автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Рыжиков, Василий Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Рыжиков, Василий Олегович

Введение

Содержание

Глава I

Развитие композиционных концепций жилого интерьера в архитектуре XX века

Глава П

Планово-пространственная организация квартир в контексте социально-экономических условий 1990-х годов

1. Экономические факторы и особенности архитектурно-дизайнерской работы 1990-х годов

2. Инженерно-конструктивные факторы

3. Функциональная организация квартиры

4. Творческие направления в решении жилых интерьеров 1980-1990 годов

5. Проектное сознание и создание художественного образа жилого интерьера

ГлаваШ 'и • •• V.

Архитектурно-художественные приемы и средства организации пространства и их эстетические возможности

1. Стены в композиции жилого пространства

2. Организация поверхности пола

3. Композиционные приемы решения потолка

4. Композиционные приемы решения освещения

5. Мебель и оборудование в организации пространства интерьеров

Глава IV

Закономерности архитектурно-художественной организации пространства квартиры

1. Проблема стиля и ансамбля

2. Комплексность и взаимодействие архитектурно-художественных приемов и средств

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Рыжиков, Василий Олегович

1990-е годы в отечественной практике архитектурного проектирования характеризуются небывалым подъемом проектной деятельности в области организации жилого интерьера. Создание индивидуальных проектов частных квартир для конкретного человека, почти полностью отсутствовавшее в отечественной практике более семидесяти лет, становится актуальной темой, без сомнения, требующей теоретического осмысления. Новый метод работы, подразумевающий возможность выражения творческого видения архитектора и одновременно участие в этом процессе заказчика на правах «со-творца», безусловно, послужил причиной формирования новых критериев формообразования, обращения к внепрофессиональным, неклассическим ценностям.

В отличие от проектирования интерьеров на Западе, где искусство архитектора - это сложившаяся форма жизни, традиция, в 1990-е годы в России проектирование частных интерьеров возникло практически на пустом месте. Именно поэтому, в первую очередь, развиваются творческие импульсы, не связанные с устоявшимися формами быта, лишь в небольшой степени привязанные к конкретным функциональным требованиям. Жилым интерьером начинают заниматься утописты, театральные или станковые художники, то есть специалисты, далекие от бытовых и функциональных вопросов. В таких условиях проект квартиры становится похожим на арт-жест, свободный от каких-либо функциональных норм. При этом реализация таких проектов происходит с одобрения заказчика, так как любая форма большого интерьера ему кажется приемлемой: у него нет жестких критериев, которые определяют работу архитектора.

Осознавая актуальность и признавая правомочность такого подхода, нельзя не отметить распространившиеся признаки другого движения. Заказчики, получив доступ к общемировым культурным ценностям, благодаря свободному передвижению по всему миру, открыв возможности изменения жизни с помощью высоких технологий и новых материалов, стимулируют развитие профессиональной проектной культуры, в которую функциональность входит как неотъемлемая часть.

Поэтому с целью выявления художественной ценности городского жилого интерьера России 1990-х годов необходим комплексный анализ взаимодействия функциональных и эстетических факторов, позволяющий наиболее полно раскрыть отправные аспекты проектирования. Актуальность темы связана с возможностью исследования средств и приемов организации жилого интерьера и на основе этого определения закономерностей формирования пространственной структуры квартиры 1990-х годов и ее архитектурно-пластической трактовки. Особенности отечественной практики позволяют выявить ряд своеобразных, не характерных для западного пути развития тенденций.

Проектирование жилого интерьера является одной из наиболее привлекательных тем в популярной литературе и многочисленных периодических изданиях в связи с активным ростом интереса к нему потребителя. Богатый «стильный» интерьер часто становится атрибутом городского образа жизни, своего рода визитной карточкой, говорящей о социальном и общественном положении, а также об увлечениях хозяев. К концу 1990-х годов можно зафиксировать существование около 30 журналов, связанных с жилым интерьером, большинству которых присущ популярный взгляд на проблемы интерьера. Из профессиональных архитектурных журналов можно выделить, пожалуй, лишь несколько таких, которые представляют научный интерес. Это «Проект Россия», главным редактором которого является Бард Голдхоорн, голландец по национальности, что позволило привнести в российскую действительность как бы «взгляд извне», «Проект Классика», издаваемый широко известным искусствоведом Григорием Ревзиным, «Salon interior», самый первый из архитектурных изданий послереформенного времени, начавший издаваться в 1995 году, «Ар-хидом». Не считая первых двух названных изданий, публикации в периодической литературе имеют по большей части описательный характер, фиксирующий конкретное применение тех или иных приемов, и представляют интерес лишь как информационный материал для научного анализа. В то же время эти публикации ценны тем, что дают общее представление о тенденциях использования архитектурных средств и приемов в интерьере.

Особую важность для исследования представляют высказывания и эссе самих архитекторов и дизайнеров. Анализ этого материала явственно показывает отсутствие интереса к какому-либо теоретизированию, наподобие того, каким отличаются итальянские практики, налицо обращение к элементарным жизненным понятиям, бытовому языку, понятному непрофессионалам. Именно поэтому архитекторы предпочитают излагать творческие концепции в интервью, беседах, коротких статьях-комментариях к представленным иллюстрациям. Попытка некой систематизации разрозненных и противоречивых концепций была предпринята рядом архитекторов-интерьерщиков (П.Романов, Л.Айрапетов, Б.Уборевич-Боровский, И.Кочанов, А.Надточий, Э.Забуга и др.), объединившихся в Московское Архитектурное Общество - альтернативу профессиональному Союзу Архитекторов - специалистов в объемной архитектуре. Книга, изданная МАО, так же, как и персональные выставки авторов, выполняет не только рекламные функции, но и в какой-то мере заполняет вакуум в выработке теоретических концепций современного интерьера.

Для анализа эволюции принципов функционального зонирования в пространственной организации жилого интерьера, предпринятой в первой главе, были использованы прежде всего исследования A.B. Иконникова, в частности, его статья, включенная в книгу «Искусство ансамбля», несколько его работ, посвященных истории архитектуры, в которых подробно описано развитие пространственных концепций с точки зрения социальных аспектов. Несомненно ценными с точки зрения выбранной темы является обобщающее исследование

3.Гидиона «Пространство, время, архитектура», выявившего важные особенности формообразования архитектуры модернизма, сопоставляя их с новыми научными открытиями двадцатого века. К категории исторических обзорных исследований, использованных в данной работе, следует отнести также книгу

4.Мак-Коркодейла «Убранство жилого интерьера от античности до наших дней» и «Дома двадцатого века» Оливера Боезера.

Среди источников, освещающих организацию жилых интеръеров в XIX и начале XX веков, следует назвать труды А.В.Тыдмана, И.А.Бартенева, В.Н. Ба-тажковой, исследующих отечественную архитектуру. В наибольшей степени хотелось бы отметить книгу В.В.Кириллова «Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа», в которой рассматривается организация интерьеров особняков и квартир в России, определяются основные закономерности их композиции. Среди работ, посвященных этому времени не менее важными являются труды Е.А.Кириченко, чей несомненный вклад в историю искусства заключается в исследовании отправных аспектов формообразования архитектуры модерна. Среди работ Е.А.Кириченко можно выделить монографию «Федор Шехтель», в которой, наряду с описанием эволюции архитектуры особняков знаменитого мастера, анализируется организация их внутреннего пространства.

Необходимо отметить также работы зарубежных исследователей, использованные в диссертации. Это статьи В.К.Берента, Г.Стемпа, А. Голанкорта об английском доме, труд немецкого искусствоведа Е. Фар-Беккер «Искусство модерна», охватывающий эпоху модерна в разных странах Европы и Америки. Особый интерес для исторического раздела работы представляют статьи Д. Вандербредена из книги «Орта: от Ар Нуво к модернизму», в которых исследователь проводит анализ средств и приемов композиционной организации зон в особняках бельгийского архитектора модерна В. Орта.

В работе над первой главой привлекались статьи Ф.-Л. Райта, А. Аалто, опубликованные в книге «Мастера архитектуры об архитектуре» под редакцией A.B. Иконникова, книги Jle Корбюзье «Архитектура XX века» и А. Аалто «Архитектура и гуманизм». Были использованы также исследования и монографии С. О. Хан-Магометова, посвященных 1920-1930-м годам, работы A.B. Рябуши-на, монографии А.Ф.Еольдштейна о Ф.-Л.Райте, Е.К.Мачульского о Мис ван дер Роэ, обзорные работы И.И.Анисимовой и И.В.Маргиани. Еще необходимо отметить книгу С.Ю.Алексеева и Е.И.Мироновой, труд К.Кирш о немецкой выставке в Вайсенхофе.

При сравнительном анализе организации современного жилого интерьера и процессов формирования среды в 1960-1980-е годы необходимо обратить внимание на широкий перечень источников. Это и работы В.П.Выголова, Я.Е. Дих-тера, В.Ф.Рожанковского, Р.Н.Блацкевича, Т.И.Звездиной, В.И.Мельникова, В.Б.Бурского, это и сборники-альбомы с проектами типовых квартир того времени, изданные ЦНИИЭПом и МНИИТЭПом, и диссертация В.Г.Маленковой «К вопросу о функциональной и эстетической индивидуальности интерьера квартиры в условиях массового индивидуального строительства», и ряд научных статей российских и зарубежных исследователей из книги «Жилище в России: век XX», среди которых можно выделить работы А.Рубла, С.Коткина, М. Близнаковой, А.Высоковского и В.Паперного.

Разнообразные научные области, затрагиваемые в диссертации для воссоздания полной картины жилого интерьера 1990-х годов, потребовали обращения к источникам, охватывающим разноплановые сферы культурного развития.

Во-первых, необходимо назвать теоретические концепции деконструкти-визма, постмодернизма и контекстуализма и других направлений, являющиеся актуальными и по сей день и разработанные в зарубежной искусствоведческой литературе. Из списка зарубежных авторов хотелось бы выделить Ч.Дженкса и П.Эйзенмана. Среди отечественных исследований, раскрывающих теоретические поиски конца XX века в Европе и Америке, необходимо назвать сборник статей 1998 года «Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки». Этот сборник включает статьи В.Л.Хайта, Т.Ю.Николенко, А.В.Иконникова, Т.И.Возвышаевой и М.В.Нащокиной, которые характеризуют основные мировые творческие направления в архитектуре. Также хотелось бы упомянуть статьи И. Добрицынной, в частности, работу «Архитектура деконструктивизма в потоке истории», опубликованную в журнале «Вопросы искусствознания», в которой подробно описаны основополагающие аспекты теории деконструктивизма.

Во-вторых, нельзя не отметить культурологический подход к формированию новых аспектов проектного средового сознания. Работы Г.Курьеровой, представляющие фундаментальные исследования истории и теории итальянского дизайна второй половины XX века, указывают на отправные положения постмодернизма, многие из которых только зарождаются в России. Книга Г. Курьеровой «Итальянская модель дизайна. Предметно-поисковые концепции второй половины XX века», явившаяся результатом многолетней работы, раскрывает процесс сложения проектной системы итальянского дизайна. Исследование В. Барышевой «Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера» представляется ценным для нас, так как оно посвящено одному из наиболее характерных аспектов современности - трансформации и изменчивости среды.

В-третьих, большую роль в работе сыграли теоретические исследования теоретические исследования в области методологии анализа "категорий стиля и интерьерного ансамбля. В частности, была использована работа А.И.Каплуна «Стиль и архитектура». В этой книге автор, исследуя основные искусствоведческие категории (стиль, ансамбль, синтез искусств и др.), сосредотачивает внимание на характеристиках двух основополагающих понятий: «стиля эпохи» и «исторического стиля». Работа Г.Ревзина «Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала XX века» интересна для настоящего исследования тем, что предлагает альтернативный традиционному стилистическому анализу подход, опирающийся на новом определении стиля как некоего семантического поля. В работе над главой «Проблемы стиля и закономерности архитектурно-художественной организации пространства квартиры" привлекались труды А.В.Иконникова, А.Г.Раппапорта, И.А.Прониной, Р.Арнхеймаидр.

В-четвертых, необходимо отметить освещение российской архитектурно-интерьерной практики и попытки адаптации общемировых культурологических тенденций к современной ситуации в России. В диссертации использовались многочисленные работы Г.Ревзина, опубликованные в периодических изданиях и сборниках статей, в особенности, его эссе «Возвращение композиции» в журнале Искусствознание и статья «Архитектура NEXT» в Проекте Россия, в которых искусствовед исследует новые методы проектирования и новые модели архитектурно-художественного сознания 1990-х годов. Среди авторов, раскрывающих данную проблематику, можно упомянуть также С. Ситара, И.Добрицину, О.Кабанову, А.Ложкина, Е.Микулину, И.Уткина, М.Филиппова и др.

Однако исследования, в котором бы рассматривалась взаимосвязь индивидуального проектирования жилых интерьеров 1990-х годов и теоретических принципов формирования пространства, не проводилось.

Новизной работы является всестороннее рассмотрение функциональных и эстетических аспектов проектирования жилого интерьера 90-х годов XX века в их взаимосвязи. Речь не идет о попытках оправдания радикального функционализма, а скорее о новой его интерпретации, при которой он остается важной составляющей проектного процесса и одновременно по-новому осмысливается с эстетических позиций.

В среде некоторых архитекторов и критиков слово «функционализм» так же, как и «требования заказчика», обладает резким отрицательным смыслом. Действительно, ассоциации с рационализированным функционализмом 60-х годов вызывает отчуждение, а романтический функционализм 20-х хоть и был признан, но остался утопичным. Современная версия функционализма в жилом интерьере означает нечто специфичное, определяемое правилами с большим количеством исключений, несмотря на то, что типологические функциональные процессы в жилище определенны и неизменны.

Область проектирования жилого интерьера, находящаяся на пересечении разнообразных дисциплин - архитектуры, промышленного дизайна, инженерной науки, ремесленного мастерства и художественного искусства - не получила исчерпывающего теоретического исследования. Не претендуя на создание жесткой и абсолютно стройной научной системы, настоящая работа призвана наметить основные особенности проектной организации интерьера. По мнению А.Бранци, итальянского теоретика, основателя Академии Домус, теоретические модели проектирования или «метафоры» крайне нужны профессиональному сознанию, которое без них дезорганизуется, чахнет, теряет профессиональную перспективу.

В ходе исследования прослежены основные этапы развития концепций жилого интеръера XIX - XX веков, выявлены наиболее значимые факторы, способствующие возрождению индивидуального проектирования и оказавшие влияние на сложение планово-пространственной организации квартир, проанализированы конкретные примеры с целью определения наиболее часто используемых средств и приемов организации пространства.

Целью диссертации является выявление художественных закономерностей взаимодействия средств и приемов организации жилого интерьера 1990-х годов.

Исходя из поставленной цели, в процессе работы решались следующие задачи: выявление динамики изменения значения функционального зонирования в исторических концепций жилого интерьера, исследование ведущих факторов, оказывающих влияние на проектирование интерьеров, определение взаимосвязи зонирования квартиры и ее архитектурно-пластической трактовки, организации освещения, композиционных и колористических решений на основе конкретных примеров архитектурных проектов интерьеров, анализ роли архитектурно-проектного сознания в создании целостного художественного образа, выявление композиционных принципов и приемов ансамблевости в жилом интерьере 1990-х годов.

Предметом исследования стали концепции планово-пространственной организации жилого интерьера середины XIX - XX веков, реализованные проекты жилых интерьеров, проектные разработки в этой области 1990-х годов, представленные в виде чертежей, натурных съемок, перспектив, компьютерных визуализаций и т.д., а также проектные идеи и творческие концепции архитекторов и художников по интерьеру 1990-х годов.

Безусловно в настоящем исследовании невозможно было охватить все многообразие реализованных и существующих в виде проектов решений квартир 1990-х годов. Для анализа отбиралась лишь небольшая часть примеров, наиболее наглядно иллюстрирующих применение выделенных в исследовании приемов или использование обозначенных в нем средств. По мнению автора, отобранные для примеров квартиры дают возможность выявить спектр закономерностей архитектурно-художественной организации жилых интерьеров России последнего десятилетия XX века.

В работе присутствуют сразу несколько методов анализа. Прежде всего, это так называемый факторный подход, когда на основе внешних факторов выстраивается поверхностная картина рассматриваемого периода. Основной же упор в работе дается на искусствоведческий анализ конкретных решений организации жилых интерьеров и последующую их систематизацию. Методика исследования базируется как на работе с научной литературой, так (и в большей степени) на сборе материалов в процессе общения с архитекторами, художниками по интерьеру, изучения реализованных проектов квартир и практической работы по проектированию интерьеров.

Выявленные в процессе работы принципы и закономерности представляют наибольшую ценность для профессионалов - архитекторов, дизайнеров, художников по интерьерам. Очевидно, что область проектирования жилых интерьеров, которая составляет один из наиболее распространенных «продуктов» проектной деятельности, не получила должного искусствоведческого осмысления на данный момент. Хочется надеяться, что данная работа - шаг на пути к восполнению этого пробела. Исследование поможет внести ясность в применении тех или иных приемов, послужит помощью в систематизации методов работы не только на основе экономических отношений «заказчик-архитектор», но и на основе понимания общехудожественной, эстетической ценности среды.

Результаты работы могут представлять интерес также для искусствоведов, теоретиков дизайна, представителей проектных фирм, специализирующихся на проектировании частных интерьеров, так как затрагивают широкий спектр вопросов, касающихся различных сфер культурной деятельности. Результаты работы могут быть также использованы в образовательных процессах.

Временные границы исследования (1990-2000 года) определены, исходя из того, что этот этап дает основание отделить его от предшествующего этапа формирования интерьера в условиях массового жилищного строительства. За последние десять лет сформировалось новое отношение к жилому интерьеру, архитектурно-художественной организации в нем функциональных зон.

Именно изучение отечественного опыта проектирования преимущественно в крупных городах (Москва, Санкт Петербург и др.) представляется наиболее ценным для исследования, так как дает информацию о широком спектре течений в области проектирования жилых интерьеров и позволяет наиболее полно раскрыть вопросы работы.

Диссертация объемом 199 страниц состоит из Введения, четырех глав и Заключения, библиографии (203 источника), включает приложение со схемами к третьей главе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимодействие функциональных и эстетических факторов в архитектурно-художественной организации городских жилых интерьеров"

Заключение

В результате сравнительного анализа, проведенного в исследовании, сделан вывод, что многие аспекты формирования среды жилого интерьера явились продолжением возникших в предыдущий исторический период принципов. Архитекторы в проектировании жилых интерьеров 1990-х годов активно развивают ансамблевость пространств модерна, основанных на единстве принципов формообразования предметно-пространственной среды. Современные квартиры и интерьеры модерна сближает тяга к комфорту и одновременно выражение архитектурными средствами атрибутов социальной жизни заказчика, внимание к разработке деталей, наделение их высокой художественностью. В области планировочных решений авторы проектов 1990-х годов чаще всего отказываются от анфиладных композиций, характерных для XVIII и XIX веков и развивают принципы организации пространства, разработанные мастерами архитектуры первой половины XX века: Ф.Л.Райтом, В.Гропиусом, Л.Мис ван дер Роэ и другими архитекторами, используют их идею «перетекающего пространства».

Современное проектирование квартир невозможно без овладения многими принципами функционализма, композиционные решения интерьеров 1990-х годов свидетельствуют о внимании к функциям и взаимосвязям отдельных зон, но одновременно такая тенденция не является наиглавнейшей частью проектного процесса в той степени, как это было в 1920-е и 1960-е годы. Чрезвычайное разветвление жилых функций квартиры, появление новых функциональных компонентов, направленных на обеспечение определенного качества жизни, требуют более глубокой интеграции функциональных и эстетических аспектов, определения в каждом конкретном случае степени взаимозависимости в рамках трех вариантов: отсутствие отражения функциональных процессов в пространстве интерьера; полная интеграция и соответствие им; подчинение избыточным потребностям, подразумевающее наличие функционально не освоенных зон, предметов, приспособленных для выполнения заведомо ненужных операций (гиперфункциональность).

При определении многочисленных импульсов эстетического осмысления среды 1990-х годов, в нем были выявлены наиболее важные черты. Прежде всего, это выработка особого отношения к понятию «стиль», которое все труднее четко охарактеризовать. Эта категория в процессе проектирования квартир чаще всего означает «семантическое поле», источниками которого становятся не только исторические стили прошлого или национальные особенности разных регионов, но широкий круг аспектов, связанный с восприятием окружающей действительности.

Второй важной чертой эстетического осмысления среды является соучастие, которое подразумевает взаимодействие в проектном процессе профессионального и обыденного сознания. Вследствие этого развиваются две формы диалога заказчика и архитектора. Первая означает творческий путь проектировщика в русле образной идеи заказчика. Вторая форма утверждает приоритет сознательного волеизъявления архитектора перед путем нахождения компромисса с желаниями потребителя, при этом автор проекта создает его как бы «для себя», а заказчик принимает концепцию интерьера в сложившимся виде.

Третьей чертой, присущей сознанию 1990-х годов, является ситуацион-ность, которая стала причиной распространения театральности и программной «несерьезности». Это произошло за счет влияния других сфер искусства, в том числе процессуальных искусств, ориентированных на скоропреходящее действие, киноискусство, театр и т.д. Интерьер оказался готовым принять и творческий потенциал «бумажной архитектуры», и технические наработки в области «объемного» проектирования. В таком виде интерьерное проектирование превращается в своеобразную творческую «отдушину», позволяющую воплощать различные художественные концепции.

В качестве наиболее важных функциональных аспектов, раскрытых в работе, необходимо выделить частичное обособление отдельных групп зон (например, спальной зоны или детских от парадной части), увеличение количества функций, превращающих квартиру в относительно автономный от внешнего мира организм (постирочная, гардеробная, кладовая, устройства для приготовлении и хранении пищи), добавление или актуализацию специфичных зон: кабинета, зимнего сада, тренажерной и т.д. Кроме того, усиливается зонирование внутри устоявшегося функционального комплекса: в ванных комнатах кроме саун и джакузи появляются телевизоры, на кухне возникает барная стойка, в спальне - место для косметического туалета. В результате, при сохранении или уменьшении числа комнат в квартире, средняя площадь заметно увеличивается по сравнению с 1970-1980-ми годами.

Функциональная организация квартиры 1990-х годов носит индивидуальный характер, вследствие чего отдельные зоны в том или ином пространстве получают различные площади, а функциональные связи между ними значительно трансформируются.

Область эстетического и область функционального, являясь двумя полюсами в проектном сознании, тем не менее, совмещаясь в проекте, становятся интегрированным полем композиционной деятельности, в котором одна категория от другой трудно отделима. Процесс взаимодействия отражается в организации, изменении связей, формы и статуса пространства, выражающихся в объединении, отделении или акцентировании.

Анализируя особенности этого взаимодействия, можно сделать вывод о некоторых закономерностях организации жилого интерьера.

Каждый из пяти элементов интерьера (стены, пол, потолок, освещение, мебель) играет огромную роль в сложении ансамбля жилого интерьера. Образная концепция жилого интерьера 1990-х годов рождается из взаимосвязи всех частей, в которой трудно в целом выделить наиболее или наименее значимые элементы. При сравнении групп композиционных средств и приемов, применяемых в рамках стен, пола, потолка, освещения и мебели, сделано заключение, что одни и те же средства часто удовлетворяют запросам и объединения, и выделения, и корректировки пропорций конструктивных элементов, и акцентирования функциональных зон.

В целом, ансамбль интерьера 1990-х годов в России, как и во всем мире, развивается на основе диалектики выразительности и индивидуальности предметов и общей организации архитектурных элементов. Монументально-декоративная стенопись, мозаика, витражи и лепнина возвращаются в жилой интерьер на правах высокохудожественных средств его организации, но одновременно пластическое и колористическое решение архитектурных элементов, наделяясь чертами эстетической изобразительной осмысленности, превращает эти элементы в произведения искусства, подчеркивающие театрализованность интерьера. В организации пространства жилого интерьера усилилась тенденция переноса композиционного и смыслового значения на архитектурную трактовку его элементов, подчинения образного строя поверхностям пола, стен и потолка.

В исследовании взаимодействия средств и приемов организации жилого пространства были выявлены основные закономерности взаимосвязи элементов интерьера, которые можно объединить в две группы. Первая группа включает в себя аспекты, связанные с архитектурно-художественной организацией компо

183 зиции интерьера. Подобие форм - наиболее распространенный принцип ан-самблевости - основывается на единой для всех элементов интерьера схеме формообразования. Этот принцип означает не столько присутствие одинаковых форм, сколько единую концепцию их создания, прослеживаемую и на уровне организации плана, и на уровне отдельных деталей. В эту же группу входят сближенное цветовое и тоновое решение, схожесть текстуры и фактуры.

Вторая группа включает аспекты, связанные с семиотическим содержанием и функциональной трактовкой интерьера. Взаимосвязь стен, пола, потолка, освещения и мебели в современном интерьере в значительной степени обусловлена смысловым единством, способами его выражения в организации пространства, основывающимися на условности и декоративности, а также за счет подчинения единой функциональной программе.

В исследовании сделан вывод, что при выборе способа взаимосвязи компонентов интерьера архитектору приходится лавировать между многочисленными направлениями организации пространства, подчас прямо противоположными. Всякое жесткое, законченное в себе решение в жилом интерьере вступает в противоречие с другими соображениями, возникающими по ходу проектирования. Выделенные методы взаимосвязи элементов интерьера не всегда применяются в единой совокупности. Перед архитектором в каждом случае стоит выбор индивидуального метода, в результате чего открывается сложная и многогранная картина сложения ансамбля жилого интерьера.

 

Список научной литературыРыжиков, Василий Олегович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Айрапетов JI. Интервью Николаю Малинину // Табурет. 2000. - № 4. - С. 164-171: ил.

2. Аалто А. Архитектура и гуманизм: Сб. статей / Пер. с фин., англ., фр., нем.; Под ред. А. Гозака. М.: Прогресс, 1978. - 221 е.: ил.

3. Алексеев С.Ю., Миронов Е.И. Структура пространства жилого дома. Эволюция представлений: Учебное пособие. Ростов на Дону: Рост. гос. архит. ин-т, 1995. - 57 е., 27 ил.

4. Анисимова И.И. Индивидуальный жилой дом: История и принципы проектирования: Учебное пособие. М.: Ладья, 2000. - 112 с.

5. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984. - 193 е.: ил.

6. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М.: Сов. художник, 1987.-230 е.: ил.

7. Архив 2000. Архитектурные студии и мастерские. Вып. 1. М.: ИЦ Табурет, 2000.-181 е.: ил.

8. Архитектура Запада. Т 4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1987. - 181 е.: ил.

9. Архитектурная бионика / Под ред. Ю. С. Лебедева. М.: Стройиздат, 1990. -286 е.: ил.

10. Асс К. Обман зрения // Проект Россия. 2002. - № 24. - С. 33-35.

11. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Д.: Художник РСФСР, 1984.-228 е.: ил.

12. Барышева В.Е. Мобильные элементы и динамическая форма в пространстве жилого интерьера: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1992. - 194 е.: ил.

13. Барышева В.Е. 80-е годы: новые образы жилого интерьера // Техническая эстетика. 1987. -№ 10. - С. 18-22.

14. Берент В.К. Проблема жилища в новейшей архитектуре. // История архитектуры в избранных отрывках / Сост.: М. Брунов, Д. Аркин, Н. Брунов, М.: Изд-во Всесоюзной Акад. Архитектуры, 1935. - С. 453-472.

15. Бранци А. Вещи и дома // Domus. 1989. - № 2. - С. 17-28.

16. Браун Бэй. Гнездышко. Студия Арх-4. Интерьер под знаком «пи» // Проект Россия. 1997. - № 7. - С. 33-39.

17. Быть или казаться? «Круглый стол» на тему «Современная типология и профессиональная культура» И Архитектурный вестник. 1999. - № 3 (48).- С. 50-55: ил.

18. Бычкова О. Высокий штиль или тихая гавань // Salon interior. 2001. - № 10 (55).-С. 122-129: ил.

19. Васильев С. Там, где свободно дышится // Salon interior. 1998. - № 15 (21).- С. 44-59: ил.

20. Вейдле В.В. Умирание искусства: размышления о судьбе литературного и художественного творчества. С-Пб: AXIOMA, 1996. - 332 с. - (Серия «Классика искусствознания»).

21. Всеобщая история архитектуры. В 12-ти т. / Гл. ред. коллегия: Н.В. Баранов и др. Т. 10. -М.: Стройиздат, 1972. 592 е.: ил.

22. Всесоюзный конкурс мебели // Декоративное искусство СССР. 1975. — №7.-С. 11-12: ил.

23. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века / Пер. с польского М.В. Предтеченского; Под ред. B.JI. Глазычева. М.: Стройиздат, 1990. - 286 е.: ил.

24. Гропиус В. Границы архитектуры. -М.: Искусство, 1971- С. 23-64.

25. Генисаретский О.И. Образ и пространство // Художественное проектирование: Сб. научно-методических материалов. М.: Советский художник, 1987. -С. 147-163.

26. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: Сб. статей. М.:, 1987. - С. 39-53. - (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 52).

27. Гедымин А. Родом из классики // Salon interior. 1999. - № 10 (33). - С. 8089: ил.

28. Гершкевич Е. Между замыслом и вымыслом. // Salon interior. 1998. - № 1 (17).-С. 42-50.

29. Гидион. 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1988. - 567 с.

30. Гинсбург М.Я. Жилище. Опыт пятилетней работы над проблемой жилища. М. - Л.: Гос. научно-техническое изд-во строит, индустр. и судостроения, 1934.- 191 е.: ил.

31. Гозак А. Алвар Аалто. -М.: Стройиздат, 1976. 175 е.: ил.

32. Гольдштейн А. Ф. Франк Ллойд Райт. М.: Стройиздат, 1973. - 136 с.

33. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак и др., 1997. - 373 с.

34. Гропиус В. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971. 285 с.

35. Губернский Ю.Д., Лицкевич В.К. Жилище для человека. М.: Стройиздат, 1991,- 227 с.

36. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1985. -135с.: ил.

37. Дизайн: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Рос. Акад. Художеств., НИИ теории и истории изобраз. искусства. М., 1995. - 142 с.

38. Дихтер Я.Е. Квартира московской семьи. -М.: Московский рабочий, 1984. -144 е.: ил.

39. Добрицына И. Архитектура деконструктивизма в потоке истории // Искусствознание. 2000. - № 1. - С. 257-286.

40. Добрицына И. Архитектурный ансамбль как пространство поведения. // Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза: Сб. науч. трудов / Ред. И.А. Азизян, А.И. Кириллова. М.: ВНИИТАГ, 1990. - С. 94-111.

41. Едике Ю. История современной архитектуры. М.: Искусство, 1972. — 246 е.: ил.

42. Емельянович И.И. Основные тенденции развития современного жилого интерьера: Конспект лекций. М.: МГТА, 1992. - 24 с.

43. Епифанова С. Философия практики: Интервью с Б. Уборевичем-Боровским // Salon interior. 2001. - № 9 (48). - с. 54-59: ил.

44. Ефимов A.B. Связь между цветом и формой // Интерпрессграфик. 1979. -№ 3. - С. 56-59.

45. Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история: Монографический сб. -М.: Три квадрата, 2001. 192 с.

46. Иконников A.B. Архитектура XX века. Реальность и утопии: Сб. статей. -М., 1996. -112 с.

47. Иконников А. В. Архитектура в уходящем веке // Вести союза архитекторов России. 2000. - № 2 (6). - С. 2-6.

48. Иконников A.B. Архитектурный ансамбль. М.: Знание, 1979. - 48 е., 8 л. ил. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Строительство и архитектура»).

49. Иконников A.B. «Дом будущего» воспоминание о вчерашней мечте или реальная перспектива? // Техническая эстетика. - 1984. - № 4. - С. 13-16.

50. Иконников A.B. Архитектура Москвы XX век. М.: Московский рабочий, 1984.-222 с.

51. Иконников A.B. Зарубежная архитектура. От «Новой архитектуры» до постмодернизма. -М.: Стройиздат, 1982. -255 е.: ил.

52. Иконников A.B. Творческие концепции современной архитектуры России и их развитие в международном контексте // Архитектура. Т. 1. Архитектура 1990-х годов: проблемы и концепции. М.: Труды РААСН, 1995.

53. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-286 е.: ил.

54. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., Стройиздат, 1990. - 335 е.: ил.

55. Ильин И.П. Постструктуализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 253 с.

56. Интерьер современной квартиры / Блацкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В.Е., Бурский В.Б. М.: Стройиздат, 1988. - 220 е.: ил.

57. Кабанова О. Конец прекраснодушной эпохи // Проект Россия . 1999. - № 11.-С. 26-28: ил.

58. Кантор K.M. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. -М.: Искусство, 1967. 279 с.

59. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. - 232 с.

60. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. М.: ВНИИТЭ, 2000. -123 с.

61. Кес Д. Стили мебели / Пер. с венгерского. Будапешт: Академия наук Венгрии, 1981. - 270 с.

62. Кириллов B.B. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М.: Издательство Московского Университета, 1979. - 214 е.: ил.

63. Кириллов В.В. Путь поиска и эксперимента: Из истории сов. архитектуры 20-нач. 30-х гг. -М.: Изд-во Московского Университета, 1974. 223 е.: ил.

64. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М.: Стройиздат, 1973. - 141с.: ил.

65. Кирш К. Поселок Вайсенхоф. Выставка Веркбунда «Жилище». Штутгарт 1927,- Штутгарт: Институт международных отношений, 1992. 68 е.: ил., табл.

66. Кислова Н.В. Эпоха необарокко // Дизайн на Западе: Сб. статей МВНИИТЭ. -М., 1992. С. 7-17. - (Библиотека дизайнера. Сер. «Зарубежный дизайн»).

67. Козлова А. Несколько лет, которые изменили мир //Мир и Дом. 2000. - № 1.-С. 86-88.

68. Козловски П. Культура постмодерна. -М.: Республика, 1997. 238, 1. с.

69. Колейчук В.Ф. Кинетизм направление дизайнерского формообразования // Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне: Сб. статей. - М., 1982. - С. 68-81. - (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 33).

70. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2000. -434 с.

71. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века. -М.: ВНИИТЭ, 1993. 154 е.: ил. - (Библиотека дизайнера. Сер. «Зарубежный дизайн»),

72. Курьерова Г.Г. Проектная концептуалистика 80-х гг: новое мышление и «иное» мышление // Творческие направления в современном зарубежном дизайне: Сб. статей. М., 1990. - С. 22-44. - (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 60).

73. Курьерова Г.Г. «Что впереди?» // Дизайн на Западе: Сб. статей. М.: ВНИИТЭ, 1992. - С. 47-66. - (Библиотека дизайнера. Сер. «Зарубежный дизайн»).

74. Курьерова Г.Г. Экологическая ориентация в современной проектной культуре Западной Европы // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: Сб. статей. М., 1987. - (Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 52).

75. Курьерова Г.Г. Экология искусственного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: ВНИИТЭ, 2000. - 98 с.: ил.

76. Ле Корбюзье. Искусство XX века / Сост. М.Ф. Толмачев; пер. с фран. В.Н. Зайцева, В.В. Фрязинова; под ред. и с послесловием К. Т. Топуридзе. М.: Прогресс, 1970.-203 с.

77. Лифанов В. Единое пространство на одного // Salon interior. 1999. - № 10 (33).-С. 42-53: ил.

78. Ложкин А. Квартира как разгадка русской души // Проект Россия. 2001. -№20.-С. 33-40.

79. Лучкова И.И., Сикачев А.В. Жилая ячейка как продукт дизайна // Техническая эстетика. 1969. - № 8. - С. 23-25.

80. Любимова Г.Н. Поиски рационального использования пространства квартиры // Техническая эстетика. 1969. - № 10. - С. 20-23.

81. Макаров К.А. К понятию декоративности // Искусство ансамбля: Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда: Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусства Акад. Художеств СССР. Под ред. Некрасовой М. А. -М., 1988. С. 289-333.

82. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней /Пер. с англ. -М.: Искусство, 1990. 247 е.: ил.

83. Маленкова В.Г. К вопросу о функциональной и эстетической индивидуальности интерьера квартиры в условиях массового индивидуального строительства: Дис. . канд. искусствоведения. -М., 1968. 199 с.

84. МАО: Архитектурные интерьеры. Кн. I. -М.: СканРус, 2000. 328 е.: ил.

85. Маргиани И.В. Интерьер индивидуального жилого дома в творчестве мастеров архитектуры Запада («эпоха мастеров»): Уч. пособие. Екатеринбург: Наука, 1993.-201 е.: ил.

86. Мастера архитектуры об архитектуре / Под общей ред. A.B. Иконникова и др. -М.: Искусство, 1972. 591 с.

87. Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2-х т. М.: Искусство, 1975.-544 е.: ил., 584с.: ил.

88. Мачульский Г.К. Мис Ван Дер Роэ. М.: Стройиздат, 1969. - 256 е.: ил.

89. Мержанов Б.М. Современная квартира. М.: Стройиздат, 1974. - 192 е.: ил.

90. Микулина Е. Дворцы для нового народа // Проект Россия. 2002. - № 24. -С. 57-68.: ил.

91. Можаров А. Помпеи, рожденные заново // Salon interior. 1999. - №4 (27). С. 78-89.: ил.

92. Монахова Л.П. В поисках новой модели жилища: Выставки «Визиона» // Декоративное искусство СССР. 1973. - № 2. - С. 33-35.

93. Мурадов Г. Преобразующие пространство // Четыре комнаты. 1999. - № 6.-С. 66-77.: ил.

94. Николаев П. Ностальгия по эллинизму // Salon interior. 1999. - № 1 (24). -С. 158-163.

95. Паперный В.3. Культура Два. -М., 1996.

96. Планы квартир в домах массового строительства 1994-1996 гг.: Сб. / Департамент строительства Правительства Москвы МНИИТЭП. М., Высшая школа, 1996. - 32 с.

97. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Вышэйшая школа, 1984. -167 е.: ил.

98. Попова Н.В. Этапы качественной и предметной среды жилища // Социальные и художественно-конструкторские проблемы формирования предметной среды жилища: Сб. статей. М., 1980. - С. 23-34. - (Труды ВНИИ-ТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 27).

99. Проблемы стилевого единства предметного мира: Сб. статей. М., 1980. - 126 с. - (Труды ВИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 24).

100. Пронина И.А. Ансамбль интерьера. Понятие и методология изучения // Русское искусство нового времени: Исследования и материалы: Сб. статей. -М.: Рос. Акад. Художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусства, 1997.

101. Райт Ф. Л. Будущее архитектуры / Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1960. -246 е.: ил.

102. Раппопорт А.Г. Заметки о природе архитектуры // Вопросы искусствознания. 1994. - № 1. - С. 25-49.

103. Раппопорт А.Г. К пониманию архитектурной формы // Искусствознание. -2000.-№1.-С. 168-226.

104. Раппопорт А.Г. Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. -М.: Стройиздат, 1990. 344 е.: ил.

105. Ревзин Г.И. Архитектура NEXT // Проект Россия 1999. - № 13. - С. 2632.

106. Ревзин. Г.И. В Венеции как дома. Две квартиры Михаила Филиппова // Проект Классика. 2001. - № 2. - С. 90-97: ил.

107. Ревзин Г.И. Возвращение композиции // Искусствознание. 1999. - № 1. с. 446-457.

108. Ревзин Г.И. Здесь и теперь // На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры: Материалы научной конференции под ред. В.П. Толстого и Д. О. Швидковского. М.: НИИ теории и истории искусств Российской Акад. художеств, 1997. - С. 57-78.

109. Ревзин Г.И. Интерьер как утопия П Проект Россия. 1997. - № 6. - С. 2534: ил.

110. Ревзин Г.И. .О проблемах современного интерьера. // Архидом. -1998.-№3 (7).-С. 22-26: ил.

111. Ревзин Г.И. Отрицание как позитивная программа // Проект Россия. -1997. -№ 5. С. 73-75.

112. Ревзин Г.И. Проблема стиля в архитектуре неоклассицизма начала XX века: Дис. . канд. искусствоведения. -М.: НИИТАГ, 1992.

113. Резников О. Театрализация интерьеров // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2001. - № 03 (25). - С. 62-64.

114. Ренато Де Фуско. Ле Корбюзье дизайнер. Мебель, 1929. - М.: Советский художник, 1986. - 107 е.: ил.

115. Бофилль Р. Пространства для жизни. М.: Стройиздат, 1993. - 135 е.: ил.

116. Рожанковский В.Ф. Принципы ансамблевости в сложении жилого интерьера // Культура жилого интерьера: Сб. статей под ред. И. А. Крюковой. -М.: Искусство, 1960. С. 67-80.

117. Розенталь Р. Хатцка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971. 223 с.

118. Рябушин А. Предметная среда и интерьер жилища // Архитектурное творчество СССР: проблемы, суждения, информация: Сб. статей. Вып. 6. -М.: Стройиздат, 1979,- С. 52-55.

119. Рябушин A.B. Развитие жилой среды. Проблемы, закономерности, тенденции. М.: Стройиздат, 1976. - 381 е.: ил.

120. Рябушин A.B. Футурология жилища за рубежом 60-70-е годы. М.: ВНИИТЭ, 1973. - 147 е.: ил.

121. Рябушин A.B., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / ЦНИИ истории и теории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986.-272 е.: ил.

122. Сидорин A.M. Замечательные дома. М.: Архитектура и строительство России, 1999. - 127 е.: ил.

123. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Дис. . доктора искусствоведения / ВНИИТЭ. М., 1990. - 424 с.

124. Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век: художественно-проектные концепции русского авангарда. -М.: Информ-издат, 1994. 373 с.

125. Ситар С. Авангард в дестабилизированной культуре // Проект Россия. -2000.-№ 15.

126. Ситар С. Место предисловия // Проект Россия. 1999. - № 13. - С. 2632.: ил.

127. Ситар С. Стиль как товар // Проект Россия. 2002. - № 24. - С. 36-40.

128. Скокан А. Снова про Арт-Деко. Открытое письмо Андрею Бокову // Проект Россия. 2001. - № 21. - С. 78-80.

129. Смирнов Ю. Итальянцы в России // Salon interior. 1998. - № 6 (22). - С. 34-47: ил.

130. Смолина А. Архитектура, растворенная в материале // Salon interior. -1999. № 4 (27). - С. 79-77: ил.

131. Смолина А. Все, что душе угодно // Salon interior. 1999. - № 10 (33). -С. 72-79: ил.

132. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1990.-344 е.: ил.

133. Соловьев Н. К. Архитектор Анри Соваж (от «Арт-Нуво» к «трехмерному урбанизму») // Синтез искусств и художественная культура: Сб. научн. трудов.-М., 1995.-С. 103-112.

134. Тыдман A.B. Динамизм, статичность и стабильность в пространстве интерьеров домов-дворцов эпохи классицизма // Русский классицизм II пол. 18 нач. 19 веков / Отв. ред. Поспелов Г.Т. - М.: Изобраз. искусство, 1994. - С. 51-58.

135. Уборевич-Боровский Б. Философия практики: Интервью с Епифановой С. // Частная архитектура. 2001. - № 9 (48). - С. 54-59: ил.

136. Урбан A.C. Архитектура интерьера и внутреннего оборудования жилища // Проблемы архитектуры: Сб. материалов под ред. А.Я. Александрова. T.I. Кн.1. -М.: Изд-во Всесоюзной акад. архитектуры, 1936 С. 217-244: ил.

137. Уткин И. «Час монстра» // Проект Россия. 1999. - № 11. - С. 100-104: ил.

138. Ухова-Либерманн В. Весь этот джаз // Архидом. 1999. - № 5 (13). - С. 60-66.

139. Фадеева А. Инго Маурер // Salon interior. 1997. - № 5 (15).

140. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Köln: Köneman, 1996. - 425 е.: ил.

141. Филиппов М. Город квартир // Проект Классика. 2001. - № 2. - С. 86-89: ил.

142. Филиппов М. «Я из прошлого века»: Интервью с Е. Полковниковой // Архидом. 2002. - № 3 (29). - С. 26-30: ил.

143. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. М.: Стройиз-дат, 1990.-534 е.: ил.

144. Хайт В.Л. "Дурновкусие" или изменение вкусовых критериев? // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 4. - С. 11-12.

145. Хан-Магометов С. О. М. Я. Гинсбург. -М.: Стройиздат, 1972.

146. Хан-Магометов С.О. Константин Мельников. М.: Стройиздат, 1990. -269с. :ил.

147. Хан-Магометов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -424 е., ил.

148. Ценности, образ жизни и жилая среда: Сб. статей. М., 1987. - 120 с. -(Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика»; вып. 51).

149. Чердак Тома, Нью-Йорк // Domus. 1989. - № 3. - С. 64-69.

150. Шапиро А. Домашний звездопад. Вселенная для отдельно взятой семьи // Salon interior. 1999. - № 4 (27). - С. 38-49: ил.

151. Шапиро А. Стильная фантазия на тему комфорта // Salon interior. 1998. - №4(20).-С. 60-67: ил.

152. Шимко В. Китч профанация или норма дизайна? // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2001. -№ 5/6 (28). - С. 126-133: ил.

153. Шимко В. Эмоциональные основы формирования архитектурного образа // Архитектура. Строительство. Дизайн. -2002. № 3 (31). - С. 80-83: ил.

154. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990. - 318 е.: ил.

155. ШустоваН. В поисках стиля // Форма. 1999. - Осень. - С. 5-11: ил.

156. Шустова Н. Свет как зрелище // Форма. 1999. - Осень. - С. 24-29: ил.

157. Щукин А. Элитное жилье по-русски: кирпич, охрана плюс гараж // Проект Россия. 1997. - № 6. - С. 38-48: ил.

158. Якимович А.К. «Искусство после катастрофы». Художественная культура советского региона (семантический аспект) // Советское искусствознание. Вып. 27: Сб. статей и публикаций. М.: Советский художник, 1991. - С. 540.

159. Ball Y. К. Architecture and interior design: Europe and America from Colonial Erato Today. New York, 1980.

160. Banham R.A. A home is not a house // Architectural Design. 1969. - № 7.

161. Beate-Wedekind. New-York interiors. Köln, Lisboa, London, New York, Paris, Tokio: Tashen, 1997. - 1980.

162. Boissere O. Twentieth-century houses: Europe. Paris: Pierre Terrail editions, 1998.-208 p.: ill.

163. Brolin Brent C. The failure of modern architecture. London, 1976.

164. Brussels. Fin de siecle / Edited by Roberts-Jones. Paris, 1994. - 279 p.: ill.

165. Capella J. Larrea Q. Lampada Borealis // Domus. 1996. - № 785. - P. 7275.: ill.

166. Casson Madden C. Rooms with a view. Two decades of Outstanding American Interior Design from the Kips bay decorator show houses. New-York: PBC international Inc., 1992.

167. Chinng Francis D.K. Interior design illustrated. New York: Nostrand Reinhold, 1987.- 319 p.: ill.

168. Contemporary designers. London, Chicago: St. James Press, 1985. - 658 p.: ill.

169. Contemporary European Architects. Köln: Tashen. - Vol. 1 / Wolgang Am-soneit. - 1994. - 160 p.: ill. - Vol. 2 / By Dirk Meyhöfer. - 1994. - 176 p.: ill. -Vol. 3 / Philip Jodidio. - 1995. - 176 p.: ill.

170. Dorrans Saeks D. California interiors. Köln, Lisboa, London, New York, Paris, Tokio: Tashen, 1999.

171. Dunham J. Details of Frank Lloyd Wright. London: Thames and Hudson Ltd., 1994.

172. Eisenman P. En Terror Firma: in Trails of Grotextes // Architectural Design. -1989.-№1/2.-P. 41-43.

173. Fiell C., Fiell P. Modern furniture classics since 1945. London: Thames Hudson Ltd., 1991. - 190 p.: ill.

174. Fiell C., Fiell P. Charles Rennie Machintosh (1868-1928). Köln, Lisboa, London, New York, Osaca, Paris: Tashen.

175. Gargiani R. Auguste Perret: La theorie et Voeuvre. Paris: Gallimard: Electa, 1994.-338 p.: ill.184. GioPonti.- Milano, 1988.

176. Gossel P., Lenthauser G. Architecture in the Twentieth Century. Köln, Bonn, Berlin, Scotsdale: Tashen, 1991.

177. Hoppen К. East meets West: Global design for contemporary interiors. Con-ran: Octopus, 1998.

178. Horta: Art nouveau to modernism / Ed. by Françoise Aubry and Jos Vander-breeden. Ghent: Ludion press, 1996. - 231 p.: ill.

179. Jencks C. Architecture today. London: Acad. Editions, 1988. - 358 p.: ill.

180. Kraftner J., Riha G. Bauen in Osterreich.- Wien-Munchen: Edition Christioin Brandstaffer, 1983.

181. Kron J, Slesin S. High-tech: The industrial style. A source book for home / Forew. By E. Ambasz; Des. By W. Bernard. London: Penguin books, 1980. -XII, 286p.: ill.iL

182. Massey A. Interior design of the 20 century. London: Thames and Hudson Ltd., 1994. -216p.: ill.

183. Musee Horta. Françoise AUBRY conservateur sait-gilles, 1997.

184. Nicolas B. Living with folkart: Ethnic styles from around the world. London: Thames a Hudson, 1991. - 192 p.: ill.

185. Ojeda O. R. Americkaniche Apartments. Innovationen in Entwurf und Ausführung. Herausgegeben von Oscar Rieda Ojeda. Köln, 1997.

186. Pile J. F. Interior design. New York, 1988. - 543 p. : ill.

187. Salon interior: Лучшие интерьеры 1995-1999. M.: Салон-пресс, 1999. -361 е.: ил.

188. Salon interior: Лучшие проекты 2000-2001. M.: Салон-пресс 2001. - 232 е.: ил.

189. San Pietro S., Scevola A. Urban interiors in Italy. Milano: Edizioni L archivolto, 2000.

190. Stamp G, Goulancourt A. The English house 1860-1914. The flowering of English domestic architecture. London, 1986.

191. Stern R.A. Selected works. New York, 1991. - 144 p. : ill.

192. Vanity Case by Stark: Каталог выставки «Чемоданчики Филиппа Старка». /Вступ. ст. А. Боровского, Г. Ревзина. -М., С-Пб., 2002.