автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг."
На правах рукописи
ЕФРЕМОВА Ольга Владимировна
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА 1990-2010 гг.
Специальность 17.00.09 - теория и история искусства
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
2 8 НОЯ 2013
Санкт-Петербург 2013
005540531
Работа выполнена на кафедре искусствоведения НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент НИКИТИН Юрий Анатольевич
(профессор кафедры «Здания» ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения»)
Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор ОВЧИННИКОВА Надежда Павловна
(профессор кафедры реставрации факультета искусств и культурологии ЧОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации»)
кандидат искусствоведения ГАВРИЛОВ Виктор Александрович
(доцент кафедры дизайна интерьера ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»)
Ведущая организация ФГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная
академия»
Защита состоится 18 декабря 2013 года в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан ¡7 ноября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат культурологии, доцент ¿//я^оио/^— A.B. Карпов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Жилой интерьер, являясь элементом общечеловеческой культуры, в каждый последующий исторический период развития общества несет на себе характерные черты интерьера, созданного предшественниками. В то же время, обусловленный конкретной исторической обстановкой и социальными требованиями, он отражает изменившийся образ жизни общества, поэтому все чаще в его оформлении применяют современные материально-технические и художественно-выразительные средства, более совершенные конструктивные приемы, новые подходы к формированию внутреннего пространства.
На рубеже XX - XXI веков в отечественном жилом интерьере все эти изменения явились следствием новой социально-экономической реальности и связанными с ней изменением имущественных отношений, утверждением частной и корпоративной собственности на недвижимость и появлением нового, негосударственного заказчика на проектно-строительные работы. Все это привело к тому, что проблема проектирования жилого интерьера обратила на себя пристальное внимание архитекторов, дизайнеров и заказчиков.
Отечественный жилой интерьер в 1990-2010 гг. претерпел ряд крупных изменений, связанных с процессами становления его дизайна как профессиональной деятельности. Стремительность и стихийность преобразований сказывались на качественных характеристиках дизайна, проявившихся в формальном подходе к организации жилого пространства, в заимствовании приемов из различных стилевых систем и их механическом использовании в интерьере и т.д. Тем не менее, так называемый «переходный» период характеризуется раскрытием потенциальных творческих возможностей отечественных архитекторов и дизайнеров. С появлением дизайнерских школ, архитектурно-дизайнерских проектных организаций и мастерских дизайн персонализируется, жилой интерьер становится объектом самых смелых экспериментов. Однако теоретическое осмысление дизайна жилого интерьера отстает по скорости развития от практики и, как правило, рассматривается в рамках описания уже решенных практических задач.
В таких условиях особого внимания заслуживает попытка определения особенностей художественных решений жилого интерьера через сопоставление различных теоретических концепций освоения пространства, предложенных западноевропейскими и отечественными мыслителями XX века, и проектов современных отечественных дизайнеров и архитекторов. Анализ художественных решений отечественного интерьера позволяет не столько определить те или иные подходы к его проектированию и оформлению, выделить приемы и способы в его художественной и пространственной организации, сколько выявить аспекты, влияющие на выразительность его художественно-образного содержания, проследить динамику развития и определить тенденции в дизайне жилого интерьера.
Этим определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Для определения художественных решений в устройстве современного жилого интерьера необходимо рассматривать его в контексте синтеза искусств и опираться на работы архитектурного, декорационного направления, а также исследования, связанные с изучением дизайна, специфики восприятия и влияния предметно-пространственной среды на человека.
Анализ современного жилого интерьера в контексте теории и истории искусства начинается с исследований, непосредственно касающихся феномена дизайна. Это труды K.M. Кантора, В .Я. Дубровского, B.JI. Глазычева, О.И. Генисаретского, Г.П. Щедровицкого, В.Р. Аронова, А.Б. Гофмана, Е.А. Ро-зенблюма, Дж. Нельсона, определяющие содержание и функции дизайна, показывающие его сходство и различие с искусством по основным целевым установкам и подходам их реализации, рассматривающие возможности дизайна по отношению к проектированию предметно-пространственной среды.
Понимание дизайна в контексте культуры рассматривалось в современных философско-теоретических исследованиях Г.Н. Лолы и H.H. Мосоровой. В исследовании Г.Н. Лолы развивается идея системного подхода, позволяющая соединить дизайн с понятием среды, что объединяет проектную деятельность и художественную практику. H.H. Мосорова раскрывает значение дизайна как художественного творчества и искусства с точки зрения решения социально-индивидуальных задач общества и его научно-технической деятельности.
Немалое значение для определения особенностей художественных приемов в дизайне современного жилого интерьера имеет диссертационное исследование Н.И. Барсуковой, «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX — начала XXI веков», в котором рассматриваются закономерности и факторы, лежащие в основе художественно-эстетических и гуманистических ценностей, выработанных проектной культурой постмодернизма, и выявляются признаки единой искусственной материальной среды.
Различные аспекты организации жилого пространства, основанные на эмоциональном восприятии окружающей среды, предполагающем прежде всего следование природе своего назначения и затрагивающем не только практические, но и духовные потребности людей, отражены в работах Ю.С. Лебедева, К. Дэйла, Сим Ван Дер Рина и др.
Развитие данных идей прослеживается в отечественных исследованиях последних лет. Это диссертационные исследования И.Г. Елинера, А.Г. Красно-бородкиной, Н.Ю. Демидова, М.А. Павлова и др., объединяющим началом которых является утверждение, что художественно-пространственная концепция интерьера должна учитывать феноменологию человека и феноменологию места, взаимодополняющих друг друга.
В основе концепции экопространства, предложенной российским ученым В.И. Иовлевым, лежит гуманистическая оценка, акцентируется внимание на взаимодействии человека и среды, выделяются принципы изучения и формиро-
вания экопространств, которые необходимо учитывать в дизайне современного жилого интерьера.
Вопросы взаимодействия искусства и архитектуры, понимание архитектуры в контексте движения культуры, изменение архитектурно-семиотических представлений о пространстве рассматриваются И.А. Азиян, Р.Бофиллом, Ч. Дженксом, И.А. Добрицыной, A.B. Иконниковым, А.П. Каплуном, Е.Б. Муриной, В.А. Никитиным, Г.П. Степановым, С.О. Хан-Магомедовым,
B.JI. Хайтом.
Проблемы композиционной организации архитектурной формы и архитектурного пространства, функциональной планировки и пространства отдельного помещения, формирования цветосветовой среды интеръера решаются в работах И. Араухо, H. М. Гусева, В.Г., Макаревича, С.А. Малахова, И. Итгена,
A.B. Степанова, Н.И. Смолиной, A.B. Ефимова.
Особенности подходов, принципы проектирования, семиотичность и метафоричность процессов, касающихся проектирования архитектурного пространства, затрагивалась В.Л. Глазычевым, А.Г. Раппапортом,
C.B. Норенковым, И.Е. Линевич, и др.
Специфика художественно-образного содержания, вопросы формирования композиционной целостности предметно-пространственой среды жилого интерьера исследуются в работах А.Э. Гутнова, A.B. Иконникова, Е. Асса, В.Т. Шимко, Ю.И. Курбатова, Г.Б. Минервина, О.В. Чернышева, А.Э. Коротковско-го, Ф.Т. Мартынова, К. Дэйла, и др.
Особенности эмоционально-психологического восприятия визуальных форм, своеобразие восприятия пространства, влияние архитектурной среды на человека анализируют Л.С. Выготский, С.М. Даниель, Г.Б. Минервин, Г.Б. За-бельшанский, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, Р. Арнхейм, Д. Гибсон.
Серьезный методологический интерес представляют исследования западноевропейских и российских мыслителей, на протяжении веков пытающихся объяснить способы и особенности освоения и «очеловечивания» пространства. Это философские работы О. Шпенглера, М. Хайдеггера, П.А. Флоренского,
B.А. Фаворского, А.Г. Габричевского, Н.М. Тарабукина, Т.Е. Шехтер, И.П. Никитиной и др., отражающие различные теоретические взгляды на организацию пространства и осмысление его как художественного пространства.
Таким образом, проблема пространственной и художественной организации жилого интерьера получила широкое квалифицированное освещение в отечественной и зарубежной литературе. Однако, несмотря на наличие фундаментальных работ, до настоящего времени нет научного исследования, отражающего специфику формирования художественного пространства в жилом интерьере конца XX — начала XXI века.
Объект исследования - отечественный жилой интерьер 1990-2010 гг.
Предмет исследования - художественные решения современного отечественного жилого интерьера.
Целью диссертационного исследования является выявление и анализ функционально-планировочных и декоративно-пластических решений, опреде-
лявших особенности художественно-образного содержания современного жилого интерьера.
Основные задачи:
1) рассмотреть основные теоретические концепции, позволяющие определить жилой интерьер как особый вид художественного пространства;
2) систематизировать концептуальные приемы и способы пространственной и художественной организации жилого интерьера;
3) изучить специфику формирования предметно-пространственной среды жилого интерьера 1990—2010 гг.;
4) выявить особенности художественных решений в устройстве отечественного жилого интерьера 1990-2010 гг.;
5) определить аспекты, влияющие на художественно-образное решение отечественного жилого интерьера 1990—2010 гг.
Хронологические рамки исследования - конец XX - начало XXI века -ограничиваются 1990-2010 годами. Это период наиболее заметных и значительных изменений в развитии отечественного дизайна жилого интерьера.
Теоретико-методологическим основанием исследования являются научные труды по теории и истории искусства, философии, эстетике, культурологии, теории архитектуры, посвященные широкому кругу проблем, затрагивающие различные аспекты организации предметно-пространственной среды, стиля и формообразования, синтеза искусств, архитектурного проектирования и дизайна.
Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
1) понимание художественного пространства как основополагающей смысловой категории теории искусства (М. Хайдеггер, О. Шпенглер,
A.Г. Габричевский, П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, Н.М. Тарабукин, Т.Е. Шехтер, И.П. Никитина);
2) понимание архитектурного пространства как сложной многоуровневой уникальной художественно-образной структуры (А.Г, Раппапорт, И. Араухо, Е. Асс, Ф. Нильссон);
3) понимание интерьера как целостной предметно-пространственной среды (Ю.И. Курбатов, Н.К. Соловьев, A.B. Иконников, В.Т. Шимко, В.Л. Гла-зычев, C.B. Норенков, И.Е. Линевич, М.А. Павлов, A.B. Панкратова);
4) осмысление феномена дизайна как проектной методологии современности (K.M. Кантор, В.Я. Дубровский, В.Л. Глазычев, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, В.Р. Аронов, А.Б. Гофман, Е.А. Розенблюм, Дж. Нельсон);
5) осмысление базовых эстетических критериев, влияющих на художественные и пространственные параметры жилого интерьера (K.M. Кантор,
B.В. Бычков, Б.Р. Виппер, Г. Вельфлин, A.B. Гулыга, Д.С. Лихачев, Л.Н. Столо-вич, А.Ф. Еремеев, Г.С. Лебедева, Р. Арнхейм, 3. Гидион, Е.И. Кириченко).
Методология настоящего исследования основана на понимании дизайна жилого интерьера как комплексно сформированной предметно-пространственной среды, отражающей и образ жизни, и эстетические взгляды человека.
Помимо этого дизайн интерьера, зафиксированный архитектором в проектах, представляет особый вид художественного пространства обладающий «знаковыми» характеристиками, демонстрирующий стилевые трансформации, обусловленные существующей пространственной модели.
В соответствии с этим дизайн жилого интерьера необходимо рассматривать по трем направлениям это:
1) морфология пространства (архитектура интерьера: его пространственно-планировочные решения, размеры, форма помещений и т.д.);
2) знаково-символические характеристики (предметное наполнение, цвет, свет, фактура, форма и величина пространства, т.е. выразительные элементы интерьера связанные между собой дизайном определенным смыслом);
3) феноменологический аспект (художественные приемы, способы и средства позволяющие добиться индивидуальности, оригинальности, уникальности и неповторимости дизайна жилого интерьера).
Методы диссертационного исследования
В работе над диссертацией автор использует комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление тенденций становления отечественного дизайна жилого интерьера:
1) метод художественно-стилистического анализа наиболее характерных примеров дизайна жилого интерьера для выявления его особенностей;
2) метод классификации с целью выявления и анализа основных принципов формирования выразительного облика интерьера;
3) структурно-семиотический метод для определения художественно-образного содержания в дизайне жилого интерьера;
4) метод художественно-психологического анализа жилого интерьера для определения особенностей восприятия и влияния на человека;
5) метод сравнительного анализа для сопоставления художественных решений в устройстве жилого интерьера с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций его развития.
Источники исследования:
1) научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология архитектурного проектирования, эстетика, практика проектирования жилого интерьера);
2) профессиональные периодические издания, освещающие события современной архитектурной жизни, анализирующие творчество дизайнеров и архитекторов различных периодов, рецензирующие творческие проекты («Татлин», «БОМиБ», «Искусство», «Артхроника» и др.);
3) каталоги выставочных экспозиций, посвященные искусству интерьера и дизайну;
4) информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, представляющие наиболее за-
7
метные явления в архитектуре и дизайне, а также персональные сайты архитекторов и дизайнеров, сайты организаций по архитектурному проектированию и дизайну жилого интерьера;
5) издания практического характера (практические руководства) по
вопросам формирования и организации внутреннего пространства с помощью разнообразных элементов интерьера, созданных на основе теоретического осмысления архитектурно-художественных приемов упорядочения этого пространства.
Материал исследования
Для выявления особенностей художественных решений и определения наиболее характерных тенденций развития отечественного дизайна жилого интерьера рассматриваются проекты московских и санкт-петербургских архитекторов и дизайнеров по жилому интерьеру: Б. Левянта, Ю. Григоряна, Д. Велич-кина, Б. Уборевич-Боровского, А. Вязьминова, С. Рогулева, В. Хомутова, О. Ширинкина, А. Негодяева и др.
Одним из источников исследуемой темы являются популярные периодические издания по дизайну жилого интерьера, такие как «Идеи вашего дома», «Salon-interior», «Архидом», «Красивые квартиры» и т.д., фиксирующие концептуальные представления о его пространственной и художественной организации.
Кроме того, для проверки отдельных аспектов автор диссертационного исследования предлагает собственную фотофиксацию интерьерных решений в домах с типовой и «свободной» планировкой.
Визуальный материал подобран и систематизирован в соответствии с основными вопросами исследования.
Научная новизна исследования определяется насущной необходимостью теоретического осмысления многообразной и разнородной практики дизайна жилого интерьера 1990—2010 годов и включает в себя следующее:
1) анализ и обобщение основных универсальных концепций художественного пространства, которые могут служить идейно-содержательной базой для методологии анализа дизайна жилого интерьера и выявления особенностей художественных решений;
2) систематизацию материалов эмпирического и источникового характера по дизайну современного отечественного жилого интерьера;
3) определение актуальных приемов в художественной и пространственной организации жилого интерьера 1990—2010 гг.;
4) выявление особенностей художественных решений жилого интерьера 1990-2010 гг.;
5) отражение специфики формирования выразительного облика отечественного жилого интерьера 1990-2010 гг. и определение тенденций его развития.
Теоретическая значимость исследования
Предложенный в диссертации метод изучения дизайна отечественного жилого интерьера 1990—2010 гг. может служить основой для продолжения исследований в данной области теории и истории искусства.
8
В исследовании выявляются тенденции развития практики проектирования отечественного жилого интерьера, что может способствовать систематизации и углублению знаний в области дизайна.
Практическая значимость работы
Теоретические выводы и фактический материал диссертационного исследования могут быть применены в вузовской практике: в учебных курсах по теории и истории искусств, теории и истории дизайна, по проектированию ин-терьерных пространств, для подготовки специальных семинаров и разработки методических пособий.
Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных проблеме дизайна жилого интерьера, а также в качестве научно-методической основы при проектировании жилого интерьера.
Положения, выносимые на защиту
1. Выявление и обоснование концептуальных приемов построения художественного пространства в дизайне современных интерьеров.
Традиционно ориентированные и самые современные, новаторские решения в дизайне жилого интерьера опираются на исторически сложившиеся, универсальные концепции организации художественного пространства, предполагающие средовое и пространственное видение объекта проектирования и определяющие архитектурные и декорационные приемы в работе с ним.
2. Выявление основных аспектов, определяющих художественно-выразительный образ современного жилого интеръера:
1) идея «красивости» и ее влияние на художественные решения жилого интерьера 1990—1999 гг.;
2) идея «открытости» и ее влияние на дизайн жилого интерьера 20002010 гг.
3. Определение тенденций развития дизайна отечественного жилого интерьера.
Художественно-образное решение интерьера стало основываться не столько на приемах комбинаторики, сколько на целостной идейно-содержательной программе, определяющей конструктивный характер предметно-пространственного синтеза в дизайне.
Это свидетельствует о развитии отечественного дизайна жилого интерьера от изобразительности, свойственной 90-м годам XX века, к структурности, характерной для первого десятилетия XXI века
Апробация и внедрение материалов работы
Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры дизайна в Толь-яттинской академии управления и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях: «Свет как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств» (Москва, РГГУ, 2007 г.), «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, СПбГУП, 2012 г.).
Отдельные аспекты исследования нашли отражение в ряде публикаций, посвященных особенностям художественной и пространственной организации жилого интерьера.
Материалы исследования используются автором для разработки методических материалов к курсам, связанным с вопросами организации предметно-пространственных средовых композиций на кафедре дизайна Тольяттинской академии управления.
Структура и объем диссертации
Диссертации состоит из текстовой части (том I) и альбома иллюстраций (том И). Основной текст составляет 163 страницы. Альбом содержит 140 иллюстраций с пояснительным текстом.
Структура работы определена поставленными задачами и включает введение, три главы, заключение, библиографию, список иллюстраций.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, указываются теоретические и методологические основы исследования, его научная новизна и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Теоретические предпосылки пространственной и художественной организации современного жилого интерьера» посвящена рассмотрению пространственных концепций в теоретических исследованиях и проектной практике, позволяющих нам выделить положения, определяющие жилой интерьер как особый вид художественного пространства и сформулировать принципы анализа его художественных решений.
В первом параграфе «Жилой интерьер как особый вид художественного пространства» осуществляется анализ основных пространственных концепций, разработанных известными философами, осмысляющими его как художественное пространство.
Проблематика художественного пространства, согласно концепции О. Шпенглера, связана с идеей «прасимвола», т.е. это закрепившиеся пространственные представления, выражающие уникальный и неповторимый почерк культуры, определяющий язык ее форм и отличающий ее от другой культуры, основания которого часто скрыты от сознательного понимания.
В современном дизайне жилого интерьера «прасимвол» находит свое выражение в устоявшихся архетипических элементах и формах, отражающих идейно-содержательную программу социального, духовного и социологического характера как конкретного человека, так и времени в целом.
Поэтому в исследовании, определяя художественность жилого пространства и опираясь на положения концепции О. Шпенглера, возможно:
ю
1) определить насколько любой архитектурный объект, будь то здание, или интерьер, соответствуют или не соответствуют существующей пространственной модели, или «прасимволу»;
2) фиксировать знаковые характеристики элементов интерьера, выделять аспекты, определяющие художественно-образное содержание в дизайне современного жилого интерьера.
Все это позволяет рассматривать современный жилой интерьер в качестве гибкой системы значений, отражающей эстетические представления данного времени.
Иной способ освоения и «очеловечения» реального пространства предлагал М. Хайдеггер. Согласно его теории, реальное пространство воспринимается человеком через последовательное его освоение, посредством организации функциональных «мест» и «областей».
Диссертант в своем исследовании рассматривает концепцию М. Хайдег-гера как одну из базовых и считает, что освоение пространства через поэтапную организацию функциональных «мест» и «областей» позволяет рассматривать жилое интерьерное пространство как функциональную структуру, чутко реагирующую на изменения, вносимые временем. Кроме того, функциональная структура, зафиксированная в планировке интерьера, позволяет рассматривать его как физически данное пространство, требующее дизайнерского решения, адаптирующего его под желания человека.
Для анализа художественных решений современного жилого интерьера автор рассматривает возможность применения методологии исследования пространства, предложенной М. Хайдеггером, и наделения жилого пространства его смысловыми категориями, такими как «место», «область», «событие», «вмещение», «открытость», «приготовление».
Для дальнейшего изучения рассматриваемой темы представляет интерес концепция Л. Г. Габричевского. В своих исследованиях он исходил из индивидуальной характеристики, внутреннего восприятия, переживания и ощущения пространства человеком, обнаруживая при этом двойственность жеста как телесного, так и воображаемого. А.Г. Габричевский предполагал поэтапное, послойное освоение пространства и показывал, как непрерывный переход от одного типа жеста в другой образует это пространство. Это позволяет связать жилой интерьер с миром человеческих эмоций и выявить такие художественные приемы, способы и методы проектирования, которые соответствуют его индивидуальности, оригинальности, уникальности.
Данная точка зрения находит свое отражение в ряде положений диссертации, учитывается в анализе дизайна отечественного жилого интерьера и позволяет нам рассматривать жилой интерьер как проекцию личности человека.
Рассматривая существующие пространственные концепции, диссертант приходит к выводу, что пространство жилого интерьера можно считать одним из видов художественного пространства и выявлять в нем смысловые категории, установленные Шпенглером, Хайдеггером, Габричевским и др.
Во втором параграфе «Приемы организации художественного пространства» рассмотрены концепции организации художественного простран-
11
ства Р. Тарабукина, П.А. Флоренского, В.А. Фаворского, а также исследования Н.М. Арнхейма в области визуального восприятия пространства в искусстве, являющихся методологической основой для анализа художественных решений жилого интерьера.
Н.М. Тарабукин, исходя из того, что художественная форма пространства отражает определенное мировосприятие, классифицирует его:
1) с точки зрения исторической ретроспекции: «пространство как знак», «пространство как вещь» и «пространство как энергия»;
2) с точки зрения категории длительности: «пространство статичное», «пространство динамичное», «пространство покоящееся».
Характеристики пространства «как знак», «как вещь», «как энергия», «пространство статичное», «пространство динамичное» можно перенести на пластические виды искусства и воспринимать как ключ к пониманию построения художественного пространства соответствующей культуры.
Сопоставление декоративно-пластических решений помогает выявить художественные приемы и средства, применяемые в дизайне современного жилого интерьера, в зависимости от модификации пространственной идеи.
П.А.Флоренский представляет два типа организации художественного пространства, на которые можно опираться, характеризуя современные композиционные приемы и способы преобразования интерьера.
Первый, «евразийский», тип организации пространства отличается доминированием пространства над вещами, когда вещи как бы «растворяются» в нем, сохраняя лишь геометрию своих оболочек. Второй тип, «европейский», подчеркивает индивидуальность вещи и придает пространству субстанциональную и индивидуальную фактуру. Это замкнутое пространство с резко подчеркнутыми границами, замыкающими его пределы.
Диссертант приходит к выводу, что современная практика дизайна реализует как «евразийский», так и «европейский» тип формирования пространства: «евразийский» соответствует пространственному видению проектируемого объекта, а «европейский» реализуется в средовом подходе. На основании данных концепций допускается множество вариантов художественных приемов организации «ограниченного» и «бесконечного» пространства жилого интерьера.
Важными для исследования являются теория формирования художественного пространства В.А. Фаворского и исследования в области визуального восприятия пространства в искусстве Р. Арнхейма.
В изобразительном искусстве В.А. Фаворский считает исходным отношения пространства и вещи, которые мыслятся им как конфликтные, поочередно подчиняющие одно другому. Это положение распространяется и на архитектурное пространство и применяется в исследовании для анализа композиционных приемов, связанных с созданием в интерьере доминант и акцентов.
Р. Арнхейм рассматривает феномен особого видения объекта в пространстве, моделирует пространственную ситуацию так, что свободное пространство выступает не только фоном объекта, но и равноправным элементом композиции. Установленные Р.Арнхеймом закономерности восприятия позволяют ди-
12
зайнерам разрабатывать художественные приемы, создающие различные эффекты и метаморфозы в реальном интерьерном пространстве, переорганизовывающие его и задающие ему качественно новое звучание и воздействие.
В диссертации делается вывод, что концептуальные представления о приемах организации и методах восприятия пространства Н.М. Тарабукина, П.А.Флоренского В.А. Фаворского и Р. Арнхейма позволяют нам определять характер предметно-пространственного синтеза при формировании художественного образа современного жилого интерьера.
В третьем параграфе «Современные интерпретации пространства в теоретических исследованиях и проектной практике» диссертант обращается к теоретическому и практическому опыту современных исследователей и практиков в области архитектуры и дизайна, которые затрагивают вопросы принципиально нового осознания категорий пространства и времени, изменившего представление о выразительных средствах, стиле и жанре. Это теоретические работы И. Араухо, А.Г. Раппапорта, Ф. Нильссона, определяющие концептуальную структуру архитектурного пространства; творческие работы Мис Ван Дер Роэ, Л. Салливена, Ф.Л. Райта, Д. Либескинда, Р. Коолхааса, Ж. Нувеля, 3. Хадид, Ф. Рама, К.Рашида, М. Дзиевульского демонстрирующие варианты модификации пространственной концепции в рамках архитектурно-дизайнерского творчества.
В современной «постпространственной» культуре становится необходимым понимание того, что определяет структуру современного жилого пространства как художественного. В связи с этим значительный интерес для исследуемой темы представляют предложенные А.Г. Раппопортом три вида пространственного описания архитектурной формы: морфологический, символический и феноменологический. Аналогичные виды описания архитектурного пространства мы встречаем у И. Араухо и у Ф. Нильссона.
И. Араухо считает, что в структуре пространства должны присутствовать «геометрические схемы», определяющие все, что относится к строению, основанные на геометрии и законах визуального восприятия, что созвучно с описанием пространства «телесного переживания» Ф. Нильссона и соответствует «морфологическому пространству» А.Г. Раппапорта.
Чтобы соответствовать различным запросам человека, пространство должно содержать и «жизненные схемы», основанные на экзистенциальных жизненных и созидательных свойствах, - это соответствует «событийному пространству» Ф. Нильссона и «феноменологическому пространству» А.Г, Раппапорта.
Помимо этого, архитектор заставляет пространство иметь символический характер, иначе пространство будет не выразительным и может превратиться просто в место для проживания — это соответствует «контекстуальному пространству значений» Ф. Нильссона и аналогично «символическому пространству» А.Г. Раппапорта.
Таким образом, форма художественного пространства определяется триединством пространств: морфологического, символического и феноменологического. В контексте нашего исследования мы можем опираться на форму трие-
13
динства пространств как на структуру для определения особенностей художественно-образного содержания в дизайне жилого интерьера.
Для определения современных приемов организации художественного пространства в диссертации рассматриваются проекты Мис Ван Дер Роэ, Р. Коолхааса, Ж. Нувеля, Д. Либескинда, 3. Хадид, Ф. Рама, которые позволяют предположить, что современная пространственная стратегия проектирования жилого интерьера абсолютизирует художественные приемы, связанные с материальной и пространственной чувственностью. Для этого архитекторы, объединяя идеологию технического прогресса с психофизическими переживаниями, апеллируют к разным каналам взаимодействия человека с пространственной структурой. Результатом этого является преобладание художественно-образного содержания в проектных решениях, а категории пространства приобретают психологические характеристики. Это приводит к смещению акцентов в структуре художественного пространства, к изменению традиционных представлений о ритме, масштабности и системе членений, объёме и массе, к новым направлениям в формировании образа жилого интерьера.
Увлечение различными эффектами по преобразованию пространства, разрушающими границы между нормой и экспериментом, реальностью и иллюзией, стало тенденцией к пересмотру ценностных критериев в дизайне современного жилого интерьера. Архитекторы обращаются к концепциям, позволяющим соединить в себе универсальность художественного словаря и индивидуальные духовные потребности человека.
В связи с этим были рассмотрены творческие работы Л. Салливепа и Ф.Л. Райта, основанные на принципе всестороннего служения человеку, на сочетании научно-технических достижений и традиций народной архитектуры.
В диссертации отмечается, что подобная тенденция прослеживается и в современной проектной практике. Творческие работы Ф. Рама, К.Рашида, М. Дзиевульского, С. Ираррасаваля, Д. Мильковича, Й. Митровича и др. демонстрируют различные варианты создания для человека благоприятной жилой среды, содержательно связанные с эстетикой экопространства
Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод, что под влиянием времени пространственная концепция меняет свои ценностные критерии. В соответствии с этим для определения особенностей художественных решений в дизайне отечественного жилого интерьера и тенденций его развития, жилой интерьер оправдано рассматривать как системно организованную динамично развивающуюся предметно-пространственную среду, обладающую социальными индивидуально значимыми характеристиками.
В диссертации эти положения осмысляются согласно концепции исследования.
Во второй главе диссертации «Художественные решения жилого интерьера 1990—1999 гг.», с учетом универсальности концептуальных приемов и принципов анализа художественного пространства детально рассматриваются наиболее интересные работы современных отечественных дизайнеров по жилому интерьеру и определяются особенности художественных решений и аспекты, влияющие на его выразительность.
14
В первом параграфе «Особенности пространственно-планировочной структуры типового жилого интеръера» рассматриваются композиции интерьеров основных типов жилых зданий, построенных в период с 1955 по 1999 гг., выявляются особенности планировки, определяющие их пространственное и художественное переустройство.
В диссертации подчеркивается, что рационалистическая программа, предполагающая однозначную трактовку жизнедеятельности, не учитывала индивидуальные особенности личностей, привела к созданию типового жилого интерьера. Общим для типовой планировки являлось то, что в основном вся композиция строилась на основе «прямого угла», четкой перспективы, преобладающей одной точки зрения и представляла собой ячейковую и коридорную группировку помещений, расположенных в одном уровне. Морфология пространства отличалась четко закрепленными функциональными «местами», что не соответствовало изменившимся эстетическим представлениям об устройстве жилья.
Второй параграф «Приемы и способы организации предметно-пространственной композиции жилого интерьера 1990—1999 гг.» посвящен изучению многообразия декоративно-пластических решений в дизайне интерьера.
В отечественном жилом интерьере в данный период, осуществляется попытка улучшить его эргономические и эстетические характеристики. В диссертации перепланировка, зонирование и декорирование рассматриваются как приемы, позволяющие добиться реального изменения пространственно-планировочной структуры интерьера, функционально переорганизовать помещения и придать им новую эстетическую направленность, в соответствии с индивидуальными требованиями и нуждам человека. В типовом интерьере происходит постепенное расширение границ функциональных «мест» до взаимодополняющих друг друга «областей», предполагающих новые «события».
В исследовании подчеркивается, что «функциональная модель» жилого пространства, являющаяся базовой для проектирования типового интерьера, начинает не только определять утилитарное значение функциональных «мест», но и нести эстетическую нагрузку и этим задавать определенный стилистический выбор. В перепланировках интерьера прослеживается эволюция от замкнутых помещений к их интегральности. Дизайнеры стремятся к свободной композиции пространства, особенностями которой становятся наличие различных выступов, перепадов высот, нерегулярности ритмов проемов, введением криволинейных поверхностей и т.д. Данная тенденция открытости в пространственной организации жилого интерьера начала формироваться в начале 90-х годов.
Далее рассматриваются приемы декорирования, позволяющие преодолеть монотонность типового интерьера.
Дизайнеры апеллируют к художественному опьлу прошлых лет, начинают осваивать приемы исторических стилей в оформлении помещений.
В диссертации отмечается, что в дизайне интерьера оригинальная перефразировка прототипов переплеталась с субъективной деформацией и нарочи-
15
тым утрированием первоначального образца с явным уклоном к гротескной стилизации и яркой декоративной интерпретации. Такую тенденцию в оформлении интерьера демонстрируют «античные руины» М. Филиппова, «солидный стиль» В. Фуражкина, классические мотивы Д. Величкина, А. Молчанова и С. Лобачева и др.
Декор в интерьере начинает нести основную семантическую нагрузку. Он олицетворяет богатство и представительность, статусность и импозантность, интимность и камерность, т.е. играет роль декорума, наделяя интерьер узнаваемыми архетипическими атрибутами того или иного стиля.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что ретроспективные подражания позволили применять более гибкие и разнообразные композиционные решения в художественной и пространственной организации интерьера. Этим дизайнеры жилого интерьера обогатили и обновили арсенал своих средств, и источником этого обновления им послужили декоративные формы. Данная установка на формирование интерьера по законам исторических стилей будет развиваться в последующее время и реализовываться на более высоком качественном уровне и в специально спроектированных для этого пространствах.
Для интерьерной декорации характерными становятся приемы визуальной деформации пространства, направленные на создание эффекта большего пространства или изменения его прямоугольной формы. Эти приемы связаны с контрастным или нюансовым сопоставлением фактуры и цвета, предметов различных форм и очертаний; наглядной конструктивностью и «правдой» материала, оригинальным использованием света, стекла, металла, дерева, камня и тканей. Примерами могут служить реализованные проекты А. Козыря и И. Чу-велева, Э. Забуги и А. Розенберга, Б. Уборевич-Боровского, Л. Айрапетова, К. Авакова, О.Резникова, А. Вануни, Л. Малашонка, Н. Захарова, А. Вязьминова.
В диссертации отмечается, что отсутствие рынка мебели и выбора предметов домашней обстановки в начале 90-х годов способствовало активному использованию в декорировании приемов адаптации предметной обстановки к новому дизайну интерьера.
Дизайнеры посредством аранжировки имеющейся типовой и «семейной» мебели старались избежать ее диссонанса с новым пространственным фоном интерьера. Перегруппировка старой мебели, новое объединение ее в функциональные зоны, использование для ее оформления пледов, чехлов, различных тканей и аксессуаров способствовало созданию композиционной целостности пространства. При таком подходе интерьер приобретал ощущение времени и часто воспринимался как авторская работа, что наглядно иллюстрирует дизайн типовой московской квартиры, реализованный по проекту Б. Уборевич-Боровского и А. Вязьминова.
Рассмотренный материал позволил сделать вывод о том, что образная сторона в оформлении интерьера начинает возвышаться над рационалистической целесообразностью и не подчиняется конструктивной логике. Художественно-образное решение интерьеров отличается стремлением к живописно-ассиметричной планировочной композиции с выделением в ней функциональных зон разнородной стилистики.
В третьем параграфе «Основные аспекты, влияющие на выразительность жилого интерьера 1990-1999гг.» определяется характер и специфика предметно-пространственного синтеза в художественной организации интерьера.
В этот период дизайн жилого интерьера формировался как вид профессиональной деятельности и четкие эстетические критерии не были выработаны. Все доводы в пользу того или иного дизайн-проекта строились больше на интуиции проектировщика и эмоциях заказчика, на их представлениях об образе идеального дома. Поэтому часто основным аргументом, определяющим декоративно-пластическое решение интерьера, выступает идеи «красивости»1.
Выразительный облик жилого интерьера формируется посредством механического заимствования и комбинаторного микширования в интерьере различных, даже полярных композиционных приемов, элементов стиля, предметов обстановки и декоративного оформления. Именно этим обусловлена специфика его предметно-пространственной организации, связанная с нетрадиционным, экспериментальным использованием бытовых и промышленных предметов, новых декоративно-отделочных материалов, с ориентацией на «евроремонт» как образец «евростиля».
В отечественном дизайне жилого интерьера появляется практика, вызванная несовпадением российского уровня повседневной жизни и состоянием современной культуры, получившая название «стихийный дизайн» (О. Флоренская). Данная практика основана на принципе «сделай сам» и связана с использованием в декорировании вещей не по их прямому назначению. Для оформления интерьера как с эстетической, так и с утилитарной целью используются вещи промышленного и бытового назначения: детали оборудования, гофрированный картон, деревянные колеса, циновки, плетеные корзины и т.д. Все эти вещи после дополнительной художественной обработки и аранжировки в интерьере могли определять его стилистическое решение.
В диссертации отмечается, что «стихийный дизайн» начала 90-х годов играл значительную роль в формировании художественного образа жилого интерьера. Его можно рассматривать как проявление стихийного народного творчества, отражающего эстетические идеалы времени.
В 90-е годы в оформлении интерьеров начинают активно использовать новые декоративно-отделочные материалы. Дизайнеры, увлекаясь необычностью нового материала, широкими возможностями его использования, формируют стилистическую концепцию оформления интерьера исходя именно из особенностей его художественного применения. Квартиры превращаются в некий пространственный коллаж, демонстрирующий приемы и средства декорирования. Этим определялся эстетствующий, экспериментальный характер ди-
1 «Красивость» - чисто внешняя красота, украшения с притязаниями на красоту (С.И. Ожегов).
Глазычев В.Л. в статье «Функция-конструкция-форма», показывая разницу между «нехудожественным проектированием» и дизайном, употребляет понятие «красивость» в аналогичной трактовке - поверхностное украшение, характерное для стилизации.
17
зайна. В данном контексте рассмотрены проекты И. Бердникова, А. Молчанова и С. Лобачева, Б. Уборевич-Боровского и др.
Чрезмерное увлечение современными материалами и строительными технологиями и желание соответствовать некоему европейскому стандарту привело к тому, что продуктом отечественного дизайна жилого интерьера стал все тот же серийный, конвейерный проект, выполненный по европейским образцам. Тиражирование однотипных приемов перепланировки и декорирования демонстрируют многие дизайн-проекты этого периода. Объединяет их общий принцип: функционально-утилитарное удобство, нейтральность, простота и лаконизм в художественном оформлении и пространственной организации.
Данное явление, определившее коммерческое направление в дизайне и получившее название «евроремонт», часто понималось в обыденной жизни как залог высокого качества, как самодовлеющая ценность, как образец «евро-стиля».
В исследовании отмечается, что в данный период появляются интерьеры, отличающиеся сверхиндивидуальным или концептуальным дизайном. Образное решение таких интерьеров стало базироваться не столько на приемах комбинаторики, определяемых идеей «красивости», сколько на содержательной идее, основанной на традиции стиля, который послужил прототипом, определяющим общий художественный настрой и четкую концепцию дизайна. Интерьер превратился в контекстуальное «пространство значений», в котором ярко выражалось единство функционального, конструктивного и художественного начал. Данную тенденцию демонстрируют авторские проекты: «стеклянная» квартира Б. Левянта, «бетонная» квартира Ю. Григоряна, квартира «в сером цвете» В. Хомутова, «зеркальная» гостиная Д. Величкина и т.д.
В диссертации делается вывод, что в 1990-1999 гг. отечественный дизайн жилого интерьера выделяется в отдельную профессиональную сферу деятельности, однако не складывается в эстетическом отношении.
Проектные предложения этого времени носят стихийный характер, отличаются разрозненностью художественных подходов, граничащих как с историческими, так и с модернистскими стилизациями, основанными на формальном заимствовании и комбинаторном использовании различных стилистических форм. Создаются эффектные по внешней форме художественно-пространственные композиции, основанные на идее «красивости», использующие декорационные приемы в работе с интерьером.
Третья глава «Художественные решения жилого интерьера 20002010 гг.» посвящена выявлению наиболее характерных приемов и средств художественной выразительности, связанных с пониманием пространства как концепта, отражающих идеею его полифоничности и определяющих эстетику отечественного жилого интерьера данного периода.
В первом параграфе «Организация пространственно-планировочной композиции жилого интерьера 2000-2010 гг.» говорится о новой форме интерпретаций художественных образов в дизайне жилого интерьера, определяемых идеей полифоничности пространства, выражающейся:
1) в динамичности пространства, размытости его границ, многочисленности перспектив, рассчитанных на восприятие во времени и в пространстве, во взаимосвязи внутреннего и внешнего пространства, в свободе использования композиционных приемов и способов художественно-образной выразительности;
2) в использовании инновационных технологий компьютерного моделирования трехмерного пространства в реальном проектировании, позволяющего создавать оригинальные формы и поверхности криволинейных, органических, биологических и механоморфных очертаний.
Данная тенденция позволила изменить морфологию жилого пространства и рассматривать интерьер, даже при сохранении «диктатуры прямого угла», не как жесткую конструктивную систему. Архитекторы в существующие планировки серийных жилых зданий вносятся видимые (иногда радикальные) изменения, появляются жилые здания с новым типом организации внутреннего пространства: индивидуальной, свободной планировкой.
Далее рассматриваются композиционные возможности в интерьерах жилых зданий «свободной планировки». В исследовании показано, что, организованные по принципу «универсального пространства», они позволяют разрабатывать проекты, в которых художественно-образная идея определяет планировочную композицию, форму и размер функциональных «мест» и «областей», их коммуникационные связи друг с другом, приемы визуального и динамического взаимодействия внутри каждого отдельного помещения.
Внутреннее пространство формируется за счет криволинейных поверхностей и независимых объемов или по специально спроектированной планировочной композиции интерьера, что позволяет дизайнерам отойти от формы правильного прямоугольника внутренних помещений. Примерами могут служить работы архитекторов В. Полянской, К. Вернигора, Б. Бейдера и В. Леме-хова, Грекова и И. Татаркина, В. Хомутова, Е. Фазаровой и Е. Выготской и др.
В диссертации отмечается, что в дизайне интерьера одпосемейного жилья и в многоквартирных домах, построенных по индивидуальным проектам, в отличие от зданий «свободной планировки», наиболее полно реализуется возможность проектирования «событийного пространства». Обычно в планировочной композиции интерьера это свободное «место», имеющее выраженный функционально-эстетический характер: зал для приема гостей, зона для различных игр, «сад камней», коллекция автомобилей и т.д. Концепция «осуществления мест» для будущих событий реализуется и в проектах домов «модульного» типа, позволяющих изменять первоначальную планировочную структуру жилого здания.
Убедительной иллюстрацией этого служат проекты односемейных домов архитекторов О. Резникова, О. Шоки, О. Ширинкина; квартиры в жилых комплексах: «Дом у моря» в Санкт-Петербурге, выполненных по проекту Е. Герасимова, И. Маркова, С. Чобана; «Город яхт», квартиры в аппарт-отеле в Москве, проекты архитектора Н. Лызлова и др.
Все вышеперечисленное позволяет говорить о том, что размер, форма и композиция пространства приобретают доминирующее значение в решении за-
19
дач художественной образности жилого интерьера, начинают влиять на его архитектурные параметры и определять идею дизайна.
В диссертации выделяются концепции, определяющие отношение современного человека к устройству своего дома и влияющие на особенности в его художественной и пространственной организации.
Первая концепция — «Дом становится миром» (К. Букша) - определяется идеей независимости человека от окружающего мира, экономией времени, индивидуализацией жизненного пространства и заключается в стремлении людей устроить свой дом так, чтобы в нем можно было жить и работать в автономном режиме.
Вторая концепция - «Мир становится домом» (К. Букша) — все подчиняет необходимой функциональной целесообразности, продиктованной, прежде всего, удобством и комфортом. Это своеобразные «машины для жилья», оборудованные из готовых элементов с учетом набора потребностей, соответствующих текущему статусу человека.
В исследовании отмечается, что обе концепции, несомненно, влияют на сознание людей, на их восприятие действительности и находят свое отражение в дизайне жилого интерьера.
В диссертации подчеркивается, что фактически данные концепции способствовали разделению всего многообразия декоративно-пластических решений в жилом интерьере на два типа его дизайна: типовой и индивидуальный, предполагающих видимое различие в пространственно-планировочной организации и художественно-стилистическом оформлении.
Для типового дизайна характерны качества продукции массового потребления, обладающей гармоничной «типовой» формой, но лишенной ориентации на индивидуальное видение объекта проектирования. Иллюстрацией типового дизайна могут служить отдельные проекты, опубликованные в журналах серии «Salon-interior» в разделе «Жилые дома и квартиры».
Реализованные проекты московских и санкт-петербургских архитекторов и дизайнеров Б. Уборевич-Боровского, М. Путиловской, С. Рогулева, В. Хомутова др. являются примерами индивидуального дизайна. Их работы обладают «знаковыми» характеристиками, демонстрируют художественно-стилевые трансформации, обусловленные модификацией пространственной концепции, и позволяют определить линию развития данной сферы искусства.
Во втором параграфе «Приемы и способы художественной и пространственной организации жилого интерьера 2000—2010 гг.» рассматриваются индивидуальные дизайн-проекты и выявляются приемы, характерные для данного периода.
В диссертации отмечается, что полифоничность в организации пространства позволяет применять в дизайне интерьера разнообразные приемы и средства, объединяющие его элементы в единую предметно-пространственную композицию. Для этого в соответствии со смысловой программой перерабатываются различные стилистические формы, формируется главная тема, определяющая художественный образ интерьера, предполагающий необходимое объемно-пластическое, линейно-графическое, живописно-декоративное решение.
20
В данный период становятся актуальными и получают новую интерпретацию художественные приемы преобразования пространства, аналоги которых были представлены историей.
Прием стилистических интерпретаций в дизайне жилого интерьера не ' просто допускал, а в отдельных случаях предполагал искажение, утрирование форм первоначального источника. Это позволяло, опираясь на архетипические элементы, «играть» с традициями и с помощью нюансовых («универсальный» стиль) и контрастных (стилистическая антитеза) стилистических соединений создавать различные композиции на заданную тему. Виртуозно данный прием используют в своих проектах С. Рогулев, А. Моргунов, Н. Моргунова, Г. Берец, А. Вязьминов, С. Орлова, С. Полякова, Ю. Нестерова, М. Дорошко, И. Волынская, К. Гусев, О. Ширинкин, А. Негодяев и др.
Прием «дематериализации» ограждающих плоскостей строится на использовании в интерьере прозрачного, матового или зеркального стекла в качестве стен, потолков, полов, перегородок, дверей и т.д.; искусственного освещения, которое рассматривается как материал, позволяющий визуально деформировать и дематериализовать плоскость; фактурного и цветового декорирования поверхности и использования ее как носителя плоского изображения', декорирования «под шкаф» — расположения шкафа в плоскости стены и пола не только для утилитарного, но и для эстетического преобразования интерьера.
Прием функционального зонирования позволяет фиксировать функциональные «места» и «области» в интерьере и при этом не терять художественного единства композиции, создавать цельное пространство, а не совокупность разрозненных зон, «мест». В зависимости от поставленных задач зонирование осуществлялось несколькими способами.
Один из них связан с декоративно-пластическим выделением функциональных зон в интерьере посредством конструкции пола или потолка, различных видов перегородок, интерпретации света, цвета, фактуры материала. Тонкая игра графики и цвета, перекличка материала в отделке помещений прослеживается в проектах А. Гоги, И. Мавродиевой, А. Белявской, Н. Сморгонской и др.
Другой способ связан с особенностями меблировки, предполагающими выбор мебели из разных стилевых систем, ее свободную расстановку, использование комбинаций со встроенной мебелью. Этот прием неординарно используется архитектором Б. Уборевич-Боровским, формирующим художественный образ интерьера на основе использования протяженной плоскости, динамично развивающейся по вертикали и объединяющей между собой функциональные зоны, обозначенные мебельными группами.
В диссертации отмечается, что с помощью различных художественных приемов преобразования пространства жилой интерьер превращается в единое контекстуальное пространство, образованное системой элементов, способных интегрироваться только с определенными предметами реализующих образную идею.
В третьем параграфе «Особенности художественно-образного решения жилого интерьера 2000-2010 гг.» на основании анализа художественных
21
решений жилого интерьера определяются основные формообразующие принципы, влияющие на его выразительность.
В диссертации отмечается, что отношение к пространству как к концепту привело к парадоксальному феномену в устройстве жилого интерьера, который из закрытого превратился в открытое, сообщаемое с внешней средой содержательно сложно организованное пространство.
В данный период идея «открытости» пространства стала рассматриваться как формообразующий принцип, влияющий на художественно-образное решение интерьера, особенностями которого стали:
1) насыщение интерьера экстерьерными формами и вынос интерьерных объектов во внешнюю среду (экстериоризация и интериоризация);
2) дематериализация интерьера;
3) динамическая трансформация и транзитность помещений;
4) гибридность пространства интерьера.
В диссертации подчеркивается, что в этот период требования к дизайну жилого интерьера выполняются на более высоком уровне как по отношению к предлагаемой площади и планировочной структуре, так и по отношению к критериям, определяющим его эстетику.
К концу первого десятилетия XXI века характерная для архитектурного подхода конструктивность в организации интерьера распространяется на его декорационное оформление и на выбор приемов работы с ним. Целостная идейно-содержательная программа, воплощенная в устойчивых принципах, отражающих уникальность, целесообразность, иерархичность предметов и форм пространства, определяет художественно-образное решение интерьера и влияет на эмоционально-чувственный, функциональный, знаково-символический контекст его дизайна.
Сформированное таким образом жилое пространство предъявляет определенные требования к человеку, задает его манеру поведения, фактически задает ритм жизни в доме и нередко диктует конкретные модели отношений его обитателей.
В заключении формулируются основные выводы диссертации:
1. На примере анализа пространственных концепций выделены положения, определяющие жилой интерьер как особый вид художественного пространства.
2. Выявлено, что традиционно ориентированные и новаторские решения в дизайне жилого интерьера опираются на исторически сложившиеся универсальные концепции формирования художественного пространства, допускающие пространственное и средовое видение объекта, что определяет архитектурные и декорационные приемы работы с ним.
3. Обоснована идея «красивости» в художественном оформлении и пространственной организации отечественного жилого интерьера 1990-1999 гг.
4. Выявлены художественные решения жилого интерьера 2000-2010 гг., связанные с идеей «открытости».
5. Выявлена специфика формирования художественно-образного содержания в дизайне жилого интерьера 1990-1999 гг. и 2000-2010 гг.
6. Выявлена тенденция развития дизайна отечественного жилого интерьера.
Дизайн отечественного жилого интерьера развивался от изобразительности, основанной на идее «красивости», свойственной 90-м годам XX века, к структурности, задающей конструктивный характер предметно-пространственного синтеза в интерьере, ярко проявившийся в 2000-2010 гг.
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
а) в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Ефремова, О.В. Теоретические концепции освоения пространства и особенности формирования художественной и пространственной организации современного жилого интерьера / О.В. Ефремова // Известия Самарского научного центра РАН: Научный журнал; под ред. В.П. Шорина. - Самара: Изд. Самарского научного центра РАН, 2011. - Том 13. - № 2 (2). - С. 468-472.
2. Ефремова, О.В. Особенности декорационного подхода в дизайне отечественного жилого интерьера конца XX века / О.В. Ефремова // Известия Самарского научного центра РАН: Научный журнал; под ред. В.П. Шорина. -Самара: Изд. Самарского научного центра РАН, 2011. - Том 13. - № 2 (3). -С. 731-737.
3. Ефремова, О.В. Идея «красивости», как основной качественный критерий в дизайне жилого интерьера конца XX века / О.В. Ефремова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — Киров: Изд. ВятГГУ, 2011. — № 4 (2). — С. 147-151.
4. Ефремова, О.В. Современные теоретические предпосылки формирования экологического подхода в дизайне жилого интерьера / О.В. Ефремова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2012. - № 2. - С. 215-223.
б) в других научных изданиях
5. Ефремова, О.В. Свет, как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств: символические и художественные аспекты светодизайна Дэна Флэвина и Джеймса Таррелла / О.В. Ефремова // Сборник статей научно-практической конференции: Свет, как элемент тектоники и пластики архитектурных пространств. - Москва: Изд. РГТУ, 2008. - С. 34-36.
6. Ефремова, О.В. Культура света в истории храмовой архитектуры / О.В. Ефремова // Альманах современной науки и образования: Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: В 2-х ч. - Ч. 1. - Тамбов: Изд. Грамота, 2008. - № 6 (13). - С. 82-85.
7. Ефремова, О.В. Анализ отдельных аспектов теоретических концепций организации жилого пространства / О.В. Ефремова // Исследования и технологии: Сборник научных статей по итогам 2008- 2009 / Под ред. Л.В. Зиль-бернштейн. - Тольятти: Изд. Тольяттинской академии управления, 2009. - С. 127-136.
8. Ефремова, О.В. Духовный функционализм» как новая концепция дизайна жилого интерьера / О.В. Ефремова // Современное искусство в контексте глобализации. Наука, образование, художественный рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Изд. СПбГУП, 2012. -С. 148-149.
Подписано к печати 23.10.13 Формат 29,7x21/2 Усл. печ. л. — 1,2. Тираж 100. Заказ № 10138
Отпечатано в НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» г. Тольятти, Приморский б-р, 25.
Текст диссертации на тему "Художественные решения отечественного жилого интерьера 1990 - 2010 гг."
На правах рукописи
04201453165
ЕФРЕМОВА Ольга Владимировна
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА
1990-2010 гг.
Специальность 17.00.09 «Теория и история искусств»
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент Никитин Юрий Анатольевич
Санкт-Петербург 2013
Оглавление
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Теоретические предпосылки пространственной и художественной организации современного жилого интерьера................21
1.1. Жилой интерьер как особый вид художественного пространства......23
1.1.1. Пространственная концепция О. Шпенглера.............................23
1.1.2. Концепция постижения пространства м. Хайдеггера..............26
1.1.3. Концепция А.Г. Габричевского...................................................28
1.2. Приемы организации художественного пространства.........................30
1.2.1. Концепция Н.М. Тарабукина.......................................................30
1.2.2. Концепции П.А. Флоренского.....................................................33
1.2.3. Концепция В.А. Фаворского, исследования Р. Арнхейма........35
1.3. Современные интерпретации пространства в теоретических
исследованиях и проектной практике...........................................................38
1.3.1. Современные представления пространства в теоретических исследованиях..........................................................................................38
1.3.2. Интерпретация пространства в проектной практике.................45
1.3.3. Концепция экопространства в архитектурно-дизайнерских проектах и теоретических исследованиях............................................49
Основные выводы............................................................................................57
Глава 2. Художественные решения жилого интерьера. 1990-1999 гг.......60
2.1. Особенности пространственно-планировочной структуры типового
жилого интерьера............................................................................................64
2.1.1. Пространственно-планировочное решение жилых интерьеров, построенных в 1955-1970 гг...................................................................65
2.1.2. Пространственно-планировочное решение жилых интерьеров, построенных в 1970-1990 гг..........................................................,„......66
2.1.3. Пространственно-планировочное решение жилых интерьеров построенных в 1990-1999 гг..................................................................67
2.2. Приемы и способы организации предметно-пространственной
композиции жилого интерьера 1990-1999 гг................................................69
2.2.1. Приемы перепланировки..............................................................70
2.2.2. Приемы интерьерной декорации.................................................72
2.3. Основные аспекты, влияющие на выразительность жилого интерьера 1990-1999 гг......................................................................................................80
2.3.1. Устройство жилого интерьера по методу «сделай сам»...........83
2.3.2. Эксперименты с новыми декоративно-отделочными материалами по преобразованию жилого интерьерного пространства ...................................................................................................................85
2.3.3. «Евроремонт» как образец «евростиля».....................................90
2.3.4. Сверхиндивидуальный (концептуальный) дизайн интерьера..92 Основные выводы............................................................................................95
Глава 3. Художественные решения жилого интерьера. 2000-2010 гг.......98
3.1. Организация пространственно-планировочной композиции жилого
интерьера 2000-2010 гг...................................................................................99
3.1.1. Жилые дома «свободной планировки».....................................101
3.1.2. ОдносеМейные и многоквартирные жилые здания, построенные по индивидуальным проектам. Общая характеристика пространственно-планировочного решения.......................................105
3.2. Приемы и способы художественной и пространственной организации
жилого интерьера 2000-2010 гг....................................................................113
3.2.1. Прием стилистических интерпретаций.....................................113
3.2.2. Прием «дематериализации» ограждающих поверхностей.....118
3.2.3. Прием функционального зонирования.....................................121
3.3. Особенности художественно-образного решения жилого интерьера
2000-2010 гг....................................................................................................126
3.3.1. Экстериоризация и интериоризация.........................................127
3.3.2. Дематериализация интерьера.....................................................127
3.3.3. Динамическая трансформация и транзитность помещений интерьера................................................................................................129
3.3.4. Гибридность пространства интерьера.......................................131
Основные выводы..........................................................................................132
Заключение.........................................................................................................134
Библиографический список............................................................................139
Список иллюстраций........................................................................................164
Введение
Актуальность темы исследования. Жилой интерьер, являясь элементом общечеловеческой культуры, в каждый последующий исторический период развития общества несет на себе характерные черты интерьера, созданного предшественниками. В то же время, обусловленный конкретной исторической обстановкой и социальными требованиями, он отражает изменившийся образ жизни общества, поэтому все чаще в его оформлении применяют современные материально-технические и художественно-выразительные средства, более совершенные конструктивные приемы, новые подходы к формированию внутреннего пространства.
На рубеже XX - XXI веков в отечественном жилом интерьере все эти изменения явились следствием новой социально-экономической реальности и связанными с ней изменением имущественных отношений, утверждением -частной—и—корпоративной—собственности—на—недвижимость-^-появлением нового, негосударственного заказчика на проектно-строительные работы. Все это привело к тому, что проблема проектирования жилого интерьера обратила на себя пристальное внимание архитекторов, дизайнеров и заказчиков.
Отечественный жилой интерьер в период 1990-2010 гг. претерпел ряд крупных изменений, связанных с процессами становления его дизайна как профессиональной деятельности. Стремительность и стихийность преобразований сказывались на качественных характеристиках дизайна, проявившихся в формальном подходе к организации жилого пространства, в заимствовании приемов из различных стилевых систем и их механическом использовании в интерьере и т.д. Тем не менее, так называемый «переходный» период характеризуется раскрытием потенциальных творческих возможностей отечественных архитекторов и дизайнеров. С появлением дизайнерских школ, архитектурно-дизайнерских проектных
организаций и мастерских дизайн персонализируется, жилой интерьер становится объектом самых смелых экспериментов. Однако теоретическое осмысление дизайна жилого интерьера отстает по скорости развития от практики и, как правило, рассматривается в рамках описания уже решенных практических задач. В таких условиях особого внимания заслуживает попытка определения особенностей художественных решений жилого интерьера через сопоставление различных теоретических концепций освоения пространства, предложенных западноевропейскими и отечественными мыслителями XX века, и проектов современных отечественных дизайнеров и архитекторов.Анализ художественных решений отечественного интерьера позволяет не столько определить те или иные подходы к его проектированию и оформлению, выделить приемы и способы в его художественной и пространственной организации, сколько выявить аспекты, влияющие на выразительность его художественно-образного содержания, проследить динамику развития и определить тенденции в дизайне жилого интерьера._
Этим определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Для определения художественных решений в устройстве современного жилого интерьера необходимо рассматривать его в контексте синтеза искусств и опираться на работы архитектурного, декорационного направления, а также на исследования, связанные с изучением дизайна, специфики восприятия и влияния предметно-пространственной среды на человека.
Анализ современного жилого интерьера в контексте теории и истории искусства начинается с исследований, непосредственно касающихся феномена дизайна. Это исследования K.M. Кантора1, В.Я. Дубровского,
1 Кантор, K.M. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955—1985) [Текст] / K.M. Кантор. - М.: АНИР, 1996. - 288 с.
2 ^ А
B.JL Глазычева , О.И. Генисаретского, Г.П. Щедровицкого , В.Р. Аронова ,
5 ^ п
А.Б. Гофмана , Е.А. Розенблюма , Дж. Нельсона , определяющие содержание и функции дизайна, показывающие его сходство и различие с искусством по основным целевым установкам и подходам их реализации, рассматривающие возможности дизайна по отношению к проектированию предметно-пространственной среды.
Понимание дизайна в контексте культуры рассматривалось в современных философско-теоретических исследованиях Г.Н. Лолы8 и H.H. Мосоровой9. В исследовании Г.Н. Лолы развивается идея системного подхода, позволяющая соединить дизайн с понятием среды, что объединяет проектную деятельность и художественную практику. H.H. Мосорова раскрывает значение дизайна как художественного творчества и искусства с точки зрения решения социально-индивидуальных задач общества и его научно-технической деятельности.
2
Глазычев, B.J1. Дизайн как он есть [Текст] / В.Л. Глазычев. - М.: Издательство «Европа», 2006. - 320 с.
Щедровицкий, Г.П. Теория дизайна. Теоретические и методологические исследования в дизайне [Текст] / Г.П. Щедровицкий, В.Я. Дубровский, B.JI. Глазычев, О.И. Генисаретский. - М.: Изд. Шк. культ, полит, 2004. -372 с.
4 Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна [Текст] / В.Р. Аронов. - М.: ВНИИТЭ, 1992,- 122 с.
5 Гофман, А.Б. Дизайн как проектная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека [Текст]: Тезисы доклада / А.Б. Гофман /У Сб.: Дизайн в системе культуры. -М: ВНИИТЭ, 1982. - С. 20-22.
6 Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне [Текст] / Е.А. Розенблюм. - М.: Искусство, 1974. -114 с.
7 Нельсон, Дж. Проблемы дизайна [Текст] / Пер. Д.Э. Куниной, Д.В. Сильвестрова. - М.:
Изд. «Искусство», 1971. - 203 с. g
Лола, Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции [Текст] / Г.Н. Лола; послесл. Н.Б. Иванова. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.
9 Мосорова, H.H. Философия дизайна [Текст]: учеб. пособие / H.H. Мосорова. -
--------гг..____ А______________ 1 r\r\r\ 1 Ti _
ц,к.сисриниур1. /\рли1скшн, iyyy. - i /J и.
Немалое значение для определения особенностей художественных приемов в дизайне современного отечественного жилого интерьера имеет диссертационное исследование Н.И. Барсуковой10 «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков», в котором рассматриваются закономерности и факторы, лежащие в основе художественно-эстетических и гуманистических ценностей, выработанных проектной культурой постмодернизма, и выявляются признаки единой искусственной материальной среды.
Различные аспекты организации жилого пространства, основанные на эмоциональном восприятии окружающей среды, предполагающем прежде всего следование природе своего назначения и затрагивающем не только практические, но и духовные потребности людей, отражены в работах Ю.С. Лебедева11, К. Дэйла12, Сим Ван Дер Рина13 и др.
Развитие данных идей прослеживается в отечественных исследованиях последних лет. Это диссертационные исследования И.Г. Елинера14, А.Г. Краснобородкиной15, Н.Ю. Демидова16, М.А. Павлова17 и др., объединяющим началом которых является утверждение, что художественно-пространственная концепция интерьера должна учитывать феноменологию человека и феноменологию места, взаимодополняющих друг друга.
10 Барсукова, Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX - начала XXI веков [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения: 17.00.06. / Н.И. Барсукова. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, 2008. - 55 с.
11 Архитектурная бионика [Текст] / Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. -26 с.
12 Дейл, К. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство [Текст] / К. Дейл. - М.: Ладья, 2000. - 272 с.
13 Sim Van Der Ryn Ecological Design [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.good2/2179076...sim-van-der-ryn...cowan (Дата обращения: 18.03.2010)
14 Елинер, И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн-проектировании [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.06. / И.Г. Елинер. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная архитектурно-промышленная академия, 2002. - 26 с.
15 Краснобородкина, А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01. / А.Г. Краснобородкина. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2004. - 128 с.
16 Демидов, Н.Ю. Теоретическая модель проектирования предметной среды средствами индустриального дизайна [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.04. / Н.Ю. Демидов. - Екатеринбург: Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2005. - 121 с.
17 Павлов, М.А. Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / М.А. Павлов. - Нижний Новгород: ГОУ ВПО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2008. - 33 с.
В основе концепции экопространства, предложенной российским
18
ученым В.И. Иовлевым , лежит гуманистическая оценка, акцентируется внимание на взаимодействии человека и среды, выделяются принципы изучения и формирования экопространств, которые необходимо учитывать в дизайне современного жилого интерьера.
Вопросы взаимодействия искусства и архитектуры, понимание архитектуры в контексте движения культуры, изменение архитектурно-семиотических представлений о пространстве рассматриваются И.А.
19 20 21 22
Азиян , Р. Бофиллом , Ч. Дженксом , И.А. Добрицыной , А.В.
23 24 25 26
Иконниковым , А.П. Каплуном , Е.Б. Муриной , В.А. Никитиным , Г.П.
27 28 29
Степановым , С.О. Хан-Магомедовой , В.Л. Хайтом .
18 Иовлев, В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора архитектуры: 18.00.01. / В.И. Иовлев. - М.: Московский архитектурный институт (Государственная академия), 2008. - 48 с.
19 Азиян, И.А. Архитектура в отечественной художественной культуре XX века. Диалог и взаимодействие искусств [Текст] / И.А. Азиян // Образы истории отечественной архитектуры Новейшего времени. - М.: РААСН, НИИТАГ, 1996. - С. 10-39.
2 Бофилл, Р. Пространство для жизни [Текст] /' Р. Бофилл. - М.: Стройиздат, 1993. - 140 с.
21 Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма [Текст] / Ч. Дженкс. - М.: Стройиздат, 1985,- 136 с.
22 Добрицына, И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов XX века [Текст] / И.А. Добрицына // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX-XXI веков: разломы и переходы: сб. науч. трудов / под ред. И.А. Азизяна. - М.: Научная книга, 2001. -С. 146-206.
23 Иконников, A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды [Текст] / A.B. Иконников. - М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.
24 Каплун, А.П. Стиль и архитектура [Текст] / А.П. Каплун // ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1985. - 232 с.
2э Мурина, Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств [Текст] / Е.Б. Мурина. - М.: Искусство. - 1982. - 192 с.
26 Никитин, В.А. Генезис архитектурной культуры [Текст] / В.А. Никитин. - Тольятти: Изд. Тольяттинской академии управления, 1997. - 168 с.
27 Степанов, Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств [Текст] : монография / Г.П. Степанов. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 319 с.
28 Хан-Магомедова, С.О. Архитектура советского авангарда [Текст] / С.О. Хан-Магомедова. -М.: Стройиздат, 1996. - 714 с.
29Хайт, В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах [Текст] : сб. науч. ст. / В.Л. Хайт. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 456 е.; Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки [Текст]: Сб. науч. трудов / под ред. В.Л. Хайта. -М.: НИИТАГ, 1998. - 146 с.
Проблемы композиционной организации архитектурной формы и архитектурного пространства, функциональной планировки и пространства отдельного помещения, формирования цветосветовой среды интерьера решаются в работах И. Араухо30, Н.М. Гусева, В.Г. Макаревича31, С.А. Малахова32, И. Иттена33, A.B. Степанова34, Н.И. Смолиной35, A.B. Ефимова36.
Особенности подходов, принципы проектирования, семиотичность и метафоричность процессов, касающихся проектирования архитектурного
37 38
пространства, затрагивалась B.JI. Глазычевым , А.Г. Раппапортом , C.B. Норенковым39, И.Е. Линевич40 и др.
Специфика художественно-образного содержания, вопросы формирования композиционной целостности предметно-пространственной
30 Араухо, И. Архитектурная композиция [Текст] / И. Араухо. - М.: Высшая школа, 1982. -208 с.
31
Гусев, Н.М. Световая архитектура [Текст] / Н.М. Гусев, В.Г. Макаревич. - М.: Стройиздат, 1973. - 248 с.
Малахов, С.А. Архитектурная композиция как профессиональный метод [1екст]: учебное пособие / С.А. Малахов. - Куйбышев: Куй�