автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Художественное пространство и время в творчестве Роберта Шекли
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шолина, Надежда Владимировна
Введение
Глава I. Художественное пространство и время в теоретическом освещении.
§ 1. Художвенное прраво и время как категории теа
§ 2. Художвенное прраво и время в научной фантике
Глава II. Художественное пространство в рассказах и повестях Р. Шекли.
§ 1. Образы планеты, города и дома
§ 2. Образ ленной
Глава III. Художественное время в творчестве Р. Шекли.
§ 1. Вриятие времени автором и пенажем
§ 2 Структура художвенного времени в повях Р. Шекли
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Шолина, Надежда Владимировна
Имя Роберта Шекли, одного из выдающихся писателей-фантастов XX века, хорошо известно зарубежному и отечественному читателю наряду с именами Рея Брэдбери и Айзека Азимова, произведения которых являются образцами научно-фантастической прозы. Начало литературной деятельности и расцвет их творчества пришелся на 50-60 годы XX века, которые вправе считаются «золотым веком» американской научной фантастики.
Роберт Шекли родился 16 июля 1928 года в Нью-Йорке, после службы в армии в Корее в 1946-48 годах окончил Нью-йоркский университет. Долгое время жил в Америке, но последние годы провел в Европе и в Англии. По признанию Роберта Шекли, местом, где ему более всего нравится жить, является остров Ибиса. Особое отношение к этому месту отразилось в одном из последних произведений автора — «Сома-блюз».
Первый рассказ Роберта Шекли "Final Examination" («Последняя проверка») был напечатан в 1952 году в журнале "Imagination", а первая публикация его произведения на русском языке состоялась в 1960 году в журнале «Огонек». На русский язык был переведен рассказ "Citizen in Space", озаглавленный в журнале «Рассказ о шпионах». (Дословный перевод, более соответствующий содержанию рассказа — «Гражданин во вселенной».) С этого момента вплоть до 70-х годов XX века рассказы и повести Роберта Шекли активно переводятся на русский язык, включаются в сборники рассказов американских писателей-фантастов, а также выпускаются отдельными изданиями. Библиография произведений Роберта Шекли, изданных на русском языке и статей, посвященных его творчеству, опубликована в журнале «Советская библиография» №2 за 1992 год.
Сегодня эта библиография не может считаться полной. В 1994 году в Риге вышло собрание сочинений Роберта Шекли в 8 томах, а в 1999 году в издательстве ЭКСМО опубликованы почти все последние произведения этого автора, собранные в книги «Компания «Необузданные таланты», «Сомаблюз», «Лабиринт Минотавра». Роберт Шекли несколько раз приезжал в Россию на съезды писателей-фантастов. Интервью с ним опубликованы в «Литературной газете» (№42 за 1997 год) и в журнале «Если» (апрель 1998 года). Он был и остается одним из самых популярных американских писателей-фантастов в России.
Рассказы и повести Роберта Шеклй хорошо известны за рубежом. По данным опроса, проведенного Уильямом Бэйнбриджем среди любителей научной фантастики, ему присвоен рейтинг по значимости творчества, равный 4.05 балла. [47, р.225-229] Максимально возможный балл в этом рейтинге был 6.0, но в действительности максимальное количество баллов (5,08 и 5,06) набрали только Айзек Азимов и Фриц Лейбер. В 1973 году его рассказ «Вымогатель в космосе» получил премию Jupiter Award как лучший короткий фантастический рассказ года. В Интернете существует сайт, посвященный творчеству Роберта Шекли, где можно найти сведения как о самом писателе, так и о его работах. (www.Amazon.com/sciencefiction&fantasy/RobertSheckley) Поклонники его творчества на этом сайте обмениваются впечатлениями о его произведениях и «публикуют» рецензии на его повести и рассказы, в электронных библиотеках можно отыскать его произведения на языке оригинала и в переводе на русский язык. Название одного из клубов любителей фантастики, также работавшего в Интернете, было взято из творчества Роберта Шекли — «Страж-птица» (по одному из его рассказов). Заглавие другого рассказа Роберта Шекли теперь вынесено в наименование литературной серии в издательстве ЭКСМО — «Абсолютное оружие».
В англоязычном литературоведении творчество Роберта Шекли остается мало изученным. По данным «Справочника научной фантастики», ("SF Reference Book"), вышедшего в 1981 году [98], его творчеству не было посвящено ни одной диссертации, что, учитывая популярность этого писателя, вызывает удивление. С другой стороны, отечественный исследователь В. Гаков, автор статьи «Любить пересмешника» (1992) [132] справедливо, отмечает, что в Америке Роберт Шекли был известен лишь в 50-е годы XX века и никогда не был столь популярен, как в России. [132, с. 116] В англоязычных монографиях последних лет, посвященных развитию научной фантастики, таких как, например книга Дэмиена Бродерика «Чтение при свете звезд. Постмодернистская научная фантастика» ("Reading by Starlight. Postmodern Science Fiction", 1995) [49] имя Роберта Шекли не упоминается вообще.
Некоторые произведения Роберта Шекли рассматриваются такими крупнейшими авторами и исследователями научной фантастики, как Брайан Олдисс и Кингсли Эмис. Брайан Олдисс отмечает связь творчества Роберта Шекли с традициями Вольтера и Свифта. Именно ему принадлежит известный отзыв о Роберте Шекли: "Sheckley at his best is Voltaire-and-soda". («Шекли в своих лучших произведениях — своего рода Вольтер с содовой».) [44, р.326] В первом и втором изданиях своего обзора истории американской и английской научной фантастики "Billion Year Spree" («Веселье на биллионы лет») [43] и "Trillion Year Spree" («Веселье на триллионы лет») [44] Брайан Олдисс анализирует отдельные рассказы и повести Роберта Шекли. В первом издании Брайан Олдисс рассматривает повесть «Координаты чудес» в контексте вольтеровской традиции в научной фантастике XX века. Во втором издании он более подробно останавливается на его творчестве, анализируя проблематику повестей «Хождение Джоэниса» и «Координаты чудес», а также рассказов «Ловушка» и «Паломничество на Землю». Во втором издании своей работы Брайан Олдисс также отмечает наличие в творчестве Роберта Шекли традиций писателей XVIII века: Свифта, Вольтера, Дефо и Сэмюэля Джонсона.
Другой известный английский автор и исследователь научной фантастики — Кингсли Эмис в обзоре научной фантастики «Новые карты ада» ("New Maps of Hell"), вышедшем в свет в 1960 году [76], подробно останавливается на таких рассказах Роберта Шекли, как «Травмированный», «Безымянная гора», «Академия», «Что одному здорово» и повести «Билет на планету Транай». Монография Кингсли Эмиса посвящена различным проблемам науки и общества будущего, экологии планеты, происхождения вселенной, контакта человека с искусственным интеллектом, проблеме контроля над психикой человека и их интерпретациям в научной фантастике XX века.
Роберту Шекли посвящены обширные статьи практически во всех американских и английских энциклопедиях и справочниках по научной фантастике: в «Энциклопедии научной фантастики» под редакцией Питера Никол-за ("The Science Fiction Encyclopedia", 1979) [96], «Писатели-фантасты XX века» под редакцией Кертиса Смита ("Twentieth-Century Science Fiction Writers", 1986) [104], в книге «Научная фантастика и фэнтэзи. Перечень с 1700 по 1974 год, включающий современных авторов» ("Science Fiction and Fantasy Literature. A Checklist, 1700-1974 with Contemporary Science Fiction Authors", 1974) P. Реджинальда [86], а также в русскоязычном справочном издании по научной фантастике — «Энциклопедия научной фантастики» под редакцией В. Гакова, существующей в печатном [238] и CD-издании. [237]
Авторы названных выше работ неизменно отзываются о произведениях Роберта Шекли, как о превосходных образцах научной фантастики, а о нем, как о фантасте, продуцирующем самые оригинальные фантастические идеи. Другая особенность его творчества, отмечаемая критиками (Питером Николзом и Ф.Д. Уайтом) — активное использование сатиры и юмора. Так, Ф.Д. Уайт говорит о том, что если бы понадобилось очень кратко охарактеризовать мировосприятие Роберта Шекли, то можно было бы сказать, что «у него метафизический склад ума и талант сатирика». [96, р.652] Сатирическую направленность его прозведений отмечают и отечественные исследователи. В. Гаков, автор первой отечественной «Энциклопедии фантастики», относит Роберта Шекли к представителям сатирической и юмористической научной фантастики и отмечает, что «успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Роберту Шекли короткие рассказы, в основном написанные в 1950-е годы». [237]
В отечественном литературоведении творчеству Роберта Шекли также было уделено значительно меньше внимания по сравнению, например, с Рэем Брэдбери, творчеству которого посвящены диссертации В.Г. Новиковой «Фантастическая новелла Р. Брэдбери» (Г992) [181], М.И. Киселевой «Творчество Рэя Брэдбери. Традиция и современный литературный контекст» (1993) [150], Ю.С. Серенкова «Особенности жанрового мышления Р. Брэдбери» (1996) [201].
На сегодняшний день в отечественном литературоведении не существует ни одного диссертационного исследования, непосредственно посвященного творчеству Роберта Шекли, хотя его имя, наряду с именами других писателей-фантастов, неоднократно упоминается в таких работах, посвященных развитию американской научной фантастики, как «Новые тенденции в современной английской и американской научной фантастике. (1960-1980-гг) Л.Г. Михайловой, (1980) [176], и «Современная американская научная фантастика. Проблемы метода и жанра. (На материале творчества А. Азимова, Р. Брэдбери, К. Саймака)» Н.М. Садыховой (1987) [198].
Отдельные произведения Роберта Шекли рассматриваются в главе IV «Американская сатира после второй мировой войны» монографии «Американская сатирическая проза XX века» [171] М.О. Мендельсона. Им проанализированы наиболее известные в России рассказы писателя 50-60 годов XX века «Паломничество на Землю», «Премия за риск», «Стоимость жизни», «Рыцарь в серой фланели», «Я и мои шпики», «Проблема туземцев». М.О. Мендельсон отмечает, что американские писатели-фантасты второй половины XX века (Р. Шекли, Р. Брэдбери, А. Азимов и К. Воннегут) наследуют в своем творчестве традиции сатириков первой половины этого столетия и, прежде всего Синклера Льюиса. Мотивы романа Синклера Льюиса «Бэббит» М.О. Мендельсон выделяет в таком рассказе Роберта Шекли, как «Стоимость жизни». [171, с.335] Среди особенностей творчества Роберта Шекли автор монографии «Американская сатирическая проза XX века» выделяет сочетание в его произведениях сатиры и юмора и «развлекательный» характер сюжетов. М.О. Мендельсон отмечает также, что Роберт Шекли как сатирик выступает только в жанре новеллы. С этим нельзя согласиться, так как и более крупные произведения этого писателя несут в себе элементы сатиры (повести «Координаты чудес» и «Хождение Джоэниса»).
Такие рассказы Роберта Шекли, как «Абсолютное оружие», «Я и мои шпики», «Страж-птица», «Похмелье», повести «Обмен разумов» и «Десятая жертва» рассматриваются в контексте творчества других писателей-фантастов США в главе VI «Фантастика» коллективного труда «Основные тенденции развития современной литературы США». [186, с.248-264] Автором этой главы является М.М. Коренева. Творчество Роберта Шекли исследуется в проблемно-тематическом аспекте. М.М. Коренева выделяет в творчестве Роберта Шекли такие темы, как «духовное омертвение человека» и «победа машины над человеком» [186, с.259].
В тематическом аспекте рассматриваются некоторые рассказы Роберта Шекли и в монографии Ю. И. Кагарлицкого «Что такое фантастика?» [148] Исследуя развитие в фантастической литературе темы путешествия во времени, Ю.И. Кагарлицкий в качестве примеров оригинальных решений проблемы временного парадокса называет рассказы Роберта Шекли «Травмированный», «Три смерти Бена Бакстера» и «Королевские желания». В главе IX, посвященной утопии и антиутопии в научной фантастике, он упоминает, как пример создания антиутопического мира, рассказ Роберта Шекли «Академия», а повесть «Хождение Джоэниса» (в монографии Ю.И. Кагарлицкого она фигурирует под названием «Путешествие в послезавтра») исследуется в качестве произведения, полемизирующего с фантастикой, исповедующей «современный руссоизм» [148, с.336].
Другие работы, посвященные творчеству Роберта Шекли, представлены жанром предисловия, это статьи А. и Б. Стругацких [207], А.И. Степина [203], А. Митрохина [174] и Вс. Ревича.[193]
В упомянутых исследованиях речь идет, в основном, о раннем творчестве писателя, относящемся к 50-60 годам XX века. Более поздние его произведения, такие, как «Лабиринт Минотавра», «Драмокл или межгалактическая мыльная опера», «Сома-блюз», а также произведения, написанные в соавторстве с Рождером Желязны «Принеси мне голову прекрасного принца» ("Bring Me The Head of Prince Charming", 1991) и «Коль в роли Фауста тебе не повезло» ("If at Faust You Don't Succeed", 1993); Гарри Гаррисоном «Билл - герой галактики на планете закупоренных мозгов» ("Bill, The Galactic Hero on The Planet of The Bottled Brains", 1990) только упоминаются в обзорах его творчества.
Несмотря на то, что к раннему творчеству Роберта Шекли, представленному, в основном жанром короткого рассказа, большинство критиков и исследователей относится положительно, его более поздние опыты в жанре довести и романа вызвали неоднозначные оценки. Так В. Гаков отмечает слабую связь между эпизодами повестей Роберта Шекли, и сведение их, зачастую, к циклам новелл. [237] По мнению Питера Николза, Роберт Шекли в повестях 70-80-х годов уходит из «чистой» научной фантастики в область абсурдизма ("absurdist stories") и «черного юмора», что, по его мнению, повлекло за собой снижение художественного уровня его работ. [96, р.542]. В. Гаков отмечает также ослабление интереса «позднего» Шекли к серьезным философским проблемам, характерным для фантастической литературы второй половины XX века. [237] С подобными оценками повестей Роберта Шекли трудно согласиться. В творчестве такого крупного автора, каким он является и по сей день, не могут не отражаться основные тенденции современной научной фантастики и основные научные и философские проблемы, которые ставит перед нами действительность. Доказательством тому является повесть
Роберта Шекли «Лабиринт Минотавра» отразившая новое восприятие мира современным человеком сквозь призму виртуальной реальности с его бесконечно расширяющимся в сознании человека пространством и нарушенным ходом течения времени.
Безусловно, формой, в которой Роберт Шекли в наибольшей степени раскрыл свой творческий потенциал, является короткий рассказ. Сам писатель объясняет это следующим образом: «Вы спрашиваете меня, почему я предпочитаю более короткие формы. Я полагаю, что они, кажется, более естественны для меня.На протяжении многих лет те идеи, которые у меня были, по большей части, годились только для коротких рассказов, и не были способны к переводу в более крупные формы. У меня всегда есть пять или шесть идей для романа в год, но только немногие переходят в письменную форму. Я всегда был нетерпелив, и мне нравилось писать коротко, концентрированными взрывами — способ, наиболее пригодный для работы над коротким рассказом». [86, р. 1072] Но и повести Роберта Шекли также заслуживают тщательного изучения.
Таким образом, в отечественном литературоведении остается неисследованной большая часть творчества Роберта Шекли. Те произведения, которые были рассмотрены в работах М.О. Мендельсона, М.М. Кореневой и Ю.И. Кагарлицкого, анализировались, в основном, в проблемно-тематическом плане. С точки зрения поэтики рассматривает рассказ Роберта Шекли «Склад миров» только В.А Кухаренко в своей монографии «Интерпретация текста» (1979) [155]. В ней проводится лингвистический анализ рассказов американских писателей XX века, в том числе и Роберта Шекли.
Неисследованным сколько-нибудь детально остается и проблема пространства и времени в творчестве Роберта Шекли, определяющая во многом не только проблемантику, но и поэтику рассказов и повестей американского фантаста. Постановка этой проблемы связана с именами таких исследователей, как В.А. Кухаренко и Ю.И. Кагарлицкий, наметивших подходы к изучению функционирования в творчестве Роберта Шекли категории художественного времени.
Объектом данного исследования являются рассказы Роберта Шекли, написанные в 50-60-е и, отчасти, в 70-е годы XX века, а также его повести «Корпорация «Бессмертие», написанная в 1959 году, «Билет на планету Тра-най» (1955), «Цивилизация статуса» (1960), «Хождение Джоэниса» (1962), «Обмен разумов» (1966), «Координаты чудес» (1968), «Алхимический марьяж Алистера Кромптона» (1978) и одна из последних его повестей «Лабиринт Минотавра», вышедшая в свет в 1991 году. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что на 50-60 годы XX века приходится расцвет творчества Роберта Шекли, а также тем, что в названных выше произведениях отражаются наиболее характерные для писателя индивидуально-авторские черты художественного пространства и времени.
Художественное пространство и время как категории художественного текста представляют собой «форму бытия идеального мира эстетической действительности, форму существования сюжета, пространственно-временной континуум изображаемых явлений, отличный от реального пространственно-временного континуума». [215, с.20] Изучение категорий художественного пространства и времени в творчестве отдельного автора, в литературе определенного периода и в литературе как в искусстве является одним из актуальных направлений современного литературоведения.
Категории художественного пространства и времени в научной фантастике XX века играют значительную роль. Они могут рассматриваться как категории текста и как отражение философского осмысления автором мира. По сравнению с другими видами литературы, научная фантастика имеет свою специфику в выражении этих категорий. Во-первых, она воспринимает те изменения в картине мира, которые порождает современная наука. Во-вторых, она наследует отчасти мифологические представления об устройстве мира. Связи художественного пространства и времени научной фантастики с мифологическим пространством и временем посвящены фундаментальные исследования Т.А. Чернышевой «Природа фантастики» [231] и Е.М. Неелова «Волшебно-сказочные корни научной фантастики». [179] Кроме того, она не только отражает изменение восприятия категорий пространства и времени в сознании человека XX века, но и сама оказывает влияние на новое видение этих категорий у своих читателей.1
Анализ произведений научной фантастики в связи с категориями пространства и времени позволяет рассмотреть поэтику произведения научной фантастики, определить особенности авторской картины мира и те особенности нового видении мироздания, новой космологии, которые характерны для писателей той или иной страны или периода развития научно-фантастической литературы. Таким образом, анализ художественного времени и пространства научно-фантастического произведения является одним из актуальных направлений изучения научной фантастики.
Актуальность данного исследования обусловлена как необходимостью изучения творчества Роберта Шекли в более полном объеме, так и необходимостью анализа научно-фантастических произведений в связи с категориями художественного пространства и времени.
Новизна представляемой диссертации состоит в том, что она является первым в отечественном литературоведении монографическим исследованием творчества Роберта Шекли. Впервые в отечественном литературоведении детально исследуются категории пространства и времени в научной фантастике Роберта Шекли. В литературный оборот вводится новый фактический материал, оставшийся за пределами внимания исследователей: рассказы «Регулярность кормления», «Застывший мир», «Заяц», «Похмелье», «Прогулка», «Где не ступала нога человека», «Бесконечный вестерн», «Лабиринт
Обзору теоретических исследований, посвященных пространству и времени в литературе и искусстве в целом и специфике художественного пространства и времени в научной фантастике посвящена I глава данной работы.
Редферна», «Тепло», «Счастливчик», «Чумной район», «Мнемон», «Призрак V», «Вечность», повести «Алхимический марьяж Алистера Кромптона», «Обмен разумов», «Лабиринт Минотавра».
Автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Выявить особенности функционирования категорий художественного пространства и художественного времени в научной фантастике.
2. Дать анализ творчества Роберта Шекли в связи с категорией художественного пространства, определить своеобразие художественного пространства в творчестве писателя, охарактеризовать его концепцию мироздания.
3. Проанализировать творчество Роберта Шекли в связи с категорией художественного времени, определить особенности перцептуального времени автора и персонажа и содержание художественного времени в произведениях писателя.
4. Ввести творчество Роберта Шекли в контекст американской фантастики XX века.
Методология и методика исследования. В работе использованы историко-литературный, сравнительный, типологический методы исследования. Теоретический аспект диссертации связан с выявлением характерных особенностей научной фантастики и специфики ее соотношения с категориями пространства и времени. Автор опирался в своей работе на важнейшие положения, связанные с категориями пространства и времени, сформулированные в трудах М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Неелова, З.Я. Тураевой, Е.Д. Тамарченко, У.А. Корта, У. Бэйнбриджа, Г. Вулфа. В диссертации использованы также отдельные положения и выводы из работ, посвященных научной фантастике XX века, таких авторов, как Т.А. Чернышева, А.З. Вулис, Н.И. Черная, Ц. Тодоров, Б. Олдисс, Д. Бродерик и ряда других исследователей.
Структура диссертации определяется поставленными в ней целями и задачами. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии, включающей 239 названий, в том числе 87 на английском языке.
Первая глава — «Художественное пространство и время в теоретическом освещении» посвящена анализу теоретических исследований художественного пространства и времени и специфике их проявления в научной фантастике.
Во второй главе — «Образы художественного пространства в творчестве Роберта Шекли» рассматриваются образы планеты, города, дома и вселенной как важнейшие составляющие художественного пространства в творчестве писателя, характеризующие авторскую концепцию мироздания.
Третья глава, «Художественное время в новеллистике и повестях Роберта Шекли», включает в себя анализ перцептуального времени автора и персонажа, семантики художественного времени в рассказах писателя, исследование структуры и содержания художественного времени повестей американского фантаста.
Практическое значение работы. Материалы и концепция диссертации могут быть использованы общем курсе истории зарубежной литературы XX века, спецкурсах, посвященных проблемам научной фантастики, а также в общем курсе теории литературы (раздел художественное пространство и время в литературном произведении).
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре всемирной литературы Нижегородского Государственного Педагогического Университета. Концепция диссертации и ее основные положения отражены в четырех публикациях и четырех докладах («Образование, язык, культура на рубеже XX - XXI веков», 1998, «XI Пуришевские чтения», 1999, «Актуальные проблемы американистики», 1999, «IV Нижегородская сессия молодых ученых», 1999).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное пространство и время в творчестве Роберта Шекли"
Заключение.
Творчество Роберта Шекли, одного из крупнейших писателей-фантастов XX века в полной мере отражает те тенденции в раскрытии категорий пространства и времени, которые присуши научно-фантастической литературе II половины XX столетия, но одновременно обладает и индивидуальными особенностями в воплощении этйх категорий.
Художественное пространство и время в научной фантастике испытывают не себе множество различных влияний со стороны мифа и волшебной сказки, литературной традиции прошлых столетий, в частности, романтической литературы. Кроме того, научной фантастике присуще видение вселенной и организации мироздания, основанное на достижениях современной научной мысли.
Среди особенностей раскрытия категорий пространства и времени в научно-фантастической литературе можно выделить, во-первых, изменение роли границы. В литературной традиции граница разделяет два противоположных по своим характеристикам пространства. В научной фантастике на границе происходит объединение элементов структуры каждого из этих подпространств. Часто граница в научной фантастике проходит не только в пространстве, но и во внутреннем мире героя, его личном космосе. Во-вторых, в научной фантастике продолжают функционировать такие, характерные для литературы в целом, элементы пространства, как дорога, лес, дом, пустыня и город. Но, одновременно с этим, в научной фантастике появляются новые элементы художественного пространства: планета и вселенная.
Такой элемент художественного пространства, как планета, является открытием научно-фантастических произведений XX века, что связано с расширением пространственного мышления человека, обусловленного достижениями науки и выходом человечества в космос. В то же время, художественное пространство планеты в научной фантастике часто принимает на себя функции пространств острова или дома, существующих и в общей литературной традиции. Изображение вселенной, создание писателем индивидуальной, неповторимой концепции мироздания в произведении характерно для научной фантастики, но не является исключительной прерогативой этого вида литературы. В изображении вселенной в научной фантастике можно отметить несколько' тенденций: уподобление космоса океану, отмечаемое Е.М. Нееловым. [179, с.75], а также изображение вселенной как серии параллельных миров, наиболее характерное для творчества Роберта Шекли.
Восприятие художественного времени в научной фантастике отличается от восприятия этой категории в общей литературной традиции тем, что в научной фантастике время не только не является «однонаправленным» из прошлого в будущее потоком событий, но и теряет свое качество неизменности. Прошлое и будущее меняются своими характеристиками. Будущее становится предопределенным и неизменным, а прошлое обретает многовариантность. Пространство же, мы в этом солидарны с А. Вулисом [128, с.221], не только доминирует в научной фантастике, но и передает свои качества категории времени, которая приближается к еще одному пространственному измерению, и становится вместилищем множества воображаемых миров. Категория времени в научно-фантастическом произведении может подчиняться категории персонажа, то есть события могут выстраиваться в соответствии с внутренней хронологией героя, но она может быть построена и в соответствии с хронологией, разрабатываемой автором произведения, суть ее последовательности в жестко связанных между собой событиях, не зависящих от внутреннего мира персонажа. В этом плане научная фантастика типологически близка не только художественной литературе XX века, но и литературам предшествующих эпох.
Художественное время и художественное пространство в произведениях Роберта Шекли имеют также и индивидуально-авторские характеристики.
Основными элементами пространства и рассказах и повестях писателя оказываются планета, город и дом, причем доминирующим оказывается изображение городской среды обитания. Городская среда в произведениях Роберта Шекли противопоставляется неосвоенной природе, фронтиру, причем жизнь на границе представляет собой идеал автора. (Рассказы «Минимум необходимого» и «Человекоминимум») В этом5 предпочтении сельской жизни городской механистической цивилизации писатель оказывается в русле американской фантастики XX века (Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак), но город в его творчестве не только предстает перед читателем агрессивной по отношению к человеку средой, он нередко перевоплощается в «опасное» пространство леса, как это происходит в рассказе «Гонки».
В рассказе «Травмированный» и повести «Координаты чудес» представлена оригинальная концепция вселенной как построенного на заказ мира. Связанное с этим сопоставление вселенная - здание или планета - здание свидетельствует об изменении масштабов восприятия пространства человеком XX века, отразившимся в литературе. Кроме того, для Роберта Шекли наиболее актуальной оказывается концепция вселенной, как мироздания, состоящего из огромного числа параллельных миров, одновременно похожих и непохожих на наш. (Повести «Координаты чудес», «Обмен разумов».) Параллельный мир является одним из наиболее часто встречающихся приемов построения художественного пространства в произведениях Роберта Шекли. Прежде всего параллельный мир связан у Роберта Шекли с личностью главного героя произведения. Он может раскрываться как мир сна, воображения (рассказы «Застывший мир», «Регулярность кормления») или воспоминания героя («Лавка миров»). Наряду с этим параллельный мир может у Роберта Шекли быть порожден сатирическим изображением современного автору и читателю мира (повесть «Координаты чудес»).
Художественное время в рассказах писателя нередко представляет собой часто время решения интеллектуальной задачи или время движения мысли персонажа, направленной на познание окружающего мира, представленного как в образе чужой планеты, так и в образе родного городка, на познание сути необычайного явления, вторгающегося в реальный мир героя. («Призрак-5», «Рыболовный сезон», «Дипломатическая неприкосновенность».) В этом смысле время научно-фантастических рассказов Роберта Шекли смыкается со временем детективного романа, действие которого сосредоточено также вокруг решения интеллектуальной задачи. Другая индивидуально-авторская черта в раскрытии категории времени, отраженная в рассказах «Тепло» и «Лабиринт Редферна», повести «Лабиринт Минотавра» Роберта Шекли, — это создание замкнутого в кольцо, бегущего по кругу времени.
Специфическим в творчестве Роберта Шекли является восприятие времени автором и героями рассказов. Время производства, полезной деятельности, становится главной ценностью человека, и, одновременно, обесценивается время, направленное на духовное общение («Мой двойник —робот», «Стоимость жизни»). Нередко обесценивается в восприятии персонажей Шекли время и жизнь другого человека, его герои перестают рассматривать другого как личность, тем самым разрушая свои собственные способности к общению и подрывая основы человеческой культуры, основанной на диалоге. Эгоизм героев Роберта Шекли приводит к плачевным результатам — им приходится испытывать то же равнодушие по отношению к самим себе («Спецраздел выставки»), гибнуть под давлением обстоятельств («Ликвидация») или превращаться в механическую копию человека («Мой двойник — робот»).
Авторское восприятие времени раскрывается в соотношении категорий прошлого, настоящего и будущего. Будущее в произведениях Роберта Шекли представляет собой мир, в котором развитие получили отрицательные черты современности: урбанизация, обеднение духовной жизни, стремление человека к насилию. Эти черты не только присутствуют как данность в мире будущего Роберта Шекли, но и поощряются к развитию обществом, желающим дать выход жестоким человеческим инстинктам (рассказы «Премия за риск» и «Бесконечный вестерн», повесть «Десятая жертва»). Отрицательное отношение. автора к миру будущего проявляется в мотиве побега из огромного города-мегаполиса, заполняющего всю планету на границу, фронтир, образ которого взят автором из своего перцептуального прошлого, истории Америки прошлых веков («Похмелье», «Минимум необходимого», «Проблема туземцев»), Таким образом, настоящее, отраженное в будущем, в произведениях Роберта Шекли представляет собой антиидеал автора. Напротив, авторское перцептуальное настоящее при переносе его в перцептуальное прошлое персонажа, рассматривается в положительном ключе. Прошлое и будущее в фантастических рассказах писателя, таким образом представляют собой опосредованное изображение современной автору действительности.
В повестях Роберта Шекли доминирующим принципом построения потока событий является принцип поиска. Поиск может пониматься писателем в широком смысле: его герои ищут дом, путь, мир, планету» некую вещь или знание, что оказывается в конечном итоге для них поиском смысла жизни или поиском своего места в мире. Мотив поиска, широко распространенный в мировой литературе с древнейших времен, связывает творчество писателя-фантаста XX века с литературной традицией прошлых столетий
Можно говорить также о сатирической направленности творчества Роберта Шекли. Среди американских писателей, в чьем творчестве также присутствуют сатирические научно-фантастические произведения, можно назвать в первую очередь Гарри Гаррисона с его повестью «Билл — герой галактики». В русской фантастической литературе XX века дань сатирической фантастике отдали крупнейшие писатели XX века А. и Б. Стругацкие в своих произведениях «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о тройке», «Второе нашествие марсиан», а также Илья Варшавский в своем цикле новелл о городе Дономаге и Михаил Успенский с романом «Там, где нас нет».
В творчестве Ильи Варшавского [24], расцвет которого также пришелся на 60-е годы XX века обнаруживаются черты типологического сходства в раскрытии категорий пространства и времени с фантастикой Роберта Шекли. Среди них можно выделить изображение мира будущего как мира городской цивилизации с противопоставлением фронтира и города, превращение города в агрессивную по отношению к человеку'среду, тенденция к циклизации художественного времени и обращение к прошлому и будущему как к преломлениям настоящего времени, современного автору мира. Сходство проявляется и в выборе излюбленного жанра: большинство произведений Роберта Шекли и Ильи Варшавского написано в жанре короткого рассказа.
Итак, анализ художественного пространства и времени произведений одного из популярнейших писателей-фантастов XX века — Роберта Шекли позволяет выявить типологические черты этих категорий, присущие как творчеству этого автора, так и фантастике II половины XX века, а также индивидуально-авторские характеристики категорий пространства и времени, присущие его творчеству. Рассмотрение особенностей категорий пространства и времени, присущих творчеству Роберта Шекли приводит к анализу его творчества как в проблемно-тематическом аспекте, так и с точки зрения поэтики произведений. Выводы, сделанные в результате этого анализа, позволяют не согласиться с мнением такого авторитетного исследователя научной фантастики, как В. Гаков, считающего, что в конце 60-х годов неудачные публикации «быстро отодвинули одного из ведущих авторов научной фантастики первого послевоенного десятилетия на периферию этой литературы» [237]. Роберт Шекли и в последних своих произведениях, например, повести «Лабиринт Минотавра» остается одним из ведущих писателей-фантастов, несмотря на некоторые неудачные, по нашему мнению, работы («Выбор»),
Анализ категорий художественного пространства и времени позволяет также сделать некоторые выводы о периодизации творчества писателя. Несомненно, наиболее продуктивным этапом в его творчестве являются 50-60 годы XX века, когда он пишет большинство своих, принесших ему славу, рассказов. Причем к концу 60-х годов в его творчестве намечается постепенный перенос действия произведений с далеких «чужих» планет на Землю, и из предполагаемого будущего в современный автору мир. Второй этап творчества Роберта Шекли — конец 60-х годов - 70-е годы XX века характеризуется уменьшением количества коротких рассказов и обращением, преимущественно, к жанру повести («Координаты чудес», «Алхимический марьяж Алистера Кромптона», «Выбор»), пространственно-временная структура которых сходна, в некоторой степени, с циклом рассказов, так как представляет собой последовательность эпизодов, связанных единым героем и мотивом поиска. Третий этап творчества писателя приходится на начало 90-х годов XX века, когда он создает цикл произведений о сыщике Хобарте Дракониане [40], обращаясь, таким образом, к жанру детектива, повести «Ксолотоль» и «Чужой звездный рой», посвященные проблемам контакта с инопланетным разумом и лишенные сатирической направленности, столь характерной для его творчества, а также повесть «Лабиринт Минотавра», в которой он обращается к проблемам виртуальной реальности. Влияние пространства и времени виртуальной реальности, а также пространства и времени компьютерной игры характерно для творчества последнего этапа писателя. В этом плане он отражает в своих произведениях основные тенденции научной фантастики последних десятилетий. Построение художественного пространства и времени по принципу лабиринта, раскрывающееся в ранних произведениях «Лабиринт Редферна» и «Хождение Джоэниса» получило свое развитие в последних его работах, таких как «Лабиринт Минотавра».
Таким образом, анализ категорий пространства и времени приобретает огромное значение для научной фантастики в целом и для творчества Роберта Шекли, как одного из виднейших представителей этого вида литературы второй половины XX века. Творчество Роберта Шекли нуждается в дальней
165 шем углубленном изучении. В числе перспективных тем, ждущих своих исследователей могли бы быть названы: «Роберт Шекли в контексте американской фантастики XX века», «Сатира и юмор в творчестве Роберта Шекли», «Роберт Шекли и романтическая традиция в американской фантастике XX века».
Список научной литературыШолина, Надежда Владимировна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Asimov Isaac Foundation and Earth. Glasgow, Grafton Books, 1989, 510 p.
2. Clarke Arthur C. 2001 A Space Odyssey. London, Hatchinson, 1968,224 p.
3. Cities in Space. Edited by Jerry Pournelle with John F. Carr. New York, 1991, 500 p.
4. Le Guin Ursula Planet of Exile. New York, Ace Science Fiction Books, 1983, 124 p.
5. Science Fiction A to Z. A Dictionary of the great SF Themes. Collected by Isaac Asimov. Boston, Houston Nifflin Company, 1982,651 p.
6. Science Fiction English and American Short Stories/ Составление и предисловие Муравьева В.С, Moscow, 1979, 347 p.
7. Sheckley Robert The Academy// Science fiction of the fifties. Edited by Harry Greenberg, Joseph Olander. New York, Avon, 1979, p. 260-286.
8. Sheckley Robert Citizen in Space. New York, Bantam books, 1955, 200 p.
9. Sheckley Robert Crompton Divided. New York, Holt, Rinheartand Winston, 1978,190 p.
10. Sheckley Robert The Day The Aliens Came// www.parkline.ru/library
11. Sheckley Robert Dinensions of Miracles. New York , Dell publising, 1986, 190p.
12. Sheckley Robert Immortality Inc. London, Victor Gollanz Ltd., 1963,152 p.
13. Sheckley Robert Mindswap. New York, Dell publishing, 1967, 157 p.
14. Sheckley Robert The People Trap. New York, Dell publishing, 1968, 204 p.
15. Sheckley Robert Pilgrimage to Earth. New York, Bantam books, 1957,167 p.
16. Sheckley Robert The Prize of Peril// Science fiction English and American Short Stories. Moscow, 1979, p. 216-232.
17. Sheckley Robert The Robot Who Looked Like Me. London, Sphere Books Ltd, 1978,189 p.
18. Sheckley Robert The Status civilization. London, Victor Gollanz Ltd., 1976, 158p.
19. Sheckley Robert The Store of The Worlds// Кухаренко B.A. Интерпретациятекста, Л., 1979, с. 183-198 20.Swift Jonathan Gulliver's Travels. Moscow, 1973, 330 p.
20. Азимов Айзек Конец вечности. Я — робот// Американская фантастика: в 14 томах. Том 7. М., 1992,
21. Брэдбери Рэй 451 по Фаренгейту. Воронеж, 1992,23 .Брэдбери Рэй Марсианские хроники// Брэдбери Р. Улыбка. Новосибирск, 1993, с. 389-567.
22. Варшавский И. И. Контактов не будет. М., 1992, 462 с.
23. Вольтер Ф.М. Философские повести. М., 1985, 574 с.
24. Воннегут Курт Бойня номер пять или крестовый поход детей. М., 1978, 586 с.
25. Гаррисон Гарри Билл — герой галактики: в 2 томах. М., 1999,1069 с.
26. Кларк Артур Космическая одиссея 2001 года. Н. Новгород, 1992, 207 с.
27. Ле Гуин У. Левая рука тьмы. М., 1993, 512 с.
28. Лем Станислав Избранное. Л., 1981, 670 с.
29. Лем Станислав Из воспоминаний Ийона Тихого. М., 1990, 624 с.
30. Лем Станислав Собрание сочинений: в 10 томах. М., 1992. ЗЗ.Оруэлл Джордж 1984. Скотный двор. Пермь, 1992, 278 с.
31. Пратчетт Терри Цвет волшебства. СПб., 1997, 402 с.
32. Свифт Джонатан Путешествия Гулливера. М., 1980, 287 с.
33. Стругацкие А. и Б. Полное собрание сочинений: в 10 томах. М., 1993.
34. Успенский Михаил Там, где нас нет. СПб., 1999, 413 с.
35. Роберт Шекли Миры Роберта Шекли: в 8 томах. Рига, 1994.
36. Роберт Шекли Компания "Необузданные таланты". М., 1999, 442 с.
37. Роберт Шекли Сома-блюз. М., 1999, 557 с.
38. Роберт Шекли Лабиринт Минотавра. М., 1999, 443 с.
39. Янг Роберт Сад в лесу// Если, 1996, № 8, с 2-14.
40. Теоретическая и критическая литература.
41. Aldiis Braian Wilson Billion Year Spree. The History of Science Fiction. London, Weidenfeld & Nicolson, 1973, 339 p.'
42. Alcliis Braian Wilson Trillion Year Spree. The History of Science Fiction. New York, Atheneum, 1986, 511 p.
43. Anderson Poul The creation of Imaginary Worlds// Science fiction Today and Tomorrow. Edited by Reginald Bretnor. New York, Harper & Row Publisher, 1974, p. 235-258.
44. Asimov Isaac Asimov's Galaxy. Reflections on Science Fiction. New York, Doubleday, 1989, 318 p.
45. Bainbrige William Sims Dimensions of Science Fiction. Cambrige (Massachusetts), Harvard University Press, 1986, 278 p.
46. Baldick Chris The Concise Oxford Dictionary of Litteraiy Terms. Oxford, New York, Oxford University Press, 1990,246 p.
47. Broderick Damien Reading by Starlight. Postmodern Science Fiction, London and New York, 1995, 197 p.
48. Butor Michel Science Fiction: the Crisis of its Crowth// SF: the Other Side of Realism. Edited by Thomas D. Clareson, Bowling Green, Ohio, 1971, p. 157165.
49. Canary Robert H. Science Fiction as Fictive History// Many futures, many worlds. Edited by Thomas D. Clareson. The Kent State University Press, 1977, p.164-178.
50. Carner Alan Inner Time// Exploration of the Marvellous. The Science and the Fiction in Science Fiction. Edited by Peter Nicholls, p. 119-138.
51. Clareson Thomas D. The Other Side of Realism// SF: the Other Side of Realism.
52. Edited by Thomas D. Clareson, Bowling Green, Ohio, 1971, p. 1-28.
53. Clareson Thomas D. Science Fiction criticism. Kent, 1972, 235 p.
54. Conquest Robert Science Fiction and Literature// Science Fiction. A collection of critical essays. Edited by Mark Rose. New Jersey Prentice-Hall, 1976, p.30-45.
55. Coordinates. Placing Science Fiction and Fantasy. Edited by George F. Slasser Eric S. Rabkin and Robert Scholes. Carbondale and Edwardsville, Southern Illinois University Press, 1983, 209 p.
56. Coswami Amit The Cosmic Dancers. Exploring the Physics of Science Fiction. New York, Harper & Row Publisher, 1983, 292 p.
57. Currey L.W. Science Fiction and Fantasy Authors. A Bibliography of Fierst Printings of Their Fiction and Selected Nonfiction. Boston, Massachusetts, G.K. Hall & Co., 1979, 571 p.
58. Daiches David The Novel and the Modern World. Chicago, The University of Chicago Press, 1960, 220 p.
59. Delany Samuel R. Critical Methods: Speculative Fiction// Many fixtures, many worlds. Edited by Thomas D. Clareson. The Kent State University Press, 1977, p.278-291.
60. Fraser G. S. The Modern Writer and His World. London, Penguin Books, 1964, 427 p.65 .Fredericks Casey The Future of Eternity. Mythologies of Science Fiction and Fantasy. Bloomington, Indiana University Press, 1982, 229 p.
61. Giddings Robert & Holland Elizabeth J.R.R. Tolkien: The Shores of Middle-Earf, London, 1981, 289 p.
62. Gunn James Science Fiction and the Mainstream// Science fiction Today and Tomorrow. Edited by Reginald Bretnor. New York, Harper & Row Publisher, 1974, p. 183-216.
63. Harrison Harry Worlds Beside Worlds// Exploration of the Marvellous. The Science and the Fiction in Science Fiction. Edited by Peter Nicholls. Clasgow, Collins, 1978, p. 107-114.
64. Hartwell David Age of Wonders. Exploring the World of Science Fiction. New York, Walker & Co, 1984, 205 p.
65. Hell's cartographers. Some personal histories of science fiction writers. London, SF Horisons Ltd. 1975, 246 p.
66. High, Peter B. An Outline of American Literature. London and New York, Longman, 1997, 258 p.
67. Higdon David Leon Time and English Fiction. London, The MacMillan press, 1977, 168 p.
68. Inside Outer Space. Science Fiction professionals look at Their Craft. Edited by Sharon Jarvis. New York, Frederick Unger Publishers Co., 1985,148 p.
69. Kagle Steven Science fiction as Simulation Game// Many futures, many worlds. Edited by Thomas D. Clareson. The Kent State University Press, 1977, p.224-236.
70. Kestner Joseph The Spatiality of the Novel. Detroit, Wayne State University Press, 1978, 203 p.
71. Kingsley Amis New Maps of Hell. A Survey of Science Fiction. New York, Harcouter, Brace & Co., 1960, 161 p.
72. Kort Wesley A. Modern Fiction and Human Time. Tampa, University Press of Florida, 1985, 227 p.
73. Kroeber Karl Romantic Fantasy and Science Fiction. New Haven, London, Yale University press, 1988,188 p.
74. Lem Stanislaw On the Structural Analysis of Science Fiction// Science-Fiction Studies. Selected Articles on Science Fiction 1973-1975. Boston, Gregg Press, 1976, p. 1-8
75. Of Worlds Beyond. The Science of Science Fiction Writing. Edited by Lloyd Arthur Eshbach. Chicago, Advent Publishers, 1964,104 p.
76. Pohl Frederic The Publishing of Science Fiction// Science fiction Today and Tomorrow. Edited by Reginald Bretnor. New York, Harper & Row Publisher, 1974, p. 17-45.
77. Russ Joanna Towards an Aesthetic of Science Fiction// Science-Fiction Studies. Selected Articles on Science Fiction 1973-1975. Boston, Gregg Press, 1976, p. 8-15.
78. Salder Frank The Unified Ring. Narrative Art and the Science-Fiction Novel. Ann Arbor, Michigan, UMI Research Press, 1984, 117 p.
79. Saimielson David Visions of Tomorrow. Six Journeys fron Outer to Inner Space. New York, Arao Press, 1975, 429 p.
80. Scholes Robert. Structural Fabulation. An Essay on Fiction of the Future. Notre Dame, Indiana, University of Notre Dame Press, 1975, 111 p.
81. Science Fiction and Fantasy Book Rewiew Annual. Edited by Robert A. Collins and Robert Lantham. London, Meeker Corporation, 1988,486 p.
82. Science Fiction and Fantasy Writer's Sourcebook. Edited by David H. Bor-cheroing. Cincinnati, Ohio, Writer's Digest Books, 1996, 502 p.
83. Science Fiction, Cocial Conflict and War. Edited by Philip John Davies. Manchester and New York, Manchester University Press, 1990, 186 p.
84. Science Fiction Dialogues. Edited by Gary Wolfe. Chicago, Academy Chicago, 1982,318 p.
85. The Science Fiction Encyclopedia. General Editor Peter Nicholls. Garden City, New York, Doubleday & Co., 1979, 672 p.
86. Science Fiction: the Future. Edited by Dick Allen. New York, Harcourt brance Jovanovich Inc., 1983,432 p.
87. The Science Fiction Reference Book. Edited by Marshall B. Tymn. Washington, Stramont House, 1981, 536 p.
88. Serge Cesare Introduction to the Analisis of the Literary Text. Translated by John Meddemmen. Bloomington & Indianapollis, Indiana University Press, 1988, 337 p.
89. Simmons Philip E. Deep Surfaces. Mass culture and History in Postmodern American Fiction. Athens, Georgia, University of Georgia Press, 1997, 236 p.
90. Suvin Darko On the Poetics of the Science Fiction Genre// Science fiction. A collection of critical essays. Edited by Mark Rose. New Jersey Prentice-Hall, 1976, p. 57-71.
91. Twentieth-Century Science Fiction Writers. Editor Curtis C. Smith. Second
92. Edition. Chicago and London, St. James Press, 1986, 934 p.
93. Watkins Floyd C. In Time and Place. Some Origins of American Fiction. Athens, The University of Georgia Press, 1977, 250 p.
94. Webster's Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Chicago, A Merriam-Webs, 1993.
95. Wolfe Gary К Critical Terms for Science Fiction and Fantasy. New York, Greenwood Press, 1986,162 p.
96. Wolfe Gary K. The Known and the Unknown: The Iconography of Science Fiction. The Kent State University Press, 1979,250 p.
97. Wolfe Gary K. The Known and the Unknown: Structure and Image in Science Fiction// Many futures, many worlds. Edited by Thomas D. Clareson. The Kent State University Press, 1977, p. 94-116.
98. Аверинцев C.C. Поэтика ранневизантийской литературы M., 1977, 320 с.1.l .Аллеи Уолтер Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М., 1970,424 с.
99. Аскин А.Ф. Время и творчество// Пространство и время в искусстве. Л., 1988, с. 12-21.
100. Аскин А.Ф Категория будущего и принципы её воплощения в искусстве// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974, с.bill.
101. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1972,470 с.
102. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Бахтин М.М. Литературно-критические статьи М., 1968, с. 129-290.
103. Пб.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975, 423 с.
104. Бережной С. Пятая ступень// Если, 1996, №9, с. 246-258.
105. Брандис Е. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире// Вопросы литературы, 1977 №6 , с.97-126 .
106. Брандис Е.П., Дмитриевский В.И. Зеркало тревог и сомнений. О современном состоянии и путях развития англо-американской фантастики. М.,1967, 64 с.
107. Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология// Русская литература, 1984 №3, с.65-74.
108. Вейман Роберт История литературы и мифология. М., 1975, 344 с.
109. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989,404 с.
110. Воздвиженская А. Продолжая споры о фантастике// Вопросы литературы, 1981 №8, с.200-212
111. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995, 256 с.
112. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с.73-84.
113. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени// Вопросы философии, 1978 №8, с. 132-141.
114. Вольская Т. Роберт Шекли: реальный мир страшнее любых фантазий. Интервью//Литературная газета, 1997 №42, с. 11.
115. Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986, 382 с.
116. Габричевский А. Г. Пространство и время// Вопросы философии, 1994, №3, с. 127-134.
117. Гаков В. Виток спирали. Зарубежная фантастика 60-70-х годов. М.,1980, 64 с.
118. Гаков В. Картографы рая, ада и окрестностей// Если, 1999 №5, с.273-287.
119. Гаков В. Любить пересмешника// Знание сила, 1992, №3, с. 114-116.
120. Гегель В.Ф. Эстетика: в 4-х томах. М., 1968.
121. Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX века. М., 1974, 263 с.
122. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки». Из истории прогрессивной литературы США. М., 1987, 317 с.
123. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982, 367 с.
124. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1987, 318 с.
125. Гуревич Г.И. Карта страны фантазий М., 1967, 176 с.
126. Зубарева Н.Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира// Художественной творчество. Вопросы комплексного изучения/1983. JL, 1983, с. 25-37.
127. Ивашева В.В. На пороге XXI века. (НТР и литература) М., 1979, 318 с.
128. Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени// Пространство и время в искусстве. JL, 1988, с. 22-28.
129. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974, с. 26-39.
130. Кагарлицкий Ю.И. Реализм и фантастика// Вопросы литературы, 1971 №1, с.101-117.
131. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М.,1974,349 с.
132. Киреева И.В. Альберт Рис Вильяме. Очерк Творчества. Горький, 1973, 93с.
133. Киселева М.И. Творчество Рэя Брэдбери. Традиция и современный литературный контекст. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 1993,17 с.
134. Ковтун Е.Н.К вопросу о соотношении понятии "условность" и "фантастика" в литературоведении// Вестник Московского Государственного Университета, сер.9 ,1990 №1, с. 16-22.
135. Копыстянская Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости// Контекст-1986. М., 1987, с. 178-204.
136. Краткая литературная энциклопедия: в 9 томах. М.1968.
137. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания: лекции/ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Н.Новгород, 1995, 286 с.
138. Кухаренко В.А. Интерпретация текста, JL, 1979, 188 с.
139. Левин А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен// Вопросы философии 1976 №3, с. 146-154.
140. Лессинг Г-Э Лаокоон или о границах живописи и поэзии, М., 1957, 519 с.
141. Литература США в 70-е годы XX века. М., 1983, 368 с.
142. Литература США XX века. Опыт типологического исследования/ Под редакцией Я.Н. Засурского. М., 1978, 567 с.
143. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы М., 1979, 352 с.
144. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий "время" и "пространство". Киев , 1978, 135 с.
145. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, 524 с.
146. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиотика -культура. М., 1996, 447 с.
147. Лотман Ю.М. Структура художественного текста М., 1970, 384 с.
148. Лукьянова И. Роберт Шекли: а может не я? Интервью// Собеседник, 1997 №40, с. 10.
149. Марков В.А. Логико-онтологические модели пространства-времени в литературе// Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984, с. 4-6.
150. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении// Бахтин под маской. Маска вторая. М., 1993, 146 с.
151. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве Л., 1974, с.121-142.
152. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.,1990, 279 с.
153. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1976, 407 с.
154. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX в. М., 1972,370 с.
155. Мещерякова М.И. Что есть фантастика?// http//Kulichki.rambler.ru/ sf/litved/index.htm
156. Мещерякова М.И. Неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения// http//Kdichki.rambler.ru/sf/litved/index.htm
157. Митрохин Л. О Роберте Шекли// Шекли Роберт Рассказы, повести. М., 1968, с. 381-397.
158. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976, 351 с.
159. Михайлова Л.Г. Новые тенденции в современной английской и американской научной фантастике (1960-1980-х гг). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1980, 210 с.
160. Мостепаненко A.M., Мостепаненко М.В. Четырехмерность пространства и времени. М-Л., 1966, 370 с.
161. Мулярчик A.C. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины XX века. М., 1985, 359 с.
162. Неелов Е.М. "Волшебно-сказочные корни научной фантастики" Л., 1986, 198 с.
163. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968, 411 с.
164. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989, 219 с.186.0сновные тенденции развития современной литературы США. М., 1973, 398 с.
165. Панкевич Г.И. Пространственно-временные отношения в искусстве// Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М., 1983, с. 299-315.
166. Парнов Е.И. Современная научная фантастика. М., 1968, 101 с.
167. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983, 336 с.
168. Потебня A.A. теоретическая поэтика. М., 1990, 342 с.
169. Проблемы литературы США XX века. М., 1970, 527 с.
170. Пространство и время в искусстве. Л., 1988,169 с.
171. Ревич В. Все гломы рождаются бесформенными// Иностранная литература, 1967 №6, с.269-270.
172. РевичВ. Реализм фантастики// Фантастика-68. М., с. 270-299.195 .Рода A.A. Изобретатель невероятностей// Советская библиография 1992, №2, с. 71-72.
173. Руднев H.A. Тайны «Галактики Гутенберга». Сюжеты и образы западной прозы 1970-1980 гг. в контексте «массовой культуры». М., 1989, 141 с.
174. Сабинина О. Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х г. XX в// Вестник Московского Государственного Университета сер.9, 1990 №2, с.51-57.
175. Садыхова Н. М-Г. Современная американская научная фантастика, проблемы метода и жанра. (На материале творчества А. Азимова, Р. Брэдбери, К. Саймака.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Баку, 1987,187 с.
176. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974, с. 85-104.
177. Селиванов В.В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве// Пространство и время в искусстве. Л., 1988, с. 4655.
178. Серенков Ю. С. Особенности жанрового мышления Р. Брэдбери. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1996,18 с.
179. Словарь литературоведческих терминов под редакцией Тимофеева Л.И. и Тураева C.B., М., 1974, 509 с.
180. Степин А.И. От составителя// Гаррисон Гарри, Шекли Роберт: Сборник научно-фантастических произведений. Кишинев, 1987, с. 668-670.
181. Степновска Т. Научная фантастика как вид фантастической литературы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону 1985,187 с.
182. Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994, 237 с.
183. Стригалев A.A. «Город Солнца» Кампанеллы как идеал миропорядка// Художественные модели мироздания. М. 1997, с. 137-148.
184. Стругацкий А., Стругацкий Б. Фантастические рассказы Роберта Шекли// Иностранная литература, 1965 №5, с. 168-170.208:Тамарченко Е.Д. Мир без дистанций// Вопросы литературы, 1968, №11, с.96-115.
185. Тамарченко Е.Д. Социально-философский жанр современной научной фантастики (типологическая характеристика). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Донецк, 1969, 225 с.
186. Тамарченко Е.Д. Уроки фантастики// В мире фантастики. М.,1989, с. 130151.
187. Теория литературы: в 3-х книгах. М., 1964.
188. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997, 144 с.
189. Тугушева М. П. Современная американская новелла. Некоторые черты развития. М., 1972, 78 с.
190. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979, 219 с.
191. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986,126 с.
192. Урбан А. А. Фантастика и наш мир. Л., 1972,255 с.
193. Урнов Д.М., Урнов М.В. Литература и движение времени. Из опыта английской и американской литературы XX века. М., 1978, 269 с.
194. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978, 325 с.
195. Уэллс Г. Предисловие к сборнику «Семь знаменитых романов»// Уэллс Г. Собрание сочинений: в 15 томах, т. XIV, с. 349-355.
196. Федоров Ф.П. О пространственной структуре поздне-романтического художественного мира// Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984, с. 15-18.
197. Философские поиски и научная фантастика, М., 1990, 62 с.
198. Философский энциклопедический словарь, изд. II, М., 1989, 814 с.
199. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978, 156 с.
200. Художественные модели мироздания. Книга I, М., 1997, 399 с.
201. Цилевич Л.М. Событие как пространственно-временная категория// Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984, с.6-7.
202. Черная Н. И.В мире мечты и предвидения. Научная фантастика, её проблемы и художественные возможности. Киев ,1972,228 с.
203. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж ,1984,196 с.
204. Чернышева Т.А. Научная фантастика и современное мифотворчество// Фантастика-72, с.288-302.
205. Чернышева Т.А. О старой сказке и новейшей фантастике// Вопросы литературы ,1977, №1, с.229-248.
206. Чернышева Т.А. Потребность удивительного и природа фантастики// Вопросы литературы , 1979 №5, с.211-232.
207. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984, 324 с.
208. Чернышева Т.А. Человек и среда в современной научной фантастике// Фантастика-68, с. 299-323.
209. Чумаков В. М.О разновидностях фантастики в литературе// Литературные направления и стили. М. 1975, с.365-370.
210. Чумаков В. М. Фантастика и её виды// Вестник МГУ, сер. Филология, 1974 №2, с. 68-74.
211. Шарыпина Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX — XX веков. Н.Новгород, 1995,111 с.
212. Шеллинг Философия искусства. М., 1966,496 с.
213. Энциклопедия фантастики/ Под редакцией Вл. Гакова. М., Международный центр фантастики, 1997, CD-издание.
214. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто под ред. Вл. Гакова, Минск, 1995,692 с.182
215. Яковлев Е.Г. Время субъекта художественного творчества// Философские науки , 1985 №6, с.43-51.