автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественная природа сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок"

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Фролова, Любовь Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная природа сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Фролова, Любовь Анатольевна

Ф Введение стр.

Глава первая « К вопросу о двух редакциях сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» стр.

Глава вторая «Своеобразие сюжетно-компо-зиционной структуры сказки П.П.Ершова

Конек-Горбунок» стр.

2.1 Специфика сюжета сказки «Конек

Горбунок» стр.

2.2 Композиция сказки «Конек-Горбунок» стр

2.3 Сказочное время и сказочное пространство сказки «Конек-Горбунок» стр.

Глава третья «Своеобразие системы персонажей сказки «Конек-Горбунок» стр.

3.1 Специфика структуры сказочных персонажей

4| в «Коньке-Горбунке» стр.

3.2 Своеобразие системы персонажей сказки «Конек-Горбунок» стр.

3.3 Образ рассказчика и его роль в сказке «Конек-Горбунок» стр.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Фролова, Любовь Анатольевна

Homo unius libri" - «человеком одного произведения» -называют Петра Павловича Ершова (1815-1869 гг.) исследователи его творчества и биографы. И хотя перу этого автора принадлежат большое количество стихов, самобытная поэма - сибирское предание «Сузге», оригинальная пьеса - драматический анекдот «Суворов и станционный смотритель», цикл рассказов «Осенние вечера», либретто оперы «Страшный меч», история распорядилась так, что в русскую литературу П.П.Ершов вошел как автор сказки «Конек-Горбунок». Без малого 170 лет это произведение остается одним из самых замечательных образцов русской литературной сказки, потому что в «Коньке- Горбунке» переплелись традиции народной поэзии и новаторство литератора, уловившего основные тенденции развития русской литературы в первой половине 19-го века -внимание к внутреннему миру персонажа. Именно это и послужило причиной обращения к сказке П.П. Ершова «Конек- Горбунок», которая стала предметом настоящего исследования.

П.П. Ершов родился 6 марта {н. ст.} 1815 года в небольшой деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Личность будущего поэта формировалась под влиянием пяти условий. Его отец - Павел Алексеевич Ершов, чиновник средней руки, часто по долгу службы менял место жительства. И еще ребенком будущий автор «Конька.» объездил едва ли не всю Сибирь.

Желая дать своим детям полноценное образование, П.А. Ершов отправляет сыновей Николая и Петра в Тобольскую гимназию, директором которой был И.П.Менделеев, отец будущего ученого-химика Д.И.Менделеева. В доме Менделеевых была огромная библиотека. Будущий поэт имел в нее доступ, потому что семьи

Менделеевых и Ершовых дружили. Юный П.П. Ершов пристрастил к чтению.

Поскольку родители по-прежнему часто переезжали, братья Ершовы остались в Тобольске на попечении родственника по материнской линии богатого купца Н.С.Пиленкова. В доме Пиленковых часто останавливались торговые люди, «возившие караваны за Балтийское море в восточные сказочные земли» [148,12]. Здесь, в людской дома Пиленковых, юный Ершов «слушал рассказы о диких пустынях, о таинственных «китаях», о горах, подпирающих небеса, о сказочных городах, о диковинных народах» [148,12].

Именно здесь, в доме дяди, будущий поэт «незаметно уже с детских лет, проникался духом народной поэзии: он еще ребенком любил вмешивать в свою речь поговорки, пословицы и прибаутки, а среди словоохотливых стариков внимательно прислушивался к разнообразным сказаниям о прошлом» [138, 8]. И, наконец, последнее. По тем временам Тобольск был настоящим историческим и культурным центром Восточной Сибири. Слияние двух систем - народной и классической - родили мощный неповторимый талант П.П.Ершова, позволивший девятнадцатилетнему студенту создать изумительное по своей красоте, богатству произведение, «в высшей степени национальное по духу., значительное , глубокое по смыслу» [75, 20].

Многое в истории создания ершовского «Конька-Горбунка» остается загадкой, так как до наших дней не сохранились ни рукописи сказки, ни какие-либо дневниковые записи, ни архив вообще. После смерти поэта он переходил из рук в руки трех знаменитых жителей Тобольска - А.П.Аристова, Н.Н.Лещева, Х.М.Лопарева.

Именно к последнему попали архивные документы Ершова в 1913 году. «Но совершенно очевидно, что затем в какой-то момент Лопарев изъял все ершовские материалы и куда-то их передал. В личном архиве Х.М.Лопарева их нет. В рукописном отделении Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. нет не только фонда П.П.Ершова, но вообще нет ни одной его рукописи или письма» [4,170].

Все, что известно о жизни и творчестве П.П.Ершова, собрано исследователями по крупицам. Первым биографом Ершова стал его университетский товарищ А.К.Ярославцов. Большой вклад в изучение биографии и творческого наследия Ершова внес Е.Симонов. «Наша признательность поэту должна выразиться прежде всего во внимательном изучении его жизни и деятельности - литературно-художественной, педагогической, научной и общественной. В этом отношении мы в большом долгу перед Петром Павловичем», - писал Е. Симонов [120,1].

Проанализировав существующие материалы исследований биографии и творчества Ершова, Е. Симонов называет как лучший 1894 год - 25-летие со дня смерти поэта. «В «Московских Ведомостях» появилась его биография-характеристика и библиография. Тобольск дал много материала в «Губернских Ведомостях» (№№ за 14 и 21 августа) - обзор творчества, воспоминания, стихотворение его памяти и библиографию» [71,1]. Важным для исследования творческого наследия П.П. Ершова назвал исследователь Симонов 1896 год. Зато юбилейный 1915 год не дал ничего нового. И так исследуя год за годом, научные труды и статьи, посвященные творчеству П.П.Ершова, Е.Симонов приходит к выводу, что все, что сделано, «количественно. много, но качественно очень мало» [120,. 3].

В 1989 году в свет вышел библиографический указатель по творчеству П.П.Ершова, составленный в Ишимском государственном педагогическом институте. В нем дан общий анализ творчества П.П.Ершова, указаны основные даты жизни и деятельности поэта, представлен список изданий произведений, в том числе и на иностранных языках, всего 256 наименований. Литература о П.П.Ершове представлена по двум разделам: общие работы, специальные вопросы жизни и творчества. Анализ годов издания, перечисленных в указателе публикаций и монографий, показывает, что самыми «богатыми» были шестидесятые годы, затем интерес к поэту начинает пропадать. В последние два десятилетия выходили, как правило, юбилейные публикации. Большой вклад в изучение творческого наследия П.П.Ершова внесли М.К.Азадовский, И.П.Лупанова, Ю.Постнов, В.Утков, А.Бабушкина и другие.

Все публикации, монографии (всего их чуть больше 100) можно разделить, в зависимости от рассматриваемых проблем, на три большие группы: работы биографического плана, работы, исследующие сказку «Конек-Горбунок» в контексте всего творчества Ершова, и работы, изучающие собственно сказку. К первой группе следует отнести монографию А.КЛрославцова «Петр Павлович Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок». Биографические воспоминания университетского товарища его» 1872 года издания. В книге даны воспоминания о встречах с Ершовым, приведены страницы его писем. Книга А.К. Ярославцова стала первым источником, откуда можно было узнать что-либо о жизни Ершова, об истории создания «Конька-Горбунка».

Вместе с тем многое, о чем сообщает биограф Ершова, приходится принимать на веру, так как сохранилось слишком мало документов, подтверждающих или опровергающих правоту А.

Ярославцова. Тем не менее, именно эта книга легла в основу всех последующих биографических очерков или исследований. Во многом повторяют А.К. Ярославцова А. Белова («Ершов и его жизнь», 1874 г.), Д.Языков («П.П.Ершов», 1884 г.), А.Островская («П.П.Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок», 1985 г.).

Вторая группа публикаций и монографий - это изучение сказки «Конек-Горбунок» в контексте жизни и творчества. К этой группе можно отнести такие серьезные и глубокие исследования, как, например, диссертация А.И.Мокроусова «Петр Павлович Ершов. Жизнь, личность и творчество», написанная примерно в июне 1919 — мае 1920 года. Диссертация существует только в рукописи, опубликована небольшая ее часть лишь в виде статьи в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (№1 за 1919 г.). Е.Симонов назвал эту статью «ценным вкладом в «Ершовиану».

Диссертация А. Мокроусова посвящена биографии поэта и истории создания знаменитого «Конька-Горбунка». «Сказка Ершова служит не только для забавы, но несет в себе глубокую нравственную идею. Смысл сказки можно выразить такими словами: простодушие, терпение увенчиваются, наконец, величайшим возмездием на земле» [86, 259].

В таком же ключе выдержаны монографии В.Г.Уткова, который очень много работал с документами, сохранившимися в архивах Тобольска. Итогом его исследований стали интересные и для слушателя, и для массового читателя книги «Гражданин Тобольска» (1972), «Петр Павлович Ершов [1815-1869]: Биографический очерк» [1912], «Сказочник П.П.Ершов» (1984) и другие. В.Г.Утков с искренним уважением к Ершову и его творчеству стремится доказать, что поэт заслуживает большего внимания, нежели ему традиционно уделяют. «Ершов пришел в литературу сразу со зрелой вещью, увековечившей его имя. Более того, равной этой вещи он больше ничего не создал», - пишет Утков в книге «Гражданин Тобольска» [136,52]

Исследователь вступает в полемику с бытующими оценками ершовского произведения как компиляции, «попурри» на темы народных сказок. Анализируя «Конька.», пытаясь восстановить историю создания сказки, В.Г. Утков стремится доказать, что произведение Ершова - это «оригинальное и самостоятельное реалистическое произведение, рожденное жизненным опытом П.Ершова, его общением с народом, его общественными взглядами, его желанием осмыслить окружающую действительность» [136, 8].

Ценность таких исследований, как диссертация А.И.Мокроусова и книги В.Г.Уткова, прежде всего в том, что на основе глубокого и полного изучения жизни Ершова исследователи доказывают закономерность появления такого цельного и совершенного произведения, как «Конек-Горбунок».

Третья группа публикаций и монографий - это собственно исследования сказки Ершова «Конек-Горбунок». К этой группе следует отнести работы М.К.Азадовского, А.П.Бабушкиной, Ю.С.Постнова, В.В.Литвинова, Л.А.Островской.

В центре внимания этих и других исследователей, позиция которых представляет интерес с точки зрения анализа художественных особенностей произведения, стоят следующие вопросы: фольклорные источники сказки, сюжет сказки, система художественных образов, образы главных действующих лиц - Ивана, Конька-Горбунка, царя, социальное звучание сказки, особенности языка.

Самым сложным представляется вопрос о фольклорных источниках сказки. Существует две сложившиеся точки зрения по этому поводу: «поэт отталкивается от конкретного сказочного сюжета (хотя определить его никто . не смог), «Конек-Горбунок» -«попурри» сказочных мотивов. [71,12]. Менее спорным является вопрос об исторических корнях Конька-Горбунка или об особенностях сюжета. Единодушны исследователи в оценке образа героя, царя, братьев. Как бесспорное достоинство сказки признают поэтический язык Ершова, «необычайно живой, самоцветный, живописный» [74,20].

Вместе с тем, ряд очень важных, с точки зрения целостности анализа сказки, вопросов оставлен без ответов. Очевидно, причина в том, что определяющим при изучении произведения Ершова стал социологический подход, отсюда и некий схематизм и заданность в исследованиях. К примеру, не рассматривается вопрос о наличии нескольких сюжетных линий в произведении. Не уделяется должного внимания композиции произведения. Схематично и неглубоко исследовано пространство сказки [как правило, отмечается смешение реального и фантастического]. Не исследуется сказочное время и принципы его моделирования. Система сказочных персонажей рассматривается с точки зрения традиционных функций. При этом недостаточно анализируются такие персонажи, как Царь-девица и Месяц Месяцович. Однозначно оцениваются образы Ивана и царя, которые воспринимаются исследователями сказки как антагонисты, антиподы. Отсюда и схематичность в оценке образа царя. В современном литературоведении отсутствует сопоставительный анализ двух редакций сказки «Конек-Горбунок». Исследователи произведения П.П.Ершова не объясняют, какая редакция сказки и почему была выбрана для анализа.

Недостаточная изученность проблемы актуализировала обращение к классическому наследию и определила цель настоящего исследования - на основе сопоставительно-типологического и структурно - типологического методов литературоведческого анализа рассмотреть проблему взаимодействия фольклора и литературы в сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок». Этой целью определяется круг задач:

1. Сопоставить первую [1834 г.] и вторую [1856 г.] редакции сказки.

2. С учетом современных требований литературоведения дать анализ системы сказочных персонажей, сюжетно-композиционной структуры произведения, сказочного времени и сказочного пространства.

3. Выявить новаторство П.П.Ершова - сказочника.

4. Определить степень самостоятельности П.П.Ершова как автора.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили труды А.К Ярославцова, А.Н.Афанасьева, М.К.Азадовского, Е.И.Трубецкого, В.Я. Проппа, Н.В.Новикова, А.М.Панченко, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова, Е.М.Мелетинского, Б.А. Успенского, Р.П.Матвеевой, Н.В.Ведерниковой.

Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании проведен полный сопоставительный анализ двух редакций произведения П.П.Ершова; проанализирована структура образов сказочных персонажей, образная система сказки в целом; исследованы принципы моделирования сказочного времени и сказочного пространства; сделан вывод о степени самостоятельности П.П.Ершова как автора.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что основные его положения и выводы могут найти применение при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанра литературной сказки, в курсе «Детская литература», при разработке системы уроков по изучению сказки «Конек-Горбунок» в средней школе программа под редакцией М.Б. Ладыгина]

Апробация результатов исследования была осуществлена в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях в г. Комсомольске-на-Амуре «Литература в контексте культуры» [октябрь, 1998 г.], «Философские аспекты культуры» [декабрь, 1999 г.], на Всероссийской научно-практической коференции «Теоретические и методологические проблемы современного гуманитарного знания» [декабрь, 2000 г.]. Материалы исследования были положены в основу системы уроков по сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок» в пятом классе [Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Комосомльска-на-Амуре].

Цель и задачи настоящего исследования определили структуру работы. В нее входят введение, три главы, заключение, список использованной литературы, два приложения.

В первой главе «К вопросу о двух редакциях сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» сопоставляются тексты двух редакций ершовского произведения. Внесенные во вторую редакцию произведения изменения систематизируются, классифицируются в соответствии с их функциями, делается вывод о значении второй редакции как более совершенной и отражающей специфику авторской концепции в интерпретации фольклорного материала.

Во второй главе «Своеобразие сюжетно-композиционной структуры сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» исследуется проблема соответствия ершовского произведения сказочной традиции на основе анализа сюжета, композиции, сказочного времени и сказочного пространства и делается вывод о новаторстве Ершова-сказочника и самостоятельности его как автора.

В третьей главе «Своеобразие системы персонажей в сказке

П.П.Ершова «Конек-Горбунок» исследуется структура сказочных персонажей и система действующих лиц в целом. Такой анализ позволил выявить своеобразие авторской интерпретации фольклорного материала. Изменив основную эстетическую задачу своей сказки, П.П.Ершов, соблюдая, в целом, законы жанра волшебной сказки, творчески осмыслил фольклорный материал, талантливо интерпретировал его с помощью литературных художественных приемов [психологизм, антитеза, речевая характеристика] и создал оригинальную литературную сказку. Настоящим открытием поэта стал образ рассказчика. Анализ этого образа показал, что П.П.Ершов понимал значение авторского начала для литературного произведения и усложнил функции своего рассказчика. Для автора «Конька-Горбунка» важно, чтобы его рассказчик не просто пересказал сказку, а помог слушателю понять истинную ценность характеров действующих лиц, законы, по которым они живут.

В заключении даны основные выводы. П.П.Ершов как талантливый интерпретатор, хорошо знающий народную поэзию и законы жанра народной сказки, как поэт, верный традициям творческого осмысления фольклора, берущим свое начало в поэзии В.А. Жуковского и A.C. Пушкина, создал оригинальную литературную сказку. Его задача как художника слова состояла в том, чтобы создать яркие самобытные характеры, соответствующие требованиям народной эстетики, с одной стороны, и реалистически типизированные - с другой. П.П.Ершов уловил намечавшуюся в жанре литературной сказки тенденцию к индивидуализации и типизации характеров персонажей, к усилению авторского начала в произведении и развил ее в своей сказке. Это определило отличие ершовского «Конька-Горбунка» от других произведений жанра литературной сказки.

В приложениях приводятся примеры разночтений между двумя редакциями сказки: Приложение 1 - построчное сопоставление текстов двух редакций сказки; Приложение 2 - сопоставление отдельных строк [сравнение имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, предлогов].

Мощный талант, позволивший П.П. Ершову создать удивительное произведение, был рожден под влиянием двух систем культуры -народной и классической. Поэтому изучение сказки «Конек-Горбунок» дает представление об одном из направлений в развитие жанра литературной сказки.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная природа сказки П. П. Ершова "Конек-Горбунок""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование сказки П.П.Ершова «Конек -Горбунок» позволило на материале этого произведения выявить и научно обосновать степень взаимодействия фольклора и литературы. На основе целостного анализа сказки и сопоставительного анализа первой [1834 г.] и второй (1856 г.) редакций произведения был сделан вывод о специфике сюжетно - композиционной организации и образной системе произведения. Традиционная фольклорная схема в интерпретации П.П. Ершова была наполнена концептуально новым содержанием, что позволило автору на основе сказочных типов создать характеры, а на основе народной сказки - оригинальное литературное произведение.

Сопоставительный анализ первой (1834 г.) и второй (1856 г.) редакций сказки «Конек - Горбунок» Итак, анализ разночтений между двумя редакциями «Конька-Горбунка» (эпизоды, отдельные строфы, строки) позволяет сделать следующие выводы.

1. Внесение правок, классифицированные нами в соответствии с их функциями, позволили Ершову создать сложные самобытные, но узнаваемые характеры, передать их состояние, точно выстроить схему их непростых отношений, «расцветить» сказку с помощью пейзажных зарисовок, сделать выразительными портреты персонажей. Сам факт введения во второй редакции пейзажа, отличающегося богатой цветовой гаммой, что не характерно для народной сказки, придает ершовскому произведению неповторимость, поэтичность, зрелищность. Традиционная фольклорная схема значительно усложнена за счет элементов бытописания и детализации.

2. Замена традиционного для народной сказки слова «дурак» именем собственным отражает изменившуюся авторскую концепцию образа главного героя. Ершовский Иван - характер неоднозначный, сложный, называя героя не «дураком», а именем собственным, рассказчик передает свое отношение к нему и определяет отношение своих слушателей (читателей) к Ивану.

3. Изменения, внесенные в эпизоды, подвергшиеся цензурной правке, подтверждают стремление Ершова усложнить характеры персонажей и их взаимоотношений.

4. Во втором варианте сказки очень много игры: смена настроений, жест, подчеркивающий отношение действующего персонажа к происходящему в данный момент. Анализ изменений, внесенных в эпизоды, убеждает в том, что на текст второй редакции сказки наложил отпечаток интерес Ершова к театру, отсюда внимание поэта, в частности, к речи персонажей как способу раскрытия их характеров, используемому в театральный действиях.

Все изменения, сделанные Ершовым в тексте второй редакции «Конька-Горбунка», художественно целесообразны. Они усложняют сказку, делают ее выразительнее, зрелищнее, что позволяет говорить о явном преимуществе второй редакции сказки.

Анализ сюжета, композиции и хронотопа сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» показывает следующее:

1. В основе своей сюжетно-композиционная структура сказки Ершова соответствует законам традиционной народной сказки.

2. В создании хронотопа, разработке сюжета и композиции своего произведения Ершов идет не за событием, а руководствуется логикой создания и раскрытия характеров действующих в сказке персонажей.

3. Своеобразие сюжетно- композиционной структуры «Конька.» доказывает, что Ершов не компилятор известных сказочных текстов, а автор оригинального литературного произведения, созданного по мотивам народных волшебных сказок.

На наш взгляд, роль Ершова значительнее, нежели талантливая передача известной рассказчику сказки. Ерщов раздвинул рамки сказочного сюжета и композиции, усложнил хронотоп, создав художественное литературное произведение.

Таким образом, анализ художественных образов сказки Ершова «Конек-Горбунок» позволил сделать следующие выводы.

В выборе сказочных персонажей Ершов традиционен. Его Иван, волшебный помощник, царь, братья, жар-птица, Месяц Месяцович хорошо знакомы слушателю по народным сказкам. Они являются носителями определенных эстетических идеалов и взглядов, которыми наделила их традиционная сказка. Но в интерпретации Ершова эти персонажи выстроены по иной, более сложной, нежели традиционная сказочная, структуре.

Анализ позволил определить три группы действующих лиц.

1 К наиболее сложной - трехуровневой - относятся персонажи, восходящие к древним мифам, сохранившие черты своих традиционных сказочных «прототипов» и наделенные индивидуализированными литературными характерами.

2. Вторая группа персонажей - это образы двухуровневые, сохранившие близость к образам своих сказочных «прототипов» и наделенные характерами.

3. К третьей группе отнесены персонажи, определнные реалиями жизни, к которой автор приблизил пространство своей сказки. Они в интерпретации Ершова отмечены какими-либо индивидуальными чертами характера.

Раскрыть эти характеры автору помогают такие художественные литературные приемы, как речь, психологизм, внутренний монолог, антитеза. В сказке Ершова, в отличие от традиционной, главное - не сюжет, а поступок, раскрывающий характер действующего лица. Это накладывает отпечаток и на конфликт сказки, и на эстетические функции персонажей.

Изменения, внесенные П.П.Ершовым в трактовку традиционных сказочных персонажей, в эстетическую задачу произведения, повлекли и изменение традиционных эстетических функций персонажей. Это, на наш взгляд, повлияло на систему персонажей в целом: она более похожа на систему персонажей в драматическом произведении.

Живость» ершовским персонажам придала особая -артистическая- манера сказа. Условный рассказчик, созданный поэтом, -это собирательный образ народных сказителей, вобравший в себя лучшее. Его речь очень живая, образная, он хорошо знает тех, с кем знакомит своего слушателя. При этом не просто рассказывает сказку, а разыгрывает целый спектакль, передавая сложные характеры и показывая сложные отношения.

Внеся необходимые, в силу основной творческой задачи, изменения в систему художественных образов, Ершов усложнил сказку, придав ей зрелищность и динамизм, «превратив» ее в литературное произведение.

Итак, проведенный целостный анализ сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» доказывает, что на фольклорной основе поэт создал оригинальное литературное произведение.

 

Список научной литературыФролова, Любовь Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Азадовский М.К. о П.П. Ершове // Азадовский М.К. Литература и фольклор. Л., 1938. - С.106 - 133.

2. Азадовский М.К. Автор «Конька- Горбунка» // Ершов П.П. Стихотворения. / Вступ. ст., ред. и прим. М. Азадовского. Л., 1966. С.-5-38

3. Азадовский М.К. Сибирские страницй. -Иркутск, 1988.-С. 119-147.

4. Азадовский М.К. Русские сказочники. // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре М.-Л.: ГИХЛ, 1960. - С. 15-79.

5. Азадовская Л.В. К вопросу об издании полного собрания сочинений П.П. Ершова // Сиб. Огни 1962. - № 9. - С. 169-170

6. Азабелев С.Н. О специфике творечского процесса в фольклоре и литературе. / Вопросы теории фольклора. Русский фольклор Т XX. Л., 1979. - С.157-167.

7. Аникин В.П. О сказке «Конек- Горбунок», ее героях и авторе. // В кн.: Ершов П.П. «Конек Горбунок» / Вступ. ст. В. Аникина - М., 1965. -С. 5-16.

8. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., Просвещение, 1977.- 176 с.

9. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. М.: Современник, 1974. -276 с.

10. Ю.Астафьева Л. А. Символическая образность как средство психологического изображения. // Русский фольклор. Проблемы художественной формы.-Л., 1974.-С. 109-119

11. П.Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. - 464 с.

12. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. М., 1957.

13. И.Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / Сост., вст. ст., комментарий А.Н. Баландина. М.: Сов. Россия, 1988. - 512 с.

14. Н.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.: В 3 т. Т 1. -М., 1994.

15. Афанасьев А.Н. Народный художник. Миф. Фольклор. Культура. М.: Сов. Россия, 1986. - 368 с.

16. Бабушкина А.П. о П.П. Ершове// Бабушкина А.П. История русской литературы. М., 1948. - С. 177-184.

17. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге.-Л.:Худож.лит., 1973. -360 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.

19. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / Бахтин М.М. СПб: Азбука, 2000. - 333 с.

20. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке. // Проблемы фольклора. -М., 1975.-С. 157-163.

21. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебных сказках. -// Фольклор народов РСФСР- Уфа, 1974.-С.81-91.

22. Бахтина В.А. Эстетические функции сказочныханственные представления в волшебных сказках. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1972.-52 с.

23. Библия. Книги Священного Писания. Стокгольм, 1988. 1176 с.

24. Бегак Б. «За горами, за долами.»: К 100 летию со дня смерти П.П.Ершова // Учит. газ. - 1969. - 28 августа. - С. 4.

25. Белова А. Ершов и его жизнь. СПб, 1874. - 19 с.

26. Богатырев П. Психологическое изображение в русском поэтическом творчестве. // Фольклор как искусство слова. М., МГУ, 1969.Вып. 2 С. -57-67.

27. Борисов А.Б. Ершов Петр Павлович. // Краткая лит. Энциклопедия, М. 1954.-Т. 2.- С. 896.

28. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1974. - 239 с.

29. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979. -208 с.

30. Бухштаб В.Л.о П.П. Ершове // Бухштаб В.Л. Библиографические разыскания по русской литературе XIX века. М: Книга, 1966. - С. 14-17.

31. Вакуров В.Н. О сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок». // Дошк. воспитание, 1980, № 1. - С. 54 - 56.

32. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. 135 с.

33. Ведерникова Н.М. Контаминация как творческий прием в волшебной сказке. // Русская народная проза. Русский фольклор. Т XI11. Л.: Наука, 1872. - С. 160-166.

34. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.-235 с.

35. Волков P.M. Этическая традиция творчества мастеров народного слова. Доклады и сообщения Львовского ун-та, 1947, вып.1. - С. 37-39.

36. Гацак В.М. Сказочник и его текст./К развитию экспериментального направления в фольклористике. // Проблемы фольклора. -М., 1975. -С. 44-53.

37. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1994. 375 с.

38. Горан В.П. Древнегреческая мифология судьбы. -Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд.-во, 1990. -315 с.

39. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т 11. -М., 1981. -799 с.

40. Дед-раешник.//БСЭ: В 30 т.-2-е изд.-М., 1952.-Т. 13. -551 с.

41. Зайцев А.И. К вопросу о происхождении волшебной сказки. -В кн.: Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. -М.: Наука, 1984. -С.69- 77.

42. Зуева Т.В. Сказки A.C. Пушкина. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

43. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебн. заведений. М.: Флинта, 1998. - 400 с.

44. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах. // Минц С.И. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.305-316.

45. Елеонская E.H. Сказки, заговоры, колдовство в России. -М.: «Индрик»,1994.- 271.

46. Ершов П.П. Библиографический указатель. -Ишим: Изд во Ишимского гос. пед. ин-та., 1989.- 56 с.

47. Ершов П.П. Конек- Горбунок. М.: Советская Россия, 1976. 132 с.

48. История русской литературы (О П.П. Ершове) / Гл. ред. Д. Благой. -М.-Л., АН СССР, 1963. С. 459-460.

49. Из истории русской литературы. М.: Языки. «Русская культура», 1996. Т 1У.-848 с.

50. История русской литературы Х1-Х1Х веков: Учебн. пособие для студентов филолог, фак. Высших учебных заведений: В 2 х ч. / Под ред. Л.Д. Громовой, М.: Гуманит. Изд.Центр. ВЛАДОС, 2000. - Ч. 1. -242 с.

51. История культуры Древней Руси. М.-Л., 1951. -400 с.

52. Карнаухова И.В. Об изучении сказочника как артиста. // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. 321-322.

53. Корнев Г. Петр Павлович Ершов: К 100-летию со дня смерти поэта. // Сиб. Огни.-1969.-№12.-С. 169-171.

54. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 263 с.

55. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1989.-207 с.

56. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. -М.: Наука, 1972. -340 с.

57. Культура славян и Руси. М.: Наука, 1999. -514 с.

58. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора М.:Высшая школа, 1989-207 с.

59. Лапин Н. Книга об авторе «Конька-Горбунка» // Новый мир. 1950.- № 9. -С. 245 - 250

60. Лацис А. «Верните лошадь!» // Ершов П.П. Конек Горбунок; русская сказка в трех частях - М., 1997. - С.187 - 228.

61. Лебедев А. Русский сказочник // Литература в школе, 1990.- № 2. -С.5-9.

62. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, ACT, 2000. 528 с.

63. Лейдерман H.A. Движение времени и законы жанра. Жанровые законности современной прозы в 60-70 е годы. // Свердловск, 1982. -254 с.

64. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки ( по материалам русской литературы 1920-1980 х годов). // Свердловск, 1992. - 184 с.

65. Литвинов В.В. Юбилей П.П. Ершова // Нач. школа, 1965. -№ 3. С. 53 -58.

66. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худ. Литература, 1971.-414с.

67. Лихачев Д.С. Избранные работы. Л.: Худ.литература, 1957. Т 2. - 496 с.

68. Лотман Ю.М. Среди мыслящих миров. -М., 1996. 214 с.

69. Лукошкова О.И. Система наименований персонажей в русской народной и литературной сказках первой половины XIX века (на материале произведений В.А.Жуковского, A.C. Пушкина, П.П.Ершова). Тюмень, 2000. 143 с.

70. Лупанова И.П. Фольклорные основы сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» // Уч. записки Петрозаводского ун-та., Исторические и филологические науки, 1957. Т У1, вып.1. 192 с.

71. Лупанова И.П. // Ершов П.П. // Вступ. ст. Л.: Сов. писатель, 1976. -С.5-55.

72. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. -Петрозаводск, 1959. 398.

73. Лупанова И.П. Смеховой фольклор в русской волшебной сказке. // Русский фольклор, 1979, т 19. С. 66.

74. Мадер Р.Д. Петр Павлович Ершов и его сказка «Конек-Горбунок». // Литература в школе. 2000. - № 6. - С.20 - 23.

75. Матвеева Р.П. Сюжетный состав русских волшебно-фантастических сказок Сибири. // Локальные особенности русского фольклора Сибири. -Новосибирск, 1985. С.5-55.

76. Макареня А. «не на небе, на земле.» // Народное образование, 1999. -№3. С. 171.

77. Медриш Д.Н. О поэтике волшебной сказки // Проблемы руской и зарубежной литературы. -Волгоград, 1971. 360 с.

78. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Наука, 1958.-264 с.

79. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Изд -ая фирма «Восточная литература» РАН. Школа. Языки русской культуры, 1955. 408 с.

80. Минц С.И., Помернацева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. -М.: Высшая школа, 1971. С.322-335.

81. Митрофанова В.В. Народная сказка о Ерше и рукописная повесть о Ерше Ершовиче. // Русская народная проза. Русский фольклор-Л., 1972. ТXI11.-С. 166-179.

82. Михайлов О. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.». К 100-летию со дня смарти П.П.Ершова // Мол. Гвардия, 1969. - №8. - С.290 - 295.

83. Михеева А. О «Коньке-Горбунке» и его авторе // Русская речь. 1990. -№2. -С. 16-21.

84. Мифы древних славян. Саратов,: Надежда, 1993. - 320 с.

85. Мифы народов мира. Энциклопедия // Гл. редактор С.А. Токарев. М.: «Сов.энциклопедия», 1982, Т 2. К.-Л. -720 с.

86. Мокроусов А.И. Петр Павлович Ершов. Его жизнь, личность и творчество. Июль 1919 май 1920. Рукопись.

87. Мокроусов А.И. П.П.Ершов // Журнал Министерства Просвещения. -1919.-№1-С.129-134.

88. Народный театр. /Сост., вступ ст., подготов. Текстов и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И. Савушкиной. -М.: Сов. Россия, 1991. 554 с.

89. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов. // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. М., 1984. - С.221-229.

90. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. -Петрозаводск, 1989. 88 с.

91. Никифоров А.И. Исполнение сказки. Художественные средства сказочников. Виды сказа. В кн.: Русская фольклористика -М.: Высшая школа, 1987.-468 с.

92. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974.-254 с.

93. Овчинникова О. Петр Павлович Ершов // Дошк. воспитание. -1974. -№12. С.40-4994,Ончуков Н.Е. Сказки и сказочники на Севере. // Минц С.И. Русская фольклористика. Хрестоматия. -М.: Высшая школа, 1971. -С. 159-169.

94. Островская А. П.П.Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок»: Биогр. Очерк, СПб.: Павленков, 1855. - 28 с.96.0стровская JI.A. Язык и стиль русской литературной сказки (лингвистический анализ сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок») Ташкент, 1984. 146 с.

95. Панченко A.M. О русской истории и культуре СПб.: Азбука, 2000-464 с.

96. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965. 126 с.

97. Померанцева Э.В.Соотношение и информативность функций в ранних жанрах устной прозы. -В кн.: Проблемы фольклора. -М.: Наука, 1975. -С. 75-82.

98. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.-336 с.

99. Постнов Ю.С. Петр Павлович Ершов сказочник, поэт, прозаик. // Постнов Ю.С. Русская литература XIX в. -Новосибирск, 1970. - С. 270

100. Прангишвили A.C. Фольклор и психолигия. Проблемы фольклора. -М., 1875. С.40-44.

101. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., ЛГУ, 1986-364 с.

102. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. 352 с.

103. Пропп В.Я. Русская сказка. -Л.: ЛГУ, 1984. -335 с.

104. Разумова И.А. Стилистическая обрядность руской волшебной сказки. -Петрозаводск, 1001. =-151 с.

105. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. М., 1974. 216 с.

106. Русская литература и фольклор (Конец 19 века) / Ред. А.А.Горелов. -Л.: Наука, 1987.-366 с.

107. Русские народные сказки Сибири / Сост. Р.П. Матвеевой. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987. -192 с.

108. Русский фольклор Сибири. Элементы архитектоники. Сб. научн. трудов. Новосибирск, Наука, 1990. - 201 с.

109. Русские народные сказки Сибири о чудесном коне. / Сост. Матвеева Р.П. Новосибирск, 1984. -335с.

110. Русские народные сказители. М.: Правда, 1989. 464 с.

111. Русский фольклор Сибири (Труды Бурятского института общественных наук, вып. 22) Улан-Удэ, 1974. - 183 с.

112. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.

113. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 606 с.

114. Саука Л. Интонация в сказке. // Фольклор. Поэтическая система.-М., 1977.-С. 223-230.

115. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: Книга статей. М.: Сов.Россия, 1988. -352 с.

116. Свиридова Л.М. Образ дурака в русской волшебной сказке. В кн.: Дни славянской письменности и культуры. Мат лы Всероссийской научной конференции. - Влад - к. 1998. Т 1. С. 53 -64.

117. Симонов Е. Наш долг перед автором «Конька-Горбунка». Зап.-Сиб. Отдел Русского географ. Об-ва, 1922. 4 с.

118. Симонов Е. Кабинет по изучению П.П.Ершова, автора «Конька -Горбунка». Омск, Изд-е Общества изучения края при музее Тобольского севера. 1922 .-9с.

119. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк руской народной веры. М.: Аграф, 2001.-464 с.

120. Славянское языкознание. XII Международный съезд славянистов. Краков, 1998 /Отв.редактор О.Н. Трубачев. М., 1998. 343 с.

121. Славянский и балканский фольклор. (Этногенетическая общность и типологические параллели) -М.: Наука, 1984. -277 с.

122. Соколова З.П. Культ животных и религий. -М.: Наука, 1972. 214 с.

123. Степанов Л. Петр Ершов и его сказка «Конек-Горбунок» // Дошкольн. воспитание. 1995. - №5. - С. 81-83.

124. Сурат И.З. Словесный мир сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» // Русская речь.- 1994. -№ 4. С. 3-8.

125. Сухарев Г. Народный поэт К 100-летию со дня смерти П.П.Ершова. // Волна. 1969.- № 9. -С. 176-178.

126. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. -Смоленск: Русич, 2000. -624 с.

127. Тобольские губернские ведомости. -1894. № 34. - С.690 - 692.

128. Толстяков А. Пушкин и «Конек-Горбунок». // Ершов П.П. «Конек-Горбунок»; русская сказка в трех частях / М., 1997. С.229-243.

129. Трубецкой Е.И. Избранное. М.: Школа. Языки русской культуры. -1975.-360 с.

130. Туровская Е.А. О структуре волшебной сказки. // Русская народная проза. Русский фольклор-JL, 1972. Т XI11. С. 148-160.

131. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: МГУ, 1982. 248 с.

132. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа. Языки русской культуры. - 1975. - 360 с.

133. Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике руской культуры. / Избр. труды. М., Гнозик, 1994. Т 1. 290 с.

134. Утков В.Г. Гражданин Тобольска: о жизни и творчестве П.П.Ершова, автора сказки «Конек-Горбунок». Свердловск, Средн.-Урал. кн. изд-во, 1972.-147 с.

135. Утков В.Г. Сказочник П.П.Ершов. Омск: Облгиз, 1950. -147 с.

136. Утков В.Г. Петр Павлович Ершов (1815-1869) Биограф. Очерк. Новосибирск: Облгиз, 1950. 144 с.

137. Фольклор. Образы и поэтическое слово в контексте. М., Наука, 1984. -256 с.

138. Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. 343 с.

139. Фольклор как искусство слова. / Сб. статей под ред. Проф. Н.И. Кравцова. М.: Изд-во МГУ, 1969. 160 с.

140. Фольклор и этнография. Связь фольклора с древними представлениями и обрядами. -Л.: Наука, 1977. 200 с.

141. Харламов Д. «.Я с земли пришел землянской» // Библиотекарь. -1984.-№8.- С. 55-56.

142. Чиковани М.Л. Фольклор и мифология. // Проблемы фольклора. -М., 1975.-223 с.

143. Шамаева С.Е. Апология сказки. Воронеж: «Левый берег», 1996. -270 с.

144. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М.: Терра, 1997. -240 с.

145. Шестериков В. Жар-птица Петра Ершова: К 170-летию со дня рождения писателя. // Простор. 1985. -С. 188-196.

146. Шуклин В.В. Мифы русского народа.Екатеринбург:Мысль, 1955. -396 с.

147. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001.-384 с.

148. Ярославцов А.К. Петр Павлович Ершов, автор сказки №Конек -Горбунок». Биографические воспоминания университетского товарища его/СПб.-1872.-254 с.

149. Языков Д.Д. П.П.Ершов. -М., 1894. -21 с.