автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ефименко, Оксана Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны"

На правах рукописи

ЕФИМЕНКО Оксана Константиновна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1939 —МАЙ 1945 г.)

Специальность 07.00.02 — отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 5 МДР 2012

Иваново-2012

005014593

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Научный доктор исторических наук, профессор,

руководитель: Меметов Валерий Сергеевич

Раскатова Елена Михайловна

доктор исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», заведующая кафедрой истории и культурологии

Аржаных Татьяна Фёдоровна

кандидат исторических наук Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», старший преподаватель кафедры гуманитарных и правовых дисциплин

Ведущая ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный

организация: энергетический университет имени В.И. Ленина»

Официальные оппоненты:

Защита состоится « 13 » апреля 2012 г. в 9 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу 153025, г. Иваново, ул. Ермака, д. 37/7, ауд. 209.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Автореферат разослан « » марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ТО

Тюленев В.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Отечественная история богата событиями, актуальность которых только возрастает с течением времени. К таким явлениям относится Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Эта война стала испытанием, проверкой не только физических, но и духовных сил советского народа. Художественная интеллигенция сыграла важную роль в перестройке сознания и психологии людей. Она идейно и духовно вооружала народ, способствовала подъему морального духа на фронте и в тылу. Великая Отечественная война стала примером колоссального патриотического подъема, массового героизма, самоотверженности и единства советского народа. Советский Союз выступил как единое целое в борьбе с захватчиками. «Великая Победа, - говорится в «Обращении глав государств СНГ в связи с 70-летием начала Великой отечественной войны», - одно из главных исторических событий, объединяющих народы наших стран. Великая Победа -важнейшая духовная ценность, нравственный ориентир для всех послевоенных поколений, воспитывающихся на идеалах дружбы, братства и добрососедства». «А потому, - подчёркивается в Обращении, - считаем важным передать потомкам историческую правду об этой войне, её трагическом начале и победном завершении»1.

Следует заметить, что в последние годы за рубежом и в России появилось значительное число работ фальсификационного характера, искажающих причины и ход Второй мировой войны, её уроки; не обоснованно принижающих и умаляющих роль нашей страны в разгроме фашистской Германии. В данном диссертационном исследовании на широкой документальной базе, достоверных сведениях и конкретных примерах доказывается огромная значимость и масштабность героического подвига советского народа.

Опыт 1940-х гг. имеет непреходящее значение для современников, поскольку и в наши дни российское общество остро нуждается в воспитании патриотизма, нравственности и пропаганде национального единства.

1 Красная звезда. 2011.25 июня.

Объектом исследования является художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Под художественной интеллигенцией в исследовании понимается одна из социально-профессиональных групп в составе советской интеллигенции, которая включает в себя лиц квалифицированного умственного труда, профессионально занятых духовно-практической деятельностью по художественно-образному освоению и отражению действительности. В данной работе она представлена как членами творческих союзов, так и работниками учреждений искусств: писателями, поэтами, журналистами, артистами и режиссерами, музыкантами и художниками.

Предметом исследования является общественно-политическая и социально-культурная деятельность художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы войны.

Территориальные рамки исследования охватывают регион Верхневолжья, включавший в рассматриваемый период территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.

Хронологические рамки охватывают период с 1939 по май 1945 г. Выбор нижней границы связан, во-первых, с тем, что именно в это время разворачивается третья пятилетка и открывается возможность оценить её первые результаты; во-вторых, с тем, что в марте 1939 г. в Москве прошел XVIII съезд ВКП (б), определивший основные направления как международного, так и внутреннего развития страны, а также пути её дальнейшего развития. Особое внимание на съезде было обращено на роль интеллигенции в жизни советского общества. Верхняя граница - май 1945 г., знаменует собой окончание войны.

Степень разработанности проблемы. В историографии темы исследования условно можно выделить четыре взаимосвязанных периода: первый период: 1939 — 1945 гг.; второй период: 1945

— середина 1950-х гг.; третий период: вторая половина 1950-х'

— первая половина 1980-х гг.; четвёртый период: вторая половина 1980-х гг. и до наших дней.

В 1939 г., после выступления И. В. Сталина на XVIII съезде партии, оперативно выходит ряд работ посвященных вопросам

интеллигенции'. Эти публикации носили преимущественно социологический характер. Объектом исследования выступала интеллигенция в целом, без выделения её отрядов.

В годы войны появляются первые публицистические статьи о борьбе советской интеллигенции с врагом. В них, наряду с показом основных направлений развития культуры периода войны, раскрывались мобилизационные задачи литературы и искусства2. Война же представлялась как противостояние советской и фашистской идеологий и культур3.

Во второй период продолжается процесс накопления документального и статистического материала. Одним из первых крупных исследований деятельности писателей и поэтов-фронтовиков явилась книга В. Перцова4. Продолжил начатое во время войны исследование и составил «Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны» А. Аганбекян5. Важным шагом на пути изучения художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны явилось издание в 1946 г. «Театрального альманаха»6.

В 1951 г. появилась первая книга обобщающего характера «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной вой-

1 Кафтанов С. В. О советской интеллигенции // Большевик. 1939. № 2; Митин М. Интеллигенция Советского Союза // Большевик. 1939. № 8; Вольфсон С. Интеллигенция как общественная прослойка при капитализме и социализме // Под знаменем марксизма. 1939. № 8; Ярославский Е. М. О старой и новой интеллигенции. Ростов-на-Дону, 1939 и др. ' Поспелов П. Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1942, №5. С. 26 - 43; Кафтанов С. В. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1944. №5. С.

16-31; Ярославский Е. Советская интеллигенция в Отечественной войне. Куйбышев, 1944 и др.

3 Юдин П. Ф. Советская культура. М., 1943; Эренбург И. Культура и немецкие вандалы // Пропагандист. М., 1944. №7 - 8. С. 30 - 34 и др.

4Перцов В. О. Подвиг и герой. Этюды о советской литературе. М., 1946.

5 Аганбекян А. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны // Театральный альманах: Сб. ст. и матер. Кн.1 (3), 2 (4). М„ 1946.

'Театральный альманах: Сб. статей и материалов. Т. 1. Ч.З. М., 1946.

ны»1. Среди исследователей этого вида искусства следует отметить работу П. К. Суздалева. В ней рассмотрена агитационно-воспитательная деятельность художников, виды и жанры изобразительного искусства предвоенных и военных лет2. Однако художественная интеллигенция как объект и субъект научных исследований в это время ещё не рассматривается. Материалы в основном носили искусствоведческий характер.

Третий период развития историографии стал качественно новым этапом в разработке вопросов жизни и творчества советской художественной интеллигенции накануне и в годы войны. Эта тема отчетливо прослеживается в обобщающих трудах по истории СССР, Великой Отечественной войны и Коммунистической партии3. Вышла шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.», где ряд разделов был посвящен героическому труду советской интеллигенции и непосредственно художественной интеллигенции4. Появляются также капитальные труды, подготовленные филологами и искусствоведами Академии наук СССР по истории советской литературы, музыки, театра, кино, драматургии5. В 1957 г. вышла в свет книга М. П. Кима. Автор предпринял попытку комплексно рассмотреть вопросы развития культуры и интеллигенции за сорок лет, в том числе и в годы войны6.

1 Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1951.

2 Суздалев П. Искусство в годы Великой Отечественной войны // Русское советское искусство.1917—1950 гг. М., 1954. С. 74 - 97.

3 История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. Кн. 1. М., 1970; История Второй мировой войны 1939—1945 гг. Т. 1 - 12. М., 1973—1982; История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 10. М., 1973.

4 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941— 1945. М.,1960—1965. Тт.: 2,4, 5,6.

5 История русской советской музыки. Т.2 - 3. М., 1959; История русской советской литературы. Т. 2 - 3. М., 1967—1968 г.; Очерки истории русского советского драматического театра. Т. 4, 5. М., 1969; История музыки народов СССР. Т. 3. М., 1972 и др.

6 Ким М. П. 40 лет советской культуры. М., 1957.

Основные направления развития культуры СССР в военные годы раскрыла Л. В. Максакова1. Она акцентировала внимание на значении культуры в победе над фашизмом и первой среди исследователей выделила художественную интеллигенцию как самостоятельную творческую и идейно-воспитательную силу2.

Выходят также работы о творчестве отдельных отрядов художественной интеллигенции3. Продолжил изучение изобразительного искусства военных лет искусствовед П. К. Суздалев4. Появляются научные исследования историков и музыковедов о музыкальной культуре в годы войны5.

На Верхневолжском региональном материале выходят статьи В. М. Бритова, Л. Ф. Целищева и других, освещающие деятельность партийных организаций Верхней Волги по развитию культурно-просветительной работы среди тружеников тыла, работе в госпиталях и т.д.6 Появляются исследования об искусстве Хо-

1 Максакова Л. В. Культурно-просветительные учреждения в первые годы Великой Отечественной войны 1941—1943 гг. // История СССР. 1960. № 3. С. 88 - 100; Она же. Театр - фронту. 1941—1945 // История СССР. 1965. №3. С. 137 - 145; Она же. В рядах воюющего народа. М., 1965.

2 Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

3 Плоткин Л. В. Литература и война. М - Л., 1967; Павловский А. И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967; Полищук Э. А. Великая Отечественная война в произведениях советского искусства. М., 1960 и др.

4 Суздалев П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.

5 Сохор А. Н. Русская советская песня. Л., 1959; Он же. Из истории песен Великой Отечественной войны. М., 1963; Музыка продолжала звучать. Л., 1969 и др.

6 Бритов В. М. Из истории партийного руководства культурным строительством в годы Великой Отечественной войны (по материалам Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей) // Ученые записки ИГПИ. Т. 96. Вып. 4. Иваново, 1971. С. 70 - 110; Целищев Л. Ф. Роль культурно-просветительных учреждений по воспитанию трудящихся в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ивановской областной партийной организации) // Ученые записки ИГ-ПИ. Т. 96, Иваново, 1971. С. 142 - 156 и др.

луя, Палеха и Мстеры1. Наиболее ценными являются книги по истории Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова . В них анализируется репертуар, проблемы, с которыми театр столкнулся в годы войны. Отдельные стороны жизни и творчества композиторов в Ивановском Доме творчества рассматриваются в книге Р. И. Петрушанской3.

Появляется ряд обобщающих работ, раскрывающих вклад РСФСР и советской интеллигенции в достижении победы над врагом4. Выходят труды по идеологической работе и партийному му руководству художественной интеллигенции. На наш взгляд, необходимо выделить труды Г. Д. Комкова, Н. И. Кондаковой. В. П. Киселёва5.

Первой крупной работой, обобщающей опыт партийного руководства деятельностью художественной интеллигенции в годы войны, стала монография В. С. Меметова6. Автор впервые всесторонне рассмотрел многоплановую деятельность партии по руководству художественной интеллигенцией в годы войны на документах и материалах всех союзных республик. В монографии подробно раскрыта роль партии в организации перестройки работы творческих союзов и учреждений искусств на военный лад, показана деятельность партии по идейно-политическому воспи-

1 Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1970; Кукулиев У. А., Стариков В. В. Есть такое село... Ярославль, 1973.

2 Север Н. М. Летопись театра им. Ф. Г. Волкова. Ярославль, 1973; Любомудров М. Н. Века и годы старейшей сцены: очерк истории Ярославского академического драматического театра им. Ф. Г. Волкова. М., 1981 и др.

3 Петрушанская Р. И. Дом творчества «Иваново». М., 1983.

4 Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982; Савельев В. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1981; Федюкин С. А. Партия и интеллигенция. М., 1983.

5 Комков Г. Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941—1945 гг. М., 1965; Кондакова Н. И. Идеологическая победа над фашизмом (1941— 1945 гг). М., 1982 и др.

6 Меметов В. С. Партийное руководство деятельностью художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Воронеж, 1985.

танию работников литературы и искусства, идеологическая работа художественной интеллигенции среди воинов действующей армии и тружеников.

Отметим, что зарубежные исследователи также сделали вывод об особой роли интеллигенции в истории России, особенно в такой переломный период как Великая Отечественная война. Однако подробно вопросами деятельности художественной интеллигенции в годы войны они не занимались1.

Четвертый период является важным с точки зрения появления новых подходов к изучению роли и места интеллигенции в переломные эпохи жизни России. Этому способствовали ежегодно проводимые научные конференции2.

В последние годы наблюдается нарастание научного интереса к основным направлениям и проблемам деятельности художественной интеллигенции 193СМ0-Х гг. Появляются труды раскрывающие отдельные аспекты жизни и творчества работников искусства накануне и в годы войны3. Выходит ряд исследований регионального характера4. Отдельные жизни художественной

1 Richard Pipes. The Russian intelligentsia. New York, 1961 P. 4; Верт A. Россия в войне 1941—1945 гг. M., 1967; Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. М„ 1990 и др.

2 50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941—945. Страницы истории и современность: Материалы науч.-теор. конф. М., 1996; 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне: Материалы науч. конф. Новосибирск, 1995; Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: материалы XXI Междунар. науч.-теор. конф. Иваново, 2010 и др.

3 Куманёв В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991; Веселов В. Р. Духовная жизнь советского общества накануне и в годы Великой Отечественной войны. Кострома, 1995. С. 227 - 232; Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941. М., 1988 и др.

Мокров К. И. Художники текстильного края: Очерк развития изобразительного искусства в Ивановской области. Л., 1986; Анисков В. Т., Рутковский М. А. История Ярославского края (1928—1998). Ярославль, 2000; Бузин А. И. Костромские художники - ветераны войны и труда. Кострома, 1995; Пирогова JL Палех. История и современность. М., 1994; Искусство Мстёры. Владимир, 1996 и др.

интеллигенции Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны нашли отражение в кандидатских диссертациях Ворожей-киной Е. В. и Вакуровой О. А.1

С конца 1980-х начинается новый этап в изучении форм и методов партийно-государственного руководства художественной интеллигенцией в годы войны. В ряде работ была предпринята попытка по-новому подойти к анализу культурной, духовной жизни и её взаимодействия с властью2.

Ряд крупных исследований был посвящен состоянию изобразительного искусства в годы войны3. Опубликовано несколько трудов о театральном4 и музыкальном5 искусстве военных лет.

Стоит отметить, что современные исследователи всё чаще обращаются к вопросам формирования образа врага в советской

1 Ворожейкина Е. В. Российская художественная интеллигенция в эвакуации в годы Великой Отечественной войны: 1941—1943 гг.: дис... канд. ист. наук. Кострома, 2004; Вакурова О. А. Общественно-организаторская деятельность интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг.: на материалах областей Верхней Волги: Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской: дис... канд. ист. наук. СПб, 2007.

2 Назимова В. Ш., Рыженко В. Г. Художественная интеллигенция и властные структуры в условиях войны// 50 лет победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1995. С. 206 -211; Сперанский А. В. Художественная шггеллигенция и власть в годы Великой Отечественной войны: опыт взаимодействия // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи». Екатеринбург, 1998. С. 253 - 257 и др.

3 Великая Отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура. М., 1990; Пинегина Л. А. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1990; Топчиева И. В. Советские художники в годы Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. М., 1990; Зайцев Е. В. Война и мир глазами художника. Живопись. Графика. Скульптура. Диорама. М., 1995 и др.

4 Баринов Д. Б. Музы не молчали //Полит, агитация. Саратов, 1989. №13. С. 21 - 24; Рыков А. В. Письма из осажденного Ленинграда // В спорах о театре. СПб, 1993. С. 136 - 150; Жидков В. С. Культурная политика и театр. М., 1995 и др.

5Дворниченко О. Д. Шостакович. Путешествия. М„ 2006; Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью. М., 1991 и др.

пропаганде накануне войны1.

Опыт историографии, посвященный жизни и творчеству художественной интеллигенции в предвоенные и военные годы обширен, между тем, ряд моментов, имеющих ценность в рамках исследуемой проблемы, практически не разработан. Так не освещена творческая судьба отдельных писателей, поэтов, драматургов, журналистов, музыкантов, художников на региональном уровне. По сути, недостаточно внимания уделено исследованию места и роли деятелей искусств и литературы в общественно-политической жизни страны накануне и в годы войны; не освещены особенности работы творческих коллективов и художественной интеллигенции на фронте и в тылу, а также проблемы эвакуации и реэвакуации художественной интеллигенции и другие вопросы. Нет ещё исследований, в которых бы раскрывалась психология характера защитника (солдата и военачальника) на войне, при выполнении творческих или боевых задач.

Безусловно, в настоящее время необходима дальнейшая разработка этих вопросов с позиций современного уровня развития исторической науки.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги и выявление её роли в жизни региона накануне и в годы Великой Отечественной войны. Данная цель реализуется в рассмотрении следующих исследовательских задач:

1. Определить основные тенденции в развитии историографии анализируемой темы.

2. Рассмотреть формы и методы работы партийно-государственных органов среди художественной интеллигенции.

3. Проследить динамику развития работы художественной интеллигенции среди населения региона накануне и в годы войны.

Невежин В. А. «Если завтра в поход...». М., 2007; Голубев А. В. Союзники в пропаганде и массовом сознании советского общества в годы войны // Россия в XX веке. Война 1941—1945 гг: современные подходы. М., 2005 и др.

4. Показать роль художественной интеллигенции региона в деле формирования и воспитания патриотических настроений и укрепления морально-психологического единства советского народа.

5. Раскрыть особенности профессиональной деятельности каждого отряда художественной интеллигенции Верхневолжья накануне и в годы Великой Отечественной войны.

6. Определить вклад деятелей искусства и литературы в общественно-политическую и культурную жизнь региона.

Методологическая база. Основополагающими в процессе исследования стали принципы историзма и объективности. При написании работы использовались: историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический, системный, сравнительно-исторический и статистический методы.

Источниковая база. Для решения поставленных задач привлечен круг источников, который можно разделить на несколько блоков.

Основной фактический материал составили разнообразные опубликованные и неопубликованные архивные материалы, некоторые из которых впервые введены в научный оборот. В диссертации использованы материалы Государственного архива (далее ГА) Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, ГА Владимирской области, ГА Ивановской области, ГА Костромской области, ГА новейшей истории Костромской области, ГА Ярославской области. В этих архивах были изучены документы из более 30 фондов.

1. Нормативно-директивные источники представляют собой постановления ЦК ВКП (б), Комитета по делам искусств СНК РСФСР, резолюции, решения и постановления местных органов власти - комитетов ВКП(б) различного уровня, областных и городских отделов искусства при исполнительных комитетах. Данная группа источников позволила рассмотреть основные направления работы, выявить специфику развития региона накануне и в годы войны.

2. Делопроизводственные источники. К данному виду источников относятся: протоколы заседаний бюро, совещаний местных партийных организаций; документы первичных партийных организаций театров, областных отделений творческих союзов, профсоюзных и комсомольских организаций.

Художественная жизнь страны и областей Верхневолжского региона представлена также в сборниках, составленных по материалам архивов и периодической печати1.

Говоря об источниках, использованных в нашей работе, обратим внимание на их некоторые особенности, выявленные в процессе исследования. Материал предвоенного периода отличается отрывочностью и неполнотой данных, основное внимание уделяется производственным и хозяйственным вопросам. Значительно лучше в архивных материалах представлен период с 1941 по 1943 гг. О завершающем этапе войны документов значительно меньше, в отчетах наблюдается неполнота и противоречивость данных. Наблюдается диспропорция в освещении тех или иных направлений деятельности художественной интеллигенции региона В документах значительное внимание уделяется военно-шефской работе. В архивных материалах Владимира, Иванова, Костромы и Ярославля неравномерно отражена деятельность групп художественной интеллигенции. Наиболее полный и разносторонний материал представлен о деятельности театральных коллективов Верхневолжского региона. Сведения о жизни и творчестве писателей, журналистов, музыкантов, художников весьма скупы.

3. Статистические источники. В фондах центральных и местных архивов содержится материал, представленный в годовых отчетах, статистических сведениях, инструкциях областных отделов искусств, творческих коллективов Верхней Волги в 1939—

1 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). Т. 7. М., 1985; РСФСР - фронту. 1941—1945. Док. и матер. Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР, ЦГАНХ СССР, Ин-т ист. СССР АН СССР. М„ 1987; Культурное строительство в РСФСР: Док. и матер. Т. 2 - 3. М., 1989; Власть и художественная интеллигенция. Док. ЦК ВКП(6) - ВКП(б), ВЧК - ОГ-ПУ - НКВД о культурной политике. 1917—1953. М., 1999; Музы в шинелях: советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны: документы, тексты, воспоминания. М., 2006; Иваново в документах, 1941—1945. Сборник документов. Иваново, 2005; Культурное строительство в Ивановской области. 1917—1987. Сб. док. Ярославль, 1987; Культурное строительство во Владимирской области. 1917—1977. Сб. док. Ярославль, 1982; Ярославский край в документах и материалах. 1917—1977. Сб. док. Ярославль, 1980 и др.

1945 гг. Стоит отметить, что полученные данные не всегда сопоставимы между собой. Исследователем привлечены также опубликованные архивные статистические данные1.

4. Материалы периодической печати. Периодика явилась важным источником при изучении работы творческих коллективов, особо актуальных произведений литературы и искусства, культурно-шефских мероприятий, патриотических инициативах коллективов и отдельных художников. В диссертации использованы не только центральные издания «Правда», «Литература и искусство», но и региональные: газеты «Призыв» (Владимир), «Рабочий край» (Иваново), «Северная правда» (Кострома), «Северный рабочий» (Ярославль), «Рыбинская правда». Заметим, что в некоторых местных публикациях встречаются неточности и расхождения в отчётах отдельных творческих коллективов, которые дополняет архивный материал.

5. Специфическим источником, дополняющим и уточняющим полученный материал о деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги, являются мемуарные произведения, воспоминания и художественные произведения деятелей литературы и искусства изучаемого периода, отразившие некоторые особенности самосознания художника того времени и многие черты эпохи2.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Верхняя Волга рассматривается не только как традиционно текстильный и промышленный регион, но и как культурный центр. Деятельность художественной интеллигенции Верхневолжья в рассматриваемый период была социально значимой, поскольку оказывала влияние на степень трудовой мобилизации

1 Культурное строительство в СССР: Статистический сборник. М., 1956; РСФСР за 50 лет: стат. сб. М., 1967; Ивановская область за 50 лет. Стат. сб. Иваново, 1967; Костромская областная организация КПСС в цифрах. 1917—1979. Ярославль, 1981 и др.

2 Когда пушки гремели... 1941—1945. Воспоминания, очерки, дневники, письма, репортажи, документы. М., 1978; Музы вели в бой: деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. М., 1985; Лебедев A.A. Балтийская слава: стихи. М., 1970; Майоров Н. МЫ: стихи. М., 1972 и др.

масс, способствовала формированию нового типа советской культурной личности.

2. Накануне и в годы войны советская художественная интеллигенция являлась важной составной частью агитационно-пропагандистского аппарата. Создавая особую атмосферу, работники искусства и литературы способствовали перестройке эмоционально - психологического состояния и подъему морального духа советских людей.

3. В предвоенные годы в стране и на территории Верхней Волги происходил процесс становления и развития форм и методов работы художественной интеллигенции. Этот опыт был активно использован партийно-советскими органами в годы войны.

4. Мероприятия предвоенных и военных лет были направлены на укрепление и усиление морально-политического единства советского народа, способствовали формированию основ массового героизма и мужества.

5. Раскрывается понятие «советский патриотизм» в деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги, который проявился в творческой деятельности, в её активном участии во всенародных движениях по оказанию помощи фронту, самоотверженной работе в тылу и героизме на фронте.

Научная новизна.

1. В диссертации впервые предпринимается попытка комплексного исследования вопросов общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2. На основе анализа широкого круга архивных источников показаны общие и специфические формы и методы работы деятелей искусства и литературы, прослежена их эволюция.

3. Прослежено влияние художественной интеллигенции на формирование патриотических настроений тружеников тыла и воинов фронта.

4. Выявлены количественные и качественные показатели мероприятий, проводимых накануне и в годы войны.

5. С позиций современных научных знаний рассмотрен опыт партийно-государственного руководства деятельностью художественной интеллигенции.

Научно-практическая значимость. Положения и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе, при подготовке учебно-методических пособий, в вузовских и школьных учебных курсах, в том числе по интеллигентоведению и краеведению.

Соответствие паспорту специальности. Выводы и положения диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.02 — отечественная история по следующим областям исследования: п. 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов, п. 7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности, п. 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов, п. 23. История Великой Отечественной войны.

Апробация результатов. Отдельные положения и выводы данной работы были представлены автором в докладах на ежегодных конференциях: Фестиваль студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2009—2011 гг.); XX—XXII Международные научно-теоретические конференции, проводимые НИИ Интеллигентове-дения при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Иваново, 2009—2011 гг.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на базе Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» (Иваново, 2010—2011 гг.). По теме исследования имеется 10 публикаций, в том числе в издании, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций 2,29 п.л., лично автору принадлежит 2,29 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, хронологические и территориальные рамки, степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, проанализирована источниковая база, указана научная новизна и практическая значимость, охарактеризованы основные теоретические и методологические основы работы.

Глава 1. «Особенности общественно-политической и культурной жизни художественной интеллигенции Верхней Волга накануне Великой Отечественной войны (1939—июнь 1941 г.)». В первом параграфе «Общественно-политическая, социальная и культурная обстановка в регионе накануне войны» рассмотрены основные направления развития культуры региона, анализируется социально-психологическое состояние населения.

Важным событием 1939 г. был XVIII съезд ВКП (б), его решения стали программой деятельности партии и народа в предвоенный период. В выполнении поставленных задач немаловажная роль отводилась интеллигенции.

В параграфе приведены данные, показывающие уровень культурного развития региона, который в свою очередь послужил основой для организации, как творческой деятельности художественной интеллигенции, так и культурно-пропагандистской работы с населением. Стоит отметить, что её художественно-творческая деятельность имела огромное влияние на формирование нового типа культурной личности и героико-патриотических стереотипов в общественном сознании. Для проведения идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы использовались средства массовой информации. В предвоенные годы активно развивалось книгоиздательское дело, выпуск журналов и газет. Так, на территории Верхней Волги выходило 84 областных, городских, районных и 110 многотиражных газет тиражом свыше 600 тысяч экземпляров1. Расширялась сеть учреждений, несущих художественное слово и в сельскую местность. Например, к 1940 г. в Ярославской области функционировало 157 сельских библиотек. В деревнях действовало 808 изб-читален и свыше 100 сельских клубов2.

Во втором параграфе «Особенности работы художественной интеллигенции Верхней Волги в предвоенные годы» делается

'Бритов В. М. Партийные организации Верхней Волги перед Великой Отечественной войной (1937—июнь 1941 г.) //Партийные организации Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны. Учёные записки ШЛИ им. Д. А. Фурманова. Т. 113. Вып. 6. Иваново, 1972. С. 10.

2ГАЯО. Ф. 2427. Он. 2. Д. 1. Л. 1,3.

попытка раскрыть и показать истоки форм и методов идейно-воспитательной работы.

В предвоенные годы литературные творческие силы группировались вокруг областных газет «Северный рабочий», «Северная правда», «Рабочий край», «Призыв», что, несомненно, накладывало отпечаток на их деятельность. Обстановка тех лет влияла на тематику произведений. Темы труда, истории и развития региона звучали в их работах.

Происходили изменения в театральном искусстве: коллективы становились стационарными. Это способствовало укреплению театров и их творческому росту. Артисты привлекали в свой репертуар классику и новые пьесы. С успехом шли пьесы В. Гусева «Слава», К. Симонова «Парень из нашего города», А. Корнейчука «Платон Кречет», А. Арбузова «В степях Украины» и др. Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова единственный привлекал в репертуар пьесы местных авторов. Так, например, в сезоне 193940 г. шел спектакль «Сестры Федоровы» М. Хардина и И. Назарова.

Творческая жизнь художников региона в основном сводилась к участию в областных выставках и оформительской работе.

В конце 1920-30-х гг. происходил процесс формирования, становления и развития новых форм военно-шефской работы над армией, авиацией и флотом. К 1939 г. Союз работников искусств накопил определённый опыт культурно-шефской работы. Самыми распространенными были следующие формы работы художественной интеллигенции: спектакли на стационарах, выездные спектакли в воинские части, выездные концерты, тематические вечера, творческие отчёты коллективов и мастеров советского искусства, симфонические концерты, доклады и лекции по вопросам искусства. В предвоенные годы был накоплен определенный опыт работы в подготовке руководителей красноармейской и краснофлотской художественной самодеятельности. Стало традицией в дни годовщины РККА проводить «месячники искусств», а в дни ВМФ «декады искусства».

Глава 2. «Трансформация идеологической и социокультурной деятельности художественной интеллигенции с началом войны». В первом параграфе «Руководство партийных организаций Верхней Волги перестройкой работы творческих

союзов и учреждений искусств» рассматривается вопрос руководства партийных и советских организаций Верхней Волги перестройкой работы творческих союзов и учреждений искусств. Уделено внимание мобилизации работников искусства и литературы Верхней Волги в Красную Армию. Автором выявлены некоторые примеры их героизма на фронте.

В параграфе рассматриваются формы материальной помощи художественной интеллигенции Верхней Волги фронту, а именно: денежные отчисления с дополнительных концертов, спектаклей, выступлений, передача личных сбережений, заработков, драгоценностей в Фонд обороны; подписка на военные государственные займы, денежно-вещевые лотереи; сбор теплых вещей, обмундирования, снаряжения, отправка посылок в действующую армию и т.д. Например, всего за годы войны только на территории только Ярославской области было собрано и передано 146228020 рублей и на 38856365 рублей облигаций государственного займа1. Художественная интеллигенция активно участвовала в сборе средств на бронепоезда, танковые колонны, эскад-рилии самолетов. Свой посильный вклад вносили эвакуированные деятели литературы и искусства. Например, в декабре 1942 г. латышские артисты с концерта перечислили 11524 рубля на постройку авиаэскадрилии «Советский артист»2. Во втором параграфе «Социально-патриотическая направленность профессиональной деятельность работников искусства и литературы региона на фронте и в тылу» рассматриваются изменения в тематике, содержании и художественных образах произведений деятелей литературы и искусства, обосновывается использование так называемых «малых форм». Обращено внимание на некоторые проблемы и трудности, которые возникали в работе.

В годы войны военно-шефская работа стала неотъемлемой частью патриотической деятельности художественной интеллигенции. Формы военно-шефской работы были разнообразными: культурное обслуживание частей Действующей Красной Армии,

'Очерки истории Ярославской организации КПСС. Ярославль, 1967. С. 409.

2ГАИО. Ф. 1084. Оп. 1. Д. 217. Л. 33.

воинских частей в тылу, помощь фронтовой художественной самодеятельности, шефство над госпиталями и т.д. Особое внимание в параграфе уделено фронтовым артистическим бригадам. Творческие бригады Верхневолжья, как и других регионов начали выступления в воинских частях Красной Армии с конца 1941 г. Обслуживание фронта работниками искусств региона фактически началось с августа 1942 г. В диссертации приведен широкий цифровой материал о размахе военно-шефской деятельности на фронте и в тылу. Показана специфика, масштабы и итоги работы художественной интеллигенции.

Глава 3. «Художественная интеллигенция Верхневолжья в период коренного перелома и на завершающем этапе войны (1943—май 1945 г.)». В первом параграфе «Творческая деятельность художественной интеллигенции региона: дальнейшее совершенствование форм и методов идеологической работы» автор обращается к вопросам качественных изменений в содержания творческой деятельности художественной интеллигенции Верхневолжья. В период коренного перелома и на завершающем этапе войны, в связи с новой военной обстановкой, меняются и задачи творческой деятельности художественной интеллигенции. Автором показан отход от малых форм и пропагандистской направленности в произведениях деятелей литературы и искусства, характерных для первых военных лет. Появляются современные произведения, отвечающие требованиям войны. Так, например, в 1943 г. театрами Ярославской области были поставлены такие спектакли, как Л. Леонова «Нашествие» и К. Симонова «Жди меня». Этими спектаклями театр утверждал тему непобедимости советского народа, его духовного превосходства над врагом, в них наблюдалось стремление театра к всестороннему и глубокому раскрытию характера советского человека в трудные периоды истории1.

Художественная жизнь в регионе стала более насыщенной. Совершенствование профессионального мастерства писателей, поэтов, журналистов шло в период войны в основном путем проведения творческих вечеров, бесед, докладов. Художники разворачивают более активную деятельность, участвуют в местных и

1 Северный рабочий. 1943.29 апреля, 8 октября.

общероссийских выставках. Например, ярославские живописцы и графики в 1943—1945 гг. приняли участие в 6 выставках1. В 1943—1945 гг. оживает музыкальная жизнь региона. Особая атмосфера жизни и творчества в ивановском Доме советских композиторов способствовала появлению на свет величайших музыкальных произведений в годы войны.

Во втором параграфе «Организация работы деятелей искусства и литературы на фронте и в тылу», выявлены особенности деятельности творческих коллективов Верхневолжья. Делается акцент на совершенствовании профессиональной и идеологической работы художественной интеллигенции.

Концертная деятельность в составе фронтовых артистических бригад занимала ведущее место во всей военно-шефской работе данного периода. С 1943 г. начался новый этап, который отличался более высоким художественным уровнем выступлений и концертов, увеличением количества премьер в программах, времени пребывания на фронте (до 6 месяцев), общего количества выездов. В репертуаре артистических бригад 1943 г. стало больше произзедений русской, советской классики, развлекательных жанров. Так, например, большим успехом у воинов пользовались бригады Ивановской областной филармонии под руководством Линда О. О. и Арнольдова А. П. За годы войны бригада А. П. Ар-нольдова провела 1050 концертов на фронте2.

Для обслуживания бойцов действующей армии выезжали смешанные бригады. Например, в феврале 1943 г. бригада, состоявшая из четырех актеров Рыбинского театра и пяти театра имени Ф. Г. Волкова отправилась на Брянский фронт3.

С каждым годом работа в госпиталях улучшалась количественно и качественно. Так, за годы войны только театрами Ивановской области было проведено 5149 выступлений перед бойцами в госпиталях региона4.

В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы. Данное исследование расширяет и углубляет представ-

1 ГАЯО. Ф. 2785. Оп. 2. Д.1. Л.1 - 8,10,12.

2 ГАИО. Ф. 1084. Оп. 1. Д. 234. Л. 106.

3 ГАЯО. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 62. Л. 20.

4 ГАИО. Ф. 1084. Оп. 1. Д. 243. Л. 5.

ление об общественно-политической и творческой деятельности художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны. В диссертации отчётливо прослежена динамика развития работы художественной интеллигенции среди населения Верхней Волги. Накануне и в годы войны работники искусства и литературы региона стали социальной опорой партийных организаций региона в деле воспитания патриотизма, в поддержании высокого морального духа и политического единства советского народа. Несомненно, деятели искусства и литературы Верхневолжья внесли весомый вклад в победу над врагом.

Основные положения и результаты исследования получили отражение в следующих публикациях автора:

1. Ефименко О. К. Некоторые вопросы историографии деятельности советской художественной интеллигенции Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.) // Интеллигенция и мир. - 2011. - №2. - С. 82 - 93 Авт. - 0,7 пл.

2. Ефименко О. К. Художественная интеллигенция Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны // Молодая наука в классическом университете : материалы науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2009. - С. 33 - 34. Авт. - 0,13 п.л.

3. Ефименко О. К. Патриотическая деятельность художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной война (1941— 1945 гг.) // Интеллигенция: генезис, формирование, развитие и деятельность : Материалы XX Междунар. науч.-практ. конференции. - Иваново : Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2009. - С. 248 - 250. Авт. - 0,2 п.л.

4. Ефименко О. К. Ярославская областная филармония в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Молодая наука в классическом университете : материалы науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2010. - С. 24-25. Авт. - 0,13 п.л.

5. Ефименко О. К. Источники пополнения художественной интеллигенции Ивановской области в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // История Великой Отечественной вой-

ны: научные исследования и педагогическая практика : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием. - Иваново : АУ «ИРОИО», 2010. - С. 85 - 88. Авт. -0,25 п.л.

6. Ефименко О. К. Вклад артистов Владимира в патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны // Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность : сборник материалов Междунар. науч.-практ. конференции. — Иваново: АУ «ИРОИО», 2010. - С. 72 - 74. Авт. - 0,2 пл.

7. Ефименко О. К. Костромской областной театр кукол накануне и в годы Великой Отечественной войны И Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории : Материалы XXI Междунар. науч.-практ. конференции. - Иваново : Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2010. - С. 68 - 69. Авт. - 0,13 п.л.

8. Ефименко О. К. Публицистические издания представителей художественной интеллигенции Иванова в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Молодая наука в классическом университете : материалы науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2011. -С.78. Авт.-0,13 п.л.

9. Ефименко О. К. Культурно-воспитательная работа художественной интеллигенции Ярославля в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Гуманитарные науки в современной школе: технологии, содержание, воспитательный потенциал: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием. - Иваново : АУ «ИРОИО», 2011. — С. 315 — 317. Авт.-0,2 п.л.

10. Ефименко О. К. Военно-шефская работа театральных коллективов Ивановской области в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // Дискуссионные вопросы современного российского интеллигентоведения : Материалы XXII Междунар. науч.-практ. конференции. - Иваново : Изд-во «Иван. гос. ун-т», 2011.-С. 130-131. Авт.-0,2 п.л.

Ефименко Оксана Константиновна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1939 — МАЙ 1945 г.)

Специальность 07.00.02 — отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Подписано в печать 02.03.2012 г. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Усл. печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Издательство «Ивановский государственный университет» 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39 тел. (4932) 93-43-41 E-mail: publisher@ivanovo.ac.ru

 

Текст диссертации на тему "Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны"

61 12-7/616

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

на правах рукописи

ЕФИМЕНКО ОКСАНА КОНСТАНТИНОВНА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1939 - МАЙ 1945 г.)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Меметов

Валерий Сергеевич

Иваново 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1939 —ИЮНЬ 1941 г.)............................................................................... 27

§ 1. Общественно-политическая, социальная и культурная

обстановка в регионе накануне войны................................................ 27

§2. Особенности работы художественной интеллигенции Верхней Волги в предвоенные годы.............................................................. 37

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ (ИЮНЬ 1941—1942 гг.)....... 58

§ 1. Руководство партийных организаций Верхней Волги

перестройкой работы творческих союзов и учреждений искусств............... 58

§2. Социально-патриотическая направленность профессиональной деятельности работников искусства и литературы региона на фронте и в

тылу......................................................................................... 83

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ В ПЕРИОД КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА И НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ

ВОЙНЫ (1943—МАЙ 1945 г.)......................................................... 121

§ 1. Творческая деятельность художественной интеллигенции региона: дальнейшее совершенствование форм и методов идеологической

работы............................................................................................................. 121

§2. Организация работы деятелей искусства и литературы на фронте и в тылу................................................................................................ 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................ 160

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 169

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Отечественная история богата событиями, актуальность которых только возрастает с течением времени. К таким явлениям относится Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Эта война стала испытанием, проверкой не только физических, но и духовных сил советского народа. Художественная интеллигенция сыграла важную роль в перестройке сознания и психологии людей. Она идейно и духовно вооружала народ, способствовала подъему морального духа на фронте и в тылу. Великая Отечественная война стала примером колоссального патриотического подъема, массового героизма, самоотверженности и единства советского народа. Советский Союз выступил как единое целое в борьбе с захватчиками. «Великая Победа, - говорится в «Обращении глав государств СНГ в связи с 70-летием начала Великой отечественной войны», - одно из главных исторических событий, объединяющих народы наших стран. Великая Победа - важнейшая духовная ценность, нравственный ориентир для всех послевоенных поколений, воспитывающихся на идеалах дружбы, братства и добрососедства». «А потому, - подчёркивается в Обращении, - считаем важным передать потомкам историческую правду об этой войне, её трагическом начале и победном завершении»1.

Следует заметить, что в последние годы за рубежом и в России появилось значительное число работ фальсификационного характера, искажающих причины и ход Второй мировой войны, её уроки; не обоснованно принижающих и умаляющих роль нашей страны в разгроме фашистской Германии. В данном диссертационном исследовании на широкой документальной базе, достоверных сведениях и конкретных

1 Красная звезда. 2011. 25 июня.

примерах доказывается огромная значимость и масштабность героического подвига советского народа.

Опыт 1940-х гг. имеет непреходящее значение для современников, поскольку и в наши дни российское общество остро нуждается в воспитании патриотизма, нравственности и пропаганде национального единства.

Объектом исследования является художественная интеллигенция Верхней Волги1 накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что категория интеллигенция является утвердившимся понятием, её определение остается вопросом дискуссионным. Существует множество определений. В современном интеллигентоведении выделяют три основных подхода к определению понятия. Социологический подход характеризует интеллигенцию через профессиональную деятельность, основным признаком которой является умственный труд. Морально-этический подход делает акцент на нравственных чертах. Политологический подход рассматривает интеллигенцию как группу

людей, объединенную общей идеологией .

Одним из первых определение понятия «художественная интеллигенция» сформулировал свердловский исследователь В. А. Копырин. По его мнению, художественная интеллигенция представляет собой социально-профессиональную группу, которая занята

высококвалифицированным умственным трудом по художественному освоению мира3. Это определение применимо к анализируемому историческому отрезку.

1 Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области. В исследовании не рассматривается Тверская (Калининская) область, так как в силу своей близости к Москве, а так же из-за трагических событий начального периода войны (с октября по декабрь 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, сильно пострадал во время оккупации и боевых действий) для неё не было характерно региональное своеобразие в отношении изучаемой проблемы.

См.: Купцова И. В. Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны (июль 1914 - март 1918гг.): дис... док. ист. наук. Москва, 2004. С. 15-19.

3 См.: Копырин В. А. Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции // Проблемы теории научного коммунизма. Свердловск, 1974. С. 14;

В 1990-е годы определился круг исследователей, занимающихся проблемами отечественной художественной интеллигенции (В. С. Меметов, Э. Б. Ершова, М. Р. Зезина, И. В. Купцова, Е. М. Раскатова, С. Д. Бортников и др.). Особое значение приобрели материалы научных конференций, состоявшихся в это время, участники которых ставили проблемы, ранее умалчивавшиеся в официальной науке.

Можно выделить ряд устойчивых объектно-субъектных характеристик категории «художественная интеллигенция», которыми, с одной стороны, является профессиональная принадлежность (независимо от образования), заключающаяся в производстве художественных продуктов. С другой стороны, при выделении этой категории, в определенной мере должны учитываться и внутренние характеристики членов этой группы, нравственные и психические свойства ее участников, такие как эмоциональная восприимчивость, социальная совесть, понятие о гражданском долге и служении и т.д. При этом можно говорить о некоторых специфических чертах именно «советской художественной интеллигенции», которую отличала особые взаимоотношения с властью, сформированные в первые послереволюционные десятилетия, что сказывалось в конечном итоге и на ее субъектно-объектных свойствах1.

Исходя из этого, под художественной интеллигенцией в исследовании понимается одна из социально-профессиональных групп в составе советской интеллигенции, которая включает в себя лиц квалифицированного умственного труда, профессионально занятых духовно-практической деятельностью по художественно-образному освоению и отражению действительности. В данной работе она представлена как членами творческих союзов, так и работниками учреждений искусств:

Копырин В. А. Опыт исследования художественной интеллигенции развитого социалистического общества. Свердловск, 1974. С. 26-27.

1 См.: Зябликов А. В. Сущностные черты российской художественной интеллигенции // Интеллигенция: вопросы теории и методологии. Иваново. 2010. С. 204 - 235.

писателями, поэтами, журналистами, артистами и режиссерами, музыкантами и художниками.

Предметом исследования является общественно-политическая и социально-культурная деятельность художественной интеллигенции Верхней Волги накануне и в годы войны.

Территориальные рамки исследования охватывают регион Верхневолжья, включавший в рассматриваемый нами период территории Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей (до 1944 года Владимирская область входила в состав Ивановской, а Костромская - в состав Ярославской). Верхневолжский регион в силу географической близости территорий, в него входящих, и исторических условий развития имеет некоторые общие черты в социально-экономической и культурной жизни. Однако, тесная связь с центром обуславливала проявление здесь как общероссийских черт и тенденций развития, так и специфических местных особенностей в предвоенные и военные годы.

Хронологические рамки охватывают период с 1939 по май 1945 г. Выбор нижней границы связан, во-первых с тем, что третья пятилетка разворачивается именно в это время, и становится возможным оценить её первые результаты; во-вторых, с тем, что в марте 1939 г. в Москве прошел XVIII съезд ВКП (б), определивший основные направления как международного, так и внутреннего развития страны, а также пути её дальнейшего развития. Особое внимание на съезде было обращено на роль интеллигенции в жизни советского общества1. Верхняя граница - май 1945 г., знаменует собой окончание войны. Таким образом, выбранные хронологические рамки позволяют в комплексе рассмотреть многие вопросы деятельности художественной интеллигенции, динамику развития и совершенствования форм и методов идеологической работы накануне и в

! См.: XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) 10-21 марта 1939 г. Стенографический отчёт. М., 1939.

годы войны. Выявить и показать как общероссийские тенденции, так и специфические черты Верхневолжского региона. Историография вопроса.

В историографии темы исследования условно можно выделить четыре взаимосвязанных периода:

• первый период: 1939 — 1945 гг.;

• второй период: 1945 — середина 1950-х гг.;

• третий период: вторая половина 1950-х — первая половина 1980-х гг.;

• четвёртый период: вторая половина 1980-х гг. и до наших дней.

В каждом периоде отразились основные черты состояния исторической науки в стране, её достижения, просчеты и тенденции в освещении деятельности художественной интеллигенции в предвоенные и военные годы.

Первый период был этапом опубликования первых работ по данной теме и постепенного накопления фактического материала.

В 1939 г., после выступления И. В. Сталина на XVIII съезде партии, оперативно выходит ряд работ посвященных вопросам интеллигенции1. Эти публикации носили преимущественно социологический характер. Объектом исследования выступала интеллигенция в целом, без выделения её отрядов.

С первых дней войны Коммунистическая партия в передовых статьях газеты «Правда» обратилась к советской интеллигенции, определяя её задачи в войне . Стали появляться первые публицистические статьи на страницах газет и журналов. В некоторых статьях, докладах, выступлениях писателей и работников искусств содержались не только фактические сведения, но и первые попытки обобщения художественного творчества тех лет. Наиболее

Кафтанов С. В. О советской интеллигенции // Большевик. 1939. № 2; Митин М. Интеллигенция Советского Союза // Большевик. 1939. № 8; Вольфсон С. Интеллигенция как общественная прослойка при капитализме и социализме // Под знаменем марксизма. 1939. № 8; Ярославский Е. М. О старой и новой интеллигенции. Ростов-на-Дону, 1939 и др.

Правда. 1941. 5 сентября; 1942. 14 февраля, 1 апреля и т.д.

значимыми были работы П. Н. Поспелова, М. С. Шагинян, С. В. Кафтанова и Е. М. Ярославского, в которых наряду с показом основных направлений развития культуры периода войны, раскрывались мобилизационные задачи литературы и искусства1. Война же представлялась как противостояние советской и фашистской идеологий и культур . Появлялись первые небольшие работы, содержащие разрозненные сведения о литературе и изобразительном искусстве военных лет4. 1944 год положил начало «Летописи советского театра» А. Аганбекяна5.

На территории Верхней Волги в этот период выходили отдельные публикации, в которых раскрывалась жизнь и деятельность различных групп художественной интеллигенции6. Заметим, что для всех материалов военных лет была характерна идеологическая направленность, обусловленная обстоятельствами военного времени.

Во второй период продолжается процесс накопления документального и статистического материала. Во второй половине 1940-х гг. издаётся ряд работ, в которых уделяется внимание творческой и общественной деятельности художественной интеллигенции в годы войны. Одним из

1 Поспелов П. Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1942, №5. С. 26 - 43; Шагинян М. С. Отечественная война и советская интеллигенция. Сборник статей. Свердловск, 1942; Кафтанов С. В. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик, 1944. №5. С. 16 - 31; Ярославский Е. Советская интеллигенция в Отечественной войне. Куйбышев, 1944; Пузин А. О некоторых задачах печати в дни Отечественной войны. М., 1942 и др.

2 Юдин П. Ф. Советская культура. М., 1943; Эренбург И. Культура и немецкие вандалы // Пропагандист. М., 1944. №7 - 8. С. 30 - 34 и др.

3 Белкина Н. Советская литература в Отечественной войне // Под знаменем марксизма. М., 1942. №8 - 9. С. 125 - 135; Эренбург И. Слово - оружие // Новый мир. 1944. №1 - 2. С. 210 - 215; Громов П. О литературе военных лет // Звезда. 1945. №2. С. 115 - 129 и др.

4 Дымшиц А. Искусство антифашистского плаката // Ленинград. 1942. №7. С. 16; Бродянский Б. На выставке Ленинградских художников-фронтовиков // Ленинград. 1943. №9. С. 17-18 и др.

5 Аганбекян А. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны. Материалы // Театр. М., 1944. Кн. 1. С. 246 - 255.

6 Ярославцы в борьбе за Родину. Вып. 1. Ярославль, 1943; Великая Отечественная война: альбом-выставка. Иваново, 1942; За Родину: лит.-худож. сб.: [сб. стихов ивановских поэтов] Иваново, 1942; Ивановский альманах: кн. 5-6: [сб. произведений ивановских литераторов на патриот, тему]. Иваново, 1945 и т.д.

первых крупных исследований деятельности писателей и поэтов-фронтовиков явилась книга В. Перцова1. Продолжил начатое во время войны исследование и составил «Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны» А. Аганбекян2. Важным шагом на пути изучения художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны явилось издание в 1946 г. «Театрального альманаха»3. В нём впервые был приведен полный перечень репертуарного плана ведущих театральных коллективов страны в военный период. В 1947 году вышли три работы, посвященные творческой деятельности драматургов4. Несомненный интерес для исследователей представляет книга о Ленинградских театрах в годы Великой Отечественной войны5. В ней обобщен опыт работы творческих коллективов в блокадном Ленинграде и в эвакуации.

В 1951 г. появилась первая книга обобщающего характера «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны»6. Среди исследователей этого вида искусства следует отметить работу П. К. Суздалева (глава «Искусство в годы Великой Отечественной войны» в книге «Русское советское искусство. 1917—1950гг.»). В ней рассмотрена агитационно-воспитательная деятельность художников, виды и жанры

п

изобразительного искусства предвоенных и военных лет . Однако художественная интеллигенция как объект и субъект научных исследований в это время ещё не рассматривается. В целом, в историографии послевоенных лет был поднят лишь ряд вопросов, касающихся отдельных видов культуры, но отсутствовали исследования о месте и роли

1 Перцов В. О. Подвиг и герой. Этюды о советской литературе. М., 1946.

■у

Аганбекян А. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны // Театральный альманах: Сб. ст. и матер. Кн.1 (3), 2 (4). М., 1946.

3 Театральный альманах: Сб. статей и материалов. Т. 1. Ч.З. М., 1946.

4 Крути И. В годы Отечественной войны // Советский театр. М., 1947. С. 189 - 247; Русская классика на сцене в дни Отечественной войны. Материалы и исследования. Выпуск 1. М., 1947; Оснос Ю. Советская историческая драматургия. М., 1947 и др.

5 Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Л - М., 1948.

6 Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1951.

7 Суздалев П. Искусство в годы Великой Отечественной войны // Русское советское искусство. 1917—1950 гг. М., 1954. С. 74 - 97.

художественной интеллигенции в годы войны. Материалы в основном носили искусствоведческий характер.

Третий период развития историографии стал качественно новым этапом в разработке вопросов жизни и творчества советской художественной интеллигенции накануне и в годы войны. В послевоенные годы исследователям удалось не только по-новому осмыслит�