автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян
Полный текст автореферата диссертации по теме "Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян"
На правах рукописи
Шушвал Наталья Александровна
ХРАМОПОПЕЧЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИ СЕВЕРНОРУССКИХ КРЕСТЬЯН
(на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века)
07.00.07 — Этнография, этнология, антропология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
I ¡- ПАЙ 2014
005548699
Москва -2014
005548699
Диссертация выполнена на кафедре теории, истории культуры и этнологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет».
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Александр Васильевич Камкин
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Олег Викторович Кириченко
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» Надежда Викторовна Алексеева
Ведущая организация: Кафедра культурологии и религиоведения,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Защита состоится 17 июня 2014 года в «14.30» часов на заседании диссертационного совета Д 002.117.01 при Институте этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН по адресу: 119991, Ленинский проспект, д. 32-А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН и на сайте www.iea-ras.ru.
Автореферат разослан «. UlCl-CL 2014 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета д (Елена Сергеевна Данилко)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Храм в русской православной среде канонически и традиционно воспринимается как «земное небо», священное место богообщения, поэтому забота о нем является неотъемлемой частью религиозной традиции. Вопросы религиозной жизни этноса всегда занимали важное место в этнографической науке, поэтому, несмотря на наличие в современном российском этнографическом дискурсе вопросов, связанных с исследованиями самых разнообразных аспектов жизни православной общины, по-прежнему актуальной остается задача изучения системы отношений к храму и традиций, определяющих и регулирующих эти отношения. Данное исследование, основанное на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века, выявляет локальные традиции храмопопечения, их трансформацию в условиях модернизации российского общества, а также отвечает на вопрос о их месте и роли в традиционном укладе жизни севернорусского крестьянства.
Крестьянское сообщество рассматривается в качестве выразителя традиций храмопопечения в связи с утвердившемся в этнологии мнением о том, что именно оно было основным носителем традиционной культуры русских.
Историографический обзор построен в соответствии с теми направлениями этнографических и исторических исследований, которые внесли значительный вклад в разработку данной темы:
- изучение православного прихода в России как исторического и этнокультурного феномена;
- этнографическое и историческое исследование православных традиций Русского Севера;
- работы, посвященные изучению взаимоотношения мира профанно-го и мира сакрального;
- этносемиотические исследования понятий «дар» и «жертва», важных для понимания сущности храмопопечения.
К первой группе работ, посвященных изучению истории православного прихода в России, отнесем, в первую очередь, дореволюционные и написанные в эмиграции обобщающие исследования П.В. Знаменского, Н.Д. Тальберга, А.П. Доброклонского, И.К. Смолича, протопресвитера Георгия Шавельского1. Все они выполнены в духе верности церковным
1 Знаменский П.В. Руководство к Русской церковной истории. Казань, 1870. Тальберг Н.Д. История русской церкви. Репринтное изд. [Электронный ресурс] М., 2004. 924 с. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. Ч. 2. М., 1997. Ша-вельский Г.И. Русская церковь пред революцией. М., 2005.
канонам, с глубоким осознанием божественной природы Церкви, ее спасительной миссии при одновременном осознании кризисных явлений общецерковной и приходской жизни того времени. Появление ряда исследований2 дореволюционного времени было вызвано желанием реформирования церковной жизни и предсоборными настроениями начала XX века.
В советской историографии тема сельского прихода не представляла самостоятельного научного интереса для двух-трех поколений историков. Но при этом появлялись работы, посвященные изучению истории северного крестьянства, народной культуры, деревянного зодчества, издавались массовые источники по истории Русского Севера XVIII-XIX веков, о которых будет сказано ниже.
Возрождение изучения истории православного прихода началось на рубеже 1980-90-х годов. Одной из первых обратилась к этнографическому исследованию народной православной жизни М.М. Громыко. Исследователь указывает на важную методологическую позицию: этнография изучает не религию как таковую, а ее различные проявления в конкретном этносе. Впрочем, как утверждает этнограф, изучение религиозности предполагает, что ученый знает и вероучение3. Сама М.М. Громыко внесла огромный вклад з изучение данной проблемы.
Вопросам храмостроительства, отношения к храму, его места и роли в праздничной культуре русских и обрядах жизненного цикла посвящены работы таких современных этнографов как И.В. Власовой, A.B. Бугано-ва, Т.А. Ворониной, JI.A. Тульцевой, О.В. Кириченко, C.B. Кузнецова, И.А. Кремлевой, Т.А. Листовой, Г.Н. Мелеховой, Т.С. Макашиной, Х.В. Поплавской, К.В. Цеханской, Т.А. Бернштам, Т.Б. Щепанской и др4.
2 Бензин В.М. Церковноприходская благотворительность на Руси СПб., 1907.; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Заозерский H.A. Что есть православный приход и чем он должен быть // Богословский вестник. 1912. № 2. С. 319-350; Пап ков А. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. Т.1-2. №2. С. 231-284. Он же. Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.). Историческая справка. М., 1899. 160 с.
3 Громыко ММ. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке (Обзор основных тенденций) [Электронный ресурс ] // Исторический вестник. 1999. №1. Режим доступа: http://www.vob.ru/ public/bishop/istor_vest/1999/l/contents.htm.
4 Буганов A.B. Выдающиеся личности и события в массовом сознании русских крестьян XIX - начала XX в.: дисс. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Буганов Александр Викторович. М., 2011. Он же. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание. М., 1992.; Власова И.В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII - XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения / Отв. Ред. И.В. Власова. М., 2006. С. 102-144; Кириченко О.В. Святость места, времени и лица в традиционном социуме // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования. М., 2010. С. 130 - 154. Кремлева И.А.
Целый круг вопросов, помогающих увидеть характер и особенности отношений между священником и прихожанами в разных моментах обрядовой, праздничной жизни, был освещен в монографии А.Й. Розова5. Вопросы бытования православных традиций рассмотрены в сборниках «Православие и русская народная культура», «Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков», «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы» и др.
Из исследований историков постсоветского времени отметим работы, посвященные церковным реформам второй половины XIX века (C.B. Римский6), изучению религиозных функций крестьянской общины (Б.Н. Миронов7), различным вопросам приходской жизни (П.С. Стефанович8).
Ко второй группе работ отнесем исследования, посвященные изучению православных традиций приходской жизни на Русском Севере. В частности, к ним относится большое количество трудов российских, в том числе вологодских, этнографов, историков второй половины XIX — начала XX века, работы которых, публикуемые на страницах дореволюционных общероссийских периодических научных сборников, были представлены в различных жанрах - «путевых записках»9, исторических описаниях10 и этнографических очерках \
Религиозность купечества и других сословий по материалам духовных завещаний // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследоваши и материалы. М., 2002. С. 128-139; Листова Т.А. Религиозно-общественная жизнь: представление и практика // Русский Север: этническая история и народная культура. XII-XX века. М., 2001. С. 706-755; Макашина Т.С., A.B. Фролова, O.A. Тучина Календарные и семейные праздники Русского Севера (конец XIX - начало XX веков). / Отв. ред. В.Ф. Шевченко. М., 2011.; Тульцева JI.A. Престольный праздник в картине мира (мирошлице) православного крестьянина // Православная жизнь русских крестьян XIX — XX веков. М., 2001. С. 124 - 167; Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., 2004; Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. Спб., 2005. 416 е.; Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 110-176.
5 Розов А.И. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003.
6 Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1997. Он же. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. 1996. №4. С. 32 - 48.
7 Миронов Б.Н. Социальная история России (18 - нач. 20 в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. СПб., 2000.
8 Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России XVIII - XX вв. // Православная энциклопедия / под. общ. Ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. М., 2000. С. 267-275.
Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга. // Московитяшы. 1842. 4.6. №12.
В советской региональной историографии теме народного храмопопечения, как уже отмечалось, фактически не было места. Вновь к ней обратились с 80-х годов XX века. Для нашего исследования значительный интерес представляют работы A.A. Куратова, П.А. Колесникова, A.B. Камкина, М.С. Черкасовой, Н.М. Теребихина, Н.В. Алексеевой, И.В. Спасенковой, С.В. Третьяковой, М.В., Пулькина, A.A. Угрюмова и др.12.
Среди работ последних лет следует назвать сборники научных статей и коллективные монографии, в которых специалисты различных отраслей современного гуманитарного знания публикуют работы, посвященные традиционной культуре и этнокультурным ландшафтам Русского Севера13.
С. 310 - 336. Случевский К.К. По Северо-Западу России. Том I. По Северу России. СПб., 1897. Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. 1899. выпуск I. С. 23 - 60.; Он же. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. 1899. выпуск 2. С.167 - 235.
10 Бурцев Е. Спас на Кокшекьге Тотемского уезда Вологодской губернии. Историко-статистический очерк. Вологда, 1912.; Линьков А. Описание Тиксенской Преображенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии. Вологда, 1900. Ф. Малевинский Спас на Стрелице: исследования и материалы по истории одного севернорусского православного прихода / Под общ. Ред. А..В. Камкина, научн. ред. Р.П. Биланчук. Сост. С.А. Тихомиров. Вологда: Книжное наследие, 2003.
" Скворцов А. Бережнослободская волость Тотемского уезда. Этнографический очерк / Вологодский сборник, т.2. Вологда, 1881; Шустиков A.A. Троичина Кадниковского уезда. Этнографический очерк. // ВГВ. 1883. №10, №11; Он же. Тавреньга Вельского уезда. Этнографический очерк // Живая старина. 1895. Вып. 2. С. 171-198;С. 22-44.; Иваницкий H.A. Материалы по этнографии Вологодской губернии. /Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Выпуск П. под ред. Николая Харузина. М., 1890; Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда / Сост., подготовка текста и комментарии М.А. Вавиловой, С.Н. Смольникова. Вологда, 2002.
12 Куратов A.A. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера: учебн. кн. — Архангельск, 2002. 226 е.; Колесников П.А. Северная деревня в XV — первой половине XIX века: к вопросу об эволюции аграрных отношений в русском государстве / Воло-год. гос. пед. Ин-т. Вологда, 1976.; Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992; Черкасова М.С. Документы XVII - XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье // Вестник церковной истории. М., 2008. С. 61 — 129; Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск, 1993.; Спасениова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Вологда, 1999; Алексеева Н. В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVTIF-XIX вв. (по материалам Европейского Севера России). Дисс... к. к. н. Вологда, 1998.; Третьякова C.B. Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья (вторая половина XIX — первая четверть XX вв.). Дисс. ... к.и.н. Архангельск, 2007. Пуль-кин М. В. Этнокультурная специфика религиозной жизни Олонецкой епархии в XVIII — начале XX в. // Этнос. Ландшафт. Культура. СПб., 1999. С. 91-92.; Угрюмов A.A. Кок-шеньга: Историко-этнографические очерки. Вологда, 2003. 192 с.
13 Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001.; Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Евро-
К третьей группе отнесем работы, посвященные изучению сущности сакрального и взаимоотношений с ним человека. Среди них следует выделить работы философского плана, написанные в русле православной традиции. Это исследования философов начала XX века священника Павла Флоренского14, протоиерея Сергия Булгакова15, и современного исследователя A.M. Лидова16.
К четвертой группе работ, тематика которых соприкасается с изучением взаимоотношения мира человека и мира сакрального, отнесем труды этнографов, антропологов и филологов, посвященные раскрытию понятий «дар» и «жертва»11. Взаимоотношение между людьми и миром сакрального, выстраиваемые по принципу дарообмена и жертвы, рассматривались исследователями и на основе западноевропейских религиозных практик, а также других этносов и племен (М. Мосс18).
Таким образом, в исследованиях последних трех десятилетий тема храмопопечения была не только возрождена, но и обрела свою методологию и ряд проблемных направлений: изучение места храма в народном религиозном сознании, обжитом пространстве и религиозной народной практике; выявление функций различных иерархических институтов (клир, приходские структуры, отдельные прихожане) в традиции храмопопечения; уяснение взаимоотношения клира и прихожан и т. д.
пейского Севера. Сборник научных статей. Архангельск.: Поморский университет, 2006.; Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сборник статей / Гл. ред. Г.В. Судаков. Вологда, 2002.; Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007. и др.
14 Флоренский П.А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) /сост. и авт. вступ. ст.: С. Г. Антоненюо. М., 2010.
ls Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. СПб., 2011. Он же. Философия хозяйства. - Москва : Наука, 1990.
16 Лидов A.M. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси, М., 2006. С. 9-3.
17 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.; Гуре-вич А~Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 67-68; Он же. Богатство и дарение у скандинавов в раннем Средневековье. // Средние века. Вып. 31. М., 1968; Иванов В.В. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дар и обмен // Славянское и балканское языкознание. М., 1975. С. 50-78.; Топоров B.II. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре - *svet // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 184 - 253.; Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. JI., 1990.; Агапкина Т.А. Дар // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. Ред. Н.И. Толстого. Том 2. Москва: Международные отношения, 1999.
8 Мосс. М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 85-111.
Вместе с тем, в этнографических и исторических работах храмопо-печение не звучит как отдельная, самостоятельная тема. Оно характеризуется лишь в связи с исследованиями разнообразных сторон религиозной жизни русских, но как самостоятельный и целостный феномен не рассматривается. Это предопределило выбор тематики исследования, основным объектом которого стал традиционный уклад жизни крестьян Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века, который мы рассматриваем через призму этноконфессиональной повседневности. Предметом исследования являются традиции храмопопечения.
Целью работы стало исследование места и роли храмопопечения в этнокультурной и религиозной жизни русских в эпоху российской модернизации второй половины XIX - начала XX веков. В связи с этим нам представилось необходимым решить следующие исследовательские задачи:
- определить сущность и смыслы храмопопечения;
- охарактеризовать традицию храмостроительства как духовную основу храмопопечения;
- обозначить роль и место храмопопечения в повседневной жизни приходского сообщества;
- охарактеризовать институциональную организацию храмопопечения;
- рассмотреть храмопопечение как сферу проявления личной религиозности русских крестьян;
- выявить функции храмопопечения.
Названные задачи обусловили выбор методологии исследования. Мы использовали системный подход, применяющийся в исследовании локальных сообществ в историко-этнографических исследованиях. Само крестьянское сообщество как этносоциокультурная среда являлось определенной системой с многообразными связями и взаимоотношениями, традиционным укладом, со своими способами трансляции исторической памяти и социокультурного опыта. Поэтому применение системного подхода сориентировало нас на раскрытие целостности явления храмопопечения в традиционном укладе жизни вологодских крестьян.
Изучение храмопопечения проводилось нами в русле историко-антропологических и этнографических исследований. Источниковая база, представленная документами, основанными на местном, локальном материале, способствовала применению методов микроисторических исследований.
Мы рассматривали храмопопечение и как проявление религиозности крестьян, и как этносоциокультурный институт севернорусского православного прихода. В первом случае его изучение носило феноменологи-
ческий характер. Во втором случае институциональный анализ храмо-попечения предопределил использование структурно-функционального метода, позволившего выделить в системе приходского храмопопечения несколько структурных составляющих, обеспечивающих существование и функционирование данного этносоциокультурного института: самого крестьянского сообщества, священно-церковнослужителей, церковных старост и церковно-приходских попечительств. В свою очередь, само храмопопечение было органичной частью всей религиозной практики приходского сообщества и через его представителей выполняло ряд важных функций, о которых идет речь в третьей главе данного исследования.
Нами также применялись описательный, сущностно-содержатель-ный, статистический методы и метод историко-этнографической интерпретации.
Источниковая база исследования представлена корпусом разнообразных видов документов, как опубликованных, так и не опубликованных. Нормативная источниковая база исследования представлена опубликованными государственными законодательными актами , сино-дапъными нормативными и распорядительными актами, касающимися вопросов внутриприходской организации20 и церковного строительства , а также распоряжениями Вологодской Духовной Консистории, публиковавшимися на страницах официальной части Вологодских епархиальных ведомостей.
Важными для нашего исследования представляются отчеты о состоянии Вологодской епархии за 1853-1916 годы, хранящиеся в фонде Канцелярии Синода Российского государственного исторического архива22.
В достаточно обширном корпусе архивных источников выделяются следующие виды:
19 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1845.
20 Уставы Духовных Консисторий. СПб., 1841, 1883; Высочайше утвержденное 2-го Августа 1864 года положение о приходских попечительствах при православных церквах II Свод узаконений и распоряжений правительства об устройстве сельского состояния и учреждений по крестьянским делам, с воспоследовавшими по ним разъяснениями, содержащимися в решениях Правительствующего сената и в постановлениях и распоряжениях высших правительствующих учреждений. СПб., 1898. 2 Т. С. 1365 - 1368. Именной высочайший указ об инструкции церковным старостам. Н Своя узаконений и распоряжений ... СПб.: Тип. Д.В. Чичинадзе, 1898. 2 т. С. 1370 - 1380.
21 Общее приложение к томам Полного Собрания Законов /Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том XL. 1825 - по 19 Ноября. Печатано в типографии II Отделения Собственной его Императорского Величества Канцелярии. 1830.
22 С благодарностью отметим, что отчеты были любезно предоставлены исследователем Е.С. Фасхутдиновой.
Учетно-статистическая документация:
— клировые ведомости церквей Вологодской епархии, содержащие актуальную для данного исследования информацию о составе и численности приходов, времени постройки церквей и посвящении престолов;
— отчеты о состоянии церквей, духовенства, о количестве и состоянии молитвенных домов и часовен',
— отчеты об обозрении церквей и причтов Вологодской епархии епископом, позволяющие воссоздать картину приходского устроения второй половины XIX - начала XX века, а также отражение в ней крестьянского благочестия;
— отчеты благочинных о пожертвованиях, дающие представление о степени распространенности благотворительности в губернии во второй половине XIX - начале XX века, сословной принадлежности попечителей, составе пожертвований, их материальной ценности, целевой направленности;
— отчеты о деятельности приходских попечительств, проливающие свет на функционирование новых институтов храмопопечения в сельском православном приходе со второй половины XIX века
Источники нарративного характера представлены церковноприходскими летописями и краткими сведениями о церквах и причтах Вологодской епархии за 1888 год, находящимися в фонде Суворовых ОПИ ВГИАХМЗ.
Делопроизводственная документация:
— дела о строительстве церквей и часовен;
— дела об открытии самостоятельных приходов и о перечислении прихожан от одной церкви к другой, позволяющие выявить механизмы осуществления храмостроительства в сельском православном приходе и определить роль и место крестьян в системе храмопопечения;
— дела о награждении церковных старост похвальными листами и медалями, о деятельности церковно-приходских попечительств на основании которых можно проследить роль церковных старост и церковноприходских попечительств в организации приходской жизни;
— дела о духовных завещаниях и о незаконном сборе денег в пользу церквей и монастырей Вологодской епархии помогающие пролить свет на индивидуальные формы храмопопечения, выявить духовные основы для его осуществления, найти в этом явлении приходской жизни элементы «официального», церковного и «личностного».
Историко-этпограф и ческие и сточпики:
— опубликованные материалы «Этнографического бюро» кн. В.Н. Теиишеваъ;
— мемуары «Воспоминания причетнического сына» протоиерея А. Попова, касающиеся времени приблизительно с 1845 по 1890 годы и
23 Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.5. Вологодская губерния. СПб., 2007-2008.
опубликованные в 1913 году24. Для нашего исследования они интересны тем, что помогают выявить роль священника в деле храмопопечения и увидеть реальную картину организации храмостроительства на примере одного сельского прихода Вологодской губернии.
Учетно-статистическая документация о пожертвованиях, хранящаяся в фонде Вологодской духовной консистории ГАВО, представленная отчетами благочинных о пожертвованиях в церкви и монастыри Вологодской епархии, позволяет изучить некоторые особенности бытования древней традиции храмопопечения в условиях ее трансформации, когда она стала приобретать организованные формы. Нами были исследованы отчеты благочинных о пожертвованиях за 1868, 1875, 1876, 1880, 18841887, 1896-1903, 1907, 1910 годы и выявлены сведения о 783 пожертвованиях от 519 «доброхотных дателей». Наибольшая часть данных относится к 1884, 1885, 1886, 1903, 1907 и 1910 годам, что дало нам возможность объединить пожертвования в две группы - второй половины XIX века (1884-1886 годы) и начала XX века (1903, 1907 и 1910 годы). Все пожертвования вносились в базу данных, что позволило проанализировать информацию статистическими методами. При регистрации пожертвований в базе данных нами указывались следующие атрибуты: год, уезд, сословная принадлежность жертвователя, в какую (свою или не в свою) приходскую церковь направлялось пожертвование, его вид (деньги или вещи), целевая направленность, сумма пожертвования.
Результаты статистического анализа исследованных документов представлены в тексте работы в виде диаграмм и таблиц.
В целом, круг источников, выявленных нами, представляет собой репрезентативный документальный корпус, позволяющий решить поставленные в исследовании задачи.
Хронологические рамки охватывают период с 60-х годов XIX века до революций 1917 года. Нижняя граница исследования объясняется глубокими социальными изменениями российского общества, в том числе и религиозной жизни, связанными с проведением Великих реформ. Верхняя граница исследования обусловлена системным кризисом российского социума и революциями начала XX века.
Научная новизна работы определяется привлечением еще не опубликованных и не введенных в научный оборот источников по истории бытования православных традиций в крестьянской среде Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века, комплексным подходом к изучению традиций храмопопечения как с точки зрения менталь-
24 Попов Алексей. Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии. - Вологда, 1913.
ных и мировоззренческих основ этого явления, так и с точки зрения его проявления в обрядовых практиках и повседневной жизни крестьян. Данная работа является первым историко-этнографическим исследованием, целиком посвященным изучению традиций храмопопечения на Русском Севере.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в возможности их дальнейшего применения в научных исследованиях, посвященных православной культуре, в качестве примера для воссоздания приходской жизни в современных приходах, а также в образовательной деятельности. Материалы, впервые введенные в научный оборот в данном исследовании, могут использоваться для преподавания курсов по истории культуры и этнографии вологодского региона и Русского Севера. Современное активное участие Русской Православной Церкви в жизни общества, увеличение количества верующих заставляет нас обратиться к тому бесценному опыту заботы о православных храмах, который существовал в России во второй половине XIX - начале XX века.
Апробация результатов исследования. Результаты научных исследований были изложены в ряде статей в сборниках и журналах, в том числе рецензируемых, а также предлагались для рассмотрения научному сообществу на международных, всероссийских и региональных научных конференциях и конгрессах: всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию д.и.н., профессора А.И. Комиссаренко (Российская академия государственной службы, г. Москва, 2007 г.); международной научной конференции, посвященной 80-летию АЛТИ-АГТУ «Россия и россияне: особенности цивилизации» (Архангельск, 22 - 24 мая 2009 г.); всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы» (Архангельск, 8-11 июля 2009 г.); XVI всероссийском научно-практическом совещании по вопросам изучения и издания писцовых книг и других историко-географических источников (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, (10-11 сентября 2009 г.); в Институте этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН в Отделе русского народа в докладе: «Традиции храмопопечения на Европейском Севере России во второй половины XIX - начала XX века (на материалах Вологодского губернии)» (Москва, 22 июня 2010 г.); всероссийской конференции «Культура Поонежья X-XXI веков: общерусские черты и региональные особенности» (Каргополь, 18-20 августа 2010 г.); областной научно-практической конференции «2012 год: памятные даты и знаменательные события в истории Вологодчины» (Вологда, 21 марта 2012 г.); региональных научно-краеведческих чтениях памяти протопресвитера Александра Желобовского «За Веру и Отечество!» (Черепо-
вец, 6 апреля 2013 г.); X конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, 2-5 июля 2013 г.).
Структура работы соответствует решаемым задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность исследования, хронологические и территориальные рамки, дается историографический обзор и описание источниковой базы, формулируются цели и задачи исследования.
В первой главе «Истоки и сущностные черты храмопопечения»
предпринимается попытка рассмотрения храмопопечения как акта коммуникации, в котором одним участником являлось крестьянское сообщество или отдельные его представители, а другим - все, что связано с миром сакрального, в первую очередь церковь, как святое, почитаемое место, и священнослужители, занимающие самое близкое место по отношению к сакральному центру - храму.
В связи с тем, что проявление заботы и попечения о своей приходской церкви начиналось с решения о ее постройке, в первом параграфе «Храмостроительство как отправная точка храмопопечения» изучаются мотивы храмостроительства, а также взаимоотношения епархиальных властей, причта и крестьян в вопросах возведения новых храмов и часовен. Следует отметить, что храмостроительные практики ко второй половине XIX - начале XX века имели менее широкое распространение, чем в предыдущие века, т. к. сеть сельских приходских храмов сложилась, в основном, уже в XVI веке25. Тем не менее, во второй половине XIX века наблюдается активное возведение новых церквей по всей территории Вологодской губернии. О масштабах храмостроительства свидетельствуют отчеты епископов Вологодской епархии, ежегодно посылаемые ими в Священный Синод. Исследованные отчеты за 1868, 1869, 1871, 1872, 1873, 1874, 1878, 1879, 1880, 1885, 1893 годы26 показывают, что в Вологодской епархии с 1868 по 1893 год (за 25 лет) общее количество церквей выросло с 787 до 903 (увеличилось на 116 или 15%). Среди строящихся церквей каменных было в 2 раза больше, чем деревянных (в отчетах за перечисленные годы упоминаются 72 каменных и 32 деревянных храма).
25 Камкин A.B. Православная церковь на Севере России ...С. 8.
26 РГИА Ф. 796. Оп. 442. Дд. 261, 311, 412, 461, 513, 723, 772, 826, 866, 921, 993, 1016, 1066, 1120, 1174,1224, 1374, 1437.
Многочисленные архивные материалы о возведении церквей позволили выяснить, что развернувшееся строительство храмов было вызвано необходимостью замены ветхих деревянных церквей на новые каменные и ведением миссионерской деятельности среди старообрядческого населения Вологодской губернии.
Мотивами храмостроительства у крестьян были:
- осознание необходимости участия в литургической практике, тай-носовершительстве и проведении церковных праздников;
- данный ранее коллективный обет;
- желание увековечить посредством храмостроительства память о событиях, связанных с императорской семьей.
Личные мотивы храмостроительства были связаны с осознанием того, что деятельность по устройству храма сама по себе является душеспасительной. Архивные материалы также позволяют говорить не только о глубокой укорененности в сознании крестьян приведенных выше мотивов, но и об апелляции к прошлому, как важнейшему аргументу в деле храмостроительства.
Во втором параграфе «Этапы храмостроительства и храмопопече-ние» рассматриваются основные виды храмопопечительной деятельности, связанной с возведением храмов:
- деятельность, направленная на подготовку к строительству и руководство ею;
- непосредственные работы по возведению храма;
- пожертвования деньгами или вещами;
- участие в сборе доброхотных подаяний на строительство церкви;
- последующее после возведения храма попечение о нем.
Из делопроизводственной документации27 о строительстве храмов видно, что инициатива самого возведения нового здания церкви исходила преимущественно от прихожан, при этом непосредственными организаторами строительства были члены причта, церковный староста, члены церковно-приходского попечительства и некоторые прихожане, проявляющие особую заботу о церкви. Следует отметить, что в храмо-строительных традициях отражались представления крестьян об истинном благочестии, выражалось их отношение к святым объектам. Особенность этого отношения заключалась в том, что крестьяне Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века принимали личное участие в возведении храма и дальнейшей его судьбе. Таким образом,
27 ГАВО. Ф. 496. Оп. I. Да. 12057, 13059, 13062, 13333, 13334, 13337, 13807, 14481, 14479, 14776, 15372, 16285, 16502, 19338, 16633.
храмостроительство можно без преувеличения называть духовной и материальной основой храмопопечения.
В третьем и четвертом параграфах ««Городское» и «сельское» в хра-мопопечении» и «Храмопопечение как коммуникация: сакральное и про-фанное» речь идет о разных полюсах храмопопечительных традиций -социальных и духовных.
Многочисленные примеры проявления заботы о приходских сельских храмах свидетельствуют, что нередко попечителями о них становились жители уездных, губернских и столичных городов. Отчеты благочинных о пожертвованиях2 показывают, что место проживания и социальный статус попечителя оказывали влияние на вид и географическую» направленность пожертвований. Было установлено, что жители сельской местности практически не жертвовали в города, тогда как жители городов треть пожертвований направляли в сельские приходы.
За исследуемый период зафиксировано 598 (76,5%) пожертвований в сельские приходские церкви, 181 (23,1%) - в городские, 3 (0,4 %) - на Афон и в Киево-Печерскую Лавру. Всего в сельские приходы было пожертвовано 142 116 руб., или 238 руб. на одно пожертвование. В городские - 28 631 руб., или 158 руб. на одно пожертвование. Примечательно, что средний размер пожертвования в сельские храмы был в 1,5 раза больше, чем в городские. При этом средний размер пожертвования горожан в сельские церкви был существенно ниже крестьянского. Во-первых, это, очевидно, связано с тем, что в центре крестьянского храмопопечения лежала глубокая привязанность к своему приходскому храму; во-вторых, в крестьянских проявлениях заботы о храме важную роль играла социальная мотивация, связанная с существующим в крестьянской среде представлением о высоком статусе попечителя.
Все пожертвования из Санкт-Петербурга и Москвы, зафиксированные нами в отчетах благочинных (61 пожертвование), были направлены в сельские приходские церкви. Большое количество пожертвований, направляемых в сельские храмы из больших городов, было связано с традициями храмопопечения, сохраняемыми в условиях городской жизни крестьянами-отходниками, а также с распространенностью во второй половине XIX века в городской среде идеи благотворительности. Городские храмы, особенно столичных и губернских городов, активно помогали нуждающимся прихожанам, бедным сельским приходам. Это явление имело общероссийскую тенденцию.
Изучение двух полюсов храмопопечительных практик - сакральных и профанных, представленное в четвертом параграфе, показало, что
28 Там же. Дд. 14345, 14965, 14967, 15117,15514, 15638, 15695, 15839, 18020,18506, 19049.
15
поведение жертвующего на храм находилось в широком диапазоне от минимальной знаковости и прагматических целей до максимальной знаковое™, свойственной ритуальному поведению, и духовных целей. В деле храмопопечения, включающего в себя как строительство храма, так и дальнейшие заботы о нем крестьян, ярко проявляли себя обе стороны поведения прихожан. Примеры коммуникативного поведения жертвующего, действующего с прагматической целью дают нам материалы «Этнографического бюро кн. Тенишева», располагающиеся в разделе «Стремление возвысить свое общественное положение». Примеры иного рода также фиксировались корреспондентами кн. Тенишева: «крестьяне преимущественно жертвуют в церковь, держась убеждения, что эта жертва всех выше и спасительнее» .
Вторая глава «Храмопопеченне в системе приходской жизни» посвящается изучению проявления этнокультурных традиций храмопопечения в локальном крестьянском сообществе в Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века - индивидуальных формах храмопопечения, обетной и поминальной практиках, праздничной культуре, традициях сбора доброхотных подаяний крестьянами, реализуемых в форме странничества.
В первом параграфе «Индивидуальные формы храмопопечения» мы обращаемся к отчетам благочинных о пожертвованиях для получения представления о степени распространенности церковной благотворительности в губернии во второй половине XIX — начале XX века, сословной принадлежности попечителей, составе пожертвований, их материальной ценности, целевой направленности. Отчеты благочинных о пожертвованиях показывают, что сословный состав попечителей был разнообразен: крестьяне, духовенство, купцы, военные, мещане, чиновники, дворяне. Более половины из жертвующих на храм принадлежали к сословию крестьян - 55%, доля их пожертвований в денежном эквиваленте составляла также 55%. При этом крестьяне имели устойчивую привязанность именно к своему приходскому храму, направляя 97% своих пожертвований в свою церковь, тогда как представители других сословий - менее 70%. Сравнение средней суммы пожертвований из расчета на одного человека по представителям разных сословий показывает, что на протяжении второй половины XIX - начала XX века самыми богатыми были вклады дворян (1896 р.), далее в порядке убывания: крестьян (398 р.), военных (328 р.), мещан (314 р.), духовенства (273 р.), купцов (260 р.) и чиновников (251 р.). Разница между размерами пожертвований
29 Русские крестьяне: Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В.Н. Тенишева. Т.5. Ч. 4. Спб., 2007. С. 564.
внутри каждого сословия была очень велика. Например, сумма одного пожертвования дворян колебалась от 2,5 до 31 500 р., а крестьян - от 3 до 7000 р. Документы позволяют выделить две группы пожертвований -денежные вклады и вещи. Установлено, что 60% от общего количества пожертвований осуществлялось деньгами, а 40% - вещами, их денежное выражение 74% и 26% соответственно. Крестьяне жертвовали в пользу церкви деньги, землю, дома, холсты и даже сено.
В рапортах благочинных цель пожертвования указывалась преимущественно тогда, когда вносились деньги. Эти цели объединены нами в пять групп: 1) поминовение самого жертвователя или его рода (причем как об упокоении, так и о здравии); 2) приходское строительство: возведение нового здания храма, колокольни, часовни, устройство домов для членов причта; 3) социальное попечение, т.е. обустройства церковноприходской школы или приютов для бедных; 4) внешнее обустройство церкви (ремонт крыши, замена крестов на церкви, постройка новой ограды); 5) внутреннее обустройство церкви: покупка утвари, ремонт и др.
Во второй половине XIX века большинство пожертвований вносилось крестьянами с целью поминовения, а уже в начале XX века на первое место в крестьянском сообществе встала забота о внутреннем благолепии храма. Несмотря на увеличение общей суммы пожертвований в начале XX века по сравнению со второй половиной XIX века (134009,75 руб. против 49398,46 руб. соответственно), сумма жертв на поминовение уменьшилась как в денежном (с 12585,5 руб. до 9050 руб.), так и в процентном отношении (с 25,48 % до 6,75 %). В целом отчеты благочинных о пожертвованиях демонстрируют широкое распространение индивидуального храмопопечения среди крестьян Вологодской губернии в изучаемый период.
В параграфе «Храмопопечение в традиционной православной обрядности» показано, что особенно ярко традиции, связанные с заботой о храме, проявляли себя во время престольных праздников и праздников, маркировавших важные вехи сельскохозяйственных работ. На основе этнографических материалов бюро кн. В.Н. Тенишева можно сделать вывод о том, что в традиции проведения праздничных ярмарок у храмов наблюдается очевидная взаимосвязь попечения, поминовения, религиозного праздничного цикла и обетных практик. Сакральность, незаполненность праздника повседневными трудами, о которых писали многие этнографы, давали возможность прихожанам погрузиться в духовный мир, забыть на время о мирских заботах и посвятить свою деятельность хра-мопопечению. Погребальные и поминальные обряды по своей духовной сути также позволяли крестьянам оставить мирское попечение и позаботиться о душе, жертвуя в храм на ее помин.
Изучение роли храмоиопечения в обрядовой жизни крестьян показало, что забота о храме была не просто выражением личностной религиозности, но также выполняла функцию коммуникации с сакральным миром и миром умерших предков.
В параграфе «Традиции странничества в храмопопечении» подчеркивается, что обычай сбора доброхотных подаяний на строительство или ремонт храма имел связь со страннической традицией, одновременно являясь проявлением личной религиозности крестьян и формой общественного служения. Прошения крестьян в Вологодскую духовную консисторию с просьбой наградить сборщиков-странников показывают, что такой вид странничества в народной среде воспринимался как духовный подвиг истинно верующего человека, заслуживающий такого же внимания от епархиального начальства, которое полагалось выдающимся приходским попечителям - церковным старостам и председателям церковноприходских попечительств за их храмостроительную деятельность. Мотивами для сборщиков выступало не только желание проявить заботу о храме, но и данные ранее обеты. Согласно сборным или доверительным письмам, крестьяне выбирали из своей среды человека «честного, скромного, к церкви Божией рачительного», «доверия заслуживающего», «трезвого и в подаяниях для пользы церкви вполне благонадежного». Дела о незаконном сборе средств на строительство храмов свидетельствуют, что собирающие средства без разрешения епархиального начальства выпадали из церковной нормативности, но при этом продолжали в глазах крестьян соответствовать представлениям об истинном благочестии.
В четвертом параграфе «Святотатство как нарушение традиций храмопопечения» рассматриваются примеры крайнего «антипопечения» по отношению к храму - святотатства, которое считалось тяжелым преступлением и большим грехом. Тяжесть уголовного наказания зависела от способа совершения преступления (насильственное ограбление, ограбление со взломом или без взлома), от места, где совершалось святотатство (церковь, часовня, отдельно стоящее церковное хранилище, частный дом), от статуса похищенных вещей (священные предметы, вещи, освященные употреблением при богослужении, деньги, свечи, еще не поставленные у образов и не вставленные в паникадила, неосвященные вещи). Законодательство предписывало, что если святотатство было совершено лицами, которым было поручено хранение похищенных предметов, то строгость наказания за преступление повышалась на одну степень30. Крестьяне считали, что человек, покусившийся на церковное имущество, неотвратимо нес Божье наказание, и нередко жестоко рас-
30 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб, 1845. IV. С. 92.
18
правлялись с пойманными грабителями, не опасаясь ответственности за самоуправство. В крайне негативных реакциях крестьян на кражи из церквей проявляется не только их представление о храме как о святыне, но еще и забота о сохранении его имущества и благосостояния. Этнографические и делопроизводственные документы показывают, что крестьяне с большим вниманием относились к выбору должности церковного сторожа - хранителя имущества и казны церкви, что также может говорить об их особом попечении о своих приходских храмах.
В третьей главе «Храмопопечение как этносоциокультурный институт» рассматриваются институциональные формы храмопопечения, регулирующие приходскую жизнь севернорусских крестьян во второй половине XIX - начале XX века. Цель данной главы - выяснить механизмы функционирования храмопопечения. В связи с этим, нами рассматриваются основные субъекты храмопопечения, в качестве которых выступают священно-церковнослужители, институт церковных старост и церковно-приходские попечительства.
В параграфе «Священник в системе храмопопечения» на примере отчетов благочинных о пожертвованиях, церковных летописей, материалов «Вологодских епархиальных ведомостей» и воспоминаний протоиерея Алексея Попова показывается, что личность священнослужителя оказывала большое влияние на жизнь прихода и самих крестьян. В обязанности священника, кроме богослужебных практик, входила и забота о своем приходском храме. Постоянный контроль епархиального начальства над состоянием церквей требовал от священнослужителей больших трудов и немалых материальных затрат. Огромные усилия прилагали сельские пастыри и к тому, чтобы консолидировать приходское сообщество для церковного строительства. Таким образом, одним из первых попечителей о своем приходском храме становились сами священники.
В параграфе «Церковные старосты и храмопопечение» на основании архивных дел о награждении церковных старост похвальными листами и медалями, о строительстве церквей и часовен исследуется место и роль церковного старосты в деле храмопопечения. Церковные старосты, избираемые для приобретения, хранения и употребления церковных денег и имущества, были духовно связаны с храмом и приходом, которому служили. Анализ дел о награждении церковных старост похвальными листами и медалями показал, что особую заботу ктиторов составляло внутреннее и внешнее благолепие храма. Среди основных заслуг у 48% представляемых к наградам церковных старост, называются работы по изготовлению и украшению иконостаса, на втором месте (36%) стояли работы по сооружению новой ограды вокруг церкви, на третьем - работы по ремонту крыши храма (28%). Собственные пожертвования боль-
шинство старост направляли на текущие расходы храма - 52%. Институт церковных старост выполнял важную организационную функцию в системе приходского попечения. Не случайно священник Феодосий Мале-винский в церковно-историческом описании Стрелицкой Преображенской церкви Тотемского уезда, настоятелем которой сам являлся, подчеркивает особое значение деятельности церковных старост в жизни православного прихода. Он пишет, что церковные старосты издревле были «главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов»31. Церковный староста осознавал себя как соработника священнослужителям и прихожанам по бла-гоустроению приходского храма как духовного центра и был одним из первых попечителей о нем.
В параграфе «Церковно-приходские попечительства в деле храмопо-печения» мы отвечаем на вопрос, какую роль в деле заботы о приходском храме играл данный приходской институт, созданный в 1864 году для материальной поддержки православных храмов и духовенства Отчеты о деятельности церковно-приходских попечительств показывают, что большая часть средств, собираемых ими, шла на поддержание и украшение храмов. Было замечено, что деятельность попечительств по сбору средств в пользу храма была успешной, а в пользу причта находила сопротивление в среде крестьян.
Нами был также рассмотрен вопрос о составе церковно-приходских попечительств через привлечение материалов клировых ведомостей. К примеру, в 1906 году более половины председателей церковноприходских попечительств в Тотемском уезде происходили из крестьян. Большинство попечительств в этом уезде (19) имели в своем составе до пяти человек, в 11 попечительствах количество членов варьировалось от шести до десяти, в пяти попечительствах - от 11 до 15, а в попечительстве при Паршингской Богородской церкви было 20 человек, при небольшом приходе в 567 душ. Выбор членов церковно-приходских попечительств происходил при полном собрании прихожан и приурочивался к какому-либо празднику.
Таким образом, церковно-приходские попечительства являлись организованной формой церковного попечения и были призваны помогать приходу, оживлять его жизнь, содействовать улучшению быта духовенства, вести работу по устройству храма силами приходского сообщества крестьян. Попечительства, заявленные как благотворительные общест-
31 Спас на Стрелице: исследования и материалы по истории одного севернорусского православного прихода / Под общ. Ред. А..В. Камкина, научн. ред. Р.П. Билаичук. Сост. С.А. Тихомиров. Вологда, 2003. С. 73.
венные союзы, в некоторой степени воспринимались властями как церковные единицы, как члены церковного устройства. В этой связи деятельность попечительств должна была соприкасаться с функциями церковных старост, институт которых был более древним, традиционным, ведущим свое начало с XV - XVI вв. и изначально связывавшимся с активным участием крестьян в жизни прихода. Тем самым власти создавали видимость активной деятельности клира и мирян как ответную реакцию на повсеместную активность в общественной жизни России в ходе «Великих реформ». Вместе с тем, задачи, указанные в «Положении о церковно-приходских попечительствах», решались причтами и мирянами как до его опубликования, так и после него через иные формы попечения - организованные церковью, индивидуальные и мирские.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны основные выводы. В рамках данной работы была предпринята попытка на архивных и этнографических материалах проследить связь традиций храмопопечения, основанных на христианской, православной этике, с крестьянским укладом жизни, обычаями, нравами и самосознанием, т.е. с этническими характеристиками. Исследованные нами архивные данные и этнографические материалы позволили понять сущность храмопопечения как проявления заботы о храме и отношение к нему, бытовавшие в севернорусской крестьянской среде во второй половине XIX -начале XX века. В центре нашего внимания в хронологическом плане оказались последние десятилетия существования традиционного уклада крестьянской жизни, еще не затронутые революционными трансформациями. В историко-культурном плане нами был выбран для изучения регион Русского Севера, традиционно рассматриваемый этнографами, фольклористами, лингвистами, историками как особая историко-культурная среда - «живая старина», мало затронутая модернизацион-ными процессами. И все же, в этом своеобразном «заповеднике» русских православных традиций нам удалось выявить новые черты и явления в разных формах храмопопечения.
Храмопопечение включало в себя заботу об устройстве храма — о его внешнем и внутреннем благолепии, отношение к нему, бытующее в крестьянской среде второй половины XIX - начала XX века, а также все виды и формы коммуникаций, вызванные этим отношением. Таким образом, оно по-своему организовывало приходскую жизнь крестьян. По тому, как то или иное крестьянское сообщество относилось к своей приходской церкви можно было сказать и о степени его религиозности.
Важнейшим проявлением культуры крестьянского общежительства на Русском Севере была общественная деятельность, которая выражалась в кооперации не только физического, но и духовного труда, в рас-
пределении общественных обязанностей и совместных акциях социального характера32. Направления этого служения были достаточно вариативны - от строго регламентированных и постоянных до неформальных и ситуативных. Одной из таких форм являлась забота (или попечение) о своем приходском храме, которая была продолжением очень давней традиции, ведущей свое начало с XV века, когда на Русском Севере развернулось повсеместное строительство церквей «на мирском иждивении» . Интенсивное церковное строительство второй половины XIX века оставило немало документальных свидетельств того, какую важную роль в храмостроительстве играло крестьянское сообщество и какую не менее важную роль храм исполнял в его повседневном укладе. Этап церковного строительства был важным консолидирующим фактором в формировании духовных и социальных связей внутри прихода, при уже имеющихся, сохраняющихся веками, географических границах. Духовными основами храмостроительных практик были желание крестьян полноценно участвовать в церковной жизни, потребность в существовании сакрального (духовного) центра своей округи, желание выделиться из других окружающих приходов красотой храма, его внутренним убранством, наличием колоколов, стремление быть включенными в общероссийскую духовную жизнь. Тема храмостроительства затрагивалась и в периодических печатных изданиях, на страницах которых, в частности «Вологодских епархиальных ведомостей», помещалась информация о строящихся и уже построенных храмах, воззвания к жертвователям, что создавало новую коммуникативную среду в деле храмопопечения. Потребность в сборе значительных пожертвований также обуславливалась освоением крестьянами даже самых отдаленных, небогатых сельских приходов епархии каменного церковного строительства. Таким образом, храмоетрои-тельство являлось системообразующим элементом храмопопечения.
Праздничные традиции, комплекс погребально-поминальных обрядов, обетные практики также включали в себя элементы храмопопечения. Например, в традиции проведения праздничных ярмарок у храмов наблюдается четкая взаимосвязь попечения, поминовения, религиозного праздничного цикла и обетных практик. Элементы храмопопечения в традиционной православной обрядности были направлены на обеспечение непрерывной молитвы об усопшей душе, выступали в роли своеобразной коммуникации с сакральным миром. Исследованные нами документы показывают, что мотив церковного поминовения был одним из
32 Камкин A.B. Общественная жизнь северной деревни XVIII века: (Пути и формы крестьян. обществ, служения): Учеб. пособие / Вологод. гос. пед. ин-т, Вологод. пробл. об-ние по агр. истории Европ. Севера СССР. Вологда: ВГПИ, 1990. 95 с.
33 Он же. Православная церковь на Севере России:... С. 8.
определяющих для участия крестьян в храмопопечении в конце XIX века, тогда как в начале XX века на первый план выходит забота о внутреннем благолепии храма. Полагаем, это можно связать с всеобщим обмирщением повседневности начала XX века. Тем не менее, исследованные нами факты показывают, что попечительные практики пронизывали всю повседневную жизнь приходского сообщества.
Храмопопечительная деятельность могла организовываться самой церковью по инициативе священнослужителей, либо крестьянской общиной или отдельными крестьянами через пожертвования или сбор доброхотных подаяний. Храмопопечение, исходившее от священно-церковнослужителей и церковного старосты, сосредоточивалось на организации проведения крупномасштабных работ по ремонту храма, тогда как общинное крестьянское попечение касалось вопросов сооружения новых сакральных объектов на территории прихода - церквей и часовен, регулярного материального обеспечения церкви (например, заготовки дров для отопления храма), поддержания порядка в ней, охраны церковного имущества (из среды крестьян нанимался сторож). Индивидуальное попечение крестьян было связано с глубокой привязанностью к своему приходскому храму, проявлением личной религиозности и составляло важную часть материального содержания приходской церкви.
Священник, главной заботой которого было религиозное просвещение прихожан, сообщение им основ православия34, занимал в системе храмопопечения особое место. Во-первых, сам был попечителем о своем приходском храме, заботился о его благоустройстве; во-вторых, имел большое влияние на организацию попечения посредством пастырского слова; в-третьих, являлся объектом попечения своих прихожан.
Важную роль в организации храмопопечения играли те, кому это вменялось в обязанности по должности - церковные старосты. Многие из них в течение нескольких десятилетий были организаторами приходской жизни - начиная с этапа храмостроительства и заканчивая ежедневными заботами о нуждах храма. Во второй половине XIX - начале XX века на традиционной уклад жизни крестьянского населения оказывают влияние модернизационные процессы, что имело общероссийскую тенденцию. На уровне храмопопечительных практик это проявилось в появлении организованных институтов храмопопечения - церковно-приход-ских попечительств.
В силу того, что храмопопечение требовало немалых материальных и трудовых затрат, в приходском сообществе наблюдалась совместная, соборная деятельность, направленная на заботу о своей приходской церкви.
34 Розов А.Н. Указ. соч. С. 28.
Храмопопечение как проявление религиозности вологодских крестьян являлось частью их представлений о святости храма, а также таких категорий как жертвенность и милосердие. При этом было выяснено, что поведение жертвующего на храм находилось в широком диапазоне от минимальной знаковости и прагматических целей до максимальной знаковое™, свойственной ритуальному поведению, и духовных целей. В деле храмопопечения, включающем в себя как строительство храма, так и дальнейшие заботы о нем, ярко проявлялись обе стороны поведения прихожан.
Традиционно негативным оставалось отношение крестьян к нарушению традиций храмопопечения, например, к святотатству. Представление о кражах из церквей и часовен как о самом тяжком грехе, нередкие попытки крестьян самостоятельно наказать виновного, проявляемое уважение к должности церковного сторожа также свидетельствуют о глубоком почитании своей приходской церкви как сакрального центра крестьянского мира.
Само осуществление заботы о храме, сама возможность храмопопечения выполняли внутри крестьянского сообщества ряд важных функций
- поддержания крестьянской религиозности (храмопопечение давало возможность понятными для крестьян способами выразить свою любовь и уважение к святыне), консолидационную (жертвуя на свой храм, крестьяне ощущали тесную связь с приходом), компенсаторную (храмопопечение как часть обетной практики в условиях «кризисных» ситуаций), коммуникативную, системообразующую (обеспечивало устойчивость приходской жизни в данном локальном этническом сообществе).
Несмотря на то, что в приходскую жизнь пореформенной России внедрялись новые черты, менялась, пусть и незначительно, крестьянская повседневность, храмопопечение оставалось неотъемлемой частью праздничных, поминальных и церковностроительных традиций. Таким образом, забота (или попечение) крестьян о своем приходском храме вплоть до начала XX века являлась одной из традиционных форм общественного служения.
Публикации по теме диссертации:
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Шушвал Н.А. Традиции храмопопечения в среде северного крестьянства во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2009.
- №6.-С. 46-49.
2. Шушвал H.A. Храмопопечение в традиционной православной обрядности (на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2014. - №2. -С. 25-30.
3. Шушвал H.A. Церковные старосты в системе приходского хра-мопопечения (на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века) [Электронный ресурс] / H.A. Шушвал // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/116-12643.
Статьи в других научных изданиях и сборниках:
1. Камкип A.B., Шушвал H.A. О приходском храмостроительстве // Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII-XX веках/Под. Ред. A.B. Камкина. - Вологда, 2007. - С. 9 - 19. (в соавторстве)
2. Шушвал H.A. Прошения крестьян о строительстве и освящении часовен как источник изучения народной религиозности // Проблемы социальной и политической истории России: Сборник научных статей / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - С. 321 - 329.
3. Шушвал НА. Церковно-приходские попечительства в сельском православном приходе во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Вологодской губернии). // Россия и россияне: особенности цивилизации. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию АЛТИ-АГТУ. - Архангельск, 2009. - С. 349 -351.
4. Шушвал H.A. Отчеты благочинных о пожертвованиях как источник по изучению традиций храмопопечения во второй половине XIX -начале XX веков (по материалам Вологодской епархии) // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы». - Архангельск, 2010. - С. 172 - 178.
5. Шушвал H.A. Традиции храмостроительства в системе храмопопечения (на материалах Вологодской епархии второй половины XIX -начала XX в.)// Культура Поонежья X-XXI веков: общерусские черты и региональные особенности: материалы XI Каргопольской научной конференции (18-22 августа 2010 г.) - Каргополь, 2011. - С. 268 - 274.
6. Шушвал H.A. Памятные события и знаменательные даты в системе крестьянского храмопопечения во второй половине XIX - начале XX вв. (по документам Государственного архива Вологодской области)// Историческое краеведение и архивы: материалы областной научно-
практической конференции. 21 марта 2012 г. Выпуск 19. - Вологда, 2012. -С. 162-167.
7. Шушвал Н.А. Священник в системе приходского храмопопечения (на материалах Вологодской епархии второй половины XIX - начала XX века) // Памяти протопресвитера Александра Желобовского: Научно-краеведческий сборник. / Сост. А.Е. Новиков, М.Г. Мальцев. - Череповец, 2013.-С. 65-73.
Шушвал Наталья Александровна
ХРАМОПОПЕЧЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИ СЕВЕРНОРУССКИХ КРЕСТЬЯН
(на материалах Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века)
Подписано к печати 15.04.2014. Печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Отпечатано: ООО «ИЦП «Легия» 160031, Вологда, ул. Октябрьская, 19/116
Текст диссертации на тему "Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет»
На правах рукописи
04201457877
Шушвал Наталья Александровна
Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян
(на материалах Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века)
07.00.07 - этнография, этнология, антропология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор A.B. Камкин, Вологодский государственный педагогический университет
Москва - 2014
Оглавление
Введение...........................................................................................................................3
Глава I. Истоки и сущностные черты храмопопечения.............................................43
1.1. Храмостроительство как отправная точка храмопопечения..........................43
1.2. Этапы храмостроительства и храмопопечение...............................................59
1.3. «Городское» и «сельское» в храмопопечении..................................................72
1.4. Храмопопечение как коммуникация: сакральное и профанное.....................76
Глава II. Храмопопечение в системе приходской жизни...........................................83
2.1. Индивидуальные формы храмопопечения.......................................................83
2.2. Храмопопечение в традиционной православной обрядности.......................95
2.3. Традиции странничества в храмопопечении.................................................105
2.4. Святотатство как нарушение традиций храмопопечения.............................119
Глава III. Храмопопечение как этносоциокультурный институт............................128
3.1. Священник в системе храмопопечения..........................................................128
3.2. Церковные старосты и храмопопечение........................................................135
3.3. Церковно-приходские попечительства в деле храмопопечения...................144
Заключение...................................................................................................................163
Список использованных источииков и литературы.................................................168
Введение
Актуальность темы исследования.
Вопросы религиозной жизни этноса всегда занимали и занимают важное место в этнографической науке. Несмотря на то, что в российском научном этнографическом дискурсе последних десятилетий после длительного перерыва вновь поднимаются проблемы, связанные с исследованиями разнообразных проявлений жизни православной общины, по-прежнему актуальной остается задача изучения системы отношений к храму и традиций, определяющих и регулирующих эти отношения. Подчеркнем, что отношение к храму и забота о нем составляют своего рода сердцевину, ядро любой религиозной традиции, а в русской православной среде это отношение многократно усиливалось учением о храме как о земном небе, как священном месте богообщения. Данное исследование, основанное на материалах Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века, позволит выявить локальные традиции храмопопечения, ответить на вопрос о их месте и роли в традиционном укладе севернорусского крестьянства и проследить особенности трансформации этих традиций в условиях модернизации российского общества указанного периода. Крестьянское сообщество избрано в качестве носителя традиций храмопопечения в связи с утвердившемся в этнологии мнением о том, что именно оно было основным носителем традиционной культуры русских.
Объектом данного исследования стал традиционный уклад жизни крестьян Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века. В понятие традиционного крестьянского уклада мы включаем семейный, общинный быт и систему ценностей, определяемые духовной традицией. Мы будем рассматривать уклад через призму этноконфессиональной повседневности, для которой характерны «как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и
новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном»1.
Предметом исследования являются традиции храмопопечения. На наш взгляд, термин «попечение»2 наиболее полно отражает сущность отношения к храму в русской традиционной культуре, которое было частью церковного благочестия. В понятие храмопопечения мы включаем не только заботу об устройстве храма - его внешнем и внутреннем благолепии, но также отношение к нему, бытующее в крестьянской среде второй половины XIX — начала XX века, а также все виды и формы коммуникаций, вызванные этим отношением.
Хронологические рамки охватывают период с 60-х годов XIX века до революций 1917 года. Нижняя граница исследования объясняется глубокими социальными изменениями российского общества, в том числе и религиозной жизни, связанными с проведением Великих реформ. Верхняя граница исследования обусловлена системным кризисом российского социума и революциями начала XX века.
Цель работы — исследовать место и роль храмопопечения в этнокультурной и религиозной жизни русских в эпоху российской модернизации второй половины XIX — начала XX веков. В связи с этим нам представляется необходимым решить следующие исследовательские задачи:
- определить сущность и смыслы храмопопечения;
- охарактеризовать традицию храмостроительства как духовную основу храмопопечения;
- обозначить роль и место храмопопечения в повседневной жизни приходского сообщества;
- охарактеризовать институциональную организацию храмопопечения;
1 Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды): дисс.... канд. ист. наук. 07.00.02, 07.00.07. Вологда, 1999. С.З.
2 В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля попечение определяется как «забота, усердие, раченье и старанье о чем-либо». (См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М.: Русский язык, 1999. Т.З. С. 198.)
- рассмотреть храмопопечение как сферу проявления личной религиозности русских крестьян;
- выявить функции храмопопечения.
Методология. При решении поставленных задач мы использовали системный подход, применяющийся в исследовании локальных сообществ в историко-этнографических исследованиях. Само крестьянское сообщество, как этносоциокультурная среда, являлось определенной системой с многообразными связями и взаимоотношениями, традиционным укладом, со своими способами трансляции исторической памяти и социокультурного опыта. Поэтому применение системного подхода сориентировало нас на раскрытие целостности явления храмопопечения в традиционном укладе жизни вологодских крестьян.
Изучение храмопопечения проводилось нами в русле историко-антропологических и этнографических исследований. Источниковая база, представленная документами, основанными на местном, локальном материале, способствовала применению методов микроисторических исследований. Многими современными исследователями подчеркивается важность изучения церковной истории на основе документов не столичных, а местных архивов. Такого мнения, в частности, придерживается американский исследователь Г. Фриз3. По его мнению, документы, находящиеся в областных и районных архивах заставляют ученых по-новому взглянуть на такие актуальные для современной исторической науки проблемы как уровень народной религиозности, ее проявления на приходском и даже личностном уровне.
О значении локальной истории не раз в своих работах писала Л.П. Репина. В частности, она отмечала, что «именно на «пятачке» локальной истории пытливый исследователь получит возможность разглядеть лица простых людей, которые, как известно, творят историю, и зафиксировать те конкретные условия, в
3 Фриз Г. Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи // Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: Современная русистика. Источники, исследования, историография. СПб. №11. 2007. С. 369-398.
которых они это делают»4. A.B. Всеволодов вслед за Л.П. Репиной отмечает, что пространство и, следовательно, «его» идентичность возникают как единство индивидуальной деятельности и поведения человека его участия в социальной коммуникации, приуроченной к данной локальной территории. Характерным примером локального сообщества является церковный приход5.
С.А. Гомаюнов отмечает, что в 60-70-х годах в рамках школы «Анналов» на волне «новой истории» произошло рождение особого подхода к локальной истории, в основе которого лежало признание локальной общности самостоятельно развивающимся организмом. При этом объектом изучения могли стать не только гигантские общности (цивилизации), но и сколь угодно малые (город, деревня, приход)6. Исследователь вводит в научный оборот понятие «вместность», под которым понимает самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему горизонтальных связей между людьми, объединенных некоторым видом деятельности7. Гомаюнов пишет, что «будучи включенным в общую духовную жизнь, каждое сообщество стремилось и к «освящению начала областности» (по выражению А.П. Щапова). Почти каждая локальная территория имела своего святого (или святых), которые считались стражами и хранителями местных «отчизн», свой патрональный храм, местные почитаемые святыни, праздники и т.д.»8. Таким образом, применение микроисторического подхода помогает нам рассмотреть изучаемые нами приходские сообщества как хроно-топо-нимическую систему (по С.А. Гомаюнову), которая укоренена во времени (хроносе), во вмещающем ландшафте (топосе) и в духовной сфере (нимосе), и увидеть в традициях храмопопечения условия для устойчивого существования системы православных приходов на Русском Севере.
4 Репина Л.П. Локальные исследования и национальная история: проблема синтеза // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 152-153.
5 Всеволодов A.B. Теоретические проблемы реконструкции регионального опыта церковных преобразований 1860 — 1870-х гг. (к 150-летию создания Главного Присутствия по делам православного духовенства) // Историческое краеведение и архивы: материалы областной научно-практической конференции. 21 марта 2012 г. Вып. 19. Вологда, 2012. С. 154.
6 Гомаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. 1996. № 9. С. 159.
7 Там же. С. 161.
8 Там же.
Храмопопечение рассмотрено нами и как проявление религиозности крестьян, и как этносоциокультурный институт севернорусского православного прихода. В первом случае его изучение носило феноменологический характер, предполагающий понимание религии и выяснение ее сущности путем анализа ее проявлений: жертвы, молитвы, личного и коллективного религиозного опыта, религиозного сознания и т.д. Применение феноменологического метода в нашем исследовании представляется нам достаточно продуктивным.
Во втором случае институциональный анализ храмопопечения предопределил использование структурно-функционального метода, позволившего выделить в системе приходского храмопопечения несколько структурных составляющих, обеспечивающих существование и функционирование данного этносоциокультурного института: самого крестьянского сообщества, священно-церковнослужителей, церковных старост и церковно-приходских попечительств. В свою очередь, само храмопопечение было органичной частью всей религиозной практики приходского сообщества и через его представителей выполняло ряд важных функций, о которых пойдет речь в третьей главе данного исследования.
Нами также применялись описательный, сущностно-содержательный, статистический методы и метод историко-этнографической интерпретации. Несмотря на то, что основной корпус источников представлен отчетными и делопроизводственными документами Вологодской духовной консистории, не предполагающими прямого отражения особенностей личной религиозности крестьян, в нем, при пристальном рассмотрении, можно найти яркие проявления храмопопечительных практик. Например, дела о незаконном сборе крестьянами пожертвований помогли понять мотивы и даже внешнюю атрибутику сборщиков, выделяющую их из крестьянского сообщества.
Исследование архивных материалов позволило нам увидеть, какой след оставили традиционные религиозные практики крестьян в истории
дореволюционной России. В каком-то смысле изучение архивных источников очень близко этнографическому наблюдению.
Структура работы соответствует решаемым задачам и реализуется следующим образом. В первой главе рассматриваются сущностные черты и истоки храмопопечения. Делается попытка увидеть в этом явлении приходской жизни акт коммуникации, в котором одним участником являлось крестьянское сообщество, как в целом, так и его отдельные представители, а другим — все, что связано с миром сакрального — церковь (как святое, почитаемое место), священнослужители, занимающие самое близкое место по отношению к сакральному центру — храму. Храмостроительство как неотъемлемая часть храмопопечения также является предметом исследования данной главы. При этом актуальным представляется вопрос не столько об истоках традиции храмостроительства и особенностях ее бытования в сельском православном приходе во второй половине XIX — начале XX века, сколько о духовных основах храмостроительных практик. Нами изучаются формы данной коммуникации — дар и жертва, лежащие в основе практики храмопопечения. Поднимаются вопросы различия «сельского» и «городского» в храмопопечении вологодских крестьян.
Вторая глава посвящается изучению проявления этнокультурных традиций храмопопечения в системе приходской жизни крестьян Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века — обетной и поминальной практиках, праздничной культуре, традициях сбора доброхотных подаяний крестьянами, реализуемых в форме странничества. Отдельно рассматривается проблема «храмопоругания» и святотатства, которые проявлялись, например, в кражах из церквей. Через реакции крестьян на это негативное явление можно проследить их отношение и к самому храму.
В третьей главе храмопопечение рассматривается как социокультурный институт, регулирующий приходскую жизнь севернорусских крестьян во второй половине XIX — начале XX века. Цель данной главы — выяснить механизмы
функционирования храмопопечения. В связи с этим, нами рассматриваются основные субъекты храмопопечения, в качестве которых выступают священно-церковнослужители, институт церковных старост, церковно-приходские попечительства и сами прихожане как носители индивидуальных форм храмопопечения.
Выстроенная таким образом структура работы позволяет рассматривать проявление заботы о храме как комплексное явление, которое проявлялось во внутренней религиозной жизни православного крестьянина и представителей других сословий, этнокультурных традициях и приходском устройстве.
Историография
Историографический обзор построен нами в соответствии с теми направлениями этнографических и исторических исследований, которые внесли значительный вклад в разработку данной темы: изучение православного прихода в России как исторического и этнокультурного феномена, этнографическое и историческое исследование православных традиций Русского Севера; работы, посвященные изучению взаимоотношения мира профанного и мира сакрального, а также раскрытию понятий «дар» и «жертва», важных для понимания сущности храмопопечения.
История и традиции храмопопечения становились предметом исследования как историков, так и этнографов. Различие заключается в том, что проблема материальной обеспеченности церквей и духовенства, организованных форм попечения находилась в центре внимания исторических и социологических исследований и рассматривалась в русле церковных реформ 60-70-х гг. XIX века, а забота о храме в качестве неотъемлемого элемента крестьянской ментальности изучалась преимущественно в рамках этнографии.
Обратимся к группе работ, посвященных изучению истории православного прихода в России.
К этой группе работ отнесем, в первую очередь, дореволюционные и написанные в эмиграции обобщающие исследования. Все они выполнены в духе
верности церковным канонам, с глубоким осознанием божественной природы Церкви, ее спасительной миссии при одновременном осознании кризисных явлений общецерковной и приходской жизни того времени.
Среди выдающихся историков церкви второй половины XIX века следует назвать П.В. Знаменского, труд9 которого уже за первое свое издание был удостоен премии имени митрополита Макария10. Автор стремился в своих исследованиях рассматривать историю Церкви в тесной связи с проявлениями «внешней» народной и общественной жизни. При этом, как подчеркивал A.B. Карташов, отличительное достоинство содержания учебного руководства по истории Церкви состоит в том, что «оно отводит менее, чем это делалось до него, места самому рассказу о «в