автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Государственный русский драматический театр в Бурятии

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гильмулина, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Государственный русский драматический театр в Бурятии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Гильмулина, Елена Анатольевна

2.1. Роль Московского Оргтеатра в становлении театрального дела в 83 республике (1928-1932 гг.).

2.2. Создание Городского театра с русской труппой (1934-1941 гг.).

2.3. Русский драматический театр Бурятии в годы Великой 113 Отечественной войны и послевоенное время (1941 - 1953 гг.).

ГЛАВА III. Развитие Государственного русского драматического театра 145 Бурятии в период кризиса моностилистической культуры и становления полистилистической культуры (1954 - 2004 гг.).

3.1. Традиции и новаторство в творчестве театра во времена «оттепели» 145 и перехода к неосталинизму (1954-1970 гг.).

3.2. Творческо-организационное бытование театра в условиях общественного «застоя» и зарождения художественного многообразия культуры (1970-1985 гг.).

3.3. Творчество театра в контексте смены социокультурной парадигмы 197 (1985-2004 гг.). гг.).

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Гильмулина, Елена Анатольевна

Актуальность исследования. Усложнение художественной жизни общества начала XXI в., изменение эстетических запросов зрителей, обусловленные политическим курсом на развитие рыночных отношений, выявили определенные противоречия в практике функционирования театра. Общеизвестно, что конкретное содержание театрального процесса определяется непростым взаимодействием тенденций эволюции искусства и социально-культурных условий, в которых оно существует. История русского и советского театра знает множество примеров этой неразрывной связи, когда общественные идеи и культурные запросы решающим образом влияли на развитие сценического искусства.

Современное профессиональное театральное искусство - значительное явление российской культуры. Оно представлено не только творчеством столичных театров, но и художественной жизнью российской провинции. Сегодня активно изучаются процессы формирования и развития театральной культуры дальних регионов страны, в том числе Приморья, Сахалинской и Читинской областей, Республики Саха (Якутия), написаны диссертации, привлекающие внимание искусствоведов, культурологов, историков.

Театр советского периода как явление российской культуры наиболее полно отражает общественное сознание эпохи, художественные смыслы, идеи и концепции и потому является важным объектом исследования не только театроведения, истории, но и культурологии.

В русле современных тенденций актуализировалась целесообразность синтеза искусствоведческих и культурологических подходов к изучению театра как социокультурного феномена. Необходимость осмысления места и роли театра в культуре с целью выработки целостного понимания художественных процессов становится все более очевидной.

Взгляд ученых на историю русского профессионального театрального искусства в последнее время связан с выявлением особенностей развития каждого отдельного коллектива во взаимосвязи не только с общероссийской театральной системой и государственной политикой, но и социокультурными особенностями своего региона. От восхваления и нигилистки критического отношения к советскому периоду истории России мы стремимся прийти к трезвому и объективному анализу прошедшей эпохи.

Государственный Русский драматический театр имени H.A. Бестужева -первый профессиональный творческий коллектив Бурятии, созданный в 1928 году, отметил свое 75-летие. Вместе с тем до настоящего времени деятельность театра не имеет полного историко-теоретического исследования, были утеряны и ушли в небытие важные факты, способствующие более глубокому пониманию процессов формирования русского сценического искусства в национальной республике. Необходимость исследования обоснована потребностью создания объективной и целостной картины культурно-исторической жизни Бурятии в XX столетии.

И в прошлом, и в настоящем оставаясь частью провинциального театрального пространства, Государственный русский драматический театр им. H.A. Бестужева, как носитель русской культуры и российской государственности, занимает важное место в духовной жизни общества, сохранении культурных традиций. Таким образом, заявленная проблема представляется научно и практически значимой.

Степень изученности проблемы. Исследование русского театра развивалось по пути расширения представлений о предмете изучения, совершенствования понятийного аппарата и исследовательских методов, укрепления взаимосвязей со смежными дисциплинами. Основополагающие подходы к изучению театра начали складываться в отечественной науке на рубеже XIX-XX вв., на этапе становления массовой культуры и развития гуманитарного знания, когда возникла потребность в осмыслении социальных закономерностей развития культуры и искусства. Вместе с тем, объективно говоря, механизм взаимодействия сцены и зала является предметом социально-эстетического анализа еще со времен античных авторов («Поэтика» Аристотеля) и философов Просвещения - Д. Дидро («Парадокс об актере»), Г.-Э. Лессинга («Гамбургская драматургия»). Большое значение для понимания общественной роли театра в России XIX - начала XX вв. имели критические труды В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова, позднее работы Г.В. Плеханова, A.B. Луначарского и других.

В России исходные предпосылки для изучения театра наметились сначала в рамках литературоведения, а затем формирующегося в 1910-1920-х гг. театроведения.

Необходимость целостного видения и воссоздания театрального процесса во всех его существенных связях базировалась на понимании того, что в основе научного театроведения должен лежать, по выражению A.A. Гвоздева, «спектакль как таковой». Становление и формирование отечественной науки о театре шло параллельно с утверждением приоритета режиссера, а также с приходом новых, эстетически слабо подготовленных зрителей с их непредсказуемым восприятием, существенно влияющим на «язык» спектакля и на всю сценическую эстетику. В 20-е гг. выходят театроведческие работы, посвященные творчеству драматургов, актеров, режиссеров, художников, анализу отдельных постановок, деятельности театральных коллективов.

Взгляды ученых развивались в направлении целостного представления о деятельности театра как социально-художественного организма. Так, в исследовательских концепциях театральное искусство предстает как множество конкретных продуктов театрального производства (творчества) и объектов зрительского потребления (восприятия), то есть спектаклей, по поводу которых разворачивается взаимодействие театра и публики.

Таким образом, расширение и обогащение предмета изучения театроведческой науки соответствовало развитию театрального искусства.

Вместе с тем представление о театральном процессе, его содержании и структуре исторически изменялось. Развитие искусства театра, его художественных принципов, форм организации творческой деятельности, новая общественная роль театра логически определяли движение во взглядах на предмет театроведческой науки.

Сложные проблемы культурного строительства первого десятилетия советского государства и бурная «театральная весна» получили научное осмысление тенденций становления «нового» искусства в тесной связи с общими социальными и культурными процессами развития общества. Театроведение, как и все искусствоведение 20-х гг., активно обращается к изучению проблем функционирования театрального искусства в стране, в том числе идейно-художественного взаимодействия театра, анализа социальной структуры аудитории, вопросов восприятия сценического произведения.

Удивительное «сверхтеатральное, - по выражению Б.В. Алперса, - время» заострило проблемы взаимодействия театра и общества. В 20-е - начале 30-х гг. XX в. социологический метод доминировал в науке о театре. Расширение границ театроведения, привлечение социологических, статистических и экономических методов не отрицало значения традиционного анализа искусства сцены.

В дискуссиях 1930-х гг. большое место уделялось связи науки о театре с актуальными проблемами театральной жизни. Задачи театроведения и основы советской исторической науки активно обсуждали в своих работах A.A.

1 ^ л

Гвоздев , С.С. Мокульский , А.З. Юфит и другие видные искусствоведы, в которых театр осмыслялся как особый социальный институт.

Неоднократно подчеркивалась «смычка театроведческой теории с театральной практикой». Акцент на проблемах театрального производства был не случаен. В начале 1930-х гг. повышенный интерес к производственным и финансовым вопросам проявлялся во всех отраслях народного хозяйства. Так, в 1930 г. прошло Всесоюзное совещание по планированию в сфере искусства, после которого в развернувшихся дискуссиях говорилось о необходимости не упускать из поля зрения организационно-технические и общественно-экономические факторы, влияющие на общую деятельность театра, в том числе репертуарно-идеологическую.

В условиях жесткой идеологической монополии ученые оказались перед выбором - следовать ли «академическим» путем, рассматривая искусство в широком русле эстетики, гражданской истории, истории культуры, общественной психологии, или подчиниться марксистской догме о классовой природе искусства. До начала 1930-х гг. имелась возможность через философско-эстетическое постижение объективных закономерностей социально-культурного развития и реальной сценической практики двигаться к разработке теории театра. Позднее, оказавшись под прессом партийно-идеологического давления, театроведение было принуждено отказаться от плюралистического развития методологических принципов и обречено на застой.

В 50-е гг. в искусствознании к пониманию отражательной природы искусства и его познавательного значения с социально-воспитательной функцией добавилась «еще одна - понимание искусства как средства эстетического воздействия. По мнению Л.Н. Столовича, это была одна из попыток комплексного подхода к искусству, при котором многообразие его аспектов образовывало эстетическое единство» 4.

С начала 60-х гг. внимание эстетики стало акцентироваться на многогранности и полифункциональности искусства. В дискуссиях на тему искусства и общества некоторые ученые выступали против, «какой бы то ни было односторонности» в решении проблем художественной специфики, которая на их взгляд заключалась в «диалектическом единстве всех его особенностей»5.

С середины 1970-х гг. активизировались исследования, которые проводили Г.Г. Дадамян6, Л.Н. Коган7, А.Н. Алексеев и В.Н. Дмитриевский8. Ученых интересовали особенности театра как публичного зрелища и как социокультурного феномена. Деятельность драматурга, актера, режиссера, художника стала рассматриваться во взаимосвязи со зрителем как выразителем общественного настроения, носителем установок и ценностей массового сознания. Т.е. традиционное театроведение приобрело социокультурную направленность.

История русского советского театра нашла освещение во многих изданиях. В них показаны основные этапы и закономерности развития сценического искусства, анализируются наиболее примечательные пьесы, спектакли, творчество ведущих драматургов, режиссеров, актеров. Большое значение для исследования имеют работы таких ученых, как П.А. Марков9, И.И. Юзовский10, Ю.А. Дмитриев11, Г.А. Хайченко12, K.J1. Рудницкий13, И.Л. Вишневская14, A.M. Смелянский15.

Новые научные подходы четко обозначились в постсоветский период. Анализу процессов социокультурной трансформации к. 1920-х - 1980-х гг., основанной на коммунистической идеологии, исследованию канонов тоталитарной моностилистической культуры, в рамках которых развивался театр в советский период, посвящен ряд работ, в частности Л.Г. Ионина16, В.П. Конева17.

Изучение провинциальной театральной культуры - отдельное направление театроведческих исследований, начавшихся в 1930-е гг. и представленных разными точками зрения. Так, еще в 1927 г., известный ленинградский историк театра A.M. Брянский обратил внимание на необходимость широкого поиска материалов о театральной жизни провинции, без которого невозможна научная история театра18. Заметную роль провинциального театра отмечали A.A. Бартошевич19 и С.С. Данилов20. Иной точки зрения придерживался В.Н. Всеволодский-Гернгросс, считавший, что провинциальные театры художественного значения не имели21.

Несмотря на разброс мнений, театральная жизнь провинции нашла освещение во многих изданиях. Среди них несомненный интерес представляет книга П.Г. Маляревского «Очерк из истории театральной культуры Сибири» (1957 г.) . Как важный вклад в изучение истории театральной культуры провинции, можно оценить вышедшие в 1960-1980-е гг. работы А.Я. Альтшуллера23, И.Ф. Петровской24, О.М. Фельдмана25. Однако в целом эта проблематика оставалась на периферии научных исследований.

В шеститомном издании «История советского драматического театра 19171970 гг.» анализируется творчество ведущих театров Москвы и Ленинграда, а также кратко отражается художественная деятельность русских и национальных театров Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Средней Азии, Казахстана и Закавказья. Однако при рассмотрении театральной жизни автономных республик РСФСР, в том числе Бурятской АССР, освещение нашли только национальные профессиональные коллективы.

История русского профессионального театра в Бурятии представлена кратко, фрагментарно лишь в изданиях по истории культуры города и республики. Столь же немногочисленны сведения о формировании театральной культуры и городской культурной среды, столь важной для зарождения профессионального театра. Отдельные спектакли, творчество актеров и режиссеров Русского драматического театра Бурятии нашли отражение в уже существующих изданиях. П. Гуревич и Г. Иофин в книге «Искусство Бурятии» отразили отдельные страницы творческой жизни коллектива 1950-х гг., знакомившие читателей и зрителей с репертуарной политикой театра, лучшими постановками и исполнителями тех лет27.

В.Ц. Найдакова в книге «Очерки истории культуры Бурятии» (т.2) кратко обозначила важнейшие этапы культурного строительства и профессионального искусства в Бурятии (1917-1970-е гг.) 28. Были отмечены лучшие спектакли, перечислены ведущие актеры и режиссеры Государственного русского драматического театра (1928-1970-х гг.).

Большой интерес представляет книга A.A. Политова, посвященная становлению русской театральной культуры в Бурятии в 1917-1929 гг.29. Автор рассматривает развитие самодеятельного театра и гастроли различных трупп в первые годы советской власти, а также открытие в Верхнеудинске Городского театра с приглашением профессиональной труппы в 1928 г.

В работе историка Н.В. Кима имеется краткая информация о создании первого любительского театра в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в XIX в. 30. Определенные сведения о культурной жизни Верхнеудинска можно почерпнуть из воспоминаний врача М.В. Танского «Странички из прошлого Улан-Удэ»31.

Для воссоздания картины формирования театральной культуры Верхнеудинска немаловажную роль сыграли работы И.Ю. Замула 32 и Т.В. Паликовой33. Материалы о городской культуре Верхнеудинска второй половины XIX - начала XX вв. раскрывают взаимосвязь развития города с культурной средой и театральной культурой. С этих позиций представляет интерес монография Е.М. Дележа о формировании театральной культуры Забайкалья во второй половине XIX в.34. Особенно важны сведения о творческой деятельности декабристов, и в большей степени H.A. Бестужева, имя которого носит Государственный русский драматический театр Бурятии.

Объект исследования - Государственный русский драматический театр им. H.A. Бестужева как социокультурный феномен.

Предмет исследования - творческо-организационная деятельность театра, процессы его становления и развития в конкретных исторических условиях.

Цель исследования - создание целостной картины деятельности Государственного русского драматического театра в Бурятии в контексте социокультурного развития страны и региона.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:

-рассмотреть предпосылки возникновения театральной культуры в Верхнеудинске в контексте развития городской культуры и духовной жизни населения;

-определить основные периоды формирования театральной культуры и этапы становления и развития русского профессионального театра в Бурятии;

-обозначить тенденции и выявить специфику деятельности театрального искусства в условиях расцвета и кризиса моностилистической тоталитарной культуры, перехода к новой культурной парадигме;

-реконструировать и проанализировать важные для истории театра спектакли, а также изучить творчество ведущих деятелей театра, сыгравших значительную роль в его жизнедеятельности;

-проследить динамику художественного процесса, обозначив причинно-следственную связь организационно-творческих проблем театра и социокультурных, экономических и политических факторов.

Теоретическую базу диссертации составили работы культурологического характера, посвященные вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, функциям и отдельным видам, выявляющие специфику культурных феноменов, социокультурный контекст развития театра. Велика в этом отношении ценность исследований таких известных ученых, как М.С. Каган, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Ю.М. Лотман, А.Я. Зись, Д.С. Лихачев и др.

Существенное значение для изучения проблемы имеют труды по истории русского театра дореволюционного и советского периодов Б.В. Алперса, П.А. Маркова, А.Н. Анастасьева, И.И. Юзовского, Ю.А. Дмитриева, Г.А. Хайченко, К.Л. Рудницкого, И.Л. Вишневской, A.M. Смелянского.

Методология исследования. В диссертации использован комплексный подход к объекту изучения. В процессе исследования применялись современные подходы и методы анализа театральной жизни: социокультурная интерпретация (культурно-аналитический подход вместо описательного).

Для комплексного изучения театра искусствознание обращается к методологии смежных научных дисциплин, в том числе культурологии. В отличие от традиционных искусствоведческих подходов, ставящих в центр анализа само искусство, системное исследование художественной жизни позволяет выявить специфику феномена искусства в контексте социокультурной структуры данного общества, осуществить анализ роли искусства в жизни общества.

Культурологический метод как прием объяснения и анализа элементов через целое и целого через элементы позволил рассмотреть динамику культуры. Изучение социодинаки культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе под воздействием внешних и внутренних факторов.

Принцип историзма предопределил анализ процессов развития театра в исторической динамике, с выявлением закономерностей, тенденций его развития, для получения целостного представления о рассматриваемом объекте. В работе применены методы историко-генетического и сравнительно-исторического анализа, биографический метод.

Искусствоведческий анализ спектаклей позволил выделить особенности их содержания и формы, выявить объективные основания для той или иной эстетической оценки.

Хронологические рамки исследования определены XIX в. - 2004 г. Изучение предпосылок создания социокультурной среды, на наш взгляд, необходимо для понимания процессов становления театральной культуры. В истории формирования социокультурной среды и театральной культуры Бурятии (до революции Западного Забайкалья) и ее столицы Верхнеудинска (с 1934 г. Улан-Удэ) в соответствии со сложившейся научной традицией условно можно выделить три основных периода: дореволюционный (XIX в. -1917 гг.), советский (1917-1991 гг.), постсоветский (1991-2004 гг.).

Источники исследования. При написании диссертации были использованы материалы фондов Национального архива Республики Бурятия: «Верхнеудинская городская управа. 1878 - 1916 гг.» (Ф.10, 3211 д.); Народный комиссариат просвещения БМАССР. 1922-1936 гг. (Ф. Р. 60, оп.З, д.32,99,172); Центральный Совет по культурным делам Бурят-Монгольского автономного округа РСФСР и ДВР. 1922 - 1923 гг. (Ф. Р. 408, 6 д.); Государственный русский драматический театр 1939 - 1960 гг. (Ф. Р. 1656, 62 д.); Министерство культуры БМАССР. 1935 - 1975 гг. (Ф.Р. 955, 1169 д.); Семья Танских -старожилы г. Верхнеудинска. 1911 - 1980 гг. (Ф. 1778, 172 д.).

1. Первая группа источников - неопубликованные и сохранившиеся в архиве делопроизводственные документы - приказы, планы, отчеты, переписка, протоколы и стенограммы заседаний художественных советов о производственно-творческой деятельности Русского драматического театра и других творческих коллективов - позволили получить информацию о творческом составе, штатном расписании, репертуаре и планово-финансовых показателях. Большую ценность представляет группа документов, отражающих особенности театральной жизни - афиши, репертуарные листы, программы спектаклей, сценарии.

Вместе с тем в период работы по воссозданию целостной картины деятельности объекта исследования трудности, с которыми столкнулся исследователь, заключались в том, архивные документы Государственного русского драматического театра сохранились лишь с 1939 года. Задачи, поставленные диссертантом, были выполнены во многом за счет обращения к материалам периодической печати, которые и составили следующую группу источников.

2. Вторая группа источников - материалы, которые носят в большей степени популярный характер, но ценны тем, что показывают роль театра в общественной жизни республики. Это статьи, рецензии, заметки, интервью, анонсы, опубликованные в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Санкт

Петербгский театральный журнал», в центральных и республиканских газетах, таких как «Правда», «Литературная газета», «Советская Россия», «Культура», «Бурят-Монгольская правда», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии», «Бурятия», «Пятница», «Центральная газета», а также в газетах городов, где театр бывал на гастролях. На основании архивных и газетных материалов, программ спектаклей, репертуарных листков автором были собраны многочисленные свидетельства деятельности Государственного русского драматического театра, позволившие воссоздать его историю.

3. В работу впервые включены многие неизвестные ранее источники -мемуары актеров и режиссеров театра, личные архивы и воспоминания историков, общественных и театральных деятелей республики. Среди них личный архив народного артиста Бурят-Монгольской АССР П.Р. Гофмана, хранящийся в фондах музея истории им. М.Н. Хангалова, личные архивы известных театральных деятелей - доктора искусствоведения В.Ц. Найдаковой, заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР A.B. Миронского, актера П.И. Велярского.

4. Источниками для реконструкции спектаклей стали кино и фотодокументы - фотографии фрагментов спектаклей, гастрольных поездок, видеозаписи спектаклей, портретные фотографии работников театра. Использованные источники позволили представить целостную картину творческой деятельности, функционирования театра.

Научная новизна.

• Впервые введены в научный оборот неизвестные факты истории русского драматического театра Бурятии, дополняющие картину художественной и театральной культуры республики. Таким образом, показано, что, являясь важной частью духовной жизни населения республики, театр обогащает и многообразную палитру современного российского театрального искусства.

• В результате исследования выявлены основные этапы становления и развития театра, показаны их особенности и закономерности.

• Государственный русский драматический театр им. H.A. Бестужева рассмотрен с принципиально новых позиций как сложная полифункциональная система, включающая в себя: 1) производственно-творческий процесс создания художественных ценностей; 2) продукт, результат производственно -творческого процесса (спектакль); 3) процесс восприятия этого продукта зрителями.

• Определены факторы, повлиявшие на динамику художественного процесса коллектива, сложности его творческо-организационного бытования в советское время и постсоветский период.

• Деятельность русского профессионального театра Бурятии (1928-2004 гг.) рассмотрена в контексте культурных и общественных процессов, происходящих не только в республике, но и в стране. Прослежена взаимосвязь творчества коллектива с общероссийской театральной системой.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в творческой деятельности театра выявлена динамика идейно-ценностных и эстетических характеристик, способов организации театральной жизни, профессиональных приемов взаимодействия со зрителем и широкой социокультурной средой.

Впервые предпринята попытка выстроить единую линию развития русского профессионального театра от предпосылок создания до сегодняшнего дня. Обобщены разрозненные сведения, малоизвестные и известные историко-культурные и театральные события коллектива в их хронологической последовательности.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке трудов по истории культуры Бурятии и истории театров Сибири, а также при написании соответствующих учебников и учебных пособий, при разработке спецкурсов для гуманитарных вузов, колледжей культуры и искусств, школ города Улан-Удэ и Республики Бурятия.

Апробация материалов исследования прошла на VI и VII международных конференциях «Интеллектуальный потенциал вузов на развитие дальневосточного региона России» (Владивосток, 2004,2005).

Отдельные материалы работы были использованы автором при создании экспозиции выставки в театральном музее Русского драматического театра, а также в подготовке и издании юбилейных буклетов, посвященных 70- и 75-летию деятельности коллектива, в 1999 и 2004 гг.

Материалы исследования вошли в монографию «Русский драматический театр Бурятии: история и современность», находящуюся в печати. Некоторые положения диссертационного исследования отражены в четырех публикациях, общим объемом 2,6 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение театральной культуры и любительского театра усилиями местной интеллигенции - закономерное явление культурной жизни российской провинции XIX века.

2. Театр как часть русской художественной культуры в Бурятии отражает сложную динамику, соответствующую общим и особенным процессам развития культуры республики.

3. Творческая деятельность театра советского периода отображает не только иерархию ценностей тоталитарной системы (приоритет партийно-государственной, революционно-патриотической и производственной тематики репертуара, господство единственного творческого метода - социалистического реализма), но и сопротивление тоталитаризму методами искусства (аллюзии, уход в камерность, психологизм, мелодраму, развлекательные жанры, детский и классический репертуар).

4. Деятельность Государственного русского драматического театра им. H.A. Бестужева в постсоветский период характеризуется чертами консерватизма ценностей в противовес явлениям маргинализации и варваризации культуры.

Структура диссертационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Государственный русский драматический театр в Бурятии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы можем заключить, что Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева на протяжении периода более чем 75-летней деятельности осуществлял важнейшую культурную коммуникативную миссию - полифункциональный диалог с обществом.

Автор диссертации пришел к выводу, что процессы формирования театральной культуры, становления и развития профессионального сценического искусства в Бурятии представляют собой сложное и достаточно закономерное явление. Вместе с тем оно имеет свои своеобразные черты, отражающие региональные особенности социально-политической и культурной жизни.

Рассмотрение предпосылок возникновения театра в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) выявило закономерность формирования этого явления городской культуры, характерного для провинции России XIX в. Исследование показало, что путь становления театральной культуры от любительского театра до профессионального проходил в два этапа: (XIX в. - 1917 г.) и (1917-1928 гг.).

Выявление факторов, повлиявших на развитие театральной жизни в дореволюционный период, позволило проследить тенденции и своеобразие социкультурных процессов:

- зарождение основ русской культуры связано с литературно-музыкальной деятельностью декабристов, оказавшихся на поселении в Забайкалье;

- возникновение театральной культуры происходило в более позднее время, чем в соседних губернских и областных центрах; определялось медленным развитием городской культуры уездного по статусу города Верхнеудинска, его малочисленностью и особенностями социального состава населения, а также наличием небольшого числа социокультурных учреждений

- процесс зарождения и формирования театральной культуры включил в себя как появление любительского театра, так и посещение Верхнеудинска отдельными профессиональными артистами, а затем небольшими гастролирующими труппами;

- создание любительских драматических кружков было связано с благотворительной и просветительской деятельностью небольшого числа местной интеллигенции (1880-е гг.);

- просветительские задачи определяли особенность выбираемого репертуара, достаточно пестрого, отражающего как возможности артистов, так и запросы зрительской аудитории, интересы которой был в первое десятилетие XX в. уже достаточно устойчивыми.

Исследование динамики театральных процессов дореволюционного периода отечественной истории показало количественные и качественные изменения - от первых любительских спектаклей до регулярно действующего клуба «любителей драматического искусства», от редких посещений отдельных исполнителей до постоянных, хотя и не частых посещений гастрольных профессиональных трупп.

Резюмируя выше изложенное, автор находит подтверждение положению о том, что возникновение театральной культуры и любительского театра -закономерное явление культурной жизни Верхнеудинска, одного из небольших городов российской провинции XIX - начала XX вв.

Процессы формирования театральной культуры в 1917-1928 гг. обусловлены политикой советской власти и программой «культурной революции». Новые социально-экономические факторы оказали влияние на динамику развития города и края. Изменение статуса Верхнеудинска, ставшего столицей созданной Бурят-Монгольской автономной республики (1923 г.) способствовало увеличению бюджетного финансирования, ускорению темпов экономического развития, увеличению численности населения. Открытие достаточно разветвленной сети клубов с самодеятельными кружками влияло на оживление культурной жизни Верхнеудинска. Самодеятельные спектакли местных драмкружков и регулярные гастроли профессиональных и полупрофессиональных коллективов с разного художественного уровня репертуаром способствовали приобщению жителей молодой национальной республики к сценическому искусству и сыграли немаловажную роль в воспитании художественного вкуса публики.

Возросшие потребности жителей и задачи развития бурятского национального искусства, в том числе национального театра, а также отсутствие необходимых для их решения подготовленных кадров потребовали привлечения специалистов из Москвы и городов центральной части страны к деятельности по открытию студий для обучения исполнителей музыкального и театрального искусства. Важным моментом в культурной жизни республики стало открытие в Верхнеудинске Городского театра (1928 г.) с приглашением профессиональной русской труппы. Таким коллективом стал Московский передвижной Оргтеатр, сыгравший историческую роль не только в рождении первого профессионального театра Бурятии, которым является Русский драматический театр. Оргтеатром были заложены основы театрального дела в республике, открыт Бурятский театр драмы (1932 г.), создан устойчивый интерес зрителей к сценическому искусству.

Анализ репертуара и спектаклей Московского Оргтеатра позволил выявить своеобразие художественной программы и творческого метода. Театр, представлявший «левое» направление в искусстве, обращавшийся к постановке «малых форм» и «диалектических представлений» из репертуара театров рабочей молодежи, в конце 20-х - начале 30-х гг. перешел к созданию спектаклей в традиционных формах реалистического искусства. Изменение модели театра от многообразия к единообразию репертуара и творческого метода - таков вектор развития советского искусства, частью которого был и Московский Оргтеатр, в 20-е - начале 30-х гг.

Динамика становления и развития театра как многоуровневой системы со сложной структурой, интегрирующей в себе производство, потребление и создание духовных ценностей, определялась факторами внешнего и внутреннего порядка.

Становление Русского драматического театра Бурятии проходило, в основном, в условиях укрепления и расцвета тоталитарной системы советского государства (1930-е - начало 1950-х гг.). Проанализировав материалы, мы пришли к следующим выводам:

• репертуар планировался в соответствии с иерархией тематики (героическая, производственная и колхозная темы, лениниана и т.д.);

• в афишу включались, прежде всего, пьесы о советской действительности;

• своеобразие репертуара отражали редкие обращения к произведениям бурятских авторов и местной тематике;

• лучшие художественные достижения театра в 30-е - начале 50-х гг., как правило, связаны с постановкой классики и лишь в отдельных случаях реализовывались в современных советских пьесах того времени;

• режиссерское и актерское искусство воплощало социалистический реализм в сложившихся театральных формах;

• главным критерием оценки ценности произведений в этот период являлось их соответствие официальной идеологии и классовый поход;

• специфика массовой аудитории (прежде всего невысокий уровень образования и культуры) предопределила ее интерес, прежде всего к легкому комедийному жанру;

• тоталитарная система обусловила драматизм бытия талантливых деятелей культуры и искусства, вынужденных творить в условиях жесточайшей цензуры.

Деятельность Русского театра Бурятии в рамках единой системы театрально-зрелищных предприятий определялась категорией, объемом финансирования, штатным расписанием. Отсюда, заключаем следующее, что такие факторы, как несколько реорганизаций, сокращение штатов, уменьшение дотации и экономия средств, безусловно, осложняли творческий процесс и в определенной степени влияли на художественный результат, замедляя динамику процессов становления театра. Как следствие, становление коллектива отмечено почти еже сезонной сменой главных режиссеров, нестабильностью актерского состава и постановочной части.

Таким образом, организационно-творческая деятельность коллектива была подвержена всем противоречиям и сложностям этого периода отечественной культуры. Но, несмотря на все перипетии, в период становления театра создаются значительные постановки, свидетельствующие о хорошем творческом потенциале сложившегося «костяка» актерской труппы и крепкой режиссуре.

Новый этап в развитии Республиканского русского драматического театра Бурятии пришелся на середину 50-х гг. Положительное воздействие на искусство оказала «оттепель» в общественной духовной жизни страны. Стабилизация творческо-производственной деятельности выразилась поиском единых творческих устремлений, укреплением позиций сложившегося основного состава труппы и художественно-административного руководства. Артисты пользовались большой популярностью. Внимание прессы и зарождение собственной профессиональной театральной критики способствовало укреплению диалога зрителя и театра. Крупные постановки, первые гастроли в другие города, участие в Декаде бурятского искусства в Москве - показатели достижения творческой зрелости коллектива.

1965-1984 гг., вошедшие в историю как период «застоя» общественной жизни, но относительной экономической стабильности, для Республиканского русского драматического театра, были также сложны и противоречивы.

Прослеживая динамику художественного процесса театра, необходимо отметить характерные для этого периода причины снижения художественного уровня спектаклей, на которые повлияло несколько факторов:

• потеря собственного здания в начале 70-х гг.;

• болезненный процесс смены поколений, отъезд части ведущих актеров по причине осложнений в функционировании театра;

• смена административно-художественного руководства и, как результат, отсутствие стратегической линии репертуарной политики;

• потеря части театральной публики.

Так, отсутствие необходимых условий для работы снизило общий уровень театральной культуры, достигнутый в период расцвета творчества коллектива (60-е гг.).

Авторитарный стиль управления государственного аппарата, и, прежде всего Министерства культуры, создавал неблагоприятные условия для творчества. Тем не менее, находясь в жестких рамках определенных идеологических нормативов, театр сохранил верность общечеловеческим нравственным ценностям.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о правильности выдвинутого положения, что творческая деятельность Государственного русского драматического театра Бурятии в советский период отражает:

• с одной стороны, иерархию ценностей тоталитарной системы (приоритет партийно-государственной, революционно-патриотической и производственной тематики репертуара, господство единственного творческого метода - социалистического реализма);

• с другой стороны, борьбу с тоталитаризмом методами искусства (аллюзии, уход в камерность, психологизм, мелодраму, развлекательные жанры, детский и классический репертуар).

Тенденция к проявлению художественного многообразия постановочных средств, к расширению репертуара театра за счет отечественной прозы и современной зарубежной драматургии плодотворно сказалась на творчестве театра в 70-е - начале 80-х гг.

Закономерность процессов, происходивших в отечественном искусстве в годы «перестройки» и в условиях рыночной экономики, нашла выражение и в деятельности Русского драматического театра им. H.A. Бестужева.

В то время как русские театральные труппы многих союзных и автономных республик находятся в сложном творческом и организационном состоянии, Государственный русский драматический театр им. H.A. Бестужева, несмотря на многолетнее отсутствие своего помещения, трудное финансовое и материально-техническое положение коллектив продолжает творчески интересно работать.

Анализ кадровой политики показал, что на деятельности театра в постсоветский период, ввиду отмены системы распределения специалистов из других театральных учебных заведений, сказалось отсутствие в республике образовательного учреждения по подготовке профессиональных актеров и режиссеров. Ухудшение ситуации по укомплектованию труппы в условиях рыночной экономики побудило театр к решению вопроса набора русской актерской студии совместно с Восточно-Сибирской академией культуры и искусств, имевшей уже опыт обучения актеров для Бурятского театра драмы. Однако по-прежнему острой оставалась проблема с художественными руководителями, недолговременность пребывания которых вела к отсутствию стратегии развития театра.

Репертуарную политику многих театров в контексте смены социокультурной парадигмы в постсоветский период определяет конъюнктурность и коммерческий расчет. Отличительной особенностью художественной позиции Русского театра Бурятии последнего десятилетия стала репертуарная политика, характеризующаяся чертами консерватизма ценностей, приверженностью традициям русского психологического искусства и являющая собой пример сопротивления процессам коммерциализации, маргинализации и варваризации культуры. В связи с этим Государственный русский драматический театр им. H.A. Бестужева позиционирует себя как центр русской культуры, выполняющий эстетическую, просветительскую и коммуникативную функции.

Таким образом, нашло подтверждение положение о том, что Русский драматический театр как часть художественной культуры в Бурятии отражает сложную динамику, соответствующую общим и особенным процессам развития культуры республики. Исследование выявило - динамика процессов развития зависела от степени участия в его деятельности государства, от творческих возможностей коллектива и от уровня духовной культуры его потребителей. Различные факторы внешнего и внутреннего порядка существенно влияли на художественный уровень спектаклей, подъемы и спады в творчестве коллектива.

В заключение необходимо подчеркнуть, что достигнутая цель исследования - создание целостной картины деятельности Государственного русского драматического театра в Бурятии в контексте социокультурного развития страны и региона - дает возможность продолжить углубленный анализ других аспектов темы. Театр как сложный социокультурный феномен российской провинции еще ждет своего исследования с позиций социологии, семиотики и других наук.

 

Список научной литературыГильмулина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Агамирзян P.C. Время. Театр. Режиссер: Монолог о жизни и професии/Р.С. Агамирзян. JL: Искусство, 1987. - 38 с.

2. Алперс Б.В. Искания новой сцены/ Б.В. Алперс. М.: Искусство. 1985. -398 с.

3. Альтшуллер А.Я. Провинциальный театр. Русская художественная культура конца XIX нач. XX вв. (1895 - 1907)/А.Я. Альтшуллер// Сб. статей. Кн. 1 1968.-С. 158-176.

4. Анастасьев А. Театр и время/А. Анастасьев М.: Искусство, 1985. - 318 с.

5. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира/А.JI. Андреев. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

6. Аникст A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга/А.А. Аникст. -М.:Наука, 1967.-455 с.

7. Анненский Л. Билет в рай: Размышления у театральных подъездов/ Л. Анненский. М. ¡Искусство, 1989. 192 с.

8. Аристотель Пер. с греч. / Под общ. ред. А.И. Доватура- М.: Мысль, 1994. -Т. 1-4.-830 с.

9. Аристотель: Поэтика: Пер. с греч. М.Л. Гаспарова/ Под общ. ред. А.И. Доватура М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 645-681.

10. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики/ В. Асмус// Сб. статей. -М.:Искусство, 1968.-653 с.

11. Барабаш И.А. Условность в драме и театре (современные аспекты)/И.А. Барабаш. Ташкент: Изд-во «Фаи» Академии наук Узбекской ССР, 1991. -178 с.

12. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль/ Ю.М. Барбой. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 201 с.

13. Бедлинский К.Б. Калужский театр/ К.Б. Бедлинский. Тула: Приокское кн. изд-во, 1977.-206 с.

14. Безгин И.Д. Театральное искусство: организация и творчество. Очерки истории отечественного театрального дела./ И.Д. Безгин, Ю.М. Орлов. -Киев: Мыстэцтво, 1986 148 с.

15. Белинский В.Г. О драме и театре. В 2-х т./ В.Г. Белинский М.: Искусство, 1983.-446 с.

16. Белинский В.Г. О драме и театре. Избранные статьи и высказывания/ Под общ. ред. A.M. Лаврецкого М.-Л.: Искусство, 1948. - 446 с.

17. Березкин В.И. Советская сценография: 1917-1941/ Отв. ред. К.Л. Рудницкий М.: Наука, 1990-221 с.

18. Бестужевские чтения. XI научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения декабриста Н.А.Бестужева. Тезисы докладов / Ред. коллегия: С.Ф. Коваль и др. Улан-Удэ, Новоселенгинск, 1991. - 75 с.

19. Блок Вл. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения/ Вл. Блок М., 1983. - 294 с.

20. Богатенкова Л.И. Театр: поиски и надежды: (Государственныйакадемический русский театр драмы им. М.Ю.Лермонтова)/ Л.И. Богатенкова -Алма-Ата: Наука, 1983. 240 с.

21. В семье единой, братской/ Ред. кол. A.A. Бадиев и др. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1983. - 254 с.

22. Взаимодействие искусств на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во Дальневосточного унта, 2002.-164 с.

23. Вопросы режиссуры: Сб. статей режиссеров советского театра/ Сост. В. Власов. М.: Искусство, 1954. - 464 с.

24. Всеволодский-Гернгросс В. Краткий курс истории русского театра./ Под ред. П. Новицкого, В. Радомысленского. М.: Художественная литература, 1936-424 с.

25. Давыдова И.Н. В созвездии братских культур. Русские театры на Украине. 1917-1982.0черки. / И.Н. Давыдова. Киев: Изд-во «Мистецтво», 1983. -173 с.

26. Вишневская И.Л. Трудовые будни в свете рампы: Пьесы и спектакли 70-х гг./ И.Л. Вишневская М.: Искусство, 1982. - 158 с.

27. Вопросы методологии и социологии искусства: Сб. науч. тр./ Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова/ Ред. сост. О.И. Притыкина. - Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 175 с.

28. Вопросы театра. Сборник статей и материалов / Институт истории искусств МК. М.: ВТО, 1967. - 197 с.

29. Гвоздев A.A. Театральная критика/ A.A. Гвоздев. Л.: Искусство, 1987 -277 с.

30. Григорьев A.A. Театральная критика/ A.A. Григорьев Л.: Искусство, 1985.-407 с.

31. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра/ С.С. Данилов М.-Л.: Искусство, 1948 - 588с.

32. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т.2./ С.С. Данилов, М.Г. Португалова- Л.: Искусство, 1974. 384 с.

33. Дележа Е.М. Формирование русского театра в Забайкалье (вторая половина XIX начало XX вв.)/ Е.М. Дележа - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1997. - 118 с.

34. Диалог культур: Проблема взаимодействия русского и мирового театра XX в.: Сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания. Ред. кол. A.B. Барташевич и др. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 265 с.

35. Дмитриев Ю.А. История русского и советского драматического театра/ Ю.А. Дмитриев, Г.А. Хайченко М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

36. Ермаш Г.П. Творческая природа искусства/ Г.П. Ермаш. М.: Искусство, 1977.-320 с.

37. Жидков В. Перестройка системы управления в сфере культуры/ В. Жидков -М.: Б.и., 1988- 153 с.

38. Жосул В.И. На пути к театру: из истории театрального строительства в Молдове в первые годы Советской власти (1917-1924)/ В.И. Жосул.

39. Кишинев: Изд-во «Штинца», 1990. 147 с.

40. Замула И.Ю. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска (1875 -февраль 1917 гг.)/ И.Ю. Замула Иркутск: Изд-во «Облмашинформ», 2001. - 208 с.

41. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение/ Отв. ред. A.A. Аникст. АН СССР, ВНИИ искусствоведения Мин. культуры СССР. М.: Наука, 1988.-382 с.

42. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение/ А.Я. Зись. -М.: Искусство, 1967.

43. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество/ А.Я. Зись. ВНИИ искусствознания. М.: Искусство. 1987-252 с.

44. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология/ Отв. ред. Г.Л. Ермаш. М.: Наука. 1984-237 с.

45. Зоркая Н.М. Алексей Попов/ Н.М. Зоркая М.: Искусство, 1983. - 303 с.

46. Ивашнев В.И. Театральная Лениниана/ В.И. Ивашнев М.: Просвещение, 1990- 143 с.

47. Изволина С.А. Театр и философия/ С.А. Изволина М.: Знание, 1988. № 7 -64 с.

48. Ионин Л.Г. Социология культуры/ Л.Г. Ионин М.: Издат. Дом ГУ ВШЭ, 2004.-427 с.

49. Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: БКНИИ СО АН СССР, 1959. 240 с.

50. Искусство. Современные творческие процессы: Сб. ст. Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания, Мин. культуры и туризма РФ/ Отв. ред. И.Е. Светлов -М.: Наука, 1993.-247 с.

51. Искусство театра: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987 -185 с.

52. Исмайлова А. В поисках репертуара/ A.B. Исмайлова Баку: Язычы, 1982. -146 с.

53. История Бурятии. XX в. В 2-х ч. 1993-1994. Улан-Удэ: Изд-во Общественно научный центр «Сибирь». - ч.1 - 76 е., ч. 2 - 94 с.

54. История зарубежноготеатра. Ч. 1. Театр Западной Европы/ Под общ. ред. Г.Н. Бояджиева. М.: Просвещение. 1971 360 с.

55. История культуры Дальнего Востока СССР XVII-XX вв. Дооктябрьский период. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989.- 200 с.

56. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века: Учебник М.: Изд-во «ГИТИС», 2004. -736 с.

57. История русского советского драматического театра: в 2 т./ Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева и др. М.: Просвещение. 1984 - 1987. Т.1. - 335 е., Т. 2. -272 с.

58. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. Ред. коллегия: А. Анастасьев и др.-М. Наука. 1966. Т.1: 1917-1920 407 с.

59. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. М. Наука. 1966. Т.2: 1920-1925/ Отв. ред. К. Рудницкий - 474 с.

60. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. М. Наука. 1967 Т.З: 1925-1932/ Авт. А. Анастасьев , О. Гозенпуд, Б. Зингерман и др. - 613 с.

61. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. М. Наука.1968. Т.4: 1933-1941/ Авт. А. Анастасьев и др. 696 с.

62. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. М. Наука.1969. Т.5: 1941-1953/ Авт. И. Вишневская, А. Гозенпуд, Е. Перегудова и др. -736 с.

63. История Советского драматического театра: в 6-ти томах. М. Наука. 1971. Т.6: 1953-1967/ Авт. А. Анастасьев, В. Березкин, И. Вишневская - 739 с.

64. История театроведения народов СССР. Очерки 1917-1941/ По ред. А.Я. Альтшуллера и др. М.:Наука, 1985. 304 с.

65. Каган М.С. Морфология искусства. Историческо-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств/ М.С. Каган -Л.:Искусство, Ленингр. отделение. 1972-440 с.

66. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст./ М.С. Каган Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 - 383 с.

67. Каган М.С. Социальные функции искусства/ М.С. Каган Л.:3нание, 1978 -34 с.

68. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века/ Ю.И. Кагарлицкий М.: Искусство, 1987.-350 с.

69. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ (XVIII-начало XX вв.)/ Н.В. Ким -Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1966. 116 с.

70. Классика и современность. Проблемы советской режиссуры 60-70-х/ Отв. ред. A.M. Смелянский. М.: Наука, 1987. - 368 с.

71. Кобылецкий Ю. (И.С.) Драматург и время/ Ю. Кобылецкий М.: Советский писатель, 1973. - 263 с.

72. Коган Л.Н. Искусство и мы/ Л.Н. Коган М.: Молодая гвардия, 1970. - 269 с.

73. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологичечкого исследования/ Л.Н. Коган М.: Мысль, 1966. - 213 с.

74. Коган Л.Н. Очерки теории социалистической культуры/ Л.Н. Коган, Ю.Р. Вишневский АН СССР: Уральский научный центр. Институт экономики. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1972 - 169 с.

75. Конев В.П. Советская художественная культура/ В.П. Конев -Новосибирск: Новосибирский гуманит. ин-т, 2001. 416 с.

76. Краев А.И. Долгая дорога к большой сцене. Очерки истории театра на Сахалине/А.И. Краев, И. А. Цупенкова Южно-Сахалинск: Сахалинское областное книжное издательство, 2004. - 212 с.

77. Крымова H.A. Любите ли вы театр?: Очерки / под ред. А.П. Свободина. -М.: Дет. лит., 1987.-208 с.

78. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А.Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерия, 1998.-296 с.

79. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры // Культурология: Науч.-образ. вести. 1996. № 1.

80. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура/ А.Ф. Лосев М.: Политиздат, 1991 - 524 с.

81. Лотман Л.М. История русской драматургии, вт. пол. XIX нач. XX в. до 1917 г./ Л.М. Лотман - АН СССР, Институт русской литературы Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987 - 658 с.

82. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства/ Сост. Р.Г. Григорьева СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.

83. Лотман Ю.М. Собр. соч. Т. 1: Русская литература и культура Просвещения/ Ред. кол. В.В. Иванов (гл. ред.) и др. М.: О.Г.И., 2000 - 536 с.

84. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры/ Ю.М. Лотман. Таллин: Александра. 1992. - 480 с.

85. Луначарский A.B. О театре и драматургии. Избр. ст. В 2-х т. Т. 1 Русский дореволюционный и советский театр/ A.B. Луначарский М.: Искусство, 1958.-838 с.

86. Маляревский П. Очерк из истории театральной культуры Сибири/ П. Маляревский Иркутск, 1959.-С. 197- 256.

87. Манн Т. Собр. соч. в 10 т./ Пер. с нем. Под ред. H.H. Вильмонта, Б.Л. Сучкова. М.: Гослитиздат, 1960 - 686 с.

88. Марков П.А. О театре. В 4-х т. Т. 4. Дневник театрального критика/ П.А. Марков М.: Искусство, 1977. - 639 с.

89. Методологические проблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Выпуск 5. Л.:ЛГИТМиК, 1990. - 174 с.

90. Миронова В.М. Театр Вс. Вишневского/ В.М. Миронова Л.: Искусство. Лен. отд., 1986.- 141 с.

91. Найдакова В.Ц. Бурятский советский драматический театр/ В.Ц. Найдакова Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. - 276 с.

92. Наука о театре/ Отв. ред. А.З. Юфит. Л.: ЛГИТМиК, 1975. - 535 с.

93. Неводов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов (проблематика, структура, жанр)/ Ю.Б. Неводов Саратов: изд-во Саратовского университета, 1985. - 157 с.

94. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. / В.И. Немирович-Данченко М.: Правда, 1989. - 576 с.

95. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века/ Г.Л. Нефагина М.: Флинта: Наука, 2003 - 320 с.

96. Оганов A.A. Теория культуры: Учебное пособие для вузов/ A.A. Оганов, И. Г. Хангельдиева М.: Фаир-Пресс, 2001. - 384 с.

97. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов/ Сост. Г.А. Белая. М.: РГГУ, 2001. - 455 с.

98. Основы культурологии: Учебное пособие/ Отв.ред. И.М. Быховская. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 496 с.

99. Островский А.Н. Театр и жизнь: Избранные пьесы / Сост. А.И. Журавлева.- М.: Школа-Пресс, 1995. 576 с.

100. Островский А.Н. О литературе и театре/ Сост. М.П. Лобанов. М.: Современник, 1986. - 399 с.

101. Очерки истории русского советского драматического театра. В 3-х т. Т.1 / Под ред. Н.Г. Зографа и др. 1917-1934 гг. М.: АН СССР Ин-т исторических искусств, 1954.

102. Очерки истории культуры Бурятии. В 2-х т. Т.1 /Под ред. Е.М.Залкинда. -1972. 490 с. Т.2/ под ред. Г.Л.Санжиева. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974.-647 с.

103. Ю2.Пави П. Словарь театра/ Пер. с фр. под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991.-480 с.

104. Паликова Т.В. Культура городов Прибайкалья (вторая половина XIX -1917 г.) 4.1 / Т.В. Паликова Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999.-78 с.

105. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов/ Сост. И.Л. Вишневская. М.: Наука, 1993. - 496 с.

106. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного театра/ И.Ф. Петровская. Л.: Искусство, 1971. - 199 с.

107. Петровская И.Ф. Театр и зритель российскихстолиц 1895 1917/ И.Ф. Петровская - Л.: Искусство. Ленингр. отд, 1990 - 269 с.

108. Ю7.Петряев Е. Впереди огни: Очерки культурного прошлого Забайкалья/ Е. Петряев. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968. -340 с.

109. Ю8.Политов A.A. Из истории русской театральной культуры в Бурятии (19171929 гг.)/ A.A. Политов. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1972. -114 с.

110. Полякова Е.И. Зеркало сцены: Эволюция сценического образа в русском театре XVIII-XIX вв./ Е.И. Полякова М.: Наука, 1994. - 352 с.

111. Попов А.Д. Творческое наследие. Избранные статьи, доклады, выступления. М.: Всероссийское театральное общество, 1980. - 479 с.

112. Проблемы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1989. -268 с.

113. Проблемы теории и практики русской советской режиссуры 1917-1925. Сб. ст. / Ред. Е. Алексеева. М., 1978. - 160 с.

114. В.Прозоровский Л.М. Из прошлых лет. Театральные мемуары/ Литературная обработка С. Гинзбурга. М. Всероссийское театральное общество, 1958. -188 с.

115. Розин В.М. Культурология/ В.М. Розин М.: Издательская группа «Форум-Инфра-М», 1998.-344 с.

116. Рудницкий К.Л. Проза и сцена/ К.Л. Рудницкий. М.: Знание, 1981. - 112 с.

117. Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты/ К.Л. Рудницкий. М.: Искусство, 1990.-464 с.

118. Рудницкий К.Л. Наш советский театр/ К.Л. Рудницкий. М.: Искусство,1958.-50 с.

119. Русский драматический театр/ Под ред. Б.Н. Асеева, А.Г. Образцовой. М.: Просвещение, 1976-382 с.

120. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л.П.Кременцова. М.: Академия, 2003. Т.1 - 496 е., Т.2. - 457 с.

121. Русский театр и общественное движение (к. XVIII нач. XX вв.): Сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМИК, 1984. - 139 с.

122. Русская театральная школа / Сост. Ю.Т.Шилов. М.: Панъинте, 2004. - 554 с.

123. Рыбаков Ю. Театр, время, режиссер/ Ю. Рыбаков. М.: Советская Россия, 1975.-96 с.

124. Скворцова Е.М. Теория и история культуры/ Е.М. Скворцова. М.: Юнити, 1999.-406 с.

125. Смелянский A.M. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века/ A.M. Смелянский. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999.-351 с.

126. Смелянский A.M. Я понять тебя хочу.(О современом театре)/ A.M. Смелянский -М.: Знание, 1991 55 с.

127. Советское актерское искусство 50-70-е годы / Отв. ред. О.Н. Кайдалова. -М.: Искусство, 1982. 302 с.

128. Социология искусства: Учебник. СПб.: Изд-во «Искусство-СПБ», 2005. -479 с.

129. Степанова А. Современная советская драматургия и ее жанры/ А. Степанова. М.: Знание, 1985. - 112 с.

130. Столович Л.Н. Жизнь Творчество - Человек. Функции художественной деятельности/ Л.Н. Столович. - М.: Издательство политической литературы, 1985.-415 с.

131. Сурина Т.М. Станиславский и Брехт/ Т.М. Сурина. М.: Искусство, 1975. -271 с.

132. Танский М.В. Странички из прошлого Улан-Удэ. (Верхнеудинск в 70-80 гг. XIX века)/ М.В. Танский. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1966.-30 с.

133. Театр Восточной Сибири: фрагменты истории и теории (XX век): Сборник статей. Улан- Удэ: ВСГАКИ, 2004. - 272 с.

134. Театр и драматургия: Сб. статей/ Ред. кол. Г.А. Лапкина. Л.: Искусство,1959.-452 с.

135. Театр и молодежь: Опыт социологического исследования/ А.Н. Алексеев и др.-М.:ВТО, 1979.-291 с.

136. Театр XX века Закономерности развития / Отв. ред. А.В.Бартошевич. М.: Индрик, 2003.-624 с.

137. Театр между прошлым и будущим: Сб. науч. тр. Гос. ин-т театр, искусства им A.B. Луначарского/ Отв. ред. Ю.М. Орлов. М.: ГИТИС, 1989. 223 с.

138. Театральные страницы: Статьи и исследования. Публикации, статьи, рассказы, пьесы./ Сост. и ред. Б. Зингерман. М.: Искусство, 1969 - 540 с.

139. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами/ Г.А. Товстоногов М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1988. - 528 с.

140. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн.1./ Г.А. Товстоногов Л.: Искусство, 1984.-303 с.

141. Улан-Удэ: история и современность / Составители А.Б.Иметхенов, Е.М Егоров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 480 с.

142. Ульянов М.А. Работаю актером/ М.А. Ульянов. М.: Искусство, 1987. -398 с.

143. Фиалко В.А. Режиссура и сценография: Пути взаимодействия/ В.А. Фиалко- Киев: Мыстэцтво, 1989. 143 с.

144. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998.-448 с.

145. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления/ Отв. ред. А.Я. Зись. М.: Наука, 1986 - 235 с.

146. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личность)/ Ю. У. Фохт-Бабушкин. -М.: Знание, 1982.-110 с.

147. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности: проблема долгосрочного планирования/ Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.Я. Нейгольберг. М.: Наука, 1987. - 222 с.

148. Хализеев В.Е. Драма как явление искусства/ В.Е. Хализеев. М.: Искусство, 1978.-240 с.

149. Хализеев В.Е. Теория литературы/ В.Е. Хализеев. М.: Высшая школа, 2000.-398 с.

150. Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития/ Г.А. Хайченко. М.: Знание, 1982.

151. Хейзинге Й. Человек играющий/ Пер с нидерл. В.В. Ошиса. М.: ЭКСМО -Пресс, 2001.-352 с.

152. Ходорковская Л. Путь режиссера А.И. Канин 1877-1953/ Л. Ходорковская, А. Клинчин. - М.: Всероссийское общество, 1962. - 272 с.

153. Хренов H.A. Соиально психологические аспекты взаимодействия искусства и публики/ H.A. Хренов. - М. : Наука, 1981. - 3 04 с.

154. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое/Ред.кол. Зоркая Н.М. (ответственный редактор). СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с.

155. Художественная жизнь современного общества. Государственная политика в документах и материалах. Т.4. кн. 1./ Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин.- СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2001. 439 с.

156. Цимбал С.Л. Театр. Театральность. Время/ С.Л. Цимбал. Л.: Искусство, 1977.-263 с.

157. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств/ Е. Шимунек. М.: Прогресс, 1980.-248 с.

158. Шор Ю. М. Очерки теории культуры/ Ю.М. Шор. Л., 1989. - 160 с.

159. Экономика и организация театра: Сборник. Вып. 7. Л.: Искусство, 1986. -215 с,

160. Эстетика и теория искусства XX века: Учебное пособие/ Н.А.Хренов, А.С.Мигунов-М.: Прогресс-Традиция, 2005. -520 с.

161. Юзовский Ю. О театре и драме. В 2-х т. Т.2. Из критического дневника / Ю. Юзовский. М.: Искусство, 1982. - 429 с.

162. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век/ Н.И. Яковкина. -СПБ.: Изд-во «Лань», 2000. 576 с.

163. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

164. Неопубликованные архивные материалы.

165. Национальный архив Республики Бурятия:

166. Ф.Р. 955. Министерство культуры БМАССР. 1935-1975 гг., 1169 д.;

167. Ф.Р. 1656. Государственный русский драматический театр 1939-1960 гг., 62д.;

168. Ф. Р. 10. Верхнеудинская городская управа. 1878-1916 гг.», 3211 д.);

169. Ф. Р. 408. Центральный Совет по культурным делам Бурят-Монгольскогоавтономного округа РСФСР и ДВР. 1922-1923 гг. 6 д.);

170. Ф. Р. 60. Народный комиссариат просвещения БМАССР. 1922-1936 гг. оп.З, д.32,99,172;

171. Ф. 1778. Семья Танских старожилы г. Верхнеудинска. 1911-1980 гг., 172 д.

172. Фонд Музея истории им. М.Н. Хангалова.

173. Личный фонд народного артиста БМАССР П.Р. Гофмана.

174. Личный фонд заслуженного деятеля искусств БМАССР A.B. Миронского

175. Личный фонд артиста П.И. Велярского

176. Личный фонд доктора искусствоведения В.Ц. Найдаковой.

177. Материалы периодической печати. Журналы1. Театр. 1971г.

178. Театральная жизнь. 1976-1995 гг. Петербургский театральный журнал. 2002-2003 гг.1. Газеты1. Центральные газеты

179. Советская культура 1964-1988 гг. Культура 1996-2000 гг. Литературная Россия 1981-1988 гг. Советская Россия 1988 г. Московская правда. 1988 г.

180. Бурятская республиканская печать