптимальных личностных черт и профессиональных характеристик, а также роль и значение главного редактора в общественно-гуманитарных процессах, что подразумевает исследование позиции главного редактора в тесной связи с утилитарной и духовной тенденциями развития общества.
Поставленные цели определили следующие задачи: - охарактеризовать профессиональные обязанности, особенности творческой деятельности, способы разрешения проблемных ситуаций главными редакторами современных печатных изданий;
'Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. Изд. 3-е., испр. и доп. СПб., 1999. С. 29.
- для выявления роли главного редактора в современном медиапространстве и обществе в целом рассмотреть взаимодействие редактора с социальной средой, принципы его самовыражения. Для этого провести анкетирование главных редакторов печатных изданий Санкт-Петербурга;
- рассмотреть различные точки зрения социологов, психологов, философов, литературоведов, публицистов, журналистов-практиков на роль главного редактора в массмедийном процессе, его функции, личностные и профессиональные характеристики;
- проанализировать работу современных главных редакторов с текстом, дать оценку редакторским колонкам в газетной и журнальной периодической прессе;
- на основе данных, полученных в ходе анализа библиографии, а также эмпирическим путем, очертить круг профессиональных, социальных, творческих, личностных приоритетов главного редактора.
Подчеркнем, что в данном диссертационном исследовании рассматривается сущность профессиональной деятельности, личностные проявления главных редакторов печатных изданий. Характеристики главных редакторов информационных агентств, телеканалов, радиостанций в рамках данной работы не рассматриваются.
Степень научной разработанности темы. Основой диссертационного исследования послужили труды ученых в области языкознания, журналистики, социальной психологии, философии, менеджмента. Категории духовности, культуры, морали, а также личные и профессиональные характеристики работника средств массовой информации рассмотрены в трудах Д. С. Авраамова, И. А. Бокачева, А. Г. Войтова, Т. Б. Вьюковой, В. И. Кузина, К. В. Маркелова, Н. В. Марьясовой, Н. В.
Омельченко, Т. Д. Орловой, Б. Ф. Поршнева, В. В. Савчука, О. Р. Самарцева, О.А.Третьякова1.
Социальная позиция, гражданский долг и принципы деятельности журналиста и руководителя СМИ, в частности, раскрыты в работах С. Ю. Ивановой, С. Г. Корконосенко, А. А. Кудишиной, Е. П. Прохорова, О. А. Щушериной2.
Вопросы языкознания, герменевтики, коррелирующие с вопросами участия главного редактора в формировании публицистического дискурса, рассмотрены такими авторами, как С. Р. Абрамов, И. В. Арнольд, Е. В. Бабаева, М. М. Бахтин, И. Р. Гальперин, А. А. Грякалов, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Ю. М. Лотман, И. П. Лысакова, Н. Д. Марова, Б. Я. Мисонжников, К. М. Накорякова, Дж. Остин, Л. В. Правикова, Б. Рассел, К. А. Рогова, А. Н. Славская, С. И. Сметанина, А. Б. Соломоник, В. Н. Степанов, С. Тулмин, Л. Ф. Чертов, Н. А. Шехтман3.
'Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991; Бокачев И. А. Духовность в контексте социально-философского анализа: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000; Войтов А. Г. Идейность. М., 2006; Вьюкова Т. Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений. Размышления редактора. М, 1986; Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2001; Маркелов К. В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. М., 1999; Марьясова Н. В. Духовность в жизни человека. Хабаровск, 2007; Омельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997; Орлова Т. Д. Введение в журналистику. Организация работы редакции газеты. М., 1989, Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979; Савчук В. В. Режим актуальности. СПб., 2004; Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. М., 2007; Третьяков О. А. Моя стратегия успешной газеты. Самоучитель главного редактора. М., 2007.
2Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2004; Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010; Кудишина А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. М, 2005; Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2005; Шушерина О. А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста. Красноярск, 2002.
'Абрамов С. Р. Герменевтика: история и теория метода. Майкоп, 2001; Арнольд И. В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб., 1997; Бабаева Е. В. Дискурсивное измерение ценностей. Волжский, 2003; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986; Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е. М., 2007; Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб., 2004; ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. В. В. Петрова / Под ред. В. И. Герасимова. М., 1989; Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002; Лотман
Креативность, творческая составляющая личности, а также профессиональной деятельности сотрудника СМИ представлены в работах
A. А. Атанова, Т. А. Барышевой, С. И. Гришунина, О. Д. Картавцевой, Ю. В. Китова, А. В. Костиной, Г. В. Лазутиной, В. Д. Мансуровой, В. Ф. Олешко, С. Д. Политыко, В. М. Розина, Л. Г. Сиитич, В. А. Сидорова, Е. С. Синицына,
B. Н. Степанова, Н. Г. Федотовой, К. Г. Эрдынеевой1.
Вопросы взаимодействия редактора с коллективом, проблемы профессионального статуса руководителя издания, стиля и специфики управления, освещаются в трудах И. В. Антоненко, А. А. Брасса,
Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999; Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2005; Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста. Ч. 1. Екатеринбург, 2006; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. М., 2010; Остин Дж. Чужое сознание // Философия. Логика. Язык / Под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987; Правикова Л. В. Современная теория дискурса: когнитивно-фреймовый и аргументативный подходы. Пятигорск, 2004; Рассел Б. Искусство мыслить. Пер. с англ. Е. Н. Козловой, О. А. Назаровой, С. Г. Сычевой. М., 1999; Русский язык и русская речь сегодня: старое - новое - заимствованное / Под ред. К. А. Роговой, Н. О. Рогожиной, Е. Е. Юркова. СПб., 2003; Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна, 2002; Сметанина С. И. Литературное редактирование, для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003; Соломоник А. Б. Философия знаковых систем и язык. Изд. 2-е. М., 2002; Степанов В. Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПб., 2003; С. Тулмин. Человеческое понимание. Пер. с англ. 3. В. Кагановой. М., 1984; Чертов Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993; Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст. Оренбург, 2005.
Атанов А. А. Интуиция и ее место в творчестве. Методологический аспект: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1996; Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002; Гришунин С. И. Возможна ли современная наука без интуиции: модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. Изд. 2-е., испр. М, 2008; Картавцева О. Д Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве. Ростов н/Д, 2009; Китов Ю. В. Человек интересующийся. М., 2001; Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е. М., 2005; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007; Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002; Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003; Политыко С. Д. Антропология творчества. М., 2003; Розин В. М. Мышление и творчество. М., 2006; Свитич Л. Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. Диссертация в виде научного доклада. М., 2002; Сидоров В. А. Прогноз в журналистике. СПб., 2001; Синицын Е. С. Теория творчества, структурный анализ мышления, теория интегрированного обучения. Новосибирск, 2001; Степанов В. Н. Теория коммуникации. Ярославль, 2008; Федотова Н. Г. Теория и культурные практики массовой коммуникации. Великий Новгород, 2008; Эрдынеева К. Г. Креативность: сущность, структура. Чита, 2008.
И. Ю. Глинской, О. В. Евтихова, А. С. Корчака, А. Б. Купрейченко, А. М. Омарова, Б. Н. Попова, Д. Н. Приходько, Л. С. Пузыревского, С. А. Сухих, С. К. Шайхитдиновой1.
Взаимодействие СМИ с аудиторией, роль главного редактора в системе политических отношений раскрыто в работах Н. Ю. Балакиревой, Н. Р. Балынской, В. Н. Бузина, А. И. Вертешина, С. Г. Кара-Мурзы, Н. Б. Кирилловой, А. Г. Киселева, С. В. Коновченко, Г. А. Копниной, Г. С. Мельник, В. В. Прозорова, Р. Г. Шайхутдинова2.
Методы исследования. Для сбора эмпирического материала применялся метод анкетирования главных редакторов Санкт-Петербурга изучение индивидуальных характеристик личности руководителей изданий на основе анализа содержания данных ими письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов. Отметим, что в рамках создания эмпирической базы было проведено анкетирование 18 главных редакторов печатных изданий Санкт-Петербурга. Вопросы анкеты касались социальной позиции главных редакторов, их взаимодействия с аудиторией, коллективом, органами власти, профессиональных и личностных качеств, которыми важно
'Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен. М., 2004; Брасс А. А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. М., 2006; Глинская И. Ю. Человек в системе массовых коммуникаций. М., 2009; Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб., 2007; Корчак А. С. Философия Другого Я: История и современность. М., 2006; Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008; Омаров А. М. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука. М., 2009; Попов Б. Н. Другой в современной философии. М., 2001; Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. Томск, 1995; Пузыревский Л. С. Пассионарный менеджер. СПб., 2009; Сухих С. А. Личность в коммуникативном процессе. Краснодар, 2004; Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. Казань, 2004.
^Балакирева Н. Ю. Информационное пространство политики современной России: формирование сетевой организации. Орел, 2006; Балынская Н. Р. Журналистика в политическом процессе. Екатеринбург, 2008; Бузин В. Н. Медиапланирование. Теория и практика. М., 2010; Вертешин А. И. Журналистика и политическая власть - союзники и оппоненты. Период новейшей российской трансформации. Архангельск, 2006; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001; Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М., 2008; Коновченко С. В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. М., 2004; Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М., 2008; Мельник Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Автореф. док. дис. СПб., 1998; Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М., 2005; Шайхутдинов Р. Г. Современный политик: охота на власть. М., 2006.
обладать главному редактору. Участие в анкетировании приняли руководители ведущих изданий, таких, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Деловой Петербург», еженедельник «24 часа», «Ведомости -Санкт-Петербург», «Экстра-Балт», «Альманах в Санкт-Петербурге» и другие. Восемнадцать опрошенных субъектов позволили сделать срез экспертного мнения по вопросам, касающимся профессиональной деятельности главного редактора.
В диссертации применялись результаты метода наблюдения - одного из наиболее доступных методов изучения деловых, профессиональных и психологических особенностей личности на основе анализа ее внешнего проявления. Автор диссертации работала в редакции крупного регионального издания, неоднократно целенаправленно посещала редакции других изданий, в которых имела возможность непосредственно знакомиться с тем, как главные редакторы решают те или иные текущие вопросы. Метод наблюдения предполагал систематическое накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения главного редактора, позволяющих сделать выводы о его индивидуальном и профессиональном своеобразии.
Результаты наблюдения и анкетирования потребовали систематического анализа, в процессе которого сопоставлялись выявленные факты, выделялись наиболее характерные черты личности главного редактора. Для этого использовался метод аналогии1, в ходе которого происходил перенос знания, полученного во время рассмотрения одного объекта, на другой, в данный момент изучаемый. Обнаруженные в ходе применения метода аналогии факты подвергались обобщению, что позволило привести данные в различные классификации, представленные в главах диссертационного исследования.
Указанные методы применялись для изучения личностных характеристик руководителя издания. В расчет принимались аспекты его
'Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. СПб., 2008. С. 22.
взаимоотношения с коллективом, аудиторией, органами власти, его индивидуальные качества, необходимые для продуктивной деятельности. Для изучения профессиональной деятельности главного редактора, связанной с работой над журналистским текстом, применялся метод стилистического анализа публикаций региональных и общенациональных печатных изданий, элементы метода компаративистики, а также элементы методов лингвистического и социолингвистического анализа текстов, используемые, в частности, при анализе редакторских колонок. В целях изучения деятельности главных редакторов по созданию собственных текстов были проанализированы колонки главных редакторов в общенациональном еженедельном журнале «Огонек», общественно-политическом ежемесячнике «Эхо планеты» и региональном еженедельном журнале «Город 812». Анализ публикаций проводился за 2010 - 2011 годы. Полученные данные позволили сделать выводы о социально-политических позициях руководителей изданий, убеждениях, нравственных идеалах, стиле мышления.
Научная новизна заключается в том, что в диссертационном исследовании впервые был показан на широком теоретическом и эмпирическом материале комплекс приоритетных профессиональных, моральных, интеллектуальных качеств руководителя издания; изучена работа главного редактора по созданию собственных авторских произведений; предпринята попытка классификации определенных положений профессиограммы главного редактора в зависимости от типа издания, которое он возглавляет. Аспекты моральной, профессиональной, социальной идентичности рассматриваются рядом исследователей применительно к сотрудникам СМИ в целом или применительно к конкретной исторической фигуре. В данной работе внимание сфокусировано исключительно на личности главного редактора как субъекта медиапроцесса, творческих, управленческих, морально-духовных качествах руководителя издания, действиях главного редактора как руководителя творческого коллектива. Проведенное исследование явилось, как можно предположить, первым
шагом к созданию обобщенной профессиональной модели деятельности руководителя издания.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современный главный редактор погружен в рыночную среду, которая грозит ему порой утратой индивидуальности, потерей статуса субъекта массмедиа. Чтобы противостоять этому процессу, руководители изданий нередко выбирают путь манипулирования мнением аудитории с целью обеспечить такое ее поведение, которое необходимо для собственного статусного выживания. Однако самоутверждение за счет манипулирования аудиторией - не единственный выход. Сохранить статус субъекта массмедиа возможно, проявив себя уникальной и неповторимой личностью в профессиональной деятельности.
2. Духовность является фундаментальным качеством главного редактора, понимается как способность идеально усваивать явления окружающего мира, руководствоваться идеальным в Своей практической деятельности. Обладающий духовными качествами редактор следует высшим ценностям общественной жизни, идеалам истины, добра и красоты. Данное качество приобретает особое значение в современных условиях рыночной экономики, когда просвещение общества, сохранение гуманитарных ценностей, культуры, родного языка утрачивает порой былую важность.
3. В публицистическом дискурсе редактор проявляет себя как языковая личностьобладающая знанием возможных ролей в коммуникации, владеющая речевыми жанрами и соответствующими им речевыми тактиками и стратегиями. Именно в публицистическом дискурсе главному редактору отводится наиболее значимая социальная роль - выражать в той или иной мере интересы социума, к которому он принадлежит, так как публицистический дискурс есть, прежде всего, «социально детерминированный тип связи между ценностным содержанием и регулярно
'Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007.
воспроизводимыми и относительно устойчивыми коммуникативными ситуациями»1.
4. Творчество руководителя издания проявляется не только в редактировании текстов, но также в политических, правовых, административных, организационных, психологических, экономических аспектах редакционного управления. Творческий процесс протекает успешно благодаря способности редактора выходить за пределы им же самим (или другими) установленных ограничений. Профессиональную задачу можно решить творчески, только если дать себе сознательную установку на творчество. Способность находить творческие выходы из ситуации политического или идеологического давления приобретает важное значение в профессиональной деятельности главного редактора.
Эмпирическим материалом исследования послужили современные общенациональные и региональные газеты: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», «Литературная газета», «Российская газета», «Вечерний Петербург», «Невское время», журналы «Город 812», «Огонек», «Русский репортер», «Эхо планеты». Хронологические рамки- 2010-2011 гг.
Выбор данных изданий обусловлен тем, что, во-первых, это репрезентативные издания для данного диссертационного исследования, позволяющие сделать обобщающие выводы. Во-вторых, это представители общенациональной й региональной прессы, отвечающие одной из задач диссертационной работы - изучить различные редакционные системы изданий разнонаправленной тематики. В-третьих, в данных изданиях содержатся колонки редакторов, редакционные рубрики, разделы читательской почты, что имеет определяющее значение для проведения диссертационного исследования.
В газете «Невское время» и журнале «Русский репортер» автором диссертационного исследования был проведен анализ читательской почты. В
'Бабаева Е. В. Дискурсивное измерение ценностей. Волжский, 2003. С. 30.
общественно-политическом ежемесячнике «Эхо планеты», общенациональном еженедельном журнале «Огонек», региональном еженедельном журнале «Город 812» - анализ редакторских колонок. Остальные издания использовались для изучения редакционной системы, многие публикации послужили примерами для обоснования тезисов диссертационного исследования.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 16 научных публикациях, три из которых -в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Отдельные положения были обсуждены на заседаниях кафедры периодической печати факультета журналистики СПбГУ, общероссийских и международных конференциях: «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, 2009 - 2011 годы), «СМИ в современном мире. Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, 2009 - 2011 годы), «Медиафилософия II. Границы дисциплины» (Санкт-Петербург, 2008 г.), «Медиафилософия III. Принципы и способы анализа медиареальности» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Публицистика в кризисный период: проблемы истории, теории, языка» (Великий Новгород, 2010 г.).
Практическая значимость заключается в том, что основные положения диссертационного исследования имеют существенное социально-культурологическое значение, могут представлять интерес для журналистов-практиков, руководителей изданий. Главный редактор - ключевая фигура в сфере массмедиа, от которой во многом зависит «лицо» отечественной журналистики, ценностный уровень общества в целом. Именно главные редакторы формируют позицию общественности по социальным, политическим, культурным вопросам, поэтому исследование личностных и профессиональных характеристик современных руководителей СМИ приобретает большое значение.
Материалы исследования можно использоваться при подготовке к лекциям и семинарам по дисциплинам учебной программы, основам
творческой деятельности журналиста, данные материалы являются также платформой для более полного и подробного исследования профессиональной деятельности главного редактора.
Структура диссертации отвечает поставленным в исследовании целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во Введении дается общая характеристика работы: определяется объект и предмет диссертационного исследования, ставятся цели, задачи, описываются актуальность, степень научной разработанности темы, методы, научная новизна, практическая значимость, эмпирический материал.
В первой главе «Главный редактор в системе массмедиа» рассмотрены духовно-нравственные и профессиональные качества руководителя издания, принципы его деятельности, моральные ценности, идейные, культурно-интеллектуальные аспекты поведения.
В разделе 1.1 «Личность руководителя издания в свете культурных, духовных и моральных императивов» акцент сделан на категории духовности, которая играет особую роль в характеристике личности главного редактора У обладающего духовными качествами руководителя издания моральные интересы преобладают над материальными, профессиональную деятельность определяют высокие гражданские, этические, эстетические идеалы. В погоне за высокими рейтингами и тиражами главные редакторы, однако, порой забывают, что духовная составляющая - воспитание, развитие, просвещение людей, является безусловным приоритетом их профессиональной деятельности.
Опасность взаимодействия «рыночного» руководителя СМИ и общества заключается в том, что массам прививаются деформированные духовные ценности, дается искаженная картина мира, что негативно влияет на развитие поведенческих моделей.
В разделе 1.2 «Личностные и профессиональные качества главного редактора» проанализированы классификации типичных характеристик, нормативных требований к журналисту, и главному редактору в частности. Вследствие обобщения некоторых из них была выделена группа личностных и профессиональных качеств, важных для успешной деятельности руководителя издания. Это идейно-моральные качества, которые проявляются в приверженности главного редактора целостной системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу; психологические качества, такие, как ответственность, независимость, честность; деловые качества, выражающиеся в способности главного редактора быстро оценить изменившуюся обстановку, оперативно принять решение, скорректировать планы. Акцент сделан на управленческих способностях главного редактора. В рамках управления работой редакции руководитель издания проводит совещания и планерки, вносит предложения и коррективы в деятельность сотрудников, следит за развитием внешней формы и содержательной стороны газеты или журнала.
Кроме того, сделана попытка выявления механизма корреляции профессиональных качеств главного редактора и типологических доминант издания.
Раздел 1.3 «Социальная позиция, гражданский долг и принципы руководителя издания» посвящен социальной ответственности главного редактора.
Руководителю издания важно осознать, в чем заключается его долг перед обществом и насколько эффективно он его исполняет. Осознание, принятие и мера выполнения профессионального долга и будет составляющей ответственности. Чем большей свободой действий располагает главный редактор в своей профессиональной деятельности, тем выше мера ответственности за характер и последствия использования этой свободы.
Происходит существенная трансформация ценностей современных журналистов, в том числе главных редакторов, для которых зачастую характерен прагматичный и даже авантюристический взгляд на профессию всего лишь как на способ зарабатывания денег. Если, например, в советское время главные редакторы рассматривали себя в качестве воспитателей, организаторов, глашатаев общественного мнения, то сегодня многие видят себя развлекателями, продавцами информации.
Во второй главе «Взаимодействие главного редактора с коллективом, аудиторией, органами власти» освещена тема профессионального статуса руководителя издания. В крупных издательских домах существует иерархия редакторов. Каждый из них обладает особыми должностными полномочиями и обязанностями. Проанализировав структуру редакций общероссийских и региональных журналов и газет, мы вычленили следующие редакционные «схемы».
Самую распространенную модель управленческого звена редакции составляют главный редактор и заместитель главного редактора. Таковы редакции в газетах «Ведомости», «Вечерний Петербург», «Советская Россия». Согласно определению К. М. Накоряковой, главный редактор -руководитель всего коллектива участников подготовки и создания произведения печати, выполняющий организационно-управленческие функции, необходимые для создания, выпуска и распространения издания1. Заместитель редактора - главный помощник редактора на всех направлениях планирования и руководства редакцией.
Данная управленческая схема - самая простая, характерна, как правило, для небольших редакций. Иногда место заместителя редактора занимает выпускающий редактор, отвечающий за подготовку и выпуск периодического издания: определяющий тему номера, формирующий редакционное задание, проверяющий сроки выполнения работы
'Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации. М., 2010. С. 14 - 15.
журналистами. Такая модель существует в газете «Асток-пресс». Заместитель и выпускающий редактор могут тесно взаимодействовать, как, например, в «Литературной газете». Для более крупных редакций характерна «триада», состоящая из генерального директора, главного редактора, заместителя главного редактора. Такая редакционная модель встречается в издательском доме «Аргументы и факты», газетах «Известия», «Российская газета».
Остановимся на редакционной структуре газеты «Невское время», включающей в себя генерального директора, главного редактора, шеф-редактора и двух заместителей главного редактора. О функциях главного редактора и его заместителей говорилось выше. Шеф-редактор, по сути, это заместитель главного редактора, хотя в различных редакциях он может быть наделен различными полномочиями. Шеф-редактор участвует в формировании концепции издания, координирует работу редакционного коллектива. Обязанности этого специалиста обусловлены масштабами издания. В небольших газетах функции шеф-редактора и главного редактора выполняет один человек. В крупных СМИ шеф-редактор отвечает за одно тематическое направление - политику, экономику, культуру и т. д.
В еженедельнике «24 часа» в редакцию входят главный редактор, заместитель главного редактора и ответственный редактор. Функции ответственного редактора во многом совпадают с функциями главного редактора, а также заместителя редактора. Ответственный редактор руководит работой всего редакционного коллектива, замещает главного редактора во время его отсутствия, получая в этот период все его полномочия - право подписи газеты в печать, издания приказов по редакции, Ответственный редактор может также отвечать за подготовку и выпуск номера.
Интерес представляет редакция газеты «Коммерсантъ», во главе которой находится генеральный директор, в редколлегию входят шеф-редактор, главный редактор, заместитель шеф-редактора и заместитель
главного редактора. Отдельно существует группа выпускающих редакторов и служба контрольных редакторов. В газете «Метро», помимо генерального директора и главного редактора, имеется редактор номера. К редактированию некоторых номеров издания привлекаются в качестве консультантов известные личности из области искусства, культуры, политики.
Во многих редакциях имеется бильд-редактор, художественный редактор, который отвечает за подбор иллюстраций в газете, за их соответствие содержанию публикаций и качество исполнения. В анализируемых изданиях бильд-редактор носит название арт-директора. Например, в газете «Коммерсантъ», газете «Деловой Петербург», газете «Метро».
В разделе 2.1 «Взаимоотношение руководителя издания с редакционным коллективом» говорится о стилях управления, методах, приемах, характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными. Действия авторитетного редактора воспринимаются коллективом с заведомым доверием и быстрее реализуются. Ему легче формировать отношения власти - подчинения.
Авторитетный редактор подает пример, но «подражание» свойствам авторитета, которое распространяется внутри коллектива, способно лишить его исключительности положения. Возникает опасность раствориться в коллективе, который усвоил, ассимилировал то, в чем выражалось особое положение авторитетного руководителя издания. Хотя, по мнению Б. Ф. Поршнева, «сам авторитет порождается коллективом, общностью и психически индуцирован ими»1.
Существуют два пути поиска редактора: внутри редакции и вовне. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Плюсы продвижения человека по карьерной лестнице внутри редакции заключаются в его лояльности, знании бренда, коллектива, системы. Минусы «своего» человека в том, что
'ПоршневБ. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 167.
он как член коллектива, имеющий сложившиеся отношения, боится перемен, проявляет неуместную осторожность. Плюсы найма извне состоят в том, что приход нового человека позволяет в случае необходимости почти полностью обновить проект, ему легче все ломать и строить новое, он смотрит на работу редакции свежим взглядом. Минусы такого найма заключаются в отторжении новичка коллективом, опасающимся слишком резких перемен. Специалист со стороны может не до конца понимать формат, концепцию издания.
В разделе 2.2 «Руководитель издания и аудитория» рассматривается проблема трансформации характера главного редактора как индивида. Под этим понимается преобразование внутреннего мира человека, различных схем его деятельности. Главные редакторы выступают как «бунтовщики»1 и антагонисты «обывателей». Обыватели, под которыми подразумеваются представители аудитории, обращены к самим себе. Бунтовщики, напротив, коммуникабельны. Их цель - изменить предметный мир, устранить реальность и создать свою собственную. Это возможно сделать в том числе с помощью авторских текстов. Ярким примером редакторского журнализма является колонка главного редактора общественно-политического ежемесячника «Эхо планеты» Э. Е. Гусейнова. В текстах Э. Е. Гусейнова формируется образ размышляющего, оценивающего автора, носителя истины. Пример - материал «Потерянное десятилетие» (№ 1-2 за 1-21 января 2010 г.), в котором редактор пытается осмыслить то, что человечество создало за первые десять лет нового века. Или колонка «Почему мы умираем» (№ 27 за 15 - 21 июня 2011 г.). Редактор не щадит читателя, делает жесткие выводы. Читатель втягивается в рассуждение благодаря интеллектуальному напряжению, сильной авторской позиции в тексте.
СМИ не в силах трансформировать реальность, но им по силам изменить представление о ней. Что и делают некоторые главные редакторы, программируя мнения и устремления аудитории, настроения и даже
'Попов Б. Н. Другой в современной философии. М., 2001. С. 211.
психические состояния людей, т. е. осуществляя манипуляцию. Так, на вопрос анкеты1 «Согласны ли вы с утверждением, что современные СМИ манипулируют аудиторией», пятнадцать из восемнадцати руководителей изданий Санкт-Петербурга дали положительный ответ, и только трое выбрали вариант ответа «может быть». Отрицать манипулятивное воздействие СМИ на аудиторию не стал ни один редактор.
В разделе 2.3 «Главный редактор в системе политических отношений» речь идет о политической активное™ руководителя издания. В диссертации предпринята попытка характеристики главных редакторов на основе уровня их политической активности. Так, редакторы-консерваторы зачастую придерживаются позиции информационного обслуживания власти. В этом случае СМИ, по сути, становится отделом пропаганды, средством создания положительного имиджа власти. Редакторы-либералы позволяют критику власти, хотя довольно осторожную. Редакторам либералам и существующему властному режиму противостоят редакторы-анархисты -«бойцы» информационной и политической войны.
В ходе анкетирования руководителей изданий Санкт-Петербурга четырнадцать респондентов из восемнадцати ответили, что редакторов и власть связывают партнерские отношения, двое считают представителей власти соперниками, столько же человек - врагами. Были также получены ответы, что редакторы и власть «посторонние» и «независимо существующие единицы».
Также в разделе говорится о том, как правовой статус редакции влияет на степень творческой свободы главного редактора.
В третьей главе «Роль главного редактора в формировании публицистического дискурса» рассматривается работа главного редактора с журналистским текстом. Основная задача главного редактора - перенести аудиторию во «вторую реальность», т. е. в журналистский текст, который
'Анкетирование главных редакторов ведущих изданий Санкт-Петербурга проведено автором диссертационного исследования.
выступает как тезаурус смыслов для социума, как дискурс1, а именно текст, взятый в событийном аспекте, речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие. В публицистическом дискурсе редактор задействован как языковая личность2, обладающая знанием возможных ролей в коммуникации, владеющая речевыми жанрами и соответствующими им речевыми тактиками и стратегиями. При этом главному редактору приходится оперировать не реальными событиями, а их знаками -материально выраженной заменой предметов, явлений, понятий; иметь дело с большим количеством знаковых систем, в которых воплощается передаваемая аудитории информация.
Раздел 3.1 «Журналистский текст как объект работы редактора» посвящен проблеме отношений «редактор - автор» и «редактор - текст». При отсутствии редакторского контроля к читателю может попасть информация, упрощающая или вообще искажающая реальное положение дел. «Редактору важно профессионально разбираться в современных коммуникативных процессах, уметь работать с текстом, - считает Н. А. Литвиненко, декан факультета филологии и журналистики Университета Российской академии образования (РАО). - Уровень текстов СМИ говорит о профессионализме их редакторов»3.
Осуществляя работу с текстом, редактор выступает в качестве творца публицистического дискурса, создающего как собственные тексты, так и направляющего текстовые потоки по определенному руслу в зависимости от
'Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб., 2004. С. 355.
2Наиболее полное обоснование понятие «языковая личность» получило в работах Ю. Н. Караулова. Под языковой личностью он понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью (см.: Караулов Ю. Н. русский язык и языковая личность. М., 2007. С. 238).
3Цит. по: Остроумова Т., Арефьева Е. Требуется редактор... И http://www.rn ediajobs.ru/infocenter/analitics/1000
своей социальной позиции, требований рынка, заказчика, политической силы.
В разделе 3.2 «Творческая составляющая профессиональной деятельности главного редактора» говорится о необходимости творчески относиться к своим обязанностям, о том, что главному редактору приходится сталкиваться с быстро меняющимися ситуациями, проблемами, требующими немедленного решения. Наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведения, редактор вынужден искать нестандартные выходы из ситуации. Такой процесс и называется творчеством. Он протекает успешно благодаря способности редактора выходить за пределы им же самим (или другими) установленных ограничений. Взгляд на творчество как на высшую форму труда, направленного на создание нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям аудитории, приводит к тому, что реализация творческих способностей редактора приобретает характер самореализации. Компетентность, осведомленность редактора в профессиональной сфере и сфере творчества становятся не только факторами проявления и развития его творческих способностей, но и стабильными свойствами его личности.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы. Список литературы содержит 239 наименований. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Шипилова М. В. Редактор газеты: публицист, наставник, руководитель (Алексей Аджубей в редакции газеты «Известия») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9 «Филология. Востоковедение. Журналистика». Выпуск № 1. 2010. С. 265-273.
2. Шипилова М. В, Роль главного редактора в системе политических отношений // Известия Алтайского государственного университета. Серия «История. Политология». Выпуск 4/2 (68/2). Барнаул, 2010. С. 268-272.
3. Шипилова М. В. Идейность главного редактора: идеалы и заблуждения Максима Горького // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9 «Филология. Востоковедение. Журналистика». Выпуск № 2. 2011. С. 293-3Ó1.
4. Шипилова М. В. Фигура культурала в медиапространстве: претензия на лидерство // Медиафилософия II. Границы дисциплины / Под ред.
B. В. Савчука, М. А. Степанова. СПб, 2009. С. 107-113.
5. Шипилова М. В. Руководитель СМИ и бюрократия: Александр Твардовский - редактор журнала «Новый мир» в период Советской власти // Сборник научных трудов «Очерки гуманитарных исследований». Выпуск № 7. Барнаул, 2009. С. 166-182.
6. Шипилова М. В. Профессиональная культура главного редактора // СМИ в современном мире. Молодые исследователи; материалы VIII межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (4-6 марта 2009 г.) / Под ред. Л. П. Громовой; сост. О. А. Никитина. СПб, 2009. С. 79-80.
7. Шипилова М. В. Редактор СМИ как творческая личность // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практ. конф. СПб, 2009. С. 73-74.
8. Шипилова М. В. Главный редактор: субъект манипулирования или оптимизации общественного мнения // Сборник научных трудов «Очерки гуманитарных исследований». Выпуск № 8. Барнаул, 2010.
C. 136-148.
9. Шипилова М. В. Феномен редактора-маргинала в современной медиакультуре // СМИ в современном мире. Молодые исследователи: материалы IX межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (3-5 марта 2010 г.) / Под ред. JI. П. Громовой; сост.
О. А. Никитина. СПб, 2010. С. 285-286.
10. Шипилова M, В. Языковая личность главного редактора в пространстве медиа // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 260-262.
11. Шипилова М. В. Публицист, реформатор, руководитель (Алексей Аджубей в редакции газеты «Известия») // Публицистика в кризисный период: проблемы истории, теории, языка: материалы науч.-практ. конф. Великий Новгород, 2010. С. 156-162.
12. Шипилова М. В. Личностные и профессиональные качества редактора университетского издания // Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации): материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (Корпоративные массмедиа)» / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2010. С. 101-105.
13. Шипилова М. В. Профессиональная мораль, нравственность и этика главного редактора (Н. А. Бердяев во главе философско-религиозного журнал «Путь») // Журнал «Филология и человек». Выпуск № 2. Барнаул, 2010. С. 169-175.
14. Шипилова М. В. Главный редактор как субъект медиареальности // СМИ в современном мире. Молодые исследователи: материалы X межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (3-5 марта 2011 г.) / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. СПб., 2011. С. 282-284.
15. Шипилова М. В. Типы изданий и типы редакторов: руководитель как воплощение категории «другого» // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: материалы 50-й междунар. науч. конф. / Отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2011. С. 155-158.
16. Шипилова М. В. Главный редактор как субъект текстотворчества // Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. науч. работ студентов
и аспирантов. Вып. 11 / Под ред. Б. Я. Мисонжникова; сост. О. А. Никитина. СПб., 2011. С. 42-50.
Подписано в печать 01.03.2012. Формат 60Х84'/|6 Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 29. Отпечатано в Лаборатории оперативной печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета 199004, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26
Текст диссертации на тему "Главный редактор как субъект медиапроцесса"
61 12-10/739
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Шипилова Мария Владимировна
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР КАК СУБЪЕКТ МЕДИАПРОЦЕССА
Специальность 10.01.10 - журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Б. Я. Мисонжников
Санкт-Петербург 2012
Содержание
Введение...............................................................................3
ГЛАВА I. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР В СИСТЕМЕ МАССМЕДИА.......15
1.1. Личность руководителя издания в свете культурных, духовных и моральных императивов..................................................................18
1.2. Личностные и профессиональные качества главного редактора....................................................................................42
1.3.Социальная позиция, гражданский долг и принципы руководителя издания.......................................................................................61
ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА С КОЛЛЕКТИВОМ, АУДИТОРИЕЙ, ОРГАНАМИ ВЛАСТИ......................76
2.1. Взаимоотношение руководителя издания с редакционным коллективом.................................................................................77
2.2. Руководитель издания и аудитория.......................................97
2.3. Главный редактор в системе политических отношений............118
ГЛАВА III. РОЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА.............................................145
3.1. Журналистский текст как объект работы редактора.................151
3.2.Творческая составляющая профессиональной деятельности главного редактора.......................................................................172
Заключение........................................................................196
Список литературы...............................................................202
Введение
Актуальность исследования обусловлена важностью роли главного редактора как субъекта медиапроцесса, его управленческого, творческого, интеллектуального потенциала, основных профессиональных и личностных характеристик, социальной и гражданской позиции, принципов, моральной ответственности и творческой индивидуальности. Существуют отдельные издания, разделы в учебной литературе, статьи, посвященные редакторской деятельности ярких представителей литературы и журналистики, но мало общих работ, систематизирующих и обобщающих профессиональный опыт руководителей изданий.
Обращение к различным сторонам деятельности главного редактора особенно важно в условиях функционирования СМИ в рыночной среде. Современная массмедийная ситуация, в которой превалируют рыночные отношения, зачастую ведет к трансформации профессиональных и личностных характеристик руководителя издания. Управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом личности и частью культуры общества. Участие в конкурентной борьбе за популярность, получение прибыли, привлечение рекламодателей характерно для большинства СМИ. Одной из главных характеристик эпохи является «информационный взрыв» -власть информации, власть СМИ1, - пишет исследовательница Н. Б. Кириллова. Во многих случаях на периферию уходит то, что традиционно составляло основу редакторской деятельности и формировало культуру журналистской профессии - навыки работы редактора с текстом. Сегодня главный редактор активно решает менеджерские вопросы, связанные с мониторингом ситуации на рынке массмедиа, привлечением к изданию
'Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М., 2008. С. 17.
новых партнеров и рекламодателей, контролем за действиями конкурентов. Однако данные задачи не снимают с главного редактора ответственности за содержание номера газеты или журнала - качество журналистских текстов, соответствие их информационной политике издания. В результате расширения источников информации руководители изданий утрачивают «языковой вкус эпохи», т. е. систему идейных, психологических, эстетических установок, касающихся языка, которые определяют ценностное отношение личности к языку, способность интуитивно оценивать правильность, уместность, эстетичность речевого выражения1. Поэтому в данном диссертационном исследовании показана диалектика деятельности современных главных редакторов, которым приходится осуществлять стратегическое планирование издания, принимать решения о функционировании редакции, в то же время включаться в работу с журналистскими текстами, а порой создавать и собственные авторские материалы.
Объектом данного исследования выступают аспекты профессиональной деятельности главного редактора.
Предметом исследования являются личностные и профессиональные характеристики главного редактора, стратегии поведения, приоритетные в его профессиональной деятельности.
Цель диссертационного исследования - показать специфику действий главного редактора как субъекта медиапроцесса, его личностного, творческого, социального потенциала, оптимальных личностных черт и профессиональных характеристик, а также роль и значение главного редактора в общественно-гуманитарных процессах, что подразумевает исследование позиции главного редактора в тесной связи с утилитарной и духовной тенденциями развития общества.
'Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. Изд. 3-е., испр. и доп. СПб., 1999. С. 29.
Поставленные цели определили следующие задачи:
- охарактеризовать профессиональные обязанности, особенности творческой деятельности, способы разрешения проблемных ситуаций главными редакторами современных печатных изданий;
- для выявления роли главного редактора в современном медиапространстве и обществе в целом рассмотреть взаимодействие редактора с социальной средой, принципы его самовыражения. Для этого провести анкетирование главных редакторов печатных изданий Санкт-Петербурга;
- рассмотреть различные точки зрения социологов, психологов, философов, литературоведов, публицистов, журналистов-практиков на роль главного редактора в массмедийном процессе, его функции, личностные и профессиональные характеристики;
- проанализировать работу современных главных редакторов с текстом, дать оценку редакторским колонкам в газетной и журнальной периодической прессе;
- на основе данных, полученных в ходе анализа библиографии, а также эмпирическим путем, очертить круг профессиональных, социальных, творческих, личностных приоритетов главного редактора.
Подчеркнем, что в данном диссертационном исследовании рассматривается сущность профессиональной деятельности, личностные проявления главных редакторов печатных изданий. Характеристики главных редакторов информационных агентств, телеканалов, радиостанций в рамках данной работы не рассматриваются.
Степень научной разработанности темы. Основой диссертационного исследования послужили труды ученых в области языкознания, журналистики, социальной психологии, философии, менеджмента. Категории духовности, культуры, морали, а также личные и
профессиональные характеристики работника средств массовой информации рассмотрены в трудах Д. С. Авраамова, И. А. Бокачева, А. Г. Войтова, Т. Б. Вьюковой, В. И. Кузина, К. В. Маркелова, Н. В. Марьясовой, Н. В. Омельченко, Т. Д. Орловой, Б. Ф. Поршнева, В. В. Савчука, О. Р. Самарцева, О. А. Третьякова1.
Социальная позиция, гражданский долг и принципы деятельности журналиста и руководителя СМИ, в частности, раскрыты в работах С. Ю. Ивановой, С. Г. Корконосенко, А. А. Кудишиной, Е. П. Прохорова, О. А. Шушериной2.
Вопросы языкознания, герменевтики, коррелирующие с вопросами участия главного редактора в формировании публицистического дискурса, рассмотрены такими авторами, как С. Р. Абрамов, И. В. Арнольд, Е. В. Бабаева, М. М. Бахтин, И. Р. Гальперин, А. А. Грякалов, Т. А. ван Дейк, В. И. Карасик, Ю. М. Лотман, И. П. Лысакова, Н. Д. Марова, Б. Я. Мисонжников, К. М. Накорякова, Дж. Остин, Л. В. Правикова, Б. Рассел, К. А. Рогова, А. Н. Славская, С. И. Сметанина, А. Б. Соломоник, В. Н.
л
Степанов, С. Тулмин, Л. Ф. Чертов, Н. А. Шехтман .
'Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991; Бокачев И. А. Духовность в контексте социально-философского анализа: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000; Войтов А. Г. Идейность. М., 2006; Вьюкова Т. Б. Восемьдесят пять радостей и огорчений. Размышления редактора. М., 1986; Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2001; Маркелов К. В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. М,, 1999; Марьясова Н. В, Духовность в жизни человека. Хабаровск, 2007; Омельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997; Орлова Т. Д. Введение в журналистику. Организация работы редакции газеты. М., 1989; Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979; Савчук В. В. Режим актуальности. СПб., 2004; Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. М., 2007; Третьяков О. А. Моя стратегия успешной газеты. Самоучитель главного редактора. М., 2007.
2Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2004; Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010; Кудишина А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. М., 2005; Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2005; Шушерина О. А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста. Красноярск, 2002.
3 Абрамов С. Р. Герменевтика: история и теория метода. Майкоп, 2001; Арнольд
Креативность, творческая составляющая личности, а также профессиональной деятельности сотрудника СМИ представлены в работах
A. А. Атанова, Т. А. Барышевой, С. И. Гришунина, О. Д. Картавцевой, Ю. В. Китова, А. В. Костиной, Г. В. Лазутиной, В. Д. Мансуровой, В. Ф. Олешко,
С. Д. Политыко, В. М. Розина, Л. Г. Свитич, В. А. Сидорова, Е. С. Синицына,
B. Н. Степанова, Н. Г. Федотовой, К. Г. Эрдынеевой1.
И. В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб., 1997; Бабаева Е. В. Дискурсивное измерение ценностей. Волжский, 2003; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986; Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е. М., 2007; Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб., 2004; ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. В. В. Петрова / Под ред. В. И. Герасимова. М., 1989; Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999; Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2005; Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста. Ч. 1. Екатеринбург, 2006; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации, М,, 2010; Остин Дж. Чужое сознание // Философия. Логика. Язык / Под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987; Правикова Л. В. Современная теория дискурса: когнитивно-фреймовый и аргументативный подходы. Пятигорск, 2004; Рассел Б, Искусство мыслить. Пер, с англ, Е. Н. Козловой, О. А. Назаровой, С. Г. Сычевой. М., 1999; Русский язык и русская речь сегодня: старое - новое - заимствованное / Под ред. К. А. Роговой, Н. О. Рогожиной, Е. Е. Юркова. СПб., 2003; Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна, 2002; Сметанина С. И. Литературное редактирование: для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003; Соломоник А. Б. Философия знаковых систем и язык. Изд. 2-е. М., 2002; Степанов В. Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПб., 2003; С. Тулмин. Человеческое понимание. Пер. с англ. 3. В. Кагановой. М., 1984; Чертов Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993; Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст. Оренбург, 2005.
Станов А. А. Интуиция и ее место в творчестве. Методологический аспект: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1996; Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002; Гришунин С. И. Возможна ли современная наука без интуиции: модели творческой интуиции в контексте науки, философии и прогнозирования. Изд. 2-е., испр. М., 2008; Картавцева О. Д. Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве. Ростов н/Д, 2009; Китов Ю. В. Человек интересующийся. М., 2001; Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е. М., 2005; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007; Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002; Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003; Политыко С. Д. Антропология творчества. М., 2003; Розин В. М. Мышление и творчество. М., 2006; Свитич Л. Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов.
Вопросы взаимодействия редактора с коллективом, проблемы профессионального статуса руководителя издания, стиля и специфики управления, освещаются в трудах И. В. Антоненко, А. А. Брасса, И. Ю. Глинской, О. В. Евтихова, А. С. Корчака, А. Б. Купрейченко, А. М. Омарова, Б. Н. Попова, Д. Н. Приходько, Л. С. Пузыревского, С. А. Сухих, С. К. Шайхитдиновой1.
Взаимодействие СМИ с аудиторией, роль главного редактора в системе политических отношений раскрыто в работах Н. Ю. Балакиревой, Н. Р. Балынской, В. Н. Бузина, А. И. Вертешина, С. Г. Кара-Мурзы, Н. Б. Кирилловой, А. Г. Киселева, С. В. Коновченко, Г. А. Копниной, Г. С. Мельник, В. В. Прозорова, Р. Г. Шайхутдинова2.
Диссертация в виде научного доклада. М., 2002; Сидоров В. А. Прогноз в журналистике. СПб., 2001; Синицын Е. С. Теория творчества, структурный анализ мышления, теория интегрированного обучения. Новосибирск, 2001; Степанов В. Н. Теория коммуникации. Ярославль, 2008; Федотова Н. Г. Теория и культурные практики массовой коммуникации. Великий Новгород, 2008; Эрдынеева К. Г. Креативность: сущность, структура. Чита, 2008.
1Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен. М., 2004; Брасс А. А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. М., 2006; Глинская И. Ю. Человек в системе массовых коммуникаций. М., 2009; Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб., 2007; Корчак А. С. Философия Другого Я: История и современность. М., 2006; Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008; Омаров А. М. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука. М., 2009; Попов Б. Н. Другой в современной философии. М., 2001; Приходько Д. Н. Отчуждение и пути его преодоления. Томск, 1995; Пузыревский Л. С. Пассионарный менеджер. СПб., 2009; Сухих С. А. Личность в коммуникативном процессе. Краснодар, 2004; Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. Казань, 2004.
Балакирева Н. Ю. Информационное пространство политики современной России: формирование сетевой организации. Орел, 2006; Балынская Н. Р. Журналистика в политическом процессе. Екатеринбург, 2008; Бузин В. Н. Медиапланирование. Теория и практика. М., 2010; Вертешин А. И. Журналистика и политическая власть - союзники и оппоненты. Период новейшей российской трансформации. Архангельск, 2006; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001; Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М., 2008; Коновченко С. В., Киселев А. Г. Информационная политика в России. М., 2004; Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М., 2008; Мельник Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Автореф. док. дис. СПб., 1998; Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М., 2005; Шайхутдинов Р. Г. Современный политик: охота на власть. М., 2006.
Методы исследования. Для сбора эмпирического материала применялся метод анкетирования главных редакторов Санкт-Петербурга -изучение индивидуальных характеристик личности руководителей изданий на основе анализа содержания данных ими письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов. Отметим, что в рамках создания эмпирической базы было проведено анкетирование 18 главных редакторов печатных изданий Санкт-Петербурга. Вопросы анкеты касались социальной позиции главных редакторов, их взаимодействия с аудиторией, коллективом, органами власти, профессиональных и личностных качеств, которыми важно обладать главному редактору. Участие в анкетировании приняли руководители ведущих изданий, таких, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Деловой Петербург», еженедельник «24 часа», «Ведомости -Санкт-Петербург», «Экстра-Балт», «Альманах в Санкт-Петербурге» и другие. Восемнадцать опрошенных субъектов позволили сделать срез экспертного мнения по вопросам, касающимся профессиональной деятельности главного редактора.
В диссертации применялись результаты метода наблюдения - одного из наиболее доступных методов изучения деловых, профессиональных и психологических особенностей личности на основе анализа ее внешнего проявления. Автор диссертации работала в редакции крупного регионального издания, неоднократно целенаправленно посещала редакции других изданий, в которых имела возможность непосредственно знакомиться с тем, как главные